Использование компьютерных программ при обучении дошкольников чтению и письму

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,30 Mb
  • Опубликовано:
    2011-08-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование компьютерных программ при обучении дошкольников чтению и письму










Тема:

Использование компьютерных программ при обучении дошкольников чтению и письму


Оглавление

Введение

Глава 1. Зарубежная и отечественная истории возникновения компьютерных программ для дошкольников

Глава 2. Компьютерные игры, как средство обучения дошкольников

Глава 3. Какие подходы к применению компьютера в дошкольном возрасте намечаются в настоящее время

Глава 4. Рекомендации врачей при работе за компьютером

Глава 5. Обзор компьютерных программ, предназначенных для коррекционно-развивающей работы с детьми

.1 Программа «Мир за твоим окном»

.2 Программа «Дельфа-130», «Видимая речь»

.3 «Визуальный тренажёр произношения»

.4 Компьютерно-игровые тренажеры (КИТ)

.5 Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»

.6 Компьютерная система для логопедии «Речевой калейдоскоп»

Глава 6. Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ

.1 Основные принципы построения программы

.2 Структура построения программы

Заключение

Приложения

Введение

Что бы мы ни говорили, как бы ни сопротивлялись прогрессу, факт остается фактом: компьютер настойчиво входит в нашу повседневную жизнь, успешно отвоевывая место под солнцем у книг и межличностного общения. Бороться с будущим собственных детей недальновидно и бесперспективно. И потому не будем мешать процессу. А возглавим его… О. Ситникова

Сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так называемой компьютерной грамотностью, то есть умением управлять компьютером, вести с ним информационный диалог, использовать его как средство в своей повседневной бытовой и производственной деятельности. При этом нужно иметь в виду, что главное для всех нас в компьютере то, что он наше «интеллектуальное орудие» и пользоваться им полезнее всего для разгрузки нашего интеллекта от рутинных нетворческих операций.

Компьютер многофункционален, его устройство таково, что он может быть полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. Уже к середине 80-х гг. был накоплен достаточный опыт, который показал, что в образовании компьютер может быть применен не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений - от детского сада до средней школы и вуза.

Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что компьютер доступен пониманию ребенка примерно с 4 лет. Однако совершенно ясно, что знания информатики как теории компьютерной практики ребенку-дошкольнику и младшему школьнику еще не нужны. Компьютер повсеместно входит в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту занятия. Например, с компьютерной программой можно экспериментировать, получая неожиданный результат или, наоборот, результат, подготовленный предварительным обдумыванием несложного проекта либо путем составления программы событий на экране через создание живой картинки (мультик).

Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло, сделать компьютерные средства через освоение компьютерной грамотности привычными и естественными для повседневной жизни детей. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для человека привычным и естественным.

1. Зарубежная и отечественная истории возникновения компьютерных программ для дошкольников

Впервые в работе с дошкольниками компьютер был применен в США, в Массачусетском технологическом институте, в 1971 г. Группа под руководством Сеймура Пейперта разработала специальный язык программирования ЛОГО, предназначенный для маленьких детей. Позже, в 80-х годах, объем этих исследований значительно расширился.

По данным К. Видерхольда (ФРГ), для многих стран (Австралия, Бельгия, Великобритания, Канада, Коста-Рика, Сингапур, США, Франция, Шотландия) характерно создание специальных государственных проектов введения компьютеров в начальные школы, которые объединяют и часть детей дошкольного возраста (5-7 лет).

В основном эти проекты предполагают оснащение всех начальных школ компьютерами, разработку специальных компьютерных программ для этого возраста, изучение возможностей и перспектив компьютеризации начального обучения и дошкольного воспитания. Например, в Великобритании к 1984 г. 99%, т. е. 27 500 начальных школ, имели компьютеры; во Франции с 1985 г. тема «Информатика» является составной частью учебных планов начальной школы и к 1987 г. все начальные школы были снабжены оборудованием для информатики; в Дании 2/3 начальных школ работают с компьютерами; в Канаде из 39 проектов компьютеризации и применения робототехники в образовании 28 относятся к начальной школе, 2 - к дошкольным учреждениям, в массовом эксперименте при этом были задействованы 1030 учеников начальной школы и 166 детей дошкольного возраста. Снабжены компьютерами большинство начальных школ США, Австралии, Новой Зеландии, Коста-Рики.

В то же время в Швейцарии, Австрии, Ирландии, Израиле, Японии использование в начальных школах и детских садах компьютеров и проведение специальных исследований менее развито. В Швейцарии, в местечке Ваад в 1986-1987 гг. приблизительно 10 тыс. учителей и учеников начальных школ принимали участие в факультативных занятиях по компьютеризации; в Ирландии эксперимент проводился в 1984-1986 гг. в 34 начальных школах; а в Австрии участвующих в эксперименте и того меньше: только около 80 учеников II-IV классов. В Японии компьютерным обучением к 1983 г. было охвачено всего лишь 0,1% начальных школ, а к 1985 г. этот показатель возрос до 2,1% и продолжает неуклонно расти. В настоящее время компьютеры в образовании стали обычным, но, может быть, еще не всем доступным благом.

В нашей стране первые попытки применения компьютера в дошкольных учреждениях относятся к 80-м годам.

Первый документально зафиксированный опыт применения компьютера в детском саду в нашей стране (1986) связан с д/с № 37 г. Шяуляя (Литва). Здесь в подготовительных группах был оборудован компьютерный класс. Дети занимались два раза в неделю по 10-15 минут. Специально для дошкольников были разработаны учебные программы, направленные на закрепление и уточнение знаний по математике и обучение грамоте. Немного раньше в 131-й школе г. Новосибирска компьютер применялся в подготовительных классах с целью обучения математике, грамоте, формирования элементов компьютерной грамотности.

В обоих случаях педагоги пришли к выводу, что компьютер повышает интерес к обучению, ускоряет процесс усвоения новых знаний и представлений об окружающем мире.

2. Компьютерные игры, как средство обучения дошкольников

Зачем ребенка сажать за компьютер? Почему его так трудно оторвать от компьютера?

Основная цель введения компьютера в мир ребенка - это, прежде всего формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко применяющие компьютерные технологии в быту, обучении, науке, различных гуманитарных сферах, на производстве, в экономике и управлении.

Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.

Нельзя преподносить детям компьютер как новую, необычную игрушку. Компьютер не игрушка, но благодаря нему можно играть в необычную игру на его экране. Дети, допущенные к компьютеру с яркой увлекательной программой, получают как бы эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них большой интерес, желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.

В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах.

Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

. Какие подходы к применению компьютера в дошкольном возрасте намечаются в настоящее время?

В зависимости от цели применения компьютерных средств в деятельности детей дошкольного возраста в настоящее время за рубежом и в практике отечественных детских садов наметились три направления.

Первое предполагает изучение компьютера и его возможностей, формирование первых навыков программирования на доступном для детей языке ЛОГО. Основа этого направления была заложена еще в 70-х годах Сеймуром Пейпертом (США).

Второе направление - применение компьютера как средства обучения, основная цель которого - использование компьютерных программ при обучении чтению, письму, математике и другим предметам.

Третье направление - использование компьютера как средства познавательного развития ребенка. Оно разрабатывается Центром «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца (г. Москва) в рамках научно-исследовательского направления «Амплификация когнитивной основы развития личности дошкольника средствами игры, игрушки, новых информационных технологий» (руководитель С.Л. Новоселова).

Каждое из перечисленных выше направлений имеет конкретные задачи, содержание и методы осуществления, аргументированные экспериментальными данными.

Использование развивающих компьютерных программ в коррекционном обучении избавляют как педагога, так и ребенка от тяжелой рутинной работы. Кроме того, они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:

. Подбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.

. С помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого «сложного» ребенка.

. Делать «видимым» проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.

. Формировать у ребенка процесс осмысливания собственных произносительных навыков.

. Сложное программное обеспечение имеет чрезвычайно простое управление.

. Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.

Занятие на компьютере и для самого ребенка создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:

. Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, моделирования, классификации сравнения.

. Появляется возможность освоить детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.

. Ребенок учиться говорить правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.

. Во время логопедических занятий с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.

. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.

. В зависимости от индивидуальных голосовых модуляций у каждого ребенка всегда имеется возможность изменить чувствительность микрофона, чтобы картина на экране двигалась только при определенной голосоподаче.

. У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением. Он учится с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять свое произношение с эталоном.

Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

4. Рекомендации врачей при работе за компьютером

Рекомендации врачей, педагогов, взволнованными проблемами близорукости, сколиозов и агрессивности подрастающего поколения и призывающих родителей хоть иногда выгонять детей на улицу подышать свежим воздухом, ограждая от компьютерных монстров, - на практике невыполнимы. Как вы себе представляете «не более 7 минут в день»? Ребенок каждый день наблюдает суровую реальность, полностью противоречащую нашим собственным утверждениям: если компьютер так вреден для здоровья, то почему мы сами сидим за ним до полуночи? Необходимо компенсировать возможность нарушения осанки активным образом жизни: бегом, прыжками, плаванием и т.д. А чтобы глазки смотрели и видели, надо научить ребенка простейшей гимнастике для глаз: поочередному сосредоточению взгляда то на близкой точке, то на далекой; попеременным взглядам влево-вправо без поворота головы. Помимо грамотного размещения компьютера и профилактико-оздоровительных мер нужно обратить внимание на размер экрана (лучше со всеми необходимыми функциями, но с минимум наворотов и экраном с диагональю 17 дюймов: он менее утомителен для глаз). Необходимо также удобное для ребенка сиденье и установить нужно на расстоянии 85 сантиметров от экрана: ставить ближе - вреднее для глаз, к тому же это сужает обзор действий, происходящих на экране. Также нужно позаботиться о снижающих воздействие яркого света фильтрах.

5. Обзор компьютерных программ, предназначенных для коррекционно-развивающей работы с детьми

.1 Программа «Мир за твоим окном»

Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном» включает несколько сотен заданий. В методическом руководстве показано, как с помощью предлагаемой компьютерной технологии выявить скрытые при традиционном обучении проблемы в развитии ребенка, как трансформировать их в задачи обучения, как добиться развивающих и коррекционных эффектов. Программа обращена в равной мере к детям, нуждающимся в особой помощи, и взрослым, работающим с ними.

Программа состоит из пяти частей: «Времена года», «Погода», «Одежда», «Рассказы о временах года», «Календарь», у каждой из них свои задачи в области развития и обучения.

.2 Программа «Дельфа-130», «Видимая речь»

Большую помощь оказывают компьютерные программы при первичном обследовании ребенка. Обследование ведется по традиционной методике (звукопроизношение, лексика, грамматика, синтаксис, особенности голоса, темпа речи), но на материале компьютерной программы. Примером может служить такие программы как, компьютерный логопедический тренажер «Дельфа-130» и «Видимая речь»:

. Обследование фонематического слуха: «Колобок». Ребенок повторяет за логопедом пары йотированных / нейотированных гласных А-Я, О-Ё и т. д. Логопед фиксирует точность произношения, а перед ребенком ставиться только задача: «Говорить, чтобы колобок тебе улыбался».

. Обследование звукопроизношения в словах, слогах. «Картинка из кубиков». Ребенок повторяет слоги или слова, по просьбе логопеда: «Повторяй за мной и соберешь картинку».

. Обследование слоговой структуры слова: «Рисуем дом». Задание ребенку: «давай нарисуем домик, повторяй». Логопед фиксирует правильность произношения многосложных слов, слов со стечением согласных (окно, крылечко, заборчик и др.)

В заключение «рисования» можно проверить выразительность речи, умение ставить логические ударения, интонацию побуждения, вопроса, предложив ребенку попросить: «Солнышко, зажгись!». Аналогично в играх «Колобок»: «Колобок, улыбнись!», игре «Собери грибы»: «Ежик, куда ты идешь?!

. Обследование лексики:

«Фрукты и овощи». При первоначальном действии игры, когда падают фрукты и овощи ребенок называет их и классифицирует.

При повторном действии игры ребенок определяет качество падающих овощей и фруктов по вкусу, цвету, форме.

. Обследование пространственной ориентации, употребления предлогов.

«Пароход», «Вертолет». Логопед изменяет положение птички на мониторе, задавая вопросы «Куда летит птичка?», «Где птичка?», «Где дымок», «Где вертолет?»

. Обследование синтаксиса.

«Собери грибы». При движении ежика по экрану, логопед задает вопросы: «Где ходит ежик?», «Что делает ежик?», «Зачем ежику нужно собрать грибы?».

При этом фиксируется какие ответы дает ребенок: полные / неполные предложения, распространенные / нераспространенные, синтаксическая конструкция предложений, словоизменение, умение продолжить рассказ по знакомой ситуации.

. Обследование умения считать в пределах 10, прямой и обратный счет.

«Потуши свечи».

Посчитай, сколько свечей в тортике.

«Елочка».

Спой песенку «А - а - а», посчитай сколько ты зажег свечей на елочке.

. Обследование психических процессов памяти, внимания.

«Рисуем дом». Ребенку первоначально дается задание повторять за логопедом слова: «дом, стены, крыша, большое окно, маленькое окно» и т. д. Когда картинка нарисована, ребенку предлагается ее запомнить, затем картинка стирается. Ребенку, сидящему перед пустым экраном монитора предлагается самому «нарисовать», то есть назвать в микрофон то, что он называл до этого в той же последовательности.

Таким образом, увлекая обследуемого игрой в «мультфильмы» на мониторе компьютера удается «разговорить» даже самого «сложного» ребенка, провести обследование с использованием компьютерных игр за 15 минут. Безусловно, вышеописанное обследование не будет столь информативным, в сравнении с тем обследованием, которое проводит логопед в течение нескольких дней в речевой группе детского сада. Но оно дает достаточно сведений о состоянии речи, психических процессов ребенка, наличия или отсутствия у него каких либо дефектов речи. А, следовательно, уже на первичном приеме логопед может дать заключение о состоянии речи ребенка, составить краткую клинико-педагогическую характеристику и определить для ребенка варианты оказания ему логопедической помощи (консультация, амбулаторные логопедические занятия, речевая группа детского сада).

Не секрет, что наиболее рутинным видом деятельности над формированием звуков является II этап в работе над произношением - автоматизация звука в словах. Чтобы превратить малоинтересный процесс автоматизации в игру можно использовать программу «Дельфа - 130» - «Собери картинку» или «Колобок» когда ребенок может повторять за логопедом любой слог (прямой или обратный) и при произнесении на экране будет появляться один из кубиков, или Колобок будет улыбаться. В случае неправильного произношения логопед незаметно может приостановить действие на экране (Колобок «замирает», кубики «не появляются»). С этой же целью можно применить игру «Вертолет», когда игрушка поднимается при произношении открытого слога с любыми вариантами согласных. В игре «Помоги зверюшкам попасть в школу» в программе «Филиппок» меньшая вариативность. Здесь можно произносить автоматизированный звук только в сочетании с гласным [а] кратко, а затем протяжно только звук [а]. Первоначально авторы программы предполагали в этой игре для слабослышащих детей озвучить только голосовые модуляции («кратко - протяжно»).

Тренажер «Космический стрелок» можно использовать для постановки или автоматизации звука [р] в вариантах [тр], [др], [р], закрытых слогах [атр], [одр]. Основное требование: звук [р] произносится громко и коротко - тогда разрушается вражеский космический корабль.

На этапах постановки звука [р] целесообразно использовать игру «Вертолет». При длительном изолированном произношении [р] игрушка будет подниматься вверх. Следует заметить, что при произношении изолированного увулярного [р] игрушка поднимается также высоко, но логопед может незаметно для ребенка остановить все действия на экране, объяснив, что компьютер не хочет играть из-за неправильного звучания.

Так же для артикуляционной гимнастики при ротацизме, а в дальнейшем и для постановки звука полезно применять игры «Потуши свечи», отработав слияние звуков [зжр] и переход свистящих и шипящих в [р], особенно при увулярном и носовом дефектах звука [р].

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что компьютерные программы «Видимая речь» представляют широкие возможности для педагога, так как имеют достаточно большую вариативность. От педагога-дефектолога требуется только хорошее знание самой программы , владение разнообразными методическими приемами и, конечно же, творческий подход и фантазия, которые и предопределяют новые возможности в использовании в использовании традиционных методик.

Компьютерная программа «Видимая речь» предполагает возможность работы над такими аспектами речи как:

·  наличие или отсутствие голоса;

·        интенсивности звучания, ударение;

·        высота голоса и голосовые модуляции;

·        правильность произнесения звуков;

·        длительность и слитность произнесения звука, слога, слова, фразы;

·        темп произнесения речевого материала.

Представления - изображения в «Видимой речи» настолько ясные, что даже маленький ребенок может проанализировать собственное звучание.

Модуль “Наличие звука” - обеспечивает первоначальное знакомство пациента c принципом работы программы, а так же позволяет измерить длительность речевого выдоха в секундах. Анимационная картинка меняется при любой речевой активности в микрофон. Заставка с изображением собаки оживает при длительном речевом выдохе, который можно измерить, зафиксировать а также прослушать, если это голосовое упражнение.

Модуль “Громкость” предназначен для контроля и отработки громкости речевой активности. Чем громче речевая активность пациента, тем больше шар у мальчика на экране монитора. Заданный образец громкости можно визуально зафиксировать на экране и построить упражнение по принципу достижения необходимого предела громкости.

Модуль “Громкость и голос” позволяет увидеть момент включения голоса в речевом упражнении. С помощью этого модуля можно эффективно работать над дифференциацией звонких и глухих согласных. Платок на шее медвежонка окрашивается в зеленый цвет при выговоре глухих согласных, а при произнесении звонких - в красный. В программе “Видимая речь” целых три модуля посвящены отслеживанию момента включения голоса.

Модуль “Звонкость” предназначен для отработки голосовых включений в различных упражнениях, в составе слова и фразы. При записи образца упражнения логопед проводит анимационный объект (бабочка) по экрану, который поднимается и опускается в такт голосовым включениям. Затем, одним нажатием клавиши, записанный путь превращается в серию препятствий, ограничивающих движения бабочки. Пациенту предлагается повторить путь бабочки, управляя голосом ее полетом.

Модуль "Включение голоса" предназначен для отработки слоговой структуры слова, организации ритмических упражнений, тренировки произношения. Паровозик продвигается вперед по дороге только в момент включения голоса. Отслеживаются взрывные и фрикативные звуки. Этот модуль хорошо себя зарекомендовал в работе над призвуками у слабослышащих пациентов, в работе над быстрыми моторными схемами при алалии.

Модуль “Высота” позволяет увидеть частотные характеристики речи, измерить их с целью использования в других модулях программы. Помогает сориентировать пациента в тембральных характеристиках голоса, выбрать приемлемый тембральный диапазон. Эффективен при работе с ринолалией, дефектах связок, со слабослышащими, дисфониях.

Модуль “Высотные упражнения” позволяет организовать вокальные упражнения, развивающие связочный аппарат, упражнения в координации модуляций голоса. В модуле выстраиваются упражнения, в которых необходимо провести анимационный объект, в данном случае это младенец, из левой части экрана в правую, используя при этом вокальные характеристики голоса. По ходу движения необходимо собирать мишени и огибать препятствия, которые можно расставлять произвольно, тем самым усложняя или упрощая задание.

Модуль “Автоматизация фонемы” позволяет отработать фонему по принципу достижения качества произношения. Записанная заранее как образец фонема предлагается ребенку для отработки способом “повтори так же”. При этом организуется игровая ситуация в которой “фермер” взбирается по лестнице и сбрасывает апельсин только в том случае, если звук произносимый пациентом совпадает с образцом. Как и в других модулях имеется четыре варианта анимационной заставки. Модуль очень эффективен при постановке звуков в сочетании работы у зеркала с работой в этом модуле.

Модуль “Цепочки фонем” как и предыдущий модуль позволяет работать с фонемой, но не с одной, а целой цепочкой из четырех фонем. Принцип организации игрового задания заключается в следующем: проговаривая фонему за фонемой необходимо провести пеликана к ведерку с рыбой. Пеликан перелетает со столба на столб только при правильном звуке пациента. В большинстве упражнений имеется и анимационный финал, и звуковое сопровождение, поощряющие работу пациента.

Модуль «Дифференциация двух фонем» позволяет вести работу по дифференциации смешиваемых в произношении фонем с помощью игрового задания, в котором пациенту необходимо корректировать голосом направление движения велосипедиста. Необходимо объезжать препятствия по пути следования, проговаривая заданные фонемы. При этом велосипедист меняет направление движения в сторону проговариваемой фонемы.

Модуль «Дифференциация четырех фонем» позволяет вести аналогичную работу по дифференциации сразу четырех фонем. Сущность игрового задания при этом следующая. Пациенту необходимо провести объект по лабиринту, проговаривая заданные фонемы. Стенки лабиринта ограничивают коридор произношения. Логопед может варьировать расстояние между стенками коридора и, таким образом, постепенно добиваться точности произношения дифференцируемых звуков.

Модуль “Спектр высоты и громкости во фразе” не имеет игрового сюжета, однако позволяет работать со спектром отдельных звуков, слогов, слов и фраз по принципу “повтори так же” На экране представлен визуальный график записанного речевого промежутка образцового и рабочего, для пациента. Вы можете отрабатывать слова и фразы, записывая достижения пациента от занятия к занятию, сохранять лучшие попытки как образцы, представлять отдельные характеристики речи в виде разноцветных и трехмерных графиков.

Модуль “Спектр звука” позволяет работать со спектром отдельных звуков. Сочетая работу перед зеркалом и работу в этом модуле, можно очень быстро добиться результатов даже в работе с тяжелой речевой патологией. Произнося какой-либо звук, можно видеть на экране его спектр, зафиксировать разным цветом в виде плавной кривой линии и работать над произношением, совмещая образцовый график логопеда с графиком пациента. Используя разные цвета графиков, можно работать одновременно над несколькими звуками.


5.3 «Визуальный тренажёр произношения»

«Визуальный тренажер произношения» - программа, которая разрабатывалась в центре «Специальные образовательные технологии» как более доступный по стоимости аналог версий программы «Видимая речь». Разработка содержит шесть модулей, которые рассчитаны на использование логопедами, воспитателями и родителями детей с речевыми проблемами.

Модуль “Наличие звука”- обеспечивает первоначальное знакомство пациента c принципом работы программы, а так же позволяет измерить длительность речевого выдоха. Анимационная заставка отражает любую речевую активность в микрофон. которую можно измерить, зафиксировать в виде трансформаций и изменения количества объектов: разноцветных шаров, зажженных окон, калейдоскопических изменений. Таким образом можно измерить длину речевого выдоха, отследить слоговую структуру слова.

Модуль “Громкость” предназначен для контроля и отработки громкости речевой активности. Чем громче речевая активность пациента, тем больше радуга на экране. Заданный образец громкости можно визуально зафиксировать на экране в виде эталона и построить упражнение по принципу достижения необходимого предела громкости.

Модуль “Включение голоса” позволяет увидеть момент включения голоса в речевом упражнении. Бабочка-хамелеон меняет свою окраску при произнесении голосовых и не голосовых звуков. С помощью этого модуля можно работать над различием звонких и глухих согласных. Модуль хорошо себя зарекомендовал в работе над призвуками у слабослышащих пациентов, в работе над моторными схемами при алалии.

Модуль “Высотные упражнения” позволяет организовать вокальные упражнения, развивающие связочный аппарат, упражнения в координации модуляций голоса. В модуле выстраиваются упражнения, в которых необходимо провести анимационный объект, из левой части экрана в правую, используя при этом вокальные характеристики голоса. По ходу движения необходимо собирать мишени и огибать препятствия, которые можно расставлять произвольно, тем самым, усложняя или упрощая задание. Модуль эффективен при работе с речевыми нарушениями по типу ринолалии, фоноастениях, нарушениях функций связочного аппарата.

Модуль “Спектр звука” позволяет работать со спектром отдельных звуков. Сочетая работу перед зеркалом и работу в этом модуле можно очень быстро добиться результатов даже в работе с тяжелой речевой патологией. Произнося какой-либо звук можно видеть на экране его спектр, зафиксировать и работать над произношением совмещая образцовый график с графиком пациента.

Модуль “Запись звука”позволяет записывать и воспроизводить с визуальным контролем небольшие речевые промежутки. Предусмотрено выделение речевого фрагмента из общей записи и его прослушивание.


5.4 Компьютерно-игровые тренажеры (КИТ)

Продукция апробирована и рекомендована к широкому внедрению многими городскими и районными комитетами и управлениями по образованию и здравоохранению. В настоящее время более 300 КИТ успешно используется в 20 городах России. Слово «тренажер» (нагрузочное устройство) в названии КИТ выбрано специально. Оно подчеркивает его принципиальное отличие от существующих компьютерно-игровых джойстиков, предназначенных, наоборот, для снятия различных нагрузок.

Как моделируются ситуации саморазвития ребенка?

Ситуация саморазвития моделируется в форме сценариев КИТ-игр. КИТ-игра - это глобальная ситуация вида:

С=<цель, условие, результат>, предполагающая развитие у ребенка определенных физических, психических и интеллектуальных качеств.

Начальное представление о качествах, необходимых для КИТ-игры, ребенок получает в режиме "УЧИСЬ" (ознакомление) и в режиме "ТРЕНИРУЙСЯ" (сенсорное и моторное освоение тренажеров).

 

Сценарий КИТ-игры представляет собой подробное описание возможных последовательностей ситуаций саморазвития в рамках рефлексивной формулы самой игры. Саморазвитие ребенка - это его сознательная, самостоятельная и добровольная деятельность по развитию своих физических, психических и интеллектуальных качеств (задатков, способностей, влечений). Для того, чтобы такая деятельность была возможна, используется метод рефлексивного управления (мотивации) действий ребенка в ситуации саморазвития. В КИТ-играх действия ребенка мотивируются различными игровыми персонажами. На экране компьютера они вступают в отношения с образом ребенка на тренажере. Ребенок может сознательно, самостоятельно и добровольно изменить эти отношения. Необходимым и достаточным условием для этого является определенное развитие его физических, психических и интеллектуальных качеств. Рефлексивная формула КИТ-игры - это возможные отношения между имитационными моделями ребенка и имитационными моделями игровых персонажей. Тип отношений определяет тип КИТ-игры. В зависимости от возраста и состояния развития ребенка, специалисты (педагоги, врачи и т.д.) имеют возможность индивидуализировать физические, психические и интеллектуальные нагрузки ребенка с помощью режима "МЕНЮ".

Каковы педагогические задачи применения КИТ?

Дошкольное образование сегодня является самой большой областью применения КИТ. Концепция такого применения изображена на схеме




Задачи, для решения которых создаются и применяются КИТ:

. Раннее валеологическое развитие детей:- здоровые дети,- последствия энцефалопатии, в том числе малые мозговые дисфункции,- аутизм,- отсутствие концентрации внимания,- гиперактивность,- отсутствие коммуникативных навыков,- соматическая ослабленность.

. Профилактика заболеваний и детской инвалидности:- повышенная простудная заболеваемость, осложненное состояние органов дыхания,- нарушения опорно-двигательного аппарата,- нарушения зрения.

. Коррекционная терапия детей:- памяти (слухо-речевой, зрительно-моторной),- внимания (направленного, поддерживающего, распределенного),- координаций (зрительно- и слухо-моторных),- тонкой моторики.

. Психофизиологическая реабилитация детей-инвалидов:- церебральный паралич,- неврозы,- задержка психического и речевого развития.

 

.5. Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры”.


Специализированная компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции нарушений речи при стертой форме дизартрии.

Программа позволяет эффективно работать и с детьми с другими первичными нарушениями ( дислалия, ринолалия, заикание).

 <#"514830.files/image055.gif"> <#"514830.files/image056.gif">игровая форма обучения;интерактивность; полисенсорное воздействие, т.е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов; дифференцированный подход к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки; объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные.

 

.6 Компьютерная система для логопедии "Речевой калейдоскоп"


Программа (Назарова Л.П., 1993) предназначена для работы с людьми, овладевающими звукопроизносительной системой русского языка. Ее можно использовать в работе с детьми, имеющими различные нарушения речи (логопаты, слабослышащие, глухие дети), а также с детьми, не имеющими каких-либо органических или функциональных нарушений. Применение программы рассчитано на любой возраст: от дошкольников до взрослых людей.

Имеются широкие возможности применения программы в работе над произношением: над дыханием, голосом, интонацией, темпом, словесным и логическим ударением и такими звуками речи, как гласные, дифтонги и согласные звуки, кроме взрывных и аффрикат.

Условно в программе можно выделить 4 группы модулей по своему назначению:

·  I группа предназначена для работы над дыханием и голосом;

·        II группа - для работы над звуками речи;

·        III группа - для работы над произношением в целом;

·        IV группа - для развития слухового восприятия и слухового контроля за собственной речью.

Программа может быть использована на разных этапах обучения произношению: на этапе постановки звука, в ходе коррекции и дифференциации звуков друг от друга и на этапе автоматизации, т.е. позволяет овладевать не только звукопроизношением, но и совершенствовать его и произношение в целом. С этой целью программой предусмотрено почти в каждом модуле по 2 варианта игр.

6. Программа обучения детей в компьютерном классе ДОУ

Целью данной программы является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы:. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла.

Задачи:

Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:

познакомить с историей ЭВМ;

познакомить с назначением ЭВМ;

познакомить с устройством ЭВМ.

Познакомить детей с правилами поведения и правилами безопасной работы на компьютере.

Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером.

Сформировать начальные навыки работы за компьютером:

познакомить с клавиатурой;

познакомить с манипулятором "Мышь".. Группа задач образовательно-воспитательного цикла.

Задачи:

. Формировать навыки учебной деятельности:

учить осознавать цели;

выбирать системы действий для достижения цели;

учить оценивать результаты деятельности.

. Формировать элементарные математические представления:

совершенствовать навыки счета;

изучать и закреплять цифры;

проводить работу с геометрическими фигурами;

решать простейшие арифметические задачи;

развивать умение ориентироваться на плоскости;

закреплять представления о величине предметов.

. Развивать речь:

расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;

формировать звуковую культуру речи;

формировать грамматический строй речи.

. Развивать сенсорные возможности ребенка.

. Формировать эстетический вкус.

. Развивать знаковую функцию сознания.

. Развивать эмоционально-волевою сферу ребенка:

воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;

приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.. Группа задач творческого цикла.

Задачи:

Развивать конструктивные способности.

Тренировать память, внимание.

. Развивать воображение.

. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.

. Развивать потребности к познанию.

.1. Основные принципы построения программы

Программа построена на следующих основных принципах:

. Принцип развивающего обучения.

Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.

. Принцип воспитывающего обучения.

Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).

. Принцип систематичности и последовательности обучения.

Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

. Принцип доступности.

Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

. Принцип индивидуализации.

На каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.

. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию ученика, учителя.

. Принцип связи с жизнью.

Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи.

6.2. Структура построения занятий

Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.этап - подготовительный.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.этап - основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:

способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.этап - заключительный.

Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж).

Занятия проводятся микро группами 2 раза в неделю в первой половине дня.

Продолжительность каждого этапа занятия:

этап - 10-15 минут,

этап - 10-15 минут,

этап - 4-5 минут.

Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

В течение каждого занятия определяется уровень знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется больше внимания робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций для родителей, включающих вопросы дополнительных занятий дома, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.

компьютерный коррекционный развивающий обучение

Заключение

Последовательная и систематическая работа с детьми позволила сделать следующие выводы:

. Занятия с применением компьютеров очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения.

. Психологическая готовность дошкольников к использованию компьютерных программ различного содержания и уровня формируется всей системой жизни ребенка в детском саду, т. е. процесс овладения элементарной компьютерной грамотностью требует от педагогов высокого уровня воспитательно-образовательной работы.

. Большое значение имеет правильный подбор игр, соответствующих возрастным возможностям.

. Особое место занимает предварительная работа с детьми (обогащение знаниями по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами).

Список использованной литературы

1. Глушкова Е. и др. Гигиенические требования к занятиям для дошкольников //Информатика и образование. - 1990. - №6. -С. 102-104.

. Горвиц Ю.М. Развивающие игровые программы для дошкольников //Информатика и образование. - 1990. - № 4. - С. 100-106.

. Зворыгина Е. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников //Информатика и образование. - 1990. - № 6. - С. 94-102.

. Кочетков Г.Б. Компьютерные игры: свет и тени // Микропроцессорные средства и системы. - 1985. - № 3. - С. 16-20.

. Материалы канд. психол. наук, С.Л. Новоселовой, канд. пед. наук. Г.П. Петку, «Компьютерный мир дошкольника. 1997. - 128 с. Научно-методическое издание для заведующих, воспитателей и психологов детских садов, методистов компьютерно-игровых комплексов, преподавателей педагогических вузов, педагогических колледжей и училищ, а также для родителей».

. Богоявленская Д.Б. Диагностика творческих способностей //Проблема компьютеризации дошкольного воспитания. Серия 9: Экономика и система управления. - М.: ЦНИИ «Электроника». - 1989. - С. 13-16.

. Новоселова СЛ. Проблемы информатизации дошкольного образования //Информатика и образование. - 1990. - № 2. - С. 25

. Гудонис В. Компьютер в детском саду //Дошкольное воспитание. - 1986. - № 11. - 82 с.

. Коримов М., Габдулисламова Л. Компьютеры в подготовительной к школе группе //Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 55-57.

. Новоселова CJI. Проблемы информатизации дошкольного образования //Информатика и образование. - 1990. - № 2.

. Новоселова С.Л., Петку Г.П., Пашилите И. Новая информационная технология в детском саду. Применима ли она? //Дошкольное воспитание. - 1989. - № 9. - С. 73-76.

. Малофеев Е.Л. Гончарова. Позиции ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России //Электронный альманах ИКП. Институт коррекционной педагогики РАО: Наука - практике на рубеже веков, 2000 - № 1.

. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Учебное пособие: - М.: Народное образование, 1998 - 256 с.

. Королевская, Т.К. Программа «Видимая речь» 1 и ее применение в обучении детей с нарушением слуха. - М., ИКП РАО, 1994.

. Королевская, Т.К. «Видимая речь» - десять лет в России /Т.К.Королевская //Дефектология. - 1999. - № 4. - С.57-65.

. Гончарова, Е.Л. Набор упражнений для оценки сформированности читательской деятельности ребенка младшего школьного возраста из компьютерной коррекционно-диагностической среды «Мир за твоим окном» /Е.Л.Гончарова, О.И.Кукушкина //Дефектология. - 1997. - № 6. - С.34-42.

. Кукушкина, О.И. Компьютеры в специальном обучении: Идеи, стоящие за технологиями //Специальное образование в России: вчера, сегодня, завтра: Сб.науч.ст. /Под ред. Н.Н.Малофеева. - М.; Утрехт, 1995.

Приложение

ЗАНЯТИЕ "МЫ РИСУЕМ ГЛАСНЫЕ БУКВЫ"

Оборудование: панно царств, слова, буквы.

ЭТАП

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в сказочные королевства. Слушайте внимательно и запоминайте.

Жили - были 2 короля, 2 родных брата. Они так дружили, что построили себе царства рядом друг с другом. Первый король любил все твердое, а второй - мягкое. Во дворце Твердого короля находились только твердые вещи, а во дворце мягкого короля - только мягкие. И слова они любили разные: один - с мягкими звуками, а другой - с твердыми. Что вы можете сказать про первого короля? (Дети описывают его: строгий, стройный, все вокруг него острое). И первого короля звали ТВЕРДЫШ. А что вы можете сказать про второго короля? (Дети: мягкий, толстенький, добрый). И второго короля звали МЯКИШ. Братья никогда не ссорились и жители государств жили дружно. А кто были жителями этих царств? Какие звуки жили у ТВЕРДЫША? Найдите буквы МЯКИША в словах (диван, зеркало, ... ). Найдите буквы ТВЕРДЫША в словах (шкаф, стул, ...). Когда человек попадает в эти царства, он должен знать всех жителей, уметь их писать. А мы с вами сегодня научимся рисовать буквы Короля ТВЕРДЫША. Какие? (А, О, У).

Для работы приготовим глазки: смотрим на предмет вблизи и вдали.

Приготовим пальчики:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем песни пел,

С этим братцем кашу ел,

От того и потолстел.

ЭТАП

Дети определяют, из каких геометрических фигур можно составить буквы А, О, У (из квадратов, треугольников). Рисование букв на компьютере показывается на примере буквы А. Дети самостоятельно выполняют задание и в конце работы называют воспитателю нарисованные ими буквы.

ЭТАП

"Буквы играют с детьми". Дети следят глазами за движением букв и рисуют (глазами) эти буквы.

Физ. минутка. Игра "Забор":

Мы зашли в сосновый бор

Здесь увидели забор,

Пошире расставили пятки,

Показали забор, ребятки

Вот бабочка прилетела,

На дощечку села.

"Скрип", - сказала дощечка (наклон головы вправо).

"Скр-р-рип", - сказала дощечка (наклон головы влево).

"Скр-р-ри-и-ип", - сказала дощечка (наклон головы вперед).

"Скр-р-р-и-и-и-п-п", - сказала дощечка (наклон головы назад).

Приползла улиточка,

Села на колиточку.

"Труть", - сказала калиточка (наклон туловища вправо).

"Тр-р-руть", - сказала калиточка (наклон туловища влево).

"Тр-р-р-у-уть", - сказала калиточка (наклон туловища вперед).

"Тр-р-р-у-у-у-ть", - сказала калиточка (наклон туловища назад).

Тут ворона прилетела,

На забор скорее села.

"Крак", - сказал забор (дети немного приседают).

"К-р-р-ак", - сказал забор (дети приседают ниже).

"К-р-р-а-ак", - сказал забор (дети приседают до упора).

"К-р-р-р-а-а-а-к", - сказал забор (дети встали на колени).

ЗАНЯТИЕ "МЫ РИСУЕМ БУКВЫ И, Я, Э, Ы, Ю, Е"

Оборудование: царства, буквы, слова, картинки к гимнастике для глаз.

ЭТАП

О каких царствах мы с вами узнали на прошлом занятии? Какие буквы живут в этих царствах? (Дети вспоминают о царствах Мякиша и Твердыша.)

Игра "Найди букву в слове"

Раздать детям сигнальные карточки и предложить поднять их в том случае, если названная буква есть в показываемом слове, и спрятать их, если буквы такой нет.

Игра "Раз, два, три, к букве иди"

Дети получают задание подойти к букве, и каждому ребенку эта буква называется. По команде дети ищут свои буквы и показывают их. (3-4 раза)

ЭТАП

Дети определяют, из каких геометрических фигур можно сложить буквы.

Детям объясняется рисование буквы "И", далее по карточкам они сами выполняют задание.

ЭТАП

После выполнения работы, дети проверяют ее правильность и называют нарисованные буквы.

Гимнастика для глаз.

На доске, которая находится на расстоянии 1.5-2 метра от детей, закреплены буквы вразброс. Глазами дети находят буквы, называемые педагогом.

Игра "Яблонька".

Прощание "2 цветочка":

Два цветочка, два цветочка,

Ежики, ежики.

Наковальни, наковальни,

Бег на месте, бег на месте,

Зайчики, зайчики.

Ну-ка дружно, ну-ка вместе,

Девочки! - (девочки кричат "До свидания")

Мальчики! - (мальчики кричат "До свидания")

ЗАНЯТИЕ "МЫ ПЕЧАТАЕМ" (Занятие 1)

Оборудование: лист с буквами и значками, лист с картинками членов семьи с крышками, на которых изображены значки, набор букв для гимнастики.

ЭТАП

Игра "Кто сегодня именинник?"

Дети учатся соотносить буквы к различным значкам. Перед детьми располагается лист с буквами, под которыми находятся соответствующие им значки (например, букве а - звездочка и т.п.). Далее педагог предлагает детям лист, на котором помещены картинки, изображающие маму, папу, бабушку, дедушку, дочку и сына, внучку и внука. Все картинки закрыты, но на их крышках есть зашифрованные значками слова.

Педагог показывает образец и медленно называет значки и соответствующие им буквы: "Сегодня именинник тот, кто помещен под этой карточкой, отгадайте кто?".

Целесообразно вначале давать короткие слова (папа, сын). В дальнейшем дети сами могут сделать свои значки к каждой букве и записать ими разные слова.

Физ. минутка

Заяц мчится что есть мочи,

Спрятаться зайчишка хочет,

То бежит он, то кружит,

То присел и весь дрожит

Ушки - стрелы, хвост - сучок,

Прыгнул белый и - молчок

ЭТАП

На экране монитора появляются буквы русского алфавита (по 4 шт.). Дети должны найти их на клавиатуре и, последовательно нажимая, "стереть" с экрана.

ЭТАП

Гимнастика для глаз

На доске закреплены карточки с буквами. Дети глазами находят букву, которую называет педагог.

Физ. минутка.

Ча-ча-ча (три хлопка впереди себя)

Печка очень горяча (топание ногами)

Чи-чи-чи (три хлопка над головой)

Печет печка калачи (четыре прыжка на двух ногах)

Чу-чу-чу (три хлопка за спиной)

Будет всем по калачу (четыре приседания)

Чо-чо-чо (три хлопка над головой)

Осторожно - горячо (ходьба на месте).

ЗАНЯТИЕ "МЫ ПЕЧАТАЕМ" (Занятие 2)

Оборудование: лист бумаги, карандаши (ручка)

ЭТАП

Игра "Камень, брошенный в тихий пруд"

Дети придумывают любое слово (например, "камень"), после этого каждый придумывает слова, начинающиеся с первого звука этого слова; далее - начинающееся с первого слога этого слова, потом дети находят сходные по значению слова (например, "кирпич", "булыжник"). Потом педагог пишет слово в столбик, дети на каждую букву придумывают слово. Если дети хорошо справляются, педагог предлагает возле букв написать слова так, чтобы получилось законченное предложение. Например:

К - Как

А - аист

М - мне

Е - ежа

Н - нес

Ь

Физ. минутка.

Предлагаем убедиться,

Приглашаем зарядиться.

Прямо с самого утра,

Прямо с самого утра,

Потянуться и прогнуться

И пригнуться, разогнуться.

Ваши мышцы все проснутся,

Ваши губы улыбнутся.

Даже ваши пальцы в танце,

И чего уж там скрывать,

Каждым пальцем, каждым пальцем, (Массаж пальцев)

Можно танец танцевать

ЭТАП

На экране монитора появляются буквы русского алфавита (по 4 шт.). Дети должны найти их на клавиатуре и, последовательно нажимая, "стереть" с экрана.

ЭТАП

Физ. минутка "Белоснежка":

Белоснежка, как проснулась,

Сладко, сладко потянулась.

Ручками захлопала:

"Хлоп-хлоп-хлоп"

Ножками затопала:

"Топ-топ-топ"

Головкой покачала,

Своих друзей считала:

"Раз, два, три, четыре, пять,

Буду пальчики считать,

Крепкие и дружные,

Все такие нужные"

На другой руке опять:

"Раз, два, три, четыре, пять,

Пальчики быстрые,

Сильные и чистые.

Пять хватальцев, пять держальцев,

Чтоб писать и рисовать,

Чтобы строить и играть.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять"

Упражнение для снятия напряжения.

. "Дерево на ветру" - руки сцеплены на верху, выполнять движения из стороны в сторону.

. Присесть, сохраняя спину прямой.

. Прыжки.

. "Жучок" - лежа на спине болтать руками и ногами.

ЗАНЯТИЕ "НАЙДИ ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ"

(Занятие 1)

Оборудование: панно с изображением царств Твердыша и Мякиша, набор согласных букв, листы со словами.

ЭТАП

Дети вспоминают сказку о Твердыше и Мякише и потом пробуют провести по ступенькам двух королевств согласные буквы, слушая, как они звучат в слогах.

Пальчиковая гимнастика.

Две сестрицы, две руки

Рубят, строят, роют.

Дружно колют сорняки,

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки -

Левая и правая.

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

Дети определяют мягкость и твердость согласных звуков в предложенных педагогом словах.

ЭТАП

Дети знакомятся с моделями обозначения твердости (орех) и мягкости (облако) согласного звука. На экране монитора появляется картинка и согласная буква, твердость или мягкость звука которой детям необходимо определить в слове и выбрать соответствующую модель.

ЭТАП

Физ. минутка "Пять домовых":

Пять веселых домовых

Праздничною ночью

Разгулялись чересчур,

Расшалились очень.

Встав на цыпочки, один

Закружился в вальсе,

А второй споткнулся

И нос себе расквасил.

Третий прыгал до небес,

С неба звезды цапал,

А четвертый топал, как

Мишка косолапый.

Пятый пел до хрипоты

Песенку за песней.

Этой ночью домовым

Было очень весело.

Словесная игра "Составные части целого".

Детям предлагается разложить на части разные объекты, например: поезд - составные части: платформы, вагоны, паровоз и т.д.

ЗАНЯТИЕ "НАЙДИ ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ"

(Занятие 2)

Оборудование: панно к игре "Правила движения".

ЭТАП

Игра "Правила движения".

Вместо геометрических фигур необходимо провести до домиков согласные буквы (с учетом мягкости и твердости звуков).

Дети придумывают слова с определенными мягкими (твердыми) согласными звуками.

ЭТАП

Дети вспоминают модели обозначения твердости (орех) и мягкости (облако) согласного звука.

На экране монитора появляется картинка и согласная буква, твердость или мягкость звука которой детям необходимо определить в слове и выбрать соответствующую модель.

ЭТАП

Игра "Резвые ножки"

Прыгать буду сейчас на обеих ножках

Прыгать буду на одной и на другой немножко

Вправо скок, влево скок на обеих ножках

Прыгать буду на одной и на другой немножко

Но вперед, то назад на обеих ножках

Прыгать буду на одной и на другой немножко

А теперь я покружусь на обеих ножках

Прыгать буду на одной и на другой немножко

Игра "Хлопай".

Пусть стоят на месте ножки,

Только хлопают ладошки.

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай,

Хлоп да хлоп перед собой.

А теперь скорей похлопай,

Да погромче за спиной.

Выше-выше, хлопай-хлопай.

Руки выше поднимай.

Ниже-ниже, хлопай-хлопай.

Руки ниже опускай.

А теперь качать руками

Можно целых пять минут.

Отдыхайте дети с нами,

Руки тоже отдохнут.

ЗАНЯТИЕ "ЦАРСТВО ЗМЕЙКИ И ВСЕ УМЕЙКИ"

Оборудование: набор картинок, набор карточек по количеству детей.

ЭТАП

Игра "Где звук живет"

Детям предлагается несколько изображений, в которых слышится один определенный звук.

Варианты работы:

. Назовите, какой одинаковый звук слышится во всех произнесенных словах: мешок, ландыш, катушка, шалаш.

. Назовите слова, в которых "ш" в начале слова.

. Назовите, какие слова содержат эти звуки в середине слова.

. Назовите место звука "ш" в слове "шалаш".

Далее идет работа с раздаточным материалом.

Педагог произносит слово, а дети определяют место заданного звука в слове и показывают соответствующую клеточку. Такие карточки заготавливаются заранее: квадрат в начале полоски - звук в начале слова, в середине полоски - звук в середине слова, квадрат в конце - звук слышится в конце слова.

Физ. минутка.

Один малыш качается в саду.

Два малыша купаются в пруду.

Три малыша ползут к дверям квартиры,

А в эту дверь стучат еще четыре.

С пятью другими тоже все в порядке:

Им весело, они играют в прятки.

Где притаились, ясно и ежу,

Но я глаза зажмурил и вожу:

"Один, два, три; два, три, четыре, пять.

Ну, берегитесь, я иду искать!"

ЭТАП

На экране монитора появляются изображения предметов и буква. Дети определяют место этой буквы в слове (названии предмета).

ЭТАП.

Физ. минутка "Бабочки".

Крылья яркие мелькают,

В поле бабочки летают

Раз, два, три, четыре,

Над цветами покружили

На цветочки все присели,

На соседний пересели

Ветер цветик наш качнул,

Вправо листики нагнул.

Влево стебелек согнул.

Пошалил, листочки сдул,

Налетел, разбушевался,

Стебелек сильней качался.

Крылья яркие мелькают,

В поле бабочки летают.

Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам Мизинец-малышок

Постучался к ним в замок.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

ЗАНЯТИЕ "ПОМОГИ ДЖОНУ, МАЙКЛУ И ВИНДИ"

Оборудование: набор картинок, двойные картинки (домино), ветка яблони, картинки с изображениями героев сказок.

ЭТАП

Игра "Слоговое домино"

Объяснить детям и показать на наборном полотне, в чем заключается смысл игры. Необходимо составить длинную цепочку из слов. Дети эту цепочку строят, подбирая к крайним картинкам карточки слова-картинки такого же слогового состава. Например: крайние картинки "мяч" и "майка", к "мячу" можно поставить "торт" (в этих словах один слог), а к "майке" подставить "кеды" (по два слога).

Далее игра идет с раздаточным материалом. Педагог раздает детям карточки с двумя картинками (как в домино). Первый ребенок кладет карточку и называет оба изображенных на ней предмета, дети подсчитывают количество слогов в том и другом слове, смотрят на свои карточки. Следующим продолжает цепочку тот, кто считает, что одна из картинок его карточки соответствует ранее выложенным по слоговому составу. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут выставлены.

Физ. минутка "Чоки":

Чоки-чоки, щеки-щеки! (Надувать щеки.)

Склады-склады, присяды-присяды! (Руки крестом, приседания.)

Двери-двери, звери-звери! (Туловище вправо, влево, топание)

Белки-белки, стрелки-стрелки! (Ноги вперед по очереди.)

Вертушечки-поскакушечки! (Мельница руками, прыжки.)

Игра "Прошагай слово".

Дети придумывают слово, и "прошагивают" его по слогам. Выясняется, чье слово было длиннее.

ЭТАП

Педагог знакомит детей со схематичным изображением количества слогов в слове (один прямоугольник обозначает один слог,

два прямоугольника - два слога, три прямоугольника - три слога).

На экране монитора появляются изображения различных предметов, названия которых содержат разное количество слогов. Дети определяют это количество и выбирают соответствующую схему.

ЭТАП

Пальчиковая гимнастика.

Этот палец - самый сильный,

Самый крепкий и большой,

Этот палец для того,

Чтоб указывать его.

Этот палец самый длинный

И стоит он в середине.

Этот палец безымянный -

Он избалованный самый.

Этот палец хоть и мал,

Очень ловок и удал.

Игра-забава "Яблонька, наклонись".

Выбирается ведущий, он берет ветку яблони. Дети стоят в кругу, держат в руках картинки с изображением героев сказок и произносят слова:

"Яблонька, яблонька, наклонись, наклонись

К доброму, к хорошему, потянись, потянись,

А от злого, от плохого, отвернись, отвернись."

Ведущий идет по кругу. Когда произносятся последние слова, он останавливается и называет героя сказки, который изображен на картинке в руках стоящего напротив него ребенка. Если ведущий правильно называет героя и его основные качества характера, то он берет себе картинку, а "яблоню" передает этому ребенку. Причем сам встает во внутрь круга (если герой положительный) или за круг (если герой отрицательный). Таким образом, в конце игры образуется два круга.

ЗАНЯТИЕ "ВЫПУСТИ ДЖИНА ИЗ КУВШИНА"

Оборудование: модели предлогов, две больших картины с изображением групп предметов.

ЭТАП

Игра "Что изменилось?"

Педагог показывает картину, изображающую предметы, расположенные некоторым образом по отношению к другим (книги на полке, цветы в вазе, яблоко на тарелке и т.п.). Дети должны запомнить расположение предметов на картине (время запоминания 1 минута). Затем рисунок убирается и вниманию детей предлагается вторая картина с измененным расположением предметов (книги на столе, цветы в стакане, яблоко около тарелки и т.п.). На вопрос "Что изменилось?" дети высказывают свои предположения, которые педагог одобряет или отвергает. Если не все изменения были замечены детьми, педагог может вторично продемонстрировать первую картину, но уже на более короткий срок. (Обращать внимание на использование в речи предлогов.)

Знакомство с моделями предлогов.

Предлог "около" обозначается рядом стоящими кругом и квадратом; предлог "на" - круг на квадрате; предлог "в" - круг внутри квадрата; предлог "за" - круг "выглядывает" из-за квадрата и т.д.

Игра "Дополни предложение".

Педагог говорит детям начало предложения, показывает модель предлога, дети читают модель и дополняют предложение. Например: "Мяч лежит..."; показывает модель предлога "на", а дети заканчивают предложение: "... на полу".

Физ. минутка.

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом наоборот.

Раз хлопок, два хлопок,

Повернись еще разок.

Раз, два, три, четыре

Плечо выше, руки шире.

Опускаем резко вниз,

И на коврик ты садись.

2 ЭТАП

В нижней части экрана монитора расположены модели предлогов

(в, на, под, над, за, около). Последовательно на экране появляются изображения двух предметов некоторым образом расположенных друг относительно друга. Дети должны выбрать соответствующую картинке модель предлога.

ЭТАП

Игра наединение "Парикмахер"

Дети разбиваются произвольно на пары, далее все закрывают глаза и по очереди исследуют волосы партнера. Затем с закрытыми глазами угадывают по волосам трех - четырех человек своего партнера.

Пальчиковая гимнастика

Вот помощники мои:

Их как хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать расхотели.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик - прыг в кровать.

Этот рядом прикорнул,

Этот пальчик уж заснул,

А другой давненько спит,

Кто у нас еще шумит?

Тише, тише не шумите,

Пальчики не разбудите!

Утро ясное придет

Солнце красное взойдет,

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать.

Просыпайся детвора,

В садик пальчикам пора.

ЗАНЯТИЕ "ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ БУКВУ"

Оборудование: лист, карандаш.

ЭТАП

Игра "Какой звук потерялся?"

Педагог предлагает одному ребенку "прошагать" по звукам, а остальные дети проверяют правильность выполнения задания и указывают "потерявшийся звук".

ЭТАП

На экране монитора появляется изображение объекта и слово, его обозначающее, причем одна гласная буква в слове пропущена. Дети должны понять, что это за слово и вставить пропущенную букву.

ЭТАП

Гимнастика для глаз

Закрыть глаза, представить огромное солнце. Закрытыми глазами обрисовать солнце по его границе (нарисовать круг). Закрытыми глазами подрисовать лучики. Повторить с другими объектами.

Физ. минутка "Охотник".

Жил был охотник, собрался на охоту.

Надел рюкзак, взял ружье

И сказал жене "О-О-О".

А жена - "о-о-о",

И сыночек - "о-о-о".

И пошел охотник лесом, лесом, (Стучим по коленкам)

Через горку. (Волна руками)

По болоту, по болоту, (Руки в замок, хлопаем)

Через бревно.

По песочку, по песочку, (Потираем ладошки)

Через забор.

По мосточку, по мосточку, (Кулачками по груди)

Через кусток.

Пришел охотник на большую поляну.

Из-за пня как выскочит большой медведь!

Испугался охотник и побежал.

(Обратная последовательность дороги от поляны к дому)

Прибежал домой

И сказал жене "О-О-О".

А жена - "о-о-о",

И сыночек - "о-о-о".

ЗАНЯТИЕ "ПОМОГИ ДЕВОЧКЕ НАВЕСТИ ПОРЯДОК"

Цель занятия:

. Учить детей расшифровывать слова предложенным способом, выделяя первый звук.

. Упражнять детей в выделении первого звука в словах, подборе слов, начинающихся с данного звука.

. Совершенствовать фонематический слух.

. Развивать внимание.

. Воспитывать стремление помочь человеку в трудную минуту, отзывчивость.

Предшествующая работа.

Дети в группе упражняются в подборе слов, начинающихся с одного звука.

Разучивание физ.минутки "Помощники" на предыдущих занятиях.

Оборудование:

. 20 карточек, на которых изображен либо мальчик, либо девочка, под ними помещены несколько картинок, которые могут служить расшифровкой имени.

. Карточки с буквами Ч, Р, А, О, К, С, В, Б, М, Л.

. Подобрать комплексы гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, физ. минуток и хорошо знать их содержание.

. Приготовить сундучок с тремя замками, письма от девочки Кати, конфеты, звуковую дорожку с пенечками.

Ход занятия

ЭТАП

"Ребята, сегодня к нам пришло письмо от девочки Кати. У нее сегодня праздник, а какой вы сможете узнать из письма. ( Педагог читает отрывок из письма Кати и просит детей угадать, что за праздник у девочки).

"Этот праздник бывает у каждого человека 1 раз в году. Приходят много гостей с подарками, а виновник торжества готовит для всех гостей угощение"

Молодцы, у Кати сегодня день рождение. Ей исполняется 7 лет и вечером придет много гостей. А Катя их имена записала с помощью картинок. Попробуйте угадать имена Катиных гостей.

Дидактическая игра "Угадай как нас зовут"

Ребята, вам нужно назвать все картинки, нарисованные под фотографиями, и выделить первый звук у каждого изображенного предмета, потом поочередно соединить все первые звуки, и вы узнаете зашифрованное имя. Давайте попробуем вместе (дети совместно с педагогом угадывают 2 - 3 имени: Нина, Вова, Петя, воспитатель раздает каждому ребенку по 2 карточки, и дети самостоятельно разгадывают имена, каждый ребенок называет имена всем ребятам).

"Молодцы, все имена угадали. Сколько же гостей придет к Кате? (дети считают) и для всех Катя готовит угощение, а помогают ей в этом пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Пирожки мы печем (соединяют ладони рук, хлопают)

С разною начинкой: (поочередно соединяют пальцы рук друг с другом)

И с морковкой, (поглаживаем большой палец)

С луком и (поглаживаем средний палец)

С картошкой, (поглаживаем безымянный палец)

А малышка-малышок (соединяем мизинец с большим пальцем)

Слепил сладкий кренделек.

Вот они какие (поочередно соединяем пальцы друг

Пальчики удалые с другом)

(повторяем на другой руке)

Но пока Катя готовила угощение, в ее комнате случилось что-то ужасное. А что именно, мы с вами узнаем за компьютером. Только пойдем мы с вами по звуковой дорожке, и когда на вашем пути встретятся звуковые пенечки, вы у каждого должны назвать слово, начинающееся с того звука, который лежит на пенечке".

"Идем по очереди, я первая (называем слова со звука С, Л, М)"

Дети стараются не повторять слова.

ЭТАП

Итак, что же случилось у Кати в комнате? Узнаем, нажав клавишу F5. Кошка Маруська пробралась в комнату и разбросала все игрушки. Как вы думаете, Катя расстроилась? А давайте ей поможем прибраться в комнате и нашим помощником будет компьютер. У Кати все игрушки стояли строго на своих местах. С какого звука начиналось название игрушки и с какой буквы писалось, на той полочке она и стояла. Чтобы появились все игрушки, нажимаем клавишу "пробел". Давайте назовем все Катины игрушки, показывая голоском первый звук (р-р-рыба, в-в-в-варежка и т.д.).

Итак, на самой верхней полочке стояли игрушки, названия которых начинались со звука А. С помощью клавиш стрелочек (или мышки) вы подводите бабочку-помощницу к нужной игрушке и нажимаете клавишу "пробел". Если вы правильно выбрали игрушку, она появляется наверху рядом с буквой, если же ваш выбор был неправилен, то на экране появляется черный знак вопроса. Постарайтесь быть внимательными, проверяйте первые звуки во всех словах по рядам, ничего не пропуская.

Самостоятельная работа детей, помощь педагога каждому ребенку.

ЭТАП

Итак, мы с вами помогли Кате убраться в комнате, и она может спокойно продолжать готовиться к встрече гостей. Но самое главное то, что Катя вместе с письмом прислала сундучок, чтобы увидеть содержимое этого сундучка мы должны открыть 3 замочка. Чтобы открылся первый замочек, покажем, какие мы помощники.

Физ. минутка "Помощники":

Мы белье стираем,

Маме помогаем,

Раз-два, раз-два,

Закатали рукава.

А теперь полощем-

Полоскать конечно проще.

Очень трудно выжимать,

Раз-два-три-четыре-пять!

Высоко висит веревка,

Нам теперь нужна сноровка,

Встали на носочки,

Вешаем платочки,

Кофточки и брючки,

Ох, устали ручки!

Потянулись, наклонились,

Мы отлично потрудились!

(открываем первый замок).

Чтобы открыть второй замочек, покажем, какие наши глазки помощники.

Гимнастика для глаз.

Дети по команде педагога переключают внимание на различные предметы в игровой комнате, расположенные на разных расстояниях от ребят (время задержки внимания на каждом предмете 2-3 секунды).

(открываем второй замок)

Чтобы открыть третий замок, покажем, какие наши ручки помощницы.

Массаж впередистоящему:

Сегодня целый день все звери у дела:

Лисичка-сестричка шубку подшивает,

Серый медведь, старый дед сапог подбивает,

а сорока-белобока мушек отгоняет.

Медведица Маша варит детям кашу.

Зайчиха под елкой метет метелкой.

Кошка лыка дерет, коту лапти плетет.

По болоту босиком кулик ходит с посошком.

(открываем третий замок).

В сундучке дети находят письмо и конфеты.

Письмо: "Спасибо за помощь. В награду посылаю вам конфеты, но не простые, а волшебные. Загадайте желание и съешьте конфету, и ваше желание непременно сбудется. Девочка Катя"

Дети садятся в круг на ковер, загадывают желание и съедают конфеты. "А нам с вами пора прощаться"

Игра "2 цветочка":

Два цветочка, два цветочка,

Ежики, ежики.

Наковальни, наковальни,

Ножницы, ножницы.

Бег на месте, бег на месте,

Зайчики, зайчики.

Ну-ка дружно, ну-ка вместе,

Девочки! - (девочки кричат "До свидания")

Мальчики! - (мальчики кричат "До свидания")

Логопедические игры

 

 

 

 


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!