Франшиза ювелирных магазинов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    126,17 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Франшиза ювелирных магазинов














Франшиза ювелирных магазинов

1. Общие понятия

Франчайзинг - это система взаимовыгодных партнерских отношений предприятий крупного и малого бизнеса. Он объединяет элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, но в целом остается самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица. Франчайзинг реализуется на основе договора, заключаемого между крупным предприятием - франчайзером и мелким - франчайзи (оператором). При этом франчайзер (обычно крупная родительская компания) обязуется снабжать мелкую фирму или бизнесмена, действующих в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За это фирма (франчайзи) обязуется предоставить компании (франчайзеру) услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию какую-то часть своего капитала. Франчайзи обязуется иметь деловые контакты исключительно с компанией - франчайзером, а также вести бизнес в соответствии с ее предписаниями.

Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой франчайзера. Кроме этого взноса франчайзи и капиталовложений в основные фонды, сделанные им, франчайзер может назначить регулярную плату за рекламу торговой марки, используемую оператором. Плата, как правило, устанавливается в пределах 1-5% выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи, составляющий в среднем 2-3%, но бывает и значительно выше. Франчайзи компании "Макдоналдс" вносят 12% выручки. В США, например, владелец химчистки, выплачивающий головной компании всего 100 долл. в месяц, может иметь неограниченное число пунктов приема.

В экономической литературе различают два типа договорных отношений. Первый наиболее применим в сфере торговли. Суть его состоит в том, что фирма-франчайзи узко специализирована на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. По такой форме договора работает большинство фирм-франчайзи по торговле автомобилями, автосервисов, бензоколонок.

Другой тип договорных отношений значительно сложнее. Мелкая фирма - франчайзи работает не просто под торговой маркой франчайзера, а включается в полный цикл крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Все это приводит к особой ответственности мелкой фирмы.

Большинство экономистов сходятся на том, что система франчайзинга возникла в XVIII в. в британской системе так называемых "связанных домов" и в американской системе - в знаменитой фирме Zinger. Суть британской системы "связанных домов" заключилась в том, что с введением в стране ограничений на продажу пива лицензии на нее выдавались лишь тем лицам, которые торговали пивом только на постоялых дворах. Владельцы последних, получив лицензию на продажу пива, должны были содержать свои постоялые дворы в соответствии с требованиями властей. Такая первоначальная форма франчайзинга получила в то время в Англии довольно широкое распространение, ибо вполне устраивала обе стороны. Как пишут Дж. Стэнворт и Б. Смит, "система "связанных домов" появилась как защитный механизм, позволяющий пивоварам поддерживать нужный объем продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система "связанных домов" доказала, что она является эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор".

Первопроходцем на франчайзинговом рынке в России стала фирма Коdак, которая открыла здесь в 1988 г. первую экспресс-лабораторию. В настоящее время их насчитывается более 500. Другая наиболее распространенная и успешно действующая франчайзинговая система в России - фирма "1С" (разработка и обслуживание бухгалтерских программ). Непосредственно сама фирма продает лишь 5% своего продукта, остальную его часть распространяет через 800 фирм-операторов по всей России. За 1997 г. объем продаж этих фирм превысил 12 млн. долл.

Региональная программа сети универсамов "Пятерочка" осуществляется на основе франчайзинга. "Пятерочка" продвигает в регионы высокодоходный интеллектуальный продукт, включающим комплекс современных технологий, мощную систему информатизаций, отношения с более чем 500 поставщиками, а также услуги по подготовке управляющих и специалистов для сбытовой сети.

Приобретая франшизу, (франшиза - право (лицензия) на создание коммерческого предприятия и на торговлю продукцией в предписанной форме в течении определенного периода времени и в определенном месте) пользователь фактически получает готовый высокотехнологичный бизнес с максимальной отдачей, при котором все затраты окупаются уже в течение 2,5-3 лет. Партнер "Пятерочки" становится бесспорным лидером на региональном уровне. Здесь точно копируют технологии и бизнес-процессы, используемые франчайзерами в Санкт-Петербурге и Москве. При этом основу предлагаемых товаров составляют продукты местных производителей.

В целях распространения франчайзинга владельцы крупных фирм периодически проводят выставки, чтобы привлечь потенциальных покупателей права на льготное предпринимательство. В настоящее время наиболее широко эта форма предпринимательства развита в таких областях бизнеса, как бензозаправочные станции (32%), торговля легковыми и грузовыми автомобилями (6%), рестораны и закусочные быстрого обслуживания (7%).

Дж. Стэнворт и Б. Смит приводят виды малого бизнеса в Англии, где широко используется франчайзинг:

здоровье, медицинские и косметические услуги (центры красоты, клубы здоровья, оптика и т.п.);

услуги в сфере домашнего хозяйства (чистка ковров, реставрация мебели и обивки, услуги по дизайну);

автомобильная продукция и услуги (продажа автомобилей, запасных частей, балансировка колес, мойка машин, наладка двигателей и др.);

строительство, услуги, связанные с ремонтом домов (по установке кондиционеров, облицовке каминов, ремонту ванных комнат, остеклению лоджий, обустройству кухонь, покрытию полов и др.);

услуги, связанные с образованием (репетиторство, курсы секретарей, курсы для управленческого персонала и т.п.);

отдых и развлечения (отели, подвижные игры дома и вне дома);

рестораны быстрого обслуживания, закусочные (кофе, пицца, хрустящий картофель и т.п.);

продуктовые палатки (хлебобулочные изделия, кондитерские, магазины здоровой пищи);

Весьма очевидна заинтересованность крупных фирм в развитии франчайзинга. Они расширяют сферу сбыта своей продукции, проникая на небольшие рынки, и, следовательно, имеют информацию для быстрого реагирования на изменение спроса, привлекают дополнительный капитал, устанавливают строгий оперативный контроль за качеством продукции и услуг, производимых и реализуемых оператором.

К недостаткам франчайзинга относятся: необходимость учета интересов партнера - крупной компании и других держателей акций; необходимость регулярных отчислений не от прибыли, а от объема продаж, что может поставить держателя лицензии в трудные финансовые условия; наличие права у продавца лицензии проверять финансовую документацию; обязательность соблюдения методов ведения бизнеса, изложенных в инструкции партнерской компании, что может ограничивать возможности маневра; выкуп (по требованию компании партнера) всего необходимого оборудования и материалов, что способно ограничить в действиях держателя лицензии.

Медленное становление рыночной экономики, тяжелый налоговый пресс, недостаточно развитая правовая база, неплатежи за продукцию и услуги, слабая государственная поддержка предпринимательства сдерживают развитие малого бизнеса в России. Несмотря на это западные франчайзеры начинают проявлять инициативу в заключение контрактов с франчайзи России (например, известные компании "Макдоналдс", "Пицца-Хат", "Рэнк-Ксерокс" и др.). По существу франчайзинг у нас представлен пока в одной форме: зарубежный франчайзер - российский франчайзи (оператор).

Становление и развитие франчайзинга наряду с арендой и лизингом позволят быстрее решать проблему занятости населения, преодоления монополизма производства, развития конкуренции - движущей силы рыночной экономики.

партнерский франчайзер ювелирный изделие

2. Рынок Ювелирных изделий в России

По данным Пробирной Палаты РФ, в ювелирной промышленности России зарегистрировано более 4.440 ее участников, в том числе около 1.300 предприятий и более 3.100 индивидуальных предпринимателей-ювелиров и более 20 тысяч специализированных ювелирных магазинов.

В производстве и торговле ювелирными изделиями занято более 150 000 человек. Ювелирные организации адаптированы к условиям рыночной экономики, их продукция востребована, широко известна, пользуется спросом и занимает ведущее место на российском легальном ювелирном рынке.

Несколько фактов из истории. Либерализация экономики, увеличение фискальной нагрузки и резкое падение доходов населения вызвали резкое падение объёмов производства российских предприятий: с 1991 года по 2000 год объём производства сократился в пять раз.


Начиная с 2001 года ювелирная отрасль интенсивно развивалась, ежегодный прирост объёмов производства вплоть до начала финансового кризиса составлял 25-30%. Это произошло в результате уменьшения налоговой нагрузки на отрасль (отмена акцизного налога) с одной стороны, и увеличением реальных доходов населения с другой.

В результате мирового финансового кризиса изменился спрос на золото: значительно вырос инвестиционный спрос-1375тн. в 2009 году против 236тн. в 2008 году (+482%), произошел резкий рост цен на драгоценные металлы, как на мировых рынках, так и внутри страны, сократились реальные доходы населения. В результате мировой спрос ювелиров на золото сократился в 2009 году на 505 тн. и составил 1687 тн. Спрос российских ювелиров на золото в 2009 году составил 43 тн. против 76,5 тн. в 2008 году ( -44% ). Эти и другие факторы привели и так уже к значительному спаду отечественного ювелирного производства по сравнению с докризисным периодом. В результате ряд ювелирных фирм приостановил свою производственную деятельность.

К этому необходимо добавить, что средний вес одного изделия из золота - 2,6 грамма. Вес и стоимость одного изделия определяются финансовыми возможностями потребителя. В 2008 году было изготовлено 44 миллиона штук. Значительное влияние на стоимость ювелирных изделий массового спроса оказывает мировая цена на золото. В 2009 году среднегодовая цена выросла на 111,5% и составила 972,35 долларов США. Мировое производство ювелирных изделий упало на 23%, в России спрос упал на 39% , изготовлено было всего 27 миллионов штук. Возможность пропорционального увеличения розничной цены ограничена покупательской способностью населения.

В первом полугодии 2010 года ситуация несколько улучшилась. По данным Пробирной Палаты, по сравнению с данными за шесть месяцев 2009 года, производство золотых украшений в России выросло на 26,5%, а украшений из серебра - на 16,6%. Одновременно импорт украшений из золота вырос на 43,8%, а из серебра на 45,7%. Если же проводить сравнение с аналогичным периодом 2008 года, когда кризис еще начался, то ситуация в отечественном производстве выглядит следующим образом: - 31% по производству украшений из золота, и +55% по серебру. Импорт ювелирных украшений также не вышел на докризисный уровень: - 35% по золотым украшениям, и нулевой рост по серебру.

Таким образом, можно констатировать, что производство ювелирных изделий из золота не вышло на докризисный уровень, а покупательский спрос значительно сместился в сторону недорогих украшений из серебра.



Необходимо отметить что золото, серебро и драгоценные камни, став доступными огромному числу людей, перестали быть предметами роскоши. Ювелирные украшения как товар в значительной степени утратили свою уникальность. Наметилась тенденция покупки повседневных украшений, скажем, к платью или костюму. Российский потребитель изменил свое отношение к золотым изделиям как объекту инвестирования. Нынешний потребитель, особенно в столице и крупных городах, рассматривает кольца, серьги, браслеты, цепочки как элементы имиджа, стиля. И это мировая тенденция.

Однако большая часть населения не может позволить себе дорогие вещи. По оценкам экспертов, сегодня наиболее востребована так называемая массовая продукция (до 5-10 тыс. рублей за изделие), которая занимает 60% ювелирного рынка по количеству изделий. В основном это легковесные украшения весом 2-3 грамма. Еще примерно 30% приходится на средний ценовой сегмент (10-25 тыс. рублей), а 10% - на высокий (25-100 тыс. рублей) и премиальный (свыше 100 тыс. рублей). Таким образом, основная масса украшений, в том числе с бриллиантами, в сознании людей превратилась, как ни крамольно это звучит, в дорогостоящую бижутерию

Россия является крупным импортером ювелирных вставок из драгоценных (рубин, сапфир) и полудрагоценных (кварц, гранат, турмалин, топаз) камней, поскольку промышленных месторождений этих пород у нас нет или они практически не разрабатываются. Цена ввезенных камней после уплаты налогов автоматически возрастает на 38%. Пошлины на ввоз ювелирных камней в Россию составляют 20%, а НДС на драгоценные металлы и камни - 18%. Для сравнения: в странах Европы и Азии НДС намного ниже или отсутствует вообще, а пошлины на ювелирное сырье и готовые изделия находятся на уровне 4-5%.

По данным Пробирной палаты России, с 2000 по 20010 год продажи золотых изделий выросли в три раза в количественном выражении, а импорт - в 5-6 раз. По серебряным украшениям показатели роста составляют соответственно 7-8 раз и 12-16 раз

Список литературы:

1.       www.bsplan.ru <http://www.bsplan.ru>

.        <http://coolidea.ru>

.        <http://www.adamas.ru>

Похожие работы на - Франшиза ювелирных магазинов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!