Жизненные цели студентов

  • Вид работы:
    Практическое задание
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,41 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Жизненные цели студентов

Министерство образования Российской Федерации

Белгородский государственный университет им. В.Г. Шухова

Кафедра социологии





Социологическое исследование

на тему:

Жизненные цели студентов





Выполнил: ст. гр. ТВ-42

Емельянов М.Ю.

Приняла: Шамаева О.П.






г. Белгород 2004 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Программа исследования

.1 Формулировка проблемы и её актуальность

.2 Объект и предмет исследования

.3 Цель исследования

.4 Логический анализ основных понятий

.5 Гипотеза

.6 Задачи исследования

. Анкета

.1 Обращение к респонденту

.2 Непосредственно вопросы

. Обработка результатов исследования

Вывод

1. Программа исследования

.1 Формулировка проблемы и её актуальность

Цель - это мечта человека, которую он решил воплотить в жизнь собственными усилиями. Устанавливают себе цели, как правило, люди с волевыми качествами, стремящиеся самоутвердиться, раскрыть и реализовать свой потенциал, чего-то достичь. Постановка и достижение своей цели стимулирует интеллектуальный и духовный рост индивида, а также может изменять его положение в обществе (вертикальная социальная мобильность) и, как следствие, его материальное состояние. Всё это идёт на благо обществу. Но не все люди устанавливают себе цели и не все из поставивших цель её достигают.

Рассматривая такую социальную группу как студенчество, нетрудно понять, что от выбора цели, от правильности её постановки будут зависеть эффективность и качество обучения студента, его дальнейшее трудоустройство и карьерный рост и вообще вся жизнь.

Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости понять, есть ли у студентов цели в жизни.

.2 Объект и предмет исследования

Объектом исследования являются студенты, а предметом исследования - цели, которые они себе ставят, мотивы выбора и постановки этих целей.

.3 Цель исследования

Определить зависимость между целями студентов и эффективностью получения ими высшего образования, определить наиболее эффективные способы использования целей студентов для повышения качества образования, улучшения учебного процесса в ВУЗе, а также заинтересовать в этом учащихся.

.4 Логический анализ основных понятий

целеустремленность

цель

идеал

задача

установка

принятие решения

выбор

мечта

самореализация

потенциал

мотив

самоутверждение

личность

студент

.5 Гипотеза

Группа социологов, представляемая мной, считает, что среди студентов мало целеустремленных людей, которые ставят себе высокие задачи. Также наша группа полагает, что многие цели молодых людей ложны, т.е. не выбраны ими самими, а продиктованы модой, навязаны родителями или выбраны из-за желания «быть как все». Возможно поэтому многие молодые люди, окончив ВУЗ, не могут найти себе применение, устроиться на работу по специальности и реализовать себя в жизни.

Т.е., наша группа полагает, что от правильности постановки человеком целей и умения их достигать, напрямую зависит его жизненный успех.

.6 Задачи исследования

В ходе исследования необходимо выявить:

·соотношение целеустремлённых студентов и студентов, не имеющих цели

·отношение студентов к целеполаганию

·по каким причинам студентами ставятся либо не ставятся цели (влияние кого-либо, материальное положение и т.п.)

·к каким идеалам стремятся студенты, достигают ли они поставленных задач или бросают начатое не закончив

·как целеустремленность влияет на учебу студентов

Нужно определить объективные признаки респондентов, относящихся к разным группам, и мотивы, которыми они руководствуются при выборе своих целей.

студент целеустремленность идеал учеба

2. Анкета

.1 Обращение к респонденту

Уважаемый студент!

Данное исследование проводится в целях изучения вашего отношения к необходимости умения выбирать себе цели в жизни и добиваться их. Результаты исследования будут использованы для разработки механизмов повышения качества образования и эффективности учебного процесса.

Ваши искренние ответы очень важны для точности определения решения проблемы. Заранее благодарим Вас и гарантируем анонимность.

В нижеприведенных вопросах отметьте галочкой þ тот вариант ответа, который Вы считаете наиболее правильным. Постарайтесь отвечать максимально откровенно.

.2 Непосредственно вопросы

. Как Вы считаете, нужно ли человеку ставить себе цели и добиваться их?

001да, человек должен иметь цель и стараться достичь её.

002цели нужно ставить только иногда, конечный результат не важен.

нет, цели не важны, нужно просто жить, удовлетворяя возникающие потребности.

004да.

005в какой-то степени.

нет.

. Как много у человека должно быть целей?

007много, они изменяются, появляются новые.

008мало, они однообразны, новые не появляются.

не должно быть вообще.

. Когда Вы задаётесь целью, кто или что и как часто заставляет Вас поставить эту цель?

В каждом пункте выберете частоту.

всегдапреимущественночастоиногдаочень редконикогдая сам010011012013014015родители016017018019020021друзья022023024025026027мода028029030031032033

. Что для Вас важнее, конечный результат ваших действий или процесс достижения цели, поставленной задачи?

034для меня важнее процесс.

для меня важнее конечный результат.

036и процесс, и результат важны.

абсолютно ничего не важно.

. Какие чувства Вы испытываете, когда достигаете желаемого результата?

038я испытываю чувство радости и эмоционального подъёма.

039я отношусь к этому равнодушно.

я огорчаюсь, (результат достигнут - не к чему больше стремиться).

. Какие чувства Вы испытываете, когда не достигаете желаемого результата?

041я сильно расстраиваюсь, испытываю упадок сил.

042я отношусь к этому равнодушно.

я испытываю эмоциональный и энергетический подъём, (мне хочется снова и снова пытаться достичь поставленной цели).

. Всегда ли Вы достигаете поставленных целей?

044всегда.

045почти всегда.

иногда.

очень редко.

никогда.

. Если у Вас есть цели, то на что они в основном направлены?

049на улучшение моего материального состояния.

050на получение хорошего образования (интеллектуальный и духовный рост).

на получение удовольствия от жизни.

у меня вообще нет никаких целей.

. Если Вы человек целеустремлённый, то помогает ли Вам ваша целеустремлённость хорошо усваивать материал, получать хорошие оценки, сдавать экзамены и зачеты?

053да, безусловно.

054почти всегда.

иногда.

нет, не помогает.

. Какой, по-вашему, способ сдачи экзамена самый лучший?

057хорошо подготовиться и сдать.

058подготовить шпаргалки и воспользоваться ими на экзамене.

выпросить у преподавателя «тройку» за посещение его предмета.

использовать свои знакомства.

Ваш вариант ответа

. Какой мотив Вами движет при сдаче экзамена, зачёта?

062просто мне нравится учиться.

063получить хорошую оценку, перевестись на следующий курс.

ожидание материальных благ (обещание родителей поощрить за успешную сдачу предмета; от того, как я сдам этот предмет, зависит моя стипендия в следующем семестре).

только бы сдать этот ненавистный предмет.

. Какую цель Вы преследуете, учась в ВУЗе?

066получить хорошее образование, окончить аспирантуру, заниматься наукой.

067получить хорошее образование, стать классным специалистом и работать по специальности.

получить диплом и «откосить» от армии.

я пошел в университет просто потому, что это престижно.

Ваш вариант ответа

14. Как Вы собираетесь трудоустраиваться после окончания ВУЗа?

071через биржу труда.

072рассылая своё резюме в различные организации через Интернет.

используя знакомство.

я уже работаю

я ещё не думал над этим.

. Какую работу Вы хотели бы получить?

076по специальности, пусть даже низкооплачиваемую.

077любую высокооплачиваемую.

я буду ждать работы по специальности, но более высокооплачиваемую.

я открою своё дело.

. Если Вы будете работать по специальности, будете ли Вы совершенствоваться в этой области?

080да, я регулярно буду проходить курсы повышения квалификации и интересоваться всеми новинками в своей профессии.

081да, если у меня будет на это свободное время.

. Получив образование, хорошую работу, чего Вы хотите добиться в жизни?

083материального благосостояния (богатства, стать миллионером).

084я направлю свои материальные средства на развитие своего духовного уровня (путешествия, литература, театр).

я займусь самосовершенствованием, реализацией себя, как личности (раскрытие в себе новых возможностей, познание себя).

Ваш вариант ответа

. Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети продолжили ваше дело или, чтобы они имели свои цели, свои пути?

087да, всё, что не удалось сделать мне, сделают мои дети.

088я хотел бы, чтобы дети пошли по моим стопам, если у них будет такое желание.

нет, у каждого должна быть своя цель и свои пути её достижения.

Ваши данные:

. Пол.

090муж.

091жен.

. Возраст.

092Укажите

21. Студентом какого курса являетесь?

093Укажите

22. Форма обучения:

094платная.

095бюджетная.

. ВУЗ, в котором вы обучаетесь:

096Укажите

Уважаемый студент, благодарим Вас за участие в опросе.

. Обработка результатов исследования

№Номера анкет∑∑%А1А2А3А4А5А6А7А8А9А10А11А12А13А14А15А16А17А18А19А20А21А22А23А24001√√√√√√√√√√√√√√√√√√√√√√√2395,800200003√14,2004√√√√√√√√√√√√√1354,2005√√√√√√√√√√1041,7006√14,2007√√√√√√√√√√√√√√√√√√√√√√2291,7008√√28,400900010√√√√416,7011√√√√√√√√√√√√√1354,2012√√√√416,7013√√28,4014√14,20150001600017√√28,4018√√√√√√625019√√√√√√√√√√√√1250020√√√√416,70210002200023√14,202400025√√√√√√√√√√1041,7026√√√√√√√√√√√√1250027√14,202800029√14,2030√14,2031√√√√√520,8032√√√√√√√729,2033√√√√√√√√√√1041,7034√√√312,5035√√√√√√625036√√√√√√√√√√√√√√1458,3037√14,2038√√√√√√√√√√√√√√√√√√√√2083,3039√√28,4040√√28,4041√√√√√√√√√√√1145,8042√√√√√√√√833,3043√√√√√520,804400045√√√√√√√√√√√√√√√√√√√1979,2046√√√√416,7047√14,204800049√√√√√√√729,2050√√√√√√√√√√√1145,8051√√√√√√62505200053√√√√√√√√√√1041,7054√√√√√√√√√√√1145,8055√√√312,505600057√√√√√√√√√√√√√√√√√√1875058√√√312,5059√14,2060√14,2061√14,2062√√√√416,7063√√√√√√√√√√√√√√√1562,5064√√√√416,7065√14,206600067√√√√√√√√√√√√√√√√√√√√√2187,5068√√28,4069√14,207000071√√28,4072√√√312,5073√√√√√√√729,2074√√28,4075√√√√√√√√√√1041,7076√√28,4077√√√√√√√√√937,5078√√√√√√√729,2079√√√√√√625080√√√√√√√√√√√1145,8081√√√√√√√√√√√1145,8082√√28,4083√√√√416,7084√√√√√√√√√√√√√1354,2085√√√√√520,8086√√28,4087√√√√416,7088√√√√√√625089√√√√√√√√√√√√√√1458,3090√√√√√√√√833,3091√√√√√√√√√√√√√√√√1666,7092212121202020202120202020201923202219201919182020093444444444444333333333333094√√√√√√√729,2095√√√√√√√√√√√√√√√√√1770,8096БелГТУ им. В.Г. ШуховаБелГУВ ходе исследования были опрошены 24 студента из двух ведущих ВУЗов города в возрасте от 18 до 23 лет, учащиеся 3го и 4го курсов преимущественно обучающихся на бюджетной форме. Необходимо было определить, есть ли у студентов цели в жизни, мотивы постановки этих целей, и как эти цели связаны с получением образования.

1.95,8% опрошенных считает, что человек должен иметь цель в жизни и стараться её достичь, лишь 4,2% считает, что цели не нужны.

2.Но только 41,6% студентов считают себя целеустремленными людьми. 54,2% респондентов не уверены в своей целеустремлённости, (см. табл. 005).

.Практически все опрошенные (91,7%) считают, что целей должно быть много, они должны изменяться, появляться новые. 8,3% респондентов считают, что целей должно быть мало и, что они должны быть однообразны. Т.е. все опрошенные студенты считают, что у человека должны быть какие-то цели, а это значит что они все, в какой-то мере, целеустремлённые.

.Всегда самостоятельно ставят себе цели 8,4% опрошенных, преимущественно сами - 54,2%, а часто - 16,7% респондентов. Преимущественно родители оказывают влияние на выбор цели в 8,4% случаев, часто - в 25%, редко - в 50% случаев. Преимущественно на выбор цель друзья влияют только в 4,2% случаев, часто - в 41,7%, иногда - в 50%. Мода практически не влияет на выбор цели студентом: иногда - отмечено в 20,8% случаев, часто и преимущественно - по 4,2%. Из этих данных видно, что чаще всего цели задают себе сами студенты, реже на их выбор влияют друзья, ещё реже - родители, и мало влияет мода.

.Для 12,5% респондентов важен только сам процесс достижения цели, для 25% опрошенных - только конечный результат, а для 58,3% студентов важно и то, и другое. Увлеченность человека выполняемым процессом предопределяет достижение результата, цели. Если же человеку не интересен процесс, работа, а только результат, то он редко достигает поставленной цели. Поэтому наша группа социологов считает, что намного чаще чем другие достигают поставленных целей 70,8% опрошенных.

.Достигнув поставленной цели, 83,3% опрошенных испытывают чувство радости и эмоциональный подъём, 8,4% - остаются равнодушны, 8,4% - огорчаются, т.к. им больше не к чему стремиться.

.Не достигнув поставленной цели, расстраиваются - 45,8%, остаются равнодушными - 33,3%, и лишь 20,8% респондентов снова и снова готовы рваться в бой, пытаться достичь поставленной цели. Радость победы и горечь поражения - естественные человеческие чувства, к которым склонны 83,3% опрошенных. 8,4% респондентов на всё наплевать - они одинаково равнодушно относятся к своим победам и поражениям. Ещё 8,4% опрошенных - настоящие борцы. Если они не достигают цели, то снова и снова стремятся к ней, а когда получают желаемый результат, то задаются новой целью. Что удивительно - оба «борца» оказались девушками!

.Почти всегда поставленных целей достигают 79,2% респондентов, 16,7% - иногда, очень редко - лишь 4,2%, причем, чаще своих целей достигают девушки! Эти данные подтверждают предположение, сделанное мной при анализе ответов на пятый вопрос.

.Свои цели направили в основном на улучшение материального состояния 29,2% респондентов, на получение хорошего образования - 45,8% опрошенных (большинство из них - девушки), на получение удовольствия от жизни - 25% опрошенных (большинство - юноши). Это подтверждает старую истину о том, что девушки ответственнее парней и прилежнее учатся.

.87,5% респондентов полагает, что целеустремленность помогает хорошо усваивать материал и получать хорошие оценки, лишь 12,5% в этом не уверены.

.Основная масса студентов - 75% считает, что к экзаменам нужно готовиться хорошо и сдавать их самостоятельно, 12,5% воспользуется шпаргалками, 4,2% будет использовать знакомства (юноша БелГТУ), 4,2% мечтает изменить систему сдачи экзамена (девушка БелГУ), ещё 4,2% считает, что самый лучший способ сдачи экзамена - выпросить «тройку» у преподавателя. Анализируя ответы респондентов на десятый и одиннадцатый вопросы, можно сделать вывод, что 87,5% опрошенных стремятся хорошо сдать экзамены и зачёты и делают это самостоятельно: основательно изучают материал и пишут шпаргалки. Теперь постараемся понять, для чего студенты учатся.

.Основной мотив, движущий студентами при сдаче экзамена - получение хорошей оценки и перевод на следующий курс, так ответили 62,5% респондентов. 16,7% опрошенных просто нравится учиться, ещё 16,7% ожидают материальных благ (вероятно, стипендию, т.к. все четверо учатся на бюджетном отделении). Лишь бы только сдать этот ненавистный экзамен - ответили 4,2% опрошенных.

.Опрос показал, что большинство студентов (87,5%), учась в ВУЗе, преследуют цель получить хорошее образование, стать классным специалистом и работать по специальности. 8,4%, (юноши из БелГТУ), учатся, чтобы получить диплом и «откосить» от армии. 4,2%, (девушка из БелГУ), учится только потому, что это престижно. В аспирантуру поступать не хочет ни один из опрошенных. Из ответов студентов на двенадцатый и тринадцатый вопросы можно понять, что из 87,5% желающих стать классными специалистами, таковыми точно станут 16,7% студентов, которым «просто нравится учиться».

.Используя биржу труда и рассылая свои резюме в Интернете, хотят найти работу 20,8% студентов, 29,2% опрошенных собираются использовать для этого знакомства. 41,6% респондентов ещё не думали об этом, и только 8,4% уже работают (девушки из БелГТУ). Иначе говоря, в поиске работы активность и самостоятельность собираются проявить и проявляют 29,2% опрошенных студентов.

.Окончив ВУЗ, работать по специальности, пусть даже на низкооплачиваемой должности согласны работать только 8,4% опрошенных. Будут искать работу по специальности, но более высокооплачиваемую - 29,2% студентов. На любую высокооплачиваемую работу согласны 37,5% респондентов. Открыть своё дело намереваются 25% (преимущественно студенты БелГТУ). Реально по специальности готовы работать 37,6% студентов, из них только 8,4% смогу практически сразу получить работу, т.к. не претендуют на высокий заработок. Возможно, этими людьми движет желание получить опыт работы и научиться чему-то на практике. Если это так, то они имеют большие шансы, набравшись опыта, получить хорошую высокооплачиваемую работу.

.Большинство опрошенных (91,7%) регулярно или при наличии свободного времени собираются совершенствоваться в своей профессии, лишь 8,4% устраивают изначальные знания, полученные в ВУЗе.

.Получив образование, хорошую работу, 16,7% студентов мечтают разбогатеть (стать миллионером). О своём духовном развитии и самосовершенствовании мечтают 75% респондентов (путешествия, литература, театр, познание себя). 8,4% респондентов хотят семейного благополучия, вероятно, простого счастья.

.41,6% опрошенных считают, что их дело продолжат по-возможности их дети. А 58,4% утверждают, что у каждого должна быть своя цель и свои пути её достижения.

Вывод

Подводя итог анализу полученных результатов исследования, можно сказать, что у всех студентов есть какие-то свои цели, что все опрошенные студенты в той или иной степени целеустремлённые люди, способные достигать поставленных целей. Большинству студентов это помогает учиться и получать хорошие оценки.

Я считаю, что главной целью большинства студентов является получение хорошей высокооплачиваемой работы, желательно по специальности, такой которая очень хорошо материально обеспечит и даст возможность воплотить свои мечты. А хорошее образование - всего лишь средство достижения этой цели. Но добиться этого смогут не все из опрошенных. Потому, что получить хорошее образование могут только те люди, которым действительно нравится учиться, а таковых оказалось лишь 16,7%. Получается, что остальные студенты учатся по необходимости, либо под «нажимом» родителей. Действительно, большое влияние на студентов при выборе целей в жизни оказывают друзья и родители, поэтому нам (студентам) нужно становиться самостоятельнее в принятии решений, но для этого необходимо чётко знать чего хочешь. Возможно, по этим причинам плох уровень образования выпускников ВУЗов и востребованность их невелика. Поэтому реально получить хорошую работу, реализовать себя и разбогатеть смогут немногие, может быть только те, которым помогут их большие связи, знакомства.

Чтобы повысить уровень образования выпускников ВУЗов, я считаю необходимо заинтересовать студентов в учебном процессе, сделать его интересным для студентов. Но для этого ВУЗу надо более жестко выбирать абитуриентов и преподавателей. Например, в Японии выпускники школ тестируются на определение их уровня интеллекта, ведь чем выше интеллект у человека, тем более он способен не просто «учить» материал и идти по проторенной дороге, а находить новые способы решения задачи. Если тестируемый не набирает нужное количество баллов , то он не имеет права поступать в ВУЗ! Но это не значит, что человек не может ничего добиться в жизни: перед ним открыты двери всех среднеспециальных учебных заведений, он может заниматься бизнесом и т. д. Что же касается преподавателей, то, по моему мнению, это не просто профессия, а - призвание, здесь «случайных людей» быть не должно. Люди, желающие обучать других, должны кроме всего проходить психологическое тестирование. Может быть, тогда студенты не будут изнемогать от скуки на лекциях и делать вид, что учатся, а преподаватели - что учат. Всё это изменить - задача ВУЗа, психологов и государства.

Похожие работы на - Жизненные цели студентов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!