Проблемы адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,73 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Альметьевский государственный институт муниципальной службы»

Факультет экономики и управления

Кафедра бухгалтерского учета



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Бухгалтерская финансовая отчетность

на тему:

«Проблемы адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам»

Выполнил: Студентка группы 02912

Гарифуллина Э.И.

Научный руководитель:

Ст.преподаватель Балова Н.А.

Содержание

Введение

. Роль международных стандартов финансовой отчетности в развитие учета

.1 Комитет по международным стандартам финансовой отчетности

.2 Сущность Международных стандартов финансовой отчетности

. Подготовка финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами

.1 Принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности и её элементы

.2 Основные различия российских и международных стандартов бухгалтерского учёта и их причины

. Реформа бухгалтерского учета в России

.1 Этапы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

.2 Проблемы и недостатки процедуры перехода на МСФО

Заключение

Список использованных источников

Введение

Переход на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности - одно из условий поддержки предприятий и организаций со стороны государственных структур, в том числе налоговых. Начиная с начала 90-х гг. в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной экономике в нашей стране произошли коренные преобразования. Изменения не могли не затронуть такие важнейшие элементы управления как учёт, финансовый контроль и анализ. Поскольку учёт в командно-административной системе выполняет принципиально другие функции, нежели в условиях рыночной экономики, то встала проблема реформирования учёта в соответствии с общепринятой во всём мире практикой. Это необходимо для того, чтобы наши предприятия, выходящие на международные рынки, были их полноправными участниками, а стандарты бухгалтерского учёта объективно отражали деятельность и имущественное положение компаний. А у международного рынка свои требования к потенциальным получателям кредитов, да и вообще к партнерам. Дело здесь хотят иметь с рентабельными, платежеспособными предприятиями. Убедиться же в том, что они таковыми являются, инвестор или кредитор может, лишь прочитав основные бухгалтерские документы, которые до последних лет в России были весьма специфическими и непонятными для иностранцев [2;С.719]. Например, отсутствовали такие сугубо рыночные экономические категории, как нематериальные активы, уставный и добавочный капитал, резервы, распределение дебитно-кредитной задолженности на краткосрочную и долгосрочную и т.д.

В России, в условиях повышенных рисков, признание международных стандартов финансовой отчётности будет важным шагом для привлечения иностранных инвестиций. Ведь, например, по словам аналитика банка Морган Стэнли (Morgan Stanley) Д.-П. Смита иностранные инвесторы не готовы всерьёз придти на российский рынок, до тех пор, пока не будут сделаны улучшения в области корпоративной прозрачности. Переход на международную практику учёта существенно облегчит взаимоотношения с иностранными инвесторами, будет способствовать увеличению числа совместных проектов. Необходимо подчеркнуть, что приведение системы учёта в соответствии с международными стандартами не является только российской проблемой; процесс гармонизации и стандартизации системы бухучёта носит глобальный характер. Например, в рамках ЕС эта работа осуществляется уже около 40 лет.

Процесс унификации бухучёта напрямую связан с фундаментальными изменениями в мировой экономике в результате международной интеграции и интернационализации хозяйственной деятельности (сейчас на долю внутрифирменных поставок приходится около 1/3 международного товарооборота). Международная стандартизация учёта в полной мере отвечает интересам транснациональных компаний. По данным ООН в настоящее время в мире действуют около 37 тысяч ТНК и 170 тысяч их зарубежных филиалов и дочерних компаний, а объём зарубежного производства ТНК составляет 5,5 трл. долларов. Поэтому, например, необходимость анализа и модификации отчётов дочерних компаний при составлении консолидированной отчётности в таких масштабах требует значительных затрат и не может удовлетворять корпорации [3;С.640].

В последнее время с учётом широкого внедрения современных коммуникационных технологий требования к единообразному толкованию финансовой отчётности компаний возросли ещё больше. Инвестирование всё в большей степени осуществляется в реальном времени через всемирную электронную сеть, а это ещё один серьёзный довод в пользу унификации учётных стандартов. Уже в самом ближайшем будущем ведение бизнеса на международном уровне будет невозможно без использования единых учётных нормативов, применимых вне зависимости от страны. Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО), которые разрабатываются Комитетом по международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО), признаны во всём мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и понятной информации о деятельности компаний.

Очевидно, что переход на МСФО не должен быть самоцелью. Ведь в действительности ни одна промышленно развитая страна в мире не использует МСФО полностью как национальные стандарты. Как правило, схожи общие принципы национального учёта и МСФО, однако зачастую системы учёта имеют значительные отличия. Например, в 1996 г. в результате сравнительного анализа международных стандартов и US GAAP, проведённого Советом по стандартам финансовой отчётности США (FASB), выявлено, по меньшей мере, 255 различий между этими системами, начиная от интерпретации некоторых принципов до принципиальных отличий в подходе к анализу. Поэтому МСФО следует рассматривать как отправную точку реформы и искать такие пути для адаптации международных стандартов к российской специфике, которые бы обеспечили общую сопоставимость финансовой отчётности российских и западных компаний.

Целью курсовой работы является изучение проблем адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам.

Курсовая работа составлена на основании законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения бухгалтерского учета, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности организаций.

Информационной базой для выполнения курсовой работы послужили Приказ Минфина РФ от 22.07.03 № 67н, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129 от 21.11.96 г., Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), и другие положения по бухгалтерскому учету. Также для написания курсовой работы были использованы статьи авторов, опубликованных в периодических изданиях за 2003-2005г.г.

.Роль и назначение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Порядок создания МСФО

Начало третьего тысячелетия для российского бухгалтерского учета связано с продолжением важной работы по его переводу на международные нормы. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) была принята постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

В связи с этим предполагается разработать около 20 новых национальных стандартов в виде положений по бухгалтерскому учету с одновременной подготовкой методических указаний по каждому из них.

В настоящее время ведется разработка стандартов по трем группам:

● стандарты бухгалтерской отчетности;

● стандарты, связанные с имуществом и обязательствами;

● стандарты, связанные с финансовыми результатами.

При подготовке стандартов первой группы основное внимание уделяется стандартам сводной отчетности в связи с возникшими проблемами слияния, выделения компаний; консолидированной отчетности разных уровней управления, а также отчетности по сегментам деятельности, т. е. отраслям, подотраслям, видам деятельности в соответствии с рекомендациями международных стандартов[4;С.256].

При разработке стандартов второй группы выделяются вопросы учета при доверительном управлении имуществом, аренде основных средств, финансовых вложений, нематериальных активов и ряд других.

По третьей группе стандартов определены новые для нашей практики подходы к исчислению доходов и расходов организации, продажи продукции и т. д.

Очевидно, что эти вопросы тесно связаны с новыми требованиями к налоговому учету, содержащимися в Налоговом кодексе, в котором впервые определены положения по отложенным налогам и платежам в бюджет.

Методологической базой для разработки серии новых и совершенствования ранее созданных положений по бухгалтерскому учету (стандартов) является Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров. В ней определены основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, т. е. предложена ориентация на модель рыночной экономики, использующей опыт стран с развитым рыночным хозяйством и международном признанные принципы учета и отчетности.

Исходя из методологии формирования информации для внутренних внешних пользователей в Концепции четко определены цели бухгалтерского учета, подтверждена приверженность основополагающим принципам мировой практики бухгалтерского учета - в частности, принципам количественного отражения (измерения); автономности организации; непрерывности деятельности работающего предприятия; принципа отчетного периода; начисления; осторожности в оценке (консерватизма); постоянства существования.

Новым является подход к формированию информации бухгалтерского учета для использования в налоговой системе. Задачей бухгалтерского учета является лишь подготовка данных о деятельности организации, на основе которых возможно получить показатели, необходимые для налогообложения.

Основополагающую роль при разработке национальных стандартов финансовой отчетности играет четкость используемого понятийного аппарата. - Например, новый подход к определению активов, капитала и обязательств организации, вытекающий из действующих международных стандартов. Следует отметить тот же подход к признанию принятого в мировой практике определения доходов и расходов организации и ее финансовых результатов. [5;С.504].

В связи с этим представляется необходимым обратить особое внимание на действующие в международной практике стандарты финансовой отчетности для углубленного понимания процессов реформирования национальной системы бухгалтерского учета в России.

Крах 1929 г. на мировых фондовых рынках, породивший многолетний экономический кризис в индустриально развитых станах и регионах, выявил недостаточность применявшейся системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Концептуальные принципы составления финансовой отчетности в разных странах и даже разных компаниях одной страны существенно отличались друг от друга. Отчетность разных компаний не всегда правильно понималась пользователями. Она оказывалась несопоставимой, непригодной для серьезного делового анализа, приводила к ошибочным и неоднозначным выводам о результатах деятельности и финансовом положении компаний, представивших отчетность.

В начале 30-х гг. в США начали разрабатывать систему национальных общепризнанных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, которые добровольно применялись крупными компаниями, представленными на фондовых биржах. На этой основе со временем возникла система ГААП США, дошедшая до наших дней.

В Европе пошли по пути обязательного применения компаниями национальных планов счетов бухгалтерского учета по модели известного австрийского бухгалтера Э. Шмалленбаха. После - второй мировой войны из этих планов счетов возникла система национальных счетов для учета внутреннего валового продукта и других показателей национальной экономической статистики [6;С.15].

Национальные общепризнанные стандарты бухгалтерского учета (ГААП), зародившиеся в США, получили распространение в Канаде, Англии, Мексике, Италии и др. ГААП в каждой из этих стран имели свои особенности, но везде обеспечивали определенное единство и стабильность подходов к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности; гарантировали ее сопоставимость с отчетностью других национальных компаний; достоверность и надежность отчетной информации повысились; возросло доверие к ней со стороны разных пользователей. Европейская комиссия создала Четвертую и Седьмую директивы, унифицирующие финансовую отчетность стран Европейского союза.

Национальные ГААП постепенно, но неуклонно и неотвратимо вытесняются Международными стандартами финансовой отчетности. Хотя МСФО впитали в себя многие «общепризнанные принципы бухгалтерского учета», но пошли дальше последних в разработке стандартных норм по отражению в финансовой отчетности новых явлений в экономике и финансах.

Последние десятилетия ХХ и начало ХХI вв. отмечены повышенным вниманием к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и прозрачности применяемых в разных странах принципов формирования и порядка исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования и капитализации заработанных средств и т. п. Именно с этой проблемой столкнулись наши специалисты в области бухгалтерского учета при переходе страны к рыночной экономике и установлению деловых контактов с зарубежными инвесторами на уровне организаций (предприятий), акционерных обществ и т. п.

Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета присуща не только России. Она носит глобальный характер. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета.

В настоящее время наибольшую известность получил подход к ее решению: - конвергенция. Следует отметить, что цель на максимальное сближение (конвергенцию) МСФО с национальными системами учета отличается от провозглашенной ранее цели гармонизации стандартов финансовой отчетности во всем мире. Гармонизация представляла собой более расплывчатое, чисто теоретическое понятие, в идеале предполагавшее, что в конечном итоге страны перейдут к использованию МСФО в качестве национальной системы учета. Конвергенция не предполагает прямого перехода на МСФО, ограничиваясь более практическими аспектами сближения МСФО с национальными стандартами, предусматривающими вовлечение в процесс разработки и совершенствования МСФО профессионалов из различных стран мира и, таким образом, достижение единых подходов к решению вопросов учета и отчетности на национальных уровнях[7;С.236].

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), разрабатывая и публикуя международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применяемого в любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов.

В настоящее время известны несколько систем бухгалтерского учета, в частности англо-американская, европейская и ряд других. Однако, по мнению специалистов, стандарты, разработанные КМСФО, будут использоваться большинством стран мира в ближайшем будущем.

Рост популярности международных стандартов был обусловлен двумя событиями. Первым событием было подписание соглашения между КМСФО и Международной организацией комиссий по ценным бумагам (МОКЦБ), в котором нашло отражение стремление финансовых кругов и конгресса США привлечь больше иностранных компаний к котировке своих акций на американских биржах.

Второе событие, ускорившее переход к МСФО, произошло при объединении Германии. Этот факт во многом предопределил потребности привлечения капитала в страну. В связи с этим финансовая отчетность компаний должна была больше ориентироваться на внешнего пользователя, например на фондовые биржи или международных инвесторов. Именно поэтому компании, входившие в листинг фондовых бирж и составляющие консолидированные финансовые отчеты, вынуждены были принять МСФО.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это общепринятые правила по признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов фирмами во всех странах мира. Это позволяет сопоставлять отчеты между фирмами, компаниями, предприятиями во всем мире, получать информацию для внешних пользователей [8;С.321].

Каждый стандарт содержит требования к объекту учета, признание объекта учета, оценку объекта учета и раскрытие информации об объекте учета в различных формах финансовой отчетности.

В настоящее время существуют несколько форм использования странами Международных стандартов финансовой отчетности:

● применение МСФО в качестве национальных стандартов (Кипр, Кувейт, Латвия, Мальта, Пакистан, Тринидад и Тобаго, Хорватия);

● использование МСФО в качестве национальных стандартов, но с условием, что для вопросов, не затронутых международными стандартами, разрабатываются национальные (Малайзия и Папуа - Новая Гвинея);

● использование МСФО в качестве национальных стандартов, однако в некоторых случаях возможна их модификация в соответствии с национальными особенностями (Албания, Бангладеш, Барбадос, Замбия, Зимбабве, Кения, Колумбия, Польша, Судан, Таиланд, Уругвай, Ямайка);

● национальные стандарты основаны на МСФО, однако некоторые стандарты могут быть более детализированы, чем МСФО (Бразилия, Индия, Ирландия, Литва, Мавритания, Мексика, Намибия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Турция, Франция, Швейцария, Южная Африка);

● национальные стандарты основаны на МСФО, за исключением того, что каждый национальный стандарт включает в себя положение, сравнивающее национальный стандарт с МСФО (Австралия, Дания, Италия, Новая Зеландия, Швеция).

Страны ЕС, чьи предприятия выпускают акции, котирующиеся на фондовом рынке, перешли на МСФО с 1 января 2005 г.

В настоящее время международные стандарты используются в основном крупными российскими компаниями, предприятиями нефтегазового комплекса и банками. Таких предприятий на конец 2004 г. насчитывается около четырехсот (это в основном ОАО). Банки России отчетность за 9 месяцев 2004 г. сдали в соответствии МСФО. В 2010 г. все предприятия России, включая средний и малый бизнес, перейдут на использование МСФО.

Однако полная замена российских правил учета и отчетности на МСФО является тупиковым путем развития, поскольку в ее основе лежит игнорирование системы бухгалтерского учета конкретной экономической ситуации, прикладного характера этой системы [9;С.285].

В России выбран один из наиболее рациональных способов применения МСФО - их адаптация. Она предполагает постепенное совершенствование российских правил учета и отчетности, направленное на формирование финансовой информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов. Данный способ внедрения МСФО соответствует подходу большинства европейских стран, следовательно, приближает экономическую интеграцию, конвергенцию систем учета и отчетности. При этом особенно важно, чтобы в результате адаптации была достигнута сопоставимость данных финансовой отчетности российских и иностранных компаний.

.1 Комитет по МСФО (КМСФО). Процесс разработки МСФО

Комитет по МСФО - международным стандартам финансовой отчётности (КМСФО) был основан в 1973 г. в результате соглашения профессиональных организаций 10 стран: Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. В 1983-2000 г. членами КМСФО являлись все члены Международной Федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants (IFAC)). В 2001 г. структура Комитета была реформирована, и теперь он называется Правление КМСФО (в дальнейшем также именуемое как КМСФО).

Работа КМСФО финансируется за счёт взносов профессиональных объединений бухгалтеров, различных компаний, финансовых организаций, а также за счёт прибыли от публикаций стандартов. В 2002 г. бюджет КМСФО составил около 15 млн. долларов [10;С.6].

Структура Комитета выглядит следующим образом:

Попечительский совет "Комитет по международным стандартам финансовой отчетности" (International Accounting Standards Committee Foundation);

Правление КМСФО (International Financial Standards Board);

Консультативный Совет по стандартам (Standards Advisory Council);

Комитет по интерпретациям МСФО (International Financial Reporting Interpretations Committee).

Попечительский совет

Правление КМСФО

Консультативный Совет по стандартам

Комитет по интерпретациям МСФО

Процесс разработки МСФО

Для того чтобы обеспечить самое высокое качество стандартов, а, следовательно, их широкое применение в мире, Комитет выработал многоступенчатую процедуру их разработки и принятия.

Разработка МСФО международных стандартов осуществляется в несколько этапов:

Создание Подготовительного комитета (AdvisoryCommittee) из широкого круга специалистов различных сфер для осуждения вопросов, внесенных в повестку Правления. Правление также проводит консультации с Консультативным Советом по стандартам.

Разработка и публикация документа для публичного обсуждения (срок для обсуждения - 90 дней).

Подготовка рабочего проекта положений стандарта с учетом комментариев, полученных от всех заинтересованных сторон на втором этапе. На основе этого анализа Правление готовит Проект международного стандарта финансовой отчётности (Exposure Draft), а также предлагаются альтернативные решения и аргументы в пользу их принятия или отклонения. В течение 90 дней все заинтересованные стороны вправе вносить свои замечания и предложения в рабочий проект. В определённых случаях ещё до Проекта изложения принципов Правление может предложить вопрос на обсуждение.

Выпуск окончательного международного стандарта финансовой отчетности, который готовится в результате обсуждения Проекта МСФО.

Интерпретация МСФО, Проект стандарта и непосредственно сам стандарт должен быть утвержден как минимум 8 членами Правления из 14. Для прочих решений достаточно простого большинства голосов членов Правления, при этом требуется присутствие 7 членов на заседании.

Заседания Правления, Консультативного совета и Комитета по консультациям являются открытыми, хотя некоторые процедурные вопросы (в основном касающиеся персонала) могут решаться в закрытом режиме. Повестка заседаний также публикуется заранее.

Помимо стандарта Правление публикует Основу для выводов (Basisfor Conslusions), где объясняется, каким образом Правление пришло к тем или иным выводам для того, чтобы помочь пользователям использовать стандарты. Правление также публикует альтернативные мнения, в которых высказываются мнения оппонентов предложенного правила учета. [11;С.127]

.2 Сущность Международных стандартов финансовой отчетности

Стандарты во многом основаны на концепции справедливой стоимости, что сделает отчетность организаций более прозрачной, чем сейчас, и предоставит инвесторам более ясную картину корпоративных финансов. Переход на МСФО предполагает серьезный сдвиг от использования исторической амортизированной стоимости, что позволяло равномерно учитывать доходы и расходы за период пользования инструментом (активом), к подходу, при котором компании должны будут учитывать существенную часть инструментов по справедливой стоимости, сразу относя ее изменения на доходы либо расходы. Вследствие этого результаты деятельности организаций будут более подвержены колебаниям, и, значит, влияние перехода затронет не только те компании, которые сами должны перейти на МСФО, но и их инвесторов, поставщиков, покупателей и конкурентов.

Международные стандарты финансовой отчетности изначально создавались с целью обеспечить всех заинтересованных пользователей, в т.ч. и инвесторов, нейтральной и объективной информацией о работе компании. Переход на МСФО предоставляет новые возможности как бизнесу, так и государству в целом.

В качестве микроэкономических стимулов можно выделить:

рост рыночной капитализации (это преимущество, на первый взгляд, представляется для белорусских компаний неактуальным, поскольку биржевого рынка акций в Республике Беларусь как такового не существует, но его, тем не менее, можно рассматривать как фактор более достоверной оценки стоимости компании для инвесторов);

выход на зарубежные рынки капитала и снижение цены привлекаемого капитала;

возможность более эффективного использования информации для принятия управленческих решений.

Среди основных макроэкономических стимулов можно выделить следующие:

приток иностранных инвестиций в экономику;

большая прозрачность отечественных компаний и, как следствие, улучшение имиджа бизнеса за рубежом;

более глубокая интеграция экономики страны в мировую хозяйственную систему;

улучшение качества статистической информации и возможность ее сопоставления.

Основное преимущество от внедрения МСФО для белорусского бизнеса - выход на зарубежные рынки капитала и снижение цены привлекаемого капитала[12;С.127].

На зарубежных рынках капитала компания сталкивается с требованиями кредиторов по предоставлению качественной финансовой информации. Западные финансовые институты не в состоянии оценить финансовое положение заемщиков и результаты их деятельности исходя из информации, подготовленной согласно белорусскому законодательству. Кроме того, составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО дает более достоверную и объективную картину состояния организации, тем самым снижая для кредитора риски, связанные с непрозрачностью финансовой отчетности.

2. Подготовка финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО)

1. Как получить услугу <#"justify">3. Реформирование бухгалтерского учёта в России: проблемы и перспективы

Реформа бухгалтерского учета и отчетности в России имеет достаточно продолжительную историю. Начиная с 1993г., Россия уже внедрила более 20-ти бухгалтерских стандартов, а также уже утвердила МСФО, начиная с резолюции по реформе бухгалтерского учета и отчетности в марте 1998 г., в которой МСФО были названы основным инструментом этой реформы. Правительство объявило курс на интеграцию МСФО с российскими принципами бухгалтерского учета (РПБУ). Тем не менее, процесс распространения МСФО в РФ идёт неравномерно: до сих пор не опубликован официального перевода МСФО на русский язык, некоторые очень важные документы для уполномочивающего законодательства уже долгое время находятся в Государственной Думе. Продвижение МСФО в России сталкивается с рядом сложностей. Так, бухгалтерам в России традиционно присущ подход «приоритет формы над содержанием», который совсем не соответствует духу МСФО., сами МСФО не вписываются в существующую структуру российского законодательства. В России существует огромное количество людей, которых необходимо обучать МСФО, это примерно три миллиона бухгалтеров. [21;С.36].

В работе проанализированы первые итоги реализации программы реформирования системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Анализ использования МСФО в России выявил, что переход российской экономики на МСФО является комплексной экономической задачей. Горизонт планирования для ее решений имеет долгосрочный период. Поэтому, необходимо в 2007 году разработать и утвердить комплексную программу по переходу экономики на МСФО, в которой должны быть отражены основные проблемы и направления деятельности, а также содержаться ответы на все возможные вопросы.

Условием успеха мероприятий по переходу на МСФО, планируемых в 2007 году и долгосрочном периоде, должно быть продолжение смещения акцентов с государства на бизнес - сообщество и профессиональную общественность.

При этом важно привлекать не только самих бухгалтеров, но и пользователей информации, содержащейся в финансовой отчетности. Именно они являются рычагом всех преобразований в данной сфере.

МСФО претендует на роль единых, глобальных правил учета и отчетности и способны выполнять эту роль. В этих условиях важное значение приобретает вовлечение России в процесс гармонизации и конвергенции правил учета и отчетности.

Таким образом, переход на МСФО будет способствовать превращению экономики России в эффективно функционирующую составляющую мировой хозяйственной системы через создание условий для интенсивного роста и развития экономики, вовлечение России в комплекс мирохозяйственных связей, участие в международной экономической интеграции.

Анализ мирового опыта введения МСФО свидетельствует о ряде важных тенденций: Сближение национальных стандартов с МСФО идёт неравномерно и с разной скоростью, охватывая преимущественно экономически развитые или быстро развивающиеся страны. Для всех этих стран характерно наличие сложностей при переходе на МСФО, обусловленных сложившимися национальными системами учёта. Различий национальных стандартов составления отчётности, сложившейся в государстве, и стандартов МСФО, как правило, много и их выявление и предложения по устранению должно быть предметом постоянной работы независимых профессиональных организаций бухгалтеров. Этот путь доказал свою эффективность и именно на нём следует ждать успеха.

Превращение МСФО в практически применяемые во всём мире зависит от их конвергенции с US GAAP и произойдет, когда отчётность, составленная по МСФО, будет без всяких оговорок и изменений признаваться американскими биржами. Это связано с тем, что половина мировой капитализации осуществляется за счёт американских компаний.

.1 Этапы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

Серьёзным барьером на пути распространения МСФО по прежнему остаётся необходимость обучения этим стандартам огромного количества учётных работников, что требует значительных затрат, как материальных, так и времени. Процесс разработки и принятия МСФО, обуславливающих их качество, включает следующие этапы:

vопределяются и анализируются возникающие вопросы, рассматривается возможность применения к ним «Принципов подготовки и составления финансовой отчетности»;

vизучаются национальные требования и практика бухгалтерского учета, осуществляется обмен мнениями с национальными органами устанавливающими стандарты учета;

vконсультативным советом по стандартам выносится решение о включении данной темы в повестку дня СМСФО;

vКСС создается консультативная группа для оказания консультативной поддержки СМСФО;

vпубликуется Дискуссионный документ (ДД) для всеобщего обсуждения;

vпубликуется Проект положения (ПП) для всеобщего обсуждения;

vрассматриваются все комментарии и мнения полученные в установленный период. При этом установленный период определяется как «обоснованный срок». Ранее комментарии общественности по Проектам положений и Дискуссионным документам составлял, как правило, 120 дней;

vкак минимум 8 голосами СМСФО осуществляется утверждение стандарта;

Исполнением всех этих процедур достигается отточенность принимаемых стандартов, и удовлетворяются информационные интересы большинства пользователей отчетности.

Помимо СМСФО, в настоящее время, стандартизацией учета занимается также Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам в области учета и отчетности при ООН (International Working Group of Experts on international Standards of Accounting and Reporting, ISAR), а так же Рабочая группа по учетным стандартам Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development Working Group on Accounting Standards, OECD WG). Однако, общепризнанно, что ведущая роль в этом процессе принадлежит IASB [23;С.28].

Несмотря на то, что принципы учета по международным стандартам уже давно существуют, в мире нет системы национальных стандартов, в которой в полной мере реализованы положения МСФО. Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета не является присущей только России. Она носит глобальный характер.

Даже в регионах находящихся под «англосаксонским» влиянием, несоответствие моделей бухгалтерского учета не позволяют пользователям принимать оптимальные экономические решения.

МСФО излагают общие, основные принципы составления финансовой отчетности и не содержат конкретной детализации для каждого конкретного обстоятельства, признания или оценки объекта учета. Поэтому международные стандарты рекомендуют опираться на профессиональное суждение, основанное на полной, достоверной и объективной информации.

Профессиональное суждение - это мнение (заключение) ответственного лица о деталях оценки и признания объекта учета в отчетности. Другими словами, профессиональное суждение представляет собой профессиональную оценку всех объективных факторов, позволяющих принять решение в условиях неопределенности.

Прогресс в процессе развитии и распространении МСФО очевиден и недалек тот час, когда рынки капитала, инвесторы, государственные и регулирующие органы и прочие пользователи отчетности будут рассматривать как неприемлемые не только какие бы то ни было национальные стандарты, но и любые отступления от МСФО.

Очевидно, что страны и регионы, не стремящиеся к сближению своих стандартов с МСФО и не участвующие в глобальной унификации, серьезно отстанут от своих конкурентов.


Правила учета и процедуры управления корпорациями отражают исход экономических и политических процессов, а не просто результат адаптации к рынку. Более того, никто еще не сформулировал экономических обоснований для регулирования правил учета. Финансовые отчеты готовили и использовали задолго до того, как возникло регулирование учета, и даже если не принимать в расчет расходы на регулирование, никто еще не доказал, что оно улучшило качество отчетов. Поскольку трудно определить, какие экономические проблемы должно было разрешить регулирование учета и отчетности, нелегко понять, почему оно принимает разные формы в различных странах.

Есть и более глубокий вопрос: почему так непохожи подходы к управлению корпорациями в разных странах. От некоторых различий легко отмахнуться, просто указав на несхожесть культуры, традиций или на роль исторической случайности. Экономисты предпочитают ссылаться на роль экзогенных факторов - правовую систему и роль прав собственности, например, - хотя в конечном итоге даже эти факторы вполне эндогенны. В ходе дебатов о международных правилах учета систему управления корпорациями в какой-либо стране принимают как данность, хотя, если речь заходит о доступе к рынкам капитала в других странах, различия в системах управления начинают привлекать внимание.

Следует еще объяснить - почему в мире, где рынки, особенно рынки капитала, делаются все более интегрированными, эти различия упорно сохраняются. Можно взять трудно разрешимые международные различия: почему, например, дорожное движение бывает право- или левосторонним? Гражданам Европы легко договориться, что жизнь станет легче, если унифицировать дорожные правила, но вопрос-то в том, какие правила мы выберем. Все получат выгоду от унификации правил, но издержки лягут только на тех, кто будет изменять систему дорожного движения и переделывать существующие автомобили. Решение об изменении правил дорожного движения отличается от решения об изменении правил учета по крайней мере тем, что нет никакого смысла протестовать против новых правил движения, если не считать расходов на изменение. Можно предположить, что останутся ли автомобили в какой-либо стране право- или левосторонними, зависит только от исторических обстоятельств. Но правила учета - и в этом их большое отличие - возникли в результате взаимодействия политических и экономических сил, действовавших в определенном контексте, и нельзя быть уверенным, что потребителям и производителям отчетов станет лучше, если для стран с очень разными политическими и экономическими обстоятельствами будут приняты единые правила учета. Поскольку учет есть продукт развития экономических и политических систем, сближение правил учета, скорее всего, должно не предшествовать, но следовать за сближением этих систем. Более того, поскольку правила учета находятся под сильным влиянием права и регулирования, сами по себе рыночные силы вряд ли обеспечат их сближение [23;С.36].

Национальные проблемы GAAP (Generally Accepted Accounting Principles)

Принято сопоставлять национальные правила учета с теми, что действуют в США. Для американских экспертов такое поведение не есть форма ксенофобии. Но из этой привычки не следует делать вывод, что правила учета в США выше во всех или хоть в каком-то отношении. В таком подходе просто отражаются политические и экономические реалии. Пока международные правила учета не будут одобрены американской Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC), использующие их компании не получат доступа на американский рынок капитала. Если компания Daimler Benz хочет, чтобы ее акции имели хождение на биржах США, она должна подчиниться правилам и требованиям биржи, на которой будут котироваться ее акции, а также множеству налагаемых SEC требований о раскрытии информации, слегка смягченных - в виде уступки иностранным эмитентам. В частности, SEC требует, чтобы компания либо готовила отчеты в соответствии с Общепринятыми правилами бухгалтерского учета (Generally Accepted Accounting Principles, GAAP), либо обеспечивала соответствие отчетов, подготовленных согласно национальным требованиям GAAP (в случае Daimler Benz - германским), требованиям GAAP США. Немногие компании используют первую возможность, но даже подгонка отчетов под американский стандарт обходится недешево. Заполненные иностранными эмитентами подтверждения и согласования (Form 20F) вскрывают, согласно проведенному SEC исследованию, существование важных различий даже в тех случаях, когда иностранные правила принято считать близкими к действующим в США (например, в Канаде и Великобритании). Да и характер различий предсказуем: с 70%-ной вероятностью, например, величина чистой прибыли в отчете, подготовленном для США, ниже, чем в национальном отчете. А для того чтобы акции компании могли котироваться на конкурирующих с американскими фондовых рынках (в Лондоне, Гонконге и Токио), достаточно, чтобы предоставляемый инвесторам финансовый отчет, подготовленный компанией для домашних нужд, был переведен на официальный язык биржи.

Пока фондовые рынки США остаются важной частью мирового рынка капиталов, международные правила учета, не отвечающие американским стандартам, будут бесполезны. Здесь, конечно, есть некая синхронность. Если американская Комиссия по ценным бумагам будет и впредь упорно утверждать, что только она одна идет в ногу, фондовые рынки США могут утратить свои господствующие позиции. Именно эта перспектива тревожит ориентированных на прибыль участников американского рынка капитала, в частности Нью-Йоркскую фондовую биржу. Члены этой биржи понимают, что существует конкуренция иностранных бирж за право котировать новые акции и, что еще важнее, есть конкуренция за право торговать уже выпущенными бумагами. Только считанное число компаний США с миллиардными оборотами не котируются на Нью-Йоркской бирже, но сотни иностранных компаний такого же размаха здесь не присутствуют. Прибыль фирм-участниц биржи, престиж и влиятельность самой биржи, жалованье и привилегии руководства биржи будут если не усилены, то по крайней мере сохранены в том случае, если большие иностранные компании получат доступ на биржу. Кажется ясным, что если бы Нью-Йоркская биржа могла свободно решать, она открыла бы доступ таким иностранным компаниям и разрешила бы им подавать отчетность, не согласующуюся с действующими в США правилами [12;С.127].

Стоящие перед IASС задачи грандиозны. Перечень тем, которые должны быть охвачены основными правилами, включает такие щекотливые вопросы - нематериальные активы, промежуточные отчеты, аренда, неденежное вознаграждение, резервы и покрытие, - которые являются крайне противоречивыми даже в рамках национальных правил. Несмотря на бурную вспышку оптимизма, которая вылилась в обещание быстренько подготовить вариант основных правил, есть признаки, что успеть к 1999 г. будет нелегко. Нет объективных критериев для определения «лучших» способов отражать в учете какие-либо события или трансакции. Что еще хуже, между странами-участницами нет даже общего согласия об общих принципах подхода к этим проблемам. Самый простой способ добиться согласия по поводу предлагаемых правил - это сделать их настолько гибкими, чтобы могли вместиться все национальные.

бухгалтерский учет финансовая отчетность адаптация

Заключение

В ХХ1 веке реальностью стал процесс перехода значительной части стран Европы и США на МСФО ближайшие 5-7 лет. В нашей стране осуществляется приведение учета в соответствие с МСФО, и также поднимается вопрос о переходе России на МСФО. По крайней мере, планируется разрешить публичным компаниям составлять отчетность только в формате МСФО. Знание МСФО стало необходимым условием для эффективности работы бухгалтера, экономиста, руководителя предприятия, аналитика.

Постановлением Правительства РФ от 06 марта 1998 года, когда была утверждена «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».

Цель реформирования системы бухгалтерского учета: «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности».

Целью составления финансовой отчетности является предоставление информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании.

Я думаю, что реформирование учета - важное условие, необходимое для выхода на финансовые рынки, привлечение иностранных инвестиций, успешного функционирования предприятий и организаций.

В результате реформы должны быть созданы условия для формирования хозяйствующими субъектами полезной информации об их финансовом положении и результатах деятельности, а также обеспечены достоверность и надежность бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для принятия решений широким кругом заинтересованных пользователей.

Если подходить к реформе, таким образом, то применение МСФО является не целью, а средством рыночных преобразований, весьма важным и эффективным, но лишь одним из целого ряда средств. Сведение же всей реформы исключительно к использованию международных стандартов ограничивает поле деятельности специалистов и вводит в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.

Внедрение МСФО не подразумевает одномоментного изменения всей системы учета и отчетности в России. Переход к использованию международных стандартов, несомненно должен быть постепенным и целенаправленным процессом. Смысл такого процесса заключается в том, чтобы недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устранялись последовательно в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения этой системы. Невозможность быстрого перехода на МСФО обусловлена необходимостью предварительного осуществления большого числа мероприятий, делающих такой переход реальным. В частности, потребуются коррективы в законодательстве, прежде всего гражданском и налоговом, а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности. Принимая во внимание, что МСФО имеют дело лишь с отчетностью, орган, ре6гулирующий учет и отчетность в стране, должен разрабатывать и издавать детальные инструкции по внедрению и применению новых стандартов, включая вопросы организации учетного процесса. Налоговым органам потребуется пересматривать свои подходы к использованию данных бухгалтерского учета и отчетности, включая серьезные изменения в налоговых правилах.

Необходима определенная институциональная перестройка системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, в том числе образование органа, способного быстро реагировать на запросы практики и давать некоторые оперативные разъяснения по поводу новых стандартов. Целесообразно создать специальный орган, надзирающий за применением стандартов или контролирующий качество бухгалтерской отчетности. Требуется переобучение и переаттестация бухгалтерских и, в первую очередь, главных бухгалтеров. Переход на МСФО предполагает обучение заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, в частности существующих и потенциальных собственников, либо реформирование бухгалтерского учета в целом возможно и реально лишь при востребовании информации, формирующейся в нем.

Опыт других стран показывает, что применение какого-либо международного признанного решения в национальном стандарте возможно лишь в том случае, когда это решение соответствует реальной ситуации, существующей в стране. Иными словами, при использовании МСФО для создания национальной системы учета необходима своего рода адаптация.

Исходя из мировой практики, перевод российского учета на МСФО, на наш взгляд, нельзя понимать как непосредственное внедрение этих стандартов в практику отечественных организаций. Использование международных стандартов в России должно заключаться, прежде всего, в активном применении их при создании концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике, что должно обеспечить общую сопоставимость бухгалтерской информации, формируемой российскими и западными компаниями. При разработке национальных стандартов необходимо принять МСФО в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия признанной в мире практики, что ни в коем случае не должно вести к игнорированию специфики рыночных отношений в России.

Если исходить из предложенного выше пути перехода к использованию МСФО и рассматривать данный процесс как один из основных факторов продолжения и активизации реформы бухгалтерского учета в стране, то задачей первостепенной важности сегодня представляется максимально полное и добросовестное освоение концепции и содержания международных стандартов широкой бухгалтерской общественностью, включая представителей регулирующих органов. Понимание основополагающих идей и смысла международных стандартов обеспечит в дальнейшем корректный подход к применению в российской бухгалтерии решений, традиционных для улучшения западной практики.

Список использованных источников

1.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 23.07.98, 28.03.02).

.Бухгалтерский учет: Учебник по ред Безруких П.С. - 5-е изд, перераб. и доп. 2004 - 719 с.

.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. 4-е изд, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002 - 640 с.

.Рожнова О.В. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности: Учебное пособие. Издание второе, перераб. и доп. - М.: Изд-во «Экзамен», 2003 - 256 с.

.Учет по международным стандартам. Учебное пособие - 3-е изд. /А.М.Гершун, И.В.Аверчев, Е.Б.Герасимова и др.; Под ред. Л.В.Горбатовой. - М.: Издательский дом «Бухгалтерский учет», 2003 - 504 с.

.Захарин В.Р Международные стандарты бухотчетности «общая характеристика нормативной базы» // Бухучет и налоги, 2000, №3, с.14-18

.Николаевой С.А. Международные и российский стандарты бухгалтерского учета под редакцией. - М.: Аналитика-Пресс, 2001 - 236 с.

.Терехова В.А. Международные и национальные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. - СПБ.: Питер, 2003 - 321 с.

.Терехова В.А. Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике. - М.: «Перспектива», 2000 - 285 с.

.Бутюгин Е.В., Жегалов П.В. Достоверность бухгалтерской отчетности: международные стандарты и российская практика // Главбух, №6, 2000, с. 4-7

.Ковалев В.В. Стандартизация бухгалтерского учета: международный аспект //Бухгалтерский учет, №8, 2000 с. 17-19

.Стуков Л.В., Стуков В.Л. Международная стандартизация и гармонизация учета и отчетности. М., 2001 - 127 с.

.Палий В.Ф. Бухгалтерский учет в России и международные стандарты/ / Бухгалтерский учет, № 4 2002, с.11-18

.Шнейдман Л.З. На пути к международным стандартам финансовой отчетности // Бухгалтерский учет, №7, 2002, с. 16-19

.Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина Росси от 01.07.2003 г. № 180).

.Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов. /Под ред. проф. Ю.А.Бабаева. - М.: Вузовский учебник, 2003. - 525 с.

.Палий В.Ф. Бухгалтерская отчетность: особенности. -М.: Бератор-Пресс, 2003.-216с.

.Палий В.Ф. Современный бухгалтерский учет. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2003. - 792 с.

.Учет по международным стандартам. Учебное пособие - 3-е изд. /А.М.Гершун, И.В.Аверчев, Е.Б.Герасимова и др.; Под ред. Л.В.Горбатовой. - М.: Издательский дом «Бухгалтерский учет», 2003. - 504 с.

.Генералов Н.В. МСФО 1 (IFRS) «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» // Бухгалтерский учет, № 3, 2005, с. 24-28

.Генералов Н.В.Профессиональное суждение и его применение при формировании отчетности, составленной по МСФО // Бухгалтерский учет, № 23, 2005, с. 31-38

.Генералов Н.В. Трансформация российской отчетности в отчетность, составленную в соответствии с МСФО // Бухгалтерский учет, № 23, 2004, с. 29-34

.Шнейдман Л.З. От гармонизации к конвергенции национальных стандартов с МСФО // Бухгалтерский учет, № 11, 2004, с. 37-38

Похожие работы на - Проблемы адаптации бухгалтерского учета и отчетности в России к международным стандартам

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!