Метод духовного проживания в художественно-эстетическом проекте 'Рождество – праздник во всём мире'
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей « Музыкальная школа» г. Королёв
Метод духовного проживания в художественно-эстетическом проекте «Рождество - праздник во всём мире»
Черкез Марина Владимировна
Дополнительному образованию принадлежит социально-историческая миссия воссоединения и сотрудничества светского и духовного образования детей. Наша отечественная культура - по своим основам и своему духу христианская… Приобщение ребенка к христианской культуре, не столько социальная необходимость, сколько наш моральный долг, как перед прошлыми поколениями россиян, так и перед вступающими в эту жизнь. Моё убеждение, что человек, живущий в России, должен приобщаться к историческим и духовно - нравственным ценностям, знать её культуру и традиции, чтобы стать полноценным гражданином своей страны. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии.
На базе МОУГ «Российская школа» несколько лет осуществляется совместная проектная деятельность общего и дополнительного образования, результатом которой является художественно - эстетический проект в 5 - 8 классах. Основная идея проектной деятельности это духовно - нравственное воспитание.
В.А. Сухомлинский в своих трудах отмечал: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура - это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. В вечном поиске положительного и доброго мы выходим на общечеловеческие ценности и идеалы, которые нашли своё отражение в 10 заповедях Господних Ветхого Завета. С древнейших времен люди понимали, что труднее всего человечеству дается не добыча пищи, не технический прогресс, а нравственное совершенствование.
Духовно - нравственное воспитание предполагает целенаправленное развитие у детей проявлений духовности, ориентированной на доброту, любовь, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует общечеловеческим и православным ценностным ориентациям.
Тема реализуемого проекта «Рождество - праздник во всём мире»
Идея проекта реализуется средствами художественной выразительности. Она актуальна и востребована в современном поликультурном обществе. Главная задача - показать детям в процессе совместной работы над проектом, что общечеловеческие ценности - универсальны и понятны всем людям, невзирая на религиозную принадлежность.
Проект предполагает особую форму воздействия и воспитания - позволяет формировать представления о мире, об окружающей действительности, используя различные языки искусства: вокал, музыкальное сопровождение, выразительная декламация, хоровое пение. Всё это способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию, через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание.
На занятиях практикуются активные методы: метод показа, сравнения, проживания, одухотворения, которые способствуют развитию творческого и духовно - нравственного потенциала учащихся.
Духовно - нравственное воспитание в форме проектной деятельности включает в себя 3 компонента:
Познавательно-просветительский
Ценностно-нравственный
Художественно - эстетический
Познавательно-просветительский компонент повышает информированность учащихся о Рождестве, стимулирует интерес к духовной культуре, создаёт предпосылки для самообразования.
Ценностно-нравственный компонент даёт определение нравственным ценностям: духовная чистота, любовь к «ближнему», ценность человеческого бытия; помогает детям встраивать свои духовно - нравственные ориентиры в систему общечеловеческих ценностей.
Художественно - эстетический компонент - это творческое осмысление «вечных тем». Формирование позитивного отношения к окружающему миру; присвоение извечных человеческих ценностей - любви, красоты, добра, достоинства, жизнелюбия - происходит в процессе работы над музыкальным материалом.
Проведя беседу о Рождестве, обратила внимание детей на общечеловеческие ценности, которые объединяют все религии: любовь к «ближнему», сострадание, сочувствие, доброта, терпимость. Сравнивая язык музыкальной культуры православия, язык католической традиции и светский музыкальный язык детям сразу становится видно, что они отличаются друг от друга - мелодикой, ритмом, гармонией, но духовная составляющая у них одна.
Педагогическая практика работы в школе показала, что ребята не остаются равнодушными к этой теме. С большим удовольствием они исполняют эти произведения. Дети, исповедующие другие религии, в частности представители армяно-григорианской церкви, рассказывали, что родители с интересом восприняли их работу в проекте и очень часто просили детей исполнять эти песни дома. Справедливости ради необходимо сказать, что возникали и другие моменты. В практике работы был неоднозначный опыт общения с детьми, исповедующими ислам. Ученик старшеклассник с интересом работал на занятиях, пел в хоре, посредством музыки, он смог увидеть то общее, что объединяет религии - общечеловеческие ценности, осознал их универсальность. Совсем другое впечатление оказало произведение, «Рождество Христово» на ученика начальной школы. Он негативно воспринял работу над ним и отказался петь. Посредством индивидуального общения с ребёнком и с родителями ситуация разрешилась благополучно. В процессе проделанной работы был получен положительный результат. Дети с большим удовольствием участвовали в этом проекте, пели и на уроке, и дома по просьбе родителей. Работа в проекте создала благоприятные условия для формирования духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей. Эта работа способствовала развитию певческой культуры школьников, духовного мира учащихся, веротерпимости и формированию нравственного фундамента будущей личности.
Наша школа многонациональна, необходимо прилагать определённые усилия, чтобы в ней царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья.
Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».
духовное образование художественный эстетический рождество
Литература
1. Василевская В.Я. Учения Ушинского К.Д. о воспитании // Куломзина С.С. Наша церковь и наши дети - М., 1993 - с.150-189.
. Гоначаров Н.К. Педагогическая система Ушинского К.Д. - М.: Педагогика, 1974. - с.145-156.
. Ефимов А.И. Ушинский К.Д. о народности воспитания // Народность эстетического воспитания в наследии передовых русский педагогов второй половины 19 в. и просветителей народов России: Учебное пособие - Чебоксары, 1992. - с.4-7.
. Калиш И.В. от внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2000.- с. 11
. Сухомлинский О. В Сердце отдаю детям; Рождение гражданина; Письма к сыну./Вступ.ст.»Степени взросления».К.; Рад.шк.,1985г. - 557с: ил.
. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.:, Просвещение, 1968. - 371 С.