Организация и управление системой логистики на предприятии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,01 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация и управление системой логистики на предприятии

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что накопившиеся за последнее десятилетие проблемы в промышленности и торговле России требуют системного комплексного подхода к их решению. Наряду с традиционными методами и средствами модернизации российской экономики повышаются роль и значение рыночной инфраструктуры, применения новых для отечественной экономики инструментов хозяйствования, включая логистику.

Для сохранения своих рыночных позиций предприятиям необходимо предпринимать определенные усилия в направлении повышения эффективности бизнес-процессов, поиска дополнительных возможностей снижения уровня затрат при сохранении рыночных позиций, улучшения качества удовлетворения спроса потребителей.

В связи с этим, отмечен возрастающий интерес со стороны предпринимателей к логистике. Практика показывает, что предприятия, использующие современные логистические подходы, добились преимущества перед конкурентами и значительно увеличили прибыль.

Для подготовки обоснованных управленческих решений необходимо владеть комплексными знаниями в области логистики.

Область логистики охватывает управление самыми разными объектами - документооборот, людские потоки, информационные, финансовые и, конечно, товарно-материальные. Именно управление товарно-материальными потоками, их оптимизация являются наиболее распространенными задачами менеджмента в среде коммерческих предприятий, поэтому в данной работе внимание будет сконцентрировано именно на логистике движения товарно-материальных ценностей. Логистика как сфера деятельности неоднородна - разделяют логистику закупок и продаж, логистику складирования и запасов, транспортную логистику, производственную логистику и логистику цепей поставок (управление цепями поставок).

Важным фактором успеха любого бизнеса является четкая система материально-технического обеспечения производственно-сбытовой программы, характеризуемая такими качественными показателями как:

своевременность поставок;

оптимальная стоимость поставок;

удобная система хранения и доставки для производства и реализации;

эффективная и привлекательная упаковка, обеспечивающая сохранность потребительских свойств и дополнительную прибыль при продаже материальных ценностей;

эффективная система анализа способа, маршрута и стоимости доставки.

Наличие работающей системы управления цепочками поставок позволяет полностью контролировать весь поток товарно-материальных ценностей - от поставщика до покупателя, - оптимизировать каждый шаг на пути движения товаров, информации и финансов, достигая значительной экономии ресурсов предприятия.

Под деятельностью в области логистики отдельного предприятия обычно понимают деятельность, связанную только с транспортировкой и складированием. При этом часто недооценивается стратегический потенциал логистики в компании. Между тем одной из основных задач отдела логистики в организации являются координация деятельности служб, участвующих в управлении движением материальных потоков, и разрешение возникающих между ними конфликтов. Поэтому логистика на уровне предприятия не только отвечает за физические процессы, связанные с движением потоков, но и является частью менеджмента компании.

Объект исследования система логистики на предприятии.

Предмет исследования: организация и управление системой логистики.

Цель данной работы: изучение организации и управления системой логистики на предприятии.

Задачи данной работы:

раскрыть понятие, задачи, функции и принципы логистики,

- изучить функциональные области логистики,

рассказать об организации логистического управления на предприятии.

1. Понятие, задачи, функции и принципы логистики

логистика управление транспортирование складирование

Логистика (logistics) - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Логистика как хозяйственная деятельность - это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции, а также связанной с этими операциями информацией.

Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособности предприятия на рынке посредством соблюдения следующих основных принципов:

- продукт должен быть необходим потребителю;

- продукт должен быть соответствующего качества;

- продукт должен быть в необходимом количестве;

- продукт должен быть доставлен в нужное время;

- продукт должен быть доставлен в нужное место;

- продукт должен быть доставлен с минимальными затратами;

- продукт должен быть доставлен конкретному потребителю.

Представленные принципы являются выражением идеальной системы обеспечения поставок.

Принципы выполняются в ходе решения комплекса задач, например, создание эффективной системы контроля, разработка и внедрение функционально согласованной и технологически рациональной структуры логистической деятельности. При этом задачи декомпозируются до мероприятий по каждому элементу логистической цепи и до отдельной логистической операции.

Для практической реализации целей логистики необходимо разделить задачи по срокам и сложности решения на две группы: долгосрочные и текущие (локальные) задачи.

К долгосрочным задачам логистики относятся следующие:

создание комплексных, интегрированных систем управления движением материальных, информационных и финансовых потоков, а также - распределения ресурсов;

стратегические разработки (технологии, программное обеспечение, торговые марки и др.), планирование и контроль за использованием логистических мощностей, ресурсов предприятия.

Текущие (локальные) задачи в логистике требуют быстрого реагирования:

сокращение времени хранения продукции;

сокращение времени перевозок;

рациональное распределение транспортных средств для доставки по направлениям;

определение эффективной схемы работы с использованием различных видов транспорта подрядных организаций;

быстрая реакция на требование потребителей;

оперативная обработка и выдача информации и т.п.

Следует выделить ряд постоянных задач логистической системы:

осуществление сквозного контроля за потоками и процессами выполнения работ, оказания услуг в логистических системах;

разработка и совершенствование инструментов управления товарно-материальными потоками;

многовариантное прогнозирование развития событий;

стандартизация требований к качеству логистических операций;

регламентация процессов выполнения операций;

выявление несбалансированности между потребностями рынка в логистических операциях и возможностями логистической системы и т.п.

История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое. В Древней Греции логистика обозначала «счетное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления». В Римской империи под логистикой понимались правила распределения продовольствия. Во времена византийского императора Льва VI (866-912 гг.) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями.

Впоследствии исторически сложились три источника формирования термина «логистика»: военный, математический, экономический (управленческий).

Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.

Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу эффективности управления материальными потоками в экономике. Как и другие методы прикладной математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели и т.д.), логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.

Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой еще накануне и в период экономического кризиса 30-х годов идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики - логистику.

В зарубежной и российской литературе можно встретить значительное количество трактовок логистики. Вот основные их них:

Логистика - наука об организации и оптимизации потоковых процессов на предприятии;

Логистика - искусство перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения.

Логистика - управление и координация в рамках цепи «снабжение - производство - сбыт», включая выбор поставщика, организацию материального обеспечения производства, размещения запасов и доведение готовой продукции до потребителей по каналам распределения.

Логистика - искусство и наука определения потребностей, а также приобретения, распределения и содержания в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.

Логистика - комплексное направление в науке, охватывающее проблемы управления материальными потоками.

В рамках данного исследования будем придерживаться следующего определения: логистика - это наука об организации и оптимизации потоковых процессов на предприятии.

В экономике понятия и методы логистики стали применяться сравнительно недавно. Так, до начала 60-х гг. ХХ в. вопросам оптимизации материальных потоков большого внимания не уделялось. На уровне межфункционального взаимодействия выделяют четыре этапа развития логистических систем.

Первый этап развития логистики (60-е гг. ХХ века) характеризуется интеграцией складского хозяйства с транспортом, которые начинают функционировать по единому графику и согласованной технологии. Ранее транспорт и склад были связаны только oпeрациями погрузки-разгрузки. После объединения они начинают работать по единой технологии (тара, в которой отправляется груз, выбирается с учетом транспорта).

Ключевые моменты первого этапа развития логистики:

непосредственное реагирование на колебания спроса;

оценка логистической системы выражается минимумом общих затрат на материальное распределение, но не эффективностью отдельно складского хозяйства и транспорта.

Ключевые моменты второго этапа развития логистики:

система логистики включает следующие элементы: обработку заказов, обслуживание заказчика, управление запасами готовой продукции;

используются компьютеры, но информационные системы не отличаются высокой сложностью;

работа логистической системы оценивается сопоставлением сметы расходов и реальных затрат.

Третий этап (90-е годы ХХ века.) характеризуется интеграцией всех участников логистического процесса - поставщиков сырья, производственного предприятия, оптового и розничного звена.

Современная логистика представляет собой совокупность:

концептуального подхода к различным этапам и функциональным областям логистики как к единому целому;

методологических приемов расчетов параметров и режимов отдельных операций всего рассматриваемого процесса с указанных позиций;

технических средств и организационных форм, обеспечивающих принятие обоснованных управленческих решений, исходя из вышеупомянутого концептуального подхода, а также своевременную реализацию этих решений.

Ключевые моменты третьего этапа развития логистики:

к элементам логистической системы второго этапа добавляются: добыча или закупка сырья, доставка сырья на предприятие, управление запасами сырья и незавершенного производства;

управление основано на планировании упреждающих воздействий;

работа системы оценивается сравнением со стандартом качества обслуживания.

Четвертый этап (настоящее время). Логистические операции интегрируются с операциями маркетинга и финансов.

Ключевые моменты четвертого этапа:

увязка противоречивых целей подразделений предприятия;

долговременное (более года) планирование;

оценка работы системы с учетом требований международных стандартов.

В настоящее время не все предприятия пришли к пониманию необходимости использования логистики в производственно-торговой деятельности. Это объясняется изменчивым экономическим климатом, нацеливающим на получение сиюминутной прибыли. Кроме того, иногда трудно выделить отдачу от инвестиций в логистику. Проблема слабой подготовки специалистов в области логистики (особенно высшего управленческого звена) также препятствует развитию внедрению логистических методов.

2. Функциональные области логистики

При классификации функциональных областей логистики на микроуровне в качестве признака классификации могут быть использованы фазы материального потока. При этом выделяют следующие функциональные области:

закупочная логистика;

производственная логистика;

сбытовая логистика;

ретрологистика (реверсивная логистика).

Закупочная логистика. Охватывает планирование, управление, сопровождение и контроль всех поступающих на предприятие товаров и принадлежащие им информационные и финансовые потоки. Входящий поток для промышленного предприятия - материалы (сырье, вспомогательные материалы и материалы производственного назначения), полуфабрикаты, а также запасные части для нужд производства. Закупочная логистика является обязательным посредником между рынками сырья и производством - это первый этап внутрипроизводственного создания добавленной стоимости. В зависимости от договорного оформления с поставщиками она начинает действовать уже при контроле и при отпуске товара поставщиком, при поступлении товаров клиентам или на сборочном конвейере. Сфера действия закупочной логистики заканчивается пуском товаров в производство. На этом этапе решаются следующие задачи: выбор поставщика; оценка результатов работы поставщиков по заключенным договорам; обоснование выбора территориально удаленного поставщика и другие задачи.

Аналогичные функции выполняются в закупочной работе на крупных складах и оптовых базах. Здесь предшествующим этапом являются производственные предприятия, а в качестве объекта управления рассматриваются товары.

Логистика производства. Рассматривается как на промышленном предприятии, так и на крупных складах. Она охватывает планирование, управление, сопровождение и контроль всех внутрипроизводственных материальных потоков и принадлежащих им потоков информации. Составляющие материального потока - полуфабрикаты и запасные части (производственное предприятие) или товары (распределительные склады). Логистика производства регулирует снабжение производственного оборудования, обеспечивает «передачу» между подразделениями (внутрипроизводственный транспорт и промежуточное хранение объектов незавершенного производства). Например, расположение производственного оборудования в цехе планируется таким образом, чтобы пути движения сырья и полуфабрикатов были более короткие.

В рамках логистики производства решаются задачи: управления запасами; календарного планирования производства; определения оптимальных планов многономенклатурного производства.

Сбытовая логистика. Охватывает планирование, управление, прохождение и контроль всех материальных потоков и принадлежащих им потоков информации, выходящих из производственного предприятия. Объекты исследования - конечная продукция и предметы торговли. Сбытовая логистика является частью менеджмента связей с клиентами, суть которой состоит в поставке нужного продукта (нужного количества и сорта) в нужном состоянии, в нужное время, в нужное место. Если эти критерии исполняются, то сбытовая логистика эффективна.

В специальной литературе часто смешиваются понятия «сбытовая логистика» и «распределительная логистика». Анализ общего процесса товародвижения позволяет сделать следующие выводы.

Сбытовая логистика, или логистика сбыта, - это уровень микрологистики, то есть управление выходящим материальным потоком из производственного предприятия - отгрузкой, упаковкой, маркировкой товара и т.д. В этом случае управленческие решения принимаются на уровне предприятия.

Основная цель логистической системы распределения - доставит товар в нужное место и в нужное время. В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, логистика призвана удовлетворить сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами. Очевидно, что решение задачи организации каналов распределения играет при этом главную роль.

Из-за общности объекта изучения логистика распределения и маркетинг пользуются одними и теми же понятиями. Это касается и каналов распределения. Основы их организации и функционирования достаточно подробно рассмотрены в литературе, посвященной проблемам маркетинга. Тем не менее, представляется целесообразным выделить здесь некоторые важные определения и положения, касающиеся работы каналов распределения товаров.

Канал распределения - это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.

Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды:

экономию финансовых средств на распределение продукции,

возможность вложения сэкономленных средств в основное производство,

продажу продукции более эффективными способами,

высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков,

сокращение объема работ по распределению продукции.

Таким образом, решение о выборе каналов распределения - одно из важнейших, которое необходимо принять руководству организации.

Канал распределения - это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю. При этом организации или лица, составляющие.

Обратная, возвратная логистика (ретрологистика, реверсивная логситика). Согласно воззрениям немецких авторов ретрологистика охватывает планирование, управление, организацию, регулирование и контроль всех остаточных потоков материала (упаковка, отбросы, старые продукты) и возврат товаров, а также потоки информации.

Потоки, обратные товародвижению, следует рассматривать как на микро-, так и на макроуровне, поэтому мы предлагаем разделить понятия обратной и возвратной логистики.

На микроуровне изучается возврат товаров на разных стадиях товародвижения, то есть все возвратные потоки, возникающие при производстве и продажах товаров (брак, неиспользованная продукция, многооборотная тара, возврат товара с целью перераспределения). Для обеспечения возвратов используется соответствующая документация. Этот участок логистики, на наш взгляд, следует назвать возвратной логистикой.

На макроуровне это организация возврата использованной тары и товаров. К примеру, в Европе на законодательном уровне определено, что отслужившие свой срок бытовые электроприборы возвращаются на предприятие, где они были произведены. Поэтому еще на стадии проектирования этих товаров предусматривается возможность повторного использования некоторых деталей (при соответствующем контроле качества). Собственно, этот участок логистики и следует назвать ретрологистикой, или обратной логистикой, так как для обеспечения продвижения твердых бытовых отходов требуется создание отдельного логистического канала (такой подход уже находит себя в практике).

Обратная логистика тесно связана с решением экологических задач, в том числе и при работе автомобильного транспорта. Сокращение числа возвратов продукции, определение оптимальных (кратчайших) путей движения машин позволяют снизить нагрузку на окружающую среду. все это еще раз подчеркивает значение логистики в общем и обратной логистической функции - в частном, в области транспорта.

При сравнении моделей логистики, представленных в российских и зарубежных учебных руководствах (в частности, ФРГ), заметно отличие, которое заключается в выделении обратной цепи логистики - ретрологистики макроуровня, замыкающей общую логистическую цепь в единое целое. В российской практике ретрологистика цепей поставок является недостаточно отработанной частью глобальных логистических систем. Вероятно, это связано и с несовершенством законодательства, и с обширными территориями в Российской Федерации - возможность создания «складов» отходов в виде свалок, чего не могут себе позволить страны с ограниченными территориями.

3 Организация логистического управления

Основные функции управления в промышленных фирмах стран с развитой рыночной экономикой в основном применяются две формы организации материально-технического обеспечения, функционирующего на принципах логистики, - централизованная и децентрализованная. Каждой из указанных форм может быть присуща сгруппированная или разбросанная служба снабжения и сбыта. При сгруппированной службе все ее подразделения, выполняющие отдельные функции (снабжение, сбыт, хранение запасов, перевозки и т.д.), находятся в ведении одного отдела. Для разбросанной службы характерно рассредоточение линейных подразделений по двум или более отделам.

Централизация в принципе считается целесообразной, если только она не сковывает инициативу предприятий, входящих в ту или иную фирму и специализирующихся на выпуске определенных видов продукции. Основные преимущества централизации управления службами материально-технического обеспечения заключаются в снижении издержек и создании условий для разработки единой заготовительной, сбытовой и транспортной политики фирм.

Импульсом к более широкому применению на фирмах западных стран централизованной формы организации управления материально-техническим обеспечением послужила переориентация производства на выпуск товаров, нужных определенным категориям потребителей. Это привело к росту расходов, связанных с реализацией готовой продукции.

Обычно централизованная форма управления материально-техническим обеспечением применяется в фирмах, выпускающих однородную продукцию и имеющих небольшое число предприятий, расположенных в одном регионе. Предпочтение децентрализованной форме управления отдается в фирмах с предприятиями, размещенными в различных районах и специализирующихся на выпуске одного или нескольких видов продукции (т.е. на фирмах с диверсифицированным производством). Иногда используется смешанная форма управления. Она встречается на фирмах с несколькими предприятиями, потребляющими разное сырье и материалы и вместе с тем получающими большой объем некоторых из них.

Сокращение издержек обращения при централизации материально-технического обеспечения достигается за счет того, что она, способствуя укрупнению партий приобретаемых товаров у поставщиков (т.е. при такой организационной форме фирмы могут выходить на рынок как крупные оптовые покупатели), делает возможным более широкой выбор последних и создает условия для выгодного контрактования транспорта и получения скидок на цену товаров. При децентрализованной форме организации служб снабжения и сбыта производственные отделения и предприятия фирмы вынуждены делать закупки сравнительно небольшого объема и нести из-за этого существенные транспортные расходы.

Централизация материально-технического обеспечения сокращает издержки обращения еще и за счет уменьшения материальных запасов в каждом производственном отделении и предприятии фирмы, снижения затрат на проектирование и эксплуатацию меньшего числа информационных контролируемых систем. В тоже время повышается координация работ с другими службами фирмы, создается основа для более успешного разрешения возникающих между ними конфликтов и установления более действенного контроля за распределением и потреблением.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что централизация управления материально-техническим обеспечением вызывает определенные сложности. Это, в частности, относится к тем фирмам, в которых отдельные предприятия и подразделения несут полную ответственность за получение прибыли. Обладая автономией и подвергаясь относительно менее жесткому контролю со стороны руководства фирмы, они опасаются, что централизация в области материально-технического обеспечения может привести к ущемлению свободы их выбора. Как уже отмечалось выше, централизованная и децентрализованная формы организации управления материально-техническим обеспечением в фирмах могут иметь сгруппированную и разбросанную службы снабжения и сбыта товаров. Все многообразие подходов к проблемам управления можно формализовать рядом схем, отражающих их типичные черты.

Для варианта централизованного управления со сгруппированным службами типичной является схема, изображенная на схеме (см. Приложение А), при которой центральная служба материально-технического обеспечения (она в схеме названа службой управления материалами) несет ответственность за движение материалов внутри предприятий фирмы, за потоки входящего сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, отправляемой потребителям, а также за обеспечение производственного процесса всеми необходимыми материалами в нужное время и в требуемых количествах. При такой организации служба управления материалами подчиняется вице-президенту фирмы и иногда может быть объединена со службой производства и проектирования в единый отдел.

Данная схема имеет структуру, при которой высшее руководство, президент и вице-президент фирмы руководят набором подразделений, в частности, отвечающих за финансовые вопросы, вопросы рыночной политики, производства продукции, перспективных разработок и исследований и, наконец, за вопросы материально-технического обеспечения (в схеме: управление материалами). Функциональное подразделение материально-технического обеспечения имеет в своем составе развитую структуру линейных подразделений, занимающихся закупкой сырья, оборудования, комплектующих; транспортным обслуживанием предприятий; управлением складского хозяйства и запасами; обработкой информационных данных и обслуживанием клиентуры фирмы. Эти линейные службы связываются между собой как через руководство, так и напрямую в зависимости от характера решения вопросов (оперативного или долгосрочного).

Служба материально-технического обеспечения, как показано на схеме, имеет централизованное управление и непосредственно обеспечивает не только снабжение и сбыт продукции, но также планирование и контроль ее производства. Указанная схема применяется в фирмах, специализирующихся на выпуске крупных партий товаров, с технологически близкой номенклатурой.

Типичная схема централизованного управления материально-техническим обеспечением без группировки его служб применяется тогда, когда те или иные подразделения службы имеют наибольшее значение для деятельности компании в целом. Обычно такая схема свойственна фирмам с централизацией управления производством всей гаммы продукции, ее контроля и сбытом (см. Приложение Б). Недостаток этой формы управления в том, что в ее рамках затруднительно достичь полной взаимосвязи при выполнении всех задач, стоящих перед материально-техническим обеспечением.

Данная система, также имеет централизованное управление. В отличие от предыдущей схемы эта схема характеризуется большим количеством функциональных подразделений. Так, в ней в качестве отдельного звена выделена функция закупок и организация транспортного обеспечения фирмы, в задачу которой входит выполнение конечных транспортных операций по разгрузке закупленных товаров и передача их в складское хозяйство фирмы.

Особенностью данной системы является совмещение в рамках производственного отдела функций по производству товаров, выпускаемых фирмой, и управлению запасами. Необходимо отметить, что уровень централизации рассматриваемой системы несколько ниже по сравнению с предыдущей. Однако весь комплекс преимуществ, заключающихся в единой системе организации производственного процесса фирмы и связанного с ним управления запасами, сохраняется и для данной системы.

При варианте децентрализованного управления со сгруппированными службами материально-технического обеспечения типичная схема ее организации предусматривает отдельную ответственность за снабжение производства и сбыт на каждом предприятии фирмы, специализирующемся на выпуске определенных видов продукции. Эта схема предполагает концентрацию функций материально-технического обеспечения в рамках одной службы каждого предприятия, отвечающего за тот или иной вид продукции (см. Приложение В, Г условно показаны только два вида продукции - А и В). В случаях, когда в концентрации таких функций нет необходимости, применяется децентрализованная форма управления с разбросанной службой материально-технического обеспечения.

В Приложении В представлен один из вариантов структурной схемы децентрализованного управления производством и материально-техническим обеспечением. Система состоит из трех уровней. В непосредственном подчинении высшего руководства фирмы находятся четыре подразделения: ведающие финансовыми активами фирмы и ценными бумагами, юридической службой, кадровыми вопросами и связью с общественностью. Эти подразделения отражают функции, возложенные на аппарат руководства. Второй уровень управления составляют функциональные подразделения, непосредственно организующие вопросы финансирования производства, исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а также весь комплекс вопросов, связанных с выпуском отдельных видов продукции. Третье звено управления находится в непосредственном подчинении этих подразделений и отвечает за исследование рынка и сбытовую политику (маркетинг); оно связано с подразделением, занимающимся контролем финансовой деятельности и статистическим учетом. В функции подразделения материально-технического обеспечения входит вся технологическая цепочка, включая транспортировку и складирование материалов, а также обслуживание покупателей готовой продукции. Линейная служба подразделения, ведающая контролем за запасами, осуществляет функции планирования производства совместно со службами производственного подразделения. При этом она исходит из, наличия и номенклатуры запасов на складе фирмы.

Схема, представленная в Приложении Г, имеет более развитую децентрализацию на третьем уровне управления. Отдельные функции материально-технического обеспечения возлагаются на отдел закупок и, транспортной службы. Функция управления запасами возложена на производственный отдел. В службу маркетинга входит также складирование и управление запасами готовой продукции.

Координация функций материально-технического обеспечения проводится на втором уровне структуры, что делает эти отделы более автономными, а с другой стороны, усложняет принятие управленческих решений на этом уровне.

Как при централизованной, так и при децентрализованной схеме управления функции службы материально-технического обеспечения могут быть объединены с производственными функциями в пределах одного отдела. Возможен и другой вариант объединения функций, при котором службе снабжения и сбыта товаров передается часть производственных функций (см. Приложение В, Г). Это делается для достижения лучшей координации между отдельными службами фирмы и свидетельствует об определенной степени гибкости применяемых организационных структур фирм.

Выбор конкретной формы организации управления снабжением и сбытом на уровне фирм в различных отраслях экономики в западных странах, помимо уже отмеченных выше общих причин, зависит также от целого ряда других факторов. Во многом структура организации и управления материально-техническим обеспечением связана с направлением потоков продукции, ее многообразием, особенностями поставщиков и потребителей, стратегическими целями фирмы.

Заключение

Логистика - наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от первичного источника до конечного потребителя.

. Исторически сложились три источника формирования термина «логистика»: военный, математический, экономический (управленческий), но основное направление её - военное дело. До конца XIX в. логистика в России была распространена как искусство управления движением войск. После почти столетнего забвения логистика вернулась в Россию как прикладная наука об организации транспортного и складского хозяйства.

Первый этап развития логистики (60-е гг. ХХ в.) - интеграция складского хозяйства с транспортом, которые начинают функционировать по единому графику и по согласованной технологии.

Второй этап (80-е гг.) - интеграция складского хозяйства и транспорта с производством.

Третий этап (настоящее время) - интеграция всех участников логистического процесса. Логистика в сегодняшнем понимании становится инструментом общего менеджмента.

. Логистика как наука и практика управления материальными и связанными с ними потоками финансовых ресурсов и информации становится все более востребованной в России. Организация обеспечения производителей и продвижения их продукции на рынок на принципах логистики дает значительный экономический, социальный и экологический эффект.

. Принято выделять следующие функциональные области логистики: логистика запасов, транспортная, закупочная, сбытовая, распределительная логистика, логистика производственных процессов, складирования, информационная логистика, логистика сервисного обслуживания, ретрологистика.

. Отечественная история развития логистики существенно отличается от западной:

в странах СНГ задачи оптимизации решались в основном для продукции производственно-технического назначения;

в западных странах логистика развивалась как хозяйственная деятельность по управлению товарными потоками в сфере производства и обращения.

. В настоящее время ученые разных стран сходятся во мнении, что объектом логистики является материальный поток на всем пути своего движения, т.е. от первичного источника до конечного потребителя.

. В то же время исследование логистики на микроуровне определяет управление потоками, запасами, информацией, транспортом на отдельном предприятии, поэтому следует разделять макрологистический и микрологистический уровни.

. В реальной экономике системы логистики в рамках различных производственных объединений по объективным причинам находятся на разных стадиях или уровнях развития.

Для первого уровня развития логистики характерен ряд моментов: предприятие работает на основе выполнения сменно-суточных плановых заданий, форма управления логистикой наименее совершенна.

Для компаний, имеющих системы логистики второго уровня развития, характерно управление потоком производимых предприятиями товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя. Контроль системы логистики распространяется на следующие функции: обслуживание заказчика, обработка заказов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы системы логистики.

Системы логистики третьего уровня контролируют логистические операции от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя продукции.

К дополнительным функциям таких систем относятся: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта, производственное планирование, добыча или закупка сырья, управление запасами сырья, проектирование систем логистики.

Число компаний, использующих логистические системы четвертого уровня развития, пока еще невелико.

Такие компании интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов.

Управление системой осуществляется на основе долговременного (более одного года) планирования.

Работа системы оценивается с учетом требований международных стандартов.

Список использованных источников

1Баско, И.М. Логистика [Текст]. - М.: Экономика, 2009. - 422 с. - ISBN 985-484-352-1.

Галанов, В.А. Логистика [Текст]: Учебник. - М.: Инфра-М, 2007. - 274 с. - ISBN 978-5-91134-127-5.

Джонсон, Дж. Современная логистика [Текст], 7-е издание: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. - 624 с. - ISBN 5-8459-0295-9.

Керашев, М.А. Экономика промышленного производства [Текст]. Учебник Краснодар: КубГТУ, 2008. - 364 с. - ISBN 978-5-9626-0365-0.

Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина [Текст]. - М. ИНФРА-М, 2009. - 327 с. - ISBN 5-86225-958.

Максютов, А.А. Экономика предприятия: Учебник / [Текст]. - М.: Альфа-Пресс, 2005. - 528 с. - ISBN: 5-94280-133-9.

Мокий, М.С. Экономика предприятия [Текст]: Учебное пособие / Под ред. проф. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. - ISBN 5-472-00820-4.

Скляренко, В.К. Экономика предприятия: Учебник / [Текст]. - М.: Инфра-М, 2006. - 528 с. - ISBN: 978-5-16-002978-8.

Федьво, В.П. Коммерческая логистика [Текст]. - М.: Экономика и управление, 2008. - 356 с. - ISBN 5-241-00640-0.

Экономика предприятия. - 4-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.Я. Горфинкеля / [Текст]. - М.: Издательство: Юнита-Дана, 2006. - 670 с. - ISBN: 5-238-00758-2.

Похожие работы на - Организация и управление системой логистики на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!