Налогоплательщики (физические лица): особенности исполнения налоговых обязательств

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    174,08 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налогоплательщики (физические лица): особенности исполнения налоговых обязательств













Курсовая работа

Налогоплательщики (физические лица): особенности исполнения налоговых обязательств

Оглавление

Введение

. Физические лица как участники налоговых отношений

.1 Гражданско-правовое понятие физического лица

.2 Физическое лицо - участник налоговых отношений

.3 Права и обязанности ответственности физического лица

. Налогообложение физических лиц, не осуществляемых предпринимательскую деятельность

.1 Порядок взимания НДФЛ

.2 Налог на имущество физических лиц

.3 Транспортный налог

.4 Земельный налог, уплачиваемый физическими лицами

.5 Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц

. Роль НДФЛ в формировании консолидированного бюджета

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Абсолютное большинство населения страны платит те или иные налоги, т.е является налогоплательщиками. Одним из некоторых видов налогов являются налог, которые уплачивают физические лица, например как налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, транспортный налог и другие налоги, уплачиваемые налогоплательщиками не осуществляющей предпринимательскую деятельность.

Настоящая работа имеет своей целью максимально глубоко изучить понятие и сущность налогов, уплачиваемых физическими лицами, что будет являться предпосылкой для правильного понимания их места в системе налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Вышеуказанная цель реализуется посредством следующих основных исследовательских задач:

·   рассмотреть понятие «гражданин» и «физическое лицо» с гражданско-правовой стороны и как участника налоговых отношений;

·   изучить понятия и сущности налогов, уплачиваемых физическими лицами, не осуществляемой предпринимательской деятельности;

·   установить налогоплательщиков налога, объект налогообложения, налоговую базу и др.

·   охарактеризовать порядок исчисления и уплаты налогов;

·   определить роль налога на доходы физических лиц в формировании консолидированного бюджета.

Объектом исследования настоящей курсовой работы служит само понятие физического лица, его отличительные черты и место в системе налогов и сборов. Предметом - нормы налогового права, регулирующие порядок, сроки и ставки для уплаты рассматриваемых налогов.

В числе доминирующих методов исследования, примененных автором в процессе анализа темы, использовались метод нормативного анализа, систематически-структурного анализа, а также метод толкования.

При написании работ использовались следующие термины:

Физическое лицо - человек как субъект права (носитель прав <#"515042.files/image001.gif">

Основные виды доходов, не подлежащих налогообложению, приведены в ст.217 НК РФ:

§  Государственные пособия, кроме пособий по временной нетрудоспособности;

§  Государственные пенсии, получаемые гражданами в соответствии с российским законодательством;

§  Компенсационные выплаты, предоставляемые гражданам в рамках действующего законодательства; в пределах норм;

§  Алименты;

§  Суммы, полученные налогоплательщиком в виде грантов, предоставленных для поддержания науки, образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранными организациями, а также в виде премий за выдающиеся достижения в этих областях;

§  Суммы единовременной материальной помощи, предоставляемой в связи с различного рода стихийными бедствиями и чрезвычайными обстоятельствами на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, представительных органов местного самоуправления либо иностранными государствами или иностранными фондами, созданными органами государственной власти или иностранными государствами, а также созданными в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является РФ, правительственными и неправительственными межгосударственными организациями. Не облагается налогом материальная помощь, которая оказывается работодателями членами семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи. Материальная помощь, которая оказывается налогоплательщиком, пострадавшим от террористических актов, не облагается налогом независимо от источника выплаты;

§  оплата работодателем за счет прибыли после уплаты налога на прибыль или фонда социального страхования путёвок на отдых и лечение (за исключением туристических) на территории РФ своим работникам, членам их семей, а также инвалидам;

§  стипендии;

§  доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования или дарения;

§  призы в денежной или натуральной формах, полученные спортсменами на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от официальных организаторов или на основании решений органов государственной власти за счет средств бюджета;

§  суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателям работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении или удочерении) ребёнка, но не более 50 тыс.руб. на каждого ребенка;

§  проценты получаемые налогоплательщиком по вкладам в банках, расположенных на территории РФ, в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка России, увеличенной на 5% в течение периода, за который начислены указанные проценты, и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте. Проценты по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены а размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную на 5% при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила рефинансирования прошло не более трех лет;

§  суммы процентов по государственным облигациям и другим ценным бумагам бывшего СССР, РФ, субъектов РФ, а также по облигациям и ценным бумагам органов местного самоуправления;

§  доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:

1.  стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей,

2.       стоимость призов в денежной и натуральной форме, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления,

.        суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту,

.        возмещение (оплата) работодателям своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретённых ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом. Освобождение от налогообложения представляется при предоставлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов,

.        стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях с целью рекламы товаров (работ, услуг);

§  суммы, выплачиваемые физическими лицами избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность Президента РФ, в депутаты Государственной Думы, в депутаты законодательного (представительного) органа субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

§  денежная помощь, а также подарки, полученные ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидам и бывшими узниками концлагерей, в части, не превышающей 10000 рублей;

§  с 1 января не подлежат налогообложению доходы в денежной и натуральной форме, получаемые от физических лиц в порядке дарения. Исключения составляют случаи, когда подарком являются недвижимость, транспортные средства, акции, доли и паи. Если даритель и одаряемый - члены семьи и (или) близкие родственники (супруги, родители и дети, дедушки, бабушки и внуки, братья и сестры), налог не уплачивается;

§  суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы на возмещение затрат на уплату процентов по предоставленным им займам (кредитам);

§  суммы субсидий на приобретение или строительство жилого помещения, которые предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

§  суммы, выплачиваемые своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Применение вычетов. Налоговые вычеты - это разновидность налоговых льгот, которые предоставляются путем вычета из налоговой базы. Налоговый кодекс РФ установил четыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные.

Налоговым период является календарный год.

Налоговые ставки к применяемым доходам: 9%, 13%, 30%, 35%.

Ставка в размере 15% применяется к доходам, полученных физическими лицами, не являющимися резидентами, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.

Порядок исчисления и уплаты налога. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода по всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Налог исчисляется и удерживается у источника выплаты ежемесячно при выплате суммы доходов.

Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

Применительно к налогу на доходы физических лиц налоговыми агентами являются:

§  российские организации;

§  индивидуальные предприниматели;

§  постоянные представительства иностранных организаций в РФ;

§  коллегии адвокатов.

Исчисление сумм налога и его уплату осуществляется налоговыми агентами исходя из всех подлежащих налогообложению доходов налогоплательщика, источником которых является данный налоговый агент. Налоговые агенты не исчисляют и не удерживают налог с доходов, по которым предусмотрен иной порядок уплаты, а именно:

§  по доходам, налог с которых уплачивается предпринимателем;

Исчисление налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по общей ставке 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, облагаемым по иным ставкам, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание сумм налога производится за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.

В случае невозможности удержания у налогоплательщика суммы налога налоговый агент обязан в течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог на сумму задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев, а также если выплаты осуществляются не денежными средствами, а в натуральной форме или в виде материальной выгоды.

Перечисление удержанных с доходов налогоплательщиков сумм налога осуществляется:

§  не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода;

§  не позднее дня фактического перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках;

§  не позднее дня, следующего за днём фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме;

§  не позднее дня, следующего за днём фактического удержания исчисленной суммы налога на доходы, полученные в натуральной форме или в виде материальной выгоды.

Налог уплачивается за счет доходов налогоплательщика. Не допускается уплата налога за счет средств налоговых агентов.

Совершенствование налога на доходы физических лиц

В целях создания благоприятных налоговых условий для формирования добровольных пенсионных накоплений с привлечением государственного софинансирования было предусмотрено исключение из базы по налогу на доходы физических лиц взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, направляемых для обеспечения реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, установлено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом взносов работодателя, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и с 2009 года увеличен размер социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц со 100 000 рублей до 120 000 рублей.

Начиная с 2009 года увеличены размеры стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. Сумма дохода, при котором налогоплательщик имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, увеличена с 20 000 рублей до 40 000 рублей. Для налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок (дети), стандартный налоговый вычет с 600 рублей за каждый месяц налогового периода увеличен до 1000 рублей, а сумма дохода, при которой налогоплательщик вправе воспользоваться налоговым вычетом на ребенка, с 40 000 рублей, начисленных нарастающим итогом с начала налогового периода, увеличена до 280 000 рублей.

Был также изменен порядок определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды и в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, а также установлено освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом сумм оплаты профессионального образования и профессиональной подготовки физических лиц и сумм, выплачиваемых организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В кризисных условиях в целях активизации рынка жилья, облегчения бремени для лиц, имеющих задолженность по ипотечным кредитам, был увеличен размер имущественного налогового вычета на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них с 1 000 000 рублей до 2 000 000 рублей. Причем это решение было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Таким образом, физические лица, которые приобрели право собственности на жилые помещения в 2008 году, смогут воспользоваться увеличенным налоговым вычетом.

.2 Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц был введён в действие Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Налог относится к местным налогам, а по способу взимания - к прямым налогам.

Налогоплательщиками являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности имущество, являющееся объектом налогообложения.

Объектом налогообложения первоначально выступали жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также водные и воздушные транспортные средства. В связи с принятием главы 28 НК РФ «Транспортный налог» водно-воздушные транспортные средства подлежат теперь обложению не налогом на имущество, а транспортным налогом.

В настоящее время объектами налогообложения являются:

§  Жилые дома;

§  Квартиры;

§  Дачи;

§  Гаражи;

§  Иные строения, помещения и сооружения.

Налоговая база - инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.

Федеральное законодательство устанавливает интервалы стоимости и размеры ставок, в пределах которых должны находиться устанавливаемые местными властями конкретные ставки. До 1999 года была единая налоговая ставка. С 2000 года была введена прогрессивная шкала налогообложения имущества физических лиц.

Ставка налога на имущество физических лиц по федеральному законодательству

Стоимость имущества, руб.

Ставка налога, %

До 300 000

До 0,1

От 300 000 до 500 000

От 0,1 до 0,3

Свыше 500 000

От 0,3 до 2,0


От уплаты налога освобождаются:

§  Герои Советского Союза, Российской Федерации;

§  Инвалиды I и II группы, инвалиды с детства;

§  Участники Гражданской и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих и лиц вольнонаемного состава Советской Армии, ВМФ и некоторые другие;

§  Граждане, подвергающиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЗС;

§  Пенсионеры;

§  Граждане, выполняющие интернациональный долг в Афганистане и других странах, где велись боевые действия;

§  Родители и супруги погибших при исполнении обязанностей военнослужащих и государственных служащих;

§  Деятели культуры, искусства и народные мастера по сооружениям, строениям и помещениям, используемым исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий;

§  Собственники жилых строений площадью до 50 кв.м и хозяйственных сооружений площадью до 50 кв.м, расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Представительные органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные льготы по налогу на имущество.

Лица, имеющие право на льготы, должны самостоятельно представить документы, подтверждающие это право. В случае возникновения права на льготу по налогу они освобождаются от его уплаты начиная с этого месяца, в котором возникло это право. При утрате права на льготу исчисление налога начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором произошла утрата этого права.

При несвоевременном обращении за предоставлением льготы к уплате налога перерасчет суммы налога производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Налог на имущество физических лиц исчисляется налоговым органом на основании данных об инвентаризационной стоимости имущества по состоянию на 1 января каждого года. По нескольким объектам налог исчисляется с их суммарной инвентаризационной стоимости. Если по объекту установлены различные ставки налога, то налог исчисляется по каждому объекту.

Налоговые органы вручают гражданам платёжные извещения на уплату налога по месту их жительства не позднее 1 августа. Уплата производится равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию налогоплательщика налог может быть уплачен в полной сумме до 15 сентября.

О реформировании налога на имущество

Реформирование налога на имущество связано с выделением из объектов налогообложения части недвижимости и взиманием по ней налога на недвижимость. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ "О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах" сказано: необходимо принять главу Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне (разд. III "Основные направления налоговой политики").

Более быстрому введению налога на недвижимость препятствует тот огромный объем работ, который должен быть произведен с объектами недвижимости по всей территории России. Речь прежде всего идет о создании единого кадастра недвижимости. Кроме этого, следует утвердить методику оценки рыночной стоимости недвижимости. Все это задерживает принятый в первом чтении законопроект № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", который и предусматривает включение в Налоговый кодекс главы "Местный налог на недвижимость" (см. также Письмо Минфина России от 17.06.2008 № 03-05-06-02/41).

Согласно этому законопроекту, кроме налога на имущество физических лиц, реформирование затронет и налог на имущество юридических лиц, и земельный налог. Речь идет не об отмене вышеуказанных налогов, а о выведении части объектов из-под обложения данными налогами и замене их для этих объектов налогом на недвижимость. Под обложение налогом на недвижимость планируется ввести объекты недвижимости жилого назначения (квартиры, жилые дома, дачи), гаражи, находящиеся в собственности физических лиц, товариществ собственников жилья и других объединений собственников жилья, дачные и садовые участки, земельные участки, на которых расположены указанные объекты недвижимости или которые предоставлены для их строительства.

После выведения из объектов обложения налогом на имущество вышеуказанных категорий недвижимости в перечне облагаемой налогом на имущество недвижимости останется коммерческая недвижимость и другие категории нежилой недвижимости.

В законопроекте предусмотрен налоговый вычет для физических лиц, равный средней стоимости 5 кв. м общей площади жилья на каждого проживающего, совместно проживающего с налогоплательщиком. Налоговую ставку планируется установить в пределах от 0,1 до 1% налоговой базы.

В заключение отметим, что, если в ближайший год не будет принята глава НК РФ по налогу на недвижимость, особенно остро встанет вопрос о необходимости пересмотра границ зон имущества, облагаемого налогом. Если в 1999 г. большинство объектов имущества находилось ниже первого уровня (до 300 000 руб.), то уже в ближайшие год-два подавляющая часть объектов окажется выше верхней зоны (свыше 500 000 руб.). Также устарели используемые БТИ индексы и тарифы, опирающиеся на разработки советских времен. Кроме этого, судя по предшествующей активности граждан, скорее всего, Письмо Минфина, которое поставило владельцев долевой собственности в худшие условия, будет предметом судебных разбирательств.

2.3 Транспортный налог

С 1 января 2003 г. главой 28 Налогового кодекса РФ установлен транспортный налог в качестве строго целевого бюджетного источника образования территориальных дорожных фондов субъектов Федерации. Транспортный налог является налогом субъектов Федерации, устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом и законодательством субъектов Федерации. В НК РФ определены основные элементы данного налога, а субъекты Федерации имею право устанавливать следующие элементы налога:

§  Налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;

§  Порядок и сроки уплаты;

§  Налоговые льготы и основания для их использования.

Плательщиками налога являются следующие категории налогоплательщиков, на которых зарегистрированы транспортные средства:

§  Организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

§  Российские физические лица;

§  Иностранные граждане и лица без гражданства.

Кроме того, налоговым законодательством РФ определены особенности признания налогоплательщиком, как при передаче транспортных средств, так и по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретённым или переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до 22 июля 2002 г. Налогоплательщиком является лицо, указанное в доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, должны уведомить налоговый орган по месту своего жительства о передачи на основании доверенности указанных транспортных средств.

Если же физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, передало его по доверенности другому лицу и своевременно не уведомило об этом налоговый орган, то именно то лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, является плательщиком налога.

Объектом налогообложения являются наземные, воздушные и водные транспортные средства.

Налоговая база устанавливается для всех транспортных средств независимо от марки и страны изготовления. Налоговая база определяется:

§  В отношении транспортных средств, имеющих двигатели:

Налоговая база = Мощность двигателя транспортного средства в л.с.;

§  Для водных несамоходных транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость:

Налоговая база = Валовая вместимость в регистровых тоннах;

§  В отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя:

Налоговая база = Паспортная статистическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлётном режиме в земных условиях в кг. силы

§  В отношении других водных и воздушных транспортных средств, не указанных выше:

Налоговая база = Единица транспортного средства

Если у налогоплательщика имеется несколько транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, то для целей налогообложения налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству. В связи с этим налогоплательщик обязан вести раздельный учёт по каждому зарегистрированному на него транспортному средству.

Ставки и порядок исчисления. Налоговым периодом является календарный год. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Федерации в зависимости от вида транспортного средства. Статьей 361 НК РФ определены средние ставки транспортного налога, которые могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов Федерации, но не более чем в 5 раз.

Налоговым кодексом РФ допускается установление законами субъектов РФ дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования.

В настоящее время федеральное законодательство не устанавливает льгот по уплате транспортного налога. Право по установлению налоговых льгот закреплено за субъектами Федерации.

Как правило, льготы, установленные субъектами Федерации, носят социальный характер.

Налоговое законодательство РФ разграничивает обязанности по уплате данного налога. Так, налогоплательщики-организации обязаны самостоятельно исчислить сумму транспортного налога. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. При этом налоговые органы исчисляют сумму налога на основании сведений, которые должны быть им предоставлены органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Установлен особый порядок исчисления транспортного налога в случаях регистрации или снятия с учета транспортного средства в течение налогового периода (года). Этот порядок зависит от того, сколько месяцев течение года транспортные средства фактически находились в собственности налогоплательщика.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение десяти дней после их регистрации или снятии я с регистрации.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениями, произошедших за предыдущий календарный год.

Уплата налога производится налогоплательщиком по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

.4 Земельный налог, уплачиваемый физическими лицами

Введение земельного налога, основанного на кадастровой стоимости земельного участка, является основным налоговым механизмом в налогообложении земель. С 1 января 2005 г. организации и физические лица должны платить налог по новым правилам в связи с введение главы 31 НК РФ.

Земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов, и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на этих территориях.

Данный налог является основным доходным источником для бюджетов поселений, который с 2005 г. полностью зачисляется в местные бюджеты. Его доля в доходах местных бюджетов возросла лишь в 40% муниципальных образований.

Анализ финансового положения муниципалитетов 75% субъектов Федерации свидетельствует о том, что доходы местных бюджетов не соответствуют потребностям муниципалитетов на реализацию собственных полномочий.

Положение усугубляется тем, что уровень налоговой автономии региональной власти и органов местного самоуправления снизился. Полномочия по регулированию налогов на региональном и местном уровне ограничиваются установлением размеров ставок в пределах, определённых федеральным законодательством, сроков уплаты и дополнительных налоговых льгот.

Представительные (законодательные) органы имеют право:

§  Определять конкретные ставки налога (в пределах НК РФ);

§  Устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения;

§  Устанавливать размеры не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков;

§  Устанавливать порядок и сроки уплаты.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающими земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом не признаются плательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объекты налогообложения - земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

За физических лиц налоговую базу определяют налоговые органы на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований.

Для некоторых категорий физических лиц предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика в отношении каждого земельного участка.

Если земельные участки находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности. В отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговым периодом признается календарный год. По итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Отчетными периодами признаются I, II и III кварталы календарного года. При этом представительные органы муниципального образования вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в процентах от налоговой базы. При этом в НК РФ определены максимальные ставки.

При этом допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

.5 Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц

Основными направлениями налоговой политики на 2009 - 2011 годы, Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность данной работы, в прошедшем периоде велась активная работа по подготовке к введению налога на недвижимость.

В целях реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах" и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минфином России совместно с Минэкономразвития России и Минюстом России был подготовлен График работ по принятию главы Кодекса, регулирующей налогообложение недвижимости, которым предусматривается:

§  разработка и принятие нормативных правовых актов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (2008 - 2012 годы);

§  принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации", предусмотренного проектом № 445126-4;

§  разработка нормативных правовых актов в целях реализации положений Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации" (2008 - 2009 годы);

§  информационное наполнение кадастра объектов недвижимости, в том числе перенос сведений из Государственного земельного кадастра и данных БТИ (2008 - 2012 годы);

§  определение эффективной налоговой ставки и налоговых льгот для исчисления местного налога на недвижимость и подготовка проекта поправок Правительства Российской Федерации к проекту Федерального закона № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Кодекса и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (2010 год).

3. Роль НДФЛ в формировании консолидированного бюджета

Доходная база консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2003-2007 годах формировалась с учетом основных направлений в области бюджетной и налоговой политики, обозначенных в ежегодных Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в Программе развития бюджетного федерализма до 2005 года и Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, а также в рамках проводимой налоговой реформы.

На сегодняшний день основными доходными источниками как местных, так и региональных бюджетов остаются поступления от федеральных налогов и сборов и от налогоплательщиков, применяющих специальный режим налогообложения, зачисляемые в указанные бюджеты по постоянным нормативам. Указанные федеральные налоги в общем объеме налоговых доходов консолидированных бюджетов регионов занимают около 80 процентов. Одним из главных источников формирования бюджета был и остается НДФЛ.

Рассчитаем поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2007 году.

По данным, представленным на официальном сайте ФНС поступления НДФЛ за январь-ноябрь составили: 2007 - 1 083,8 млрд. руб.

Рассчитаем поступление НДФЛ за весь 2007 год, включая декабрь 2007 года:

. Рассчитаем средний уровень поступлений в месяц за 11 месяцев 2007 года: 1 083,8 /11 месяцев = 98,52

. Рассчитаем поступления в консолидированные бюджеты за весь год: 1083,8 млрд. руб. + 98,52 млрд.руб. = 1182,32 млрд. руб.

Объем поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ за период 2003 - 2007 представим в таблице 1:

Таблица 1

Поступления НДФЛ в консолидированный бюджет субъектов РФ

Год

Поступления от НДФЛ (млрд. руб.)

Прирост поступлений от НДФЛ в консолидированный бюджет субъектов РФ (млрд. руб.)

Темп прироста поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет субъектов РФ (%)

2003

455,34



2004

574,19

118,85

2005

707,37

133,18

123,2%

2006

929,9

222,52

131,5%

2007

1182,32

252,42

127,1%

итого

3849,11843

726,98



Объем поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ (2003-2005)

Из выше приведенных диаграмм видно, что с каждым годом объем поступления НДФЛ в консолидированные бюджеты субъектов РФ увеличивается. Увеличивается также и прирост объема поступлений с каждым годом.

Некоторые аналитики склонны полагать, что причина роста поступлений НДФЛ заключается в законодательных изменениях, связанных с порядком исчисления и уплаты НДФЛ. В 2003 - 2006 годах законотворчество в области налогообложения НДФЛ происходило в рамках «Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации». Это, конечно, сыграло свою роль, но не только это оказало влияние на темпы роста поступлений, но также и рост основных социально-экономических показателей уровня жизни населения, связанный с общеэкономическим подъемом в целом. НДФЛ является «зарплатным» налогом, т. е. напрямую зависит от уровня заработной платы населения по регионам, за 2003 - 2007 увеличение размера заработной платы на крупных и средних предприятиях в регионах на 28%. Следующей причиной можно назвать снижение темпов инфляции, в целом за период, если в 2003 году инфляция составляла 12%, то к 2005 - 10,9% а в 2006 достигла рекордно низкого за весь период 2003-2007 г. - 9%. На фоне общеэкономического подъема и роста уровня доходов населения, низкий уровень инфляции привел к резкому увеличению поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ НДФЛ. Если в 2005 прирост поступлений НДФЛ составил 133,18 млрд. руб., то в 2006 году это показатель увеличился почти в 1,7 раза и составил 222, 53 млрд.руб. По итогам 2007 года ожидаемый уровень инфляции - 11 %, поэтому такого резкого скачка объема поступлений не произошло, так как планируемый уровень инфляции был примерно 8-9%. Кроме того, в 2007 году внесены определенные корректировки, связанные с совершенствованием применения отдельных норм главы Налогового Кодекса по НДФЛ. В частности, увеличены существующие социальные налоговые вычеты на обучение в образовательных учреждениях и лечение в медицинских учреждениях РФ с 38 тыс. руб. до 50 тыс. рублей. Кроме того, в целях стимулирования развития добровольного медицинского страхования разрешено учитывать при определении социального вычета не только фактические расходы физических лиц на оплату своего лечения, но и их взносы страховым организациям по договорам добровольного личного медицинского страхования, которыми предусматривается оплата страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц. Все это должно было снизить поступлений и соответственно темпы прироста поступлений НДФЛ в консолидированные бюджеты субъектов РФ. Однако, нельзя сказать, что такое расхождение между планируемым и реальным уровнем инфляции сильно повлияло на темпы прироста объема поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет субъектов РФ, так как за 2007 год этот показатель даже превысил показатель прошлого года и составил 252, 42 млрд. руб.

Заключение

Поставленные задачи в данной курсовой работе были выполнены.

Итак, можно сделать некоторые общие выводы о налогах, уплачиваемых физическими лицами не осуществляющих предпринимательской деятельности. Налог на доходы физических лиц является сложным налогом, т.к. применяется система прогрессивных ставок подоходного налога. Транспортный налог является налогом субъектов Федерации, устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом и законодательством субъектов Федерации. Налог на имущество физических лиц и земельный налог являются местными налогами. Более подробно был рассмотрен налог на доходы физических лиц.

Плательщики налога и объект обложения. Налоговым кодексом РФ предусмотрены следующие группы плательщиков налога на доходы физических лиц и виды объектов. Плательщики налога это 1) физические лица - налоговые резиденты РФ; 2) неналоговые резиденты РФ. Объекты обложения: 1) доходы, полученные от источников за пределами РФ; 2) доходы, полученные от источников в РФ.

Налоговая база определяется как сумма всех видов доходов налогоплательщика, полученных за налоговый период.

Налоговая база определяется отдельно по каждой категории доходов, для которой установлена различная налоговая ставка.

Налоговые вычеты - это разновидность налоговых льгот, которые предоставляются путем вычета из налоговой базы. Налоговый кодекс РФ установил четыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные.

Налоговым период является календарный год.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода по всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Налог исчисляется и удерживается у источника выплаты ежемесячно при выплате суммы доходов.

Также была определена роль НДФЛ в формировании консолидированного бюджета. Можно сделать вывод, что НДФЛ играет немаловажную роль для бюджета, с каждым годом наблюдается рост доходов.

Список использованной литературы

1.  Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Гросс-Медиа, 2009. - 496 с.

2.       Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. - М.: Проспект, 2007. - 657с.

.        Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.И. Мамрукова. - 6-е изд., перераб. - М.: Омега-А, 2007. - 302 с.

.        Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.В. Качур. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009. - 360 с.

.        Налоги и налогообложение: учебное пособие / Д.Г. Черник и др.; под ред. Д.Г. Черника. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 311 с.

.        Налоги и налогообложение. 6-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублёвской. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с.

.        Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов / И.А. Майбуров и др.; под ред. И.А. Майбурова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 519 с.

.        Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник / В.Г. Пансков. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 464 с.

.        Налогообложение физических лиц: учебное пособие / М.Е. Косов, И.В. Осокина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 367 с.

.        Налогообложение юридических и физических лиц / И.Л. Юрзинова, В.Н. Незамайкин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 653 с.

.        Орлова О.Е. О реформировании налога на имущество / О.Е. Орлова // Актуальные вопросы бухгалтерского учёта и налогообложения. - 2009. - №22.

12.     www.buhvesti.ru <http://www.duhvesti.ru> - Налоговые и бухгалтерские новости

.        www.consultant.ru <http://www.consultant.ru> - Справочно-правовая система Консультант Плюс.

.        www.nologovedenie.ru <http://www.nologovedenie.ru> - Налоги и налогообложение. «Анализ динамики поступлений в консолидированные бюджеты по НДФЛ в 2003-2007 годах»

.        www.roskasna.ru <http://www.roskasna.ru> - официальный сайт Федерального казначейства.

Похожие работы на - Налогоплательщики (физические лица): особенности исполнения налоговых обязательств

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!