Наименование
склада
|
Норма запаса
хранения, дни
|
Площадь для
хранения 100 усл. Пар обуви, м2
|
Площадь, м2
|
|
|
|
расчетная
|
фактическая
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Механизированный
склад кожматериалов для верха обуви с отделением подготовки производственных
партий
|
15
|
0,2
|
167
|
|
Механизированный
склад текстильных материалов
|
21
|
0,08
|
93
|
|
Склад кожматериалов
для низа обуви с отделением подготовки производственных партий
|
15
|
0,16
|
133
|
|
Механизированный
склад искусственных кож и формованных деталей низа
|
21
|
0,12
|
140
|
|
Склад фурнитуры
и метизов
|
25
|
0,03
|
42
|
|
Склад кроя
коробок
|
15
|
0,02
|
|
Механизированный
центральный комплектовочный пункт (ЦКП)
|
2
|
1,0
|
111
|
|
Механизированный
склад готовой продукции
|
3-7
|
1,5
|
583
|
|
Итого:
|
1286
|
|
,
где - выпуск в смену в условных парах (2777
усл. пар);на 100 у. п. - площадь для хранения 100 условных пар
обуви, м2;
НЗ - норма запаса хранения, дни;
Рсм - количество смен (2).
На основании таблиц 1.2 и 1.1 рассчитываем Fобщ - сумма
площадей всех помещений фабрики, размещаемых в основном производственном
корпусе (расчетные значения).
,
где Fосн. ц. - суммарная площадь основных
производственных цехов, м2;п-всп. ц. - суммарная площадь
подсобно-вспомогательных цехов, м2;склад. - суммарная
площадь складов снабженческих и сбытовых, м2.осн. ц. =
3181 м2;
Удельный вес суммарной площади подсобно-вспомогательных помещений,
центрально-ремонтной мастерской, технохимического цеха, компрессорной, контор
цехов и других помещений составляет 5-8% от общей производственной площади
фабрики. Для проектного решения возьмем 7%, следовательно, площади
подсобно-вспомогательных помещений составят:
м2;склад. = 1286 м2.
м2.
1.3 Выбор
типа основного производственного корпуса и варианты поэтажного размещения
структурных подразделений предприятия
Выбор типа производственного здания фабрики заключается в
определении его формы, этажности, сетки колонн, габаритов. Основой для выбора
типа производственного здания служат установленные в предыдущем пункте площади
помещений.
Для размещения обувных предприятий рекомендуется применять
многоэтажное здание различной формы (форма производственного корпуса
определяется технологическим процессом изготовления). Сетка колонн допускается
6х6, 9х6, 12х6 м, ширина производственных помещений вновь строящихся обувных
предприятий должна быть не менее 18 м.
Рациональный тип здания обеспечит оптимальное размещение
производственных подразделений предприятия, рациональную схему многоэтажного и
внутриэтажного движения материальных и людских потоков.
Предварительную длину здания определяют по общей площади
производственных помещений предприятия, выбранной ширины и числу этажей по
формуле:
,
гдеобщ. - сумма площадей всех помещений фабрики,
размещенных в проектируемом здании, м2; Шзд - принятая
ширина здания, м;- число этажей.
м
Если принимаем сетку колонн 9х6, то габариты производственного
здания составят 48х27 м, площадь одного этажа - 1296м2, площадь всех
3-х этажей здания - 5184 м2. Рассмотрим вариант, когда ширина цеха
равна 18 метров.
тогда, м.
габариты производственного здания составят 66х18, площадь одного
этажа - 1188, площадь всех этажей производственного здания - 4752 м2.
Окончательную длину здания уточняют в дальнейшем по размещению
производственных подразделений, которые определяются в результате планировки
складов, цехов, участков, потоков по этажам предприятия. При этом определяется
и фактическая площадь структурных подразделений, которая заносится в таблицы
1.2 и 1.4.
Для составления поэтажной схемы планировки составлены 3 варианта
компоновки, которые представлены на рисунках 1.1, 1.2, 1.3 по каждому варианту
выполнен анализ рациональности размещения цехов, складов и схемы движения
грузовых и людских потоков.
1.4
Разработка схемы грузопотока предприятия
Грузопоток предприятия определяется количеством и видом
транспортируемых грузов, протяженностью транспортирования каждой разновидности
грузов. При разработке схемы грузопотоков учитываются основные требования
техники безопасности, противопожарной безопасности и НОТ.
Маршруты перемещения грузов должны быть кратчайшими и по
возможности прямолинейными, исключающими встречное, повторное и петлеобразное
движение. Должно быть сокращено до минимума промежуточное складирование и
накопление грузов во избежание перекладывания их с одного транспортного
средства на другое. По возможности должны использоваться стандартные
подъемно-транспортные устройства, унифицированная тара для упаковки грузов. При
этом желательно совмещать, где это возможно, выполнение транспортных операций с
вспомогательными технологическими. Можно предусмотреть применение единой
транспортной системы.
При разработке схемы грузопотока фабрики должны учитываться
следующие факторы:
тип производственного здания и тип предприятия,
сетка колонн, оснащенность инженерными коммуникациями, совмещение с
расположением административно-бытовым корпусом, грузовых лифтов и элеваторов;
- последовательность технологического процесса;
способы складирования материалов, наличие мест для
их комплектования, устройств для транспортирования в производственные
подразделения;
связь структурных подразделений, расположенных в
основном производственном корпусе, друг с другом;
возможность гибкой перепланировки в случае изменения
ассортимента фабрики;
способы сбора и удаления технологических отходов.
Схема грузопотока предприятия разрабатывается по принципу от
общего к частному, т.е. она должна отображать всю последовательность
перемещений материалов, полуфабрикатов, готовой обуви, начиная от поступления и
заканчивая отправкой готовой продукции.
Таким образом, в общую схему грузопотока фабрик входят
составной частью частные схемы грузопотоков отдельных структурных
подразделений.
Наиболее рациональной планировкой цехов и складов
соответствует 2 вариант, изображённый на рисунке 1.3 Все грузы в основном
доставляют автотранспортером. Эти грузы снимаются с машин консольными кранами
грузоподъемностью 55 кН и погружаются на прицепные тележки электротягача.
Материалы поступают на склады первого этажа через двери. Склад кожтовара низа,
склад СГП имеют выходы на улицу в виде дверей шириной 3 м. На склад кожтовара
верха материалы поступают через грузовой лифт на 2 этаж.
Со складов материалы поступают в цеха. Склады кожтовара верха
и низа примыкают к раскройному и вырубочному цехам, соответственно. Это
позволяет использовать в качестве транспортирующего устройства для подачи
материалов в цех тележки. Также это укорачивает длину грузового потока. Для
межцеховой передачи материалов, полуфабриката по вертикали кроме лифтов
предусмотрены два рядом расположенные элеватора.
Из раскройного цеха, с участка обработки детали верха
поступают в центральный комплектовочный пункт, где производится подбор
транспортных партий деталей обуви, и отправка их по элеватору в заготовочный
цех. Откуда собранные заготовки поступают через грузовой лифт в цех сборки
обуви. Поток сборки заготовки оснащены вертикально-замкнутыми конвейерами, а
поток сборки обуви - горизонтально-замкнутыми конвейерами различной длины, в
зависимости от мощности выпускаемых моделей обуви. Зона запуска и выпуска
находятся в одной зоне, отправка на склад готовой продукции осуществляется по
межэтажному перекидчику, а оттуда на улицу для транспортировки к месту хранения
или сбыта.
2. Выбор
структуры, компоновка оборудования и проектирование раскройного цеха
При
проектировании раскройного цеха выбирается структурная схема раскройного цеха,
определяются площади подсобно-вспомогательных помещений, распределительной
базы, комплектовочных, решается вопрос о специализации участков раскроя
материалов, обработки деталей обуви, возможности организации микрогрупп при
обработке деталей верха, подбираются транспортные средства для оснащения
участков раскроя и обработки деталей. Исходя из разработанной поэтажной
планировки обувной фабрики, выбирается система уборки отходов в отделение
сортировки и тюковки отходов. На основании разработанных проектных решений
описываются организация рабочих мест раскройщиков. Для каждого выбранного
участка предварительно производится компоновка оборудования в ленточку в
технологическом порядке и с соблюдением всех норм и правил. На основании
выполненных расчетов и выбранной поэтажной схемы планировки фабрики
разрабатываются пути доставки материала в цех и отправки полуфабрикатов в
сборочные цеха. Площадь РБ - 37 м2, площадь ПКО - 36 м2, площадь резачной - 16
м2.
Раскройный цех состоит из: участка раскроя, участка
обработки, распредбазы, промежуточного комплектовочного отдела и резачной.
Затем решался вопрос о размещении отдельных подразделений цеха соотносительно с
планом всего этажа. То есть распределительная база должна находится рядом со
входом в цех, через который поступают материалы из склада кожтовара верха, а
комплектовочное отделение - рядом с ЦКП. Для транспортировки кож, кроя и
резаков на участках раскроя была принята конвейерная система. Были выбраны
конвейера: КЗЛ-О для участка раскроя кож для верха, а так как количество
рабочих на участке обработки деталей верха составляет 18 человек, то конвейер
применять не целесообразно, поэтому в качестве транспортных устройств передачи
полуфабриката будем применять тележки.
3. Описание
раскройного цеха
Раскройный цех расположен на втором этаже производственного
корпуса. Площадь этажа 2376 м2, сетка колон 9х6 м. Площадь раскройного
цеха 960 м2.
Склад кожматериалов верха находится на втором этаже рядом с
грузовым лифтом, Кожа поступает в РБ при помощи тележек. Текстильные и
искусственные материалы также при помощи тележек поступают в цех из складов и
попадают в распределительную базу, где составляются сменные задания
раскройщикам и отправляется на запуск, на конвейер. В распределительной базе
производят формирование многослойных настилов на специальном столе с габаритами
1,5х6 м, настилы загружаются на тележки и доставляются раскройщикам в цех.
В качестве транспортирующего устройства на участке раскроя
используется конвейер КЗЛ - О с двусторонним расположением рабочих мест.
Конвейер состоит из трех, расположенных друг под другом самостоятельных
ленточных конвейеров: верхний предназначен для транспортировки деталей в пачках
или в таре и возврата свободной тары, средний предназначен для доставки кож на
место раскройщика, нижний - для уборки отходов, работает постоянно. Для
проектируемого цеха на участке раскроя будет использоваться один конвейер
КЗЛ-О-26-2 длиной 33,6 метра, второй - КЗЛ-О-18-2 длиной 24,8 метра, ширина
конвейеров 900 мм.
Отходы сбрасываются со стороны концевой секции на
вспомогательный транспортер а далее в проём в перекрытии и попадают в
подвальное помещение, где расположено отделение сортировки и тюковки отходов.
На участке раскроя кож используются пресса ПКП-10, раскроя многослойных
настилов пресса ПТО-25. После раскроя детали поступают в ПКО, где производится
комплектация деталей по 120 пар и запуск на поток обработки деталей.
На участке обработки применяем для передачи деталей тележки
размером 400х1000. После обработки детали верха они поступают с помощью
элеватора в ЦКП, а с ЦКП - в цех сборки заготовки и в цех сборки обуви.
В проектируемом раскройном цехе замкнутая система движения
полуфабрикатов и материалов, грузовые потоки нигде не пересекаются и их путь
наименьший.