- широкое участие трудящихся в управлении, принятия деловых решений. В основе этих качественных перемен в системе общественного производства - НТП. Глубина связанных с ним преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом хозяйстве делают жизненно необходимым для каждой страны не только участие в этом процессе, но и изучение, и восприятие международного опыта организации научно-технического развития. Успех на этом пути в значительной степени зависит от механизма, соединяющего развитие научной идеи, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата на производстве в единый поток. Знание инновационного механизма, его рычагов, стимулов, проводящих каналов имеет большое значение для конкурентоспособности и стабильности предприятий.
Данная работа посвящена инновационной деятельности, которая понимается как процесс комплексный и многоуровневый. В него включаются не только оригинальное изобретение, разработка новой технологии и получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков. В общем, инновационном потоке особое значение приобретает инфраструктура - система подготовки соответствующих кадров, каналы распространения научной информации, финансовые способы активизации научного поиска и т. п. Без этой инфраструктуры любое изобретение может стать лишь достоянием истории науки и техники.
Важность и роль инноваций на предприятии во всех сферах его деятельности для стабильного роста на сегодняшний день трудно переоценить. И те предприятия, которые понимают необходимость комплексного подхода в области инновационной политики, способны создать у себя условия для экономического развития за счет создания новой высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции (услуг).
Цель данной курсовой работы - определение понятия и сущности инновационного потенциала, значение инновационного потенциала в деятельности современной организации.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
теоретическое обобщение значения инноваций как конкурентного ресурса в деятельности компаний, значения инновационной деятельности в процессе формирования целей и стратегии компании;
выявление специфики инновационного процесса;
анализ методов оценки инновационного потенциала и оценки эффективности инновационной деятельности.
1 ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИИ
инновационная деятельность потенциал
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация -- это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений - новый момент динамизации экономического развития.
В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.
Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).
. Внедрение продукции с новыми свойствами.
. Использование нового сырья.
. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.
. Появление новых рынков сбыта.
Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.
Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла , эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.
Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.
Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Обращаем внимание на то, что научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Научно-технические же инновации характеризует конечный результат научно-производственного цикла , который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.
Из сказанного следует, что инновацию - результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.
Следовательно, научно-технические инновации должны: а) обладать новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.
Распространение нововведений, как и их создание является составной частью инновационного процесса .
Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой инновационный процессс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения , а также между производителями и потребителями.
В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии нововведения в рыночной экономике.
Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.
Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.
В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии нововведения определяется различными факторами: а) формой принятия решения; б) способом передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого нововведения. Свойствами нововведения являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.
Одним из важных факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Шумпетера диффузия нововведения является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих нововведение вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.
2 ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ
.1 Понятие инновационного потенциала
В экономической теории выделяют научно-технический, производственный, трудовой, экспортный, производственный, природно-ресурсный потенциалы . Обобщенно под потенциалом принято понимать способность хозяйствующего субъекта наиболее эффективно реализовывать ту или иную функциональную задачу при максимальном использовании имеющихся экономических ресурсов. Согласно этому принципу, под инновационным потенциалом принято считать экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот. К таким возможностям можно отнести следующую совокупность ресурсов, необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности :
- интеллектуальные (технологическая документация, изобретения, патенты, лицензии, полезные модели, промышленные образцы);
- материальные (опытно-приборная база; пилотные установки; исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование);
- финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, бюджетные, грантовые);
- кадровые (лидер-новатор, заинтересованный в инновациях; персонал, имеющий специальное образование и опыт проведения НИР и ОКР; специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателей);
- инфраструктурные (собственные подразделения НИР и ОКР, конструкторский отдел, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, лаборатория контроля качества продукции, патентно-лицензионный отдел);
- дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности (партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами, в т.ч. зарубежными; ресурс площадей, информационный отдел, опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием).
Наличие и масштабы развития этих сфер инновационной деятельности определяют как текущую меру готовности, так и будущую степень эффективности освоения предприятием новых технологий. От величины инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии инновационного развития.
Понятие потенциала тесно связано со структурой целей и обычно определяется как "совокупность возможностей" предприятия. Модель потенциала любого предприятия определяется[15, с.49]:
имеющимися объемами и качеством ресурсов (численностью занятых, основными производственными и непроизводственными фондами, оборотными фондами или материальными запасами, финансами и невещественными ресурсами - патентами, лицензиями, информацией, технологией);
способностью персонала (специалистов, рабочих, вспомогательного персонала) к созданию определенной продукции, другими словами - его образовательным, квалификационным, психофизиологическим и мотивацонным потенциалом;
способностью менеджмента оптимально использовать имеющиеся ресурсы предприятия (подготовкой, талантом и профессиональной адаптацией менеджеров, умением создавать и обновлять организационные структуры предприятия);
инновационной способностью (то есть способностью предприятия к обновлению производства, изменения технологии, других инноваций);
информационными характеристиками (то есть способностью накапливать, обрабатывать и систематизировать информацию для ее использования);
финансовыми характеристиками (кредитоспособностью предприятия, внутренней и внешней задолженностью и тому подобное)
Общий потенциал предприятия может быть структурированный с производственно-технологического потенциала, научно-технического потенциала, финансово-экономического потенциала, кадрового потенциала и собственно инновационного потенциала, который составляет будто ядро всего потенциала, органически входя в каждую его часть [15, с. 49].
Между инновационным потенциалом и другими составляющими общего потенциала предприятия существуют сложные диалектические связи. Выделение части инновационного потенциала в общем потенциале промышленного предприятия является слабоструктуризирующей проблемой, которая нуждается в существенных исследованиях с точки зрения возможности формализации. В связи со слабоструктурированостью можно утверждать о возможности использования методов опосредствованной формализации.
Под инновационным потенциалом понимается способность предприятия создавать новую стоимость путем привлечения всех его имеющихся материальных и невещественных активов с целью его инновационного развития. В рыночных условиях инновационный потенциал формируют все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ предприятия путем разработки и ввода инноваций. Наряду с производственным, финансовым, маркетинговым, трудовым, управленческим и коммуникационным потенциалами инновационный потенциал играет существенную роль в экономическом росте субъектов хозяйственной деятельности.
Инновационный потенциал формируется из двух основных материальных и невещественных составляющих: инновационный потенциал материальных ресурсов; интеллектуальный потенциал. Каждый из элементов инновационного потенциала имеет специфические использования целых и развития, подлежит влиянию различных факторов и в зависимости от уровня развития может быть засчитанный к сильным или слабым сторонам предприятия. Структура элементов вырабатывающих потенциал графически подана на рис. 2.1.
Рис. 2.1. - Потенциалосоздающие элементы инновационной деятельности
Материальные ресурсы инновационного потенциала вмещают основные средства и оборотные активы. Согласно с действующим законодательством основные средства - материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он длиннее года) [10, с.78].
К основным средствам инновационной деятельности можно отнести необоротные материальные активы, в частности машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и приборы, а также библиотечные фонды. Объект основных средств признается активом, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды от его использования и стоимость его может быть достоверно определена.
Второй подход к оценке инновационного потенциала материальных ресурсов заключается в использовании коэффициенту, который определяет инновационность материальных ресурсов К (0 < К < 1). Обычно, коэффициент К зависит от отрасли деятельности предприятия и его инновационной активности, и оценивается экспертами.
Материальные ресурсы предприятия отображаются в балансе предприятия как активы. Традиционно считается, что именно основные средства и оборотные активы, а также способность предприятия эффективно их использовать определяют потенциал предприятия.
.2 Методика оценки инновационного потенциала
В экономической теории и хозяйственной практике для решения задач по анализу экономических возможностей предприятий широко применяется методика оценки финансовой устойчивости, характеризующая способность экономического субъекта обеспечивать производственный процесс:
1)собственными оборотными средствами;
2)собственными оборотными средствами и долгосрочными кредитами;
)собственными оборотными средствами, долгосрочными и краткосрочными кредитами [18, с.49].
Наличие собственных оборотных средств
Этот показатель вычисляется как разность собственных средств и основных средств и вложений (внеоборотных активов) по формуле:
Ес = Ис - F (2.1)
где: Ес - наличие собственных оборотных средств;
Ис - источники собственных;- основные средства и вложения .
Наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат
Вычисляется как сумма собственных оборотных средств и долгосрочных кредитов и займов:
Ет = Ес + Кт = (Ис + Кт) - F (2.2)
где:
Ет - наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат;
Кт - долгосрочные кредиты и заемные средства .
Общая величина основных источников средств для формирования запасов и затрат
Она рассчитывается как сумма собственных оборотных средств, долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов:
ЕΣ = Ет + Кt = (Ис + Кт + Кt) - F (2.3)
где:
ЕΣ - общая величина по основным источникам средств для формирования результатов и затрат;
Кt - краткосрочные кредиты и займы .
На основе этих показателей, характеризующих наличие источников, которые формируют запасы и затраты для производственно-хозяйственной деятельности, рассчитываются величины, позволяющие оценить размер (достаточность) источников для покрытия запасов и затрат:
4Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств:
± Ес = Ес - Z (2.4)
где:
Z - запасы и затраты .
4Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат:
± Ет = Ет - Z = (Ес + Кт) - Z (2.5)
4Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат:
± ЕΣ = ЕΣ - Z = (Ес + Кт + Кt) - Z (2.6)
Показатели обеспеченности затрат и результатов источниками их формирования (± Ес; ± Ет; ± ЕΣ) являются базой для классификации финансово-экономического положения предприятия по степени его финансовой устойчивости.
При определении типа финансовой устойчивости принято использовать трехмерный (трехкомпонентный) показатель:
S = íS1 (x1); S2 (x2); S3 (x3)ý (2.7)
где:
х1 = ± Ес; х2 = ± Ет; x3 = ± ЕΣ.
Функция S (x) определяется следующим образом:
S (x) = 1, если х ³ 0;
S (x) = 0, если х < 0.
В теории финансового анализа принято выделять четыре основных типа финансовой устойчивости:
- абсолютная устойчивость финансового состояния, когда используемыми источниками покрытия затрат являются собственные средства.
Определяется условиями ± Ес ³ 0; ± Ет ³ 0; ± ЕΣ ³ 0; S = (1; 1; 1);
- нормальная финансовая устойчивость, когда используемыми источниками покрытия затрат являются собственные средства и долгосрочные кредиты.
Определяется условиями ± Ес < 0; ± Ет ³ 0; ± ЕΣ ³ 0; S = (0; 1; 1);
- неустойчивое финансовое состояние, когда используемыми источниками покрытия затрат являются собственные средства, долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы.
Определяется условиями ± Ес < 0; ± Ет < 0; ± ЕΣ ³ 0; S = (0; 0; 1);
- кризисное финансовое состояние, когда у предприятия отсутствуют источники покрытия затрат.
Определяется условиями ± Ес < 0; ± Ет < 0; ± ЕΣ < 0; S = (0; 0; 0).
Развитие существующей методики и включение в состав анализируемых затрат издержек, связанных с разработкой и внедрением новых и/или улучшающих технологий, позволит ответить на вопрос: под силу ли данному предприятию наряду с формированием ресурсов, необходимых для текущей производственно-хозяйственной деятельности, еще и реализация выбранной стратегии инновационного развития. Иначе говоря, при таком подходе можно проанализировать инновационные возможности (потенциал) предприятия по эффективному обеспечению существующих и вновь осваиваемых технологий. Для этого при оценке соответствия имеющихся и требуемых средств по обеспечению производственно-хозяйственной деятельности в состав анализируемых затрат следует включить также и инновационные потребности, которые необходимы для внедрения в хозяйственный оборот новой, или базисной технологии (SСб) и/или улучшающей (SСу).
Подставив в формулы расчета абсолютного, нормального и неустойчивого финансового состояния затраты на разработку и внедрение базисных и/или улучшающих инноваций, получим величины, дающие оценку достаточности (потенциала) источников не только для покрытия текущих производственно-хозяйственных запасов и затрат, но и инновационных издержек, связанных с реализацией тех или иных инновационных проектов. В связи с этим расчет источников формирования результатов и затрат для обеспечения производственного процесса и инновационного развития примет следующий вид:
4Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств для обеспечения производственного процесса и для внедрения базисных и улучшающих технологий:
± Ес = Ес - Z - S Сб (2.8
± Ес = Ес - Z - S Су
где:
Z - запасы и затраты
S Сб, S Су - затраты, необходимые на освоение базисных или улучшающий инноваций, соответственно.
4Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников формирования производственно-хозяйственных запасов и внедренческих затрат:
± Ет = Ет - Z - S Сб = (Ес + Кт) - Z - S Сб (2.9)
± Ет = Ет - Z - S Су = (Ес + Кт) - Z - S Су
4Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат:
± ЕΣ = ЕΣ - Z - S Сб = (Ес + Кт + Кt) - Z - S Сб (2.10)
± ЕΣ = ЕΣ - Z - S Су = (Ес + Кт + Кt) - Z - S Су
Показатели обеспеченности производственно-хозяйственных запасов и затрат, а также издержек по реализации стратегий инновационного развития источниками их формирования (± Ес; ± Ет; ±ЕΣ) могут также являться базой для классификации инновационно-финансовой устойчивости, или инновационного потенциала предприятия.
При определении инновационного потенциала можно также использовать трехмерный (трехкомпонентный) показатель:
S =