Теория характера А. Лазурского

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,50 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория характера А. Лазурского

Оглавление

Введение

Глава 1. Становление А.Лазурского как психолога

Глава 2. Предпосылки изучения «психологии индивидуальности»

Глава 3. «Очерк науки о характерах»

Глава 4. Типология психосоциальных характеров А.Ф. Лазурского

Глава 5. Основная задача характеров

Вывод

Список литературы

Введение

Трудно представить себе более самоотверженного и преданного научному делу человека, забывавшего ради науки все земные блага»,- сказал акад. В.М. Бехтерев о крупнейшем русском психологе начала XX века Александре Федоровиче Лазурском, одном из пионеров медицинской психологии.

Вот с этих простых, но очень ёмких слов одного великого учёного о пути в науке другого великого учёного, хочется постараться рассказать. О его пути, который до него еще никем в отечественной науке не был пройден.

Глава 1. Становление А. Лазурского как психолога

А.Ф. Лазурский родился 12 апреля 1874 г. В 1897 г. он окончил со степенью «лекаря с отличием» Военно-медицинскую академию и был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В.М. Бехтеревым клинике душевных и нервных болезней. Исследовательская деятельность А.Ф. Лазурского началась еще на первых курсах академии в лабораториях этой клиники. Проблема психологии уже тогда заняла центральное место в его научных интересах, чему способствовали не только широкий кругозор и глубокая эрудированность А.Ф. Лазурского в области наук о человеке, но и вся атмосфера клиники, где в 1895 г. была открыта психологическая лаборатория. По окончании академии молодой врач стал заведовать этой лабораторией.

Становлению А.Ф. Лазурского как психолога способствовала работа в психиатрической клинике с психологической лабораторией Эмиля Крепелина в Гейдельберге и Психологическом институте Вильгельма Вундта в Лейпциге во время двухгодичной научной командировки, куда он был направлен в 1900 г. после защиты диссертации. Однако первые психологические исследования, выполненные экспериментальными методами, были начаты А.Ф. Лазурским еще в 1896 г. В последующие годы он провел ряд разработок, обогативших классическую экспериментальную психологию. Став профессором Психоневрологического института по кафедре обшей и экспериментальной психологии, А. Ф. Лазурский организовал и возглавил там, в 1909 г. психологическую лабораторию, которая со временем превратилась в центр по изучению психической активности в эксперименте.

Глава 2. Предпосылки изучения «психологии индивидуальности»

Наряду с традиционными для той поры научными проблемами, его чрезвычайно привлекла задача изучения не отдельных психических процессов, а целостной личности. Именно к этому вопросу ученый обратился в первом, опубликованном им в 1897 году психологическом труде «Современное состояние индивидуальной психологии». Вероятно, подготовка этой статьи, содержащей обзор ключевых мировых и отечественных исследований по изучению характера и темперамента, определила сферу будущих научных интересов Лазурского. Ею стала психология индивидуальности. Цель ее он видел в рассмотрении того, «как видоизменяются душевные свойства у различных людей и какие типы создают они в своих сочетаниях».

А.Ф. Лазурский неустанно работал над созданием методических приемов, адекватных такого рода исследованиям. Он предложил и широко использовал метод систематического наблюдения, сочетая его со специально подобранными методиками экспериментальной психологии. Вершиной методических изысканий А.Ф. Лазурского является, созданный им к 1910 г. «метод естественного эксперимента», благодаря которому устраняется искусственность лабораторного опыта и значительно возрастает ценность данных наблюдения, поскольку испытуемый не вырывается из привычной для него среды, но становится в то же время в строго запрограммированные и контролируемые условия.

Глава 3. «Очерк науки о характерах»

В 1906 г. вышла его работа «Очерк науки о характерах». Ученый подчеркивал необходимость создания характерологии как важного шага на пути к решению проблем общей психологии. Предметом этой науки, по его мнению, являются индивидуальные особенности составляющих психической организации людей и способы их сочетаний, которые обусловливают разнообразие характеров. Как отмечает автор, «две мысли положены в основу этой книги: во-первых, возможность сознательного, научного изучения человеческих характеров; во-вторых - необходимость пользоваться для этой цели понятием наклонности или душевного качества».

В его программе исследований в целях классификации личностей было выделено15 групп отношений личности к различным явлениям природы, общества, ценностям, к себе, ко всему, что составляет объекты этих отношений. В эти 15 групп входят отношения к вещам, природе и животным, отдельным людям (равным, высшим и низшим по общественному положению), социальной группе (общественное и корпоративное сознание), противоположному полу (чувственная и романтическая любовь), семье, государству, труду, материальному обеспечению, собственности, к праву и нормам поведения, нравственности, мировоззрению и религии, науке и искусству, к самому себе (к своей физической и психической жизни, к своей личности).

Глава 4. Типология психосоциальных характеров А.Ф. Лазурского.

А.Ф. Лазурский, пытаясь связать в рамках единой индивидуальности формальные и содержательные характеристики, писал: «Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку, конечно, они стоят в связи с его характером». В основу своей теории он положил принцип активного приспособления индивида к среде, а для классификации выделил два основания - психический уровень и психическое содержание. Чем выше психический уровень (А.Ф. Лазурский выделил их всего три), тем более успешно, активно и продуктивно идет приспособление.

Уровни психического развития определяются со стороны врожденных качеств, одаренностью человека и запасом его нервно-психической энергии (жизненных сил). В психологическом плане критериями повышения уровня являются следующие признаки:

Продуктивность деятельности, объем и дифференцированность, богатство оттенков интересов человека.

Интенсивность и сила отдельных психических проявлений, выражающие собой неравнодушие к результату своих усилий.

Сознательность и произвольность психических проявлений, преобладание идейных процессов над чувственными.

Все возрастающая координация психических элементов и усиление связи между ними (интегрированность личности).

Итак, уровень психической жизни в системе А.Ф. Лазурского сегодня может быть назван скорее уровнем самоактуализации личности. Содержание психической жизни определяет не общую успешность, а способы приспособления, индивидуальные вариации в ответах индивидов на проявления среды. А.Ф. Лазурский считал необходимым выделять эндопсихику (которая включает все основные психические и психофизиологические функции - чувствительность, память, внимание, мышление, воображение, воля, быстрота и сила моторики и т.п.). Эндопсихика в целом близка к формально-динамическим характеристикам; она существует и может быть описана через комплексы (сочетания разных психических функций) и в основном задается врожденными биологическими механизмами.

Экзопсихика включает отношение личности к внешним объектам (природе, людям, духовным благам, душевной жизни самого человека и пр.). Экзопсихика практически идентична предметно-содержательным характеристикам психической жизни и всегда испытывает влияние средовых условий.

Эндо- и экзопсихика взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга. (Например, способности проявляются только в деятельности, а мотив и интерес - это экзопсихические качества).

А.Ф. Лазурский построил довольно сложную типологию, основанную на сочетании различньтх эндо- и экзопсихических комплексов на каждом уровне развития. Примечательно, что для разделения на типы внутри каждого уровня А.Ф. Лазурский использовал «плавающие» критерии, меняющиеся от уровня к уровню. Таким образом, с повышением уровня увеличивается «вклад» духовно-мировоззренческих особенностей и уменьшается влияние биологического фундамента личности, в то время как у «бедной, примитивной души» все богатство душевной жизни сводится к эндопсихике, которая «подтягивается» за целями и ценностями человека.

Эта мысль близка современной духовно-ориентиронанной психотерапии, которая также подчеркивает необходимость и ценность высоких идеалов для успешного решения задач, которые возникают в повседневной жизни и экстремальных ситуациях.

А.Ф. Лазурский выделил три группы характеров:

. Приспосабливающиеся стремятся приспособить среду к собственным потребностям и запросам. Идеалы:

альтруизм,

индуктивное и дедуктивное знание,

красота,

религия,

общество и государство,

система и организация,

власть и борьба.

. Приспособившиеся характеры отличаются взаимовлиянием среды и человека. Психосоциальные категории: непрактичные теоретики-идеалисты:

ученые;

художники;

религиозные созерцатели;

практики-реалисты;

альтруисты;

общественники;

властные;

хозяйственные.

. Недостаточно приспособившиеся характеризуются пассивным приспособлением к среде. Отличаются преобладанием психофизиологических функций:

рассудочные,

аффективные,

подвижные (сангвиники),

чувственные,

мечтатели,

импульсивные,

покорно-деятельные

Глава 5. Основная задача характерологии

В декабре 1910 года на I съезде экспериментальной педагогики он выступил с докладом о «естественном эксперименте», в котором изложил суть нового метода. Эта суть состоит в том, что любой вид реальной деятельности рассматривается с точки зрения того, какая группа личностных характеристик выступает в нем ярче всего.

Основой его формирования он считал возможность неоднократного повторения у человека какой-либо стороны того или иного психического процесса <#"justify">Особую ценность этого метода Лазурский видел в его применении в школьной практике для составления целостной характеристики школьника, так как он давал возможность педагогу «глубже заглянуть в психическую жизнь своих питомцев с помощью тех средств, которые всегда находятся в руках».

Вывод

Его вклад в индивидуальную психологию огромен. Попытка Лазурского создать основательную классификацию личностей была, по сути, первой в России. Результаты его разработок в этой области используются психологами и по сей день.

А. Лазурский одним из первых в отечественной психологии осуществил конкретно-эмпирическое исследование психики ребенка в условиях деятельности, заложив тем самым первые кирпичики в будущую психологическую теорию деятельности.

С.Л. Рубинштейн подчеркивал высокую ценность и значимость предложенного Лазурским метода естественного эксперимента.

Безвременная кончина Лазурского в марте 1917 года не позволила завершить большие творческие планы. В частности, осталась незаконченной книга «Классификация личностей», над которой он работал в последние годы. Подготовить эту разработку к изданию по инициативе товарищей и учеников было предложено ближайшему его сотруднику В.Н. Мясищеву.

Результаты его разработок в этой области используются психологами и по сей день.

Список литературы

1.Виртуальная библиотека текстов, учебной и научной литературы по психологии (адрес: <#"justify">2.Классификация личностей. Л., 1924.

.Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов - М. Высшая школа 1984 г.

.К учению о психической активности. М., 1916.

.Очерк науки о характерах, 1909.

.Программа исследования личности. СПб., 1908.

Похожие работы на - Теория характера А. Лазурского

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!