Ценностно-сысловые ориентации представителей различных поколений

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    501,04 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ценностно-сысловые ориентации представителей различных поколений

Психолого-педагогического факультет

Специальности «Педагогика и психология»

Кафедра теоретической и прикладной психологии






Выпускная квалификационная работа

Ценностно-смысловые ориентации представителей различных поколений

на примере возрастных групп 25-35 и 45-55 лет





Выполнил студент

заочной формы обучения

Сотников Филипп Евгеньевич




-2011 учебный год

АННОТАЦИЯ

Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, основного содержания (теоретической и эмпирической главы), заключения, библиографии, приложений.

Во введении обосновывается актуальность исследования; определяются объект и предмет исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость работы; формулируются её цели и задачи; выдвигается гипотеза, описываются методы и база исследования.

В Главе 1 рассматривается теоретическое исследование в соответствии с проблематикой работы.

В Главе 2 представлен процесс исследования, дано описание и обоснование использовавшихся методик, представлен анализ полученных в процессе исследования данных, сформулирован вывод по исследованию.

В заключении подведены итоги работы, сформулированы основные выводы, намечены перспективы дальнейших исследований.

Библиография представляет собой перечень научных источников, использовавшихся в процессе работы.

В приложения были отнесены таблицы полученных первичных данных и их математический анализ, рисунки и графики, а также заполненные респондентами бланки анкетирования и тестирования.

THE SUMMARY

given final qualifying work will consist of introduction, the basic content (the theoretical and empirical chapter), the conclusion, the bibliography, appendices.urgency of research proves in introduction; the object and an object of research are defined, the theoretical and practical importance of work reveals; its objectives and a problem are stated; the hypothesis is put forward, methods and base of research are described.Chapter 1 theoretical research according to a problematics of work is considered.Chapter 2 process of research is presented, the description and a background of used procedures is given, the analysis of the data received during research is presented, the conclusion on research is stated.the conclusion works are summed up, the basic conclusions are stated, prospects of further investigations are planned.bibliography represents the list of the scientific sources used during work.appendices tables of the received primary data and their mathematical analysis, pictures and charts, as well as the forms of questioning filled by respondents and testings have been carried.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

§1. Различные представления о «ценностях» и «ценностных ориентациях» в структуре личности

.1 Философские, социологические и психологические представления о проблеме ценностей и ценностных ориентаций

.2 Классификации ценностей и ценностных ориентаций личности

.3 Роль и влияние ценностных ориентаций на структуру личности и реализацию её деятельности

§2. Различные представления о «личностных смыслах» в структуре личности

2.1 Основные представления о проблеме личностных смыслов в западной психологии

2.2 Основные представления о проблеме личностных смыслов в отечественной психологии

.3 Роль и влияние личностных смыслов на структуру личности и её жизнедеятельности

.4 Соотношение «ценностей», «ценностных ориентаций» и личностных смыслов в общей структуре личности

§3. Формирование ценностно-смысловой сферы личности в онтогенезе

.1 Психологические механизмы формирования ценностно-смысловых ориентаций

.2 Формирование и развитие ценностно-смысловой сферы в онтогенезе и факторы, влияющие на её различия у разных поколений

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП 25-35 И 45-55 ЛЕТ)

.1 Организация исследования

.2 Описание и обоснование выбора методов исследования

.3 Анализ и интерпретация полученных данных

.4 Выводы по исследованию

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Процесс резкой смены политических, социально-экономических и идеологических установок в России, перестройка, переход страны на рыночные отношения в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века повлек за собой много последствий и в других сферах жизни общества и каждого гражданина в отдельности. На смену декларируемой идеологии марксизма - ленинизма, социализма, всеобщего равенства и братства всех и каждого, главенства и руководящей роли партии КПСС во всех сферах деятельности общества, пришел рынок со своим главенством, руководящей ролью частной собственности и декларируемой свободной конкуренцией. Таким образом, произошло изменение декларируемой на государственном уровне системы норм права, а соответственно, социальных и экономических условий жизни общества и вытекающих из этого ценностей культуры, являющихся основой для существования любого государства и социума. В целом, этот процесс в истории нашей страны назвали перестройкой, результатом которой стало то, что перестал существовать Союз Советских Социалистических Республик, а на его значительно уменьшившихся территориях под руководством иностранных специалистов - носителей соответствующих культурных ценностей, советников, предоставленных США, появилось новое образование под названием Российская Федерация, объявившее себя демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что социально-экономические, политические, идеологические изменения в обществе влекут за собой изменения системы ценностей общества, социальных групп, отдельной личности [40]. Изменения во внешних условиях существования индивида выражаются во внутренней смене ценностных критериев оценки человеком самого себя и окружающего мира [30].

Безусловно, произошедшие резкие изменения внешних условий существования граждан РФ не могли не привести к изменению ценностных критериев оценки гражданами самих себя и окружающего мира, не могли описанные выше события не повлиять на социальное и психологическое состояние населения страны, на то, как граждане нового государства - Российской Федерации, с психологической точки зрения, восприняли новые условия существования, как стали в новых условиях выстраивать межличностные отношения; как стали самоидентифицировать себя, как по-новому, по-демократически, с учетом уровня понимания основ рыночной экономики, начали реагировать, какие появились новые, отличные от социалистических, системы ценностей и мотиваций, в каком направлении стало формироваться мировоззрение каждого гражданина, какие психологические паттерны исчезли или появились, какие пришли им на смену в новых условиях социализации, как граждане «новой России» стали строить процесс воспитания молодого поколения. Все вышеописанное по сути своей возможно назвать проще - новые ценностно-смысловые ориентации современного общества.

Актуальность работы. Чрезвычайно сложным для каждого современного гражданина является процесс участия в построении здорового, процветающего, конкурентоспособного, успешного общества, надежно объединенного не столько территорией проживания и бюджетами соответствующих уровней, сколько схожими ценностными и смысловыми направленностями носителей культуры, традициями, присущими данному обществу, что является залогом выживаемости этого общества, социума и целостности государства как единого социального организма. Главная сложность может заключаться в размытости культурных ценностей по причине разобщенности ценностно-смысловых ориентаций представителей этого социума.

Актуальность вышеозначенных проблем и способность повлиять со стороны психолого-педагогического сообщества на ослабление, а в дальнейшем полное предотвращение происходящих негативных психологических процессов в обществе, а также необходимость формулирования проблематики с целью дальнейшей выработки адекватных решений существующих проблем, определила тему исследования:

Ценностно-смысловые ориентации представителей различных поколений (на примере возрастных групп 25-35 и 45-55 лет).

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, чтобы, продолжив более глубокое и детальное изучение данной тематики, концептуально сформулировать рекомендации, которые в случае их выполнения, смогут положительно повлиять на формирование относительно гармоничного, конструктивно-действующего социума как единого организма, объединенного ценностными, культурными и социальными нормами.

Цель работы: выявление ценностно-смысловых ориентаций представителей различных поколений (на примере возрастных групп 25-35 и 45-55 лет).

Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности.

Предмет исследования: ценностно-смысловые ориентации представителей различных поколений.

Определение объекта, предмета и цели исследования, предварительное изучение психолого-педагогической, исторической, социологической, специализированной, философской и методической литературы, позволили сформулировать гипотезу:

Преобладающие ценности, используемые представителями различных возрастных категорий для достижения субъективной успешности и внутренней гармонии, различаются: представители старшего поколения ориентированы на коллективистские ценности, младшего - на ценности индивидуальности.

В рамках достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:

. Теоретически изучить ценностно-смысловую сферу личности, процесс её формирования в онтогенезе и факторы, влияющие на её изменчивость.

. Выявить и сравнить ценностные и смысловые ориентации представителей разных возрастных категорий (на примере возрастных групп 25-35 лет и 45-55 лет).

Тема, цель, задачи, гипотеза исследования обусловили выбор методов исследования:

теоретические (изучение и анализ психологической, педагогической, социологической, философской и методической литературы по проблеме исследования);

эмпирические (анкетирование, тестирование, изучение документации, анализ и сопоставление полученных данных с использованием методов математической обработки).

Для проведения эмпирического исследования нами были использованы следующие методики.

1. Анкета для определения ценностно-смысловых направленностей деятельности, субъективно-значимых оценок современного общества с точки зрения достижения личностью оптимального уровня успешности, комфорта и конкурентоспособности, ценностных направленностей субъективно-важных параметров, необходимых для успешной социализации в современном обществе.

2.       Анкета для определения уровня самооценивания достижений, внутренних мотивов самореализации, способов оценивания факторов, мешающих и способствующих успешности в современном обществе, ценности для респондентов разных возрастных групп осуществляемых ими видов деятельности.

3.       Анкета для определения ценностных и социальных установок респондентов, используемых ими в повседневной деятельности для достижения личных целей и для достижения внутренней гармонии.

4.       Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности на уровне

нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов, а также определения культурных ценностей.

. Методика предельных смыслов Д.А. Леонтьева.

База исследования: группа из 30 мужчин и женщин в возрасте от 25 до 35 лет, и группа из 30 мужчин и женщин в возрасте от 45 до 55 лет, граждан Российской Федерации. Гендерный баланс выборки составлял 50/50 в обеих группах, все участники на момент опроса не находились в местах лишения свободы, не состояли на учете в наркологическом и психиатрическом диспансере, не являлись участниками маргинальных групп и объединений, не находились под воздействием психотропных препаратов (со слов). Иных ограничений при группировке не предъявлялось.

Во введении обосновывается актуальность исследования; определяются объект и предмет исследования, раскрывается теоретическая и практическая значимость работы; формулируются его цели и задачи; выдвигается гипотеза, описываются методы и база исследования.

В Главе 1 «Теоретическое исследование ценностно-смысловой сферы личности» описаны различные подходы к описанию ценностей и личностных смыслов в структуре личности с точки зрения зарубежных и отечественных ученых. Представлены классификации ценностей и ценностных ориентаций, описана роль и влияние ценностей и смыслов на структуру личности и реализацию её деятельности. Рассмотрен процесс формирования ценностно-смысловой сферы в онтогенезе, раскрыты некоторые механизмы формирования ценностно-смысловых ориентаций, дано описание данного процесса в соответствии с возрастной периодизацией и факторов, влияющих на различия ценносто-смысловой сферы у разных поколений

В Главе 2 «Эмпирическое исследование ценностно-смысловых ориентаций представителей различных поколений (на примере возрастных групп 25-35 и 45-55 лет)» описан процесс исследования, дано описание и обоснование использовавшихся методик, представлен анализ полученных в процессе исследования данных, сформулирован вывод по исследованию.

В заключении подведены итоги работы, сформулированы основные выводы, намечены перспективы дальнейших исследований.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

§1. Различные представления о «ценностях» и «ценностных ориентациях» в структуре личности

1.1     Философские, социологические и психологические представления о проблеме ценностей и ценностных ориентаций

.1.1    Основные представления о проблеме ценностей и ценностных ориентаций в зарубежной психологии и социологии

В различных психологических школах понятию «ценность», как составляющей части личностной структуры придается различное описание. Так, австрийский психолог и психиатр, основатель психоанализа, З.Фрейд, не касался проблемы ценностей непосредственно, но соотнесенность с ними в его теории присутствовала при описании «Суперэго» и его функций. «Суперэго» у Фрейда представлено бессознательными и социально-обусловленными моральными устоями, этическими ценностями и нормами поведения, регулирующими деятельность «Эго», ограничивая его. При этом Фрейд указывает на три функции «Суперэго»: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов, соответственно регулирующих ограничение или запрещение определенной сознательной деятельности; оценку деятельности независимо от мотивов и потребностей «Ид» и «Эго», а также развитие самого «Суперэго». Фрейд полагал, что «Суперэго» ребенка формируется на основе модели «Суперэго» его родителей и является своего рода хранителем сложившихся от поколения к поколению традиций и суждений ценности[40]. Таким образом, в соответствии с теорией Фрейда, ценности не являются изменяющимся из поколения в поколение компонентом в структуре личности, а являются лишь следствием степени индивидуальной сформированности «Суперэго».

Являясь представителем неофрейдизма, Э. Фромм пытался социологизировать теорию Фрейда, выдвигая предположение о том, что у каждого человека имеется потребность в ценностях, направляющих его поступки и чувства. При этом, Фромм объяснял те или иные исторические или социальные события, ссылаясь на соответствующие им психологические механизмы.

Другая представительница неофрейдизма - К. Хорни, считала основной мотивацией человеческих поступков «коренную тревогу» - фиксированное внутреннее свойство психической деятельности[51].

Типология социальных характеров американского социолога психоаналитического направления Д. Рисмена построена на внешнем или внутреннем происхождении ценностных ориентаций личности. Социальный характер он определяет как «более или менее постоянную, социально и исторически обусловленную организацию стремлений индивидуума и его возможностей их удовлетворить» [42,321]. По его мнению, причинами ценностных ориентаций личности является определенное мировоззрение человека, сформировавшееся под воздействием социальной среды, одобряющей или отвергающей те или иные ценности.

Социологи У. Томас и Ф. Знанецкий при исследованиях социальной установки осуществляли анализ взаимосвязей ценностей личности и общества и понимали под социальной установкой состояние сознания индивида относительно некоторой ценности. Поведение личности в обществе оценивалось ими с точки зрения «социальной ситуации», включающей в себя социальные нормы и ценности, социальную установку индивида и определение им ситуации. Они считали, что определение ситуации индивидом, исходя из собственных установок или групповых норм, позволяет судить о его степени приспособляемости к социальному окружению, конформности [42,351].

Таким образом, теории психоанализа и теориям неофрейдистов, свойственны врожденность механизмов развития личности, основанных при этом на противоречии потребностей личности, обусловленных содержанием «Ид» и «Эго», социальных норм содержащихся в «Суперэго» и уровня его сформированности.

В то же время немецкий культурфилософ и психолог Э. Шпрангер, основатель «понимающей психологии», восходящей к идеям немецкого философа и психолога В. Дильтея, развил совершенно другой подход к проблеме ценностных ориентаций в структуре личности. Следуя учению В. Дильтея о том, что задача психологии заключается в раскрытии смысловой, душевной жизни личности, ценностных ориентаций [13], Э. Шпрангер полагал, что «психология является описательной и понимающей наукой, а не нормативной» [54,358]. Он считал, что посредством основы личности - ценностной ориентации, личность познает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию, являющуюся мотивом устремлений личности. По мнению Э. Шпрангера, ценностная ориентация личности - продукт общей ценностной ориентации человечества, являясь производной частью общего человеческого духа [40]. То есть, ценностная ориентация личности, по Шпрангеру, зависит от ценностной ориентации среды его социализации, при этом под понятием ценностной ориентации он подразумевал часть человеческого духа, присущего всем людям, не структурируя системно данный феномен.

Представителями гуманистического направления в американской психологии проблема человеческих ценностей - смысловых образований рассматривается с точки зрения их регулятивной роли. Американский психолог А. Маслоу, полагал, что, анализируя человеческие желания, надо понимать, что за каждым из них стоит какое-то другое, более фундаментальное желание, определяемое как цель, или ценность до момента достижения этой цели или ценности, после чего появляется новая цель (ценность), к которой стремится индивид, в соответствии с предложенной А. Маслоу пирамидой потребностей. Именно эти базовые цели и стремления должны быть главным предметом исследования человеческой мотивации, считает А. Маслоу. При этом высшей ступенью в иерархии потребностей в своей теории он ставит самоактуализацию - стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. По его теории, все самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации «бытийных» ценностей, потому что эти ценности выступают как жизненно важные потребности [28]. При этом он считал, что не всем людям свойственно достигать уровня самоактуализации по причине нереализованности предыдущих ступеней его пирамиды потребностей. В соответствии с данной теорией, ценность является стремлением человека реализовать свои потребности через развитие своих способностей.

По мнению Т. Парсонса, ценности играют важнейшую роль в процессе интеграции социальных систем. Благодаря нормам и ценностям действие приобретает направленность, а связанная совокупность ценностей делает возможным взаимодействие в обществе. Он отмечал, что для того чтобы оценить состояние, в котором находится данное общество необходимо определить систему ценностей, которой придерживаются его члены. То есть, Т. Парсонс считал ценность предметом, объединяющим общество, дающим возможность взаимодействовать индивидам внутри этого общества.

В теории логотерапии и экзистенциального анализа, разработанной австрийским психотерапевтом, психологом и неврологом, В. Франклом, центральным звеном выступает понятие «смысл жизни». Франкл считает, что «важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент» [46,123]. Согласно Франклу, смысл жизни можно обнаружить тремя путями: совершая дело (подвиг), переживая ценности, путем страдания. Таким образом, в соответствии с теорией личности В. Франкла, ценности служат предметом эмоционального отношения, участвующего в процессе построения жизненных смыслов.

Американский психолог М. Рокич определяет ценности как «… устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [цит. по 21]. По мнению Рокича, ценности характеризуются следующими признаками:

1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, невелико;

2)      все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

)        ценности организованы в системы;

)        истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

)        влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Таким образом, не смотря на то, что в разных теориях личности западных психологов проблема ценностей, мотивов и ценностных ориентаций несколько по-разному сформулирована, в том или ином виде она затронута в большинстве теорий о структуре и свойствах личности. Это в свою очередь говорит о неразрывности ценностного аспекта со структурой личности, его функции направления векторов деятельности. И, учитывая его специфику, наблюдаемую во всех теориях личности, возможно сделать вывод о его формирующей роли в структуре личности.

.1.1    Основные представления о проблеме ценностей и ценностных ориентаций в отечественной психологии и социологии

В отечественной психологии сложился целый ряд школ и направлений, посвященных изучению свойств личности, но, несмотря на многообразие трактовок, в качестве ведущей личностной характеристики выделяется направленность [40].

В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующие отношения» (В.Н. Мясищев).

В настоящее время в отечественных исследованиях ценностных ориентации наблюдаются две основные тенденции: первая - стремление создать обобщенные теории строения и функционирования ценностных регуляторов поведения личности. В рамках этой тенденции активно разрабатываются различные характеристики ценностных ориентации: структура (А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, А.И. Титаренко, В.А. Ядов); механизм формирования (Л.М. Архангельский, В.В. Водзинская, B.А. Панпурин); иерархичность (С.С. Бубнова, И.Г. Дубов, Н.И. Лапин).

Регулятивную роль ценностных ориентации в жизнедеятельности человека исследуют М.И. Бобнева, О.И. Зотова, И.Ю. Истошин; вторая тенденция - исследование ценностных ориентации приобретает прикладной, характер. Особенно наглядно это проявляется в педагогических исследованиях, посвященных проблемам молодежи и образования. Исследованы структура и динамика ценностных ориентации различных групп молодежи, дифференцированных по социальному, региональному, возрастному и другим признакам (Р.Г. Гурова, В.Т. Лисовский; В.С. Собкин, Ч.А. Шакеева). В рамках данного направления в отдельную группу можно выделить работы авторов, в которых подробно рассматривается формирование определенной совокупности ценностных ориентации молодежи: духовных (Т.И. Петракова); трудовых (П.Р. Игнатенко); профессиональных (А.Я. Боев).

Ценности - это обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на основе которых субъект осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности, стремясь к определенным благам.

Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей, их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности.

Они являются составными элементами сознания, формируются в определённых социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, детерминируют поведение человека, задают ему определённый «горизонт видения». Таким образом, ценностные ориентации являются важнейшей составляющей характеристики личности человека, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, детерминируют и регулируют его поведение [5,21].

Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам [там же].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что понятие личностная ценность не может рассматриваться в отрыве от общества и социальной среды.

По мнению отечественного психолога Б.Г. Ананьева, исходным моментом индивидуальных характеристик личности, является её статус в обществе, равно как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе этого статуса формируются её системы социальных ролей и ценностных ориентаций. Статус, роли, и ценностные ориентации, образуя первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения, и, во взаимодействии с ними, - индивидуальный характер и склонности, присущие личности. В этой связи Б.Г. Ананьев рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных звеньев в комплексном изучении личности и закономерностей её развития [40].

С.Л. Рубинштейн также писал, что «ценности - … производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека» [37,369].

По мнению А.Г. Здравомыслова, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, её внутренним миром [15].

О.Г. Дробницкий выделяет два полюса ценностного отношения к миру - предметные ценности, выступающие объектами направленных на них потребностей и ценности сознания или ценности-представления. Первые есть объекты наших оценок, вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок [14]. При этом предметные ценности выражают деятельную потребность человека, они являются «знаками», опредмеченными во внешних объектах человеческих способностей и возможностей, символизирующих последние в виде «значения» предметов, получивших социальную санкцию.

В концепции субъект-объектных взаимодействий, представленной теорией деятельности А.Н. Леонтьева, понятие субъективных ценностей в какой-то степени ассоциируется с понятием значимости, предполагающим связь индивидуальной представленности значений с эмоционально-мотивационной сферой [19].

Основываясь на концепции А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сержантов делает вывод, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами - значением и личностным смыслом. Личностный смысл ценностей - это их субъективное отношение к потребностям человека. Он определяется как объектом, выполняющим функцию ценностей, так и зависит от самого человека. Значение ценности есть совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе [39,152].

По мнению В.Ф. Сержантова, ценности в отношении к индивидуальному сознанию находятся в двояком отношении: они отражены в нем как значения, имеющие для индивида определенный смысл. При этом в состав значений включаются такие компоненты, которые характеризуют их как ценности, "... то есть их социально опосредованные функционально-праксеологические определения" [39,176].

На двойственный характер ценностей указывает и Ю.А. Шерковин. Ценности становятся фактом сознания благодаря опыту. Поскольку природа опыта социальна и одновременно индивидуальна, ценности также приобретают двойственный характер. "Они социальны, поскольку обусловлены опытом в связи с положением человека в обществе, системой воспитания, системой усвоенных им от общества и групп значений, и одновременно индивидуальны, поскольку в них сосредоточен неповторимый жизненный опыт данного лица, своеобразие его интересов и потребностей, его привычки и усвоенные типы поведения" [53].

Бобнева М.И. указывает на то, что ценности и ценностные представления, как высшие качественно определенные образования субъективного понимания мира личностью, являются основными регуляторами и посредниками социального воздействия при социальной регуляции поведения личности [6]. Исходя из этого, их можно подразделять на ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-средства.

С точки зрения диспозиционной концепции В.А. Ядова, рассматривающего диспозиции личности (осознание готовности личности к оценке ситуации и поведению, обусловленного ее предшествующим опытом) как иерархически организованную систему, вершину которой образует общая направленность интересов и система ценностных ориентаций, как продукт воздействия общих социальных условий, можно предложить в качестве основания группировки ценностей определенные состояния модальности диспозиций (активированные, "дремлющие", относящиеся к центральным потребностям и к "периферийным") [38].

Концептуальное определение ценностей, выдвинутое Ш. Шварцем, включает пять формальных особенностей:

1. Ценности - это убеждения (мнения). Но это не объективные, холодные идеи. Наоборот, когда ценности активируются, они смешиваются с чувством и окрашиваются им.

2. Ценности - желаемые человеком цели (например, равенство) и образ поведения, который способствует достижению этих целей (например, честность, склонность к помощи).

3. Ценности не ограничены определенными действиями и ситуациями (то есть трансцендентны). Послушание, например, относится к работе или школе, спорту или бизнесу, семье, друзьям или посторонним людям.

4. Ценности выступают как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий.

5. Ценности упорядочены по важности относительно друг друга. Упорядоченный набор ценностей формирует систему ценностных приоритетов. Разные культуры и личности могут быть охарактеризованы системой их ценностных приоритетов [17].

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что отечественные психологи, рассматривая проблемы ценностей и ценностных ориентаций, обращают больше внимания на их структуру и влияние на формирование тех или иных механизмов соответствующих реакций личности, а представления о ценностях и ценностных ориентациях рассматриваются в контексте деятельностных проявлений личности во взаимоотношениях личности с окружающей средой. Благодаря этому, исследование ценностей и ценностных ориентаций в работах отечественных психологов носит более структурированный характер, что на сегодняшний день уже позволяет применять эти знания в прикладном значении. Кроме того, в работах отечественных психологов, в отличие от работ западных их коллег по аналогичной тематике, наблюдается отсутствие оценочных характеристик по отношению к тем или иным типам ценностей и отстраненность от обоснования правильности, неправильности, продуктивности или непродуктивности тех или иных склонностей личности к какому-либо типу ценностей и ценностных ориентаций, что говорит о большей научности данных работ с точки зрения «понимающей психологии» Э. Шпрангера.

1.2     Классификации ценностей и ценностных ориентаций личности

.2.1    Классификации ценностей и ценностных ориентаций личности в работах зарубежных психологов и социологов

В зависимости от принадлежности теорий личности различным авторам, различаются и способы классификации ценностей и ценностных ориентаций. Так, З. Фрейд подразделял характеры личности в зависимости от принадлежности к выделенным им ориентациям. Прегенитальная ориентация у Фрейда характеризуется такими чертами личности, как жадность, зависимость, стремление к скупости, тогда как генитальная ориентация характеризуется продуктивным, зрелым характером, более высоким в этическом отношении [48]. Таким образом, характерология Фрейда подразумевает, что добродетель является естественной целью человеческого развития, однако связь между характером и этикой высказывается неявно. Такая типология, по нашему мнению, не дает возможности отобразить всю полноту многообразия особенностей личности по причине её полярности.

Как отмечает Э. Фромм, говоря об этой связи, «она и должная оставаться довольно путаной, частью из-за противоречия между фрейдовским релятивизмом и имплицитным признанием гуманистических этических ценностей, частью из-за того, что Фрейд, уделяя главное внимание изучению невротического характера, недостаточно внимания уделял анализу и описанию генитального и зрелого уровней развития характера» [49].

При этом Э. Фромм ценности личности делит на две категории:

официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности

действительные, бессознательные (порожденные социальной системой).

Вторая категория ценностей является непосредственными мотивами человеческого поведения. Обе группы структурированы и представляют собой иерархию, «… в которой высшие ценности определяют все прочие, как необходимые для реализации первых, соотносительные понятия» [49,285].

Фромм подчеркивает независимость социального и исторического характера человеческих потребностей от органических потребностей. Пытаясь объединить социологический и психоаналитический подходы, Фромм соотносит прегенитальный и генитальный типы ориентаций Фрейда с «непродуктивным» и «продуктивным» типами ориентаций, имеющими различные системы соотношений ценностей. Он выделяет несколько типов «непродуктивной» ориентации: рецептивный (получающий), эксплуататорский (берущий), накопительский (сохраняющий) и рыночный (обменивающий). Продуктивная ориентация (производящий, дающий тип характера), по словам Фромма, отличается подчинением всех усилий человека целям роста и развития всех его потенций [50].

К. Хорни считала основной мотивацией человеческих поступков «коренную тревогу» - фиксированное внутреннее свойство психической деятельности. И, исходя из этого, выделяла следующие типы мотиваций поведения: потребность в любви и привязанности; стремление к власти, престижу и обладанию; отвращение к соперничеству; невротическое чувство вины [51].

Д. Рисмен в качестве основных описывает исторически обусловленные «ориентированный изнутри» и «ориентированный извне» типы социального характера. Поведение первого определяется, по его мнению, интернализованными в раннем детском возрасте нормами, ценностями и жизненными принципами. «Ориентированная изнутри» личность является более целеустремленной, динамичной, предприимчивой, более открытой к переменам и нововведениям, требующей или осуществляющей «позитивное лидерство». Поведение «ориентированной извне» личности определяется не собственными принципами, а «другими», то есть ценностями окружающих, модой, внешними влияниями, существующей системой общественных связей. При этом «ориентированный извне» человек характеризуется не только слабым «суперэго», представляющим собой интернализованную систему норм и ценностей, но и слабым самостоятельным «Я». Такой человек обезличен, стандартизован современным потребительским обществом, пассивен и становится объектом манипулирования [42,298-299].

На основе исследований социальных установок, анализа связей между ценностями личности и общества, У. Томас и Ф. Знанецкий выделяли три типа личности, в соответствии с их ценностными ориентациями: мещанский (ориентирующийся на традиционные ценности), богемный (характеризующийся нестойкими и несвязанными ценностями, высокой степенью приспособляемости) и творческий (единственный, определяющий развитие общества и культуры) [42,351].

Исходя из своего видения задач психологии, Э. Шпрангер выделил шесть типов личности в соответствии с типами основных ценностей:

теоретический человек - основная ценность - поиск истины;

экономический человек - основной акцент делается на полезных и практических ценностях;

эстетический человек - наивысшей ценностью считаются стиль и гармония, окружающая действительность оценивается и воспринимается с точки зрения изящества или соответствия ситуации;

социальный человек - главная ценность это любовь, стремление ко всеобщей любви, любви ко всему человечеству;

политический человек - основная ценностная направленность - личная власть, влияние, известность, не ограниченные сферой политики;

Данные типы не представляют собой некую классификацию людей, они лишь показывают их различия по ценностным ориентациям. Эти типы абстрактно-метафизически трактуются Э.Шпрангером в качестве универсалий человеческой природы, независимых от места и времени, конкретных исторических и социальных условий.

Таким образом, мы видим, что вышеописанные классификации произведены на основе выделения типологий характеров и личностей, которым присущи определенные типы ориентаций, мотиваций и социальных установок. При этом типы характеров и личностей в свою очередь подразделяются в соответствии со склонностями в своих поведенческих реакциях и соответствующими результатами взаимодействия с окружающей действительностью, что достаточно условно описывает истинное положение в данной области.

А. Маслоу при изучении мотиваций, являющихся следствиями неудовлетворенных потребностей, по сравнению с Фрейдом и его последователями, в большей степени приблизился к изучению ценностей как феномена, предопределяющего осуществляемый личностью вид деятельности. В соответствии со своей теорией личности, основанной на врожденном стремлении человека к более полному выявлению и развитию собственных личностных возможностей, А. Маслоу выделяет две группы ценностей:

Б-ценности (ценности бытия) - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность);

Д-ценности (дефициентные ценности) - низшие ценности, поскольку они ориентированы на удовлетворение какой-то потребности, которая неудовлетворена или фрустрирована.

Таким образом, по мнению А. Маслоу, ценности являются частью мотивационно-потребностной сферы, но при этом рассматриваются без учета определяющей роли социальных и исторических факторов развития личности.

Концепция В. Франкла, сложившаяся в рамках экзистенциальной психологии, по многим своим положениям близка к гуманистической психологии. Исходя из данной концепции, Франклом выделены три группы ценностей - смысловых универсалий, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории [22]. В соответствии с теорией В. Франкла, первую группу ценностей составляют ценности творчества - наиболее естественные и важные, но не необходимые. Основным путем их реализации является труд. Смысл труда заключается в том, что человек привносит в свою работу как личность. Вторая группа - это ценности переживания. По Франклу, богатым ценностным потенциалом обладает любовь. «Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности» [46]. Однако любовь не есть необходимое условие для осмысленности жизни. Наиболее значимыми, по мнению Франкла, являются ценности третьей группы - ценности отношения. «Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным» [47,174]. Эта группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. При этом данная группа ценностей делится на три категории: осмысленное отношение к боли, вине и смерти. В отличие от экзистенциализма, Франкл рассматривает эти категории с оптимистической позиции: «… нет трагических и негативных аспектов, которые не могли бы посредством занимаемой по отношению к ним позиции быть превращены в позитивные достижения» [47,302].

М. Рокич выделяет два класса ценностей:

а) терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;

б) инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность [цит. по 21]. Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

.2.2    Классификации ценностей и ценностных ориентаций личности в работах отечественных психологов и социологов

Как отмечает В.П. Тугаринов, "отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни" [цит. по 2,146].

Он условно делит их на три категории:

. Материальные ценности - техника и материальные блага, они могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями.

. Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость.

. Духовные ценности - образование, наука, искусство. Направленность личности на те или иные ценности - по В.П. Тугаринову - составляет ее ценностные ориентации [43].

О.Г. Дробницкий выделяет два полюса ценностного отношения к миру - предметные ценности, которые выступают как объекты направленных на них потребностей, и ценности сознания или ценности-представления. Первые есть объекты наших оценок, а вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок [14].

Предметные ценности выражают деятельную потребность человека, они являются "знаками", опредмеченными во внешних объектах человеческих способностей и возможностей, символизирующих последние в виде "значения" предметов, получивших социальную санкцию.

В силу того, что ценность есть предмет потребностей человека, а таким предметом может быть вещь или идея, В.Ф. Сержантов делит ценности на две категории - материальные и духовные.

Материальные ценности - орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, компоненты значений которых могут быть представлены следующими основными свойствами:

. Физический статус;

. Техническое устройство;

. Праксеологические функции;

. Социально-экономическая форма.

Духовные ценности есть идеи (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные). Они в силу своей природы характеризуются следующими основными свойствами:1. Информационное содержание и истинностная характеристика;

. Материальное воплощение;

. Аксиологическая функция;

. Социально-экономическая форма.

По мнению В.Ф. Сержантова, ценности в отношении к индивидуальному сознанию находятся в двояком отношении: они отражены в нем как значения, имеющие для индивида определенный смысл. При этом в состав значений включаются такие компоненты, которые характеризуют их как ценности, "... то есть их социально опосредованные функционально-праксеологические определения" [39,176].

А.Ф. Лазурский разработал собственную типологию личностей на основе их отношений к различным явлениям, объектам и ценностям [18]. В основе классификации А.Ф. Лазурского находится преобладание внешних или внутренних источников развития личности ("экзопсихики" или "эндопсихики"). В зависимости от проявлений эндо- и экзопсихического, особенностей приспособления к среде, уровня "одухотворенности", ценностей, идеалов и принципов им выделяется 15 типов, относящихся к низшему, среднему или высшему уровню личности, при этом для выделения групп личности одновременно берутся достаточно разные основания.

А.В. Серым и М.С. Яницким была предложена собственная модель типологии личности, основанная на экспериментальном выделении типов, исходя из целостной иерархии ценностных ориентаций исследуемых [40]. Ими были выделены три типа личности:

. "Консервативный", характеризующийся высокой нормативной обусловленностью поведения, консервативностью, некритичным отношением к традиционным принципам. В общении люди, принадлежащие этому условному типу, в большей степени ориентируются на нормы этикета, несколько искусственны, стремятся сдерживать эмоциональные проявления. Им также присущи повышенная тревожность и внутренняя напряженность.

. "Творческий". Людям, принадлежащим к данному условному типу, свойственны опора на собственные ценности, независимость суждений, низкая конформность, некоторая отчужденность, ориентация на свой внутренний мир, высокий творческий потенциал и развитое воображение.

. "Индивидуалистический", характеризующийся независимостью в поведении, упорством, некоторой агрессивностью, властностью и стремлением к доминированию.

При этом авторы указали на то, что данная типология, как и любая дифференциация людей на основании их ценностных ориентаций, является достаточно условной. Система ценностей человека изменчива, поскольку в значительной степени обусловлена меняющейся социальной средой и статусом личности.

Ш.Шварц подходил к вопросу классификации ценностей и ценностных ориентаций в контексте их универсальности для любой личности и культуры. Шварц выделял семь типов ценностей на уровне личности:

·   власть (Power) - социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;

·   достижение (Achievement) - личный успех в соответствии с социальными стандартами;

·   гедонизм (Hedonism) - наслаждение или чувственное удовольствие;

·   стимуляция (Stimulation) - волнение и новизна;

·   самостоятельность (Self-Direction) - самостоятельность мысли и действия;

·   универсализм (Universalism) - понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;

·   доброта (Benevolence) - сохранение и повышение благополучия близких людей;

·   традиция (Tradition) - уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;

·   конформность (Conformity) - сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;

·   безопасность (Security) - безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.

Также Шварцем была предложена теоретическая модель отношений между десятью типами выделенных им типов ценностей, основанная на двух биполярных осях измерения «открытость изменениям», включающую ценности самостоятельности и стимуляции, в противоположность «консерватизму», включающему ценности безопасности, конформности и традиций и «самовозвышение», включающее ценности власти и достижений, в противоположность «самотрансцендентности», включающей универсализм и доброту. Шварц рассматривал соотношения типов ценностей не только внутри личности, но и, расширяя данные представления до уровня культуры. В этом случае он рассматривал соотношения типов ценностей культуры как особенность социальной группы, характеризующейся социальными нормами, обычаями, традициями [16].

Таким образом, мы видим, что в процессе совершенствования знаний о структуре личности, параллельно совершенствуются знания и о ценностях и ценностных ориентациях, как главной составляющей, влияющей на определенную принадлежность личности не только к какой-то из вышеуказанных условных типологий, но и к определенной культуре. Также, в работах отечественных психологов, в отличие от их коллег ценности и ценностные ориентации рассматриваются как феномен, при этом отсутствует привязка этого феномена к каким-либо условным личностным категориям.

.3 Роль и влияние ценностных ориентаций на структуру личности и реализацию её деятельности

С точки зрения описанных выше подходов, изучающих структуру личности, роль и влияние ценностных ориентаций на данную структуру можно описать следующим образом.

Ценности и ценностные ориентации являются регуляторами поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности - это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект-объект, являющийся связующим звеном между личностью, её внутренним миром и окружающей действительностью [по 40]. Н.Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания. Они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение, картину мира. Они дают основание для выбора из имеющихся альтернатив действия (целей и средств), основания для порядка предпочтений отбора и оценки этих альтернатив, определяя "границы действия", то есть не только направляют, но и регулируют эти действия [31]. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса.

Личностными ценностями становятся те смысловые варианты оценивания, по отношению к которым субъект самоопределился. Конструктивная роль личностных ценностей наиболее явно выступает при интерпретации "моральных решений" и процессов личностной регуляции в процессах принятия решений (интеллектуальных, поведенческих и т.д.). В них субъект реализуется на уровне целостного Я, предполагающего сознательный и ответственный выбор не только в плане внешне заданных альтернатив, но и в плане достигнутого потенциала саморегуляции как внутренней динамики движения мотивов, целей и смыслов. Личностные ценности являются специфической формой функционирования смысловых образований в личностных структурах. Они формируются и проявляются в актуальной регуляции решений субъекта о его предпочтениях и функционируют как определенный уровень развития смысловых образований. Личностные ценности опосредуют переход на более высокий уровень личностных структур тех смысловых образований, которые могли выступать в качестве значимых психических регуляторов деятельности субъекта, "но приобретают ценностный статус только при обращении его личностных усилий на свою смысловую сферу, на собственное Я" [10,100]. В зависимости от задач и целей, которым служит та или иная ценность, они делятся на две основные группы: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности являются важнейшими, это основные цели человека, они отражают временную перспективу жизни личности, то, что для него особенно важно, значимо, ценно как в данный конкретный момент, так и при планирования своего будущего. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий [40].

В социально-психологическом аспекте ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности коллектива. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные через межличностные взаимоотношения. Как справедливо отметила В.Г. Алексеева, "чем меньше расхождений и противоречий между индивидуальными и групповыми ориентациями, и чем в большей степени групповые ориентации учитывают общественные и личные интересы членов коллектива, тем оптимальнее его психологический климат"[1,66].

§2. Различные представления о «личностных смыслах» в структуре личности

.1 Основные представления о проблеме личностных смыслов в западной психологии

Прежде чем рассматривать сущность личностного смысла с различных точек зрения западных психологов, приведем несколько определений понятия «личностный смысл» из психологических словарей:

личностный смысл - выражает отношение субъекта к явлениям объективной действительности [7].

личностный смысл - субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов. При этом мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида [56].

личностный смысл - индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как "значение-для-меня" усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы [35,192].

Понятие «личностный смысл» очень широкое и наряду с ценностями и ценностными ориентациями занимает важное место во многих гуманитарных дисциплинах.

В зарубежной психологии личностные смыслы в тех или иных интерпретациях и контекстах рассматривали З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Шпрангер, Э. Толмен, В. Франкл и многие другие психологи. Ниже приведены описания точек зрения данных ученых на проблему личностных смыслов.

З. Фрейд при рассмотрении понятия «смысл», полагал, что смысл является психическим проявлением «Суперэго», бессознательно регулирующего истинные мотивы поведения, детерминированные биологической основой человека, основанной на инстинктах. При этом он считал, что естественный смысл человеческого развития - добродетель, соответственно смыслы людей с достаточно развитым «Суперэго» отличаются большим стремлением к добродетели, чем смыслы людей с менее развитым «Суперэго». В своих ранних работах, непосредственно касаясь понятия «смысл», он давал такие значения понятию «смысл», как: цель или намерение психического акта, его значимость; действие с лежащими за ним неосознаваемыми мотивами [41]. При этом, Фрейд считал, что попытки человека познать смысл своего существования являются показателем психического нездоровья: «Когда человек задает вопрос о смысле и ценности жизни, он нездоров, поскольку ни того, ни другого объективно не существует; ручаться можно лишь за то, что у человека есть запас неудовлетворенного либидо» [там же].

А. Адлер в рамках развития психоаналитической теории внес значительный вклад в разработку понятия «смысл». Не давая конкретизированного определения понятию «смысл» в определенных человеческих действиях в каких-либо ситуациях, Адлер использует понятие «смысл жизни», для понимания которого необходимо рассматривать частные смыслы действий, направленных на реализацию жизненных целей. В соответствии с его трактовкой, каждому человеку свойственно ориентироваться на какую-либо, специфическую для него цель в жизни, основанную на собственном опыте, ценностях, отношениях, личностных особенностях [41]. Таким образом, А. Адлер объясняет понятие «смысл», исходя из того, что у каждого человека в силу его личностных особенностей существует некий глобальный «смысл жизни», к которому личность стремится, реализуя свою деятельность, каждый акт которой в свою очередь имеет смысловой направленностью достижение этого «глобального смысла». Это в некотором роде соотносится с понятиями «ценности-цели» и «ценности-средства», но при этом смысл этих ценностей является элементом самоопределения личности, эмоциональной наполненностью этих ценностей.

Хотя К.Г. Юнг не рассматривал целенаправленно понятие смысла, оно является основным ориентиром его учения о личности как целостном образовании, и напрямую связано с гармоничным существованием индивида. [там же]. Смысл выступает у К.Г. Юнга в качестве задачи, которую человеку приходится решать в ходе своей индивидуации. Поиск своего индивидуального смысла есть своего рода врожденная потребность, предназначение, содержание которого каждый человек определяет для себя сам, стремясь к целостности, примирению с собой и окружающим миром, преодолевая при этом жизненные трудности и личностные противоречия [57].

Э. Шпрангер, продолжая научные идеи описательной психологии В. Дильтея, не ограничивался рассмотрением субъекта. Он утверждал, что мир субъекта связан с его отношениями с объективной реальностью, с «…отношением ко всем ценным достижениям» [54,355]. При этом данную связь Шпрангер определяет субъективным отношением к переживанию определенной ценности, а значения объективного и субъективного смысла часто могут противоречить друг другу в силу присущих индивиду особенностей его установок на те или иные объективные ценности. Смысловые направления личности в соответствии с особенностями её установок трактуются Шпрангером как универсалии человеческой природы, показывающих различия индивидов по их ценностным ориентациям [по 41].

Э. Толмен, характеризовал поведение как направленное и ориентированное на достижение определенной цели, уточняя, что именно наличие цели делает поведение осмысленным и целостным явлением. Он выдвигал предположение, что в ходе научения организм учится устанавливать смысловые связи между стимулами, формирующими «когнитивную карту» с помощью которой, в дальнейшем, и регулируется поведение индивида. При этом «когнитивная карта» может быть шире и уже, и от этого зависит спектр возможных реакций индивида на различные стимулы[там же]. Таким образом, по Э. Толмену, смысл - это стремление к достижению какой-либо цели, обусловленной личностной предрасположенностью к определенного рода ценностям.

В теории личности, сформулированной В. Франклом, смысл является жизненной задачей, ведущей движущей силой поведения, направленного на реализацию смысла своей жизни в общем плане и в плане смысловой составляющей каждого действия. Франкл считает, что "для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым наделены его поступки" [22,10]. В. Франкл ввел понятие «экзистенциальный вакуум», возникающий при падении старых идеалов и исчезновением соответствующих смыслов бытия, которыми наделена деятельность каждого человека, что ведет к формированию «ноогенных неврозов», связанных с внутриличностными конфликтами между различными ценностями. То есть, при изменении условий окружающей среды, личность, утратившая целостное понимание осмысленности и ценности какого-либо соответственного способа действий по отношению к окружающей среде, оказывается перед необходимостью выбора нового способа действий, что может противоречить её сформировавшейся структуре оценивания и наделения смыслами проявлений себя и окружающей действительности.

.2 Основные представления о проблеме личностных смыслов в отечественной психологии

В отечественной психологии понятие «смысл» наиболее полно представлено в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. Взгляды отечественных психологов на проблему личностных смыслов во многом перекликаются с взглядами западных их коллег, представителей экзистенциально - гуманистического направления.

Таким образом, Л.С. Выготский видел суть личностного смысла в том, что смысл является тем эмоциональным компонентом, который придает соответствующее значение интеллектуальному процессу и деятельностному проявлению личности, наполняя этот процесс и деятельность какой-либо значимостью / не значимостью и нужностью / не нужностью для этой личности в актуальной ситуации, в зависимости от субъективного эмоционального отношения к этому процессу. Испытывая какие-либо эмоции, взаимодействуя с окружающей средой, индивид соответственно регулирует поведение.

Анализируя структуру человеческой деятельности, устанавливая отношения между ее компонентами, А.Н. Леонтьев указывал на то, что смысл создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и тем, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат, являющийся целью. Отношение мотива к цели, указывает А.Н. Леонтьев, порождает личностный смысл, а смыслообразующая функция в этом отношении принадлежит мотиву. Возникая в деятельности, смысл становится единицами человеческого сознания, его «образующими»: «предмет, имеющий для меня смысл, есть предмет, выступающий как предмет возможного целенаправленного действия; действие, имеющее для меня смысл, есть соответственно, действие, возможное по отношению к той или иной цели» [20,49]. То есть, по мнению А.Н. Леонтьева, личностный смысл не что иное как эмоциональная оценка предмета или действия на соответствие возможности достижения посредством их какой-либо цели деятельностного проявления личности.

Б.С. Братусь, рассматривает проблему личностных смыслов с точки зрения сложной структурной составляющей - смысловой сферы личности. При этом смысловая сфера в его трактовке представлена как одна из двух сфер человеческой активности, еще он называет её «мир идей». Обозначая три уровня психического аппарата, центральное место он отводит личностно-смысловому уровню, сущность которого, по мнению Братуся, заключается в производстве «смысловых ориентаций», определении «общего смысла», предназначении «своей жизни, отношений к другим людям и к себе» [8, с.71]. Причем это уровень смысловых образований, динамических смысловых систем, отражающих действительность и носящих эмоциональный, пристрастный характер отношения субъекта к этой действительности. Само смысловое образование - не есть личностный смысл, как отношение мотива к цели. Это: «целостная динамическая система, отражающая взаимоотношения внутри пучка мотивов, реализующих то, или иное смысловое отношение к миру» [9,48]. То есть, в интерпретации Б.С. Братуся, смысл представляет собой эмоционально-окрашенное отношение к себе и окружающему миру, реализуемое через мотивы той или иной деятельности.

Д.А. Леонтьев на протяжении около 20 лет занимался решением задачи построения непротиворечивой концепции смысловой реальности. Результатом этой работы стала его монография под названием «Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности», вышедшая в свет в 1999 году. В этой работе автор «стремился показать, во-первых, что не существует отдельного объекта под названием «смысл», который можно было бы точно определить. Есть некоторая смысловая реальность, которая проявляет себя в разных формах, в разных структурах, на разных уровнях психики и регуляции деятельности» [24].

В первом приближении Д.А. Леонтьев рассматривает смысл как «отношение между субъектом и объектом или явлением действительности, которое определяется местом объекта (явления) в жизни субъекта, выделяет этот объект (явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к данному объекту (явлению)» [25,114]. При этом он рассматривает понятие смысловых структур, являющихся формами жизненных отношений субъекта, в совокупности образующих систему смысловой регуляции жизни субъекта. В процессе изучения данного вопроса, им были выделены шесть типов смысловых структур: личностный смысл, понимаемый как компонент сознания, смысловой конструкт, смысловая установка, смысловая диспозиция, мотив и личностная ценность.

При рассмотрении вопроса о смыслообразовании, автор утверждает, что «основой формирования и изменения общих смысловых ориентации личности являются не процессы смыслообразования - порождения смысла от какого-то более общего смысла, - а порождение смысла в непосредственном взаимодействии с миром» [там же, 134].

В процессе изучения проблемы личностных смыслов, Д.А. Леонтьев использовал термин «динамическая смысловая система», который определял как «относительно устойчивую и автономную иерархически организованную систему, включающую в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующую как единое целое»[23,2], указывая на то, что фактически динамическая смысловая система - это то, чем была бы личность, если бы у нее была только одна всепоглощающая страсть, интерес, направленность, исключающая все остальное [там же]. При этом автор говорит о том, что каждая личность состоит из нескольких динамических смысловых систем разной направленности, каждая из которых может занимать разное место в структуре личности, не теряя при этом своей отличительной черты - автономности, отдельности от других динамических смысловых систем, входящих в состав общей личностной структуры. От того, в какие из динамических смысловых систем входят те или иные смысловые структуры, зависит их вклад в регуляцию жизнедеятельности личности [там же].

Немного позднее Д.А. Леонтьев, развивая свой подход, утверждает, что смысл - это более широкое понятие, чем просто интегральный регулятор человеческой жизни, задающий ее направленность. Он утверждает, что «смысл - это регуляторный принцип человеческого поведения, принцип регуляции поведения человека его жизненным миром как целым, отсутствующий на более низких ступенях эволюции» [24], уточняя, что «смысл может занимать разный удельный вес по отношению к другим регуляторным принципам; меру смысловой регуляции поведения человека по сравнению с другими формами регуляции можно рассматривать как меру человечности» [там же].

Таким образом, Д.А. Леонтьев наиболее полно, глубоко и структурировано подошел к рассмотрению вопроса смысла и его места в структуре личности. Это в свою очередь позволяет использовать данные знания в вопросах эмпирического изучения, диагностики и коррекции данной сферы личности.

2.3 Роль и влияние личностных смыслов на структуру личности и её жизнедеятельности

В свете вышесказанного мы можем сформулировать роль смысла в структуре личности и описать степень влияния системы личностных смыслов личности на её деятельность с точки зрения описанных выше взглядов на данную проблематику.

Из теории психоанализа можно выделить, что личностный смысл является компонентом «Суперэго», бессознательно регулирующим истинные мотивы поведения, детерминированные биологической основой человека, основанной на инстинктах. Кроме того, личностный смысл определяет и цель самой жизни личности, как психического акта, обуславливая соответствующие этой цели конкретные действия, оцениваемые субъектом в качестве возможных / не возможных способов достижения этой цели. При этом каждое конкретное действие также рассматривается как осмысленный психический акт. Таким образом, личностный смысл, возможно, отнести к проявлению «Суперэго», регулирующему выбор определенного мотива психического акта в соответствии с уровнем сформированности «Суперэго» и влияющему на содержание этого психического акта.

Согласно индивидуальной психологии выделено понятие «смысл жизни», обусловленный смыслами действий, направленных на реализацию этого смысла. В этой интерпретации смысл жизни соотносится со смыслами действий похожим образом, как ценности-цели и ценности-средства, но при этом смысл жизни и действий для его достижения регулируются элементом самоопределения личности, эмоциональной наполненностью этих смыслов. Таким образом, в данной теории смысл также играет регулятивную роль и от его содержательного компонента напрямую зависит выбор тех или иных деятельностных проявлений.

В аналитической психологии смысл напрямую связан с гармоничным существованием индивида и является той задачей, которую человеку приходится решать в ходе своей индивидуации. В свою очередь индивидуация обусловлена потребностями, предназначением, содержание которого каждый человек определяет для себя сам, стремясь к целостности, примирению с собой и окружающим миром, преодолевая при этом жизненные трудности и личностные противоречия. То есть в процессе жизни человек действует согласно своему смыслу, являющемуся выбранным субъективным пониманием своего предназначения, направляющим его во всех личностных проявлениях. Следовательно, в данном подходе смысл является предметом поиска на протяжении всей жизни индивида в процессе его стремления к достижению гармонии и целостности. При этом тот или иной смысл влияет на те или иные устремления личности на пути к гармонии и единению с окружающим миром, неся регулятивную функцию.

С точки зрения понимающей психологии, смысл - это субъективное отношение к переживанию определенной ценности, причем смысл является, в том числе причиной различий индивидов по их ценностным ориентациям.

Бихевиористская концепция относит смысл поведения к стремлению к «приспособлению и равновесию в настоящей среде», регулируемуе адекватностью реакции стимулу. Таким образом, уровень приспособления и равновесия личности в окружающей среде зависит от соответствия смысла реакций адекватности (норме). То есть смысл имеет регулятивную функцию в процессе адаптации индивида.

С точки зрения когнитивного направления необихевиоризма, смысл обуславливает личностную предрасположенность к определенного рода ценностям, проявляющуюся в процессе достижения соответствующих целей, также, как и в бихевиоризме, выполняя регулятивную функцию всех деятельностных проявлений.

Согласно деятельностному подходу, основанному на положениях культурно-исторической концепции, «смысловое поле» - это осознаваемая человеком актуальная ситуация его поведения, смысл - сложное динамическое образование, состоящее из всех психологических факторов, а каждое проявление деятельности индивида, наделяемой эмоциональной окрашенностью этой деятельности, приобретает осмысленность и представляет собой динамическую смысловую систему как некий целостный компонент сознания. В данной концепции смысл выполняет регулятивную функцию эмоциональной сферы, влияющей на содержательный компонент потребностно-мотивационной сферы.

С точки зрения А.Н. Леонтьева, смысл создается в результате эмоционального отражения субъектом отношений, существующих между ним и тем, на что его действия направлены как на цель деятельности. Отношение субъекта к цели есть эмоциональная оценка мотива, что порождает соответствующий личностный смысл. Смысл - единица человеческого сознания, его «образующая», личностный смысл не что иное как эмоциональная оценка предмета или действия на соответствие возможности достижения посредством их какой-либо цели деятельностного проявления личности. Таким образом, по мнению А.Н. Леонтьева, смысл является мотивообразующим фактором, проявляющимся в эмоциональном отношении субъекта к предмету.

С точки зрения Б.С. Братуся смысл представляет собой эмоционально-окрашенное отношение к себе и окружающему миру, реализуемое через мотивы той или иной деятельности, то есть смысловой компонент является проявлением эмоций, оказывая влияние на формирование мотивов деятельности.

С точки зрения Д.А. Леонтьева смысл есть компонент сознания, оказывающий влияние на отношение субъекта к объекту или явлению, основанное на месте объекта (явления) в жизни субъекта, регулирующий соответственное поведение субъекта по отношению к данному объекту (явлению). При этом, формы жизненных отношений субъекта к окружающим объектам (явлениям) образуют смысловые структуры, в свою очередь составляющие динамический смысловые системы смысловой регуляции жизни субъекта в тех или иных изменяющихся условиях. Также Д.А. Леонтьев указывает на то, что смысл - это более широкое понятие, чем просто интегральный регулятор человеческой жизни, задающий ее направленность, это «регуляторный принцип человеческого поведения, принцип регуляции поведения человека его жизненным миром как целым, отсутствующий на более низких ступенях эволюции».

.4 Соотношение «ценностей», «ценностных ориентаций» и личностных смыслов в общей структуре личности

В данном пункте параграфа мы попытаемся, основываясь на вышеприведенном анализе, синтезировать обобщенное понимание соотношения ценностей, ценностных ориентаций и смыслов в структуре личности.

Система ценностей и ценностных ориентаций, как и система личностных смыслов, являются регуляторами поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности, при этом между этими понятиями существует причинно-следственная связь, основанная на первичности одной из систем по отношению к другой. Ценности - это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект-объект, являющийся связующим звеном между личностью, её внутренним миром и окружающей действительностью [40]. При этом, с точки зрения Д.А. Леонтьева, смысл есть компонент сознания, оказывающий влияние на отношение субъекта к объекту или явлению. Н.Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания. Они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение, картину мира. Они дают основание для выбора из имеющихся альтернатив действия (целей и средств), основания для порядка предпочтений отбора и оценки этих альтернатив, определяя "границы действия", то есть не только направляют, но и регулируют эти действия [32]. При этом, по мнению Д.А. Леонтьева, именно смысл определяет место объекта в жизни субъекта, его важность для субъекта [25], следовательно, именно смысл соответствующим образом влияет на выбор имеющихся альтернатив действия (целей и средств), придавая им значение ценностей, и тем самым определяя первичность смысла по отношению к ценности, и возможности осознания какой-либо ценностной ориентации в качестве наиболее приемлемой и удобной для достижения какого-либо смысла.

Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса [40]. При этом, согласно точке зрения Б.С. Братуся, с которой мы согласны, именно смысл представляет собой эмоционально-окрашенное отношение к себе и окружающему миру, реализуемое через мотивы той или иной деятельности, результаты которой являются причинами для отнесения личности или социальной группы к какому-либо социальному, экономическому, политическому, профессиональному, национальному, этническому статусу.

Подтверждение данной точке зрения мы можем обнаружить у Г.Л. Будинайте и Т.В. Корниловой. Они считают, что личностными ценностями становятся те смысловые варианты оценивания, по отношению к которым субъект самоопределился [10]. Конструктивная роль личностных ценностей наиболее явно выступает при интерпретации "моральных решений" и процессов личностной регуляции в процессах принятия решений (интеллектуальных, поведенческих и т.д.). В них субъект реализуется на уровне целостного Я, предполагающего сознательный и ответственный выбор не только в плане внешне заданных альтернатив, но и в плане достигнутого потенциала саморегуляции как внутренней динамики движения мотивов, целей и смыслов. Личностные ценности опосредуют переход на более высокий уровень личностных структур тех смысловых образований, которые могли выступать в качестве значимых психических регуляторов деятельности субъекта, "но приобретают ценностный статус только при обращении его личностных усилий на свою смысловую сферу, на собственное Я" [там же,100].

В зависимости от задач и целей, которым служит та или иная ценность, они делятся на две основные группы: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности являются важнейшими, это основные цели человека, они отражают временную перспективу жизни личности, то, что для него особенно важно, значимо, ценно как в данный конкретный момент, так и при планирования своего будущего. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий [40]. При этом, содержание терминальных ценностей, отражающих варианты временной перспективы, существующей в структуре сознания человека, логично обусловлено в первую очередь содержанием смысловой сферы личности или «мира идей» [по 9], произведенными ею смысловых ориентаций, определяющих общий смысл, предназначение своей жизни, отношений к другим людям и к себе [8,71], наполняющих эту временную перспективу содержательным осмыслением.

В социально-психологическом аспекте ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности коллектива. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные через межличностные взаимоотношения. Как справедливо отметила В.Г. Алексеева, "чем меньше расхождений и противоречий между индивидуальными и групповыми ориентациями, и чем в большей степени групповые ориентации учитывают общественные и личные интересы членов коллектива, тем оптимальнее его психологический климат" [1,66]. При этом, учитывая влияние смыслов на склонность индивида к тем или иным ценностным ориентациям, возможно, сделать вывод о том, что не только схожие ценностные ориентации обеспечивают оптимальный психологический климат в группе, но и в первую очередь уровень схожести смысловых направленностей влияет на оптимальность психологического климата в группе или общности. И, если какому-либо индивиду присущи смысловые ориентации на идеалы, отличные от тех, которые преобладают в группе, логичное следствие этого - отторжение группой данного индивида.

§3. Формирование ценностно-смысловой сферы личности в онтогенезе

.1 Психологические механизмы формирования ценностно-смысловых ориентаций

В психологии существует множество различных подходов к описанию формирования ценностно-смысловых ориентаций в процессе онтогенеза личности. Это описание «стадий морального развития» Ж. Пиаже, «уровни моральных суждений» Л. Колберга, «стадии развития эмоциональных отношений» Г. Дюпона, «семь стадий развития личности» Дж. Ловингера, концепция Л.С. Выготского, основанная на деятельностном подходе, это периодизация стадий возрастного развития на основе смены «человеческих общностей», описанная В.И. Слободчиковым.

В данном пункте нашей работы мы рассмотрим механизмы формирования ценностно-смысловых ориентаций с точки зрения, изложенной А.В. Серым. Проанализировав работы многих отечественных и зарубежных авторов по данной проблематике, он сделал вывод о том, что формирование ценностно-смысловых ориентаций происходит под действием механизмов интериоризации, идентификации и интернализации [40]. Для начала рассмотрим данные понятия.

Интериоризация (от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие интериоризации было введено французскими психологами (П. Жане <#"516791.files/image001.gif">

Рисунок 1. Изменения структуры ценностей младшей группы на уровне нормативных идеалов

- повышение показателя по сравнению со старшей группой

- снижение показателя по сравнению со старшей группой

Рисунок 2. Изменения структуры ценностей младшей группы на уровне индивидуальных приоритетов

повышение показателя по сравнению со старшей группой

снижение показателя по сравнению со старшей группой

Рисунок 3. Сравнение культурных ценностей

Похожие работы на - Ценностно-сысловые ориентации представителей различных поколений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!