Совершенствование организационной структуры службы маркетинга в организации (на материалах предприятия ОАО 'Автоагрегат')

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    66,91 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование организационной структуры службы маркетинга в организации (на материалах предприятия ОАО 'Автоагрегат')













Комплексная курсовая работа

по дисциплине: «Маркетинг в отраслях »

на тему: « Совершенствование организационной структуры службы маркетинга в организации (на материалах предприятия ОАО «Автоагрегат»)»

Содержание

Введение

. Теоретические основы организационной структуры службы маркетинга в организации

.1 Понятие, задачи и функции службы маркетинга

.2 Основные типы организационных структур маркетинговых служб

.3 Взаимодействие службы маркетинга с другими подразделениями предприятия

. Анализ деятельности предприятия ОАО «Автоагрегат»

.1 Маркетинговая характеристика предприятия

.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия

.3 Анализ финансовой деятельности предприятия

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

В определенный момент работы на рынке, у каждой компании возникает потребность в ведении в свой штат маркетолога, но не так много компаний могут позволить себе содержать отдел для выполнения всего спектра работ. Принимая решение, надо помнить о центральной роли отдела маркетинга на предприятии и обо всем спектре вопросов, которым занимаются его сотрудники. Отдел маркетинга разрабатывает стратегию производства и сбыта продукции, готовит информацию руководству о ситуации на рынке для принятия решений, координирует действия всех остальных подразделений (производство, сбыт, финансы), оказывает поддержку отделу сбыта по продвижению продукции.

Размер отдела маркетинга зависит от размера и сферы деятельности самого предприятия. Чем больше ассортимент товаров, чем больше конкурентов, чем большую роль играет реклама, тем многочисленнее должен быть внутренний отдел маркетинга.

Актуальность выбранной темы заключается в следующем, максимальное подключение всех звеньев компании к решению маркетинговых задач превращает маркетинг в явление диффузии, обеспечивая компании реальную маркетинговую ориентацию. Однако очень часто реализовать все функции маркетинга силами существующих звеньев не удается. Собственно тогда и возникает осознанная необходимость в организации специализированного отдела для реализации специфических функций маркетинга: планирования маркетинговой деятельности; исследований рынка; позиционирования компании и продукта; ценообразования; разработки новых идей и направлений деятельности; повышения уровня продаж и доли рынка; анализа и контроля маркетинговой деятельности, требующих специально подготовленных специалистов в данной области.

Цель курсовой работы - определение влияния отдела маркетинга предприятия ОАО «Автоагрегат» на улучшение экономических и маркетинговых показателей предприятия.

Задачи курсовой работы:

рассмотреть теоретические аспекты организационной службы маркетинга;

составить маркетинговую характеристику предприятия ОАО «Автоагрегат»;

сделать анализ хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия.

Объект исследования - процесс осуществления экономической и маркетинговой деятельности предприятием ОАО «Автоагрегат».

1. Теоретические основы организационной структуры службы маркетинга в организации

.1 Понятие, задачи и функции службы маркетинга

Маркетинговая служба предприятия представляет собой подразделение, действующее на основе принципов и методов маркетинга. Успешное функционирование маркетинговой службы предприятия предполагает комплексную деятельность экономического, валютно-финансового, планирующего, технико-производственного, сбытового и исследовательского характера, что предопределяет высокие требования к уровню теоретической подготовки персонала этой службы.

Чем же должна заниматься служба маркетинга на предприятии? - естественно клиентом. Она должна быть представителем клиента на фирме: изучать и предвосхищать потребности клиента.

И самое главное - разрабатывать творческие маркетинговые решения, повышающие степень удовлетворенности клиента и прибыли компании [18].

Детали зависят от специфики и степени зрелости фирмы, и ряда других, на первый взгляд не очень связанных друг с другом вопросов. На шкалу маркетинговых приоритетов могут оказывать влияние законодательные акты, наличие или отсутствие производственных мощностей, изменение ситуации на рынке и многое другое.

Задача внутреннего маркетинга состоит в том, чтобы сделать каждого сотрудника заинтересованным в максимальном удовлетворении потребностей клиентов. Другая задача внутреннего маркетинга - создание внутри фирмы среды, максимально ориентированной на клиента.

При создании нового продукта маркетологи рассказывают разработчикам и производственникам о том, что нужно рынку, какими продающими моментами должен обладать разрабатываемый продукт. Практика показывает, что разработчики имеют обыкновение забывать об интересах клиентов. Задача маркетологов - постоянно отстаивать эти интересы. Задолго до появления товара, маркетологи разрабатывают его «одежду», систему дистрибьюции, а также рекламную программу запуска и поддержки продукта.

Существует несколько ориентаций организационных структур маркетинговых служб на предприятии. Наиболее распространенная из них - функциональная, товарная, региональная и сегментная.

Функциональная ориентация организационных структур маркетинговой службы применяется, если количество реализуемых предприятием товаров невелико, а число рынков не превышает четырех-пяти. В этом случае специалисты, подчиненные маркетинг - директору, выполняют определенные функции и несут персональную ответственность за конкретный участок работы. Если расположить эти должности по схеме принятия решения (сбор информации, постановка целей, планирование тактики, оперативная деятельность), то можно обеспечить работу пятью специалистами: по исследованиям рынка, по планированию маркетинга для каждого из товаров, по формированию спроса и стимулированию сбыта, по товародвижению и продажам, по сервисному обеспечению. При этом легко определить потоки движения исходной и управляющей информации. Взаимоотношения между сотрудниками маркетинговой службы ясны и не дают повода для противоречий между ними.

Однако с расширением номенклатуры товаров возникают затруднения при определении ответственных за успех и провалы в коммерческой работе, при оценке эффективности различных рекламных мероприятий по каждому товару, появляются проблемы с принятием решений о выходе на рынок с товарами. Когда количество товаров и рынков превышает семь-девять на одного человека, возникает реальная опасность их неуправляемости. В такой ситуации структуру с функциональной ориентацией желательно преобразовать в товарную.

Товарная ориентация организационной структуры маркетинговой службы заключается в том, что по каждому товару или группе сходных товаров назначается специальный маркетинг-управляющий, которому подчиняются управляющие по формированию спроса и стимулированию сбыта, по товародвижению и продажам, по сервисному обеспечению. Кроме того, управляющий по формированию спроса и стимулированию сбыта подчиняется главному управляющему по формированию спроса и стимулированию, а для определенного товара (группы товаров) назначается управляющий по исследованию рынка, снабжающий информацией главного управляющего по исследованию рынка, подчиненного маркетинг - директору. Через главного управляющего по исследованиям рынка исходная информация поступает к маркетинг - управляющим по товарам (группам товаров).

При такой организации маркетинга происходит специализация и появляется возможность координировать усилия отдельных сотрудников в русле общих целей и задач предприятия. Товарная ориентация наиболее ярко проявляет свои положительные свойства, когда требования к рекламе, организации сбыта и обслуживания, упаковке, существенно различаются для каждого товара. Недостатком этой ориентации является то, что существует много дублирующих друг друга (в функциональном смысле) подразделений.

Региональная ориентация организационной структуры маркетинговой службы по своей структуре аналогична товарной, однако здесь за основу берется разделение не по товарам, а по рынкам. Этот принцип положен в основу маркетинга в случае, если предприятие выступает на большом количестве рынков, а номенклатура товаров при этом не слишком велика или достаточно однотипна.

Региональная ориентация позволяет более глубоко изучать потребности покупателей; национальные, политические, экономические и иные особенности регионов; формировать спрос и стимулировать сбыт; учитывать региональные особенности при разработке внешнего вида товаров, их упаковки, недостатки данной организации маркетинга те же, что и при товарной организации.

Стремясь свести к минимуму недостатки и воспользоваться достоинствами товарной и региональной ориентации, некоторые предприятия прибегают к сегментной (направленной на покупателя) ориентации службы маркетинга, которая заключается в том, что с каждым определенным сегментом потенциальных покупателей (независимо от того, на каком географическом рынке этот сегмент находится) работает отдельный специалист. При такой весьма сложной организации можно обеспечить лучшую координацию подразделений и служб предприятия.

Под сегментацией, как известно, понимается деление всех покупателей, где бы они не находились, на определенные группы (сегменты), характеризующиеся общностью основных требований к товару, а также единой мотивацией покупок. Благодаря разделению рынков на сегменты открывается возможность приводить в соответствие емкость рынка (точнее, емкость суммы сегментов всех рынков) и производственные мощности предприятия. Более достоверным становится и прогнозирование.

Для осуществления маркетинговой деятельности могут создаваться временные организационные подразделения в форме целевых рабочих коллективов или рисковых групп, дающих возможность гибко и оперативно решать неординарные комплексные задачи и задачи повышения новизны. В отличие от других структурных подразделений они самостоятельны в оперативной работе и выборе путей решения задач.

Работа маркетинговой службы ориентирована на гибкое приспособление всей хозяйственной деятельности предприятия к изменениям экономической ситуации, учет требований потребителей и сочетает в себе комплексные работы экономического, планирующего, технико-производственного, сбытового и исследовательского характера. В функциональную сферу деятельности службы маркетинга входит изучение спроса, вопросов ценообразования, рекламы: и стимулирования сбыта, планирование товарного ассортимента, сбыта и торговых операций, деятельность, связанная с организации ей обслуживания потребителей.

Основные задачи маркетинговой службы - комплексное изучение рынка, анализ ситуации, производственно-сырьевых и товарных ресурсов предприятия; выбор рынка; разработка и осуществление стратегии и тактики маркетинга; разработка маркетинговых программ и обеспечение их выполнения; обоснование рекомендаций по управлению качеством товара; разработка комплекса маркетинга (товарной, ценовой, сбытовой политики и политики формирования спроса и стимулирования сбыта) и обеспечение его рационального функционирования.

Перед службой маркетинга стоит широкий спектр задач:

-   фактический анализ реализации продукции предприятия и его основных конкурентов;

-       анализ рынка основных видов сырья и прогноз возможных тенденций;

-       определение точек насыщения сбыта, формирование кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов по сбыту продукции;

-       разработка предложений по освоению новых рынков/ сегментов рынка и предложений по диверсификации;

-       разработка предложений по освоению новых видов продукции, снятию с производства или использованию их в новых сферах;

-       разработка предложений по формированию плана мероприятий по маркетингу и рекламе на текущий период, стратегии достижений целей сбыта, их практическое осуществление и контроль;

-       разработка предложений по концепции ценовой стратегии, включая систему скидок, в рамках программ по стимулированию сбыта;

-       разработка предложений по созданию/корректировке элементов фирменного стиля, их правильному использованию, формированию положительного имиджа предприятия и др.;

-       обеспечение руководства фирмы необходимой маркетинговой информацией в интересах разработки стратегии и тактики развития и рыночного поведения фирмы;

-       проведение всего комплекса рыночных исследований, связанных с рынком, товаром и потребителями, как по утвержденному плану исследований маркетинга, так и по специальным указаниям руководства и по заданиям других подразделений фирмы;

-       постоянное участие в разработке стратегии и тактики рыночного поведения фирмы посредством формирования товарной, ценовой, сбытовой, рекламной и сервисной стратегии маркетинга; консультационной помощи руководству фирмы и другим подразделениям, участвующим в разработке стратегии и тактики рыночного поведения фирмы;

-       организация рекламной деятельности, а также разработка комплекса мероприятий по формированию и поддержанию связей с общественностью, обеспечивающих как необходимую доходность и прибыльность деятельности фирмы, так и поддержание ее доброго имени в глазах общественности. Постоянный анализ и оценка эффективности маркетинга в фирме и необходимое развитие службы:

-       оказание помощи и обеспечение консультаций по маркетингу всем подразделениям фирмы. Методическое руководство (и частичное осуществление собственными силами) и обучение всего персонала фирмы основам маркетинга;

-       разработка новых изделий на основе получаемой маркетинговой информации, дизайнерских разработок и функционально-стоимостного анализа.

1.2 Основные типы организационных структур маркетинговых служб


Достижение целей фирмы <#"515311.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Классическая организационная структура отдела маркетинга

Для определения целей и функций отдела маркетинга необходимо провести полный анализ деятельности фирмы и выявить узкие места и диспропорции в ее функционировании. На основании полученных данных построить гипотезу разрешения найденных проблем силами создаваемого отдела маркетинга, то есть разработать план маркетинга. Исходя из стратегии маркетингового развития и из целей отдела маркетинга можно построить гипотезу о рациональной структуре отдела маркетинга. Директор отдела маркетинга подчиняется непосредственно генеральному директору или совету директоров. Он координирует и несет ответственность за работу отдела в целом.

Базовая структура может быть ориентирована на иной принцип разделения труда и ответственности, в частности, по объектам маркетинга - товарам. Пример товарной (продуктовой) структуры показан на рисунке 2.


Рисунок 2 - Товарная структура службы маркетинга

Такая структура применяется диверсифицированными фирмами с широким ассортиментом, разнообразием специфичных условий сбыта и использования товаров. Она целесообразна, если в товарах, их специфике заложены особые черты. Товарная структура быстро реагирует на потребности рынка, но требует больших кадровых расходов в связи с дублированием функций.

Если организации желательно учесть особые стили поведения, которые демонстрируют клиенты, относящиеся к различным сегментам рынка (географическим регионам, отраслям), то целесообразно применить аналогично выглядящую рыночную структуру, где подразделения отвечают не за отдельные товары, а за сегменты.

Фактически это уже так называемая дивизионалъная структура. В центре внимания организации с такой структурой, каждого ее дивизиона - покупатели из конкретного сегмента рынка, их проблемы и потребности. Структура предпочтительна при большом разнообразии требований, стилей поведения и покупок различных целевых групп покупателей: отраслей промышленности, клиентов разного возраста, с различными условиями и «стилями жизни».

Требования современности, функционирование организации в сложном и многомерном мире не позволяют фирмам останавливаться на таких однофакторных структурах. В большинстве случаев на практике используются так называемые комбинированные организационные структуры, использующие одновременно два и более признаков разделения труда: по функциям и товарам, по функциям и рынкам, функциям и регионам или по товарам и регионам.

Современный мир быстро меняется. Стремясь соответствовать ему, фирмы все чаще формируют, предпочитают гибкие структуры, отказываясь от строгой иерархичности, вводя временные структуры (на определенный срок, для выполнения конкретного задания, проекта). Наиболее распространенная структура такого рода - матричная - представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Матричная структура отдела маркетинга

Основные преимущества матричной структуры таковы:

-   лучшая ориентация на проектные цели и спрос;

-       совмещение преимуществ функциональной структуры и проблемной ориентации управления;

-       возможность создания оперативных групп специалистов-экспертов, сокращение времени реакции на нужды клиентов;

-       гибкое использование кадров профессионалов;

-       возможность применения современных методов планирования и управления;

-       сокращение затрат, увеличение эффекта работы.

Главное достоинство матричной структуры состоит в том, что один и тот же специалист, который может быть занят в одном проекте или программе на 75%, в другом - на 20, в третьем - на 5%, легко переносит знания, умения и навыки, наработанные в одном проекте, на деятельность в других проектах, тем самым резко повышая производительность и эффективность своего труда. Кроме того, периодические деловые контакты различных специалистов между собой существенно наращивают возможности для профессионального взаимообогащения, формирования целостной команды.

Но и матричная структура имеет свои недостатки:

-   отсутствие постоянных связей, устойчивости групп;

-       ослабление управляемости, постоянная возможность нарушения принятых правил и стандартов;

-   трудность установления и кратковременность ответственности;

-   необходимость постоянного контроля;

-       учащение конфликтов между менеджерами функциональных подразделений и руководителями проектов.

В целом при построении организационных структур важно соблюдать основные принципы, используемые современными рыночно ориентированными фирмами:

-   баланс ответственности и прав;

-       единство, четкость постановки, доступность и понятность финансовых и рыночных, маркетинговых целей по всей структуре;

-       простота структуры, в том числе малозвенность и четкость построения и управления;

-       эффективная система связей с другими подразделениями, включая обратную связь;

-       координация ответственности - на высшем уровне управления компанией;

-       гибкость, приспособляемость структуры в соответствии с динамикой рынка и стратегией фирмы.

В фирмах, выпускающих продукцию, покупаемую многими регионами <#"515311.files/image004.gif">

Рисунок 5 - Динамика изменения объема товарной продукции

Выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг с каждым годом снижается. Так в 2008 году снижение выручки составляет 36191,66 тыс. руб., а в 2009 году выручка снизилась на 76982,96 тыс. руб.

Фондоотдача рассчитывается, как отношение выручки от продажи продукции к среднегодовой стоимости основных средств по формуле:

Ф = N/Сср (2)

Фондоотдача составляет в 2008 году 4,31 руб/руб, что говорит об увеличении этого показателя на 0,18 руб/руб.в 2008 году. Данный показатель показывает, что в 2007 году на каждый рубль основных средств приходилось 4,31 руб. реализованной продукции, в 2008 году 4,49 руб. в 2009 году 3,65 руб.

Динамику изменения фондоотдачи можно проследить на рисунке 6.

Рисунок 6 - Динамика изменения фондоотдачи

Фондоемкость показатель обратный фондоотдаче, используется для планирования дополнительной потребности основных средств, рассчитывается по формуле:

Фе = Сср/N (3)

На анализируемом предприятии величина фондоемкости в 2007 году составила 0,23, в 2008 году составила 0,22, в 2009 году 0,27. Показатель фондоемкости снижается в 2008 году. В 2008 году снижение этого показателя составляет 4%, в 2009 году увеличение этого показателя на 23%.

Согласно данным бухгалтерской отчетности основные средства с каждым годом выбывают, так в 2008 году выбытие основных средств составит 11004,32 тыс. руб., а в 2009 году основных средств выбыло на 14808,4 тыс. руб.

Фондовооруженность труда - это показатель, который рассчитывается как отношение стоимости фондов к численности персонала.

Этот показатель тесно связан с показателем фондоотодачи и производительности труда. Темп роста производительности труда должен быть выше этого показателя. На предприятии величина фондовооруженности увеличивается в 2008 году на 2,79, а в 2009 году увеличение этого показателя на 15,96 по сравнению с 2007 годом.

Производительность труда характеризует эффективность трудовой деятельности людей и определяется количеством продукции, производимой в единицу рабочего времени или затратами рабочего времени на единицу производимой продукции. Производительность труда определяется как отношение выручки от продажи продукции и среднесписочной численности персонала.

На рассматриваемом предприятии величина производительности продукции в 2007 году составит 238,3 тыс. руб., в 2008 году - 255,19 тыс. руб., в 2009 году - 241,4 тыс. руб. В 2008 году производительность труда возросла на 16,89 тыс. руб., в 2009 году возросла на 3,1 тыс. руб. Темп роста 2007 года составит - 7 %, в 2009 году темп роста составит - 1 %.

Оборотные средства или текущие активы предприятии - это средства, инвестируемые организацией в текущие операции в течении каждого цикла. Особенностью оборотных средств является, то что они в условиях нормальной хозяйственной деятельности не расходуются, а авансируются в различные виды текущих затрат организации, возвращаясь после завершения каждого оборота к своей исходной величине. Эти средства совершают непрерывный кругооборот в процессе хозяйственной деятельности.

Финансовое положение организации зависит от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. В процессе анализа выявили, что оборотные средства в 2008 году увеличились на 7802,96 тыс. руб., а в 2009 году снизились на 8854,06 тыс. руб.

Динамику изменения оборотных средств предприятия можно проследить на рисунке 7.

Рисунок 7 - Динамика изменения оборотных средств предприятия

Для оценки оборачиваемости оборотных средств используется коэффициент оборачиваемости в числе оборотов, который рассчитывается по формуле:

Коб = V/CO (4)

где V - выручка от реализации продукции;

СО - среднегодовая стоимость оборотных средств.

Коб 2007 год = 2

Коб 2008 год = 2

Коб 2009 год = 2

Длительность одного оборота рассчитывается по формуле:

Дл = СО*Т/V (5)

где Т - отчетный период

Дл 2007 год = 172 дня;

Дл 2008 год = 193 дня;

Дл 2009 год = 229 дней.

Коэффициент закрепления оборотных средств рассчитывается по формуле:

Ка =СО/V (6)

Этот показатель обратный коэффициенту оборачиваемости, он используется для планирования оборотных средств и показывает величину оборотных средств на 1 рубль реализованной продукции. Ускорение оборачиваемости капитала способствует сокращению потребности в оборотных средствах, приросту объема продукции, увеличению прибыли.

Ка 2006 год = 0,48

Ка 2007 год = 0,54

Ка 2008 год = 0,64

Таким образом, оборотный капитал предприятия совершает 2 полных оборота в среднем за 198 дней.

Проводим анализ прибыли предприятия ОАО «Автоагрегат» величина прибыли от продаж в 2008 году составит 24284,07 тыс. руб., а в 2009 году - 15394,27 тыс. руб., что говорит о снижении прибыли на 24% по сравнению с 2007 годом. По сравнению с 2007 годом прибыль в 2009 году снизилась на 16596,73 тыс. руб. или 52%.

Чистая прибыль отчетного периода в 2007 году составит 6441 тыс. руб., в 2008 году - 2590,27 тыс. руб., в 2009 году 18938,05 тыс. руб. Таким образом, в 2008 году снижение чистой прибыли составит 60%, а в 2009 году темп роста составит 194 %.

Динамику изменения чистой прибыли можно проследить на рисунке 8.

Рисунок 8 - Динамика изменения чистой прибыли предприятия

Прибыль до налогообложения в 2007 году составила 134926 тыс. руб., в 2008 году прибыль составит 8792,92 тыс. руб., что в процентном соотношение составит 37% снижение прибыли, в 2009 году прибыль до налогообложения составит 32806,57 тыс. руб. темп роста по сравнению с 2007 годом составит 136 %.

Чистые активы представляют собой реальный собственный капитал организации, поэтому эффективность использования чистых активов характеризуется показателем рентабельности собственного капитала. Рентабельность активов определяет границы и темп роста собственного капитала, рассчитывается по формуле:

R =ЧПр/Сср.ч.а (8)

R2007 год = 1,98%

R2008 год = 2,91%

R2009 год = 6,34%

Как видно из расчетов, в 2008 году повысился уровень рентабельности на 0,93%, а в 2009 году - на 4,36%.

Рентабельность реализованной продукции показывает размер прибыли на 1 рубль реализованной продукции.

А также оценим рентабельность основных средств предприятия, этот показатель рассчитывается исходя из чистой прибыли предприятия ОАО «Автоагрегат». Таким образом, рентабельность основных средств в 2007 году составил 6,45%, в 2008 году - 2,41%, в 2009 году - 22,27%. Рентабельность основных средств предприятия в 2008 году снизилась на 3,54%, это связано с снижением чистой прибыли, а в 2009 году наблюдается рост рентабельности на 15,82%, так как чистая прибыль предприятия в 2009 году возросла. Из проведенного анализа можно сделать вывод, что предприятие в настоящий момент достаточно рентабельно, его работа проходит эффективно, причин для беспокойства нет.

2.3 Анализ финансового состояния предприятия

Финансовое состояние предприятия характеризует размещение и использование средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств - пассивов).

Задачами финансового анализа являются:

) оценка имущественного состояния предприятия;

) определение показателей финансовой устойчивости предприятия;

) оценка платежеспособности.

Финансовый анализ предусматривает расчет коэффициентов, которые представлены в таблице (Приложение А1):

Среднемесячная выручка (К1) рассчитывается как отношение выручки, полученной организацией за отчетный период, к количеству месяцев в отчетном периоде;

(10)

где Т - количество месяцев в рассматриваемом отчетном периоде.

Среднемесячная выручка вычисляется по валовой выручке, включающей выручку от реализации за отчетный период (по оплате), НДС, акцизы и другие обязательные платежи. Она характеризует объем доходов организации за рассматриваемый период и определяет основной финансовый ресурс организации, который используется для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе для исполнения обязательств перед фискальной системой государства, другими организациями, своими работниками. Валовая выручка предприятия составит:

К1 2007 год - 580 281 / 12 = 48356,75 тыс. руб.

К1 2008 год -614821 / 12 = 51235,08 тыс. руб.

К1 2009 год - 636974/12 = 53081,17 тыс. руб.

Доля денежных средств в выручке (К2) организации рассчитывается как доля выручки организации, полученная в денежной форме, по отношению к общему объему выручки:

(11)

Данный показатель дополнительно характеризует финансовый ресурс организации с точки зрения его качества (ликвидности). Доля денежных средств предприятия составит:

К2 2007 год = 48356,75 / 580281 = 0,83

К2 2008 год = 51235,08 /614821 = 0,83

К2 2009 год = 53081,17/636974 = 0,83

Степень платежеспособности общая (К3) определяется как частное от деления суммы заемных средств (обязательств) организации на среднемесячную выручку:

(12)

Данный показатель характеризует общую ситуацию с платежеспособностью организации, объемами се заемных средств и сроками возможного погашения задолженности организации перед ее кредиторами.

К3 2007 год = (68188 + 8010) / 48356,75 = 1,58

К3 2008 год = (117088 +8372) / 51235,08 = 2,45

К3 2009 год = (84964 + 1193) / 53081,17 =1,62

Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам (К4) вычисляется как частное от деления суммы долгосрочных пассивов и краткосрочных кредитов банков и займов на среднемесячную выручку:

(13)

К4 2007 год = (8010 + 14099) / 48356,75 = 0,46

К4 2008 год = (8372 + 21143 ) / 51235,08 = 0,58

К4 2009 год = (1193 + 15646) / 53081,17 = 0,32

Коэффициент задолженности предприятия по кредитам банков с каждым годом увеличивается.

Коэффициент задолженности другим организациям (К5) вычисляется как частное от деления суммы обязательств по строкам "поставщики и подрядчики", "векселя к уплате", "задолженность перед дочерними и зависимыми обществами", "авансы полученные" и "прочие кредиторы" на среднемесячную выручку.

(14)

К5 2007 год =( 26390 + 13481 + 3621) /48356,75 = 0,90

К5 2008 год = (34539 + 7685 +2575) / 51235,08 = 0,87

К5 2009 год = (31844 + 5426 + 9321) / 53081,17 = 0,88

Коэффициент задолженности фискальной системе (К7) вычисляется как частное от деления суммы обязательств по строкам "задолженность перед государственными внебюджетными фондами" и "задолженность перед бюджетом" на среднемесячную выручку:

(15)

К6 2007 год = 5876/48356,75 = 0,12

К6 2008 год = 37652/51235,08 = 0,73

К6 2009 год = 4953/53081,17 = 0,09

Коэффициент внутреннего долга (К7) вычисляется как частное от деления суммы обязательств по строкам "задолженность перед персоналом организации", "задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов", "доходы будущих периодов", "резервы предстоящих расходов", "прочие краткосрочные обязательства" на среднемесячную выручку:

 (16)

К7 2007 год =(4368 +333 + 20 ) /48356,75 = 0,10

К7 2008 год = (13346 +131 +17)/51235,08 = 0,26

К7 2009 год = (15283 +2477 + 14)/ 53081,17 = 0,33

Степень платежеспособности по текущим обязательствам (К8) определяется как отношение текущих заемных средств (краткосрочных обязательств) организации к среднемесячной выручке:

(17)

К8 2007 год = 68188/48356,75 = 1,41

К8 2008 год = 117088/51235,08 = 2,29

К8 2009 год = 84964/53081,17 = 1,6

Данный показатель характеризует ситуацию с текущей платежеспособностью организации, объемами ее краткосрочных заемных средств и сроками возможного погашения текущей задолженности организации перед ее кредиторами. За анализируемый период предприятие является кредитоспособным.

Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами (К 9) вычисляется как отношение стоимости всех оборотных средств в виде запасов, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений, денежных средств и прочих оборотных активов к текущим обязательствам организации:

(18)

К9 2007 год = 68188/214878 = 0,32

К9 2008 год = 117088/267824 = 0,44

К9 2009 год = 84964/230640 = 0,37

Данный коэффициент показывает, насколько текущие обязательства покрываются оборотными активами организации. Кроме того, показатель характеризует платежные возможности организации при условии погашения всей дебиторской задолженности (в том числе "невозвратной") и реализации имеющихся запасов (в том числе неликвидов). Снижение данного показателя за анализируемый период свидетельствует о снижении уровня ликвидности активов или о росте убытков организации. Данный показатель за анализируемый период свидетельствует о росте уровня ликвидности.

Собственный капитал в обороте (К10) вычисляется как разность между собственным капиталом организации и ее внеоборотными активами:

 (19)

К10 2007 год = 261179 -122499 =138680 тыс. руб.

К10 2008 год = 262818 -120454 =142364 тыс. руб.

К10 2009 год = 281115 -136632 = 144483 тыс. руб.

Наличие собственного капитала в обороте (собственных оборотных средств) является одним из важных показателей финансовой устойчивости организации. Отсутствие собственного капитала в обороте организации свидетельствует о том, что все оборотные средства организации, а также, возможно, часть внеоборотных активов (в случае отрицательного значения показателя) сформированы за счет заемных средств (источников). В2006 году собственный капитал организации сформирован за счет заемных средств.

Доля собственного капитала в оборотных средствах (коэффициент обеспеченности собственными средствами) (К 11) рассчитывается как отношение собственных средств в обороте ко всей величине оборотных средств:

(20)

К11 2007 год = 138680/214878 = 0,65

К11 2008 год = 142364/267824 = 0,53

К11 2009 год = 144483/230640 = 0,63

Показатель характеризует соотношение собственных и заемных оборотных средств и определяет степень обеспеченности хозяйственной деятельности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для ее финансовой устойчивости. Нормативное отклонение К11 >0,01, таким образом, предприятие финансово устойчиво.

Коэффициент автономии (финансовой независимости) (К 12) вычисляется как частное от деления собственного капитала на сумму активов организации:

 (21)

К12 2007 год = 261179 / 337377 = 0,77

К12 2008 год = 262818 / 3488278 = 0,68

К12 2009 год =281115 / 367272 = 0,77

Коэффициент автономии, или финансовой независимости, (К12) определяется отношением стоимости капитала и резервов организации, очищенных от убытков, к сумме средств организации в виде внеоборотных и оборотных активов. Данный показатель определяет долю активов организации, которые покрываются за счет собственного капитала (обеспечиваются собственными источниками формирования). Оставшаяся доля активов покрывается за счет заемных средств. Показатель характеризует соотношение собственного и заемного капитала организации. К12<1 (нормативное значение). Предприятие финансово независимо.

Коэффициент обеспеченности оборотными средствами (К 13) вычисляется путем деления оборотных активов организации на среднемесячную выручку и характеризует объем оборотных активов, выраженный в среднемесячных доходах организации, а также их оборачиваемость:

(22)

К13 2007 год = 214878/48356,75 = 4,44

К13 2008 год = 267824/51235,08 = 5,23

К13 2009 год = 230640/53081,17 = 4,35

Данный показатель оценивает скорость обращения средств, вложенных в оборотные активы. Показатель дополняется коэффициентами оборотных средств в производстве и в расчетах, значения которых характеризуют структуру оборотных активов организации.

Коэффициент оборотных средств в производстве (К 14) вычисляется как отношение стоимости оборотных средств в производстве к среднемесячной выручке. Оборотные средства в производстве определяются как средства в запасах с учетом НДС минус стоимость товаров отгруженных:

(23)

К14 2007 год = (156354 + 3320) /48356,75 = 3,30

К14 2008 год = (162273 +1866 - 2771) / 51235,08 = 3,15

К14 2009 год = (157013 + 3291 - 6301) / 53081,17 = 2,9

Коэффициент оборотных средств в производстве характеризует оборачиваемость товарно-материальных запасов организации. Значения данного показателя определяются отраслевой спецификой производства, характеризуют эффективность производственной и маркетинговой деятельности организации.

Коэффициент оборотных средств в расчетах (К 15) вычисляется как отношение стоимости оборотных средств за вычетом оборотных средств в производстве к среднемесячной выручке:

(24)

К15 2007 год = ( 214878 - 156354 - 3320 + 0) / 48356,75 = 1,14

К15 2008 год = (267824 - 162273 - 1866 + 2771) / 51235,08 = 2,08

К15 2009 год = (230640 - 157013 - 3291 + 6301) / 53081,17 = 1,44

Коэффициент оборотных средств в расчетах определяет скорость обращения оборотных активов организации, не участвующих в непосредственном производстве. Показатель характеризует в первую очередь средние сроки расчетов с организацией за отгруженную, но еще не оплаченную продукцию, то есть определяет средние сроки, на которые выведены из процесса производства оборотные средства, находящиеся в расчетах. Возрастание данного показателя требует восполнения оборотных средств организации за счет новых заимствований и приводит к снижению платежеспособности организации.

Рентабельность продаж (К16) вычисляется как частное от деления прибыли, полученной в результате реализации продукции, на выручку организации за тот же период:

(25)

К16 2007 год = (31991 /580281)*100% = 5,5%

К16 2008 год = (27441 / 614821)*100% = 5%

К16 2009 год = (19483/636974)*100% = 3,06%

Показатель отражает соотношение прибыли от реализации продукции и дохода, полученного организацией в отчетном периоде. Он определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате реализации продукции на один рубль выручки.

Коэффициент инвестиционной активности (К17) вычисляется как частное от деления суммы стоимости внеоборотных активов в виде незавершенного строительства, доходных вложений в материальные ценности и долгосрочных финансовых вложений на общую стоимость внеоборотных активов:

(26)

К17 2007 год = (8073 + 13058 +0) / 122499 = 0,17

К17 2008 год = (7839 +13058 +0) / 120454 = 0,17

К17 2009 год = (7710 + 13058) / 136632 = 0,15

Данный показатель характеризует инвестиционную активность и определяет объем средств, направленных организацией на модификацию и усовершенствование собственности и на финансовые вложения в другие организации.

Коэффициенты исполнения текущих обязательств перед федеральным бюджетом (К22), бюджетом субъекта Российской Федерации (К23), местным бюджетом (К24), а также перед государственными внебюджетными фондами (К25) и Пенсионным фондом Российской Федерации (К26) вычисляются как отношение величины уплаченных налогов (взносов) к величине начисленных налогов (взносов) за тот же отчетный период:

(27)

где i = 22, 23, 24, 25, 26

Эти соотношения характеризуют состояние расчетов организации с бюджетами соответствующих уровней и государственными внебюджетными фондами и отражают ее платежную дисциплину

Как видно из хозяйственного и финансового анализа, предприятие ОАО «Автоагрегат» является финансово устойчивым и платежеспособным предприятием. Активы предприятия приносят экономическую выгоду (прибыль), которая задействована в дальнейшее развитие хозяйственной деятельности. Ликвидность предприятия говорит о том, что предприятие способно погашать своевременно свои внешние обязательства и отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы.

Заключение

Предприятие может строить свое управление исходя из разных концепций - финансовой, просчитывая наиболее оптимальные сферы расходов и инвестиций; конкурентной, вытесняя любыми способами конкурента с рынка; товарной, улучшая качественные показатели своей продукции, однако в настоящее время наибольший эффект в управлении дает маркетинговая концепция, ориентированная на выяснение и удовлетворение запросов потребителей определенного целевого рынка.

Большинство специалистов рассматривают управление маркетингом как практическое осуществление тщательно продуманной интегрированной политики предприятия на рынке. Сюда включаются анализ, планирование и проведение мероприятий, направленных на достижение определенных целей на рынке. Управление маркетингом обеспечивает, во-первых, целевую ориентацию рыночной деятельности предприятия, связанную, прежде всего с удовлетворением общественных и личных потребностей. Во-вторых, комплексность этой деятельности, выражающейся в стройном технологическом процессе от замысла товара до его воплощения. В-третьих, позволяет учитывать перспективу в совершенствовании товарного ассортимента в соответствии с потребностями и условиями потребления.

Следует отметить, что организация маркетинга на предприятии - это не формальное выделение специального подразделения, а, прежде всего рыночная переориентация в его деятельности, переход от традиционной ориентации на требования производства к ориентации на требования рынка. Как показывает опыт, служба маркетинга на предприятии формируется не сразу, а поэтапно, постепенно объединяя в себе основные функции маркетинга, до сих пор рассредоточенные по разным подразделениям (изучение рынка, формирование ассортимента, торговля и ценовая политика, реклама).

В конкурентной, быстро меняющейся внешней среде производители вынуждены формировать план производства под рыночные условия. Необходимыми условиями при этом становятся гибкое производство, развитая информационная база маркетинга и его взаимосвязь с деятельностью других подразделений и служб предприятия.

В целом динамика финансово-экономических показателей положительна, предприятие ОАО «Автоагрегат» развивается динамично.

Все финансовые коэффициенты имеют значение больше нормативных и имеют тенденцию к улучшению, а это указывает на нормальное финансовое состояние предприятия.

Список использованных источников


1.       Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг-М. Изд. группа «ИНФРА-М-НОРМА», 1997. - С.567

.        Алле М. Условия эффективности в экономике. Пер. с фр. - М.: Научно-издательский центр "Наука для общества", 1998. - 304 с.

.        Ананьин О. Может ли наука быть руководством к действию? // Вопросы экономики. - 2001. - №2. - С.48-68

.        Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. - 720 с.

.        Богданов Д.Е., Стребулаев И.Л., Тамбовцев В.Л. Эволюционная экономика и компьютерное моделирование // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика, 1998. -№1. - С.3-14.

.        Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. - М.: Экономика, 1991.- С.459.

.        Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле.-М. «Экономика», 1990. - С.605.

.        Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. -М. «Финансы и статистика», 1994.- С. 340.

.        Виноградова С.Н. Организация и технологии торговли. - Мн.: Вышэйшая школа, 1994.- С. 258.

.        Власова А.М. Основа предпринимательской деятельности. под ред. Власовой А.М.-М. «Финансы и статистика», 1995.- С.355.

.        Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. - М.: Инфра-М,1997.- С.250.

.        Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. Маркетинговые решения по распределению товаров и услуг. http://www.cfin.ru/marketing/goldkat/8.shtml

.        Госкомстат Российской Федерации о социально-экономическом положении страны в 1995 году // Экономика и жизнь. - 1996. - №6. - С.23-26.

.        ГОСТ 2.105-95. Общие требования к текстовым документам. - Минск:

.        Межгосударственный Совет по стандартам метрологии и сертификации, 1996. - 36с.

.        Институциональные основы рыночной экономики России / О.С. Белокрылова, О.Е. Германова, И.Ю. Солдатова и др. - М.: Наука, 1996. - С. 186

.        Диксон П. Управление маркетингом. - М.: Бином, 1998.- С.663.

.        Дубровский В.Ж., Чайкин Б.И. Экономика и управление предприятием (фирмой): Учебник. - Екатеринбург, 1998.- С.385.

.        Кожекин Г.Я., Синица Л.М. Организация производства. - Минск: ИП Экоперспектива, 1998.- С.125.

.        Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1992.-С. 702.

.        Кембелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс.-М. «Республика» 2 тома, 1992.- С.543.

.        Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики / Редколл. Л.И. Абалкин и др. - М.: Экономика, 1989. - 526 с.

.        Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива - СПб.: Перспектива, 1996.- С.450.

.        Лукин В.П., Чупахина Ж.Н. Управление маркетингом: Учебное пособие.- ОрелГТУ, 2002. - С.113.

.        Лукин В.П. Основы маркетинга: Учебное пособие.- ОрелГТУ, 2001. - С.533.

Приложение А

Показатели хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Автоагрегат» за 2007 - 2009 годы

Таблица А.1 - Показатели хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Автоагрегат» за 2007 - 2009 годы, тыс. руб.

Наименование показателя, Тыс. руб.

2007 год (базовый период)

2008 год

Абсолютное отклонение (от базового периода)

Темп роста, (в % к базовому периоду

2009 год

Абсолютное отклонение (от базового периода)

Темп роста, (в % к базовому периоду)



В фактических ценах

В сопоставимых ценах



В фактических ценах

В сопоставимых ценах



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Товарная продукция*

349512

361606

320005,31

- 29506,69

92

309253

244352,88

- 105159,1

70

Себестоимость товарной продукции*

282319

252963

223861,06

-58457,94

79

236240

186662,45

-96656,55

66

Материальные затраты на выпуск товарной продукции*

353571

400590

354504,42

933,42

101

489570

386828,38

33257,38

109

215046

214261

189611,5

- 25434,5

88

212646

168019,9

- 47026,1

78

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

580281

614821

544089,39

-36191,61

94

636974

503298,04

-76982,96

87

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

471466

515879

456530,09

-14935,91

97

540020

426690,88

-44775,12

91

Валовая прибыль

108815

98942

87559,29

-21255,71

80

96954

76607,14

- 32207,86

70

Среднегодовая стоимость имущества

324810

362827,5

321086,28

-3723,72

99

377775

298494,79

- 26315,21

92

Среднегодовая стоимость основных средств

99864,5

100412

88860,18

- 11004,32

89

107647

88505,61

-14808,4

85

Фондоотдача руб/руб

4,31

 4,49

0,18

104

3,65

-0,66

85

Фондоемкость руб/руб

0,23

0,22

 -0,01

96

 0,27

0,05

123

Фондовооруженность труда

68,07

70,86

2,79

104

 84,03

15,96

123

Среднегодовая стоимость остатка оборотных средств

205782

241351

213584,96

 7802,96

 104

249232

196927,94

-8854,06

 96

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (в числе оборотов)

2

2

-

0

100

2

-

0

100

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (в днях)

172

193

-

21

112

229

-

57

133

Коэффициент загрузки средств в обороте

0,48

0,54

-

0,06

113

0,64

-

0,16

133

Среднесписочная численность персонала, человек

1467

1417

-

- 50

97

1281

-

- 186

87

Производительность труда

238,3

 255,19

16,89

107

 241,4

3,1

101,3

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

13232,4

13727

12147,78

- 20184,62

92

6356

5022,12

- 8210,28

38

Среднемесячная заработная плата одного работника, руб.

9020

9687

8572,57

- 447,43

95

4962

3920,67

- 5099,33

43

Прибыль (убыток) от продаж

31991

27441

24284,07

-7706,93

76

19483

15394,27

-16596,73

48

Прибыль (убыток) до налогообложения

13926

9936

8792,92

-5133,08

63

41520

32806,57

18880,57

236

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного периода)

6441

2927

2590,27

-3850,73

40

23968

18938,05

12497,05

294

Рентабельность продукции*%

5,51

4,46

-

-1,05

81

 3,06

 -

-2,45

56

Рентабельность активов,%

1,98

0,8

-

-1,18

40

 6,34

-

4,36

320

Рентабельность основных средств,%

6,45

2,91

-

-3,54

45

22,27

-

15,82

345



Таблица А.2 - Показатели финансового состояния организации ОАО «Автоагрегат» за период 2007-2009 годы

Наименование показателя

Нормативное значение

Период 1

Период 2

Период 3






1

2

3

4

5

Общие показатели:





 Среднемесячная выручка


48356,75

51235,08

53081,17

 Доля денежных средств в выручке


0,83

0,83

0,83

 Среднесписочная численность работников





Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости:





степень платежеспособности общая


1,57

2,45

1,62

коэффициент задолженности по кредитам банков и займам


0,61

0,43

0,32

коэффициент задолженности другим организациям


0,90-

0,87

0,88

 коэффициент задолженности фискальной системе


0,12

0,73

0,09

 коэффициент внутреннего долга


0,10

0,26

0,33

степень платежеспособности по текущим обязательствам


1,41

2,29

1,6

коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами


0,44

0,37

0,63

доля собственного капитала в оборотных средствах (коэффициент обеспеченности собственными средствами


0,65

0,53

0,77

коэффициент автономии (финансовой независимости).


0,82

0,77

0,68

коэффициент обеспеченности оборотными средствами


28,44

23,70

32,48

коэффициент оборотных средств в производстве


20,28

17,61

19,57


Похожие работы на - Совершенствование организационной структуры службы маркетинга в организации (на материалах предприятия ОАО 'Автоагрегат')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!