Административные правонарушения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,03 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Административные правонарушения

Содержание

Введение

.Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации

.Возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование по делу

.Рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение постановления по делу

.Обжалование, опротестование и исполнение постановлений о наложении административных взысканий

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Административное право - это система юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления, и отношения, управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности (законотворчества, правосудия), а также отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций органов государственного управления, исполнительной власти.

Административный процесс представляет собой такую деятельность по разрешению органами управления (должностными лицами), иногда и другими компетентными органами, индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления, которая регулируется нормами административного права. В нем можно выделить следующие составные части или производства: по делам об административных нарушениях, по применению мер административного пресечения и восстановления, по применению мер дисциплинарного принуждения на основе норм административного права.

В структуре административного процесса производство по делам об административных правонарушениях является важным элементом. Его можно рассматривать как деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий и совокупность возникающих при этом отношений, урегулированных нормами административного права.

Производство по делам об административных правонарушениях определяется как правовой институт и как вид административно-процессуальной деятельности. В первом случае это совокупность административно-процессуальных норм, определяющих порядок действий участников административно-юрисдикционного процесса по поводу разрешения конкретных дел, возникающих в связи с совершением административных правонарушений; во втором - урегулированный административно-процессуальными нормами порядок действий участников административно-юрисдикционных правоотношений в связи с реализацией задач производства по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях, являясь составной частью административно-юрисдикционного процесса, имеет свою структуру, образуемую совокупностью стадий, характеризующихся специфической функциональной направленностью, относительной самостоятельностью и логической завершенностью.

Актуальность же данной темы обусловлена тем, что в настоящее время в административном законодательстве существуют некоторые пробелы. Например, существенным недостатком КоАП РФ является то, что в нем хотя и упоминается понятие административного расследования, однако его определения не дается. В КоАП РФ необходимо раскрыть содержание некоторых терминов, в том числе административного расследования. В России сделана попытка восполнить этот пробел Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в котором дано понятие административного расследования. "Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных на то должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление".

Методологической основой исследования послужили такие методы познания, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

Целью написания курсовой работы будет рассмотрение порядка производства по делам об административных правонарушениях.

Для достижения поставленной цели основными задачами работы будут являться характеристика производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации, рассмотрение порядка и стадий производства по делам об административных правонарушениях.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением порядка производства по делам об административных правонарушениях.

1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации

административный правонарушение постановление взыскание

Производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административно-юрисдикционного процесса. Административно-юрисдикционный процесс представляет собой принудительную деятельность, которая регулируется нормами административного права, и который включает в себя следующие части или производства:

  1. по делам об административных правонарушениях;
  2. по применению мер административного пресечения и восстановления;
  3. по применению правовых мер общественного воздействия;
  4. применению мер дисциплинарного воздействия на основе норм административного права;
  5. применению мер материальной ответственности на основе норм административного права.

Производство по делам об административных правонарушениях можно охарактеризовать как институт административного права, включающем в себя нормы, регулирующие деятельность уполномоченных органов и лиц по применению административных взысканий за административные правонарушения.

Административно-процессуальные нормы, входящие в институт производства по делам об административных правонарушениях регулирует порядок реализации соответствующих материальных норм, процедуры их применения, процесс осуществления принудительного воздействия на виновных с помощью административных взысканий.

В КоАП содержится основная масса правил производства по делам, но не все. Административно-процессуальные нормы, не вошедшие в КоАП условно можно поделить на две группы.

Первая - установленные законами РФ специфические правила рассмотрения отдельных категорий дел, которые вносят изменения в общий порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Вторую группу составляет ряд уточняющих, конкретизирующих нормы КоАП положений, содержащихся в подзаконных актах.

Производство по делам об административных правонарушениях представляет собой разновидность исполнительно-распределительной деятельности, поэтому в ней действуют общие принципы управления:

законности;

демократизма;

оперативности.

Одновременно здесь действуют и специфические, обусловленные задачами данной деятельности принципы:

объективной истины;

обеспечения права на защиту.

Выяснение объективной истины по делу - основная задача административного производства. Этот принцип обязывает должностных лиц, расследующих и рассматривающих дела, исследовать все обстоятельства и их взаимные связи в том виде, в каком они существовали в действительности.

Право на защиту реализуется предоставлением лицу, привлекаемому к ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности, а также приведения обстоятельств, смягчающих его вину.

Одной из важнейших основ права на защиту является презумпция добропорядочности гражданина и ее юридический вариант - презумпция невиновности.

Решение задач административного производства осуществляется посредством доказывания, которое включает в себя выявление, процессуальное оформления и исследование доказательств.

Информация может рассматриваться как доказательство при наличии двух условий:

Во-первых, она содержит данные о наличии или отсутствии административного правонарушения, виновности лица в его совершении и иных обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Во-вторых, так как порядок сбора доказательств определен законодательством, то доказательства могут быть использованы в административном производстве только в том случае, если они получены в порядке и из источников, предусмотренных законом.

В научной литературе принято делить доказательства по разным критериям на первоначальные и производные, прямые и косвенные, положительные и отрицательные, обвинительные и оправдательные. Представляется очень важной и группировка доказательств в зависимости от источника соответствующих сведений:

это данные, получаемые от различных лиц, чаще всего участников производства: правонарушителя, потерпевшего, свидетелей, т.е. информация переданная людьми, которые непосредственно участвовали в исследуемом деянии, были его очевидцами, имеют какие-либо сведения о нем. Другой разновидностью данных, получаемых от людей в форме слов, цифр, графиков и иных принятых в обществе способов информационного воздействия, является заключения экспертов, мнения специалистов.

вещественные доказательства и документы, являющиеся материальными носителями информации. Основные способы обнаружения и приобщения материальных источников доказательств - досмотр, изъятие и другие. Формами, используемыми в процессе доказывания, являются протокол об административном правонарушении, протокол изъятия вещей, справка о стоимости вещей и т.д.

непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать административные проступки. Например, инспектор ГИБДД увидел нарушение ПДД. В административном процессе использование подобных доказательств обеспечивает его оперативность.

Уполномоченный орган (должностное лицо) оценивает собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. При этом он руководствуется законом и правосознанием.

Роль и значение, содержание и объем полномочий, формы и методы участия органов (должностных лиц) и граждан в деле различны. Их можно условно разделить на несколько групп:

  1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела.
  2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший и его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители, адвокаты). В отличие от субъектов первой группы, никто из представителей данной группы не обладает властными полномочиями.
  3. Лица и органы, содействующие осуществлению производства: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые.
  4. Особая группа участников производства - общественные организации, товарищеские суды, трудовые коллективы, администрация по месту работы, учебы или жительства правонарушителей. В ряде случаев такие участники производства должны быть уведомлены о мерах административного воздействия, принятых к виновным. Они могут ходатайствовать о сокращении срока лишения права.

Производство, как и всякая деятельность, осуществляется во времени, всегда имеет временные рамки. В связи с этим важным принципом производства является оперативность: дела должны решаться быстро, в возможно более сжатые сроки.

Срок - это установленный нормативным актом отрезок времени, исчисляемый по заранее установленным правилам. Законодатель не только устанавливает размеры сроков, но и закрепляет правила их подсчета, ставит их исчисление в зависимость от тех или фактов.

Во-первых, нужно знать размер срока. В большинстве случаев нормами права определены отрезки времени, в течение которых действия должны быть произведены (3 часа, 10 дней, 2 месяца и т.д.).

Во-вторых, очень важно знать, с какого момента течет срок. Законодатель связывает его начало с каким-либо юридическим фактом, чаще всего с определенным действием. Например, совершение процессуальных действий уполномоченными должностными лицами (составление протокола, вынесение постановления и т.д.), лицами, привлекаемыми к ответственности (подача жалобы, уплата штрафа и т.д.).

В-третьих, установлены правила определения окончания сроков, различаются их прекращение и пропуск (истечение). Известно, что сроки определяют время, в которое должно быть совершено действие, а значит, их течение прекращается, если действие произведено своевременно. И, наоборот, если действие в течение установленного времени совершено не было, значит, срок истек, пропущен. В порядке исключения законодатель разрешает его восстановить.

Моментом истечения срока по общему правилу является окончание суток, на которые падает последний день.

Среди большого разнообразия сроков следует различать общие и специальные. Так, в ч.1 ст.29.6 КоАП установлен общий срок рассмотрения дел - 15 дней со дня их получения, а в ч.3 названы специальные и более короткие временные рамки рассмотрения некоторых категорий дел. Точно также существуют общие и специальные сроки задержания.

Наибольшее значение имеет деление сроков по их юридическому значению на процессуальные, давностные и принудительного воздействия. С помощью первых закрепляются отрезки времени, в рамках которых уполномоченные должностные лица и органы обязаны осуществить определенное процессуальное действие (рассмотреть жалобу, довести постановление до сведения, направить постановление до исполнения и т.д.). нарушение процессуальных сроков производство по делу не прекращает.

Иное дело давностные сроки. Если они истекли, производство по делу должно быть прекращено, а принятые акты утрачивают юридическое значение, становятся недействительными. Законодательству об административной ответственности известны три срока давности: привлечения к ответственности, исполнение постановления, погашение наложенного взыскания.

. Возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование по делу

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется поэтапно. Отдельные этапы продвижения дела называются стадиями производства. Они отличаются друг от друга итоговым процессуальным решением, конкретными задачами, производными от общих задач производства по делу, кругом органов и лиц, участвующих в производстве, порядком выполнения процессуальных действий. К ним относятся:

возбуждение уголовного дела и его административное расследование;

рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение постановления по делу;

обжалование и опротестование по делу;

исполнение постановления о наложении административного взыскания.

Существуют и другие системы классификации стадий производства по делам об административных правонарушениях.

Осуществление первой стадии преследует такие цели, как выявление правонарушения, его пресечение, возбуждение дела, обнаружение и закрепление доказательств, принятие мер, обеспечивающих рассмотрение дела и последовательное исполнение постановления о наложении административного взыскания.

Итоговым документом стадии производства является протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП). Хотя, составление протокола не всегда обязательно. Так, при совершении административного правонарушения, за которое установлено административное взыскание в виде минимального административного штрафа (например, одна десятая МРОТ), протокол об административном правонарушении не составляется, если лицо не оспаривает допущенное им правонарушение и налагаемое на него административное взыскание. Он не составляется в случаях наложения и взимания штрафа, а также при оформлении предупреждения непосредственно на месте совершения правонарушения.

Установлены определенные требования к содержанию протокола с целью обеспечения последующего ведения производства с наибольшей эффективностью. В соответствии со ст. 28.2 КоАП в нем указывается дата и место его составления, данные составителя протокола, сведения о личности нарушителя, место, время совершения правонарушения и его существо, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, фамилии, адреса свидетелей и нарушителя, иные сведения, имеющие значение для дела.

В протоколе также фиксируются доказательства, т.е. любые фактические данные, на основе которых устанавливается наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившем административное правонарушение, а также потерпевшем и свидетелями, если таковые имеются. Лицо, совершившее административное правонарушение, может отказаться от подписи протокола; в таком случае в нем делается запись об этом. Правонарушитель имеет право предоставить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по его содержанию, а также изложить свои мотивы отказа от подписи протокола.

При составлении протокола нарушителю должны быть разъяснены его процессуальные обязанности и права.

Протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.

На стадии возбуждения дела в необходимых случаях осуществляются процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Их цель - установление личности правонарушителя, составление протокола при невозможности его составления на месте, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела. К числу таких мер относятся: административное задержание лица; личный досмотр; досмотр вещей, транспортных средств; изъятие вещей и документов.

Основное условие административного задержания состоит в том, что оно может быть применено в отношении лиц, совершивших не любые, а строго определенные административные правонарушения. Однако для административного задержания мало наличия основного условия. Оно должно сочетаться с одним из двух дополнительных условий: когда административный проступок нельзя пресечь иными способами, либо когда протокол невозможно составить на месте нарушения.

Для административного задержания установлены определенные сроки. Оно, как правило, не может длиться более трех часов. При нарушении пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную границу для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения задержание возможно до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течении 24 часов с момента задержания или на срок до 10 суток с санкции прокурора, если правонарушитель не имеет документов, удостоверяющих его личность.

Административное задержание правомочны осуществлять органы (должностные лица) перечисленные в ст. 27.3 административное задержание оформляется составлением протокола, где указываются: дата и место его составления, данные составителя протокола, сведения о личности задержанного, время и мотивы задержания. По просьбе задержанного о месте его нахождения уведомляются родственники, администрация по месту работы или учебы, а о задержании несовершеннолетних в обязательном порядке родители и лица их заменяющие.

Личный досмотр (ст. 27.7 КоАП) может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений и органов пограничной службы Российской Федерации, а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, также и других уполномоченных на то органов. (в ред. Федерального закона от 29.01.97 N 24-ФЗ)

Личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей и товаров может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений, налоговых органов, органов пограничной службы Российской Федерации, органов лесоохраны, органов рыбоохраны, органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, органов государственного надзора за связью, органов Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органов Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, а также и других уполномоченных на то органов. (в ред. Федеральных законов от 27.05.96 N 56-ФЗ, от 30.07.96 N 103-ФЗ, от 06.08.96 N 108-ФЗ) Досмотр вещей и товаров, ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и других предметов осуществляется, как правило, в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствие собственника (владельца). (в ред. Федерального закона от 30.07.96 N 103-ФЗ) О личном досмотре и досмотре вещей и товаров составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. (в ред. Федерального закона от 30.07.96 N 103-ФЗ)

Личный досмотр и досмотр вещей и товаров в таможенных учреждениях производится в порядке, установленном Таможенным кодексом РФ.

Изъятие имущества и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженных при задержании или досмотре, осуществляется теми же должностными лицами, производившими задержание или досмотр. Изъятые вещи и документы хранятся впредь до рассмотрения дела об административном задержании. После рассмотрения дела они либо конфискуются, либо возвращаются владельцу, либо уничтожаются; при возмездном изъятии они реализуются.

Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства - процессуальные меры, применяемые в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что управляющие транспортными средствами лица находятся в состоянии опьянения либо они не имеют права управлять этими средствами. Задержание транспортных средств производится должностными лицами ОВД и оформляются отдельным протоколом или же в протоколе делается соответствующая запись.

Административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору.

.Рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение постановления по делу

После окончания разбирательства по делу и составлении протокола об административном правонарушении все материалы направляются органу или должностному лицу, обладающим правом рассматривать и принимать постановления о наложении административного взыскания.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняются следующие обстоятельства:

  1. относится ли оно к компетенции соответствующего органа или должностного лица;
  2. правильно ли составлен протокол и другие процессуальные документы;
  3. извещены ли лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения;
  4. истребованы ли необходимые дополнительные материалы;
  5. подлежат ли удовлетворению или отклонению ходатайства нарушителя, потерпевшего или их законных представителей.

Поверка указанных обстоятельств должна осуществляться заблаговременно до заседания органа, на котором будет рассматриваться дело, с тем чтобы своевременно принять необходимые меры по подготовке к заседанию.

Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях перечисляются в главе 23 КоАП. В их числе:

Судьи (ст. 23.1 КоАП);

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2 КоАП);

Органы внутренних дел (милиция) (ст. 23.3 КоАП);

Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4 КоАП);

Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. 23.5 КоАП);

Таможенные органы (ст.23.8 КоАП);

Органы экспортного контроля (ст. 23.9 КоАП);

Пограничные органы (ст. 23.10 КоАП);

Военные комиссариаты (ст. 23.11 КоАП)

Органы (должностные лица) осуществляющие административно-надзорные функции: государственного пожарного надзора, госгортехнадзора, госатомнадзора, госкомсанэпиднадзора, ветеринарного надзора, антимонопольного комитета и т.д. (ст. 23.12- 23.70 КоАП).

Следующая сторона, характеризующая стадию рассмотрения дела об административном правонарушении, связана с лицами, участвующими в производстве. К ним относятся:

лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

потерпевший;

законные представители физического лица;

законные представители юридического лица

защитник и представитель;

свидетель;

понятой;

эксперт;

переводчик;

прокурор.

КоАП РФ определяет процессуальный статус каждой из сторон, акцентируя при этом внимание на правах и обязанностях лица, привлекаемого к ответственности.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела (ст. 30.1 КоАП).

Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление по делу об административном правонарушении.

Потерпевший может быть допрошен в качестве свидетеля.

Законные представители вправе представлять в процессе рассмотрения дела интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, неспособными в силу своих физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять свои права. Это - родители, усыновители, опекуны и попечители (ст. 25.3.2 КоАП).

Защитник и представитель (ст. 25.5 КоАП). Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, в рассмотрении дела об административном правонарушении может участвовать адвокат. Адвокат, участвующий в рассмотрении дела об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела; заявлять ходатайства; по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по делу. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией.

Свидетель (ст. 25.6. КоАП). В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. По вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, свидетель обязан явиться в указанное время, дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы.

Эксперт (ст. 25.9 КоАП).Эксперт назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях. Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

Эксперт вправе:

знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

с разрешения органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;

присутствовать при рассмотрении дела.

Переводчик назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Переводчик обязан явиться по вызову органа (должностного лица) и выполнить полно и точно порученный ему перевод (ст. 25.10 КоАП).

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, а также по месту учета транспортных средств.

Установлены определенные сроки рассмотрения таких дел. Как правило, они рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Некоторые дела рассматриваются в течение суток (например, о незаконном приобретении или хранении наркотических средств в небольших размерах либо их потреблении без назначения врача), трех суток (например, о торговле с рук в не установленных местах), в семидневный срок (например, о нарушениях, связанных с использованием газа), в пятнадцатидневный срок (например, о мелком хищении государственного или общественного имущества).

При рассмотрении коллегиальным органом дела об административном правонарушении ведется протокол, в котором фиксируются все процессуальные данные, а именно:

наименование и состав органа, рассматривающего данное дело;

дата и место его заседания;

содержание, рассматриваемого дела;

сведения о явке вызванных лиц, их объяснения, ходатайства и результаты их рассмотрения;

документы и доказательства, исследуемые при рассмотрении дела;

выясняются обстоятельства, от которых зависит решение, т.е. было ли совершено правонарушение; виновно ли данное лицо в его совершении; подлежит ли оно административной ответственности; имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; причинен ли правонарушением имущественный ущерб и т.д.;

сведения об объявлении принятого постановления, разъяснении порядка и сроков его обжалования.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу. Оно должно содержать следующие данные: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления (ст. 29.10 КоАП).

Предусмотрено, что постановление по делу может быть двух видов:

  1. о назначении административного наказания;
  2. о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Второй вид имеет место в следующих случаях:

)наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5;

)объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9;

)прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;

)освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Копия вручается под расписку. В случае, если копия высылается, об этом делается соответствующая запись в деле.


. Обжалование, опротестование и исполнение постановлений о наложении административных взысканий

Следующей стадией производства по делам об административных правонарушениях является обжалование и опротестование постановлений по делу.

Обжалование постановления о наложении административного взыскания по делу может быть осуществлено лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим, а от имени привлеченного к административной ответственности - адвокатом.

Установлен следующий порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (ст. 30.2 КоАП):

  1. постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних - в соответствующую администрацию (района, города) или в районный (городской) суд;
  2. решение администрации - в вышестоящую администрацию или в районный (городской) суд;
  3. постановление иного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде штрафа - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным; о наложении иного административного взыскания - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным;
  4. постановление органа внутренних дел (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу).

Таким образом, установленный порядок обжалования различен: либо предоставляется возможность выбора инстанции для подачи жалобы, либо таковая инстанция определяется однозначно, либо допускается двухступенчатый порядок обжалования. В случаях когда жалоба подается в судебные органы, решение суда является окончательным и обжалованию на подлежит, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица может быть восстановлен органом (должностным лицом) правомочным рассматривать жалобу.

Жалоба рассматривается правомочным на то органом (должностным лицом) в десятидневный срок со дня ее поступления.

При рассмотрении жалобы проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.

Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы принимают одно из следующих решений (ст. 30.7 КоАП):

об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение;

об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать данное дело, то такое постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица). Копия решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

Отмена постановления с прекращением дела об административном правонарушении влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возмещается его стоимость. Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, производится в порядке, установленном законодательством.

Опротестование постановления о наложении административного взыскания осуществляется прокурором. Сроки рассмотрения протестов и последствия их принесения такие же, как и при обжаловании. Прокурор вправе опротестовать и решение, принятое по жалобе; протест в таких случаях вносится в вышестоящий, по отношению к принявшему постановление, орган.

Кроме того, прокурор вправе возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, участвовать в рассмотрении дела, давать заключения по вопросам, возникающим в ходе его рассмотрения.

Постановление народного судьи по делу об административном правонарушении может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, а также независимо от наличия протеста председателем вышестоящего суда. Аналогичен порядок отмены постановлений начальников ОВД (имеются в виду вышестоящие начальники).

При рассмотрении стадии обжалования административных взысканий необходимо иметь в виду положения Федерального закона ''Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан'' с изменениями на 9 февраля 2009 года.

В соответствии со ст.1, упомянутого закона, каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В соответствии с данным законом суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:

действий (решений), проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ;

действий (решений), в отношении которых законодательством установлен иной порядок судебного обжалования.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения),нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Жалоба гражданина рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.

На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к указанным в ст.2 Федерального закона ''Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан'' последствиям.

Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.

В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру предусмотренной Федеральным законом ''Об основах государственной службы'', другими федеральными законами ответственности государственного служащего, вплоть до представления об увольнении. Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений), указанных в ст.2 Федерального закона ''Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан''.

Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются в установленном ГК РФ порядке.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Исполнение постановлений о наложении административных взысканий - заключительная стадия производства.

Постановление о наложении административного взыскания обязательно для исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Как правило постановление подлежит исполнению с момента его вынесения, если иное не предусмотрено законодательством. Это правило распространяется на те постановления, которые не обжаловались или не опротестовывались, а также на постановления таких мер взыскания, как предупреждение и штраф, взимаемый на месте.

При наличии обстоятельств, вследствие которых немедленное исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста, исправительных работ или штрафа (за исключением взысканного на месте совершения правонарушения) невозможно, орган (должностное лицо), вынесший постановление, может отсрочить его исполнение на срок до одного месяца.

Орган (должностное лицо), вынесший постановление, прекращает исполнение постановления в случаях:

  1. издания акта амнистии, если оно устраняет применение административного взыскания;
  2. отмены, акта устанавливающего административную ответственность;
  3. смерти лица, в отношении которого вынесено постановление
  4. истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания;
  5. отмены постановления;
  6. вынесения постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

КоАП предусматривает давность исполнения постановления. Так, не подлежит исполнению постановление, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения данного постановления о наложении административного взыскания. Конфискация предметов контрабанды производится независимо от времени обнаружения.

Исполнение постановлений о наложении штрафа. Штраф должен быть уплачен нарушителем в течение пятнадцати дней со дня вручения ему постановления. При отсутствии заработка у лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершивших мелкое хулиганство или нарушение ПДД, штраф уплачивают родители или лица, их заменяющие.

Возможно принудительное исполнение постановления о наложении штрафа в случае его неуплаты в установленный срок. Постановление о наложении штрафа направляется для удержания суммы штрафа из заработанной платы или иного заработка, пенсии или стипендии нарушителя. Если нарушитель не работает или взыскивание суммы невозможно, взыскание производится судебным исполнителем путем обращения взыскания на личное имущество нарушителя. При взимании штрафа на месте правонарушения нарушителю выдается квитанция, являющаяся документом строгой финансовой отчетности.

Исполнение постановлений о возмездном изъятии предметов.

Изъятые на основании постановления предметы сдаются органами (должностными лицами), вынесшими постановление, для реализации в комиссионный магазин государственной или кооперативной торговли по месту нахождения имущества, подлежащего изъятию. Суммы, вырученные от реализации возмездно изъятого предмета, передаются бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации предмета.

Исполнение постановления о конфискации имущества осуществляется путем принудительного безвозмездного обращения предмета, явившегося орудием совершения правонарушения или его непосредственным объектом (например, предмет контрабанды), в собственность государства. Осуществляется постановление об этом судебными исполнителями, органами внутренних дел, надзорными, таможенными и другими органами.

Исполнение постановлений о лишении специальных прав производится путем изъятия водительского удостоверения (удостоверения на право управления судном), уполномоченными на то органами (должностными лицами), а также путем изъятия в том порядке охотничьих билетов.

Исполнение постановлений об исправительных работах. Постановление направляется на исполнение не позднее, чем на следующий день после его вынесения. Исправительные работы отбываются по месту постоянной работы нарушителя. Удержание в доход государства в размерах определяемых постановлением, производится за весь период отбывания наказания. Отбывание наказания исчисляется сроком, во время которого нарушитель работал и из его заработка производилось удержание. В случае уклонения от отбывания наказания, примененного за мелкое хулиганство, постановлением народного судьи (суда) неотбытый срок исправительных работ может быть заменен штрафом или административным арестом (до пятнадцати суток.

Исполнение постановлений об административном аресте осуществляется немедленно после его вынесения. Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся под стражей в местах, определяемых органами внутренних дел. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста. Наказанные используются на физических работах. За время нахождения под арестом заработная плата по месту постоянной работы им не выплачивается.

Исполнение постановлений в части возмещения имущественного вреда. Имущественный ущерб должен быть возмёщен не позднее пятнадцати дней со дня вручения нарушителю постановления. В случае его неисполнения постановление направляется для взыскания в порядке исполнительного производства, предусмотренного гражданским судопроизводством.

Заключение

Таким образом, в процессе исследования данной темы были решены следующие задачи: определены понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрены участники производства и определена их роль, исследован порядок возбуждения дела, определена процедура его рассмотрения, проанализирован порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, изучен порядок рассмотрения жалоб и протестов по делам об административных правонарушениях.

Административный процесс представляет собой такую деятельность по разрешению органами управления (должностными лицами), иногда и другими компетентными органами, индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления, которая регулируется нормами административного права. В нем можно выделить следующие составные части или производства: по делам об административных нарушениях, по применению мер административного пресечения и восстановления, по применению мер дисциплинарного принуждения на основе норм административного права.

В структуре административного процесса производство по делам об административных правонарушениях является важным элементом. Его можно рассматривать как деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий и совокупность возникающих при этом отношений, урегулированных нормами административного права.

Производство по делам об административных правонарушениях, являясь составной частью административно-юрисдикционного процесса, имеет свою структуру, образуемую совокупностью стадий, характеризующихся специфической функциональной направленностью, относительной самостоятельностью и логической завершенностью.

Особую группу составляет ряд уточняющих, конкретизирующих КоАП положений, содержащихся в подзаконных актах (инструкции различных министерств и ведомств).

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:

своевременное, всестороннее, полное и объективное выявление обстоятельств каждого дела;

разрешение его в точном соответствии с законодательством;

обеспечение исполнения вынесенного постановления;

выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений;

воспитание граждан в духе соблюдения законов.

Производство состоит из четырех частей (стадий). На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка, данные о виновном и составляется протокол. На второй - компетентный орган рассматривает дело и принимает постановление. На третьей - факультативной - стадии постановление пересматривается по жалобе гражданина, протесту прокурора, она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. На четвертой - реализуется принятое постановление.

На каждой стадии существуют этапы - группы взаимосвязанных действий. Схематически система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях может быть представлена так:

В заключение следует отметить, что в целом административно-процессуальное законодательство у нас развито слабо. Кодекс об административных правонарушениях явно устарел, общих процедур не хватает, особенно с сфере взаимоотношений органов исполнительной власти и по «вертикали», и особенно по «горизонтали».

В практике управления возникает много споров и конфликтов между центрами и регионами, между областной (краевой) администрацией и районами, областными (краевыми) службами, между ведомствами и т. п. Настоятельно необходим нормативный порядок урегулирования разногласий и разрешения споров между различными структурами исполнительной власти.

Имеется много устаревших и противоречивых норм об административных правонарушениях, требующих пересмотра, особенно в сферах права собственности, труда, здоровья населения, охраны природы, транспорта.

Список использованной литературы

.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. А.П. Алехина. - М.: Зерцало-М, 2003. - 594 с.

.Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2002. 441 с.

.Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 367 с.

.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях /с изменениями внесенными Федеральными законами от 23.11.2009 N 261-ФЗ/

.Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право 3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008. - 816с.

.Российское административное право: Учебник / Адушкин Ю.С., Багишаев З.А., Манохин В.М.. - М.; Юристъ, 2006. - 472 с.

.Федерального закона ''Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан'' с изм. от 9.02.2009 г.

.Большой юридический энциклопедический словарь 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: - 2007г.

10. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2008. С. 728.

. Дмитриев, Ю.А. Административное право: учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, А.А. Евтеева, С.М. Петров. - М.: Эксмо, 2005. - 1007с.

. Четвериков, В.С. Административное право: Учебно-методическое пособие для вузов / - М.: МГСУ; Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 505с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!