Чистая монополия и проблемы монополизма российской экономики

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,50 kb
  • Опубликовано:
    2011-05-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Чистая монополия и проблемы монополизма российской экономики

Рязанский государственный агротехнологический университет

имени проф. П.А.Костычева


экономический факультет


кафедра экономики сельского хозяйства



Курсовая работа

по курсу «Экономика»

на тему:

Чистая монополия и проблемы монополизма российской экономики

Рязань 2009г.

План

Введение

Глава 1 Монополия

1.1 Чистая монополия и ее сущность

1.2 Виды монополий

.3 Монополия: «за» и «против». Двойственная роль монополии

.4 Плюсы и минусы монополии и ее регулирование

.5 Критерии поведения монополиста

Глава 2. Монополия в России

.1 Развитие монополий в России (история монополий)

.2 Монополизм в России

.3 Особенности монополизма в РФ

.4 Антимонопольное регулирование в России

.5 Статья из журнала «Естественные монополии и право» о применении Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

.6 ОАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания (РНПК)

Заключение

Введение

чистый монополия антимонопольный

Когда рассматривается взаимодействие спроса и предложения, считается обычно, что равновесная цена возникает в точке их пересечения:

Но при этом подразумевается, что конкурируют между собой многие производители, а в реальности на рынке может быть всего несколько фирм или даже одна фирма, и тогда приведенный выше график уже становится неверным.

Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий в условиях монополии, имеет сегодня не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Для России проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэкономического характера, вызываемых деятельностью предприятий - монополистов, имеет первостепенную важность. Однако монополизм не является чисто российской проблемой, хотя она наиболее остра и актуальна, прежде всего, в нашем отечестве. Дело в том, что в странах со сложившейся рыночной экономикой (США, Германии, Японии и др.), где доля предприятий - монополистов в промышленности невелика и где решение вопроса деятельности монополий имеет свою историю, постоянно идет процесс поиска новых, отвечающих современным условиям решений, направленных на повышение эффективности деятельности как самих предприятий - монополистов, так и экономики в целом.

В России, по данным Института экономики РАН, на сегодняшний день примерно 1/3 промышленной продукции выпускается единственными предприятиями - монополистами. В связи с этим при анализе отраслевой структуры крайняя степень монополизации отмечается как фактор, влияющий на понижение конкурентоспособности российской экономики.

Анализ чистой монополии важен, по крайней мере, по двум причинам. Во - первых, даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного сектора приходится от трех и более процентов валового национального (внутреннего) продукта. Во - вторых, изучение чистой монополии представляет научный и практический интерес в связи с тем, что оно дает возможность понять такие распространенные рыночные структуры, как монополистическая конкуренция и олигополия, ибо обе они сочетают в различной степени черты и чистой конкуренции, и чистой монополии.

На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько купить. Предмет данной работы - монополия. Фирма считается абсолютной монополией тогда, когда она является единственным поставщиком однородного товара, так что границы расширяются до масштабов отрасли. В известном смысле чистая монополия, как и совершенная конкуренция, является, скорее научной моделью, чем реальной действительностью, - в масштабах страны она практически не встречается. Но если взять небольшой городок, поселок, где находится, например, один хлебозавод, одна поликлиника и одна школа и т.д., то абсолютная монополия - типичное явление в любой стране. Анализ чистой монополии, как и анализ чистой конкуренции необходим для того, чтобы знать как ведет себя фирма в двух крайних случаях: при весьма большом числе конкурентов и при полном их отсутствии. Фактически же рыночные структуры располагаются в интервале между двумя крайними ситуациями, находясь либо ближе к совершенной конкуренции, либо ближе к чистой монополии.

Нужно отметить, что в работе уделяется внимание истории монополий в России для того, чтобы проследить как же развивался монопольный рынок и какие условия сложились к XXI веку для современных монополий.

Глава 1 МОНОПОЛИЯ

1.1 Чистая монополия и ее сущность

Монополия (от греч. monos - один, единственный + poleo - продаю) в узком смысле - это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. В частности, в экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения предприятий (рис.1): собственно монополию, олигополию, монопсонию и олигопсонию.


Рис.1 Формы рыночного господства

Например, если в небольшом городе единственное «серьезное» предприятие - скажем, хлебозавод, то оно может оказаться монополистом на местном рынке хлебопродуктов и монопсонистом на рынке труда (как самый крупный покупатель рабочей силы). С другой стороны, не исключено, что тот же хлебозавод находится во власти олигополистов - двух-трех близрасположенных мельниц, поставляющих ему муку.

Монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства. Обычно монополия ассоциируется с известными всему миру компаниями «Дженерал моторс», «Эксон», «Кока-кола» и др.

Но есть и другая трактовка понятия «монополия» - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И наоборот, крупная фирма может и не быть монополистом, если доля на данном рынке невелика.

Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, мы рассматриваем ее как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного телевидения, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.п.

Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок.

В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один единственный производитель товаров, не имеющих субститутов. А раз так, то невозможно найти фирму, кривая спроса на продукцию которой была бы абсолютно не эластичной (рис.2)

Рис.2 Абсолютно неэластичный спрос

На рис.2 линия D показывает, что спрос абсолютно неэластичен: при любых ценах, и даже очень высоких, покупатель все равно будет приобретать товар в количестве Q1. В конце концов, платежеспособный спрос ограничен (например, уровнем Р3), и фирма не может двигаться до бесконечно вверх (повышая цены) по оси ординат.

Совершенная конкуренция и чистая монополия - это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. Эти модели позволяют сформулировать условия рационального поведения индивидуальной фирмы, стремящейся к максимизации своей прибыли в каждой из этих ситуаций.

В условиях чистой монополии мы встречаемся с единственным продавцом товара, не имеющего близких заменителей. Монополист-продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции. Характер этих взаимоотношений таков: если монополист снижает цену, у него будут покупать товаров больше. На первый взгляд, утверждение о снижении монополистом цены на свою продукцию может показаться странным.

При совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на рыночную цену. Цена на продаваемый товар диктуется рынком, сформирована «за спиной» производителя товаров, предстает как объективный, независимый от воли и сознания рыночный феномен. В этих условиях фирма может увеличивать свою прибыль не путем манипулирования ценами, а поиском такого объема производства, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками была бы максимальной.

В случае же несовершенной конкуренции монополист обладает определенной властью над ценой. Масштабы контроля над уровнем цены различаются в зависимости от формы несовершенной конкуренции. Но главное - монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной. При этом функция спроса является заданной, т.е. предполагается, что монополист не в силах ее изменить. Ведь если вспомнить закон спроса, суть его такова: при росте цены величина спроса (при прочих равных условиях) падает, и, наоборот, при снижении цены величина спроса растет. Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии еще при этом и устанавливать объем спроса. И если монополист захватил весь рынок, то кривая спроса на его продукцию - это отраслевая кривая спроса. Следовательно, для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену.

Рассматривая модель чистой монополии, сравним, прежде всего, кривые спроса на товар двух фирм - представителей совершенной и несовершенной конкуренции.

а) условия совершенной конкуренции б) условия чистой монополии

Рис.3 Кривая спроса на продукцию фирмы при совершенной и несовершенной конкуренции

Из этих графиков видно, что совершенно конкурентная фирма (рис.3а) может продать столько, сколько она хочет, не оказывая при этом влияния на рыночную цену. Следовательно, линия спроса D на ее продукцию горизонтальна. Невозможность влиять на рыночную цену связана с относительно небольшим объемом производства у фирм, входящих в отрасль. Поэтому, сколько бы фирма - «ценополучатель» ни поставила товара на рынок, все равно это количество слишком мало, чтобы оказывать воздействие на сложившуюся на рынке цену.

В случае фирмы - несовершенного конкурента (рис.3б) кривая спроса D имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше количество товаров, которое намерена продать фирма, тем ниже должна быть цена, которую она установит. Следовательно, когда фирма - монополист выбрасывает на рынок большее количество товара, его цена падает.

Важнейший вывод, который можно сделать из рассмотрения приведенных графиков, следующий: горизонтальность линии спроса на товар, производимый фирмой, характеризует ее как совершенного конкурента. Если же линия спроса имеет отрицательный наклон, то мы имеем дело с фирмой - «ценоискателем».

1.2 Виды монополий

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Например, в отраслях (автомобильная, газовая), где экономически оправданно крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит и возможность покупать продукцию по более низким ценам. Или там, где целесообразнее иметь единый хозяйственный комплекс (водоснабжение), поскольку разделение этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. Монополия естественна при добыче редких полезных ископаемых, производстве редких сортов чая, винограда, в сфере оригинальных художественных промыслов и т.п.

Такой монополией, например, обладает историческая область Шампань (Франция), в которой, согласно французскому законодательству, только и может быть произведено знаменитое вино с названием «шампанское».

Или взять фабрику «Северная чернь» в Великом Устюге. Эта фабрика - естественный монополист в оригинальном чернении по серебру, сложившимся еще в XVIII веке, а ныне известном не только в нашем Отечестве но и за рубежом.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке.

Современная теория выделяет три типа монополий:

·   монополия отдельного предприятия;

·        монополия как соглашение;

·        монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Так же различают пять основных форм монополистических объединений:

Его участники (производящие однородную продукцию - нефть, сахар, кофе и пр.) договариваются о разделе рынков, торговых квотах (допустимая норма чего-либо) и уровне цен (кто, где, сколько и по чем продает). При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность - как производственную, так и коммерческую (торговую).

Яркий пример картеля международного масштаба - Организация стран-экспортеров нефти, ОПЕК - основных нефтедобывающих государств Азии, Африки и Латинской Америки, стремящихся производить единую политику в области добычи и экспортера нефти.

Однако, цивилизованный мир стремится ограничивать картельные соглашения. В этих условиях монополисты могут прибегать, например, к тайному сговору (негласному соглашению друг с другом) или используют так называемое лидерство в ценах (ведущая в данной отрасли фирма устанавливает нужный уровень цен, а остальные «молчаливо» следуют за ней).

Вот пример скрытого картелирования. В начале 1990-х годов ряд химико-фармацевтических фирм Западной Европы и Японии, в том числе знаменитый немецкий концерн BASF (Badische Anilin & Soda Fabrik - Баденская анилино-содовая фабрика), тайно сговорились о постепенном повышении цен на искусственные витамины А, В, С и Е. Однако их обогащение было недолгим. История вышла наружу, и компаниям пришлось раскошелиться на миллионные штрафы и компенсации по многочисленным судебным искам ограбленных граждан.

Ради повышения доходов применяются и другие ценовые «хитрости».

·   Синдикат

В нем, как и в картеле, тоже обычно объединяются производители однородных продуктов. Но в дополнение к своему картельному соглашению (о квотах и ценах) они организуют совместный сбыт продукции и закупку сырья через общую торговую сеть.

Например, создавшие синдикат изготовители йогуртов могут ослабить взаимную конкуренцию, сбить цену на закупаемое у фермеров молоко и в то же время дороже продавать свою продукцию. В результате они перераспределяют доходы и поставщиков, и потребителей в свою пользу.

·   Трест

Входящие в него предприятия объединяются полностью под единым управлением. Именно такие гигантские сверхмонополии были типичны для экономики бывшего СССР. Достаточно назвать знаменитый Аэрофлот, многочисленные городские объединения (бытовых услуг, торговли хлебопродуктами, тресты столовых и пр.), отраслевые министерства и главки с их жёстким централизованным управлением. Все они были абсолютными монополистами в своих сферах и господствовали над потребителями. Тресты - наиболее сильное и антиобщественное проявление монополизма, поэтому сегодня в большинстве стран мира они запрещены.

·   Многоотраслевой концерн

От англ. concern-фирма, предприятие. Это главная и весьма эффективная форма современных хозяйственных объединений. Обычно он представляет собой крупный диверсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, в который могут входить промышленные, торговые, банковские и другие предприятия, подчас разбросанные по многим странам мира.

·   Консорциум

От лат. consortium-соучастие, сообщество. Это временное объединение промышленных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство туннеля, железной дороги, создание нового авиалайнера и т.п.)

В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, т.е. монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

1.3 Монополия: «за» и «против». Двойственная роль монополии

Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Вместе с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских разработок). Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными компаниями. На этой основе подчас возникают крупные фирмы.

Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов НИОКР позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки.

Не следует так же забывать и того, что крупные монополистические объединения играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Образно говоря, крупные монополии - это опорные узлы всей конструкции национального хозяйства.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

1.4 Плюсы и минусы монополии и ее регулирование

Как все на свете, монополизм в экономике имеет свои плюсы и минусы. Так положительные, или позитивные, стороны монополии проявляются в двух главных пунктах. Во-первых, в определенных отраслях она более эффективна и дает экономию затрат. Во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором у моно- и олигополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса в своем производстве. Почему? Дело в том, что небольшие конкурирующие предприятия обычно весьма стеснены в финансах и озабочены, прежде всего, текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от новшеств. Кроме того, новые идеи быстро копируются конкурентами, и получается, что затраты на их осуществление несут одни, а выгода делится на всех. У крупных же монополистических фирм и финансовые возможности шире, и вся прибыль от инноваций достается их авторам.


Обратимся теперь к отрицательным, или негативным, сторонам монополистического господства. Вначале назовем нерациональное распределение ресурсов. Оно происходит, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство, поднимают цены (или сбивают их, в случае монопсонии), навязывают обществу определенные виды, технический уровень, качество и условия продаж своей продукции. Тем самым нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики, действующий в условиях конкуренции.

Многие бизнесы лишаются свободного и более рационального выбора, не выдерживают давления экономически неоправданных монополистических цен, снижают деловую активность, а то и разоряются. В итоге сокращается производство, растут безработица, инфляция, усиливается расстройство хозяйства. Богатство общества в целом становится меньше, чем могло бы быть при более оптимальном конкурентно-рыночном распределении ресурсов.

К примеру, в длительном застое сельского хозяйства России в 1990-х годах доля вины топливно-энергетических, машиностроительных, химических, банковских других своекорыстных монополистов весьма значительна.

В странах с развитой демократией (США, Франция, ФРГ) рыночной рациональности угрожает еще один своеобразный вид монополии - монополизм профсоюзов. Опираясь на свои огромные права, тред-юнионы подчас препятствуют устранению лишних рабочих мест, снижают платы работникам уходящих профессий, сокращению продолжительности рабочего времени с адекватным понижением зарплат и т.д. Это нарушает механизм саморегулирования рынка рабочей силы и тормозит рост производительности труда.

Второй минус монополизма - усиление неравенства в доходах в обществе. Оно связано с монопольным завышением (занижением) цен и сверхприбылями, ибо их получение означает относительное уменьшение доходов остальной части населения.

Возьмем для примера российский Сбербанк - почти монополиста в хранении вкладов населения (свыше 73% всех частных депозитов в стране на 1 марта 2000 года). Достаточно взглянуть на дорогие конторские здания этого учреждения, сравнить зарплаты его работников и, скажем, учителей, врачей, чтобы убедиться в получении им монопольных сверхприбылей. Через заниженный депозитный и завышенный кредитный проценты (своеобразные «ножницы цен») банк перераспределяет доходы общества в свою пользу.

Причем монополисты «подграбливают» не только рядовых потребителей, но и своих «младших собратьев» по бизнесу. Ведь каждый дополнительный рубль, отобранный, к примеру, у пассажиров метро (сверхмонополист в большом городе!), уже не будет истрачен на покупку, допустим, пряников или молока и не пополнит выручку кондитера или фермера.

Следующий негативный момент монополизма - экономический застой и торможение НТП. Он возможен потому, что монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Это не подталкивает их к рационализации производства, к поиску резервов роста его эффективности, к улучшению качества продукции, расширению ее ассортимента, развитию НТП и к проявлению заботы об интересах клиентов.

Против НТП действует и такой факт: монополисты заинтересованы в полном физическом использовании работающего оборудования, внедрение же новых машин угрожает ему быстрым моральным износом и необходимостью замены физически еще годной техники. Отсюда и вывод, что в отношении НТП в монополистическом секторе «борются» две противоположные тенденции: одна - у его развитию, другая - к торможению.

Наконец, последняя из негативных сторон монополизма - опасность для демократии как в экономике так и в политике. В частности, в экономике монополисты (олигархи) могут подавлять свободную и честную конкуренцию, подчинять себе менее сильный бизнес, могут навязывать обществу свои дискриминационные условия: заниженную (по сравнению с возможностями) оплату труда своих работников, плохое качество товаров, завышенные цены своих продаж (или заниженные цены покупок), принудительные «довески» к своей продукции (вроде программ для выхода в Интернет, «пристегнутой» «Майкрософтом» к операционной системе «Windows») и пр.

Заметна и антидемократическая роль олигархов в политике. Скупая средства массовой информации, финансируя политические партии и предвыборные кампании, они манипулируют сознанием людей, проводят в парламенты и правительства своих ставленников, добиваются с помощью лоббизма1 принятия нужных решений, получая выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии2, другие привилегии и ущемляя интересы и права остальных граждан.

Необходимость сдерживания и регулирования монополизма передовые общества осознали еще в конце XIX века. Так, в соответствии с первым в мировой истории антитрестовым законом Шермана, принятым в США в 1890 году, монополизация производства и торговли объявлялась незаконной и преступной.

Современная антимонопольная политика, прежде всего, направлена на использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства на недопущение или ограничение искусственной монополии. В этих целях принимаются меры против чрезмерной концентрации экономической мощи, искусственных дефицитов, ценовых злоупотреблений. Одновременно, стимулируется свободная и честная конкуренция в экономике. В случае выявления монополизма к фирмам могут применяться меры размонополизации: денежные компенсации, штрафы, запрет на навязывание своей продукции через продажу ее в комплекте, а то и самое суровое - разукрупнение компании, то есть ее раздел на несколько фирм.

Лоббизм [ от англ. lobby - вестибюль, коридор, кулуары (первоначально имелись в виду коридоры парламента, в которых лоббисты-«толкачи» встречали и «обрабатывали» законодателей)] - система проталкивания в органах власти нужных решений: заинтересованные круги (фирмы, организации, регионы) посылают в парламент и/или правительство своих агентов (лоббистов), которые легально (доклады, беседы, обоснования) или незаконным путем (взятки, подарки, шантаж) добиваются необходимого.

Субсидия (от лат. subsidium - помощь, поддержка) - пособие,помощь (чаще государственная и в денежной форме) региону, фирме, физическому лицу.

.5 Критерии поведения монополиста

Они сводятся к следующим моментам:

·   предприятие должно функционировать, по крайней мере, безубыточно, ибо в долгосрочном периоде минимизация убытков становится неприемлемой;

·        монополию далеко не всегда устраивает равновесное состояние в точке минимума на кривой долгосрочных общих издержек. Равновесие может быть достигнуто при объеме выпуска продукции, который соответствует либо меньшему, либо большему значению минимума кривой долгосрочных средних издержек;

·        монополист всегда изберет такой масштаб производства, который в наибольшей степени соответствует его интересам;

·        цена, максимизирующая долгосрочную прибыль предприятия, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль.

Поведение предприятия при открытой монополии:

Совершенно иная ситуация складывается в условиях открытой монополии, когда отсутствуют барьеры, препятствующие вступлению конкурентов в отрасль. Предприятие-монополист может выбрать два способа своего поведения.

Первый способ заключается в том, что предприятие ведет себя так же, как и в условиях краткосрочного временного интервала, - устанавливает цену, обеспечивающую получение максимальной экономической прибыли. Такая линия поведения монополиста довольно часто характерна для рынка новых товаров и услуг, на которые первоначально устанавливаются довольно высокие цены. Однако вскоре на такого рода рынках появляются другие предприятия, предлагающие аналогичную продукцию. При этом надо отметить, что надежда даже на весьма краткосрочную монопольную прибыль становится нередко мощным двигателем инновационного процесса.

Другой образ поведения монополиста заключается в том, что вместо цены, обеспечивающей максимальную краткосрочную прибыль, предприятие устанавливает цену, приносящую весьма умеренную прибыль. Такой способ ценообразования называется лимитирующим, так как он ограничивает краткосрочную прибыль с целью отвлечения внимания от данной области предпринимательства потенциальных конкурентов и затруднение их входа в данную отрасль. Подобного рода стратегия наиболее привлекательна для тех монополистов, которые имеют низкие издержки. Обладая преимуществом в издержках, можно получать чистую экономическую прибыль при невысокой цене, которая практически исключает опасность появления конкурентов.

Поведение предприятия при закрытой монополии:

По-другому ведет себя предприятие в условиях закрытой монополии, так как оно ограждено различного рода барьерами от проникновения в данную сферу конкурентов. Именно эта защищенность позволяет предпринимателям-монополистам присваивать так называемую ренту - доход, не заработанный «праведной» предпринимательской деятельностью. Поэтому на рынке закрытой конкуренции сталкиваются две силы, одна из которых стремится защитить существующую привилегию на получение ренты, другая направлена на разрушение барьеров, с целью получить доступ к ней.

Высокий уровень доходности постоянно побуждает предпринимателей искать пути выпуска товаров-субститутов, а также преодоления законодательных или других правовых препятствий, ограждающих сферу деятельности закрытой монополии. Последняя попадает в своеобразные тиски. Появление товаров-субститутов ведет к тому, что кривая спроса на товары закрытой монополии сдвигается влево. Одновременно необходимость активной защиты от «искателей ренты» ведет к росту издержек предприятия-монополиста и чревата колоссальным расхищением ресурсов со стороны как монополиста, так и претендентов на ренту.

Глава 2. Монополия в России

2.1 Развитие монополий в России (история монополий)

История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности, новая роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.

Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением централизации, происходившей в форме слияний независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах 19 века и в первые годы 20 века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии - «Стандарт ойл», в автомобильной - «Дженерал мотор-с» и т.п. Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 г.г. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д. В европейских странах развивались иные формы монополизации. Особенно характерным было образование картелей и синдикатов. Картели получили распространение и на международной арене, как форма международной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов и концернов. В их главе стояли держательские компании, которыми являлись финансовые институты (банки, инвестиционные компании). Трест, как правило, объединял предприятия одной отрасли, в концерн входили предприятия различных отраслей. Тресты развивались по пути усиления производственных взаимосвязей входящих в них предприятий. Параллельно этому развивалась вертикальная концентрация внутри трестов: присоединялись предшествующие и последующие экономические звенья. В концерне производственная основа капиталистической концентрации шла по пути комбинирования производственных процессов. Развитие капиталистических комбинатов одновременно вело к росту вертикальной и горизонтальной концентрации.

Развитие всех видов монополистической концентрации неуклонно ведет к тому, что все большая часть национального дохода и национального богатства стран сосредотачивается в руках горстки крупнейших монополий. Об этом свидетельствуют статистические данные о доле капитальных активов у крупнейших 200 корпораций обрабатывающей промышленности США в общей сумме активов обрабатывающей промышленности 48,3 % в 1948 году и 60,1% в 1969 году. В Великобритании доля капитальных активов, находящихся в руках 100 крупнейших фирм обрабатывающей промышленности, торговли и услуг выросла с 44% в 1953 году до 62% общего объема активов в 1963 году.

Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован, сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Бр. Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз», военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты - «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. - по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.

В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Ба Толина, бр.Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.

Наши крупнейшие корпорации не имеют таких вековых традиций как в развитых странах Запада, хотя отдельные из них созданы еще в петровские времена. В 1799 году была создана знаменитая «Трех горка», ставшая в 1996 году центром одноименной промышленной группы (ФПГ). Сто лет назад начали развиваться акционерные отношения, например; в Русско - Американской компании, и Александр I подписал в 1805 году Указ в связи с банкротством Петербургской компании для постройки кораблей.

И вот два века спустя, к августу 1998 года, в экономике России в среде 3 млн. предприятий, 130 тыс. акционерных обществ, 27 тыс. совместных предприятий, большого числа неразвитых мелких предприятий появилось несколько устойчивых крупных финансово - промышленных образований, из которых формируются интегрированные структуры.

2.2 Монополизм в России

В 90-е годы после развала СССР многие предприятия, не получая государственных дотаций и из-за отсутствия рынков сбыта ввиду своей неконкурентно способной продукции начали разваливаться и закрываться. Чтобы как-то поддержать своих производителей и избежать полного развала отечественной экономики были выпущены акции этих предприятий. Владельцами их стали трудовые коллективы, частные лица и зарубежные граждане. Произошло акционирование большинства предприятий, заводов, фабрик, предприятий услуг. Но чтобы нормально вести производство нужны были большие капиталовложения, т.к. технологические линии почти везде были старые, изношенные, люди подолгу не получали зарплату. Но трудовые коллективы не стали подлинными хозяевами на своих предприятиях, нужны были средства на развитие производства, акции были скуплены у народа за бесценок, появились новые хозяева. Сейчас некоторые из них, где есть настоящие умные руководители, поднимаются и уже дают прибыли. Многие предприятия еще не работают по-настоящему, влача жалкое существование и требуется еще много времени и средств, чтобы они заработали. Ключевые отрасли народного хозяйства избежали этого всеобщего обвала и продолжают успешно работать.

Крупные корпорации.

Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены - высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять " дешевый " рынок от «дорогого».

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой, (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида - это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида - положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

Есть несколько причин существования монополий. Первая: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь - экономия от масштаба - чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость. Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами. Третья: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

В России таковыми являются предприятия нефтяной и газовой промышленности, энергетические предприятия, предприятия машиностроения, авиа - «железнодорожный транспорт» и некоторые другие.

Как же в этом вопросе обстоят дела в развитых капиталистических странах, в которых рыночная экономика уже устоялась, и имеет давние традиции. В США, например, образованы комиссии для регулирования цен и установления стандартов на предоставляемые услуги. Транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования подвергаются такому регулированию. Принято несколько законов по антимонопольной и антитрестовской политике, начиная с закона Шермана 1890 года с усиления конкуренции, для защиты эффективного бизнеса. У нас же все эти процессы находятся еще в стадии становления и развития.

Роль в экономике корпораций

За последние годы в России создано несколько крупных корпораций. По стратегии и экономическим размерам среди них можно выделить «чемпионов», таких как российские ТНК, например, ВНИК «ЛУКойл», МФПГ «Точность», «Авто ваз», ОАО «Газ», включая ее ФПГ «Нижегородские автомобили», РАО «ЕЭС России», ФПГ «Интерхимпром» и глобальная корпорация ОАО «Газпром». В каждой из этих структур был сконцентрирован большой экономический потенциал и действовал центр стратегического управления. На их предприятия приходилась большая часть ВВП, налоговых платежей и задолженности пред бюджетом. По их состоянию можно судить о тенденциях развития всей экономики России в целом. От того, как они будут работать, зависит вся жизнедеятельность государства, вся его экономическая, социальная и, в конечном счете, политическая ситуация.

Эти компании неравноценны по своим размерам, по составу предприятий, структуре собственности, консолидации и организации, по состоянию управления и корпоративному правлению (правлению высшего уровня).

В 80-е годы, до и во время перестройки, в стране создали несколько десятков всесоюзных производственных объединений и около 25 межотраслевых государственных объединений (МГО), таких как «Энергомаш», «Квантэми», "Технохим " и другие.

К лету 1991 года в России существовало 16 МГО, 17 концернов, около 80 консорциумов и 207 хозяйственных ассоциаций. Они могли стать основой формирования системы до 500 промышленных корпораций, способной обеспечить устойчивое развитие экономики страны. Пошло бы пусть медленно, но верное движение экономики вперед по пути развития цивилизованных рыночных отношений. Однако дефолт, после которого смогли выжить, с тем или иным успехом, только немногие компании, те, кто создал положительный баланс:

основ, заложенных в советский период;

результатов государственных решений после 1991 года;

платежеспособность спроса;

использование возможностей рынка;

более и менее предсказуемого рынка;

Это относится к ОАО " Газпром ", РАО " ЕЭС России ", РАО " Норильский никель ", к ряду вертикально интегрированных нефтяных компаний, таких как " ЛУКойл ", " Сургутнефтегаз ", к нескольким финансово - промышленным группам, таким как ГКНПЦ им. Хруничева, ФПГ " Оборонительные системы " и " Точность ". Немногим в нынешних условиях удается успешно работать. Ни одна из нынешних российских компаний, входящих в мировые рейтинги, не создана чистыми рыночными методами, для этого было слишком мало времени. Иностранные компании ведут свою историю из глубины веков, рыночные отношения отрегулированы и, имея законченную форму, все еще продолжают развиваться и совершенствоваться. Но российские компании показывают колоссальную живучесть, способность приспосабливаться в крайне агрессивной среде. В итоге 10 лет продолжается сокращение масштабов национальной экономики. Состояние многих корпораций очень сложное.

2.3 Особенности монополизма в РФ

Меры по борьбе с монополизмом в России определяются, главным образом, спецификой монополистических отношений в нашей экономике.

Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как государственный монополизм, складывалась под воздействием основных факторов:

·   Наличие административно-командной системы управления, что проявлялось в директивном управлении, в централизации большой доли дохода, в назначении «сверху» хозяйственных руководителей.

·        Устойчивый и массовый дефицит, который многократно обостряет конкуренцию потребителей и превращает всех производителей в монополистов. Монополия, возникшая из дефицита, может сама его и воспроизводить, так как фирма-монополист не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса.

·        Концентрация и специализация производства, дошедшие до своей противоположности. В конце 80-х гг. в руках государства было сосредоточенно около 85% массы основных средств производства. Более 90% продукции машиностроения выпускали предприятия, на которых было занято свыше 1 тыс. рабочих (для сравнения: в США 60% продукции машиностроения производится на предприятиях, насчитывающих менее 500 рабочих). Чрезвычайно высокая степень концентрации производства и сейчас наблюдается практически во всех отраслях экономики России.

Концентрация производства дополняется узкой предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой и, более того, порождает жесткую зависимость потребителей от поставщиков монополистов.

Негативные стороны монополизма:

Круг тех, кто может вести бизнес, неуклонно сужается и делает монополистичной всю экономику.

1.       Новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства.

2.       Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции, результате чего у компаний нет стимула к повышению эффективности труда.

.        При монополизме расцветает паразитизм, в экономике, мнение о том, что деньги можно заработать только при " особом " отношении с властью.

.        Монополизм в экономике способствует коррупции.

Все это не способствует развитию экономики в целом, тормозит возникновению и развитию новых конкурентоспособных предприятий. Отсутствие эффективной налоговой и юридической систем тоже не способствует развитию бизнеса. В итоге многие компании работают в расчете на краткосрочные перспективы, уводят деньги за границу, неохотно инвестируют их в производство. Все это негативно оказывается на экономике страны. Сказывается также и «кадровый монополизм», когда все ключевые посты в бизнесе и государстве занимают люди, мыслящие категориями советской системы, не имеющие навыков работы в рыночных условиях и не желающие эти условия создавать. Все это усугубляет проблемы, с которыми столкнулась Россия на пороге 21 века. В таких условиях способны выжить лишь те предприятия, которые имеют уникальный бизнес или западные компании с очень долгим стратегическим прицелом на российский рынок.

Что же касается малого или среднего бизнеса, то несмотря на множество мер и полумер по его становлению и развитию, выжить в современных условиях они практически не могут. А именно на таком бизнесе строится экономический рост страны, а значит, и рост благосостояния населения, социальная стабильность в обществе. Выбор у России невелик: либо острожное движение в расчете на появление среднего класса, либо жесткие меры по снятию «кандалов» с экономически активных субъектов, создающие реальные предпосылки для быстрого роста нашей экономики.

В такой ситуации еще более возрастает роль корпораций, которые решают успех начатых реформ по перестройке экономики, которые в состоянии привести российскую экономику на траекторию устойчивого роста.

.4 Антимонопольное регулирование в России

Серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. В теоретическом плане обсуждается два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, то есть заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка.

Второй вариант - это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям. Центральное место здесь занимают методы рыночного саморегулирования и косвенного регулирования: создание возможностей для протекания в экономике любых процессов, способствующих демонополизации.

На практике, проводимая ныне демонополизация, разгосударствление и приватизация, переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, уже сейчас потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонопольного.

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в марте 1991 г. Его цель - определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков. Закон дает определение таких понятий как «товар», «рынок», «хозяйствующий субъект», «конкуренция», «доминирующее положение», «монополистическая деятельность».

Согласно закону, фирма занимает «доминирующее положение», если ее доля на рынке превышает 35% - величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре 1991 г. ГКАП утвердил «Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов», включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества.

О деятельности ГКАП в 1992 г. можно судить по следующим данным: по фактам непредставления и нарушения порядка, декларирования цен предприятиями-монополистами управлениями на местах рассмотрено свыше 450 дел, рассмотрено около 300 заявлений по созданию, слияниям, преобразованиям, ликвидации хозяйственных субъектов и т.д.

Однако приходится констатировать, что принятый закон используется явно недостаточно. Практика его применения показала необходимость внесения в него существенных изменений и дополнений.

2.5 Статья из журнала «Естественные монополии и право» о применении Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

ТУ МАП РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

В отдельных направлениях хозяйственной деятельности объективно существует ситуация, когда функционирование хозяйствующего субъекта максимально эффективно при отсутствии конкуренции. Речь идет о естественных монополиях. Кстати, в законодательстве Российской Федерации существует специальное направление - правовое регулирование деятельности субъектов естественной монополии. Прежде всего, это два федеральных закона: "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и "О естественных монополиях".

В последнем законе дается определение естественной монополии - это "...состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективно в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров".

Однако более удачной представляется формулировка, примененная в Указе Президента РФ от 23 февраля 1995 года № 228 "О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации". Там естественная монополия определена как организация, "...производящая (реализующая) товары (услуги), удовлетворение спроса на которые на рынке данного товара (услуг) эффективно в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства, и товары (услуги) которого имеют устойчивый спрос при значительном изменении цены в силу невозможности полной замены другими товарами (услугами)".

Материальной основой хозяйственной (предпринимательской) деятельности субъекта естественной монополии, как правило, является распределенный по значительной территории инженерный объект или комплекс взаимосвязанных объектов, функционирующий как единое целое - сеть: телефонная, железнодорожная, газо-, водо-, тепло-, энергоснабжения, либо объекты, расположение которых обусловлено факторами природной среды - морские и речные порты, аэродромы. Применительно к такого рода объектам экономическая нецелесообразность их дублирования с целью развития конкуренции определяется как техническими аспектами их деятельности (особенности судоходных фарватеров, особенности схем захода на посадку в аэропортах), так и большой стоимостью объектов, приводящей к проблематичности фондоотдачи в условиях стабильного спроса на данных товарных рынках.

С учетом изложенного, субъект естественной монополии юридически является специальным субъектом, так как он:

обладает экономической спецификой;

в силу этой специфики подпадает под действие закона "О естественных монополиях".

Закон "О естественных монополиях" устанавливает применительно к субъектам естественных монополий два специальных метода регулирования их деятельности (ст. 6 Закона):

. Ценовое регулирование - установление органами исполнительной власти фиксированных цен (тарифов), обязательных к применению субъектами естественных монополий, либо установление их предельного уровня.

Такая мера призвана побуждать субъектов естественных монополий к понижению издержек и, соответственно, к повышению эффективности производства.

. Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, или установление минимального уровня их обеспечения. Такая мера обусловлена тем, что товары естественной монополии относятся к важнейшим составляющим как личного, так и производственного (промышленного) потребления.

Вопрос о применимости Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" к субъектам естественных монополий с достаточной степенью определенности решен в статье 12 названного закона, где установлено: "Федеральный антимонопольный орган вправе: ...принимать решения о наложении штрафов... за нарушение антимонопольного законодательства, за исключением случаев нарушения установленного порядка ценообразования в соответствии с законодательством о естественных монополиях".

Из этого положения с учетом формулировки из статьи 23 вышеназванного Закона об ответственности в виде штрафов организаций за неисполнение предписаний антимонопольных органов следует, что антимонопольные органы вправе давать хозяйствующим субъектам, являющимся субъектами естественных монополий, обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Таким образом, иных ограничений, кроме оговоренных в статье 12, на полномочия антимонопольных органов в отношении применения ими Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" к субъектам естественных монополий в случае нарушения последними норм этого Закона, не предусмотрено.

Однако судебная практика не сразу сложилась таким образом. Рассмотрим конкретные примеры.

В ноябре 1995 года Комиссией Санкт-Петербургского Территориального управления Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации (СПб ТУ ГАК РФ) субъекту локальной естественной монополии в сфере теплоснабжения было выдано предписание о прекращении нарушения статьи 5 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившегося в навязывании контрагенту невыгодных условий договора. Предписание было оспорено в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области и признано недействительным. В том числе, на тех основаниях, что Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части включения субъекта естественной монополии в реестр, ведущийся антимонопольными органами, не может применяться к такого рода хозяйствующему субъекту в силу того, что эти отношения регулируются Федеральным законом "О естественных монополиях".

Еще пример. В феврале 1997 года Комиссией СПб ТУ ГАК РФ субъекту естественной монополии в сфере электроснабжения - АО "Ленэнерго" - было выдано предписание о прекращении нарушения ст. 5 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Речь шла о необоснованном отказе от заключения договора электроснабжения, а также о необоснованном требовании передачи финансовых средств. Предписание было обжаловано в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области и признано судом правомерным, правильность решения была подтверждена в постановлении апелляционной инстанции.

На заявление АО "Ленэнерго" о принесении протеста на решение суда и постановление апелляционной инстанции из Высшего Арбитражного суда РФ был получен отказ, в котором, в частности, сообщалось: "...антимонопольный орган правомерно признал акционерное общество допустившим нарушение статьи 5 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Утверждение заявителя о том, что Территориальное управление превысило свои полномочия, вынося предписание в отношении естественного монополиста, является ошибочным.

Субъекты естественных монополий по сути своего положения занимают доминирующее положение на товарном рынке, в связи с чем запреты, установленные антимонопольным законодательством, распространяются и на субъекты естественных монополий".

Здесь необходимо отметить следующее: поскольку в правовой системе Российской Федерации не применяется принцип решения правовых споров на основании прецедента, правильное решение одного правового спора не является гарантией правильного решения иных сходных правовых споров.

С учетом определения доминирующего положения, данного в статье 4 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", субъект естественной монополии следует рассматривать в качестве доминирующего хозяйствующего субъекта со 100-%-ным (или приближающимся к 100 %) доминированием. При этом субъект естественной монополии, действующий на товарном рынке Российской Федерации, подлежит государственному контролю на предмет соблюдения антимонопольного законодательства со стороны федерального антимонопольного органа, а субъект локальной естественной монополии, действующий исключительно на местном товарном рынке (как, например, Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Водоканал"), подлежит государственному контролю со стороны Территориального антимонопольного органа.

К сожалению, федеральный закон о государственном регулировании деятельности локальных (местных) естественных монополий до сих пор не принят, что приводит к затруднениям при проведении экономической реформы на местах, в том числе, в таких важных сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство.

2.6 ОАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания (РНПК)

Рязанская нефтеперерабатывающая компания является монополистом по рязанской области. Благодаря выгодному экономико-географическому расположению в центре России РНПК занимает ключевые позиции в снабжении нефтепродуктами центрального региона.

РНПК производит большой ассортимент: высококачественные автомобильные бензины, дизельные топлива, авиационный керосин, дорожные и строительные битумы, смазочные масла и другие нефтепродукты.

РНПК - это современное передовое производство отечественной нефтеперерабатывающей отрасли, его проектная мощность - 17 млн. тонн нефти в год. На предприятии сегодня трудятся 3600 человек. Общая площадь производства - около 1300 гектаров.

РНПК была построена в начале шестидесятых, а первый автомобильный бензин получен на предприятии 19 октября 1960 года. Именно эта дата считается днем рождения Рязанской нефтеперерабатывающей компании.

В 1995 году РНПК стала основным перерабатывающим подразделением в структуре Тюменской нефтяной компании. Географическое расположение завода в непосредственной близости от крупнейших рынков сбыта в Центральном регионе России обеспечило ТНК преимущества перед конкурентами. Для обеспечения максимальной экономической эффективности с начала 1997 года ТНК проводит активную политику, направленную на увеличение загрузки мощностей РНПК и повышение качества нефтепродуктов. Компания полностью отказалась от выпуска этилированных бензинов и перешла к выпуску экологических видов топлива.

Результаты работы по улучшению качества продукции не заставили себя ждать: в октябре 1998 года высокооктановые бензины (Аи-92, Аи-95 серии «рязанский экологический»), производимые на РНПК, стали лауреатами ежегодного конкурса «100 лучших товаров России». Высокооктановый бензин РНПК стал первый и пока единственным нефтепродуктом, попавшим в сотню самых качественных отечественных товаров. Тюменская нефтяная компания увеличила объемы поставок нефти на предприятие в три раза.

Рост объема переработки обеспечен за счет ввода в эксплуатацию ранее законсервированных мощностей. В частности, в 1998 году была возобновлена первичная переработка нефти на установке АТ-6 и АВТ-2. Это позволило снизить удельные расходы энергии, реагентов и материалов и поддерживать стабильную загрузку установки каталитического крекинга, что значительно увеличило эффективность ее работы.

Одно из наиболее серьезных достижений РНПК в 1999 году - увеличение производства высокооктановых бензинов: прирост по сравнению с 1998 годом составил 190%. Рязанские автобензины справедливо считаются одними из лучших в России.

В феврале 2000 года РНПК начала производить дизельное топливо, соответствующее европейскому стандарту качества. Производство дизельного топлива с низким содержанием серы - это не просто прорыв на западный рынок. На РНПК постоянно внедряются современные технологии. В конце февраля 2000 года на предприятии была введена в действие установка изомеризации легких бензиновых фракций, позволяющая существенно улучшить пусковые свойства бензинов, выпускаемых в Рязани.


Заключение

Специфика рынка чистой монополии заключается в том, что на нем выступает один-единственный продавец, который одновременно олицетворяет собой и предприятие, и отрасль. Поэтому он имеет возможность манипулировать ценой, но при повышении последней спрос на его продукцию сокращается, а при ее понижении - увеличивается. Поэтому предприятие-монополист вынуждено так же выбирать объем выпуска, который обеспечивает получение максимальной прибыли или открывает возможность минимизировать убытки.

Монополия выступает в закрытой, открытой и естественных формах. Принципы максимизации прибыли, минимизации убытков и закрытия предприятия - те же, что и при чистой конкуренции. Специфическими моментами для чистой прибыли являются: валовой доход и предельный доход. Максимум прибыли предприятие получает при том объеме производства, при котором достигается наибольшая разность между величинами валового дохода и общих издержек или равенство между предельным доходом и предельными издержками при превышении цены средних общих издержек.

В интересах ограничения власти монополии на рынке, сокращения чистых потерь общества по сравнению с условиями чистой конкуренции и достижения рационального использования ресурсов государство вынуждено регулировать деятельность предприятия-монополиста путем установления максимально допустимой цены. Однако эта цена должна обеспечить получение монополистом как минимум нормальной прибыли.

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации является избыточная власть фирм-монополистов. Круг тех, кто может вести бизнес, неуклонно сужается и делает монополистичной всю экономику. Новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции, в результате чего у компаний нет стимула к повышению эффективности труда. При монополизме расцветает паразитизм, в экономике, мнение о том, что деньги можно заработать только при «особом» отношении с властью. Монополизм в экономике способствует коррупции. Все это не способствует развитию экономики в целом, тормозит возникновению и развитию новых конкурентоспособных предприятий. Отсутствие эффективной налоговой и юридической систем тоже не способствует развитию бизнеса. В итоге, многие компании работают в расчете на краткосрочные перспективы, увозят деньги за границу, неохотно инвестируют их в производство. Все это негативно сказывается на экономике страны.

Сказывается также и «кадровый монополизм», когда все ключевые посты в бизнесе и государстве занимают люди, мыслящие категориями советской системы, не имеющие навыков работы в рыночных условиях и не желающие эти условия создавать. Все это усугубляет проблемы, с которыми столкнулась Россия на пороге 21 века. В таких условиях способны выжить лишь те предприятия, которые имеют уникальный бизнес или западные компании с очень долгим стратегическим прицелом на российский рынок. У монополии есть и положительные стороны, но их очень мало. Что же касается малого и среднего бизнеса, то несмотря на множество мер и полумер по его становлению и развитию, выжить в современных условиях они практически не могут.

А именно на таком бизнесе стоится экономический рост страны, а значит, и рост благосостояния населения, социальная стабильность в обществе. Выбор у России невелик: либо осторожное движение в расчете на появление среднего класса, либо жесткие меры по снятию «кандалов» с экономически активных субъектов, создающие реальные предпосылки для быстрого роста нашей экономики. В такой ситуации еще больше возрастает роль корпораций, которые решают успех начатых реформ по перестройке экономики, которые в состоянии привести российскую экономику на траекторию устойчивого роста.

Список использованной литературы

1.       В.Я. Иохин «Экономическая теория», Москва, 2003г.

2.       «Экономическая теория: микро- и макроэкономика» под редакцией проф. А.М. Гатаулина, Москва 2007г.

.        Л.М. Куликов «Основы экономической теории», изд. 2-е, Москва, 2008г.

.        Камаев В.Д., Семенов В.Ф., Сорокин Д.Е., Абрамова М.А., Александрова Л.С., Родионова В.Г., Тарасенко С.В., Федотова М.А. Учебник по основам экономической теории, изд. «Владос», Москва 1996г.

.        В.Д. Камаев «Экономическая теория», изд. «Владос», Москва 2004г.

.        Журнал «Естественные монополии и право», январь 2001, №8.

7.       Стародубовская Н. «Основы антимонопольной политики».

8.       С.И. Герасимова «Экономика России сегодня. Проблемы и пути их преодоления», Москва, 2001г.

.        Е.С. Онищук «Монополизм в экономике России», Саратов, 2007г.

.        Курс экономической теории, проф. Чепурина М.Н. и

проф. Киселева Е.А.

11.     «Золотая книга рязанского края», 2000г.

12.     Материалы сайта www.nhms.ru

Похожие работы на - Чистая монополия и проблемы монополизма российской экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!