Тревожность как фактор в психосоматических проявлениях у студентов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,51 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тревожность как фактор в психосоматических проявлениях у студентов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

Факультет психологии








Курсовая работа

по дисциплине «Медицинская психология»

Тревожность как фактор в психосоматических проявлениях у студентов



Студента 3 курса очного отделения

Ни Ирины Валерьевны

Руководитель:

проф., д. мед. н. Н П. Баркова



Иркутск 2011

Содержание

Введение

Глава I. Теоретический анализ по проблеме тревожности в психосоматических проявлениях

.1 Понятие тревожности, структура, подходы

.2 Особенности психосоматических проявлений у тревожных студентов

.3 Выводы по главе

Глава II. Эмпирический анализ тревожных студентов в психосоматических проявлениях

.1 База и методы исследования

.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

.3 Выводы по главе

Заключение

Библиографический список

Введение

Распространенность феноменов тревожности у студентов, ее негативная роль в развитии являются темой многочисленных работ психологов, клинических психологов, педагогов, врачей. Интерес к данной проблеме со стороны представителей различных областей практики обусловлен влиянием тревоги на многие аспекты развития человека: физическое и психическое здоровье, развитие эмоциональной сферы и общения, учебную деятельность и т.д. Роль тревожности в возникновении широкого круга патологических явлений и как составляющей клинической картины разного рода расстройств, как психосоматических, так и психических, традиционно подчеркивается в психологической и медицинской литературе. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей, в том числе многих нарушений развития. Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения. Значение профилактики тревожности, ее преодоление важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.

Также необходимо отметить, что юношеский возраст - один из важнейших этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности - учебной, производственной, творческих занятий и пр. Для этого периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса с переходом на новые формы обучения (еще большая дифференциация предметов), а также социальная адаптация в отношениях с коллективом. Студенты сталкиваются с тем, что испытывают потребности, осуществление новых контактов, установлении нового уровня взаимоотношений. Ситуация неудовлетворенности, порожденная различными аспектами: сохранением многочисленных ограничений, свойственных предшествующему возрасту, и появление новых стремлений быть взрослым, требуют не малой работы над собой, а главное над отношением к себе.

На сегодняшний день существует огромное количество способов воздействия на молодую личность, на ее эмоциональную сферу, являющуюся определяющей в системе самоотношения и самосознания. Не смотря на это, тема до конца не изучена. Актуальность данной проблемы обусловлена распространенностью невротических и психосоматических расстройств явлений дезадаптации у студентов.

В соответствии с вышесказанным, целью работы является изучение роли тревожности в психосоматических проявлениях у студентов. Объектом является тревожность, предметом - тревожность как фактор в психосоматических проявлениях у студентов. Гипотеза - у студентов, имеющих различные психосоматические проявления высокий уровень тревожности.

Задачи:

1.  Провести теоретический анализ по проблеме роли тревожности в психосоматических проявлениях.

.    Провести эмпирическое исследование тревожности у студентов как фактор психосоматических проявлений, с помощью пакета подобранных методик по представленной теме.

3.       Исходя из полученных эмпирических данных, сделать выводы по научному исследованию.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены общие понятие тревожности и подходы к изучению тревожности в психосоматических проявлениях, во второй - описание проведения эмпирического исследования тревожности у студентов.

Глава I. Теоретический анализ по проблеме тревожности в

психосоматических проявлениях

.1 Понятие тревожности, структура, подходы

"Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий" [17].

Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.

Ситуативно-устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая "личностная тревожность"). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативно-изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как "ситуационная тревожность". Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.

Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств. Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства. Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации [2]. Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.

В настоящее время активно ведутся исследования тревожности, агрессивности и других личностных качеств, оказывающих влияние на поведение индивида. В истории психологии вопросы тревожности рассматривались практически во всех теориях. Внимание этому оказывали такие авторы как З. Фрейд, В. Райх, К. Хорни, Адлер и многие другие. Пожалуй, немного найдется таких психологических явлений, значение которых одновременно оценивается и чрезвычайно высоко, и достаточно узко, даже функционально. Но такова тревожность. С одной стороны, это «центральная проблема современной цивилизации» [Мау К., Эриксон Э.], как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век - век тревоги». Ей придается значение основного «жизненного чувства современности» [Готвальд Ф.Т., Ховланд В.]. С другой - психическое состояние, вызываемое специальными условиями эксперимента или ситуации (соревновательная, экзаменационная тревожность), «осевая симптома» невроза и т. п.

Разные авторы дают разные определения этому эмоциональному состоянию. Словарь практического психолога определяет тревожность, как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных реакций.

Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины 18 века и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее определение этого термина: «Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [16].

В.В. Суворова определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. Она относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект.

А.М. Прихожан определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет свою побудительную силу и константные формы реализации поведения с преобладанием компенсаторных проявлений.

Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающий когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при доминировании эмоционального. В целом тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации, это переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности и является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека. Тревожность рассматривается как личностное образование и как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Вопрос о причинах тревожности открыт, в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (свойства нервной и эндокринной системы), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов, например, в результате внутренних конфликтов и т.д. Выделяется устойчивая тревожность в какой-либо сфере - частная и общая, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. Различаются также адекватная тревожность, являющаяся отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы, и тревожность неадекватная в благополучных для индивида областях действительности.

На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску. Выделяется устойчивая тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, экологическая и др. - ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную) и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. В этих случаях частная тревожность является лишь формой выражения общей.

Рассмотрение тревожности как предмета психологического исследования берет начало в психоанализе З.Фрейда. “Самые первые результаты З.Фрейда... вызвали у него интерес к происхождению тревоги. Эта заинтересованность впервые привела его... к предположению о том, что тревога... является следствием неадекватной разрядки энергии либидо”. Позже З. Фрейд пересмотрел это предположение и пришел к выводу, что “... тревога является функцией Эго и назначение её состоит в том, чтобы предупреждать индивидуум о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать”.

Первичный источник тревоги З. Фрейд усматривал в неспособности младенца контролировать свой новый мир, а именно управлять внутренним и внешним побуждением. Поскольку тревожность связана с переживанием негативных эмоций, индивид стремится избежать состояния тревоги. Для этого он может использовать защитные механизмы, большая часть из которых направлена на защиту образа “Я”.

Фрейд выделял следующие типы тревоги.

. Реалистическая - является ответом на объективную внешнюю угрозу, при чрезмерном проявлении такая тревожность ослабляет способность индивида эффективно справиться с источником опасности. Переходя во внутренний план в процессе формирования личности, она служит основой для двух типов тревожности, которые различаются по характеру осознания.

. Невротическая тревога обусловлена боязнью оказаться неспособным контролировать свои внутренние побуждения, и является видоизмененной формой реалистической тревожности, когда страх перед внешним наказанием не обусловлен объективной ситуацией.

. Моральная тревога возникает, когда безнравственные побуждения блокируются воспринятыми индивидом социальными и культурными нормами. Факт возникновения таких побуждений вызывает самообвинение (чувства стыда и вины, вплоть до ненависти к себе).

Эти представления Фрейда определили направление исследования тревожности не только для его последователей, но и отразились на авторах, которые вышли за рамки психоанализа.

В своих работах Вильгельм Райх расширил психодинамическую теорию З. Фрейда, включив в нее, помимо либидо, все основные биологические и психологические процессы. В. Райх рассматривал удовольствия, как свободное движение энергии из сердцевины организма к периферии и во внешний мир. Тревожность же понималась им, как препятствие контакта этой энергии с внешним миром, возвращение ее внутрь, что вызывает “мышечные зажимы”, искажает и разрушает естественное чувствование, в частности сексуальное.

В. Райх понимал характер человека, как устойчивый паттерн его реакций на различные ситуации. Основной функцией характера является защита против тревожности, которая вызывается в ребенке с сексуальными чувствами в сопровождении страха наказания. Черты характера не являются невротическими симптомами. Различие состоит в том, что невротические симптомы (иррациональные страхи и фобии) переживаются как чуждые индивидууму, в то время как невротические черты характера (преувеличенная любовь к порядку или тревожная стеснительность) переживаются как составные части личности.

Таким образом, В. Райх внес в описание феноменологии тревожности важный аспект - ригидность и мышечная зажатость, отказ от выполнения действия путем блокады телесных органов. Вкладом в понимание самоотношения является различение переживания своих особенностей как присущих себе или как чуждых.

Центральная категория теории А.Адлера - комплекс неполноценности - также вбирает в себя тревожность. Тревожность возникает в связи с необходимостью восстановить утраченное социальное чувство (чувство единства с социумом), когда социальное окружение ставит перед индивидом задачи. Даже в том случае, если задача очень проста она воспринимается им как проверка полноценности, что приводит к чрезмерному эмоциональному реагированию на нее, излишнему напряжению при её решении.

Если тревожность имеет своим источником комплекс неполноценности, то субъект, переживающий её, обладает дополнительной, не связанной с актуальной ситуацией, мотивацией. Другим следствием теории А. Адлера является то, что тревожность чаще вызывают те задачи, которые угрожают самооценке индивида.

Дальнейшее развитие представления о тревожности получили в социокультурной теории личности, разрабатываемой Карен Хорни. Её расхождения с ортодоксальным психоанализом З. Фрейда касались, в том числе, вопросов, связанных с природой тревожности. К. Хорни придавала большое значение социальным и культурным условиям развития личности. В период своего пребывания в США, в процессе научной дискуссии с Гарри Стек Салливеном, она пришла к выводу о двух главных потребностях, которые свойственны человеку с младенческого возраста: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности.

В отличие от З. Фрейда, К. Хорни не считала, что тревожность является неотъемлемым компонентом психики. Источник тревожности она видела в отсутствии чувства безопасности в межличностных отношениях. Но, так же как и З. Фрейд, она считала, что тревожность формируется в самых ранних отношениях с родителями. В случае если родители недостаточно внимательны к ребенку, проявляют к нему недостаточно любви и заботы, у ребенка возникает враждебное отношение к ним. Это отношение ребенок вынужден вытеснять, так как он зависим от них. Позже эти подавленные чувства негодования и враждебности распространяются на отношения с другими людьми. Это состояние К. Хорни называла базальной тревогой, которая выражается как интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности. Базальная тревога описывается К. Хорни как чувство “собственной незащищенности, слабости, беспомощности, незначительности в этом предательском, атакующем, злом, полном зависти и брани мире”.

“Ребенок растет, чувствуя, что мир вокруг него опасен и враждебен, что он не в состоянии отстоять свои права, что он "плохой" и что одиночество здесь в порядке вещей. Он слаб и хочет, чтобы его защищали, заботились о нем, чтобы другие приняли на себя всю ответственность за него”.

Таким образом, представления Карен Хорни вносят новые черты в картину природы тревожности - индивид, испытывающий базальную тревожность, стремится к перенесению ответственности за свои действия на социальное окружение.

Согласно Г. Салливану, основные переживания ребенка рассматриваются, как отражение им оценок окружающих и ролей воспринятых им под влиянием общества. Последствием поступка, негативно оцениваемого социальным окружением, является наказание и потеря уважения окружающих, что приводит к утрате чувства собственной безопасности, а, следовательно, нарастанию чувства тревожности. Таким образом, для обеспечения положительной самооценки индивид должен поступать в соответствии с социальными и культурными нормами. Это также гарантирует индивиду отсутствие чувства тревожности.

Источником развития тревожности Г. Салливан считал социальное окружение, а именно родителей как первых людей с которыми взаимодействует ребенок. Эмпатия как механизм эмоционального заражения сообщает ребенку чувство тревожности, если родители часто переживают беспокойство. Та же эмпатия, по Г. Салливану, помогает ребенку понимать эмоциональные состояния родителей, относящиеся к удовлетворению и к обеспечению безопасности, к одобрению и порицанию [18].

В целом можно сказать, что тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.


1.2 Особенности психосоматических проявлений у тревожных

студентов

В настоящее время все больше людей во всем мире испытывают стресс.

Это связано с большими эмоциональными нагрузками, которые возникают при разных жизненных ситуациях. Как следствие стресса возникают психосоматические явления - телесное отражение душевной жизни человека.

История психосоматики начинается с психоаналитической концепции З. Фрейда. Исследованием психосоматических явлений занимались такие ученые как А. Лоуэн, В. Райх, М. Фельденкрайз, Г. Селье, современный немецкий психотерапевт Н. Пезешкиан и др.

Впервые термин "психосоматика" был предложен немецким врачом Иоганном Хайнротом в 1818 году. Он использовал данный термин для обозначения взаимосвязи телесных недугов пациентов и их душевных страданий. Связи, по его мнению, причинно-следственной, исходящей из представления о том, что соматические расстройства могут вызываться расстройствами душевными.

Почему тревожность вызывает соматические заболевания? Физиологические изменения при сильных эмоциях нередко связаны с избыточным энергетическим обеспечением - на непредвиденные обстоятельства. Однако не столько физиологические перестройки при мобилизации резервов могут оказаться чрезмерными и истощающими, сколько психологические установки и личностная позиция человека. Врачи давно обратили внимание на связь преобладания конкретных эмоций с предрасположенностью к определенным заболеваниям. Сердце чаще поражается страхом, печень - гневом и яростью, желудок - апатией и подавленным состоянием.

Психологи и психиатры установили зависимость между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает. Если человек стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, т.е. обладает повышенным уровнем притязаний, он в большей мере подвержен развитию сердечнососудистой патологии. Хронические коронарные заболевания гораздо чаще встречаются у лиц с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимостью к своему ближайшему окружению.

Термин «психосоматическое заболевание», или «психосоматическое расстройство», является наиболее распространенным. Значительно реже употребляются такие его синонимы, как «психофизиологическое расстройство», «болезнь стресса», «патология современной цивилизации», «болезнь адаптации и дезадаптации» и т. д. В современной медицине раздел психосоматики представляют исследования (клинические, психологические, эпидемиологические, лабораторные), освещающие роль тревожности в патогенезе соматических заболеваний, связь патохарактерологических и поведенческих особенностей с чувствительностью или устойчивостью к определенным соматическим заболеваниям, зависимость реакции на болезнь («поведения» в болезни) от типа личностного склада, влияние некоторых методов лечения (хирургические вмешательства, гемодиализ и т. п.) на психическое состояние.

В настоящее время продолжает возрастать интерес к проблеме тревожности (фоновой, ситуативной, патологической), негативно влияющей на эмоционально-поведенческий статус, соматическое здоровье и работоспособность. Актуальность синдрома тревожности остается весьма высокой для многих разделов современной клинической медицины и лечебной психологии. Особо существенна значимость данного нейропсихологического симптомокомплекса для медицины труда, других медико-психологических областей, связанных с экстремальными условиями профессиональной деятельности и повседневной жизни. Большое значение феномен тревожности (главным образом ситуативной) имеет для профессиональной медицины, поскольку сохраняется тенденция к увеличению сложности и потенциальной опасности многих видов производств.

Психосоматика - направление медицины, исследующее взаимосвязи между душевными переживаниями и реакциями организма. В рамках этого подхода рассматриваются многочисленные соматические заболевания и функциональные расстройства организма, возникновение и течение которых зависит преимущественно от психосоциальных обстоятельств. Прежде всего, речь идет об известных стрессовых болезнях, таких как язва желудка, язва двенадцатиперстной кишки, функциональные сердечные расстройства, головные боли, колиты, ревматические заболевания, астма и др. Эти заболевания часто являются реакцией организма на конфликтные переживания, проявляющиеся как нервным перенапряжением, так и патологией со стороны того или иного органа. При этом чаще всего заболевший не говорит о своих травмирующих переживаниях, а сообщает о телесных симптомах и недомоганиях.

В жизни современного человека психосоматические расстройства случаются все чаще. И это неудивительно, так как сейчас, факторов, ведущих организм к стрессовому состоянию, предостаточно. К ним относятся внезапная болезнь, развод, смерть близкого человека, увольнение с работы, не сдачи экзамена и многое другое. Если стресс и депрессия у человека переходят в затяжные формы, то велика вероятность того, что в скором времени к ним добавятся и психосоматические заболевания.

Соматические заболевания практически всегда оказывают влияния на психическое состояние человека. Любые заболевания, психосоматика рассматривает строго индивидуально. Реакция на одни и те же стрессовые события в жизни и последующие расстройства соматические у тех или иных людей проявляются по-разному. Даже небольшие высыпания на коже могут быть следствием психосоматического заболевания. Лечение психосоматики должно осуществляться на основе анализа событий, предшествующих заболеванию. Тогда оно действительно будет эффективным.

Теория психосоматики рассматривает множество методов лечения психосоматических заболеваний. Сейчас практическая психосоматика может быть отнесена к направлению психотерапии. По последним научным данным в основе практически всех заболеваний лежит психосоматика, психология неоднократно приводила примеры этих взаимосвязей. Просто степень психосоматической составляющей, да и сами причины психосоматики в каждом конкретном случае различны. А следственно, при лечении психосоматических расстройств, в индивидуальном порядке должны рассматриваться применяемые психотерапевтические методики и психологические подходы, психосоматика их описывает в современной научной литературе достаточно широко [10].

При лечении психосоматических расстройств учитывается весь узел взаимосвязей, способствующих возникновению заболевания. Велика роль психотерапии, которая является обязательной и очень важной частью лечения в комплексе мер, направленных на исцеление от соматического недуга. В задачи психотерапии входит выявление негативно влияющих факторов внешнего мира, уменьшение перенапряжения пациента, облегчение симптоматики, обучение навыкам самопомощи и т.д. Обязательным является сотрудничество соматического лечащего врача, психотерапевта и семьи психосоматического больного.

Высокотревожные студенты с психосоматическими проявлениями склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.

Поведение тревожных людей в деятельности направленной на достижения успехов, имеет следующие особенности:

острота эмоционального реагирования на сообщение о неудачи.

хуже работают в стрессовых ситуациях или условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.

боязнь не удачи доминирует над стремлением к достижению успеха.

Обычно тревожные студенты это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование - не нарушают дисциплину. Таких людей называют скромными, застенчивыми.

Тревожность во многом обуславливает поведение студента. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение студента к определенному типу ситуации и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о проявлении повышенной тревожности. Повышенный уровень может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем иным социальным ситуациям. У студентов с данным уровнем проявляется отношение к себе как к слабому, неумелому. Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности.

Тревожные студенты, как правило, не пользуются всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто неуверенны в себе, замкнутые, малообщительные, или, же напротив, сверхобщительные, назойливые, или озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти студенты не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях.

Результатом безынициативности тревожных студентов является то, что у сверстников появляется стремление доминировать над ним, что ведет к снижению эмоционального фона, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе.

Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Он опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды, способствует образованию реакции психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так же реакция психологической защиты. Это выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такие студенты, как правило, одиноки, замкнуты, малоактивны. Это, как правило, сказывается на успешности учебной деятельности и налаживании контактов с окружением.

Как эмоциональная реакция на стресс тревожность существенным образом влияет на поведение, оказывая либо активизирующее, либо дезорганизующее воздействие. Субъективно это состояние может описываться ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а физиологически - активацией автономной нервной системы. На некоторых студентов экзамены могут оказать значительное травмирующее воздействие на психику, вплоть до появления невротического расстройства. У лиц, склонных к возникновению невротической тревоги, экзамен затрагивает гораздо более глубокие пласты личности, скрытые от сознания. Возможность провала на экзамене становится сигналом жизненной несостоятельности, человеческой неполноценности. Тогда данная ситуация становится препятствием, которое может лишить человека уважения в глазах других людей и своих собственных. Подлинная причина такого состояния - в раннем опыте неудач, а предстоящий экзамен делает его актуальным.

У студентов с повышенной тревожностью выполнение деятельности в стрессогенных условиях вызывает значительное нервно-психическое напряжение, обусловленное их чрезмерной требовательностью к себе. Такие люди чаще и интенсивнее испытывают состояние тревоги. Особенно это проявляется в ситуациях, несущих в себе угрозу для их самооценки, например, в межличностных отношениях, в которых оценивается их личностная адекватность (к таким относится и экзамен). По этой причине происходит смещение мотива деятельности, при котором человек вместо активного поиска решения выхода из ситуации акцентирует внимание на качестве успешности своей деятельности, завышая значимость совершенных ошибок и ответственность за них. В основе развивающегося по этой причине нервно-психического напряжения лежит непроизводительные энергетические расходы, чрезмерно повышающие «себестоимость» или «цену интеллектуального напряжения».

При этом предэкзаменационная тревожность отражает индивидуальные различия в склонности субъекта испытывать тревогу в ситуации оценки, экзамена. Ее высокий уровень более точно предсказывает ухудшение деятельности в ситуации экзамена, чем величина общей личностной тревожности.

Высокий уровень тревожности может помешать успешно пройти этот этап в жизни человека. Ведь замкнутый, малообщительный, постоянно ожидающий неудачу во всем человек не может чувствовать себя достаточно комфортно и организовывать продуктивные и качественные взаимоотношения. Из вышесказанного, мы видим, что тревожным студентам свойственна заниженные самооценка и самоуважение, они не верят в себя и свои силы и чувствуют себя одинокими в этом мире, закрываются в себе. А это способствует неполноценному развитию личности студента и отражается на его статусном положении в группе.

В отечественной психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В последнее время интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность.

Российский исследователь М. Литвак считает, тревога - это эмоция, возникающая при общей оценке ситуации как неблагоприятной. Если источник тревоги ликвидировать нельзя, тревога переходит в страх. В то же время крупнейший специалист в области психологии эмоции Кэрролл Изард полагает, что тревога представляет собой комбинацию нескольких эмоций, одной из которых является страх, а другими её компонентами, по мнению этого ученого, являются чувства печали, вины и стыда. Большинство авторов склонны рассматривать тревогу как реакцию на неопределенный, часто неизвестный сигнал, тревога чаще возникает задолго до наступления опасности. Истоки тревоги часто не осознаются или не поддаются логическому объяснению и проецирована на будущее [4].

Таким образом, повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. Это лишний раз подчеркивает социальную природу явления «тревожности». При этом отрицательные негативные эмоции, сопровождающие тревожность, являются той «ценой», которую вынужден платить человек за повышенную способность чутко откликаться и, в конечном счете, лучше приспосабливается к социальным требованиям и нормам [4].

Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о проявлении повышенной тревожности. Повышенный уровень может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем иным социальным ситуациям. У студентов с данным уровнем проявляется отношение к себе как к слабому, неумелому. Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности.

Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод, что студенческие годы - это очень сложный этап в жизни человека. На этом этапе окончательно формируется не только физическое, но и психическое развитие человека, формируется личность студента и вся его дальнейшая жизнь. Для него в этом возрасте самое важное, чтобы его понимали, принимали и считались с его мнением, дали ему возможность проявить себя, считались с его эмоциями и чувствами. Самое главное для студента чтобы он мог чувствовать себя значимым, общаться с людьми и возможность строить продуктивные, качественные отношения.

.3 Выводы по главе

Итак, в первой главе мы рассмотрели роль тревожности в пихосоматических проявлениях.

В целом, тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия. Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определённый уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активности личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

В истории психологии вопросы тревожности рассматривались практически во всех теориях. Внимание этому оказывали такие авторы как З. Фрейд, В. Райх, К. Хорни, Адлер и многие другие.

Вопрос о причинах тревожности открыт, в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу, складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов, например, в результате внутренних конфликтов и т.д.

На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

Высокотревожные студенты с психосоматическими проявлениями склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. У студентов с повышенной тревожностью выполнение деятельности в стрессогенных условиях вызывает значительное нервно-психическое напряжение, обусловленное их чрезмерной требовательностью к себе. Такие люди чаще и интенсивнее испытывают состояние тревоги. По этой причине происходит смещение мотива деятельности, при котором человек вместо активного поиска решения выхода из ситуации акцентирует внимание на качестве успешности своей деятельности, завышая значимость совершенных ошибок и ответственность за них. В основе развивающегося по этой причине нервно-психического напряжения лежит непроизводительные энергетические расходы, чрезмерно повышающие «себестоимость» или «цену интеллектуального напряжения».

При этом предэкзаменационная тревожность отражает индивидуальные различия в склонности субъекта испытывать тревогу в ситуации оценки, экзамена. Ее высокий уровень более точно предсказывает ухудшение деятельности в ситуации экзамена, чем величина общей личностной тревожности.

Глава II. Эмпирический анализ тревожных студентов в

психосоматических проявлениях

.1 База и методы исследования

После проведенного теоретического анализа стоит перейти непосредственно к проводимому исследованию и его описанию.

Выборка испытуемых: 20 человек мужского и женского пола.

группы:

) студенты с психосоматическими проявлениями

) студенты у которых не присутствуют психосоматические проявления

Пол: 17 девушек и 3 юношей.

Возраст: от 19 до 23 лет.

В нашем исследовании в выборке были представлены студенты психологического факультета 3 курса Иркутского Государственного Университета.

Этапы исследования:

1.  диагностика (анкета) студентов для выявления психосоматических проявлений.

2.       диагностика уровня тревожности у студентов.

.        диагностика уровня стрессоустойчивости у студентов.

Исследование проводилось в конце декабря 2010 года, мы выбрали это время не случайно. Нам необходимо было выявить уровень тревожности перед сессионным периодом у студентов, страдающих психосоматическими проявлениями.

) Мы начали свое исследование на двух группах психологического факультета, поскольку они были свободны. Работа с ними проводилась в группе, в отдельной аудитории. Им были розданы анкеты, в которых были вопросы, касающихся их состояния в период сессии. По результатам анкеты была выявлена группа студентов с психосоматическими проявлениями.

) На всех студентах проводим опросник на выявление уровня тревожности.

) На последнем этапе мы проводим исследование на стрессоустойчивость у студентов.

Исследовательский инструментарий

1. Анкета

С помощью представленной анкеты можно качественно и количественно охарактеризовать психосоматические проявления у студентов. Мы рассматриваем тех студентов, у кого эти проявления выражаются в различных психосоматических заболеваниях, таких как: язвенная болезнь, головная боль, нарушение сна, астма, боль в области сердца, боль в области живота, головокружение, тошнота. И выявляем тех, у кого эти расстройства обостряются в период сессии.

2. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера - Ханина

Опросник представляет собой весьма надежный и информативный инструмент для измерения тревожности как индивидуального свойства личности и как состояния в какой-либо определенный момент в прошлом, настоящем, будущем.

Под личностной тревожностью понимается относительно устойчивая индивидуальная характеристика, черта, дающая представление о предрасположенности человека к тревожности, т.е. о его склонности воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на эти ситуации появлением состояния тревожности различного уровня.

Как реактивная диспозиция личностная тревожность активизируется при восприятии определенных «опасных» стимулов, связанных со специфическими ситуациями угрозы престижу, самооценке, самоуважению индивида.

Высокий показатель личностной тревожности дает представление о высокой вероятности появления состояния тревожности у субъекта в ситуациях, где речь идет об оценке его компетентности, подготовленности и воспринимаемых им как угрожающие. Эта группа людей обычно требует повышенного внимания со стороны психотерапевта.

Реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, «нервозности», сопровождающимися активацией вегетативной нервной системы. Состояние тревожности как эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию может быть различным по интенсивности и является достаточно динамичным и изменчивым по времени.

Высокий показатель реактивной тревожности косвенно свидетельствует о выраженном психоэмоциональном напряжении пациента. Этот показатель чутко реагирует на изменения психоэмоционального состояния пациента в процессе лечения и является одним из наиболее удобных для оценки эффективности психотерапевтической коррекции.

Шкала Спилбергера - Ханина состоит из 40 вопросов, в том числе из 20 вопросов, характеризующих реактивную тревожность (опросник А) и еще 20 вопросов, характеризующих личностную тревогу (опросник Б).

В зависимости от задач исследования каждый из опросников может применяться самостоятельно либо оба вместе. В последнем случае реактивная тревожность измеряется первой.

Опрос может проводиться индивидуально или в группах, без ограничения времени.

Для снижения вероятности образования установки на положительные или отрицательные вопросы в каждый из опросников включено примерно одинаковое число суждений, характеризующих высокую и низкую степень тревожности.

Для достоверности результатов мы использовали оба опросника, где был выявлен уровень тревожности у студентов.

3. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности. В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%. Если сумма баллов - свыше 300, это означает реальная опасность, т.е. грозит психосоматическое заболевание, поскольку человек становится близок к фазе нервного истощения.

В представленном же параграфе нами был изложен основной план и этапы исследования, проведено описание методик и способы их обработки, а также дана характеристика выборочной совокупности.

.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

После изложенного плана мы переходим непосредственно к результатам самого исследования.

С помощью анкеты были получены следующие данные: из 20 человек 8 страдают психосоматическими заболеваниями, которые обостряются в сессионный период.

студентов с психосоматическими проявлениями:

Испытуемый

Возраст

Заболевание

Настя Щ.

20

боль в животе, тошнота

Эльвира О.

20

нарушение сна

Саша Ф.

21

нарушение сна, тошнота

Анна Ц.

21

боль в области сердца

Дарья С.

20

язва желудка

Алена М.

20

головная боль

Таня К.

19

головокружение

Юля Г.

20

астма


Далее мы исследуем каждую группу отдельно. По шкале реактивной и личностной тревожности Спилбергера - Ханина, были получены следующие данные:

группа (здоровые студенты)

Испытуемый

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Наташа Ж.

30

32

Мария К.

34

21

Марина К.

30

40

Ольга А.

45

45

Ксения П.

37

40

Софья К.

35

33

Юля П.

31

28

Виктор Ш.

30

32

31

35

Паша К.

28

30

Ольга Т.

35

33

Оксана Ч.

34

36

Средний балл

 30,8

 33,75


группа (студенты с психосоматическими проявлениями)

Испытуемый

Реактивная тревожность

Личностная тревожность

Настя Щ.

37

46

Эльвира О.

43

46

Саша Ф.

46

45

Анна Ц.

48

35

Дарья С.

39

43

Алена М.

49

47

Таня К.

46

46

Юля Г.

48

42

Средний балл

 44,5

 43,75


         1 группа             2 группа

- Реактивная тревожность

Личностная тревожность

По данной диаграмме мы можем сравнить уровень тревожности в двух группах. Средний балл в 1 группе ниже среднего, это говорит о том, что испытуемые способны контролировать свои эмоциональные переживания, они спокойно действуют в трудных ситуациях, стараются адекватно решить проблему, средний балл во 2 группе свидетельствует о выраженном психоэмоциональном напряжении.

Личностная тревожность, низкий уровень знания о психическом самоуправлении, а также неумение управлять своим психическим состоянием являются существенными факторами неустойчивости психического состояния студентов, ведущей к ухудшению их успеваемости.

С помощью методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге были получены следующие данные:

группа

Испытуемый

Баллы

Наташа Ж.

164

Мария К.

185

Марина К.

153

Ольга А.

163

Ксения П.

155

Софья К.

166

Юля П.

174

Виктор Ш.

Саша Г.

156

Паша К.

155

Ольга Т.

185

Оксана Ч.

190

 Средний балл

 167


По данным таблицы мы видим, что у студентов 1 группы высокая сопротивляемость стрессу,

группа

ИспытуемыйБаллы


Настя Щ.

242

Эльвира О.

230

Саша Ф.

255

Анна Ц.

231

Дарья С.

245

Алена М.

268

Таня К.

254

Юля Г.

268

 Средний балл

 249


Высокий балл свидетельствует о пороговом уровне стрессоустойчивости.

По полученным данным мы можем сказать, что у студентов, имеющих психосоматические проявления уровень стрессоустойчивости ниже, чем у тех, кто не страдает психосоматическими заболеваниями.

1 группа            2 группа


Отсюда мы можем сделать вывод, что у студентов с повышенной тревожностью выполнение деятельности в стрессогенных условиях вызывает значительное нервно-психическое напряжение, обусловленное их чрезмерной требовательностью к себе. Такие люди чаще и интенсивнее испытывают состояние тревоги. Особенно это проявляется в ситуациях, несущих в себе угрозу для их самооценки, например, в межличностных отношениях, в которых оценивается их личностная адекватность (к которым относится и экзамен). По этой причине происходит смещение мотива деятельности, при котором человек вместо активного поиска решения выхода из ситуации акцентирует внимание на качестве успешности своей деятельности, завышая значимость совершенных ошибок и ответственность за них. В основе развивающегося по этой причине нервно-психического напряжения лежит непроизводительные энергетические расходы, чрезмерно повышающие «себестоимость» или «цену интеллектуального напряжения». Сердце чаще поражается страхом, печень - гневом и яростью, желудок - апатией и подавленным состоянием. В представленном параграфе нами были изложены основные данные и результаты исследования.

.3 Выводы по главе

тревожность психосоматический стрессоустойчивость студент

По результатам проведенного эмпирического исследования, направленного на выявление уровня тревожности у студентов с психосоматическими проявлениями можно сделать следующие выводы.

. Проведя ряд методик, было выявлено, что у студентов 2 группы, имеющих психосоматические проявления низкая стрессоустойчивость, чем у студентов 1 группы. Таким образом, мы можем сказать, что в напряженной ситуации они воспринимают себя чаще всего как имеющих неадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться.

. Студенты, имеющие психосоматические проявления имеют высокий уровень тревожности, они склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.

3. Исходя из вышесказанного студенты можно сделать вывод, что студенты 2 группы имеют высокий уровень тревожности, низкую стрессоустойчивость, тем самым у них в напряженные ситуации обостряются психосоматические заболевания. Эти заболевания часто являются реакцией организма на конфликтные переживания, проявляющиеся как нервным перенапряжением, так и патологией со стороны того или иного органа. При этом чаще всего заболевший не говорит о своих травмирующих переживаниях, а сообщает о телесных симптомах и недомоганиях.

Заключение

Подводя итоги проделанной нами работы, посвященной тревожности студентов с психосоматическими проявлениями, мы можем сделать следующие выводы.

. Нами было раскрыто понятие тревожность, у каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.

. Фрейдом были выделены следующие типы тревоги.

) Реалистическая - является ответом на объективную внешнюю угрозу, при чрезмерном проявлении такая тревожность ослабляет способность индивида эффективно справиться с источником опасности.

) Невротическая тревога обусловлена боязнью оказаться неспособным контролировать свои внутренние побуждения.

) Моральная тревога возникает, когда безнравственные побуждения блокируются воспринятыми индивидом социальными и культурными нормами.

. Также мы раскрыли понятие психосоматика - как направление медицины, исследующее взаимосвязи между душевными переживаниями и реакциями организма. В рамках этого подхода рассматриваются многочисленные соматические заболевания и функциональные расстройства организма, возникновение и течение которых зависит преимущественно от психосоциальных обстоятельств.

. Исходя из эмпирического исследования, можно сказать, студенты, имеющие психосоматические проявления имеют высокий уровень тревожности, низкую стрессоустойчивость, тем самым у них в напряженные ситуации обостряются психосоматические заболевания. Эти заболевания часто являются реакцией организма на конфликтные переживания, проявляющиеся как нервным перенапряжением, так и патологией со стороны того или иного органа. При этом чаще всего заболевший не говорит о своих травмирующих переживаниях, а сообщает о телесных симптомах и недомоганиях. У студентов с повышенной тревожностью выполнение деятельности в стрессогенных условиях вызывает значительное нервно-психическое напряжение, обусловленное их чрезмерной требовательностью к себе. Такие люди чаще и интенсивнее испытывают состояние тревоги. По этой причине происходит смещение мотива деятельности, при котором человек вместо активного поиска решения выхода из ситуации акцентирует внимание на качестве успешности своей деятельности, завышая значимость совершенных ошибок и ответственность за них.

. Гипотеза нашего исследования была подтверждена, было выявлено, что у студентов с психосоматическими проявлениями высокий уровень тревожности, низкая стрессоустойчивость, тем самым у них в напряженные ситуации обостряются психосоматические заболевания. Эти заболевания часто являются реакцией организма на конфликтные переживания, проявляющиеся как нервным перенапряжением, так и патологией со стороны того или иного органа. При этом чаще всего заболевший не говорит о своих травмирующих переживаниях, а сообщает о телесных симптомах и недомоганиях.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что только от нас самих, от нашего отношения к тем или иным жизненным ситуациям зависит наше здоровье.

Библиографический список

1. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1984. - 214-276 с.

. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии - 1993. - 104-113 с.

. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. - М.: Педагогика, 1988.

. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. - М.: Педагогика, 1995. - 8-11 с.

. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1995.

. Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др. Школьная дезадаптация: нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии - 1999. - №4 - 21-28 с.

. Китаев Н.С., Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.

. Лайтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971.

. Лебединская К.С., Райская М.М. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. - М.: Педагогика, 1988.

10. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

11. Немов Р.С. Общие основы психологии / Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн. - Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.

. Овчинникова О.В., Пунг Э.Ю. Экспериментальное исследование эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена // Психологические исследования. - М., 1985. - №4 - 112-119 с.

. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал - т. 17 - 1996. - №1 - 169-174 с.

. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. - Казань, 1991.

. Секун В.И. Индивидуально-психологические особенности и взаимоотношения студентов Опыт социально-психологического исследования. - Минск: Высшая школа, 1985.

. Творогова Н.Д. Страх и тревожность. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. - М.: ВУНМЦ, 1998. - 271-275 с.

. Холл Келвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности - 2005.

. Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания: Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект, 1999. - 442-453 с.

Похожие работы на - Тревожность как фактор в психосоматических проявлениях у студентов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!