Расчёт цилиндрической зубчатой передачи
Исходные данные
мощность
на ведомом валу: Р3, кВт 5 угловая скорость вращения ведомого
вала: ω3,
рад/с 3∗π
|
1. Кинематический расчёт
привода
.1 Выбор электродвигателя
Общий КПД привода:
η=ηрем∗ηзуб∗η2пк.
Принимаем следующие значения КПД:
ηрем=0,96
- КПД ременной передачи;
ηзуб=0,98
- КПД зубчатой передачи;
ηпк=0,99
- КПД пары подшипников качения;
η=0,96∗0,96∗0,992=0,92207808;
Требуемая мощность на валу электродвигателя:
Ртр===5,422534283
кВт.
Частота вращения последнего вала:3 =
ω3∗
= =90
об/мин.
Общее передаточное число привода:
=uрем∗uзуб,
где uрем - передаточное число
ременной передачи;зуб- передаточное число зубчатой цилиндрической
передачи.
Диапазон рекомендуемых передаточных чисел:min=2∗2=4;max=5,6∗3=16,8;
диапазон рекомендуемых частот вращения
двигателя:двmin=umin∗n3=4∗90=360
об/мин.двmax=umax∗n3=16,8∗60=1512
об/мин.
Принимаем во внимание условия выбора
электродвигателя:
. Ртр<Рном,
где Рном - номинальная мощность электродвигателя
по каталогу;
. Ртр>0,8∗Рном;
nдвmin<nc<nдвmax,
где nc
- синхронная частота вращения электродвигателя;
3. nc
=(2…3)∗nдвmin;
Принимаем электродвигатель серии АИР 132М8 с
параметрами:
номинальная мощность: Рном=505 кВт;
синхронная частота вращения: nc= 750
об/мин;
коэффициент скольжения: s=4,1%;
коэффициент перегрузки: К=
=1,8;
диаметр выходного вала двигателя: d=38 мм.
Проверяем условия выбора электродвигателя:
. 5,422534283<5,5( кВт);
. 5,422534283 >0,8∗5,5=4,4
(кВт);
. 360<750<1512
(об/мин) ;
. 1000∊(2…3)∗360=(720…1080)
(об/мин);
.2 Определение передаточных чисел
привода
механический привод ротор межосевой
Частота вращения двигателя с учётом скольжения
ротора:
дв=nc∗(1-s)=750∗(1-0,041)=719,25
об/мин;
принимаем: nдв=720 об/мин.
Передаточное число привода:
= =
=8;
распределяем передаточное число по типам
передач:зуб=4;
рем=
==2;
.3 Механические параметры на валах
привода
Частота вращения:
вал двигателя №1:1=nдв=720
об/мин;
входной вал редуктора № 2:
2=
= =360
об/мин;
выходной вал редуктора № 3:
3==
=
90 об/мин.
Угловая скорость, 1/с ω=
:
ω1=
=75,91859468
1/с;
ω2=
=37,6991118
1/с;
Вращающие моменты на валах, Н∗м:
Тдв=Т1=Ртр∗
=
=
71,91859468 Н∗м;
Т2=Т1∗uрем∗ηрем∗ηпк
= 71,91859468 ∗2,0∗0,96∗0,99=139,5508411
Н∗м;
Т3=Т2∗uзуб∗ηзуб∗ηпк=139,5508411∗
4∗0.98∗0.99=530,5164776
Н∗м.
Мощность на валах, кВт:
Р1=Рдв=Ртр=5,422534283
кВт;
Р2=Р1∗ηрем∗ηпк=5,422534283
∗0,96∗0,99=5,260942761
кВт;
Р3=Р2∗ηзуб∗ηпк=5,260942761∗
0,98∗0,99=5
кВт.
Таблица механических параметров привода:
Параметры
|
n,
об/мин
|
ω,
1/с
|
Т,
Н/м
|
Вал
двигателя №1
|
720
|
75,91859468
|
71,91859468
|
5,422534283
|
Вал
редуктора №2
|
360
|
37,6991118
|
139,5508411
|
5,260942761
|
Вал
редуктора №3
|
90
|
9,42477795
|
530,5164776
|
5,0
|
проверка отклонений параметров на валу редуктора
№3
ω*3=9,42477795
1/с; ω3=9,42477795
1/с
отклонение:
Δω=100%=∗100%=0
==90
об/мин; n3=
90 об/мин;
отклонение:
Δn=100%=∗100%=0
530,5164776 Н/м; Т3=530,5164776
Н/м;
отклонение:
ΔТ=100%=∗100%=0
Р*3=5кВт; Р3=5кВт
отклонение:
ΔР=100%=∗100%=0.
2. Расчёт цилиндрической зубчатой
передачи
.1 Выбор материала и термической
обработки
Назначаем для колеса и шестерни сталь 40ХН ГОСТ
4543-71. Принимаем для шестерни и колеса следующую термическую обработку:
улучшение, твёрдость 235…262НВ.
2.2 Допускаемые контактные
напряжения
допускаемые контактные напряжения для шестерни и
колеса:
[σ]н=σHlim∗;
σHlim
- предел контактной выносливости, σHlim=2HBср+70,
МПа;
шестерня: НВср==248,5
НВ;
σHlim1=2∗248,5+70=567
МПа;
колесо: НВср==248,5
НВ;
σHlim2=2∗248,5+70=567
МПа.N - коэффициент долговечности:
= , при условии 1≤ZN≤ZNmax
гдеHG=30∗НВср2,4≤12∗107
- число циклов, соответствующее перелому кривой усталости:
шестерня: NHG1=30∗248,52,4=16823044,67;
колесо: NHG2=30∗248,52,4=16823044,67.HE
- число эквивалентных циклов, соответствующее назначенному ресурсу
HE=μH∗Nk.
μH
- коэффициент эквивалентности, назначаем для привода типовой режим II - средний
равновероятностный, тогда μH
=0,25k - ресурс передачи в числах циклов перемены напряжений:
k
=60∗n∗Lh;
- частота вращения шестерни или колеса, об/мин;h
- суммарное время работы в часах,
h=L∗365∗Кгод∗24∗Ксут,
Где L = 5 - число лет работы;
Кгод =0,7 - коэффициент годового
использования привода;
Ксут=0,25 - коэффициент суточного
использования;h=5∗365∗0,7∗24∗0,25=7665
ч.
шестерня:к1=60∗360∗7665=165564000;HE1=0,25∗165564000=41391000;
колесо:к2=60∗90∗7665=41391000;HE2=0,25∗41391000=10347750.
Коэффициент долговечности:
шестерня: т.к. для шестерни NHE1>NHG1
то принимаем: ZN1=1
колесо:N2==1,084367381R
- коэффициент, учитывающий влияние шероховатости сопряжённых поверхностей
зубьев. Принимаем: ZR=1 - т.к. для обоих колёс принимаем шлифование
и полирование поверхностей зубьев.v - коэффициент, учитывающий
влияние окружной скорости
Принимаем: Zv=1, т.к. окружающая
скорость неизвестна.H =1,1 - коэффициент запаса прочности.
[σ]н1==515,4545455
МПа;
[σ]н2==558,9420955
МПа.
Допускаемое напряжение принимаем равным целой
части меньшего из допускаемых напряжений шестерни и колеса; принимаем:
[σ]н=515
МПа.
.3 Допускаемые напряжения изгиба
Допускаемые напряжения изгиба:
[σ]F=
σFlim
- предел выносливости при изгибе, σFlim=1,75∗НВср
шестерня: σFlim1=1,75∗248.5=434.875
МПа;
колесо: σFlim2=1,75∗248,5=434,875
МПа.N - коэффициент долговечности,
N=
,
при условии 1≤YN≤Ynmax,
где для колёс из улучшенной стали= 6 и YNmax=4.FG
=4∗106
- число циклов, соответствующее перелому кривой усталости.FE -
эквивалентное число циклов, соответствующее назначенному ресурсу,
μF -
коэффициент эквивалентности; для среднего равновероятностного режима и
показателя q= 6 : μF=0,143.FE1=0,143∗165564000=23675652;FE2=0,143∗41391000=5918913;
т.к.NFE1 и NFE2>NFG,
то принимаем NFE1 и NFE2 равным NFG, тогда YN1=
YN2=1.R= 1,1 - коэффициент, учитывающий влияние
шероховатости перехода поверхности между зубьями.
При шлифовании и полировании поверхностей для
улучшенных сталей принимаем:A = 1 - коэффициент, учитывающий влияние
реверса при приложении односторонней нагрузки;F=1,7 - коэффициент
запаса прочности для колёс из улучшенной стали;
шестерня: [σ]F1==281,3897059
МПа;
колесо: [σ]F2==281,3897059
МПа.
Допускаемое напряжение принимаем равным целой
части допускаемого напряжения шестерни и колеса: [σ]F=281
МПа.
2.4 Межосевое расстояние
Определяем предварительное значение межосевого
расстояния:
’w=K∗(u+1)∗;
Т2 - вращающий момент на валу
колеса;- передаточное число зубчатой передачи;=10 для Н1 иН2≤350’w=10∗(4+1)∗=163,37822
мм.
Окружная скорость:
===1,231845638
м/с.
Назначаем 8 степень точности передачи, уточняем,
что передача - прямозубая.
Уточняем найденное межосевое расстояние:
aw=Ka∗(u+1)∗;
a=450
- коэффициент межосевого расстояния для прямозубой передачи;
ψba
- коэффициент ширины зубчатого венца относительно межосевого расстояния.
Принимаем: ψba
=0,4 при симметричном расположении колёс.
KH=KHv∗KHβ∗KHα
- коэффициент нагрузки в расчётах на контактную
прочность;Hv - коэффициент , учитывающий внутреннюю динамику
нагружения;
при v=1,231845638 м/с, степени точности 8,
твёрдости на поверхности зубьев НВ≤350 по таблице выбираем минимальное
значение при v=1м/с : KHv=1,03 при v=3м/с : KHv=1,09;Hv=1,03+=1,036955369;
KHβ=1+(-1)∗KHw,
где: -
коэффициент неравномерности распределения нагрузки, находится в зависимости от
коэффициента ширины зубчатого венца зубчатого колеса относительно диаметра
шестерни ψbd,
схемы передачи и твёрдости поверхности зубьев.
Принимаем ориентировочно: ψbd
=0,5∗ψba∗(u+1)=0,5∗0,4∗(u+1)=1;
по таблице находим: =1,02;Hw
- коэффициент, учитывающий приработку зубьев, при окружной скорости v
по таблице выбираем минимальное значение при v=1м/с KHw=0.45;
при v=3м/с KHw=0.46Hw=0.45+=0,451159228;Hβ=1+(1,02-1)∗
0,451159228= 1,009023185.
Hα=1+(-1)*KHw
коэффициент, учитывающий распределение нагрузки
между зубьями в связи с погрешностями в шаге зацепления и направления зуба;
при nст=8 степени точности по нормам
плавности для прямозубых передач:
=1+0,06∗(8-5)=1,18;Hα=1+(1,18-1)∗
0,451159228= 1,081208661.H=1,036955369∗1,081208661∗1,009023185=1,131281606
aw=450∗(4+1)∗=161,8224477
мм.
Округляем межосевое расстояние до ближайшего
стандартного значения:w=160 мм.
.5 Предварительные основные размеры
колеса
Делительный диаметр:
2=2∗aw∗ =2∗160∗=256 мм.
Ширина:
2=aw*ψba=160∗0,4=64 мм.
Округляем
до ближайшего стандартного значения: b2=63 мм.
.6
Модуль передачи
Из
условия не подрезания зубьев:max=2∗ =2∗=3,764705882
мм.
из
условия прочности зуба на изгиб:
mmin= ;
Km = 3400 - коэффициент модуля для
прямозубых передач.
F=KFv∗KFβ∗KFα
коэффициент нагрузки при расчёте по напряжениям
изгибаFv- коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения,
связанную с ошибками зацепления.
При 8 степени точности по нормам плавности для
прямозубых передач и окружной скорости v=1,231845638
м/с по таблице выбираем минимальное значение при v=1м/с KFv=1.1;
при v=3м/с KFv=1.3Fv=1.1+=
1,123184564;Fβ-
коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания
зубьев по ширине зубчатого венца:Fβ=0,18+0,82∗=0,18+0,82∗1,02=1,0164.Fα-
коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на
распределение нагрузки между зубьями:Fα=KHα=
1,081208661;
KF=1,0164∗1,123184564∗1,081208661=
1,234312987.
mmin=
=1,033807852;
Принимаем значение модуля из стандартного ряда:
m=2 мм.
2.7 Cуммарное
число зубьев и угол наклона
Суммарное число зубьев для прямозубой передачи c
учётом того, что угол наклона зубьев в прямозубой передаче β=0
и
:
zs===160
2.8 Число зубьев шестерни и колеса
Шестерня:
1===32;
колесо:
2-zs-z1=160-32=28.
.9 Фактическое передаточное число
ф===4;
отклонение - 0%.
.10 Диаметры колёс
Делительные диаметры:
шестерни:
1=z1∗m=32∗2=64мм;
колеса:
2=z2*m=128∗2=256 мм;
Диаметры
вершин и впадин зубьев: шестерни:
da1=d1+2∗m=64+2∗2=68
мм;
df1=d1-2,5∗m=64-2.5∗2=59
мм;
колеса:
da2=d2+2∗m=256+2∗2=262
мм;
.11 Размеры заготовок
по таблице определяем предельные значения Dпр,
Sпр для стали 40ХН:
шестерня: Dпр1=200 мм, Sпр1=125
мм
колесо - Dпр2=315 мм, Sпр2=200
мм.
Шестерня:
заг1=da1+6=68+6=74
мм,< Dпр1;
колесо:
заг2=da2+6=256+6=262
мм,< Dпр2.заг=b2+4=63+4=67
мм.
Т. к. диаметры заготовок меньше предельных
диаметров как для шестерни, так и для колеса, то принимается схема, показанная
ниже:
2.12 Проверка зубьев по контактным
напряжениям
Расчётное значение:
σH= ≤[σ]Н;
для прямозубых передач: Zв=9600;
σH==
530,9548334 МПа, > [σ]H=515МПа;
=1,030980259;
σН
удовлетворяет условию: 0,8≤≤1,05.
.13 Cилы в зацеплении
Окружная:
t===4360,963785
Н;
принимаем: Ft=4361 Н.
Радиальная:
r=Ft*tgα,
для стандартного зуба α=20°,
tgα=0,364;r=4361
∗0,364=
1587,390818 Н;
принимаем: Fr=1588 Н
осевая: в прямозубой передаче Fa=0.
2.14 Проверка зубьев колёс по
напряжениям изгиба
Расчётное значение напряжения в зубьях колеса:
σF2=≤[σ]F2;
FS
- коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений при z2=112
и коэффициенте смещения х=0 по таблице принимаем: YFS2=3,59;
Для прямозубых передач:β=1;ε=1;
σF2=
=
226,947147 МПа, < 281МПа.
Расчётное значение напряжения в зубьях шестерни:
σF1=σF2∗;
при z1=25 и коэффициенте смещения
х=0, YFS1=3,91
при z=30 YFS=3,8FS1=3,91+=3,844;
σF1==243,0041317
МПа, <281 МПа.
.15 Проверочный расчёт на прочность
зубьев при действии пиковых нагрузок
Коэффициент перегрузки: К=1,8. Для
предотвращения остаточных деформаций или хрупкого разрушения поверхностного
слоя:
σHmax=≤[σ]Hmax;
[σ]Hmax=2,8∗σт
, где σт=630
МПа - предел текучести материала колеса,
[σ]Hmax=2,8∗640=
1764 МПа;
σHmax==705,236873
МПа;
σHmax<[σ]Hmax.
Для предотвращения остаточных деформаций или
хрупкого разрушения зубьев:
Fmax=≤[σ]Fmax;
шестерня:
σFmax1=1,8∗243,0041317=437,4074371
МПа;
колесо:
σFmax2==408,5048645
МПа.
[σ]Fmax=,
Где YNmax=4st=1,2 -
коэффициент влияния частоты приложения пиковой нагрузкиst=1,75 -
коэффициент запаса прочности;
шестерня: [σ]Fmax1==1192,8
МПа;
σFmax1<[σ]Fmax1;
колесо: [σ]Fmax2==1192,8
МПа;
σFmax2<[σ]Fmax2.
Таблица механических параметров цилиндрической
передачи:
Параметр
|
Шестерня
|
Колесо
|
Материал,
НВ
|
235…262
|
235…262
|
Допускаемое
контактное напряжение [σ]H,
МПа
|
515,4545455
|
598,0195226
|
Допускаемое
напряжение изгиба [σ]F,
МПа
|
281,3897059
|
282,0285586
|
28
|
112
|
Делительный
диаметр, мм
|
56
|
224
|
Диаметр
вершин зубьев da,
мм
|
60
|
228
|
Диаметр
впадин зубьев df,
мм
|
51
|
219
|
Диаметр
заготовки Dзаг,
мм
|
66
|
234
|
2. Расчёт клиноременной передачи
Расчёт передачи сводится к подбору типа и числа
ремней по методике, изложенной в ГОСТ-1284.3-96. Необходимые данные для
проектирования:
Расчётная мощность передаваемая ведущим шкивом:
Р1=2,169013713 кВт.
Вращающий момент на валу ведущего шкива: Т1=29,37951102
Н∗м.
Частота вращения ведущего шкива: n1=705
об/мин.
Передаточное число: iр.п.=2,9375.
.1 Выбор сечения ремня
По значениям Р1 и n1
подбираем сечение ремня: Б(В)
высота поперечного сечения ремня: h=11 мм;
максимальная ширина ремня: b0=17 мм;
расчётная ширина ремня: bр=14 мм;
расчётная длина ремня по нейтральному слою:рmin=630
мм;рmах=6300 мм;
минимальное значение расчётного диаметра: dрmin=125
мм;
площадь сечения ремня: А=0,000138 м²
масса 1 м длины: q=0,18 кг/м.
.2 Определение диаметров шкивов
Диаметр
ведущего шкива: d1=(38...42)∗1min=38∗=117,2551116
мм;1max=42∗=129,5977548
мм.
Принимаем:
d1=125 мм.
Диаметр
ведомого шкива:
2=d1∗iр.п.∗(1-ε),
где
ε=0,015 -
коэффициент скольжения
2=125∗2,9375∗(1-0,015)=
361,6796875 мм;
принимаем:
d2=355 мм.
Уточняем
передаточное отношение:
ф===2,883248731
отклонение:
Δi=100%=∗100%=-1,846851712
%.
2.3 Определение предварительных
значений межосевого расстояния и угла обхвата ремня
При помощи интерполяции находим предварительное
межосевое расстояние для диапазона iф=[2…3]:
апред=(1,2-∗(iф-2))*d2=1.2-(2,883248731-2)∗355=363,2893401
мм;
принимаем: апред=370 мм.
Проверка: 2∗(d1+d2)≥апред≥0,55(d1+d2)+h
∗(125+355) ≥370≥0,55∗(125+355)+11
мм.≥370 мм.≥351 мм.
Предварительное значение угла обхвата ремнём
ведущего шкива:
αпред=180°-2∗arcsin=180-2∗arcsin=143,7838837°
>120°.
2.4 Определение длины ремня и
уточнение значений межосевого расстояния и угла обхвата ремня
Длина ремня:
L=2∗
апред+0.5∗π∗(d1+d2)+
L=2∗370+0.5∗3.141592654∗(355+125)+==1529,727243
мм,
принимаем: Lф=1600
мм.
По длине ремня уточняем межосевое расстояние и
угол обхвата ремнём малого шкива:
а=
a=
+
+=406,7511306 мм;
принимаем: a=407 мм.
Угол обхвата ремня:
α=180°-2∗arcsin=180-2∗arcsin=147,1745341°.
.5 Определение мощности,
передаваемой одним ремнём ременной передачи
Рр= ,
где: Рр - номинальная мощность,
передаваемая одним ремнём в условиях типовой передачи при α=180°,
i=1, спокойной
нагрузке, базовой длине ремня и среднем ресурсе.
Ро=1,4 кВт;
Са - коэффициент обхвата ремнём
ведущего шкива;
по таблице с помощью интерполяции находим:
Са=0,92+=0,911523602t
= 0,91 - коэффициент длины ремня (определяется по графику);i=1,14
- коэффициент передаточного отношения (определяется по графику);
Ср= 1,2 - коэффициент режима
нагрузки.
Рр==1,103217016
кВт.
.6 Определение числа ремней
= ,
где: P1=2,169013713 кВт;z=0,95
- коэффициент числа ремней (для 2÷3
ремней);==2,06955866;
принимаем: Z=3.
.7 Определение силы предварительного
натяжения одного ремня
Fo=+Fv,
Н.
Окружная скорость на расчётном
диаметре ведущего шкива:
===4,614225 м/с;v=ρ∗A∗v2
- сила дополнительного натяжения ремня от
центробежных сил,
где ρ=1250 кг/м³
- плотность
материала ремня.v=1250∗0,000138∗4,614225
2=3,67270998 Н.o=+3,67270998
=213,6161594 Н.
2.8 Определение силы, передаваемой
на валы
FrΣ=Z∗2∗Fo∗cos=3∗213,6161594∗2∗cos=819,6460721H;
принимаем: FrΣ=820
H.
.9 Ресурс наработки передачи
Pесурс наработки для
эксплуатации при среднем режиме нагрузки:
Т=Тср∗К1∗К2
, где:
Тср=2000 часов - средний режим
нагрузки
К1=1 - коэффициент режима нагрузки
К2=1 - коэффициент климатических
условий для центральной зоны;
Т=2000∗1∗1=2000
часов.
Таблица механических параметров ременной
передачи:
Параметр
|
Величина
|
Диаметр
ведущего шкива, мм
|
125
|
Диаметр
ведомого шкива, мм
|
355
|
Межосевое
расстояние, мм
|
407
|
Угол
обхвата ремня, град.
|
147,1745341
|
Мощность
передаваемая одним ремнём, кВт
|
1,103217016
|
Число
ремней
|
3
|
Сила
предварительного натяжения одного ремня, Н
|
213,6161594
|
Сила,
передаваемая на валы, Н
|
819,646072
|
Ресурс
наработки передачи, часов
|
2000
|