Религия и межконфессиональные отношения в Республике Казахстан

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,08 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Религия и межконфессиональные отношения в Республике Казахстан

Введение

религиозный исламский терроризм

С момента установления независимости в Республике Казахстан, как и во многих странах содружества, переходный период сопряжен с развитием как позитивных, так и негативных процессов во взаимодействии государств в области обеспечения всеобщего мира и безопасности, включая превентивную деятельность. На протяжении всей истории человек мечтал о мире. Лучшие умы посвятили этой проблеме свои труды. Но только в настоящее время созрели условия, открывающие реальные перспективы обеспечения всеобщего мира. Суверенный Казахстан - светское социальное государство, идущее по пути создания и развития рыночной экономики, демократических институтов, полноправного гражданского общества. В его официальной идеологии нет места ни прорелигиозным, ни антирелигиозным, атеистическим мотивам.

Само положение религии здесь принципиально иное, чем в авторитарных или тоталитарных режимах. Ей не только предоставлена свобода функционирования, но и создаются благоприятные условия для усиления ее роли в жизни казахстанского общества. Вместе с тем статус религии, сфера и границы влияния ее на социально-политическую жизнь до сих пор достаточно четко не определены. Между тем наблюдаются не только положительные, но и отрицательные следствия этой неопределенности. Кроме того, отнюдь не мимический характер имеет угроза проникновения в Казахстан религиозного фундаментализма и экстремизма. Этот реферат имеет своей целью обоснование принципов, определяющих отношения светского государства и церкви; разработку предложений и рекомендаций по вопросам государственной политики Республики Казахстан в области религии и межконфессиональных отношений. Главной задачей является выработка таких рекомендаций и предложений, которые бы, учитывая поликонфессиональный характер религии в Республике, предотвращали бы выражение предпочтений и предоставление привилегий каким-либо конфессиям за счет других, исключали бы любые формы дискриминации (разумеется, за вычетом тех религиозных форм, которые наносят телесный и духовный ущерб человеку, разжигают межконфессиональную и межнациональную рознь и т.п.); таких предложений и рекомендаций, которые бы способствовали гармонизации межконфессиональных связей и отношений в условиях глобализации.


1.Религиозная ситуация в Республике Казахстан

Объективная оценка религиозной ситуации в Республике Казахстан затруднена, что объясняется достаточно вескими причинами. Во-первых, государство, хотя законодательно и отделила себя от религиозных объединений, не проводит четкой и ясной политики в религиозной сфере. Имеет место государственная поддержка отдельных конфессий, а также вмешательство государственных органов в деятельность религиозных объединений. Наряду с этим, государство не обладает теми знаниями о реальном положении в религиозной области, какими оно располагало до 1991 года. Подтверждением тому является отсутствие единых данных по количеству конфессий в Казахстане, по числу религиозных объединений и культовых зданий и т.д. Во-вторых, реальная оценка уровня религиозности затруднена в силу того, что согласно закону Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», верующие вправе не предоставлять данные о своей религиозной принадлежности.

В-третьих, не поддается строгому контролю финансовое, организационное, педагогическое, пропагандистское и иные формы влияния на религиозную ситуацию извне. В-четвертых, целый ряд новых для Казахстана религиозных течений, околорелигиозных направлений и духовных школ не регистрируются в качестве религиозных, предпочитая функционировать как учебные центры, группы оздоровления, коммерческие организации. Подобная тактика крайне затрудняет учет влияния таких объединений на общую религиозную ситуацию в Республике Казахстан. Какими бы далекими от достоверных ни были количественные данные, характеризующие религиозную ситуацию в Республике Казахстан, их следует, все же, привести. За год число религиозных формирований увеличилось на 189 и составляет на 1 июля 2010 года 4362 объединений и малочисленных групп, представляющих свыше 40 конфессий и деноминаций. Число религиозных объединений, зарегистрированных в качестве юридических лиц и филиалов, составляет 3656. В распоряжении верующих находится 3235 культовых сооружений. Характерной чертой в деятельности религиозных объединений в последние годы стал заметный рост объемов изданий по религиозной тематике: печатаются периодические издания (журналы, газеты), а также листовки, буклеты. Активизация в сфере печатной пропаганды затронула буквально все конфессии. Если раньше печатной агитацией и просвещением занимались так называемые нетрадиционные и подпольные конфессии и деноманиции, то сейчас ислам и православие также наращивают количество наименований своей периодики и ее тиражи. Заметно возросло число учебных заведений, готовящих священнослужителей для разных конфессий.

Функционирует Исламский университет, несколько десятков медресе, епархиальное духовное училище; практически каждая большая деноминация имеет свое образовательное заведение. Ведется обучение и за границей. Открыты постоянно действующие курсы при крупных мечетях (для желающих получить начальное духовное образование), действуют церковно-приходские школы. Социально значимой является благотворительная деятельность, которой в Казахстане занимаются практически все конфессии и деноминации, помимо прочего рассматривающие эту деятельность как форму миссионерства. Казахстан во все времена являлся религиозной «провинцией». Таков он и сейчас. Создание ДУМК позволило иметь свое «управление», но духовные центры ислама по-прежнему расположены за границей. То же и с православием: все три епархии (Астанинско-Алматинская, Чимкентская и Уральская) принадлежат ведению Московской Патриархии. Сказанное относится абсолютно ко всем конфессиям и деноминациям, существующим в Казахстане. Положения религиозной «провинции» имеет свои положительные моменты, заключающиеся в том, что ислам и православие, как две доминирующие конфессии в Казахстане, вынуждены не только соотноситься со своими духовными центрами, но и считаться с общественно-историческими религиями своего существования. Эти обстоятельства делают и ислам и православие более терпимыми, более лояльными, менее склонными к фундаментализму, в сравнении с теми формами, какие они зачастую принимают в странах, являющихся их духовными центрами. Несколько иначе дело обстоит с «нетрадиционными» конфессиями, которые как бы не имеют своей «духовной родины», повсюду практически единообразны, что, в конечном счете, делает их более цельными и даже «агрессивными». Следует отметить, что в буквальном понимании понятия «традиционный» ни одна из конфессий не является традиционной для Казахстана, все они возникли вне республики. Но по времени существования на территории Казахстана к традиционным можно отнести ислам, христианство, буддизм, иудаизм.

Ряд из представленных на сегодня в Казахстане конфессий и деноминаций пришли в Республику Казахстан недавно и в этом смысле могут быть отнесены к «нетрадиционным» для страны. В годы независимости религии сыграли в Казахстане этноконсолидирующую роль, особенно это касается ислама, который выступил формой этнокультурной самоидентификации казахского народа. Уже на этом уровне были заложены возможности политизации религии в Республике Казахстан, соотнесение различных конфессий с разными этносами, что противоречит интернациональной сущности большинства крупных конфессий. Можно указать ряд тенденций в религиозной сфере в Республике Казахстан. Большой процент незарегистрированных мусульманских объединений говорит либо о несогласии части мусульман Казахстана со стратегией и тактикой ДУМК, либо о наличии в этих объединениях элементов так называемого ваххабизма, фундаментализма и склонности к политическому разрешению религиозных проблем, либо том и другом вместе. Тенденция политизации ислама в Казахстане представляет определенную опасность. Ведется активное миссионерская деятельность представителями ряда мусульманских стран (Саудовская Аравия, ОАЭ, Пакистан, Турция, АРЕ). Чаще всего эти миссии слабо связаны или не связаны со всем с ДУМК, что не позволяет оценить характер проведений, меру воздействия на население и даже количество приглашаемых на учебу в зарубежные духовные учебные заведения. Неоднозначно по своим последствиям попытка «очистить» ислам в Казахстане от «народных» и «языческих» наслоений и приблизить его к чистому, классическому варианту, взяв за образец Саудовскую Аравию и иные страны. Вместе с «очищенным» исламом могут прийти и его политические претензии на власть и отправление правосудия. Если же говорить о религиозной ситуации в целом, то еще одной тенденцией является нарастание влияния т.н. нетрадиционных конфессий и деноминаций. Здесь играет роль миссионерская активность, деньги, игра на религиозной демократичности, отсутствие у государства и населения опыта и информации об отдаленных целях подобных объединений и последствиях их деятельности. Заключая характеристику религиозной ситуации в Республике Казахстан, необходимо подчеркнуть, что эта ситуация напрямую связана и определяется общим социально-политическим и экономическим положением Республики Казахстан. Целый ряд настораживающих тенденций в религиозной области исчезнет со стабилизацией экономики и демократизацией страны. И, напротив, ухудшение в этой общей сфере с очевидностью будет способствовать нарастанию межконфессиональной напряженности, радикализации и росту религиозного экстремизма.


2. Основные направления государственной политики в области религии

.1 Отношение государства к религии в условиях светского государства и отделения религиозных объединений от государства

В соответствии с Конституцией и законодательством Республики, Казахстан является светским государством, в котором религиозные объединения отдельны от государства, свобода вероисповедания или атеистических убеждений реализуется в частном порядке. Все религиозные объединения, действующие в рамках Конституции и законов, имеют равные права, несут равные обязанности и ответственность. В каждом конкретно-историческом случае объявления государства светским и провозглашения принципа отделения религиозных объединений (церкви) от государства имеют свои особенности. В Казахстане светский характер государства и отделение религиозных объединений от государства означают, что религиозные объединения не вмешиваются в дела государств, не выполняют никаких государственных функций, не занимаются политической деятельностью. Запрещается создание политических партий на религиозной основе.

Отправление религиозных обрядов, культовых церемоний и иных мероприятий, связанных с вероучением, не может проводиться в государственных органах или сопровождать государственную деятельность. Законодательство Республики Казахстан не связано с религиозными нормами и не обуславливается ими, хотя и учитывает их общечеловеческую гуманистическую направленность. Акты религиозных объединений не могут быть источниками права в Казахстане. Судебная система страны также свободна от влияния религии и не включает в себя составной частью юрисдикцию религиозных объединений. Государство не финансирует религиозные объединения и не вмешивается в их деятельность. При этом государство уважает внутренние установления религиозных объединений и предоставляет им возможность действовать в соответствии с этими установлениями, признает их право на организацию и управление в соответствии с религиозными правилами и нормами, в том числе право на назначение, избрание, приглашение религиозных служителей. Государство способствует реализации прав граждан и религиозных объединений, связанных с отправлением культа, религиозным образованием, использованием зданий, предметов религиозного культа и религиозной литературы, получением пожертвований, установлением и поддержкой связей с единоверцами внутри страны и за рубежом. Важно подчеркнуть, что принцип отделения религиозных объединений от государства в разъясненном смысле не означает исключение религиозных объединений и верующих их общественной жизни. Государство считает верующих полноправными гражданами Казахстана, а религиозные объединения и верующих в осуществлении социально полезной деятельности: благотворительной, культурно-просветительской, гуманитарной и сотрудничает с ними в проведении такой деятельности.

Более того, государство стремится привлекать религиозные объединения к решению социальных проблем: алкоголизма и наркомании, профилактики преступности, формирование здорового образа жизни, укрепление семьи, создание высокого духовного и нравственного климата в обществе. Не осуществляя прямое финансирование религиозных объединений, государство может оказывать помощь в реконструкции, ремонте культовых зданий и сооружений, главным образом тех из них, которые представляют культурную и историческую ценность. Запрещая проводить религиозные мероприятия в государственных органах, государство в то же время существует в реализации права на свободу вероисповедания в отдельных государственных организациях, специфика которых объективно вызывает трудности для отправления религиозных культов: в тюрьмах, в местах лишения свободы, в воинских частях, в медицинских учреждениях. Государство предоставляет возможность представителям религиозных объединений по просьбе верующих и в соответствии с правилами, установленными в указанных организациях, проводить религиозные обряды или другую религиозную деятельность. Признавая невмешательство во внутренние дела религиозных объединений и право на религиозную автономию, государство оставляет за собой право реагировать на деятельность верующих и религиозных объединений в случае нарушения ими законодательства Республики Казахстан, причинения ущерба законным интересам граждан, организаций и государства в целом. Однако такое реагирование возможно только на основе закона и соблюдения всех необходимых правовых процедур. Таким образом, религиозные объединения государства автономны каждая в своей сфере (соответственно, в отправлении религиозного культа и реализации государственной власти) и не вмешиваются в деятельность друг друга и в то же время имеют некоторые общие задачи, решение которых предполагает их сотрудничество.

.2 Обеспечение равноправия верующих и религиозных объединений, укрепление взаимопонимания и терпимости между представителями различных религий

Республика Казахстан является многоконфессиональным государством, местом проживания верующих и деятельности религиозных объединений самой различной вероисповедной направленности. Граждане Республики Казахстан, других государств и лица без гражданства равны перед законом во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни независимо от их вероисповедной принадлежности и отношения к религии. В Казахстане не существует государственной религии или государственного религиозного объединения. В соответствии с провозглашенным в законодательстве принципом равенства религиозных объединений, государство не отдает предпочтения какой-либо религии или религиозному объединению. Никакие религии, верующие или религиозные объединения не могут пользоваться привилегиями, льготами по сравнению с другими по причине их вероисповедной принадлежности. Государство, отмечая роль Ислама и Русского Православия, равно как других религий в стране, не делает для исламских и православных организаций никаких исключений в вопросах государственно-конфессиональных отношений и определения правового статуса.

Вероисповедная принадлежность не может быть причиной дискриминации граждан религиозных объединений в судопроизводстве, в доступе к социальным благам или в реализации предоставленных им прав, в трудовых и служебных отношениях. Лица и организации, нарушающие принцип равноправия граждан, ограничивающие права или устанавливающие какие-либо преимущества в зависимости от отношения к религии, должны привлекаться к ответственности. Обладая равными правами, все религиозные объединения несут равные обязанности вне зависимости от вероисповедания и равную ответственность за совершаемые ими правонарушения на основаниях и в порядке установленных законом. Государство одинаково относится к религиозным объединениям в вопросах государственной регистрации, получения разрешений на строительство, реконструкцию зданий, выделение земельных участков, предоставления возможностей проведения благотворительной и культурно-просветительской деятельности, религиозной деятельности в некоторых государственных организациях: тюрьмах, госпиталях, доступа в средства массовой информации и т.д. При этом запрещаются любые формы религиозной или атеистической пропаганды в государственных средствах массовой информации. Государство и его органы способствуют тому, чтобы представители возможно большого количества религиозных объединений привлекались к проведению как общенациональных, так и местных общественных, культурных мероприятий. Государство также привлекает возможно большое количество религиозных объединений для обсуждения нормативных актов, касающихся вопросов религии. Для сохранения социальной стабильности в обществе, государство способствует развитию межконфессионального диалога, созданию климата взаимопонимания и терпимости между представителями различных конфессий. В этих целях государство содействует организации и проведению круглых столов, семинаров, конфессий по вопросам межконфессионального единства и веротерпимости, в том числе через деятельность совета по связям с религиозными объединениями при Правительстве Республики Казахстан, Министерство культуры, информации и общественного согласия и Ассамблеи народов Республики Казахстан. Участие представителей различных конфессий, в том числе, и на условиях ротации должно быть предусмотрено в работе Совета по связям с религиозными объединениями при Правительстве Республики Казахстан.

.3 Совершенствование законодательства о свободе вероисповедания и правовых гарантиях его реализации

Государство принимает дальнейшие меры по развитию законодательства о свободе вероисповедания и деятельности религиозных объединения с целью последовательного обеспечения реализации данной свободы и создания демократического правового режима существования религиозных объединений, позволяющего как удовлетворять религиозные потребности, так и заниматься социально полезной деятельность, сотрудничать с государством в решении социальных и иных проблем, состоящих перед обществом. Законодательство Республики Казахстан будет строиться в соответствии с международно-правовыми актами, принципами и нормами международного права.

Учитывая специфику религиозных объединений и особенности их правового положения, надо вывести из-под действия Закона «О некоммерческих организациях» так же, как это было сделано в отношении профессиональных союзов и политических партий.


.4 Реализация принципа отделения системы образования от религиозных объединений и проблема религиозного образования

Не допускается преподавание религиозных дисциплин в государственных образовательных учреждениях. При организации отдельных встреч и мероприятий (например, оказание благотворительной помощи) с представителями конфессий администрация государственных учреждений образования обязана принимать меры по недопущению религиозной пропаганды, оскорбления верующих и неуважительного отношения к другим конфессиям во время таких встреч.

Вместе с тем администрация и педагогический состав государственных учреждений образования должны уважать религиозные чувства учеников (воспитанников) и не могут заниматься антирелигиозной пропаганды, навязыванием атеистических убеждений, нарушать права учеников (воспитанников) и их родителей в зависимости от религиозных убеждений.

В государственной системе образования и воспитания допускается преподавание дисциплин, связанных с религией, однако, такое преподавание должно иметь не теологическую, а религиоведческую и культурологическую направленность и не может сопровождаться выполнением религиозных обрядов или пропагандой религиозной исключительности.

3. Противодействие религиозному экстремизму и деятельности социально опасных религиозных групп

С крушением коммунистической идеологии и образованием идеологического вакуума вполне естественно произошел возврат к традиционным ценностям, в том числе и религиозным. «Религиозный ренессанс» наблюдается сегодня во всех государствах СНГ. И это - вполне закономерный процесс, поскольку в условиях продолжающего социально-экономического кризиса значительная часть населения начинает испытывать разочарование в деятельности политических элит, не способных помочь ему выйти из кризиса. Именно эта часть населения обращается к религии, видя в апелляции к ней некую «альтернативу». С учетом этого обстоятельства возникает необходимость концептуального анализа по нескольким направлениям. Первый блок вопросов связан с объективной оценкой характера так называемой «исламской угрозы».

Прежде всего необходимо четко различать религию как культурную традицию, и использование религиозных лозунгов в борьбе за политическую власть, то есть политизацию религии. Понятно, что чем более активно предпринимаются попытки запрещения культурной традиции, тем сильнее становится ее роль в обществе, поскольку кроме веры, большинства мировых религий, нет деления на светское и духовное начала. Важным является выявление источников и причин возникновения угрозы, религиозного экстремизма, определение приоритетности внешних или внутренних факторов. Второй блок вопросов связан с так называемым «фундаментализмом» и всеми сопутствующими ему явлениями. Сразу оговоримся, что само понятие «фундаментализм», не смотря на множество его толкований, не несет в себе негативного оттенка. Как и всякая идеология, он становится оружием только тогда, когда начинает использоваться в политической борьбе, а для этого необходимы определенные условия. Что касается представителей политического ислама, то, сохраняя по своей сути аналогичную фундаменталистам апелляцию к духовным основам той или иной религии, они ставят перед собой иную цель не просто участие во власти, а свержение светских политических режимов и установление религиозного правления. При этом достижение данной цели может осуществляться как конституционным, так и иным путем. В первом случае, в применении к исламской традиции, мы имеем дело с так называемым «исламизмом», во втором - с «исламским экстремизмом». Перспектива достижения указанной цели весьма реальна там, где для этого существуют соответствующие социальные условия.

В ряду этих условий одно из основных - резкое ухудшение социального самочувствия большей части населения. Идеальные условия для политизации религии появляются там, где возможности власти по консолидации общества существенно снижаются, где уровень ожиданий и уровень реальной жизни значительно расходятся. В этих условиях религия, особенно ислам, в полном соответствии со своей духовной традицией предлагает иной, пусть и более жесткий, но быстрый и, как показывает мировая практика, порой достаточно эффективный выход из сложившейся ситуации. Противодействовать подобной перспективе можно лишь двумя способами. Первым и, безусловно, главным является принятие мер, обеспечивающих быстрое и эффективное решение социально-экономических задач: возможно большее сокращение люмпенизированных социальных слоев, сокращение уровня разрыва в доходах, повышение уровня духовности и нравственности населения, пресечение коррупции, вовлечение населения в активную экономическую деятельность. И второй способ - обязательная, но только при тех условиях, о которых речь шла выше, включенность религии в демократический процесс, в духовно-нравственное обновление общества. Отдельно необходимо сказать еще о двух явлениях, так или иначе связанных с религиозным экстремизмом,- феноменах «ваххабизма» и «исламского терроризма». Сразу необходимо оговориться, что первый термин не имеет никакого отношения к «ваххабизму», как одному из течений в исламе, родиной которого является Саудовская Аравия. То, с чем мы имеем дело, скорее, причудливый симбиоз элементов идеологии фундаментализма, привнесенных религиозными миссионерами на социально-политическую почву мусульманских регионов Центральной Азии и Кавказа и воспринятых частью населения, разочарованной действиями как своих этнических элит, так и представителей традиционных для данной территории религиозных конфессий.

Что касается проблемы «исламского экстремизма» и «исламского терроризма» в чистом виде, то, во-первых, эти явления имеют к исламу отношение только по названию и предполагаемой конфессиональной принадлежности их участников. Как показывает практика, в большинстве случаев «исламские экстремисты» и «исламские террористы» стоят еще дальше от заповедей Корана, нежели атеисты. Во-вторых, сегодня, за редким исключением, мало у кого вызывает сомнение, что эти явления носят не региональный, а международный характер. Они не только финансируются, но и направляются из одного центра. Следы одних и тех же участников можно найти в различных «горячих точках» по всему миру. Более того, напрашивается мысль о том, что по крайней мере в некоторых случаях терроризм стал для государства одним из способов «вести войну» с помощью подставных группировок и даже с помощью секретных служб.

Наконец, нельзя не сказать и о социально-экономических условиях, на базе которых культивируется терроризм в «горячих точках» мира. Речь идет прежде всего о массовом сокращении там сфер приложения труда. Единственная возможность хоть как-то прокормить семью - участие в вооруженных отрядах. При этом, совершенно не имеет значения как их называть: «человека с ружьем» в последние годы доминирует не только в Чечне, но и стремительно продвигается в Центрально-Азиатский регион. Принимая во внимание все вышесказанное, стремясь к укреплению конституционного строя, поддержанию социальной стабильности и межрелигиозного мира, государство руководствуется следующими принципами:

·запрещать, предупреждать и пресекать на всей территории Республики Казахстан деятельность религиозных объединений, направленную против основ конституционного строя и безопасности государства;

·организовать учет соответствующими государственными органами всех религиозных объединений, которые действуют на территории Республики Казахстан;

·пресекать всякое подстрекательство к религиозному экстремизму, включая навязывание кому-либо своей религии с использованием физического или психического насилия, угрозы насилия; принимать все необходимые меры для предупреждения и ликвидации проявлений религиозного экстремизма;

·признавая конституционное право каждого, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, запрещает возбуждение религиозной ненависти и вражды, оскорбление религиозных чувств верующих, всякую пропаганду неполноценности граждан по признаку их отношения к религии;

·пресекать акты насилия или подстрекательство к таким актам, направленным против любой группы лиц по признаку их отношения к религии;

·запрещать предоставление любой помощи, включая финансирование и поддержку в средствах массовой информации, для проведения пропаганды религиозного экстремизма или неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, деятельности, направленной на оскорбление религиозных чувств верующих и возбуждение религиозной вражды;

·содействовать межрелигиозному и межэтническому согласию, снижению социальной напряженности в обществе, поддержанию уважительных отношений между верующими различных конфессий, а также между верующими и неверующими; осуществляет через государственную систему образования воспитание в гражданах уважения к религиозным убеждениям и чувствам верующих;

·содействовать привлечению религиозных деятелей к решению социально-экономических и политических задач.


Заключение

В современном мире, ориентированном на общечеловеческие гуманистические ценности и на духовно-нравственное обновление и разработку интегрального целостного мировоззрения чрезвычайно возрастает роль такого феномена культуры, как религия. В то же время определенные политические силы пытаются под прикрытием религиозных лозунгов осуществить свои экстремистские акции и захватить политическую власть. Эти обстоятельства вызывают острую потребность в проведении продуманной теоретически взвешенной и практически апробированной политики государства в области религии. В Казахстане эта политика к тому же во многом определяется многоконфессиональностью религиозной ситуации, что требует дополнительных усилий и инициатив для достижения взаимосогласия и взаимопонимания.

Глобализация и все более широкая интернационализация мирового экстремистского сообщества - это неоспоримый факт, перед которым сегодня оказался все мир. Экстремизм и его крайнее проявление - терроризм, перестали быть локальными явлениями и приобрели на переломе XX и XXI веков международный, глобальный характер. Под этим явлением понимается объективное в условиях глобализации снижение контроля со стороны государства в рамках своей территории при одновременно беспрецедентном повышении возможностей влияния на внутренние дела конкретной страны, международного сообщества, в целом, со стороны других субъектов международных отношений, в том числе и экстремистских организаций. В целом, экстремизм, в том числе и в его религиозно-политическом проявлении, стал естественным ответом на вызовы глобализации.

Резкое обострение в глобальном масштабе угрозы экстремизма и терроризма объективно выдвигает задачу поиска новых форм взаимодействия. Вместе с тем, совершенно очевидно, что мировое сообщество при кризисе существующих механизмов предотвращения угроз международной безопасности вошло в затяжной этап нестабильности, неопределенности и пониженной безопасности. Вполне очевидно, что в XXI веке ведущее место в иерархии угроз международной и национальной безопасности займут т.н. угрозы нетрадиционного характера, в том числе и от всевозможных экстремистских и террористических организаций.

Вместе с тем, их разрешение даст возможность существенно снизить проблему исламского экстремизма в мире, а также, несомненно, будет способствовать установлению качественно нового межрелигиозного, цивилизационного диалога. Становится понятным, что важнейшим компонентом сохранения международной безопасности в XXI веке является всемерное приумножение процесса меконфессионального и межцивилизационного диалога. На негативном опыте многих стран мирового сообщества очевидно, что насилие - путь тупиковый и крайне опасный. В этой связи, возможно, что данный интеллектуальный труд станет, наряду с другими, попыткой способствовать такому процессу конструктивного диалога.

На сегодняшний день можно констатировать наличие достаточно серьезных долгосрочных угроз региональной и национальной безопасности стран Центральной Азии. В иерархии основных угроз одну из ведущих позиций занимает религиозно-политический экстремизм, выступающий от имени ислама. Деятельность различных экстремистских исламских религиозно-политических организаций, нацеленная на коренное политическое переустройство ряда государств региона, в том числе и насильственными, террористическими методами, является перманентным источником напряженности в Центральной Азии. В настоящее время, религиозно-политический экстремизм, в том числе и в его крайних проявлениях в виде террористических актов, стал неотъемлемым фактором общественной и политической жизни ряда государств региона Центральной Азии.

Потенциал угрозы религиозно-политического экстремизма обусловлен наличием ряда факторов внутреннего и внешнего характера. При этом важно отметить, что при всей существующей региональной специфике факторы развития феномена религиозно-политического экстремизма в странах Центральной Азии, в целом, являются схожими с причинами распространения данного явления в исламском мире, в частности, в мусульманских государствах Ближнего и Среднего Востока. Как и в глобальном масштабе существующие в странах региона проблемы социально-экономического, политического, характера, слабость официального духовенства, несостоятельность религиозной политики, также наличие близких конфликтных узлов объективно выступают основанием для возникновения и распространения в Центральной Азии радикальных исламских движений.

Сегодня в Казахстане, с учетом сложной международной ситуации, риска осуществления террористических акций на территории нашей страны, масштабов распространения радикальной идеологии в регионе Центральной Азии необходимо осуществление комплексной программы превентивного противодействия данным угрозам современности. Опыт наших соседей свидетельствует, - опираясь лишь на административные методы, решить еене просто невозможно, но и опасно. В противодействии этому явлению должны участвовать не только силовые ведомства, но и другие государственные органы, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации. Учитывая, что зона нестабильности подошла вплотную к границам Казахстана, существует настоятельная необходимость усиления профилактики угрозы религиозно-политического экстремизма. В целом, учитывая перспективы усиления исламского фактора на общественно-политические процессы в странах региона, в том числе и посредством радикального ислама, Казахстану уже сегодня в целях эффективного обеспечения национальной безопасности, важно учитывать необходимость повышения эффективности механизмов противодействия угрозе религиозно-политического экстремизма, особенно в рамках построения грамотной религиозной политики.

Обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан в контексте угрозы распространения религиозно-политического экстремизма должно стать важнейшим компонентом государственной политики. Диссертантом был предложен ряд практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности механизмов обеспечения национальной безопасности Казахстана:

Одним из наиболее эффективных способов снижения проблемы исламского религиозно-политического экстремизма является воспитательная религиозно-просветительская политика среди населения. Государственная религиозная политика должна стать краеугольным камнем в стратегии Казахстана в отношении различных религиозно-политических экстремистских организаций. В этом русле среди населения стоит вести активную разъяснительную работу по теме ислама, экстремизма в исламе, вреде идеи т.н. «чистого ислама», несостоятельности идеи строительства «исламского государства» и т.д.

В целом, на мой взгляд, только путем повышения эффективности механизмов обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан в контексте угрозы религиозно-политического экстремизма возможно осуществление стабильного развития казахстанского общества.


Список использованной литературы

1.Акинер Ш. Экстремизм: глобальный феномен // Религиозный экстремизм в Центральной Азии: Материалы международной научно-практической конференции. - Душанбе: «Деваштич», 2002. - С. 17-21.

2.Lawrence В.В. Rethinking Islam as an ideology of violence // Conflict resolution in the Arab world. Selected essays / Ed. by P. Salem. - Beirut, 1997. -P.27-43.

.Мартин К. Куда идут исламские радикалы Центральной Азии? // Центральная Азия и Кавказ. - 1999. - № 4(5). - С. 84-95.

4.Олимова С. Религиозные корни терроризма // Казахстан-Спектр. -2002. - № 3(21). - С. 21-29.

.Косиченко А.Г. Религиозная ситуация в Республике Казахстан // Analytic. - 2001. - № 4-5. - С. 67-71.

.Курганская В.Д. Мониторинг религиозной ситуации в Республике Казахстан // Казахстан-Спектр. - 2002. - № 3. - С. 43-48.

7.Сатпаев Д., Спанов М., Национальная безопасность Республики Казахстан: опыт определения // Евразийское сообщество: общество, политика, культура. - 1998. - № 4(24). - С. 54-84.

Похожие работы на - Религия и межконфессиональные отношения в Республике Казахстан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!