Формы организации информационного поля в СМК

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    73,60 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формы организации информационного поля в СМК

Министерство образования и науки РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ РЕКЛАМЫ И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

КАФЕДРА РЕКЛАМЫ








КУРСОВАЯ РАБОТА по теме:

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ В СМК











Новосибирск 2011

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема является актуальной, поскольку современное общество живет в информационный век. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром. Иное сообщение стоит дороже жизни.

Сейчас, в первой половине 21-ого века роль информации в жизни человека является определяющей. Мир вступает в новую эру - информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. Важную роль в формировании общественного мнения и информационного поля играют средства массовой информации - телевидение, радио, интернет, пресса. То, как СМК преподносит ту или иную информацию в значительной степени влияет на жизнь общества в целом, на его сознание и мнение. Можно сказать, что СМК формируют информационное поле, в котором живет нынешнее общество.

Несмотря на значимость изучения данной темы, нет научных трудов, которые бы в полной мере освещали эту проблему. Многие исследователи, такие как М. Бочаров, А. Чумиков, С. Зуев, рассматривают в своих работах понятие информационного поля, но они не приходят к однозначному определению данного явления.

Объект исследования - массовые коммуникации в целом, предмет - процесс формирования информационного поля в СМК. С точки зрения М. Бочарова, информационное поле - пространство организованного или неорганизованного информационного обмена. В данной работе данное понятие рассматривается как организованный обмен, т.е. коммуникативные отношения, складывающиеся и развивающиеся с помощью медиаресурсов.

Задачами данной работы являются:

рассмотреть теории массовых коммуникаций;

определить функций и задач СМК;

определение роли массовой информации в обществе;

определить каким образом массовая информация влияет на общество;

рассмотреть процесс формирования информационного поля в СМК.

Целью данной работы является рассмотрение процесса создания информационного поля СМК. Работа состоит из двух глав: первая глава содержит теорию рассматриваемого вопроса, во второй главе рассматривается сам процесс создания информационного поля в СМК.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

.1 Теория массовой коммуникации

Единая теория массовой коммуникации исторически складывалась и до сих пор формируется из научных подходов, позиций и исследований многих ученых - представителей как общественных, так и естественных и технических отраслей знания. Она вызревала в русле исследований по социологии и психологии (Г. Тард, Г. Лебон - конец XIX - начало XX века, Л.С. Выготский - 30- годы, Т. Адорно, Г. Лассуеэлл, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, П. Лазарсфельд, Р.Мертон и др. - 40-е годы, Ю. Хабермас, С. Московичи, А. Менегетти и др. - 60 -е - 80-е годы XX века). (Мы называем лишь ключевые периоды, дававшие толчки и новые импульсы теории в соответствии с новыми социальными реалиями). Она вызревала в русле исследований проблем теории информации и новой науки - кибернетики (Н. Винер, К. Шеннон, С. Бир и др. - 40-е - 50-е годы), научных разработок в области теории информации, культурологии и эстетики восприятия (М. Бахтин - 30-е годы, А. Моль, Ю. Лотман - 60-е - 70-е годы, журналистики и журнализма (советская школа журналистики 60-70-х годов XX века, формировавшаяся преимущественно на базе одноименного факультета МГУ им. Ломоносова. Наиболее известны работы Э. Багирова). До конца еще не оценен, как теперь все более выясняется, тот вклад, который сделали в теорию массовой коммуникации, разрабатывая естественнонаучные, философские и филологические концепции, русские мыслители Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Ф. Лосев.

Ю.П. Буданцев выдвинул в качестве методологии изучения массово-коммуникативных процессов системный, конкретно-исторический подход. В его основе следующее положение: возникновение и развитие средств МК синхронно возникновению и развитию человеческого общества, причем определяющим моментом является именно общественное развитие. Массовую коммуникацию этот исследователь трактует как широкое поле общения посредством естественных СМК (системы СМК-1 - СМК-3, в зависимости от общественно-исторических формаций по К. Марксу), а также технических СМК (система СМК-4). Общение, если исходить из его теории МК, может быть прямым (непосредственное участие в коммуникативном действии) и посредством материализованного в каком-либо носителе текста. Развитие СМК неотделимо от раскрепощения человеческих "сущностных сил" [3, с. 32].

Рассмотрим позиции и ряда других исследователей по вопросу состава понятия "массовая коммуникация" и теории МК.

П. Лазарсфельд и Р. Мертон рассматривают МК в контексте организуемого ими социального действия и провоцируемых массовых вкусов. Поэтому, если обобщить их суждения о МК и ее основных функциях, то можно сделать вывод, что массовая коммуникация представляет собой поток коммуникативных действий с целью (помимо чисто информационных, просветительских целей):

присвоения статуса общественным проблемам, личностям, организациям и общественным движениям;

укрепления социальных норм;

наркотизации социума.

"То, что массовая коммуникация повышает уровень информированности широких слоев населения является бесспорным. Вместе с тем, возрастающий поток сообщений массовой коммуникации может непреднамеренно (а часто и преднамеренно - В.Б.) преобразовывать энергию людей от активного участия к пассивному знанию.

В научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, дается большое количество определений понятия "коммуникация". Оно обозначает феномен, находящийся в фокусе изучения процессов как в области фундаментальных, так и социальных наук, интегрирующих эти процессы через сообщение. Этими словами начинается статья об изучении коммуникации в Международной энциклопедии коммуникации. Причины интегративной природы теории коммуникации авторы энциклопедии объясняют тем фактом, что корни ряда основных проблем современной коммуникационной революции и изучающей ее науки уходят в глубь веков. Ведь как мы уже отмечали, информативно-системные связи составляют основу социальности человечества в создании, сохранении и исторической трансляции для будущих поколений его социально-культурных ценностей и традиций.

Истинной, личностно освоенной социальностью считает коммуникацию немецкий философ Ю. Хабермас. Но таковой она становится не сразу, а лишь по мере того, как начинает обеспечивать людям возможность совершенно свободного и беспристрастного обсуждения высших ценностей. Последние исторически изменяются, и поэтому требуют постоянного спора о себе. Исходя из этого, у Ю. Хабермаса сама теория познания предстает как коммуникативный процесс, как коммуникация. Немецкий ученый развил свою концепцию на основе ряда положений своего предшественника в немецкой философии - К. Ясперса, утверждавшего, что истина - это коммуникация, и, стало быть, истинная коммуникация - это коммуникация по поводу искания истины.

Американский социолог Чарльз Кули имел в виду под коммуникацией механизм, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения, символы, заключенные в разуме, а также средства для передачи их в пространстве и сохранения во времени. Как видим, от понимания коммуникации в широком смысле общения как такового авторы все чаще переходят к определениям, основанным на технических возможностях этого общения [5, с.987].

В прикладных моделях коммуникации, то есть моделях, которые в середине XX века были призваны объяснить процессы в резко развившихся технических системах, отслеживаются составляющие коммуникативной цепочки с целью прогнозирования новых эффективных коммуникативных действий (термин Ю.Хабермаса). Основными прикладными моделями коммуникации явились модель Клода Шеннона (математическая) и Норберта Винера (кибернетическая).

Схема 1 - Коммуникация по Клоду Шеннону

Шеннон выделял три уровня коммуникации: технический, семантический, а также уровень эффективности. Технические проблемы коммуникации связывались им с точностью передачи информации от отправителя к получателю. Семантические проблемы - с интерпретацией сообщения получателем в сопоставлении с изначальным значением. Проблема эффективности говорит о результатах изменения поведения в связи с переданным сообщением.

В модели Н. Винера самым важным ее компонентом является положение об обратной связи. «Информация, поступающая обратно в управляющий центр, стремится противодействовать отклонению управляемой величины от управляющей»

Особо рассматривает Н.Винер функционирование социальной информации. В группах необщественных животных информация не возрастает, поскольку нет активного информационного обмена. В случае эффективной социальной организации информации больше, чем содержит каждый из членов социума.

Идеи К.Шеннона развил С. Бир. В частности он определил обратную связь как "возврат части выходной информации на ее вход, которая затем изменится. Положительная обратная связь вызывает увеличение уровня сигнала на выходе и, следовательно, на входе; отрицательная обратная связь при увеличении сигнала на выходе вызывает уменьшение сигнала на входе, и таким образом, в принципе является стабилизирующей".

Таким образом, стандартная модель массовой коммуникации, принятая большинством исследователей, состоит из следующих элементов:

Схема 2 - Стандартная модель массовой коммуникации

Одним из основателей социологического направления теории массовой коммуникации является Гарольд Лассуэлл. В его работах (как и в трудах Н.Винера) информационные связи исследуются как неотъемлемые атрибуты жизненной материи. Однако общественные структуры обладают своими специфическими качествами, которые порождаются необходимостью сохранения социальных институтов, духовных ценностей и их идеологического обеспечения.

Исходя из этого, Г. Лассуэлл выделял три основные функции:

социально-коммуникативных процессов: контроль за средой,

корреляция всех компонентов общества для его сохранения и развития,

передача социального наследия другим поколениям.

По его мнению, в демократических обществах рациональные выборы ценностей зависят от просвещенности, которая, в свою очередь, зависит от коммуникаций, но особенно от равноценности внимания к ним среди лидеров, экспертов и массы рядовых людей [6, с.28].

1.2 Виды и функции СМК (СМИ)

К СМК относятся: - пресса, радио, телевидение; - кинематограф, звукозаписи и видеозаписи;- видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели; - домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи.

Условия функционирования средств массовой коммуникации.

К подобным условиям можно отнести следующее:

наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность массовой коммуникации;

социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой коммуникации;

массовая аудитория;

которая, учитывая ее рассредоточенность и анонимность, требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающие вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

Способы и средства массовой коммуникации.

Различают следующие способы:

направленность;

многоканальность;

нормативность;

вариативность коммуникативных средств.

Раньше массовая коммуникация была однонаправлена. С введением в практику писем и звонков читателей, слушателей и зрителей - стала взаимонаправленной (взаимный интерес).

Заслуживает внимания т.н. скрытая обратная связь (характерная для радио и телевидения). Опытный коммуникатор может прогнозировать реакцию слушателя или зрителя на ту или иную информацию и на ее оценочную интерпретацию.

Эффект соучастия в процессе коммуникации тем сильнее, чем лучше осуществляется эта скрытая обратная связь. Это достигается при помощи продуманного структурирования дикторского дискурса, предусматривающего последовательность информации, и за счет тщательного отбора коммуникативных средств - слов, формул общения,стереотипов речевого поведения, включающего фонационные и кинетические средства невербальной коммуникации. (пример - программа «Двое против одного») [16, с.82-83].

Функции средств массовой коммуникации.

В 1948 г. американским ученым Г. Лассуэлом были выделены три функции:

обозрение окружающего мира (информационная функцию);

корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество и его познание через обратную связь);

В 1960 г. американский исследователь К.Райт добавил еще одну функцию - развлекательную.

В начале 80-х годов Мак-Квейл предложил еще одну функцию, так называемую мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных компаний, чаще - политических.

В отечественной психолингвистике (Леонтьев А.А.) выделяются четыре функции, типичные для радио- и телевизионного общения:

оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить коллективную (совместную) деятельность;

функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания:

функция социального контроля через использование социальных норм, этических и эстетических требований;

функция социализации личности - воспитательная функция привития личности тех черт, которые желательны для общества.

факторы воздействия массовой коммуникации:

социологические факторы, способствующие воздействию массовой коммуникации;

информационные факторы, определяющие эффективность массовой коммуникации;

коммуникативные факторы массовой коммуникации;

особенности адекватного восприятия информации. Объективные и субъективные факторы, обеспечивающие коммуникацию.

Социологические факторы:

С известной долей условности эти факторы можно определить как:

социопсихологические;

информационные;

коммуникативные.

Социопсихологические факторы связаны с такими компонентами массовой коммуникации, как коммуникатор и аудитория [11, с. 11].

Для осуществления базовых функций массовой коммуникации непосредственный отправитель и получатель информации должны отвечать общим требованиям:

иметь определенный минимум общих фоновых знаний,

владеть общим кодом - необходимым объемом вербальных и невербальных коммуникативных единиц,

уметь пользоваться этим кодом и правильно интерпретировать его единицы.

обладать мотивацией - обоюдным стремлением к осуществлению коммуникации, при которой целенаправленная информация отвечает ожиданиям ее получателя.

Для коммуникатора главным условием успешности коммуникации является правильная социальная ориентация на потенциальную аудиторию - на фоновые знания и интересы как массовой аудитории, так и «малых групп». От этого зависит отбор информации, ее оптимальный объем и структура, а также отбор вербальных и невербальных коммуникативных средств.

Информационные факторы

Информационные факторы связаны прежде всего с содержательным аспектом газетных материалов, радио- и телепередач. В этом заинтересован как отправитель, так и получатель информации. Решающими факторами являются отбор информации, ее структурирование и способы выражения с учетом специфики каналов. Отбор информации проводится на основе двух главных критериев - актуальности и ориентации на социальную и личностную мотивированность аудитории. Актуальность информации определяется по временному и территориальному параметрам - насколько она своевременна и многим ли людям нужна.

По территориальному признаку актуальная информация может иметь глобальный и локальный характер.

Наиболее эффективными средствами выражения тональности, которые поддаются структурированию в радио- и теледискурсах, являются интонация, ритм и темп (не путать с физической скоростью речи). Соотношение интонационно выделенных и невыделенных компонентов высказываний, количество и чередование речевых тактов в рамках высказываний, количество и длительность пауз создают определенную тональность и выразительность речи. Способ передачи информации во многом определяется жанрами устной и письменной форм речи, которые в значительной степени стандартизированы в каждом канале коммуникации.

СМК способны:

вызывать изменения намеренно и ненамеренно;

вызывать незначительные по форме и интенсивности изменения;

усиливать существующее мнение, не изменяя его;

предотвращать возникающие изменения;

способствовать возникающим изменениям.

Коммуникационная деятельность осуществляется в обществе в трех формах:

общение - диалог равноправных партнеров;

управление - целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации;

подражание - заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими.

Благодаря подражанию из поколения в поколение передаются язык, традиции, знания, умения.

Различают два вида коммуникации: синхроническую и диахроническую. Синхроническая (горизонтальная) коммуникация реализуется посредством устных и письменных коммуникационных каналов между современниками. Благодаря такой коммуникации обеспечиваются единство, сплоченность, консолидация общества. Синхроническая коммуникация необходима для решения текущих общественных задач, координации действий разных социальных групп, для жизнедеятельности этноса в настоящем времени.

В диахронической (вертикальной) коммуникации происходит передача информации духовного содержания от поколения к поколению. Таким образом, формируется социальная память. Диахроническая коммуникация, следовательно, сохраняет этническую общность, движение языка, традиций.

Коммуникация тесно связана с информацией. Передача информации может осуществляться в трех коммуникативных формах:

монологической, где преобладают такие коммуникативные действия, как однонаправленная передача информации от организатора общения на получателя информации;

диалогической, в которой субъекты общения взаимодействуют и взаимно активны. При такой форме коммуникации происходит обмен информацией. В диалогической коммуникации важным становится выработка согласованных решений;

полилогической - организации многостороннего общения. Такая коммуникация носит характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связана с максимально эффективной ее реализацией.

Если целями общения является обмен информацией преимущественно эмоционального содержания, то целями коммуникации являются: обмен и передача информации; формирование умений и навыков, развитие профессиональных качеств; формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом; обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями; изменение ценностных установок и мотивации поведения; обмен эмоциями.

По данным журнала PR Reporter (1991. - 26 August) каналы коммуникации располагаются в следующей иерархии:

Разговор “лицом к лицу”.

Дискуссия в пределах небольшой группы лиц.

Выступления перед большой аудиторией.

Телефонный разговор.

Письмо, личное письменное сообщение.

Текст, напечатанный на машинке (компьютере).

Сообщение на большую аудиторию.

Материал (статья), отправленный прямой почтовой рассылкой.

Статья в виде информационного письма компании.

Новости в печатных СМИ.

Реклама в СМИ.

Наружная реклама. Щиты.

Как видно, наиболее эффективным каналом коммуникации является “общение один на один”, т. е. “лицом к лицу”.

Коммуникант (получатель) - лицо, или группа лиц, массовая аудитория, которым направлено сообщение.

Обратная связь (эффект коммуникации) - изменения в поведении коммуниканта, которые происходят в результате приема сообщения.

В 1984 г. Джеймс Грунинг (Университет Мэриленд) и Тодд Хант (Государственный университет Нью-Джерси) разработали и обосновали 4 модели передачи информации:

Паблисити. Главная цель - пропаганда однонаправленным потоком информации: коммуникатор (адресант) - коммуникант (адресат). Модель распространена впервые А.Т. Барнумом в середине XIX в. В данной модели процесс коммуникации рассматривается как однонаправленный процесс, основная цель которого не слушание, а говорение. Главное - донести информацию до аудитории, а не обратная связь. Данная модель встречается в спорте, театре, при продвижении продукта на рынок. Недостатком является возможность искажения информации, полуправда и неправда.

Общественно значимая информация. Это также однонаправленный процесс, но здесь предполагается, что СМИ будут получать и распространять только правдивую информацию, что способствовало бы формированию положительного паблисити. Процесс передачи информации осуществляется не обязательно с целью убедить кого-то. Степень воздействия на аудиторию измеряется количеством вовлеченной в систему коммуникации аудитории. Данная модель широко используется в сфере бизнеса и правительственными некоммерческими организациями.

Двусторонняя асимметрия. В данном случае специалисты по связям с общественностью запрашивают информацию от целевых групп и применяют ее для формирования эффективной информационной стратегии. Модель сформировалась в середине ХХ в. и основывается на идее двустороннего коммуникационного процесса с использованием методов научного убеждения. Главная задача - обеспечение обратной связи. Усилия в основном направлены на планирование и выбор целевой аудитории. На практике осуществляется в сфере связей с общественностью и широко используется конкурирующими фирмами в борьбе за потребителя.

Двусторонняя симметрия. Наиболее популярная модель коммуникации конца ХХ в. Цель - достижение обоюдного взаимопонимания. Данная модель направлена на изучение восприятия аудиторией действий той или иной организации в целях определения степени воздействия и последствий коммуникационного акта. Исследование степени воздействия и уровня обратной связи с аудиторией позволяет определить, насколько эффективна деятельность специалистов в области связей с общественностью [22, с.54].

1.3 Виды и функции коммуникации

Традиционно выделяется две-три функции коммуникации:

) информационная функция: выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам;

) аффективная: передача эмоций и чувств.

Существуют следующие виды коммуникации:

) интраперсональная коммуникация (разговор с самим собой);

) межличностная коммуникация (участвуют, как правило, двое коммуникантов, но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в ресторане и т.п.);

) групповая коммуникация (внутри группы, между группами, индивид - группа);

) массовая коммуникация (в случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио, интернет, т.п.).

Также могут быть дополнительные разновидности коммуникации:

Межкультурная (коммуникация как между народами-носителями различных языков и коммуникативных культур, или между государствами;

межличностная - между отдельными представителями этих народов или государств);

ворганизационная (коммуникация в деловой и производственной сфере, включающая межличностную, групповую и личностно-групповую).

Цель коммуникации - передача сообщения. Коммуникация может происходить не только в процессе непосредственного общения через слова, но так же с помощью дорожных знаков, телетекста, книг, фильма, и т.п. На самом деле целей коммуникации может быть несколько. Например, фильм может информировать, развлекать, предупреждать, объяснять, и т.п. Основная причина коммуникации - соответствующие потребности индивида или группы индивидов. И тогда - цели коммуникации обслуживают различные потребности индивидов [1, с. 54].

Массовая коммуникация представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений. Такими каналами являются: А) печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты); Б) радио и телевидение - сеть широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио- и телеприёмные устройства; В) кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью проекционных установок; Г) звукозапись (система производства и распространения грампластинок, магнитофонных роликов или кассет); видеозапись [15, с29].

Согласно определению отечественного ученого Б. Фирсова, «массовая коммуникация - процесс распространения информации с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории».

Б. Фирсов выделяет в процессе коммуникации три фазы:

докоммуникативную,

коммуникативную,

послекоммуникативную.

Первая фаза характеризуется запросами и ожиданиями аудитории. Вторая - непосредственной реализацией этих запросов. Третья - использованием полученной информации.

Массовая коммуникация - это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Средства и предпосылки массовой коммуникации.

Основными средствами массовой коммуникации являются печать, радио, кино и телевидение, которые определяются также как средства массовой информации.

Условия функционирования массовой коммуникации (по Конецкой).

массовая аудитория (она анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы по интересам и т.п.);

социальная значимость информации;

наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в современную эпоху всеми отмечается преобладание визуального канала). Средство массовой информации - средство распространения информации, характеризующееся:

обращенностью к массовой аудитории;

общедоступностью;

корпоративным характером производства и распространения информации. [8, с37-38].

1.4 Массовая информация в обществе

Принято считать, что главный признак массовой информации - то, что ею оперировали или оперируют массы. Данная характеристика и в самом деле очень существенна. Но определяющей она не является, ибо не отражает тех причинных свойств массовой информации, из-за которых, собственно, она и может выполнять свое предназначение. Состоят эти свойства в следующем.

В отличие от разных видов специализированной информации, массовая - общезначима, т.е. несет в себе сведения, которые в той или иной степени касаются всех. Кроме того, она общедоступна, поскольку распространяется по открытым каналам коммуникаций и фиксируется либо в естественном языке, либо в таких искусственных, которыми владеют массы (от простейшего «языка» свето­фора до весьма сложных языков искусства и науки).

Массовая информация - эта та часть социальной информации, которая предназначена для всех социальных групп и, в силу этого, является общезначимой и общедоступной. Что делает информацию массовой? Во-первых, аудитория СМИ велика и анонимна, а зачастую и очень гетерогенна. Информация может быть адресована отдельным зрителям, слушателям, читателям или даже группам людей, но точность адресации ограничена. Во-вторых, источниками коммуникации являются определенные институты и организации. Некоторые, например телевизионные сети, газетные концерны и телеграфные агентства или конгломераты, которые владеют этими предприятиями, находятся в числе самых крупных и богатых частных корпораций. В-третьих, и, возможно, этот пункт наиболее важен, основная экономическая функция большинства СМИ - привлекать и удерживать максимально возможную аудиторию в интересах рекламодателей.

В США реклама тем или иным образом окупает значительный процент расходов владельцев газет и журналов, местных теле- и радиостанций и коммерческих телевизионных сетей, подобных CBS, NBS, ABC и Fox; даже национальные и субсидируемые государством телесети, такие, как Общественная служба телевещания Канадская телерадиовещательная корпорация (СВС) или ВВС, не ограждены от давления со стороны коммерсантов [6, с. 62-63].

Несмотря на высокопарную риторику о служении людям, более всего СМИ заботят деньги, которые поступают от рекламодателей со скоростью, прямо пропорциональной величине и составу зрительской, слушательской или читательской аудитории, которая, в свою очередь, обусловливает содержание материала. Тем самым СМИ испытывают на себе огромное давление, заставляющее их быть максимально развлекательными для максимально большого числа людей; этот принцип действителен и для неразвлекательного материала, подобного новостям. Из всего этого не следует, что редакторы и авторы передач не озабочены удовлетворением потребностей людей. Однако подобные потребности неизбежно рассматриваются внутри ограниченных рамок экономических реалий индустрии СМИ.

На содержание сообщений, передаваемых СМИ, часто влияют экономические факторы, а иногда также политические и идеологические. Например, журналы, которые размещают на своих страницах рекламу табачных изделий, публикуют меньше статей о вреде курения, чем те, в которых реклама сигарет отсутствует. Обсуждение официальной и завуалированной цензуры.

Несмотря на свою массовую направленность, массовая коммуникация заключает в себе еще одну коммуникацию. Любая коммуникация предполагает определенного рода реакцию со стороны аудитории. Хотя человека, пользующегося СМИ, особенно телезрителя, часто характеризуют как крайне пассивного, бездумно впитывающего в себя содержание программы, такая картина далеко не точна.

Воздействие конкретной программы зависит не только от ее содержания, но и от представлений и прошлого опыта телезрителя. Телефильм, в котором говорится об изнасиловании, произведет одно впечатление на телезрительницу, которая сама была жертвой изнасилования, и совершенно иное - на женщину, не переживавшую подобной драмы. Порнографический видеофильм с элементами насилия может возбудить одного человека до такой степени, что он совершит сексуальное насилие, тогда как у другого человека та же самая картина может вызвать отвращение и он не совершит никаких антисоциальных действий.

Следует принимать во внимание и то, в какой обстановке происходит потребление продукции СМИ. Смотреть телевизор или слушать радио можно в одиночку или небольшими группами. Чтение же газет или журналов, как правило, хотя и не всегда, индивидуальное занятие. На характер потребления продукции.

СМИ сильно влияет социальная ситуация зрителя, слушателя или читателя и то, какова его реакция. Одно дело смотреть захватывающую спортивную игру одному и совсем другое - наблюдать ее вместе с группой друзей. Ваше наслаждение или пережитый страх от фильма ужаса могут зависеть от того, вопит ли от восторга человек, с которым вы его вместе смотрите, вскрикивает ли он от страха, смеется или не демонстрирует никакой реакции, Телевидение может либо способствовать гармонии и согласию внутри семьи, либо стать разделительным барьером - все зависит от того, как его использовать. Теперь давайте рассмотрим то, как мы пользуемся различными средствами массовой коммуникации [18, с.16].

1.5 Влияние массовой информации на общество

Вероятно, наиболее распространенным подходом к исследованию СМИ является изучение последствий воздействия массовой коммуникации. Беспокойство широкой общественности в отношении СМИ связано в основном именно с этими последствиями, характер которых может принимать различные формы.

Наиболее упрощенной формой модели влияния является теория унифицированных последствий. Согласно этой теории, люди в современном обществе воспринимают сообщения СМИ одинаковым образом, и последние вызывают у них интенсивные и очень схожие реакции. То есть сообщения СМИ - это некое волшебное средство, пронизывающее сознание населения. Подобная модель использовалась после Первой мировой войны для описания пропагандистских эффектов.

Лассуэлл сравнил СМИ со «шприцем для подкожных впрыскиваний» (имея в виду, что зрителям навязывают какое-то сообщение сомнительного характера, которое пробуждает в них все самое худшее). Гипотеза, что поставщики массовой информации управляют нашими порочными мыслями и могут заставить любого человека в пассивном и беспомощном обществе действовать схожим образом, более не принимается всерьез исследователями массовой коммуникации, но по-прежнему скрыто поддерживается некоторыми оголтелыми критиками СМИ, обвиняющими масс-медиа в большинстве социальных зол.И могут оказывать значительное влияние на общество, но что это влияние проявляется лишь в определенных условиях и принимает менее драматичную форму, чем та, о которой говорят наиболее громогласные критики. Люди воспринимают одно и то же сообщение по-разному и реагируют на него различным образом. Например, после просмотра телевизионной программы с элементами насилия зрители не повалят на улицу и не начнут причинять увечья окружающим, но такая программа может подкрепить насильственные тенденции, уже существующие у небольшой части зрителей, и слегка притупить чувствительность у многих других. Некоторые позитивные или негативные аспекты телевидения способны повлиять скорее на отклоняющихся от нормы, чем на здоровых детей.

Значительная часть усилий в исследованиях этого типа направляется на выявление других взаимодействующих между собой переменных, которые усиливают или уменьшают подобные эффекты. Эти переменные могут иметь демографический характер, позволяя отнести индивидуумов к определенным категориям, или же они могут быть связаны с содержанием сообщения или условиями, в которых его принимают. Тот факт, что эти эффекты не являются единообразными, не снижает их значимости. К примеру, даже если какая-то телепрограмма оказывает определенное воздействие всего лишь на 0,1 % зрителей, но при этом ее аудитория составляет 40 миллионов человек, то это влияние распространится на 4 тысячи зрителей!

Определяя последствия воздействия СМИ, мы должны также постоянно помнить о совокупном (кумулятивном) эффекте. Большинство сообщений или образов, появляющихся в СМИ, мы видим или слышим десятки, если не сотни и тысячи раз. Хотя такое продолжительное воздействие трудно имитировать в лабораторных условиях и проконтролировать в ходе полевых экспериментов, имеются методы, позволяющие его исследовать [22, с.61-64].

Поведенческие последствия.

Существует четыре основных класса поддающихся оценкам последствий.

Вероятно, поведенческие последствия - это тот тип эффектов воздействия СМИ, о котором большинство людей вспоминает прежде всего. В этом случае человек совершает некоторые действия, например, проявляет насилие, покупает какой-то товар, голосует на выборах или смеется над комедийным эпизодом, после того как он видит, что кто-то ведет себя аналогичным образом. Этим последствиям придают особое значение сторонники теории социального научения, которую мы обсудим позже. Хотя в концептуальном отношении поведение может представлять собой наиболее зримый тип последствий, его зачастую бывает очень трудно измерить; еще сложнее со всей определенностью показать, что его причиной является воздействие СМИ. К примеру, мы можем знать, что какой-то человек посмотрел определенный рекламный ролик, и проверить, купил ли он рекламируемый товар, но очень сложно продемонстрировать, что он купил этот товар потому, что увидел рекламу, а не по каким-то иным посторонним причинам. Или, например, когда подросток устраивает в школе стрельбу, увидев незадолго до этого похожую сцену в фильме, очень трудно, как с правовой, так и с научной точки зрения, установить причинно-следственную связь между просмотром фильма и последующими трагическими событиями.

Установочные последствия.

Второй класс последствий воздействия СМИ связан с установками людей. Например, посмотрев рекламу, вы можете стать более высокого мнения о каком-то товаре или политическом кандидате; приведет ли эта установка к фактической покупке или конкретным действиям во время голосования, уже другой вопрос. К примеру, американцы и японцы, посмотревшие фильм Roger and те («Роджер и я»), демонстрировали более негативное отношение к компании «Дженерал моторс» и американскому бизнесу в целом, но это не сказалось заметным образом на покупке ими автомобилей.

Хотя установки включают в себя интеллектуальный компонент, или компонент доверия (например, обоснование того, почему вы предпочитаете программу одного кандидата программе другого), значительная часть психологической динамики в установках носит эмоциональный характер (например, большая симпатия к одному кандидату по сравнению с другим). Иногда интеллектуальный и эмоциональный компоненты могут приходить в противоречие друг с другом, как это произошло в 1984 году, когда почти все американские избиратели не соглашались с позицией президента Рональда Рейгана по многим важнейшим вопросам, но переизбрали его абсолютным большинством голосов, поскольку симпатизировали и доверяли ему.

Позитивные чувства по отношению к товарам и кандидатам можно внушить с помощью процесса классического обусловливания, посредством которого устанавливается связь между обусловленным стимулом (товаром) и необусловленным стимулом, автоматически вызывающим некоторую позитивную реакцию. Например, красивая фотомодель, рекламирующая какой-то товар, может вызвать у человека позитивные установки, главную роль в которых будет играть эмоциональный компонент. Товар начинает ассоциироваться с сексуальной моделью, автоматически пробуждая позитивную реакцию.

СМИ могут привить нам целый комплекс установок по отношению к какому-то объекту. К примеру, посмотрев волнующий художественный или документальный телефильм о СПИДе, люди могут принять ближе к сердцу эту проблему и начнут больше сострадать жертвам болезни. Предназначенные для взрослой аудитории фильмы ужасов, в которых женщины испытывают сексуальное возбуждение, когда на них нападают или когда их насилуют, могут навести зрителей на мысль, что женщины получают скрытое удовольствие, становясь жертвами сексуального. Установки оценить легче, чем поступки, и иногда они приобретают огромное значение, поскольку влияют на последующее поведение и на то, как мы станем в дальнейшем обрабатывать информацию.

Воздействие установок не ограничивается формированием нашего мнения о том или ином объекте. Под влиянием набора установок может сложиться образ мышления, который будет определять все наше мировоззрение. Такие установки накладывают отпечаток на наше восприятие мира и то, как мы его интерпретируем.

Взаимодействие знаний, полученных из СМИ, с нашим жизненным опытом может привести к тому, что называют культивированием. Например, если мы принимаем на веру созданный в полицейском сериале образ большого города, таящего в себе множество опасностей, это представление не только накладывает отпечаток на наши установки по отношению к городам, но также может косвенно повлиять на наши когнитивные и поведенческие модели. Это влияние трудно оценить экспериментально, хотя и разработаны методы, позволяющие установить существование таких последствий.

Когнитивные последствия.

Третий класс последствий - когнитивные эффекты (т.е. такие последствия, которые изменяют наши знания и мышление). Наиболее ярким примером здесь будет усвоение новой информации из СМИ (например, сведений о шимпанзе, почерпнутых из статьи в журнале National Geographic). Существуют и другие, более завуалированные, когнитивные эффекты. Например, СМИ «навязывают повестку дня» очень простым способом: отдавая предпочтение одним событиям перед другими при освещении новостей. Уделяя предварительным президентским выборам намного больше внимания, чем сложным, но отвлеченным вопросам, подобным задолженности стран третьего мира или переходу от производства собственной сельхозпродукции к ее импорту, СМИ внушают нам, что мелкие политические детали всех этих предварительных выборов очень важны, а другие вопросы менее значимы.

Различные СМИ могут способствовать различным типам когнитивных действий. В замечательной серии исследований, в которых сравнивались когнитивные эффекты радио и телевидения, связанные с умением рассказывать истории, дети придумывали более оригинальные окончания к незавершенным историям в тех случаях, когда они слышали их по радио, чем тогда, когда они видели и слышали их по телевизору. Эти результаты в какой-то мере служат подтверждением интуитивному предположению, что радио способствует развитию воображения в большей степени, чем телевидение. Дети лучше запоминали вербальную информацию, переданную по радио, но визуальная, событийная и общая информация воспринималась ими лучше, когда ее передавали по телевидению.

Хотя когнитивные последствия чаше всего оценивают с помощью анализа почерпнутой информации, используются и другие методы. Например, то, насколько внимательно человек смотрит телевизор, можно определить, оценив время, в течение которого глаза прикованы к экрану/ Интенсивность требуемых когнитивных усилий можно оценить косвенным образом, измерив, время, необходимое для запоминания какой-то информации и отклика на нее или для совершения каких-то вторичных действий

Физиологические последствия. Четвертый класс эффектов масс-медиа, которые, вероятно, измеряют наименее часто, но которым начинают уделять все большее внимание, - это физиологические изменения в нашем организме, вызванные воздействием СМИ. К примеру, сексуальное возбуждение под влиянием просмотра порнографии можно оценить, измерив частоту сердцебиения, электрохимические характеристики кожи.. Просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения. Даже такой обыденный материал, как телевизионная реклама, может привести к изменениям в частоте сердцебиения и ориентировочном, реакциям кожных покровов и блокированию альфа-волн, испускаемых мозгом

Обзор влияния просмотра телепередач на физиологическое возбуждение можно найти у Циллманна [18, с56].

1.6 Теория социальной ответственности

В 1940-х годах в ходе дебатов между сторонниками либертарианства в разных проявлениях, с одной стороны, и регулирования медиа, с другой, постепенно сформировалась теория социальной ответственности. Она представляет собой компромисс между мнением о необходимости правительственного контроля и поддержкой полной свободы прессы. Удовлетворяла она не всех, но получила широкое распространение, особенно в медиа. Даже сегодня большинство практиков медиа руководствуются тем или иным вариантом теории социальной ответственности. Своим появлением теория социальной ответственности обязана инициативе американцев - Комиссии по свободе прессы, в состав которой входили ученые, политики и лидеры общественных организаций.

Главным толчком явилось осознание того, что в некоторых отношениях свободному рынку не удалось выполнить обещание свободы прессы и обеспечить общество ожидаемыми благами. В особенности, как утверждалось, технологическое и коммерческое развитие прессы ограничило доступ индивидов и разных групп к СМК и снизило стандарты деятельности последних в удовлетворении информационных, социальных и моральных потребностей общества.

Также считалось, что произошло усиление власти одного класса. В то же самое время появление новых и укрепление позиций таких вроде бы всесильных масс медиа, как радио и кино, продемонстрировали необходимость какой-нибудь формы общественного контроля и подотчетности дополнительно к тем, которые существуют в отношении сложившихся и профессионально организованных печатных медиа.

Фактически теория социальной ответственности вводит прежние принципы и повторяет идеи, выраженные в кодексах профессиональной этики различных медиа. К примеру, в ней подчеркивается необходимость независимой прессы, которая контролировала бы деятельность других общественных институтов и освещала бы события точно и объективно, Самой новаторской чертой теории социальной ответственности стал содержащийся в ней призыв к медиа взять на себя ответственность за формирование продуктивных и творческих «великих сообществ». Эта цель должна достигаться за счет патронирования культурного плюрализма - ей надо быть голосом народа, а не элит или групп, доминировавших в национальной, региональной или местной культуре в прошлом. В некоторых отношениях теория социальной ответственности представляет собой весьма радикальное заявление.

Вместо того, чтобы требовать для медиа и их владельцев полной свободы, она возлагает на них обязательства. Подобно тому, как либертарианство возникло как альтернатива авторитарным идеям, теория социальной ответственности - ответ на тоталитарные идеи.

Теория социальной ответственности имеет широкий диапазон применения, поскольку охватывает разные виды частных средств массовой коммуникации и общественных институтов вещания, подотчетных обществу посредством демократических процедур. Следовательно, в ней приходится примирять независимость с долгом перед обществом. Ее основные положения таковы: медиа выполняют важные функции в обществе, особенно в отношении демократической политики; медиа должны принять на себя обязательство выполнять эти функции, главным образом в сфере информации и обеспечения платформы выражения разных точек зрения, а также в вопросах культуры; максимальная самостоятельность медиа, совместимая с обязательствами перед обществом; в своей работе СМК опираются на определенные стандарты, которые можно сформулировать и которым нужно следовать. Короче говоря, собственность и контроль медиа следует рассматривать как своего рода общественное поручительство, а не частную франшизу.

В отличие от теории свободной прессы здесь не сквозит оптимизм относительно того, что «свободный рынок идей» выгоден личности и обществу. В условиях частной собственности профессионалы масс медиа несут ответственность не только перед потребителем, но и перед обществом в целом.

Очевидно, в теории социальной ответственности делается попытка совместить три разных принципа: личной свободы и выбора; свободы медиа; долга медиа перед обществом. Предлагается два варианта преодоления потенциальных разногласий. Во-первых, это создание общественных, но независимых институтов управления вещанием, что, в свою очередь, расширяет масштаб и политическую значимость концепции социальной ответственности. Во-вторых, дальнейшее совершенствование профессионализма как средства достижения более высокого уровня в работе, при этом медиа следуют собственному кодексу регулирования.

О росте влияния вещания как практического выражения теории социальной ответственности свидетельствует готовность правительств обсуждать и принимать меры, которые формально идут в разрез с принципами свободной прессы. К ним относятся различные формы правового и финансового вмешательства, предназначенные для достижения положительных общественных целей или ограничения воздействия рыночных сил и тенденций. Их проявления многообразны: это своды правил и уставы для защиты редакционной и журналистской свободы; кодексы журналистской этики; регулирование рекламы; антимонопольное законодательство; создание советов по печати; периодические проверки комиссиями; парламентские слушания; система субсидирования прессы Маккуйэл так описывает принципы теории социальной ответственности:

Медиа должны взять на себя и выполнять определенные обязательства перед обществом.

Эти обязательства должны выполняться за счет установления высоких или профессиональных стандартов информативности, правдивости, точности, объективности и баланса.

Возлагая на себя и применяя эти обязательства, медиа должны саморегулироваться в рамках закона и существующих институтов.

Медиа должны избегать всего, что может привести к преступлению, насилию или гражданским волнениям или может оскорбить группы меньшинств.

Медиа в целом должны быть плюралистскими и отражать разнообразие общества, предоставляя доступ к различным точкам зрения и праву на ответ.

Общество и публика, в соответствии с первым названным принципом, имеет право ожидать высокие стандарты работы; вмешательство можно оправдать только заботой о благе народа.

Журналисты и медиапрофессионалы должны быть подотчетны перед обществом, так же как перед работодателями и рынком

Теория социальной ответственности оказалась очень живучей. Однако большинство журналистов-практиков признавали только ее главные ценности, например, плюрализм и культурное разнообразие, однако мало что подтверждает их неуклонное следование этим принципам в своей работе. К примеру, они низко котируют новостную ценность повседневной деятельности общин и групп по интересам.

Чтобы теория социальной ответственности оставалась жизнеспособной нормативной теорией, необходимо активизировать усилия по ее реализации. В сравнении с огромным объемом исследований эффектов медиа, относительно мало изучено, действительно ли существующие профессиональные методы производства новостей соответствуют целям общества, как предполагается. Например, одной из главных целей считается передача среднему человеку точной информации о важных событиях. Данные исследований на эту тему далеко не однозначны. Факты говорят, что люди мало узнают из новостей, а то, что узнают, быстро забывают. От плохо структурированных сообщений и зрелищного, но неуместного видеоряда в головах людей возникает путаница. Но результаты этих исследований практически не повлияли на практическую журналистику.

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ В СМИ

.1 Процесс формирования информационного поля

Понятие информации произошло от латинского informatio, что означает:

ознакомление;

представление;

понятие (в прямом значении этого слова, то есть - восприятие, взятие нового, соотнесение со старым знанием).

В этом смысле значение слова «информация» приближается к смыслу слова «знание», о чем говорит и трактовка этого слова А. Преображенским в его «Этимологическом словаре русского языка»: «Основное значение - понимать». Полагаем, что именно такое объяснение широкоупотребительного слова «информация» поможет полнее раскрыть смыслы дальнейших рассуждений по данной теме.Основание для такого значения дает сама этимология слова «понять», основа которого «ять» на индоевропейских языках и означала «брать»

Именно эти древнесмысловые пути дают основание для различения в науке об информации ключевых его понятий «сообщение» и «информация», о чем, например, пишет Е.П. Головлева: «Сообщение - это еще не информация, только в соприкосновении его с “потребителем” появляется (выделяется, порождается) информация; информацией является сработавшее в сообщении, использованное аудиторией». Отсюда он делает вывод: «Журналист должен понимать, что не все переданное оказывается принятым и тем более адекватно освоенным».

Таким образом, из нескольких определений понятия «информация» (сообщение, отражение в живой и неживой природе, уменьшаемая (снимаемая) неопределенность в результате получения сообщений) в теории массовой коммуникации важно именно последнее определение [19, с. 66-67].

Информационное поле можно понимать как всю совокупность циркулирующей информации, но с другой стороны - это еще и та информация, которую редакции СМИ выбирают для освящения. Среди существенных факторов, которые следует учитывать региональным телеканалам при создании своих программ, отметим географические, политико-экономические, культурные особенности конкретного региона, социально-демографические характеристики населения.

Каждый человек самостоятельно формирует свою информационную среду, просматривая общенациональные и местные газеты, интернет-источники, слушая радиостанции различной направленности, «сверстывая» свой день из событий нескольких телеканалов. Оптимальным, на наш взгляд, будет такое информационное поле, которое создает максимально полную, объемную, всестороннюю картину действительности и дает человеку возможность постоянно расширять свою информированность.

Общение с представителями СМИ должно быть заранее четко регламентировано. Вот основные вопросы, на которые мы должны ответить при создании информационного поля.

Таблица 1 - Вопросы к СМИ

Задача

ПОЧЕМУ надо сказать, сообщить. Разъяснить

Адрес

КОМУ это должно адресоваться в первую очередь

Сообщение

ЧТО именно необходимо сообщить или разъяснить

Время

КОГДА лучше всего это сообщить или разъяснить

Цель

Что должно измениться после сказанного, разъясненного. Как должна быть мотивирована ваша аудитория

Формировать информационные кампании удобнее всего пошагово. Перечислю основные шаги:

определение целей кампании;

определение вида кампании сообразно целям;

создание плана кампании (акции, публикации, встречи и др. мероприятия), распределение ролей СМИ (ТВ, радио, пресса, интернет-СМИ);

определение ресурсов и способов их контцетрации в кампании (финансовых, технических, а главное - людских);

формирование системы обратных связей (подготовка к добыче алмазов - проявлении интереса к компании со стороны СМИ);

реализация информационной кампании согласно плану и ресурсам;

оценка эффективности информационной кампании, фиксация положительного и отрицательного опыта для учета в дальнейших кампаниях [www.adme.ru].

Как правило, новость бытия самопорождающаяся далеко не так предстает в средствах массовой информации и коммуникации, как она возникает на самом деле. Самопорождающаяся новость бытия не соответствует новости бытия, порожденной ими.

В коммуникации осуществляется не новость события, а новость себя в событии, субъекта в событии. Отсюда происходит размывание сути информации, нередко - ее искажение и шумы, как это происходит в технических каналах коммуникации. Информация не оказывает своего прямого социального действия, а производит коммуникативное действие, которое инициирует коммуникатор. Объект, на который коммуникация направлена, получает в результате не новость события, а новость субъекта в бытии. Он может (или не может) откликнуться на коммуникативное действие и стать, в свою очередь, ее субъектом, однако событие превратится в субъект-субъект... в бытии, что удаляет возможность достижения достоверности знания, истинности сознания и сомыслия (смысла) бытия.

Эти процессы можно проследить по графическим циклам Л. Геллера, сформулированным на основе трудов Р. Барта в статье «Принцип неопределенности и структура газетной информации».

В основе производимых операций находятся понятия факт и событие, сообщение и информация. Сначала о факте идет короткое сообщение - например, информационного агентства. Только факт, замеченный таким образом и «пересказанный» в сообщении, выраженный визуальными, вербальными, пластическими, акустическими и любыми другими средствами, превращается в событие. Событие же есть объект и исходный материал информации.

Далее, вводится термин «фигурация», обозначающий метафоричность, символический код, придание факту образа, фигуры. Прослеживается путь от факта к созданию полноценной информации о нем, то есть к созданию образа мира. Субъект МК, с одной стороны, объект - с другой, и каждый по-своему усваивают сообщение, расшифровывают его, делая из него таким образом событие и включают в цепочки ассоциативных связей. Если первичную переработку факта в сообщение можно определить как фигурацию 1, то усвоение сообщения и становление из него события будет фигурацией 2.

Схема 3 - Переработка факта в сообщение

Однако коммуникация продолжается, происходит дальнейшее «вчитывание», «вдумывание», «вглядывание» в новость субъектом и объектом коммуникации. Субъект, повторяем, находится в более выигрышном положении, так как обладает первичным сигналом. Наряду с синхронической моделью нужна и диахроническая.

Фигурация является элементом структуры диахронической коммуникации, который содержит временной (исторический) вектор. Она проходит проверку на соответствие факту, в сообщение вносятся необходимые коррективы, происходит так называемая верификация - составляющая часть процесса накопления информации.

Коммуникация развивается дальше во времени. Сообщение о факте превращает его в событие СМИ, ставит в ряд событий подобного рода. На этом этапе фигурация совпадает с тем, что можно назвать контекстуализацией: событие воспринимается и оценивается на фоне других событий, отражаемых в органе СМИ, канале СМК. Аудитория, массовый и индивидуальный объект коммуникации определяют уровень и значимость сообщений. Каждая новость сопоставляется с эталонами в данной области, в соответствии с ними получает соответствующую оценку. Из множества таких сообщений формируется информационное поле в СМК [15, с. 89-90].

Основной целью в СМИ, в том числе в периодической печати, является передача информации различных типов.

Под информацией понимается совокупность данных, фактов, сведений о физическом мире и обществе, вся сумма знаний - результат познавательной деятельности человека, которая в том или ином виде используется обществом в различных целях.

Публицистический стиль обслуживает сферу общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений: прежде всего публичную речь политиков (ораторскую речь), публицистику как жанр литературы. Публицистический стиль используется преимущественно в средствах массовой информации (СМИ), поскольку произведения публицистического жанра, и ораторского выступления доходят до адресата (читателя или слушателя) через СМИ (телевидение, газеты и журналы). Разновидностями публицистического стиля являются:

а) собственно публицистический, газетный стили;

б) стиль радио - и телепублицистики;

в) ораторская речь.

Конкретными жанрами публицистического стиля являются:

а) статья;

б) информационная заметка;

в) очерк;

г) фельетон;

д) радио- и телерепортаж;

е) беседа;

ж) интервью;

з) реклама;

и) публичное выступление.

СМИ как главный источник информации играют огромную роль в современном мире.

В зависимости от содержания и целей, которые ставятся в процессе общения в СМИ, выделяются различные типы информации:

а) предметно-логическая (она же интеллектуальная, объективная), не связанная с ситуацией и участниками общения;

Публицистический стиль обслуживает основу информации в СМИ составляют сообщения о фактах и их комментарии или оценки. Информационное поле - это информационное пространство, охватывающее тот или иной объем фактов и событий реального мира и представленный разнообразием тем. Объем информационного поля всегда ограничен. Эти ограничения могут носить запрет на разглашение государственных тайн или на следование этическим нормам.

Информационное поле газетного дискурса формируется в значительной мере за счет информации новостей. Любое событие, любая ситуация, по той или иной причине привлекшие внимание журналистов, могут быть представлены на страницах газеты. Наиболее существенная информация, как правило, более объемна и располагается на первой полосе.

В то же время информационная свобода имеет свою обратную сторону: далеко не всегда публикуемые в печати материалы соответствуют информационной норме.

Современную прессу часто обвиняют в безнравственности, под которой чаще всего подразумевается интерес к сексуальным проблемам, склонности к описанию негатива и т.д.

Сама пресса как будто подтверждает подобные оценки, заявляя, скажем, самой лексикой, строением высказываний. Сообщения о фактах насилия, катастрофах, разного рода аномальных явлениях составляют весьма заметный фрагмент информационного поля современной российской прессы. С одной стороны, эти публикации отражают реалии современной жизни, а с другой - служат откликом на интерес к подобного рода информации определенной части читателей (прежде всего читателей массовых изданий, часто именуемых «бульварной прессой»).

Конечно, далеко не вся информация может, представлена в СМИ. Выделяются ограничения, препятствующие разглашению государственной тайны, и ограничения, препятствующие нарушению нравственных, этических норм, принятых в данном обществе. К сожалению, в последнее время нравственно-этические нормы последовательно нарушаются многими российским и СМИ, в том числе телевидением: сняты всякие запреты на демонстрацию жестоких, бесчеловечных, а также низких, животных, физиологических проявлений человеческой натуры. Многие СМИ игнорируют законы языковой нравственности, используя ненормативную лексику. Очень активна сегодня в прессе жаргонная лексика.

И все же, почему информация, которая доходит до общества является недостоверной? Большую роль в формировании информационного сообщения играет редактор - автор, которому поручено рассказать о какой-либо новости, событии. В комментарии автор оценивает событие, размышляет о его развитии, оценивает достижения или недостатки. Размышляет, дает оценки, порой нелицеприятные. И вот тут-то возникает проблема. Комментатор, стремясь к убедительности, вынужден приводить факты. И эти факты должны быть достоверными. В конституции РФ есть юридическая точность, которую порой не замечают маститые адвокаты и тем самым проигрывают дела своих высокопоставленных клиентов. Речь идет о 29ой статье, согласно которой никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них.

Конечно, журналист понимает, что без фактов комментарий получается голословным. И порой берет эти «факты» из сомнительных источников, молвы, слухов.

Согласно теории социальной ответственности:

) Медиа должны взять на себя и выполнять определенные обязательства перед обществом.

) Эти обязательства должны выполняться за счет установле­ния высоких или профессиональных стандартов информа­тивности, правдивости, точности, объективности и баланса.

) Возлагая на себя и применяя эти обязательства, медиа дол­жны саморегулироваться в рамках закона и существующих институтов.

) Медиа должны избегать всего, что может привести к преступлению, насилию или гражданским волнениям либо оскорбить группы меньшинств.

) Медиа в целом должны быть плюралистскими и отражать разнообразие общества, предоставляя доступ к различным точкам зрения и праву на ответ.

) Общество и публика, в соответствии с первым названным принципом, имеют право ожидать высокие стандарты работы, и вмешательство можно оправдать только заботой о благе народа.

) Журналисты и медиауправленцы должны быть подотчетны перед обществом, так же как перед работодателями и рынком [12, с. 284-195].

2.2 Информационные тактики информационного общества

массовый коммуникация информация

Организованные утечки информации:

«Тактика секретности» - самый распространенный прием. Сегодня правительство США относит к категории секретных десятки млн. документов в год. Большинство из них касается военной и дипломатической сферы или же вопросов, которые могут сбить с толку чиновничество. Возможно, это покажется недемократичным и лицемерным, но многие другие страны засекречивают больше.

Секретность - одно из излюбленных орудий репрессивных режимов и коррупции. Но это в то же время достоинство. В мире политических экстремистов, наркополитиков и киллеров-богословов необходимы секреты, чтобы обеспечить военную безопасность. Но самое главное, секретность дает возможность должностным лицам говорить то, что они некогда бы не произнесли перед телекамерой, хотя об этом и стоило бы сказать. В условиях секретности должностные лица могут критиковать своих политических боссов, затрудняясь делать это открыто. Они могут пойти на компромисс с противниками. Они знают, как и когда использовать секрет, это - главное умение политика и бюрократа. Секреты чрезвычайно важны для второго весьма распространенного приема информтактики, еще одного классического орудия власти: «тактики организованной утечки информации». Некоторые секреты хранятся, другие неофициально получают огласку. Когда утечка происходит неумышленно - это просто плохо оберегаемый секрет.

«Организованная утечка информации» - это умышленно запущенный и точно наведенный на цель информационный снаряд. Таким образом, засекречивание и организация утечки информации - наиболее привычные приемы информтактики, которыми пользуются политики и бюрократы.

Для любых передаваемых данных, информации или знания требуются:

источник или отправитель,

каналы распространения или средства массовой информации, куда передаются сведения,

получатель и, конечно же,

сами сведения.

Вот почему так часто используется «тактика тайного источника». Например, якобы независимая от политики группа граждан, рассылает миллионы писем о сборе средств. Но на самом деле она может быть тайно финансируема и контролируема какой-нибудь политической акции.

«Тактика тайного источника» лежит в основе служащих прикрытием групп всего политического спектра. Маскировка отправителя сообщения может принимать самые различные формы и практиковаться в любом месте - от зала заседания директоров фирмы до тюремной камеры. Источник информации замаскируется с целью, чтобы придать информации большую достоверность. Особым приемом тактики тайного источника является введение в заблуждение ложной информацией. Редко используемый в повседневной бюрократической войне, он обычно применяется в международных делах, где дезинформация иногда может изменить события.

Все донесения поступают по каналам. Но одни каналы более пригодны, чем другие. Все должностные лица знают, что рассылка материалов по назначению, определяющая, кто имеет доступ к документу, представляет собой орудие власти. Исключение кого-либо из списка адресатов является способом не дать возможности ему развернуться. Подобная тактика действия «с черного хода» не идет ни в какое сравнение с таким изощренным способом, который можно назвать тактикой использования двойного канала связи, когда альтернативные или противоречивые послания направляются по двум разным каналам с тем, чтобы проверить реакцию или вызвать замешательство и создать конфликтную ситуацию.

Существует также огромное разнообразие уловок, используемых на принимающем конце информационной цепочки. Наиболее распространенный прием - это регулирование доступа, т.е. попытка держать под контролем подходы к вышестоящему лицу и контролировать информацию, которую он получает. Имеется также прием «следует знать», который предпочитают разведывательные органы, террористы и подпольные политические движения, - это когда данные, информация и знание делятся на части и тщательным образом оберегаются, доступ к каждой части имеет лишь определенная категория получателей, которым «следует знать». Прямо противоположный характер имеет прием «не следует знать». Этот прием можно объяснить следующим образом.

Чиновник рассуждает: «Должен ли я, как чиновник, знать кое-что? А если я знаю, то значит ли это, что я должен действовать? Ведь поговоривший со мной человек может потом отправиться в другое место и сказать там: «Я уже обсудил это с ним».

Муссирование сообщения- неисчислимое разнообразие обмана (и самообмана) скрывается в огромной массе данных, сведений и знаний, которые ежедневно проворачивается.

Тактика оплошности. Поскольку политическая жизнь - это яростное противоборство, политическая информация еще в большей степени является выборочной. Обычно в ней, если кто-нибудь применяет тактику оплошности, обнаруживаются зияющие дыры, а относящиеся к делу и уравновешивающие факты не вяжутся между собой.

Тактика неопределенности. Здесь детали, которые могут привести к бюрократическому или политическому противодействию, приукрашиваются с изящной легкостью. Дипломатические официальные сообщения изобилуют примерами, поскольку часто в них прибегают к недоступному обычному пониманию.

Выжидательная тактика. Наиболее общепринятый прием - задержать отправление сообщения до тех пор, пока получателю будет поздно принять по нему какие-либо меры. Например, объемистые бюджетные документы раздают законодателям с опозданием, предполагая получить их заключение через несколько дней, вместо того чтобы дать им возможность вникнуть в цифры и проанализировать их. Часто те, кто сочиняет речи для высших руководителей, предпочитают предоставлять свои проекты в самый последний момент, чтобы у ответственных работников было как можно меньше времени для внесения изменений.

Тактика крох. Данные, информация и знание предоставляются скудными порциями, вместо того чтобы быть собранными в одном документе. Таким образом, общая картина разбивается на отдельные кадры и становится менее видимой получателю. При этом трудно упрекнуть отправителя в подтасовке данных.

Тактика приливной волны. Если кто-то выражает недовольство относительно того, что его держат в неведении, умный игрок отправит ему такое количество бумаг, что получатель утонет в них и не сможет отобрать из всей кучи важные. Тактика отдачи. Выдуманная история внедряется за границу с тем, чтобы ее подхватила и перепечатала отечественная пресса. Подобный прием используют разведывательные и пропагандистские органы. Но иногда подобное происходит непреднамеренно или, по крайней мере, создается такое впечатление. Когда-то ЦРУ внедрило в итальянскую прессу выдумку о террористической Красной бригаде. Это сообщение было подхвачено и включено в книгу, издававшуюся в Соединенных Штатах, гранки которой читал бывший тогда госсекретарем Эл Хейг. Когда Хейг прокомментировал эту историю на одной из пресс-конференций, его замечания также были включены в окончательный вариант книги. Такие ссылки на самого себя происходят чаще, чем можно представить. Тактика большой лжи. Получила известность благодаря гитлеровскому министру пропаганды Йозефу Геббельсу. В ее основе лежит идея, что если лгать по крупному, этому скорее верят, чем когда прибегают к мелкой лжи.

Перевернутая тактика. Как никакая другая, требует большой наглости в искажении или переиначивании фактов. В этом случае сообщению придается противоположный смысл. Пример этому можно найти не в столь давнее время в Израиле, где были испорчены отношения между премьер-министром Ицхаком Шамиром и министром иностранных дел Шимоном Пересом. Шамир тогда дал указание министерству иностранных дел уведомить израильские посольства во всех странах, что Перес не имел полномочий содействовать международной конференции, направленной на разрешение арабо-израильской проблемы. Персонал министерства получил послание премьер-министра, но подправил его и послал депеши, где говорилось прямо противоположное. Когда главу ведомства спросили позже, как такое могло случиться, он ответил: «Как можете вы задавать мне подобный вопрос? Ведь это же война».

Искажения фактов в СМИ.

Ознакомившись с этим длинным перечнем приемов широко используемых для фальсификации посланий, становится понятно, что лишь немногие заявления, сообщения или «факты» в политической или правительственной жизни могут быть приняты за истину. На всем лежит отпечаток противоборства.

Большая часть данных, информации и знания, находящихся в обращении, в такой степени прошли обработку, что практически невозможно пробиться через этот круговорот до сути событий. Все это происходит до того, как СМИ продолжат приспосабливать действительность для своих собственных нужд.

Сообщения, распространяемые СМИ, еще более изменяют «факты».

Важным в этой ситуации является взаимоотношение демократии и знания. Информированность народа считается непременным условием демократии. Но что подразумевается под «информированностью»? Ограничение правительственной секретности и установление открытого доступа к документам необходимы в любой демократии. Но это всего лишь первый шаг, которого явно недостаточно.

Для понимания этих документов необходимо знать, какой обработке подвергались они на своем пути, переходя из рук в руки, с уровня на уровень, из одной инстанции в другую в бюрократических недрах правительства. Полное «содержание» всякого документа нельзя видеть на странице бумаги или экране компьютера. В сущности, наиболее важным политическим содержанием документа является история его обработки.

Виды мониторинга информационного поля:

Стандартный мониторинг-это отслеживание публикаций в СМИ, посвященных деятельности только компании-клиента. Цель подобного вида мониторинга - отслеживание и контроль сообщений, посвященных только собственной компании.

Расширенный мониторинг-это отслеживание публикаций в СМИ, посвященных деятельности компании-клиента и ее конкурентов. Цель подобного вида мониторинга - выявление и контролирование собственной позиции в рейтинге информационной активности компаний-участников единого с клиентом медиа- поля.

Аналитический мониторинг-это отслеживание публикаций в СМИ, посвященных деятельности компании-клиента и ее конкурентов, а также проведение глубинного анализа контента банка публикаций. Цель подобного вида мониторинга - регулярный анализ количественных и качественных показателей информационного поля компании и конкурентов.

Дайджест публикаций-это отслеживание и анализ получивших отражение в СМИ наиболее значимых для компании событий/тем того или иного рынка/региона, а также формирование краткого перечня и описания отобранных материалов[21].

Для отслеживания функционирования информационного поля, необходимо проводить его постоянный мониторинг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы была рассмотрена общая теории массовых коммуникаций, были рассмотрены модели массовых коммуникаций, средства и функции массовых коммуникаций. В работе особенно пристально были рассмотрены такие понятия как массовая информация, и влияние массовой информации на общественное сознание. Каждый из пунктов рассмотренных в этой работе, может сказать нечто полезное о том, как сообщение становится значимым и к чему это может привести. СМИ создают для нас реальность во множестве различных областей, опираясь в процессе этого на различные психологические процессы.

СМИ создают информационное поле, контролируют процесс подачи информации в обществе в том объеме и в той форме, в которой считают необходимым. Общество неосознанно живет в информационном пространстве созданным отчасти СМК, и отчасти созданном недостоверно.

Для того, чтобы контролировать информационное поле, также необходимо знать методы мониторинга информационного поля, чтобы оценивать происходящую ситуацию. Информационное поле можно понимать как всю совокупность циркулирующей информации, но с другой стороны - это еще и та информация, которую редакции СМИ выбирают для освящения. Среди существенных факторов, которые следует учитывать региональным телеканалам при создании своих программ, отметим географические, политико-экономические, культурные особенности конкретного региона, социально-демографические характеристики населения. Так же были рассмотрены основные функции массовых коммуникаций. В 1948 г. американским ученым Г. Лассуеллом были выделены три функции:

обозрение окружающего мира (информационная функция);

корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество и его познание через обратную связь);

передача культурного наследия (познавательно-культурологическую функция, функция преемственности культур).

Также в ходе работы были выполнены поставленные задачи, а именно:

рассмотрена общая теория массовых коммуникаций;

изучены основные виды и функции СМК;

рассмотрено понятие массовой информации;

рассмотрено влияние массовой информации на общество;

рассмотрено понятие информационного поля и информации;

рассмотрен процесс создания информационного поля.

Цель данной работы была достигнута, был рассмотрен процесс формирования информационного поля в СМК.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Шарков Ф.И., Радионова А.А. Социология массовой коммуникации // Москва, 2009 г.

2.       Бузин В.Н. Основы медиапланирования.

.        Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование.

.        Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникаций // Москва, 2009 г.

.        Терин В.П. Массовые коммуникации // Москва 1999 г.

.        Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии будущего // Москва, 2007 г.

.        Конецкая Н.Г. Социология коммуникации // Москва, 1997 г.

.        Бузина Т.С., Бузин В.С. Медиапланирование для практиков // Москва 2008 г.

.        Сиссорс Дж.З., Бэрон Р.Б. Рекламное медиапланирование // Санкт-Петербург, 2004 г.

.        Соколов А.В. Общая теория массовых коммуникаций // СПБ, 2002 г.

.        Харис Р. Психология массовых коммуникаций// СПБ, 2002 г.

.        Косьянов В.В. Социология массовых коммуникаций//Москва,2009 г.

.        Науменко Т.В. Сущность массовых коммуникаций// Москва 2009 г.

.        Самарцев О.Р. Современный коммуникативный процесс//Москва 2009 г.

.        Березин В.М. Сущность массовых коммуникаций//СПБ, 1997 г.

.        Бузин В.Н. Оценка эффективности рекламного сообщения//Москва, 1997 г.

.        Костенко Н.В. Ценности и символы в массовой коммуникации//Киев, 1993.

.        Терин В.П. Социально-культурное воздействие массовой коммуникации//Москва 2007 г.

.        Бочаров М.П. Информационное поле: возможности позиционирования//Москва, 2009 г.

.        Володина M.H. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое сознание // Москва, 2009 г.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!