Проектирование механизма поворота стола контрольно-измерительного автомата (КИА)

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    116,50 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектирование механизма поворота стола контрольно-измерительного автомата (КИА)

Введение

Цель работы: познакомиться с последовательностью расчетов агрегатов, машин, механизмов и деталей общего назначения; приобрести навыки структурного, кинематического и динамического исследования агрегата в целом; выполнить инженерные расчеты механизмов контрольно-измерительного автомата; приобрести навыки оформления чертежей и пояснительной записки.

По заданной кинематической схеме и исходным данным спроектировать механизмы поворота стола контрольно-измерительного автомата (КИА).

Описание работы КИА

Многопозиционные КИА предназначены для контроля и сортировки деталей в процессе обработки в условиях автоматизированного крупносерийного и массового производства. В таких автоматах для повышения их производительности контроль параметров деталей осуществляется на нескольких позициях одновременно. На первой позиции выполняется загрузка, а напоследней выталкивание деталей. На измерительных позициях контролируются последовательно различные параметры одной и той же детали.

Кинематическая схема механизма представлена графической части проекта. Она представляет собой четырехпозиционный автомат для измерения и контроля нескольких параметров деталей.

Движение звеньев автомата осуществляется от ведущего вала 1 электродвигателя, связанного при помощи муфты с водилой Н планетарной передачи. От сателлит 2, с двумя зубчатыми венцами вращение передается на выходной вал передачи. Далее через соединительную муфту движение передается на вал 3, связанный ременной передачей с транспортирующим устройством (на кинематической схеме показан только ведущий шкив передачи). От вала 3 через коническую зубчатую пару вращение передается на вал 4 кривошипа мальтийского механизма. Для уменьшения неравномерности на валу установлен маховик М. Поворот вала 4 от входа цевки кривошипа в паз креста до выхода из паза называется углом рабочего поворота φ4p. При этом крест со столом поворачивается на 60°. В момент выхода цевки из паза вращение креста и стола прекращается. Неподвижное положение креста и стола фиксируется цилиндрической поверхностью диска кривошипа, которая при повороте скользит по сегментному вырезу креста. На конце вала 4 имеется другой кривошип К, который посредством шатуна 6 связан с ползуном 7. По истечение времени Δtц после остановки креста при прямом ходе ползуна происходит выталкивание детали. При неподвижном столе осуществляется следующие операции: контроль и измерение деталей на нескольких позициях, загрузка деталей на стол из бункера - накопителя и выталкивание при помощи ползуна 7 проконтролированной детали в лоток (бункер и лоток на схеме не показаны). Продвижение деталей от предыдущих к последующим позициям осуществляется при повторяющихся циклических поворотах стола. Вокруг стола размещены измерительные станции (они также условно не показаны), которые работают с одинаковой длительностью контроля. Время tц цикла соответствует длительности одного оборота кривошипного вала4. За каждый цикл в лоток сбрасывается одна проконтролированная деталь и подается из бункера на стол новая. При этом полный контроль (включая загрузку и выталкивание) одной детали на многопозиционном автомате выполняется за tк = tцzк (здесь zк число пазов креста

Задачи проектирования КИА

По исходным данным необходимо:

Разработать кинематическую схему автомата

Выполнить его структурный анализ

Выполнить кинематический анализ КИА включающего планетарную передачу мальтийский и кривошино-ползунный механизмы.

Выполнить динамический анализ КИА с целью выбора электродвигателя и определения момента инерции маховика.

Произвести расчеты элементов механизмов КИА.

Выполнить графическую часть.

Оформить пояснительную записку.

Структурный анализ

Данный механизм имеет 10 звеньев:

ведущий вал с центральным зубчатым венцом

сателлит первой ступени;

- водило Н с зубчатым венцом;

- сателлит второй ступени;

вал кривошипа мальтийского механизма;

мальтийский крест;

шатун;

ползун;

стойка (неподвижное звено).

-0(A) вращательное низшее обратимое P5

-2 (B) вращательное низшее обратимое P5

-0 (C) - вращательное низшее обратимое P5

-3 (D) - зубчатое высшая необратимая P4

-0 (E) - вращательное низшее обратимое P5

-4 (F) - зубчатое высшая необратимая P4

-0 (M) - вращательное низшее обратимое P5

-4 (N) - зубчатое высшая необратимая P4

-0 (K) - вращательное низшее обратимое P5

-6 (L) - вращательное низшее обратимое P5

-7 (T) - вращательное низшее обратимое P5

-0 (S) возвратно поступательное низшая обратимая P5

Определим степень подвижности по формуле Чебышева =3(n-1) -2p5-p4 = 3(8-1)-1*4-2*8=1

подвижных звеньев 7

пар 5 класса 8

пар 4 класса 4

Данные

параметры

обозначения

Единица измерения

Исходные данные

q

Производительность КИА

Дет/час

5500

U34

Передаточное отношение коничекой зубчатой пары


1.40

Zk

Число пазов мальтийского креста


6

K

Число сателлитов планетарной передачи


3

W1

Частота вращения ведущего вала 1

1/c

314

T3

Момент сил сопротивления транспортирующего утройства

H*m

36

T4

Момент сил трения в опорах валов 4 и5


5.0

T5



5.6

F7

Сила сопротивления при выталкивании деталей со стола

H

31

I3

Моменты инерции вращающихся масс относительно осей валов соответтвенно 3,4,5

кг * м2

3.5

I4



0.9

I5



2.5

Iп

Момент инерции относительно оси выходного вала планетарной передачи


1.6

ak

Межосевое расстояние мальтийского механизма

м

0.21

b

Размеры вала


0.13

c



0.07

d4

Диаметр делительной окружности конического колеса,установленного на валу


0.08

r

Длинна кривошипа


0.11

λ= r/l

Отношение длины r кривошипа к длине l шатуна кривошипноползунного механизма


0.38

δ

Коэффициент неравномерности вращения вала 4


0.03

Кинематический анализ механизма КИА

Следует определить:

время одного цикла tц

угловую скорость w4 вала 4

передаточное отношение u 14 между валами 1 и 4

передаточное отношение u13 планетарной передачи

угловую скорость w3 вала 3

Так как время одного оборота кривошипного вала определяет длительность одного цикла контроля детали, то время одного цикла равно, с,ц== =0.6545.

Угловая скорость кривошипного вала 4,1/с== =9.595

Передаточное отношение между валами 1 и 4 = = =32.725

Передаточное отношение планетарной передачи 13 = ==23.375

Угловая скорость вала 3,1/с===13.433

Кинематический анализ мальтийского механизма

Перед разработкой конструкции мальтийского механизма следует определить основные параметры и выполнить его кинематичекий анализ.

Определить основные параметры

Угол поворота φ5к креста за один оборот кривошипного вала

φ5к = ==600

Угол рабочего поворота φ4p кривошипа,при котром происходит поворот креста

φ4p =  = =120

Угол выемки фиксирующего диска

Β=φ4p- (1…1.5)0 = 120-1=1190

Длина кривошипа,мм

ек = ак sin= 210*sin= 210*0.5 =105 мм

Расстояние от оси вращения креста до начала паза,мм

кк = акcos=210*cos =210*0.866=181.86

Диаметр цевки кривошипа,ммц=(0,2…..0,3) ек=0.2*105=21

Диаметр креста, мм=2+C=2*+с=365.825

Где с- фаска равная 1,5 … 2 мм

Длина паза креста,мм=ек+кк-ак ++2=105+181.86-210+10.5+2=89.36

Диаметры валов кривошипа и креста принимают контруктивно соблюдая условия,мм,в≤, dк≤

При разработке конструкции в дальнейшем dв и dк проверяют расчетами на прочность

Отношение длины ек кривошипа к межосевому расстоянию равно

µ===0.5

Диаметр скользящей поверхности диска кривошипа, мм,=2=2(210*sin300-21)=2*84=168

Радиус выемки фиксирующего диска, мм, R===56

Определение угловой скорости и углового ускорения креста

Угловая скорость креста мальтийского механизма зависит от угла рабочего поворота φ4p кривошипного вала и определяется по формуле,1/с

ω5(φ4p) = ω4 *

Угловое ускорение определяется по формуле 1/с2

ε5(φ4p)=-*

Расчеты по формулам необходимо выполнить при значение φ4p изменяющемся через 100

От φ4p== =300 соответствующем входу цевки кривошипа в паз креста,до

φ4p= =соответствующем выходу цевки из паза.

угол

w5(φ4p)

ε5(φ4p)

угол

w5(φ4p)

ε5(φ4p)

0

9,595

0

300

0

-53,1532

10

8,770487

85,24518

310

1,128145

-71,7289

20

6,797858

122,6277

320

2,637325

-94,7497

30

4,573237

117,081

330

4,573237

-117,081

40

2,637325

94,74968

340

6,797858

-122,628

50

1,128145

71,72886

350

8,770487

-85,2452

60

0

53,15319

360

9,595

0


Рис. 1 -Диаграмма зависимости угловой скорости креста от угла поворота вала

Рис. 2 - Диаграмма зависимости углового ускорения креста от угла поворота вала

ускорение маховик инерция передача

Кинематический анализ планетарной передачи

При проектирование планетарной передачи выбирается схема, число сателлитов k передаточное отношение u13 и модуль зацепления m (для всех заданий принять m = 2мм).

Условия проектирования

При проектировании передачи необходимо удовлетворить следующим требованиям:

.возможности размещения нескольких сателлитов с зазорами между ними (условия соседства);

. соосности входного и выходного валов передачи(условию соосности);

. возможности установки нескольких сателлитов при сборке при условии их нормального зацепления с центральными колесами(условию сборки).

Условие соседства нескольких сателлитов будет выполнено,если

≤ 2awsin + 0.5

где da - диаметр окружности выступов венца сателлита, aw - расстояние между осями центрального колеса и сателлита, мм

Условие соосности входного и выходного валов передачи при одинаковых модулях зацепления и колесах,изготовленных без смещения исходного контура будет выполнено,если

+zq=zb-zf

Здесь za, zb, zf, zq - числа зубьев соответственно колес a,b,f,q.

Условие сборки будет обеспечено в передачах, изображенных на рис 1 если конструктивно сделать так, что относительное положение двух зубчатых колес каждого сателлита устанавливается независимо друг от друга при монтаже.

Выбор числа зубьев

1. Передаточное отношение передачи с ведущим колесом a определяется по формуле

= 1- = 1+zb zq/ za zf

Если принять za = zf ≥ 20 za = zf =24 то на основании условия соосности числа зубьев колес b и q определяется по формулам = zf (√ +1) = 24*5,73=137,52 ≈ 137= za (√ -1) = 24*3.73=89

После вычисление zb и zq их следует округлить до целых значений (соблюдая условия соосности za+zq=zb-zf = 24+89=137-24= 113=113.

. После выбора чисел зубьев необходимо определить основные размеры планетарной передачи:

межосевые расстояния= 0.5(za+ zq)m = 0.5(24+89)*2=113

диаметры делительных окружностей вступов колес d=mz (здесь m -модуль зацепления, z - число зубьев соответствующего колеса)=df= 2*24=48=2*137=274= 2*89= 178

Диаметры окружностей выступов колес = m(za+2)=2*26=52=2*139=278=2*91=182=2*26=52

На основании полученных данных следует проверить условие соседства нескольких сателлитов

≤2*113*sin600+0.5; 52≤98,36

и условие соосности входного и выходного валов передачи+zq=zb-zf = 24+89=137-24= 113=113

.3 Кинематический анализ кривошипно - ползунного механизма

По исходным данным λ и r следует определить ход ползуна S = 2r=0.11*2=0.22 и длину шатуна l=r/λ= 0.11/0.38=0.289

Кинематический анализ сводится к определению скорости движения ползуна u7(φ4) и построению кривой скорости в зависимости от угла φ4 при известной скорости w4 кривошипного вала 4.

Скорость перемещения ползуна следует определить по приближенной формуле м/с

u7(φ4)=-r w4(sin φ4 + 0.5λsin2 φ4)

При расчете по формуле значения угла φ4 рекомендуется принимать через 10 от 0 до 180 (при прямом ходе ползуна).Прямой ход происходит за время tц /2. Рас четы свети в таблицу и построить диаграмму скорости u7(φ4) при прямом ходе ползуна.

градусы

u7(φ4)

градусы

u7(φ4)

0

0

90

-1,45652

10

-0,25292

100

-1,43439

20

-0,49816

110

-1,36868

30

-0,72826

120

-1,26138

40

-0,93623

130

-1,11576

50

-1,11576

140

-0,93623

60

-1,26138

150

-0,72826

70

-1,36868

160

-0,49816

80

-1,43439

170

-0,25292


180

0

Рис. 3 - Диаграмма зависимости скорости ползуна от угла поворота вала

Динамический анализ

При динамическом анализе на основании предыдущих расчетов и исходных данных ставится задача определения мощности движущих сил, выбора электродвигателя и определения момента инерции маховика.

Определение приведенного момента сил

Суммарный момент приведенный к кривошипному валу 4 включает приведенный момент сил сопротивления и приведенный момент сил инерции масс, вращающихся с ускорениями

∑пр(φ4р) = Tпр.с (φ4) + Tпр.и (φ4). (13)

При определение приведенного момента сил сопротивлений учитываются момент сил сопротивления транспортирующего устройства; моменты сил трения в опорах валов 4,5;силы сопротивления при выталкивании деталей в лоток.

Таким образом приведенный к валу 4 момент сил сопротивления равен

пр.с (φ4)= Tпр3+T4+ T5пр(φ4p) + Tпр7 (φ4) (14)

где Tпр3 - приведенный момент силы сопротивления транспортирующего устройства, H*m; Tпр3 = T3 = 36*(13.433/9.595)=50.4 Hm- приведенный момент силы трения в опорах вала 4, H*m T4=5пр(φ4p) - приведенный момент сил трения в опорах вала 5.Этот момент возникает при вращении креста со столом и изменяется в зависимости от угла рабочего поворота кривошипного вала H*m,

пр5 = T3 = 36*(ω5 (φ4p)/9.595)=3.75* ω5 (φ4p) (15).

пр7 (φ4) - приведенный момент сил сопротивления, возникающий при выталкивании детали ползуном при прямом ходе, H*m,

Tпр7 (φ4)= = 31* /9.595)=3.230* (16)

Для упрощения расчетов считать, что сила F7 передается на шейку кривошипа и постоянна по величине.пр.и (φ4) - приведенный момент сил инерции креста и стола, вращающегося с ускорениями. Этот момент зависит от угла рабочего поворота кривошипного вала и определяется по формуле, H*m,

пр.и (φ4)= I5ε5(φ4p) 2.5* ε5(φ4p= 0.26* ε5(φ4p. (17)

Расчеты по формулам (13) и (14) выполним при φ4 из меняющемся через 100 от 0 до 3600 а по формуле (16) от нуля до 1800. Нулевое значения угла φ4 соответствует положению цевки кривошипа в момент вхождения в паз креста, что соответствует φ4p

должно соответствовать значению угла φ4p = 0. Нулевое значение T7пр (φ4) совместить со значением φ4 отстоящим на 200 после точки соответствующей началу состояния покоя креста. Поворот на 200 соответствует времени Δtц

φ4 градусы

ω5 1/с

T5пр

υ7

T7пр

Tпр.с

ε5

Tпр.и

T∑пр

0

9,595

35,98125

0

0

91,38125

0

0

91,38125

10

-3,23209

32,88933

-0,25292

-0,81694

87,47239

85,24518

194,3868

281,8592

20

-3,35156

25,49197

-0,49816

-1,60906

79,28291

122,6277

216,7375

296,0204

30

-3,64278

17,14964

-0,72826

-2,35228

70,19736

117,081

139,2141

209,4115

40

-4,52463

9,88997

-0,93623

-3,02403

62,26594

94,74968

127,2362

50

-19,2556

4,230543

-1,11576

-3,6039

56,02664

71,72886

21,03934

77,06598

60

0

0

-1,26138

-4,07427

51,32573

53,15319

0

51,32573

70

-1,33916

-3,1302

-1,36868

-4,42084

47,84896

39,3509

-8,54021

39,30875

80

-1,73443

-5,45479

-1,43439

-4,63309

45,31212

29,34703

-11,099

34,21311

90

-1,919

-7,19625

-1,45652

-4,70456

43,49919

22,09537

-11,0243

32,47493

100

-2,02331

-8,51288

-1,43439

-4,63309

42,25403

16,77519

-9,90116

32,35287

110

-2,08868

-9,51525

-1,36868

-4,42084

41,46391

12,8

-8,44447

33,01944

120

-2,13222

-10,2804

-1,26138

-4,07427

41,04537

9,762831

-6,95867

34,08671

130

-2,16224

-10,862

-1,11576

-3,6039

40,93409

7,381956

-5,55934

35,37475

140

-2,1832

-11,2978

-0,93623

-3,02403

41,07813

5,459948

-4,27687

36,80127

150

-2,19765

-11,6141

-0,72826

-2,35228

41,43366

3,855223

-3,10439

38,32927

160

-2,20712

-11,8286

-0,49816

-1,60906

41,96236

2,462672

-2,01968

39,94268

170

-2,21249

-11,953

-0,25292

-0,81694

42,63008

1,200359

-0,99479

41,63529

180

-2,21423

-11,9938

0

0

43,40625

0

0

43,40625

190

-2,21249

-11,953

0,252922

0,816939

44,26396

-1,20036

0,994786

45,25874

200

-2,20712

-11,8286

0,49816

1,609055

45,18047

-2,46267

2,019675

47,20014

210

-2,19765

-11,6141

0,728261

2,352281

46,13822

-3,85522

3,104386

49,24261

220

-2,1832

-11,2978

0,936234

3,024035

47,1262

-5,45995

4,276867

51,40307

230

-2,16224

-10,862

1,11576

3,603904

48,1419

-7,38196

5,559342

53,70124

240

-2,13222

-10,2804

1,261384

4,074271

49,19391

-9,76283

6,958667

56,15258

250

-2,08868

-9,51525

1,368682

4,420843

50,30559

-12,8

8,444466

58,75006

260

-2,02331

-8,51288

1,434393

4,63309

51,52021

-16,7752

9,901161

61,42137

270

-1,919

-7,19625

1,456521

4,704563

52,90831

-22,0954

11,02426

63,93257

280

-1,73443

-5,45479

1,434393

4,63309

54,5783

-29,347

11,09901

65,67731

290

-1,33916

-3,1302

1,368682

4,420843

56,69065

-39,3509

8,540208

65,23085

300

0

0

1,261384

4,074271

59,47427

-53,1532

0

59,47427

310

-19,2556

4,230543

1,11576

3,603904

63,23445

-71,7289

-21,0393

42,1951

320

-4,52463

9,88997

0,936234

3,024035

68,314

-94,7497

-64,9703

3,343715

330

-3,64278

17,14964

0,728261

2,352281

74,90192

-117,081

-139,214

-64,3122

340

-3,35156

25,49197

0,49816

1,609055

82,50102

-122,628

-216,738

-134,237

350

-3,23209

32,88933

0,252922

0,816939

89,10627

-85,2452

-194,387

-105,281

360

-3,19833

35,98125

0

0

91,38125

0

0

91,38125








∑Т∑пр(φ4)=

2085,78125


По данным вычислений на графике строим суммарную диаграмму T∑пр (φ4) и прямую определяющую среднее значение приведенного момента сил сопротивления за цикл движенияпр.ср = =57.93≈58Нм

Определение мощности движущих сил и выбор электродвигателя

При определении мощности сил Nсд следует исходить из того, что за цикл работа движущих сил равна работе сил сопротивлений, в том числе с учетом сил сопротивлений в зубчатых передачах

Здесь _ мощность сил сопротивлений, кВт,

(58*9,595)/1000=0,55

η - КПД зубчатых передач. Так как коническая зучатая пара и планетарная передача соединены последовательно, то

η=η34ηп.

Здесь η34 - КПД конической зубчатой пары (следует принять η34 = 0,95);

ηп - КПД планетарной передачи.

Потери мощности в планетарных передачах при условии неподвижности одного из центральных колес зависит от вида схемы и коэффициента потерь ψ простой передачи, полученной из планетарной остановкой водила.

ηаН(b) = 1/(1+ ׀1-23,375׀0,05)=0,46 при ψ=0,05

С учетом найденных значений η=η34*ηп = 0,95*0,46=0,437

Минимальное значение мощности электродвигателя равноэл = (1,2…1,3) Nсд = 1,25*0,437 = 0,546

Выбираем двигатель ближайшей мощности АОЛ2-12-6 имеющий Nэл = 0,6, nэд = 910 об/мин, Iэ = 0,0020 кг*м2

Приведение моментов инерции звеньев и определение момента инерции маховика

Из-за непостоянства моментов сил сопротивлений в механизмах КИА отсутствует равенство между мгновенными значениями моментов сил движущих и сил сопротивлений, что вызывает неравномерность движения звеньев механизмов. С целью уменьшения неравномерности движения необходимо увеличить момент инерции вращающихся масс, что достигается путем установки маховика.

Приведенный к кривошипному валу 4 момент инерции равен

∑пр = Iпр + Iм,

где Iпр - приведенный к кривошипному валу момент инерции звеньев механизма Iм - момент инерции маховика, установленного на звене приведения.пр - определяется по формуле, кг*м2 пр = I4 + Iэ + (Iп + I3 ) + Iк,

где I3 = 3.5(усл),I4 = 0,9 (усл) - моменты инерции вращающихся масс ( за исключением маховика) соответственно на валах 3,4;э - момент инерции ротора электродвигателя;п = 1,6(усл) момент инерции на выходном валу планетарной передачи;к - средний приведенный к валу 4 момент инерции стола и креста. Так как инерционность стола и креста проявляется при повороте звена 5, для упрощения расчетов следует принять Iк = (0,3….0,4) I5 = 0.35*2.5=0.875

Тогда Iпр = 0,9+0,0020*32,7252 + (1,6+3,5)1,42 + 0,875=13,91 кг*м2

При заданном коэффициенте δ неравномерности вращения момент инерции маховика определяется по приближенной формуле, кг*м2

м =  - Iпр

где ΔA - избыточная работа сил сопротивлений и сил инерции креста и стола. Она определяется как разность между работой сил сопротивления, сил инерции и средней работой движущих сил на интервале . Величина изыточной работы может быть определена из графика приведенных моментов, Дж.

ΔA = кт * кф ΔS = 10*

где кт - масштабный коэффициент по оси моментов,Н * м/мм; кф - масштабный коэффициент по оси углов поворота, рад/мм;

ΔS - площадь на графике заключенной между кривой T∑пр(φ4) и прямой Тпр.с (φ4) мм2.м = ΔA /0.03*9.5952=

Литература

1.    Осецкий В.М. Прикладная механика. - М.: "Машиностроение", 1975.

2.       Фролов К.В. Теория механизмов и машин. - М: Высш. школа, 1987.

.        Степин П.А. Сопротивление материалов. - М.: Высш. школа, 1973.

.        Вопилкин Е.А. Расчет и конструирование механизмов приборов и систем. - М.: Высш. школа, 1980.

.        Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин. - М: Наука, 1988.

.        Смирнов А.Ф. и др. Сопротивление материалов. - М.: Высш. школа, 1975.

Похожие работы на - Проектирование механизма поворота стола контрольно-измерительного автомата (КИА)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!