Античные города и повседневная жизнь их жителей

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    46,76 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Античные города и повседневная жизнь их жителей

Содержание

Введение

Глава I. Греческий город

1.Внешний облик греческого города

а) Строительные материалы и техника строительства

б) Общественные здания

в) Водоснабжение

. Жизнь и быт греков

а) Греческая семья

б) Отношение к женщине

в) Афинская и спартанская системы воспитания

Глава II. Римский город

1. Внешний облик римского города

а) Культовые сооружения

б) Гражданские здания

в) Зрелища и развлечения

2.Частная жизнь

а) Римский дом

б) Семья и система воспитания

Заключение

Список источников и литературы

греческий римский город водоснабжение воспитание развлечение

Введение

Актуальность темы. Город - понятие, неразрывно связанное с человеческой цивилизацией. В разные эпохи облик города, его роль и жизнь менялись. Исследование города и городской жизни античности дает возможность лучше понять закономерности развития древней цивилизации и жизнь античного человека. Именно поэтому исследование историком античного города как феномена древней цивилизации можно считать актуальным.

Целью работы является изучение античного города и повседневной жизни его жителей. Для достижения цели решались следующие задачи:

изучение внешнего облика греческого и римского городов на основе анализа источников и литературы.

исследование частной и общественной жизни жителей античных городов.

Историография. Литература, изучающая античный город обширна. Мы в своей работе опирались на исследования российских и переводных авторов. Так, сыктывкарский историк Людмила Прокопьевна Кучеренко исследовала повседневную жизнь человека в древнем мире и, в частности, в античном обществе, его быт, занятия, традиции, которым он следовал, его идеалы. Известный петербургский ученый Юрий Викторович Андреев сконцентрировал свое внимание на особенностях психического склада эллинов, их мировосприятии, отношении к жизни и смерти, эстетических вкусах и склонностях, их жизненных идеалах и формах поведения. Лидия Винничук в своей книге показывает нам человека в его обыденности, в его делах и развлечениях, в разных фазах его жизненного цикла - от рождения и детских игр до смерти и погребения. Мы увидим его в школе и в театре, на брачном пиру и в библиотеке, на безмятежных веселых празднествах и в пору ужасающих стихийных бедствий. Книга позволяет легко сопоставить обычаи и нравы древних эллинов с укладом повседневной жизни и духовными особенностями людей в ареале римской цивилизации, проследить там, где это возможно, развитие античных культурных и бытовых традиций на протяжении полутора тысячелетий. В книге Ирины Тимофеевны Кругликовой "Античная археология" обобщаются сведения о материальной культуре античного периода Греции и Рима. Прослеживается роль археологических источников в изучении сельского хозяйства, ремесла, торговли, градостроительства и быта античных городов.

Источники. В качестве источников в своей работе мы использовали сочинения античных авторов - греческих и римских. В частности, в "Описании Эллады" Павсания, греческого автора римского времени, дано прекрасное изображение греческих городов и городской жизни. Интересные заметки о городской жизни находим также в "Моралиях" Плутарха. В труде греческого историка Фукидида, написавшего труд о войне Спарты и Афин, встречаются характеристики памятников, фонтанов, зданий, а также сцены городской жизни. Особенно впечатляет описание эпидемии чумы в Афинах во II книге его "Истории", где перед нами предстает охваченный всеобщей катастрофой город. Помимо нарративных источников, следует при раскрытии темы использовать и источники археологические. Такими являются памятники Афин, Приены, Рима и Помпей, сохранившиеся до наших дней или открытые археологами.

Объектом нашего изучения стал Античный город. Предметом исследования является жизнь обитателей греческих и римских городов.

Хронологическими рамками работы можно считать весь период античной истории, а географическими рамками - все Средиземноморье, где сложилась античная цивилизация.

Глава I. Греческий город

. Внешний облик греческого города

Слово "полис" - многозначно. В классическом греческом языке оно имело три основных значения: "город", "государство", и "гражданская община". Для греков все эти три понятия сливались в "город - государство". Прежде, чем стать городом, т.е. экономическим, административным и культурным центром, обособленным от сельской округи, он должен был стать просто огороженным, укрепленным убежищем племени на случай вражеского нападения. Чаще всего полисом становилась вершина какого-нибудь, крутого укрепленного природой холма, господствующего над окрестной низиной.

Л.П. Кучеренко дает подробное описание греческого города. Город делился на две части: верхний (акрополь), являющийся укреплением на случай опасности, и нижний, где находились жилища рядовых граждан, ремесленные мастерские, рынки. Некоторые города имели регулярную планировку (Смирна, Милет) Дома, иногда двухэтажные, строились на каменных основаниях из плоских сырцовых кирпичей и штукатурились. В большей части города земельные участки, и дворы объединялись в длинные уличные фасады. Одно из помещений дома могло служить открытым двором для света. Греческие города обносились стенами. Они имели рыночную площадь (агору) около которой концентрировались общественные здания и храмы. В городах имелись театры, стадионы, гимнасии. Вне городов находились культовые комплексы - общегреческие святилища.

Акрополь являлся цитаделью и располагался на наиболее высоком участке. В нижнем городе жили ремесленники. Иногда они объединялись по профессиям и размещались в отдельном квартале. В Афинах, например, существовал специальный квартал гончаров - Керамик. В нижнем городе находились общественные здания: агора, театр, и др.

Городской рынок по утрам был торговым центром, позже там собирались горожане для обмена новостями. Агора была часто местом сбора народного собрания. Улицы мостились щебенкой, керамикой или каменными плитами.

а) Строительные материалы и строительная техника

Для строительства греки использовали дерево, камень, глину. Деревянными были каркасы древних домов, перекрытия, колонны. Фундаменты зданий делали каменными из булыжника, грубообработанных камней, либо применяли субструкции из бута и щебенки. Цокольные части домов составляли из поставленных на ребра крупных плит. Стены складывались из обработанных камней - квадров, положенных без связующих растворов, насухо, или из необработанных камней, положенных на глиняном растворе, или из сырцовых кирпичей. Кирпичи тоже клали на раствор из песка и глины.

Крыши домов были двускатными, их крыли глиняной черепицей, а храмы иногда мраморной. Стены штукатурились составом из смеси извести с песком, иногда с добавлением толченого мрамора, для более тонкой отделки использовался гипс. Наружные стены храмов, иногда облицовывали мраморной плиткой. Внутри стены украшали фресками, применяли красную, белую, черную и желтые краски. Полы в парадных помещениях украшали мозаиками из цветной гальки, но в жилых домах они, чаще всего, были глинобитными. Для поднятия каменных блоков использовали рычаги, для удобства в блоке делали отверстия под крючья. Скрепляли блоки специальными скобами.

б) Общественные здания

Каждый город имел своих богов - покровителей, которым посвящались храмы и алтари, обычно, возводимые вне храмов. Богам приносились жертвы, и в их честь совершали культовые обряды.

Храмы считались жилищами богов. Внутри ставилась статуя бога. Центральное помещение храма называлось наос, перед храмом могло находиться проходное помещение - пронаос. Вход в наос располагался с востока. Алтари находились внутри храма и первоначально были деревянными, они складывались из дров и сжигались вместе с жертвоприношениями. Позднее стали сооружать постоянные каменные алтари. Чаще всего алтари были прямоугольными и ставились на каменное ступенчатое основание, украшались рельефами.

Пританеи - постройки различного типа, где приносили жертвы богам, устраивали бесплатное питание гражданам, постоянно дежурили магистраты для приема послов.

Гимнасий служил местом для воспитания юношей. Он включал пелестру - площадку для гимнастических упражнений, помещения для умывания и занятий.

Булевтерий - прямоугольное здание для заседания городского совета или членов Совета 500.

Театры имелись почти во всех городах. Греческий театр ведет свое происхождение от народных представлений в честь бога Диониса. Лишь позднее появились специальные сооружения - театры, которые располагались на склонах холмов, на которых устраивались сиденья для зрителей. У подножья холма находилась круглая площадка - орхестра, за ней располагалась скена - постройка для переодевания актеров. Актеры выступали в масках, чтобы казаться выше надевали особую обувь на каблуках. Одним из наиболее древних театров был театр в Форике.

В крупных городах имелись стадионы и ипподромы. Стадионы в виде вытянутых эллипсов с сидениями располагались в несколько ярусов по периметру, обнаружены в Олимпии, Дельфах, Афинах и других городах. Ипподром имел форму вытянутого прямоугольника, одна сторона которого была закруглена, с противоположной стороны стартовали лошади.

в) Водоснабжение

Воду из колодцев доставали с помощью веревки и кувшина, иногда использовали деревянных "журавль". В крупных городах водопроводы сооружали из керамических труб, по которым вода поступала из горных источников к водоемам (фонтанам), в стенах которых имелись водолеи выполненные в виде голов животных. Нечистоты выводились из города по сточным каналам, которые выкладывались камнем или вырубались в каменных плитах. Они были связаны с отстойниками, в виде глубоких колодцев. Мусор из города вывозили на загородные свалки.

Основой благополучия и процветания нормального греческого полиса, гарантией его существования было сельское хозяйство. Земледелию отводится роль фундамента. Приемы обработки земли, орудия и сельского хозяйственные культуры античной Греции восходят к глубокой древности. При пахоте использовали деревянное рало с бронзовым наральником, для рыхления земли использовали бронзовые мотыги, для уборки урожая - бронзовые серпы. В античную эпоху орудия земледелия изготавливались из железа. Земледелие у греков было пашенным. Пахали с помощью пары волов или мулов. Лошадей для пахоты не применяли. Греки выращивали пшеницу, ячмень и полбу. Рожь они не знали, овес являлся сорняком, а просо пищей варваров. Пшеница и ячмень культивировались неравномерно. В Сицилии лучше росла пшеница, ячмень в Аттике. Кроме зерновых хлебных растений греки культивировали бобовые: горох, чечевицу, вику, бобы, люпин, и нут. Из маслянистых растений кунжут. Оливковое дерево, согласно греческой мифологии, дала людям богиня мудрости Афина. Оливки наряду с хлебом и вином составляли ежедневные рацион многих греков. Кроме того, оливковое масло употреблялось для разных целей, оно как и вино было важной статьей греческого экспорта. Кроме оливковых деревьев греки выращивали другие плодовые деревья. Особенно были распространены смоква и гранатник. Очень большого ухода требовали виноградники. С распространением виноградарства в Греции получил культ Диониса - бога жизненной силы природы и покровителя виноделия. Вино греки хранили в пифосах - очень больших сосудах, близких по форме к бочкам. Для перевозки вина служили амфоры - небольшие двуручные сосуды.

Кроме садов и виноградников греки имели небольшие огороды, где выращивали овощи. Они находились вблизи домов. Огороды часто устраивались и в междурядьях среди плодовых деревьев. Только виноград, оливы и смоква выращивали на отдельных участках. Для овощей вскапывали четырехугольные грядки, обильно удобряли их, рыхлили. За год получали три урожая, трижды меняя виды овощей. В Греции лишь с 4 в. До н.э. получили распространение цветники, они располагались около домов. Греки понимали необходимость культивирования почвы. В качестве удобрения греки применяли птичий помет и компост из грязи и сорняков. Из химических удобрений применяли только селитру.

2. Жизнь и быт древних греков

В раннюю эпоху греки жили простых скромных жилищах - хижинах, стены были сложены из тростника и веток и обмазанные глиной, а также в небольших деревянных домах и домах сложенных из сырцовых кирпичей. Со временем жилища греков становятся более благоустроенными. Дом со всех сторон окружался глухой стеной. Источником света в нижних этажах служил внутренний двор к которому примыкал ряд помещений. Главным из них был андрон - мужская половина дома. Это был обеденный зал, где хозяин дома встречался со своими друзьями. К обеденному залу примыкал портик, здесь находился домашний алтарь бога Зевса - покровителя дома. На первом этаже находились другие помещения - кладовые мастерские, комнаты для рабов. На втором этаже была расположена женская половина дома - гинекей и спальни других членов семьи. Специального отопления в доме не было, в холодный период комнаты обогревались переносными глиняными кувшинами с раскаленными углями. Для освещения дома использовались глиняные или металлические переносные светильники. Дома имели канализацию и водопровод, трубы были изготовлены из обожженной глины.

Основная масса домов представляла собой скромные жилища. Но принцип деления жилища на мужскую и женскую половины сохранялся. Беднякам было иногда трудно держать свой дом в чистоте и следить за его состояние. Городские власти в лице астиномов следили за состоянием домов и заставляли производить ремонт домов владельцами. Обстановка в домах была очень скромной, самым распространенным видом мебели было ложе. Ложе могло быть для сидения, сна, трапезы, письма. Ложе для сна делались на низких ножках. Спали, греки на овечьих шкурах укрывались своей одеждой. Для хранения одежды использовали сундуки с плоской или двускатной крышкой, которые украшались резьбой, инкрустация.

Со временем у греков выработался определенный распорядок дня: ранний завтрак - лепешкой, размоченной в вине, смешанном с водой, обед - устраивался около полудня - мясные блюда, хлеб и вино, вечерняя трапеза - состояла из тех же блюд, что и обед, только в меньших количествах. Основными продуктами питания были: хлеб, различные каши, овощи, оливки, рыба; мясо ели редко, только после общественных жертвоприношений. Традиционной пищей бедняков считалась ячменная похлебка, каша из бобов, соленая рыбы, дешевое разбавленное вино. Для рабов готовились блюда из ячменной муки, овощей, давалось вино из выжимок винограда.

В Спарте рацион питания был более прост. Там устраивались совместные трапезы - сисситии. Чтобы принять в них участие каждый спартанец делал ежемесячный взнос - 73 кг муки, 36л вина, 3 кг сыра, и 10 оболов серебра на покупку мяса.

Со временем кулинарное искусство греков стало более утонченным. Из птиц готовят разнообразные блюда: искусство зажаренных голубей, воробьев, жаворонков, фазанов, дроздов. Появляются древнейшие кулинарные книги, родиной кулинарного искусства считают о. Сицилию. Довольно часто греки устраивали торжественные приемы симпосии. Пиры проходили в мужской половине дома. Приглашенные войдя в дом, снимали обувь, рабы омывали им ноги, затем гости занимали места на обеденных ложах. Греки еще не знали столовых приборов, пальцы вытирали кусочками хлеба, которые затем бросали собакам. Гостей развлекали выступлениями флейтисток, танцовщиц, акробатов. Беседы поддерживали гетеры - женщины, ведущие свободный, независимый образ жизни. Напиваться считалось неприличным: первая чаша несет здоровье, вторая - удовольствие, третья - сон, после нее следовало идти домой.

Симпосии были доступны не всем, беднякам они были по карману, но определенная часть общества могла позволить себе очень роскошные пиршества.

Одежда греков была исключительно проста. Нижнее платье хитон, шился без рукавов, из легкой ткани. Верхней одеждой у женщин служил пеплос, у мужчин - гиматий - плащ как женский, так и мужской. Помимо этого у мужчин было еще два типа плащей: трибон - спартанское одеяние из грубой шерсти и хламида - короткий плащ, скреплявшийся на левом плече, с помощью фибулы. Расцветка зависела от пола, возраста, времени года. Самыми любимыми цветами греков были: пурпурный, фиолетовы, синий, голубой, оранжевый, желтый. Одежду желтого цвета носили только женщины. Молодежь предпочитала более яркие цвета. Одежда гетер была более живописнее, одежды порядочных женщин. Со временем в одежде греков развивается несвойственная ранее тенденция к роскоши. Наибольшей роскошью прославился г. Сибарис. Жители одевались с такой пышностью и так ценили разного рода наслаждения, что название сибатира стало обозначением человека, ведущего изнеженный образ жизни. Греки в основном обходились без головных уборов. Шляпы одевали на время работы в поле или отправляясь в путешествие. В разных областях Греции были свои формы шляп, шились они обычно из козьих шкур или изготавливались из войлока. Обувь у греков была разнообразной: сандалии, башмаки, кожаные или войлочные сапожки. Для охоты и верховой езды надевали короткие сапоги - котурны. Земледельцы носили обувь без каблуков и задников. Дома греки обувь не одевали. На улице босяком ходили только рабы и философы. При выходе в город мужчина брал трость или палку, женщина - зонтик или веер. Женщины-гречанки любили различные украшения: диадемы, ожерелья, кольца, браслеты, серьги. Мужчины украшений не носили. Были разнообразны женские прически. Короткие стрижки носили только рабыни, а свободные только в знак траура или в преклонном возрасте. Волосы осветляли только, чтобы придать белокурый оттенок или скрыть седину. Много внимания женщины уделяли для ухода за лицом. Применяли белила, румяна, различные благовония. Некоторые мужчины следили за внешностью не меньше, чем дамы. Вставляли пробки в подошвы, чтобы казаться выше обкладывали тело подушечками, злоупотребляли благовониями, красили волосы.

а) Греческая семья

В гомеровский период греческая семья была очень многочисленной, и все ее члены жили под одной крышей. Для большинства греков брак являлся договором, который заключали между собой главы двух семейств с целью продолжения рода. "В Греции брак по любви не существует", так заявлял А. Боннар. Государство так же было заинтересовано в укреплении семьи, так как это приумножала число граждан, пополняло ряды граждан. Таким образом, брак становился гражданской обязанностью граждан. В Афинах общественное мнение, если не игнорировало их, то все же не оказывало того уважения, каким окружались семейные люди. В Спарте безбрачие - агамия влекло за собой атимию - утрату личной и гражданской чести. К несемейным спартанцам применяя суровые наказания: зимой такой человек в обнаженном виде выводился на агору, обходил ее, распевая песню о том, что он заслуженно несет наказание. Другой мерой был крупный штраф. Семья являлась важным институтом и с точки зрения религии, так как на потомство возлагались культовые обязанности ухода за предками. Девушек в Афинах выдавали замуж очень рано: в 12 - 15 лет. В период архаики выбор мужа для дочери был правом отца. Он приглашал к себе в дом на длительное время несколько претендентов, наблюдал их манеру поведения, оценивал физическую подготовку, характер, подарки. В классическую эпоху эта форма сохранилась с незначительными изменениями. В Спарте, согласно закону Ликурга, молодые люди выбирали себе жен из бедных семей, это необходимо было для того, чтобы воспрепятствовать концентрации богатства в одной семье. В Спарте браки между различными социальными группами были допустимы и дети от них считались свободными. В Афинах дети считались гражданами государства лишь в том случае, если отец и мать были чистокровными афинянами. Заключению брака предшествовал акт обручения. Его значение было велико, так как в ходе его оговаривались имущественные отношения супругами, размер приданного, а также та его часть, что оставалась за невестой в случае развода (мейлия) Приданное было не обязательны условием, но его старались дать для большей обеспеченности прочности брака. Обряд бракосочетания начинался в доме невесты, под покровительством домашних богов, дом невесты украшался. Сама новобрачная совершала омовение у местного священного источника, затем на нее надевали свадебный наряд. Отец приносил жертву и произносил специальную формулу, тем самым освобождая, от жертвоприношения своим предкам и отлучал от родительского дома. С этого момента девушка переходила под власть мужа и была обязана принимать участие в поклонении домашним богам и предкам своего избранника. Затем начинался пир, во время которого невеста с закрытым покрывалом лицом сидела за отдельным столом со своими подругами. После окончания торжества в родительском доме невесту переводили в дом мужа. Ее везли на колеснице под пение свадебного гимна, впереди несли факел, зажженный в доме невесты. В дом мужа невесту через порог переносил на руках муж. При входе в дом жениха невесту осыпали орехами, финиками, монетами, что символизировало пожелание успеха и достатка. В доме мужа проходил заключительный этап брачной церемонии. Невесту кропили очистительной водой и приобщали к очагу мужа: новобрачные приносили жертву предкам и вместе совершали легкую трапезу пирогом, хлебом и фруктами. Во время пира молодоженам подносили ценные подарки, а после пира провожали в брачный покой - талам. Друзья и подруги новобрачных распевали под дверью свадебные гимны - эпиталамы.

б) Отношение к женщине

Положение женщины было различно в разных греческих полисах. Большим уважение пользовались спартанские женщины. В Спарте большое внимание уделялось физической силе и закалке молодых женщин, поскольку их первейшей задачей было рождение здорового потомства для защиты государства. Спартанки оказывали влияние на общественную жизнь, к их мнению прислушивались и мужчины. Они в меньшей степени были заняты домашней работой. Свобода афинской женщины была несколько ограничена сначала отцом, затем мужем. Но в собственном доме она была полноправной хозяйкой. Она руководила работой домашней прислуги, следила за текущими расходами, вела учет всего приносимого в дом и т.д. На улицу она имела право выходить только в сопровождении мужа или рабыни, скрывая под покрывалом свое лицо. Полного затворничества греческие женщины не испытывали, они ходили друг к другу в гости, принимали участие в религиозных празднествах и обрядах. Жизнь женщины низших сословий носила другой характер. Она вынуждена была работать, что осуждалось обществом. В конце 5 - нач. 6 вв. начинается борьба за женскую эмансипацию. Развод осуществлялся в случае бездетности. Мужчине проще было подать на развод, нежели женщине. Ему достаточно было отправить ее домой или выдать замуж, оставив детей себе. Женщине, что бы подать на развод нужно было лично в письменной форме передать свою просьбу архонту, что сделать было очень трудно из - за ее зависимого положения. Общество осуждало разводящихся женщин. Развод мог быть произведен по просьбе отца и влек за собой возвращение приданного, кроме случая измены жены. В некоторых древнегреческих полисах допускалось двоеженство. Ребенок, родившийся в семье, целиком находился под властью отца. Он мог признать или отказаться от него. В случае отказа его оставляли на произвол судьбы при в ходе в храм или в людном месте. Чаще старались избавиться от девочек, поскольку женщине было не под силу выполнять мужские функции: защита родины, участие в производстве, поддержание культа предков.

Рабы семей не имели, но могли сожительствовать, с разрешения хозяина, родившиеся, дети переходили под власть хозяина. При рождении девочку в семье свободных граждан над дверью вывешивалась шерстяная повязка, если мальчик, дверь украшалась оливковой ветвью. Младенца купали в воде, смешанной с оливковым маслом (в Афинах) или с вином (в Спарте) Если отец признавал ребенка, на пятый день устраивалось торжество по случаю его рождения - амфидромия. Ребенку давалось лично имя к которому добавлялось имя отца. Наследных фамилий в Греции не было.

в) Афинская и спартанская системы воспитания

Греки придавали большое значение правильному воспитанию, поскольку от этого зависела судьба государства. Недостатки в физическом воспитании могли привести к поражению в войне, а ошибки в нравственном к конфликту между старшим и младшим поколениями и к внутренней дестабилизации общества. В древней Греции сформировались две системы воспитания: афинская и спартанская. В Афинах отношения к детям было более мягким. С младенческого возраста они воспитывались в генекее матерью и кормилицей. Наказание детей допускалось, но так чтобы не задеть их самолюбие. Игрушки делали из дерева, терракоты, металла, слоновой кости. Различные игры: жмурки, качели, игры в мяч и т.д. Под опекой нянек - кормилиц дети находились до трех лет. Девочки в гинекее оставались до пятнадцати лет. Под присмотром матери они заминались чтением, обучались письму, музыке, рукоделию, ткачеству. На улицу могли выходить только в сопровождении старших. Мальчики в гинекее находились до 7 лет, затем они переходили под опеку отца. Его передавали педагогу, в обязанности которого входило сопровождение ребенка в школу, на общественные церемонии, контроль за его поведением на улице, внушение основных правил этикета, главным методом воспитания была розга. Педагоги плохо говорили по-гречески, злоупотребляли вином и били своих воспитанников, все это вызывало протесты философов. Обучение мальчиков велось в частных школах. В Афинах образование состояло из трех ступеней - грамматическая, мусическая, и гимнастическая школы. Словесные науки осваивались под руководством грамматиста, который обучал чтению, давал уроки грамоты, преподавал арифметику и греческую литературу. На уроках письма использовались натертые воском, на которых ученики писали стилем. Освоив первоначальные навыки правописания, ученики переходили к письму тростниковым пером и чернилами на папирусе. В мусической школе дети переходили к изучению греческой литературы, главный акцент делался на изучение поэм Гомера. Также в мусической школе обучали музыке, уроки давали кифаристы. Под звуки лиры или кифары ученики пели хором или соло песни и гимны в честь богов. С четырнадцати лет мальчики начали серьезно заниматься гимнастикой, обучение руководили - педотрибы. Программа включала основные виды греческой атлетики - борьбу, бег, прыжки в длину, метание копья и диска. Помимо этих состязаний мальчики обучались плаванию, верховой езде, кулачному бою. К восемнадцати годам образование считалось законченным. Юноша должен был уметь читать, писать, петь, танцевать, играть на лире, ездить верхом, бороться, бегать, прыгать, знать стихи Гомера, уметь вести себя в обществе. С восемнадцати лет юноши два года юноши пребывали в эфебах, здесь их обучали военному делу. Руководили эфебами - стратеги. Непосредственно ими руководили софронисты. В свободное время эфебы изучали философию и навыки красноречия. В программу занятий входили также поэзия музыка, эфебы должны были участвовать в религиозных торжествах. После первого года службы для эфебов устраивался общенародный смотр. Они от государства щит, копье и проносили клятву на верность афинскому государству. Затем их расквартировывали по крепостям и гарнизонам. С течением времени эфебия перестает быть обязательной для молодежи. В эпоху эллинизма она выступает уже как институт элитарный, занимающийся обучение сыновей состоятельных лиц.

Спартанская система воспитания отличалась от афинской более существенным вмешательством государства в дело образования молодого поколения. Особенностью было преобладание физического аспекта на интеллектуальным и этическим. До семи лет ребенок находился под присмотром женщин. С самого начала его приучали к переменам погоды, обмывали холодной водой, одевали легко, даже в холодный период. По достижения семилетнего возраста ребенка отбирали у семьи и включали в особый отряд - илу. Мальчик занимались играми и физическими упражнениями, за проступки их наказывали магистрофы, которые были вооружены розгами. Программа занятий соответствовала возрасту и обычно включала в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска и дротика. Кулачные бои были исключены. Мальчиков также обучали обращаться с оружием, чтению и письму. Их обязывали знать традиции Спарты, несколько военных и религиозных песен, уметь танцевать. Особое внимание обращалось на выносливость. С двенадцати лет они ходили полуобнаженные и полуголодные, носили одну и ту же одежду, рассчитанную на год, спали на земле, без одеяла. пища была проста и скудна настолько, что мальчикам проходилось воровать. За ловкую кражу они получали похвалу, тех. Кто попался на краже наказывали. В качестве проверки мальчиков ежегодно секли перед алтарем Артемиды Ортии. Юношей избивали до крови, но они не имели права спорить и молить пощады. Тех, кто лучше всего переносил испытание, провозглашали "победителем при алтаре". Были случаи, когда несчастные жертвы умирали. Юноши получали задание скрываться год, самостоятельно добывая пищу. Молодые люди принимали участие в кипритиях - нападения на рабов. Если молодой человек успешно проходил эти испытания он допускался к участию в сисситиях. С восемнадцати лет юноши несли службу в эфебии. По достижению двадцати они становились иренами и вступали в гражданское ополчение. Лишь в тридцать лет они переходили в разряд взрослых и основывали собственное хозяйство. Воспитание девушек мало чем отличалось от воспитания юношей. Наравне с ними они занимались физическими упражнениями, их обучали пению, танцам. Цель воспитания заключалась в том, чтобы подготовить физически здоровых матерей, способных родить крепких детей.

Глава II. Римский город

1. Внешний облик римского города

Возникновение и развитие города протекало стихийно, поэтому застройка его носила беспорядочный характер. Со временем Рим обустроился, стал многолюдным городом, появились коммуникации. В VI в. до н.э. была возведена каменная оборонительная стена. Одному из царей - Тарквинию Древнему приписывают сооружение первого водосточного канала - Большой Клоаки, которая существует по сей день. Для римского градостроительства особенно характерна была забота о водоснабжении города. Уже в конце IV в. до н.э. был построен первый водопровод-акведук Аппия, протяженность которого составляла более 16 км. Он представлял собой крытый канал четырехугольного сечения. Там, где местность была неровной, он был поднят на искусственные каменные подпорки - субструкции. Большое внимание уделялось и мостостроению. Вначале мосты были деревянными. Первый каменный мост был построен в 179 г. до н.э. - мост Эмилия. Мосты строились из прочных пород камня. Конструкцию моста римляне унаследовали от этрусков, но внесли целый ряд усовершенствований. Римский мост имел мощные опоры, на которые укладывались каменные или цементные блоки (толщиной до двенадцати метров) На этой основе возводились сводчатые арки из каменных блоков, которые скреплялись между собой железными скобами и места соединений заливались жидким оловом. Верхняя площадка моста имела ширину от трех до девятнадцати метров и была ограждена баллюстрадой. Для пешеходов по обеим сторонам были сделаны проходы, посередине шла дорога для колесного транспорта. Крупнейшим успехом римских мостостроителей был мост Траяна на Дунае. Его ширина достигает 19 м, длина более километра, высота около 49 м.

Центром общественной жизни в римских городах и, прежде всего, в самом Риме был форум (рыночная площадь) Действительно, первоначально форум являлся местом торговли, заключения рыночных сделок. С активизацией политической и общественной жизни изменяется и роль форума. Она становится многоаспектной. Здесь заседает сенат и проводятся выборы магистратов - должностных лиц. Отсюда провожают в последний путь тех, кто имел выдающиеся заслуги перед республикой. Здесь проводятся различные религиозные церемонии и совершаются жертвоприношения по праздникам. На форуме производят судебные разбирательства. Форум - это место свиданий и деловых встреч. Сюда собираются приятели для непринужденной болтовни, заканчивающейся иногда созданием какой-нибудь потрясающей политической новости, у которой, по меткому замечанию полководца II в. до н.э. Эмилия Павла, "никогда не бывает отца". В Риме было несколько форумов. Самый древний и главный назывался Форум романум. Он расположен вдоль Палатинского холма и одной стороной упирается в Капитолийский холм. Для ведения торговых дел в 179 г. до н.э. была выстроена базилика Эмилия - продолговатое прямоугольное здание с апсидой (полукруглая ниша, заканчивающаяся куполом) и перекрытиями, опирающимися внутри на колонны, разделявшие внутреннее пространство здания на нефы (продольные помещения) В базилике также заседали суды. На Форуме находилось здание сената - курия. На Форуме же обычно выставлялись мраморные или бронзовые плиты с вырезанными на них текстами различных постановлений должностных лиц, принятых законов, договоров с другими народами. Запись делали также на металлических или деревянных досках, обтянутых кожей. Они обычно хранились в храмах, но в 78 г. до н.э. для них было выстроено специальное помещение - табуларий - здание государственного архива. Форум служил местом выступления ораторов. Для них сооружались специальные круглые трибуны, украшенные рострами - носами неприятельских кораблей.

а) Культовые сооружения

Большую роль в ранней римской идеологии играла религия. Поэтому культовые постройки занимали особое место среди других архитектурных сооружений. Древнейшим видом культовой постройки в Риме являлся алтарь. Алтари посвящались какому-либо божеству. Местоположение их было различным - на площади, у дороги, у стены здания или храма Размеры их были невелики - не более метра высотой. Самым известным алтарем в Риме является алтарь Мира, воздвигнутый в честь Августа на Марсовом поле в 9 г. до н.э. Алтарь сооружен на высокой площадке, обнесенной стенами. Верхняя часть стен украшена барельефом, на котором изображена сцена освящения алтаря.

Другим культовым сооружением в Риме являлся храм. Храмы были, предназначены не только для отправления культа. В некоторых из них хранились государственные архивы, произведения искусства, драгоценности, казна. Храмовая архитектура римлян развивалась вначале под воздействием этрусского, а затем греческого зодчества, но в ней всегда были сильны местные италийские традиции. В частности, распространенные в Риме храмы круглой формы ведут свое происхождение от древней италийской хижины, имевшей круглую форму. После присоединения Греции римляне начали строить храмы по типу греческих. Главным культовым центром Рима являлся Капитолий. На нем возвышался храм Юпитера, который был посвящен трем богам - Юпитеру, Юноне и Минерве. Много храмов было сооружено на форумах и в других местах. В первой четверти II в. н.э. был построен Пантеон - "храм всем богам".

В Риме были созданы также специфические архитектурные сооружения для прославления победоносных военных походов императоров - триумфальные арки и колонны. Полностью или частично сохранилось около 70 арок. На фризе арки всегда помещалась почетная или мемориальная надпись, они отделывались скульптурными рельефами, на которых изображались эпизоды военных компаний, триумфальные шествия или военные трофеи. Арки сооружались из камня и были одно, двух и трехпролетными. Примером однопролетной арки может служить арка Тита (79-81 гг. н.э.), находящаяся на Форуме. Арка увенчана бронзовой статуей императора на триумфальной квадриге. Ее боковые стены украшены рельефами с изображением сцен вывоза награбленного имущества из Иерусалима. На этом же форуме была выстроена и трехпролетная арка императора Септимия Севера (193-211 гг. н.э.) Рельефы арки воспроизводят сцены похода императора против парфян и арабов.

б) Гражданские сооружения

К числу гражданских сооружений относятся термы - семейные и общественные бани. Первые термы воздвиг Марк Випсаний Агригша. В первую очередь посетители попадали в аподитерий - комнату для раздевания, где их встречал гардеробщик - капсарий. Ему можно было сдать на хранение драгоценности, деньги. В термах нередко орудовали бланоклепты - банные воры. Чтобы подготовить организм к горячим ваннам, посетители вначале некоторое время проводили в умеренно натопленном помещении - тепидарии. Кроме того термы имели помещения с бассейнами холодной воды - фригидарии, для горячих ванн - кальдарии и парные - судатории. Со временем появился душ. Были также специальные помещения для массажа, залы для игр и бесед, впоследствии появились буфеты и библиотеки. В термах использовалась специальная система водоснабжения отопления. Они обогревались гипокаустами - система, в которой горячий воздух циркулировал в пространстве между двумя полами, а в кальдариях проходил еще и вдоль стен по керамическим трубам. Прислуживали в термах рабы, была и местная прислуга - банщики. Термы служили не только гигиеническим целям. Они были, прежде всего, местом приятных встреч, общения и отдыха. Терм в римском государстве было очень много, и практически все население империи могло ими пользоваться. В IV в. н.э. в Риме функционировало 11 больших императорских терм и около 800 мелких общественных бань. Особой роскошью и грандиозностью отличались термы императора Каракаллы. Они занимали площадь около 12 га и могли одновременно вместить до 1600 человек. Отношение к термам в римском обществе было неоднозначным. Значительная часть римлян высоко ценила комфорт, убранство бань, но некоторые из них, в частности, Сенека, осуждали стремление сограждан посвящать большую часть своего времени пустому времяпрепровождению в банях, приводя в пример скромность и неприхотливость знаменитых предков римлян.

в) Зрелища и развлечения

В жизни римского общества большое место занимали различные зрелища - гладиаторские бои и травля зверей, театральные представления, конные ристания (бега), триумфальные шествия. Их организации и проведению придавали большое значение как средству завоевания популярности среди широких слоев римского общества. Самыми популярными, несомненно, были гладиаторские бои. Они имеют древнее происхождение. Считается, что они были переняты римлянами от этрусков, которые при погребении знатных покойников устраивали поединки рабов или военнопленных. Обычай устраивать поединки во время погребения носит религиозно-обрядовый характер. В древности было принято убивать осужденных на смерть преступников над гробом заслуженного воина и приносить их в качестве жертвы богам подземного мира. Впоследствии этот обычай трансформировался в ритуальные бои людей, вооруженных мечами - гладиаторов. Первые, зафиксированные в римских письменных источниках, игры были устроены в 264 г. до н.э. сыновьями Луция Юния Брута на Бычьем форуме. Еще в III в. до н.э. они были скромными - в поединке участвовало всего несколько пар сражавшихся. В конце республики и во времена империи они приобрели необычайный размах. Их стали устраивать не только на поминках. В 105 г. до н.э. они были включены в число общественных зрелищ, их организация была вменена эдилам-магистратам низшего ранга. Игры стали и средством завоевания популярности у народа. В период империи их проводили в честь одержанных побед. Был случай, когда бои длились месяц и сражались в них 10 000 гладиаторов. Уже в эпоху республики для проведения гладиаторских боев стали строить особые сооружения - амфитеатры. Амфитеатр представлял собой постройку эллипсовидной формы, выстроенную из дерева. Первый амфитеатр появился в Риме в середине I в. до н.э. и был построен по оригинальному проекту Гая Скрибония Куриона. Постройка состояла из двух полукруглых частей, которые вращались на оси ив разомкнутом виде представляли две театральные сцены, а" соединенные друг с другом образовывали арену амфитеатра. Утром здесь давались театральные представления, а в полдень устраивались гладиаторские бои. Самым большим и грандиозным из всех амфитеатров был Колоссиум или Колизей. Его строительство было начато около 75 г. н.э. императором Веспасианом и завершено около 80 г. н.э. Длина амфитеатра равна 182 м, ширина составляет 1,56 м, в высоту он достигал 48,5 м. Эллиптическая арена окружена местами для зрителей, основанием которых служат 80 радиальных стен, пересеченных 7 кольцевыми стенами. Радиальные стены делят амфитеатр на отсеки. Амфитеатр вмещал 50000 человек, но конструкция входов, лестниц и проходов такова, что все зрители в случае необходимости могли покинуть Здание за 5 минут. Внешняя сторона амфитеатра была облицована мрамором, арки второго и третьего ярусов украшали статуи. В верхней части четвертого яруса были сделаны специальные приспособления для, натягивания тента, чтобы защитить зрителей от палящих солнечных лучей. Под ареной находились помещения для гладиаторов, клетки для зверей, приспособления, с помощью которых поднимали наверх и разбрасывали среди зрителей "лотерейные билеты" - специальные жетоны, по предъявлению которых можно было получить обозначенную на них вещь. Популярность гладиаторских боев требовала большого числа высококвалифицированных гладиаторов-профессионалов. Были созданы специальные гладиаторские школы. Их содержали частные лица и сами императоры. Уже Цезарь основал такую школу в Равенне, а император Домициан учредил 4 гладиаторские школы в Риме. Были организованы они и в провинциях: в Пергаме, в Александрии и т.д. В самом Риме частным лицам было запрещено содержать гладиаторские школы, так как гладиаторы в массе своей были военной силой, которую можно было использовать в политических интересах. Гладиаторов обычно отбирали из числа военнопленных или осужденных на смерть преступников. Могли попасть в гладиаторские школы и свободные, надеявшиеся заработать на жизнь этим опасным ремеслом. Позже к участию в боях стали принуждать христиан. Снаряжение гладиатора состояло из меча, щита, шлема и поножей. Правую руку защищала маника - длинный рукав из кожи или металла, доходивший до самого плеча. В ранний период республики гладиаторы выступали в древнем самнитском вооружении. Позже стали применять фракийское и галльское оружие. Гладиаторов различали в зависимости от вида вооружения: гладиатор, вооруженный щитом и мечом сражался против ретиария, выступавшего против него с трезубцем и сетью; лаквеарий, пытавшийся набросить петлю на гладиатора в полном вооружении; андабат - гладиатор в глухом шлеме, бившийся вслепую; димахер - гладиатор, сражавшийся двумя мечами. Практиковалось единоборство гладиаторов с дикими животными. Эти гладиаторы назывались бестиарии. Охота на целую стаю называлась - венацией. В своих "Деяниях" Август упоминает об устроенной им 26 раз травле африканских зверей и истреблении при этом 3500 животных. Демонстрировались на аренах амфитеатров и морские сражения.

Отношение к играм было различным в римском обществе. Для большинства римлян они являлись любимым развлечением. Важным было то обстоятельство, что зрители решали судьбу раненого гладиатора: опущенный вниз палец означал его гибель. Удачливые гладиаторы были любимцами публики, становились кумирами римских матрон. Другой части общества эти кровавые зрелища были не по душе. Они вызывали отвращение у греков, воспитанных на более эстетичных зрелищах. К ним критически относились известные римские деятели, в частности, Цицерон. Он считал их развлечениями для черни, рассчитанными на низкий вкус. И, тем не менее, на протяжении веков гладиаторские игры оставались самым популярным зрелищем. Под влиянием христианства от них отказались лишь в V в. н.э.

Театр появился в Риме в III в. до н.э. под влиянием эллинистической культуры, но характер театральных представлений вначале был совершенно иным, нежели в Греции. Во-первых, они не были связаны с религией, хотя и проходили в дни культовых праздников. Во-вторых, театр как средство выражения политических идей был чужд Риму, по крайней мере, в эпоху республики. В конце республики он становится не только явлением культурной жизни, но и орудием политической борьбы. Древнеримский писатель Ливии (VII, 2) свидетельствует о том, что театральные представления в Риме начинались с исполнения незамысловатых экспромтов. Затем появились сатуры (сатиры) - драматическо-песенные композиции в стихах, положенных на музыку. В III- II вв. до н.э. появляется римская комедия, создателями которой были Плавт и Теренций. Но этот вид искусства, рассчитанный на более высокий культурный уровень, не приобрел в Риме большой популярности (41) Во II-I вв. до н.э. появилась римская национальная комедия масок - ателлана. В I в. до н.э. ателлана была постепенно оттеснена мимом. Мимы - это короткие сценки из повседневной жизни натуралистического, иногда даже циничного характера. Цицерон отзывался о них презрительно. Невысокого мнения о мимах был и поэт Гораций, и в целом, в наиболее культурных слоях римского общества к миму относились отрицательно. По существу, театр мимов, представлял вырождение римского театрального искусства.

Первые спектакли в Риме играли на примитивных деревянных сценах, окруженных с трех сторон скамейками для зрителей. Первый каменный театр в Риме был построен в 55 г. до н.э. Помпеем. Он вмещал 1700 зрителей. В 11 г. до н.э. была завершена постройка театра Марцелла на 10-14 тысяч человек. По своей конструкции римский театр похож на греческий, но имеет ряд отличий. Театры в Риме возводились в основном на ровной площадке, то есть строились независимо от рельефа местности с помощью инженерных конструкций. Места для зрителей были построены в виде галерей. За сценой строили высокую стену, высота которой равнялась высоте задней стены. Это позволяло натягивать над зданием тенты для защиты зрителей от зноя или дождя. Римский театр имел полукруглую орхестру, не предназначавшуюся для хора. Здесь стояли мраморные кресла для сенаторов. Хор, танцоры и музыканты выступали вместе с актерами на пульпите. Убранство театра отличалось роскошью: передняя стена была украшена колоннами, скульптурой, росписями; устраивался фонтан; в эпоху империи возводилась ложа для императоров. В римском театре уже появился занавес, но он не поднимался и не раздвигался, а опускался в специальную щель. Здесь так же, как и в греческом театре была прекрасная акустика, достигавшаяся с помощью голосников - специальных медных сосудов, иногда заменявшихся глиняными. В римском государстве строились также театры по греческому образцу (два театра в Помпеях) и сформировался тип греко-римского театра, распространенный в Малой Азии, сочетавший черты греческого и римского театров.

Актеров в Риме называли гистрионами. Они набирались из низших слоев римского общества, чаще всего из рабов. В отличие от Греции в Риме свободные граждане не могли быть профессиональными актерами. Ставшие на этот путь исключались из трибы (территориально-административная единица в Риме) и утрачивали все гражданские права. В I в. до н.э. отношение к актерской профессии меняется. Появляются актеры, которые путем получения доходов от занятий театральной деятельностью добиваются свободы и даже попадают в круг римской интеллектуальной элиты. В качестве примера можно привести друга Цицерона - актера Квинта Росция Галла, бывшего раба. В Риме существовали труппы профессиональных актеров. Труппа возглавлялась руководителем, в распоряжение которого поступали доходы от спектаклей. Руководитель выкупал произведение у поэта, ставил его на сцене, получая финансовую поддержку у государства. К актерам предъявлялся целый ряд требований. Они должны были иметь сильный голос, который укреплялся с помощью различных упражнений, соблюдать диету, правила гигиены, вести здоровый и умеренный образ жизни, выполнять указания учителя пения. За проступки актеры наказывались розгами. В отличие от Греции актерами в Риме могли быть и мужчины, и женщины, но на сцене они появлялись без масок и котурн, в плащах из пестрых лоскутков. Маски, парики, котурны начали использовать в эпоху империи. Еще одно отличие касалось зрителя. В Риме доступ в театр был открыт всем. Его посетителями наравне с мужчинами были женщины и дети, которых приводили с собой рабы - "педагоги". Римляне были активными зрителями и бурно реагировали на все то, что происходило на сцене и в зрительном зале. Закусывали и утоляли жажду прямо на местах, громко приветствовали своих друзей, обсуждали игру актеров. В целом же, отношение к актерскому ремеслу было отрицательным, оно считалось занятием "низким", уделом рабов. Исключение составляли ателланы, так как выступавшие в них актеры несли военную службу и были как бы непричастны к "сценическому искусству" (Ливии, VII, 2)

Еще одним видом зрелищ в древнем Риме были конные ристания. У римлян они появились сравнительно рано, а в IV в. до н.э. стали ядром цирковых состязаний. Цирки по своему плану напоминали греческий ипподром. Они имели эллипсовидную арену, перегороженную вдоль по центру барьером. С одной из сторон арены находились конюшни, стартовая площадка и ворота для выноса раненых и мертвых. На противоположной стороне делались ворота для торжественного выезда победителей. Внутри цирка были оборудованы ряды сидений, трибуны, ложи. Во время состязаний его участники должны были несколько раз объехать продольный барьер. Самой опасной частью ристаний был объезд меты - специального знака на конце барьера. Возницы имели при себе ножи и в случае необходимости быстро могли перерезать ремни упряжи. Однако очень редко бега на колесницах обходились без жертв.

В Риме было четыре цирка. В самой Италии их было мало, так как в начале империи конные бега на колесницах были запрещены. Самый древний и грандиозный цирк - Большой цирк - находился между Палатинским и Авентинским холмами. Его длина по продольной оси составляла 525 м. В императорское время он вмещал около 60000 зрителей, позднее был перестроен на 185000 человек. Чтобы зрителям было удобнее наблюдать за ходом состязаний, одежда возниц и повозок окрашивалась в различные цвета. В Риме было четыре основные команды - "белые", "красные", "зеленые" и "голубые". В период правления Домициана появилась команда "золотых" гонщиков, которые, возможно, состязались на лошадях из конюшни самого императора. Проведение ристаний требовало огромных денежных затрат и служило развлечением римской черни. Организаторы ристаний преследовали скорее политические, нежели спортивные цели. Нередко здесь происходили важные социальные конфликты. Конные ристания как зрелища практиковались в Риме до падения Западной Римской империи.

Не менее любимым зрелищем римлян были триумфальные шествия. Триумф - это торжество в честь полководца высшего ранга (претора, консула, диктатора) за победу в крупной войне: в ходе сражения должно было быть уничтожено не менее 5000 врагов. Триумф назначался по решению сената и по личной просьбе полководца. В случае если повод для организации триумфа был недостаточным, полководцу устраивали небольшой триумф - овацию. В императорское время право на триумф получал только император. Триумфальное шествие начиналось на Марсовом поле. Процессия проходила через весь город к Форуму и заканчивалась у Капитолийского холма. Улицы были украшены цветами, храмы открыты, на алтарях курились благовония. Шествия возглавляли сенаторы и магистраты в сопровождении трубачей. За ними несли военные трофеи (оружие, знамена, статуи, золото и серебро), изображения взятых городов, форсированных рек, картины с изображением победоносных битв, портреты и статуи побежденных царей. Далее вели жертвенных быков (числом до 120 и более) За быками следовали знатные пленники (перед подходом к Капитолию их предавали смертной казни) За пленниками шли ликторы и полководцы триумфатора, и лишь за ними следовал сам триумфатор на богато украшенной колеснице, запряженной четверкой коней белой масти. Триумфатор был одет в пурпурную тунику и тогу, осыпанную золотыми звездами, голову венчал лавровый венок, в руках он держал скипетр и лавровую ветвь. Над головой триумфатора стоявший позади него раб держал золотой венец и время от времени произносил фразу: "Помни - ты только человек!". Вокруг триумфатора теснились его сыновья, воспитатели и учителя. Шествие замыкали воевавшие под командованием триумфатора солдаты, которые славили своего полководца и отпускали одновременно в его адрес довольно грубые шутки. Торжество заканчивалось закалыванием жертв, религиозными обрядами и угощением народа и воинов. В период республики триумф длился один день, но в случаях грандиозных побед празднование растягивалось на два - три дня. Всего история Рима насчитывает около 350 триумфов. Последний был отпразднован императором Диоклетианом в 302 г. н.э. Как правило, в честь полководца-победителя воздвигались триумфальные арки. Организация триумфа преследовала в основном политические цели - завоевать популярность в народе, обеспечить продвижение к власти, поднять личный авторитет.

2. Частная жизнь

а) Римский дом

Жилище древних римлян прошло несколько этапов в своем развитии. В царскую эпоху римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сплетены из прутьев и обмазаны глиной, крыши покрыты соломой. В сельской местности со временем сформировался тип четырехугольного дома с большой комнатой, в центре которой находился очаг. Дым от него выходил через отверстие в крыше комплювий. Постепенно за этим помещением укрепилось название атрий. Из такой деревенской усадьбы впоследствии развился городской дом атриумного типа. Центральным помещением его по-прежнему оставался атрий, вокруг которого располагались жилые помещения. В центре атрия под отверстием в потолке находился имплювий - бассейн для воды, которая проникала через комплювий. За атрием был расположен таблинум - "кабинет" хозяина дома. По обе стороны атрия находились помещения для хранения масок, снятых с умерших предков, и изображения ларов - домашних богов-покровителей. В остальных комнатах располагались члены семьи и рабы. В задней части дома находился двор с огородом. Со временем в домах состоятельных граждан появляются новые помещения - триклиний (столовая), сакрарий (комната для культовых церемоний) Но атрий всегда оставался самым священным местом в доме. В нем совершались важнейшие семейные церемонии-приемы посетителей, заключение браков, наречение именем младенцев, погребальные обряды.

Дальнейшее развитие римского жилища связано с усилившимся греческим влиянием на внутреннюю жизнь Рима в ходе завоевательных войн II в. до н.э. Рим перенес с Балканского полуострова новый тип дома - дом с перистилем (внутренним двориком) Но поскольку традиции не позволяли отказаться от старинного атриумного дома, римляне соединили эти два типа воедино. Так появился дом атриумно-перистильного типа. Перестильный дворик в этом случае пристраивался к атриуму. Жилые помещения теперь располагались вокруг перистиля. Разделение произошло и по части функционального назначения: атриумная часть была предназначена для общественной жизни, перистильная - для частной. Прекрасное представление о домах такого типа дают жилые строения в Помпеях (дом Фавна, например, имеет два атриума и два перистиля) Подобные дома могли занимать целиком весь городской квартал. Особо можно выделить террасные дома, которые строились на склонах холмов и не были так замкнуты, как атриумно-перистальные дома. Из их окон открывался широкий вид на окружающий пейзаж. Римские дома имели довольно большую площадь - но 500 -700 кв. м. А дом римского богача, сына вольноотпущенника Ведия Поллиона занимал площадь 11500 кв.м.

Кроме городских домов римская знать строила загородные виллы. Особенно много их было на побережье Неаполитанского залива - места, славившегося чистым воздухом и прекрасным видом. Появляются виллы и в самом Риме, они были окружены обширными парками и получили поэтому названия садов Лукулла, Саллостия и т.д.

В III в. до н.э., когда значительно увеличилось число жителей Рима, начинается строительство многоэтажных домов (в два-три этажа) - инсул. Они часто были лишены коммунальных удобств, имели планировку гостиничного типа. В I в. н.э. появляются дома в четыре-пять этажей, квартиры в которых сдаются внаем. Эти доходные дома строились наспех, из кирпича-сырца, нередки были случаи обвалов и пожаров в таких домах.

Внутренняя отделка домов становится особенно роскошной в императорскую эпоху. Широко использовалась отделка мрамором, роспись стен, многофигурная мозаика. Перистили украшались скульптурами и рельефами. Мебель в домах римлян была плетеной или изготовленной из дерева. В последнем случае была искусно сделана и украшена резьбой и инкрустацией. Разнообразны были стулья: без спинок с вогнутыми сиденьями, предназначенные для учеников, ремесленников и т.д.; стулья с вогнутой спинкой и мягким сиденьем, кресла с высокой спинкой и подлокотниками для главы семейства; складные стулья для магистратов и военачальников, специальные скамейки для терм и т.д. Ложа были предназначены как для отдыха, так и для трапез, и для занятий. Кровати представляли собой деревянную раму на четырех ножках с ременным переплетом. Кровати имели одну спинку - изголовье, которое часто украшалось скульптурой. Матрацы и подушки вначале набивали шерстью, позднее пухом и пером. Вместо простынь использовали покрывала. Столы были невысокими: круглой или прямоугольной формы. Круглые столы имели изящно изогнутые ножки в виде лап животных. Прямоугольные столы часто изготавливались из мрамора, на них ставили золотую и серебряную посуду. В столовых во время пиршества вокруг стола ставились три широких ложа - клине. Отсюда и название столовой - триклиний. На каждом ложе могло поместиться по три пирующих. В эпоху империи появились полукруглые ложа - сигмы. Они вмещали по двенадцать человек. Для хранения одежды использовались большие сундуки. В таких же сундуках, обложенных металлическими пластинами, хранили ценности и деньги. Римляне пользовались также передвижными ширмами, канделябрами, светильниками. Для обогрева домов применялись переносные жаровни - глиняные и бронзовые.

Посуда, используемая римлянами, была аналогична греческой, зачастую у них и заимствована. Продукты хранились в сосудах, подобных пифосам, и в амфорах; для хранения жидкостей предназначались меха. Посуда изготавливалась из бронзы (ковши, ситечки, кувшины, ложки, блюда, сосуды для подогрева воды типа самоваров, ведра, кастрюли и т.д.) Серебряная посуда до III в. до н.э. была большой редкостью. До нас дошло свидетельство античного автора, утверждающего, что в Риме в это время был всего лишь один серебряный сервиз, который в особо торжественных случаях передавался из дома в дом. После завоевательных войн в Восточном Средиземноморье серебряная посуда становится общеупотребительной в среде римской аристократии. Во время империи широко распространилась краснолаковая керамическая посуда и стеклянная. Золотая посуда являлась редкостью.

У римлян сложился четкий распорядок дня. Самой насыщенной и деловой была первая половина дня. На заре начиналась работа в мастерских, занятия в школе, наносились визиты. Первый завтрак был скромным: хлеб с солью, оливки, сыр, вино, мед. Дети брали завтраки в школу. Затем хозяин отдавал распоряжения по дому и начинал прием клиентов - небогатых граждан, находившихся под его покровительством. После этого римлянин отправлялся на Форум, сопровождаемый толпой клиентов и красивых рабов. Шедший рядом с ним раб - номенклатор называл потихоньку имена встречных. До полудня исполнялись все общественные, политические, судебные дела, после этого следовал второй завтрак. Это могли быть холодные закуски или еда, оставшаяся с вечера. После второй трапезы римляне отдыхали, а затем посещали термы. После купания и прогулок в садах они шли обедать. Обед являлся основной и самой обильной трапезой. Он состоял из трех перемен. Вначале подавались закуски. Как правило, римляне начинали с яиц (отсюда римская поговорка "от яйца до яблок": яблоками или другими фруктами обед завершался), салата, капусты, грибов, соленой или маринованной рыбы, устриц. Во вторую перемену подавались собственно обеденные блюда: рыба, птица, жаркое, подаваемые с овощами и зеленью. На третье шел десерт - фрукты, орехи, выпечка. Вино предлагалось во время закуски и десерта. Предпочтение отдавалось мульсу - вину, смешанному с медом. В конце трапезы вина пили особенно много. Римское пиршество отличалось от греческих симпосиев тем, что в них могли принимать участие и матроны (замужние женщины) Но так же, как у греков, у римлян высоко ценилось общение, застольные беседы о литературе, искусстве, философские дискуссии. Иногда на пирах произносились и речи. В позднереспубликанское и императорское время пиры становятся особенно роскошными. Полководец I в. до н.э. Лукулл устраивал столь пышные застолья, что выражение "лукуллов пир" стало синонимом роскошной трапезы. При императорах была утрачена всякая мера в устройстве пиров, распущенность нравов и чревоугодие достигли своего апогея. Особенно прославился своим обжорством император Вителлий, который, как пишет Светоний, устраивал пиры по три, а то и по четыре раза в день. Чудовищный по своему безвкусию пир богатого вольноотпущенника Тримальхиона описан в романе Петрония "Сатирикон". Все это свидетельствует об утрате хорошего вкуса и культуры быта. Меняется и нравственная атмосфера на пирах. Распространяется практика дифференцированного гостеприимства, когда гостей делили на более и менее важных. Особенно пренебрежительно относились к клиентам. Если в эпоху республики они воспринимались почти как члены семьи, то теперь они были вынуждены надеяться на милость патрона, чтобы быть приглашенными на пир. Но и в этом случае их сажали отдельно и кормили объедками со стола. Исчезает в разговорах за пиршественным столом и политическая тема. В императорское время, когда шли бесконечные процессы об "оскорблении величия", рассуждать о политике стало делом опасным.

Роскошь и излишества на пирах вызывали осуждение у людей здравомыслящих. Порицали этот порок философы, врачи призывали к умеренности в еде, указывая на отрицательные последствия этого пристрастия для организма. В конце концов, и государство было вынуждено с помощью законов умерить аппетит граждан. Запреты различного рода появляются еще во II в. до н.э. В основном это были указы, ограничивавшие расходы на пиршества. Однако и сами римляне признавали, что успеха принимаемые меры не имели.

Одевались древние римляне сравнительно просто. Одежду изготавливали из шерсти овец: ткали и тонкие, и тяжелые материи. Полотно выделывали из италийского льна, но оно использовалось в основном для тентов и парусов. Шелковые ткани появились лишь в I в. до н.э. Их привозили с о.Кос. В I в. н.э. в Риме появляются и китайские шелка. Все жители, независимо от пола и социального положения носили тунику - нижнюю одежду с короткими или длинными рукавами. У мужчин она была короче, чем у женщин. У сенаторов туника имела широкую пурпурную полосу, у всадников узкую. Триумфаторы одевали пурпурную тунику. В холодное время года одевали несколько туник. Рабы носили темные туники с короткими рукавами или с одним рукавом. Поверх туники женщины одевали столу (длинную верхнюю одежду с короткими рукавами) В холодное время накидывали па плечи шаль - паллу. Верхней одеждой мужчин была тога, которая являлась символом римского гражданства. Она представляла собой кусок шерстяной материи эллипсовидной формы размерами 5,5 * 1,6 м. Тогу необходимо было уложить красивыми складками и искусно одеть; небрежно надетая тога вызывала насмешки. Магистраты и юноши, не достигшие совершеннолетия, носили тогу с широкой пурпурной каймой по краю. Римляне, добивающиеся какой-либо должности, надевали белую тогу - кандида (отсюда наше кандидат) Триумфатор надевал пурпурную, расшитую золотом тогу. После завоевания Греции в Риме появляются плащи, напоминающие греческие гиматии. У воинов были короткие плащи - сагум. Мужчины брюк не носили, считали их одеждой варваров. Брюки начинают носить римские воины со времени Александра Севера в походах против народов, живущих в суровом климате. Обувью служили низкие ботинки, туфли без задников и сандалии - обычная обувь, как мужчин, так и женщин. Сенаторы носили обувь красного цвета. Украшения носили в основном женщины. Мужчины имели только перстни, причем у сенаторов и всадников было право на ношение золотых перстней. Широкое распространение в Риме получили фибулы - пряжки для скрепления одежды. Их делали из золота, серебра, меди, украшали камнями, эмалью, рельефами. Мода на фибулы удержалась даже в VI в. н.э. Дети в аристократических семьях носили на шее золотой медальон - буллу. Косметические средства, благовония, бальзамы предназначались не только для тела; ими отдушивали постели, комнаты, воду в бассейнах. Несомненно, позволить себе такое расточительство могли только в аристократических семьях. Как и в случае с устройством пиров, увеличение роскоши в одежде, вызывало особые указы, которые регламентировали ношение одежды и украшений - они должны были соответствовать социальному статусу.

б) Cемья и система воспитания

С древнейших времен основной хозяйственной и общественной единицей римского общества была семья - римская фамилия. В ее состав входили отец, мать, сыновья, их жены и дети, незамужние дочери, усыновленные и рабы. В семье безраздельно господствовал "отец семейства". Его власть над членами семьи была безграничной и пожизненной. Согласно Дионисию Галикарнасскому, "отеческая власть" была учреждена легендарным римским царем Ромулом и давала главе семейства не только право жизни и смерти в отношении ребенка, но и право держать его в оковах на сельскохозяйственных работах. Кроме того, он имел право продать сына в рабство. Правда, по законам Двенадцати таблиц, его можно было продать только трижды. Если после этого сын получал свободу, он освобождался от власти отца. Существовал еще один путь выхода из-под власти отца - эмансипация (правовой акт, посредством которого отец освобождал кого-либо из детей от родительской власти) К эмансипации мог прибегнуть и сам глава семейства в качестве формы наказания за совершенный проступок или стремясь избежать дробления наследства. Иногда и сын стремился таким образом избавиться от излишней опеки отца, но при этом он терял все права на свою долю наследства.

Дочери, выходя замуж, освобождались от власти отца и поступали под власть тестя. Брак обычно совершался по предварительной договоренности отцов семейств. Будущего мужа выбирал для дочери отец. Часто обручение совершалось еще в детском возрасте. Юноша мог вступить в брак по достижении четырнадцати лет, для девушки брачный возраст был установлен в двенадцать лет. На практике девушка выходила замуж между 13 и 18 годами. Юноша женился еще позже, так как проходил обучение и военную службу.

По законам Двенадцати таблиц браки между патрициями и плебеями были запрещены, но в ходе сословной борьбы это ограничение было снято в 445 г. до н.э., и браки, заключенные между патрициями и плебеями, были признаны законными. Римское право различает три формы брака. Древнейшей формой брака патрициев являлся религиозный обряд, совершавшийся главным жрецом Юпитера, Великим понтификом и в присутствии десяти свидетелей. Такая форма бракосочетания называлась конфарреация, поскольку в основе ее лежал обычай приношения богам хлеба из полбы. Другой формой брака была мнимая купля невесты - коемпцио, которая требовала присутствия пяти свидетелей продажи невесты. Эта форма брака встречается реже. Третья форма бракосочетания предполагала проживание женщины в доме мужчины в течение года при условии, чтобы она ни разу не провела трех ночей подряд вне дома мужа. Такой брак назывался "узус", практиковался в период сословных распрей, а затем вышел из употребления. Важной частью заключения брачных отношений было обручение, которое часто совершалось еще в детском возрасте. Несмотря на то, что в определении судьбы своих детей отцы играли большую роль, все же молодые имели право публично заявить о своем желании вступить в брак. Жених вручал будущей жене монету или железное кольцо в качестве символа заключенного свадебного договора. Девушка могла отказаться от своего избранника в том случае, если у жениха была дурная репутация. Договор, заключенный при обручении, впоследствии мог быть расторгнут. В этом случае пеня взималась со стороны, отказавшейся от своих обязательств.

Поскольку патрицианская свадьба - конфарреацио - была тесно связана с религиозными обычаями, то важно было правильно выбрать день свадьбы, когда боги были особенно милостивы. В древней Италии таким временем считался месяц июнь и период сбора урожая. Невеста надевала длинную тунику и гладкую белую тогу, перепоясанную поясом, завязанным "узлом Геркулеса". На голову ей накидывали паллу красно-золотого цвета. Особое внимание уделялось прическе невесты: волосы делили на шесть прядей, вплетали в каждую из них шерстяную нить и укладывали под свадебный венок из цветов, собранных невестой и ее подругами. Прическа и палла напоминали головное убранство весталок (жрицы римской богини Весты) и служили символами чистоты и невинности невесты. Свадебный наряд жениха не отличался от повседневной одежды. Скорее всего, по причине того, что тога, как об этом говорилось выше, сама по себе была символом всех гражданских достоинств. Позже на голову жениха начали надевать миртовый или лавровый венок. Главными действующими лицами при совершении брака были Великий понтифик и фламин (жрец) Юпитера, в задачу которых входило освящение брака. Церемония проходила в сакрарии. Новобрачных усаживали в кресло, покрытое шкурой принесенной в жертву овцы. Фламин вкладывал правую руку невесты в правую руку жениха и произносил священную формулу. Согласно этой формуле, невеста приобщалась к имуществу мужа и религиозным святыням его дома. Затем фламин приносил жертву Юноне - покровительнице браков. Брачный договор записывался на табличке и помещался в табуларий, а копия оставалась в таблинуме дома. По завершении всех культовых церемоний начинался свадебный пир в доме невесты. После пира свадебная процессия направлялась в дом жениха. У порога дома новобрачные обменивались приветствиями. "Кто ты?" - спрашивал жених. Невеста отвечала: "Где ты будешь, Гай, там буду я - Гайя". Она прикрепляла к дверям дома повязку (символ хорошей хозяйки) и мазала косяк свиным или волчьим салом (для предотвращения колдовства) Через порог дома невесту должны были перенести на руках сопровождавшие процессию мальчики. Происхождение этого обычая видят в том, что переступая через порог, новобрачная могла споткнуться, что считалось дурным предзнаменованием. Жених бросал детям орехи, что означало отказ от детских забав. В атриуме невесту усаживали на ложе и подносили ключ - символ управления домом и несколько золотых монет на блюде. Затем начиналось пиршество, после которого матроны провожали невесту на брачное ложе. Церемония сопровождалась исполнением свадебных песен в честь бога Гименея. После этого в супружеские покои вводился новобрачный. На следующий день пиршество повторялось, но обязанности хозяйки исполняла уже молодая жена.

Плебейская свадьба, основанная на обряде покупки жены, имела некоторые отличия от патрицианской. Так, в ней присутствует обряд "кражи" невесты, невеста не приобщается к культу пенатов (домашних богов) своего мужа. Этот брак юридически ставил женщину в положение рабыни.

Торжественные обряды совершались, если девушка выходила замуж впервые. В случае второго брака просто заключался брачный договор. Развод в римской семье в период Ранней республики был явлением крайне редким, но уже со II в. до н.э. разводы становятся обычным делом. Сами римляне объясняли легкость разводов падением нравов в римском обществе. Развод осуществлялся в зависимости от формы заключения брака. "Узус" и "коемпцио" расторгались легче, нежели "конфарреацио". Существовали две формы разводы: по согласию обоих сторон и по желанию одной из сторон. Причиной развода могла быть измена жены супругу или неповиновение ему, отсутствие детей. Но во II в. до н.э. на первый план начинают выступать психологические, а затем и политические, и меркантильные мотивы. Супругов мог не устраивать характер другого, могла появиться возможность поправить свои материальные дела или устроить карьеру. В эпоху империи продолжительные и счастливые браки были весьма редким явлением, хотя государство и пыталось в законодательном порядке укрепить устои семьи.

Положение римлянки в обществе было иным, нежели гречанки: она пользовалась большей свободой в частной жизни и принимала участие, хотя, быть может, и пассивное, в общественной. Члены семьи, в том числе и супруг, обращались к ней почтительно "госпожа", ее расположения добивались рабы и клиенты, она была любима детьми, пользовалась уважением мужа. Это была матрона - мать семейства и полновластная хозяйка. Под ее началом находилась домашняя прислуга, она руководила воспитанием детей, разделяла заботы мужа по управлению имуществом. Не менее важным было ее участие и в жизни римского общества. В театрах и в праздничных церемониях, на пирах римским матронам отводились почетные места. Они принимали активное участие в предвыборной борьбе на ту или иную должность. Жены сенаторов имели почетные звания. Знатные женщины располагали помещениями для проведения своих собраний. Римская история оставила немало имен женщин, которые являлись примерами добродетели и доблести. Женщины в период империи становится более независимыми в своих взглядах и поступках. Их вмешательство в политические интриги, легкое поведение становятся предметом насмешки в сатирической литературе и резкого осуждения в философии. Впрочем, деградация нравственности в большей степени была характерна для аристократических слоев общества. Среди трудового населения, о чем свидетельствуют многочисленные эпитафии (надгробные надписи), а также в римских провинциях нравственность была выше и браки по-прежнему были более прочными, чем в самом Риме. Рождение ребенка было большим праздником в римской семье. Дом украшался снаружи, с подарками приходили многочисленные гости. Новорожденного клали у ног отца. Если он поднимал его с земли, следовательно, признавал своим и принимал в семью. Оставляя младенца лежащим у ног, он, тем самым, отказывался от него. Участь такого ребенка была незавидной: его выносили на дорогу, где он, в лучшем случае, подбирался людьми, рассчитывавшими нажиться на нем, в худшем - становился добычей собак или умирал от голода. Подобравший ребенка имел над ним неограниченную власть, но и отец, отказавшийся от новорожденного, сохранял над ним всю полноту отцовской власти. Эти случаи стали предметом многочисленных судебных разбирательств, но только император Константин в 331 г. н.э. издал постановление, согласно которому отец, бросивший ребенка, терял над ним всякую власть. Признанный отцом ребенок передавался на попечение матери и няньки. Уже в древности были выработаны правила особого ухода за новорожденными. Так, его туго пеленали в белый свивальник, чтобы он резким движением не повредил себе члены тела. Особой заботой окружалась мать. На восьмой-девятый день, в зависимости от пола ребенка, проводился обряд очищения: ему давалось имя, точнее, прэномен. В доме собирались все родственники. Одна из самых старейших и почетных родственниц брала младенца на руки и пальцем терла ему лоб и губы, чтобы оградить от колдовства, затем легонько ударяла его руками и произносила различные пожелания.

До семи лет дети находились дома под присмотром родителей. Много внимания уделяли своим детям отцы как, например, знаменитый цензор (один из высших и авторитетных магистратов в Риме) Марк Порций Катон, лично обучивший своего сына письму и праву, следивший за его физическим развитием. Но обычно этим занимались рабы греческого происхождения, обучавшие детей греческому языку, знание которого высоко ценилось в Риме. Частный характер воспитания особенно был характерен для периода Ранней республики, но уже в то время в Риме имелись школы. Первое письменное свидетельство о римской школе относится к 449 г. до н.э. Видимо, эти школы были доступны лишь для детей из аристократических семей. Начиная с III в. до н.э., общественные школы - лудис, получают довольно широкое распространение. Обучались в них и мальчики, и девочки. В школу детей сопровождали педагоги (рабы-воспитатели) В этих школах детей обучали чтению, письму и счету. Обучение длилось пять лет. Учителями в начальных школах, как правило, были люди, принадлежавшие к низшему классу общества, часто таковыми становились вольноотпущенники. Плату за обучение они брали низкую и, в большинстве своем, были людьми бедными. Занятия начинались на заре и продолжались весь день. Дисциплина в школе была суровой и поддерживалась такими мерами наказания как побои розгой, плетью, таскание за уши и т.д. Принадлежности для письма и счета были те же, что и в греческих школах. Для детей из бедных семей обучение заканчивалось этой первоначальной ступенью образования.

В 12-13 лет ребенок переходил в школу грамматика. Главными предметами программы обучения были: грамматика, метрика, чтение в подлиннике греческих и латинских авторов, их пересказ и комментарии. Попутно ученики получали сведения из области истории, географии и астрономии, а также начальные навыки риторики.

В 16 лет, по окончании среднего курса обучения, юноши переходили в школу риторов. Здесь была установлена высокая плата за обучение и необходимым условием было знание греческого языка. Эти обстоятельства делали высшую ступень образования недоступной для широких кругов римской молодежи. Цель образования в школе риторов заключалась в подготовке к судебной и политической деятельности. Ученики сочиняли речи на заданную тему, а затем выступали с ними перед товарищами и учителем. Учитель оценивал не только текст речи, но манеру произносить ее, позу выступающего, жесты и т.д. На таких уроках очень часто присутствовали родители учеников и просто зрители. Искусных преподавателей-ораторов приходили послушать даже императоры. В древнем Риме на всех этапах обучения гуманитарные науки преобладали над естественными и точными науками. На эстетическое образование не обращалось должного внимания, лишь под влиянием греков римляне обратились к занятиям искусством. По окончания обучения в Риме молодые римляне из состоятельных семей могли продолжить образование в Афинах, на Родосе, в Пергаме или Александрии Египетской. В императорское время государство понемногу стало вмешиваться в дело образования. Уже Август образовал школу при дворце, учителю которой было определено жалование от государства. Политику покровительства преподавателям продолжили преемники Августа. Школы были созданы во многих провинциях Римской империи, появились и специальные технические и строительные школы, которые могли посещать даже дети из бедных семей. Для каждого города было определено число учителей, которые освобождались от уплаты подателей. Расходы по организации школьного дела брали на себя органы городского самоуправления.

Заключение

В заключении можно сравнить греческий и римский города.

Греческий город делился на две части: верхний и нижний. Дома строились на каменном основании из сырцовых кирпичей или отшлифованных каменных глыб. Крыши - двускатные, крыли каменной черепицей. В греческих городах имелось водоснабжение и водопровод. Основу процветания составляло сельское хозяйство.

В римском городе роде большое внимание уделялось строительству мостов. Особым сооружением в Риме были триумфальные арки, строившиеся для прославления победоносных походов императора. Местом встреч служили темы - общественные бани. Большое значение в жизни общества играли зрелища: гладиаторские бои, конные ристания. Римский театр в отличие от греческого не был связан с религией, основывался на ровной площадке (в Греции у подножья склона)

Греческий дом состоял из мужской половины - андрон и женской - генекей. Отношение к женщине было различным: в Спарте она более свободна, к ее мнению прислушивались мужчины; Афинская женщина была ограничена сначала отцом, затем мужем. Существовали две системы воспитания: афинская - более мягкая и спартанская - суровая.

Центральным помещением в римском доме был атрий, вокруг которого располагались жилые помещения, в задней части дома располагался двор с огородом. В семье господствовал "отец семейства". Положение римлянки отличалось - она пользовалась большей свободой, принимала участие в общественной жизни. Члены семьи обращались к ней "госпожа". Это была матрона - мать семейства и полноправная хозяйка.

Список источников и литературы

Геродот. История в девяти книгах. Спб., 1998

Павсаний. Описание Эллады. М., 1989

Плутарх. Перикл //Плутарх. Сравнительные жизнеописания в 2-х т. Т.1.

Плутарх. Моралии. СПб., 1995.

Аверинцев С.С. Другой Рим: избранные статьи. СПБ., 2005.

Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Спб.,1998.

Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. Л., 1976.

Велишский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян. М.,1989.

Вейс Г. История цивилизации. Архитектура. Вооружение. Одежда. Утварь. М., 1987. Т. 1.

Винничук Л. Люди, нравы обычаи Древней Греции и Рима. М.,1988.

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПБ.,1995.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПБ.,1995.

Культура Древнего Рима. /Под ред. Е.С. Голубцовой. М., 1982. Т. 1-2.

Зелинский Ф.Ф. История культуры древней Греции и Рима. С., 1989.

Капогросси К. Л. Античный город как город-государство: интерпретация и некоторые проблемы. //Вестник древней истории. 2009. № 4.

Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. М., 1990.

Кнабе Г.С. Древний Рим - история и повседневность. М., 1986.

Кучеренко Л.П. Общественная жизнь, быт, досуг, древних греков и римлян. Л., 1985.

Ламер Г. Римский мир./ Пер. с нем. под ред. Д.Н. Егорова. М., 1914.

Санчурский Н.В. Римские древности. Л., 1990

Сергеенко М.Е. Жизнь древнего Рима. Очерки быта. М. - Л., 1964.

Сокольский Н.И. Античный город. М., 1963.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!