Правовое регулирование природопользования

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,81 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование природопользования










Экологическое право

Задача 1

Предприятие на основании лесорубочного билета провело промышленную заготовку древесины. При осуществлении лесопользования были превышены объемы заготовки, указанные в лесорубочном билете.

Предприятие объяснило это тем, что при расчете объемов допущена ошибка: на предоставленном участке лесного фонда можно заготовить больше древесины, чем определено в лесорубочном билете.

Содержится ли состав правонарушения в совершенных действиях?

Ответ:

Основными нормативными актами, регулирующими отношения в области лесного законодательства, являются Лесной кодекс РФ, Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 №551, Постановление Правительства №388 от 21.05.01 «Об утверждении такс для исчисления размера и взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства РФ» и другие нормативные акты. Кроме того, при разрешении исков данной категории судам руководствуются постановлением Пленума ВАС РФ №22 от 21.10.1993 О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР Об охране окружающей природной среды.

Базовым нормативным актом в системе лесного законодательства является Лесной кодекс РФ, принятый 22 января 1997 г. Нормы Лесного кодекса конкретизируются и дополняются в других нормативных актах лесного законодательства (указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, инструкциях министерств и ведомств), которые должны ему соответствовать.

К числу наиболее важных среди них относятся: Положение об аренде участков лесного фонда, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 № 345, Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 № 551, Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10 января 1998 № 173, Положение о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 № 224, Положение о государственной лесной охране РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 № 850, Порядок осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 № 544 и др.

Нормы, регулирующие лесные отношения, содержатся также в актах законодательства об охране окружающей природной среды (Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и др.), об использовании и охране отдельных видов природных ресурсов (Земельном, Водном кодексах, Законе РФ «О недрах», федеральных законах «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях» и др.), в гражданском, уголовном, административном законодательстве.

Государственное управление в сфере использования и охраны лесов осуществляют органы общей компетенции (Правительство РФ, Президент РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ), а также специально уполномоченные органы - Федеральная служба лесного хозяйства России, ее территориальные органы (лесхозы), национальные парки, заповедники и др. Особое место среди них занимают органы государственной лесной охраны.

Перечень видов права специального лесопользования, которое подразделяется в зависимости от целевого назначения использования лесов, предусмотрен в ст. 80 ЛК РФ:

заготовка древесины;

заготовка живицы;

заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, хвойных лап, новогодних елок и др.);

побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственных растений, опавших листьев и др.)

пользование для нужд охотничьего хозяйства;

пользование для научно-исследовательских целей;

пользование для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

В соответствии с Лесным кодексом РФ основаниями возникновения права лесопользования являются:

акты государственных органов (лесорубочный билет (ордер) или лесной билет);

договоры (аренды, концессии, безвозмездного пользования, установления лесного сервитута);

судебные решения (в случае спора о праве лесопользования);

иные (например, протокол лесного аукциона) (ст. 23 ЛК РФ).

Независимо от вида предоставляемых юридических прав осуществление лесопользования допускается только на основании специальных разрешительных документов - лесорубочного билета (ордера) или (и) лесного билета (ст. 42 ЛК РФ).

Эти документы предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда. Лесорубочный билет дает право его владельцу на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. В нем определяется место нахождения участка лесного фонда, количественная и качественная характеристика отпускаемых лесных ресурсов, их стоимость, сроки работ, условия и способы восстановления лесов и очистки мест рубок.

В данном случае есть неоспоримый факт нарушения, выразившийся в превышении объемов заготовок, указанных в лесорубочном билете без согласования с лесхозом.

Являются ли описанные действия основанием для прекращения права лесопользования?

Ответ:

Нарушением лесного законодательства, то есть лесонарушением, следует считать противоправное виновное действие или бездействие, наносящее вред лесам как природному объекту, ущерб лесному хозяйству или нарушающее установленный порядок использования защиты, охраны и воспроизводства лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства наступает при наличии состава правонарушения, то есть четырех его элементов:

) противоправного поведения,

) вредные последствия;

) прямая связь между действием (бездействием) и наступившим вредом;

) вина правонарушителя.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды" Статья 56. Меры воздействия за нарушение природоохранных требований.

При нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Задача 2

При проверке деятельности предприятия «Водоканал» установлено, что первая зона санитарной охраны водопроводного сооружения не ограждена соответствующим образом, в то же время на территории зоны расположена насосная станция, рядом с которой складируется бытовой мусор и устаревшее оборудование.

Какие требования по охране водных источников, используемых для питьевых нужд, установлены действующим законодательством?

охрана лесной водный охотничий

Ответ:

В настоящее время охрана вод в Российской Федерации регулируется следующими документами:

Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ,

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире",

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1.

Федеральный закон - специальный технический регламент "О питьевой воде и питьевом водоснабжении"

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании».

Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной деятельности на водные объекты.

Статья 65 ВК относит к полномочиям РФ определение порядка установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, режим использования их территорий. 23 ноября 1996 г. Правительство РФ утвердило Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, действующее на всей территории РФ.

Согласно Положению водоохранная зона представляет собой территорию, примыкающую к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной или иных видов деятельности. В пределах ее выделяется прибрежная защитная полоса с более строгим охранительным режимом, на которой вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов.

Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается:

для рек, стариц и озер - от среднемноголетнего уреза воды в летний период;

для водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном уровне;

для морей - от максимального уровня прилива;

для болот - от их границы (нулевой глубины торфяной залежи).

Проектирование водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляется на основе нормативно-методических документов, утверждаемых МПР России по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Заказчиками по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос выступают бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, а в отношении водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование, - водопользователи.

Об установленных границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос должно быть проинформировано население. До сведения населения должно быть доведено содержание режима на указанных территориях.

Положением в пределах водоохранных зон запрещено:

проведение авиационно-химических работ;

применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

использование навозных стоков для удобрения почв;

размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче - смазочных материалов; площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

складирование навоза и мусора;

заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;

размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранной зоны менее 100 м и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов;

размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков;

проведение рубок главного пользования;

проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к указанным ограничениям запрещаются:

распашка земель;

применение удобрений;

складирование отвалов размываемых грунтов;

выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн;

установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство;

движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения.

Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

Содержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей.

Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.

Государственный контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос возложен на органы исполнительной власти субъектов РФ, бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, государственные органы управления использованием и охраной земель и специально уполномоченные органы управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Лица, виновные в нарушении режима использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 112. Водного кодекса Российской Федерации.

Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Задача 3

Администрацией Н-ской области с областной общественной организацией охотников и рыболовов был заключен договор о представлении в пользование охотничьих угодий сроком на 15 лет, необходимых для ведения охотничьего хозяйства и пользования животным миром.

Волжская природоохранная прокуратура обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным данного договора в связи с непроведением по договору экологической экспертизы.

Составьте мотивированное решение арбитражного суда по делу

Статья 12 федерального закона "Об экологической экспертизе" устанавливает, что обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов РФ, подлежат проекты нормативных правовых актов субъектов РФ, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды; договоры, предусматривающие использование природных ресурсов, находящихся в ведении субъектов рф и органов местного самоуправления; материалы, обосновывающие получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду.. статья 20 федерального закона "о животном мире" предусматривает обязательную государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.

Таким образом, решения о предоставлении территорий, акваторий или охотничьих угодий конкретным охотопользователям не подлежат экспертизе на том основании, что они не относятся к нормативным актам, то есть к актам, устанавливающим, изменяющим или отменяющим правовые нормы (общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение).

Согласно статьям 33, 34 Федерального закона "О животном мире" право пользования животным миром предоставляется юридическим лицам на основании долгосрочной лицензии, которая выдается специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, на основании решений Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.96 N 1574 "О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира" определено, что долгосрочные лицензии в отношении животного мира выдаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" указано, в каких случаях проведение экспертизы является обязательным.

Поскольку в названной статье отсутствует прямое указание на обязательное проведение экологической экспертизы договоров о предоставлении в пользование угодий для ведения комплексного охотничьего хозяйства, суду следовало уточнить, в соответствии с какой частью названной статьи, и в связи с какими обстоятельствами необходимо проведение экологической экспертизы.

К моменту заключения оспариваемого договора ответчик длительное время уже был законным пользователем охотугодий.

Поэтому вывод о нарушении требований статьи 12 Федерального закона "О животном мире" необоснован.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.95 N 1454-р органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предоставлять охотпользователям угодья для ведения охотничьего хозяйства на срок не менее 25 лет.

В связи с этим рекомендовать заключить администрации Н-ской области с областной общественной организацией охотников и рыболовов договор о представлении в пользование охотничьих угодий сроком на 25 лет.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!