Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента
 

Тема: Проблема типологии речевых жанров в современном языкознании






Томский государственный педагогический университет.













ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ.


ТИПОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ


В мировой лингвистике возрос интерес к коммуникативно-функциональным аспектам языка, к речевой деятельности, ее организации и единицам (актам, жанрам). Интенсивное изучение жанров речи к настоящему времени привело к созданию особого перспективного направления, области антропоцентрического языкознания - жанроведения (генристики). Однако, несмотря на обилие работ (В.В. Дементьева, К.Ф. Седова, Т.В. Шмелевой, К.А. Долинина, М.Н. Кожиной), посвященных этой проблеме, в современной науке еще нет единства в осмыслении языковой природы жанров общения. В работах ученых даются различные варианты понимания речевого жанра, не выработано единого взгляда на определение жанров речи, их структуру и типологию.

Первоначально теория речевых жанров была создана М.М. Бахтиным в 1979 году, ставшей сегодня классической работы «Проблема речевых жанров»[1, 165].

По М.М. Бахтину речевые жанры - это «определенные, относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний». При этом высказывания, а вместе с этим и жанры как их типы, Бахтин понимал крайне широко, относя к ним и однословную реплику, и большой роман. Бахтин же ввел понятие первичных (простых) и вторичных (сложных) речевых жанров, к первым относя «жанры, сложившиеся в условиях непосредственного речевого общения», а ко вторым жанры, возникающие «в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения (преимущественно письменного). В процессе своего формирования вторичные жанры вбирают в себя и перерабатывают различные первичные (простые) жанры»[там же, 182 ]

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что «речевой жанр - вербальное оформление типичной ситуации социального взаимодействия людей» [там же, 187].

По Ф.Л. Косицкой «Речевой жанр - это единица речи, представляющая собой типовую модель, объединенную единством цели, темы и композиции, воплощенную в одном или множестве текстов, реализованную с помощью вербальных и невербальных средств и состоящую из одного или нескольких речевых актов».

Т.В. Шмелева дает свое понятие «Речевой жанр - это особая модель высказывания, из чего следует, что необходимо исследование его в двух направлениях: исчисление моделей и изучение их воплощения в различных речевых ситуациях». [2, 91].

Для характеристики модели РЖ важны по крайней мере семь конститутивных признаков:

) Коммуникативная цель - главнейший и наиболее значимый типологически;

) Образ автора (свой / чужой, равный / подчиненный, женщина / мужчина, заинтересованный / незаинтересованный, дистантный / контактный, личный / опосредованный, официальный / неофициальный, взрослый);

) Образ адресата (свой/чужой, равный/подчиненный, мужчина/женщина, взрослый, заинтересованный/неизаинтересованный, дистантный/контактный, опосредованный, массовый);

) Образ прошлого (инициальные - начинающие общение и реактивные появляются только после определенных РЖ).;

) Образ будущего (предполагает дальнейшее развитие речевых событий, воплощающееся в появлении других РЖ.);

) Тип диктумного (событийного) содержания. Обращен к внеречевой действительности то есть экстралингвистический фактор. (официальные/неофициальные, включенность события в личную сферу автора. Существенна временная перспектива диктума: футуральная, перфектная;

) Параметр языкового воплощения речевого жанра. два аспекта:

а) содержание информации. Подразеляется на 3 вида: когнитивная (познавательная), эмоциональная и эстетическая,

б) языковые средства выражения информации - лексические средства языка (лексический уровень языка), грамматический строй (грамматический уровень языка)[там же, 93-97].

Ф.Л. Косицкая дополнила тремя признаками характеристику модели:

) Отнесенность данного РЖ к функциональному стилю (ФС). Это - один из важнейших признаков РЖ.

) Наличие и определенная комбинация речевых актов в составе данного РЖ.

) Соотношение с другими семиотическими системами (невербальные средства)[3, 71].

Подчеркивается неразрывная связь стиля с жанром, причём стиль определяется как неотъемлемый элемент, входящий в жанровое единство, неразрывно связанный с тематическим и композиционным единством.

Один из главных путей к уточнению понятия речевого жанра - создание типологии жанровых форм. Выделяют первичные и вторичные жанры, простые и сложные, жанры устной и письменной коммуникации, жанры официального и неофициального общения, информативные и фатические, тематически обусловленные и свободные и др.

Проблема первичных и вторичных речевых жанров уже получила некоторое рассмотрение и в современном жанроведении, причём решается она в трёх разных направлениях.

1)Вторичный РЖ как онтологический производный от первичного. Вторичный РЖ отличает от первичного сфера функционирования, или стилистическая обработка.

2)Вторичный РЖ понимается как тип текстов, прежде всего диалогических, структурным элементом которых выступает первичный РЖ (речевой акт).

Опираясь на этот принцип, А.Г.Баранов предлагает следующую классификацию РЖ: первичные (простые) речевые жанры; первичные (сложные) речевые жанры; вторичные (простые) речевые жанры; вторичные (сложные) жанры.

Несколько иную классификацию подобной направленности предлагает М.Ю. Федосюк - противопоставляются «элементарные» и «комплексные» жанры: «в этом случае под элементарными речевыми жанрами следовало бы понимать такие тематические, композиционные и стилистические типы текстов, в составе которых отсутствуют компоненты, которые, в свою очередь, могут быть квалифицированы как тексты определённых жанров. Комплексными же речевыми жанрами надо было бы считать типы текстов, состоящие из компонентов, каждый из которых, в свою очередь, обладает относительной завершенностью и представляет собой текст определённого жанра»[4, 104].

3)«Вертикальные» модели, обеспечивающие цельность текста. Данное направление связывает первичные и вторичные РЖ с условиями абстракции текстовой деятельности. Например, А. Вежбицка говорит о «речевом жанре», «речевом акте», «иллокутивном компоненте»[5, 109]. На иерархию из трех сущностей («гипержанр», «жанр», «суб-жанр») опирается К.Ф. Седов. (гипержанр - застолье, жанры - тост, застольная беседа, и т. п.)[6, 97].

А.Г. Баранов предлагает иерархию из пяти моделей: «текстотип», «суб-тип», «жанр», «когнио-тип», «текст»[7, 54].

Жанры также делят на простые и сложные. Основой для такого деления может быть теория речевых актов Остина-Серж. Простые жанры - это типы иллокутивных актов, называемые при помощи отглагольных существительных, значения которых определяет речевое действие (угроза, отказ, приглашение). Сложный жанр - это типизированная последовательность речевых актов.

О.Б. Сиротинина предлагает разделять жанры чисто речевые (при отсутствии специально спланированного, сознательно использованного построения речи и употребления в ней определенных языковых средств) и риторические (в случае сознательного планирования и употребления тех или иных средств)[8, 31].

Другой вариант типологии речевых жанров принадлежит В. В. Дементьеву. Исследователь предлагает взять за основу классификации предложенное Т. Г. Винокур противопоставление двух полярных речевых замыслов - «фатики» и «информатики». "Фатика" - вступление в общение, имеющее целью предпочтительно само общение. «Информатика» понимается как вступление в общение, имеющее целью сообщение чего-либо[9, 93].

языкознание аспект жанр фатика информатика

Литература


1) Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // М.М. Бахтин Литературно-критические статьи. М., 1986.

) Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997.

) Косицкая Ф.Л. Письменно-речевые жанры рекламного дискурса моды в аспекте межязыковой контрастивности (на материале французских и русских каталогов моды): Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Томск, 2005

) Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи. Саратов, 1997(а).

) Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов, 1997.

) Седов К.Ф. Анатомия жанров бытового общения // Вопросы стилистики. Вып. 27. Саратов, 1998.

) Баранов А.Г. Когниотипичность текста (К проблеме уровней абстракции текстовой деятельности) // Жанры речи. Саратов, 1997.

) Сиротинина О.Б. Некоторые размышления по поводу терминов "речевой жанр" и "риторический жанр" // Жанры речи-2. Саратов, 1999.

) Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М., 1993.

) Юнаковская А.А.


Похожие работы

Особенности современной и обыденной риторики
... современной научной парадигмы в языкознании , становлением антропологической лингвистики, но и возрождением отечественной...
...и философия языка» и « Проблема речевых жанров ». Последняя работа признана основой жанроведения, многие современные ...
Жанровая вариативность научного дискурса
1. Жанр как лингвистическая проблема . 2. Традиционная типология научных жанров . 3. Основные жанры ...
... проблемы жанра , замена статичного описания попыткой рассмотреть жанр в его динамике. Одним из наиболее перспективных путей развития современного ...
Похвала и порицание как речевые жанры (прагматический анализ)
Дементьев В.В. Изучение речевых жанров : обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания .
Язык в антропоцентрической научной парадигме
В языкознании проблема разграничения понятия "язык" и "речь" вызвала многолетнюю дискуссию.
Исследователи текстовой деятельности выявили еще один уровень типологии текстов – речевые жанры (Бахтин, 1979
Речевой жанр и когнитивные процессы
Однако, самое пристальное внимание в современном жанроведении по-прежнему уделяется основополагающим компонентам РЖ – теме, стилю...
...и, в соответствии с этим, представляет разные точки зрения на проблему первичных и вторичных речевых жанров .
Жанрово- речевая проблема в студенческих печатных изданиях
Глава 1. Специфика газетной публицистики. Роль СМИ в современном мире, их все возрастающая роль в развитии...
...типы не высказываний, а текстов». // Федосюк М. Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров / Вопросы языкознания . – 1997. - № 5. С. 104.
Благотворительность

Загружая свои работы, Вы помогаете не только студентам, но и людям, которым Ваша помощь действительно нужна. Чем именно это помогает? Читать дальше…..