крестьянам предписывалось применять во время жатвы косы и грабли вместо серпа, что, безусловно, намного способствовало повышению производительности труда крестьянина, сокращала сроки жатвы и потери при уборке урожая.
Водились новые культуры - табак, виноград, тутовые и фруктовые деревья, лекарственные растения. Разводились новые породы скота.
В первой четверти 18 века завершилось слияние двух форм деятельности земельной собственности - вотчины и поместья. Вотчина - это наследственная собственность, а поместье - владение условное, это государственная земля, отданная служилому человеку во временное владение, хотя нередко оно становилось пожизненным.
К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.
Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.
В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.
Реформы в сфере финансов
Существенное оздоровление финансов являлось конечной целью реформаторской деятельности Петра I. Его финансовая политика характеризовалась небывалым до его правления налоговым гнетом. Рост государственного бюджета достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Изыскивались все новые, дополнительные источники налогов: банная, рыбная, медовая, конская и другие подати вплоть до налога на бороды (царь требовал брить бороды, а кто не выполнял этого требования обязан был платить налог) и на дубовые гробы, продажа которых объявлялась государственной монополией, так же как питейное и табачное. Всего косвенных сборов насчитывалось до 40 видов.
Поиски новых источников доходов привели к коренной реформе всей налоговой системы - введению подушной денежной подати. С конца 1718 по 1724 г. в России была проведена перепись населения и учтено 5,4 млн. душ мужского пола, облагаемых единой податью: с помещичьих крестьян - 74 коп. в год, с государственных крестьян - 1 руб.14 коп., с ремесленников и купцов - 1 руб.20 коп.
К концу Петровского правления (1725 г.) государственные доходы по сравнению с 1701 г. выросли почти в 4 раза и составляли 8,5 млн. руб. из которых более половины (4,6 млн. руб.) приходилось на подушную подать.
Громадные дефициты первых лет 18 века уменьшились к концу царствования Петра, хотя и на склоне своих лет он все еще не переставал нуждаться в деньгах на содержание армии и флота, на потребности народного хозяйства.
Военная, экономическая и финансовая политика Петра не всегда приводила к позитивным результатам, однако при всех неудачах его реформаторской деятельности, он, тем не менее, сделал большой шаг вперед сравнительно со своими предшественниками; в 17 веке только смутно понимали необходимость экономических реформ и лишь немногие люди сознавали по какому пути они должны идти.
Петр сделал реформы одной из главных задач правительственной деятельности, четко определил цели и указал, где и как надо их достигать. В этом его большая заслуга.
Реформы Петра затронули не только оборону, экономику и финансы. Они повлекли за собой необходимость перестройки системы государственного управления и образования.
Реформы в системе государственного управления. Церковная реформа
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций. Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была напрвлена прежде всего на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.
Усиление абсолютистской монархии потребовало перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления, его высших, центральных и местных органов.
На смену Боярской думе пришел Правительствующий Сенат - высшая правительствующее учреждение с судебными, административными, а иногда и законодательными функциями. Он был создан в 1711 г. в составе 9 сенаторов, назначенных лично Петром из представителей знати, бывших членов Боярской думы и дворян.
Функции Сената в первые годы его существования были широки и разнообразны. В частности, он заботился о государственных доходах и расходах, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом.
В 1922 г. было издано новое положение о Сенате. Этим положением Сенат объявлялся высшим государственным учреждением империи. В руках Петра Сенат стал послушным орудием монарха по управлению страной.
Взамен сложного и неповоротливого аппарата Приказов (более 50) и канцелярий с их нечеткими функциями и параллелизмом в работе был разработан проект создания новых центральных ведомств. Реформа 1717 - 1720 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела коллегии, созданные на основе изучения иностранного опыта. Всего было создано 11 коллегий со строгим распределением функций. Важнейшими являлись коллегии, ведавшие иностранными, военными (армией и флотом отдельно) и судебными делами: коллегии иностранных дел, Военная и Адмиралтейская, Юстиц - Коллегия.
В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заведовавшая дворянским землевладением. Другой сословной коллегией явился созданный в 1720 г. Главный магистрат, управлявший городским сословием - ремесленниками и купечеством.
Поначалу каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но в 1720 г. был издан обширный (из 56 глав)"Генеральный регламент", определивший их единообразное организационное устройство и порядок деятельности. Последующее развитие принципа чиновной выслуги нашло отражение в Петровской "Табеле о рангах" 1722 г. Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов или рангов чиновников. Всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином.
Коренным преобразованиям подверглась церковь которая была крупнейшим феодалом России. К концу 17 века церковь все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом.
января 1721 г. Петр утвердил "Духовный регламент". Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учрежден Святейший правительственный Синод. В его ведении находились чисто церковные дела, он выполнял еще и функции духовного суда. Для надзора за деятельность Синода Петр назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора. Присутствие Синода состояло из 1 высших церковных иерархов, назначаемых царем, которому они приносили присягу.
Таким образом, Петр I полностью подчинил церковь своей власти. В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.
Реформы в области образования, науки и культуры
Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование новых структур чиновничьего аппарата, абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарная школа, а 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась "школа математических и навигацких наук", ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии. В петровское время была открыта Медицинская школа (1707 г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех видах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей, 42 цифирных - для подготовки местных чиновников; в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703 - 1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа - "гимназия", в которой обучали в основном иностранным языкам. Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 г. вышла в свет "Арифметика, которая вводила арабские цифры вместо букв, а затем была выпущена "Таблица логарифмов и синусов".
Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти 18 века получила бурное развитие издательское дело. В 1708 г. Петр ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Были созданы новые типографии в Москве, Петрограде и других городах выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий в том числе новых учебников и учебных пособий.
Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а в 1714 г. в Петербурге была открыта Государственная библиотека, заложившая основу для Библиотеки Академии наук.
С декабря 1702 г. стала выходить первая в России периодическое издание - газета "Ведомости" (тираж от 100 до 2500 экз.). Активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири, было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири.
Русские моряки гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию.
За три недели до своей смерти, в январе 1725 г. Петр подписал Указ об отправке первой Камчатской Морской экспедиции под командованием В.И. Беринга и А.Л. Чирикова для выяснения вопроса, где Камчатка "сошлась с Америкой". Эта экспедиция продолжалась с 1725 по 1730 г.
В первой четверти 18 века были начаты работы по составлению сводного "Атласа Всероссийской империи", первый том которого вышел в 1732 г.
Итогом достижений Петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге Академии наук. открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназии.
В Петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется период к регулярной застройки городов, созданию крупных архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культурного назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга, хотя, например, Карамзин Н.М. далеко не в восторге по поводу основания Петербурга. По его словам "Петербург основам на слезах и трупах" и что "мысль утвердить там пребывание наших государей была, есть и будет вредной".
В эпоху Петра I коренной ломки подверглись все традиционные представления о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами
Реформы Петра были глубоким переворотом в российской жизни обновившие русское общество сверху донизу, до самых его основ и корней.
Петр взял из старой Руси государственные силы, верховную власть, право, сословия, а у Запада заимствовал технические средства для устройства армии, флота, государственного и народного хозяйства, правительственных учреждений. Реформы, совершенные Петром Великим, не имели своей прямой целью перестраивать ни политические, ни общественные, ни нравственные порядки, установившиеся в русском государстве, а ограничивались стремлением вооружить русское государство и народ новыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до его реальных сил. Его реформы, осуществленные в первой четверти XVIII столетия, вошли в историю нашего государства как своеобразная "революция сверху", захватившая все сферы народной жизни: государственное устройство, быт, нравы, образование, вооруженные силы и в первую очередь экономику страны.
Одним из главных направлений деятельности Петра стало усиление торговли и промышленности для повышения благосостояния всего общества, государственных доходов, решения основных военных и политических задач.
Вернувшись в Россию после продолжительного пребывания в Европе, Петр с большой энергией приступил к проведению реформ. Он сознательно и последовательно стремился сблизить Россию с Западом, проводя экономическую политику "европейского" образца. Ее главными элементами стали:
а) резкое возрастание экономических функций государства, централизация и регламентация всех сторон хозяйственной жизни страны;
б) усиленное развитие промышленности, ориентированной на решение общегосударственных задач и нацеленной на создание крепкого государства, опирающегося на мощные вооруженные силы;
в) энергичное строительство новых путей сообщения и создание отечественного морского флота;
г) протекционизм, являвшийся основой внешней торговли.
За свое тридцатилетие правления страной Петр сделал то, что хотел сделать с помощью Европы. Он желал не покупать у Запада готовые плоды тамошней техники, а усвоить ее, пересадить в Россию сами производства с их главным рычагом - техническим багажом.
Трудовое поколение, которому достался Петр, работало не на себя, а на государство и после длительной и тяжелой работы ушло едва ли не беднее своих отцов. Сам Петр не оставил после себя ни копейки государственного долга, не израсходовал ни одного рабочего дня у потомства, напротив завещая преемникам обильный запас средств, которыми они долго пользовались, ничего к ним не прибавляя. Его преимущество перед ними в том, что он был не должником, а кредитором будущего.
Петровские преобразования в силу различных причин оказались, к сожалению, не лишенными ряда противоречий, среди которых есть и такие, коих можно было, наверное, не допустить.
Одно из основных и неразрешимых противоречий состояло в том, что Петр, по мнению историков, надеялся грозою власти вызвать, пробудить самодеятельность народа в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности народу.
Эпоха Петра стала временем формирования всесторонне развитой бюрократической машины России, которая наряду со стимулирующим воздействием на экономику принесла и немало негативного. А вот что писал А.И. Герцен по этому поводу: "Один из самых печальных результатов Петровского переворота - это развитие чиновнического сословия. Класс искусственный, необразованный, голодный, не умеющий ничего делать, кроме "служения", ничего не знающий, кроме канцелярских форм, он составляет какое-то гражданское духовенство, священнодействующие в судах и полициях и сосущее кровь народа тысячами ртов, жадных и нечистых". Главным итогом всей совокупности Петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом было оформлено то, к чему шел Петр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено воле одного человека - капитана, и успел вывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.
Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения.
Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.
В заключение можно привести слова современника Петра - Нартова:
". и хотя нет более Петра Великого с нами, однако дух его в душах наших живет, и мы, имевшие счастие находиться при сем монархе, умрем верными ему и горячую любовь нашу к земному богу погребем вместе с собой. Мы без страха возглашаем об отце нашем для того, что благородному бесстрашию и правде учились от него".
2. Реформаторская деятельность Александра Второго
Император Александр вступил на престол (19 февраля1855года) в одну из самых трудных минут, какие только приходилось переживать России. Новому государю досталось тяжелое наследство - неоконченная война с союзниками (Турция, Англия, Франция), которая велась в основном крайне для нас неудачно. Армия едва держалась в Крыму, обороняя Севастополь, практически отрезанный от остальных областей. Черноморский флот был уничтожен, вооружение армии оказалось много хуже, чем у противника. Денежные средства были совершенно истощены, отсутствие кредита за границей вызвало усиленный выпуск бумажных денег и падение курса. Истощенной России с ее 85-миллионным населением и с едва 1 млрд. годового дохода приходилось бороться с союзниками. Разделавшись с войной, можно было приступить к преобразованиям. Что они были крайне необходимы и неотложны, это было давно уже осознано в русском обществе; необходимость их признавало и правительство.
Реформаторская деятельность Александра II это, прежде всего, шесть законодательных актов, приведенных в жизнь императором: отмена крепостного права, отмена телесных наказаний, учреждение земского самоуправления, городского самоуправления, гласного и мирового суда и переустройство армии. Эти реформы совершенно заново построили жизнь русского народа, создали новые отношения между общественными классами, внесли новые представления о взаимоотношениях между обществом и государством. Отношения эти строились на началах свободы и демократизма и выделили царствование имп. Александра II, как новую эпоху в русской жизни.
Отмена телесных наказаний.
Освобождение крестьян логически повело к уничтожению телесных наказаний за уголовные преступления. Прежнее законодательство отличалось большой жестокостью. Новый закон отменил шпицрутены, плети, кошки, наложение клейм, но временно сохранил розги. Это была уступка многочисленным противникам гуманной меры
Земская реформа
"Положением о земских учреждениях" (1 янв.1864г.) имелось ввиду заменить господствовавшую до тех пор в областных учреждениях систему бюрократического управления. Русская империя разбросалась на необъятном пространстве, включила в свои пределы десятки губерний и областей и потому распоряжения, посылавшиеся оттуда, при всем добром желании исполнительных органов, сплошь и рядом оказывались непрактичными или ошибочными, несоответствующими ни целям, ни средствам, а кроме того еще и запоздалыми. Правительственный контроль над действиями земских собраний и управ сосредоточен в руках местного губернатора. Первоначально земские учреждения были открыты в 33 центральных губерниях; позже они были распространены на окраины: на западные губернии, на Ставропольскую, Астраханскую и Оренбургскую.
Городская реформа
"Городовое положение" (16 июня1870г) дало населению городов местное самоуправление, с правом ведать свое городское хозяйство и содействовать развитию просвещения у себя в городах. Предоставляя городам устраивать свою жизнь собственными силами и средствами, правительство оставило за собой лишь право надзора, следя за тем, чтобы действия думы и управы не выходили из рамок предоставленных им прав. Городская реформа была проведена в том же духе, как главные реформы имп. Александра II. Создавая всесословное управление, новый закон сближал отдельные классы городского населения и прежней сословной розни, противополагал общие интересы.
Судебная реформа
Третьей капитальной реформой императора Александра II была реформа судебная. Только с 1861 года установлены были первые элементы правового порядка, и потому вслед за этим стал на ближайшую очередь вопрос о разумной, рациональной организации независимого суда - первой опоры и охраны правового порядка.
Военная реформа
По громадному воспитательному и политическому значению, какое имела в русской жизни всеобщая воинская повинность, ее следует поставить наряду с великими реформами крестьянской, земской, городской и судебной. Характерной особенностью "Устава о воинской повинности" - его уважение и забота о насаждении и укреплении просвещения.
Итоги реформ
Указанные выше пять реформ: крестьянская, земская, судебная, городская и военная, вместе с отменой телесных наказаний, составляют неотъемлемую славу и гордость царствования императора Александра II. Императору Александру II по справедливости присвоено "звание" Царя-Освободителя: он освободил не только крестьян, но вообще личность русского человека, поставил ее в условия самостоятельного существования и развития. Раньше личность была подавлена и поглощена: в наиболее отдаленные времена - родовым бытом, позже - государством, которому должна была служить, для которого должна была существовать. Теперь государство перестает быть целью, оно само превращается в служебный орган, в средство для свободного развития личности и удовлетворения его материальных и духовных запросов.
Реформаторская деятельность Александра II не оставило правительство без внимания и народное образование. В духе времени и в согласии с общим направлением, какого оно держалось в своих мероприятиях, оно придало ему такой же просветительный и освободительный характер. В 1858 г. при университетах открыты были педагогические курсы для подготовки преподавателей средних и низших учебных заведений. Снова возобновилась посылка за границу лучших студентов, окончивших университетский курс и желавших посвятить себя науке, для подготовки к профессорской кафедре. Царствование Александра II положило прочное основание высшему образованию женщины.
3. Гражданская война в России: причины, характер, последствия. Причины возникновения, характер гражданской войны в России
Гражданские войны известны в истории с древнейших времен. На бытовом уровне гражданская война - это война между гражданами одного государства. Гражданская война - это, обусловленная глубокими социальными, политическими, экономическими и др. противоречиями вооруженная борьба за власть между различными группами и слоями населения внутри какой-либо страны. Гражданская война 1918-1920 гг. продолжает оставаться одним из важнейших событий отечественной истории. Она оставила неизгладимый след в памяти народов России, ее последствия и сегодня ощущаются в политической, экономической и духовной сферах жизни нашего общества. Применительно к России - гражданская война 1918-1920 гг. - это обусловленная глубокими социальными, политическими, экономическими, национальными и другими противоречиями вооруженная борьба за власть между различными группами и слоями населения страны, проходившая при активном вмешательстве иностранных государств и включавшая военные операции регулярных армий, восстания, мятежи, партизанские и диверсионно-террористические действия и др. формы. Почему же началась гражданская война в России? Каковы ее причины? Кто виновен в ее развязывании?
В 1917 г. к власти в России пришли рабочие и крестьяне. Буржуазия и помещики смириться с этим не хотели. Но сил для сколько-нибудь серьезного сопротивления Советской Власти у них не было. Мятеж Краснова-Керенского, Каледина на Дону и Дутова на Южном Урале были легко и быстро подавлены. Однако иностранные государства организовали открытую интервенцию, оказали помощь внутренней контрреволюции и т.д. Таким образом, инициатором и катализатором гражданской войны в России выступил международный империализм. С этой трактовкой причин гражданской войны мы хорошо знакомы, но и она является односторонней, предвзятой, ненаучной. Причины войны нельзя свести к виновности в ее начале какой-либо из сторон. Ее исторические предпосылки следует искать в состоянии российского общества до февраля 1917 г., когда Россия перманентно входила в состояние гражданской войны, а причины - в действиях или бездействии основных политических сил страны в период от февраля 1917 г. примерно до лета 1918 г. Предпосылки и причины гражданской войны в России можно свести к следующим:
. Обострение социальных противоречий в Российском обществе, которые накапливались в течение десятилетий и даже веков и предельно углубились в ходе первой мировой войны. Острейшие проблемы российского общества не решались десятилетиями. На западе острота социальных противоречий более или менее сглаживались. В России насилие над народом было ведущим принципом функционирования власти. В конце XIX-начале XX вв. особенно заметным стало упорное нежелание самодержавия проводить существенные реформы политического и экономического строя. Конфликт власти и общества был настолько глубоким, что защитников у самодержавия в феврале-марте 1917 г. не оказалось, их просто не было в многомиллионной стране.
. Политика ведущих политических партий (кадетов, эсеров, меньшевиков), которые не смогли стабилизировать ситуацию после свержения самодержавия. Борьба за армию в условиях продолжавшейся войны вела к ее развалу.
. Захват власти большевиками и стремление свергнутых классов восстановить свое господство.
. Противоречия в лагере социалистических партий, которые на выборах в Учредительное собрание получили более 80% голосов, но не сумели обеспечить согласие, ценой взаимных уступок.
. Вмешательство иностранных государств во внутренние дела России. Интервенция стала катализатором гражданской войны, а поддержка странами Антанты белогвардейских войск и правительств во многом обусловила длительность этой войны.
. Грубейшие ошибки и просчеты большевиков, советского правительства в целом ряде важных вопросов внутренней политики (Раскол деревни летом 1918 г., расказачивание, политика "военного коммунизма" и др.).
. Следует выделить также и социально-психологический аспект гражданской войны. Психология и психопатология революционной эпохи во многом предопределяли поведение каждого человека и больших социальных групп людей в годы войны. Формировалась привычка сначала делать контрольный выстрел, а потом проверять документы. Насилие воспринималось как универсальный метод решения многих проблем. Россия традиционно была страной, где цена человеческой жизни всегда была ничтожно малой. Гражданская война была порождена сложным комплексом социальных, противоречий, экономических, политических, психологических и др. причин и стала величайшим бедствием для России. Глубокий, системный кризис Российской империи завершился ее распадом и победой большевиков, которые при поддержке масс разгромили своих противников в гражданской войне и получили возможность реализовать на практике свои представления о социализме и коммунизме.
1. Карамзин Н.М. История государства Российского.
. Буганов В.И. и Зырянов П. История России
. Поляков Ю.А. Гражданская война в России: последствия внутренние и внешние // Новая и новейшая история. - 1992.М., № 4.
. Гражданская война в СССР. ТТ.1-2.М., 1980-1986.
. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.: Просвещение, 1993.