Формирование эффективной системы управления маркетинговой деятельностью предприятия (на материалах ОАО 'Ливгидромаш')

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    813,42 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование эффективной системы управления маркетинговой деятельностью предприятия (на материалах ОАО 'Ливгидромаш')


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: Формирование эффективной системы управления маркетинговой деятельностью предприятия (на материалах ОАО «Ливгидромаш»)

по дисциплине: Управленческие решения

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ В МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

.1 Тенденции и особенности маркетинговой деятельности предприятий машиностроения в России и за рубежом

.2 Современное состояние, проблемы и перспективы развития отрасли машиностроения на региональном уровне

.3 Концепция управления маркетинговой деятельностью предприятия и ее место в системе менеджмента

. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ ОАО «ЛИВГИДРОМАШ» ЗА 2007-2009 ГГ.

2.1 Общая характеристика предприятия

.2 Анализ внешней среды деятельности предприятия

.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

.4 Анализ существующей системы управления предприятием

.5 Оценка управления маркетинговой деятельностью предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А - Бухгалтерские балансы ОАО «Ливгидромаш» за 2008 -2009 гг.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Основные показатели результатов финансово- хозяйственной деятельности ОАО «Ливгидромаш» за 2007 -2009 гг.

ПРИЛОЖЕНИЕ В - Организационная структура ОАО «Ливгидромаш»

ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Оценка существующей системы управления ОАО «Ливгидромаш»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Возрастающая роль маркетинговой деятельности обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью выхода на траекторию устойчивого роста.

Современная рыночная деятельность требует от руководителей и специалистов предприятий навыков принятия решений в условиях рыночных отношений. Работа на внешнем рынке предполагает хорошее знание методов управления, используемых зарубежными компаниями, результатов практической реализации концепции маркетинга.

Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы все виды деятельности предприятия основывались на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из целей маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов. Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от запросов и требует производить товары в ассортименте и количестве, нужном потребителю.

Актуальность выбранной темы заключается в совершенствовании маркетинговой деятельности предприятий машиностроения, ориентированной на научно-технический прогресс, на использование его результатов для повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

Отсюда целью дипломной работы является исследование теории и практики управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия.

Объектом исследования в работе выступает ОАО «Ливгидромаш». Предметом является процесс управления маркетинговой деятельностью ОАО «Ливгидромаш».    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть тенденции и особенности маркетинговой деятельности в России и за рубежом;

изучить современное состояние, проблемы и перспективы развития отрасли машиностроения на региональном уровне;

проанализировать деятельность ОАО «Ливгидромаш» за 2007-2009 гг. с позиций внешней и внутренней среды;

оценить существующую систему управления предприятием;

проанализировать маркетинговую деятельность предприятия;

дать и экономически обосновать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «Ливгидромаш».

Исходными данными для выполнения дипломной работы являются труды зарубежных и отечественных ученых, бухгалтерская отчетность ОАО «Ливгидромаш» за 2007 - 2009 гг., статистическая информация.

1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ В МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1 Тенденции и особенности маркетинговой деятельности предприятий машиностроения в России и за рубежом

Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%.

По экспорту машиностроение занимает 2-ое место после топливно-энергетического комплекса. Эта отрасль дает 12 % экспорта России. Если брать Японию и Германию, то их экспорт составляет: Япония - 60%, Германия - 45%. Машиностроительный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции, второе место по основным фондам (25 %) и первое место по промышленному персоналу (42 %) [22].

Ассортимент выпускаемой продукции машиностроения чрезвычайно велик, что не только обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей, но и оказывает сильное воздействие на размещение производства отдельных видов продукции. При этом даже при одном целевом назначении выпускаемой продукции размеры, состав, технологические процессы, форма общественной организации производства на предприятиях таких отраслей сильно отличаются.

В целом машиностроение относится к отраслям так называемого "свободного размещения", так как оно в меньшей степени, чем любая другая отрасль промышленности, испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие ресурсов полезных ископаемых, воды и т.д. В то же время на размещение предприятий машиностроения сильное воздействие оказывает ряд экономических факторов, особенно концентрация производства, его специализация, кооперация, трудоемкость отдельных видов продукции, удобство транспортно-экономических связей, возникающих в процессе кооперации машиностроительных предприятий.

Специализация машиностроения достигла очень высокого развития. В отрасли широко распространена предметная специализация, технологическая специализация и подетальная специализация. Специализация в машиностроении определяется профилем машиностроительных предприятий и характером выпускаемой продукции - массовым, крупносерийным, мелкосерийным, индивидуальным. Выпуск массовой продукции уменьшает возможности создании на предприятиях всего технологического процесса и способствует развитию технологической специализации. Однако и выпуск особо сложной мелкосерийной и индивидуальной продукции нередко возможен только на основе подетальной и технологической специализации.

Объем инвестиций в основной капитал в 2008 году составил 54980,0 млн. руб., что на 4% превышает уровень 2007 года.

По сравнению с предыдущим годом в сфере машиностроения можно отметить следующие основные тенденции:

. Значительное увеличение доли собственных средств предприятий в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал.

Определяющей моделью финансирования накопления в прошедшем году оставалось самофинансирование.

В 2007 году за счет собственных средств было профинансировано около 71% капитальных вложений крупных и средних предприятий. Этот показатель на 7,7 п.п. превышает соответствующий показатель 2007 года и является наиболее высоким за последние несколько лет.

При этом увеличение доли собственных средств происходило как за счет роста доли инвестируемой прибыли (с 27,8 до 32,1%), так и амортизационных отчислений (с 34,9 до 37,4%).

Маркетинг является относительно новой функциональной областью на предприятиях машиностроения России. Поэтому, несмотря на то, что маркетинговые подразделения возникли и функционируют в промышленности уже более 10 лет, в этой области до сих пор сохраняются отдельные организационные проблемы, на которые указывают как управленцы-практики, так и исследователи-теоретики [23].

В то же время роль маркетинговой деятельности для предприятий машиностроения в современных условиях сложно переоценить. Во-первых, это связано с насущной проблемой диверсификации рынков сбыта продукции отечественных промышленных предприятий. Во-вторых, этого требует логика развития мирового хозяйства: информатизация, глобализация, усиление конкуренции на мировых рынках, уменьшение длительности инновационных циклов и другие, хорошо известные тенденции начала XXI века - все это вынуждает предприятия глубже анализировать потребности своих целевых покупателей, прогнозировать действия конкурентов, разрабатывать гибкую товарную и ценовую политику, оптимизировать распределение и широко использовать такие инструменты, как реклама и PR.

Маркетинг, являясь относительно новой функциональной областью на предприятии, тем не менее, уже полностью выделился и оформился в самостоятельное подразделение на предприятиях машиностроения - только 22,2% предприятий не имеют в своем составе маркетинговых подразделений.

Операционные функции маркетинга (работа с конкретным клиентом, складирование готовой продукции, ее транспортировка, торговля, оформление документации) выполняются на всех предприятиях, функции тактического уровня (исследование рынка, прогнозирование спроса, планирование комплекса маркетинга) выполняются только на 72,2%, функции стратегического маркетинга (портфельный менеджмент, т.е. активное управление разными направлениями деятельности, а также поиск альтернатив, выходящих за рамки существующего бизнеса) в частичном виде - на 1/3 предприятий, а в полном (как того требует теория) - ни на одном предприятии приборостроения России.

Как правило, на машиностроительных предприятиях стратегические функции выполняются непосредственно высшим руководством и закрепляются в виде соответствующих разделов бизнес-плана работы предприятия на год (или больший период), а специальные структурные единицы (например, стратегический штаб, отдел стратегического маркетинга) в большинстве случаев не существуют.

Чрезвычайно важным вопросом является степень межфункциональной координации маркетинга, т.е. согласованность маркетинговых функций и отсутствие «организационных разрывов», когда отдельные специфически маркетинговые функции (исследования, реклама, сбыт, ценообразование) выполняются различными подразделениями, находящимися в подчинении у разных заместителей директора. Как показывает исследование, не на всех предприятиях машиностроительного профиля выполняется данное положение, которое вытекает из логики системного подхода к организации маркетинговой деятельности. На рисунке 1.1 приведены данные о том, каков процент предприятий, на которых маркетинговые функции выполняются в рамках базового маркетингового подразделения и входят в компетенцию единого руководителя (заместителя директора) по маркетингу.

Отсутствие межфункциональной координации вызвано во многом чисто субъективными причинами: недопонимание роли маркетинга высшим руководством, сопротивление руководителей среднего звена реструктуризации управления и т.п.

Однако существуют и вполне объективные причины такой ситуации. В большинстве случаев межфункциональной «разорванности» наблюдается отделение внешнеэкономической деятельности (т.е. маркетинга рынков так называемого дальнего зарубежья) от маркетинговой деятельности внутри страны и на рынках СНГ.

Рисунок 1. 1 - Степень межфункциональной координации маркетинга на предприятиях машиностроения

Западные компании (и западные теоретики-маркетологи) обычно рассматривают внешний рынок в одном ряду с внутренним рынком. В условиях постсоветских республик, по всей видимости, существует необходимость отделять маркетинг отечественного (внутреннего) рынка и рынка внешнего, особенно рынка стран так называемого дальнего зарубежья. На эту особенность указывает, например, Е.П. Голубков [6].

Анализ деятельности предприятий машиностроения свидетельствует о том, что наибольшей значимостью для принятия маркетинговых решений обладает информация логистического характера: объемы товаров на складах готовой продукции, степень готовности того или иного контракта в торговой сети, объемы отгрузки и т.д. 68,6% предприятий присвоили этому типу информации приоритет «высокая значимость», 25,0% - «средняя», а ответов «невысокая значимость» было получено 6,3%. На втором месте по значимости идет информация о потребителях, по которой была выставлена оценка «невысокая значимость» только 12,5% предприятий, а оценка «высокая значимость» - 43,8%.

Если говорить об информации о внешней среде, то большая часть предприятий машиностроения оценивает потребность в ней как среднюю. Только 25,0% обследованных предприятий присвоили информации о стратегических факторах внешней среды оценку «высокая значимость». Самый низкий приоритет имеет информация о посредниках и конкурентах.

Важным вопросом в информационном обеспечении является способ хранения информации. Так, информация может анализироваться, но специально не хранится. Например, маркетологи (в том числе руководители) читают специализированные издания, получают информацию посредством общедоступных СМИ, однако такая информация может далее не хранится в виде каких-то документов или обзоров.

Возможно традиционное хранение информации - в виде документов, отчетов, обзоров-анализов на бумажных носителях. Более эффективно хранение информации в электронном виде, например, как таблицы данных Microsoft Excel. Такой способ позволяет осуществлять быстрый поиск нужных данных, их форматирование, графическое представление. Наиболее предпочтительным способом хранения является хранение массивов информации в виде баз данных со специальным программным обеспечением, позволяющих оперативно формировать различного рода выборки по датам, территориям, товарам или группам покупателей, осуществлять статистический и иной анализ.

Процент использования отдельных способов хранения информации на предприятиях машиностроения приведен на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 - Способы хранения маркетинговой информации на предприятиях машиностроения

Как видно из рисунка 1.2, в среднем только 20% предприятий хранят маркетинговую информацию в виде компьютерных баз данных. При этом наибольший процент (43,8%) характерен для логистической информации, а наименьший - информации о посредниках. В основном информация хранится на бумажных носителях (45%) или в виде электронных документов (45%).

Способ хранения информации напрямую зависит от уровня компьютеризации тех или иных маркетинговых информационных процессов.

Таким образом, если сравнивать развитие маркетинга в России и за рубежом, то можно отметить, что в России инструментарий маркетинга используется предпринимателями далеко не в полном объеме, даже учитывая уровень развития производительных сил и инфраструктуры [11].

1.2 Современное состояние, проблемы и перспективы развития отрасли машиностроения на региональном уровне

В целом, модель финансирования предприятий области более смещена в сторону самофинансирования, чем в стране в целом. Структура инвестиций по источникам финансирования в области отличается от среднероссийской, где основным инвестиционным ресурсом являются привлеченные средства (28,8% в Орловской области против 53,2% по России) (рисунок 1.3).

 

Рисунок 1.3 - Удельный вес привлеченных источников финансирования в основной капитал в Орловской области и Российской Федерации

. Продолжение процесса формирования прогрессивной структуры капитальных вложений.

В 2008 году сохранилась тенденция роста вложений в активную часть основных фондов. Доля машин, оборудования, инструмента и инвентаря в 2008 году увеличилась на 1,2 п.п. и составила 58,2% (рисунок 1.4).

Рисунок 1.4 - Изменение видовой структуры вложений в основной капитал в Орловской области в 2003-2008 гг.

Можно отметить существенную долю импорта, обладающего, как правило, высокими качественными характеристиками, в структуре приобретаемого предприятиями Орловской области оборудования - около 23% в 2008 году. Таким образом, в последние годы в Орловской области, имеющей высокую долю оборудования, создается модернизационная основа для экономического роста [24].

. Перераспределение инвестиционных потоков из отраслей, производящие товары, в отрасли, оказывающие услуги.

В целом, можно отметить, что основные инвестиции в 2008 году были сосредоточены в отраслях специализации региона - топливной промышленности (7,8%), машиностроении (29,4%), электроэнергетике (4,6%) (таблица 1.2).

Высокая доля вложений в промышленность постепенно начинает снижаться за счет значительных вложений в транспорт и связь, на которые в 2008 году пришлось уже 18,3% и 9,8% всех вложений соответственно [26].

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования по крупным и средним предприятиям и организациям показана на рисунке 1.5.

В 2007 году инвестиционная политика Правительства области была ориентирована на сохранение благоприятного инвестиционного климата, создание условий для эффективных вложений в экономику региона и внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат, позволяющее сбалансировать государственные и частные интересы.

Рисунок 1.5 - Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования по крупным и средним организациям в 2006-2007 гг., в % к итогу

В соответствии с приоритетами социально-экономического развития области государственная поддержка оказывается предприятиям, обеспечивающим создание в рамках реализации национальных и крупных инфраструктурных проектов «полюсов конкурентоспособности», сохранение существующих и создание новых рабочих мест, внедрение инновационных разработок и технологий. С этой целью региональное инвестиционное законодательство содержит инвестиционные стимулы и льготы как финансового, так и организационного характера, предоставляемые инвесторам на всех этапах реализации инновационных проектов.

1.3 Концепция управления маркетинговой деятельностью предприятия и ее место в системе менеджмента

Маркетинг - один из наиболее мощных инструментов, используемых различными организациями в бесконечной борьбе за выживание и процветание. Маркетинг является разноплановой концепцией. Прежде всего, он известен как философия бизнеса, направленная на выявление потребностей потребителей, целевых рынков, которые данная организация может удовлетворить наилучшим образом путем производства соответствующих продуктов, на то, чтобы каждый сотрудник организации мыслил категориями «потребитель», «рынок» [2].

С другой стороны, маркетинг имеет и общественное звучание, связывая общественные потребности и экономическую реакцию общества, направленную на их удовлетворение. Субъекты маркетинговой деятельности представлены на рисунке 1.6.

Таким образом, маркетинг используется как на уровне отдельных предприятий и организаций, коммерческого и некоммерческого характера, так и на региональном и государственном уровнях. Это приводит к тому, что существует множество определений маркетинга и что невозможно дать этому понятию единое, достаточно конкретное, толкование.

В сущности, маркетинг играет интегрирующую и координирующую роль в деятельности предприятия, так как определяет всю рыночную активность предприятия и непосредственно влияет на остальные его функции:

1.         НИОКР (потребности рынка должны быть переведены в новые, улучшенные или адаптированные товары);

2.       финансы (план маркетинга должен учитывать финансовые ограничения и доступность ресурсов);

.        производство (объемы продаж имеют ограничения по производственным возможностям и скорости доставки)

.        кадровые ресурсы (выполнение плана подразумевает наличие квалифицированного и подготовленного персонала) [1].

Конечный потребитель  - семья или человек, который покупает товары или услуги для личного семейного или домашнего потребления

Производитель или обслуживающая организация  - компания или человек, выпускающие товары или услуги

 

Организации- потребители  - организация или люди, приобретающие товары или услуги для использования в своей деятельности

 

Основные субъекты маркетинговой деятельности

 

Оптовая торговля  - организация или люди, приобретающие продукцию для перепродажи её розничной торговле и/или промышленным организационным и коммерческим потребителям

 

Специалисты по маркетингу  - организация или люди, специализирующиеся на конкретных маркетинговых функциях

 

Розничная торговля  - организация или люди, деятельность которых связана с продажей товаров и услуг конечным потребителям

 













Рисунок 1.6 - Основные субъекты маркетинговой деятельности

Процесс управления маркетинговой деятельностью предприятия представлен на рисунке 1.7.

Различают два уровня управления маркетингом: стратегический и оперативный.






















Рисунок 1.7 - Процесс управления маркетинговой деятельностью предприятия

Стратегия маркетинга - формирование целей, достижение их и решение задач предприятия-производителя по каждому отдельному товару, по каждому отдельному рынку на определенный период. Стратегия формируется в целях осуществления производственно-коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией и возможностями предприятия.

Стратегия предприятия разрабатывается на основе исследований и прогнозирования конъюнктуры товарного рынка, изучения покупателей, изучения товаров, конкурентов и других элементов рыночного хозяйства. Наиболее распространенными стратегиями маркетинга являются:

. Проникновение на рынок.

. Развитие рынка.

. Разработка товара.

. Диверсификация.

В зависимости от маркетинговой стратегии формируются маркетинговые программы. Маркетинговые программы могут быть ориентированы:

на максимум эффекта независимо от риска;

на минимум риска без ожидания большого эффекта;

на различные комбинации этих двух подходов.

Маркетинговая стратегия заключается в долгосрочном согласовании возможностей фирмы с ситуацией на рынке, т.е. в согласовании внутренней и внешней сред деятельности фирмы. Инструментами реализации маркетинговых мероприятий на этом уровне управления выступают:

совершенствование организационной структуры фирмы;

организация проникновения на новые товарные рынки;

разработка и введение на рынок нового товара;

свертывание деловой активности и уход с рынков, где стало невозможным получение устойчивой прибыли;

проникновение на новые рынки посредством создания совместных предприятий;

кооперация деятельности с фирмами, обладающими опытом успешной деятельности на интересующих рынках [6].

Цели фирмы определяют направления развития ее деловой активности. Стратегия же представляет собой план достижения этих целей, в котором должны быть отражены все элементы маркетинга, финансовые ресурсы, производственные возможности.

В основе стратегии маркетинга лежат пять стратегических концепций:

выбор целевых рынков;

сегментация рынка, т. е. выделение конкурентных целевых рынков в рамках совокупного;

выбор методов выхода на них;

выбор методов и средств маркетинга;

определение времени выхода на рынок.

В качестве основных типов стратегий маркетинга обычно применяют стратегию «цена-количество» либо стратегию предпочтения.

При использовании стратегии «цена-количество» можно применить категорию цены как одну из составляющих успеха в конкурентной борьбе. Принципиальное значение при этом имеет потенциал и уровень развития соответствующих отраслей, а также активное влияние на издержки производства. Стратегия «цена-количество» является типичной для сбыта многих продуктов, производимых с помощью хорошо отработанных и апробированных технологий и уже издавна продающихся на рынках.

Стратегия предпочтения использует различные инструменты политики сбыта, не зависящие от конкуренции в области цен. Конечная цель этой стратегии - создать стабильные преимущества перед конкурентами. Для достижения этой цели может быть использован весь набор инструментов маркетинга:

изменения в технологии производства, способствующие улучшению качества изделия, его дизайна и упаковки;

сервисное обслуживание (консультирование и обучение, ремонт и техническая профилактика, поставка запчастей и т.д.);

логистические мероприятия (соблюдение договорных обязательств и надежности поставок).

Стратегия предпочтения является общепринятой для высоких технологий.

Стратегия приспособления (подлаживания) предполагает адаптацию к конкурентам по таким параметрам, как продукция, распределение, общение, цены. При реализации данной стратегии стремятся максимально точно повторять действия конкурентов.

Стратегия резкого отличия предполагает товар, по профилю четко отличающийся от товара конкурента.

Можно отметить, что стратегия «цена-количество» шире используется в мировом масштабе, чем стратегия предпочтения, прежде всего в силу больших возможностей и большей простоты применения.

Стратегия «цена-количество» предполагает существование так называемой ценовой конкуренции, а стратегия предпочтения с ее модификациями - существование неценовой конкуренции.

Оригинальную «стратегию лазерного луча» применяют (и, как известно, весьма небезуспешно) японские фирмы, закрепляясь сначала на рынках стран, у которых нет собственного производства данного товара, потом, на базе накопленного опыта, осваивают новые, более сложные конкурентные рынки.

Тактика маркетинга - формирование и решение задач предприятия на каждом рынке и по каждому товару в конкретный период времени (краткосрочный) на основе стратегии маркетинга и оценки текущей рыночной ситуации при постоянной корректировке задач по мере изменения конъюнктурных и других факторов: например, изменение индекса цен, обострение конкурентной борьбы, сезонное падение спроса, уменьшение интересов покупателей к товару и другое [2]. Примерами постановки тактических задач могут быть следующие:

. Провести усиленную рекламную кампанию в связи с падением спроса.

. Расширить номенклатуру товара на основе уточненных данных о потребностях потребителей.

. Расширить ассортимент услуг, предоставляемых сервисными службами для привлечения новых покупателей.

. Увеличить долю рынка в связи с сокращением объема продаж конкурентами.

. Конструктивно улучшить товар в соответствии с требованиями конкретного рынка.

. Провести мероприятия по стимулированию персонала.

Маркетинговая тактика ориентирована на конъюнктурные факторы формирования рыночного спроса на имеющуюся номенклатуру товаров фирмы. Инструменты реализации маркетинговых мероприятий на этом уровне управления следующие:

изучение рынков с целью формирования спроса и стимулирования сбыта;

анализ товаров и управление их номенклатурой с целью максимального удовлетворения рыночных требований;

прямые контакты с потребителями;

увеличение и обучение персонала зарубежных представительств;

активное участие в выставках и ярмарках;

расширение номенклатуры (диверсификация) экспортируемых товаров;

создание и повышение эффективности сервиса;

адаптация товара к специфическим требованиям покупателя;

рекламные мероприятия;

управление ценами.

Важно подчеркнуть, что тактика маркетинга должна обеспечивать активность деятельности фирмы и стимулировать каждого ее работника.

Разработка маркетинговой стратегии необходима для обеспечения эффективности проводимых маркетинговых мероприятий. Разработка и реализация стратегии маркетинга на потребительских рынках требует от любой компании гибкости, способности понимать, приспосабливаться и, в отдельных случаях, влиять на действия рыночных механизмов при помощи специальных маркетинговых методов.

Большинство стратегических решений, которые принимает любая компания, лежат в сфере маркетинга. Создание нового бизнеса, слияние и поглощение, освоение новой рыночной ниши, дилерская политика, сужение или расширение продуктовой линейки, выбор поставщиков и партнеров - все эти и многие другие решения принимаются в рамках маркетинговой стратегии. От адекватности маркетинговой стратегии компании зависит успех бизнеса.

Для многих предприятий маркетинговая стратегия является важнейшей функциональной стратегией, поскольку она обеспечивает обоснованность рыночной направленности предприятия.

Существует пять основных подходов, на основе которых предприятия ведут свою маркетинговую деятельность: концепция совершенствования производства, концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга и концепция социально-этичного маркетинга.

Концепция совершенствования производства утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышения эффективности системы распределения.

Применение концепции совершенствования производства подходит в двух ситуациях. Первая - когда спрос на товар превышает предложение. В этом случае руководству следует сосредоточиться на изыскании способов увеличить производство. Вторая - когда себестоимость товара слишком высока, и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности.

Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предполагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.

Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товары предприятия в достаточных количествах, если оно не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

Концепция маркетинговой стратегии утверждает, что залогом достижения целей предприятия являются определение целевых нужд и потребностей рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.

Концепция интенсификации коммерческих усилий и маркетинга часто путают друг с другом. Коммерческие усилия по сбыту - это сосредоточенность на нуждах продавца, а маркетинг - это сосредоточенность на нуждах покупателя. Коммерческие усилия по сбыту - это забота о нуждах продавца по превращению его товара в наличные деньги, а маркетинг - забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и, наконец, потреблением этого товара.

Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей предприятия является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

Концепция маркетинговой деятельности может использоваться в любых хозяйственных организациях независимо от объема и характера реализуемых товаров и услуг. Различия в типах поставляемых товаров, в размерах и характеристиках потребительских или промышленных рынках для различных групп товаров, в тех целях, ради которых товары приобретаются, и в методах их распределения не исключают универсальной применимости маркетинга к хозяйственным операциям [25].

Концепция управления маркетинговой деятельностью позволяет анализировать, максимизировать и удовлетворять потребительский спрос, являясь руководством к планированию.

2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ ОАО «ЛИВГИДРОМАШ» ЗА 2007 - 2009 гг.

2.1 Общая характеристика предприятия

ОАО "Ливгидромаш" - крупнейший поставщик насосного оборудования для нефтедобывающей, нефтехимической, судостроительной промышленности, энергетических коммунальных предприятий, агропромышленного комплекса и других ведущих отраслей народного хозяйства России - скоро отметит свое 60-летие. "Ливгидромаш" - член Российской ассоциации производителей насосов "РАПН", входящей в Европейскую ассоциацию "Europump" и объединившей насосные предприятия России и стран ближнего зарубежья.

Существующая организационно-правовая форма - Открытое Акционерное Общество «Ливенское производственное объединение гидравлических машин» зарегистрировано Постановлением главы администрации г.Ливны от 30 сентября 1992г. №513, регистрационный номер 142. адрес 303751, г.Ливны Орловской области, ул. Мира 231.

Богатый опыт работы с отечественным и зарубежным потребителем, сертифицирование действующей системы качества на соответствие требованиям международных стандартов МС ИСО 9001:2000, национального стандарта ГОСТ ИСО 9001:2001 и в системе сертификации "Военный регистр" позволяют занимать соответствующее положение на рынке.

Производят на «Ливгидромаше» и широкую номенклатуру бытовых насосов для применения на даче, в саду, огороде и в индивидуальных постройках. За счет чего достигнуто такое разнообразие выпускаемой продукции? Первое и необходимое для этого условие наличие на заводе научной и экспериментально-исследовательской базы. Предприятию удалось сохранить собственный научно-исследовательский институт. Поэтому 95% насосов на «Ливгидромаше» разрабатывают сами. Здесь не жалеют денег на новые конструкторские разработки, и это позволяет оперативно решать все вопросы по созданию гидравлических машин, необходимых широкому кругу потребителей.

Вторая составляющая широких возможностей ливенского предприятия по производству насосов - это современное производство, оснащенное новейшим оборудованием. Предприятие располагает собственными производственными мощностями по выпуску чугунного, стального и цветного литья, оборудованием для выпуска специальных резинотехнических изделий, для выполнения кузнечно-прессовых и сварочных работ.

Благодаря этим двум составляющим на ОАО «Ливгидромаш» адекватно и быстро реагируют на запросы рынка - от маркетинговых исследований до запуска продукции в производство проходит полгода. Именно это позволяет заводу быть впереди конкурентов.

Кроме того, предприятие постоянно работает над качеством продукции, иначе было бы невозможно добиться мирового признания насосы «Ливгидромаша» поставляются в 60 стран мира.

Наиболее ходовым товаром на рынке потребителей являются насосы для добычи высоковязкой нефти и перекачивания газонефтяных смесей. Их отличительная особенность - неприхотливость, простота конструкции и относительная дешевизна. Отличные технические показатели ливенских насосов и низкая по сравнению с иностранными конкурентами цена привлекают внимание потребителей из многих стран мира. Сегодня «Ливгидромаш» имеет взаимовыгодные контракты на поставки оборудования в Германию, Швецию, Испанию, Италию, Португалию, Индию, Иран, Ирак, Китай. И в этом немалая заслуга принадлежит Торговому дому Ливенского филиала ЗАО «Гидромашсервис», работа которого направлена на развитие длительных деловых взаимоотношений с потребителями. Реализация гидромашевской продукции успешно идет и через представительство предприятия в Москве, на Украине и в других странах СНГ и дальнего зарубежья. Высокими темпами формируется дилерская сеть с обязательными пунктами сервисного обслуживания проданного насосного оборудования. На предприятии разработана и совершенствуется интегрированная система менеджмента, в которую вошли система менеджмента качества, система экологического менеджмента, система в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний, система социальной ответственности. Уже внедрены системы социальной ответственности и экологического менеджмента. Работа по внедрению системы в области охраны труда завершится в 2007 г. Широкая номенклатура продукции определила универсальность производства. Завод оснащен современным металлообрабатывающим оборудованием, включая станки известных зарубежных фирм, имеется литейное производство по изготовлению чугунного, стального и цветного литья, в необходимом объеме кузнечно-штамповочное и сварочное производство.

Продукция ОАО «Ливгидромаш» неоднократно участвовала в различных международных выставках и получала высокие экспертные оценки. В июне 1994г. решением международного бизнес-клуба «Лидеры торговли» акционерному обществу вручена награда в Париже «За достижения в области технологии и качества».

В 1995г. Ливгидромаш был удостоен международной награды «Факел Бирменгама» за успешное экономическое выживание и развитие в трудных условиях зарождающихся рыночных отношений.

В 1998 г. предприятие стало лауреатам первой международной выставки «Инновация-98», по итогам 2001г. - лауреатом премии «Российский национальный Олимп». Продукция предприятия в 2001г. становилась дипломантом программы «100 лучших товаров», в 2002г. предприятие стало победителем Всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия». В 2003г. ОАО «Ливгидромаш» участвовало в конкурсе губернатора на лучшее предприятие Орловщины в области качества и получило диплом первой степени. В этом же году Ливгидромаш стал лауреатом премии правительства Российской Федерации по качеству и вошел в число 100 лучших предприятий России.

В 2004г. ОАО «Ливгидромаш» стало победителем Всероссийского Конкурса «1000 лучших» предприятий и организаций России - 2004г., а также конкурсной программы «Российское качество».

В 2008г. предприятие было награждено дипломом председателя правления ОАО РАО «ЭЕС России» за вклад в повышение энергетической безопасности и выполнение своих обязательств перед энергетиками в 2008г. В этом же году почетным дипломом управления Федеральной налоговой службы по Орловской области за значительный вклад в формирование доходной части федерального и территориального бюджетов, добросовестное и четкое исполнение требований законодательства в.части полной и своевременной уплаты налогов и других обязательных платежей.

2.2 Анализ внешней среды деятельности предприятия

Анализ внешней среды деятельности ОАО «Ливгидромаш» проведем по следующим направлениям:

ближнее окружение завода (конкуренты, поставщики, потребители, посредники, контактные аудитории);

дальнее окружение (политические, экономические, социо-культурные, технологические факторы).1 декабря 2005 года по решению Общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа (генерального директора) ОАО «Ливгидромаш» переданы Управляющей компании «Гидравлические машины и системы». Таким образом, было окончательно оформлено вхождение ОАО «Ливгидромаш» в состав Инвестиционно-промышленной группы (ИПГ) «Гидравлические машины и системы».

Инвестиционно-промышленная группа «Гидравлические машины и системы» - это динамично развивающийся машиностроительный холдинг, обладающий самым мощным на территории России и стран СНГ научно-производственным комплексом в области разработки и производства насосного оборудования, силовых агрегатов и сложных гидравлических систем для различных отраслей промышленности, энергетики, трубопроводного транспорта, водного хозяйства и ЖКХ.

Стратегия Группы направлена на укрепление доверия и признания со стороны потребителей насосного оборудования на всей территории России и стран СНГ, на завоевание и удержание лидирующих позиций на всех сегментах рынка насосного оборудования, на которые поставляют продукцию предприятия.

ИПГ «Гидравлические машины и системы» объединяет в своем составе ведущих производителей насосов и насосного оборудования <#"514964.files/image008.gif">

Рисунок 2.1 - Структура маркетингового процесса ОАО «Ливгидромаш»

маркетинговый управление хозяйственный финансовый

Она включает как управленческие, так и производственные подразделения (рисунок 2.1).

К управленческим подразделениям относятся отделы (группы, бюро) сбыта. Маркетинговая деятельность ОАО «Ливгидромаш» опирается на работу следующих структур (группы, секторы): заказов, изучения спроса, плановое, товарное (оперативное), договорно-претензионное, экспортное, рекламное, монтажа, наладки и технического обслуживания поставляемой продукции и др.

К производственным подразделениям относятся склады готовой продукции, цехи (участки) комплектации, консервации и упаковки готовой продукции, изготовления упаковочной тары, экспедиции и отгрузки.

В ОАО «Ливгидромаш» существует централизованная форма маркетинговой деятельности, при которой складское хозяйство подчиняется непосредственно руководителю отдела логистики.

В ОАО «Ливгидромаш» действует довольно развитая служба, занимающаяся сбытом готовой продукции. В её состав входят отдел по продажам и отдел по логистическим цепям, которые подчиняются начальнику службы сбыта. В распоряжении начальника отдела продаж находятся менеджер по продажам и специалисты отдела продаж. Эта группа заключает договоры на продажу своей продукции, следит за их выполнением и расчётами с потребителями продукции. Другая группа работников, руководит которой начальник отдела логистики, занимается доставкой этой продукции до потребителей, транспортировкой её из цехов готовой продукции на склад, хранением, упаковкой и т. д.

Содержание функций сбыта готовой продукции в рамках завода включает следующие направления: планирование, организацию, контроль и координацию. Каждое из направлений состоит из ряда функций, соответствующих специфике данного направления.

Планирование сбыта включает: изучение внешних и внутренних условий; определение целей; разработку прогнозов конъюнктуры и спроса; подготовку прогнозов реализации товаров; составление планов поставок готовой продукции; планирование оптимальных хозяйственных связей; выбор каналов распределения товара; планирование дополнительных услуг, внешнеторговых операций, рекламной деятельности; составление сметы расходов на управление сбытом и распределением, планирование доходности.

Организация сбыта включает: организацию сбора информации о спросе; заключение с потребителями хозяйственных договоров на поставку продукции; выбор форм и методов реализации продукции, способов доставки ее потребителю; подготовку продукции к отправке потребителю; технологию товародвижения; организацию информационно-диспетчерской службы, отчетности; организацию торговой коммуникации, правовой и претензионной работы; организацию стимулирования спроса и рекламной деятельности.

Контроль и координация работы службы сбыта предполагает: оценку соответствия реализации сбытовых функций программе маркетинговых исследований; анализ действия сбытовой службы, а также разработанных мероприятий по координации сбытовой деятельности и повышению ее эффективности; контроль и оценку эффективности стимулирования сбыта и рекламных мероприятий; тактический контроль; контроль над поставками продукции, осуществлением внешнеторговых операций, соблюдением договорных обязательств, своевременностью оплаты счетов; корректировку производственной программы в соответствии с поступившими заказами; предъявление потребителям претензий за нарушение договорных обязательств и несвоевременную оплату счетов.

Взаимосвязь службы сбыта с другими структурными подразделениями акционерного общества представлена в таблице 2.12.

Специалисты ОАО «Ливгидромаш» ежегодно проводят работу по расширению и обновлению ассортимента, улучшению качества продукции, дизайна упаковки, применению упаковочных материалов.

Развитие ассортиментной политики предприятия является залогом коммерческого успеха предприятия и импульсом его динамичного развития. Оно выражается в умении воплощать традиционные или скрытые технические и материальные возможности производителя продукции, которая обладает определённой потребительской ценностью, удовлетворяет вкусы покупателя и приносит прибыль.

Таблица 2.12 - Взаимосвязи службы сбыта с другими отделами ОАО «Ливгидромаш»

Служба сбыта передает в

Служба сбыта получает от

Хозяйственный отдел

Хозяйственный отдел

 Заявки на получение канцтоваров, бланков, необходимых для работы

 Канцтовары, бланки

Продукцию, отгрузочные документы

Приходные ордера на продукцию

Транспортный цех

Транспортного цеха

 Заявки на транспорт

 Транспорт для перевозки продукции

Юридический отдел

Юридического отдела

Договоры для согласования и визирования

 Консультацию по решению вопросов с покупателями и поставщиками


 Согласованные документы

Бухгалтерию

Бухгалтерии

Отчеты по доверенностям и отгрузке продукции

Информацию по изменениям в оформлении бухгалтерских документов

 Документы на получение и отгрузку продукции (счета-фактуры, накладные) для согласования и визирования

Консультации по вопросам бухгалтерских документов

Договора для согласования и визирования

Согласованные документы

Финансовый отдел

Финансовый отдел

Служебные на оплату

Информацию по изменениям банковских реквизитов и по оплате

Склад готовой продукции

Склада готовой продукции

Устную заявку на отборку продукции

Отгрузочные документы


Упакованную продукцию


Замену ярлыков по требованию


Отгрузку на склад


Данные по остаткам готовой продукции за месяц

Плановый отдел

Планового отдела

Заявку на расчет цен (устную)

Расчет цен на изделие

Заявку на включение в план производства

Согласованные цены на ассортимент

Договора для согласования и визирования

Ориентировочные цены на изделия

Отчет по товарообороту за месяц

План производства на месяц и год

Отдел технического контроля

Отдел технического контроля

Заявку на сертификат (устную)

Сертификаты на изделия


Консультации по качеству изделий и упаковки

Коммерческий отдел


 Заявки на приобретение сырья, материалов и фурнитуры для заказов


Продвижение продукции в ОАО «Ливгидромаш» осуществляется с помощью сформированных и освоенных каналов сбыта. Канал сбыта - это организации, занимающиеся продвижением и обменом товаров; их деятельность характеризуется собственными функциями, условиями и ограничениями. Канал сбыта может выполнять следующие функции: установление контактов с потребителями, транспортировка и складирование товаров, финансирование, как поставщиков, так и потребителей, оказание разнообразных услуг потребителям и др.

На сегодняшний день ОАО «Ливгидромаш» использует в своей деятельности следующие каналы сбыта:

. Производитель - потребитель.

2. Производитель - розничный торговец - потребитель.

. Производитель - оптовый торговец - розничный торговец - потребитель.

4. Производитель - оптовый торговец - мелкооптовый торговец - розничный торговец - потребитель.

Исходя из проведенной оценки, можно сделать следующий вывод. На сегодняшний день на заводе мало внимания уделяется планированию сбытовой деятельности, что свидетельствует о ее несовершенстве. В рыночных условиях решение о комплектации ассортимента продукции предприятия являются первостепенными, так как от принятого решения зависит результат деятельности предприятия, а именно - получение прибыли.

Поэтому ассортиментная политика предприятия должна иметь экономическое обоснование, что будет способствовать принятию рациональных управленческих решений.

Ассортиментная политика завода должна формироваться с учётом наличия необходимых производственных ресурсов, уровня техники и технологии производства, возможностей создания нового производства, ожидаемой рентабельности производства и сроков окупаемости инвестиций, степени риска, связанного со спросом, рыночной конъюнктурой, динамикой цен и т.п.

В настоящий момент ОАО «Ливгидромаш» находится в стадии перехода от концепции сбыта к маркетингу. Сегодня главное внимание уделяется вопросам сбыта производимой продукции и убеждению покупателя в необходимости приобретения этой продукции, учету потребностей рынка и выпуску таких товаров, которые отвечали бы запросам потребителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства.

Маркетинг является относительно новой функциональной областью на предприятиях машиностроения России. Поэтому, несмотря на то, что маркетинговые подразделения возникли и функционируют в промышленности уже более 10 лет, в этой области до сих пор сохраняются отдельные организационные проблемы, на которые указывают как управленцы-практики, так и исследователи-теоретики

Анализ деятельности предприятий машиностроения свидетельствует о том, что наибольшей значимостью для принятия маркетинговых решений обладает информация логистического характера: объемы товаров на складах готовой продукции, степень готовности того или иного контракта в торговой сети, объемы отгрузки и т.д. 68,6% предприятий присвоили этому типу информации приоритет «высокая значимость», 25,0% - «средняя», а ответов «невысокая значимость» было получено 6,3%. На втором месте по значимости идет информация о потребителях, по которой была выставлена оценка «невысокая значимость» только 12,5% предприятий, а оценка «высокая значимость» - 43,8%.

В качестве объекта исследования в работе было выбрано ОАО "Ливгидромаш" - крупнейший поставщик насосного оборудования для нефтедобывающей, нефтехимической, судостроительной промышленности, энергетических коммунальных предприятий, агропромышленного комплекса и других ведущих отраслей народного хозяйства России.

По анализируемым показателям можно сделать следующий вывод: предприятие обладает необходимой величиной оборотных средств в случае одновременного предъявления требований по покрытию кредиторской задолженности и краткосрочных кредитов. Все это свидетельствует об эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Ливгидромаш».

Эффективность функционирования машиностроительного предприятия во многом определяется его системой управления. Система управления, реализуя свои функции, должна обеспечить выполнение целей, поставленных перед предприятием. Оценку системы управления ОАО «Ливгидромаш» проводили по следующим направлениям:

соответствие целей хозяйственной деятельности предприятия;

эффективность существующей стратегии развития предприятия;

рациональность структуры управления и ее технико-организационный уровень;

эффективность работы аппарата управления;

существующая система информационного обеспечения и ее составляющие;

уровень развитости организационной культуры;

содержание и организация процесса управления.

По результатам оценки можно заключить, что существующая система менеджмента является недостаточно эффективной, требующей доработок и совершенствования.

Как структурное подразделение службы маркетинга в ОАО «Ливгидромаш» не существует. Отдельные маркетинговый функции выполняют различные отделы: бюро договоров, отдел функционального аудита, отдел внешней комплектации, отдел логистики.

В настоящий момент ОАО «Ливгидромаш» находится в стадии перехода от концепции сбыта к маркетингу. Сегодня главное внимание уделяется вопросам сбыта производимой продукции и убеждению покупателя в необходимости приобретения этой продукции, учету потребностей рынка и выпуску таких товаров, которые отвечали бы запросам потребителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.          Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с ред. от 29 ноября 2007 г.). СПС - КонсультантПлюс.

2.          Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в посл. ред. от 04 декабря 2006 г. / СПС «Гарант». - Послед. обновление 04.12.2006.

3.       Алексеев, А. Маркетинговые исследования рынка услуг М.: «Экономика», 2006

.        Алексеев, А., Багиев Г. Основы проведения маркетинговых исследований- СПб: Питер, 2003Алексунин, В.А. Международный маркетинг. Учебное пособие. - М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2000. - 160 с.

.        Андреев, А., Кузнецова Ю. Роль и место маркетинга на предприятии: Финансы и статистика, 2001. - 192 с.

.        Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общ. ред. Г.Л. Багиева. - М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2007. - 703с.

.        Багиев, Г.Л., Моисеева Н.К., Никифорова С.В. Международный маркетинг. - СПб: Питер, 2005. - 512 с.

.        Берман, Б., Эванс Д. Маркетинг. - М.: Экономика, 2003,189 с.

.        Браверман, А. Маркетинг в российской экономике переходного периода". М.: Экономика, 2003.

10.        Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2006.-385 с.

11.     Веснин В.Р. Менеджмент. - М.: Проспект, 2004. - 504 с.

12.        Измалкова, С.А. Менеджмент организации: учебное пособие/ С.А. Измалкова, И.А. Тронина, О.В. Магомедалиева, В.А.Князева, Г.И. Татенко. - Орел: ОрелГТУ, 2010. - 90 с.

13.     Котлер, Ф. "Основы маркетинга". М.: "Бизнес-книга", 2007.

.        Кретов, И.И. Маркетинг на предприятии. - М.: АО «Финстатинформ», 2004

.        Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов/ Под ред. Эрнашвили Н.Д. - М.: Банки и биржи/ ЮНИТИ, 2003.- 255 с.

.        Маркетинг: Учебник: Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.

.        Маркетинг: Учебник для вузов/ Под. ред. Уткина. - М.: ЭКМОС, 2000. - 320 с.

18.        Менеджмент / Под ред. Ф.М. Русинова. - М.: ПРЕСС, 2000. - 504 с.

19.     Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 446 с.

20.        Мухамедьяров А,М. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА -М, 2004. - 127 с.

21.     Портал машиностроения (электронный ресурс) / <#"514964.files/image009.gif">,

где РФЦ - количество принятых решений при выполнении данной функции на верхних уровнях управления;

РФ - общее количество решений при выполнении данной функции на всех уровнях управления.0,50,60,6




4. Соотношение численности линейного и функционального персонала (Кс): ,

где РФУ - численность работников по функциям управления;

РО - общая численность работников аппарата управления.0,6250,650,66





Критерий оценки

Вес (значимость)

Балл, n-экспертов

Взвешенный балл



1

2

3

4

5


1. Наличие и уровень миссии

0,3

5

5

5

4

5

1,44

2. Наличие сформированной системы целей («дерева целей» организации)

0,3

3

4

4

4

4

1,14

3. Соответствие целей предъявляемым к ним требованиям

0,2

4

5

4

4

0,88

4. Соответствие целей структуре организации

0,2

3

4

5

3

4

0,76

Итого: интегральная оценка

∑= 1






4,22












Таблица Г.3 - Интегральная оценка эффективности системы целей организации

Таблица Г.4 - Интегральная оценка эффективности стратегии организации

Критерий оценки

Вес (значимость)

Балл, n-экспертов

Взвешенный балл



1

2

3

4

5


1. Наличие и уровень работы подразделения стратегического планирования и управления в организации

0,3

4

4

5

4

4

1,26

2. Согласованность существующей стратегии с требованиями внешней среды

0,25

5

5

4

5

4

1,15

3. Согласованность существующей стратегии с внутриорганизационными процессами

0,25

3

3

4

4

4

0,9

4. Осуществимость и гибкость стратегии

0,2

4

4

3

4

5

0,8

Итого: интегральная оценка

∑= 1






4,11


Таблица Г.5- Интегральная оценка эффективности работы аппарата управления организации

Критерий оценки

Вес (значимость)

Балл, n-экспертов

Взвешенный балл



1

2

3

4

5


1. Профессиональные и личные качества управленческих работников

0,3

4

4

4

5

4

1,26

2. Надежность аппарата управления

0,2

3

4

5

5

4

0,84

3. Оперативность принятия управленческих решений

0,2

4

3

4

4

3

0,72

4. Уровень квалификации работников

0,2

3

5

3

4

3

0,84

5. Гибкость аппарата управления

0,1

2

3

2

3

4

0,28

Итого: интегральная оценка

∑= 1






3,94


Таблица Г.6 - Интегральная оценка эффективности системы информации организации

Критерий оценки

Вес (значимость)

Балл, n-экспертов

Взвешенный балл



1

2

3

4

5


1. Наличие системы информационного обеспечения в организации

0,2

4

4

3

4

3

0,72

2. Уровень документооборота

0,2

4

5

4

5

4

0,88

3. Уровень достоверности информации

0,15

4

5

5

5

4

0,69

4. Наличие и уровень системы информационной безопасности

0,15

4

5

4

4

5

0,66

5. Уровень информационной осведомленности

0,1

3

4

3

4

4

0,36

6. Уровень технической оснащенности информационных процессов

0,2

2

3

2

3

3

0,52

Итого: интегральная оценка

∑= 1






3,83


Таблица Г.7 - Интегральная оценка эффективности (уровня) организационной культуры

Критерий  оценки

Вес (значимость)

Балл, n-экспертов

Взвешенный балл



1

2

3

4

5


1. Наличие системы общеорганизационных ценностей

0,2

3

2

3

3

2

0,52

2. Уровень социально-психологического климата

0,2

4

4

3

4

4

0,76

3. Наличие элементов корпоративного стиля

0,15

5

4

4

5

4

0,66

4. Уровень трудовой этики

0,15

3

3

4

4

3

0,6

5. Определение «толщины» организационной культуры

0,1

2

3

3

2

2

0,24

6. Осознание сотрудниками себя и своего места в организации

0,1

4

4

4

4

4

0,4

7. Наличие системы коммуникаций

0,1

5

5

3

3

4

0,4

Итого: интегральная оценка

∑= 1






3,58


Таблица Г.8- Интегральная оценка уровня организации процесса управления

Критерий оценки (этапы процесса)

Вес (значимость)

Балл, n-экспертов

Взвешенный балл



1

2

3

4

5


1. Планирование

0,15

3

3

3

3

4

0,48

2. Организация

0,15

4

4

5

3

4

0,6

3. Координация

0,15

2

3

3

2

4

0,42

4. Активизация (мотивация)

0,15

4

4

3

2

3

0,48

5. Контроль

0,15

5

4

5

4

5

0,69

6. Аналитическая функция

0,15

3

3

4

4

3

0,6

7. Использование современных методов, инструментов при принятии решений

0,1

3

3

3

2

4

0,3

Итого: интегральная оценка

∑= 1






3,48


Таблица Г.9 - Показатели, характеризующие эффективность процесса управления

Показатель эффективности

2007г.

2008г.

2009г.

1. Коэффициент использования средств механизации и оргтехники в управлении во времени:

где ТФ и ТР - фактическое и плановое (расчетное время использования технических средств в управлении, ч.).0,50,420,53




2. Коэффициент качества выполнения управленческих функций определяют следующим образом:

где tnpi - потери рабочего времени из-за несвоевременного или неудовлетворительного выполнения соответствующей функции управления, ч.;

n - число функций управления, шт.;

ФСМi - сменный фонд времени i-го подразделения, ч.;

m - число подразделений, шт.0,830,850,8




3. Коэффициент рациональности управленческой документации используется для определения уровня унификации, стандартизации, типизации и трафаретизации управленческой документации:

где ЕУН, ЕСТ, ЕТР - число унифицированных, стандартизированных, трафаретных видов документов, шт.;

Е0 - общее число всех видов документов, применяемых в управлении производством, шт.0,70,730,78























Рисунок Г.1 - Результаты интегральной оценки системы управления организацией

Таблица Г.10 - Показатели, характеризующие эффективность системы управления организацией

Показатель

2007г.

2008г.

2009г.

Темп роста, %





2008 / 2007

2009 / 2008

А

1

2

3

4

5

1. Численность управленческих работников, чел.

593

576

580

97,1

100,7

2. Общая численность сотрудников, чел.

2735

2772

116,6

120,5

3. Доля управленческих работников в общей численности персонала, % (п.1/п.2*100%]

21,7

20,8

20,5

95,8

98,6

4. Выручка от реализации, тыс.руб. (ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках»)

1130432

1392938

1560145

123,2

112,0

5.Управленческие расходы, тыс.руб. (ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках»)

-

-

230224

-

-

6. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.(ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках»)

151513

175481

145533

115,8

82,9

7. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб. (ф. № 1 «Бухгалтерский баланс»)

267506

322690

354203

120,6

109,8

8. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб. (ф. № 1 «Бухгалтерский баланс»)

251659

352662

469774

140,1

133,2

9. Эффективность системы управления, % [ЭУ1 = п.5*100 %/ (п.7 + п.8)] *

-

-

27,94

-

-

10. Эффективность системы управления повышенной «чувствительности»,% [ЭУ2 =(п.5 *100 % / (п.7 + п.8))/ (ВП / п.2)]*, где,  ВП - объем произведенной продукции за год

-

-

0,05

-

-

11. Эффективности менеджмента по конечному результату, тыс.руб./чел. [ЭУ3 = п.6 / п.1] **

255,5

304,65

250,9

119,2

82,3

12. Индекс роста эффективности менеджмента по конечному результату [I ЭУ3 = (ПБ1 / ЧРУ1) / (ПБ0 / ЧРУ0)] **, где,  ПБ1 и ПБ0 - прибыль до налогообложения (п.6) за текущий и предыдущий периоды, тыс. руб.; ЧРУ1, ЧРУ0 - среднегодовая численность управленческого персонала в текущем и предыдущем периодах, тыс. руб.

1,49

1,19

0,82

79,8

68,9

13. Доля управленческих расходов в выручке от реализации, %[п.5/п.4*100%]

-

-

14,75

-

-

14. Производительность труда управленческих работников, тыс.руб./чел. [п.4/п.1]

1906,3

2418,3

2689,9

126,8

111,2

* Чем ниже величины ЭУ1 и ЭУ2, тем выше эффективность управления.

** Чем выше в этих формулах величины ЭУ3 и IЭУ3, тем более эффективно управление.

Похожие работы на - Формирование эффективной системы управления маркетинговой деятельностью предприятия (на материалах ОАО 'Ливгидромаш')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!