Разработка и создание нового туристического маршрута на остров Крит на примере турфирмы ООО 'Мехико-тур'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,24 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка и создание нового туристического маршрута на остров Крит на примере турфирмы ООО 'Мехико-тур'














ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ НОВОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА НА ОСТРОВ КРИТ НА ПРИМЕРЕ ТУРФИРМЫ ООО «МЕХИКО-ТУР»

Оглавление

Введение

Глава 1. Характеристика мирового туризма

.1 Современное состояние туризма в мире

.2 Современные тенденции развития мирового туризма

Глава 2. Анализ деятельности турфирмы ООО "Мехико-тур" и предложения по увеличению числа предлагаемых услуг

.1 Анализ деятельности турфирмы ООО "Мехико-тур"

.2 Обоснования для создания нового маршрута на остров Крит

.3 Характеристика рекреационных ресурсов острова Крит для развития туризма

Глава 3. Разработка нового туристического маршрута « Визит к Минотавру»

.1 Программа маршрута «Визит к Минотавру»

.2 Экономическое обоснование нового тура

Заключение

Список литературы и интернет-источников

Приложения

Приложение 1 Динамика международных туристских прибытий

Приложение 2 Поступления от международного туризма

Приложение 3 Туристские прибытия и поступления от туризма в Европе в 2006 году

Приложение 4 Лидеры среди стран мира по международным туристским прибытиям и туристским поступлениям

Приложение 5 Прогноз распределения объемов въездного туризма по регионам мира

Введение

Туризм - явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена. Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные изменения в отношении туризма. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств - основой их существования. Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как российской, так и мировой экономики.

Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в казну. Помимо значительной статьи дохода туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. Туристическая деятельность в развитых странах является важным источником повышения благосостояния государства.

На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.[5, c.60]

Большой интерес представляет собой рассмотрение деятельности одной из фирм, предлагающих туристические услуги. Чтобы преуспеть в туристском бизнесе необходимо хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга. Так же требуется профессиональная, основанная на знании потребностей потребителя, организация производства и реализация туристского продукта. Нужна полная и всесторонняя информированность производителя туристских услуг, относительно всего того, что касается клиента, как потребителя этих самых услуг. Актуальность данной работы велика, т. к. в настоящее время индустрия туризма занимает одно из важнейших мест на международном и российском рынке, с каждым годом суммарный оборот туристических фирм увеличивается, все большее количество людей становятся потребителями услуг.

Турфирме необходимо привлекать и удерживать выгодных клиентов. А это происходит тогда, когда удовлетворяются их нужды. Удовлетворение нужд клиента, ведущее к повышению доходов предприятия - главная составляющая индустрии туризма.

Дипломная работа написана на основе прохождение практики в турфирме ООО «МЕХИКО-ТУР». Основным предложением компании является выездной туризм - продажа путевок по России и загранице. В работе был проведен детальный анализ деятельности турфирмы, разработан новый маршрут для увеличения ассортимента предлагаемых услуг и получения дополнительной прибыли.

Предмет исследования в работе - деятельность туристической фирмы ООО «МЕХИКО-ТУР».

Объект исследования - состояние и перспективы развития туризма на острове Крит.

Цель настоящей работы:

Исследовать потенциал развития международного туризма на острове Крит и предложить новый маршрут по стране для российских туристов.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

дать характеристику современному мировому туризму и тенденциям его развития в различных странах мира;

исследование потенциала острова Крит в системе международного туризма;

разработать новый маршрут по острову Крит для российских туристов.

В дипломной работе выделяются такие структурные элементы, как: содержание, введение, основная часть, состоящая из трех логически выстроенных глав, заключение и список использованных источников информации.

Первый раздел посвящен изучению характеристик мирового туризма, прогнозированию тенденций его развития в различных странах мира.

Во втором разделе рассматривается анализ деятельности туристической фирмы ООО « МЕХИКО-ТУР», даются обоснования для разработки нового туристического маршрута, а также описываются рекреационные ресурсы острова Крит для развития туризма.

В третьем разделе разрабатывается программа нового маршрута на остров Крит «Визит к Минотавру» на примере турфирмы ООО «МЕХИКО-ТУР» и приводится экономическое обоснование создания этого маршрута.

Заключение содержит выводы по всей работе.

Теоретической базой исследования являются многочисленные литературные источники, посвященные изучению туризма, публикации в специализированных СМИ, посвященных вопросам развития международного туризма и его перспективам, а также интернет-источники и актуальные аналитические материалы известных авторов в сфере туризма : Александровой А.Ю., Вавиловой Е.В., Биржакова М.Б., Ильиной Е.А., Балабанова В.С., Жуковой М.А. и др.

Глава 1. Характеристика международного туризма

.1 Современное состояние туризма в мире

В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) в 2010г. в мире было зарегистрировано 846 млн. прибытий туристов, а поступления от международного туризма достигли 733 млрд. долл. США. Всемирный охват международный туризм приобрел, начиная с 60 - 70-х годов ХХ века. В результате образовался мировой туристский рынок, в котором участвуют практически все страны.[44]

Вместе с тем динамика международных туристских потоков крайне неравномерна, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов мира. (Приложение 1)

В целом 2010г. стал рекордным для мировой туристской индустрии в связи с ростом туристских прибытий на 43 миллиона, или на 5,4%, по сравнению с 2009г. Из них 22 миллиона приходятся на Европу, 12 миллионов - на Азиатско-Тихоокеанский регион и по 3 миллиона на Америку, Африку и Ближний Восток.

Наибольшее количество туристских прибытий зафиксировано в Европейском регионе благодаря объективным историческим и социально-экономическим факторам. Более чем на 9% увеличилось число туристских посещений в Африку, что является самым высоким показателем роста туристских посещений 2010г. Динамично развивается также Азиатско-Тихоокеанский регион, открывший за последние десятилетия многие важные туристские направления и центры.

Основными целями международных туристических прибытий в 2010г. являлись следующие: более половины - 430 миллионов, или 51% составили поездки с целью отдыха и рекреации, деловой туризм - 131 миллион, или 16%, остальные прибытия пришлись на другие цели, такие как посещения друзей и родственников, паломничество, поездки с целью оздоровления и др.

Прибытия воздушным транспортом составили 46%, автомобильным - 43%, железнодорожным - 4%, водными путями - 7%. При этом, исходя из последних лет, следует отметить тенденцию к превалирующему росту туристских прибытий с использованием авиатранспорта.[48]

Мировые поступления от туризма в 2010г. составили 733 млрд. долл. США. В абсолютном выражении они выросли за год на 57 млрд. долл. США. (Приложение 2)

Для многих стран затраты туристов на проживание, питание, местный транспорт, развлечения и посещения туристских достопримечательностей, шопинг и иные расходы составляют существенную долю в экономике, повышая при этом уровень занятости населения и возможности для дальнейшего развития. Так, например, в 2010г. 75 стран мира заработали более 1 млрд. долл. США, благодаря поступлениям от туризма.

Если рассматривать абсолютные объемы поступлений от туризма, то мировым лидером продолжает оставаться Европа, получившая в 2010г. дополнительно 26 млрд. и набравшая в целом 374 млрд. долл. США, что составляет 51% от общемировых туристских поступлений.

Приведенные данные не включают поступления от международного пассажирского транспорта, получаемые компаниями, находящимися за пределами постоянного места жительства путешественников, которые выделяются ЮНВТО в самостоятельную категорию, именуемую «международный пассажирский транспорт». Несмотря на неполный статистический охват данной категории поступлений, они оцениваются в размере 17% от общих международных поступлений от туризма и пассажирского транспорта, или примерно 148 млрд. долл. США, в 2010г.[50]

С учетом перечисленных затрат общая сумма поступлений составляет 881 млрд. долл. США. Таким образом, ежедневно международный туризм дает около 2,4 млрд. долл. США.

Данные о распределении туристских прибытий и поступлений от туризма в Европейском регионе (Приложение 3) показывают, что рост туристских прибытий наблюдался в 2010г. почти по всем странам Европы. Исключение составили Венгрия (-7,2%) и Турция (-6,7%). Наибольший рост туристских прибытий пришелся на Италию (12,4%), Германию (9,6%), Ирландию (9,1%), Великобританию (9,3%), Швейцарию (8,8%) и Грецию (8,6%), которые в последние годы проводят грамотную, последовательную и обширную рекламную кампанию на основных направляющих рынках.

При этом лидерами в общей доле европейского рынка продолжают оставаться Франция (17,2%) и Испания (12,7%). Что касается международных туристских поступлений, то наиболее существенная их часть приходится на Испанию (13,6% от общеевропейских поступлений), Францию (11,5%) и Италию (10,2%).

Среди стран мирового рынка целесообразно выделить десятку лидеров как по международным туристским прибытиям, так и по поступлениям. (Приложение 4)

Следует подчеркнуть, что успехи многих стран в развитии туризма в 2010 году связаны, прежде всего, с проведением крупных международных событийных мероприятий. К ним относятся как спортивные, так и культурные события, такие как Зимние Олимпийские Игры в Турине, чемпионат мира по футболу в Германии, празднование 400-летия со дня рождения Рембрандта, 250-летия со дня рождения Моцарта, 125-летия со дня рождения Пикассо и многое другое.

Таким образом, анализ данных по международным туристским прибытиям и поступлениям от туризма за 2010 год показывает, что мировой туризм в целом не только сохранил свои позиции, но и существенно улучшил их.

Согласно предварительным данным динамика международных туристских прибытий и поступлений в целом сохранилась и в 2011 году.

1.2 Современные тенденции развития мирового туризма

Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен.

По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям в 2010 году, доля туризма в мировом ВВП составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей - 10,4%. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Так, в Австрии 8,6% в ВВП страны составляют прямые доходы от туризма и 15% - доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Испании, соответственно, 6,8% и 18,2% , во Франции - 4,1% и 10,9%, в Хорватии - 8,5% и 19,0%, в Великобритании - 3,4 % и 9,1%, в Канаде - 3,4% и 11,0%, в Болгарии - 4,1% и 14,5%.[50]

Таким образом, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике.

Несомненно, быстро развивающаяся система низкобюджетных авиационных пассажирских перевозок также вносит свой существенный вклад в стимулирование спроса на туристские путешествия. Все это в совокупности позволило увеличить число международных туристских прибытий в Европу более чем на 22 млн.

В последние годы в мире наблюдается тенденция превышения темпов роста количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших регионов над числом путешествующих в дальние страны. Некоторые эксперты связывают это с постоянной угрозой терроризма в мире, другие - с увеличением количества туристских поездок в год в связи с разбивкой отпусков. Эту тенденцию следует учитывать при формировании и проведении государственной политики, направленной на развитие въездного туризма.

К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести общие и отраслевые факторы, такие как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития.

Мировая туристская индустрия в последние годы сталкивается с постоянно растущим уровнем конкуренции между странами как внутри своего региона, так и за его пределами. В первую очередь на это указывают все более широкие, часто агрессивные меры рекламного воздействия при продвижении своего туристского продукта на внешних рынках. Кроме этого туристский спрос и туристское предложение зависят от ряда таких меняющихся факторов, как экономическое и финансовое развитие, влияние политики, проводимой государством, демографических и социальных изменений, развития инновационных технологий. Таким образом, усиление конкуренции, как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения является одной из существенных тенденций развития мирового туризма.

появления все большего числа стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов;

достижения пика насыщения некоторых форм и видов туризма, предлагаемых туристскими центрами и странами (например, на рынке пляжного отдыха).

Это требует от стран, стремящихся сохранить свою туристскую привлекательность, следующих действий:

попытаться сохранить баланс между ростом спроса и ростом предложения;

осуществлять планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития;

предусматривать долгосрочные инвестиции в сферу туризма;

обеспечить наличие ясных государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений.

По мере того, как экономические выгоды, получаемые от туризма, становятся все более очевидными, отношение стран к международному туризму становится все более лояльным и ведет к уменьшению числа ограничений. Важным для проведения стратегической политики развития туризма является учет демографических тенденций, происходящих в Европе. В настоящее время статистика указывает на постоянный рост доли населения пожилого возраста в европейских странах с развитой экономикой, в то время как численность населения трудоспособного возраста переживает стагнацию. Результатом этого является растущий спрос на туристский продукт, предназначенный для так называемого «зрелого» сегмента туристского рынка.

В последние годы отчетливо прослеживается тенденция к усилению мер по охране окружающей среды. Европа в целом характеризуется сравнительно высокими стандартами уровня жизни людей и уровня их образования. Эти факторы объясняют повышенное внимание к вопросам охраны окружающей среды на континенте. На государственном уровне постоянно обсуждаются и принимаются решения по вопросам очистки воды и воздуха, переработки отходов, защиты природы и животного мира и другие. Этому способствует высокий уровень внимания к данным проблемам со стороны средств массовой информации. В большинстве случаев рассмотрение вопросов охраны окружающей среды объединяется с вопросами развития туризма, что способствует привлечению особого внимания правительств европейских стран, к вопросам так называемого «устойчивого» развития туризма, охватывающего проблемы развития туризма и защиты окружающей среды на комплексной взаимозависимой основе. Несомненно, повышенное внимание к данным вопросам создает условия для появления новых туристских продуктов как на уровне индивидуального туризма, связанного с экологическими интересами, так и массового туризма.

Еще одна тенденция связана с тем, что большинство людей живут в густонаселенных урбанизированных районах. Это в значительной степени формирует туристские предпочтения в направлении сельского туризма, кратковременного отдыха, отдыха вне высокого сезона, активных видов туризма, кратковременных поездок в другие города с познавательными целями, выбора туров с проживанием не в гостиницах, а в апартаментах с самообслуживанием и др. В перспективе ожидается, что по мере того, как мир станет более изученным, и будет появляться все меньше новых туристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места.

Вместе с тем развитие информационных технологий и общее снижение цен на туристские поездки относительно доходов населения способствуют увеличению числа туристов и во многом способствуют происходящему в настоящее время процессу глобализации. Как известно, вместе с глобализацией приходит единообразие. Поэтому все большее число людей предпочитают поездки в туристские центры, которые гарантируют избыток развлечений и хорошую погоду. В настоящее время существует большое число курортов, обеспечивающих потребности, характерные только для какого-либо одного сегмента туристского рынка. Например, это сугубо молодежный отдых или отдых по системе «все включено», который не предполагает общения туристов с местным населением и культурой принимающей страны, и вместе с тем сохраняет свою популярность среди туристов.

В большинстве своем туристские предпочтения зарубежных туристов связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок.

Таким образом, общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Это требует постоянных активных действий со стороны стран, развивающих туризм, направленных на выделение приоритетных видов туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого соотношения их цены и качества.

При проведении государственной политики в сфере туризма национальные туристские администрации большинства стран учитывают прогноз развития туризма в мире, составленный Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) - крупнейшей межправительственной организацией, являющейся специализированным учреждением ООН и насчитывающей в своем составе 153 страны. Согласно исследованию ЮНВТО «Туризм - панорама 2020» увеличение мировых туристских прибытий в период между 2000 и 2020гг. прогнозируется более чем вдвое (Приложение 5).

Прогноз показывает, что в 2012г. число международных туристских прибытий должно превысить 1,0 млрд. чел., а к 2020г. - составить 1,56 млрд. чел., из которых 1,18 млрд. чел. будут путешествовать в пределах своих регионов (имеются в виду Европа, Америка, Африка и др.), и только 377 млн. чел. будут совершать дальние путешествия в другие регионы мира. Однако в целом в течение рассматриваемого периода дальние поездки в другие регионы мира будут расти быстрее, чем путешествия внутри своих регионов. Соотношение между внутри региональными и межрегиональными путешествиями изменятся от 82:18 в 1995г. до 76:24 в 2020г. При этом ожидается следующее распределение туристов по регионам: лидирующее место будет оставаться за Европой - 717 млн. туристов, второе место займет Восточная Азия/Тихоокеанский регион - 397 млн. туристов, третье займет Америка - 282 млн. туристов, за ней последуют (в порядке убывания) Африка, Ближний Восток и Южная Азия. В данном прогнозе предполагается, что к 2020 году Россия займет девятое место в мире по количеству туристских посещений.

Международная практика показывает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта любой страны на мировом рынке может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. При этом следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от вложенных средств в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру проявляются через несколько лет постоянных вложений этих средств. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию своей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт. Поэтому задача создания образа страны, благоприятной для посещения, является исключительно государственной задачей, что подтверждается мировой практикой. Несмотря на лидирующие мировые позиции в развитии туризма, ежегодный государственный бюджет, выделяемый Великобританией и Испанией, только на продвижение своего национального туристского продукта с целью увеличения въездного туристского потока, составляет соответственно 50,9 и 96,2 млн. евро. Большинство европейских стран, имеющих туристские ресурсы и стремящиеся развивать туризм, также вкладывают ощутимые средства в продвижение своих стран на мировом рынке, которые в среднем составляют около 31,7 млн. евро ежегодно.[9, c.104]

Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в экономику страны. При этом следует учитывать значительный мультипликативный эффект туризма, развитие сопутствующих ему сфер экономической деятельности и рост занятости населения (косвенно 3-4 иностранных туриста обеспечивают 1 рабочее место в экономике страны). Однако необходимо отметить, что одним из главных законов рекламы является значительный объем, регулярность и продолжительность воздействия. Рекламная кампания начинает приносить экономический эффект только с определенного минимального порога. Опыт стран, продолжительное время вкладывающих значительные средства в государственную рекламу своего туристского продукта, показывает, что необходимо вкладывать средства не только на увеличение туристского потока, но и на поддержание стабильности существующего. Только грамотно построенная государственная стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих рынках и носящая постоянный характер, позволяет сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики.

С целью увеличения международных туристских прибытий мировая туристская общественность в лице ЮНВТО сформулировала следующие основные задачи, стоящие перед странами на ближайшее десятилетие:

повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;

обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;

повышение роли государственной политики в сфере туризма;

усиление роли государственно-частных партнерств;

необходимость государственных вложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.

Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые. Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международной торговли. Многие высокоразвитые страны Запада, такие, как Швейцария, Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. Итак, международный туризм, характерной чертой которого является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, играет все более заметную роль в мировой экономике. Туристическая отрасль входит в число экономических форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости.

В следующей главе проводится детальный анализ хозяйственной деятельности ООО «МЕХИКО-ТУР» и приводятся обоснования для создания нового маршрута.

Глава 2. Анализ деятельности турфирмы ООО "Мехико-тур" и предложения по увеличению числа предлагаемых услуг

.1 Анализ деятельности турфирмы ООО "Мехико-тур"

Туристическая фирма «МЕХИКО-ТУР» была основана 12 марта 2001 года. По организационно - правовой форме фирма является обществом с ограниченной ответственностью. ООО регулируется ГК РФ. Обществом с ограниченной ответственностью является коммерческая организация, созданная одним или несколькими учредителями, уставной капитал, которого разделен на доли, определенные учредительными документами, участники которой не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в размере внесенной доли уставного капитала.

В настоящее время общество с ограниченной ответственностью продолжает оставаться наиболее востребованной моделью образования юридического лица именно из-за возможности нести субсидиарную ответственность по своим обязательствам. Эта же форма юридического лица была едва ли не единственным возможным вариантом для создания нового дела в 2001 году, году основания «МЕХИКО-ТУР».

Свою деятельность фирма ООО «МЕХИКО-ТУР» начала как малоизвестное туристическое агентство, занимающееся реализацией и продвижением туристического продукта, созданного туроператором. Деятельность фирмы осуществлялась на основании лицензии на турагентскую деятельность, выданной от 23 апреля 2001года под №0032538(рег.№52-аф-08056), федеральным агентством по туризму. Затем фирма получила туроператорскую лицензию, выданную Федеральным агентством по туризму от 14 мая 2002года под №0032537(рег.№52-оф-15805).[1, c.14] Это дало фирме право выполнять функции организаторов и создателей комплексного туристического продукта для группового и индивидуального туризма, предлагать путешествия различной стоимости и продолжительности по различным направлениям и в разное время года, разрабатывать туристские маршруты, обеспечивать их услугами, организовывать рекламу, рассчитывать и устанавливать цены на туры, продавать их турагентствам для выпуска и реализации путевок на них.

В условиях экономических изменений современная туристическая фирма, как и любое предприятие, производящее товары или услуги, сталкивается с множеством проблем. Источниками повышенной сложности управления являются высокая степень неопределенности рыночной ситуации, сезонная нестабильность спроса на туристические услуги, ужесточение конкуренции в туристическом бизнесе, нехватка финансовых ресурсов и т.д. В таких условиях фирма не может ограничиваться только текущим планированием и оперативным управлением своей деятельности. Возникает необходимость стратегического мышления, которое должно воплотиться в программу действий, уточняющую цели и средства реализации выбранного пути развития.

В краткосрочной перспективе успех турфирмы определяется, прежде всего, финансовой сбалансированностью различных направлений текущей деятельности. Выживание и развитие на долгосрочную перспективу зависит от способности фирмы своевременно предвидеть изменения на рынке и соответствующим образом адаптировать свою организационную структуру и содержание портфеля заказов на туруслуги. Нацеленность на организацию будущего становится необходимой составляющей стратегического мышления современных менеджеров. Их задача заключается в том, чтобы освоить «планирование» непредсказуемого и, осуществив стратегический выбор, последовательно воплотить его в программы действий фирмы, сделав их понятными для всех работников. Идеология стратегического управления базируется на предположении о невозможности с достаточной степенью сложности прогнозировать долгосрочные тенденции. Таким образом, стратегическое управление определяется как технология управления в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени.

В миссию фирмы входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем. Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, фирма, в конечном счете, сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений.

Миссия ООО «МЕХИКО-ТУР» в общем:

Стать известной в Санкт-Петербурге турфирмой по продаже туристических маршрутов и стараться учитывать все интересы и пожелания клиентов.

Направление деятельности.

Туристическая фирма ООО «МЕХИКО-ТУР» является многопрофильным оператором и работает как на внутреннем так и на внешнем рынке, и занимается въездным и выездным туризмом. Фирма разрабатывает и реализует турпродукты, которые включают в себя:

1.  Туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т.п.)

2.       Туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т.д.)

Фирма предлагает большой ассортимент турпродукта:

. Автобусные туры: Москва, Санкт-Петербург, Рязань, Тула, Пенза, города Золотого Кольца и др.

. Экскурсии по Санкт-Петербургу и области

. Отдых на черноморском побережье: Сочи, Анапа, Туапсе, Геленджик, Лазаревское и др.

. Отдых за рубежом: Мексика, Турция, Египет, Тунис, Таиланд и др.

Организационная культура.

Корпоративная культура турфирмы имеет следующие особенности:

- Отношения работников строятся по принципу «большая семья», что обеспечивает высокую мотивацию на проявление активности и вовлеченность всех в общее дело. По сравнению с предприятиями, где заняты тысячи людей, в малых организациях каждый работник на виду. Каждому предоставляется возможность в полной мере проявить свой потенциал активности, выдвинуться, почувствовать свою востребованность и занять должное место в иерархии компании.

ООО «МЕХИКО-ТУР» является малой организацией, поэтому ей проще в управлении и эффективном использовании ресурсов, она быстрее адаптируются к изменениям во внешней среде. И ее отличает большая жизнеспособность. Все это в полной мере относится к туристским компаниям. Они, как и все малые предприятия, способны создать сильную корпоративную культуру. Парадоксально, но в большинстве своем турфирмы не хотят либо не могут этим воспользоваться.

Клиентов у туристской организации бесконечное множество, у каждого свои ожидания и свое, обусловленное индивидуальными особенностями психики и интеллекта восприятие получаемого обслуживания и реакция на него, а потому это восприятие не может быть описано в виде какого-то определенного алгоритма на все случаи жизни. Качество обслуживания в туристских организациях зависит от умения персонала:

распознать и оценить требования каждого клиента к заказываемому обслуживанию;

оценить восприятие каждым клиентом предоставляемого ему обслуживания;

оперативно корректировать по необходимости процесс обслуживания, добиваясь удовлетворенности каждого клиента предоставляемым обслуживанием.

Таким образом, в настоящее время для квалифицированной работы в индустрии туризма, помимо технологической подготовки, знаний в области туристского бизнеса, также необходима соответствующая психологическая подготовка, владение вопросами межличностного общения.

Все большее значение приобретают такие личностные качества работника, как коммуникабельность, ориентация на достижение результата, клиентоориентированность, ответственность, обучаемость, способность планировать работу, стрессоустойчивость, умение работать в команде, аккуратность, внимательность, лояльность к компании. Эти требования объясняются тем, что в индустрии туризма ошибка, допущенная персоналом может повлиять на дальнейший выбор клиента и на его удовлетворенность качеством обслуживания.

Организационная структура управления.

В турфирме ООО «МЕХИКО-ТУР» существует линейно-функциональная организационная структура. Этот вид структуры наиболее приемлем для турфирмы, так как она имеет небольшой штат сотрудников. И эта организационная структура является оптимальным вариантом для общества с ограниченной ответственностью. Она представляет собой синтез линейной и функциональной организационных структур. В ее основу положены вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным службам организации (маркетинг, работа с клиентами, планирование, финансы, реклама и др.). При такой организационной структуре сохраняется движение по инстанциям, но функции, относящиеся ко всей организации, например кадровая политика, подготовка производства, планирование сроков и контроль их выполнения и т.д., выделяются в функциональные отделы, которым предоставляются полномочия для дачи распоряжения. Руководители линейного и функционального отделов имеют право на совместное принятие решений для соответствующего отдела организации. За конечный результат организации в целом отвечает ее руководитель, задача которого состоит в том, чтобы все функциональные службы вносили свой вклад в его достижение. Поэтому он много усилий тратит на координацию и принятие решений по продукции и рынкам. К достоинствам данной системы управления относятся: высокая эффективность при небольшом разнообразии продукции и рынков; централизованный контроль, обеспечивающий единство в решении задач организации; функциональная специализация и опыт; высокий уровень использования потенциала специалиста по функциям; экономичность, достигаемая за счет однородности работ и рынков. Практика показывает, что на формирование уровней организационной структуры оказывают влияние такие факторы, как масштабы и вид организации, направления ее деятельности, число стратегических бизнес-единиц, стратегические планы и др.

Организационная структура фирмы ООО «МЕХИКО-ТУР» представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Организационная структура фирмы ООО «МЕХИКО-ТУР»

В ООО «МЕХИКО-ТУР» директор является главной фигурой, которой подчиняются все отделы и подразделения. Старший менеджер является заместителем директора по туризму, у которого в подчинении находятся 3 отдела:

отдел внутреннего туризма;

отдел внешнего туризма;

экскурсионный отдел.

Все эти отделы находятся на одном уровне и свободно взаимодействуют друг с другом.

Также в подчинении у директора находится заместитель директора по транспорту, который контролирует работу специалистов по авиа и ж/д билетам и автобусным маршрутам. Транспортный отдел взаимодействует с остальными отделами фирмы.

Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется специальным подразделением - бухгалтерией. Главный бухгалтер подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации. Бухгалтерия предприятия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение записей в учетных регистрах, составление отчетности, а также занимается калькуляцией туров, начислением заработной платы, исполняя функции кассира.

В обязанности старшего менеджера по туризму входит: формирование и работа с клиентской базой, разработка и проведение компаний по привлечению клиентов, маркетинговое исследование рынка туристических услуг, организация работы офиса, заключение договоров, оформление туристических документов, консультирование по турпродукту, подбор, разработка, оформление, расчет стоимости и продажа туров, бронирование билетов, гостиниц; консультация клиентов и выявление потребностей.

В организационной структуре фирмы отделом маркетинга и рекламы, занимается и директор и менеджеры; они занимаются разработкой агрессивной рекламной политики, изыскивая наиболее эффективно работающие рекламные пространства в газетах, журналах, используя внешнюю рекламу, радио и телевидение.

Далее, в таблице 1 приведен анализ основных финансово - экономических показателей деятельности ООО «МЕХИКО-ТУР» за последние три года.

Таблица 1

Наименование показателя

Единица измерения

За 2008год

За 2009год

За 2010од

Абсолютное  отклонение, ед. изм.

Относительное отклонение, %

Объем оказанных туристских услуг

тыс. руб

7250

7545,6

16229,8

8684,2

115

Число обслуженных экскурсантов

чел.

3560

4762

7855

3093

65

Выручка от оказания туристских услуг

тыс. руб.

7250

7545,6

16229,8

8684,2

215

Среднесписочная численность работников

чел.

8

10

11

1

10

Годовой фонд оплаты труда

тыс. руб.

252,6

298,1

444,0

145,9

49

Среднемесячная заработная плата работников

тыс. руб.

1,8

2,5

3,4

0,9

36


Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что ООО «МЕХИКО-ТУР» повышает свои финансово - экономические показатели с каждым годом. Это происходит за счет увеличения качества, а как следствие - и количества, оказываемых туристских услуг. И поэтому руководство фирмы позволило себе также увеличить заработную плату своим работникам.

Таким образом объем оказанных туристических услуг увеличивается с каждым годом. Выручка увеличилась на 115 % в 2010 по сравнению с 2009 годом, среднесписочная численность увеличилась на 10%, среднемесячная заработная увеличилась в 2010 по сравнению с 2009 годом на 36 %.

Анализ обследования сильный и слабых сторон в ООО «МЕХИКО-ТУР»

Самой сильной стороной фирмы является работа опытных профессиональных гидов, готовых удовлетворить все пожелания клиента. Спрос на такие услуги практически не ограничен, поскольку лишь очень немногие фирмы их предлагают.

Ключевые факторы успеха (неудачи) продуктов предприятия на рынке.

Сильные стороны:

высококлассные специалисты

качественное оборудование

возможность прямого выхода на западный рынок

в отличие от других агентств - выступает в роли оператора

профессиональное качество предлагаемых услуг

Таким образом, слабые стороны:

маленькая зарплата

проблема внутреннего менеджмента

отсутствие планирования

отсутствие маркетинга

текучесть кадров.

Угрозы:

при дальнейшей пассивности руководства и отсутствия планирования и маркетинговой ориентации возможна потеря преимущества.

потеря высококлассных специалистов из-за внутренних проблем фирмы.

Возможности:

разработка новых маршрутов.

Разработка тура в ООО "Мехико-тур"»

При разработке турпродукта следует соблюдать главный принцип - цель путешествия.

Технология разработки тура.

. Маркетинговые исследования (выявление потенциальных возможностей и формирование тура):

а) ПЭСТ анализ (политические, экономические, социальные, технологические силы);

б) ПНВУ (преимущества, недостатки, возможности, угрозы);

в) сегментация рынка (мотивация, цели) - «название тура». 2. География маршрута (перспективное планирование тура):

выявление ресурсно-технического обеспечения тура (основные и дополнительные объекты показа, транспорт, питание, размещение);

тип маршрута (линейный, радиальный, кольцевой). 3. Договорный этап (заключение договоров с партнерами). На этом этапе происходит определение партнёра или поставщика услуг. В договоре указывают: предмет договора, основные условия, права и обязанности поставщика, ответственность сторон, порядок расчётов, юридические адреса сторон, форс-мажор.

Договор с гостиничным предприятием должен содержать: - стоимость номеров, их бронирование;

скидки;

условия размещения;

график заездов;

материальная ответственность.

Договор с предприятием питания включает:

• количество одновременно обслуживающих туристов;

• регулярность и величина питания;

• примерные цены;

• материальная ответственность.

. Информационно-методическое обеспечение тура: а) составление карточки транспортного маршрута;

б) описание маршрута (вербальное описание, условия приема и обслуживания);

в) график движения по маршруту (расписание);

г) документ «Условия приема и обслуживания туристов». Условия о размещении: какие номера, комнаты или каюты, сколько человек может проживать, санитарно-бытовое обслуживание - наличие канализации, прачечных, душ или ванны в номерах. Условия питания: ресторан, кафе, буфет - адрес и отдаленность от места проживания, план питания.

Программа туристско-экскурсионного, культурно-досугового обслуживания: дни обслуживания, перечень тем экскурсий и мероприятий, продолжительность экскурсий в астрономических часах, стоимость экскурсий):

• карта-схема маршрута;

• справочные материалы по маршруту;

• различная информация для составления памятки для туристов, выезжающих за границу, памятка для менеджера;

• описание технологических особенностей тура (прививка от СПИДа, малярии, азиатская гостиница, Диснейленд и т.д.);

• памятки о сроках подачи заявок (на авиабилеты, проживание, питание, скидки на группу);

• заявка бронирования тура (дата, № заказа, ответственное лицо, название тура, информация о туристах русский и латинский вариант, № заграничного и российского паспорта, транспорт, время, рейс, класс, возможные изменения, страна, город, дата прибытия и убытия, гостиница, название, класс, тип номеров, питание, экскурсии);

• информационный листок, в котором содержится следующая информация:

) маршрут - экскурсия, тип маршрута, транспорт, размещение, продолжительность, краткое описание;

) пакет услуг;

) дополнительная информация.

. Расчет стоимости путевок и выпуск к реализации (калькуляция).

Стоимость путевки рассчитывается следующим образом:

• транспортные услуги - внутри маршрутный транспорт, трансфер (доставка туристов от места сбора группы к терминалу основного перевозчика), экскурсии;

• проживание (стоимость умножается на ночи);

• питание;

• зарплата (гиды, экскурсоводы, руководитель группы);

• отчисления во внебюджетные фонды (26% ЕСН и сбор на страхование от несчастных случаев);

• экскурсионное обслуживание;

• билеты на культурно-развлекательные программы;

• накладные расходы (10 - 20%);

• итого затрат;

• начисление прибыли (10 - 40%);

• начисление НДС на сумму затрат и прибыли;

• стоимость путевки вместе с НДС.

. Продвижение тура на рынок (инструменты продвижения) -реклама (каталоги, брошюры, наружная реклама, реклама в СМИ, в пункте продажи);

стимулирование продаж (различные материалы для прямой почты, проспекты по конкретному направлению - метод поддержки); - связи с общественностью (оформление пресс-релизов и публикаций

отдаются в информационные службы, комитеты);

пресс-конференции и пресс-демонстрации;

иллюстративные рассказы с описанием - имиджевая статья;

презентации;

ознакомительные туры;

выставки, ярмарки, научно-практические конференции;

различные видеофильмы.

. Этап реализации путевок (формирование агентской цепи).

. Качество турпродукта

Качество турпродукта - совокупность свойств тур услуг и процессов обслуживания по удовлетворению обусловленных или предполагаемых потребностей туристов.

Качество турпродукта характеризуется качеством услуг и культурой обслуживания.

Специфика сферы туризма заключается в том, что производимый продукт полностью или частично неосязаем, а эффект сервиса оценивается потребителем в условиях определенного эмоционального состояния, зависящего от большого количества факторов, в числе которых такие субъективные характеристики туриста, как:

а) особенности воспитания;

б) возраст;

в) культурные традиции народа, представителем которого является турист;

г) понятие о комфорте;

д) привычки;

е) самочувствие или психологическое состояние на момент получения услуги;

ж) физиологические особенности организма и др. Все это делает восприятие качества турпродукта во многом субъективным, зависящим от индивидуальных характеристик каждого туриста.

1.       У персонала турпредприятия нет шанса на исправление брака и, как следствие, нет шанса на возврат гостя. При этом гость, выбирая другое место отдыха, советует остальным поступать также. Ведь негативная информация распространяется быстрее позитивной. 4 из 100 клиентов, выразивших недовольство системой обслуживания, могут увести за собой почти в 3 раза больше потенциальных клиентов, чем те, кому обслуживание понравилось, привести.

Обязательные требования к качеству турпродукта:

безопасность жизни и здоровья;

гарантия предоставления услуг, согласно путевке;

сохранность имущества туристов;

охрана окружающей среды.

Критерий качества выражается через систему показателей, отражающих различные виды деятельности по обслуживанию туристов.

На качество тур.обслуживания влияют следующие факторы:

природно-климатические;

культурно-исторические ценности;

психологические;

специфические потребности туристов;

культура труда и поведения сотрудников;

имидж предприятия.

Условия создания качественного сервиса на туристском предприятии: 1. Соблюдение основных и наиболее важных для сферы туризма принципов современного сервиса:

а) максимальное соответствие предоставляемых услуг требованиям потребителей и характеру потребления;

б) неразрывная связь с маркетингом;

в) гибкость сервиса.

. Создание необходимых условий для персонала:

эргономичность рабочих мест;

четкая формулировка правил;

четкая система оценки качества работы каждого сотрудника;

мотивация персонала;

система повышения квалификации персонала.

. Оптимизация организационной структуры управления предприятия, предоставляющего тур. услуги.

Чем длиннее цепочка прохождения заказа, тем больше вероятность совершения ошибки. Оптимальной является такая организационная структура управления, где число элементов предельно мало.

. Всесторонний, полный, объективный и непрерывный контроль над качеством сервиса, предполагающий:

а) участие гостя в оценке качества и контроле над ним;

б) создание методик и критериев, позволяющих соотнести требования стандартов с фактическим положением дел;

в) создание систем самоконтроля персонала;

г) постоянная работа с группами качества;

д) применение четко сформулированных количественных критериев качества предоставляемых услуг;

е) участие персонала в создании систем и критериев качества; ж) применение технических средств контроля над качеством;

З) создание служб контроля, куда бы входили представители дирекции, финансового отдела, кадровой службы, отдела безопасности и др.

Качество обслуживания во многом определяют:

) политика в области туризма;

) уровень капитальных вложений в развитие инфраструктуры;

) компетенция персонала тур предприятия;

) гибкость системы управления.

Важными показателями качества турпродукта являются гарантия безопасности и предоставление заранее оплаченных услуг. Стандарты качества тур обслуживания определяются системой стандартизации и сертификации (ГОСТы, введенные с 95г.) Предприятие «МЕХИКО-ТУР» активно обслуживает 10 % потребителей потенциального рынка, которые имеют возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых туристских продуктов, в том числе и конкурирующими фирмами. Однако турфирма не останавливаясь на достигнутом, постоянно изыскивает новые возможности для освоения новых рынков потребителей туристского продукта.

Прежде чем открыть новое направление или разработать новый продукт, ООО «МЕХИКО-ТУР» проводит исследование потребительских предпочтений.

Для этого применяются различные способы связи с аудиторией, а именно: интервью по телефону, анкеты, рассылаемые по почте, личные интервью, групповые интервью.

Опросами, наблюдениями и экспериментами занимаются агенты по сбыту или другие сотрудники фирмы, совмещающие их проведение со своей основной работой или занимающиеся этим в специально выделенное время.

Для проведения опроса турфирма «МЕХИКО-ТУР» приглашает временных работников. Чаще всего приглашаются старшеклассники или студенты, поскольку выполнение этой работы не требует особой квалификации.

Для выявления наиболее популярного направления было проведено анкетирование туристов ООО «МЕХИКО-ТУР».

По результатам анкетирования было выявлено, что наиболее предпочтительным направлением для потребителей туристической фирмы «МЕХИКО-ТУР» является Египет - 38%. Наименее популярным - Финляндия-6 %. Греция заняла вторую позицию с 25 %, хотя отметили, что уровень обслуживания в отелях не всегда соответствует их классности. Следующий из направлений - Чехия с 12%, а за ним сразу же Китай с 11%. Туристы отметили, что данное направление их привлекает, но из-за высокой стоимости путевки не все могут её себе позволить. Один из менее популярных направлений является Болгария - 8%.

Необходимо помнить, что при выборе вида отдыха немаловажное значение имеет возраст путешественника. В таблице 2 приведены предпочтения видов отдыха в зависимости от возраста туристов.

Таблица 2

Возрастные предпочтения видов отдыха

Вид отдыха

Доминирующий возраст

Отдых на море

21 - 40

Спортивный туризм

26 - 35

Отдых в городе

31 - 40

Отдых на оздоровительных курортах

31-40

Бизнес-туры

26 -35

Оздоровительный туризм

31 - 40, 51 - 55

Экскурсии

21 - 40

Охота

21 - 30, 56 - 60

Рыбалка

31 - 35

Развлечения

Ночная жизнь

До 20, 26 - 30, 36 - 40

Другое

36 - 40, 56 - 70


Как видно из таблицы 2 наибольший интерес для туристических фирм составляют покупатели в возрасте 26 - 40 лет, которые заявляют интерес на 6 - 8 видов отдыха из 12, приведенных в таблице.

После исследований рынка туристическая фирма подходит к непосредственной разработке тура. В первую очередь ООО «МЕХИКО-ТУР» определяется с направлением путешествия, затем сезон, продолжительность поездки, маршрут, пакет и классность услуг.

В основном подготовительная работа по созданию турпродукта в туристической фирме «МЕХИКО-ТУР» составляет от 1,5 лет до 1 года до первой отправки туриста по новому маршруту, новой программе или в новую страну.

Немаловажно программа производства и реализации нового турпродукта, которая представлена в таблице 3.

Таблица 3

Программа производства и реализации нового турпродукта

Вид деятельности

Год

Срок

Вид работы

Комплексное исследование рынка - планирование

1-й год

2 месяца

Изучение турпродукта, рынка как такового, потребителей, конкурентов



3-4 месяца

Сравнительный анализ предполагаемых мест приема туристов

Планирование - переговоры

2-й год

2-3 месяца

Принятие решения о месте назначения, отелях, их вместимости, продолжительности тура, начале сезона, дате отправки



1-2 месяца

Переговоры с авиалиниями о чартерных полетах. Переговоры с отелями, транспортными компаниями, организациями, предоставляющими экскурсионное обслуживание и т.д.

Работа по оформлению отношений с организациями поставщиками услуг, подготовка рекламной продукции


1 месяц

Оформление контрактов с отелями, авиакомпаниями, транспортными компаниями, организациями, предоставляющими экскурсионное обслуживание и т.д.



5-6 месяцев

Оценка продажной цены тура и расчет окончательной цены тура

Продвижение и реализация

3-й

2-3 месяца

Распространение рекламной продукции



2-3 месяца

Начальное продвижение продаж. Реклама в СМИ



1-2 месяца

Агрессивная рекламная деятельность. Первая отправка туристов по новому туру


Турфирма «МЕХИКО-ТУР» старается реализовывать вновь разработанные туры через существующие каналы сбыта, т.е. партнеров в стране, с которыми она работала ранее. Это наиболее простой путь выхода на рынок с новым продуктом, так как турфирма застрахована от ряда неприятных неожиданностей во взаимоотношениях с новым партнером, и постоянное сотрудничество предоставляет возможность получения финансовых льгот (скидки с цены, уменьшение предоплаты, увеличение комиссии и т.д.)

Прибыль, закладываемая в стоимость туристского продукта, устанавливается турфирмой в процентах к себестоимости затрат. Размер процента зависит от спроса на данный туристский продукт и может колебаться от 5 до 100%. Структура себестоимости тура приведена в таблице 4 на примере турпакета в Грецию.

Таблица 4

Структура себестоимости тура в Грецию [43]

Виды затрат

Цена, долл.

% к Итогу

Авиаперелет чартерным рейсом в обе стороны

283.05

62.9


Похожие работы на - Разработка и создание нового туристического маршрута на остров Крит на примере турфирмы ООО 'Мехико-тур'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!