Сословный строй Карачая

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,92 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сословный строй Карачая












Реферат

по дисциплине

Юридическая антропология

на тему

Сословный строй Карачая

выполнила

Боташева А. Х

Проверила

Невская Т. А



Ставрополь 2011г.

Содержание

Введение

1.История Карачаевского народа

2.Сословный строй Карачая

.О сословиях Карачая по адатам

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования. В современной правовой науке одной из важнейших задач является выработка теоретических концепций, позволяющих как объяснить те или иные процессы, так и анализировать их роль в обществе. В этом плане одной из наименее разработанных проблем является выяснение конкретного механизма классообразования, для чего требуется анализ традиционных общественных институтов, становления и эволюции социальных связей.

В отечественной науке при рассмотрении проблемы о путях возникновения классового общества доминировала точка зрения о связи этого процесса с разложением общины, появлением слоя частных собственников и созданием ими аппарата управления как орудия угнетения и подавления эксплуатируемого населения. Традиционная точка зрения на генезис феодализма продолжает оставаться доминирующей. Однако, в определении специфики политогенеза, в частности у Карачаевцев осталось немало нерешенных проблем. До настоящего времени не удалось достичь единства взглядов по вопросам механизма классообразования, формирования государственности и права, становления и развития относительно крупного землевладения. Между тем, эволюция общественного строя народов данного региона представляет значительный интерес как для выявления специфики политогенеза горцев мира вообще, так и для характеристики форм ранних государственных образований, собственно феодализма, и этапов перехода от первобытности к классовому обществу.

Общественный строй народов Карачая во все времена поражал исследователей разнообразием форм. Отмечалось, что «можно наблюдать самые разнообразные формы хозяйственного быта и материальной культуры, разнообразные типы социального строя и общественных взаимоотношений.

Сословно-правовые отношения народов Северного Кавказа отобразили их общественную, политическую и хозяйственную жизнь в период становления государственности; сословное право служит ярким памятником правосознания. Это - один из источников для изучения отечественной истории права. Но их значение не ограничивается национальными рамками. Сословно-правовые отношения представляют собой интереснейший объект исследования для общей теории права и сравнительного правоведения.

Работа построена на стыке двух наук - этнологии и права, чем и определяется ее научная ценность, так как практически до последнего времени изучение общественных отношений, а также норм традиционного права в регионе рассматривалось и описывалось в основном с точки зрения исторической науки, при этом сословно-правовые нормы народов Северного Кавказа практически не изучены.

Представленная работа является историко-юридическим исследованием, связанным по некоторым вопросам с юридической антропологией.

1. История Карачаевского народа

Карачаевцы и Балкарцы. Коренное население Карачая и Балкарии в России. Численность свыше 150 тыс. человек, из них 129 тыс. в России. Живут также в Средней Азии, Казахстане, Турции, Сирии, США. Говорят на карачаево - балкарском языке тюркской группы алтайской семьи. Письменность на русской графической основе (с 1937). Верующие - мусульмане-сунниты

В этногенезе Карачаевцев принимали участие местные кавказские племена, жившие с эпохи бронзы, а также пришлые - аланы, булгары и кипчаки (половцы).

Основные традиционные занятия - отгонное (альпийское) животноводство, а также пашенное террасное земледелие с искусственным орошением. Животноводство продолжает оставаться главным занятием горной и предгорной части населения. Преимущественное направление получило разведение крупного рогатого скота и овцеводство (тонкорунные мериносы и карачаевские овцы).

Ремeсла - сукноделие, выделывание войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитьe. Традиц. селения - в горах скученные, большие, разделeнные на родофамильные кварталы (тийрс), а в предгорьях и на плоскости - уличной, прямоугольной планировки.

Памятники традиционной архитектуры -дома срубной техники, боевые башни, склеповые сооружения.

Национальная одежда Карачаевцев сходна с одеждой др. народов Северного Кавказа. Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. На поясе из узкого ремня - кинжал или нож, кресало и др. Летний головной убор - войлочные шляпы, зимний - овчинные шапки-папахи с суконным башлыком.

Женская одежда отличалась разнообразием типов и возрастных особенностей: длинная рубаха из бумажной или шeлковой ткани туникообразного покроя с разрезом на груди и застeжкой у ворота, с длинными и широкими рукавами; длинные шаровары из тeмных цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь; поверх рубахи - платье. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из стeганной на вате шeлковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда - каптал, повторявшая покрой черкески. Шубы из мерлушки или курпея, а также беличьи. Женские головные уборы: праздничный убор девушки - шапочка (высокая конусообразная или усечeнная, богато украшенная галунами или золотым шитьeм), поверх неe большой платок.

Основа питания - мясо-молочно-растительная. Традиционные блюда - варeное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира, заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепeшки (гырджыны) и пироги (хычыны) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорна), среди лакомств - разл. варианты халвы. Напитки: молочные -кефир и айраи, праздничные - буза , повседневные - чай из кавк. рододендрона (къара тай).

Наиболее развитым видом народного искусства было изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьe.

С исламом (утвердился в кон. 18 в.) вошли в традицию: пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман). Наряду с общекавказскими танцами (лезгинка, исламей) распространены также ритуальные карачаево-балкарские танцы - голлу, сандракъ, тепене, тeгерек и др. Сохраняется богатый фольклор: нартские сказания, историч., трудовые, героич., сатирич., любовные и колыбельные песни, сказки, пословицы и поговорки, рассказы о Насра Ходжа (Ходже На-среддине).

Традиционные музыкальные инструменты - тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный щипковый инструмент, трещотка из чинаровых дощечек, доул и гармонь.

. Сословный строй Карачая

К высшим сословиям у карачаевцев и балкарцев относились бии (таубии); Княжеское достоинство передавалось только по рождению, на что указывает ряд источников. Так, Рейнеггс еще в конце XVIII в. писал: «Ни один знатный человек не может подняться до княжеского звания, так как князьями у них только родятся»

В нормах обычного права народов Северного Кавказа прямо указывается на главенствующее положение князей: «Он считается главой своего народа, начальником его вооруженных сил. Народ обязан его уважать как высшего по происхождению. Лицо, покусившееся на жизнь князя, будет непременно истреблено с целым семейством. На народном собрании князь занимает первое место и имеет решительное влияние на решение собрания. Судебная расправа делается по обычаям (адатам), но князь может, принимая кого-нибудь под свое покровительство, ускорить разбирательство». Источники XIXв. свидетельствуют о том, что князь был не только юридически основной фигурой в обществе, но и фактически управлял им. С.М. Броневский писал, что «князь может наказать своего узденя за какой-либо главный проступок смертию или отобранием от него крестьян, скота и всего имущества. За измену, ослушание, дерзость князь властен предать смерти своего крестьянина или вместо того разорить его дом и распродать его семейство».

Во внешних сношениях князья также играли превалирующую роль, выступая от имени всего народа при заключении различного рода договоров, в том числе и с Россией.

У карачаевцев и балкарцев сословное разделение было выражено так - высшему сословию относились бии (у балкарцев - таубии), представленные несколькими фамилиями. В Карачае это - Крымшамхаловы, Дудовы и Карабашевы; в Балкарии - Абаевы, Кучюковы, Балкароковы, Келеметовы, Барысбиевы и Урусбиевы. По сведениям 1885 г. Комиссии по правам высших горских сословий семейств таубиев в Балкарии было 89, биев в Карачае - 35.

Карачаевская и Балкарская община, довольно еще сильные в рассматриваемый период ещё являлись сдерживающим фактором, не позволяющим захватить всю полноту власти со стороны высшего сословия, однако их позиции постепенно слабели. Бии и таубии (в русских источниках они называются старшинами) выступали, представителями карачаевцев и балкарцев во внешних сношениях. Другими факторами, выделяющими биев и таубиев как господствующее сословие, были повышенная уголовная пеня за убийство или оскорбление достоинства представителей данных фамилий, сосредоточение в их руках суда и расправы.

В Карачае и Балкарии правящая верхушка не обладала правом частной собственности на землю, хотя в рассматриваемый период уже начала захватывать общинные земли в свое единоличное пользование. Но юридического оформления этот процесс не получил.

Сосредоточив в своих руках гражданскую, военную, судебную и административную власть карачаевские и балкарские бии и таубии постепенно прибирали к своим рукам не только общинные земли, но и личность даже свободных общинников. Кроме того, общинники должны были выполнять в пользу первых определенные повинности, зафиксированные в адатах: «Старшина имеет право для себя назначить табунщика и баранщика из кулов». «Когда старшинский сын приведет к себе жену, то берет с каждого... по одной скотине». «Женившись, старшина имеет право жену свою на теглариш отправить и оставить ее в доме каракиши, если захочет этого, в продолжение одного года». «Во время женитьбы или при взятии в жены по обряду, старшина сам является в дом каракиши, который должен для него делать пиво...». «По смерти старшины каждый каракиши режет по одному барану и, сверх того, по три живых барана для зареза...». «При выдаче дочерей, каракишиле дают из калыма своему старшине две скотины». «Из калыма, получаемого кулами, отдается старшине три скотины...», - находим мы у карачаевцев в статьях адата. Аналогичные обычаи и нормы функционировали и у балкарцев.

В «Адатах кавказских горцев» Ф.И. Леонтовича таубии помещены на одну ступень с карачаевскими биями. Это сделано правильно, так как этническое родство карачаевцев и балкарцев, их давние экономические и культурные связи определили за собой схожесть строения их этносоциальных отношений. Так же как и карачаевские бии, таубии в рассматриваемый период в Балкарии перешли в наступление на общинные земли, захватывая себе лучшие участки (хотя эти земли ещё не находились в их частной собственности).

Подвластное население в Балкарии, как и в Карачае, было обязано выполнять определенные повинности и платежи в пользу высшего сословия: пахать и убирать поле таубия, пасти его скот и лошадей; уплачивать определенную подать за пользование землей; уплачивать ему определенную часть из калыма в случае выдачи дочерей замуж.

Согласно выводам комиссии для разбора сословных прав горцев Кубанской и Терской областей, «судейская, исполнительная и административная власти не могли принадлежать никому другому, как, только лицам всесильного в горах сословия таубии, и действительно, до введения в балкарских обществах участковых судов... все возникавшие в горах тяжебные и уголовные дела рассматривались и решались патриархальным способом - старейшими по летам таубиями». Выводы этой же комиссии приравнивали таубиев к адыгскому сословию тлокотлеш. К нему же были приравнены и карачаевские бии.

Нормами обычного права четко определялось привилегированное положение высших сословий карачаевского и балкарского обществ. Так, кроме указанных повинностей, платимых свободными общинниками, последние были обязаны участвовать в военных походах своих князей. В случае убийства представителя знатных фамилий композиционные выплаты также были довольно велики и равнялись 15 условным единицам (куда входили земля, железные изделия и крепостные крестьяне) или 1500 рублей серебром. В случае нанесения увечий или оскорбления «обиженный старшина получал одну душу крестьян».

Бии и таубии могли жениться только на представителях своих сословий. Дети от неравных браков назывались «чанка». Привилегии княжеского сословия проявлялись еще и в том, что если наследование у всех остальных категорий населения осуществлялось по нормам обычного права, согласно которым женщины отстранялись от наследства, то у представителей княжеского сословия - по нормам мусульманского права (часть имущества могли наследовать жена и дочери умершего).

Карачаевские бии и балкарские таубии, являлись высшими привилегированными сословиями, сосредоточившими в своих руках суд и расправу, административную и военную власть. Нормы обычного права закрепляли такое положение в правовой системе вышеназванных народов, регулируя отдельные вопросы уголовно-правовых отношений, семейно-брачного права и обязанности зависимого населения.

Зависимое, но лично свободное, население у балкарцев называлось «каракиши», у карачаевцев - «уздени». Будучи лично свободными, в тоже время они были вынуждены, согласно нормам обычного права, целым рядом повинностей в пользу лиц княжеского сословия, в частности, «должны были повсюду следовать за своими старшинами, исполнять беспрекословно их волю и оказывать материальную поддержку».

Правовое регулирование сословных отношений в Карачае и Балкарии положение было зафиксировано как в адатах, так и в официальных документах того времени: «Подать, платимая каракиши таубиям, заключалась в следующем: 1) в даче таубию одного быка из полученного калыма; 2) в обязательной, на своих харчах, однодневной работе во время пахоты, покоса и жатвы; 3) в уплате податей известных под названием уча (уча - часть убитого животного на охоте); 4) в уплате податей известных под именем башбайлаган и дзига (подати дочери таубия, приехавшей погостить к своим родителям через один - два года после свадьбы. Кроме этого, по требованию таубия, каракиши обязан был сопутствовать своему владельцу в походах и поездках, обязан был давать на один день на объезд верховую лошадь... В военное время все каракиши обязаны были поголовно выйти под ружье».

Но тем не менее, нельзя считать, что уздени и каракиши обладали только обязанностями. У них были и определенные права. Уздени могли определенным образом участвовать в управлении обществом: заседать в народном суде - тёре и мехкеме; принимать решения на собрании общинников. Однако эти права их были ограничены властью старейшин.

Здесь следует отметить, что обычное право определенным образом защищал свободу узденей от посягательств со стороны биев. Так, согласно ст. 55 главы XII карачаевских и балкарских адатов в случае нанесения телесных повреждений, «старшина... обиженному должен отдать одну лошадь». Уголовная ответственность за убийство свободного узденя или каракиши также была велика, но композиционные выплаты были в три раза меньше, чем за убийство представителей высших сословий. В случае воровства каракиши у бия, первый мог отдаться в рабство, однако если таубий украл что-либо у каракиши, потерпевшему возвращалась только вещь или её стоимость.

Среднее узденское сословие придерживалось также определенных ограничений при заключении брака. Во всяком случае, жен они брали из семей равного им правового статуса.

В Карачае было всего две формы зависимости несвободного населения: крепостная зависимость юльгюлюкулов и рабская - башсызкулов. В переводе с карачаевского юльгюлюкул - обрядный кул; башсызкул - кул безголовый. Несмотря на принадлежность к одному сословию, они тем не менее различались в своем правовом положении.

Юльгюлюкулы имели свое хозяйство, которое вели на земле владельца; продавать их можно было только всем семейством, не разрозняя. В отличие от них башсызкулы находились в полной личной зависимости от своего владельца, в его собственности. Они не могли иметь своего имущества; могли быть проданы без всяких ограничений; не имели своей семьи. По своему правовому положению данная категория напоминала рабов в Древнем Риме.

В Балкарии низший слой населения также составляли касаки, т.е. крепостные, и караваши - рабы. Согласно данным В. Миллера и М. Ковалевского, касаки, подобно карачаевским юльгю-люкулам, обладали еще некоторой свободой, караваши же «продаются и покупаются наряду со скотом. Запрещение разрознять семьи при продаже касается только касаков, - отнюдь не каравашей». При убийстве касака или караваша денежные выплаты поступали в пользу владельца; как и калым, при выдаче женщин этого сословия в замужество.Правовое положение крепостных, их обязанности, были закреплены в нескольких статьях адата, согласно которым «крепостные люди... работают обще для себя и своих владельцев и из вырабатываемого хлеба каждого рода и сена определяют половину для владельцев, а другую - для содержания себя с семейством и своего скотоводства, и из своей части хлеба и сена никому ни продать, ни подарить не имеют права без воли своих владельцев. Продавая же или променивая свой скот, лес и другие продукты своего хозяйства по своему усмотрению, из вырученной за оные суммы... обязаны так же уделить половину своим владельцам. Кроме сего крепостные женщины и девицы исправляют все работы по дому своего владельца, относящиеся к их полу».

Самый низший слой зависимого сословия составляли - башсызкулы у карачаевцев. Источниками рабства являлись: плен, продажа, совершение какого-либо правонарушения (например, убийства или кражи в третий раз), похищение.

народ сословный правовой карачаевский

3.О сословиях Карачая по адатам

. ХАН, ОЛИЙ - ХАН, ОЛИЙ (ВЕРХОВНЫЙ КНЯЗЬ)

Жан бла къан бирди, Тейри бла хан бирди. Къарны башын къар алыр, Ханны башын хан алыр. Ханны бийлиги кесине сыйды. Атын аягъан къан алмаз, Кесин аягъан хан болмаз. Олий къалкъыучу болса, Эли жукъучу болур.Олий элге тамата, Эл олийден тамата.Бий кёп болса, дау кёп болур, Хан кёп болса, жау кёп болур. Элли жылдан атламагъан Элге оноу эталмаз.

Перевод:

Душа и кровь одно и то же, Тейри и хан одно и тоже.

Снег может покрыться только снегом, Воссесть над ханом может (только) хан.Власть хана почет для него самого. Жалеющий коня за кровь не отомстит, Жалеющий себя ханом не станет. Если олий любит подремать, Его народ будет сонливым. Олий старший над народом, Но народ старше олия. Когда много князей, много и усобиц, Когда много ханов, много и врагов.

Кому не за пятьдесят Народом управлять не сможет. Хан бла халкъы ийне бла халы. Хан и его народ игла и нить.

Хан, в карачаево-балкарском понимании этого титула, являлся правителем области или даже государства, т. е. семантика этого титула неустойчива, в отличие, скажем, от значений других терминов: князь (бий), султан (солтан, правитель большого государства), падишах, кайсар - император, царь (тюрк патчах - «турецкий падишах», орус патчах - «русский император», рум къайсар - «византийский император», и т. п.).

Хан, олий, (верховный князь) мыслится образом Тейри на земле, его наместником (конечно, в идеале). Воссесть над ханом может только другой хан, более сильный и могущественный. Власть хана - это почет, который он ни с кем разделить не может. Ханов не должно быть много, иначе начинаются раздоры, борьба за власть. И в этой борьбе побеждает тот, кто готов на самый большой риск, кто готов отдать все для достижения власти. Народ, конечно, волей или неволей подчиняется хану, но и тот должен понимать, что народ мудрее, старше его. Власть требует огромного опыта, молодому человеку трудно держать бразды правления. К тому же, получив власть молодым, хан вынужден будет набираться опыта в ходе правления, наделает много ошибок, а они народу обходятся дорого. Указание конкретного возраста - скорее дань созвучию: эл «народ, страна» и элли «пятьдесят».

Термины, означающие положение власть предержащих, в карачаево-балкарской иерархической лестнице вполне устойчивы и имеют определенное значение:

. Бий, гиназ - правитель общества, племени (но иногда и одного селения).

. Мырза - знатный князь, сын хана, поставленный им на княжение.

. Олий - верховный князь, глава федеративного объединения (фактически - хан).

. Хан - глава области или государства, размеры которого строго не определяются.

. Солтан - глава крупного государства, царь.

. Патчах - царь, император.

Лицо, называемое бачама, сюда не относится, так как обозначает или предводителя войска, или народного вождя (халкъ бачамасы), харизматическую личность.

. БИЙ БЛА БИЙЧЕ - КНЯЗЬ И КНЯГИНЯ

Къул керилип къалыр, Бий уруп алы р. Бийни кийими акъ, Айтхан сёзю омакъ. Чынтты бий адет бузмаз. Бий бергенин сыйырмаз. Бийни сёзю тёрели. Эл билгенни билмеген Элге бийлик эталмаз. Холоп только замахнется, Князь возьмет одним ударом. Одежда князя белая, Речь красивая. Истинный князь традиций не нарушит. Князь подаренное не отнимет. Слово князя подобно закону. Кто не знает того, что знает народ, Княжить не сумеет. Бийни сёзю сёз болсун, Оноулагъа тез болсун, Кишилиги-ётю болсун, Акъылы-бети болсун. Чынтты бийче, сабий кёрсе, Чыгъарып, саугъа берир. Чынтты бийче ариу тилли. Бийчени сыйы бийик. Пусть слово князя будет твердым, Пусть на решения он будет скор, Пусть имеет мужество и смелость, Имеет ум и честь.

Истинная княгиня, увидев ребенка, Непременно одарит его. У истинной княгини ласковая речь. Честь княгини высока.

Одно из именований князей - таубии («горский князь»). Приведем здесь слова писателя-эмигранта К. А. Чхеидзе, оставившего книгу воспоминаний «Страна Прометея», в которой он с большой любовью и теплом пишет о балкарцах и кабардинцах, среди которых у него было много друзей и знакомых:

«Балкария не была покорена. Она добровольно, хотя и в силу очевидной необходимости, признала власть Белого Царя. Это существенно отразилось на психологии населения Балкарии, особенно же ее высшего слоя таубиев. В то время как остальные народности Кавказа, признав над собой русскую власть, старались приблизиться к русским и хотя бы в некоторых отношениях походить на них, балкарские таубии смотрели на себя как на равнодостойных участников общеимперской российской жизни. Правда, они совершенно не знали этой жизни, но это не мешало им чувствовать себя вполне самостоятельными. И в самом деле, ведь психологии побежденных у них не было и не могло быть. Эта черта самочувствия балкарских таубиев сказалась, между прочим, в том, что в то время как, скажем, кумыцкие или кабардинские феодалы (а ранее того - грузинские, имеретинские, кахетинские и др.) с удовольствием и радостью переименовывали себя на русский лад в князья, балкарские таубии отказались от такого переименования и настояли на том, чтобы им и впредь называться именно таубиями, а никак иначе».

Здесь многое верно. Но писатель заблуждается, утверждая, что ни кабардинцы, ни балкарцы в русско-кавказской войне не участвовали (на Северном Кавказе народов, не принявших - в той или иной степени -участия в этой войне, нет). Балкарцы, вместе с кабардинцами, карачаевцами и дигорцами сражались с отрядами генерала Глазенаппа (1804) на реке Чегем, затем с отрядом генерала Булгакова (1810), по балкарским ущельям войска Ермолова совершили рейд в 1822 году. В результате, как пишут Р. Тебуев и Р. Хатуев в своей книге «Очерки истории карачаево-балкарцев» (которую я настоятельно рекомендую читателю), к этому времени, после нескольких опустошительных походов, Кабарда была разгромлена, а выходы из балкарских ущелий заперты восемью военными форпостами-крепостями - Каменный Мост, Баксан, Чегем, Нальчик, Мечетка, Урвань, и двумя укреплениями - Черек и Урух. Балкарские таубии, упреждая новое вторжение, в 1827 году подали прошение о принятии в российское подданство. Вместе с дигорцами балкарцы пришли на помошь карачаевцам и участвовали в сражении с войсками генерала Эмануэля (в 1828 году) в местности Хасаука. Окончательное присоединение Балкарии было утверждено Николаем II в 1852 году, на приеме балкарских князей в Петербурге; Карачай вошел в состав России в 1855 году.

. ЖАЛГЪАН БИЙ - МНИМЫЙ КНЯЗЬ

Ырахатлыкъда бий, Къыйын кюнде чий. Болумлу бий юлгюлю, Болумсуз бий кюлкюлю. Къоркъакъ бийге къул сыйы. Бийни чийи терк чыгъар. Эшек, махтанып: «Ат бла мен бир атауулданбыз», дей эди. (Иги тукъумуну бетин жойгъаннга айтадыла.) Жангыз терек бау болмаз, Жангыз киши бий болмаз. Аман бийни ауузу аман. Бий сёзюнден белгили. Бийни бийлиги керек кюнде билинир. В дни мира князь, В дни бедствий слаб (сырой). Деятельный князь пример, Бездеятельный предмет насмешек. Трусливому князю - почет холопа. Недостатки князя выявляются быстро. Осел, похваляясь, говорил: «Я и конь от одного предка». (О человеке, позорящем свой славный род.) Одно дерево садом не станет, Одинокий мужчина князем не станет. У плохого князя невыдержанная речь. Князя видать по речи. Достоинство князя познается вопасности.

Князь (бий) в иерархической лестнице стоял ниже хана (олия, старшего князя). Это правитель общества или даже одного селения (во втором случае его именуют элмен).

Кодекс различает истинных и неистинных князей, т. е. прирожденных лидеров, и тех, кто только пытается казаться ими. Князь должен знать больше других, быть решительным, умеющим быстро принимать решения, мужественным, умным, деятельным, дорожить своей честью. Тогда его слово подобно закону, непререкаемо.

И снова мы видим, что в Кодексе нет никаких иллюзий насчет власть предержащих и самой природы власти. Князь - это слишком заметная фигура, он всегда на виду, и его недостатки выявляются быстро. Сильно снижал или вовсе лишал авторитета такой порок, как жадность. Один из признаков, по которому судили о достоинстве князя, - его речь. Если она была невыдержанна, все понимали, что князь плохой, неистинный.

В далекие, бурные, опасные времена от главы, князя, зависело слишком многое, чтобы терпеть во главе племени или народа человека, не наделенного должными качествами. За недостойное поведение - насилие, трусость, жестокость, ошибки в управлении и т. п. - его, согласно решению Большого Тёре, могли изгнать, могли лишить княжеского сана (такой случай, например, описан в древней «Песне о Бийнёгере») или даже истребить со всем его родом - за особо тяжкие преступления. Князья долго боролись за отмену этого права Тёре, вплоть до XIX века. А то, что князь должен был до мелочей придерживаться правил этикета, подразумевалось само собой.

Возможно, бывали краткие периоды безвластия (князь умер бездетным или была эпидемия и т. п.), когда вопрос о том, кто возьмет власть, решался с помощью силы, и в одиночку, не опираясь на помощь дружины или рода, добиться власти было невозможно, о чем и говорит изречение.

Княгине Кодекс каких-либо особых функций не придает и особых требований не предъявляет, отказывая ей только в праве на грубость. Но княгини, которые соответствовали народным представлениям о достойном поведении и высоких нравственных качествах супруги правителя, пользовались огромным авторитетом.

Слово бий, вероятно, означало «высокий, высокопоставленный», откуда и слово бийик «высокий, высота, высь». В общем смысле, для обозначения аристократии, применялись термины акъсюек (по народной этимологии - «белая кость», на самом деле это искаженное ахши окъ -«хороший род», или акъ сеок - «белый род»; слово «сеок» в значении «род» сохранилось, например, в алтайском языке), схылты («аристократ», откуда и искаженное название царских скифов, предков кара-чаево-балкарцев, у Геродота - «сколоты, сколты»), басият и т. д. Простонародье именовалось къара халкъ - «черный народ».

. БИЙ БЛА ЭЛ - КНЯЗЬ И НАРОД

Бий кёзюне къарама. Бий бергенни кёзюне бакъма. Бийде кечим жокъ. Бий бла тургъан бий кёллю. Бий бла тюйюшсенг, Къулу бла даулашма. Бий олтуруп (айтыр), ёзден турул. (Кенгешде, къарт тюйюл эсе.) Бий къылыкъдан а дет онглу. Бий къысталыр, Адет къалыр. Бий улуна ёзден адеп. Не уповай на князя. Не дожидайся подарков князя. Князь прощать не станет. В приближенном князя - княжеский дух. Поссорившись с князем, Не спорь с его холопом. Князь (говорит) сидя, уздень стоя. (Если не стар, на совете.) Обычай сильнее княжеского нрава. Князь изгонится, Обычаи останутся. Княжескому сыну узденьское воспитание.

Несмотря на готовность всячески поддержать и возвысить истинных князей, народ твердо помнил и о своих правах, достоинстве, чести. Конечно, князь стоял в иерархии выше узденей (дворян и свободных общинников), что выражалось и во внешнем виде - только князь надевал белую черкеску (акъ чепкен), красные сапоги (къызыл чурукъла) и ездил на белом коне, - и подчеркивалось во взаимоотношениях и пр. Уздень не мог что-либо передать князю через кого-либо и обязан был прийти на его подворье сам. Но княжич получал узденьское воспитание - в этом и уздень, и будущий князь были равны. Князь не имел права нарушать обычаи, введенные не им, а тем более отменять их или заменять на другие. Наоборот, одним из признаков истинного князя являлось его строгое следование традициям. (Не руководствовался ли великий Кязим положениями Кодекса, когда писал свое стихотворение «Нам нужны такие князья...»?) Народные обычаи сильнее правителей, если народ остается народом, не превращается просто в серую, покорную, бездумную массу (или пока его не превратят в таковую).

. БИЙ СЫЙЫ - ЧЕСТЬ КНЯЗЯ

Бий айтханнга мадар жокъ. Элмен айтды эл айтды. Адет бир да, сый башха. Бийге жумушунг болса, Арбазына кесинг бар. (Сабийни иерге жарамайды.) Бийни жери тёр. Бийни тою элни тою. (Элде болгъан эр киши ары жы-йылады.) Бий таягъын жерге къакъса, Оноу битгеннге сана. Волю князя не выполнить нельзя. Что скажет элмен, то скажет и село.Этикет один, да почет разный. (Князю один, узденю другой.) Если у тебя есть дело к князю Ступай на его двор сам. (Посылать подростка было нельзя.) Место князя на возвышении. Пир князя пир всего селения. (На него приходят все мужчины в селении.) Когда князь ударяет посохом о землю, Значит, решение им уже принято.

Волю князя не выполнить было нельзя, но не потому, что его боялись, -уздени высоко ценили свое достоинство и никому не позволили бы себя унизить. Но непослушание внесло бы разлад в жизнь общества, началась бы неразбериха. Кроме того, Кодекс по отношению к правителям разного ранга не употребляет слова «добрый, человечный» и пр., он требует от князя только то, что возможно требовать от человека, осуществляющего власть. Нельзя не выполнить его волю еще и потому, что князь такого своевольства не простит. И Кодекс его не осуждает, явно придерживаясь принципа единоначалия (эта же позиция четко и недвусмысленно высказана и в нартском эпосе; можно сказать, что и в эпосе, и в Кодексе царит монархический дух). И, конечно, каков князь, таков и его приближенный.

Считалось необходимым для решения важных вопросов собирать на совет самых достойных людей, и князь обычно играл роль председателя. Знаком, показывающим, что он выслушал все мнения и принял решение, был удар посохом о землю. Сидеть на таких советах имели право только князь и старшие, юноши слушали стоя.

Мы уже говорили, что главным символом, знаком, графически выражающим образ карачаево-балкарского мышления, является круг с точкой в центре (более поздняя модификация - ромб). Истинный правитель и является этой самой точкой в круге (хал) - в народе (халкъ).

Следует отметить, что из аристократической среды вышли многие выдающиеся представители просвещения, науки, литературы, искусства.

. КЕРТИ ЁЗДЕН - ИСТИННЫЙ УЗДЕНЬ

Халкъ ёзеги ёзден урлукъ. Ядро народа узденьское семя (потомство). Кюн ёзеги от, Ёзден ёзеги - ёт. Суть солнца огонь, Суть узденя смелость. Къара киши антына ёлмез. (Ёзден антын унутмаз.) Каракиши клятве не изменит. (Вариант: Уздень о клятве не забудет.) Керти ёзден нарт кибик, Чаришге барлыкъ ат кибик. Истинный уздень подобен нарту, Подобен коню накануне скачек (подтянут). Ёзден: «Къайры?» деп сормаз, «Нек?» деп апчымаз. Уздень не спрашивает: «Куда?», Не теряется, спрашивая: «Зачем?». Ёзден сюйген кёк чепкен. Уздени любят серые чекмени. Ёзденни эки нёгери Миннген аты бла эгери. У узденя два товарища -Верховой конь и гончий пёс. Керти сёзню ёзден айтыр, Жашырмайын кёзден айтыр. Правду скажет уздень, Скажет, открыто в глаза. Ёзденни ашы бла ойнагъан Башы бла ойнар. Кто пренебрегает угощением узденя, Тот рискует своей головой.Ёзденни сёзю эки (не хау, не угъай). У узденя два слова (да или нет). Ёзден ёлсе окъ тийип. Смерть узденя от стрелы (пули).

. АМАН ЁЗДЕН - ПЛОХОЙ УЗДЕНЬ

Тамгъан суучукъ кезлеу тюйюл, Къызгъанч адам ёзден тюйюл.Вода, текущая по капле не источник, Скупой человек не уздень. Иги ёзден жыр къайгъылы, Аман ёзден чыр къайгъылы. Аман ёзден жолда табылыр, Анга тюбегенни эшиги жабылыр. Ёзден къаны болмагъан Атын баудан чыгъармаз. Хороший уздень думает о песне, Плохой уздень о наваре (в бульоне). Плохой уздень обретается на дорогах, Кто с ним встретится пропал (он разбойничает). В ком нет узденьской крови, Коня из конюшни не выведет. Къоркъакъ ёзден къулдан аман. Трусливый уздень хуже холопа.

В социальной иерархии уздени стояли ниже князей и составляли основную массу народа. Ниже их стояли крепостные (къул) и домашние рабы и рабыни (къазакъ, къарауаш). Сословное деление карачаево-балкарцев было довольно сложным, поскольку эти четыре сословия внутри себя имели еще и другие подразделения. Такое понимание стратификации общества представлено в работе М. К. Абаева, автора очень компетентного, но осветившего этот вопрос лишь мимоходом, поскольку тема его известного очерка «Балкария» (1910 г.) была иной.

Уздени делились на две категории: дворяне, именуемые акъ ёзденле «белые уздени», сырма ёзденле «почтенные уздени», уллу ёзденле «большие уздени», къаракиши «истинные мужи»; и свободные общинники, которых именовали просто ёзденле или къара ёзденле «черные уздени». Но вторые не считали себя ниже первых, да и никаких привилегий у «белых узденей» не было - все они, вероятно, потомки дружинников, воинов-профессионалов.

Следует отметить некоторую путаницу в сословной терминологии. Например, некоторые авторы считали каракиши следующим после «белых узденей» сословием. Но, с другой стороны, первый балкарский историограф М. К. Абаев всех узденей именует «къаракиши». Истина, вероятно, находится посередине. По сведениям Н. Ф. Грабовского, в Балкарии, например, в год освобождения от крепостного права было около 4700 каракиши. Они являлись свободными людьми, но не имели своих участков (частная собственность на землю у карачаево-балкарцев была с давних времен), поэтому считались арендаторами княжеских полей и покосов. Об этом и говорит Н. Ф. Грабовский: «Зависимость каракишей была исключительно поземельная».

Общее количество каракиши и крепостных (кулов, около 2700 чел.) составляло 7400чел. Вычтя эту цифру из общей численности тогдашнего населения Балкарии - 10 100 (карачаевцев в этот же период было около 14 тыс. чел.), получаем цифру 2700 чел., куда входили и князья, и рабы, и первостепенные уздени (владельцы земельных участков). Рабов много быть не могло, в них не было особой необходимости. Нельзя поэтому считать их сословием, как и духовенство. Не могло быть много представителей и аристократии. Вероятно, большую часть из указанных 2700 чел. составляли «белые уздени». С учетом сказанного дореформенная стратификация представляется в следующем виде:

. Князья и представители княжеских фамилий.

. Большие уздени.

. Каракиши.

. Кулы.

Вполне возможно, что М. К. Абаев мимоходом высказал сведения о посословном делении общества в более ранний период истории, когда число рабов было большее, а все уздени именовались «къаракиши» («истинные мужи»), т.е. «больших» узденей еще не так много, чтобы выделять их из общей массы свободного населения. Наличие у последних своих земельных участков говорит о том, что они, скорее всего, получали их от князей за какие-то заслуги, как и позже, увеличиваясь в числе. До начала принятия ислама, возможно, было гораздо более многочисленным и жречество (если судить по дошедшему до нас огромному фольклорному наследию, в создании которого самую активную роль играло именно жречество).

Возможно, стратификация тогда выглядела по другому:

. Князья и представители княжеских фамилий.

. Чанка (потомки князей от неравных браков с женщинами уздень-

ского сословия; потомков князей от крепостных и наложниц-рабынь

(къара къатын) называли туума).

. Жрецы (байчи).

. Большие уздени.

. Каракиши.

. Кулы (крепостные).

. Рабы.

Не исключено, конечно, что жрецы стояли выше, чем чанка, и что князь являлся одновременно и главным жрецом, совмещая духовную и светскую власть в одном лице. Возможно, предложенная здесь стратификация общества имела место и в государстве Алания, где над князьями возвышался царь. После разгрома Золотой Орды Тамерланом и геноцида, учиненного им в Алании, общество вернулось к более простому устройству, а на месте Аланского государства появились отдельные княжества (общества), связанные друг с другом в некое подобие конфедерации. Вновь возникли органы периода военной демократии - тёре, теперь уже представительно-судебные а не просто собрания всех свободных мужчин.

В Кодексе довольно подробно обрисован образ настоящего узденя, перечислены достоинства, которыми он должен обладать. Это и мужество, и всегдашняя молодцеватость, подтянутость, прямая, открытая речь, безусловная верность клятве, своим товарищам и товариществу, забота о посмертной или прижизненной славе, верность узденьским традициям, и конечно, щедрость (простая, материальная); если разбойник и обжора все же названы «плохими узденями» - они могут еще исправить свое поведение, то скупой человек - вообще не уздень, как и малодушный.

Самой достойной смертью для истинного витязя-узденя считалась смерть на поле боя, причем даже не от кинжала или сабли (что означало бы проиграть в единоборстве или быть заколотым), но пасть именно от стрелы или от пули, сражаясь стоя.

Это признавалось наилучшим концом и для князя - как и уздень, перестав участвовать в набегах, он признавал свою старость и слабость (что для узденя считалось предосудительным). Такое отношение к смерти и понимание своей роли ярко отразились во многих историко-героических песнях, например, в песне «Чёпеллеу Загаштоков», «Бекмурза и Кайсын» и др.

Суть истинного узденя - быть воином; мужество не должно было покидать его никогда. Если его неожиданно вызывали, будь то знакомые или незнакомые люди, в любое время суток, он молча собирался и ехал. Он не имел права отказаться от поединка или от участия в набеге по призыву князя, не выйти по тревоге на оборону селения и т. д. Не случайно клич гласил: Анты болгъан къара киши, атлан! - «Истинные мужи, имеющие клятву, - по коням!»

Разумеется, это не означало, что уздени не занимались обычным трудом. Именно их труд и обеспечивал благосостояние общества, поскольку они и составляли основную массу. Зависимое население во время освобождения от крепостного права (на Кавказе - в 1866 году) составляло приблизительно 30-35 процентов.

Слово ёзден, вероятно, от ёз «сам, свой» - «самостоятельный», или «исконный».

. КЪУЛ - ХОЛОП

Къулну кёлю къоргъашин. Кесингден туумай, ул болмаз, Сатып алмай, къул болмаз Аман айланыргъа тул уста, Аман айтыргъа къул уста. Къул башха, жалчы башха. Къул кесине бий тапхынчы, Жанына тынчлыкъ келмез. Жалынчакъ ёзден къулдан аман. Къулну бий этсенг, Анасын къарауаш этер. Душа холопа свинцовая (слабая). Не рожденный от тебя не сын, Некупленный (тобой) не холоп. К разврату склонны вдовы, К сквернословию холопы. Холоп одно, батрак другое Пока холоп не найдет себе господина, В его душе покоя не будет. Заискивающий уздень хуже холопа. Возведи холопа в князья Он свою мать в рабыню обратит.

Отличие между свободными и крепостными заключалось вовсе не в имущественном неравенстве, некоторые кулы были богаче многих узденей. Но кулы не давали присяги и не ходили в набеги или походы. Поэтому не обязаны они были и вставать на защиту села в случае нападения (если не делали это добровольно). Но порученный им скот они охраняли от набежников с оружием в руках, вместе с батраками.

Сословие зависимых крестьян образовалось частью из купленных у других владельцев, частью из захваченных в плен во время набегов. Это было чисто трудовое население, поэтому никто к ним по поводу их занятий претензий не имел и никто их не презирал. Слово къул стало нарицательным, обозначало человека невоспитанного, неотесанного, готового обидеть или оскорбить слабого и т. д., по той, вероятно, причине, что нравы в этой среде были проще, грубее, да и зависимость не предполагает особого уважения к тому, кто находится в таком же положении. Разумеется, не все кулы были столь примитивными, как и не все уздени и князья соответствовали представлениям об истинных узденях и князьях, что неоднократно подчеркивается в Кодексе.

Переход зависимых в узденьское сословие был невозможен, даже при наличии особых заслуг. Причина, видимо, в том, что народ верил в силу наследственности, считая, что кул, в большей или меньшей степени, сохранит наклонности своих предков, - это во-первых, а во-вторых, он не смог бы переменить род, который оставался бы в зависимости.

Можно привести случай, произошедший в одном из балкарских ущелий. Во время набега на Сванетию балкарцы захватили и угнали с собой несколько человек. Среди них был и юноша, почти подросток. При разделе трофеев он достался одному из набежников, человеку крутого нрава, который решил сделать из него домашнего раба (къазакъ). Через некоторое время юноша бежал, но был пойман и избит. Он бежал и во второй раз, был снова пойман и избит, а вдобавок хозяин лишил его обуви - по каменистой местности босиком далеко не уйдешь. Наступала осень, скоро закрылись бы все перевалы, ведущие из Балкарии в Сванетию. Но юноша бежал и в третий раз. Хозяин шел за ним не спеша, по кровавому следу на первом снегу, зная, что теперь остался только путь, который на границе прерывался широкой расселиной над пропастью. Он уже почти догонял беглеца, ковылявшего по камням босиком. И тут юноша рванулся из последних сил, птицей перелетел через расселину и плашмя растянулся на скале, по ту сторону. Балкарец подошел к пропасти, смерил глазами ширину расселины и покачал головой.

Юноша тем временем очнулся и, оглядываясь (опасаясь выстрела), побрел по каменистой дороге. Но тут балкарец окликнул его: «Эй, погоди!» Юноша остановился, а балкарец снял свои чабуры, оставшись в шерстяных носках, и швырнул их через расселину: «Возьми, надень, а то помрешь или ноги отморозишь». (Рассказ этот слышал поэт М. X. Мо-каев в Сванетии, в гостях у родичей.) Смысл поступка балкарского узденя ясен: он признал, что юноша-сван по своему духу рабом не является, признал его равным - а равному следует помочь.

В отличие от крепостных, батраки (до 1866 года) были из свободных, но обедневших узденей. Батрачество не считалось позором, посколькуявлялось временным состоянием и подразумевало договор, работу по найму, - честный труд. Конечно, род, если был в состоянии, старался не допустить и этого, помогая родичу быстро выбраться из нужды.

В данных изречениях подразумевается то сословный смысл термина къул, то нарицательный. Подлинным, прирожденным кулом является тот, кто не может и не хочет жить своим умом и своим трудом, низкий, угодливый, грубый: ему нужен хозяин, которому он смог бы угождать и от которого получал бы указания и поощрения. Такой прирожденный холоп считает зависимость нормальным состоянием, и если бы вдруг довелось ему воссесть на место князя, действия его были бы не предсказуемы.

Н. Ф. Грабовский писал в 1870 году о балкарцах: «...в горах таких бедных семейств, которые не имели бы пары коров, быка, 10-20 баранов, почти нет». При освобождении от крепостного права они заплатили владельцам огромные средства. Приведем конкретные цифры (в скобках количество голов, которое у них осталось). Приблизительно на 2800 крепостных в Балкарии приходилось: лошадей - 785 (343), коров - 6053 (2074), овец - 40 258 (13 814). Кроме того, у них забрали большую часть пахотных и покосных участков. В Карачае накануне реформы (в 1850 году) в среднем на один двор приходилось 79 голов скота.

Гораздо хуже было положение соседей - кабардинских крепостных, насчитывавших около 12 000 человек.

Они имели до освобождения (в скобках - после выкупа): 440 лошадей (335), 10 648 коров (6966), 5215 овец (3214).

(Позже, в 1906 году, правительственная комиссия (по имени ее руководителя называемая Абрамовской) отмечала, что по количеству скота карачаевцы имеют наиболее высокие экономические показатели среди всех народов Кавказа: лошадей - 33 756, крупного рогатого скота -175 027, мелкого рогатого скота - 487 471. Это в несколько раз больше того поголовья, которое имелось во всей Карачаево-Черкесии 90 лет спустя.)

Такие состоятельные и трудолюбивые люди никак не могли быть забитыми или униженными. Заметим, что в насмешливых изречениях, созданных узденями, говорится только о грубости и невоспитанности кулов, но не о других «сословных» пороках. Кулы, между прочим, не оставались в долгу, платя узденям той же монетой: Ёзденме деп, кесин Темир-Къазакъгъа тагъады - «Чванясь тем, что он уздень, возносит себя до Полярной звезды»; Ёзден сёзю ёзен сууну ызына айландырыр -«Уздень на словах и реку в долине вспять повернет», и т. д. Есть и другие, гораздо более хлесткие выражения. Среди кулов наверняка было немало представителей того замечательного типа, со всеми его достоинствами и недостатками, который выведен Сервантесом в бессмертном образе Санчо Пансы, или Гашеком в образе солдата Швейка. В традиционном карачаево-балкарском обществе, где наибольшее влияние имели жреческо-воинские воззрения и нормы, кулы фактически исполняли роль касты вайшья (собственников, буржуа).

Заключение

Рассмотрев в данной работе сословный строй и сословное право Карачая, можно сделать следующие выводы.

В этот период уровень общественного развития находился на стадии разложения родовых отношений, государственность у них только начала складываться. Основой для формирования отношений раннегосударственного типа можно назвать сельские общины горцев, весьма непрочные. Почти до конца XIX века сельская община сохраняла пережитки архаических форм общины - родовой и соседской, характерными чертами чего являлось совместное поселение членов бывших родов, экзогамия внутри них, взаимопомощь родственников, общинный характер землевладения и землепользования.

С разложением родовой общины ее функции постепенно начали переходить к общине соседской, в совместной ведении которой находились леса, выгоны и пастбища. В XIX веке сельская община перестала быть коллективом равноправных членов, охватывая представителей только юридически свободных сословий. Это приводило к юридическому закреплению превращения общинных земель в земли частнособственнические и распадению общинных начал.

Уменьшение роли семейной общины и остатков родовой выразилось в функционировании патронимии, жизнь которой регулировалась нормами обычного права. Патронимическая организация была свойственна всем Капачаю и несла существенное значение в жизни горцев. Это касалось, в первую очередь, норм распоряжения землей, права предпочтительной покупки, родового выкупа, наследственного права, системы композиции в патронимии.

Фамильно-патронимические коллективы имели своего главу, совет, которые регулировали жизнь патронимической группы на основе обычая. Совет патронимии составляли старшие по возрасту ее члены, пользовавшиеся наибольшим авторитетом. В функции совета старейшин входили суд по адату, разрешение конфликтов между членами группы, а после установления на Северном Кавказе русского владычества - фискальные функции, что регулировалось Положением о сельских (аульных) обществах 1868 года. Для обеспечения выполнения решений совета старейшин к концу рассматриваемого периода стал существовать институт выборных должностных лиц, основной задачей которого являлось обеспечение власти старейшин. Главой совета, являвшегося наиболее почтенным старейшиной, некоторые вопросы могли решаться единолично. Но по особо важным делам собирался либо совет, либо общее собрание членов патронимии, в состав которого входили совершеннолетние мужчины, главы отдельных семей. Решение общего собрания считалось окончательным, не подлежащим обжалованию. На нем же производились выборы должностных лиц, их отчеты перед обществом.

Таким образом, анализ социально-экономического развития народов в XIX веке показывает, что общественные отношения имели у них ряд специфических особенностей, главной из которых является сочетания новых нарождающихся отношений раннегосударственного типа с сильными пережитками общинного строя.

Незавершенность процесса феодализации и стойкость общинных отношений наложили свой отпечаток на социальную структуру народа. Социальные деления переплетались с родовыми. Одним из существенных факторов процесса классообразования, наблюдавшийся у народов региона в течение всего XIX века и выражавшийся в становлении и фиксации сословных категорий общества, являлось исполнение функций руководства. Занятие важных общественных должностей способствовало имущественному благосостоянию и в то же время служило самой прочной его гарантией. Усложнение социальной структуры и производственных процессов приводили к обособлению организационно-управленческой деятельности от производственной. Расходы, которые община поначалу лишь эпизодически несла на содержание лиц, занятых организационно-управленческими функциями, постепенно превращались в фиксированный налог или даже становились формой эксплуатации. Следовательно, из двух возможных вариантов складывания классового общества: или путем непосредственного отчуждения прибавочного продукта, или путем монополизации общественной должностной функции, для народов Северного Кавказа был характерен второй путь.

Приведенный материал позволяет сделать вывод о том, что Карачай находился на стадии развития, которую можно условно назвать «раннеклассовым обществом». В этом обществе имелись сословия, аппарат управления; прибавочный продукт у населения изымался посредством даней, «добровольных даров», судебных и иных пошлин. Частнособственническая эксплуатация при этом не играла существенной роли.

В начале XIX века оформляются основные различия общественного строя, который характеризовался дробностью социальных групп. Так, свободное население делилось на два сословия 1)горские князья, сосредоточившие в своих руках всю полноту гражданской, военной и административной власти (в пореформенный период поддерживаемое царской администрацией на местах), и, 2)свободные общинники - непосредственные производители, которые, будучи лично свободными, были обязаны рядом повинностей в пользу правящего слоя.

Правовыми нормами, выделяющими привилегированное положение правящего сословия, являлись нормы о повышенной уголовной ответственности при посягательстве на их личность или имущество; нормы семейно-брачного права, запрещающие неравные браки; нормы наследственного права, разрешающие наследовать часть имущества женщинам; совокупность прав по отношению к зависимому (даже лично свободному) от них населению. Свободные общинники, несмотря на личную свободу, были обязаны рядом повинностей, закрепляемых обычаем и экономической зависимостью от ряда владетелей.

Зависимое население по своей структуре также было неоднородным и делилось на две основные категории: крепостные и рабы. Обязанности представителей этого слоя были четко определены обычаем, отступление от которого грозило суровым наказанием. Существование ряда норм, которые некоторым образом защищали крепостных и рабов от произвола владельцев, не могло облегчить участь этих категорий, особенно рабов. Только после проведения в 1868 году освобождения от крепостной и рабской зависимости (реформа на Северном Кавказе была проведена позже, чем в остальных губерниях России) правовое положение их изменилось. Однако здесь следует отметить, что, несмотря на принятые в научной литературе наименования зависимого северокавказского населения крепостными и рабами, на Северном Кавказе все же зависимость большинства непосредственных производителей не достигла стадии крепостничества, если под ним понимать сочетание двух форм прикрепления крестьян - к земле и к личности феодала. Но в местных условиях и без юридического прикрепления общинников хозяйство привилегированных сословий вполне обеспечивалось рабочими руками.

Таким образом, характерными чертами сословной организации:

социальная дифференциация общества, при которой наблюдалось оформление противостоящих друг другу социальных групп в виде патриархально-феодальной знати и крестьянского населения;

раздробленность на множество степеней и разрядов, как представителей знати, так и крестьянства, которое отличалось между собой по имущественному, семейному положению, степенью зависимости от социальной верхушки, что определяло виды и нормы повинностей, которые несли непосредственные производители в пользу привилегированных сословий;

неподвижность границ высших ступеней сословной организации. Сложная сословная структура народов ярко отражала начавшийся у них процесс феодализации. Уже к середине XIX века можно говорить в сложившейся в среде народов региона четки сословных группах, права и обязанности которых нашли свое отражение в нормах адата. Границы между сословиями не были размыты, сословность передавалась только родом, или браком, реальностью стала система вассалитета.

Сословные отношения нашли свое отражение и в нормах сословного права. Гражданско-правовые отношения народов Северного Кавказа характеризуются их постепенной эволюцией в течение всего рассматриваемого периода. На специфическое развитие гражданского права у народов региона значительное воздействие оказали натуральный характер хозяйства и общинная организация, сохранявшая свое значение до начала XX века. Однако еще к середине XIX века сельская община перестала быть коллективом равноправных членов, охватывая представителей только юридически свободных сословий. Это приводило к юридическому закреплению превращения общинных земель в частнособственнические, что вело, в свою очередь, к тому, что «сильные» фамилии сосредоточили в своих руках существенную часть общественных богатств. Однако становление частнособственнических отношений тормозилось традиционными правовыми установками народов региона. Но, несмотря на это, к концу рассматриваемого периода в гражданско-правовых отношениях народов Северного Кавказа мы наблюдаем постепенную трансформацию сословно-правовых норм, их постепенное приспособление к новым социально-экономическим условиям.

Особенно ярко нормы сословного права проявили себя в семейном праве, действуя практически до начала XX века. Брак являлся договором купли-продажи, порождающий личные права и обязанности. Ценой здесь являлся калым, величина которого зависела от многих факторов, но, в первую очередь, от сословной принадлежности, а также колебалась в зависимости от региональной специфики.

Условием заключения брака было только достижение брачного возраста, который регулировался обычно-правовыми нормами. Для женщин брачный возраст устанавливался в 14 лет, а для мужчин -15-16 лет. Хотя на практике он был значительно выше. Взаимного согласия брачующихся не требовалось. При этом, в условиях разложения первобытно общинных отношений и перехода к классовому обществу, браки зависимых сословий были устраиваемы их господами.

Препятствиями к заключению брака являлись: экзогамия, также регулируемая нормами обычного права (запрещались браки между кровными родственниками до седьмого поколения включительно, тогда как по шариату эти ограничения были до третьего колена); молочное родство; свойство; сословные различия; неудачное похищение невесты. Особенно четко регулировали нормами права сословные ограничения брака, правовые последствия несоблюдения которых выражались в потере высокого правового статуса детей, рожденных в таких браках.

Имущественно правовые отношения между членами семьи в рассматриваемый период претерпели определенную трансформацию. Если в начале XIX века они в основном регулировались адатом, то в пореформенный период они стали постепенно вытесняться нормами мусульманского права, что особенно ярко проявлялось при разделе семейного имущества, а особенно -при его наследовании. Однако в пореформенный период нормы обычного права, регулирующие наследственные правоотношения, были несколько оттеснены российским законодательством. Наследование стало осуществляться как по закону, так и по завещанию. При этом предпочтение той или иной правовой системе отдавалось в соответствии с сословным статусом сторон.

В рассматриваемый период сословное право активно действовало и в сфере уголовно-правовых отношений. Обычно-правовые нормы большое внимание уделяли нанесению ущерба, что ярко проявилось в урегулировании конфликтов, становлении системы возмещения, в том числе с помощью композиций. Композиционные выплаты в рассматриваемый период уже окончательно сложились; была установлена их величина, зависевшая от сословной принадлежности пострадавшей стороны и тяжести преступного деяния, а также порядок возмещения ущерба.

Преступление (нанесение ущерба) и наказание народы считали не индивидуальными, а коллективными действиями, затрагивающими честь и интересы не столько отдельного человека, сколько рода или общественной группы, что ярко проявилось в становлении системе возмещения вреда, в том числе с помощью композиционных выплат. Сословно-правовые нормы играли большое значение в детально разработанной по сословному признаку системе композиций - платы за кровь или возмещения крови. Ее духом и установками проникнуты метод разрешения казусов и санкции по множеству правонарушений почти по всем посягательствам на личность, жизнь, здоровье и честь, во всех случаях причинения вреда. Установление композиций, отображая реально сложившуюся систему вассальных отношений, зиждется на этой системе, которая в рассматриваемый период становится краеугольным камнем всей общественно-политической жизни. Эти отношения составляли предмет особой заботы и охраны; правящее сословие стремилось не только к их упрочению под своим твердым верховенством, но в то же время - к соблюдению пределов признанного, определяющего взаимные права и обязанности.

Система вассальных отношений нашла свое отражение не только в конкретных правовых нормах, но и конкретное проявление в решении огромного большинства вопросов.

Итак, в ходе стратификации северокавказского общества в XIX веке происходило прежде всего оформление круга лиц, отправляющих организационно-управленческие функции, в самостоятельный социальный слой, руководящее положение в обществе превращалось в наследственное, и это сопровождалось институционализацией такого рода наследственности.

Сословный строй народов Северного Кавказа в рассматриваемом периоде представлял собой сложную иерархическую структуру, возникшую на основе развития внутриобщинной и межобщинной эксплуатации и зависимости, приводившими в процессе классообразования и политогенеза к появлению групп населения, различавшихся своим общественным и имущественным положением, наследственными правами и обязанностями, закрепленными обычаями. Сословное общество народов Северного Кавказа в XIX веке можно охарактеризовать как специфическую форму социополитической организации, основанной на нормах генеалогического родства, социального и имущественного неравенства, которая, с одной стороны, характеризуется как система, имевшая тенденции к интеграции путем политической централизации, наличием единой идеологии, а с другой стороны, как система, имеющая тенденции к внутренней дифференциации, посредством специализации труда (в том числе управленческого), к отстранению непосредственных производителей от управления обществом. Сословное право как совокупность сложившихся норм (в большей степени, обычно-правовых), дифференцированных применительно к различным социальным слоям, закрепляющим иерархическую структуру общества и неравенство в статусе лиц различных сословных категорий.

Список литературы

1) ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ЖИ3НЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАУКА Главная редакция восточной литературы 1989 // С.А.АРУТЮНОВ - Ответственный редактор.

) «Ёзден адет» этнический кодекс карачаево-балкарского народа. / составитель Джуртубаев М. Ч.//Нальчик, Эльбрус 2005 г.

3)Невская В. П., Карачаевцы // Ставрополь, 195

)Текеев К.М. //Карачаевцы и балкарцы. М., 1989,

)Мат-лы науч. сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов (22-26 июня 1959 г.), Нальчик, 1960;


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!