Расследование преступлений

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,42 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расследование преступлений













ТЕМА

Расследование преступлений

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и значимость избранной темы исследования очевидна. Хотелось бы отметить, что важная роль в борьбе с преступностью отводится раскрытию и расследованию преступлений. Под расследованием преступлений следует понимать регламентированную законом деятельность следователя, органа дознания, индивидуальный акт расследования конкретного преступления, так и государственную функцию.

Индивидуальный акт расследования преступлений заключается в деятельности органов предварительного следствия и дознания по выявлению, закреплению, проверке и оценке доказательств, а также по принятию решения о направлении уголовного дела в суд.

Государственная функция расследования преступлений включает в себя множество, массу индивидуальных процессов, актов расследования отдельных видов преступлений в стране и управление этими процессами.

Расследование преступлений является одной из функций системы уголовной юстиции, функцией государства. Необходимость самостоятельной государственной функции расследования преступлений объясняется потребностью обеспечения объективности осуществления данной и других функций системы уголовной юстиции, то есть эффективности системы в целом.

Расследование преступлений в обществе - социальная и совместная деятельность, а потому она нуждается в управлении. Расследование преступлений в стране невозможно без управления, поэтому последнее входит в состав государственной функции расследования преступлений. Управление обеспечивает эту функцию людскими и материальными ресурсами, соединяет ее элементы в одно целое. От управления во много зависит эффективность расследования преступлений, то есть достижение целей при наименьших усилиях и затратах. Снижение управляемости сразу же сказывается на результатах работы следственного аппарата.

В самом общем виде под управлением следует понимать воздействие на какую-либо систему с целью сохранения ее качественной специфики, совершенствования и развития. В содержание понятия управления входят его функции: сбор и преобразование информации; подготовка и принятие управленческого решения; организация, регулирование и корригирование, учет и контроль, а также кадровое, материально-техническое и другое обеспечение.

Хотелось бы особенно отметить и остановиться на такой функции как сбор и преобразование информации, иными словами говоря на организации информационной и аналитической работы следственным аппаратом.

В современных условиях роль и значение органов внутренних дел является не только ведущей, но и основополагающей. Они обладают огромным объемом информации о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах, о причинах и условиях правонарушений. Необходимость информирования различных инстанций вызывается также возникающими проблемами и недостатками, как в деятельности территориальных органов внутренних дел, в том числе и следственных подразделений, так и предприятий и учреждений, организаций города, района по обеспечению сохранности собственности, технической укрепленности, профилактической работы среди населения, тем более если эти проблемы и недостатки осложняют оперативную обстановку в целом. Представление информации способствует, кроме того, преодолению в деятельности ОВД тенденций к профессиональной замкнутости, формализму, стремлению оградиться ведомственными барьерами.

В объективной, выверенной информации заинтересованы все, однако ее объем, содержание, наконец, качество, точно не определены. Конечно, аппараты государственной власти и органы местного самоуправления информируются о происходящих на территории обслуживания правоохранительных процессах, однако, как показывает практика, ее смысловое значение ни чем не отличается от информационно-аналитических справок, направляемых вышестоящим органам внутренних дел. Информация в большинстве своем является осведомительной. Она описывает криминальную ситуацию и в принципе отвечает на запрос потребителей информации: что происходит на территории ? Однако дальше этого не идет. В ней отсутствует аналитическая составляющая, дающая ответ на следующий вопрос: почему так происходит ? Нет выводов и предложений, носящих профилактический характер, направленные на принятие всеми органами предупредительных мер для противодействия нарушениям уголовного и административного законодательства.

Необходимо отметить, что информационные потребности в ходе управления ОВД находят свое отражение в запросах, адресуемых к информационной системе. Но, зачастую, потребность и запрос не всегда совпадают. Порой руководители тех или иных властных структур, имея потребность в той или иной информации, направляют запрос без достаточного знания возможностей системы информации, некорректно или не точно формулируют свои требования, ввиду чего они могут оказаться неудовлетворенными.

Ретроспектива правового регулирования информационно-аналитического обеспечения свидетельствует о том, что в настоящее время отсутствуют единые требования к подготовке информационных материалов, направляемых ОВД по запросам в местные и государственные органы власти и самоуправления, отсутствуют конкретные сроки подготовки и их объем. Также нормативно-правовыми актами не определено, какую информацию и в какие органы государственной власти и органы местного самоуправления ее следует направлять. Все ведомственные нормативные акты лишь указывают на необходимость интеграции усилий на борьбу с преступностью на территории республики, края, области, города, района.

Тем, не менее, до настоящего времени не разработан организационный механизм информационно-аналитического обеспечения, который должен стать основой выработки управленческих решений, не создано самой системы информационно-аналитического обеспечения, адекватной предъявляемым требованиям, в лучшем случае имеются отдельные, разрозненные элементы этой системы. Слабое обеспечение полной, достоверной и своевременной информацией затрудняет принятие обоснованных решений в сфере правоохранительной деятельности.

Как отмечают специалисты, здесь также следует выделить качество сферы информационно-аналитического обеспечения органов управления, государственной власти, где разрыв между новыми требованиями жизни и инерцией сложившихся стереотипов особенно опасен. Опрос экспертов-слушателей Российской академии управления - показал, что данная проблема является наиболее слабым звеном управленческих структур. Более 4\5 опрошенных оценили уровень научно-аналитического обеспечения деятельности региональных органов власти и управления как «ниже среднего» и «низкий»(1). Отмеченные обстоятельства также обусловили актуальность избранной темы исследования.

Закономерности функционирования и развития любых социальных образований реализуются не автоматически. Вполне очевидно, что нынешнее управление должно осуществляться на основе современной теории, изучения и анализа как собственно управленческой практики, так и восприятия всего мирового опыта. Исследований, посвященных информационно-аналитической составляющей для объединения усилий всех заинтересованных сил по противодействию преступности, в настоящее время нет.

Таким образом, проблема информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления для решения вопросов правоохранительной деятельности на обслуживаемой территории не только очевидна, но и является одним из важнейших условий эффективной борьбы с преступностью, что также побудило автора обратиться к данной проблематике.

Глава I. Проблемы совершенствования информационной работы

§1. Понятие информационной работы и требования, предъявляемые к ней

Современный период характеризуется динамичностью и изменением принципов концептуализации социальной действительности, дальнейшим развитием научной мысли, уточнением теоретических сторон социального управления.(1) См. В связи с этим актуализируется проблема понятийных оснований. В качестве подобных оснований выступают определения, используемые как научными работниками, так и практиками в виде структурообразующих элементов процесса представления информационных материалов для аппаратов государственной власти и органов местного самоуправления, а также внутри самой системы ОВД. Проблема заключается в противоречии между константностью управленческой доктрины и динамичностью исследуемой проблемы. Иными словами, необходимостью замены бытуемого в социальной и юридической практике ОВД аналитически не обоснованного практицизма, связанного с термином «информирование» , не отвечающего существенным свойствам и признакм данного понятия. В

Толковом словаре С.И. Ожегова дается простая дефиниция: «информировать - дать информацию».(1) СМ В Толковом терминологическом словаре под «информированием» понимается «процесс доведения сведений до заинтересованного лица или группы лиц» (2) Полагаем, что этимология данного слова уже сама по себе не несет аналитическую составляющую процесса представления объективной, научно обоснованной информации в органы государственной власти и местного самоуправления, а также в вышестоящие в системе ОВД подразделения.

Анализ ведомственных документов территориальных ОВД различного уровня, в той или иной мере регламентирующих направление информационных материалов в органы государственной власти и местного самоуправления, свидетельствует об отсутствии элементов анализа и оценки криминальной ситуации, простейшей попытки выявления причин и условий, способствовавших осложнению оперативной обстановки, каким-либо выводам и предложениям по ее стабилизации. Преобладают давно всем набившие оскомину штампы: »активизируется работа…», »выработан ряд мер».(См 1) Этот вывод нашел свое подтверждение в проведенном в Академии управления МВД России социологическом исследовании руководящего состава ОВД. Так, заместители министров, начальников ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации - начальники штабов (50 %), начальники информационно-аналитических подразделений штабов (43 %) самокритично отметили, что вопросы объема, качества информационных материалов нуждаются в нормативно-правовой регламентации. Таким образом, устоявшийся категориальный аппарат указанной проблемы требует не только определенного уточнения, важного в научном плане, но и кардинальной корректировки, необходимой для практической деятельности .

Если рассматривать проблему в целом, то специалисты отмечают, что современный период развития цивилизации характеризуется постепенным переходом от индустриального общества к обществу постиндустриальному - информационному. Более того, степень цивилизованности общества прямо пропорциональна той информационной базе, которой оно располагает. От того, как рационально налажена организация информации в обществе, зависит прогресс производства, науки, культуры и техники.

Повсеместное внедрение собственно информационных и информационно-телекоммуникационных технологий создало новые, прежде попросту немыслимые возможности для активного и эффективного развития таких социальных институтов, как экономика, политика и право (во всех его аспектах), государство, общество, личность, гражданин. В данных технологиях заложен такой потенциал, который может привести к фундаментальным изменениям в бизнесе, государстве, обществе, и потребует серьезного внимания и многочисленных обсуждений всех членов общества.(См.1 Копылов)

Информация является неизменным атрибутом социального управления, в том числе и управления правоохранительной деятельностью, и, в частности, ОВД. «Управление, - пишет В.Г. Афанасьев, - органически связано с информацией… Именно благодаря информационным процессам система способна осуществить целесообразное взаимодействие с окружающими условиями, координировать и субординировать отношения собственных компонентов, направлять их движение, равно как и движение себя самой, как целевого к заранее запрограммированной цели».(См2 Афанасьев)

Эта тенденция имеет прямое отношение к деятельности ОВД. Достаточно четко об этом сказано в Директиве МВД России от 4 ноября 2004 г. N4 « О задачах органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России на 2005 год»: улучшение результативности оперативно-служебной деятельности ОВД находится в прямой зависимости от уровня информационно-телекоммуникационного обеспечения, которое обусловливает оперативность реагирования на заявления и сообщения о преступлениях и по существу определяет работу по профилактике, раскрытию и расследованию преступлений.(См Директива). По нашему мнению, большинство специалистов, занимающихся проблемами управления, под информацией в общем виде понимают « сведения, данные, снимающие неопределенность с какого-либо вопроса, связанного с познанием реального процесса» (См 3 Годин). Иными словами, информацию неправильно отождествлять со всем объемом поступающих сведений. Данные об объекте становятся информацией лишь тогда, когда получают содержание и форму, пригодную для использования в процессе управления. Информация в нем - форма связи между элементами системы, объективно отражающая их состояние. Процесс управления в самом общем виде включает:

а) сбор и передачу информационных сообщений о состоянии объекта;

б) переработку полученной информации с целью выработки управленческих решений;

в) выдачу информации в виде управленческих команд и доведение ее непосредственных низовых исполнителей.

Очевидно, чтобы соответствующая деятельность была непрерывной и эффективной, субъект управления должен быть информирован о сущности и конкретных проявлениях объективных закономерностей, которые действуют в сфере его функционирования; о механизмах их действия; об общих целях, стоящих перед сферой функционирования на данном этапе ее развития, о задачах которые призван решить субъект управления, чтобы способствовать достижению общих целей. Субъект управления также должен быть осведомлен о состоянии управляемого объекта, то есть о том, что вызывает необходимость соответствующего воздействия и о возможности его осуществления. Достаточно важна осведомленность субъекта управления и о внешней среде функционирования системы. Причем зависимость объема информационного материала от усложнения социально-экономических факторов является нелинейной: одновременно при их экстенсивном развитии более высокими темпами растет и объем информации в силу увеличения числа экономических, социальных, правовых связей.

Все это достигается организацией и осуществлением непрерывного обмена информацией, как между компонентами системы, так и между системой и внешней средой. Поэтому, чтобы достичь поставленную цель, управление должно базироваться на надежной и достоверно отображающей действительность информации, дающей управляющему субъекту сведения об условиях среды, состояния системы и результатах ее функционирования.

Рассматривая понятие информации, используемой в системе ОВД, в том числе и в следственных подразделениях, следует учитывать ее специфику, в частности степень полноты и достоверности некоторых поступающих данных, а также особенности поиска и сбора информации, что связано как с сознательным сокрытием факту противоправного поведения и появлением латентных правонарушений, так и с дезинформацией, касающейся характера совершенного деяния. Учет указанных моментов важен в подготовке информационных материалов для органов власти и местного самоуправления при организации борьбы с нарушениями правопорядка на территории. В условиях неполной или частично искаженной информации возникает необходимость выработки особых методов оценки информации, обеспечивающих рациональность принятия решений.

Автор присоединяется к мнению исследователей, которые утверждают, что наиболее важной содержательной характеристикой процесса управления является работа с информацией - ее сбор, накопление, систематизация, оценка и перераспределение, при этом исходная осведомительная информация превращается в информацию для принятия управленческого решения. Этот процесс и представляет собой информационную работу, которую осуществляют все субъекты управления.

Информационная работа - самостоятельная функция управления следственными аппаратами. Это совокупность строго регламентированных операций, производимых над информацией и ее носителями. В состав таких операций входят сбор, подготовка, обработка данных. В свою очередь, сбор включает в себя фиксацию и передачу данных. Подготовка объединяет приемку, редактирование, формализацию данных. Обработка состоит из ввода, хранения данных, обработки массивов информации.(1)

Анализ специальной литературы дает основания для ее систематизации. Она включает в себя:

слежение за ходом функционирования и развития объекта исследования, регистрацию значения заданных параметров и отклонений от их запрограммированных значений;

сбор первичной информации, характеризующей состояние объекта исследования, и подготовка ее к переработке;

переработку информации в соответствии с заданной программой управления;

распределение информации между звеньями и персоналом органа управления в зависимости от выполняемых ими функций;

обеспечение прямых и обратных связей между субъектом (органом) и объектом управления;

хранение и поиск информации длительного пользования, выдача ее по первому требованию потребителей;

осуществление передачи информации от субъекта к объекту управления и обратно, а также между различными звеньями субъекта и объекта управления;

обеспечение информационного взаимодействия данной системы в целом ( в единстве субъекта и объекта управления)с другими системами (по горизонтали) и вышестоящими органами (субъектами) управления (по вертикали).

Однако эта работа подразумевает под собой не просто «механический» сбор информации субъектом управления о состоянии управляемой им системы и окружающей ее внешней среде, но также исследование и познание собранной информации. По мнению Дж. Гелена, с мнением которого автор исследования полностью согласен, « информация - это только сырье, которое должно быть трансформируемо в интеллект».2 Данный этап управленческой деятельности необходим для подготовки информационной базы, позволяющей в последующем принять наиболее эффективное управленческое решение. На этом этапе собранная информация обрабатывается, обощается, с ее помощью выявляются определенные закономерности между событиями и фактами. Имевшими место быть в системе, за ее пределами, делаются соответствующие выводы, формулируются предложения, рекомендации и т.д. Одним словом, собранная информация анализируется.

Информационная работа - постоянный процесс, осуществляемый в рамках повседневной деятельности штабных (информационно-аналитических) подразделений органов внутренних дел и выражающийся в сборе, систематизации разнообразных данных о состоянии преступности, результатах работы органов внутренних дел, среде их функционирования.

Итак вышеизложенное позволяет прийти к выводу о том, что информационная работа нуждается в ее организации. Организация информационной работы - это воздействие на данную работу с целью ее оптимизации , то есть получение возможно большего полезного эффекта при наименьших усилиях и затратах. Информационная работа и ее организация составляют понятие информационного обеспечения.

Значение информационной работы определяется важностью информации. В следственных аппаратах информация - это сведения, знания о состоянии преступности, практике расследования, организации работы следственных аппаратов и следователей.

Без информации невозможно осуществление всех функций управления: аналитической работы, планирования, оказания помощи, контроля, кадрового обеспечения. Информационная работа приводит информацию к виду, пригодному для использования при осуществлении этих функций управления. Организация информационной работы повышает ее эффективность.

Информационная работа - составная часть информационной системы, которой присущи следующие компоненты: люди (персонал), информация, технические средства, методы, процедуры сбора и преобразования информации. Совокупность информационных систем составляет систему информации.

Компонеты системы информации те же, что и у информационной системы. В первую очередь рассмотрим такой компонент как информация, к которой в следственных аппаратах предъявляются определенные требования.

Первое требование - это систематизированность, комплексность информации, означающие, что информация в следственных аппаратах должна сочетать в себе различные виды сведений, исторически и логически увязанных, поступающих в строго определенном порядке и последовательности.

Второе требование - соответствие информации компетентности, полномочиям субъекта управления, которые ее используют. Данное требование означает, что каждому должностному лицу представляется только та информация, которая ему необходима для выполнения его функций. При определении же функций необходимо учитывать, на каком уровне управления имеются наилучшие условия для получения соответствующей информации. Указанное требование означает согласованность компетенции, полномочий и функций органов управления и руководителей с поступившей информацией.

Руководители следственных подразделений ГРОВД используют оперативную информацию. В Главные следственные управления (ГСУ), следственные управления (СУ) при МВД,ГУВД.УВД, УВДТ поступает более менее обобщенная информация. Следственный комитет (СК) при МВД РФ использует саму типизированную информацию о работе следственных аппаратов.

Третье требование - оптимальность, полнота информации, означающие, что субъекту управления должна представляться информация, необходимая и достаточная для принятия правильного, эффективного решения.

Четвертое требование - точность, которая характеризует степень детализации информации, ее приближение к оригиналу, который она выражает.

Пятое требование - достоверность, объективно верное отражение состояния объекта управления и окружающей его среды.

Шестое требование - новизна, неизвестность информации.

Седьмое требование - полезность. Информация должна повышать эффективность управленческого решения, быть необходимой.

Восьмое требование - своевременность, оперативность поступления информации. Она должна собираться и обрабатываться тогда когда возникает необходимость в принятии решения; возможно более быстрое направление потоков информации к определенным звенъям системы управления.

Существуют различные классификации информации. В следственных аппаратах она подразделяется по методу формирования и функциональному назначению: на учетную, отчетную, оперативную, аналитическую , директивно-плановую, нормативно-справочную.

Учетной признается информация, содержащаяся в учетах и отчетах следственных аппаратов. В них ведутся государственные, местные (официальные) и рабочие (подсобные ) учеты.

Формами государственного учета являются документы первичного учета:

статистическая карточка на выявленное преступление N 1;

статистическая карточка о результатах расследования преступлений N 1.1.;

статистическая карточка на преступление, по которому лицо его совершившее, установлено, N 1.2;

статистическая карточка о движении уголовного дела N 3;

- статистическая карточка о резукльтатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности N 4.

Источниками информации в следственных подразделениях выступают различные виды их деятельности, а носителями информации - слышимое и видимое слово, документ. Следовательно статистические карточки - это носители информации.

В следственных подразделениях ведется ежемесячный учет работы каждого следователя и аппарата в целом. В этих целях учитываются:

уголовные дела, дела и материалы, выделенные в отдельное производство; отдельные поручения; обвиняемые, а также задержанные; результаты расследования; размеры ущерба и обеспечение его возмещения по уголовным делам; результаты судебного разбирательства;

ранее неизвестные преступления; дополнительно раскрытые преступления по приостановленным делам;

представления прокуроров, частные определения судов;

профилактические мероприятия;

воспитательная работа и служебная подготовка;

криминалистические средства, оргтехника, автотранспорт;

письма, жалобы и заявления граждан.

Носителями отчетной информации в следственных аппаратах служат статистические отчеты:

отчет о следственной работе (форма 1 - Е);

отчет о рассмотрении сообщений о преступлении ( форма 2-Е);

отчет о результатах работы органов дознания (форма 3-Е).

Ежегодно к 1 января МВД, ГУВД,УВД, УВДТ должны представлять в Следственный комитет при МВД России докладную записку о результатах следственной работы, являющуюся по существу письменным отчетом.

В статистическом отчете формы 3-Е результаты работы органов дознания даны по службам, в отличие от формы 1-Е, где результаты работы приводятся в целом по органам дознания, без разбивки по службам.

К оперативной информации относятся сведения о текущем состоянии деятельности следственных аппаратов. Ее носителями являются:

оперативная информация о чрезвычайных происшествиях и опасных преступлениях, направляемая в дежурные части (суточная сводка);

сообщение начальника следственного подразделения при горрайлиноргане в следственное управление (отдел) при МВД, ГУВД, УВД, УВДТ по каждому факту освобождения из-под стражи, при прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям, оправдательном приговоре, а также освобождении задержанных за неподтверждением обвинения;

информация по уголовным делам, направляемая почтой руководителями следственных аппаратов при МВД, ГУВД, УВД, УВДТ в

Следственный комитет при МВД России согласно установленному перечню. В этот перечень включается информация о начатом расследовании и ходе следствия по некоторым наиболее важным категориям уголовных дел. Так, руководители СУ (СО) при МВД, ГУВД, УВД, УВДТ должны сообщать о нестандартных и ранее неизвестных способах совершения преступлений либо о преступлениях, вызвавших повышенный общественный резонанс. В Следственный комитет при МВД России сообщается о возбуждении ходатайств о продлении процессуальных сроков Генеральным прокурором России; о прекращении дела по реабилитирующим основаниям, вынесении оправдательного приговора в отношении обвиняемых, содержавшихся под стражей.

К оперативной информации может быть отнесена и ежедекадная. Суть ее состоит в том, что каждые 10 дней начальники следственных подразделений передают по телефону или телетайпу в вышестоящий следственный аппарат информацию о наличии следователей, нагрузке, наличии наиболее сложных и трудоемких дел, соблюдении сроков расследования, перспективах возбуждения дел и т. д.

После передачи информации руководители следственного аппарата и контрольно-методического подразделения обсуждают ее на специальном совещании, на которые вызываются руководители подразделений следственного аппарата, зональные следователи. На этом совещании оценивается оперативная обстановка и принимаются следующие управленческие решения:

о передаче наиболее сложных дел в следственную часть;

об изучении дел;

о передаче некоторых дел из подразделений со сложной оперативной обстановкой в другие подразделения;

о командировании следователей в другие следственные подразделения;

о создании групп следователей из разных следственных подразделений;

о выездах в подразделения руководителей следственного аппарата и следователей-методистов;

о подготовке предложений руководству органа внутренних дел.

Аналитическая информация - это производная, вторичная, переработанная информация; сведения, полученные в результате изучения, переработки данных о деятельности следственных аппаратов и подразделений дознания. Такая информация может содержаться в информационных письмах, статистических таблицах, справках, докладах, обзорах, методических рекомендациях и т. п.

Директивно-плановая информация представляет собой управляющую, нисходящую, временную, информацию. Это директивы, приказы, указания, распоряжения, планы вышестоящих следственных аппаратов и органов дознания, подлежащие немедленному исполнению нижестоящими подразделениями.

Нормативно-справочная информация содержится в законах, подзаконных, ведомственных нормативных актах, литературных источниках, справочниках. В отличие от директивно-плановой - это информация условно-постоянного пользования, подлежащая каждодневному использованию.

Следующим компонентом системы информации являются технические средства. В управлении следственными аппаратами и органами дознания используются определенные технические средства информационного обеспечения: компьютеры, множительная техника, картотеки и другие средства оргтехники.

Проиллюстрируем это на следующем примере. Система информационного обеспечения Главного следственного управления при ГУВД Москвы состоит из ЭВМ, находящихся в здании ГСУ, и ЭВМ, расположенных во всех следственных подразделениях при окружных и районных (муниципальных) УВД, ОВД.

Базовой структурной единицей системы информационного обеспечения следствия в ГСУ при ГУВД Москвы является автоматизированное рабочее место (АРМ) руководителей следственных подразделений различного уровня и следователей по линиям их специализации. АРМ представляет собой совокупность технических средств (ЭВМ и другое оборудование) и комплекса программ, обеспечивающих работу в сферах управления следственными подразделениями и деятельности по расследованию преступлений.

АРМ объединены в локальные сети, что позволяет осуществлять поиск и получение информации из баз данных как системы МВД России, так и других структур: из учетов ЗИЦ ГУВД Москвы и Московской области, ГИАЦ МВД России, НЦБ Интерпола и др.

Ручное составление учетно-статистических документов в ГСУ при ГУВД Москвы заменено на автоматизированное, осуществляемое сотрудниками учетных подразделений районных (муниципальных) органов внутренних дел.

Целями и задачами внедрения компьютеризации в ГСУ при ГУВД Москвы являются:

сбор, концентрация данных и сведений о расследуемых уголовных делах;

анализ статистической отчетности по установленным формам;

автоматизация контроля за соблюдением процессуальных сроков, рассмотрением жалоб и заявлений граждан, выполнением плановых мероприятий;

составление управленческих документов;

создание и использование баз данных (знаний) и автоматизированных информационно-поисковых систем (АИСП) для получения информации о нормативных актах, научной литературе, методических разработках, материалах передового опыта, следственной и судебной практике;

накопление информации об экспертных учреждениях, их возможностях, видах экспертиз и примерных перечнях вопросов экспертам; о внештатных экспертах, сведущих лицах;

анализ работы по профилактике преступлений и ее действенности;

анализ информации о нераскрытых преступлениях прошлых лет; выработка рекомендаций по их раскрытию и использованию типичных признаков и ситуаций;

формирование моделей процессуальных документов с увеличенным объемом стандартной информации применительно к расследованию различных видов преступлений;

разработка методик расследования уголовных дел о компьютерных и других видах преступлений.

В ГСУ при ГУВД г. Москвы используются следующие базы данных:

анализа статистических показателей и ведения картотеки уголовных дел (информационная система «Арсенал»);

нормативно-справочной информации (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства, хозяйственное законодательство, нормативные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность);

нормативных актов МВД России и других органов;

данных автоматизированного ввода в стандартные форматы (бланки) уголовно-процессуальных документов получаемой в ходе расследовании информации, ее хранения и использования, а также изготовление на принтере (печатном устройстве) надлежащим образом оформленного документа (автоматизированная информационная система «Процессуальные и иные документы следователя»);

накопления и обмена информацией (по специальному перечню) с компьютерной сетью СИЗО-2 в г. Москве.

Кроме того, имеются текстовые редакторы, программы для методического обеспечения следствия и др.

Решением коллегии МВД России от 15 мая 1992 г. предусмотрено создание Специализированной территориально распределенной автоматизированной системы в интересах СК при МВД России (СТРАС-СК). Информационное обеспечение СТРАС-СК включает в себя специализированные банки данных на трех уровнях: центрального аппарата СК, следственных управлений (отделов) при МВД, ГУВД, УВД, УВДТ и следственных подразделений при горрайлинорганах.

СТРАС-СК имеет необходимые средства связи и обмена информацией с информационно-вычислительной сетью органов внутренних Российской Федерации и интегрированными банками данных соответствующих уровней, а также СТРАС других служб.

В СТРАС-СК входят:

) подсистема расследования уголовного дела (оформление процессуальных документов и материалов, анализ уголовного дела), создаваемая для следователей всех уровней, расследующих конкретные уголовные дела;

) подсистема обработки сопутствующей информации (не использованной в конкретном уголовном деле) и дополнительного анализа материалов уголовного дела для основных видов расследуемых преступлений;

) подсистема учетно-контрольной и организационно-вспомогательной деятельности. Категории обрабатываемой информации включают: каталог дел, находящихся в производстве; каталог дел, по которым осуществляется контроль; информацию по контрольно-наблюдательному производству; информацию по контролю планирования по уголовным делам; учет и рассмотрение ходатайств о продлении процессуальных сроков; сведения по планированию, описание плановых мероприятий и контроль за их выполнением; сведения о проделанной работе (справки, отчеты); сведения, хранящиеся в персональной информационной системе или «записной книжке»; различную информацию оперативно-количественного характера.

Совместным приказом Генеральной прокуратуры и МВД России от 14 декабря 1994 г. предусмотрена автоматизация учета и статистической отчетности «О следственной работе» (форма 1-Е). Эта функция возлагалась на ГИАЦ МВД России и ИЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ. В связи с этим задача «Статистика» в СТРАС-СК упразднялась, а задача «Контроль» дополнялась функцией накопления и обработки оперативных сведений комплексного характера.

) подсистема правовой и справочно-методической информации. В ней обрабатываются: действующее законодательство; ведомственные нормативные акты МВД, Генеральной прокуратуры, других министерств и ведомств; постановления пленумов Верховного Суда России; образцы процессуальных документов; справочная информация о возможностях различных видов экспертиз; справочная информация о методиках, содержащихся в литературе, и сами методики расследования отдельных видов преступлений;

) федеральные, централизованные и региональные банки данных по уголовным делам о хищениях денежных средств по подложным авизо, о фальшивомонетничестве и др., включая банк данных по передовому опыту программной реализации нетиповых задач;

) подсистема учета кадров следственных подразделений при горрайлинорганах, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, СК при МВД России и их номенклатуры. Она также обеспечивает ведение учета сведений, включающих соблюдение законности и чрезвычайные происшествия;

) подсистема информационного обеспечения работы следователя учетно-криминалистической информацией из оперативно-справочных, оперативно-розыскных, профилактических и иных учетов горрайлинорганов, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, СК и МВД России;

) подсистема автоматизированного учета, хранения и обработки информации, поступающей в секретариаты (канцелярии);

) центральный информационно-коммуникативный узел системы СТРАС-СК для обеспечения оперативной связи со следственными аппаратами при МВД, ГУВД, УВД, УВДТ для рассылки и сбора информации, а также обеспечения теледоступа к базам данных СК из СУ (СО) при МВД, ГУВД, УВД, УВДТ и следственных подразделений при горрайлинорганах. Кроме того, абоненты (СУ (СО) при МВД, ГУВД, УВД, УВДТ) могут взаимодействовать между собой в режимах «Электронная почта» и «Доска объявлений».

В СК при МВД России установлено абонентское автоматизированное место Единой системы информационно-коммуникативного взаимодействия по открытым каналам связи органов власти и управления Российской Федерации.

На уровне СК при МВД России подсистема учетно-контрольной и организационно-вспомогательной деятельности включает в себя следующие задачи: «План-контроль», «Контрольно-наблюдательное дело (КНД)»; «Ходатайства»; «Командировка-2»; «Положительный опыт»; «Законность»; «Информационный бюллетень СК».

Подсистема автоматизации участков секретариата имеет следующие задачи: «Входящие документы»; «Исходящие документы»; «Командировка»; «Жалоба»; «Секретариат КНД»; «Контроль за движением приказов и распоряжений».

На уровне СУ (СО) при МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, следственного подразделения при горрайлинорганах присутствуют аналогичные подсистемы.

Информация о состоянии работы в следственных аппаратах и подразделениях дознания собирается и преобразуется с помощью статистических и социологических методов. Статистические методы - это массовое наблюдение, группировки, обобщающие показатели. Так, посредством статистических карточек первичного учета осуществляется статистическое наблюдение. Их заполняют учетные работники, следователи, дознаватели и руководители органов внутренних дел. Затем они перерабатываются на ЭВМ, а на их основе составляются отчеты органов внутренних дел и аналитические таблицы.

Отчеты о следственной работе по форме 1- Е составляют руководители следственных аппаратов и органов дознания. Затем они перерабатываются в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ. Там они перерабатываются на ЭВМ и на их основе составляются отчет по форме 1 - Е по республике, краю, области, УВДТ. Из МВД, ГУВД, УВД, УВДТ отчеты поступают в ГИАЦ МВД России, где они перерабатываются на ЭВМ и на их основе составляются отчет по форме 1 - Е по России.

Социологические методы - это методы конкретных социологических исследований (изучение документов, опрос, наблюдение, эксперимент).

Изучение документов имеет место при исследовании уголовных дел, статистических данных, других управленческих документов.

Опрос применяется при встречах с сотрудниками следственных аппаратов и органов дознания, при анкетировании уголовных дел.

Наблюдение используется при выездах в командировки, на место происшествия или участии в других следственных действиях.

В следственных аппаратах проводился, например, эксперимент по выделению следственных подразделений (аппаратов) из органов внутренних дел.

Персоналом, занимающимся информационной работой в следственных аппаратах и органах дознания, являются все сотрудники. Они собирают и преобразовывают информацию в соответствии с возложенными на них функциями. В последнее время в связи с ростом компьютеризации в следственных аппаратах появились специализированные подразделения по технико-компьютерному обеспечению.

В следственных аппаратах обычно выделяются также следователи-методисты, которые занимаются сбором и обработкой статистической информации. На основе статистических отчетов и таблиц, выданных ИЦ, составляются дополнительные статистические таблицы. Кроме того, следователи-методисты получают спецсообщения о фактах нарушения законности, обрабатывают их, хранят, готовят спецсообщения об этих фактах нарушений.

Важная роль в информационной работе принадлежит работникам секретариатов, машинописных бюро, водителям служебного транспорта. Работники секретариата принимают, регистрируют и отправляют почту, передают ее исполнителям, размножают и хранят документы.

Работники машинописных бюро оформляют и размножают документы. Водители автотранспорта доставляют переписку и другую информацию.

Основные требования, предъявляемые к организации данной работы в органах внутренних дел, изложены в приказе МВД РФ № 229 от 12.05.93г. "О мерах по реализации Концепции развития информационного обеспечения в органах внутренних дел", приказе МВД РФ № 260 от 20.09.94г. "О введении в действие Наставления по организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте", приказе МВД РФ № 86 от 12.02.97г. "Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел".

По нашему мнению, говоря об информационной деятельности штабных подразделений в органах внутренних дел, целесообразно вести речь и об аналитической составляющей, так как эти два процесса неразрывно перетекают один в другой, при этом необходимо учитывать, что в подавляющем большинстве случаев процесс сбора искомой информации по времени совпадает с ее первичным анализом. Это связано с процессом правильной систематизации (сортировки) полученных данных, для последующего более глубокого их изучения.

§ 2. Технические средства и персонал информационной работы

Повседневная деятельность правоохранительных органов современности неразрывно связана с научно-техническим прогрессом. Его результатами, пользуются практически все службы и подразделения системы МВД России: сотрудники патрульно-постовой (ППС) и дорожно-патрульной служб (ДПС) обращаются через портативные мобильные и карманные компьютеры к интегрированным базам данных в целях установления личности граждан, проверки авто- и мототранспорта, предупреждения и пресечения правонарушений; сотрудники оперативных и следственных подразделений запрашивают интересующую их информацию из интегрированных банков данных регионального и федерального уровней в целях раскрытия и расследования преступлений; даже учеты тыловых служб (подразделения материально-технического обеспечения (МТХО), финансово-экономические (ФЭ)) ведутся в электронном виде с использованием средств компьютерной техники. Не стали исключением и штабные подразделения.

С увеличением числа контролируемых показателей работы органов внутренних дел, в целом, и конкретных служб, в частности, назрела необходимость применения современных технических средств.

Технические средства информационной работы можно условно разделить на несколько групп:

1.Персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ) или персональные компьютеры как их принято именовать в широких массах. Это технические средства работы сотрудников штабных подразделений в которые вносится получаемая информация для последующего анализа. Кроме того, с помощью данной аппаратуры готовятся различные материалы для коллегий, совещаний, семинаров, информация в инстанции, как в текстовом, так и графическом виде.

2.Серверы - это мощные рабочие станции, основной функцией которых является обработка полученной от ПЭВМ информации, ее систематизация и хранение.

.Копировально-множительная техника. К этой категории можно отнести как принтеры, копиры, сканеры, факсы, так и многофункциональные устройства (МФУ) содержащие в себе функции вышеперечисленных приборов. Данные устройства являются прикладными техническими средствами и на прямую не связаны со сбором, систематизацией, хранением и анализом информации, но оказывают существенную помощь в выполнении поставленных перед штабными (информационно-аналитическими) подразделениями задач.

.Сетевое оборудование. Представить подразделение ОВД перед которым стоят серьезные задачи борьбы с современной преступностью без возможности своевременного обмена информацией - невозможно. Эффективность работы органа внутренних дел, в котором затруднен обмен информацией крайне низок и этот факт подтверждают реалии времени. Помощь в повышении качества и скорости обмена информацией оказывают информационно-телекомуникационные сети МВД. В рамках отдельно взятого подразделения эту функцию, как правило, выполняют локально-вычислительные сети (ЛВС). Для полноценной работы ЛВС: соединения ПЭВМ, серверов, копировально-множительной техники выхода в ЕИТКС необходимо сетевое оборудование. К нему можно отнести: маршрутизаторы, концентраторы, хабы (лат. Hub), сетевые платы (в случаях если таковые не интегрированы в системную (материнскую) плату компьютера) и различного типа кабели (оптико-волоконные, коаксиальные, витые пары и пр.).

В настоящее время, определенное распространение получают беспроводные сети передачи данных (Wi-Fi), однако ввиду сложности обеспечения безопасности при передаче информации, в системе МВД такого типа соединения практически не применяются.

.Иное оборудование. К этой группе можно отнести любое оборудование обеспечительного характера, оно применяется для проведения коллегий, совещаний, семинаров и пр. в целях демонстрации графического сопровождения информации (мониторы, проекторы) и усиления звука (усилители, акустические системы).

К лицам, сопровождающим информационную работу подразделения, предъявляются особые требования. С учетом специфики работы сотрудники штабных подразделений должны обладать глубокими знаниями и умениями в области законодательства, статистики и анализа, высоких технологий. Немаловажной составляющей в багаже знаний являются умение грамотно по хронологии, стилистике и правописанию составлять документы, знать требования делопроизводства, ведомственной нормативной базы и т.д.

Как видно из вышесказанного требования достаточно высоки.

Для более полного уяснения кадровой составляющей рассмотрим типовую структуру штабных подразделений:

информационно-аналитический отдел;

организационно-плановый отдел;

инспекция;

оперативный отдел;

дежурная часть;

организационно-штатный отдел;

информационный центр;

вычислительный центр.

В ГСУ при МВД по Республике Татарстан роль штабного подразделения выполняет информационно-аналитический отдел (ИАО). Отдел состоит из руководителя (начальника), его заместителя, пяти сотрудников включая системного администратора и пресс-секретаря начальника управления.

ИАО осуществляет следующие функции:

подготовка докладов, решений, выступлений руководства ГСУ;

планирование работы ГСУ;

контроль за выполнением решений коллегий и оперативных совещаний;

анализ и перспективы работы ГСУ и следственных подразделений;

полное статистическое сопровождение;

разработка слайдов, схем, диаграмм, графиков о работе;

нормотворческая деятельность;

расчет эффективности деятельности следственных подразделений;

расчет эффективности работы следователей;

подготовка информационных бюллетеней;

проведение конкурсов "Лучший следователь", "Лучший сотрудник";

Кроме того, сотрудники ИАО курируют ряд приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности:

командировки сотрудников;

жалобы, поступившие в ГСУ;

профилактическая работа;

организация передового опыта;

материально-техническое оснащение;

возмещение материального ущерба, причиненного преступными посягательствами;

внедрение информационных технологий, информационное и техническое сопровождение сайта ГСУ;

реализация программы "ЕИТКС ОВД";

взаимодействие с Прокуратурой РТ и другими правоохранительными органами;

взаимодействие с экспертными учреждениями;

взаимодействие со средствами массовой информации.

. Формы и методы информационной работы

Сбору и последующему анализу подлежит информация о:

состоянии правопорядка на обслуживаемой территории;

факторах внешней среды, влияющих на состояние правопорядка и деятельность правоохранительных органов, в том числе органа внутренних дел;

силах и средствах органа внутренних дел;

результатах оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел.

При сборе информации необходимо принимать во внимание, что необоснованно большой объем информации затушевывает основное содержание изучаемых явлений, засоряет информационный массив и влечет неоправданные затраты на его переработку, при этом недостаточность информации ведет к поверхностной, неглубокой оценке изучаемых факторов и явлений.

Большое значение для правильного сбора информации имеет четкое знание источников, откуда могут быть почерпнуты сведения, необходимые для анализа. Круг источников информации в значительной мере зависит от цели и задачи исследования (комплексное, специализированное, прогностическое); службы, в интересах, которой оно предпринято; периодичности его проведения (декада, месяц, квартал, год, десятилетие) и пр.

Основными источниками информации в аналитической работе органов и подразделений внутренних дел являются:

статистические данные, характеризующие социально-экономическое положение, демографическую ситуацию и состояние правопорядка на территории обслуживания;

сведения о силах и средствах органа внутренних дел, результатах его оперативно-служебной деятельности, состоянии дисциплины и законности;

сведения, характеризующие судебную практику;

материалы инспектирования и контрольных проверок органа внутренних дел;

материалы научных исследований, в том числе по изучению общественного мнения о состоянии правопорядка, борьбы с преступностью и деятельности органов внутренних дел;

письма, жалобы, обращения граждан в государственные органы, в том числе в орган внутренних дел;

материалы средств массовой информации по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;

отечественная и зарубежная литература по правоохранительной тематике.

По отдельным вопросам и направлениям оперативно-служебной деятельности сбор информации может осуществляться негласным путем с использованием разведывательных возможностей органа внутренних дел.

Собранная информация может накапливаться различными способами: в специальных накопительных делах, тематических папках, в автоматизированных банках данных и т.п.

аналитический работа следственный информационный

Глава II Проблемы совершенствования аналитической работы

§1. Понятие, виды и формы аналитической работы

Аналитическая работа в следственных аппаратах - это познавательная, исследовательская деятельность, направленная на изучение явлений, процессов, происходящих в этих аппаратах и органах. Иными словами говоря, непрерывный процесс, осуществляемый в рамках повседневной деятельности штабных (информационно-аналитических) подразделений органов внутренних дел и выражающийся в осмыслении, ранее собранных и систематизированных, разнообразных данных о состоянии преступности, результатах работы органов внутренних дел, среде их функционирования, в целях обеспечения дальнейшей выработки своевременных, обоснованных и рациональных управленческих решений руководителя органа внутренних дел в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, а также при реализации других функций правоохранительных органов.

Информационно-аналитическая работа в органах и подразделениях внутренних дел включает в себя:

накопление, обобщение и анализ поступающей из органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, других источников информации о происходящих на обслуживаемой ОВД территории социально-политических, экономических, демографических, межнациональных и иных процессах, влияющих на криминогенную обстановку;

комплексный анализ информации по проблемам борьбы с преступностью, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;

организацию проведения социологических и криминологических исследований, прогнозирования тенденций и процессов в криминальной сфере;

подготовку для начальника органа внутренних дел или для направления в инстанции информационно-аналитических и справочных материалов, тезисов докладов и выступлений начальника, данных об основных результатах работы органа внутренних дел, оценок оперативной обстановки на обслуживаемой территории, проблемных записок, предложений по повышению эффективности деятельности органа внутренних дел и иных информационно-аналитических и оперативно-справочных документов;

формирование справочно-информационного фонда для нужд подразделений органа внутренних дел.

Организуя работу по получению, обработке, систематизации, накоплению и обобщению разноаспектной информации, необходимой для аналитической деятельности органов и подразделений внутренних дел и принятия на ее основе соответствующих управленческих решений, штаб:

определяет источники информации и перечень необходимых основных сведений;

согласовывает с руководителями подразделений номенклатуру, периодичность представления и лиц, ответственных за предоставление в штаб информационно-аналитических, справочных и иных материалов;

устанавливает в целях получения необходимой информации контакты с соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, организациями и общественными объединениями;

оценивает информацию с точки зрения ее значимости, полноты, достоверности и приемлемости для использования в информационно-аналитической работе;

систематизирует поступающую информацию по содержанию, направленности и принадлежности; при наличии технических возможностей формирует банки данных с использованием электронно-вычислительной техники.

Обработка информации

Обработка информации - это обобщение и первичный анализ (оценка) собранной информации, которая начинается, как правило, с определения ее качества, полноты и достоверности.

Наиболее полной и достоверной считается информация, представляемая в форме статистической отчетности. Однако следует учитывать, что статистическая информация различных ведомств может оказаться противоречивой и даже несопоставимой. Это требует подтверждения статистической информации иными сведениями.

Первый этап обработки информации - это упорядочение первичных данных, т.е. группировка показателей по наиболее существенным для исследователя качественно однородным признакам. Основной проблемой здесь является выбор признаков для разграничения групп, которые, в конечном счете, определяются целями анализа и характером исходных материалов.

Наиболее часто применяются такие виды группировок как типологическая, вариационная и аналитическая, причем в зависимости от характера и объема аналитического процесса они могут быть простыми или сложными (комбинационными).

Посредством типологической группировки разнохарактерная масса явлений расчленяется по однородным наиболее существенным признакам. На основе такого метода может быть определена укрупненная структура преступности по видам посягательств (тяжкие преступления, корыстные и т.д.), осуществлено распределение массива преступников по полу и социальному составу, сгруппированы категории лиц, состоящих на каком-либо из учетов и т.п.

Вариационная группировка предназначена для детализации структуры вычлененных предыдущим действием однородных групп. Она дает возможность получения характеристик о структуре преступности по видам, возрастном составе правонарушителей и т.п.

С помощью аналитической группировки может быть получено представление о взаимосвязи изучаемых явлений: в каком соотношении находятся те или иные причины и условия совершаемых преступлений, их динамика, зависимость вида и характер преступлений от места или времени совершения, влияние на состояние преступности миграционных процессов, пьянства и употребления наркотических веществ и др.

Группировки завершаются составлением итоговых статистических таблиц. Обработка таких таблиц заключается в вычислении относительных величин.

Следует помнить, что абсолютные показатели дают лишь ориентировочную информацию об условиях среды функционирования органов внутренних дел, состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности. Такие показатели обычно не позволяют оценить параметры изменений оперативной обстановки, происходящие в криминогенной сфере процессы. Поэтому при проведении анализа оперативной обстановки абсолютные показатели целесообразно преобразовать в относительные величины. В частности, рекомендуется применять следующие виды относительных величин:

отношение части к целому или отношение интенсивности: позволяет выявить интенсивность и распространенность интересующего нас признака в исследуемой совокупности - вычисление уровня преступности, который получается путем выявления соотношения количества общего числа либо отдельных видов преступлений к численности населения на 100 или 10 тысяч человек;

отношения, характеризующие структуру совокупности или отношения распределения: предназначаются для установления распределения отдельных ее частей относительно общего итога. Этот показатель обычно выражается в процентах. Так, если взять за целое общее число зарегистрированных преступлений, то процент каждого вида от итога покажет нам удельный вес или долю занимаемую этим видом во всей совокупности;

отношения, характеризующие динамику или отношения степени и сравнения: характеризуют происшедшие изменения каких-то явлений во времени и в социологических исследованиях используются для установления тенденций. С его помощью можно установить, на сколько процентов возросло общее число преступлений и на сколько процентов увеличился удельный вес отдельного их вида в общей совокупности.

Комплексный анализ

Основными целями и задачами комплексного анализа оперативной обстановки и результатов деятельности органа внутренних дел является получение полного и объективного представления о состоянии правопорядка и борьбы с преступностью, причинах изменений криминальной ситуации, выявление наиболее характерных недостатков в организации и практике оперативно-служебной и управленческой деятельности органа, подразделения внутренних дел и выработке на этой основе адекватных мер реагирования, соответствующих управленческих решений.

Временное наставление по службе Штабов органов внутренних дел определяет следующие виды комплексного анализа: текущий (за сутки, неделю или декаду, месяц); с нарастающим итогом за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год); за длительный период (более года); внеочередной, проблемный и сравнительный.

Текущий анализ обеспечивает потребности оперативного управления, повседневной организации работы личного состава ОВД. Анализу подлежит информация о количестве зарегистрированных преступлений и происшествий на обслуживаемой территории; местах их совершения; особенностях их совершения; лицах, задержанных за их совершение; преступлениях, раскрытых «по горячим следам», а также обстоятельствах, способствовавших этому и др.

На основе текущего анализа принимаются меры реагирования на конкретные правонарушения и преступления, вносятся необходимые коррективы в расстановку сил и средств, осуществляются другие управленческие мероприятия.

Анализ за отчетный период позволяет выявить возникающие в оперативной обстановке на обслуживаемой ОВД территории отклонения от сложившихся тенденций в состоянии правопорядка, динамике и структуре преступности, при этом исследуются причины происшедших изменений во взаимосвязи с эффективностью работы служб и подразделений ОВД. Этот вид анализа позволяет не только комплексно оценить сложившуюся ситуацию, но и является основой для внесения необходимых корректив в оперативно-служебную деятельность на предстоящий период. На его базе готовятся аналитические документы о состоянии правопорядка и результатах борьбы с преступностью, разрабатываются планы мероприятий.

Основной задачей анализа за длительный период является выявление тенденций, характерных для состояния преступности на обслуживаемой территории и эффективности деятельности органа внутренних дел, с целью использования полученных выводов при разработке комплексных и целевых программ борьбы с преступностью и т.п.;

Внеочередной анализ, представляющий собой разновидность анализа за отчетный период, осуществляется по итогам нескольких месяцев при резком осложнении оперативной обстановки либо в случае возникновения необходимости проведения заседания коллегии, совещания и других организационных мероприятий;

Проблемный анализ предназначен для изучения отдельных проблем и вопросов организации борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка, в качестве которых могут быть причины низкой раскрываемости тех или иных преступлений, роста уличной, рецидивной либо подростковой преступности, существенного снижения темпов прироста или сокращения числа зарегистрированных преступных посягательств конкретного вида, распространенности преступлений, связанных с наркотиками, совершенных с применением огнестрельного оружия, и т.п.;

Сравнительный анализ проводится в целях выявления причин существенных различий в конечных результатах оперативно-служебной деятельности двух и более органов внутренних дел, работающих в схожих условиях.

При комплексном анализе состояния правопорядка и борьбы с преступностью на обслуживаемой ОВД территории изучаются:

-уровень преступности - это число зарегистрированных преступлений, приходящихся на 100 тыс. (10 тыс., 1 тыс.) проживающего населения. Уровень преступности - один из основных показателей степени сложности оперативной обстановки, который позволяет сравнить состояние преступности не только во времени (то есть по годам), но и в пространстве (то есть между районами, регионами и. т.п).

-динамика преступности - это характеристика изменений ее количественных показателей во времени, их рост или снижение в сравнении с аналогичными предшествующими периодами. По данному показателю анализируются все наиболее распространенные категории преступных посягательств, что дает возможность установить, число каких преступлений растет и какими темпами, каких сокращается или остается стабильным.

-структура преступности - долевое соотношение отдельных видов преступлений в общем количестве зарегистрированных. Данный показатель дает возможность определить степень распространенности каждой категории, каждого вида преступных посягательств, общую стратегию борьбы с преступностью;

территориальная распространенность преступности (так называемая география преступности - это распределение зарегистрированных преступлений по районам города, административным участкам, микрорайонам и т.д. Распространенность анализируется на основе показателей общего числа зарегистрированных преступлений, их уровня, динамики и структуры.

степень преступной активности конкретных групп населения, в том числе несовершеннолетних, женщин, лиц, ранее совершавших преступления, и др. Наиболее часто при анализе данного показателя используют данные об удельном весе той или иной категории лиц, в общем числе выявленных преступников.

виктимологические (от англ. виктим - жертва) аспекты преступности - исследование личности потерпевших. Это позволяет получить дополнительную информацию о механизме и причинно-следственных связях, которые приводят к преступному поведению и жертвам.

состояние организованной и экономической преступности, незаконного оборота наркотиков и оружия и другим приоритетным направлениям деятельности ОВД;

состояние правопорядка на улицах и в других общественных местах, безопасности дорожного движения, профилактической работы ОВД.

Примерная модель комплексного анализа.

Модель комплексного анализа оперативной обстановки должна включать следующие основные компоненты:

-характеристики условий внешней среды, в той или иной мере влияющих на состояние правопорядка. Прежде всего, к ним относятся демографические, социальные, экономические, географические параметры обслуживаемой территории. Условно этот раздел может быть озаглавлен "Краткая социально экономическая и демографическая характеристика";

-уровень преступности, качественные и количественные характеристики преступности, степень преступной активности различных групп населения (несовершеннолетних, женщин, лиц, ранее совершивших преступления и т.п.), данные об оперативной обстановке на территории обслуживания соседних ОВД. Этот раздел может быть озаглавлен "Общая характеристика состояния и динамики преступности";

меры, осуществленные ОВД по стабилизации криминогенной обстановки, устранению условий, способствующих совершению преступлений, с кратким анализом их эффективности. При этом целесообразно их компоновать по соответствующим разделам. Например: «Раскрытие и расследование преступлений», «Состояние борьбы с организованной преступностью», «Состояние борьбы с незаконным оборотом оружия», «Охрана правопорядка и профилактика преступлений», «Обеспечение безопасности дорожного движения» и т.п.

следующий блок анализа должен быть посвящен состоянию и тенденциям развития самого ОВД, где предполагается изложение таких направлений работы как кадровое обеспечение, состояние дисциплины и законности, материально техническое и финансовое обеспечение; уровень взаимодействия с местными органами государственной власти, прокуратурой, ФСБ в процессе решения задач борьбы с преступностью. Наличие и оценка степени выполнения соответствующих районных программ и совместных планов;

завершающей и одной из наиболее важных частей комплексного анализа оперативной обстановки является прогноз дальнейшего развития криминогенной ситуации на обслуживаемой территории, являющийся логическим продолжением проведенных аналитических исследований. В силу динамичности происходящих процессов, влияющих на состояние преступности, прогноз должен, как правило, носить краткосрочный характер. На базе подготовленного прогноза развития криминогенной ситуации руководством горрайоргана строится дальнейшая стратегия и тактика борьбы с преступностью и охраны общественного порядка.

Использование графических методов анализа

Графические методы обобщения информации заключаются в построении различного рода схем, диаграмм, таблиц и графиков. С их помощью можно более наглядно, чем в текстовом изложении, отобразить состояние и развитие оперативной обстановки, что важно для исследования динамики и взаимосвязи криминогенных факторов и явлений.

При подготовке аналитических документов вопрос о размещении в нем графических материалов решается исходя их соображений целесообразности.

На практике наиболее часто применяются линейные графики, выполненные в виде кривых ломаных линий. Они удобны для показа изменений каких-либо явлений во времени. С помощью таких графиков можно показать динамику, например, преступности или отдельных ее видов. В целях сравнительного анализа возможно построение нескольких линейных графиков в одной системе координат.

Для сравнительной характеристики преступности, а равно результатов деятельности органов внутренних дел рекомендуется использовать столбиковые диаграммы.

В целях графического отображения структуры криминологически значимых явлений применяются секторные диаграммы, в которых изображение структурных элементов дается внутри плоскостных геометрических фигур (круга, полукруга, эллипса), разбитых на части (сектора). При необходимости анализа изменений в структуре за сопоставимые отрезки времени на одном рисунке помещают несколько фигур, каждая из которых соответствует конкретному периоду.

Перспективно использование в криминологическом анализе картограмм (криминологических карт). Составляются они по типу контурных географических карт, на которых выделяются районы или участки территории с наиболее высоким, средним и низким уровнем преступности и результатами деятельности органов внутренних дел.

Организация прогнозирования криминогенной обстановки

Принятие управленческих решений в сфере борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка должны основываться на анализе и прогнозе преступности. В противном случае эти решения не всегда могут быть оптимальными и носить упреждающий характер.

Прогнозирование преступности представляет собой процесс познания закономерностей вероятности преступных действий и процессов, в основе которого лежит изучение эмпирических данных и учет тенденций этого развития от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему.

Одним из основных принципов научного прогнозирования криминологических явлений является исторический подход к их рассмотрению. Без достоверного и полного знания о данном явлении и факторах, под влиянием которых оно изменялось, нельзя правильно составить прогноз его будущего.

Организация прогнозирования криминогенной обстановки.

Основными целями прогнозирования является определение параметров будущего состояния преступности и разработка на этой основе упреждающих вариантов управленческих решений по перераспределению имеющихся сил и средств, устранению либо нейтрализации причин и факторов, которые могут вызывать негативные изменения в криминологической ситуации.

По сущности прогноз:

- показывает характер и масштабы изменений преступности в целом и отдельных ее видов в предстоящем периоде (году, квартале) а также дает некоторые сведения об общем объеме последствий, т.е. ожидаемом ущербе гражданам, обществу, государству и его институтам от совокупности криминальных проявлений, которые будут зарегистрированы на обслуживаемой ОВД территории;

предоставляет в распоряжение органов государственной власти и, прежде всего, руководства органа внутренних дел информацию, которая может быть использована для оптимизации управленческих решений, обеспечивающих эффективное противодействие преступности;

дает дополнительные критерии, которые следует учитывать при создании и реализации краткосрочных программ, решения наиболее острых социальных, экономических и иных криминологически значимых проблем;

обеспечивает органы государственной власти сведениями, которые позволят более продуманно планировать финансовое обеспечение борьбы с преступностью, в том числе функционирование правоохранительной системы и, прежде всего, органов внутренних дел.

Наиболее актуальными для органов внутренних дел являются среднесрочные (от 1 до 3 лет) и краткосрочные (на квартал, полугодие) прогнозы.

Для решения прогностических задач возможно применение самых разнообразных методов и модификаций. Чаще всего применяются методы:

  1. экспертных оценок, в соответствии с которым в основу прогноза кладется мнение специалистов, базирующееся на профессиональном, научном и практическом опыте;
  2. экстраполяции, сущность которой заключается в изучении прошлого развития криминальной ситуации и перенесения, выявленных при этом закономерностей на предстоящий период, в том числе с применением метода расчета геометрической средней колебаний динамического ряда;
  3. моделирования, суть которого заключается в том, что на основе установленных зависимостей между криминогенными факторами строится математическая модель, позволяющая сделать выводы об ожидаемых изменениях в преступности.

Использование данных прогноза в подготовке управленческих решений.

Характер работы по составлению прогноза преступности зависит от его целей, то есть где предполагается использовать данную информацию. Если она необходима для разработки региональной (комплексной) программы борьбы с преступностью, то набор мероприятий, обеспечивающих разработку прогноза, должен соответствовать масштабам его использования.

Практическая значимость прогнозной информации предопределяет и возможные направления (формы) ее использования в управленческой деятельности органов внутренних дел и, прежде всего, в подготовке управленческих решений. Обобщение сложившейся практики и теории позволяет выделить следующие основные формы такого использования.

. Данные годовых прогнозов, составляемые на уровне МВД по субъекту РФ (ГУВД) используются при составлении материалов для подведения итогов оперативно-служебной деятельности за год. В этих материалах обычно констатируется прогнозировавшаяся в целом криминальная ситуация, ожидавшиеся всплески или спад тех или иных преступных проявлений и сбывшиеся либо не сбывшиеся ожидания, с объяснением их причин. Они также используются руководителями органов внутренних дел при выездах в подчиненные органы для подведения итогов работы.

. Долгосрочный криминологический прогноз должен быть неотъемлемой частью составляемых прогнозов социально-экономического развития региона. Он дает представление о масштабах ущерба, который понесет общество под воздействием преступных деяний. Эти последствия преступности обязательно должны учитываться при построении программ, планировании финансового обеспечения деятельности, направленной на борьбу с преступностью, и содержание правоохранительной системы.

. Целевые прогнозы преступности и правонарушений, составляемые при разработке региональной либо местной комплексных программ по усилению борьбы с преступностью на конкретные годы, являются важнейшей составной частью, одним из подразделов этих программ. Они выступают в качестве основания, базы для выработки комплекса профилактических, организационных, правоохранительных и иных мероприятий, составляющих содержание таких программ. Помимо указанных комплексных программ нередко разрабатываются целевые программы, направленные на решение конкретных крупных проблем, например, борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, оружия, организованной, молодежной преступностью и т.д., где также не обойтись без прогнозной информации.

. Данные краткосрочных прогнозов, составляемых обычно на квартал либо готовящихся по заданию руководства органа внутренних дел на иной временной период в связи с какими-то резкими изменениями обстановки на обслуживаемой территории (осложнение криминогенной ситуации, снижение результативности в работе и т.п.), как правило, используются при принятии и корректировке решений о расстановке сил и средств органа внутренних дел, внесении изменений в планы его работы и т.п.

. Чаще всего прогнозная информация требуется для составления различных планов работы как органа внутренних дел в целом, так и его структурных подразделений. Прогнозные данные позволяют определить проблемные вопросы, требующие решения, сформулировать задачи, определить направления реагирования на изменение ситуации, потребности в задействовании необходимых сил и средств, выработать комплекс соответствующих мер и мероприятий для включения их в разрабатываемые планы работы либо внесения корректив в уже действующие планы.

. Сведения, содержащиеся в прогнозе преступности, могут быть использованы при подготовке различного рода информации и отчетов в вышестоящие органы внутренних дел, в другие инстанции, отчетов перед населением.

Требования к подготовке информационно-аналитических материалов.

На основе результатов комплексного анализа, проведенных исследований и построенного прогноза штаб готовит информационно-аналитические материалы для руководства органа внутренних дел и для направления в соответствующие инстанции.

Объем аналитических документов может быть различен. Предполагается, что месячный анализ должен быть более кратким, сориентирован на самые ключевые моменты, тогда как полугодовой и годовой - содержать детальную проработку состояния оперативной обстановки и основных направлений оперативно-служебной деятельности ОВД.

Рекомендуется также готовить необходимый иллюстрированный материал: криминологические карты, схемы, диаграммы, таблицы, графики и т.д.

Текст материалов, по возможности, должен быть лаконичным. Все аналитические материалы, подготавливаемые штабом для доклада начальнику органа внутренних дел, должны содержать конкретные предложения и проекты управленческих решений (приказа, указания, предписания, решения оперативного совещания, коллегии, резолюция и т.д.).

Подготовка обобщенных информаций в инстанции

При подготовке обобщенных информаций в инстанции необходимо учитывать, что они должны содержать не только отчет о проделанной работе, но и проблемные вопросы. Особое внимание следует уделять состоянию правопорядка на обслуживаемой органом внутренних дел территории, проявившимся либо возможным негативным тенденциям в оперативной обстановке, а также мерам, принимаемым органом внутренних дел либо необходимым для успешного реагирования на осложнение криминальной ситуации. Важно уделить внимание такому серьезному направлению деятельности как профилактика правонарушений (устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, активизация участия общественности в поддержании правопорядка, усиление профилактики подростковой преступности, борьба с алкоголизмом и наркоманией, обеспечение безопасности дорожного движения и т.д.).

Информация в инстанции должна быть краткой и одновременно полно освещать проблемные вопросы, содержать аргументацию выводов и предложений. Необходимо соблюдать разумное соотношение статистических и аналитических материалов. Последние должны превалировать над цифрами. Подготовленный проект информации целесообразно обсудить в службах и подразделениях. Все вносимые предложения должны быть предварительно согласованы с заинтересованными ведомствами, от которых зависит их разрешение.

§2. Формы и методы аналитической (работы) в следственном аппарате при МВД, ГУВД, УВД

Говоря об аналитической работе в следственном подразделении необходимо отметить, что её формы и методы по своей сути повторяют модель деятельности штаба ОВД. Однако с учетом специфики имеются некоторые отличия, которые считаем целесообразным рассмотреть.

Как мы отмечали ранее основная цель информационно-аналитической работы обеспечение выработки своевременных, обоснованных и рациональных управленческих решений в сфере борьбы с преступностью в том числе, руководителя следственного органа.

Для обеспечения этого ИАО в качестве своих задач имеет оценку эффективности работы следственных подразделений.

В целом работа следственных подразделений при ОВД РТ оценивается по 25 показателю, каждому из которых соответствует коэффициент значимости

№ п/пКоэф.- нтПоказатель оценкиКомментарий1. 1Нагрузка на 1 сотрудника следствия по уголовным делам, находившимся в производстве.К находившимся в производстве относятся принятые к производству уголовные дела плюс остаток неоконченных дел на начало отчетного периода. (По данным отчета 1Е, 1 ЕМ)2. 2Нагрузка на 1 сотрудника следствия по расследованным уголовным делам.К расследованным относятся оконченные расследованием уголовные дела плюс приостановленные на основании п.п.1-3 ч.1 ст. 208 УПК РФ. (По данным отчета 1Е, 1ЕМ)3. 6Нагрузка на 1 сотрудника следствия по делам, направленным в суд.По данным отчета 1Е, 1ЕМ4. 3Нагрузка на 1 сотрудника следствия по тяжким и особо тяжким преступлениям, дела о которых направлены в суд.По данным ИЦ МВД по РТ5. 2Нагрузка на 1 следователя по преступлениям, направленным в суд, совершенным в составе ОПГ и ПС.По данным ИЦ МВД по РТ6. 2Нагрузка на 1 следователя по преступлениям экономической направленности, направленным в суд.По данным ИЦ МВД по РТ7. 0,5Нагрузка на 1 следователя по преступлениям, предусмотренным ст. 150, 151 УК РФ, направленным в суд.По данным ИЦ МВД по РТ8. 3Динамика удельного веса уголовных дел, направленных прокурору с обвинительным заключением либо актом, постановлением о применении принудительных мер медицинского характера либо воспитательного воздействия к несовершеннолетним, в числе оконченных производством дел.Фактически - показатель прекращаемости (По данным отчета 1Е, 1ЕМ)9. 2Удельный вес отмененных постановлений о прекращении уголовных дел, от числа оконченных дел.Отрицательный показатель. (По данным ГСУ)10. 4Число обвиняемых по направленным в суд уголовным делам в расчете на 1000 уголовных дел, направленных в суд.По данным отчета 1Е, 1 ЕМ11. 2из них в составе ОПГ и ПС.По данным ИЦ МВД по РТ 12. 2Удельный вес арестованных (от числа обвиняемых по направленным в суд делам).По данным отчета по форме 1-0713. 3Удельный вес дел, приостановленных расследованием на основании п.п. 1,2.3 ч.1 ст. 208 УПК РФ к общему числу расследованных.Отрицательный показатель. (По данным отчета 1Е, 1 ЕМ)14. 2Удельный вес отмененных постановлений о приостановлении уголовных дел, от числа расследованных дел.Отрицательный показатель. (По данным ГСУ)15. 3Удельный вес уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям, приостановленных расследованием на основании п.п. 1,2,3 ч.1 ст. 208 УПК РФ к общему числу находившихся в производстве уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям.Отрицательный показатель. (По данным ИЦ МВД по РТ) 16. 3Удельный вес дел, возвращенных для дополнительного расследования к числу направленных в суд.Отрицательный показатель. (По данным отчета 1Е, 1 ЕМ)17. 2Удельный вес дел, оконченных расследованиям в сроки свыше 2 мес. к общему числу оконченных.Отрицательный показатель. (По данным отчета 1Е, 1 ЕМ)18. 2Дополнительно выявлены и раскрыты в ходе расследования ранее не стоявшие на учете другие преступления (на 1000 оконченных).По данным отчета формы 1-07. По итогам полугодия и года - по данным отчета 1Е.19. 1Дополнительно раскрыты в ходе расследования преступления по ранее приостановленным делам (на 1000 оконченных).По данным отчета формы 1-07. По итогам полугодия и года - по данным отчета 1Е.20. 1Раскрыто преступлений следователями.По данным ИЦ МВД по РТ21. 4Незаконно привлечено к уголовной ответственности лиц (на 1000 оконченных дел).Отрицательный показатель. (По данным прокуратуры РТ)22. 2Из них содержалось под стражей.Отрицательный показатель. (По данным прокуратуры РТ)23. 3Удельный вес возмещения ущерба по оконченным делам.По данным отчета формы 1-07. По итогам полугодия и года - по данным отчета 1Е.24. 1Удельный вес принятых решений о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела, необоснованно вынесенных в срок свыше 3-х суток, от общего числа разрешенных материалов.Отрицательный показатель. (По данным отчета формы 2-Е ИЦ МВД по РТ)25. 5Удельный вес выявленных укрытых от учета преступлений от находившихся в производстве уголовных дел.Отрицательный показатель. (По данным ИЦ МВД по РТ)26. 0,5Нагрузка на 1 сотрудника следствия по количеству вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.По данным отчета формы 1-07 27. 1Удельный вес отмененных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, от общего числа таких постановлений.Отрицательный показатель. (По данным ИЦ МВД по РТ) 28. 2Удельный вес уголовных дел, по которым внесены представления об устранении причин и условий совершения преступлений (по оконченным делам).По данным отчета формы 1-07. По итогам полугодия и года - по данным отчета 1Е.29. 1Удельный вес удовлетворенных судом ходатайств о привлечении лица к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ к числу неполученных ответов на представления следователей об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений.По данным отчета формы 1-07 30. 2Количество направленных требований прокуроров об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.Отрицательный показатель. По числу поступивших в ГСУ за отчетный период требований.31. 2Количество подтвердившихся жалоб на неправомерные действия следователей.Отрицательный показатель. По числу подтвердившихся после проверки в ГСУ жалоб.32. 2Количество дисциплинарных взысканий, наложенных на следователей.Отрицательный показатель. Количество приказов по личному составу МВД по РТ о привлечении следователей к дисциплинарной ответственности за отчетный период.

Для реальной оценки эффективности деятельности органы внутренних дел Республики Татарстан разделены на три категории в зависимости от уровня преступности и штатной численности (Приложение 1)

Эффективность деятельности органа предварительного следствия - это процентное соотношение показателя ОВД к лучшему или худшему показателю по категории.

Показатели оценки деятельности следственных подразделений при ОВД РТ по смысловому значению разделены на две основные группы:

. показатели, количественный рост которых свидетельствует об увеличении эффективности деятельности;

. показатели, количественный рост которых свидетельствует о снижении эффективности деятельности.

Эффективность деятельности ОВД рассчитывается по формуле:

·для показателей, которые должны возрастать (формула № 1)

Эффективность = (100*Показатель ОВД ) * коэффициентВысший показатель по категории

·для показателей, которые должны стремиться к нулю (формула № 2)

Эффективность = (100-100 *Показатель ОВД ) * коэффициентВысший показатель по категории

Приложение 1

УВД с районным делением:

УВД г. Казани

УВД г. Наб. Челны

Следственные подразделения 1 категории:Следственные подразделения 2 категории:Следственные подразделения 3 категории:1. Авиастроительный1. Агрызский1. Аксубаевский2. Автозаводский 2. Арский2. Актанышский3. Азнакаевский3. Бавлинский3. Алексеевский4. Альметьевский4. Буинский4. Алькеевский5. Бугульминский5. В.Услонский5. Апастовский6. Вахитовский 6. Высокогорский6. Атнинский7. Елабужский7. Камско-Полянский7. Балтасинский8. З.Дольский8. Кукморский8. Дрожжановский9. Заинский9. Лаишевский9. К.Устьинский10. Кировский10. Мамадышский10. Кайбицкий11. Комсомольский11. Менделеевский11. Муслюмовский12. Лениногорский12. Мензелинский12. Н.Шешминский13. Московский13. Нурлатский13. Р.Слободский14. Ново-Савиновский14. Пестречинский14. Сабинский15. Нижнекамский (в целом)15. Тетюшский15. Сармановский16. Приволжский16. Тукаевский16. Спасский17. Советский17. Тюлячинский18. Центральный18. Черемшанский19. Чистопольский19. Ютазинский20. Электротехнический

Похожие работы на - Расследование преступлений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!