Если возникнет чрезвычайная ситуация: алгоритмы поведения учащихся и студентов
Если возникнет чрезвычайная ситуация: алгоритмы
поведения учащихся и студентов
Н.Бурмистрова, кандидат педагогических наук, доцент,
преподаватель основ безопасности жизни, Коломенский государственный
педагогический университет, г. Коломна Московской области ОБЖ № 4 2005
Каждый
человек должен заботиться о собственной безопасности, чтобы сохранить жизнь
себе и окружающим.
К
сожалению, в последние годы трагические события в нашей стране происходят с
незавидной регулярностью и со всё более изощренным разнообразием: пожары в
школах Якутии и Дагестана, обрушение «Трансвааль-парка» и взрывы в метро и у
метро в Москве, теракты на представлении мюзикла «Норд-Ост» и в школе
Беслана...
Всё
это лишний раз подтверждает острую необходимость усиления в школах и вузах
подготовки учащихся и студентов по основам безопасности жизни. Практика
показала, что эффективность такой подготовки довольно высока при использовании
в учебном процессе специальных алгоритмов поведения в ЧС, разработанных нами на
основе известных учебников и пособий. Алгоритмы относительно легко запоминаются
и воспроизводятся. Применение их в ходе проводимых нами учебных игр помогает
достаточно быстро выработать стереотип поведения, необходимый для той или иной
экстремальной ситуации. Некоторые алгоритмы поведения приводятся ниже.
В
случае обнаружения подозрительного предмета:
•
не трогать, не вскрывать, не передвигать его;
•
попросить, чтобы окружающие отошли как можно дальше в безопасную зону;
•
помнить, что зона безопасности для гранаты Ф-1 составляет не меньше 400 метров;
тротиловой шашки весом 200 граммов – 45 метров; кейса - 230 метров;
•
не пользоваться мобильным телефоном вблизи подозрительного предмета, отключить
его;
•
немедленно сообщить о находке охране учебного или другого объекта, а они, в
свою очередь, должны информировать администрацию вуза, объекта, вызвать
милицию;
•
запомнить время обнаружения подозрительного предмета;
•
при явной опасности (взрыв) немедленно приступить к эвакуации себя и людей из
помещения через запасные выходы.
•
Если вы оказались в помещении в момент взрыва:
•
резко падайте на пол, задержите дыхание, максимально напрягите мышцы тела,
закройте глаза, обхватите голову руками, плотно
прижмите
предплечья к ушным раковинам (сгруппируйтесь);
•
если загорелась одежда, тушите ее известными способами или быстро сбросьте;
•
попытайтесь срочно покинуть здание и по возможности помогите это сделать
пострадавшим;
•
если взрыв в помещении произошел от вас относительно далеко (конструкции здания
начали медленно рушиться), постарайтесь укрыться у главных несущих стен, закрыв
голову рука-ми и тем самым уменьшив травмирующий фактор;
•
если этаж здания сильно тряхнуло, не пытайтесь эвакуироваться через центральную
лестницу, а без паники, не создавая давки, используйте имеющуюся схему запасных
выходов;
•
не пользуйтесь лифтом;
•
не зажигайте спички или зажигалки;
•
опасайтесь поврежденных конструкций с оголенными проводами;
•
пробираясь по запасной лестнице после взрыва, прижимайтесь спиной к стене (если
уверены, что она устойчива и безопасна для жизни), прикройте голову руками
(сверху могут сыпаться стекла и обломки);
•
в сильно задымленном помещении обязательно защитите органы дыхания при помощи
платка, шарфа или смоченного водой полотенца;
•
в дыму двигайтесь, пригнувшись низко к полу;
•
на улице отойдите подальше от дома (карнизы и стены мо-гут в любой момент
рухнуть);
•
убедитесь в том, что вы не получили серьезных травм и вам не нужна первая
медицинская помощь;
•
окажите посильную экстренную первую помощь пострадавшим, вызовите «скорую».
Оказание
экстренной само- и взаимопомощи:
•
не паниковать, взять себя в руки, сконцентрировать силу воли, оценить степень
полученных повреждений и их опасность для жизни;
•
начать оказывать самопомощь с наиболее угрожающих для вашей жизни клинических
проявлений (артериальное кровотечение, шок, открытый перелом и др.);
•
если ощущаете, что теряете сознание, приподнять ноги выше туловища: лежа на
спине, упереть их о ближайшую стену или положить на возвышающуюся поверхность
(создать приток крови к мозгу), растереть ушные раковины, нажать ногтем на
точку реанимации (она находится в носогубной складке на верхней челюсти);
•
собраться с силами и громко позвать на помощь; при наличии сотового телефона
набрать «01», вызвать «скорую помощь»;
•
при артериальном кровотечении до приезда «скорой» или сотрудников МЧС сильно
зажать артерию пальцами непосредственно в ране или в точке ее прижатия выше
раны (необходимо вспомнить практические навыки оказания ПМП);
•
если у вас кровь бьет фонтаном, алого цвета, срочно соберитесь с силами и
наложите себе жгут-закрутку, используя пояс, ремень, шарф, галстук, кусок
материи (правильно пережатая артерия сигнализирует прекращением кровотечения из
раны);
•
следует наложить на рану бинт или кусок чистой хлопчатобумажной материи
(асептика);
•
при переломе верхней конечности согните ее в локтевом суставе и зафиксируйте,
прижав к туловищу и придерживая ее здоровой рукой (иммобилизация);
•
при переломе нижней конечности прибинтуйте ее в двух-трех местах к здоровой
ноге; можете попытаться удалиться из опасной зоны, лежа на боку со стороны
здоровой нижней конечности, используя силу рук;
•
возможно, в сумочке у вас есть обезболивающий анальгетик (анальгин, пенталгин,
солпадеин), примите его, это уменьшит боль;
•
оказывая помощь другому человеку, действуйте по обстоятельствам;
•
определите состояние пострадавшего (в сознании или нет), степень повреждений -
опасны они для жизни или средней тяжести;
•
окажите посильную ПМП, вызовите «скорую помощь»;
•
визуально и по пульсу контролируйте состояние пострадавшего до прибытия
медицинских работников, психологически поддерживайте его.
Помните:
помощь, оказанная в первые минуты, спасала жизнь многим людям, пострадавшим в
ЧС!
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.school-obz.org/