Маркетинговое исследование 'Шоколадной фабрики Новосибирской'
Курсовая работа
По
предмету «Маркетинг»
Тема: «Маркетинговое
исследование Шоколадной Фабрики Новосибирской»
Содержание
1.Название фирмы, описание миссии фирмы
.Общая характеристика
.Мотивы
.Характеристика рынка
.Участники рынка шоколада
6.Анализ основных видов продукции фирмы (товаров
групп)
7. Факторы, представляющие угрозы и возможности для предприятия
8.Анализ деятельности конкурентов
.Анализ покупателей
10.Реклама
11.Работа с фирмами
Заключение
1. Название фирмы, описание миссии фирмы
Рассматриваемое предприятие - ЗАО «Шоколадная фабрика
Новосибирская» работает на кондитерском рынке с 1942 года. С 2003 года фабрика
входит в холдинг «Объединенные кондитеры». Помимо ШФН, в его состав входят
несколько крупных кондитерских фабрик, в том числе «Красный октябрь»,
«Рот-Фронт» и концерн «Бабаевский». Сегодня доля ШФН на новосибирском рынке
развесных и упакованных конфет, по разным оценкам, около 40%. Объем продаж за
III квартал 2009 года составил 95 млн. рублей.
ЗАО «Шоколадная фабрика «Новосибирская» - один из ведущих
производителей кондитерских изделий в Сибири. Фабрика основана в 1942 году на
базе эвакуированной из г. Одессы фабрики им. Розы Люксембург. Предприятие
работает достаточно стабильно. Фабрика производит более 140 наименований кондитерских
изделий, изготовленных из высококачественного сырья: шоколадные конфеты;
шоколадные наборы; мармелад и лимонные дольки; фрукты в шоколаде; зефир;
шоколадно-вафельные торты. Шоколадная фабрика «Новосибирская» ориентируется на
высокое качество продукции, сохраняя при этом ее доступность всем категориям
потребителей.
. Общая характеристика
Целевая аудитория.
К конечным потребителям, образующим целевую аудиторию,
относятся прежде всего женщины и мужчины в возрасте от 18 до 38 лет. Согласно
результатам исследования, именно их среди конечных потребителей шоколада
имеется больше всего. Вместе с тем не следует забывать об остальных конечных
потребителях: женщинах и мужчинах в возрасте от 39 до 58 лет женщинах и
мужчинах в возрасте от 59 до 78 лет - по убыванию значимости.
Потребители: рынок продукции компании сегментирован
по территориальному признаку и по видам торговли: регионы России (в основном
крупный опт): Новосибирская область, кроме г. Новосибирска - (розница, мелкий и
средний опт); город Новосибирск- (розница и крупные оптовики); торговые сети
(типа «Холидей») - 5,3%; фирменная торговля - 3%. Последняя в свою очередь
подразделяется на торговлю в магазинах, принадлежащих ЗАО «Шоколадная фабрика
Новосибирская», и в магазинах, работающих с фабрикой на условиях франчайзинга.
Спрос на карамель не считается сезонным. На другие виды изделий, особенно на
шоколадные конфеты, спрос резко возрастает накануне различных праздников,
особенно Нового года. В декабре компания продает в больших объемах самую дорогую
продукцию, так как на Новый год принято дарить подарки.
Конечные потребители, выбирая шоколад, чаще всего
руководствуются тремя мотивами:
. 48 % - вкусом шоколада;
. 23,4 % - его качеством;
. 16,4 % - его ценой.
Популярность остальных мотивов является незначительной - если
принимать за порог значимости 5 %.
Крупные оптовики, присутствующие на рынке шоколада, это
фирмы, которые имеют связи:
· либо с отечественными и зарубежными
фабриками, производящими шоколад;
· либо с отечественными и зарубежными
фирмами, торгующими шоколадом в масштабах Российской Федерации;
· либо с теми и с другими.
Всего на рынке шоколада присутствует не менее 32 фирм,
выступающих в качестве крупных оптовиков.
4. Характеристика рынка
Динамика производства кондитерских изделий в Новосибирской
области представлена на рис.
Производство кондитерских изделий в Новосибирской области,
тыс.тонн
Рис. Динамика производства кондитерских изделий в Новосибирской
области
Крупнейшими участниками кондитерского рынка в Новосибирске
являются шоколадная фабрика «Новосибирская», «Кондитер», кондитерское
объединение «СладКо», кондитерский дом «Восток» (Томск). На рынке присутствуют
наборы конфет «Покров», «Коркунов», «Россия», «Макро - С», «Кэдберри», «Серебряная
мечта», «Сокол». Доля «Новосибирской» на местном рынке кондитерской продукции
составляет 15,4%, доля «Кондитера» - около 12%.
Более 80% объема продаваемых шоколадных плиток - продукция средней
ценовой категории (150-210 руб. за 1 кг). Однако ее доля, как и доля дешевого
шоколада вообще, сокращается. В то же время динамично растет премиальный
сегмент. Наиболее заметные и активные игроки сегменте дорогого плиточного
шоколада - концерн “Бабаевский”, “Коркунов”.
Поставщики:
Дистрибьюторы: в 2009 г. компания испытывала проблемы с поставкой
продукции, т.к. сбытовое подразделение предприятие не может справиться с
объемами продукции. Поставками продукции ЗАО «Шоколадная фабрика Новосибирская»
занимались такие дистрибьюторы как «Кэнди» и «Шоколадная страна», в настоящее
время «Шоколадная страна» занялась собственным производством конфет похожего с
ЗАО «Шоколадная фабрика Новосибирская» ассортимента и стала внутренним
конкурентом компании. В настоящее время предприятие заключило договора с
крупными дистрибьюторами региона - ЗАО «Геба» и ГК ТД «Барнео», через которых
теперь будет поставляться продукция фабрики в новосибирские магазины. Сейчас в
планах компании расширять список официальных дистрибуторов. В данный момент
ведутся переговоры еще примерно с десятком компаний.
Конкуренты: основной конкурент компании - фабрика «Кондитер»
(сейчас работает под общей маркой «Красная Сибирь») - в последнее время
активизировал усилия по продвижению своей продукции на рынок. При этом
ритейлеры отмечают, что «Кондитер» готов брать на себя обязательства по
поставке продукции в любых необходимых магазинам объемах и пока поставок не
срывал.
· Предпочтения ЛПР торговых точек, которые
связаны с товарными группами и наименованиями шоколада.
· Предпочтения непосредственных
потребителей, которые связаны с товарными группами и наименованиями шоколада.
5. Участники рынка шоколада
Опираясь на результаты исследования, всех участников рынка
шоколада можно разделить на три основные группы:
· крупные оптовики, которые занимаются
поставкой шоколада на рынок;
· мелкие оптовики, которые занимаются
оптовой покупкой и розничной продажей шоколада;
· конечные потребители, которые покупают
шоколад для непосредственного употребления.
Сильными сторонами продуктов фирмы являются дизайн и
доставка. Слабой стороной - нестабильное качество. Фирма не является ценовым
лидером. На ЗАО «Шоколадная фабрика Новосибирская» существует адаптированная к
сегодняшнему дню маркетинговая концепция. Она, прежде всего, основывается на
сочетании интенсификации коммерческих усилий (затронута сфера стимулирования и
сбыта) и маркетингового подхода к разработке перспективных видов продукции. В
перспективе планируется сокращение ассортимента выпускаемой продукции, а также
замена изношенных основных фондов.
За последние годы маркетинговой службой была создана своя
сеть фирменных магазинов и оптовых складов. Основные достоинства данной схемы
работы - это каждодневно поступающая на счет выручка, широчайший ассортимент,
более низкие отпускные цены, свежий продукт.
Процесс определения маркетинговой стратегии и формирования
продуктового портфеля предполагает соотнесение их с целями и миссией
организации. ЗАО «Шоколадная фабрика Новосибирская» была определена следующая
миссия: производство высококачественных кондитерских изделий с целью
максимального удовлетворения потребностей покупателей и получения максимальной
прибыли инвесторами и акционерами.
6. Анализ основных видов продукции фирмы (товаров
групп)
Для ЗАО «Шоколадная фабрика Новосибирская» поставлены
долгосрочные цели (на начало 2009 г.):
Объем продаж - 28000 тонн.
Ассортимент и его пропорции: «Петушок», «Чародейка»,
«Трюфели» - 50%; печенье - 30%; торты - 5%; вафли - 3%; мармелад, орешки,
наборы конфет - 2%.
Норма прибыли - 25%.