Основная проблематика экономической мысли античности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,74 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основная проблематика экономической мысли античности

Содержание

Введение

1. Зарождение экономической мысли античности

. Экономическая мысль классического периода

. Экономическая мысль периода кризиса полисной системы. Ксенофонт, Платон и Аристотель

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность настоящего исследования. В овладении любой наукой существенную роль играет познание ее истории, изучение процесса формирования взглядов на принципы и закономерности, присущие данной науке. Применительно к экономике знание истории развития экономической мысли обладает особой значимостью, так как экономические теории, взгляды ученых-экономистов радикально изменялись в зависимости от того, как исторически развивалась и трансформировалась сама экономика. Так что история общества и государства, история экономики и история экономических учений тесно сплетены в единую неразрывную цепь.

Изучение экономической науки в историческом плане способствует более глубокому пониманию и восприятию современных экономических теорий и воззрений, несомненно, имеющих исторические корни.

Наконец, история экономической науки, жизнь и идеи экономистов-мыслителей - несомненная часть сокровищ мировой культуры, знакомство с которыми обогащает мировоззрение, приобщает к вечным духовным ценностям.

Доступ к истории экономики и экономических воззрений в течение длительного времени пролегал через изучение курса истории. Однако в этом курсе предмету экономики уделялось мало внимания и акцент был смещен в область политики. Имена многих зарубежных и российских ученых-экономистов были вообще вычеркнуты из истории. Теперь можно надеяться, что со временем в школьных учебниках по экономике и истории достойное место займет история развития экономических представлений и воззрений, изложенная на строго научной основе.

Цель настоящей работы - анализ основной проблематики экономической мысли античности.

1. Зарождение экономической мысли античности

Гипотетическими представляются многие проблемы развития хозяйства в палеолите и мезолите, возникновения общины, становления производящего хозяйства, складывания хозяйственного типа высших охотников, рыболовов и собирателей - эволюции форм собственности.

Характеристика экономической истории первобытного общества основывается на данных, достигнутых наукой на сегодняшний день, и не может претендовать на абсолютную полноту.

Эпоху первобытности принято называть каменным веком, а начальный ее этап - ранним палеолитом (древним каменным веком). Ранний палеолит завершился примерно 100 тыс. лет до н. э. Неандертальский тип человека сформировался примерно 200 тыс. лет назад. Жизнь неандертальцев, как и их предшественников, основывалась на собирательстве, рыбной ловле и охоте - эта хозяйственная деятельность является первой формой экономической деятельности человека.

Эпоха среднего палеолита началась примерно 100 тыс. лет назад, а эпоха позднего палеолита - примерно 40 тыс. лет назад. Завершилась эпоха позднего палеолита в XII тыс. до н. э. Мозговые извилины у Кроманьонского человека были развиты в той же мере, что и у жителей Земли конца XX в. Кроманьонцы стали первыми существами, обладающими не просто звуковой, а уже членораздельной речью.

Речь сильно повлияла на повседневный быт кроманьонцев, позволяя добиться лучшей организации труда и взаимопонимания. Это существенно ускорило, темпы развития человеческого общества. С этого времени скорость изменений в жизни людей будет постоянно нарастать - это было заложено в самой природе человека. 40 тыс. лет до н. э. на Земле обитали уже одни люди современного типа. Общая плотность населения тогда была еще очень невелика и составляла примерно 0,1 человека на 1 км2. Более четкой становится социальная организация общины, в которой выделяются группы взрослых мужчин, женщин и детей. Тип хозяйства в эпоху позднего палеолита определяют как простое присваивающее хозяйство низших охотников, рыболовов и собирателей.

В тех общинах, в которых люди хотя бы время от времени получали избыточный продукт, постепенно складывалось трудовое распределение - при дележе добычи учитывались не только особенности пола и возраста, но и личное участие каждого в процессе труда. (В будущем это станет одним из оснований для формирования института частной собственности.)

Регулярное получение прибавочного продукта привело к возникновению обмена. Обмен возник на границах общин - соседские коллективы обменивались тем, что им давала природа: ценные породы дерева, камни, шкуры, редкие раковины и пр. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление получило название дарообмена. Дарообмен способствовал укреплению связей между ближайшими общинами - его можно рассматривать как первую в истории человечества форму внешнеэкономического сотрудничества.

Ученые предполагают, что мышление человека эпохи позднего палеолита было тождественным мышлению современного человека и логичным, но еще не успела сформироваться развитая система широких грамматических обобщений. Это приводило к очень большому словарному запасу - для каждой вещи, предмета, явления существовало свое название, грамматика была чрезмерно усложненной за счет детализации, и число форм одного глагола могло достигать сотен. Однако отсутствовали собирательные понятия, как, например, растения, животные, пр.

Такие же закономерности прослеживаются и в первых арифметических знаниях: существовали не числа вообще, а числа, привязанные к определенным предметам: две руки, пять пальцев и т.д.

Хронологические рамки мезолита - XII - VIII тыс. до н. э. В этот период условия жизни людей существенно изменились.

В эпоху мезолита структура хозяйства продолжала оставаться такой же. Накапливаются изменения и в общественных отношениях: два или несколько ближайших родов объединяются в племя. Образование племен было важным шагом на пути исторического развития общества, так как означало продвижение на пути к складыванию союзов племен, а затем - в более отдаленную эпоху - и государств. Важнейшим научным достижением этого периода явилось появление письменности - знания пиктографии (рисуночного письма). Хотя возможности ее использования были ограничены, поскольку понять эти записи можно было только с помощью того, кто их сделал, значение этого события огромно: человек научился фиксировать, сохранять и передавать информацию.

Следующий после мезолита период называют неолитом - новым каменным веком. Его хронологические рамки - VIII-IV тыс. до н. э.

В это время неоднородность хозяйственной эволюции приводит к тому, что параллельно сосуществуют отсталые племена, ведущие кочевой образ жизни, занимающиеся традиционной охотой, рыболовством и собирательством и изготовляющие грубые и большие по размеру орудия труда, и племена высших охотников, рыболовов и собирателей, ведущих высокоспециализированное присваивающее хозяйство.

На еще более высокой ступени экономического развития стояли племена, перешедшие от хозяйства присваивающего к производящему. Структура производящего хозяйства принципиально отличалась от структуры присваивающего хозяйства: основными отраслями экономики стали земледелие, скотоводство и ремесла. Этот переход получил в историко-экономической литературе название неолитической революции (X-III тыс. до н.э.).Таким образом, возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики и фундаментом для всей дальнейшей экономической истории человечества.

Одними из первых, возникших на нашей планете в IV тыс. до н. э. были древние государства Месопотамии - страны, расположенные между Кавказом на севере и Персидским заливом на юге, между Сирийской степью на западе и горными районами Ирана на востоке (территория современного Ирака). С севера на юг страну пересекают две большие реки Тигр и Евфрат. Эти реки создали плодородную от речных наносов долину и служили хорошими транспортными магистралями, связывающими государства Месопотамии с их соседями.

Примерно до 2340 г. до н. э. в Месопотамии существовало два крупных государства: государство шумеров (Шумер) на юге и государство семитов (Аккад) на севере. Аккадский царь Саргон I сумел путем завоеваний объединить эти государства в единое Шумеро-Аккадское царство. Объединение этих государств положительно отразилось на экономике Месопотамии. Это дало возможность регулировать всю речную и оросительную систему Двуречья, что улучшило и транспортную и ирригационную сеть. Введение единой системы мер и веса способствовало улучшению торговли. Рост земледелия, ремесел и торговли и на этой основе укрепление финансов позволяли содержать сильную постоянную армию в 5400 воинов.

После многолетних войн, в 1897 г. до н. э. было создано Вавилонское царство. Наибольший расцвет Вавилонское царство достигло при царе Хаммурапи, который вновь объединил земли Месопотамии и прославился в истории не столько своими завоевательными походами, сколько созданием свода законов - кодекс Хаммурапи. Этот кодекс - важнейший исторический источник для изучения общественного строя и хозяйственной жизни древневосточного государства. Свод законов Хаммурапи даёт представление о том, что деление общества на рабов и рабовладельцев признавалось в то время естественным и вечным, рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев. Законы Хаммурапи отразили заботу об укреплении и охране частной собственности. Покушение на неё каралось смертной казнью и отдачей в рабство.

Особенностью экономики древнейших государств Месопотамии было сосуществование сельской общины с рабовладельческим хозяйством. Важной отраслью сельского хозяйства было садоводство, виноградарство, овощеводство. Кодекс Хаммурапи устанавливал высокий штраф - полмины серебра (252 г серебра) за порубку садового дерева в чужом саду.

Для обеспечения развитых экономических отношений, выполнения государством своих функций, а следовательно, сбора налогов вводятся денежная и налоговая системы. Сначала налоги взимались натурой (скотом, зерном), затем в XX в. до н. э. стали применяться весовые металлические деньги в виде слитков серебра - шекели, вес которых составлял примерно 8 г.

Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, которые появились, во II тыс. до н. э. Банки давали ссуды. Если материальное положение заемщика было устойчиво, он получал ссуду под 20-30% годовых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под своей контроль недвижимость заемщика.

Экономика, наука и культура Древней Месопотамии стали основой развития Ближневосточной, Средиземноморской и в дальнейшем всей Европейской цивилизации.

Одним из ранних центров мировой культуры в древности стал бассейн реки Хуанхэ, где возникла цивилизация Китая. Во II тыс. до н. э. в Китае шел процесс разложения первобытнообщинного строя и формирования раннеклассовых отношений. В дальнейшем (X - III вв.. до н. э.) происходило складывание антагонистического общества, для которого характерно сочетание государственной системы эксплуатации земледельческого населения с неразвитыми формами частного рабовладения. В империи Цинь (III в. до н. э) деспотические формы правления достигли своей крайней степени. В дальнейшем (III в. до н. э - III в. н. э.) происходило совершенствование сложившегося экономического строя, выработка оптимальных методов управления колоссальной империей.

Ведущим видом деятельности населения Древнего Китая было сельское хозяйство. В Западном Китае на плоскогорье развивалось скотоводство. В Восточном Китае в долинах рек главным было земледелие. Выращивались просо, ячмень, пшеница, позже главной культурой, завезенной с юга, стал рис. Орудиями труда были мотыга, затем появился плуг.

Видя в земледелии основу экономики, государство уделяло ему главное внимание и заботу. Труд земледельца был окружен ореолом святости.

Высокий уровень знаний агротехники позволял китайцам получать хорошие урожаи продовольственных и технических культур. Китайцы первыми стали заниматься шелководством.

Древний Китай славился своими ремеслами. С времен неолита здесь достигли высокого мастерства в обработке камня, кости, дерева. Большое развитие получило гончарное дело. В стране было много высококачественной белой глины - каолина. Сначала керамические изделия лепились руками ленточным способом - глиняные ленты клались по спирали. Позже стали применять гончарный круг. Глиняные сосуды делались различной формы. Их высота достигала одного метра. Это свидетельствует о высоком искусстве мастеров. Результатом развития этого мастерства стало изобретение в Китае фарфора.

Рост объема избыточного продукта привел к появлению сначала меновой торговли, а затем и денежной. Развитие внутренней торговли обусловливалось не только разделением сельскохозяйственного и ремесленного производства, но и обособлением скотоводческих и земледельческих районов.

Будучи страной с высокоразвитым ремесленным производством и мировым монополистом в изготовлении ряда товаров (шелк, фарфор), Китай вел обширную торговлю с соседними странами. Китайские караваны доставляли товары в Среднюю Азию. Оттуда - в Сирию и Римскую империю. На востоке китайцы торговали с Кореей, государствами Индокитайского полуострова. В Китай ввозились драгоценные металлы и камни, ковры, лошади, верблюды, медь, кораллы и др. Внешняя торговля была важным источником доходов как государственной казны, так и развитого слоя купечества.

Развитие ремесел и торговли обусловливало рост городов. Города создавались как административные центры, крепости. Со временем они становились экономическими центрами страны. Накапливаемые в казне средства позволяли вести обширные государственные строительные работы.

Таких масштабов строительства дорог, как в Китае, не знало ни одно государство Древнего мира.

Как и в других странах древнего Востока, основными формами эксплуатации местного населения были налоги и трудовые повинности общинного крестьянства в пользу государства. Поэтому одной из проблем древнекитайской экономической мысли был вопрос о такой государственной регламентации налогов и повинностей, в результате которой не были бы подорваны натурально-хозяйственные устои экономики. Но мыслители Древнего Китая видели свои социальные идеалы не в будущем страны, а в ее прошлом, в «мифической» истории, в реставрации старых социально-экономических институтов.

Экономическая мысль Древнего Китая возникла и развивалась в рамках общих направлений философских и политических учений. Основные течения древнекитайской общественной мысли - конфуцианство, даосизм, моизм, легизм - оформились в VI-III вв. до н. э., но лишь первые два перешагнули рубеж древности.

Знание истории древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, а так же в Египте и в Китае, позволяет нам изучить важнейший этап в развитии человечества - распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.

Античные страны, как и древневосточные, традиционно называют рабовладельческими, однако типы производства в этих государствах значительно различались. На Древнем Востоке существовал так называемый азиатский способ производства, основанный на патриархальном рабстве (от слова патриарх - глава семьи) - сравнительно мягком типе рабства, возникающем на первых этапах развития древних государств. В древневосточных странах рабы не являлись основными производителями материальных благ, эта роль принадлежала преимущественно различным категориям крестьян-общинников, находившихся в той или иной степени зависимости от государства, которому принадлежала большая часть земельного фонда.

В античных странах сначала также существовало патриархальное рабство, но по мере развития производства, товарно-денежных отношений оно уступило место так называемому классическому рабству, которое характеризуется высокой степенью эксплуатации рабов, стремлением получить максимальную выгоду от их труда. В отличие от патриархальных рабов, за которыми признавались некоторые права человеческой личности, рабы классического типа были лишены всех прав, считались живыми орудиями труда. В античном обществе именно рабский труд являлся основой производства. Еще одна характерная черта античной экономики - существование полисной собственности на землю, являвшейся своеобразным сочетанием общинной и частной собственности.

Эволюция античной экономической мысли прошла ряд этапов, связанных с развитием рабовладельческих отношений: зарождение античной экономической мысли связано с тем, что XX - XVII вв. до н. э. относится возникновение раннерабовладельческих государств на греческих островах Эгейского архипелага (Лемнос, Мелос, Сирое).

Развитие материковой Греции в III тыс. до н. э. шло не столь быстрыми темпами, однако в некоторых прибрежных областях, уже во второй половине III тыс. до н. э. возникают довольно развитые культуры. В конце III тыс. до н. э. из Северной Греции на юг переселяются греческие племена ахейцы, которые в большинстве районов вытеснили догреческое население (пеласгов) и к середине II тыс. до н. э. создали свои государства, расцвет которых пришелся на XV-XIII вв. до н. э., причем с XIV в. до н. э. наиболее влиятельным среди них был город Микены в Арголиде (северо-восток полуострова Пелопоннес). Разложение общинного строя происходило медленно. Лишь с XVII в. до н. э. началось формирование раннерабовладельческих государств ахейцев - Микен, Тиринфа, Пилоса и др. В XVI - XIII вв. до н. э. здесь значительного прогресса достигли земледелие и ремесла. Ахейцы вели обширную заморскую торговлю. Их цари становятся крупными рабовладельцами. Для этого периода характерны постоянные междоусобные войны, в том числе Троянская (ок. 1240 до н. э.), которые вели к упадку экономики и культуры ахейских государств.

В конце XII - начале XI в. до н. э. на материковую Грецию вторгаются новые греческие племена дорийцев, живших в условиях родового строя, что привело к оживлению родовых отношений. В разных греческих государствах шел процесс порабощения местного населения, становившегося собственностью родов завоевателей. Так, в Спарте членам общины завоевателей - спартиатам противостояли лично свободные, но лишенные политических прав периэки - коренное население Спарты - и илоты - покоренное спартиатами земледельческое население Мессении и других областей.

Экономическое развитие в XI-VI вв. до н. э. охватывает два этапа истории Древней Греции: так называемые темные века (XI-IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII-VI вв. до н. э.). Темные века часто называют гомеровским периодом, так как наряду с археологическими данными основным источником для изучения этого времени являются поэмы «Илиада» и «Одиссея» - Гомера.

К периоду раннего рабовладения относятся первые проявления экономической мысли древних греков. Они обнаруживаются, в частности, в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» (X - VIII вв. до н. э.), где отражается переходный период, когда в рамках общинного строя уже начинало развиваться рабовладение. Сказывается культ войны, воспевается поход греков на Трою. В поэмах, осуждаются происки иноземных купцов, покушающихся на натуральное хозяйство, прославляется сельское хозяйство как плодотворное занятие, достойное свободных людей. Богатство понимается автором в натурально-хозяйственном смысле, как скопление металлов, хлеба, скота, запасов всякого рода. Патриархальный характер рабства, натуральный характер хозяйства непосредственно сказывались на экономических воззрениях, нашедших отражение в греческом эпосе.

Такого же рода идеи характерны для воззрений древнегреческого поэта Гесиода (VIII - VII вв. до н. э.) в поэме «Труды и дни». Идеализируя прошлое, излагая легенду о «золотом веке», Гесиод фактически идеализировал общинный строй и выражал нужды обреченного на бедность и тяжелый труд беотийского крестьянина после наступления «железного века», когда «богатство - сила», «честь следует за богатством». Но в то же время Гесиод допускал симбиоз крестьянского хозяйства с патриархальным рабством. Первостепенным для крестьянского хозяйства он считал сооружение дома, приобретение вола, инвентаря, рабыни. Оставаясь идеологом крестьян, Гесиод воспевал труд, советовал «трудом добывать пропитание». Сбыт продукции он считал правомерным, но осуждал увлечение торговлей и судоходством.

Переходный характер отношений, неразвитость рабовладения нашли отражение в экономической мысли Спарты того же периода. Это объяснялось тем, что на ее территории со времен завоевания Мессении утвердилось коллективное рабовладение военной касты, сохранявшее аграрный и натурально-хозяйственный характер. Земля оставалась общим достоянием господ, а илоты (рабы) были по своему положению близки к крепостным, поскольку имели семьи и свое хозяйство. Экономические идеи, порожденные этим строем, нашли отражение в знаменитых законах Ликурга, считавшегося основоположником таких порядков.

Историческая традиция относит деятельность полулегендарного мудреца Ликурга к IX - VIII вв. до н. э. Ему приписываются раздел всей земли на 9 или 10 тыс. наделов (клеров), предоставление каждому спартиату равного участка (25-30 га) в наследственное пользование, прикрепление илотов к земле, запрет их продажи, установление совместных трапез для господ, переведение их на лагерный режим, создание жесткой системы воспитания молодежи, запрещение торгово-ремесленных занятий, введение железных денег, исключение поездок в другие страны. Следовательно, имела место ориентация на общинное (в дальнейшем - государственное) рабовладение, землевладение и даже потребление, на военный, террористический режим господства над илотами, на утверждение натурального хозяйства.

Развитие производительных сил в греческих государствах в VIII - VI вв. до н. э., приведшее к отделению ремесла от земледелия, способствовало расширению торговли, росту городов. В городах сосредоточивались обезземеленные крестьяне. Увеличивалась потребность и в рабах. Средством смягчения классовых противоречий стала колонизация.

В этот же период в Греции происходит развитие особой формы социально-экономической и политической организации общества - полиса. Полис (гр. город, государство) - особый тип государства, возникший как коллектив граждан-землевладельцев, представляет собой город с прилегающей к нему сельской территорией. Принадлежность к полису предоставляла гражданам право на землю и рабов.

Особенностью периода VIII - VI вв. до н. э. была конфликт основной массы свободного населения и родовой аристократии. Отражением этой борьбы были реформы Солона. Солон - один из крупнейших афинских реформаторов, политический деятель и поэт, считающийся одним из семи греческих мудрецов. Избранный в Афинах в 594 г. до н. э. на должность первого архонта с правами законодателя, он осуществил ряд реформ, направленных на преодоление острых противоречий в развитии рабовладельческого общества. Он начал преобразования, направленные на восстановление единства гражданского коллектива. Прежде всего, он провел сейсахтейю (гр. стряхивание бремени): все долги, сделанные под залог земли, и накопившиеся по ним проценты были объявлены недействительными. Рабство за долги было отменено, афиняне-должники, проданные за границу, были выкуплены за счет государства. Сейсахтейя, а также законы о запрещении приобретения земли свыше определенной нормы предотвратили разорение крестьян и способствовали развитию в Аттике в основном среднего и мелкого землевладения. Для облегчения торговли Афин с Малой Азией и западной частью Средиземного моря была проведена унификация мер и весов, и господствовавшая ранее эгинская монетная система была заменена более легкой эвбейской. Были также приняты меры, направленные на усиление товарности сельского хозяйства: поощрялось развитие садово-огородных культур, разрешался вывоз за границу оливкового масла. Большое внимание уделялось также ремеслу: в частности, было установлено, что если отец не обучил сына какому-либо ремеслу, он не мог в старости претендовать на сыновнюю поддержку. Кроме того, был запрещен вывоз сырья; в Афины привлекались иностранные мастера-ремесленники, многим метекам, занимавшимся ремеслом, было предоставлено афинское гражданство.

Важными преобразованиями Солона, свидетельствующими о достижении высокого уровня товарно-денежных отношений в Афинах VII-VI вв. до н. э., были введение свободы завещаний и замена родовых привилегий имущественными: в зависимости от земельного дохода все граждане были разделены на четыре категории.

Реформы Солона свидетельствуют о понимании им острых проблем развития рабовладения, об опасности порабощения основной массы земледельческого населения, что сузило бы социальную базу рабовладельческого строя.

Хотя реформы Солона и подорвали власть родовой знати, подавить ее сопротивление было возможно лишь с помощью насилия. В этих условиях в Афинах возникает режим единоличной власти - тирания, установленная путем вооруженной борьбы и опиравшаяся на крестьянскую бедноту, торговцев и ремесленников. Писистрат, захвативший власть в Афинах и ставший тираном на длительное время (560-527 до н. э. с перерывами), проводил политику в интересах крестьянства и торгово-ремесленных слоев демоса. Писистрат ввел государственный кредит на льготных условиях, снизил налоги с крестьянских хозяйств, организовал строительство дорог, уравнительный раздел земель завоеванного острова Саламина. Полученные участки крестьянам запрещалось сдавать в аренду, продавать, менять, закладывать. Не разрешалось даже уходить в города. Одновременно Писистрат поощрял рост городов, развитие торговли и промышленности. В Афинах было начато обширное строительство. Мероприятия Писистрата были направлены на поиски компромисса между крестьянским хозяйством и рабством.

Таким образом, экономическая мысль греческих государств X - VI вв. до н. э., нашедшая отражение в литературных произведениях, экономической политике, законодательстве, свидетельствует о переходном характере общественных отношений от родового строя к рабовладению. По мере развития последних происходит отказ от родовых традиций, создание условий для развития товарно-денежных отношений, расширения эксплуатации рабов иноземного происхождения. Это ярко проявилось в реформах Солона, в деятельности Писистрата.

VIII-VI вв. до н. э. характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческой цивилизации: 1) это Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского морей, 2) оформление полиса как особого типа общины.

. Экономическая мысль классического периода

V в. до н. э. - время высшего подъема греческой цивилизации. В этот период окончательно оформляется классическое рабство, достигает расцвета полис. Огромную роль в развитии Греции сыграла победа в греко-персидских войнах (500-449 до н. э.), на время превратившая Афины - в ведущее государство греческого мира. Последние десятилетия века были ознаменованы Пелопоннесской войной (431-404 до н. э.) между извечными противниками - Афинами и Спартой, ускорившей развитие товарно-денежных отношений и способствовавшей началу кризиса полиса в IV в. до н. э.

К V в. до н. э. относится начало классического рабовладельческого периода в истории греческих государств. Отчетливое представление об экономической мысли этого времени дает экономическая политика полиса, которая носила рабовладельческий характер, ибо таковым было само государство. Полис был своеобразной общиной рабовладельцев, которая по отношению к рабам сохраняла «естественно возникшую форму ассоциации». «Однако происходило разорение городского демоса, и политика раздач становилась искупительной жертвой сохранения господства над рабами. Это была борьба за подавление оппозиции, сохранение социальной базы рабовладельческого строя. Возникали проекты закупки рабов за государственный счет (в 50-х годах IV в. до н. э.). Поощрялись торговля и ремесло, форсировалась колонизация».

В связи с общим экономическим подъемом, широким использованием рабского труда, развитием торговли в греческом ремесле в V в. до н. э. происходит расширение производства, углубляется разделение труда. Особенно активно развиваются отрасли, связанные с судостроением и мореплаванием, горное дело, производство керамики.

В целом сельское хозяйство Греции V - IV вв. до н.э. имело следующие особенности: многоотраслевой характер, преобладание трудоемких интенсивных культур (виноградарство, маслиноводство), внедрение рабского труда как основы земледелия, товарная направленность рабовладельческого поместья как нового типа организации сельскохозяйственного производства.

Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и в Греции V - IV вв. до н.э. в целом, не могла существовать без привлечения к труду большой массы рабов, абсолютное количество и удельный вес которых в греческом обществе V - IV вв. до н.э. непрерывно возрастал.

Система классического рабства сформировалась в более или менее законченном виде в развитых торгово-ремесленных полисах (Афины), в то время как в аграрных полисах (Спарта) социально-классовая структура отличалась целым рядом особенностей. Наиболее ярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяет показать особенности социально-классовой структуры торгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в историческом развитии древней Греции V - IV вв. до н.э.

Еще большее значение, чем в предшествующую эпоху, приобретает внешняя морская торговля. В этом отношении из древних народов с греками могли сравниться только финикийцы, а в более позднее время только Голландия XVI-XVII вв. может быть сопоставима с Древней Грецией классического периода по вкладу в развитие торговли своей эпохи.

В V в. до н. э. чеканка монеты охватывает весь греческий мир. В результате развития розничной торговли в это время начинается чеканка бронзовой мелкой разменной монеты. Правом чеканить собственную монету пользовались все независимые греческие полисы, поэтому неудивительно, что развитие торговли в V в. до н. э. вызвало к жизни особую профессию менял (трапезитов). Постепенно (в основном с конца V в. до н. э.) меняльные лавки начинают выполнять некоторые функции, свойственные банкам: хранение денег, перевод различных сумм со счета одного клиента на счет другого, выдача денежных ссуд. Обычный ссудный процент под залог земли, городского дома составлял порядка 15%, процент по морским кредитам (под более ненадежный залог кораблей и товаров) мог превышать 30%.

Трапезиты выполняли также некоторые функции нотариальных контор - у них заключались сделки, составлялись купчие, хранились документы.

В большинстве греческих полисов не существовало организованного, приносившего постоянный и значительный доход государственного хозяйства, не было прямого налогообложения граждан. Отсутствие стабильного источника пополнения государственной казны отчасти компенсировалось добровольными пожертвованиями и литургиями - налогами с богатых граждан на нужды государства. В период войн со всех граждан взимался чрезвычайный военный налог - эйсфора. Многие полисы имели и другие источники пополнения казны, так в Афинах государственные доходы пополнялись за счет Лаврионских серебряных рудников. Например, в период греко-персидских войн в 482 г. до н. э. Фемистокл предложил на доходы от рудников построить боевые корабли. В дальнейшем эти рудники сдавались в аренду частным лицам - гражданам Афин.

Снабжение хлебом было важнейшим вопросом экономической политики большинства греческих полисов. Специальные чиновники заботились о бесперебойном подвозе зерна, были установлены особые нормы его транзита. В конце V в. до н. э. во многих полисах из наиболее богатых граждан избирались комиссии по закупке и распределению хлеба между гражданами. Подобное регулирование в ряде случаев касалось также строительных материалов, дров, льна, масла и т, д.

Для поддержания порядка на внутренних рынках во многих полисах назначались особые должностные лица - агораномы (смотрители рынка), которые взимали пошлины, следили за качеством продуктов, правильностью мер и весов и т. д.

Важную роль в дальнейшем социально-политическом и экономическом развитии Греции сыграли реформы, проведенные в эпоху архаики. Наиболее известны и интересны реформы в Афинах и Спарте, ярче всего представлявших два основных типа полиса - торгово-ремесленный и аграрный.

Весьма показательна экономическая программа Перикла, который целых 15 лет (443-429 до н. э.) являлся фактически правителем Афин. Его деятельность приходилась на период возвышения Афин, наибольшей демократизации политического строя, расцвета экономики и культуры. Перикл верно служил классу рабовладельцев. Он ограничивал состав гражданства потомками афинян, поощрял торговлю, создавал колонии за пределами Аттики, строил флот, добивался владычества на море, устраивал празднества и угощения для граждан, строил прекрасные храмы. Таким образом, Перикл ориентировался на всемерное развитие городов, промышленности, торговли.

Памятником истории экономической мысли этого периода является сочинение «Афинская полития» («Государственное устройство Афин»). Оно упоминается среди трудов Ксенофонта, но было написано другим автором (в 428 или 425 до н. э.) и ярко выразило рабовладельческие мотивы экономической мысли того времени. Автор осуждал излишний демократизм афинской политической системы, «распущенность» рабов и метеков. Он мечтал об укрощении свободного населения, установлении террористического режима для рабов.

В социальных идеях древнегреческих философов тоже нашли отражение некоторые черты экономической мысли. Так, Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э.- ум. в глубокой старости) доказывал, что первобытное общество не заслуживает идеализации, ибо тогда «люди сражались голыми руками». Он считал создание государства «великим достижением». Демокрит полагал, что «во всем прекрасно равенство», но защищал частную собственность, осуждая лишь излишества в ее накоплении, так как «нельзя назвать бедным того, кто доволен своей долей» и «нельзя назвать богатым того, кто недоволен тем, что имеет». Уничтожение же частной собственности казалось ему несовместимым с естественной борьбой за существование. Фактически Демокрит мирился с рабством, заботился лишь о повышении производительности труда рабов, рекомендовал пользоваться их услугами, «как частями тела - каждым по своему назначению».

Вместе с тем Демокрит выступал против непомерного роста крупного землевладения, считая его подобным «самой ужасной язве - саркоме». Это положение распространялось им и на неограниченное накопление денег, ибо «жажда к деньгам не находит предела в своем удовлетворении», дурные прибыли «приносят потерю чести», а «переносить бедность с достоинством - признак здравомыслия».

Экономические воззрения философов-софистов (Протагора, Горгия, Гиппия, Антифонта и др.) оказались весьма противоречивыми: одни из них объявляли закон высшим благом, другие допускали неподчинение, некоторые софисты считали кредит весьма полезным, а другие издевались над скрягами, ибо человек не должен быть рабом своих денег. Развивался потребительский взгляд на богатство, отрицались привилегии наследственной аристократии, признавалось равенство всех людей по происхождению.

В 30-х годах V в. до н. э. началась в Афинах деятельность Сократа (469-399), проповедовавшего тезис «Познай самого себя». Вся экономическая деятельность связывалась Сократом с нравственными добродетелями, поскольку для приобретения богатства нужны энергия, настойчивость, благочестие, а для его сохранения - воздержанность. Человек должен умело пользоваться богатством и обходиться без него, ибо оно относительно, и тот богат, кто доволен немногим. Материальные блага даже препятствуют моральному усовершенствованию человека. Сократ склонялся к идеализации спартанских порядков, осуждая стремление к наживе, обычное для афинских рабовладельцев. Также Сократ осуждал экономическую деятельность в целях наживы (как несовместимую со стремлением к добродетели), физический труд он не считал позорным для свободного человека.

В трагедиях Еврипида (ок. 480-406 до н. э.) тоже отразились экономические воззрения V в., причем он находился под большим влиянием софистов, и особенно Сократа. Еврипид облагораживал некоторые виды труда, не всякого раба считал рабом по происхождению, но все же уделом порабощенного признавал непрестанный труд.

Он выступал защитником собственности против притязаний демоса, уступал власть «лучшим гражданам», противопоставлял крепкого крестьянина городскому пауперу, добродетели земледельческого труда - бесчестью ремесленного.

Осуждая деспотический режим Спарты, великий драматург все же оставался на позициях рабовладения, хотя и видел обострение противоречий рабовладельческого строя, что было характерно, как это подтвердит и дальнейший анализ в настоящей работе, для античных мыслителей в целом. Взаимозависимые мысли о демократии и экономическом развитии общества, формулируя положения о равенстве людей, рабов, строга говоря, к людям не относили, согласно социальным, политическим, правовым и экономическим воззрения того времени, рабы - это был вид вещей, особый вид, но в любом случае - вещей.

Одним из знаменательных памятников истории экономических идей в Китае является трактат "Гуань-цзы", принадлежащий перу неизвестных авторов. Он относится к IV - III вв. до н.э. Проявляя заботу о крестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов и ростовщиков. В целях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т.д.

В Китае велись большие работы по строительству ирригационных сооружений. Они были предназначены не только для орошения и защиты от наводнений, но и в качестве транспортных магистралей. Уже в V в. до н. э. реки Хуанхэ и Янцзы были соединены каналом длиной более 400 км.

Потребности повседневной жизни вызвали появление знаний в области математики. В эпоху Шань китайцы уже обладали знаниями в геометрии, в частности, они знали свойства прямоугольного треугольника и т. д.

Необходимость составления календаря стала основой развития астрономических знаний. Во II тыс. китайские астрономы не только разработали календарь, но могли вычислять и предсказывать солнечные и лунные затмения, составили карту звездного неба.

Власти поддерживали и поощряли развитие научных знаний. В первом китайском университете, созданном во II в. до н. э. в Лояне, училось 50 студентов, а к началу I в. н. э. здесь уже училось около 3000 человек. В III в. н. э. была организована национальная академия.

Китайцы дали миру ряд выдающихся изобретений, оказав большое влияние на многие стороны жизни и деятельности людей. В III в. до н. э. китайцы составляли географические карты Древнего Востока. Во II в. н. э. изобретатель Чжан Хэн дал миру первый сейсмограф, фиксирующий землетрясения на расстоянии более 500 км. Более двух тысяч лет назад китайцы изобрели компас, без которого были бы не мыслимы позднейшие географические открытия европейцев. В III в. до н. э. был прорыт через горную цепь 200-км канал, соединивший север и юг страны. Он стал началом 2000-км непрерывного водного пути. В 70 г. н. э. началось строительство «Великого канала». Он опоясал весь Восточный Китай, а его длина превысила 1700 км при ширине до 30 м и глубине до 9 м.

Но, естественно, самым грандиозным не только в Китае, но и во всем Древнем мире было сооружение Великой Китайской стены, строительство которой началось в IV в. до н. э. с целью защиты северных границ страны от кочевников.

Исторический фон, на котором происходили развитие древнекитайского общества, экономики и культуры, выдающиеся достижения древнекитайских земледельцев, ремесленников, строителей, ученых и изобретателей, был неспокойным - классовые противоречия, народные восстания, экономические кризисы не раз потрясали Древний Китай.

Уже в период государства Чжоу в 842 г. до н. э. восставшие бедняки и рабы взяли штурмом дворец и прогнали царя Ли и чуть не убили его сына. В III в. до н. э, восставшие крестьяне захватили столицу, свергли царя из династии Цинь, а их предводитель Лю-Бан основал новую династию Хань. Первые правители из этой династии снизили налоги и уменьшили трудовые повинности населения страны. Однако дальнейшее усиление классового и экономического угнетения вынуждало людей продавать детей в рабство, чтобы выплатить свои долги. Безземельные крестьяне вынуждены были брать в аренду землю и отдавать арендодателю 50% урожая. Такой высокий уровень арендной платы вел к закрепощению свободных людей.

Столкновение двух тенденций в социально-экономической жизни: стремление сохранить патриархально-общинные начала, с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения - с другой, борьба стоявших за ними классов длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая.

. Экономическая мысль периода кризиса полисной системы. Ксенофонт, Платон и Аристотель

Начало нового этапа в истории экономической мысли Древней Греции относится к IV в. до н. э., периоду обострения противоречий рабовладельческого режима и возникновения глубокого кризиса полисной системы, ее демократии. Этот процесс был прямым следствием развития греческой экономики. Проявлениями кризиса традиционной полисной структуры в первую очередь были изменения в земельных отношениях. С конца V в. до н. э. очень широко распространяются сделки купли-продажи земли, которая в IV в. до н. э. рассматривается уже не как основа жизни гражданина, а как один из источников дохода. Кроме того, в IV в. до н. э. все чаще нарушается исключительное право граждан на владение землей - отличившимся какими-либо заслугами метекам предоставляются привилегии, в том числе возможность приобретения земли и дома. Помимо этого с конца V в. до н. э. распространяется аренда частных владений, а поскольку обработка чужой земли считалась позорной для гражданина, арендаторами становятся в основном метеки и вольноотпущенники. Таким образом, негражданское население проникает в сферу земледелия, ранее практически закрытую для него.

Наряду с этим многие граждане начинают заниматься более прибыльными, чем земледелие, видами деятельности, ранее считавшимися недостойными гражданина: морской торговлей, процентными ссудами, разработкой рудников и т. д.

Все это, а также бурное развитие ремесла и торговли, которыми в основном занимались метеки, объективно приводит к усилению роли свободного негражданского населения в экономике, социально-политической жизни полиса, к постепенному разрушению традиционной полисной структуры; главным мерилом ценности становятся деньги, именно они определяют положение человека в обществе.

В связи с кризисом полиса значительные изменения произошли в сфере рабовладения. Начиная с Пелопоннесской войны, растет число рабов-греков, что прежде было практически немыслимо. Кроме того, как более прибыльная, все шире распространяется практика отпуска рабов на оброк. Резко увеличивается число вольноотпущенников - рабов, сумевших скопить деньги и выкупиться на волю. В целом же в IV в. до н. э. классическое рабство продолжает развиваться, численность рабов увеличивается.

Утрата тесного полисного единства стала одной из важных причин потери Грецией независимости и подчинения ее в 338 г. до н. э. Филиппу Македонскому, сын и наследник которого, Александр, создал в 30-20-е годы IV в. до н. э, крупнейшую мировую державу древности. С этого времени полисы перестали быть ведущей силой в греческом мире, на смену им пришли эллинистические монархии. Держава Александра Македонского после его смерти распалась на ряд государств: Греко-македонское царство; Египет, в котором правила династия Птолемеев; государство Селевкидов, центральным ядром которого являлись Сирия и Месопотамия; Пергамское и Понтийское царства в Малой Азии и т. д. В этих, эллинистических, государствах происходит синтез греческих (эллинских) и восточных элементов; это касается и экономической, и социально-политической, и культурной сфер. Очень важную роль в экономическом развитии сыграл обмен опытом между греками и восточными народами, способствовавший совершенствованию агротехнических приемов, возделыванию новых сельскохозяйственных культур, а также развитию техники и дальнейшей специализации в ремесле. Все это оказало огромное влияние на рост товарности и увеличение торгового оборота.

«Дальнейшее развитие рабства, обмена, ремесла стало подрывать устои государственной общины (полиса), которая базировалась на мелком и среднем землевладении. В этот период возникли новые проблемы. Вопросы ориентации экономического развития, преимуществ натурального и товарного хозяйства, частного и коллективного рабовладения, промышленности и сельского хозяйства приобрели актуальное значение. Экономические проблемы становятся объектом специальных исследований в работах Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Экономическая мысль греков в IV в. до н. э. достигла небывалого расцвета» .

Наглядное представление об этом дают сочинения Ксенофонта (ок. 430-355 или 354 до н. э.), современника Платона и предшественника Аристотеля. Получив от спартанцев земельный участок в Скиллунте (в Эладе, близ Олимпии), Ксенофонт занялся сельским хозяйством и литературным трудом.

Ксенофонт родился в Афинах в 430 г. до н.э. (умер в 355 г. до н.э.), принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он - ученик известного древнегреческого философа Сократа. По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии.

Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе "Домострой", подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства.

Следует заметить, что и само авторство термина «экономика» принадлежит Ксенофонту, автору труда «Ойкономия», ставшего первым опытом особого рассмотрения экономической проблематики в западноевропейской философии. В «Ойкономии» натуральное рабовладельческое хозяйство было представлено автором как некий «микрокосм» целостного общественного «космоса». Такой микрокосм был внутренне упорядочен и ограничен в своём функционировании добродетелью умеренности личного потребления при удовлетворении истинных, присущих человеку, потребностей. Участники натурального хозяйствования, будь то муж или жена, раб или его хозяин у Ксенофонта оказываются в равной степени функционально включены в единый неизменный «космический» порядок домашнего хозяйства и подчинены ему.

Свои экономические воззрения он излагал во многих работах, но главным образом в сочинении «Домострой» в форме беседы Сократа и Критобула. Время написания этого сочинения остается неизвестным. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. По словам Ксенофонта, "земледелие - мать и кормилица всех искусств". Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. К ремёслам Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Не включалась в разряд достойных видов деятельности свободного грека и торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.

"Домострой" содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности.

Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Он близко подошёл к принципу мануфактурного разделения труда. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком, По его мнению, от объёма рынка зависело расчленение профессий.

Ксенофонт - идеолог прежде всего натурального рабовладельческого хозяйства. Вместе с тем он считал полезным для этого хозяйства развитие торговли, денежного обращения. В них видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих интересах. Ксенофонт признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства, Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.

У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости, с одной стороны, и меновой стоимости - с другой. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснилась движением спроса и предложения.

В решении проблем, порожденных обострением противоречий рабовладельческого строя, Ксенофонт обнаруживает теоретическую зрелость, обширную эрудицию, наблюдательность и последовательность. Он идеализировал политический деспотизм Персии, уверяя, что государство Кира было «самым великолепным и самым могущественным из государств Азии». Но особенно характерным для него было восхищение законами Ликурга, спартанскими порядками, которые противопоставлялись полисной демократии Афин. В небольшом сочинении «Лакедемонское государство» Ксенофонт одобрял сисситии (общие трапезы спартиатов), поскольку никто «не оказывается рабом пищи» или вина, считал полезным запрет того, «что имеет отношение к прибыли», поддерживал введение железных денег, которые нельзя скрыть «ни от хозяина, ни от рабов». Одобрялись им также штрафы за хранение и накопление золота и серебра, в результате чего обогащение доставляло «гораздо более неприятностей, чем удовольствий». Лагерная жизнь и жестокая дисциплина спартанцев вызывали восхищение Ксенофонта. Зато он огорчался, что законы Ликурга начинают терять значение и если раньше спартанцы «боялись показать деньги», то теперь даже гордятся ими.

В сочинении «Агесилай» дан образ идеального спартанского царя, а в «Киропедии»- персидского. Персидские порядки трактовались на спартанский манер, рабы приравнивались к спартанским илотам, а господа - к спартиатам. В то же время Ксенофонт допускал некоторые различия между Персией и Спартой. Персидские господа получали земельные наделы от царя, а не от общины граждан.

Все это отчетливо характеризует экономическую платформу Ксенофонта, его ориентацию на коллективные формы рабовладения и потребления, как нейтрализующие некоторые противоречия рабовладельческого режима, устраняющие борьбу внутри господствующего класса. Сплоченная община господ противостоит рабам как нечто целое, меньше зависит от поведения промежуточных слоев населения. Он формулировал целую программу выхода из кризиса полисного строя, преодоления противоречий частного рабовладения.

Правомерность существования рабства не вызывала сомнений у Ксенофонта. Более того, он давал конкретные советы об организации производства и наилучших методах эксплуатации рабов. В заслугу Киру он ставил заботу о том, чтобы «рабы всегда охотно продолжали оставаться рабами». В «Домострое» господам рекомендовалось увещевать их, раздавать обещания лучше кормить. Ксенофонт писал, что полезны и похвалы со стороны господина. В условиях обострения противоречий рабовладельческого строя эти советы были весьма характерны. Ксенофонт искал выход в более гибком и предусмотрительном обращении с рабами.

Если Перикл гордился тем, что богатства многих стран стекаются в Афины, то Ксенофонт ратовал за натуральное хозяйство как более устойчивое и надежное. Пелопоннесская война показала нестабильность полисной, торгово-промышленной экономики Афин. Расхваливая натуральное хозяйство Ликурговой Спарты, Ксенофонт фактически рекомендовал для всей Греции эти, т. е. натурально-хозяйственные, пути экономического развития.

С этим была связана и идеализация сельского хозяйства. В сочинении «Охота» Ксенофонт даже утверждал, что горожане обогащаются «благодаря гнусной наглости», путем победы над друзьями. В «Киропедии» богатый перс Феравл гордится тем, что в молодости участвовал в земледельческом труде.

Также следует отметить, что в силу синкретизма античного мировоззрения экономическая сфера жизни индивида и общества не воспринималась философами этого периода как особая «реальность». Экономическая проблематика освещалась древнегреческими мыслителями в контексте построения идеальных моделей семейной жизни или общественного устройства. Поэтому и рассуждения о «экономической реальности» как таковой в рамках античной философии обладают некоторой долей условности.

Если модель «экономической реальности» Ксенофонта ограничена микроэкономическими масштабами, то в учении Платона о совершенном государстве мы обнаруживаем макроэкономическую картину хозяйственной жизни общества. Платоновская идеальная модель общественного устройства устанавливает разделение общественного труда, специализацию сословий на производстве какого-либо общественно-ценного блага и функционирует по «экономическому» принципу взаимовыгодного обмена. Что же касается непосредственно экономической реальности, то у Платона она оказывается выстроена по ценностному и онтологическому принципу справедливости, главенствующему во всём общественном «космосе».

Ключевое место концепции Платона занимает учение об идеальном государстве. Модель такого исправленного и улучшенного человеческого общества он строит в своем огромном сочинении «Государство». В этом произведении десять частей, или книг, множество действующих лиц. Главное лицо сочинения - Сократ. Рядом с ним родные братья Платона - Адимант и Главкон, к которым постоянно обращается Сократ и которые создают видимость беседы. Диалог между ними превращается в размышление Сократа об идеальном государстве.

Идеальное государство - то, которое удовлетворяет требованию справедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что в обществе созданы условия, которые гарантируют процветание всего государства и учитывают естественное неравенство людей в их природных задатках. «Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кто-то в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом» .

Необходимо отметить, что, поставив экономические отношения на службу абстрактному общественному «благу», Платон не отрицает и их обусловленность насущными материальными потребностями индивида. Это создает в платоновской трактовке сущности экономической деятельности человека метафизическое противоречие между трансцендентным и имманентным характером направленности человеческого хозяйствования.

Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внёс величайший мыслитель древности Аристотель. Он родился в 384 г. до н.э. в семье врача (умер в 322 г. до н.э.). Будучи учеником Платона по Академии, Аристотель не разделял, однако, платоновского идеализма. Проявляя колебания между материализмом и идеализмом, он шёл к материализму. Аристотель известен как воспитатель наследника престола в Македонии знаменитого Александра Македонского. В дальнейшем он основал философскую школу Ликей в Афинах, занимался научной и педагогической деятельностью, явился автором многочисленных произведений по естественнонаучной тематике, философии, логике, экономике, литературе, истории и т.д. Его политические взгляды изложены в работе "Политика" и других произведениях. На взглядах Аристотеля мы остановимся подробнее, поскольку, во-первых, его экономические воззрения получили развитие в экономической мысли средневековья, и можно сказать, что в определенной степени вся она покоится на так называемых догмах Аристотеля, а во-вторых, что более для нас важно, Аристотель первый поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении многих столетий и до сих пор является предметом дискуссий.

Он - противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии. Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов. Что касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли быть только рабами. Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5) военные. Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду. Раб приравнивался к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в их имущество. Рабы, по мнению Аристотеля, должны были обеспечивать все виды физического труда.

Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. В этом Аристотель существенно отличался от своих предшественников (Ксенофонта, Платона), положив начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.

Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Все, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Напротив, всё, что расшатывало и разлагало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники, средства удовлетворения потребностей общества. Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники "истинного богатства", состоящего из потребительных стоимостей. Экономика обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счет формы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю, поскольку она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, и относил её к экономике.

Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмерным развитием сферы обращения и включал в хрематистику, которая рассматривалась как искусство "делать деньги", создавать богатство, не имеющее границ. Он отвергал крупную, спекулятивную торговлю, преследующую цель накопления денежных богатств, осуждал ростовщичество. Являясь сторонником ведения хозяйства на основе экономики, великий мыслитель древности решительно выступал против того, что относилось к хрематистике.

Гениальные догадки высказал Аристотель по поводу обмена, меновой стоимости. Он понимал, что обмениваемые товары без тождества их сущностей не могли бы относиться друг к другу как соизмеримые величины. По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство - без соизмеримости. В обмене приравниваются все ремёсла и искусства, а участвующие в нём потребительные стоимости обладают чем-то общим, хотя такое приравнивание Аристотель не мог объяснить. Гений Аристотеля проявился в том, что в выражении стоимости товара он открывает отношение равенства. Лишь исторические границы общества, в котором он жил, помешали ему раскрыть, в чём же состоит "в действительности" это отношение равенства.

Представляет интерес и то, как Аристотель рассматривал форму стоимости. Денежная форма товара принималась как развитие простой формы стоимости. Хотя он не мог научно объяснить происхождение и сущность денег, однако важно то, что он связывал их с развитием обмена, положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения. В истории экономических учений древнегреческие мыслители обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, как и во всех других областях. Исторически их воззрения образуют поэтому теоретические исходные пункты современной науки.

Вопрос на первый взгляд простой: «Чем определяются пропорции обмена товаров?» Или, другими словами, что делает товары сравнимыми? Именно ответ на данный вопрос разделил экономистов на два самых крупных течения в истории экономической мысли: сторонников трудовой теории стоимости и сторонников различных вариантов теории, суть которых в том, что стоимость является категорией субъективной и выводится из оценки людьми полезности товара. У самого Аристотеля существовало несколько точек зрения на решение данной проблемы. В его трудах можно найти и зачатки трудовой теории стоимости, и упоминания о том, что в основе пропорций обмена товаров лежит их полезность, и утверждение, что сравнимыми товары делают деньги, которые являются общей для всех потребностью. Но не будем искать исчерпывающего ответа на этот вопрос у Аристотеля. Его вклад в историю экономической мысли уже в том, что он четко сформулировал проблему. А четко сформулировать проблему - наполовину ее решить.

Интересен Аристотель и в своем анализе капитала, который в античном мире существовал в торговой и денежной формах. Для его анализа он даже вводит новый термин «хрематистика»1. Под хрематистикой Аристотель понимал деятельность, направленную на извлечение прибыли, на накопление богатства, в отличие от экономики как деятельности, направленной на приобретение благ для дома и государства; При этом первую форму организации хозяйства Аристотель считал противоестественной, а его особое негодование вызывал процент, который он расценивал как самую противоестественную форму дохода, ибо, по его мнению, деньги предназначены лишь для обмена и не могут родить новые деньги.

Космоцентризм античной философии напрямую проецируется на её представления об «экономической реальности»: экономический «космос» совершенен, а потому и строго упорядочен и неизменен. Как система он характеризуется лишь статичной структурой и функционированием, но не развитием. Основополагающим принципом, обеспечивающим такое неизменное совершенство, является справедливость - общественное благо, которое в большей мере является не столько ценностным ориентиром, сколько онтологическим «благом», бытийным центром и первоосновой «экономической реальности». В соответствии с такими характеристиками хозяйственного космоса, человек оказывается априорно подчинён экономическому «фатуму». Именно он предопределяет сущностные атрибуты человека как безликого структурного элемента целостной системы и придаёт всей его экономической деятельности характер безличного функционирования. В таком контексте хозяйствование и обогащение ограничены категорией средства достижения личного и общественного «блага» и не могут выступать в качестве самодостаточной цели.

Натурально-хозяйственные воззрения сказывались и на трактовке богатства. В сочинении «Воспитание Кира» осуждался тот, кто приобретал «богатства больше, чем достаточно», а затем зарывал его в землю, караулил. Излишки следовало использовать для помощи другим, приобретения друзей, безопасности, славы.

В «Домострое» давалось много советов по ведению домашнего хозяйства, содержались призывы к бережливости, отмечалась важность строительства полезных зданий, говорилось, как обращаться с рабами. Богатство получало чисто потребительское толкование.

экономический мысль античность

Заключение

История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Месопотамии, Египте, Китае позволяет нам изучить важнейший этап в развитии человечества - распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.

Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, принимают форму деспотии - вся верховная власть принадлежит царю. Формально и вся земля в государстве принадлежала царю, но фактически значительная ее часть находилась в руках свободных людей - общинников, отстаивавших в борьбе с центральной властью свои права. Эта вечная борьба была лейтмотивом многотысячелетней истории государств планеты, истории их экономик.

«В Древней Греции и Риме экономические воззрения углубляются и систематизируются, приобретают научный облик. Выдающиеся греческие философы-мыслители Ксенофонт (444-355 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.) по праву могут считаться первыми учеными-экономистами» .

Ксенофонт, написав такие работы, как «О доходах» и «Экономикос» (учение о хозяйстве), дал старт научной экономике. В его исследованиях экономика делится на отрасли с выделением сельского хозяйства, ремесленничества, торговли, высказывается мысль о целесообразности разделения труда. Глубокий анализ экономической проблематики представляет собой трактат Ксенофонта Афинского «Ойкономия», в рамках которого рассматриваются вопросы о порядке ведения натурального семейного хозяйства и добродетелях его участников. В макроэкономическом масштабе хозяйственный «космос» был рассмотрен Платоном в работе «Государство» в контексте построения идеальной модели общественного устройства. Его оппонент Аристотель в своём сочинении «Политика» выступил как критиком, так и преемником платоновских экономических взглядов.

И Платону, и Аристотелю удалось дать онтологическое обоснование экономическому строю рабовладельческого общества и открыть дальнейшие перспективы философского осмысления экономической проблематики. Тем не менее, нельзя не отметить, что в силу мировоззренческого синкретизма античности древнегреческие мыслители не выделяли экономическую сферу общественного бытия как особую реальность.

Платон развивает мысль о разделении труда, высказывает соображения о специализации труда и занятости отдельными профессиями. Ученик Платона Аристотель приблизился к пониманию стоимости, природы богатства денег, сути денежного обращения. Это ставит его на ведущее место в ряду основателей экономической науки.

Т.о. в результате настоящего исследования определено, что античность не породила великих экономистов, но оставила след в эволюции экономических воззрений. В поле зрения римских политических деятелей, писателей, философов находились проблемы ведения сельского хозяйства, организации труда рабов, земельной собственности.

Список литературы

1.Агапова И.И. История экономических учений: курс лекций.- М.: Юристъ, 2000.- 285 с.

2.Амелина А.Н. Античная философия. - М.: Олма-пресс, 2006

.Аристотель: сочинение. В 4 т. Т. 1 / под ред. В.Ф. Асмуса.- М.: Мысль, 1975.- 508 с.

.Иванов А.К. Экономическая теория. - М.: Олма-пресс, 2006

.История мировой экономики: учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой.- М.: ЮНИТИ, 2000.- 727 с.

.Калашникова Т.В. История экономики: учебник / Т.В.Калашникова, Е.П. Костенко.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 512с.

.Лосев А.Ф. Платон: Жизнеописание / А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи .- М.: Дет. Литература, 1977.- 224 с.

.Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. - М., 1990.

.Опарина М.В. Экономическая мысль античности // Экспертиза.-2005.- № 11.- С. 76

.Платон. Диалоги / пер. с др. греческого В.Н. Карпова.- СПб: Азбука, 2000.- 448 с.

.Смирнова А.Н. История политических и правовых учений. - М.: Смарт, 2005

.Титова Н.Е. История экономических учений: курс лекций.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 288 с.

.Яковлев П.А. История экономических учений. - М.: Манускрипт, 2003

Похожие работы на - Основная проблематика экономической мысли античности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!