Сложноподчинённые предложения

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,23 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сложноподчинённые предложения

Министерство образования Российской Федерации

Городская научно - практическая конференция









Научно - практическое исследование

на тему: "Сложноподчинённые предложения"


Выполнил:

ученик МОУ СОШ №73

Кокора М. Н.

Руководитель:

Иванова А. С.





Краснодар 2011

Содержание

Введение

1. Понятие сложных предложений, их виды

2. Сложные синтаксические конструкции, способы их образования

3. Сложноподчинённые предложения, их виды

4. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях

5. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

6. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными

7. Типичные ошибки в построении сложноподчинённых предложений

Список используемой литературы

Введение

Цель работы: изучить виды сложноподчинённых предложений.

Методы: наблюдение, анализ, синтез, работа с научной литературой.

Русский язык-это национальный язык русского народа, включающий в себя всю совокупность языковых средств, которые используют в своем общении русские люди. Вместе с украинским и белорусским он входит в группу восточнославянских языков.

Высшей формой русского языка является язык литературный, обладающий целой системой норм, в становлении и укреплении которых, их обработке и шлифовке выдающуюся роль сыграли русские писатели, учёные, публицисты, общественные деятели.

Нормы литературного языка охватывают как устную, так и письменную речь, произношение, лексику, грамматику, правописание. Например, в русском литературном языке не принято говорить "обле’гчить", "средства’", "инстру’мент" (надо: облегчи’ть, сре’дства, инструме’нт).                                         

Синтаксис сложных предложений тоже подчинен определенным литературным нормам языка. Каждый культурный человек должен хорошо владеть ими, уметь грамотно строить свою речь.

Правописание и построение сложных предложений всегда вызывало у меня трудности. Я узнал, что эта тема сложна не только для меня.

Среди моих одноклассников я провёл опрос по теме "Сложноподчинённое предложение". На вопрос, что такое предложение правильно ответили лишь 17,6% опрошенных. Не точную формулировку определения предложения дали 41,2%, не ответили на вопрос - 41,2%. Чёткое определение сложного предложения дали 29,4%. имеют какое-то понятие об этой теме 29,4%, а совсем не ответили на вопрос 41,2%. Все особенности сложноподчинённых предложений не смог выделить ни один ученик, совсем не ответили на этот вопрос 35,3%. Виды сложноподчинённых предложений правильно указали 35,3%, не все виды выделили 23,5%, подвиды указали 23,5% ответивших на этот вопрос, из которых ни один ученик не обнаружил все случаи, не справились с этим заданием 41,2% опрошенных.

Таким образом, мы видим, что тема "Сложноподчинённое предложение" вызывает затруднение не только у меня. А ведь известно, что очень важно уметь правильно строить сложные предложения и грамотно расставлять в них знаки препинания.

Именно для того, чтобы допускать меньше ошибок в родном языке и разобраться в тонкостях построения сложных предложений, я решил работать над данной темой.

1. Понятие сложных предложений, их виды

Сложным называется предложение, имеющее в своём составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом, конструктивном и интонационном отношении единое целое.

По способу соединения простых предложений в сложные различаются союзные и бессоюзные сложные предложения. Первые подразделяются на два типа сложных предложений: сложносочинённые и сложноподчинённые предложения (см. приложение, табл.1).

Различие между последними двумя типами сложных предложений основано в первую очередь на различной синтаксической функции сочинительных и подчинительных союзов. Кроме того, при сочинении предложения могут сохранять свою смысловую самостоятельность и синтаксическое равноправие, тогда как при подчинении предложений одно из них в смысловом и синтаксическом отношении обычно подчинено другому. Сравните: Все жаловались на холод, и дождь стучал в окна (Чехов); Мечик вспомнил о первом впечатлении, которое произвела на него сестра (Фадеев). Первое предложение сложносочинённое; каждая из его частей носит характер самостоятельного утверждения и сохраняет синтаксическую независимость; возможна перестановка обеих частей без нарушения смысла и структуры сложного целого. Второе предложения сложноподчинённое; вторая часть в нём носит характер зависимого утверждения и в синтаксическом отношении не равноправна с первой частью сложного целого.

Часто в одном предложении встречается несколько типов связи, что вызывает у учеников повышенное затруднение при постановке знаков препинания. Следующая глава моего реферата именно о таких предложениях.

2. Сложные синтаксические конструкции, способы их образования

 

Способы образования сложных синтаксических конструкций.

Сложными синтаксическими конструкциями называются сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Сюда относятся:

)        сочинение и подчинение;

)        сочинение и бессоюзная связь;

)        подчинение и бессоюзная связь;

)        сочинение, подчинение и бессоюзная связь одновременно.

Примеры таких предложений смешанного типа с подчинительной связью:

1. Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что больная хочет уснуть, и все вышли потихоньку из светлицы, кроме служанки, которая снова села за самопрялку (Пушкин).

Схема


3. Как ни был он подготовлен, сердце ёкнуло: всё-таки большое событие (Пантелеев).

Схема


4. И он стал рассказывать, почему не вышло: кругом всё уже было залито водой, и для того чтобы попасть в деревню, надо было идти по узкой полосе в несколько десятков метров с двух сторон железной дороги.

синтаксический препинание сложноподчинённый предложение

Схема


. Сложноподчинённые предложения, их виды

Сложноподчиненным называется предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или относительными словами.

Подчинительная связь между частями сложноподчинённого предложения выражается в синтаксической зависимости одной части слова от другой.

Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, называется придаточным предложением. Часть сложноподчинённого предложения, которой подчинено придаточное, называется главным предложением.

Подчинительная связь выражается в определённых формальных показателях - подчинительных союзах и относительных (союзных) словах.

Союзы служат только средством синтаксической связи между частями сложноподчинённого предложения, относительные (союзные) слова наряду с этим выполняют функцию одного из членов предложения. Сравните: Макар почувствовал, что его кто-то толкнул ногой (Короленко); Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом (Чехов).

В первом предложении что выполняет функцию союза, так как оно лишено семантической знаменательности и служит только средством связи и показателем синтаксических отношений между частями сложного предложения.

Во втором предложении что является относительным (союзным) словом, так как оно не теряет своей семантической полнозначности и выполняет роль дополнения в придаточном предложении.

Существуют следующие виды придаточных предложений:

)определительное; 2)изъяснительное; 3)времени; 4)места; 5)образа действия; 6)причины; 7)цели; 8)сравнительное; 9)условное; 10)уступительное; 11)следствия (см. приложение табл.2).

Некоторые авторы, Розенталь, Голуб, выделяют ещё два вида придаточных предложений: меры и степени, присоединительное, но в школьном курсе мы их не изучаем.

. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях

.Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главного.

.Иногда, при интонационном подчёркивании, придаточные изъяснительные (а также условные с союзом ли), стоящие перед главным предложением, отделяются от него не запятой, а тире: Кто весел -тот смеётся (Лебедев - Кумач); Как рассказывал учитель - долго слушал у окна я (Плещеев); Конечно, хорошо, что он с ней венчается, а как жить будут - кто знает (М. Горький); Пахарь ли песню вдали запоёт - долгая песня за сердце берёт; лес ли начнётся - сосна да осина (Некрасов) (в последнем примере во второй части - неполное предложение).

.В редких случаях перед подчинительным союзом ставится двоеточие; это имеет место тогда, когда в предыдущей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте можно вставить слова): а именно: Хаджи - Мурат сидел рядом в комнате и, хотя не понимал того, что говорили, понял, однако, то, что ему нужно было понять: что они спорили о нём и что его выход от Шамиля есть дело огромной важности для русских…(Л. Толстой).

) перед союзом, если придаточное предложение следует за главным: Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все (Лермонтов);

) после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному: По мере того как я рассказывал, он приходил в себя (М. Горький).

Примечание. В зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая часть войдёт в состав главного предложения как относительное слово, а вторая будет выполнять роль союза; в таких случаях запятая ставится только перед второй частью сложного союза: Он исхудал за одну ночь так, что остались только кожа и кости (Л. Толстой); Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся (Аксаков).

Сложные союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.

.Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не либо повторяющийся дальше сочинительный союз и, или, либо и т. п., то придаточное предложение не отделяется от главного запятой: Важно не что он сказал, а как он это сказал; Было шумно и когда дети играли на дворе, и когда они собирались в столовой (между придаточным предложением запятая в подобных случаях ставится).

.Не являются придаточными предложениями и не отделяются поэтому запятой неразложимые выражения во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, кто во что горазд, что есть мочи и т. п.

.Придаточное предложение, состоящее из одного только относительного слова, запятой не отделяется: Он обиделся, но не сказал почему.

.Также необходимо учитывать постановку знаков препинания в простом предложении в составе сложного (однородные члены предложения, вводные конструкции, обращения, причастные и деепричастные обороты и т. п.).

Но существуют такие виды сложноподчинённых предложений, для которых эти правила применить нельзя, и о таких предложения следующая глава реферата.

5. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными

В таких предложениях возможны два типа отношений между объединёнными предложениями.

.Все придаточные предложения относятся непосредственно к главному предложению.

В зависимости от значения придаточных предложений и их отношения к главному они могут быть однородными подчинёнными предложениями и неоднородными.

Однородными называются одноимённые придаточные предложения, относящиеся к одному и тому же члену главного предложения или ко всему главному предложению в целом. Между собой эти предложения связываются сочинительной связью и потому называются придаточными соподчинёнными.

В предложении Она, Аночка, пошла вместе с ним, довольная, что угодила ему и что может побыть на берегу и отдохнуть от нянченья наскучившего Павлика (Федин) два придаточных изъяснительных, соединённых между собой сочинительным союзом и, относятся к одному члену главного предложения довольная.

Неоднородными называются придаточные предложения разноимённые, т. е. относящиеся к разным типам по значению, а также придаточные одного типа, но относящиеся к разным членам главного предложения. Такое подчинение называется параллельным.

В предложении В городе был большой бульвар с двумя цветниками и с английским сквером с павильонами, где кушали мельхиоровыми ложечками мороженое, с домиком, в котором пили кумыс и йогурт (Федин) два придаточных определительных, но они не однородны, так как относятся к разным членам главного предложения.

.Придаточные предложения образуют цепь: первое относится к главному, второе - к первому придаточному, третье - ко второму придаточному и т. д. Такое подчинение называется последовательным, а придаточное - соответственно придаточными первой степени, придаточными второй степени и т. д.

В предложении Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки, на которую выходила его дверь (Панова) придаточное изъяснительное, относясь к главному, имеет при себе придаточное определительное.

6. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

.Запятая ставится между однородными придаточными предложениями, если они не соединены союзами: Мне всё ещё не верилось, что это был наш родной степной певун, что слышалось пенье жаворонка; если придаточные части сложноподчинённого предложения сильно распространены, особенно когда внутри них уже имеются запятые, вместо запятой ставится точка с запятой: Не потерплю, чтоб развратитель огнём и вздохов и похвал младое сердце искушал; чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелёк; чтобы двухутренний цветок увял ещё полураскрытый (Пушкин).

Если придаточные части сложноподчинённого предложения соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая не ставится: Получили известие, что Волга стала и что через неё потянулись обозы (Аксаков).

Примечание. Между придаточными предложениями с последовательным подчинением запятая ставится на общем основании: Было совершенно темно, когда Макар почувствовал, что его кто-то толкнул ногой (Короленко).

.При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и относительном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или относительного слова) запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза - то, так, но; в противном случае запятая не ставится. Например: Мечик почувствовал, что, если вновь придётся отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики (Фадеев) - придаточное условное с союзом если можно опустить или переставить в другое место предложения, поэтому запятая между двумя союзами ставится; Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уж впоследствии времени мне будет трудно освободится от его опеки (Пушкин) - придаточное условное с союзом если нельзя опустить или переставить, так как рядом окажется что…то, поэтому запятая между двумя союзами не ставится.

.Запятая и тире ставятся в следующих случаях:

)перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных, если подчёркивается распадение единого целого на две части: Делал ли что-нибудь для этого Шпольц, что делал и как делал, - мы того не знаем (Добролюбов);

)перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение или дальнейшую часть того же предложения: Я знала очень хорошо, что это был муж: мой, не какой-нибудь новый, неизвестный мне человек, а хороший человек, - муж мой, которого я знала, как самое себя (Л. Толстой);

)в периоде (значительном по объёму сложном предложении, которое делится паузой на две части- повышение и понижение) между его частями: О, если правда, что в ночи, когда покоятся живые и с неба лунные лучи скользят на камни гробовые, о, если правда, что тогда пустеют тихие могилы, - я тень зову, я жду Лейлы: ко мне, друг мой, сюда, сюда! (Пушкин).

. Типичные ошибки в построении сложноподчинённых предложений

Не только ученики, но и абитуриенты при сдаче экзаменов часто делают ошибки в построении сложноподчинённых предложений. Основные такие ошибки указаны в этой таблице.

не правильно

правильно

причина

1.Который человек бережёт свою честь, он не сделает подлости.

Человек, который бережёт свою честь, не сделает подлости.

Определительное придаточное должно следовать за определяемым словом.

2.К числу достижений преподавательского коллектива гимназии следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся.

во втором придаточном предложении следовало тоже использовать обратный порядок слов

Без должного основания устанавливается различный порядок слов в соподчинённых придаточных предложениях.

3.Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения.

Главное, чему необходимо уделить внимание, - это художественная сторона произведения.

Смешение конструкции, главное предложение "перебивается" находящимся внутри его придаточным.

4.Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован.

1)…в одном из цехов завода, недавно реконструированном; 2)…в одном из цехов завода, недавно реконструированного.

Неправильный порядок слов в сложном предложении с придаточным определительным порождает двузначность или искажает смысл высказывания.

5.1.Создалась обстановка, когда мало что благоприятствовало улучшению работы.

Создалась обстановка, которая мало благоприятствовала улучшению работы.

Неправильное употребление союзов и союзных слов. Союз или союзное слово заменяется другим союзом или союзным словом, которое не подходит для данного контекста.

5.2.Условия для реализации мирных договорённостей были налицо, однако тем не менее добиться урегулирования конфликта до сих пор не удалось.

Условия для реализации мирных договорённостей были налицо, тем не менее добиться урегулирования конфликта до сих пор не удалось.

Постановка рядом однозначных союзов.

5.3.Докладчик привёл новые данные, которые, кажется, что где-то частично были уже опубликованы.

союз что лишний

Союз оказывается лишним после вводного слова, которое ошибочно принимают за часть главного предложения.

5.4.Если бы предложения западных держав были бы приняты, ничего не изменилось бы, разве что была бы создана комиссия по инвентаризации вооружения.

Если предложения западных держав были приняты, ничего не изменилось бы, разве что бала бы создана комиссия по инвентаризации вооружения.

Повторение частицы бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено в форме условно-сослагательного наклонения.

5.5.Врачи считают, что болезнь настолько опасна, что приходится опасаться за жизнь больного.

Врачи считают: болезнь настолько опасна, что приходится опасаться за жизнь больного.

Загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами при последовательном подчинении придаточных предложений.

5.6.В современной Венгрии сельское хозяйство настолько отличается от того, что было до второй мировой войны, как вообще вся экономика страны отличается от довоенной.

…в такой же мере отличается …в какой вся экономика страны…(не существует парного союза настолько - как)

Неудачное построение с парным сопоставительным союзом.

6.Автор сгоряча сказал рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге.

Автор сгоряча сказал рецензенту, что как же он мог не заметить того нового, что имеется в книге.

Смешение прямой и косвенной речи. Придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи (формы личных местоимений и глаголов).

7.Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка.

Вечером мы были на туристской базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти полпарка.

Неправильное совмещение придаточного предложения и причастного оборота.


Список используемой литературы

Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русский язык на отлично. Правила и упражнения. М.: Махаон, 2005.

Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 1988.

Фёдорова М. В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. СПб.: "Валерии СПД", 1998.

Василенко М. В., Денисова М. А., Лагутина Е. В. Русский язык в таблицах. 5-9 классы. М.: "Издат-школа 2000".

Воителева Т. М., Войлова К. А., Герасименко Н. А. и др. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999.

Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 2001.

Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык: Учебные пособия для вузов. М.: Рольф; Айрис-пресс, 2000.

Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Рольф, 1996.

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь - справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976.

Похожие работы на - Сложноподчинённые предложения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!