Проектирование механизма для изменения положения плеча робота

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    231,49 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектирование механизма для изменения положения плеча робота

1. Описание работы механизма

Проектируемый механизм предназначен для изменения положения плеча робота. Конструктивно он состоит из трёх основных составляющих:

а) источника энергии (электродвигатель);

б) редуктора;

в) шариковинтовой передачи.

В качестве источника энергии использован электродвигатель МП-261 (1). Соединение вала электродвигателя с валом редуктора осуществляется с помощью соединительной муфты (2). Полумуфты крепятся на входном валу редуктора (II) и валу электродвигателя (I).

Редуктор представляет собой одну коническую передачу (3,4), заключённую в корпусе. Редуктор предназначен для передачи крутящего момента от электродвигателя с изменением направления, частоты вращения и крутящего момента выходному валу (IV), который соединен с шариковинтовой передачей.

Редуктор конструктивно состоит из пары зубчатых колёс, насаженных на валы и заключенных в корпусе. Опорами валов в корпусе редуктора служат подшипники качения.

Исходные данные

Мощность, снимаемая с выходного вала III, Р=5Вт.

Скорость вращения вала III, n=450 об/мин.

Срок службы, L =12000часов.

Производство единичное

Рис. 1.1. Кинематическая схема привода.

- электродвигатель; 2 - соединительная муфта; 3,4 - Коническая передача; 5 - шарико - винтовая передача; I-II. Валы; III. Вал-винт; IV. Палец для соединения с рукой робота.

2. Предварительный выбор двигателя

.1 Расчет требуемой мощности двигателя

Требуемая мощность электродвигателя определяется по формуле [1, с.11 ]:

,                          (2.1)

электродвигатель редуктор вал мощность

где x - коэффициент запаса мощности. При расчете мощности двигателя необходимо учитывать режим работы механизма в составе промышленного робота, для которого характерны частые пуски, реверсы, остановки. Поэтому нужно обеспечить запас мощности в 1,2-2,5 раза [1, с.11 ]. Принимаем x = 1,2;

η- коэффициент полезного действия механизма. Так как механизм еще не спроектирован и не известен его действительный КПД, то примем предварительно 1=0,99 - КПД пары подшипников [6, c. 5],2=0,98 - предварительный КПД муфты, 3=0,98 - предварительный КПД зубчатой конической пары=0,85- предварительный КПД шарико - винтовой передачи.

Рассчитаем общий КПД привода. Расчёт производится по формуле [1, с. 328]:

, (1.2)

Pвв - мощность снимаемая с выходного вала редуктора. По заданию P3=9Вт.

.

.2 Выбор двигателя

Зная требуемую мощность =6,5 Вт, выбираем электродвигатель УЛ-042 с частотой вращения nдв = 2700 об/мин и номинальной мощностью Рном=10Вт [1].

3. Расчет редуктора

.1 Кинематический расчёт

Определяем передаточное число механизма [2, с. 43]:

u=nдв /nрм ,                                   (3.1)

где nрм - заданная частота вращения приводного вала рабочего механизма, nрм =350 об/мин;

Принимаем значение передаточного числа для редуктора согласно ГОСТ 12289-76 u=5. [6 с.49]

Расчёт вращения валов производим по следующим формулам:

частота вращения вала

 (3.2)

угловая скорость вращения вала:

 (3.3)

мощность, передаваемая валом

Рi+1=, (3.4)

где  - коэффициент полезного действия передачи.

В нашем случае 1=0,99 - КПД пары подшипников [6, c. 5], 3=0,98 - предварительный КПД зубчатой конической пары=0,85- предварительный КПД шарико - винтовой передачи.

Р3 =  Р4 =

- крутящий момент передаваемый валом

Тi=Рi/ (3.5)

Т1=10/282,6=0,035Нм Т3=9,4/56,52=0,166Нм

Полученные данные сводим в таблицу 1.

Таблица 1. Параметры вращения валов привода

 Вал1     n1==nдв=2700об/мР1=Р2=

=Рдв=10ВтТ1=Т2=

=Тдв= =0,035Нм




 

Вал3

n3=540об/мин.

Р3=9,4ВтТ3=0,166Нм




Находим частоту вращения n валов привода, об/мин[2, табл. 2.4.]:

nдв = n1= n2 = 2700 об/мин

n3 = n2 / u =2700/5= 540об/мин

Находим угловые скорости ω на валах привода [2, табл. 2.4.]:

ωдв = ω1 = ω2 =2π*nдв/30=3,14*2700/30= 282,6 с-1,

ω3 = ω2 / u1 =282,6/5=56,52с-1.

.2 Расчёт геометрических размеров

Для ведущей шестерни конической передачи:

Так как окружные скорости передачи не известны, на данном этапе расчета задаемся 7 степенью точности.

Внешний делительный диаметр колеса

, (3.6)

где  - коэффициент =1,1 [6 табл. 3,1];

- коэффициент ширины венца по отношению к внешнему конусному расстоянию, =0,285 [6 ГОСТ 12289-76]

=4,44мм

Принимаем по ГОСТ 12289-76 стандартное значение =50мм.

Примем число зубьев шестерни z1=18

Число зубьев колеса

z2=z1*u=18*5=90.

Внешний торцовый модуль

m te=, (3.7)

m tе==2,7=3мм

Фактическое передаточное число

uф===5

Внешний делительный диаметр шестерни

de1===10мм

Внешнее конусное расстояние

 (3.8)

Ширина зубчатого венца b=•Re, принимая =0.285, получим

b=0,285*137,7=39,2мм

Округлим b по ряду нормальных линейных размеров (ГОСТ 6636-69): b =40мм мм.

Среднее конусное расстояние

 (3.9)

R=137,7-0,5*40=117,7мм

Внешняя высота зуба

he= (3.10)

he=

Коэффициент радиального смещения у шестерни

 (3.11)


Внешняя высота головки зуба шестерни

 (3.12)


Внешняя высота головки зуба колеса

 (3.13)


Углы делительных конусов колеса и шестерни:

=arctg uф=arctg 5=79009,

=90-=90-79009,=10051,

Уточним значение коэффициента ширины зубчатого венца

===0,29

Внешний делительный диаметр

 (3.14)

Внешний делительный диаметр шестерни


Внешний делительный диаметр колеса


Средний делительный диаметр шестерни

d1=2(Re-0,5b)sin (3.15)

d1=2(137,7-0,5*40)sin10,51=43мм

Средняя окружная скорость в зацеплении равна

V= , (3.16)

V= =1,413м/с

С учетом окружной скорости назначим степень точности передачи ncт =8

Принимаем материалы:

для изготовления шестерни и колеса редуктора:

для шестерни сталь 40Х улучшенную с твердостью НВ 270;

для колеса сталь 40Х улучшенную с твердостью НВ 245.

.3 Расчет шарико - винтовой передачи

Исходные данные:

частота вращения n3=370об/мин.;

Определяем номинальный диаметр шарика исходя из условия динамической устойчивости:

Условие по предельной частоте вращения:n ≤ 8·104, мм·мин-1.

допускается d0n ≤ 12·104, мм·мин-1.

Условие по критической частоте вращение (условие предотвращения резонанса)

кр=5·107vKвd /l2, (3.17)

где v - коэффициент, зависящий от способа закрепления винта;

Кв - коэффициент запаса по частоте вращения, Кв =0,5÷0,8; и l - в мм.

из условия динамической устойчивости: d0 ≥ 8·104/n3=8·104/603,17=132,6мм.

из условия по критической частоте вращения:

d0/l2 ≥n3/5·107 vKв =540/5·107 ·0,7·0,7=0,000022

В соответствии с ОСТ 2 РЗ1-5-89 принимаем размер 150мм.

Обычно применяют одноконтурную (z = 1) трехвитковую гайку: iв = 3.

Rпр=(1,03…1,05)r0. (3.18)

Rпр=(1,03…1,05)75=77,25…78,75мм=78мм

Радиус шарика

rw=Dw/2 (3.19)

rw=50/2=25мм.

Радиус профиля резьбы

rпр=(1,03…1,05)rw. (3.20)

rпр=(1,03…1,05)25=25,75…26,25=26мм.

Приведенный угол трения в резьбе, рад:

, (3.21)

где fк - коэффициент трения качения, мм (fк =0,005...0,015 мм);

а - угол контакта, а=45°=0,785 рад.


Угол подъема резьбы, рад:

 (3.22)


Число шариков в одном витке гайки:

 (3.23)


Число рабочих шариков в одном витке с вкладышем:

zp=zш-zв (3.24)

где z' - число шариков в канале возврата.' =3Р / Dw,. (3.25)

zв=4,41/ 50=1

zp=9 - 1=8

Расчетное число шариков в iв витках:

zрасч= (3.26)

zрасч=

Параметры площадки контакта между телом качения и дорожкой качения (здесь Е - модуль упругости, МПа):

 (3.27)

 (3.28)


Радиус галтели винта, мм: rB = 0,2 rW =5мм.

Радиус галтели гайки, мм: rГ≈ 0,15 rW =3,75мм.

Наружный диаметр резьбы винта, мм:

d1 = d0 - 2[(rW + rB)cos(a + у) - rB]. (3.29)

d1=150-2[(25+5)cos(0,00116+45)-5]=117,57мм.

Смещение центра радиуса профиля, мм:

спр=(rпр- rW)sina. (3.30)

спр=(26- 25)sin45=0,707мм.

Внутренний диаметр резьбы винта, мм:

B =d0 + 2cпр - 2rпр (3.31)

B =150 + 2*0,707 - 2*26=99,41мм

Наружный диаметр резьбы гайки, мм:

r =d0 - 2cпр + 2rпр . (3.32)

r =150- 2*0,707+ 2*26=200,59мм.

Рисунок 2. Геометрические размеры шарико - винтовой передачи.

Внутренний диаметр резьбы гайки, мм:

r =d0 +0,5(d0-d1). (3.33)

r =150+0,5(150-117,57)=166,215мм.

Диаметр качения по винту, мм:

кв =d0-2rWcosa . (3.34)

dкв =150-2*25cos0,00116=100мм.

Диаметр качения по гайке, мм:

кг =d0+2rWcosa . (3.35)

кг =150+2*25cos0,00116=175мм

4. Проверочный расчет требуемой мощности двигателя

Крутящий момент на валу электродвигателя Тдв, Нм равен:

, (4.1)

где hпр- коэффициент полезного действия привода (муфты, подшипников, конической пары редуктора). Для соединения вала электродвигателя с входным валом редуктора применяем глухую втулочную муфту. Принимаем hм =0,98 [2, с. 43].

=0,023

Находим требуемую мощность двигателя Ртр, Вт[2, табл. 2.4]:

. (4.2)

Соотношение Рдв>1,2Ртр; 10Вт> 7,8Вт соблюдается.

5. Предварительный расчет валов

Предварительный расчёт выполняем по напряжениям кручения, т.е. при этом не учитываются напряжения изгиба, концентрации напряжений и переменность напряжений во времени (циклы напряжений). Для компенсации приближённости метода расчёта допускаемые напряжения на кручение применяем заниженными: [τ]к =10…20 МПа. Причем большие значения [τ]к принимаем для тихоходных валов [2, с. 110].

Определяем диаметры ступеней валов d, мм [2, табл. 7.1]:

. (5.1.)

Диаметр выходного конца быстроходного вала d2 ,мм:


Для соединения вала с валом электродвигателя диаметром dдв=6мм назначаем диаметр выходного конца вала d1 = (0,8…1,2) dдв=4,8…7,2 мм. Принимаем d2 =6 мм.

Диаметр выходного конца ведомого вала d3,мм:

.

Принимаем d3 =6 мм.

Диаметры ступеней валов назначаем исходя из конструктивных соображений.

6.Расчет момента инерции редуктора


Рассчитаем момент инерции редуктора J, приведенного к валу электродвигателя. Для этого по длине зуба колеса , делительному диаметру  и удельной плотности материала вычисляем значение J всех колес [5].

b=40мм;

d1 =43мм;

d2=50мм; ρ=7,85 г/см3 = 7,85*10-3 г/мм3 (для стали).

 (6.1)

7. Расчет мертвого хода

В реверсивных механизмах устройств и систем различают прямой и обратный ход. Вследствие боковых зазоров в зацеплении, зазоров во вращательных парах и упругих деформаций валов положения ведомого звена всегда различны при одинаковых положениях ведущего звена во время прямого и обратного хода.

Точность реверсивных механизмов могут охарактеризовать ошибка мёртвого хода и мёртвый ход.

Ошибкой мертвого хода механизма называется отставание ведомого звена при изменении направления движения ведущего звена. Она равна разнице в положениях ведомого звена при одинаковых положениях ведущего во время прямого и обратного движения механизма.

Мёртвым ходом принято считать свободное перемещение ведущего звена (в нашем случае - шестерни) при неподвижном ведомом звене (колесе).

Для одноступенчатой зубчатой передачи, имеющей в зацеплении боковой зазор jn, мёртвый ход определяется как погрешность перемещения ведущего звена [3]:

 (7.1)

где jn - величина бокового зазора, которая зависит от вида сопряжения колёс и допуска на боковой зазор.

Для степени точности колеса 7 и вида сопряжения G, значение минимального гарантированного бокового зазора jn min=20мкм (по ГОСТ 9178-72).

d2, - делительный диаметр ведомого колеса, мм;

α - угол профиля зубьев.

8. Подбор и расчет подшипников выходного вала

Определяем значения сил, действующих в зубчатом зацеплении [2, табл.6.1]:

Окружная: 

Ft=2Т1*103/d1 (8.1)

Ft=2*0,035*103/43=1,63Н.

Радиальная для шестерни, равная осевой для колеса:        

Fr=Fa=Ft*tgαcos. (8.2)=Fa=1,63*tg200cos100 51=0,58H.

Осевая для шестерни, равная радиальной для колеса:       

Fа1=Fr2 =Ft* tgαsin (8.3)а1=Fr2 =1,63*tg200sin10051=0,11H.

Составляем расчётную схему (рис. 3) и определяем суммарные реакции в подшипниках.

Составляем уравнения равновесия и определяем опорные реакции для выходного вала.

Рисунок 3. Расчетная схема ведомого вала.

Расстояние С1 и С2 берем из условия, что вал расположен в корпусе вертикально, и подшипники располагаются в корпусе редуктора. Границе корпуса редуктора намечаем с зазором 10 мм от торца ведомого зубчатого колеса и вершин зубьев ведомого. Тогда:

С1=b/2+10=30мм

С2 = 20+dае2=20+50,6=70,6мм

Определяем реакции:

плоскость xz

 -Rx1(C1+C2)+Ft*C2=0

 Rx2(C1+C2) - Ft*C1=0

Проверка  Rx1+Rx2 - Ft = 0

,14+0,49 - 1,63=0

плоскость yz

 -Ry1(C1+C2) - Fr*C2+Fa =0

 -Ry2(C1+C2)+Fr*C1+Fa =0

Проверка  Ry1 - Ry2 + Fr = 0

,07 - 0,18+0,11=0

Определяем суммарные радиальные реакции, Н:

. (8.4)

. (8.5)


Наиболее нагруженной опорой является опора 1.

Для обоих валов выбираем шариковые радиальные однорядные подшипники сверхлёгкой серии. Выбираем типоразмер подшипников по величине диаметра d внутреннего кольца, равного диаметру ступеней вала под подшпники.

Вал II - подшипник 1000900, ГОСТ 8338-75.

Вал III- подшипник 1000900, ГОСТ 8338-75.

Расчётная долговечность подшипников L10h определяется по формуле [2, с.140]:

 , (8.6)

где Lh - требуемая долговечность подшипника (по заданию срок службы механизма Lh =18000 ч);

RЕ - эквивалентная динамическая нагрузка, Н;

m - показатель степени: m=3 для шариковых подшипников;

а1 - коэффициент надёжности. При безотказной работе а1=1;

а23 - коэффициент учитывающий влияние качества подшипника и качества его эксплуатации. При обычных условиях работы для шариковых подшипников принимаем а23= 0,8;

Cr - динамическая грузоподъемность, Н.

Определяем рассчётную долговечность подшипников.

Частота вращения кольца подшипника n=540об/мин. Осевая сила в зацеплении Fa=0,82Н. Реакции в подшипниках R1=1,14H. Характеристика подшипников1000900: Cr=2500Н; V=1; Кб=1,1; Кт=1; а1=1; а23=0,8. Подшипники установлены по схеме враспор.

Определяем соотношения [2, с.150]:

;

.

По табл. 9.2 [2] находим е=0,19; Y=2,3.

По соотношению  выбираем соответствующую формулу для определения эквивалентной динамической нагрузки RЕ [2, табл. 9.1]:

RЕ=(XKkRr+YRa)KбKт , (8.7)

где Rr - радиальная нагрузка на подшипник (суммарная опорная реакция), Н

Ra- осевая нагрузка подшипника, Н

Х-коэффициент радиальной нагрузки, Х=0,56 для радиальных шарикоподшипников;

Y - коэффициент осевой нагрузки;

Kk - коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца Kk = 1;

Kб - коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки.

При переменной нагрузке Kб =1,3;

Kт - коэффициент, учитывающий влияние температуры на долговечность подшипника. При t≤1000C Kт 1,0.

RЕ2=(Х*V*R1+Y*Fa)*Кб*Кт=(0,56*1*1,14+2,3*0,58)1,1*1=2,17Н.

Определяем динамическую грузоподъемность:

. (8.8)


Долговечность подшипников обеспечена.

9. Обоснование применяемых материалов и типа смазки

Выбор и обоснование материалов колеса и шестерни произведён в пункте 3.

Материал корпуса и корпусных деталей (крышек подшипниковых) - Сталь 45 ГОСТ-1050-88.

Смазка подвижных соединений предназначена для уменьшения потерь на трение и износа трущихся поверхностей, для отвода теплоты, выделяющейся при трении, и предохранения от коррозии.

Смазывание зубчатого зацепления и подшипников, ввиду небольших скоростей вращения υ≤2 м/с [2, с. 254] осуществляется густой консистентной смазкой ЦИАТИМ -201 ГОСТ 6267-74 с периодичностью замены 2 раза в год.

Литература

1.       Элементы приборных устройств: Курсовое проектирование. Учебн. пособие для вузов. в 2-х частях. Под ред. О.Ф.Тищенко -М.: Высшая школа, 1978.

2.       Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. Изд. 2-е перераб. и дополн. - Калининград: Янтарный сказ, 2002. -454 с.: ил.

.        Сурин В.М. Прикладная механика: учеб пособие/ В.М.Сурин.- Мн.: Новое знание, 2005. - 388 с.: ил. - (Техническое образование).

.        Прикладная механика /Под общ. ред. Справочное пособие по курсам "Прикладная механика", "Механизмы устройств вычислительных систем" (кафедральная разработка). -Мн, МРТИ, 1990.

.        Элементы приборных устройств: Курсовое проектирование. Учеб. пособие для вузов в 2-х ч. Ч.2. Конструирование/Н.П.Нестерова, А.П.Коваленко, О.Ф.Тищенко и др.; под ред. О.Ф.Тищенко- М.: Высшая школа, 1978. - 232 с., ил.

.        Курсовое проектирование деталей машин / С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин и др. - М.: Машиностроение, 1988. - 416 с.

Похожие работы на - Проектирование механизма для изменения положения плеча робота

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!