Защитное лесоразведение

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,76 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Защитное лесоразведение

Министерство образования и науки РФ

Санкт-Петербургский Государственный Лесотехнический

Университет имени С.М. Кирова

Специальность 250203

Кафедра лесных культур









Контрольная работа

по курсу Лесомелиорация ландшафтов










Санкт - Петербург

г.

Холодные метелевые ветры: вред, наносимый ими сельскому хозяйству, меры борьбы

Метели и холодные ветры являются отрицательными природными факторами. Различают верховую, низовую и общую метель. Под верховой метелью понимают снегопад при наличии ветра, который подхватывает снежинки, переносит их и откладывает в местах затишья. Низовая метель (поземка) характеризуется переносом сухого снега, выпавшего раньше, она начинается при скорости ветра 3-5 м/с. Общая метель - это сочетание верховой и нязовой метелей. Метели при скорости ветра 10-20 м/с называются, бураном, а при скорости ветра свыше 20 м/с - ураганом.

Метелевые ветры сдувают сухой снег с возвышенных мест и ветроударных склонов. Здесь возрастает вероятность вымерзания озимых культур и трав, уменьшается поступление влаги в почву, создаются предпосылки для возникновения почвенной засухи. В пониженных элементах рельефа, где откладывается снег, весной возможны переувлажнение почвы и вымокание сельскохозяйственных культур. Скопление большого количества снега усиливает водную эрозию.

Холодные ветры зимой, вызывают вымерзание сельскохозяйственных и плодово-ягодных культур, а в весенне-летний период задерживают вегетацию растений, способствуют формированию местных заморозков.

Влияние лесных полос плотной, ажурной и продуваемой конструкций на скорость ветра

Аэродинамическая эффективность лесных полос зависит от их конструкции, степени ветропроницаемости, скорости ветра, угла подхода ветрового потока к лесной полосе, высоты насаждения, густоты размещения Лесных полос на территории и их расположения по элементам рельефа. Эффективность лесных полос измеряется дальностью влияния и степенью снижения скорости ветра. Дальность влияния измеряется в высотах насаждения (Н).

Непродуваемые лесные полосы действуют по типу непроницаемых экранов. Воздушный поток начинает снижать свою скорость на расстоянии 7 - 10 Н от лесной полосы, затем благодаря образовавшейся воздушной подушке переваливает через полосу и в результате возникшего за полосой разреженного пространства быстро восстанавливает скорость. Если считать эффективным влияние со снижением скорости ветра на 10%, то, по П. Д. Никитину, дальность влияния непродуваемых лесных полос на заветренной стороне составляет 15 - 20 Н, а общая - не превышает 25 Н. В этой зоне суммарная скорость ветра в среднем снижается на 30 - 35% (средняя скорость ветра определяется отношением суммы скоростей в пунктах измерений к количеству измерений с точностью до 5%).

Продуваемые лесные полосы действуют по типу аэродинамических диффузоров, разделяющих ветровой поток надвое: один поток, направляемый кронами, переваливает через полосу, другой - проходит между стволами в приземной части полосы. В результате встречи двух потоков за полосой минимальная скорость ветра наблюдается на расстоянии 5 - 7 Н от полосы и нарастание скорости происходит постепенно. Дальность эффективного влияния этих полос составляет 35 - 40 Н при снижении скорости ветра на 35 - 40%. Больший эффект дают продуваемые лесные полосы при высоте просветов между стволами от 2,5 до 3,5 м и высоте полос 15 - 18 м.

Ажурные лесные полосы, которые действуют на ветровой поток по типу решетчатых экранов. Общая дальность их влияния составляет 35 - 40Н (5 - 7Н с наветренной стороны и 30 - 35 Н за полосой). В этой зоне скорость ветра снижается на 35 - 40%. Самый высокий эффект дают полосы с ветропроницаемостью 40 - 50%. Ажурно-продуваемые лесные полосы по влиянию на ветровой поток наименее эффективны. Дальность их влияния не превышает 12 - 15 Н, причем в этой зоне скорость ветра в среднем снижается на 20 - 25 %.

В конкретных условиях перечисленные показатели могут быть разными, так как ветроломный эффект зависит от многих факторов.

Эффективность влияния лесных полос на ветровой поток снижается по мере, уменьшения угла его подхода к полосе от 90° до 0 и возрастает при увеличении скорости ветра и густоты размещения лесных полос на территории. Влияние единично расположенных полос считается неэффективным. Известно, что ветровой поток при своем движении почти копирует контуры рельефа, но, несмотря на это наиболее эффективны лесные полосы, расположенные на водоразделах и ветроударных склонах. Эффективность влияния лесных полос в разных агроклиматических зонах неодинакова. Ветроломный эффект зависит от состояния опушечных рядов полосы, размера просветов и характера размещения их по вертикальному профилю полос и т. п.


Полезащитное лесоразведение на песчаных землях

На почвах легкого механического состава земледелие невозможно без специальной противоэрозионной агротехники и создания лесных полос. На песчаных и супесчаных почвах, которые подвержены ветровой эрозии сильнее, чем почвы тяжелого механического состава, создается обычная система основных и вспомогательных лесных полос с разрывами.

На песчаных почвах выращиваются лесные полосы ажурной конструкции шириной до 15 м. Основные полосы в лесостепи размещаются на расстоянии не более 400 м друг от друга, в степи - до 300 м, в полупустыне - до 200 м. Между вспомогательными полосами расстояние принимается не больше 1000 м.

В отдельных зонах местными инструкциями рекомендуется выращивать лесные полосы более широкие и с большей густотой размещения на пашне. Так, на Украине расстояние между основными полосами принимается от 100 - 150 м на песчаных почвах до 200 - 250 м - на супесчаных. Между вспомогательными полосами расстояние устанавливается от 200 - 250 до 500 м. Лесные полосы создаются из 5 - 10 рядов шириной до 25 м.

Для лесных полос на песчаных и супесчаных почвах используются: сосна обыкновенная, сосна крымская, ольха серая, береза бородавчатая, акация белая, тополя (при близком залегании верховодки), а на богатых супесях - лиственница, дуб и другие породы, из кустарников - акация желтая, жимолость татарская, бузина красная, скумпия и др.

Главные породы порядно чередуются с кустарниками при междурядьях 1,5 м. При междурядьях 2,5 - 3 м главные породы смешиваются в рядах с кустарниками подеревно или звеньями, состоящими из 2 - 3 посадочных мест.

Подготовка почвы под лесные полосы осуществляется по системе раннего или занятого пара, уход проводится до полного смыкания культур. Разрыв между уходами в рядах и междурядьях должен составлять 10 - 15 дней. Это позволяет использовать всходы сорняков для защиты почвы от выдувания и культур - от засыхания.

Дайте характеристику водоохраной зоны и прибрежной полосы

Водоохранная зона представляет собой территорию, примыкающую к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной или иных видов деятельности. В пределах ее выделяется прибрежная защитная полоса с более строгим охранительным режимом, на которой вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов.

Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также их режим определяются исходя из физико - географических, почвенных, гидрологических условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов. Они утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, согласованному со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно - эпидемиологического надзора и органами Федеральной пограничной службы РФ в соответствии с их положениями.

Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается:

для рек, стариц и озер - от среднемноголетнего уреза воды в летний период;

для водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном уровне;

для морей - от максимального уровня прилива;

для болот - от их границы (нулевой глубины торфяной залежи).

Для болот в истоках рек, а также для других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях.

Минимальная ширина водоохранных зон рек устанавливается от 50 до 500 м в зависимости от их протяженности, для истоков рек - радиусом не менее 50 м.

Минимальная ширина водоохранных зон для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 кв. км - 300 м, от 2 кв. км и более - 500 м. Те же принципы применяются для определения ширины водоохранных зон верховых болот, формирующих сток постоянных водотоков.

Минимальная ширина водоохранных зон водных объектов, для которых установлены запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых видов рыб, принимается равной ширине этих полос.

Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами. Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.

Минимальная ширина прибрежных защитных полос устанавливается в зависимости от видов угодий и крутизны склонов территорий, прилегающих к водному объекту, и колеблется от 15 до 100 м.

Ширина прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки), устанавливается не менее 100 м независимо от уклона и характера прилегающих земель.

Для морей и горных рек ширина прибрежных защитных полос определяется в каждом конкретном случае с учетом изложенных общих требований.

В городах и других поселениях при наличии ливневой канализации и набережной допускается границу прибрежных защитных полос совмещать с парапетом набережной.

Проектирование водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляется на основе нормативно - методических документов, утверждаемых МПР России по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Заказчиками по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос выступают бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, а в отношении водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование, - водопользователи.

Проекты водоохранных зон утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению бассейновых и других территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ.

В установленном порядке проекты водоохранных зон проходят согласование и экологическую экспертизу. Общие требования проведения экологической экспертизы проектных материалов определены ст. ст. 35 - 38 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды".

Границы прибрежных полос на местности закрепляются специальными знаками. Для водохранилищ, предоставленных в обособленное пользование, это делают водопользователи, в остальных случаях - бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда.

До утверждения проектов минимальные размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос должны быть нанесены на генеральные планы застройки городов, других поселений, планы землепользования, а также иные планово - картографические материалы.

Об установленных границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос должно быть проинформировано население. До сведения населения должно быть доведено содержание режима на указанных территориях.

Положением в пределах водоохранных зон запрещено:

проведение авиационно - химических работ;

применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

использование навозных стоков для удобрения почв;

размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче - смазочных материалов; площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

складирование навоза и мусора;

заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;

размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранной зоны менее 100 м и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов;

проведение рубок главного пользования;

проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

На территориях водоохранных зон разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к указанным ограничениям запрещаются:

распашка земель;

применение удобрений;

складирование отвалов размываемых грунтов;

выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн;

установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство;

движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.

Установление водоохранных зон не влечет изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками за исключением случаев, предусмотренных законом.

На приграничных территориях режим использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос согласовывается с органами Федеральной пограничной службы РФ, а также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Принятое Положение не изменяет норм действующего законодательства о зонах санитарной охраны источников централизованного хозяйственно - питьевого водоснабжения, запретных полосах лесов по берегам водных объектов, а также об иных охранных зонах водных объектов.

При установлении на водных объектах зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно - питьевого водоснабжения минимальные размеры водоохранных зон и режим хозяйственной деятельности в них определяется санитарными правилами и нормами.

Государственный контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос возложен на органы исполнительной власти субъектов РФ, бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов РФ, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, государственные органы управления использованием и охраной земель и специально уполномоченные органы управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Лица, виновные в нарушении режима использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

ветер лесной полоса снегозаносимость водоохранный

На железнодорожных магистралях снегозаносимыми являются выемки глубиной до 8,5 м (в районах с сильной снегозаносимостью - выемки любой глубины); нулевые места; насыпи высотой до 0,7 м в равнинных условиях и до 1 м на косогорах и сильно заносимых участках; станционные территории. Другие участки путей считаются неснагозаносимыми. В многолесных районах железнодорожные пути на всем протяжении относятся к неснегозаносимым. В безлесных местностях степень снегозаносимости характеризуется объемом снега, приносимого в максимально снежную и метелевую зиму на 1 м погонной длины данного участка пути.

В соответствии с действующей классификацией участки железных дорог по степени снегозаносимости подразделяют на 4 группы: слабо- снегозаносимые - с количеством приносимого снега до 100 м3/м пог. дл., среднезаносимые - 101 - 250, сильноснегозаносимые - 251- 400, особо сильноснегоздносимые - 401 и более м3/м пог. дл. По принадлежности участков к одной из групп устанавливают очередность проведения на них работ по снегозадержанию. Наиболее подвержены заносу снегом пути, расположенные в выемках глубиной до 8,5 м, здесь работы проводятся в первую очередь. Во вторую очередь снегозадержание осуществляется на участках железных дорог с нулевыми местами, в третью - вдоль насыпей. Степень снегозаносимости участка определяет ширину и конструкцию лесных полос.

Список литературы

1.И.В. Трещевский, В.Г. Шаталов, Лесные мелиорации и зональные системы противоэрозийных мероприятий, Воронеж, 1982. - 264 с.

2."КОММЕНТАРИЙ К ВОДНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (под ред. С.А. Боголюбова) (Юридический Дом Юстицинформ, 1997).


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!