Макробарьеры
коммуникаций
|
Микробарьеры
коммуникаций
|
Перегрузка информационных
сетей и искажение информации. Потребность во всё более сложной информации.
Интернационализация деловых контактов и возрастание роли иностранных языков.
|
Отношение источника
(отправителя) информации к получателю (адресату). Отношение адресата к
источнику информации. Восприятие получателем информации многозначных слов.
Отсутствие обратной связи.
|
Экономические, географические и временные барьеры:
проблемы временных и денежных ресурсов, различного местоположения и влияние
времени получения сообщения.
Проблемы каналов и средств распространения информации:
проблема конфликта между способами передачи информации, какой из них лучше.
(Например, что лучше: передать сообщение лично или в письменной форме?).
Технологические проблемы: проблемы слишком большого
количества информации для восприятия получателем.
Также можно говорить о шумовых, семантических, психологических и
управленческих барьерах.
Шумовые барьеры. На языке теории коммуникаций шумом называют то, что искажает
смысл. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена
информацией, варьируют от языка (в вербальном или невербальном оформлении) до
различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах
кодирования и декодирования, и до различий в организационном статусе между
руководителем и подчиненным, которые могут затруднять точную передачу
информации.
Определенные шумы присутствуют всегда, поэтому на каждом этапе процесса
обмена информацией происходит некоторое искажение смысла. Обычно мы ухитряемся
преодолеть шум и передать наше сообщение. Однако высокий уровень шума
определенно приведет к заметной утрате смысла и может полностью блокировать
попытку установления информационного обмена. С позиций руководителя, это должно
обусловить снижение степени, достижения целей в соответствии с передаваемой
информацией. Заметно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя
обеим сторонам подавлять шум, обратная связь.
Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания, ибо во многих
случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу отправителем.
Руководитель, говорящий подчиненному, что отчет представляется «адекватным»,
может иметь в виду, что он полон и отвечает цели. Однако подчиненный может
декодировать слово “адекватный” в том смысле, что отчет зауряден и требует
значительного улучшения.
Семантические барьеры могут создавать коммуникативные проблемы для компаний,
действующих в многонациональной среде. Например, фирма «Дженерал Моторс»,
выбросив на латиноамериканский рынок модель «Чери Нова», не добилась ожидаемого
уровня сбыта. Проведя исследование, фирма к своему ужасу установила, что слово
«нова» по-испански означает «она не едет»!..
Психологические барьеры. Также к помехам можно отнести стереотипы, то есть
устойчивые мнения по поводу людей и ситуаций, позволяющие судить о них по
ассоциации. Пристрастием может страдать отправитель информации, так и ее
получатель, поэтому при осуществлении коммуникаций необходимо удостовериться в
реальном понимании партнерами сути проблемы, а не ограничиваться традиционным
вопросом «как поняли?», на который обычно в любом случае отвечают положительно.
Зачастую информация искажается вследствие того, что отправитель и
получатель имеют разный статус, положение, предвзято относятся друг к другу или
к тому, о чем или о ком идет речь. Конечно, подобный подход «до добра» не
доводит, и его нужно решительно преодолевать, критически, но благожелательно
воспринимая поступающие сведения.
Сообщение может не восприниматься из-за отсутствия интереса к нему,
непонимания его важности. Этот интерес нужно развивать, доводя до сведения
партнера выгоды, которые он может иметь, отнесясь к информации должным образом,
и потери, связанные с ее игнорированием.
Не реже искажение или потеря информации происходит под воздействием
физиологических и психологических причин: усталости, слабой памяти,
забывчивости, рассеянности партнеров, их лени или наоборот, импульсивности, не
позволяющих сосредоточиться, излишней эмоциональности, нетерпеливости,
выражающейся в перебивании партнера, забегании вперед, недослушивании до конца,
постоянном комментировании услышанного. Все это не дает возможности одному из
участников обмена информацией донести ее до другого в полном объеме, а другому
- соответствующим образом ее воспринять, что в конечном итоге отражается на
качестве управленческих решений.
Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен,
отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. К несчастью, немногие
научились слушать с той степенью эффективности, которая в принципе в наших
силах. Наша система образования подчеркивает важность чтения, письма и умения
обращаться с числами, при этом почти не уделяется внимания развитию умения
слушать. Многим кажется, что слушать - означает лишь вести себя спокойно и дать
другому человеку говорить. Однако это лишь незначительный фрагмент процесса
внимательного сосредоточенного слушания. Как показали исследования,
управляющий по сути дела слушает лишь с 25%-й эффективностью. Согласно другому
исследованию, эффективное слушание является важнейшим качеством эффективно
функционирующего менеджера. Типичный ответ тысяч руководителей, встречающийся
чаще всего, выглядит примерно так: «Мне нравится мой начальник, он слушает
меня» или «Я могу с ним разговаривать».
Управленческие барьеры. Может быть, самое сильное влияние на вертикальные коммуникации, т.е.
отношения между начальниками и подчиненными оказывает атмосфера общения.
Качество, форму, суть коммуникации, направленной вверх, определяют несколько
факторов. Желание подчиненного подняться по служебной лестнице в организации
влияет на его готовность передавать точную информацию начальнику. Веря в то,
что начальник может “убить” посланника, принесшего плохие новости, подчиненный
может исказить послание, чтобы не ассоциировать себя с плохими новостями. Это
искажение, является результатом сильного желания продвинутся вверх. Конечным
результатом такого поведения является то, что начальники либо плохо, либо
вообще не информированы о проблемах, возникающих в их организациях. Подчиненные
также могут искажать информацию, направленную вверх, если они чувствуют, что их
начальник не имеет никакого влияния или очень слабое влияние на вышестоящее
начальство, либо если они не доверяют своему начальнику. Если подчиненный
думает, что босс не может повлиять на других начальников, он скорее исказит
информацию, которую передает начальнику.
Среди других барьеров в коммуникации, направленной вверх, можно назвать
физическую дистанцию между начальником и подчиненным, слишком большое
количество уровней организации, по которым нужно передавать информацию, и
отсутствие традиции общения снизу вверх. Эти барьеры вызывают срабатывание
принципа информационной инерции: если информация задержалась на определенном
уровне организации, она, скорее всего, там и останется.
Часто к проблемным зонам организационных коммуникаций относят
неформальные коммуникации, осуществляемые в виде слухов. Однако слухи должны рассматриваться
не как негативное проявление, а как средство, дополняющее формальные каналы, и
через это повышающие эффективность коммуникаций. В деятельности организации
информация, передаваемая по каналам неформальным, не всегда является
искажённой. Наиболее высокий уровень точности у слухов в отношении
непротиворечивой информации о самой фирме. В то же время данный уровень резко
снижается, если речь идёт о личной или сильно эмоционально окрашенной
информации. Слухи в управленческой деятельности используются и целенаправленно.
1.4 Информационные
системы в организациях
Под управленческой информацией понимается совокупность сведений
о процессах, протекающих внутри организации и в её окружении. Их использование
позволяет снизить неопределённость при принятии решений. Поэтому управленческая
деятельность начинается со сбора, накопления и переработки информации, которая
сегодня превратилась в важнейший ресурс развития любой организации.
Информация - предмет труда в процессе управления; является средством
коммуникации между людьми.
Информация, используемая для управления, подразделяется на:
· базовую, формируемую независимо от данной управленческой задачи;
· текущую, регулярно или разовую, специально собираемую для данной управленческой
задачи.
Текущая информация, в свою очередь, подразделяются на:
· документированную, фиксируемую в документах (счетах, учётных, бухгалтерских и
других документах);
· недокументированную (телефонные разговоры, совещания, межличностные
контакты и т.д.).
По аспектам управления информация классифицируется на:
· экономическую;
· организационную;
· социальную;
· техническую.
Развитие информационных потребностей организаций существенно видоизменило
требования к информационному обеспечению процессов управления. Вместо общей
информации о состоянии внешней среды в целом организации испытывают всё большую
потребность в более специфической и целенаправленной информации. на клиента
Развитие информационных потребностей организации находит отражение в типе
собираемых данных, начиная с периодических отчётов о тенденциях рынка в целом
(статистический уровень) и систематических данных о поведении отдельных
клиентов в сфере закупок и потребления (динамический уровень) и кончая
информацией, полученной на основе конкретных сделок с клиентом в индивидуальном
порядке.
Информационная система - совокупность взаимосвязанных элементов (целей,
принципов, методов, средств и т.д.); способствующих реализации всего комплекса
операций по обеспечению процесса управления необходимой информацией.
Она является неотъемлемой и важной частью менеджмента на предприятии и
включает в себя как локальную, направленную на обеспечение внутренних
коммуникаций, так и глобальную, обслуживающую внешние коммуникации подсистемы.
со своего рабочего места осуществлять поиск в базе данных необходимой
информации;
решать проектные, плановые и другие управленческие задачи по их
постановкам (описаниям) и исходным данным, независимо от сложности
математических моделей;
с помощью аккумулированных в компьютере знаний о предметной области
распознавать и диагностировать планы действий, выдвигать и проверять гипотезы,
выделять закономерности в результатах наблюдений, в том числе там, где
математические модели трудно использовать.
2
Коммуникационные технологии в управлении
.1
Информационные потоки в организации
коммуникация менеджмент информационный
Рассмотрим как происходит обмен информацией. Движение информации от
отправителя к получателю состоит из нескольких этапов:
1) отбор;
2) кодирование, то есть обеспечение в ту
форму, в которой она будет доступна и понята получателю;
3) передача (по возможности несколькими
способами);
4) приём, расшифровка и осмысление.
Отправитель информации всегда ждёт, чтобы её получатель направил ему сигнал,
которым бы подтверждал факт получения сообщения и степень его понимания или
непонимания, иными словами, установил бы обратную связь.
Устойчивая обратная связь позволяет существенно повысить надёжность
обмена информацией и хотя бы частично избежать её потерь, помех, искажающих
смысл сообщений.
Восприятие информации представляет собой активную полусознательную
деятельность по её приёму, переработке, осмыслению и интерпретации, во многом
определяющую отношение человека к ней.
На восприятие информации влияют:
1) ситуация, в которой она
поступает. В благоприятной информация воспринимается, как правило, лучше, чем
того заслуживает; в неблагоприятной, наоборот, хуже. Это правило не
распространяется на неординарные сведения;
2) глубина видения ситуации. Много
знающий и понимающий человек обычно спокойнее относится к информации и более
трезво оценивает её, чем тот, чей кругозор ограничен;
3) личностные и социальные
характеристики отправителя. Если они негативны, к информации обычно относятся
настороженно;
4) стереотипы, то есть
стандартные наборы упрощённых представлений о сложных явлениях и процессах
окружающей действительности, с которыми человеку ещё не приходилось
сталкиваться. Однако, облегчая ориентацию в них и снимая неопределённость
ситуации, стереотипы искажаются реальность и могут служить основной
формирования новых (имеющаяся информация обычно определяет усвоение новой);
5) Психологические эффекты, основными из
которых являются:
·
перенос -
некритическое распространение оценки одной информации на другую;
·
обобщение оценки
одной части информации на всю информацию в целом;
·
первое
впечатление, которое обычно бывает более благоприятным и запоминающимся;
·
идеализация -
гиперболизация положительных характеристик информации;
·
контраст -
восприятие только наиболее ярких и заметных элементов информации по сравнению с
другими, отодвигаемыми на второй план;
·
ожидание, в
результате которого люди часто принимают желаемую информацию за действительную.
Ожидание часто «подогревается» предварительной информацией, которую можно
незаметно и целенаправленно «подбрасывать»;
·
порядок -
придание при противоречивой информации большего веса сообщениям, полученным в
первую очередь;
·
опережение -
более прочное усвоение сведений, получаемых непосредственно перед общением, и
пр.;
6) предрассудки, то есть оценки,
сложившиеся до знакомства с объектом и информации. Предрассудки имеют более
массовый характер и свойственны в основном малообразованным людям;
7) отсутствие интереса, чему
причинами бывают неубедительность доводов, отсутствие призыва к конкретным
действиям, сведений о выгодах, которые сулит должное отношение к ней, и
потерях, связанных с её игнорированием;
8) различное понимание символов, с
помощью которых информация передаётся. Они вызываются различиями в образовании,
квалификации, национальными особенностями, слабым знанием языка и пр.;
9) физическое или психологическое
состояние получателя: усталость, слабая память, рассеянность или,
наоборот, импульсивность, излишняя эмоциональность, нетерпеливость, не
позволяющие сосредоточиться;
10)информационные
перегрузки, вызывающие пропуск или невосприятие сигнала; ошибочные ответы или
их отсрочку; искажение или упрощение сообщений; неадекватную реакцию на них;
фильтрацию информации; отключение от её источника (при монотонности информации,
её опасности для жизни и здоровья).
Всё это не даёт возможности одному из участников обмена информацией в
полном объёме донести её до другого, процесса передачи и приёма, дублирование
устной информации письменной.
Для надёжности информация дублируется или передаётся с некоторым
избытком. Однако избыточность должна быть оптимальной, иначе может сложиться
впечатление о том, что она невысокого качества.
2.2 Этапы
разработки эффективной коммуникации
Деятелю рынка необходимо разбираться в том, как действует коммуникация.
Процесс этот включает в себя девять составляющих элементов, показанных на
модели (рис. 5). Два первых элемента - основные участники коммуникации, т.е.
отправитель и получатель. Два следующих - основные орудия коммуникации, т.е. обращение
и средства распространения информации. Четыре элемента являются основными
функциональными составляющими: кодирование, расшифровка, ответная реакция и
обратная связь. Последний элемент - случайные помехи в системе.
Отправитель - сторона, посылающая обращение другой стороне.
Кодирование - процесс представления мысли в символической форме.
Обращение - набор символов, передаваемых отправителем.
Средства распространения информации - каналы коммуникации, по которым
обращение передаётся от отправителя к получателю.
Расшифровка - процесс, в ходе которого получатель придаёт значение
символам, переданным отправителем.
Получатель - сторона, получающая обращение, переданное другой стороной.
Ответная реакция - набор откликов получателя, возникших в результате контакта
с обращением.
Обратная связь - часть ответной реакции, которую получатель доводит до
сведения отправителя.
Помехи - появление в процессе коммуникации незапланированных вмешательств
среды или искажений, в результате чего к получателю поступает обращение,
отличное от того, что посылал отправитель.
Модель вычленяет основные факторы эффективной коммуникации. Отправители
должны знать, каких аудиторий они хотят достичь, и какие ответные реакции хотят
получить. Они должны уметь искусно кодировать обращения с учётом специфики
процесса расшифровки, которым обычно пользуется целевая аудитория. Они должны
передавать обращения посредством эффективных средств распространения
информации, достигающих целевой аудитории. Они должны создавать каналы обратной
связи, дабы знать об ответных реакциях аудитории на своё обращение.
Рассмотрим анализа информационных потоков в закрытом акционерном обществе
«Пикник».
3
Анализ коммуникационной системы в ЗАО «Пикник»
3.1 Характеристика
организации
Закрытое акционерное общество «Пискник» - это коммерческое предприятие г.
Данилов, занимающееся в основном оптовой торговлей продовольственными товарами
и различными промышленными изделиями.
Структура ЗАО «Пикник» представлена на рис. 6.
Рис. 6. Структура
ЗАО «Пикник»
Предприятие существует 6 лет, и все это время динамично развивается. В
настоящее время численность работников составляет 60 человек. Товарооборот и
номенклатура реализуемой продукции стабильно увеличивается. Предприятие
является коммерческим, форма владения - частная. Именно поэтому большинство
вопросов на предприятии решается в упрощенной форме. На предприятии действует
демократический тип руководства.
3.2 Анализ
коммуникационной системы организации
Нисходящие коммуникации в ЗАО «Пикник» осуществляется на оперативных
совещаниях у директора, на оперативках у начальников отделов, и в течение
рабочего дня в результате прямого общения руководителя со своими подчиненными.
Подавляющее большинство всей информации передается в устной форме. Лишь на
некоторых совещаниях у директора ведется протокол.
Восходящая коммуникация также присутствует, но в значительно меньшей
степени.
Работники предприятия грамотно и добросовестно выполняют свою работу и
часто не докладывают руководству о проделанной работе и ее результатах, т.к.
считают это не обязательным, а выполнение всех указаний руководства считается
повседневной нормой.
Гораздо большую роль на предприятии занимают горизонтальные коммуникации.
Большинство вопросов решается между работниками разных отделов без участия
начальников отделов. При этом вопросы решаются в устной форме и очень
оперативно. Некоторые горизонтальные коммуникации осуществляются с помощью
компьютерной или телефонной сети.
Коммуникации руководителя с подчиненными или с рабочей группой также
очень значительны. В течение рабочего дня неоднократно производится обмен
мнениями по поводу какой-либо проблемы и путей ее решения. При этом рядовые
работники смело высказывают свое мнение и часто даже спорят с начальником. В
итоге, как правило, приходят к совместному решению, с которым согласно
большинство присутствующих. Иногда такие обсуждения происходят стихийно и без
присутствия начальника.
Неформальные коммуникации также имею место. При этом обсуждаются как
производственные вопросы, так и сугубо личные. Основные темы подобных
разговоров - автомобили и их ремонт, отдых в выходные дни, поездки работников в
другие города, обсуждение телевизионных программ и рассказ новых анекдотов. При
этом женская часть коллектива предпочитает вести подобные разговоры прямо на
рабочем месте и даже в ущерб основной работе. Таким образом, в организации
существует такая конфигурация неформальных коммуникационных сетей, как
сеть-сплетня.
В процессе наблюдения за работой данного предприятия выявились преграды организационных
коммуникаций, недостатки в существующих коммуникациях и предложения способов
повышения их эффективности.
На наш взгляд, можно значительно повысить эффективность нисходящих
коммуникаций. Для этого потребуется проводить оперативные совещания у директора
и начальников отделов в строго определенное время с обязательным присутствием
всех необходимых работников. При существующей же системе некоторые работники
отсутствуют на совещаниях, т.к. время их проведения заранее не определяется.
Таким образом, какая-то информация доходит до этих работников с опозданием
через кого-то, а какая-то информация и вовсе не доходит. Изменить существующий
порядок несложно, для этого не требуется никаких материальных затрат, а выгода
очевидна.
Система горизонтальных коммуникаций на предприятии также , на наш взгляд,
несовершенна. Многие практические вопросы решаются работниками разных служб,
что само по себе не плохо. Однако, руководство, не владея информацией об этом,
иногда дает подобное задание другим работникам, и эта работа дублируется ими.
Еще хуже, когда работники разных служб в процессе решения практических задач
принимают ошибочные решения, либо решения, выходящие из уровня их
компетентности. В этом случае всему предприятию наносится моральны и
материальный ущерб.
На предприятии существуют преграды в организационных коммуникациях. Это
прежде всего фильтрование информации, передаваемой работниками предприятия
своим руководителям. Рядовые работники часто считают, что незачем докладывать
руководству различные мелочи, однако они не всегда правы, и это также может
сказаться на результатах работы предприятия в целом.
Таким образом, при ознакомлении с деятельностью ЗАО «Пикник» были
выявлены существующие преграды и недостатки в организационных коммуникациях.
Суть предложений по улучшению эффективности сводится к следующему:
1. Установить на предприятии четкий график проведения оперативных
совещаний всех руководителей и начальников отделов.
2. На оперативных совещаниях начальников отделов значительно
расширить круг рассматриваемых и обсуждаемых вопросов, что увеличит объем
восходящих и нисходящих коммуникаций.
Коммуникации не случайно являются связующим процессом при осуществлении
множества выполняемых операций в организации. Без них невозможен ни один из
видов деятельности (управленческой, производственной, маркетинговой). Именно
поэтому вопрос о роли коммуникации возник в начале XX века, т.е. во время становления таких наук как менеджмент,
организационное поведение и др.
Первым исследователем в области коммуникаций А. Файолем была предложена
концепция «мостика», которая позволяет максимально быстро осуществить
коммуникации в многоуровневой организации. Другим исследователем Ч. Барнардом
были определены факторы коммуникации, которые имеют значение для установления и
поддержания объективных полномочий внутри организации.
Впоследствии научные концепции усложнялись. Акцент стал делаться не
только на структурных особенностях организации, но и на поведенческом аспекте.
Современная модель управленческих коммуникаций представляет собой континуум с
двумя измерениями. На полюсах первого измерения находятся гумонист-коммуникатор
и механический изоляционист, а на полюсах второго измерения - неформальный
созидатель и формальный контролер. Эта теория подтверждается на практике. В
исследуемой нами организации «Пикник» встретился такой тип руководителя как
гуманист-коммуникатор - он активно осуществляет процесс коммуникаций в рамках
организационной иерархии как снизу вверх, так и сверху вниз и вообще склонен к
деятельности, ориентированной на людей.
Вместе с тем, всегда необходимо учитывать виды коммуникаций в организации
и их особенности. Теоретически выделяют формальные и неформальные
организационные коммуникации. Формальные коммуникации, в свою очередь,
подразделяются на вертикальные (межуровневые) и горизонтальные (интерактивные).
Вертикальные коммуникации состоят из нисходящих и восходящих. На практике
прослеживается существование всех видов организационных коммуникаций, но в
разных пропорциях. Горизонтальные преобладают на вертикальными, нисходящие -
над восходящими.
В исследуемой нами организации ЗАО «Пикник» можно выделить следующие
проблемы в управлении коммуникациями: фильтрование, информационные перегрузки,
давление времени, сплетни и слухи. Помимо перечисленных проблем теоретически
существуют еще такие преграды в организационных коммуникациях, как искажение
сообщений, неудовлетворительная структура организации, внутригрупповой язык,
различия статуса. Преодоление этих преград возможно следующим образом:
необходимо регулирование информационных потоков, корректировка управленческих
действий, налаживание систем обратной связи и сбора предложений, создание
информационных справочников о деятельности организации, совершенствование
информационных технологий. Для исследуемой организации ЗАО «Пикник» мы
предложили следующие методы: регулирование информационных потоков с целью
увеличения объема восходящих и нисходящих коммуникаций, а также корректировка
управленческих действий с целью осуществления более тесных контактов руководства
с начальниками всех отделов. Эти предложения по повышению эффективности
организационных коммуникаций в ЗАО «Пикник» были приняты к сведению
руководства.
Список литературы
1. Бакут П.А. Информационные ресурсы-
вопросы теории практики, // ИРР.- 1999.-№ 3.
2. Грабауров В.А. Информационные
технологии для менеджеров. - М.: Финансы и статистика, 2001. -368 с.
3. Казанцев А.К. «Общий менеджмент».
Москва. «ИНФРА-М». 1999.
4. Филип Котлер. «Основы маркетинга».
Москва. Издательская группа «Прогресс» «Универс». 1993. -733 с.
5.
Philip
Kotler. «Atmospherics as a Marketing Tool». - Journal of Retailing, Winter
1973/74.
6.
Thomas
S. Robertson. «Innovative Behavior and Communication». N.Y., «Holt, Rinehart
& Winston», 1971, p.718.