Тема: Электрооборудование грузоподъемных устройств

  • Вид работы:
    Диплом
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    142,44 kb
Электрооборудование грузоподъемных устройств
Электрооборудование грузоподъемных устройств
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Электрооборудование грузоподъемных механизмов

.1 Общие понятия грузоподъемных машин и механизмов

. 2 Электрические сети грузоподъемных механизмов

. Монтаж электрооборудования грузоподъемных механизмов

.1 Общие сведения о монтаже электрооборудования грузоподъемных механизмов

.2 Монтаж троллеев и электропроводки

.3 Монтаж электрических машин и аппаратов

. Эксплуатация и техническое обслуживание электрооборудования грузоподъемных механизмов

. Техника безопасности при монтаже, ремонте и эксплуатации электрооборудования грузоподъемных механизмов

Введение

Электрические грузоподъемные устройства широко применяют на промышленных предприятиях, поэтому организация технологических процессов производства часто связана с работой подъемников, и бесперебойной работе электрооборудования грузоподъемников уделяется большое внимание.

При эксплуатации электрифицированных грузоподъемных устройств важно обеспечить безопасность обслуживающего персонала, так как грузоподъемные устройства находятся вблизи металлических конструкций, соединенных с землей, что представляет для обслуживающего персонала повышенную опасность поражения электрическим током.

Для того чтобы крановщики (машинисты) и стропильщики (зацепщики) могли сознательно выполнять свои обязанности по обслуживанию электрических грузоподъемных устройств, их знакомят с элементарными сведениями по электротехнике.

При эксплуатации электрических кранов могут иметь место случаи внезапного прекращения питания электроэнергией и остановки крана по другим невыясненным причинам.

При эксплуатации электрифицированных грузоподъемных устройств их электрооборудование ежедневно осматривается обслуживающим персоналом, а также специально прикрепленными электромонтерами. Кроме этого, периодически (примерно три раза в месяц) осуществляются более тщательные осмотры указанного электрооборудования лицами, специально назначенными для этого.

Цель данной работы рассмотреть состав электрооборудования грузоподъемных механизмов, способы его монтажа и эксплуатации. Рассмотреть особенности соблюдения соответствующих мер безопасности при монтаже и эксплуатации электрооборудования.

1. Электрооборудование грузоподъемных механизмов

.1 Общие понятия грузоподъемных машин и механизмов

К грузоподъемным машинам относят все типы кранов. Общий вид мостового электрического опорного крана грузоподъемностью от 5 до 16 т, предназначенного для перемещения различных грузов на складах, в цехах производственных помещений и на открытых площадках показан на рисунке 1.

Кран состоит из моста 1, установленного на колесах 2 и передвигающегося по подкрановым путям 3, тележки 4 с механизмами подъема груза и передвижения, электрооборудования 5, кабины управления 6.

Все такелажные работы с помощью крана выполняет специально подготовленный персонал.

К механизмам для подъема и перемещения грузов относят: домкраты, тали, тельферы, лебедки, тележки и др. Требования, предъявляемые к некоторым из этих механизмов, рассмотрены ниже.

Рис. 1. Краны мостовые электрические грузоподъемностью 5; 10; 12,5 и 16 т с нормальной и увеличенной высотой подъема, управляемые из кабины

Домкраты. Для подъема или перемещения груза на незначительное расстояние часто используют реечные, винтовые, клиновые и гидравлические домкраты. Приступая к работе с домкратами, сначала проверяют износ винта и гайки и винтового домкрата и зубцы шестерни реечного домкрата. Износ не должен превышать 20%.

Под основание домкрата необходимо уложить прочную металлическую пластину не допуская перекоса и следить за тем, чтобы головка домкрата опиралась на площадь поднимаемого груза всей своей поверхностью во избежание соскальзывания.

Ось домкрата при работе должна совпадать с направлением подъема ют и перемещения груза.

Выбор домкратов производят по их грузоподъемности. Реечные домкраты имеют грузоподъемность 1,5-2 т и высоту подъема 350- 400 мм, винтовые - от 3 до 20 т и высоту подъема 130-350 мм, гидравлические от 3 до 750 т и высоту подъема 150 мм, клиновые от 5 до 10 т и высоту подъема 10-15 мм. Рычажно-реечные домкраты снабжают устройством, исключающим возможность самопроизвольного опускания груза при снятии усилия с рычага или рукоятки. При выверке устанавливаемого оборудования используют клиновые домкраты.

Поднимать груз, масса которого больше грузоподъемности домкрата не разрешается. При работе с домкратами нельзя удлинять рычаг домкрата, использовать домкрат, не имеющий храповика или с поврежденной резьбой, держаться руками за головку домкрата во время подъема. Домкраты можно применять только после очередного их испытания. При испытании в течение 10 мин предельную паспортную нагрузку увеличивают на 10%, причем винты (рейка, шток) должны быть выдвинуты в крайнее верхнее положение.

Подъем домкратом трансформатора или другого тяжеловесного оборудования производят постепенно, попеременно то с одной, то с другой узкой стороны груза, при этом обязательно подкладывая под поднятый край груза доски или бруски толщиной 50, шириной 200 мм и длиной не менее 1 м, заменяя постепенно их шпалами по мере подъема груза на высоту. Категорически запрещается перегружать домкраты или допускать неравномерность нагрузки. Освобождать домкрат из-под поднятого груза или переставлять его можно только после укрепления груза в поднятом положении на подложенных шпалах.

Домкраты с электрическим приводом снабжают устройством для автоматического отключения двигателя в крайних (верхнем и нижнем) положениях штока.

Гидравлические домкраты должны иметь плотные соединения, исключающие утечку жидкости из рабочих цилиндров во время подъема и перемещения грузов. Их оборудуют приспособлениями (обратным клапаном, диафрагмой), обеспечивающими медленное и плавное опускание штока или остановку его в случае повреждения трубопроводов, подводящих или отводящих жидкость.

Соединения гидросистемы должны быть герметичными.

Каналы, резьбу и внутреннюю поверхность нужно содержать чистыми. Запорная игла должна свободно вращаться с помощью воротка, а винт рабочего плунжера - от усилия руки.

Обратный клапан, пропускающий жидкость, неисправные манжеты, плунжер с зазором между корпусом более 1 мм, масляную ванну с трещинами немедленно заменяют новыми.

Лебедки и тали используют для подъема и перемещения груза. Место установки лебедок, способ их крепления, расположения блоков, как правило, указывают в ППР. Лебедку устанавливают так, чтобы она находилась вне зоны производства работ по подъему и перемещению грузов. Обслуживающий персонал должен наблюдать за поднимаемым грузом, креплением и направлением каната.

Пересекать дороги и проходы для людей канатом, идущим к лебедке, не разрешается.

Лебедку при установке в здании закрепляют за колонну здания, железобетонный или металлический ригель его перекрытия или за кирпичную стену стальным канатом. При этом диаметр и число ветвей крепящего каната рассчитывают по грузоподъемности лебедки с коэффициентом запаса прочности не менее 6. Крепление производят за раму лебедки. Приваривать раму не разрешается.

Лебедки с ручным приводом для подъема груза снабжают безопасными рукоятками, находящимися в зацеплении с приводным валом только при вращении их в сторону подъема, или автоматически действующим грузоупорным тормозом, исключающим возможность произвольного опускания груза.

При отсутствии автоматически действующих тормозов или безопасной рукоятки, лебедки можно применять только в качестве тяговых, о чем делают специальную запись в паспорте лебедки.

Рукоятки лебедок с ручным приводом снабжают свободно проворачивающимися втулками.

Число рабочих, обслуживающих лебедку с ручным приводом, определяется конкретным расчетным усилием, которое рабочий должен прилагать к рукоятке. Это усилие при длительной работе должно быть не более 120 Н (12 кгс), а при кратковременной работе допускается его увеличение до 200 Н(20 кгс).

Если при такелажной работе используют лебедки с ручным рычажным приводом, то находиться в плоскости качания рычага и под поднимаемым грузом нельзя; применять рычаг, имеющий длину более предусмотренной техническими данными лебедки, и переводить его из одного крайнего положения в другое рывками запрещается.

Перемещаемый груз при работе должен надежно крепиться к крюку, а движение рукоятки обратного хода должно быть плавным, без заеданий, тяговый механизм и канат все время должны находиться на одной прямой.

Лебедка с электрическим приводом должна быть всегда заземлена, а лебедка с ручным приводом - только в случае ее применения при производстве работ на воздушных линиях электропередачи, находящихся под напряжением. Заземляют металлические части под болт.

Канат лебедки при работе должен ложиться на барабан ровными плотными рядами. Расстояние между верхним слоем навитого каната и наружным диаметром реборды должно быть не менее двух диаметров каната. На барабане при низшем положении грузозахватного органа лебедки должно оставаться не менее 1,5 витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

Для уменьшения опрокидывающего момента, действующего на лебедку, канат нужно подводить к барабану снизу (рис. 2). Положение набегающей на барабан ветви каната должно быть близко к горизонтальному и не более чем на 2 отклоняться от плоскости, перпендикулярной оси барабана. Для этого на подходах к лебедке канат иногда пропускают через один или несколько отводных блоков. Расстояние от оси барабана до оси отводного блока, ближайшего к лебедке, принимают равным 20 длинам барабана.

Рис. 2. Закрепление лебедок: а - за якорь или конструкцию здания; б - загрузкой балласта на раму; в - схема для расчета закрепления лебедки; / - балласт; 2 - свайный якорь

Лебедки и тали, используемые для подъема и перемещения груза, должны иметь исправную зубчатую или червячную передачу и соответствующие предохранительные устройства и тормоза.

Таблица 1 - Нормы и сроки испытаний подъемных ручных механизмов и грузозахватывающнх приспособлений

Наименование механизма, приспособленияИспытательная нагрузка, НПериодичность испытанийПри приемочных испытаниях и после капитального ремонтаПри перио-дических испытанияхстатическаядинамическаяЛебедки ручные1,25 Рн1,1 Рн1,1 Рн1 раз в годТали1,25 Рн1,1 Рн1,1 Рн1 раз в годБлоки и полиспасты1,25 Рн1,1 Рн1,1 Рн1 раз в годДомкраты1,25 Рн1,1 Рн1,1 Рн1 раз в годКанаты (тросы) стальные1,25 Рн1,1 Рн1,1 Рн1 раз в годКанаты должны отвечать действующим ГОСТ и иметь сертификат (свидетельство) завода-изготовителя об их испытании в соответствии с ГОСТ. При получении канатов, не снабженных указанным свидетельством, они должны быть подвергнуты испытанию в соответствии с ГОСТ. Канаты, не снабженные свидетельством об их испытании, к использованию не допускаютсяБраковка стальных канатов (тросов) должна производиться в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»Канаты пеньковые и из синтетических волоконТо же2Рн 1 раз в 6 месяцевСъемные грузозахватные приспособления (стропы, клещи, траверсы, скобы, кольца и другие приспособления)1,25 РнОсмотрОсмотр траверс через 6 мес. Осмотр клещей и других захватов и приспособлений через 1 мес. Осмотр стропов (за исключением редко используемых) через 10 дней. Редко используемые стропы должны осматриваться перед выдачей их для работы

Примечания: 1

. Р - грузоподъемность, предельная допустимая рабочая нагрузка.

. Динамические испытания производятся при удовлетворительных результатах статических испытаний. Динамические испытания заключаются в повторных подъемах и опусканиях груза.

. При статическом испытании подобный груз должен находиться на высоте около 100 мм от земли или пола.

. При испытаниях канаты и цепи должны выдерживать испытательную нагрузку без разрывов, заметного местного удлинения у каната и вытяжки отдельных звеньев цепи.

. Продолжительность статических испытании - 10 мин.

Талью называют грузоподъемный механизм, объединяющий цепной полиспаст с ручным приводом от бесконечной цепи или рьгчажного храпового механизма или с моторным приводом, подвешенным к тележке.

Различают девять конструктивных исполнений электрических талей. Электроталью может управлять рабочий, специально обученный и имеющий запись в удостоверении по ТБ.

Применяемые на лебедках и талях канаты рекомендуется смазывать, а на концах они должны иметь петли, закрепленные оплеткой.

Крепить тали к колоннам и конструкциям зданий или сооружений можно только с личного разрешения прораба общестроительной организации.

К незакрепленным металлическим конструкциям или железобетонным изделиям, уложенным в штабель, крепить тали не разрешается.

Если электротехническое оборудование или другой груз поднимают с помощью тали, необходимо сначала приподнять груз на высоту 200-300 мм, убедиться, что таль находится в устойчивом положении, а тормоз в исправном состоянии, только после этого можно продолжить подъем.

Электромонтеры, работающие с лебедками, должны быть одеты в спецодежду, не имеющую развевающихся концов, а длинные волосы должны быть убраны под головной убор.

Запрещается пользоваться талями, если при осмотре будут обнаружены поломанный зуб шестерни или червяка, Неисправный тормоз, сломанный храповик, отсутствие защелки и другие неисправности.

Нормы и сроки испытаний подъемных ручных механизмов и грузозахваточных приспособлений приведены в таблице 1.

.2 Электрические сети грузоподъемных механизмов

Гибкие кабели подвешивают к тросу на кольцах, роликах или двигающихся каретках или наматывают на специальные кабельные барабаны. Последнюю конструкцию используют для питания в тех случаях, когда:

а) размещение тролеев невозможно из-за отсутствия места;

б) устройство тролеев запрещено (например, во взрывоопасных помещениях);

в) подъемно-транспортный механизм используют эпизодически (например, при ремонте оборудования) и перемещают на небольшие расстояния.

Пример подвески гибких кабелей изображен на рис. 3. Способ подвески, показанный на рисунке, рекомендуется для передвижных механизмов, работающих на скоростях до 2 м/с при длине пути до 30 м. Гибкий кабель подвешивают либо в виде петли, либо в виде спирали, ось которой параллельна оси пути.

Рис. 3. Подвеска гибких кабелей: 1 - монорельс тельфера; 2 - стальная проволока диаметром 4 мм; 3 - трос; 4 - скоба; 5 - эбонитовая трубка; 6 - обмотка шпагатом по киперной ленте; 7 - серьга

Широкое применение для питания подъемно-транспортных устройств получили троллейные линии (рис. 4-6).

Для съема тока с голых троллеев используют скользящие токосъемники общепромышленного применения для внутренней установки. На изготовление троллеев идет преимущественно сталь различных профилей (уголок, квадрат, швеллер, двутавр, полоса).

Троллеи указанных профилей укрепляют на специальных тролле-сдержателях - опорных элементах, выполненных из изоляционных материалов и собранных на специальных конструкциях для крепления их к стенам или подкрановым балкам. Конструкции для крановых троллеев подлежат креплению через 3 м. К металлическим подкрановым балкам их приваривают непосредственно, а к железобетонным крепят с помощью шпилек, вставляемых в отверстия, созданные при изготовлении балок.

Рис. 4. Прокладка троллеев на конструкциях с троллейными изоляторами: 1 - подкрановая балка; 2 - подпитка троллей; 4 - держатель; 5 - троллейный изолятор; 6 - опорная конструкция

Для тельферов конструкции устанавливают на прямых участках через 2 м, а на закруглениях - через 1 м. Между полосами крановых троллеев соблюдают следующие расстояния: 250 мм - у легких троллеев; 450 мм у всех троллеев, высота которых не превышает 100 мм; 600 мм - у тяжелых троллеев, высота которых превышает 100 мм.

Рис. 5. Прокладка троллеев на монорельсах: 1 - монорельс; 2- опорная конструкция; 3 - троллейный изолятор; 4 - держатель; 5 - троллей

Рис. 6. Прокладка троллеев в каналах для питания тележек: 1 - опорная конструкция; 2 - изолятор; 3 - конструкция для крепления токоприемника; 4 - труба для ввода проводов; 5 - съемная плита; 6 - рельс тележки; 7 - башмак токоприемника; 8 - троллей

В настоящее время для питания подвижных механизмов применяют также троллейные шинопроводы заводского изготовления. В них с помощью разъемных изоляторов закреплены четыре или три голых медных провода так, что они выступают внутрь короба. Стыки секций осуществляют в муфтах, имеющих серьги для подвески. Крепление троллейных шинопроводов показано на рис. 6, а, б, в. Троллеи соединяют между собой специальными зажимами. В кожух шинопровода вводят каретки через специальные муфты, которые устанавливают на его концах. При числе кареток более двух дополнительные муфты (по числу кареток) устанавливают равномерно по трассе. Питание к шинопроводу подают бронированными кабелями или проводами в трубах через специальные вводные секции. Наиболее характерные схемы питания троллейных линий приведены на рис. 7.

Рис. 7. Установка троллейного шинопровода: а - на стене; б - на стене при наличии колонн; в - на стойках

В местах подвода питания к троллейным линиям надо устанавливать аппараты, с помощью которых линии могут быть в любой момент обесточены.

Рис. 8. Схемы питания троллейных линий: а - из одного места для одного крана; б - то же, но для двух кранов; в - то же, но для трех и более кранов (неответственных); г - то же, но для трех кранов (ответственных); д - секционирование без взаимного резервирования; е - то же, но с резервированием; ж, з - с подпиткой; 1 - разъединяющий аппарат; 2 - троллейная линия; 3 - секционирующий аппарат; 4 - подпитка алюминиевой лентой; 5 - подпитка кабелем

2. Монтаж электрооборудования грузоподъемных механизмов

.1 Общие сведения о монтаже электрооборудования грузоподъемных

механизмов

Электроснабжение крана осуществляется с помощью главных троллеев, в том числе с помощью малогабаритного троллейного шинопровода, стационарных питательных пунктов, по токосъемиым контактам которых скользят укрепленные на кране отрезки троллеев («контактные лыжн»); кольцевого токоподвода; гибкого кабеля; стационарного токоподвода (для кранов, установленных на фундаменте). Исполнение электрооборудования (электродвигатели, аппараты и т. п.) кранов должно соответствовать условиям окружающей среды.

Неизолированные токоведущие части электрооборудования крана ограждают, если их расположение не исключает случайного прикосновения к ним лиц, находящихся в кабине управления, на галереях и площадках крана, а также возле него. Электрооборудование с неизолированными токоведущими частями (магнитные контроллеры, ящики сопротивлений и др.), с которого автоматически снимается напряжение при входе в места его расположения, а также электрооборудование, установленное в аппаратных кабинах и других электропомещениях, закрытых во время эксплуатации крана, не ограждается.

В аппаратных, кабинах и других электропомещениях ширина проходов, расположенных как с лицевой, так и с задней стороны щитов и панелей, имеющих сплошные или сетчатые ограждения, должна быть не менее 0,6 м. Расстояние от неогражденных неизолированных токоведущих частей, расположенных на высоте менее 2,2 м по одну сторону прохода до стены и оборудования с изолированными или огражденными токоведущими частями, расположенными по другую сторону прохода, должно быть не менее 1,2 мм.

Главные троллеи крана выполняются, как правило, из стали. Эти троллеи допускается выполнять из алюминиевых сплавов. Применение меди и биметалла для главных троллеев и троллеев крана должно быть специально обосновано. Троллеи делают жесткими или гибкими; они могут подвешиваться на тросах и располагаться в коробах или каналах. При применении жестких троллеев необходимо предусматривать устройства для компенсации линейных изменений от температуры и осадки здания.

При питании крана электроэнергией гибким кабелем следует руководствоваться требованиями ПУЭ к передвижным токоприемникам. Прокладку проводов на кранах выполняют на лотках, в коробах и трубах, применяя провода и кабели как с медными, так и с алюминиевыми жилами сечением для вторичных цепей не менее 2,5 мм для медных и 4 мм - для алюминиевых жил.

Вторичные цепи на кранах, работающих с жидким и горячим металлом (разливочные, заливочные и завалочные краны, краны нагревательных колодцев и др.), и на быстроходных кранах (уборочные краны, перегружатели) выполняются проводами и кабелями с медными жилами и термостойкой изоляцией.

Алюминиевые жилы проводов и кабелей в первичных цепях кранов должны быть многопроволочными сечением не менее 16 мм. Провода и кабели с однопроволочными алюминиевыми жилами в первичных цепях кранов не применяются.

На электроталях, работающих как отдельно, так и входящих в состав других грузоподъемных машин, применяют защищенные провода с медными жилами сечением: во вторичных цепях и цепях электромагнита тормоза - не менее 0,75 мм'; в цепях электродвигателей-не менее 1,5 мм; кроме того, в указанных случаях допускается применение защищенных проволочных проводов с алюминиевыми жилами сечением 2,5 мм.

Присоединение посторонних токоприемников к главным троллеям магнитных кранов, кранов, транспортирующих жидкий металл, не допускается. Заземление и зануление на кранах выполняют в соответствии с требованиями ПУЭ. Считается достаточным, если части, подлежащие заземлению или зануленню, присоединены к металлическим конструкциям крана; при этом должна быть обеспечена непрерывность электрической цепи металлических конструкций. Если электрооборудование крана установлено на его заземленных металлических конструкциях и на опорных поверхностях предусмотрены зачищенные и незакрашенные места для обеспечения электрического контакта, то дополнительного заземления не требуется.

Рельсы кранового пути должны быть надежно соединены на стыках (сваркой, приваркой перемычек достаточного сечения, приваркой к металлическим подкрановым балкам) для создания непрерывной электрической цепи. В электроустановках, для которых в качестве защитного мероприятия применяется заземление или зануление, рельсы кранового пути должны быть соответственно заземлены или занулены.

При установке крана на открытом воздухе рельсы кранового пути, кроме того, должны быть соединены между собой и заземлены; при этом для заземления рельсов необходимо предусматривать не менее двух заземлителей, присоединяемых к рельсам в разных местах.

Стыки рельсов, по которым перемещается кран, надежно соединяют путем приварки перемычек, образуя непрерывную электрическую цепь. Кроме того, на кранах, установленных на открытом воздухе, рельсы подкранового пути соединяют между собой. При управлении с пола корпуса кнопочных аппаратов управления, если они выполнены не из изоляционного материала, заземляют не менее чем двумя проводниками.

Различают мостовые краны: однобалочные и двухбалочные (рис. 9), с ручным и электрическим приводом, с кабиной управления и управляемые с пола (земли). В зависимости от типа грузозахватного органа мостовые краны подразделяют на крюковые (с одним или двумя крюками), магнитные (с подъемным электромагнитом) и грейферные. Некоторые краны снабжаются специальными грузозахватными органами (клещами, лапами и т. п.). По способу расположения мостовые краны бывают опорными и подвесными.

Рис. 9. Типы мостовых кранов: а - однобалочный, б - двухбалочный; 1 - концевая балка; 2 - главная продольная балка (мост); 3 - тельфер; 4 - тележка; 5 - подкрановые пути; 6 - кабина управления

Применяют также краны специального назначения: для выталкивания слитков из изложниц; клещевые для обслуживания шахтных нагревательных печей, мульдозавалочные краны, предназначенные для завалки твердой шихты в печи и др. Для вертикального и горизонтального перемещения грузов по однорельсовому пути в виде двутавровой балки применяют электротали (тельферы). На электрических кранах устанавливают электродвигатели, пусковые и регулировочные сопротивления, тормозные электромагниты, контроллеры, защитную, пускорегулирующую, сигнальную, блокировочную и осветительную аппаратуру, конечные выключатели, токосъемники, электротали. Аппараты управления краном размещают в кабине управления так, чтобы можно было работать сидя.

2.2 Монтаж троллеев и электропроводки

Монтаж троллеев. Троллейные провода выполняют из гибких голых проводников круглого или профильного сечения, из стали жестких профилей (уголок, швеллер, рельс и т. п.) или в виде закрытых троллейных шинопроводов. Троллейные провода из гибких проводников подвешивают с жестким или свободным креплением. Стальные жесткие профили на опорных конструкциях закрепляют жестко. В качестве опорных конструкций применяют кронштейны различных типов и троллеедержатели (рис. 10).

Монтаж троллейных проводников состоит из работ, выполняемых на строительной площадке, и комплектации в мастерских. Стальные троллеи свободной подвески иногда комплектуют из нескольких стальных проводов круглого сечения диаметром 6-8 или 10 мм (провода соединяют в пучок с помощью коромысла). При такой конструкции должно быть достигнуто одинаковое усилие тяжения каждого провода в пучке для получения необходимого контакта между каждым проводом и токосъемником.

Рис. 10. Троллеедержатели: а - типа ДТ-2И-М; б - типа ДТН-2А-1; 1 - шпилька с ганками; 2 - резиновые шайбы; 3 - полиэтиленовые трубки; 4 - несущая стальная скоба; 5 - изоляторы троллейбусные; 6 - держатель троллея; 7 - пластина е прорезями

Концы стальных круглых проводов следует соединять электросваркой на стыковом сварочном аппарате. Одновременно ведут комплектацию опорных конструкций заводского изготовления. Последняя операция в мастерских - сборка блоков троллеев. Размер блоков определяется возможностью перевозки их на монтаж. Обычно блоки делают длиной 6 м, При сборке блоков на опорные конструкции устанавливают троллеедержатели и на них монтируют троллеи. Собранные таким образом блоки троллеев доставляют на место их установки, монтируют с применением инвентарных подмостей или люлек подобно монтажу шинопроводов.

Работу по монтажу главных троллеев начинают с разметки горизонтальной линии трассы, которая отбивается по отметкам подкранового рельса. Затем размечают места установки опорных конструкций, а для троллеев из гибких проводников также и места закрепления натяжных устройств. Максимальное расстояние между опорными конструкциями для жестких троллейных проводников принимают 2-3 м, для гибких - 6 м. Опорные конструкции к металлическим и железобетонным подкрановым балкам крепят приваркой, пристреливанием пистолетом или с помощью заделанных в балки крепежных деталей. Натяжные устройства к стенам крепят сквозными болтами. Троллеи натягивают до получения стрелы провеса такой величины, при которой токосъемник может свободно продвигаться между полками опорных конструкций, а необходимый контакт между троллеем и токоприемником осуществляется за счет массы троллея.

Для гибких троллеев свободной подзески опорные конструкции, прикрепленные к подкрановым балкам, служат лишь в качестве поддерживающих опор, на которых монтируют детали из изоляционных материалов. Для гибких троллеев жесткой подвески.применяют троллейный провод специального профиля и крепят его жестко на каждой опоре к изолятору (рис. 11, а). Такие троллеи подвешивают в такой последовательности; троллей укладывают на опорные конструкции; его концы закрепляют и натягивают до допустимого предела; временно их закрепляют на поддерживающих изоляторах, а затем, выбрав натяжной муфтой образовавшийся излишек длины, окончательно закрепляют провод.

Рис. 11. Отдельные узлы монтажа троллеев: 1 - изолятор; 2 - держатель; 3 - провод; 4 - питающий провод; 5 - контактная планка; 6 - коромысло; 7 - зажим; 8 - троллеи

Рис. 12. Блок электропроводки для тележки мостового крана: 1 - струна (сталь круглая); 2 - протяжной ящик; 3 - перфорированный профиль; 4 - стальные трубы; 5 - коробка ответвительная; 6 - металлорукава; выводы I, II - статарные и роторные концы электродвигателя тележки; IIIа, IIIб - выключатели конечные главного и вспомогательного подъема; IV - тормоз вспомогательного подъема; V, VI - статорные и роторные концы электродвигателя главного подъема; VII, VIII - статорные и роторные концы электродвигателя вспомогательного подъема; IX - тормоз тележки

Участок крановых троллеев в пределах ремонтного загона электрически изолируют от рабочей части троллеев с помощью изолирующих стыков. Изоляцию стыков выполняют в виде воздушных зазоров такой ширины, чтобы при нормальной работе токосъемник перекрывал этот зазор.

Питающие провода или кабели подсоединяют к гибким троллеям со свободной и жесткой подвесками с помощью контактного башмака (рис. 11, б). Причем при свободной подвеске питание подводят только к одному из концов троллейной линии. Питающие провода или кабели к троллеям жесткой конструкции подсоединяют через питающие планки (рис. 11, в).

Монтаж электропроводки. Этот монтаж на кранах выполняют в стальных трубах, в коробах, непосредственно по крану проводом или кабелем марок, соответствующих условиям окружающей среды, путем заготовки блоков электропроводки в мастерских (рис. 12). Условия окружающей среды влияют также на выбор типа проводки, определяемой проектом. Трубы и короба при подходах к зажимам контроллера располагаются так, чтобы оставалось место для свободного доступа к частям контроллера. Концы труб при подходе к аппаратуре и провода, выходящие из труб, надежно и жестко закрепляют.

Подводку к ящикам сопротивления выполняют голыми проводами или шинами, прочно закрепленными как в наконечниках, так и в месте соединения их с изолированным проводом или кабелем. Места соединения питающих проводов с выводами обмоток электродвигателей изолируют прорезиненной лентой, лентой из лакоткани и затем повторно прорезиненней лентой, укладывая каждую изоляцию в два слоя.

.3 Монтаж электрических машин и аппаратов

Аппаратуру и электропроводку кабины крана монтируют в мастерских. Затем кабину доставляют на строительную площадку, устанавливают на кран и подключают к электрической схеме крана. Пускорегулирующие сопротивления, собираемые в виде ящиков сопротивления, промышленность выпускает в открытом и защищенном исполнениях. На кранах их располагают или в кабине управления, или на мосту, а в помещениях щитов станций управления - вверху у стены с таким расчетом, чтобы сократить по возможности длину соединительных проводов и обеспечить отвод теплоты, выделяемой ими при работе, не ухудшая этим условий работы проводов и другой аппаратуры.

Ящики сопротивлений устанавливают так, чтобы их элементы располагались «на ребро». Ящики сопротивлений в количестве не более трех можно укреплять непосредственно один над другим. При большем количестве (не более шести) для них изготовляют металлический каркас в виде этажерки. При установке следят за тем, чтобы выводы от элементов сопротивлений находились с одной стороны ящиков сопротивлений. Все соединения между ящиками выполняют голыми стальными или медными проводами и шинами. Ошиновку делают максимально короткой.

Тормозные электромагниты устанавливают непосредственно у шкива электродвигателя (на место, предусмотренное для этой цели при изготовлении агрегата на заводе) и закрепляют болтами.. При установке обеспечивают строго вертикальное положение электромагнита и одинаковый зазор между тормозными колодками и барабаном по всей длине колодок; при этом перекос недопустим. Не должно быть также заеданий и перекосов якоря электромагнита, так как они вызывают перегревы и даже сгорание его обмотки. Сопряжение якоря с тормозом делают так, чтобы обеспечить плавный спуск и подъем тормозных колодок.

В чертежах, присылаемых заводами-изготовителями, обычно указывают место в кабине, где должны находиться барабанные или кулачковые контроллеры. Для устранения вибраций частей контроллера и предохранения проводов от поломок и ослабления контактных соединений контроллеры следует прочно крепить или к полу или к конструкциям. Установленные контроллеры проверяют по отвесу и уровню. Для удобства обслуживания высота штурвала контроллеров над уровнем пола кабины - не более 1150 мм.

Конечные выключатели передвижения мостовых кранов размещают на специальных конструкциях по бокам поперечной фермы крана, а выключатели передвижения тележки - на концах ее направляющих. Ограничительные рейки или выключающие упоры относительно отключающего рычага конечного выключателя должны фиксироваться так, чтобы их оси совпадали. Длину ограничительной рейки и место установки отключающего упора определяют в зависимости от длины пути торможения при максимальной скорости движения подвижной части механизма. Электрооборудование кранов в настоящее время монтируется индустриальным методом на заводах-изготовителях или в мастерских электромонтажных заготовок.

грузоподъемный механизм электрооборудование монтаж

3. Эксплуатация и техническое обслуживание электрооборудования

грузоподъемных механизмов

Грузоподъемные устройства регистрируют в местных органах Госгортехнадзора, который осуществляет контроль за их эксплуатацией. Организация эксплуатации возлагается на владельца грузоподъемных машин (грузоподъемников) и организуется в соответствии с правилами, утвержденными Госгортехнадзором.

На предприятии приказом руководителя назначаются лица, ответственные за правильную эксплуатацию и надлежащее техническое состояние грузоподъемных средств. Ответственные лица должны быть аттестованы в органах Госгортехнадзора и иметь соответствующую квалификационную группу.

К персоналу, обслуживающему электрооборудование грузоподъемных машин, относятся электромонтеры, электрослесари, электромеханики и другие лица, производящие ремонт, наладку и испытание электрооборудования, вспомогательных устройств и электропроводки, а также лица, ответственные за их исправное состояние.

Осмотр и ремонт грузоподъемных машин производятся в сроки, установленные лицом, ответственным за их исправное состояние, и утвержденные администрацией предприятия, но не реже предусмотренных ПТЭ. Одновременно с ремонтом грузоподъемной машины производится ремонт электрооборудования.

Осмотр и плановый ремонт кранов выполняются на местах их постоянной стоянки. Электрооборудование осматривают при отключенном вводном рубильнике и полностью снятом с крана напряжении. Для осмотра электрооборудования с него снимают кожухи, крышки и т. п.; проверяют затяжку болтов и винтов; осматривают контакты, натяжение пружин; последовательность включения контакторов, состояние тормозов и т. п. При осмотре устраняют мелкие неисправности и производят несложные регулировки. Осмотр электрооборудования описан выше - в гл. 13. После осмотра проверяют работы крана и электрооборудования. Сначала проверяют исправность блокировки люков и дверей (рис. 14-1), концевых выключателей хода моста крана и тележки, ограничителей грузоподъемности и высоты, блокировочных устройств, сигнализации, ограждения всех доступных для прикосновения токоведущих частей, постоянные средства защиты (коврики, ограждения, плакаты). Проверки выполняют при включенном напряжении.

Рис. 13. Структурная схема электрооборудования мостового крана: 1, 4. 6 - электромагниты тормозов тележки, подъема груза и моста; 2, 3, 7 - электродвигатели движения тележки, подъема груза, движения моста; 5, 12, 18, 19 - конечные выключатели подъема, люка кабины, тележки, моста; 8, 9, 10 -- контроллеры привода тележки, подъема и моста; 11 - защитная панель; 13 - вспомогательная цепь освещения н сигнализации; 14 - цепь аварийного освещения; 15 - щиток вспомогательных цепей; 16 - пускотормозные резисторы; 17 - шкаф магнитного контроллера привода подъема

Блокировку люков и дверей проверяют следующим образом. При включенном напряжении на кране открывают люк или дверь. При этом должно отключиться напряжение на кране. Напряжение включается нажатием кнопки главного контактора. При проверке концевых выключателей хода моста крана приводят в движение мост крана в одну из сторон. При подходе к концу подкрановых путей или соседнему крану лыжи, стоящие на окончании подкрановых путей или соседнем кране, нажимают на конечный выключатель и выключают напряжение на кране. Включить напряжение можно только после того, как все контакторы поставлены в нулевое положение. Напряжение включается кнопкой главного контактора. Таким образом проверяют все конечные выключатели на кране и тележке.

При проверке контроллера убеждаются, что все скорости крана включаются нормально. Проверяется работа тормозов. Мост крана приводят в движение и затем контроллер устанавливают в нулевое положение и замечают расстояние тормозного пути, которое должно соответствовать паспортным данным. При слишком длинном тормозном пути трудно осуществлять технологический процесс на производстве, так как при работе невозможно точно останавливать кран в нужном месте. При слишком коротком тормозном пути кран останавливается резко, что приводит к раскачиванию груза и повышенному износу тормозов и других элементов.

Регулировку тормоза с электрогидротолкателем (рис. 13) производят пружиной 8, которая через рычаг 5 и систему тяг сводит рычаги 1 и 3 с тормозными колодками 2 и 9, обеспечивая торможение. Растормаживание происходит при подаче напряжения на электродвигатель 6, который приводит в движение масляный насос гидротолкателя 7.

Рис. 14. Колодочный пружинный тормоз с электрогидротолкателем

При каждом ремонте оборудования, но не реже одного раза в год проводят проверку наличия цепи между заземляющим устройством и краном, а также замер сопротивления изоляции электропроводки, троллейных проводов и электроаппаратуры. Значение сопротивления изоляции должно быть не менее 0,5 МОм.

В соответствии с «Правилами устройства и безопасности обслуживания лифтов» должны производиться ежедневные осмотры, внутримесячное техническое обслуживание (TO-I), проводимое не реже одного раза в 15 дней; ежемесячное техническое обслуживание (ТО-2), проводимое не реже одного раза в месяц; полугодовое техническое обслуживание (ТО-3), проводимое не реже одного раза в шесть месяцев.

Ежедневный осмотр может быть поручен лифтеру, лифтеру-диспетчеру или электромеханику. При осмотре проверяется исправность освещения шахты, кабины, этажных площадок, световой и звуковой сигнализаций, автоматических и неавтоматических замков, дверных контактов.

При внутримесячном техническом обслуживании (TO-I) проводят все работы, предусмотренные ежедневным осмотром; проверяют тормозное устройство; исправное действие неавтоматических и автоматических замков дверей шахты на всех этажах; исправное действие электрических контактов дверей шахты на всех этажах; осматривают ограждение шахты, освещение и сигнализацию. При проверке тормозного устройства осматривают тормозные колодки, обкладки тормозных колодок и их крепление, ход штока и сердечника якоря, крепление катушек тормозного магнита и проводов. При осмотре необходимо подтянуть крепление всех деталей, смазать шарниры, проверить работу тормоза при пробном пуске лифта по этажам в оба направления. Точность останова кабины для грузовых лифтов, загружаемых напольным транспортом, а также для больничных лифтов должна быть в пределах ± 15 мм, для всех остальных лифтов ±50 мм.

При ежемесячном техническом обслуживании (ТО-2) проводят все работы, предусмотренные TO-I, а также осматривают; панель управления; электродвигатель; концевые выключатели; этажные переключатели; индуктивные датчики; кнопочный аппарат; канатоведущий шкив; канаты; направляющие кабин; подвеску кабины и противовес; купе кабины; натяжные устройства в приямке. При осмотре проверяют соответствие каждого элемента требованиям технической документации на осматриваемый лифт и выполняют необходимые измерения и проверки.

При полугодовом техническом обслуживании (ТО-3) проводят все работы, предусмотренные ТО-2, а также осматривают: вводное устройство (главный рубильник); редуктор: ограничитель скорости; ловители; буферные устройства; заземления.

Не реже одного раза в год проводят измерение сопротивления изоляции электродвигателей и аппаратуры и сопротивление защитного заземления корпусов электрооборудования. Сопротивление изоляции обмоток двигателя в холодном состоянии должно быть не менее 1 МОм, а при температуре 60 °С - 0,5 МОм. Сопротивление изоляции электроаппаратуры и проводки должно быть не менее 0,5 МОм. Сопротивление защитного заземления корпусов электрооборудования должно быть не более 4 Ом.

4. Техника безопасности при монтаже, ремонте и эксплуатации

электрооборудования грузоподъемных механизмов

Особенности монтажа электрооборудования кранов требуют соблюдения соответствующих мер безопасности. Все места, откуда возможно падение людей, должны быть ограждены. Вход на кран допускается только по специально устроенной для этого лестнице с перилами. Инструменты, материалы и оборудование поднимать на кран следует только с помощью пеньковой веревки.

Зону под монтируемым краном ограждают и вывешивают плакат «Проход запрещен! Вверху работают». Работа с электроинструментом допускается лишь в резиновых перчатках и галошах; при этом инструмент должен быть заземлен. Электроэнергию к электроинструменту подводят по шланговому проводу с исправной изоляцией. В местах, где можно упасть, работают в предохранительном поясе. Электросварочные провода должны иметь надежную изоляцию, а сварщик - работать в резиновых галошах или сапогах. Запрещается использование смонтированных троллеев в качестве подводки электроэнергии при производстве работ. Категорически запрещается передвигаться по подкрановым путям.К работе по эксплуатации и ремонту грузоподъемных машин допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование и допущенные к работе на высоте. Все вновь поступившие должны пройти вводный инструктаж по технике безопасности а инструктаж непосредственно на рабочем месте.

При осмотрах, регулировках и ремонтах электрооборудования на кранах и лифтах персонал должен пользоваться индивидуальными средствами защиты (диэлектрические перчатки, галоши, коврики, подставки и пр.). Инструмент должен применяться только с изолированными ручками. Переносные защитные средства должны храниться в специально отведенных местах.

Во время действия механизмов грузоподъемных машин обслуживающему персоналу запрещается производить на них какие-либо работы (смазку, крепление, регулировку и т. д.). Краны осматривают и ремонтируют в специально предусмотренных для этой цели ремонтных загонах. Крановые троллеи в пределах ремонтных загонов во время ремонта разъединяют с остальной частью троллеев и заземляют. Главный рубильник должен быть разъединен. Его включение без разрешения ответственного руководителя работ запрещается.

При осмотрах и ремонтах лифтов главный рубильник должен быть выключен и закрыт. Ремонт электрооборудования лифта должен производиться по наряду не менее чем двумя лицами. Единоличный ремонт запрещается. При ремонте лифта кроме общих требовании техники безопасности необходимо:

а) при производстве работ в шахте, приямке или блочном помещении отключить главный рубильник и закрыть машинное отделение;

б) на каждой двери шахты лифта вывесить плакат «Не трогать - ремонт»;

в) при измерении сопротивления изоляции производить полное всестороннее отключение измеряемой части установки. Перед началом измерения надо убедиться в отсутствии напряжения.

Похожие работы

 
  • Мостовые краны
    Персонал, обслуживающий электрооборудование грузоподъемных устройств , должен соблюдать осторожность и строго выполнять все требования техники безопасности (пользоваться проверенными зашитыми диэлектрическими перчатками и галошами, изолирующими...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Управление электроприводом грузоподъемного механизма
    Основные требования, предъявленные к электроприводам грузоподъёмных устройств – это высокая производительность, надёжность...
    Грузовые лебедки, как правило, имеют швартовные турачки. Список литературы. 1. Е.П. Матафонова., Электрооборудование судов
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Такелажное дело
    Рис.1. Основные типы грузовых мачт. 1.2. Испытание грузоподъёмных устройств .
    ...опускать их медленно, не допускать раскачивания, применяя при этом оттяжки. Опускать электрооборудование следует на деревянный настил или брусья.
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Общие требования к грузоподъёмным и транспортным машинам
    Оно включает внешний осмотр их состояния, проверку механизмов и устройств , а также статическое и динамическое испытания под нагрузкой (пробным грузом).
    Для непосредственного надзора за работой грузоподъемных машин на участие в каждой смене...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!