Разработка Web–ориентированной информационной системы IT-предприятия

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,92 Mb
  • Опубликовано:
    2012-03-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка Web–ориентированной информационной системы IT-предприятия

КАЛЕНДАРНИЙ ПЛАН


Номер

Назва етапів дипломного проекту (роботи)

Термін виконання етапів проекту (роботи)

Примітка

1

Анализ научно-технической литературы по теме дипломного проекта

29.04.11

Вик.

2

Анализ объекта автоматизации и постановка задач проектирования

5.05.11

Вик.

3

Разработка проектных решений на тематику дипломного проекта

12.05.11

Вик.

4

Выполнение задания по охране труда и экономике

19.05.11

Вик.

5

Написание пояснительной записки и выполнение графической части

26.05.11

Вик.

6

Предварительная защита дипломного проекта

03.06.11

Вик.

7

Предоставление проекту на рецензию

04.06.11

Вик.

8

Защита дипломного проекта в ДЕК

09.06.11

Вик.


РЕФЕРАТ

Цель работы - разработка части программного комплекса, обеспечивающего автоматизацию IT-предприятия с углубленной проработкой задачи «Разработка Web - ориентированной информационной системы».

Метод исследования - системный анализ с использованием объектно-ориентированного подхода.

При выполнении дипломной работы были изучены существующие аналоги и уровень их автоматизации. На основании собранных данных и на основе анализа существующих систем была поставлена задача разработать Web - ориентированную автоматизированную информационную систему, предназначенную для: обеспечения процесса учета кадров ИТ предприятия; учета и контроля работы сотрудников предприятия; ведения информационной базы договоров, заключаемых компанией, а также управление проектами.

В дипломной работе проведен анализ существующих подсистем управления пользователями и проектами, обоснована цель разработки системы, выделены автоматизируемые функции и комплексы задач, разработана постановка задачи. А также проведена разработка информационного, технического, программного обеспечения системы, приведено обоснование выбора среды разработки программного продукта и оценка его информационной и программной надежности.

Областью применения проектируемой системы является IT-предприятия, занимающиеся разработкой программного обеспечения.

БАЗА ДАННЫХ, ИФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ, ОБЪЕКТ АВТОМАТИЗАЦИИ, ОТЧЕТ, ДОКУМЕНТ, ИНФОРМАЦИЯ.

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ, ЕДИНИЦ, СОКРАЩЕНИЙ И ТЕРМИНОВ

АИС - автоматизированная информационная система

АС - автоматизированная система

ИС - информационная система

ИУС - информационно-управляющая система;

ИАС - информационная автоматизированная система

АСУ - автоматизированная система управления

БД - база данных;

ИО - информационное обеспечение;

ПК - персональный компьютер;

ПО - программное обеспечение;

ПП - программный продукт;

ОС - операционная система

ЭВМ - электронная вычислительная машина;

СУБД - система управления базами данных.

ГОСТ - государственный стандарт

ИВС - информационно-вычислительная сеть

НСД - несанкционированный доступ

РБД - распределенная база данных

РИОС - распределенная информационная обучающая система

СУРБД - система управления распределенными базами данных

ФКЗ - функциональный комплекс задач

ФП - функциональная подсистема

КИС - корпоративных информационных систем

ВВЕДЕНИЕ

Управленческая деятельность выступает в современных условиях как один из важнейших факторов функционирования и развития организации. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции.

Изменения условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления, сказываются не только на совершенствовании его организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности и формам их взаимодействия. Речь, прежде всего, идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена организационной необходимостью и закономерностью хозяйствования, связанными с удовлетворением индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, растущими доходами населения, регулированием товарно-денежных отношений, широким использованием новейших достижений научно-технической революции.

В настоящее время перед предприятиями, учреждениями, организациями очень остро становятся проблемы автоматизации управления. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, уменьшается рентабельность бизнеса организаций и предприятий, обостряется рыночная конкуренция. Во-вторых, изменяется соотношение количества торговых и производственных компаний. В-третьих, рост компаний (количества сотрудников, появление региональных филиалов, отдаленных офисов и др.), расширение ассортимента товаров, количества клиентов и поставщиков, также оказывают содействие повышению сложности бизнесов-процессов и стимулируют руководителей к поиску инструментов, необходимых к управлению. Четвертая причина связана с тем, что с задачами внедрения автоматизированных систем управление (АСУ) обязательно сталкиваются отечественные предприятия, которые желают получить заграничные инвестиции. Часто наличие АСУ есть одной из требований инвестора. Пятой причиной есть выход отечественных фирм на заграничные рынки, на которые очень жесткие конкуренция и требования к качеству товаров.

Сегодня для динамичного развития компании и повышения ее конкурентоспособности менеджеру необходимы средства, которые позволили бы ему быстро и в удобной форме получать сведения о состоянии дел в компании и помогали оптимально управлять процессом производства, поэтому именно эти два требования - получение оперативной информации о состоянии дел в компании и эффективное управление производственным процессом - являются основными, предъявляемыми к современным системам управления предприятием. В нашем случае - малого ИТ-предприятия - требование эффективного управления производственным процессом предстает более конкретно: менеджеру нужны средства для контроля выполнения проектов, организации обратной связи с заказчиком, учета времени, потраченного на разработку и т.д.

На рынке сейчас существует ряд продуктов, призванных автоматизировать процесс управления предприятием, объединенных общим недостатком - все они, стремясь охватить максимальный спектр предприятий, обладают избыточностью функций и вместе с тем не реализуют некоторых специфических функций, необходимых исключительно ИТ-предприятиям. Одной из более-менее отвечающих поставленным требованиям систем является «TMU GroupWare». Среди функций, которые предоставляет система можно назвать CRM - систему управления продажами, модуль автоматизации документооборота, модули управления персоналом, проектами, учета имущества компании. Также интересной особенностью является доступ с мобильных устройств. Однако, некоторые функции, такие как, например, CRM не являются необходимыми для среднестатистического малого ИТ-предприятия. Вместе с тем, модуль управления проектами, в виду ее широкой направленности, не обеспечивает той, специфической для ИТ-предприятий, функциональности, которую хотелось бы видеть: учет ошибок в проекте, участие разработчика при внесении сведений о ходе проекта - эта задача ложится на плечи менеджера и некоторых других функций. Поэтому было решено реализовать систему, которая бы отвечала поставленным требованиям и удовлетворяла потребностям типичного малого ИТ-предприятия.

1. ОБЗОР И АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО СИСТЕМ

1.1 Общее представление об информационных системах

В зависимости от конкретной области применения информационные системы могут очень сильно различаться по своим функциям, архитектуре, реализации. Однако можно выделить, по крайней мере, два свойства, которые являются общими для всех информационных систем. Во-первых, любая информационная система предназначена для сбора, хранения и обработки информации. Поэтому в основе любой информационной системы лежит среда хранения и доступа к данным. Среда должна обеспечивать уровень надежности хранения и эффективность доступа, которые соответствуют области применения информационной системы.

Во-вторых, информационные системы ориентируются на конечного пользователя, например, банковского клерка. Такие пользователи могут быть очень далеки от мира компьютеров. Для них терминал, персональный компьютер или рабочая станция представляют собой всего лишь орудие их собственной профессиональной деятельности. Поэтому информационная система обязана обладать простым, удобным, легко осваиваемым интерфейсом, который должен предоставить конечному пользователю все необходимые для его работы функции, но в то же время не дать ему возможность выполнять какие-либо лишние действия. Иногда этот интерфейс может быть графическим с меню, кнопками, подсказками и т.д. В любом случае наличие развитых интерфейсных средств является обязательным для любой современной информационной системы.

Архитектура системы клиент/сервер (E/AS)

Система E/AS представляет собой клиент-серверное приложение, состоящее из ПО сервера (в дальнейшем - сервер) и ПО клиентов (в дальнейшем - клиент).

Совокупность сервера и клиента называется домен. Клиент и сервер, по сути, являются равноправными компонентами (сервисами) работы с объектами системы. Они используют отдельную библиотеку, подключаемую для работы сервера и клиентского ПО. Объекты системы создаются на основании ранее описанных классов и хранятся в объектной базе данных (далее - ОБД). Методы объектов могут быть описаны на любом языке, который может быть транслирован в байт-код, в котором эти методы хранятся и используются в ОБД.


Взаимодействие сервера и клиентов осуществляется по определённому протоколу поверх протокола TCP/IP. По этому протоколу осуществляется получение объектов, вызов методов объектов на сервере или же скачивание байт-кода методов. На рисунке 1.1 представлен домен клиент/сервер.

автоматизация учет информационный система

Рисунок 1.1 - Домен клиент/сервер E/AS

Принципы работы клиента с сервером:

·    Клиент после аутентификации получает форму своей рабочей области. Это форма, которая содержит все необходимые инструменты для работы пользователя в соответствии с его правами доступа и привилегиями.

·              При вызове определённой формы, она запрашивается на сервер. После получения формы (и необходимых методов для работы с ней локально), она адресовывается через драйвер форм.

·              Оператор работает с данными в форме и события работы с формой обрабатываются через байт-машину через локальные или серверные методы работы с формой и объектом.

·              Помимо указанной работы с формой, оператор может получить печатную форму необходимого документа или отчёт (посредство вызова определённого метода формирования печатных форм). Этот документ может быть распечатан или экспортирован в другую программу.

Клиент/серверная архитектура предполагает распределение задач и вычислительной нагрузки по нескольким компьютерам, объединенным в сеть. Программное обеспечение информационной системы, реализованной в этой архитектуре, логически разделяется на серверное ПО, ПО среднего уровня и ПО клиентских рабочих мест (клиентов). При этом программное обеспечение клиентов отвечает за презентационные функции и взаимодействие с пользователем, средний уровень - за выполнение логических правил и обработку информации идущей к клиенту или от клиента, сервер обеспечивает безопасное и надежное хранение данных и осуществление выборок данных по запросам.

Если каждый уровень представлен отдельным программным модулем, то мы имеем дело с логической трехуровневой клиент/серверной архитектурой. Модули могут инсталлироваться как на три и более отдельных машин, так и на две в зависимости от обстоятельств.

Реализация информационных систем в архитектуре клиент/сервер обеспечивает:

·       надежность хранения информации - Вы можете больше не беспокоиться о том, что аппаратные сбои или ошибочные действия персонала приведут к потере данных;

·              целостность информации - встроенные механизмы существенно снижают вероятность возникновения коллизий при вводе и редактировании данных;

·              регламентированный доступ к информации - каждый пользователь может работать только с теми данными, к которым он получил доступ, и только в том режиме, который соответствует данным ему правам; возможность безопасного подключения к глобальным сетям;

·              многопользовательский режим работы с информацией, в том числе и удаленных пользователей; высокую производительность и снижение нагрузки на сеть за счет распределения процессов между серверами и рабочими станциями;

·              минимизацию сетевого трафика

·              масштабируемость - производительность системы растет пропорционально числу процессоров и оперативной памяти серверов.

·              оптимизацию распределения вычислительной нагрузки между сервером и клиентом

1.2 Обзор и анализ проблем, возникающих при технологий проектирования ИС

Тенденции развития современных информационных технологий приводят к постоянному возрастанию сложности информационных систем (ИС), создаваемых в различных областях экономики. Современные крупные проекты ИС характеризуются, как правило, следующими особенностями:

) сложность описания (достаточно большое количество функций, процессов, элементов данных и сложные взаимосвязи между ними), требующая тщательного моделирования и анализа данных и процессов;

) наличие совокупности тесно взаимодействующих компонентов (подсистем), имеющих свои локальные задачи и цели функционирования (например, традиционных приложений, связанных с обработкой транзакций и решением регламентных задач, и приложений аналитической обработки (поддержки принятия решений), использующих нерегламентированные запросы к данным большого объема);

) отсутствие прямых аналогов, ограничивающее возможность использования каких-либо типовых проектных решений и прикладных систем;

) необходимость интеграции существующих и вновь разрабатываемых приложений;

) функционирование в неоднородной среде на нескольких аппаратных платформах;

) разобщенность и разнородность отдельных групп разработчиков по уровню квалификации и сложившимся традициям использования тех или иных инструментальных средств;

) существенная временная протяженность проекта, обусловленная, с одной стороны, ограниченными возможностями коллектива разработчиков, и, с другой стороны, масштабами организации-заказчика и различной степенью готовности отдельных ее подразделений к внедрению ИС.

Для успешной реализации проекта объект проектирования (ИС) должен быть, прежде всего, адекватно описан, должны быть построены полные и непротиворечивые функциональные и информационные модели ИС. Накопленный к настоящему времени опыт проектирования ИС показывает, что это логически сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов. Однако до недавнего времени проектирование ИС выполнялось в основном на интуитивном уровне с применением неформализованных методов, основанных на искусстве, практическом опыте, экспертных оценках и дорогостоящих экспериментальных проверках качества функционирования ИС. Кроме того, в процессе создания и функционирования ИС информационные потребности пользователей могут изменяться или уточняться, что еще более усложняет разработку и сопровождение таких систем.

1.3 Обзор инструментальных средств, поддерживающим процесс создания ИС

Ни одну область деятельности человека, поддерживаемую информационными технологиями, невозможно представить себе без использования баз данных, помогающих получить быстрый доступ к информации, увеличивая тем самым продуктивность работы. Клиент-серверные приложения, получившие в последнее время широкое распространение, построены на основе баз данных; приложения Internet и intranet могут получать доступ к базам данных, открывая широкие возможности для публикации информации, необходимой широкому кругу пользователей.

С развитием компьютерных технологий и появлением CASE-моделирования (Computer Aided Software Engineering) возникла потребность в инструментах, которые бы поддерживали стандарты моделирования.

Современный инструмент моделирования баз данных должен удовлетворять ряду требований.

·    Позволять разработчику сконцентрироваться на самом моделировании, а не на проблемах с графическим отображением диаграммы. Инструмент должен автоматически размещать сущности на диаграмме, иметь развитые и простые в управлении средства визуализации и создания представлений модели.

·              Инструмент должен проверять диаграмму на согласованность, автоматически определяя и разрешая несоответствия. Однако инструмент должен быть настраиваемым и при желании предоставлять разработчику некоторую свободу в действиях и право самому разрешать несоответствия или отступления от методологии.

·              Инструмент моделирования должен поддерживать как логическое, так и физическое моделирование.

·              Современный инструмент должен автоматически генерировать базу данных на СУБД назначения.

Все современные инструменты моделирования в той или иной степени удовлетворяют перечисленным выше общим требованиям, для решения поставленной задачи в дипломной работе используется инструмент моделирования баз данных ERwin версии 3.5, продукте компании Logic Works. Выбор инструмента не случаен, т.к. на нынешний момент ERwin является наиболее мощным средством для разработки структуры данных, как на логическом, так и на физическом уровне. Следует отметить, что существует несколько модификаций ERwin, каждая из которых, помимо моделирования, предназначена для выполнения специфических целей. Здесь мы рассмотрим ERwin3.5/ERX, который предназначен для работы именно с системами управления базами данных. Остальные члены семейства ERwin предназначены для использования с инструментами разработки клиентской части приложения, такими, как Power Builder, Visual Basic и прочими. Продукт Logic Works ERwin 3.5 был выпущен в феврале этого года и сразу же получил признание широкого круга пользователей за многие усовершенствования по сравнению с предыдущими версиями, которые в него были внесены. Этот инструмент моделирования полностью поддерживает стандарт IDEF1X и является лидером на рынке инструментов разработки баз данных.

Описание BPwin 4.0

BPwin - мощный инструмент моделирования, который используется для анализа, документирования и реорганизации сложных бизнес-процессов. Модель, созданная средствами BPwin, позволяет четко документировать различные аспекты деятельности - действия, которые необходимо предпринять, способы их осуществления, требующиеся для этого ресурсы и др. Таким образом, формируется целостная картина деятельности предприятия - от моделей организации работы в маленьких отделах до сложных иерархических структур. При разработке или закупке программного обеспечения модели бизнес-процессов служат прекрасным средством документирования потребностей, помогая обеспечить высокую эффективность инвестиций в сферу IT. В руках же системных аналитиков и разработчиков BPwin - еще и мощное средство моделирования процессов при создании корпоративных информационных систем (КИС).

Power Designer

При современном подходе к разработке информационных систем роль этапа проектирования сложно переоценить. При этом возникает необходимость, как в нотации описания проекта, так и в возможности чтения проектной документации всеми участниками разработки - бизнес-аналитиками, IT-аналитиками и разработчиками.

Таким образом, Power Designer 9.5 обладает следующей функциональностью:

·       поддержка моделей и диаграмм;

·              поддержка методологий UML, моделирования баз данных (CDM и PDM), моделирования хранилищ данных (data warehouse diagram) и моделирования бизнес-процессов;

·              единый репозиторий;

·              Поддержка командной разработки.

Power Designer 9.5 предлагает:

·       полную поддержку всех диаграмм UML;

·              собственную нотацию описания бизнес-процессов, легкую для понимания и использования

·              удобное средство проектирования данных и их согласования с объектной моделью приложения

·              интегрированный репозиторий для командной разработки.

Power Designer 9.5 рассчитан на использование следующими ключевыми ролями в любом проекте:

·       Бизнес-аналитиками

·              IT-аналитиками

·              Проектировщиками и разработчиками баз данных

·              Разработчиками приложений

Power Designer 9.5 делает основной упор на разработке бизнес-процесса как отправной точке отсчета проекта. Средство достаточно легко в использовании и освоении, что позволяет удешевить процесс обучения персонала и внедрения его на предприятии.

Для разработчиков предлагается весь инструментарий языка UML с кодогенерацией в наиболее распространенные средства разработки (Java, C#, VB.NET). При этом Power Designer 9.5 обладает удобным генератором отчетов и проектных документов.

Для проектировщиков и разработчиков БД предлагается привычный подход к проектированию (концептуальная и физическая схема), поддержка более 30 реляционных СУБД, наличие обратного проектирования (reverse engineering) и согласование объектной модели и модели данных.

Целью использования Power Designer 9.5 в современном бизнесе является:

·       автоматизация бизнес процессов

·              обсуждение требований к новым системам и процессам

·              контроль информационной архитектуры бизнеса

·              понимание существующих систем для наилучшей интеграции и обслуживания

·              Координация действий команды.

Power Designer 9.5 достаточно удобен в работе. На его освоение не нужно много времени и средств на обучение пользователей Это удешевит проект за счет уменьшения финансирования этих пунктов.Designer 9.5 позволяет согласовывать объектно-ориентированную и концептуальную модели данных, ориентированную на реляционные СУБД. При этом согласование также сделано достаточно легко и удобно.

2. РАЗРАБОТКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ

2.1 Характеристика объекта автоматизации и цели создания ИС

Объектом автоматизации является IT-предприятия, занимающиеся разработкой программного обеспечения. Разрабатываемая система, реализует функциональность, которой нет в существующих решениях по автоматизированному управлению предприятием и эта система необходима малым предприятиям, занимающимся разработкой программного обеспечения.

IT-предприятия создано с целью удовлетворения общественных потребностей в исполнении обществом работ и услуг, получения прибыли и реализации социальных и экономических интересов участников, путем осуществления научно-исследовательской, производственной и коммерческой деятельности.

Сферой деятельности объекта автоматизации является:

-  производство (тиражирование) программных средств;

-        ремонт средств вычислительной техники, ремонт, запуск в эксплуатацию;

-        информационно-вычислительное обслуживание;

-        разработка и поставка программного обеспечения, проектирования, разработка, поставка и документирования готового программного обеспечения индивидуального и общего пользования;

          изготовление программ на заказ пользователя;

          информационно- вычислительная деятельность, которая связана с базами данных и другими информационными структурами, разработка баз данных, сбор данных из одного или нескольких источников, обеспечить доступ к базам данных, выбор информации из баз данных (других информационных структур) и предоставления ее на техническом носителе, включение объектов классификации в базы данных;

          деятельность, связанная с информационным обслуживанием;

          производство и реализация компьютеров, компьютерной техники комплектующих и расходных материалов, ремонт, сервисное обслуживание;

Назначение системы TheSystem (далее ИАС):

- обеспечения процесса учета кадров ИТ-предприятия;

-        учета и контроля работы сотрудников предприятия;

- ведения информационной базы договоров, заключаемых компанией

Цели создания системы:

- внедрение комплексных, согласованных и унифицированных программно-технических и организационно-технологических решений проблем;

- снижение временных и материальных затрат при осуществлении функций контроля и учета;

выдача отчетности о деятельности предприятия и его сотрудников в формализованном виде.

Для достижения поставленных целей должны быть созданы:

функциональные комплексы задач (ФКЗ) и реализующие их программно-технические средства, которые при необходимости объединяются в функциональные подсистемы (ФП);

- информационно-вычислительная сеть (ИВС) на базе современной компьютерной техники, средств телекоммуникаций и системного сетевого программного обеспечения.

распределенная база данных (РБД).

2.2 Организационная структура объекта автоматизации

Цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией задач.

При разработке структуры автоматизированной системы было осуществлено деление организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности.

Установлено соотношение полномочий различных должностей. При этом руководство устанавливает цель команд и производит дальнейшее деление на более мелкие организационные подразделения, чтобы более эффективно использовать специализацию и избежать перегрузки руководства.

Краткая характеристика всех элементов организационной структуры приведена ниже:

Генеральный директор является ответственным за процесс успешного функционирования компании и все аспекты, которые с ним связаны. Обеспечение стабильной работы, развития и продвижения на рынке компании, обеспечение реализации миссии, концепции и стратегических целей компании, разработка и контроль внедрения внутренних стандартов компании. Генеральный директор определяет лицензионную политику компании в области программного обеспечения; определяет систему оплаты труда и мотивирования сотрудников; организует поиск новых программных продуктов и технологий с целью определения возможности использования их в компании; решение финансовых вопросов с учредителями.

На должность Коммерческого директора назначается лицо, имеющее высшее экономическое или инженерно-экономическое образование. К коммерческому директору выдвигаются следующие требования: он должен знать требования действующего законодательства Украины, регламентирующие уставную деятельность предприятия; порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров; основы менеджмента и маркетинга; условия и порядок лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности предприятий; основы хозяйственного, административного и трудового права; условия поставки, хранения и транспортирования грузов, выполнения работ (услуг); методы ведения деловых бесед и переговоров, разработки деловых документов и изучения спроса; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Коммерческий директор предприятия обеспечивает получение предприятием максимальной прибыли за счет реализации высокоэффективных хозяйственно-финансовых программ, проводит маркетинговые исследования на рынке товаров и работ (услуг), формирует базы данных о стоимости интересующих товаров (работ, услуг). Он принимает непосредственное участие в разработке планов маркетинга и рекламных компаний, а также он руководит работами по их реализации, разрабатывает меры по совершенствованию оборота денежных средств и товарно-материальных ценностей. Коммерческий директор заключает хозяйственные договора и решает все текущие вопросы, связанные с их реализацией с юридическими и физическими лицами. Он представляет предприятие на переговорах с партнерами.

Главный бухгалтер обеспечивает соблюдение на предприятии установленных единых методологических принципов бухгалтерского учета, составление и представление в установленные сроки финансовой и налоговой отчетности, контроль за рациональным, экономным использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов и за сохранностью собственности фирмы.

Главный бухгалтер обеспечивает своевременное составление форм бухгалтерской и налоговой отчетности на основе данных первичных документов, бухгалтерских записей, а также предоставление ее в установленном порядке в соответствующие органы

Заместитель главного бухгалтера предприятия обеспечивает совместно с главным бухгалтером организацию налогового и бухгалтерского учета на основании установленных правил его ведения, контроль за использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов и сохранностью собственности предприятия.

Заместитель главного бухгалтера должен знать: нормативные и инструктивные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета в Украине; требования законодательства по вопросам оплаты труда, налогообложения граждан; требования действующего законодательства в отношении ведения финансово-хозяйственной деятельности предприятий; правила оформления документов по учету материальных ценностей.

Исполнительный директор осуществляет контроль деятельности всех групп программистов и дизайнеров, информирует Генерального директора о ходе выполнения проектных работ и предоставляет необходимые отчетные данные (календарные и проектные), информирует Генерального директора о нехватке или простое рабочей силы. Он следит за выполнением рабочих стандартов подчиненными, осуществляет общий контроль за состоянием технических средств отделов разработки, составляет и следит за выполнением плана разработки проектов, осуществляет общее тестирование проектов, осуществляет общее администрирование сервера БД.

Исполнительный директор дает задание на группу разработчиков, но общается в ходе проекта не со всеми разработчиками, а с лидером группы.

Лидер группы непосредственно общается с разработчиками в ходе проекта, при возникновении каких либо проблем и вопросов по проекту, лидер группы идет консультироваться с исполнительным директором

Разработчики осуществляют непосредственную разработку программ и выполнение заданий и контрактов фирмы. Разработчики подчиняются лидеру группы и непосредственно исполнительному директору.

Дизайнеры оформляют проекты перед сдачей, а также оказывают дизайнерские услуги по контрактам фирмы. Дизайнеры подчиняются лидеру группы и непосредственно исполнительному директору.

На рисунку 2.2.2 представлена организационная структура предприятия

Рисунок 2.2.2 - Организационная структура предприятия

.3 Требования к структуре и функционированию системы

ИАС состоит из отдельных функциональных подсистем, охватывающих комплекс функциональных задач решаемых IT-предприятиями. К функциональным подсистемам относятся:

Подсистема управления пользователями - ведется БД пользователя и их привилегии в подсистеме. Пользователь имеет в подсистеме роли, которые определяют уровни доступа.

Подсистема управления проектами. В этой подсистеме описываются все проекты, которые разрабатываются (название проекта, кроткое описание проекта, дата начала проекта, дата окончания проекта, разработчик проекта, лидер группы), ведение базы разработчиков проекта, для выдачи задач разработчикам, учет ошибок в проекте, количество проведенного времени разработчиком, над какой-нибудь решаемой задачей.

С точки зрения программно-технической реализации в ИАС должны быть 3 общесистемных уровня:

- уровень решения прикладных задач - обеспечивает непосредственное достижение цели функционирования системы путем решения управленческих, информационных, операционных и расчетных задач, а также взаимосвязь с оперативным персоналом, обмен запросами и результатами решения с внешней информационной средой в терминах предметной области;

- уровень управления информационными ресурсами - образовывает информационное ядро системы, которое состоит из реляционной базы данных MySQL;

уровень представления информации пользователю - обеспечивает графический интерфейс в виде WEB-страниц, отображаемых в браузере.

Информационный обмен между компонентами системы должно базироваться на использовании перспективных средств связи - оптоволоконных, ISDN. Телекоммуникационная система связи должна быть открытой системой и иметь доступ к сети Internet через шлюзы. Программные и аппаратные средства должны обеспечивать соответствующие стандартные сетевые сервисы.

ИАС «TheSystem» должна функционировать в режиме реального масштаба времени.

Система должна быть развивающейся, так как объемы работы IT-предприятия постоянно увеличиваются, а также необходимо предусмотреть возможность модернизации системы с целью повышения эффективности ИАС путем внедрения новых информационных технологий.

Состав данных в системе определяется решаемыми функциональными задачами.

При выборе технологий реализации рассматривалось несколько вариантов: Borland Delphi + Borland Interbase. Преимуществами такого решения является довольно высокая производительность приложения, однако в пассиве - привязанность к платформе Win32 (портирование на Linux хотя и возможно, но довольно трудоемко). Кроме того, в отличие от других рассматриваемых вариантов эти технологии не являются бесплатными. Поскольку желательно было разработать переносимую (кроссплатформенную) систему (по крайней мере со стороны клиентской части), то выбор мы остановили на веб-базированном клиент-серверном варианте. В связи с этим был также рассмотрен вариант реализации системы на PHP, Apache, MySQL. Преимуществами такого подхода является поддержка наиболее популярных платформ - Win32 и Linux, поскольку все необходимое программное обеспечение имеет версии под обе системы, но недостатки такого подхода заключаются в скудных возможностях, предоставляемых языком PHP, который не является полноценным объектно-ориентированным языком и не удобен при реализации среднемасштабных проектов. Таким образом, выбор был остановлен на платформе Java2 Enterprise Edition. В качестве сервера приложений был выбран Jboss, в качестве СУБД - PostgreSQL.

Требования к надежности.

Надежность системы должна обеспечиваться дублированием ее основных элементов, оперативностью замены программно-технических средств, которые вышли из строя, совместимостью технических средств. Выход из строя отдельного элемента подсистемы не должен приводить к нарушению ее трудоспособности.

Для обеспечения надежного функционирования системы программное, информационное, математическое и лингвистическое обеспечения должны быть ориентированы на:

увеличение достоверности информации, которая вводится, обрабатывается, циркулирует и выдается пользователю;

обеспечение целостности баз данных;

исключение или уменьшение возможности несанкционированного, случайного или намеренного вмешательства в процесс функционирования системы, изменения структуры и содержания баз данных;

фиксацию и, при необходимости, документирование фактов ошибочных действий пользователей и (или) несанкционированного вмешательства в структуру и содержание баз данных.

Для обеспечения целостности баз данных должен быть предусмотренный режим сохранения баз данных на магнитно-оптических накопителях и восстановление с них.

Требования по безопасности.

Требования к безопасности должны быть отражены в эксплуатационных документах и обеспечивать безопасность во время монтажа, наладки, эксплуатации и ремонта технических средств ИАС.

Технические средства ИАС не должны создавать шумы и вибрации, электромагнитные поля сверхвысоких частот (СВЧ), жесткие и ионизирующие излучения, уровни которых превышают допустимые нормы.

Соединительные кабели локальных вычислительных сетей, систем связи должны быть заключены в металлорукав или трубы, которые выключают возможность случайного нарушения электрических цепей во время эксплуатации.

Мониторы АРМ (экраны дисплеев) должны иметь низкий уровень электромагнитного излучения соответственно существующих санитарных норм.

Технические средства ИАС не должны иметь открыто размещенных элементов, которые находятся под напряжением 5 В и выше.

Помещения, в которых размещаются технические средства системы, должны быть оснащены противопожарной сигнализацией необходимого уровня.

Требования к защите информации от несанкционированного доступа

Требования к обеспечению защиты информации реализуются организационно-административными и программно-аппаратными мероприятиями.

Система защиты информации должна реализовывать совокупность согласованных относительно времени и места применения программно-аппаратных мероприятий, которые основываются на принципах целесообразности, непрерывности и комплексности и содержат:

- блокирование несанкционированного доступа (НСД) к информации или ее носителям;

проверку исправности и трудоспособности технических средств и систем обработки информации и жизнеобеспечения;

- применение программных средств защиты и ограничения несанкционированного доступа.

.3 Разработка функциональной структуры подсистемы

Программный продукт состоит из подсистем, в юрисдикцию которых входит ряд специфичных задач. Реализованы модули управления пользователями и проектами.

В функции подсистемы управления проектами входят такие задачи:

·        Для менеджера - предоставляются сведения о том, на каком этапе находится разработка того или иного проекта, задания. Также существует возможность добавления заданий в рамках проекта одному или двум пользователям (в случае парного программирования), учета ошибок, добавленных разработчиками. Менеджер оценивает необходимость их устранения (по сути - правомерны замечания или нет) и в случае ратификации ошибки создает задание. Одной из важных функций особенностей является предоставление статистической информации по времени потраченной на разработку задания, проекта тем или иным (или всеми) разработчиками.

·        Для разработчика - предоставляются сведения по назначенным ему заданиям, возможность с помощью комментариев уточнить неясные моменты и отметить начало/приостановку/продолжение/окончание работы. Разработчику также предоставляется сведения по его статистике за определенный период.

Подсистема управления пользователями предназначена для контроля аутентичности пользователей. В этом модуле реализованы средства регистрации пользователей, хранения дополнительных данных и установки ролей в каждой подсистеме.

Подсистема управления проектами состоит из пяти частей:

1.       Управление проектами - содержит сведения о проекте, дополнительные материалы по нему и контролирует статус его выполнения. Проект является наиболее крупной единицей и включает в себя остальные.

2.       Управление заданиями - содержит сведения и материалы по заданиям в рамках проекта, которые выполняются разработчиками, которым задание распределено. Задание проходит через ряд этапов - разработки, тестирования и других - после чего считается выполненным.

.         Управление ошибками - содержит сведения об ошибках, обнаруженных в проекте, позволяет создавать на их основании задания по устранению.

.         Управление запросами на новые функции - предоставляет заказчику возможность участвовать в процессе разработки, позволяя ему добавлять требования к разрабатываемому проекту, менеджеру впоследствии создавать новые задания для разработчиков на основании запросов заказчика.

.         Комментарии относятся ко всем вышеперечисленным частям и позволяют добавлять дополнительные сведения к проектам, заданиям, ошибкам и запросам на реализацию новых функций. Они выполнены в форумоподобном виде и позволяют организовать обратную связь разработчика с менеджером, заказчиком.

Функциональная структура приведена подсистем представлена на рисунке 2.3.3 и 2.3.4

Рисунок 2.3.3 - Функциональная структура подсистемы управления проектами

Рисунок 2.3.4 - Функциональная структура подсистемы управления пользователями

3. разработка решений по информационному обеспечению ИС

3.1 Характеристики задачи

Задача «Разработка Web - ориентированной ИС» входит в состав комплекса задач «Учет и контроль работы пользователей и проектов в системе» ИАС «IT- предприятие».

Назначение системы TheSystem (далее ИАС):

-   обеспечения процесса учета кадров IТ-предприятия;

-        учета и контроля работы сотрудников предприятия;

-        ведения информационной базы договоров

В результате решения задачи «Разработка Web - ориентированной ИС» формируется БД, информация которой является входной информацией для решения задачи «Учет и контроль работы пользователей и проектов в системе». Данная задача решается для малых предприятий, занимающимся разработкой программного обеспечения.

3.2 Выходная и выходная информация

Выходная информация подсистемы управления пользователями и проектами представлена выходными экранными формами (видеограммами), отображающими результаты поиска и обработки информации на экране монитора. При этом любая выходная форма может иметь форму представления как видеограммы, по желанию пользователя.

3.2.1 Входная информация подсистемы управления проектами

В таблице 3.2.1 приведен перечень и описание выходных сообщений.

Таблица 3.2.1- Перечень и описание выходных сообщений.

Наименование сообщения

Идентификатор

Периодичность

Форма выходного сообщения

Получатель и назначение

Информация о зарегистрированных пользователях

All_User

По запросу

видеограмма

Разработчик проекта,менеджер разрабатывае мой задачи, или топ-менеджер

Информация о правах в системе

Subsystems_of_The System

По запросу

видеограмма

Администратор


Внешний вид всех перечисленных выходных форм представлен на рисунках в приложении. Описание структурных единиц информации, имеющих самостоятельное значение, всех этих выходных форм приведено в таблицах 3.1.2-3.2.7.

Таблица 3.1.2 - Описание структурных единиц информации выходной формы "Список всех зарегистрированных пользователей " (All_User).

Полное наименование

Формат предоставления

Количество символов

1

Логин

Символьный

25

2

Краткое имя

Символьный

25

3

Полное имя

Символьный

25


Таблица 3.1.3 - Описание структурных единиц информации входной формы "Форма для заполнения информации о пользователях" (User_From).

Полное наименование

Формат предоставления

Количество символов

1

Логин

Символьный

25

2

Краткое имя

Символьный

25

3

Полное имя

Символьный

25

4

Год рождения

Дата

10

5

Адрес электронной почты

Символьный

40

6

Пароль

Символьный

15


Таблица 3.1.4 - Описание структурных единиц информации входной и выходной формы "Определения прав и привилегий пользователей" (Subsystems_of_The System)

Полное наименование

Формат предоставления

Количество символов

1

Краткое имя

Символьный

25

2

Полное имя

Символьный

25


3.2 Входная информация подсистемы управления проектами

Таблица 3.2.5- Перечень и описание входных сообщений

Наименование сообщения

Идентификатор

Периодичность

Форма выходного сообщения

Получатель и назначение

Форма для заполнения информации о пользователях

User from

По запросу

видеограмма

Пользователь или администратор

Форма для заполнения информации о задачах

Todo from

По запросу

видеограмма

Разработчик проекта,менеджер разрабатываемой задачи, или топ-менеджер

Форма для заполнения информации о проектах

Projec from

По запросу

Разработчик проекта,менеджер разрабатываемого проекта, или топ-менеджер

Форма для заполнения информации об ошибках

Bug from

По запросу

видеограмма

Разработчик проекта,менеджер разрабатываемой задачи, или топ-менеджер


Таблица 3.2.6 - Описание структурных единиц информации выходной формы " Разрабатываемые проекты " (The_Prodject).

Полное наименование

Формат предоставления

Количество символов

1

Имя проекта

Символьный

30

2

Статус проекта

Символьный

20

3

Задачи в проекте

Символьный

60

4

Ошибки в проекте

Символьный

400


Таблица 3.2.7 - Описание структурных единиц информации входной формы " Форма для заполнения информации о проектах " (Prodject_From).

Полное наименование

Формат предоставления

Количество символов

1

Имя проекта

Символьный

30

2

Краткое имя проекта

Символьный

25

3

Менеджер проекта

Символьный

25

4

Лидер проекта

Символьный

25

5

Разработчик проекта

Символьный

25


Таблица 3.2.8 - Описание структурных единиц информации выходной формы "Разрабатываемые задачи в системе, которые стоят в очереди у разработчика " (Your_Todos)

Полное наименование

Формат предоставления

Количество символов

1

Имя задачи

Символьный

40

2

Статус задачи

Символьный

20

3

Приоритет задачи

Числовой

2

4

Проект, в котором выполняется задача

Символьный

25


Таблица 3.2.9 - Описание структурных единиц информации входной формы " Форма для заполнения информации о задачах " (Task_From).

Полное наименование

Формат предоставления

Количество символов

1

Имя задачи

Символьный

40

2

Проект

Символьный

30

3

Приоритет

Числовой

2

4

Тип

Символьный

15

5

Начало выполнения работы

Дата

10

6

Окончание выполнения работы

Дата

10

7

Время выполнения задачи проверенным менеджером

Дата

10

8

Разработчик задачи

Символьный

20

9

Тестер Задачи

Символьный

20


Таблица 3.2.10 - Описание структурных единиц информации выходной формы "Выполняемые или вновь поступившие задачи в системе" (Your_Todos)

Полное наименование

Формат предоставления

Количество символов

1

Имя задачи

Символьный

40

2

Статус задачи

Числовой

20

3

Приоритет задачи

Символьный

2

4

Проект

Символьный

30

5

Разработчик, реализующий данную задачу

Символьный

20


Таблица 3.2.11- Описание структурных единиц информации выходной формы "Ошибки, существующие в системе " (All_Available_Bugs).

Полное наименование

Формат предоставления

Количество символов

1

Имя ошибки

Символьный

40

2

Статус ошибки

Символьный

20

3

Приоритет

Числовой

2

4

Проект

Символьный

30


Таблица 3.2.12 - Описание структурных единиц информации входной формы "Форма для заполнения информации об ошибках " (Bugs_From).

Полное наименование

Формат предоставления

Количество символов

1

Имя ошибки

Символьный

400

2

Проект, в котором обнаружена ошибка

Символьный

30

3

Приоритет

Числовой

2

4

Коментрий

Символьный

1000


3.3 Разработка структуры БД

Во время реализации подсистем «Управление проектами» и «Управление пользователями», была разработана логическая и физическая структуры БД, приведенные на рис. 3.3.5 и на рис.3.3.6.

Рисунок 3.3.5 - Логическая структуры БД

Рисунок 3.3.6 - Физическая структуры БД

4. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

4.1 Выбор языка программирования

Язык Java был задуман для объектно-ориентированного программирования. Также ему была отведена роль универсального языка, независимого от платформы. Результатом этого стало большое разнообразие создаваемых Java-приложений.

Java - это объектно-ориентированный язык программирования, основанный на классах.

С помощью Java можно создавать разные виды приложений:

автономные приложения (например, те же диалоговые формы, либо программы, работающие с консолью и данными командной строки и т.д.), в чем Java не уступает другим объектно-ориентированным языкам:

апплеты - программы, которые делают интерфейс-сайты ещё лучше, выполняются в браузере; этот факт является достоинством Java перед другими языками;

сервлеты - программы «клиент сервер», обеспечивающие обмен информацией между ними (в обе стороны);

Bean-компоненты - это возможность компонентного программирования на Java. Java Beans, либо Bean-компонент может быть представлен диалоговым окном, часами, классом, который загружает данные из URL, или почти любой другой частью программного обеспечения. Bean-компоненты могут быть написаны различными программистами, работающими независимо, или созданы и откомпилированы независимо от всего проекта, а затем добавлены в него на этапе разработки. Для разработки Bean-компонентов необходим пакет средств разработчика Beans Development Kit (BDK).

Для работы с разного рода данными Java имеет огромный спектр методов, позволяющих проделать большое количество операций над объектами. Java имеет так называемые пакеты, которые содержат определенные методы. Например, пакет Java.lang имеет множество методов по работе с разного рода данными (широкий спектр математических функций по работе с числами, множество готовых методов обработки строк, на основании которых можно написать свои, и др.) Пакеты java.awt и java.swing обеспечивают графический диалоговый интерфейс, а также работу с графикой (swing - это расширенные возможности awt). Также доселе не использованный java.net по работе с сетью.

На ряду с многими другими возможностями Java, которые используются при программировании, одно из интересных возможностей является создание потоков. Часто встречаются программы, в которых надо выполнять несколько задач одновременно. Для того чтоб каждая задача не монополизировала процессор, их необходимо выполнять в разных потоках. В этом случаи они будут выполняться практически одновременно.

Потоки Java - это объекты классаThread.

Как объектно-ориентированный язык, Java очень хорошо помогает в организации работы с семействами классов. Это облегчает написание приложений большого объема.

4.2 Выбор операционной системы

В настоящее время в компьютерном мире используется большое количество ОС: Windows, Linux, Unix, Lindows, NetWare, DOS и т.д. При проведении анализа по использованию ОС в современных компьютерных системах были отобраны две наиболее используемые, в частности ОС семейства Windows и ОС Linux.

Каждая из рассматриваемых ОС имеет свои достоинства и недостатки.

К основным преимуществам ОС Windows можно отнести:

- масштабируемость;

-        клиент-серверная архитектура;

-        объектная модель подсистемы защиты;

-        стандартный пользовательский интерфейс;

-        встроенные сетевые средства;

-        простота настройки и работы.

К преимуществам ОС Linux можно отнести:

- кроссплатформенность;

-        большая производительность работы в Internet;

-        бесплатное распространение.

Окончательное решение было принято в сторону ОС Windows, что было обусловлено следующими факторами:

- высокая надежность и защищенность в рамках решаемой задачи;

-        хорошая сетевая поддержка;

-        стандартный пользовательский интерфейс;

-        простота и удобство работы пользователей;

-        простота администрирования, а также наличие большого числа специалистов;

-        доступность средств разработки прикладных программ;

-        поддержка прогрессивных объектно-ориентированных технологий;

-        высокая информационная поддержка.

В дальнейшем среди семейства Windows выбор был остановлен на ОС Windows, которая позволит обеспечить необходимую надежность и защищенность информации на сетевом уровне с помощью встроенных средств самой ОС, а также обеспечить локальную безопасность данных с помощью файловой системы NTFS. Также решающую роль играет цена лицензионной копии данной ОС.

4.3 Выбор CASE-средств

Современные CASE-средства охватывают обширную область поддержки многочисленных технологий проектирования ИС: от простых средств анализа и документирования до полномасштабных средств автоматизации, покрывающих весь жизненный цикл ПО.

Наиболее трудоемкими этапами разработки ИС являются этапы анализа и проектирования, в процессе которых CASE-средства обеспечивают качество принимаемых технических решений и подготовку проектной документации. При этом большую роль играют методы визуального представления информации. Это предполагает построение структурных или иных диаграмм в реальном масштабе времени, использование многообразной цветовой палитры, сквозную проверку синтаксических правил. Графические средства моделирования предметной области позволяют разработчикам в наглядном виде изучать существующую ИС, перестраивать ее в соответствии с поставленными целями и имеющимися ограничениями.

Все современные CASE-средства могут быть классифицированы в основном по типам и категориям.

Классификация по типам отражает функциональную ориентацию CASE-средств на те или иные процессы ЖЦ. Классификация по категориям определяет степень интегрированности по выполняемым функциям и включает отдельные локальные средства, решающие небольшие автономные задачи (tools), набор частично интегрированных средств, охватывающих большинство этапов жизненного цикла ИС (toolkit) и полностью интегрированные средства, поддерживающие весь ЖЦ ИС и связанные общим репозиторием.

Классификация по типам в основном совпадает с компонентным составом CASE-средств и включает следующие основные типы:

·       средства анализа (Upper CASE), предназначенные для построения и анализа моделей предметной области (Design/IDEF (Meta Software), BPwin (Logic Works));

·              средства проектирования баз данных, обеспечивающие моделирование данных и генерацию схем баз данных (как правило, на языке SQL) для наиболее распространенных СУБД. К ним относятся ERwin (Logic Works), S-Designor (SDP) и DataBase Designer (ORACLE).

·              средства разработки приложений. К ним относятся средства PowerBuilder (Sybase), Developer/2000 (ORACLE), SQL Windows (Gupta), Delphi (Borland) и др.)

·              средства реинжиниринга, обеспечивающие анализ программных кодов и схем баз данных и формирование на их основе различных моделей и проектных спецификаций. Средства анализа схем БД и формирования ERD входят в состав Vantage Team Builder, PRO-IV, Silverrun, Designer/2000, ERwin и S-Designor. В области анализа программных кодов наибольшее распространение получают объектно-ориентированные CASE-средства, обеспечивающие реинжиниринг программ на языке С++ (Rational Rose (Rational Software), Object Team (Cayenne)).

На сегодняшний день рынок программного обеспечения располагает следующими наиболее развитыми CASE-средствами:

·       Vantage Team Builder (Westmount I-CASE);

·              Designer/2000;

·              ERwin+BPwin;

·              S-Designor;

·              CASE.Аналитик.

Необходимо понимать, что процесс проектирования и разработки информационной системы на основе CASE-технологии не может быть доволи сложный. Всегда следует быть готовым к новым трудностям, связанным с освоением новой технологии, последовательно преодолевать эти трудности.

4.4     Выбор СУБД

Объектно-реляционная система управления БД (ОРСУБД). Считается самой совершенной СУБД, распространяемой на условии открытых исходных текстов.

При реализации программного продукта качестве сервера приложений был выбран Jboss, а в качестве СУБД - PostgreSQL. Сервер приложений Jboss является бесплатным и кроссплатформенным (написан на Java). PostgreSQL - одна из наиболее стабильных и функционально богатых бесплатных СУБД.

Возможности Postgre SQL

Объектно-реляционная модель. Работа с данными в Postger SQL основана на объектно-реляционной модели, что позволяет задействовать сложные процедуры и системы правил.

Простота расширения. В Postger SQL поддерживаются пользовательские операторы, функции, методы доступа и типа данных.

Полноценная поддержка SQL. Postger SQL Соответствует базовой спецификации SQL 99 и поддерживает такие нетральные средства, как объединения стандарта SQL 92.

Проверка целосности ссылок. Postger SQL поддерживает целосность ссылок, обеспечавающую правильность данных в базе.

Гибкость API. Гипкость API Postger SQL позволяет легко создавать интерфейсы к РСУБД Postger SQL.

Процедурные языки. В Postger SQL редусмотрена поддержкавнутренных процедурных языков, в том числе специализированного языка PL/pgSQL, являющего аналогом PL/SQL, процедурного языка Oracle.

MVCC. Технология MVCC (Multi-Version Concurrency Control ) используется в Postger SQL для предотвращения лишних блокировок (locking).

Клиент-сервер. В Postger SQL используется архитектура «клиент-сервер» с разпределением процессов между полбзователями.

Опереждающая регистрация изменений. Опереждающая регистрация изменений повышает надежность ланных.

4.5 Инструкция пользователя

Подсистема управления пользователями

Подсистема управления пользователями предназначена для контроля аутентичности пользователей. В этом модуле реализованы средства регистрации пользователей, хранения дополнительных данных и установки ролей в каждой подсистеме.

Работа системы начинается с того, что происходит регистрация администратора или пользователя (в зависимости от того какие права отведены для них), при этом вводится логин и пароль.

При входе администратора в подсистему управления пользователями (TheSystem) он имеет доступ к таким пунктам меню: просмотр списка всех пользователей (All users), создание нового пользователя(Add new users), права и привилегии (Subsystems), и вкладкам (Administrator), (Profile).

При выборе пункта меню (All users) выводится таблица с такими полями Login-логин пользователя, First Name - полное имя , Last Name - краткое имя - это пользователей которые есть в системе.

На рисунке 4.5.7 приведено главное окошко подсистеми управления пользователями.

Рисунок 4.5.7 - Внешний вид окна продсистемы управления пользователями

При выборе определенного имени пользователя, выводятся сведенья о нем (логин, полное имя, краткое имя, дата рождения, адрес электронной почты, пароль). В этом окошке администратор может просмотреть данные по каждому пользователю, а также изменить их. На рисунке 4.5.8 приведено главное окно для просмотра информации о пользователе.

Рисунок 4.5.8 - Внешний вид окна для просмотра сведений о пользователе

При нажатии на вкладку Add new users - можно создать нового пользователя.

Этот пункт имеет такие поля: логин (Login), пароль (Password), подтверждение пароля (Confirm Password), полное имя (First Nama), краткое имя (Last Name), дата (Birth Data), адрес электронной почты (E-mail). Для того чтоб пользователь был добавлен, нажимаем кнопку (Add user). На рисунке 4.5.9 представлена форма для создания нового пользователя.

Рисунок 4.5.9 - Внешний вид окна для создания нового пользователя

Пункт меню Subsystems - определение прав и привилегий пользователей. Этот пункт содержит таблицу, которая состоит с двух полей, краткое имя (Short Name), полное имя подсистемы (Full Name). На рисунке 4.5.10 приведено главное окошко в котором при выборе определенного имени подсистемы, можно просмотреть какими правами наделены пользователям.

Рисунок 4.5.10 - Внешний вид окна прав и привелегий в системе

Для просмотра сведений о том, кому и какие права и привилегии были наданы, мы должны нажать по имени подсистемы. После этого мы получим таблицу, которая позволяет нам наделить пользователя какими-то правами. Поля таблицы: имя пользователя (User Login); гость (Guest) - имеет право только регистрироваться в системе; пользователь (User) - имеет право управлять профилем, а также менять свои сведения и пароль; администратор (Administrstor) - имеет право изменить информацию о пользователе и наделять их правами. На рисунке 4.5.11 приведено окошко с распределением прав пользователей.

Рисунок 4.5.11 - Внешний вид окна для просмотра прав и привилегий для каждого пользователя

Для сохранения данных - кнопка Apply

При входе пользователя в систему, ему доступны только свои сведения, которые он может менять (смена пароля, имени пользователя, даты, и т. д.).

Подсистема управления проектами

Подсистема управления проектами имеет 6 вкладок: Todos - разрабатываемые задачи в системе, которые стоят в очереди у разработчика; Projecs - разработанные проекты, и те проекты, которые уже выполняются, или ждут своей очереди на выполнение; Tasks - выполняемые или вновь поступившие задачи в системе; (Bugs) база данных ошибок в проекте; Management - выводится информация о том над какими задачами работает проектировщик, а также о тех задачах требующих вмешательства менеджера; Statistics - выводится статистика выполняемых задач.

Перед началом работы пользователь должен нажать кнопку Start work, это значит что пользователь начал работу над какой-то программой. После окончания работы, или когда разработчик приостанавливает работу над задачей по кокомуто поводу, он должен нажать кнопку Leave work (то-есть, работа закончена)

При нажатии вкладки Todos - мы имеем таблицу с полями: имя выполняемой задачи - Name, статус - Status, приоритет - Priority от 0 до 5, и имя проекта, в которой решаются задачи - Project. Сортировка этих задач происходит по их приоритету. На рисунке 4.5.12 приведено главное окошко подсистеми управления проектами, «Существующие задачи в проекте».

Рисунок 4.5.12 - Внешний вид окна подсистемы управления проектами «Существующие задачи в проекте»

Для того чтобы создать новую задачу, мы выбираем кнопку New Task, и заполняем пустые поля: имя задачи - Name; Project - проект какому принадлежит задача; приоритет - Priority - от 0 до 5; тип - Type (разработка, исследование, проектирование, тестирование); начало и окончание выполнения работы; время выполнение задачи проверенным менеджером; разработчик задачи; тестер задачи.

После ввода данных, мы сохраняемся (Save). Теперь наша задача, готова к выполнению и ее первоначальный статус New (создана новая задача, и назначен разработчик). Если бы мы не назначили разработчика, наша задача имела бы статус Not assigned.

Для начала работы над этой программой нужно клацнуть по ней, высветится окошко с ее сведеньями, и нажать кнопку Start working(начало работы). После нажатия этой кнопки проектировщик может начинать работу над программой. На рисунке 4.5.13 приведен внешний вид окна подсистемы управления проектами в котором отображаются существующие задачи в проекте

Рисунок 4.5.13 - Внешний вид окна подсистемы управления проектами «Существующие задачи в проекте»

В высветившимся окошке, появляется еще две кнопки: Suspend (при нажатии этой кнопки работа над програмой приостанавливается. Для возобновления ее нажимаем кнопку Continue working, при этом нажатии статус снова будет Working), и Finish working (окончание работы).

Все ошибки, которые возникают при работе с программой мы можем комментировать в окошке комментария (Comments), для того чтоб добавить комментарий существует кнопка Add. На рисунок 4.5.14 приведено окно коментарьев к разрабатываемой задаче.

Рисунок 4.5.14 - Внешний вид окна подсистемы управления проектами «Комментарии существующие в задаче»

Когда работа над задачей выполнена можно приступать к тестированию, для этого нужно клацнуть по кнопке Start testing, статус задачи изменится на Testing, при этом открывается окно, в котором добавились такие кнопки Suspend (приостановка тестирования) Finish testing (успешное окончание тестирования) Testing failed (неуспешное тестирование). При неуспешном тестировании мы описываем в окне комментарьев возникшие ошибки, и снова тестируем. При успешном тестировании програмы ее статус изменится на Finished, после этого задача готова к использованию.

На протяжении всего жизненного цикла задачи, ведутся истории работ и ошибок (Short history) которые существовали в задаче, первые 5 историй можно видеть на главной странице, для полного списка нажать кнопку Whole history.

На рисунок 4.5.15 и 4.5.16 приведены окнаистории работ и ошибок в разрабатываемой задаче.

Рисунок 4.5.15 - Внешний вид окна «История ошибок и работ» Краткий список

Рисунок 4.5.16- Внешний вид окна «История ошибок и работ».Полный список

Для выхода с окна кнопка Close.

При входе менеджера или пользователя в эту вкладку (Рисунок 4.5.17) им будут видны только те задачи, для которых он является менеджером, изменить данные о задаче он не имеет права, только чтение или работа с задачей.

Один проектировщик не может работать сразу над несколькими задачами. Если он это делает, то та задача, которую он до этого делал должна перейти в режим Suspended.

Нарушать ЖЦ может только менеджер проекта (только у него есть такие права)

Рисунок 4.5.17 - Внешний вид окна «Существующие задачи в проекте», при входе пользователя или менеджера

Создать новую задачу он имеет право только в том случае, если он менеджер проекта.

При выборе вкладки Projecs - выводится таблица, которая имеет информацию:

разрабатываемый проект Name - при выборе этого пункта выводится имя проекте, краткое имя проекта, его статус, менеджер проекта, разработчик проекта, также можно написать комментарии по проекту;

его статус Status - в каком состоянии находится задача; информация обо всех существующих задачах разрабатываемых в этом проекте

Tasks - количество новых задач, задачи над которыми ведется разработка, все задачи;

информация об ошибках Bugs.

На рисунке 4.5.18 приведено окно существующих проектов в системе

Рисунок 4.5.18 - Внешний вид окна подсистемы управления проектами «Существующие проекты в системе»

Для создания нового проекта (рисунок 4.5.19) нужно нажать кнопку New Projrct, заполняем поля (имя проекта, краткое имя проекта, менеджер проекта, лидер проекта, разработчик проекта, комментарий для проекта), для сохранения данных - (Save). Над данным проектом может работать несколько разработчиком, для того чтоб добавить их, существует поле Add developer.

Рисунок 4.5.19 - Внешний вид окна «Создание нового проекта»

После создания проекта, добавляется еще такие кнопки (рисунок 4.5.20): Add new task - описание задач, которые будут в новом проекте; Add new bug - описание ошибок в проекте; Show project Tasks - просмотр существующих задач в проекте; Show project Bugs - просмотр существующих ошибок в проекте.

Рисунок 4.5.20 - Внешний вид окна созданного проекта

Пользователь не имеет права создавать проект. Ему доступен лишь просмотр, а если он менеджер, то он имеет право только на работу с этим проектом, но не его изменение

Пункт меню Tasks - этот пункт содержит в себе таблицу с информациею обо всех задачах в проекте (рисунок 4.5.21). Поля таблицы: Name - название задачи; Status - статус; Project- в каком проекте выполняется данная задача; Responsible person - разработчик который реализует данную задачу.

Рисунок 4.5.21 - Внешний вид окна всех задач в проекте

Чтобы создать новую задачу, выбираем кнопку New Task.

Для просмотра, добавления или изменений данных к уже существующей задаче, нужно клацнуть по ней, и заполнить поля, для сохранения кнопка Save.

Каждая задача содержит в себе историю выполнения.

Пункт меню Bugs - в этом пункте мы можем видеть все ошибки, которые существуют в системе (рисунок 4.5.22). Таблица ошибок имеет такие поля: Name - имя ошибки; Status - статус ошибки; Priority - приоритет; Progect - проект в котором обнаружены ошибки.

Рисунок 4.5.22 - Внешний вид окна «Ошибки в системе»

Для создания новой ошибки, кнопка New bug, для этого надо заполнить поля: имя ошибки Name; название проекта, в котором находится ошибка Project; приоритет Priority; комментарий к ошибкам Comments.

Все созданные ошибки проверяет менеджер, он может отклонить или принять ошибку, для этого существуют кнопки (Refused) - отклонить, (Accepted) - принять.

При этом он должен написать в окне комментариев объяснение, почему он принял или отклонил ошибку.

Внешний вид окна «Комментарии к ошибкам» приведен на рисунку 4.5.23.

Рисунок 4.5.23 - Внешний вид окна «Комментарии к ошибкам»

Также ведется история ошибок.

При выборе вкладка Management - выводится две таблицы, первая Developers load (существующие разработчики) имеет поля: Developer - проектировщик; Project - проект в котором выполняются задачи; Current - выполняемые задачи, Finishung - выполнены задачи, Status - статус (состояние задачи); Waiting task - количество выполняемых задач.

При нажатии на имя разработчика мы увидим задачи, над которыми он работает.

Во второй таблице Problems (рисунок 4.5.24) выводится список задач, которым не назначен проектировщик, она имеет такие поля: Task name - имя задачи; Project - проект; Priority - приоритет; Status - статус.

При нажатии на имя задачи, можно изменить ее поля, добавить комментарий.

Здесь также ведется история событий выполняемых над задачей.

Рисунок 4.5.24 - Внешний вид окна «Менеджмент»

Пункт меню Statistics - выводится статистика работы над задачей (проектом), всех пользователей системы (рисунок 4.5.25). Она заключается в выводе имени разработчика, имени задачи, которой занимался разработчик, даты работы, количество затраченного времени на разработку задачи,

Рисунок 4.5.25 - Внешний вид окна «Статистика»

5. выбор технического обеспечения подсистем управления проектами и пользователями

5.1 Обоснование выбора технических средств

Техническое обеспечение составляет комплекс технических средств, обеспечивающих сбор, регистрацию, передачу, хранение, обработку и выдачу информации пользователям. Учитывая многообразие ЭВМ, устройств внешней памяти, подготовки информации, устройств ввода/вывода выбор конкретного набора вычислительных средств определяется формой их использования.

Локальная вычислительная сеть должна соединять следующие сервера:

сервер баз данных, сервер приложений и Web-сервер.

На сервере баз данных должна храниться информационная база системы в виде реляционных таблиц.

Сервер приложений обрабатывает запросы клиентских приложений, выполняет необходимую обработку информации и передает ее на сервер баз данных.

Web-сервер предназначен для осуществления Intranet/Internet-ориентированного обмена информацией между пользователей системы и самой системой.

Рабочие станции должны иметь возможность подключения к Web-серверу либо через локальную сеть, либо через Internet.

Для построения ЛВС целесообразно использовать стандарт Fast Ethernet, который поддерживает скорость обмена информацией до 100 Mbps.

В качестве кабельной системы предпочтительно использовать технологию 100Base-T - витую пару не ниже 5-ой категории.

Аппаратная часть подсистем состоит из сегментированной вычислительной сети, включающей сервер сетевого сервиса (сервер первичного контроллера домена), коммуникационный сервер, сервер баз данных, сетевое и коммуникационное оборудование, компьютеры клиентских мест рабочих групп, устройства печати. В аппаратном обеспечении выделены централизованные ресурсы (серверы, телекоммуникационное оборудование), распределенные ресурсы (устройства печати, сетевое коммуникационное оборудование) и клиентские узлы вычислительной сети.

Технические характеристики рабочих станций клиентов зависят от конкретной аппаратно-программной платформы и должны быть достаточными для работы Web-браузера с поддержкой Java.

Архитектура проектируемой вычислительной сети подсистем управления пользователями и проектами, определяется структурой разрабатываемой АИС, составом серверных платформ, требованием обеспечения защиты информации и высокой производительности при обработке запросов к БД в соответствии с технологией "клиент-сервер" и имеющимся на предприятии сетевым оборудованием.

Требования к вычислительной сети:

·   корпоративная вычислительная сеть должна обеспечивать:

1) хорошую масштабируемость;

2) высокую производительность, безотказность и управляемость;

3) подключение всех компьютеров в сеть

4) доступ пользователей к любым данным и приложениям (в рамках политики информационной безопасности);

·   основным протоколом взаимодействия функциональных устройств сети является протокол TCP/IP.

Архитектура проектируемой вычислительной сети подсистем определяется структурой разрабатываемой системы, составом серверных платформ, требованием обеспечения защиты информации и высокой производительности в соответствии с технологией файл-сервер и имеющимся сетевым оборудованием.

Для эксплуатации системы управления требуются:

·   ОС Windows 9x, NT, Me, 2000; Linux (RedHat, Corel, Slackware, Debian, Mandrake);

·   оперативная память 256Mb PC-333 2.7Гб/сек;

·   винчестер 80Gb Samsung 7200;

·   процессором Intel Pentium4 2,4GHz;

·   монитор 17” Samtron 76E.

ИАС должна поддерживать архитектуру открытых систем, должна иметь возможности для расширения перечня функций, присоединения дополнительных серверов и рабочих станций, использования современных программных средств, а также их дальнейших версий, совместимых с программно-техническими средствами, которые применяются в системе.

Для обеспечения функционирования разработаемых подсистемы "Управления проектами", “Управления пользователями” АИСС " TheSystem " необходимо выдвинуть требования к комплексу технических средств, обеспечивающие выполнение возложенных на подсистему задач. В КТС подсистемы входят следующие элементы: рабочая станция и серверная станция.

Вся используемая информация хранится на сервере и используется рабочей станцией при решении задач.

На серверную станцию возложена задача хранения информации, выполнения запросов, приходящих от рабочих станций, отправку результата запроса. Также предполагается использование станции не только как сервера баз данных, но и в качестве файл-сервера, а также предоставления других служб предусматриваемых назначением подсистемы.

В отделе установлена сеть на базе сервера. Сеть имеет шинную топологию. Сетевое решение подсистемы рекомендуется построить на использовании технологии Ethernet 802.3 (10 Base-2) на коаксиальном кабеле.

В состав сетевого обеспечения входят три электронно - вычислительные машины типа Pentium 100 и выше, сервер, встроенный модем, принтер и хаб.

Схема сети представлена на рисунке 5.1.26

Рисунок 5.1.26. - Схема сети КТС

6. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Целью раздела «Безопасность жизни и деятельности человека» является создание безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах пользователей ЭВМ. Для этого в данном разделе будет проведен анализ условий труда; выделена система «человек-машина-среда» для выявления в этой системе опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ), а также разработаны мероприятия по технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда и пожарной профилактике.

6.1 Анализ условий труда в помещении офиса

Разрабатываемая система предназначена для эксплуатации на ПЭВМ типа IBM PC или совместимых с ними, которые установлены в виде АИС. В свою очередь, рассматриваемое помещение имеет следующие характеристики: площадь S = 20.25м2; длина A = 4.5м; ширина В = 4.5м; высота - 3.5м.

В помещении имеется восемь розеток. Для питания ПЭВМ предусмотрено использование трехфазной четырехпроходной сети переменного тока с глухозаземленной нейтралью, напряжением 380/220В и частотой 50Гц.

Согласно ГОСТ 12.0.003 - 74 пользователи ПЭВМ во время работы сталкиваются с воздействием следующих вредных производственных факторов:

а) физических:

- повышенный уровень шума рабочего места (в помещении работают принтер и кондиционер);

- недостаточная освещенность рабочей зоны;

прямая и отраженная блеклость;

электромагнитное излучение от монитора;

- повышенная температура внешней среды;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

б) психофизиологических:

- умственное перенапряжение (ответственность, трудность производственного задания);

монотонность работы;

перенапряжение зрительных и слуховых анализаторов.

Во время работы человека на машине в помещении офиса происходит взаимное влияние друг на друга частей системы "Человек - Машина - Среда" ("Ч-М-С"). Основные взаимодействия между этими частями следующие.

При взаимодействии человека с ЭВМ в течение большого количества времени на оператора постоянно действует электромагнитное поле, высокочастотное мерцание монитора и яркое свечение изображения, что приводит к сильной переутомляемости нервной системы и ухудшению со временем зрения, в результате чего оператор может совершить ошибку в управлении машиной.

При взаимодействии человека с окружающей средой происходит со стороны среды влияние на человека метеопараметров (температура, влажность, пыль, и т.д.), а со стороны человека на среду его процесс жизнедеятельности.

При взаимодействии среды с машиной происходит со стороны машины влияние на среду повышением температуры (т.е. влияние на метеопараметры), а со стороны среды на машину - влажность, температура, запыленность и т.п.

При анализе связей между элементами можно отметить следующее: человек, независимо от того, один ли это индивидум или коллектив, функционально выступает одновременно в качестве нескольких элементов системы "Ч-М-С", каждый из которых участвует в своих связях и играет в системе свою роль. Поэтому для дальнейшего изучения системы наибольший эффект даст не структурное разделение элемента "человек", а не разделение коллектива на структурные подразделения или одного человека на физические или какие-то другие структурные части, а деление функциональное.

Деление элемента "человек" на три функциональные части:

Ч1 - это человек, управляющий машиной главным образом для выполнения основной задачи системы - производства выходного продукта, а также обеспечения возможности этого производства.

Ч2 - это человек (коллектив), рассматриваемый с точки зрения непосредственного влияния на окружающую среду (за счет тепло- и влаговыделения, потребление кислорода и т.д.)

Ч3 - это человек (группа людей), рассматриваемый с точки зрения его функционального состояния под влиянием факторов, воздействующего на него в производственном процессе. Именно этот элемент изучается с позиции охраны труда и смежных с ней дисциплин.

Элемент "машина" можно разделить на три элемента, которые обеспечиваются М1, М2, М3. Элемент М1 выполняет основную технологическую функцию, М2 - функции аварийной защиты, М3 - управление окружающей средой.

Проанализировав систему можно определить потенциально опасные и вредные производственные факторы в соответствии с ГОСТ 12.00.003-74 для помещения офиса. Результаты анализа и оценка факторов производственной среды и трудового процесса приводится в приложении….

Доминирующим вредным фактором является: недостаточная освещенность рабочего места

Данный офис расположено на большом расстоянии от взрывоопасных и токсических объектов. Наиболее опасной чрезвычайной ситуацией может быть пожар, меры по его предупреждению описаны в разделе «Пожарная профилактика»

Производственная деятельность не влияет на окружающую среду при отсутствии энергетического загрязнения и токсических веществ.

6.2 Техника безопасности в помещении офиса

Оборудование ПЭВМ устанавливается в помещении офиса. Это помещение без повышенной опасности поражения электрическим током, согласно ПУЭ-85. Температура в помещении не превышает 30оС, влажность - 75%. Пол в помещении не токопроводящий. В помещении отсутствует токопроводящая пыль.

Энергоснабжение всех потребителей осуществляется через главный распределительный щит МРЩ4 от трансформаторов по кабельным линиям трехфазной четырехпроводной сетью переменного тока с глухозаземленной нейтралью, напряжением 380/220В, частотой 50 Гц.

Кабельные проводники ЭВМ и средства передачи информации проложены под полом и защищены специальными чехлами.

Также в помещении применено защитное отключение, обеспечивающее автоматическое отключение электроустановок от сети при возникновении в ней опасности поражения человека током по ГОСТ 12.4155-85.

Для обеспечения безопасности работ пользователя на рабочем месте также необходимо проводить мероприятия по проверке изоляции токоведущих частей, которые включают в себя измерения и испытания повышенным напряжением.

Инструктажи относятся к организационным мерам по технике безопасности согласно ДНАОП 0.04-4.12-99:

а) вводный инструктаж - ознакомление с правилами данного предприятия, правилами техники безопасности. Инструктаж организует и проводит служба охраны труда. В ходе инструктажа следует ознакомить с основными положениями внутреннего распорядка предприятия, возможных опасностях, вопросами пожарной профилактики, способами оказания первой помощи пострадавшим. Факт инструктажа фиксируется в журнале вводного инструктажа;

б) первичный инструктаж - ознакомление с индивидуальными средствами защиты, применяемых на рабочем месте, с инструкциями для данного рабочего места. Факт инструктажа фиксируется в журнале первичного инструктажа;

в) повторный инструктаж - проводится 1 раз в 6 месяцев;

г) внеплановый инструктаж следует проводить при изменении условий труда, введения в эксплуатацию новой техники, а также при несчастных случаях;

д) целевой инструктаж необходимо проводить при выполнении работниками работ, не связанных с их основными обязанностями.

Похожие работы на - Разработка Web–ориентированной информационной системы IT-предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!