учет кассовый валюта актив
- формирование и выдача налоговой отчетности по основным фондам;
- получение информации по данным бухгалтерского учета и использования ее при проведении инвентаризации;
- учет материалов на складе и в эксплуатации;
- ведение карточек складского учета;
- обработка и выдача различных бухгалтерских ведомостей по учету материалов.
Программа АРМ «Заработная плата» предназначена для автоматизации расчета труда и заработной платы от процесса первичной обработки документов до получения расчетно-платежной документации и форм отчетности.
АРМ «Заработная плата» решает следующие функциональные задачи:
- ведение лицевых счетов и соответствующих справочников;
- ввод данных;
- расчет заработной платы;
формирование отчетной документации.
Ввод данных позволяет вводить изменения в табель учета рабочего времени, сведения о начислениях и удержаниях, о временной нетрудоспособности, документы на отпуск. Ведомости сверхурочных работ, сведения для премирования, листки о простое.
Во всех случаях расчета формируется расчетно-платежная документация. В результате расчета заработной платы создаются отчетные документы.
1 Учет кассовых операций
.1 Синтетический и аналитический учет наличных денежных средств в кассе
Для учета денежных средств в кассе предприятие использует активный сч. 50. Сальдо счета указывает на наличие свободных денежных сумм в кассе на начало месяца, дебетовые обороты - суммы поступившие наличными в кассу, а кредитовые - суммы выданные из кассы. Для учета денежных средств в кассе и отражения их в бухгалтерских реестрах используются следующие хоз. операции и корреспонденции счетов:
Поступили денежные средства с расчетного счета в кассу -Д50 К51;
Поступили денежные средства в кассу от покупателей - Д50 К62;
Поступили деньги в кассу от подотчетных лиц - Д50 К71;
Выдана зарплата из кассы Д70 К50;
Поступили денежные средства из кассы на р/с - Д51 к50;
Выданы из кассы деньги под отчет - Д71 К50.
Для учета кассовых операций в бухгалтерии ведут спец регистры:
ж/о №1 и ведомость №1 по сч. 50.
Основанием для заполнения ж/о и ведомости №1 служат отчеты кассира.
В кассе могут храниться не только наличные денежные средства, но и различные бумаги - путевки в дома отдыха, почтовые марки, проездные билеты.
1.2 Ведение кассовой книги
Ведение кассовой книги осуществляется кассиром. При приеме наличных денег кассир проверяет их платежеспособность. Полученная сумма должна соответствовать указанной в ПКО. После приема денег кассир подписывает квитанцию и заверяет печатью. Квитанция, подписанная гл. бухгалтером, выдается на руки лицу, сдавшему деньги. Выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе предприятия, производится по РКО, выписываемым на каждое лицо отдельно.
Предприятие ведет одну кассовую книгу. Она должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью на последней странице. Общее количество листов заверяется подписями руководителя и гл. бухгалтера.
Записи в кассовой книге ведутся в 2 экземплярах через копировальную бумагу. Первые экземпляры листов остаются в книге, а другие служат отчетом кассира, отрываются в конце дня и сдаются с документами в бухгалтерию.
Неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются, сделанные исправления заверяются подписью кассира и гл. бухгалтера. Ежедневно, в конце рабочего дня кассир подсчитывает операции за день, выводит остаток на следующее число. И сдавая отчет получает расписку бухгалтера в кассовой книге. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на гл. бухгалтера.
1.3 Ревизия кассы
В сроки, установленные руководителем, а так же при смене кассира на каждом предприятии проводится внезапная ревизия - ревизия кассы. С полным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности фактически сверяется с данными учета по кассовой книге.
Приказ о проведении инвентаризации является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а так же персональный состав ревизионной комиссии.
Комиссия проверяет достоверность данных бух. учета и фактического наличия денежных средств, различных ценностей и документов, находящихся в кассе, путем полного пересчета, и составляет акт «акт инвентаризации наличных денежных средств» и «инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности».
До начала ревизии от каждого материально-ответственного лица берется расписка. Расписка включена в заголовочную часть акта проверки.
Результаты инвентаризации оформляются актом в 2 экземплярах, который подписывается всеми членами комиссии и лицами ответственными за сохранность ценностей, и доводится до сведения руководителя. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, 2-й остается у материально-ответственного лица.
При обнаружении недостатка или излишка в акте указывается их сумма и обстоятельство возникновения. На обратной стороне акта ответственное лицо пишет объяснение по этому поводу, а руководитель - решение по результатам инвентаризации.
2 Учет операций в иностранной валюте
Если организация систематически совершает операции с ин. вал., то к 50 счету открываются соответствующие субсчета для обособленного отражения движения каждой наличной ин. вал.
Кассир должен быть обеспечен специальными справочниками, содержащими информацию о видах валют, которые участвуют в кассовых операциях. С кассиром по валютам заключается договор о полной материальной ответственности, устанавливаются лимиты, предоставляются образцы дорожных чеков, видов банкнот разных валют.
В кассу принимается наличная иностранная валюта, не вызывающая сомнений в подлинности и платежеспособности. Денежные знаки, поврежденные, ветхие, в платежеспособности которых есть сомнения, от клиентов не принимаются. Фальшивые денежные знаки клиенту не возвращаются, их записывают в специальный реестр и сообщают в МВД. Затем купюры сдают в банк с пометкой «фальшивые», или «вызывающая сомнения». Оплату товаров или услуг разрешается принимать в ин. валюте. Пересчет осуществляется по рыночному курсу, информацию о котором банк сообщает в кассу. Таблицы пересчета должны быть доступны для посетителей. При расчетах за валюту сдача выдается в той же валюте. А с согласия покупателей сдача может быть выдана в других СКВ.
3 Учет основных средств
.1 Поступление ОС
Основные производственные фонды - это стоимостное выражение средств труда, которые участвуют во многих производственных процессах, сохраняя свою первоначальную форму.
К ОС относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные приборы, транспортные средства, производственный и хоз. инвентарь.
ОС принимаются к бухгалтерскому учету в случае их:
. Приобритения
. Сооружения и изготовления
. Внесения учредителями в уставный капитал
. Получения по договору дарения
В соответствии с ПБУ 6/01 основные средства, приобретенные предприятием, принимаются к БУ по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью ОС, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение, изготовление (без НДС). Фактические затраты на приобретение и изготовление ОС складываются из:
. Сумм, уплаченных продавцу (без НДС)
. Сумм, уплаченных строителям-подрядчикам
. Оплата информационно-консультационных услуг
. Уплата % за кредит
. Затраты по установке.
Первичным документом, оформляющим поступление ОС, является акт о приеме-передаче объектов ОС. В бухгалтерии на основании акта заполняется инвентарная карточка или книга учета объектов ОС. Инвентарные карточки ведут в 1 экземпляре на каждый объект или на группу объектов.
При поступлении ОС на предприятие выполняются следующие бухгалтерские проводки:
. Д08 к60 - поступили объекты ОС от поставщиков;
. Д01 К08 - введены в эксплуатацию объекты ОС;
. Д19 К60 - отражена в учете сумма НДС по приобретенным объектам;
. Д60 К51 - уплачено поставщикам с расчетного счета, за полученные ОС.
При создании объекта ОС самостоятельно все затраты учитываются на дебете 08 счета.
3.2 Амортизация ОС
В процессе производства ОС изнашиваются. По мере износа они переносят свою стоимость, в виде амортизации, на готовую продукцию. В связи с этим каждому предприятию следует обеспечить накопление средств для новых объектов.
Существует 4 способа начисления амортизации:
. Линейный
. Способ, уменьшаемого остатка
. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования
. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции.
При линейном способе амортизация начисляется исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования.
При способе уменьшаемого остатка амортизация исчисляется исходя из остаточной стоимости на начало отчетного года, и нормы амортизации исчисленной исходя из срока полезного использования. При этом способе часто применяется коэффициент ускорения амортизации.
При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования амортизация начисляется исходя из первоначальной стоимости объекта и соотношения, т.е. - число лет, остающихся до конца срока службы/ на сумму чисел лет общего срока службы.
Способ списания стоимости пропорционально юбъему продукции применяется для объектов, которые используются не ритмично. Норма амортизации = процентной доле фактического объема выпуска от общей производственной мощности.
При начислении амортизации применяются следующие бухгалтерские проводки:
. Д20 К02 - начислена амортизация ОС в основном производстве.
. Д23 К02 - начислена амортизация ОС во вспомогательном производстве.
. Д25 К03 - начислена амортизация ОС общецехового назначения.
3.3 Выбытие ОС
Объекты ОС выбывают из организации в результате:
. Продажи объекта другому юридическому лицу.
. Передачи объектов ОС в виде вклада в уставный капитал других организаций.
. Списание ранее сданных в аренду объектов с правом выкупа.
. Списание в случае морального или физического износа.
. Ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и др. чрезвычайных ситуациях.
Выбытие ОС в результате продажи оформляется актом приема- передачи.
Безвозмездная передача также осуществляется на основании акта.
Ликвидацию ОС производят на основании распоряжения руководителя организации. Приказом руководителя может быть создана, постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица. Комиссия определяет целесообразность использования объекта - невозможность или неэффективность их восстановления, непригодность к дальнейшему использованию, а также оформляет документацию на списание объектов.
Результаты, принятого комиссией решения оформляются актом на списание. Акт составляется в 2 экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем. На основании оформленных актов, переданных в бухгалтерию, в инвентарной карточке делается отметка о выбытии объекта.
4 Учет НМА
.1 Оценка НМА
К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты:
исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.
НМА принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость НМА, приобретенных за плату, определяется как сумма фактических расходов на приобретение, за искл. НДС и иных возмещаемых налогов. Фактическими расходами на приобретение НМА могут быть:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки прав правообладателю;
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением НМА;
регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и др.
При приобретении НМА могут возникать дополнительные расходы на приведение их в состояние, в котором они пригодны к использованию. Такими расходами могут быть суммы оплаты занятых этим работников, соответствующие отчисления на соц. страх. и обеспечение, материальные и др. расходы.
Первоначальная стоимость НМА, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на создание, изготовление, за исключением НДС.
4.2 Амортизация НМА
Стоимость НМА погашается посредством амортизации. Амортизация НМА производится одним из следующих способов начисления:
линейный способ;
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции.
при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости НМА и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;
при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости НМА на начало отчетного года и нормы амортизации.
В течение отчетного года амортизационные отчисления по НМА начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции начисление амортизации производится исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости НМА и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования НМА.
Срок полезного использования НМА определяется организацией при принятии объекта к б.у.
Определение срока полезного использования НМА производится исходя из:
срока действия патента, свидетельства и других ограничений;
ожидаемого срока использования этого объекта, в течении которого организация может получать доход.
По НМА, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на 20 лет. Срок полезного использования не может превышать срок деятельности организации.
Амортизационные отчисления по НМА начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к б.у., и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта.
4.3 Списание НМА
Стоимость НМА, использование которых прекращено для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию.
Если амортизационные отчисления по каким-либо НМА отражаются в б.у., путем накопления соответствующих сумм, то одновременно со списанием стоимости этих объектов подлежит списанию сумма накопленной амортизации.
Доходы и расходы от списания НМА отражаются в б.у. в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания НМА относятся на финансовые результаты организации.