Государственная поддержка малого бизнеса в Пермском регионе

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,17 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная поддержка малого бизнеса в Пермском регионе

Содержание

Введение

Глава 1. Роль малого бизнеса в экономике России

.1 Понятие и критерии отнесения предприятий к малым

.2 Роль малого бизнеса в экономике

.2.1 Экономическая роль

.2.2 Социальная роль

.2.3 Политическая роль

Глава 2. Государственная поддержка малого бизнеса России

.1 Система государственной поддержки малого бизнеса России

.2 Правовое обеспечение деятельности малого бизнеса

.3 Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса

.4 Имущественная поддержка малого бизнеса

.5 Информационное обеспечение развития малого бизнеса

.6 Подготовка кадров для сферы малого бизнеса

Глава 3. Поддержка малого бизнеса в Пермском регионе

.1 Состояние и динамика развития малого предпринимательства в Пермском крае

.2 Совершенствование нормативной правовой базы

.3 Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства

.4 Меры по упрощению доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам

.5 Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства

.6 Развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике.

В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - рассмотрение и анализ поддержки малого бизнеса в России, в частности в Пермском регионе, совершенствование и развитие государственной поддержки малого бизнеса на региональном уровне.

Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

Малое предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Из этого следует, что вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

Государство должно делать шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной и инвестиционной поддержки предприятий малого бизнеса, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого бизнеса.

Развитие малого предпринимательства в регионах особенно важно, поскольку именно власть на местах находится в непосредственном контакте с предпринимателями и должна оперативно реагировать на изменения, связанные с преобразованиями в социальной и экономической сферах и учитывать реальные трудности, с которыми сталкиваются предприниматели в повседневной жизни. Региональный уровень обеспечивает общие меры поддержки субъектов малого предпринимательства в регионе и методологическую разработку механизмов поддержки.

Глава 1. Роль малого бизнеса в экономике России

.1 Понятие и критерии отнесения предприятий к малым

Малым предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по установленным законом критериям (показателям), констатирующим сущность этого понятия. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Но практика показывает, что малое предпринимательство может иметь разные формы собственности.

Малое предприятие - это предприятие с небольшими количеством работников и объемами производства, значительной частью рисковой (производственной, торговой, научной и т. п.) деятельности, собственник которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли.

Вопросу, связанному с критериями малых и средних предприятий уделяется большое внимание в зарубежной и в отечественной литературе. Хотя ученые и не пришли к единому мнению. Что касается отечественной литературы, то долгое время у нас преобладал термин "немонополистический сектор" или "немонополистические предприятия", сегодня они приобрели термин "малое предпринимательство", как принято сейчас в официальных российских документах.

На наш взгляд можно выделить два вида критериев мелких и сред них предприятий: количественные и качественные.

Количественные показатели - это такие статистические показатели, как число занятых на предприятии, оборот, активы, капитал, прибыли и т.п. Но официальная зарубежная статистика постоянно использует лишь один показатель для мелких и средних предприятий - это число занятых. Как раз этот показатель и является сопоставимым для всех стран. Все остальные показатели в национальной статистике отсутствуют, их можно получить лишь из научной литературы или деловой прессы, а также по итогам различных опросов, которые проводят налоговые органы, банки пли профессиональные организации малого бизнеса. Эти данные, как правило, не сопоставимы не только по разным странам, но зачастую и между собой, что вызывает большие трудности при анализе этого сектора.

Еще сложнее обстоит дело с качественными показателями, среди ученых нет единого мнения по этому вопросу, хотя существует и официальное определение статуса мелких и средних предприятий.

июня 1995 года вступил в действие Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ, которым определены субъекты малого предпринимательства (статья 3 Закона).

Под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также коммерческие организации.

В отличие от ранее действовавшего порядка в качестве субъектов малого предпринимательства не могут выступать филиалы и другие обособленные подразделения юридического лица, в том числе те, что являются самостоятельными плательщиками налогов в соответствии с налоговым законодательством.

Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Согласно этому закону, количественная численность работающих (с учетом состоящих в штате, работающих по совместительству и по гражданско-правовым договорам, а также работников представительств, филиалов, других обособленных подразделений юридического лица) на малом предприятии не должны превышать:

в промышленности, строительстве и на транспорте -100 чел.

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 чел;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел;

в оптовой торговле, остальных сферах и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

Кроме того, к субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, доля участия в уставном капитале которых Российской федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%.

Таким образом, критериями отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства являются не только среднесписочная численность работников предприятия, но и преимущественное участие в их уставном капитале частного капитала.

К субъектам малого предпринимательства не могут относиться коммерческие организации (например, фонды и т.п.), созданные в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" даже если они занимаются предпринимательской деятельностью в рамках осуществления своих уставных задач и отвечают всем прочим критериям.

малый бизнес предпринимательство государственная поддержка

1.2 Роль малого бизнеса в экономике

.2.1 Экономическая роль

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно - технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране.

Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как в сфере малого бизнеса действует большое число небольших предприятий разнообразного профиля (приложение 1,таблица 1).

Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики:

развивается конкурентная среда;

создаются дополнительные рабочие места (приложение 2, таблица 3). По итогам января-июня 2007 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 8,2% и составила 8968,5 тыс. чел. В январе-июне 2007 г. по сравнению с январем-июнем 2006 г. малые предприятия обеспечили на 679,6 тыс. больше постоянных рабочих мест, а удельный вес работников малого предпринимательства в общей среднесписочной численности занятых увеличился до 18,5%, повысившись на 1,2 % по сравнению с показателем за аналогичный период 2006 г. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом во всех федеральных округах. Наибольший рост среднесписочной численности занятых на МП произошел в Приволжском и Уральском федеральных округах - на 13,7% и 14,0% соответственно;

активнее идет структурная перестройка;

расширяется потребительский сектор.

Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством:

близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры;

производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам;

исключение лишних звеньев управления и т. д..

Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

Сектор малого предпринимательства динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.д. Важнейшими особенностями малых предприятий является способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой малых предприятий является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Несомненна роль малого предпринимательства как катализатора научно-технического и технологического прогресса. По оценкам специалистов, на его долю приходится около половины всех изобретений и научных разработок. Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться далее экологическая (природоохранительная) функция малого предпринимательства.

Эти качества при массовом развитии сектора малых предприятий дают возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом развитии и позволяют накопить в короткий период средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны,

В аспекте воздействия малого предпринимательства на важнейших агентов рыночных отношений целесообразно выделить его роль в формировании конкурентной среды. Ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им. Крайне важна функция малого бизнеса как амортизатора колебаний экономической конъюнктуры. Он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Малый бизнес способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. Также создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.

.2.2 Социальная роль

Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Мелкие собственники самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Сама природа малого предпринимательства содействует тому, что немалая часть новых предприятий создается социально уязвимыми группами населения - женщинами, молодежью без особой квалификации, иммигрантами и т. п. По данным Пермского комитета по делам молодежи, на сегодняшний день 7% предпринимателей, работающих в малом бизнесе,- это лица, не достигшие тридцатилетнего возраста.

Работа для молодых людей имеет особое значение. Когда её найти не удается, большинство из них стремятся к стабилизации своего трудового статуса и отдают предпочтение предпринимательству, т.е. сфере, которая, по их мнению, не требует профессиональных знаний. «Деньги любым путем» - вот девиз для молодых людей, и очень важно удержать их от ухода в «теневой» сектор экономики, обеспечить все условия для нормальною развития молодежного предпринимательства.

Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Создавать новые возможности для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

Предпринимательство, как одна из конкретных форм проявления общественных отношений, не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

.2.3 Политическая роль

Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

Глава 2. Государственная поддержка малого бизнеса России

.1 Система государственной поддержки малого бизнеса России

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

посторонним наблюдателем, когда прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

ускорителем предпринимательского процесса, когда ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к буму предпринимательства).

В Российской Федерации сформирована система поддержки малого бизнеса. Государство предприняло определенные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной и инвестиционной поддержки предприятий малого бизнеса, реализуются федеральная и региональные программы, налаживаются межрегиональные и международные контакты в данной сфере, заключены соответствующие межправительственные (в рамках СНГ) и международные соглашения. Совершенствуется система подготовки кадров для малого бизнеса, создаются системы информационного обеспечения. Сформировался ряд научных центров, специализирующихся в области изучения социальных, экономических, финансовых и трудовых процессов в малом бизнесе.

Министерство антимонопольной политики России реализует государственную политику по поддержке предпринимательства, в том числе малого и среднего, по государственному регулированию межотраслевой координации в сфере развития и поддержки малого бизнеса. Вопросы государственной поддержки малого бизнеса рассматриваются на заседаниях Правительства Российской Федерации, комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В основном сформирована региональная система государственной поддержки малого бизнеса, которая состоит из специализированных органов и организаций, действующих в 88 субъектах Российской Федерации.

Координирует деятельность региональных структур поддержки малого бизнеса Министерство антимонопольной политики России с его территориальными Управлениями и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства в части взаимодействия с региональными фондами поддержки предпринимательства.

.2 Правовое обеспечение деятельности малого бизнеса

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации обеспечивается системой правовых актов, включая Конституцию РФ, ряд федеральных законов, в том числе «О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации», указы Правительства РФ.

Для эффективного функционирования действующих и вновь создаваемых малых предприятий необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфические условия работы субъектов малого бизнеса, их взаимоотношения с органами власти и другими хозяйствующими субъектами.

Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей являются основными направлениями экономической деятельности государства, направленными на создание благоприятного климата для активизации предпринимательской деятельности в стране. В течение последних нескольких лет заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводилась работа по следующим направлениям:

совершенствование специального законодательства, регулирующего вопросы поддержки малого бизнеса;

законодательное обеспечение снижения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;

совершенствование налогового законодательства;

приведение в соответствие с федеральным законодательством актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования предпринимательской деятельности.

Министерство антимонопольной политики России представило в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О государственной поддержке малого бизнеса Российской Федерации"». В проекте уточняются критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса в сельском хозяйстве, промышленности, научно-технической сфере, внесены поправки по определению правовых параметров взаимодействия органов государственной власти с кредитными кооперативами.

В Правительство Российской Федерации представлен проект федерального закона «О кредитной кооперации», разработанный Минсельхозом России. Принятие законопроекта было призвано ослабить остроту проблемы кредитования малого бизнеса в целом и в сельскохозяйственном производстве в частности. Развитие кредитной кооперации позволит за счет средств населения и самих предприятий создать систему реального микрофинансирования субъектов малого бизнеса.

Совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Министерство антимонопольной политики России разработало проект федерального закона «О взаимном страховании». Законопроект включает комплекс мер по созданию благоприятной правовой среды, частичному обеспечению системы страхования малого бизнеса государственными гарантиями, а также созданию и развитию обществ взаимного страхования.

Парламент Российской Федерации принял федеральные законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных бизнесменов при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц». Указанные законы, проекты которых разработаны Минэкономразвития России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в настоящее время являются наиболее актуальными для малого бизнеса как наименее защищенного сектора предпринимательской деятельности.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц для индивидуальных бизнесменов при проведении государственного контроля (надзора)» призван обеспечить регламентацию деятельности органов государственной исполнительной власти в части проведения проверок хозяйствующих субъектов целях устранения административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности. В нем коренным образом пересмотрены подходы к контролю за деятельностью предприятий, предусмотрена имущественная ответственность органов государственного контроля (надзора) в случае совершения противоречивых действий. Существенно ограничено количество оснований для проведения внеплановых проверок, разработан механизм контроля, проведения проверок со стороны бизнесменов путем ведения журнала контроля проверок для хозяйствующих субъектов.

Принятие федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» позволит обеспечить осуществление единой государственной политики в области лицензирования упростить вхождение на рынок новым хозяйствующим субъектам и создать условия для стабильной работы предпринимательских структур. Закон существенно сокращает количество лицензируемых видов деятельности и упрощает единый порядок лицензирования на территории Российской Федерации, что в итоге устраняет необоснованные ограничения и административные барьеры свободному использованию своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Новый подход к созданию хозяйствующих субъектов заложен в федеральном законе «О государственной регистрация юридических лиц». Закон вводит принцип регистрации «в одном окне» - в одном регистрационном ведомстве и ограничивает срок регистрации пятью днями. Основанием для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных федеральным законом документов, необходимых для регистрации, либо представление документов в ненадлежащий регистрационный орган.

Для реализации мер по совершенствованию законодательства, направленных на государственную поддержку бизнеса, Министерством антимонопольной политики России были разработаны проекты федеральных законов: «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "О естественных монополиях"», «О государственной помощи», «О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Совершенствование правового регулирования предпринимательской деятельности требует постоянного мониторинга действующего законодательства, в том числе в регионах, для выявления законодательных ограничений, препятствующих свободе бизнеса, анализа и устранения административных барьеров.

Министерство антимонопольной политики России совместно с Ресурсным центром малого бизнеса проводит мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации, в том числе на соответствие антимонопольному законодательству. Нередко нормотворческие инициативы региональных властей скорее ограничивают, чем развивают предпринимательскую активность. В таких случаях министерство принимает меры по устранению допущенных нарушений, препятствуя развитию негативных тенденций,

Министерством антимонопольной политики России считало целесообразным предусмотреть в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» возможность направления на поддержку малого предпринимательства средств от приватизации федерального имущества, полученных сверх установленного бюджетного задания. Необходимо разработать порядок расходования указанных средств, предусмотрев их выделение субъектам малого бизнеса на конкурсной основе в целях обновления основных фондов и пополнения оборотных средств с предоставлением отсрочки платежей либо с последующим списанием выделенных средств при надлежащем выполнении условий конкурса.

Для обеспечения доступа малых предприятий на рынок недвижимости необходимо разработать упрощенный порядок передачи субъектам малого бизнеса федерального имущества. Предоставление имущества целесообразно проводить на конкурсной основе с привлечением в конкурсные комиссии представителей территориальных органов Министерства антимонопольной политики России, Минимущества России и общественных объединений предпринимателей.

Отношения в налоговой сфере являются важнейшим элементом государственного регулирования поддержки и развития малого бизнеса. Налоговые правоотношения затрагивают субъекты малого бизнеса начиная с момента создания предприятия и сопровождают в течение последующей деятельности. Необходимо принимать во внимание то, что специфика деятельности малых предприятий связана ограниченностью финансовых и трудовых ресурсов, а высокая налоговая нагрузка лишает малый бизнес возможности своевременно формировать необходимый запас оборотных средств, отвлекая значительную часть на покрытие налоговых обязательств. Не создав условий для предпринимательской активности, вряд ли можно рассчитывать на успех экономических реформ в целом.

В регионах Российской Федерации (например, в Нижегородской области, Приморском крае) создаются координационные советы для уточнения позиций и решения спорных вопросов связанных с налоговым законодательством, в которые входят представители налоговых и финансовых органов, бизнесменов представители администрации регионов. Положительным моментом является высокая законотворческая активность законодательных органов регионов Российской Федерации (например, в Воронежской, Челябинской, Орловской областях). Подобная активность регионов доказывает, что преобразование налоговой системы выступает одной из составляющих экономической реформы страны.

Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности являются приоритетными направлениями налоговой политики, призванными послужить целям улучшения налогового климата для малых предприятий.

В настоящее время действует три системы налогообложения малых предприятий:

общеустановленная система, при которой малые предприятия уплачивают в бюджет налог на прибыль, НДС, налог на имущество и др.;

упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, введенная в действие федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности»;

налогообложение единым налогом на вмененный доход для определения видов деятельности в соответствии с федеральным законом «О едином налоге на вмененный доход для определения видов деятельности».

Принятие первой и второй частей Налогового кодекса Российской Федерации послужит началом становления в России цивилизованной системы налогового права, которая позволила бы проводить эффективный налоговый менеджмент и распределять финансовые потоки.

Ввиду отсутствия статей о налогообложении субъектов малого бизнеса в проекте части второй Налогового кодекса Российской Федерации Министерство антимонопольной политики России предложило включить главу 51 «Единая система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса», добавив новый раздел «Специальные налоговые режимы». Предложения Министерства антимонопольной политики России направлены на снижение налогового бремени субъектов малого бизнеса, в том числе в части использования упрощенной системы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности.

Упрощенная система привлекает возможностью оптимизировать уровень налогообложения, снизить трудозатраты на ведение бухгалтерского учета.

Проект главы 51 определял добровольный переход субъектов малого бизнеса к единой системе налогообложения, учета и отчетности. Предлагалось более рациональное распределение сумм единого налога между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.

Кроме того, Министерство антимонопольной политики России внес предложения в проект главы 25 второй части Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций», которые учитывают интересы малого бизнеса: ввести определение субъекта малого бизнеса; закрепить использование механизма ускоренной амортизации основных производственных фондов за субъектами малого бизнеса; сохранить льготы для малого бизнеса по налогообложению, которые закреплены в действующей редакции федерального закона «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Мировая практика доказывает необходимость специальных налоговых режимов для малых и средних предприятий (например, во Франции, Испании, Украине, Литве). В ряде стран по отношению к малым и средним предприятиям действуют обычные налоговые правила, но предусматривающие конкретные адресные льготы (Великобритания, Голландия, Швеция, США).

Система налогообложения на основе вмененного дохода имеет свои преимущества (сокращает расходы субъектов малого бизнеса по соблюдению налоговых обязательств; уменьшает количество уклоняющихся от налогов, поскольку физические показатели, применяемые для определения вмененного налогооблагаемого дохода, обойти сложнее, чем скрыть фактический доход повышает налоговые поступления в бюджет за счет упрощения налоговых проверок; удобна для предприятий, особенно вновь создаваемых, которые должны заранее определить расходы). Главными недостатками данной системы налогообложения являются сложность определения факторов, влияющих на базовую доходность (коэффициентов), на основе которых исчисляют налог, и необходимость постоянно корректировать базовую доходность.

Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» позволяет субъектам Российской Федерации через принятие соответствующего регионального законодательства проводить налоговую политику, которая отвечала бы как интересам государства, так и интересам бизнесменов.

Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации определяют конкретные виды деятельности, доходы от которых должны облагаться единым налогом на вмененный доход, размер вмененного дохода, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты, а также иные особенности взимания налога. Министерства и ведомства, в том числе и Министерство антимонопольной политики России, в данном случае могут давать общие рекомендации, но эти рекомендации не являются обязательными к исполнению законодательными органами власти субъектов Российской Федерации.

Эффективность действия единого налога в основном зависит от государственных органов власти субъектов Российской Федерации. Одна из основных проблем - экономическая необоснованность (завышение) размера налога на вмененный доход.

.3 Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса

Проблема финансирования малого бизнеса ставится во главу угла практически всех программ поддержки предпринимательства. Финансовый аспект, безусловно, является важным, но далеко не определяющим фактором развития бизнеса, в особенности, если рассматривать проблему с точки зрения государственной политики (приложение 3, таблица 4).

Финансовую политику поддержки малого бизнеса на федеральном уровне осуществляет Федеральный фонд поддержки малого бизнеса путем реализации за счет бюджетных и внебюджетных источников Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса.

На региональном и муниципальном уровнях данную функцию выполняют региональные и муниципальные фонды поддержки малого бизнеса на основе соответствующих региональных и муниципальных программ.

Главной целью финансовой политики государства в отношении малого бизнеса является устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и залогоспособности, а также целевое финансирование отдельных высокоэффективных программ и проектов, позволяющих раскрыть внутренний потенциал малых предприятий, обеспечить их поступательное развитие и повышение конкурентоспособности.

При разработке основных направлений кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого бизнеса были выделены различные формы финансирования лизинга и схемы проведения лизинговых операций, системы самофинансирования малого бизнеса (кредитные союзы, общества взаимного страхования) и микрокредитование.

Возможности малого бизнеса получить банковский кредит ограничены в силу более жестких требований банков к малому бизнесу по предоставлению гарантий возврата кредита ввиду отсутствия у последних достаточно длительной кредитной истории и повышенных рисков. Банковский сектор в большей мере ориентирован на обслуживание крупного бизнеса, что существенно повышает издержки кредитования малого бизнеса и приводит к повышению ставок по кредитам. В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации в рамках Федеральной программы ведется работа по формированию группы банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов, в том числе с государственным участием, которые будут работать с субъектами малого бизнеса, а также по созданию условий для удешевления кредитных ресурсов, направленных на кредитование малого бизнеса, вовлечения средств частных инвесторов в развитие малого бизнеса.

Банк России рассматривает вопрос о создании небанковских кредитных организаций, которые будут осуществлять депозитно-кредитные операции, специализироваться на обслуживании (кредитовании) отдельных видов деятельности, в том числе на кредитовании субъектов малого бизнеса.

Создание общих благоприятных условий кредитования и оздоровление финансового рынка России в целом не исключает необходимости сохранения специальных механизмов финансовой поддержки малого бизнеса через систему фондов поддержки малого бизнеса. Такая система хорошо зарекомендовала себя за рубежом.

Проблема нехватки у малых предприятий высокотехнологичных основных фондов может быть решена на основе лизинга оборудования, с помощью которого малые предприятия, не имея достаточных средств и не прибегая к привлечению кредитов, могут использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии.

Несмотря на относительно малый объем государственных средств, вложенных в создание и развитие региональных лизинговых компаний, развитие лизинговых операций, ориентированных на малый бизнес, приносит положительные результаты. Эффективная работа лизинговых компаний дает возможность не только своевременно и в полном объеме получать лизинговые платежи и комиссионное вознаграждение, но и отчислять суммы налогов в бюджеты, превышающие объемы средств, первоначально выделенных на их финансовую поддержку.

финансовая маломощность предприятий,

отсутствие традиций цивилизованного поведения лизингополучателей,

неполнота правовой базы,

неясность налоговых правил,

недоработка механизма возврата имущества,

отсутствие развитого рынка подержанного оборудования.

Одним из наиболее распространенных в мировой практике инструментов финансирования малого бизнеса является венчурное инвестирование. Инвестиции венчурного капитала сопряжены с длительными сроками вложений, относительно повышенными рисками, но обеспечивают более высокую доходность в случае успешного развития получателей инвестиций. Эти средства вкладываются, в основном, в уставный капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, развитие новых технологий или создание новых наукоемких продуктов.

Для становления малых предприятий и деятельности бизнесменов без образования юридического лица большое значение имеет возможность быстрого доступа к кредитным ресурсам в относительно малых суммах, используемым в качестве оборотных средств, - микрофинансирование. По решению Ресурсного центра малого бизнеса, объем рынка микрофинансирования в России составляет около 7 млрд. дол.

Только в 1998-2000 гг. началась реализация нескольких программ микрофинансирования на общую сумму около 100 млн. дол. на региональном уровне при содействии федерального фонда поддержки малого предпринимательства и ряда зарубежных и международных организаций.

Состояние программ микрокредитования (по данным ФФПМП) на январь 2001 г. было следующим:

среднемесячная процентная ставка по микрокредитам -6 % в месяц;

средний размер займа -12,5 тыс. р.;

средний объем займов на одного клиента - 20 тыс. р.;

средний процент возврата займа - 95 %;

распределение займов: торговля - 55 %, оказание бытовых услуг - 24 %, сельское хозяйство - 11%;

% всех займов предоставляются начинающим предпринимателям.

Ежемесячно к услугам микрофинансирования прибегают 200-300 малых предпринимателей, а всего в 2001 год было выдано 3260 микрозаймов на общую сумму 75 миллионов рублей, свидетельствует о востребуемости этой услуги.

Следует отметить, развитие каждого отдельного бизнеса благотворно отражается на социальной обстановке. Ведь каждый микрозайм это как минимум одно сохраненное рабочее место, а в среднем в течение года пайщики кооператива создают 3-5 новых рабочих мест. Всего же в течение года предпринимателями - участниками программы микрофинансирования было создано 244 новых и сохранено 718 рабочих мест. Развитие бизнеса сказывается на росте индивидуальных и семейных доходов предпринимателей, что положительно сказывается на росте их потребительских возможностей, улучшении стандартов жизни. По самым пессимистичным подсчетам, среднемесячный доход предпринимателей, пользовавшихся микрозаймами, составил в 2001 году 6-8 тысяч рублей.

Осуществление программ микрокредитования в регионах выявило, что эта услуга востребована не только бизнесменами с незначительными доходами, но и субъектами малого бизнеса, заинтересованными в оперативном доступе к финансовым ресурсам. Показательно, что услуги микрокредитования активно востребованы в районных центрах и муниципальных образованиях.

Несмотря на расширение такого вида финансовой поддержки, как микрофинансирование, коммерческие банки практически не развивают программы микрофинансирования, в связи с чем большая часть рынка этого рода услуг действует на «неформальной» основе в рамках теневого оборота. Соответственно прибыль, получаемая по ссудам и микрокредитам, не учитывается в официальном обороте и не облагается налогом.

С учетом значительного спроса на данные услуги и высокой эффективности микрокредитования в среднесрочной перспективе эти программы будут развиваться, в том числе через небанковские кредитные организации и общества взаимного кредитования.

Программа микрофинансирования не может рассматриваться как чисто финансовая услуга, а сочетает в себе и успешно осуществляет практически все компоненты поддержки предпринимательства, включая даже образовательные циклы.

Наконец, главный эффект программы микрофинансирования обусловлен ее самовоспроизодящимся характером, тем, что она может стабильно развиваться и расширяться без существенных внешних привлечений.

Значительным инвестиционным резервом для малого бизнеса является внебанковский рынок капитала, в том числе система обществ взаимного кредитования (кредитных кооперативов и союзов), являющихся достаточно эффективным механизмом вовлечения свободных средств граждан в развитие малого бизнеса.

В настоящее время в России работают более 700 обществ взаимного кредитования. Право их создания определено гражданским законодательством, но для более целенаправленного использования этого механизма необходимо совершенствовать нормативную правовую базу и организовать методическое сопровождение деятельности обществ взаимного кредитования.

Одной из перспективных ресурсосберегающих форм привлечения средств является франчайзинг. Роль его в развитии малого бизнеса постоянно возрастает, т. к. он позволяет бизнесмену начать собственное дело, пользуясь чужим опытом, знаниями и поддержкой.

Развитие государственной финансовой поддержки малого бизнеса должно способствовать созданию базы для рациональной структуры как регионального хозяйства, так и экономики России в целом. Достижение этой цели связано с разработкой специальных механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса и решением комплекса взаимосвязанных вопросов, включающих:

развитие системы гарантий и внедрение компенсации части процентных ставок по кредитам коммерческих банков,

налоговые льготы,

совершенствование законодательства,

информационную поддержку,

подготовку кадров,

формирование соответствующей инфраструктуры финансовых институтов поддержки малого бизнеса,

эффективную координацию действий в этой области федерального центра, субъектов Федерации и органов местной власти.

Государственно-кредитная поддержка малого бизнеса должна осуществляться по двум основным направлениям:

Оказание субъектам малого бизнеса прямой финансовой помощи в виде:

субсидий,

дотаций,

кредитов

льготных;

беззалоговых;

гарантии по кредитам коммерческих банков;

полная или частичная компенсация финансовым структурам недополученной прибыли или кредитование субъектов малого бизнеса по пониженной ставке, совместное финансирование за счет бюджета и кредитно-финансовых организаций.

Такая финансовая помощь может являться безвозвратной, не оговоренной какими-либо предварительными условиями, как и предполагать использование средств строго по назначению при условии их возврата или компенсации;

Косвенная финансовая поддержка малого бизнеса нацеленная на поощрение, стимулирование инвестиционной активности малых предприятий. Соответствующие меры должны включать общегосударственные и региональные режимы налогообложения малого бизнеса, внедрение упрощенных схем взимания налогов, установление норм ускоренной амортизации оборудования, используемого малыми предприятиями, распространение системы лизинга и др.

Должен получить развитие механизм гарантий по инвестиционным кредитам малого бизнеса, включая предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, принимающим участие в финансировании сферы малого бизнеса.

.4 Имущественная поддержка малого бизнеса

Одним из направлений формирования благоприятной среды для развития предпринимательства является имущественная поддержка субъектов малого бизнеса, которая заключается в приобретении или аренде производственных площадей для оборудования предприятий, находящихся в государственной собственности. До настоящего времени не решены проблемы эффективного и рационального использования недвижимого имущества, обусловленные целым рядом факторов:

излишками площадей на предприятиях,

недогрузкой производственных мощностей и оборудования,

недостроенными или замороженными производственно-техническими корпусами или строениями и т. д.

Аренда как преобладающая форма размещения малого бизнеса становится малым предприятиям не по силам из-за отсутствия долгосрочных стабильных условий аренды и стремления арендодателей перенести на арендаторов всю тяжесть расходов по содержанию имущества. Это сдерживает развитие малого бизнеса производственно и научно-технического профиля.

Вместе с тем необходимо отметить, что в рамках предоставленных полномочий Минимущество и Министерство антимонопольной политики России содействуют решению имущественных вопросов поддержки малого бизнеса. По состоянию на 01.10.02 г. субъектами малого предпринимательства используются более 2 млн кв. м федеральных площади, из которых 44% задействованы в 2001 г., при этом 90% площадей являются арендуемыми. Общее количество субъектов малого бизнеса, которым предоставлено в аренду федеральное недвижимое имущество, составляет более 16,5 тыс. предприятий на которых занято около 128 тыс. человек.

Перспективность данного направления подтверждает широкий спектр возможностей для поддержки малого бизнеса, заложенных в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации № 1024 от сентября 1999 г.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации, данных по итогам 1 Всероссийской конференции представителей малого бизнеса, и поручений Правительства Российской Федерации, Минимущество совместно с Министерством антимонопольной политики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработало программу «Продажа и сдача в аренду субъектам малого бизнеса имущества ликвидируемых предприятий и научно-исследовательских институтов, незавершенных объектов производственного назначения, высвобождаемого имущества военных городков и объектов инфраструктуры». Программа предусматривает предоставление производственным малым предприятиям неиспользуемых или неэффективно используемых производственных помещений и оборудования, находящихся в федеральной собственности.

Имущественная поддержка заключается в разработке критериев, условий и правил, с одной стороны, регламентирующих процесс вовлечения государственного имущества в сферу малого бизнеса, с другой - обеспечивающих его субъектам режим наибольшего благоприятствования при доступе к имущественным ресурсам. Среди первоочередных задач - разработка параметров наделения субъектов малого бизнеса государственным имуществом (путем сдачи в аренду или безвозмездного пользования) на конкурсной основе.

Минимуществом и Министерством антимонопольной политики России, их территориальными органами совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится работа по выявлению потребности субъектов малого бизнеса в использовании государственного имущества в целях повышения эффективности использования федерального имущества для развития малого бизнеса в регионах.

Решение о предоставлении имущества, в том числе конкретные формы и условия предоставления объектов недвижимости, принимается с учетом эффективности его использования субъектами малого бизнеса исходя из следующих критериев:

увеличение числа рабочих мест и сокращение безработицы;

увеличение налогооблагаемой базы и доходов в бюджеты всех уровней;

развитие приоритетных направлений бизнеса, особенно в производственной сфере;

выполнение условий использования федерального имущества (долговременное хозяйственное ведение, аренда, выкуп, передача оборудования в лизинг).

При формировании механизма ресурсного обеспечения субъектов малого бизнеса ключевое значение приобретают вопросы учета федерального имущества, задействованного в данной сфере. К приоритетным задачам относится построение и обеспечение функционирования системы учета федерального имущества, которое может быть востребовано субъектами малого бизнеса, а также уже переданного имущества, обеспечение контроля эффективности его использования.

Эффективность имущественной поддержки субъектов малого бизнеса в существенной степени зависит от согласованности Действий федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по обеспечению государственной политики в данной сфере (Министерство антимонопольной политики, Минимущество, Минэкономразвитие, МНС, Минфин). В целях согласованности и обеспечения эффективности их взаимодействия необходимо регламентировать эту деятельность нормативно-правовым актом, устанавливающим основные принципы, механизмы и формы данного сотрудничества.

Реализация мер, осуществляемых в целях повышения эффективности системы управления государственной собственностью, позволит подойти комплексно к вопросу дальнейшего укрепления позиций малого бизнеса. Новые механизмы управления государственным имуществом создают возможности для выявления дополнительных имущественных резервов, которые при реализации общегосударственной политики целесообразно направить на поддержку бизнеса и стимулирование конкуренции в соответствующих отраслях экономики.

.5 Информационное обеспечение развития малого бизнеса

Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией:

) о реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

) о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;

) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

) о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

) иного характера (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства).

Организация, информационного обеспечения определяет уровень ориентации общества в социально-экономической и общественно-политической ситуации, способствует успеху бизнесменов на рынке, включая вопросы организации производства и продвижения продукции и услуг. А это, в свою очередь, непосредственным образом влияет на выживаемость малых предприятий. В России в целом сформировался рынок информационных продуктов и услуг, его наиболее развитым сектором является сектор деловой информации. Российские бизнесмены находятся в качественно новой информационной среде и имеют возможность получить значительное количество видов информационных услуг, предлагаемых на мировом рынке. Вместе с тем, несмотря на принятые решения и неоднократные попытки создания единой системы в области информационного обеспечения малого бизнеса, такая система не создана.

Информационные ресурсы представлены коммерческими предложениями малых предприятий, методической информацией для малых предприятий, юридической консультационной информацией, материалами об условиях и возможностях кредитования малого бизнеса, информацией о семинарах и курсах обучения для бизнесменов и др. Действуют такие проекты, как «Дистанционная юридическая консультация для предпринимателей (ДЮК)», «Система продвижения коммерческих предложений (СПКП)», «Госзаказ для малого и среднего бизнеса» и др.

В целях развития информационного обеспечения малого и среднего бизнеса необходимо наладить взаимодействие существующих информационных ресурсов и систем информационного обеспечения предпринимательской деятельности. Важной задачей является создание региональных систем деловой информации, типовых проектных решений по комплексной автоматизации деятельности малых предприятий, что поможет шире использовать передовые, доступные для малых предприятий информационные технологии. Необходимо повысить уровень и качество обучения современным информационным технологиям бизнесменов, специалистов структур поддержки бизнеса, а также их ответственность за представление актуальной и достоверной деловой информации в информационные системы.

Издательская, рекламная и выставочно-ярмарочная деятельность - элементы информационного обеспечения малого бизнеса.

Малые предприятия имеют ограниченные возможности для рекламы продвижения собственной продукции на межрегиональные рынки. Одна из форм поддержки деятельности малых предприятий - обеспечение их выставочно-ярмарочной деятельности, организация коллективных стендов малых производственных предприятий, использование которых позволяет в 2-4 раза снизить затраты на участие в выставке.

Важным условием для развития информационного обеспечения поддержки малого бизнеса, является создание системы сбора и распространения информации. Инфраструктурные организации поддержки малого бизнеса и непосредственно малые предприятия имеют постоянный доступ к актуальной информации по малому бизнесу федерального уровня, а также к существующим в регионах Российской Федерации информационным ресурсам.

Информационная система предоставляет свободный доступ к базовой информации по каждому региону, к аналитическим материалам и статистике по малым предприятиям регионов, контактную информацию региональных структур поддержки предпринимательства, региональные законодательные акты и источники информации по малому бизнесу. Через систему ссылок сервер Ресурсного центра предоставляет доступ к информации зарубежных и международных организаций по развитию и поддержке предпринимательства. В свою очередь зарубежные организации, предприятия и международные программы могут получить через сервер актуальную информацию о малом бизнесе в России, необходимую для развития сотрудничества с российскими партнерами. Кроме того, материалы Министерства антимонопольной политики России, результаты исследований Ресурсного центра малого бизнеса, международных проектов по проблемам развития предпринимательства на постоянной основе рассылаются по электронной почте и обычной почтой в региональные структуры поддержки бизнеса, подразделения администрации регионов, отвечающие за развитие бизнеса, другие заинтересованные организации. С целью автоматизации обмена информацией в Ресурсном центре малого бизнеса разрабатывается специальное программное обеспечение, которое позволяет упростить и ускорить обмен информацией между Министерством антимонопольной политики России, региональными и федеральными структурами поддержки, а также предоставит возможность всем структурам поддержки, имеющим доступ в Интернет, обмениваться между собой актуальной информацией по малому бизнесу.

Перспективным направлением информационного обеспечения бизнеса является электронная коммерция с использованием современных информационных технологий: Интернет постепенно превращается в необходимый инструмент бизнеса XXI века. Если раньше он использовался только для традиционных рекламных кампаний, то теперь все большее количество предприятий, в том числе малых, пользуются Интернет-магазином, чтобы не отставать от конкурентов и поддерживать связи с заказчиком. Производители продукции и услуг к основным положительным итогам пользования электронной коммерцией относят круглосуточный режим работы, увеличение объема продаж, расширение рынка.

Учитывая стратегическое значение информационного обеспечения для развития бизнеса, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации, Министерство антимонопольной политики России направил Правительству РФ предложения, согласованные с постоянным представительством Всемирного Банка в Москве, о создании Общенациональной сети информационных центров на региональном и муниципальном уровнях.

.6 Подготовка кадров для сферы малого бизнеса

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого бизнеса осуществляется в соответствии со статьей 21 федерального закона «О развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ. В значительной части регионов России сформирована сеть образовательных учреждений, которые проводят подготовку, переподготовку и повышение квалификации таких специалистов. Гражданам, обращающимся в органы по вопросам занятости в целях поиска работы, и безработным гражданам, желающим организовать предпринимательскую деятельность, оказывается комплекс образовательных и организационно-консультативных услуг. В 2002 г. указанные услуги получили 243,9 тыс. незанятых граждан, в том числе 38,6 тыс. человек прошли обучение основам предпринимательской деятельности и профессиям, позволяющим организовать собственное дело. Это обеспечило занятость 54,5 тыс. граждан, из них около 43,9 тыс. человек занялись индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, около 10,7 тыс. граждан организовали малые предприятия (фермерское хозяйство) или стали работать в подсобных хозяйствах, а более 1,2 тыс. безработных были трудоустроены на вновь созданные малые предприятия.

Большое внимание уделяется проблеме сельской безработицы. Среди граждан, занявшихся предпринимательской деятельностью, более 50 % проживают в сельской местности.

Активно используются такие формы работы с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело, как интенсивная профориентация, обучение основам бизнеса, консультирование, оформление свидетельств без оплаты государственной пошлины и т. п.

Консультантами учебно-деловых центров постоянно оказываются услуги действующим и начинающим бизнесменам по вопросам организации собственного дела. В 2002 г. консультационные Услуги оказаны свыше 12,6 тыс. физических лиц.

Центр «Предпринимательство и малый бизнес» Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации ежемесячно проводит научно-методические семинары по теме «Российское предпринимательство на пороге XXI века», охватывающие актуальные проблемы развития предпринимательства и малого, бизнеса. Кроме того, Центр осуществляет обучение предпринимателей в рамках Президентской программы подготовки кадров (программа обучения «Менеджмент в малом и среднем бизнесе»).

Минпромнауки совместно с Минобразования и Минтруда России создали многоуровневую систему подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере. Разработаны квалификационные требования к профессии менеджера инновационной деятельности, создается новый государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для подготовки специалистов в этой области. Образован Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства с филиалами в 12 регионах страны, действует Межведомственный научно-методический совет.

Система торгово-промышленных палат России также реализует образовательные программы: региональные палаты организуют семинары для руководителей предприятий малого и среднего бизнеса, проводятся консультации по основам маркетинга, финансового и производственного менеджмента, по разработке бизнес-планов.

Для реализаций мероприятий по подготовке кадров привлекаются средства международных проектов.

Активно развивается система модульного обучения на основе методики Международной организации труда. Международным центром развития модульного обучения разработано 58 модульных программ. В системе региональных центров модульной системы обучения (в том числе службы занятости) прошли подготовку около 115 тыс. человек.

Важной задачей является организация подготовки и переподготовки государственных служащих, работающих в системе поддержки малого бизнеса. Соответствующие мероприятия реализуются в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2004 гг.

Развиваются специализированные Интернет-ресурсы для подготовки кадров системы малого бизнеса: Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, Академии менеджмента и рынка, центра «Предпринимательство и малый бизнес» Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и других учебных структур.

По экспертным оценкам, для обеспечения потребностей развивающейся рыночной экономики необходимо проводить подготовку и переподготовку специалистов для сферы малого бизнеса в количестве примерно 250-350 тыс. человек ежегодно. Это предполагает создание системы устойчивых учебно-консультационных структур, имеющих базовое, межрегиональное значение, способных не только обучать кадры и консультировать бизнесменов, но и оказывать помощь в создании предприятий, разработке бизнес-планов, выборе сектора рынка и вида продукции, а также информационную поддержку. Кроме того, бизнесменам необходимо создать условия для вложения средств в самообразование и подготовку персонала малых предприятий. Обучение Должно быть организовано на основе развития современных компьютерных технологий, в том числе дистанционного обучения итернет-технологий, деловых игр, модульных программ обучения с учетом целей и особенностей развития малого бизнеса в регионах России, степени подготовки обучающихся.

Выполнение этих задач реализуется в рамках соответствующих мероприятий Федеральной программы государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации на 2002-2004 гг.

Глава 3. Поддержка малого бизнеса в Пермском регионе

.1 Состояние и динамика развития малого предпринимательства в Пермском крае

Проблема определения роли регионов в становлении системы содействия развитию малого бизнеса тесно связана с определением цели, функций, прав и обязанностей федерального, регионального и муниципального уровней государственного устройства в становлении и функционировании предпринимательства. Оптимальность данной конструкции будет достигнута в случае четкого понимания каждым уровнем своего комплекса решаемых задач.

В связи с этим основные проблемы предпринимательства могут быть разделены на политические, экономические и социальные.

К политическим относятся неопределенность стратегических и тактических интересов государства в отношении существования сектора малого предпринимательства, несопряженность в этом секторе действий разных ветвей и органов власти, отсутствие системных механизмов учета интересов предпринимателей при принятии основополагающих властных решений. К экономическим проблемам относятся вопросы несистемное сочетание фискальных и протекционистских механизмов с политикой содействия занятости и развития малых предприятий, недоступность для малого предпринимательства общеэкономической инфраструктуры, отсутствие собственных и низкий уровень использования привлеченных ресурсов.

К социальным проблемам можно отнести негативное отношение общества к предпринимательству, оторванность предпринимателя от основных каналов влияния общества на государство, социальная пассивность самих малых предприятий, неприемлемость для коренных интересов общества и т.п.

Принимая во внимание средства, которыми наиболее эффективно могут быть решены проблемы малого предпринимательства, можно стратифицировать разные уровни государственного устройства по отношению к развитию предпринимательства.

Федеральному центру необходимо заниматься решением политических проблем; определять основы, цели, правовые механизмы, «общие правила игры».

На региональном уровне решают экономические и некоторые социальные проблемы. Именно здесь определяются основные экономические меры, необходимые для развития предпринимательства в регионе, направления приоритетной и селективной политики в отношении малого предпринимательства. На данном уровне происходит закладывание устойчивости в системе поддержки предпринимательства. Гарантом такой устойчивости становится соответствие мер по поддержке малого предпринимательства интересам развития региональной экономики, установление взаимовыгодного сотрудничества различных хозяйствующих субъектов.

Например, государству, крупному предприятию, малого предприятию и обществу в целом выгодно использование пустующего терминала крупного предприятия для создания специализированного складского хозяйства с помощью государственных инвестиций для субъектов малого предпринимательства. Именно на уровне региона должен проводится отбор финансовых и иных институтов, участвующих в реализации мероприятий развития предпринимательства.

Муниципальный уровень отличается наибольшей приближенностью к предпринимателю в сфере наиболее социально-ориентированных отраслей (обслуживание населения, ремонтно-строительные работы, торговля и т.д.). Поэтому именно здесь могут быть частично решены экономические проблемы развития данных секторов малого предпринимательства. Более того, именно на муниципальном уровне возможно эффективное осуществление некоторых схем и механизмов инфраструктурного сопровождения предпринимательства, которые потерпели неудачу при их реализации в предыдущий период на более высоком уровне.

Краевой уровень обеспечивает общие меры поддержки субъектов малого предпринимательства в крае и методологическую разработку механизмов поддержки.

Система мер краевой поддержки малого предпринимательства может включать в себя:

пропаганду малого предпринимательства;

обучение субъектов малого предпринимательства;

развитие финансово-кредитных механизмов для малого предпринимательства;

развитие центров сопровождения предпринимательской деятельности;

информационное сопровождение малого предпринимательства;

обеспечение доступа малого предпринимательства к государственным и муниципальным заказам;

развитие кооперации между крупным бизнесом и малым предпринимательством.

На сегодняшний день малый бизнес не оказывает необходимого влияния на социальное и экономическое развитие Пермского края ни с точки зрения объемов производства товаров и услуг, ни с точки зрения занятости населения.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, по состоянию на 1 января 2007 г. на территории Пермского края осуществляют свою деятельность 12,6 тыс. малых и средних предприятий (приложение 7, таблица 8).

Государственная статистика, опросы предпринимателей и мнения экспертов свидетельствуют о недостаточном развитии малого бизнеса.

По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (г. Москва) в 2006 г. Пермский край занимал определенные места по России по основным показателям:

2006г.Место Пермского края по Россиипо количеству малых и средних предприятийиз расчета 436,9 единиц на 100 тыс. жителей51 местоПо объему оборота субъектов малого и среднего предпринимательства188 169,6 млн. рублей12 местопо среднесписочной численности работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве86 тыс. человек25 место

Отраслевая структура предприятий малого и среднего предпринимательства представлена по трем ключевым факторам (количество малых предприятий, среднемесячная заработная плата и фонд оплаты труда субъектов малого и среднего предпринимательства) (приложение 4, таблица 5). Представленные данные констатируют тенденцию развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае. Наибольший рост доли отраслей малого и среднего предпринимательства наблюдается в оптовой и розничной торговле, строительстве, сфере транспорта и связи и обрабатывающем производстве. Снижение показателей произошло в сфере здравоохранения, предоставления социальных услуг и в сельском хозяйстве.

Оборот малых предприятий в январе-сентябре 2007 году составил 216008,6 млн. руб. или 22,5% оборота крупных и средних организаций края. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он увеличился на 20%.

Объем производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях Пермского края в январе-сентябре 2007 составил 47458,4млн. руб., что на 44% больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (приложение 7, таблица 8).

В целом, показатели, характеризующие развитие малого бизнеса в Пермском крае соответствуют общей тенденции по РФ, уступая аналогичным показателям наиболее развитых регионов, с которыми традиционно сравнивают экономику края.

Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что малые предприятия вносят определенный вклад в экономику Пермского края, обеспечивают рабочими местами население, приобщают к бизнесу и предпринимательству. Однако, несмотря на это малый бизнес продолжает испытывать серьезные трудности:

несовершенство нормативно-правовой базы, системы налогообложения и налогового контроля в сфере малого и среднего предпринимательства;

отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого и среднего предпринимательства;

неразвитая и неэффективная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства;

несовершенство государственной системы поддержки малого и среднего предпринимательства;

неразвитая система информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого и среднего предпринимательства.

Многие малые предприятия становятся многопрофильными в силу неустойчивости рынка и нестабильности нормативно-правовой базы. Основная часть малого предпринимательства сосредоточена в краевом центе, а в большинстве районов Пермского края наблюдается слабое развитие малого бизнеса.

Таким образом, развитие малого предпринимательства в Пермском крае- при сохранении существующих тенденций - все более будет отставать от потребностей рыночной экономики, что не позволит реализовать предпринимательский ресурс общества для решения экономических и социальных задач.

Улучшение ситуации будет зависеть от скорости и качества построения новой модели государственной поддержки малого бизнеса.

.2 Совершенствование нормативной правовой базы

Целью оптимизации нормативной правовой базы является целенаправленное формирование правового поля, соответствующего уровню современного состояния экономики Пермского края, происходящим социальным изменениям и способствующего развитию малого и среднего предпринимательства в крае.

Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы должны основываться на анализе действующего федерального законодательства и законодательства Пермского края на предмет его эффективности с позиций развития предпринимательской инициативы и решению проблем, возникающих при применении норм законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства.

Совершенствование норм федерального законодательства и законодательства Пермского края, регулирующих хозяйственные отношения и механизмы в сфере малого и среднего предпринимательства, должно осуществляться путем доработки действующих и принятия новых нормативных правовых актов, с учетом особенностей положения субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и Пермском крае.


В целях расширения возможностей доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе только образуемых) к финансовым источникам, востребованным субъектами малого и среднего предпринимательства в ходе осуществления ими своей деятельности, необходимо организовать выполнение комплекса мер по следующим основным направлениям:

участие органов государственной власти Пермского края и предпринимательского сообщества в федеральных и международных программах и грантах по привлечению финансовых средств для реализации приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства;

содействие созданию и развитию микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства субъектам малого и среднего предпринимательства;

разработка механизмов создания конкурентоспособного рынка кредитных услуг для малого и среднего предпринимательства;

развитие венчурного финансирования инновационных проектов малого и среднего предпринимательства;

создание стандартизированного типового страхового продукта для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Развитие механизмов микрофинансирования важно, в первую очередь, для начинающих субъектов малого предпринимательства. Микрофинансовые организации (муниципальные фонды поддержки малого предрпринимательства, кредитные кооперативы и т.д.) способствуют позитивному изменению социально-экономической ситуации, прежде всего там, где доступ к кредитным ресурсам ограничен.

3.4 Меры по упрощению доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам

В целях расширения возможностей доступа субъектов малого предпринимательства (в том числе начинающих) к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, целесообразно организовать выполнение комплекса мер по следующим основным направлениям:

содействие созданию кредитных кооперативов, предоставляющих на возвратной основе микрофинансовые услуги субъектам малого предпринимательства;

разработка механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями. При отборе и сопровождении проектов целесообразно использовать систему муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства;

внедрение в сфере малых предприятий типовых схем финансовой аренды (лизинга);

содействие привлечению внебюджетных финансовых ресурсов в малый бизнес, в том числе международных финансовых организаций;

развитие венчурного финансирования инновационных проектов малого предпринимательства;

организация ипотечного кредитования субъектов малого предпринимательства или лиц, желающих начать собственную предпринимательскую деятельность;

апробация и внедрение системы формирования кредитных историй предприятий (в том числе малого бизнеса) специализированными организациями (кредитными бюро) в целях накопления информации, характеризующей платежную дисциплину предприятий, упрощения доступа малых предприятий к кредитам коммерческих банков.

Развитие механизмов микрофинансирования важно, в первую очередь, для начинающих субъектов малого предпринимательства. Микрофинансовые организации (муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, кредитные кооперативы и т.д.) способствуют позитивному изменению социально-экономической ситуации, прежде всего там, где доступ к кредитным ресурсам ограничен.

.5 Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства

Многие проблемы развития малого предпринимательства связаны с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов, недоступностью консультаций специалистов, отсутствием соответствующих деловых услуг. В связи с этим серьезной задачей остается включение предпринимателей в систему современного информационного обмена, что должно позволить значительно улучшить условия и эффективность их работы.

В качестве основных направлений развития системы информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства в Пермском крае необходимо:

разработка инновационных форм информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

разработка системы мер, направленных на информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства;

формирование положительного образа предпринимателя;

через средства массовой информации и пропаганду малого и среднего предпринимательства освещение деятельности социально - ориентированного бизнеса;

проведение полноценного анализа деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства с целью их реального вклада в экономику Пермского края;

создание специальных методические материалов и информационно-аналитических изданий о предпринимательской деятельности и организация их регулярного выпуска;

консультирование по вопросу выбора наиболее перспективных направлений развития бизнеса, возможных поставщиках ресурсов и рынках сбыта товаров (работ, услуг), о наличии необходимых трудовых ресурсов, а также правовое консультирование.

.6 Развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства

Кадровое обеспечение развития субъектов малого предпринимательства в Пермском крае включает следующий комплекс мероприятий:

участие в федеральных и международных программах по привлечению финансовых средств для создания системы дополнительного образования по основам предпринимательской деятельности, подготовки, переподготовки

кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;

реализация мер по обеспечению доступности для широких слоев населения образования по основам предпринимательской деятельности;

привлечение учебных заведений для разработки обучающих модулей и организации учебного процесса руководителей и работников организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, основам предпринимательской деятельности;

унификация системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства всех категорий: от начинающих до успешно работающих.

Заключение

В своей работе я постаралась определить экономическую, социальную и политическую роль малого предпринимательства в России в настоящее время, выделить основные формы государственной поддержки в России, найти пути улучшения и совершенствования государственной поддержки малого бизнеса в Пермском регионе.

Отметив необходимость разделения фирм на крупные, средние и мелкие, я выяснила, что основным критерием разделения предприятий является количество работающих на данном предприятии, которое зависит от отрасли, которой принадлежит предприятие. Малый бизнес обладает рядом преимуществ в социально-экономическом плане. Современная экономика характеризуется сочетанием крупных корпораций и большим количеством предприятий малого бизнеса, которые играют значительную роль в функционировании всей системы. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы.

В настоящее время существуют различные формы поддержки малого бизнеса: финансовая, имущественная, поддержка внешнеэкономической деятельности предприятий, информационное обеспечение, подготовка кадров, правовое обеспечение деятельности малого бизнеса.

Для эффективного функционирования действующих и вновь создаваемых малых предприятий необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфические условия работы субъектов малого бизнеса, их взаимоотношения с органами власти и другими хозяйствующими субъектами.

Главной целью финансовой политики государства в отношении малого бизнеса является устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и залогоспособности, а также целевое финансирование отдельных высокоэффективных программ и проектов, позволяющих раскрыть внутренний потенциал малых предприятий, обеспечить их поступательное развитие и повышение конкурентоспособности.

Одним из направлений формирования благоприятной среды для развития предпринимательства является имущественная поддержка субъектов малого бизнеса, которая заключается в приобретении или аренде производственных площадей для оборудования предприятий, находящихся в государственной собственности. Реализация мер, осуществляемых в целях повышения эффективности системы управления государственной собственностью, позволит подойти комплексно к вопросу дальнейшего укрепления позиций малого бизнеса. Новые механизмы управления государственным имуществом создают возможности для выявления дополнительных имущественных резервов, которые при реализации общегосударственной политики целесообразно направить на поддержку бизнеса и стимулирование конкуренции в соответствующих отраслях экономики.

Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям

осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В работе были рассмотрены виды поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Любому малому предприятию нужна государственная и общественная поддержка, как при его создании, так и для развития.

Осуществляемая в настоящее время в России система государственной поддержки малого предпринимательства недостаточно эффективна, ее необходимо развивать и совершенствовать.

Сейчас стране необходимо главное - создать благоприятный климат для развития малого бизнеса. Следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, максимально искоренить коррупцию, уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Осуществить их - наша задача.

Таким образом, у малого бизнеса в России есть резервы для дальнейшего развития. По ориентировочным расчетам, в ближайшие годы число малых предприятий в России может увеличиться до 1,4-1,5 млн. единиц. Отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.

Важную роль в развитии малого и среднего бизнеса могут сыграть регионы. Именно власти регионов конкретно знают свои финансовые и материальные возможности, реальные общественные потребность в тех или иных видах продукции и услуг.

Показатели, характеризующие развитие малого предпринимательства в Пермском крае соответствуют общей тенденции по РФ, уступая аналогичным показателям наиболее развитых регионов, с которыми традиционно сравнивают экономику края.

Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что малые предприятия вносят определенный вклад в экономику Пермского края, обеспечивают рабочими местами население, приобщают к бизнесу и предпринимательству. Однако, несмотря на это малый бизнес продолжает испытывать серьезные трудности: недостаточность собственных финансовых средств, усложненность порядка получения кредитов, механизма взимания налогов и платежей, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие должной социальной защищенности работников малых предприятий.

Администрацией Пермской области проводится ряд мероприятий для поддержки этого сектора экономики, значимость которого в жизни региона очевидна. Хотя, безусловна, малый бизнес развит еще не в полной мере и государственная поддержка ограничена.

Библиографический список

1.Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ,

.Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ

.Федеральный закон «О развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ

.Закон о государственной поддержке малого предпринимательства на территории Пермской области от 28 марта 1997 года № 700-100

.Федеральный закон о «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ

.Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц

.и индивидуальных предпринимателей» 8 августа 2001 года № 129-ФЗ

.Российский статистический ежегодник. 2006: Стат.сб./Росстат,- М., 2006. - 819с.

.Российский статистический ежегодник. 2005: Стат.сб./Росстат,- М., 2005. - 356с.

.Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития.- М.: Финансы и статистика,2003.

.Бухгалтерский учет, анализ. Аудит, налогообложение, коммерческий расчет: теория и практика: Сб. науч. трудов/Под ред. Т.Г. Шешуковой; Перм. ун-т.- Пермь, 2004.-168с.

.В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями: Учебное пособие/Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной.-М.:КНОРУС,2004.-368с.

.Концепция Политики Пермского края по развитию Малого Предпринимательства на 2006 - 2010 гг.

.Концепция Политики Пермского края по развитию Малого Предпринимательства на 2008 - 2010 гг.

.Малый бизнес России - состояние, проблемы и перспективы. Аналипс обзор. М., 1996. С. 14.

.Макеева В.Г. Лизинг: Учеб.пособие.-М.:ИНФА-М,2003.-192с.

.Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие/Под ред. А.С. Пелиха. Ростов н/Д: издательский центр «Март»,2002.-336с.

.Пирогов К.М. Основы организации бизнеса: учебник.-2-е изд.,стер.-М.: КНОРУС,2007.-560с.

.Региональная конференция молодых ученых и студентов «Экономика и управление: актуальные проблемы и поиск путей решений»:сб. тезисов докладов/ Перм.ун-т.-Пермь,2006. С. 88-89.

.Региональная конференция молодых ученых и студентов «Экономика и управление: актуальные проблемы и поиск путей решения»: Сб.ст./ Перм. Ун-т.-Пермь,2003.-122с.

.Российская экономика на рубеже 21 века: Материалы междунар. науч.-практич.конф.(9-10 декабря 1999г.)/Перм.ун-т;Гос.ун-т- Высш.шк.экономики.- Пермь, 1999.- Ч.II. Стратегия развития регионов.

.Экономический анализ права: Материалы международного научно- практического семинара. 3-4 июня 2003г. / Перм. ун-т; Под ред. Ю.К. Перского, Ж.А. Мингалевой.- Пермь, 2003. - 285 с.

.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермской области (ПЕРМЬСТАТ)

.Российский экономический журнал. №3.2005.

.Экономист. №6. 2006. Июнь.

.www.dip.perm.ru

.www.gks.ru

.www.lawforhelp.ru

.www.lmsp.ru

.www.minpred.ru

.www.mp.perm.ru

.www.nanocorp.info

.www.nisse.ru

.www.pcrp.ru

.www.perm.ru

.www.pro-financy.ru

.www.rcsme.ru

.www.statistika.ru


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!