Вклад экономики Краснодарского края в развитие хозяйственного комплекса России

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    46,21 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Вклад экономики Краснодарского края в развитие хозяйственного комплекса России

Содержание

Введение

. Теоретическая глава. Регионы как субъекты хозяйственного комплекса России

.1 Понятие и структура хозяйственного комплекса России

.2 Регионы и их участие в хозяйственном комплексе России

.3 Зарубежный опыт формирования экономически сильных регионов в стране

. Практическая глава. Краснодарский край в хозяйственном комплексе России

2.1 Характеристика социально-экономического развития Краснодарского края

2.2 Особенности региональной политики Краснодарского края

.3 Основные направления повышения вклада Краснодарского края в развитие хозяйственного комплекса России

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Список сокращений

Приложение

Введение

Актуальность бакалаврской работы. В последнее десятилетие XX века в России происходил масштабный процесс трансформации политической и экономической системы, совпавший по времени со становлением постиндустриальной системы хозяйства. Важным проявлением этого является резкое изменение структуры общественного производства. Вместе с тем, в отличие от развитых стран, структурные сдвиги в экономике России носили специфический характер, вызванный в первую очередь необходимостью рыночной трансформацией социально-экономической системы страны

Трансформация российского общества и переход экономики к рыночным принципам хозяйствования привели к колоссальному спаду производства во многих регионах России.

Негативные последствия реформирования хозяйственного комплекса и государственного устройства России обусловили необходимость изменения содержания взаимоотношений федерального и регионального уровней управления с целью повышения вклада каждого региона в развитие хозяйственного комплекса России в целом через экономическое развитие каждого региона. На парламентских слушаниях в Государственной думе, посвященных государственной стратегии регионального развития РФ, отмечалось, что региональная политика в России проводится на следующих уровнях: государственная региональная политика; политика субъектов Федерации; локальная политика местного самоуправления. В отношении первой составляющей выделяется три уровня региональной политики: федеральная региональная; региональная и региональный аспект государственной политики.

Однако большинство авторов выделяют только два [13 и 14]: государственную региональную политику, проводимую федеральными органами государственной власти в отношении регионов, и собственно региональную политику, проводимую субъектами Федерации в отношении территорий, которые находятся под их юрисдикцией. Иная точка зрения [12] предполагает, что региональная политика является системой намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов. При этом государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах, которая направлена на обеспечение согласованного и взаимно неразрушающего развития всех элементов пространственно локализованной среды на конкретной территории.

При этом не надо забывать, что потенциально местный и региональный уровни власти являются более подконтрольными обществу. Причины невозможности пока реализовать общественный контроль над деятельностью местных и региональных органов власти: низкий уровень развития гражданского общества и недостатки государственной региональной политики по обеспечению дееспособности политики субъектов Федерации.

Большинство исследователей, особенно представляющих федеральные органы власти и управления, справедливо отмечают невысокую эффективность экономической политики, проводимой регионами [19].

В силу этого в хозяйственном комплексе России присутствует резкая дифференциация регионов по уровню социально и экономического развития.

Социальная государственность в России предполагает изучение специфики страны. Важнейшей нашей особенностью в этой области является острое противоречие между сформировавшимися представлениями людей о высокой социальной защищенности и ограниченными возможностями современного государства в выполнении социальной функции в целом, и его регионов в отдельности.

Поэтому необходимо изучить не только модель социально-экономической региональной политики государства, но и выявить вклад отдельных регионов в развитие хозяйственного комплекса России.

Степень разработанности проблемы. Вопросы государственных функций, в том числе социальной, затрагивались в работах Н.Г. Александрова, М.И. Байтина, Ф.М. Бурлацкого, А.П. Глебова, А.И. Денисова, Л.И. Загайнова, Л.И. Каска, Г.Н. Манова, И.С. Самощенко, Н.В. Черноголовкина, В.М. Чхиквадзе. Однако большинство научных трудов не отражает современных реалий.

Таким образом, в настоящее время проблема роли и вклада регионов в развитие хозяйственного комплекса страны не может считаться достаточно исследованной.

Данная бакалаврская работа имеет целью наиболее полно и комплексно, с позиций системного подхода исследовать и охарактеризовать вклад регионов в развитие хозяйственного комплекса России на примере региональной экономики Краснодарского края, определить ее место и значение, выявить основные тенденции ее развития.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

изучение сущности и структуры хозяйственного комплекса России;

выявление теоретических аспектов роли регионов в развитии хозяйственного комплекса России;

рассмотрение зарубежного опыта формирования экономически сильных регионов в стране;

анализ вклада экономики Краснодарского края в развитие хозяйственного комплекса России;

раскрытие особенностей региональной политики Краснодарского края;

формулирование основных направлений повышения вклада Краснодарского края в развитие хозяйственного комплекса России.

Предметом исследования бакалаврской работы является региональная социально-экономическая политика современного российского государства и его региональных властей на примере Краснодарского края.

Объект исследования бакалаврской работы - хозяйственный комплекс Краснодарского края как составной элемент хозяйственного комплекса России.

Методологическую основу работы составляет диалектический метод познания объективной действительности и основанные на нем общенаучные и частно-научные методы (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, логический, социологический, статистический, системно-структурный, сравнительно-правовой, а также методы наблюдения и моделирования).

Эмпирическую базу бакалаврской работы составили материалы периодической печати, ресурсов Internet, отчетов органов местного самоуправления по вопросам реализации и формирования региональной социально-экономической политики Краснодарского края.

Структура бакалаврской работы обусловлена целью и задачами исследования и включает: введение; два раздела, каждый раздел содержит по три параграфа; заключение; глоссарий; список использованных источников; список сокращений и приложения.

1. Теоретическая глава. Регионы как субъекты хозяйственного комплекса России

.1 Понятие и структура хозяйственного комплекса России

Понятие национальная экономика введено в научный оборот XIX в. представителями исторической школы. Почти 100 лет назад ее основатель - Густав Шмоллер (1838-1917) сформулировал "генетический подход" к исследованию экономики. По его мнению, хозяйственный облик страны формируют социально-исторические, национально-психологические, этнические и даже антропологические факторы. Шмоллер впервые обратил внимание на "экономическую психологию" того или иного народа, придающую неповторимость национальной экономике. Он высказал и другую, звучащую весьма актуально, мысль: в экономической политике не может быть универсальных правил и решений, пригодных для всех стран и времен.

Примыкавший к исторической школе социолог Макс Вебер (1864-1920) исследовал воздействие религии на хозяйственную жизнь народов и стран. Его труды "Протестантская этика и дух капитализма" и "Экономическая этика мировых религий" снискали мировую известность. Примечательны рассуждения М. Вебера о двух началах: мистическом, призывающем к уходу от мира к пассивному созерцанию событий, общению с Богом, и аскетически активном самоограничении, направленном на преобразование мира в соответствии с заветами Его.

В мировых религиях присутствуют оба начала, однако, в различных сочетаниях. Особенно значителен аскетический акцент в протестантстве - религии первых американских переселенцев европейских (британских) предпринимателей XVIII в. Он становится символом рационального поведения, формирует "дух капитализма". Согласно религиозному учению Бог предопределяет человеческие судьбы, но свидетельством богоизбранности являются твоя энергия, твои успехи. Предпринимательство получало тем самым нематериальный стимул активной деятельности.

Русский религиозный философ Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) в основу своего учения о путях национального ведения хозяйства заложил следующие начала:

• предпочтение соборности, общности личной свободе,

• отказ от корыстолюбия и предпринимательского отношения к природе;

• отчуждение от матери-земли.

Еще одним энциклопедически образованным представителем исторической школы является немецкий экономист, социолог и философ Вернер Зомбарт (1863-1941). Он предложил типизацию экономических систем и периодизацию экономической истории, основываясь на следующих постулатах:

• исходным является "жизнь духа", которая определяет национальный образ мыслей и активность тех интеллектуальных компонентов, которые отвечают за хозяйственную ориентацию;

• психология предпринимательства включает такие личностные особенности, как динамизм, склонность к риску, идейная свобода и такое, свойственное в первую очередь американцам качество, как способность после провала начать все с нуля.

В. Зомбарт подразделяет предпринимателей на "завоевателей", "организаторов" и "торговцев" [16]. Каждому виду соответствуют характерные черты: уверенность в себе, настойчивость и воля заметны у первых; умение соединять людей в трудовом процессе - у вторых; способность завоевать доверие и расположить к себе, побуждая людей к покупкам, - у третьих. Ученый связывает склонность к предпринимательству того или иного вида с национальной принадлежностью.

Богатство фактического материала, поражающая интуиция и блестящее перо В. Зомбарта до сих пор привлекают внимание читателей. В то же время у него встречаются спорные идеи. Размышляя над будущим "социальным плюрализмом", т.е. естественной множественностью вариантов социального развития, он вместе с тем настаивает на необходимости государственного контроля и планирования индустриального прогресса. Идеал для Германии состоит, по его мнению, в системе государственного капитализма. В 1915 г. вышла книга В. Зомбарта "Герои и торговцы", где торговцам - англосаксам противостояла героическая германская нация.

Институциональное [13] направление в общественной науке, родиной которого являются США, разделяет по сути дела многофакторный подход исторической школы. Институционалисты считают экономику сердцевиной многообразных общественных процессов и институтов (государственных форм, законодательства, политических организаций, обычаев, образа мыслей и психологического склада). Но все же большая часть ученых-экономистов прошлого и настоящего пропагандирует рыночные начала в организации экономики и воспевает те или иные принципы, присущие различным типам рыночной экономики и придающие определенную специфику организации воспроизводственных процессов в разных странах.

Говоря о реальной экономике, мы прямо или косвенно подразумеваем организованный способ ведения процессов воспроизводства отношений, материальных благ (товаров, услуг) на территориях стран, регионов, корпораций и т.д. Характер организации воспроизводственных процессов зависит от ряда факторов и в первую очередь от специфики территорий, национальных особенностей, обеспеченности ресурсами, что предопределяет специфику ведения хозяйства и разнообразие типов рыночных экономик.

С воспроизводственных позиций можно дать такое определение понятия национальной экономики: это сфера, в которой организуются процессы производства, распределения, перераспределения, обмена и потребления в рамках национального государства, т.е. сфера, ограниченная рамками государственности, где организуются воспроизводственные процессы. Схематично сформулированное понятие можно отобразить следующим образом (рис. 1).

Рисунок 1 - Сфера национальной экономики

Национальная экономика любого государства представляет собой особым образом упорядоченные производственно-хозяйственные между производителями, потребителями, а также производителями и потребителями, т.е. другими словами, экономическую систему или хозяйственный комплекс.

А следовательно, необходимо рассмотреть его структуру.

По мнению Лаланда [24], структура может пониматься в двух смыслах:

. Расположение частей, образующее единое целое, в отличие от функций этих частей (анатомия и физиология).

. В специальном и новом смысле - в отличие от простой комбинации элементов - единое целое, образованное из солидарных между собой феноменов, так что каждый из них зависит от других и может быть тем, чем он является, лишь в своем отношении и посредством отношения с этими другими.

То есть, с одной стороны, это идея разнородности единиц, составляющих целое; с другой стороны, идея взаимозависимости и интеграции этих элементов, которые не приобретают смысла иначе, как один посредством другого.

Понятие "структура" мы можем встретить всюду: физика, к примеру, изучает структуру материи; биология - структуру живого мира и живых организмов; математический анализ определяет типы структур.

Все более видное место в экономической мысли занимает структурный анализ.

Согласно определению, предложенному Ф. Перру [37], структура экономической единицы есть совокупность пропорций и отношений, которые характеризуют эту единицу в данных условиях и в данный момент:

пропорции, то есть относительная величина и значимость элементов, составляющих рассматриваемую экономическую единицу;

отношения, то есть такие отношения, которые устанавливаются, с одной стороны, между элементами, составляющими единицу, и с другой - между этой единицей и другими экономическими единицами.

Барр предложил выделить экономический тип структур [36]: экономические структуры в собственном смысле слова: они характеризуют деятельность простых и комплексных экономических единиц.

В зависимости от структур, степени их прочности и пластичности вмешательство государства в том, что касается его возможностей, интенсивности (квант действия, определенное его количество) и средств, минимально.

Сколько структурных реформ провалилось из-за того, что не было точного анализа структур и основанных нам нем программ регионального социально-экономического развития. Главный урок, который можно отсюда извлечь, заключается в том, что надо уметь адаптироваться к структурам, чтобы лучше трансформировать их: "Принимать в расчет существующие структуры; воздействовать на них, используя факторы трансформации, содержащиеся в них самих; одним словом, добиваться того, чтобы перемена, которой от нее хотят, была, так сказать, ее собственным делом" [13].

Растущая самостоятельность регионов в условиях демократии и рыночной экономики - процесс, давно проявивший себя в странах Запада и начинающий развиваться в нашей стране.

Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Территориальные различия в уровне развития экономики, в качестве и уровне жизни населения существуют не только между странами мира, но и внутри каждой из них. Понятие справедливости - главной ценностной ориентации любого общества - подразумевает равенство граждан в распределении какого-либо ограниченного ресурса.

Совпадение экономического регионального неравенства с политическими, религиозными, этническими проблемами может привнести угрозу территориальной целостности страны.

В связи с этим встает вопрос о проведении региональной политики, которая является составной частью государственного регулирования и представляет собой комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Субъекты региональной политики - это организационные структуры, которые уполномочены проводить экономическую политику в отношении регионов. При этом различают государственную региональную политику, проводимую федеральными органами власти и управления, и государственную политику органов власти субъектов Федерации (региональных властей).

Конституционное закрепление принципа разделения властей, впервые осуществленное в Конституции России 1993 г., послужило основой не только правового, но и политического понимания особенностей взаимодействия различных ветвей государственной власти. Разделение властей (рис. А1) представляет собой функциональный разрез единой государственной власти и не означает многовластия. В правовом демократическом государстве власть является единой, так как ее единственным источником является народ. Поэтому речь идет только о разграничении полномочий между ветвями единой неделимой государственной власти.

Разделение властей на практике позволяет эффективно выполнить важные государственные полномочия каждой из ветвей, исключить концентрацию власти в руках одного человека или государственного органа, которая ведет к злоупотреблениям, коррупции. Отсюда очевидна исходная основа взаимоотношений между ветвями государственной власти в России - правовое закрепление принципа разделения властей.

К методам проведения региональной политики относятся:

выделение "нуждающихся" районов, "реанимация" депрессивных районов, "стимулирующая" политика, "компенсирующая" политика. "Нуждающимися" считаются те, районы, по отношению к которым государство в первую очередь должно проводить региональную политику. "Стимулирующая" политика предполагает инфраструктурную и информационную подготовку территории для новых видов деятельности. "Компенсирующая" политика использует те же средства для смягчения социальных диспропорций в уровне и качестве жизни населения.

Меры региональной политики в "депрессивных" и "нуждающихся" районах страны включают прямую финансовую помощь, займы на выгодных условиях и налоговые льготы, создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры, размещение государственных заказов, политику направления в необходимое русло миграционных потоков населения.

Основными направлениями региональной политики выступают налоговая, бюджетная, ценовая, инвестиционная, структурная, институциональная и социальная политика. Налоговая политика проявляется в установлении определенных налоговых платежей и предоставлении налоговых льгот. Бюджетная политика включает механизмы формирования и использования государственных финансовых ресурсов, их перераспределения между отраслями хозяйства и регионами. Ценовая (тарифная} политика регулирует цены и тарифы на уровне регионов. Инвестиционная политика включает меры по привлечению инвестиций (в том числе иностранных) и поддержке инвестиционной активности регионов, их субъектов хозяйствования, а также методы распределения капиталовложений. Структурная политика характеризует систему мер по поддержке и развитию тех или иных отраслей экономики в регионе. Институциональная политика представляет собой политику приватизации, реорганизации отношений собственности, политику взаимодействия государственной и частной собственности. Социальная политика, призвана улучшать социальное положение и качество жизни местного населения, состояние окружающей среды за счет стабилизации экономики и стимулирования производства, обеспечения нормального уровня жизни и увеличения доходов населения, развития рынка труда и обеспечения занятости населения, социальной защиты и т.п.

Существует также негосударственная региональная экономическая политика. Ее могут проводить межрегиональные ассоциации, органы местного самоуправления, иностранные государства и их объединения (например, ЕС оказывающие помощь регионам России), а также международные финансовые организации (Всемирный банк - МБРР, Мировой валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и пр.), финансовые, производственные компании и банки, их объединения и ассоциации.

Стратегия регионального развития государства не однородна по отношению к территориальным субъектам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями территорий по уровню обеспеченности ресурсами, структуре хозяйства, достигнутому уровню развития различных сфер экономики, условиями вхождения в рыночную экономику, темпами трансформации форм собственности и т.д.

Поэтому стратегия регионального развития государства, формируя и генерализируя, с одной стороны, основные цели и задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития регионов.

Стратегические установки социально-экономического развития страны и регионов содержат в своем составе установки развития принципиально важных секторов экономики. Наиболее наглядным примером в этом отношении является разрабатываемая Минтопэнерго России и периодически корректируемая, в зависимости от изменения макроэкономических показателей, энергетическая стратегия России, которая в свою очередь включает в свой состав стратегические установки развития отраслей топливно-энергетического комплекса (угольной, нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой промышленности и электроэнергетики). Стратегия экономического развития страны (регионов), рассматриваемая как директивный документ, сопровождается системой технико-экономических прогнозных обоснований каждого из рекомендуемых к реализации в ней конкретных направлений.

Производства с точки зрения тяготения их к определенным районам размещения подразделяются следующим образом:

производства, которые целесообразно размещать в районах концентрации трудовых ресурсов. В первую очередь это относится к большинству отраслей машиностроения, легкой и пищевой промышленности;

производства, тяготеющие к источникам топлива и электроэнергии (энергоемкие производства цветной металлургии, ряд предприятий химии, нефтехимия и нефтепереработка и др.);

производства, размещающиеся преимущественно у источников сырья. В качестве примера можно привести размещение металлургических баз России, ориентированных на использование железных руд Курской магнитной аномалии, Урала, Западной Сибири. К этой группе производств относятся также предприятия лесозаготовок, лесопереработки и целюлознобумажной промышленности;

производства, тяготеющие к районам потребления готовой продукции. К этому классу производств относятся предприятия, производящие скоропортящуюся продукцию или нетранспортабельную, высокотоксичную продукцию;

производства, размещение которых не имеет ярко выраженной ориентации, т. е. предприятия, в затратах на производство единицы продукции (цены) которых доля каждого из факторов имеет примерно одинаковое стоимостное выражение.

В качестве источников информации при разработке программ могут выступать: накопленный опыт хозяйствования, экстраполяция существующих тенденций для. краткосрочного прогноза, экспертные оценки специалистов, паспорта субъектов Федерации! использование зарубежного опыта по выводу экономики из кризисных ситуаций и переходу к рыночным отношениям, результаты работ министерств и ведомств по социально-экономическому развитию территорий, законодательные акты и прочие документы Правительства России по развитию экономики и т. П.Распределение инвестиций из федерального бюджета по регионам России

Именно поэтому целесообразно более подробно рассмотреть наиболее важный структурный элемент хозяйственного комплекса - экономический регион.

национальный экономика хозяйственный регион

1.2 Регионы и их участие в хозяйственном комплексе России

К числу наиболее существенных причин, оказавших заметное влияние на темпы перехода России к рыночным отношениям, весь ход социально-экономических преобразований в стране, относится явная недооценка территориального (регионального) фактора.

В то же время, получив значительные полномочия, ряд регионов (субъектов Федерации) становится на путь сепаратизма, нарушений конституционных основ политической целостности государства. Нередки факты, когда принятые субъектами Федерации законодательные акты противоречили Конституции Российской Федерации.

В экономической литературе чаще всего фигурируют два понятия региона, причем довольно часто между понятиями "регион" и "район" ставится знак равенства. Так, ряд авторов под регионом подразумевают определенную часть народнохозяйственного комплекса страны, отличающуюся географическими условиями и природно-ресурсной специализацией. Эти районы являются относительно замкнутыми как в производственно-техническом, так и в экономическом отношениях. Другие под регионом понимают единицу административного деления страны: край, область, город.

Зарубежные ученые-регионоведы трактуют понятие "регион" по-своему. Признавая существующую путаницу в определении понятий "регион" и "район", американские профессора П. Джеймс и Дж. Мартин в своем капитальном исследовании "Все возможные миры" пишут [15]: "Обычно под словом "регион" понимается целостный участок территории, отличающийся некоторой однородностью в своей основе, но не обладающий четкими границами. Более того, это слово часто употребляют для обозначения весьма больших территорий, образующих главные подразделения континентов. Но в профессиональном языке географов, используемом здесь, слово "регион", или "район", применяют по отношению к территориям самой разной площади, которые характеризуются определенной однородностью, являющейся специфической и служащей основанием для того, чтобы выделить эти территории".

В работах американских ученых, впрочем, как и отечественных исследованиях, встречаются различные определения понятия "район". Так, профессор Гарвардского университета Грае писал [15]: "Мы можем определить государство. Оно имеет организацию, границы и название. Оно имеет записанную историю. Но что такое район? Конечно, это не политическая и не административная единица. Мы можем сказать лишь, что это территория, отличающаяся достаточно характерными признаками для того, чтобы отделить ее от соседей".

На запрос подкомитета по районированию Комитета национальных ресурсов конгресса США от различных научных центров, занимающихся проблемами регионоведения и экономического районирования, были получены следующие ответы [23]:

Чикагский университет, профессор В. Джонс: "Район ― это территория, внутри которой имеется однородность в одно или нескольких отношениях".

Северная Каролина, профессор Вуфтер: "Район - территория, в пределах которой сочетание природных и экономических факторов создало однородность экономической, социальной структуры".

Миннесотский университет, профессор Р. Хартсхорн: "Район - это непрерывная территория, в пределах которой имеется в некоторой степени однородность в общем (природном культурном) ландшафте".

Еще один ученый из Чикаго - Р. Платт сказал, что понятие "район" - это "территория, выделенная на основе общей однородности характера земли и общей однородности ее использования".

На основании полученных суждений, а также исходя из собственных взглядов Комитет по районированию дал такое толкование [30]: "Под районом вообще следует понимать территорию, xaрактеризуемую однородностью в одном или нескольких отношениях (аспектах)".

Крупные российские исследователи районов США, такие как Л. Зиман, М. Половицкая, Л. Смирнягин, не раз подчеркивали, что при выделении районов США сами американцы обращали внимание на разнообразие физико-географических условий, особенности заселения в разные периоды истории Америки, на традиции, а также на экономические и социальные различия. Региональное самосознание американцев - это не только отождествление граждан с определенной территорией, районом, штатом, но и противопоставление себя жителям других регионов, у которых другие привычки и традиции, другой выговор в речи, другие экономические и социальные, а нередко и иные политико-национальные интересы [19].

С годами за рубежом менялись взгляды на региональный процесс. По мнению Э. Куклински, региональное развитие, региональные проблемы долгое время "рассматривались с точки зрения материального подхода. Строительство новых физических объектов, таких как фабрики и дороги, признавалось самым важным вкладом в развитие данного региона. Ныне наиболее значимым является нематериальный подход. Концепция регионального развития, ориентированная на знания и инновации, доминирует не только в научной, но также и в практической сфере во все возрастающем числе стран"[19].

Кстати, Э. Куклински рассматривает регионы как составные части пространственной экономической системы, где господствуют силы конкуренции. "Регионы, которые - благодаря своей более высокой конкурентоспособности - могут привлечь значительную долю отечественного и зарубежного рынка... Таким образом, регионы можно в принципе рассматривать как острова инноваций и духа предпринимательства в более широком контексте пространственной сети"[19].

Необходимо подчеркнуть, что интерес к регионоведению, к социально-экономическому районированию своих территорий характерен не только для США, но и для Канады, Франции, Великобритании, Германии, Китая. Особенно активизировались "региональные идеи" в Европе. 4 декабря 1996 г. более 300 европейских регионов с различными территориями, политико-административным устройством, представляющих интересы свыше 400 млн. своих граждан, приняли Декларацию о регионализме в Европе. Главный мотив принятия Декларации - стремление к дальнейшей регионализации в институционных рамках своих стран. Инициатором принятия Декларации была Ассамблея регионов Европы, которая в своей программе действий стремится к признанию регионализма не только в Европейском союзе, но и за его пределами.

В Декларации записано, что понятие "регион" "представляет собой выражение отличительной политической самобытности, которая может принимать самые различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политической организации, которую он сочтет предпочтительной. Регион сам избирает свое руководство и устанавливает знаки различия его представительства" [15].

В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами России необходимо считать субъекты Федерации.

Понятию "регион" уделяется много внимания и в современной экономической, географической и градостроительной литературе. Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия "регион" являются:

• географические (расположение, величина территории и количество населения);

• производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);

• градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

• социологические (нормы общения, поведения).

Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Ведь регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества - места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.

Регион - целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями; многоконтурность управления; иерархичность структуры; значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполная определенность состояний элементов. В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.

Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:

• системообразующая база;

• системообслуживающий комплекс;

• экология;

• население;

• инфраструктура рынка.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек - органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

Итак, основываясь на вышесказанном, можно принять за основу следующее определение региона.

Регион - это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

Существует немало вариантов классификации регионов России по уровню социально-экономического развития. Так, специалисты федеральных ведомств России и ученые РАН выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы: развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни людей; регионы со средним экономическим потенциалом; проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. В группе последних выделяются депрессивные и отсталые регионы.

Одним из основных признаков регионального определения выступает целостность. Она означает вполне рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни.

Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция - специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть: процент продукции внутри регионального производства потребляемый в самом регионе; удельный вес продукции межотраслевого применения; степень использования региональных ресурсов. Комплексность и целостность служат предпосылками относительного обособления регионов в рамках национального хозяйства. Они проявляются в том, что часть воспроизводственных связей ограничивается данной территорией и на этой основе образуется относительная самостоятельность.

Для определения региональной специализации, по мнению регионоведов, наиболее существенными показателями являются[18]:

• индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);

• индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);

• общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов).

Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

Выделим еще несколько понятий, которые часто фигурируют в экономической литературе, посвященной региональным проблемам. Рассмотрим такой термин, как "национально-территориальное устройство". В нем в качестве одного из критериев членения территории выступает национальный состав населения, а сам национальный вопрос решается путем придания национально-территориальным образованиям элементов государственности [25].

Непосредственно с регионом связано и другое понятие - "территориальная организация общества" [34]. В широком смысле слова это понятие охватывает все вопросы, касающиеся: территориального разделения труда; размещения производительных сил; региональных различий в производственных отношениях; расселения людей; взаимоотношений общества и окружающей среды; региональной социально-экономической политики; места региона в международном и общегосударственном разделении труда.

Можно выделить и такое понятие, как "региональное разделение труда" - специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими [36].

Необходимо иметь представление и о следующих терминах.

Агломерация - территориально-хозяйственное сочетание, которое:

• возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;

• отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;

• оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории;

• показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) ― значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологическую цепочку, комплексно использующих природные ресурсы и получающих дополнительный эффект за счет сокращения транспортных затрат.

Экономический район - целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны. По своему внутреннему содержанию термин соответствует более гибкому понятию "регион".

Правовое регулирование региональных экономических отношений основано на общих принципах, в первую очередь это свобода предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; юридическое равенство различных форм собственности; свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности; получение дохода как цели предпринимательства; законность экономической деятельности и ее государственное регулирование.

В то же время проявление некоторых из этих принципов, в частности государственного регулирования, имеет свою специфику. Для нормативного закрепления региональных отношений характерны федеративные и территориальные начала в организации экономической деятельности и участии ее субъектов в хозяйственном обороте. Это получило отражение в Конституции РФ, закрепляющей федеративное устройство нашего государства.

Одной из составляющих российского экономического федерализма выступает федеральная поддержка социально-экономического развития регионов. По расчетам экспертов, четвертая часть всех субъектов РФ имеют отрицательное сальдо взаимоотношений с федеральным бюджетом, т.е. по различным статьям (включая трансферт) из федерального бюджета поступает в регионы средств больше, чем возвращается обратно в виде налогов, сборов и платежей. Многие регионы остаются дотационными.

Механизм федеральной поддержки фиксируется федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, договорами и соглашениями, заключаемыми субъектами РФ с федеральными органами государственной власти. Осуществляется же поддержка социально-экономического развития регионов путем проведения различных мероприятий, получивших закрепление в законодательстве Российской Федерации, и в первую очередь бюджетном и налоговом.

Весь комплекс мер по федеральной поддержке можно классифицировать по разным основаниям: адресату, источникам финансирования и т.д.

Наиболее значимой представляется группировка таких мер по характеру поддержки - финансово-экономическая (ресурсная) и организационно-правовая (принятие целевых программ, создание специальных экономических и управленческих структур и пр.).

В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ", принятом Государственной Думой 24 июня 1999 г. зафиксированы следующие принципы: конституционности; верховенства Конституции и федеральных законов; равноправия субъектов Федерации; гармонизации общероссийских и региональных интересов; добровольности заключения договоров и соглашений; материально-финансового обеспечения выполнения передаваемых государственными органами своих полномочий; гласности договорного регулирования.

В организации экономического развития регионов в известной мере принимают участие специальные подразделения Администрации Президента РФ и Аппарата федерального Правительства, Министерство по делам Федерации и национальностей РФ, а также территориальные структуры федеральных органов исполнительной власти, учреждаемые в субъектах Федерации в соответствии с Конституцией РФ. Субъектами, организующими экономическую деятельность, могут выступать, кроме прочих, и администрации свободных экономических зон, а также такие межрегиональные структуры, как ассоциации экономического взаимодействия регионов. Они создаются субъектами РФ в целях координации решений общих социально-экономических и иных проблем в основном по географическому принципу (Ассоциация "Большая Волга", Ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона "Большой Урал", Сибирское соглашение и др.).

Социально-экономическая политика региона должна проводиться в рамках государственной политики. В качестве основных плановых документов, регламентирующих социально-экономическое развитие региона в увязке с другими уровнями управления необходимо разрабатывать следующие:

концепцию социально-экономического развития региона;

комплексную программу социально-экономического развития региона;

планы действий Администраций;

региональные целевые программы, отраслевые концепции и программы развития территорий;

бизнес-планы инвестиционных проектов.

Региональная политика как составная часть федеральной региональной политики регулируется Указом Президента РФ "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации". В нем дается определение категории региональная политика как системы целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. В качестве целей региональной экономической политики в нем определены стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций РФ в мире. Для их достижения в Указе предусмотрена реализация следующих задач:

укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;

содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;

сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов;

развитие межрегиональных инфраструктурных систем;

совершенствование экономического районирования страны и т.д.

В качестве составляющих механизма реализации политики Указ предусматривает дальнейшее развитие таких методов и форм государственного регулирования, как прогнозирование и программирование. Большинство исследователей отмечают широкий спектр вопросов, отнесенных к региональной политике. Помимо экономической в нее включены также следующие виды политики: развития федеративных отношений, социальная, экологическая и национальная. Очевидно, что большинство из них имеют самостоятельный статус. В силу этого рассматриваемый документ регулирует скорее не региональную политику, а региональные аспекты других политик. На это указывают также методы ее реализации, такие как, например, учет регионального аспекта при разработке общероссийских прогнозов и программ, а также - при разработке и проведении структурной политики.

.3 Зарубежный опыт формирования экономически сильных регионов в стране

Развитие региональной экономики за рубежом реализуется по трем направлениям: формирование новых парадигм и концепций региона; оптимизация размещения хозяйственной деятельности; пространственная организация экономических комплексов региона. Анализируя основные положения теории разделения властей под углом зрения их применения к современной действительности, ученые-конституционалисты приходят к выводу о том, что в реальной жизни данная теория нередко остается ничем иным как лишь формальной теорией. Что же касается практики ее применения, то она зачастую носит если не откровенно негативный, то, во всяком случае, весьма противоречивый характер [15].

Это не означает, что разделение властей не имеет отношения к современному государству. Два основных принципа, лежащих в основе концепции, сохраняют свое значение:

необходимость разделения властных ресурсов с целью предотвращения их монополизации и абсолютного господства, основанного на произволе (тирании);

необходимость организационного и функционального обособления властных структур с целью более специализированного, профессионального и эффективного управления.

Первой важной характеристикой современного разделения властей является организация тесного взаимодействия между исполнительной властью и законодательной. Французский государствовед Ж.-Л. Шабо различает государства, где деятельность представительной и исполнительной власти основана на их разделении (США), и государства, в основе которых лежит сотрудничество властей (Франция, Великобритания) или смешение властей (авторитарные режимы) как противоположность разделения [19]. Таким образом, само понятие разделение властей релятивизируется и сводится к особенностям некоторых национальных систем государственного управления. Обязательной характеристикой многих современных конституций, в том числе российской, является также возможность роспуска законодательного органа и вынужденной отставки правительства. И то, и другое способствует эффективности управления, в частности - при разрешении серьезных кризисов, но имеет мало общего с классическими представлениями о взаимонезависимости властей.

Вторая важная черта - усиление исполнительной власти в ущерб другим ветвям, прежде всего - власти законодательной. Согласно традиционной концепции разделения властей, законодательная власть разрабатывает и принимает законы, исполнительная занимается их реализацией, судебная - контролем и наказанием за нарушение. На практике органы исполнительной власти в большинстве современных государств разрабатывают 80-90% законопроектов. Это связано и с растущей технической сложностью законов (депутаты не обладают достаточной компетентностью для разработки всех деталей), и с неспособностью крупных коллегиальных органов, формируемых на конкурентной основе и обладающих переменным составом, самостоятельно создавать и принимать непротиворечивые документы, превосходящие своей сложностью простые дилеммы типа да - нет. Кроме того, постоянно увеличивается значение актов исполнительной власти: в большинстве современных государств существует сфера исключительной компетенции правительства или исполнительной власти в целом, куда парламент не вправе вмешиваться, - либо не вмешивается по традиции. Классический пример: сфера регламентарной власти правительства во Франции. Другое, гораздо более распространенное проявление той же тенденции - многочисленные ситуации, когда подзаконные акты фактически имеют большее влияние на практику государственного управления, чем предшествующие им законы.

В России такую роль играют как указы Президента, так и постановления Правительства, а также многочисленные ведомственные акты, акты региональной и местной исполнительной власти.

Таким образом, к исполнительной власти переходит и функция разработки законов, и значительная часть собственно нормотворческих функций. В тех случаях, когда исполнительная власть и политически доминирует над законодательной (мажоритарные парламентские режимы с партийной дисциплиной, суперпрезидентские республики и т.д.) можно говорить даже о законотворческой функции исполнительной власти, когда прохождение законов через парламент - формальная процедура [18].

В современной России ситуация в некоторых отношениях противоположна - отношения Государственной Думы и исполнительной власти иногда характеризуются противостоянием, где каждый участник стремится к максимальной самостоятельности. Результатом является сравнительно низкая эффективность деятельности высших органов государственной власти. Естественный выход - усиление исполнительной власти, рост ее значения в сфере нормотворчества.

Все вышесказанное не означает, что парламент вообще лишается сколько-нибудь важных функций. Западные исследователи отмечают, что европейские и североамериканские парламенты, лишаясь законотворческих функций, играют все большую роль в качестве органов контроля над деятельностью исполнительной власти и в качестве общественной трибуны, предназначенной для публичного обсуждения наиболее актуальных проблем общества. Контроль осуществляется через депутатские запросы, через деятельность специальных парламентских комиссий. Парламенты отчасти продолжают выполнять и представительские функции, донося до центров принятия решений голоса избирателей и осуществляя необходимую обратную связь. [15]

Важная черта современных отношений между ветвями власти - появление новых центров власти и управления, которые не могут быть отнесены ни к одной из трех классических ветвей.

Местные органы действуют на основе закрепленных за ними компетенций, т.е. полномочий и предметов ведения. Характеристика компетенций органов местного управления охватывает следующие проблемы:

способ определения компетенции;

соотношение собственных и делегированных, обязательных и факультативных компетенций;

содержание компетенции и способы ее осуществления.

С точки зрения способа определения компетенции, наиболее существенные различия связаны со спецификой правовых систем. Англосаксонское право исходит из принципа суверенитета парламента; другие органы публичной власти получают нормативные полномочия в силу делегирования. Этот подход применим и к местным органам управления: в англосаксонских странах действует позитивное регулирование компетенции местных органов власти. Их действия правомочны только в случае, если такие действия непосредственно указаны в законе, - тогда местные власти действуют в рамках полномочий. Любое действие, право на которое в тексте закона не закреплено, автоматически считается действием вне полномочий. Как ни парадоксально, позитивное регулирование может сочетаться с признанием общей компетенции местных органов власти в вопросах местного значения. Так, в конце 1990-х гг. принцип общей компетенции выборных местных органов был признан ирландским законодателем, в связи с подписанием Европейской хартии местного самоуправления. Вместе с тем, позитивное регулирование сохраняется: общая компетенция здесь является скорее потенциальной, чем реально существующей в рамках позитивного права [31].

В странах континентальной Европы и в государствах, заимствовавших континентальную правовую систему, принцип общей компетенции получает непосредственное подтверждение на уровне наиболее общих норм права. В этих странах компетенция местных органов определяется через негативное регулирование: местные власти могут предпринимать любые действия, не запрещенные законом и не входящие в сферу компетенции других органов власти [34].

Поскольку в большинстве случаев распределение компетенций осуществляется при участии и под контролем государства, поскольку государство, обладая суверенитетом, является верховным гарантом осуществления публичной власти на своей территории, оно обязывает органы самоуправления корректно выполнять определенный минимум компетенций. Речь идет, таким образом, об обязательных компетенциях. Самоуправляющиеся сообщества не имеют права отказываться от выполнения этих компетенций, - кроме специально оговоренных законом случаев, когда, ввиду очевидной неспособности органов самоуправления справиться с задачами, отдельные компетенции могут быть переданы другому уровню самоуправления или государству. Кроме того, государство в большинстве стран устанавливает обязательный минимум расходов, охвата населения и т.д., связанный с той или иной компетенцией. Этот минимум может регулироваться законодательным путем, административным или финансовым - через государственные субсидии и дотации. Невыполнение местными органами обязательных компетенций может послужить основанием для судебных разбирательств или для досрочного прекращения деятельности органа местного управления.

Компетенции, не входящие в число обязательных, считаются факультативными, т.е. могут исполняться или не исполняться органами самоуправления в зависимости от ситуации и потребностей населения. Только в этой сфере принцип общей компетенции применяется полностью, - с учетом сделанных выше оговорок и при условии, что в распоряжении органов самоуправления остаются средства после реализации обязательных компетенций. Таким образом, в каждой стране, наряду с формальным принципом общей компетенции (напомним, что англосаксонская традиция придерживается очень сдержанной его трактовки или не признает совсем), существует сфера фактически выполняемых компетенций. Ее содержание может существенно варьироваться не только вследствие разграничения компетенций между разными уровнями власти, но и между сообществами одного уровня вследствие разницы их возможностей, финансовых и организационных.

Следующая группа - компетенции в социальной сфере, в области охраны здоровья и образования, занятости, связанные с принципом социального государства. Здесь различия могут быть весьма существенны. Так, в Скандинавских странах и в Дании медицинским обслуживанием и охраной здоровья занимаются только органы самоуправления, государство не вмешивается в эти вопросы, хоть и обеспечивает путем дотаций большую часть средств. Во Франции и в Италии, напротив, органы самоуправления в этой области занимаются лишь второстепенными вопросами: некоторые службы, связанные с визитом медсестер на дом, с информированием населения и т.д. Точно также, в Великобритании начальное и среднее образование полностью входит в компетенцию местных органов самоуправления, тогда как во Франции местные власти обеспечивают лишь материально-техническую базу, а государство определяет программы, нанимает учителей и т.д. Тем не менее, в каждой стране эта сфера компетенций присутствует в списке полномочий органов самоуправления. [34]

Третья группа компетенций появилась в середине XX в. и является результатом не столько традиций, сколько возросшей потребности в привлечении местной власти к проблемам, решаемым государством. Речь идет о полномочиях в области охраны окружающей среды, экономического и территориального планирования, участия в экономическом развитии. В конце ХХв. в некоторых странах местные органами наделяются полномочиями в области внешнеэкономических связей и международного культурного сотрудничества.

К трем основным группам необходимо добавить компетенции, делегированные органам самоуправления государством. Как правило, полномочия делегируются исполнительной власти в лице ее главы, хотя встречаются и исключения. Объектом делегирования могут являться такие полномочия как сбор налогов (Скандинавские страны), ведение статистики, некоторые функции полиции, акты гражданского состояния, призыв на военную службу и т.д. Делегирование осуществляется на основании закона и в обязательном порядке предусматривает:

передачу финансовых средств, необходимых для осуществления делегированных полномочий;

усиленный контроль со стороны государства, в том числе контроль политического характера: местные органы должны не только соблюдать закон, но и действовать в соответствии с политическими приоритетами правительства.

Что касается способов реализации компетенций, то они также разнообразны. Фактически, это разнообразие может быть сведено к нескольким основным вариантам, - каждый из которых включает большое количество подвариантов и юридических формул, меняющихся не только от одного государства к другому, но и от одного органа самоуправления к другому в одной стране.

) Местная администрация непосредственно занимается реализацией компетенции. Деятельность осуществляется силами административных служб в рамках соответствующих статей бюджета данного сообщества. Эта традиционная формула имеет достоинство простоты, но не всегда позволяет достаточно гибкое и профессиональное управление.

) Деятельность осуществляется специально созданным учреждением (организацией) подотчетной органу самоуправления, например муниципальным предприятием. Местный орган власти осуществляет контроль и участвует в управлении, назначает должностных лиц и т.д. Но учреждение имеет самостоятельный бюджет (в основном за счет средств органа самоуправления) и достаточную самостоятельность в принятии решений и внутреннем управлении. Классическим примером являются учебные заведения, но во многих странах (Франция, Италия и др.) таким же образом функционируют службы строительства жилья и некоторые социальные службы, создаваемые органами самоуправления в рамках их компетенций.

) Для осуществления ряда компетенций могут создаваться предприятия (учреждения) со смешанной формой собственности. Бюджет предприятия при этом формируется за счет частных и общественных инвестиций, но органы самоуправления, как правило, удерживают контрольный пакет акций.

) Выполнение ряда полномочий может производиться путем передачи их в концессию частным предприятиям на определенных условиях. Органы самоуправления в этом случае лишь осуществляют контроль и обеспечивают некоторые льготы (в том числе монополию на данный вид деятельности). В ряде случаев возможны и прямые финансовые влияния. Формы деятельности, связанные с привлечением частного предпринимательства, используются в основном в сферах, способных приносить доход: транспортные и коммунальные услуги и т.д. Кроме того, органы самоуправления неизбежно прибегают к заказам на те или иные работы, экспертизу и т.д. В этом случае в роли подрядчика могут выступать как частные, так и государственные предприятия.

) Наконец, некоторые традиционно выполняемые местными органами функции могут быть полностью переданы частным организациям в результате приватизации муниципальных служб (например, городских транспортных предприятий, служб уборки мусора и пр.). В этом случае местные власти могут осуществлять лишь общее нормативное регулирование, но часто сохраняют за собой право оперативного вмешательства в критических ситуациях. Это вмешательство, однако, не затрагивает приватизированное предприятие, а связано с выполнением необходимых функций, если предприятие не справляется с ними.

Выбор той или иной формулы для выполнения каждой группы компетенций определяется самостоятельно органами самоуправления, несмотря на то, что государство может регулировать особо важные вопросы законодательно. Чем больше та или иная сфера требует специальных знаний и персонала, управленческой и финансовой гибкости, тем реже используется непосредственное выполнение компетенции административными службами.

В современных условиях наибольшее распространение здесь получили следующие подходы.

Регион как квазигосударство. [15] В этом качестве регион представляет собой относительно обособленную систему национальной экономики. Регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов, принадлежащих центру. Взаимодействие федеральных и региональных властей, а также разные формы межрегиональных экономических отношений, обеспечивает функционирование региональных экономик в рамках национальной экономики.

Регион как квазикорпорация. [14] В этом качестве регион представляет собой крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала (например, защита торговой марки местных продуктов, соревнования за более высокий региональный инвестиционный рейтинг и т.п.). Регион как экономический субъект взаимодействует с национальными и транснациональными корпорациями.

Похожие работы на - Вклад экономики Краснодарского края в развитие хозяйственного комплекса России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!