Международные стандарты аудита
Содержание
1. Понятие и значение стандартов аудита
2. Международные стандарты аудита
2.1 Понятие, задачи и роль международных стандартов аудита
2.2 Классификация международных стандартов аудита
2.3 Связь международных стандартов аудита с национальными стандартами аудита
Список используемой литературы
Приложение
1. Понятие и значение стандартов аудита
Стандарты аудита являются едиными базовыми принципами, которым должны следовать все аудиторские организации и аудиторы в процессе осуществления своей профессиональной деятельности.
Стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и качества, которого ожидают от аудитора их заказчики и общественность.
В отличие от процедур аудита, которые выполняются шаг за шагом и изменяются в зависимости от отдельных факторов, таких, как масштабы производства заказчика, специализация, система бухгалтерского учета, и других обстоятельств, стандарты являются мерой качества исполнения работы и должны быть неизменными независимо от спектра деятельности.
Аудиторские стандарты формируют единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, обеспечивающие при их соблюдении определенный уровень гарантии результатов проверки.
По мере изменения экономической ситуации стандарты подвергаются периодическому пересмотру.
На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов и единые требования к проведению экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.
Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, визы отчетов (заключений) аудиторов, вопросы методологии, базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.
Значение стандартов состоит в том, что они:
обеспечивают приемлемое качество аудиторской проверки;
способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
повышают престиж профессии;
облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами;
обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса.
Стандарты условно можно разделить на международные и национальные.
Национальные стандарты аудита разрабатываются внутри страны, как правило, общественными аудиторскими объединениями. Стандарты, принятые в разных странах, отличаются по форме и содержанию.
В России стандарты аудиторской деятельности создавались на основе МСА. В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» 2001 г. федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ 23.11.2002 г. №696. В новом федеральном законе предусмотрены федеральные стандарты аудиторской деятельности, которые утверждает уполномоченный федеральный орган, т.е. Министерство финансов РФ.
Международные стандарты аудита разрабатываются Советом по аудиторской деятельности Международной федерации бухгалтеров, и более подробно их рассмотрим в следующей главе.
международный аудит стандарт качество надежность
. Международные стандарты аудита
2.1 Понятие, задачи и роль международных стандартов аудита
Международные стандарты аудита (МСА) - это документы, формирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг.
МСА способствуют развитию аудиторской профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового, формируют единые подходы к проведению аудиторских проверок.
МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации.
МСА содержат основные принципы, необходимые процедуры, рекомендации по применению принципов и процедур.
Структура МСА включают в себя:
− введение, где отражаются цель и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;
− разделы, излагающие суть стандарта;
− приложение (для некоторых стандартов).
Необходимость в МСА вызвана тем, что существует интеграция стран со своими национальными системами бухгалтерского учета и своей бухгалтерской отчетностью в мировую систему. МСА призваны регулировать единство организации, порядка и оформления процедур, а также результаты аудиторской деятельности во всем мире. Однако МСА не отменяют национальные стандарты (положения, существующие в ряде стран мировой экономики). В мировой практике имеют место три подхода к применению международных стандартов аудита (МСА):
принимаются к сведению аудиторскими организациями в странах, имеющих свои национальные стандарты (например, в Канаде, Великобритании и США);
используют в качестве базы для разработки собственных подобных стандартов (например, в Австралии, Бразилии, Голландии, России);
воспринимаются в качестве национальных в тех странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (например, Малайзия, Нигерия).
Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности. Их следует применять только к существенным аспектам. Кроме того, МСА, адаптируемые по необходимости, применяются при предоставлении сопутствующих аудиту услуг.
МСА содержат основные принципы и необходимые процедуры, а также соответствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала.
Основная роль в разработке нормативов аудита принадлежит Международной федерации бухгалтеров (МФБ).
Международная Федерация Бухгалтеров - является международной организацией, представляющей профессию бухгалтера. Разработкой стандартов занимаются комитеты МФБ. Комитеты придерживаются процессов, содействующих разработке высококачественных стандартов, выражающих интересы общества, с соблюдением принципов прозрачности, эффективности и результативности.
Комитет по международным стандартам аудита и выражения уверенности (КМСАВУ) - разрабатывает Международные Стандарты Аудита (МСА).
КМСАВУ является постоянным комитетом Совета Международной федерации бухгалтеров. Члены КМСАВУ назначаются организациями-членами МФБ в странах, выбранных Советом МФБ. Представители, входящие в состав КМСАВУ, должны быть членами одной из организаций, являющейся членом МФБ. Для обеспечения широкого разнообразия во взглядах в состав подкомитетов КМСАВУ могут входить отдельные лица из стран, не представленных в КМАП.
Стандарты, выпущенные КМСАВУ, включают 36 Международных Стандартов Аудита (МСА) и 1 Международный Стандарт Контроля Качества (МСКК).
Согласно уставу МФБ ставит своей основной задачей «развитие и усиление координации во всемирном масштабе бухгалтерской профессии и унифицированных стандартов учета».
МФБ ставит перед собой задачу обеспечения единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг путем выпуска международных стандартов, регламентирующих деятельность аудиторских фирм и аудиторов.
МФБ обеспечивает широкий доступ к своим руководствам, предоставляя возможность всем желающим бесплатно скачать все публикации с сайта МФБ (#"justify">Все стандарты, директивы, проекты положений и другие документы Международной Федерации Бухгалтеров защищены авторским правом Международной Федерации Бухгалтеров.
Актуальный перечень международных стандартов аудита МСА (на 20.02.2011) представлен в Приложении 1.
Следует отметить, что нормативы, разработанные МФБ, не являются обязательными к применению странами независимо от членства в федерации. В каждой стране аудит финансовой и другой информации регулируется в большей или меньшей степени национальными нормативными актами.
Комитет по международной аудиторской практике при поддержке Совета МФБ уделяет особое внимание изучению национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг - их форме, содержанию и различиям.
После изучения и обобщения полученной информации КМСАВУ готовит и публикует международные стандарты аудита, предназначенные для принятия на международном уровне.
Механизм выработки международных нормативов аудита состоит в следующем:
. КМСАВУ выбирает тему для подробного изучения подкомитетом, выделенным для этой цели из состава комитета;
. Подкомитет изучает предварительно собранную информацию в виде положений, рекомендаций исследований, стандартов или нормативов, изданных в странах, участвующих в МФБ, или региональными профессиональными организациями;
. Подкомитет разрабатывает проект норматива и передает его на рассмотрение в КМСАВУ;
. КМСАВУ одобряет проект 3/4 голосов от общего состава, но не менее чем девятью голосами из числа членов, присутствующих на заседании;
. Проект норматива направляется для изучения и написания комментариев странам-членам МФБ, а также международным организациям, круг которых определяется КМСАВУ;
. Комментарии рассматриваются подкомитетом МФБ, которому поручена разработка стандарта, а подготовленный с учетом комментариев проект снова направляется на рассмотрение в КМСАВУ;
. КМСАВУ 3/4 числа голосующих, но не менее чем девятью членами комитета, присутствующими на заседании, одобряет проект;
. Одобренный проект выпускается как окончательный норматив и вступает в действие с момента опубликования.
Таким образом, значение МСА заключается в том, что они способствуют интеграции национального аудита в международные экономические отношения, обеспечивают развитие аудиторской профессии в соответствии с профессиональными требованиями мирового уровня, а также единый подход к проведению и пониманию аудита и его качеству.
2.2 Классификация международных стандартов аудита
В настоящее время разработано 39 Международных стандартов аудита. Все МСА классифицируются в 9 групп и 11 положений по международной аудиторской практике (ПМАП).
Дадим их общую характеристику.
группа - «Обязанности» - включает 8 стандартов, в которых приведены общие положения аудиторской деятельности, включая цель и задачи аудита, контроль качества, документирование, ответственность аудиторов, учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности, сообщение информации аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями.
группа - «Планирование» - посвящена организации планирования аудиторской проверки и содержит 3 стандарта.
группа - «Внутренний контроль» - включает 3 стандарта. В ней рассматриваются вопросы, относящиеся к оценке рисков и внутреннему контролю, проведению аудита в среде компьютерных информационных систем, ряд особенностей при проведении аудита субъектов, использующих обслуживающие организации.
группа - «Аудиторские доказательства» - состоит из 11 стандартов и содержит разъяснения, связанные с назначением аудиторских доказательств и методов их сбора. Эта группа стандартов используется при проведении аудиторских проверок.
группа - «Использование работы третьих лиц» - включает три стандарта и посвящена использованию при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг работы экспертов, других аудиторов, материалов внутренних аудиторов при проведении внешнего аудита.
группа - «Аудиторские выводы и заключения» - включает 4 стандарта. Она посвящена заключительному этапу аудиторской проверки - составлению аудиторского заключения.
группа - «Специальные области аудита» - включает 2 стандарта и посвящена составлению отчета (заключения) при проведении аудита по специальным аудиторским заданиям и исследованию ожидаемой финансовой информации.
группа - «Сопутствующие услуги» - включает 3 стандарта и посвящена сопутствующим услугам по аудиту финансовой отчетности.
Положения по международной аудиторской практике включают 11 пунктов, среди которых 5 посвящены компьютеризации аудиторской деятельности, 2 - особенностям аудита малых предприятий и международных коммерческих банков и другим вопросам. Главная цель этих положений - помочь разработчикам национальных стандартов, тематика которых соответствует ПМАП.
2.3 Связь международных стандартов аудита с национальными стандартами аудита
Международная федерация бухгалтеров признает существование национальных стандартов аудита во многих странах мира. Она стремится учесть различия и разрабатывает стандарты аудита которые могут быть приняты на международном уровне.
Если национальные стандарты соответствуют МСА, то проверки и услуги, оказанные с их соблюдением, приравниваются к аудиту, проведенному в соответствии с МСА.
Если национальные стандарты противоречат МСА, то организации - члены МФБ - должны приложить усилия для включения в свои национальные стандарты аудита принципов, на которых базируются МСА.
МСА используются по-разному:
в качестве национальных аудиторских стандартов (Кипр, Нигерия и др.);
как база для разработки собственных аудиторских стандартов (Россия, Голландия, Австрия и др.);
принимаются к сведению и руководству в странах, где имеются национальные стандарты, при отсутствии регулирования какого-либо аспекта собственными стандартами (США и др.);
как основа регулирования профессиональной деятельности при проведении аудита транснациональных корпораций международными аудиторскими организациями.
В самом общем виде международные стандарты аудита можно подразделить на две большие группы: общепринятые аудиторские стандарты и специальные стандарты (этики, прогнозов, аттестационные стандарты).
Первая группа самая многочисленная и в свою очередь делится на следующие подгруппы: общие стандарты, рабочие стандарты, стандарты отчетности. В основе построения каждого стандарта лежит концепция и постулат, что отражено в табл. 1.
Таблица 1
Основы построения общепринятых аудиторских стандартов
Подгруппы общепринятых МСАКонцепция стандартовПостулаты стандартовОбщие стандарты1. Этика поведения 2. Независимость 3. Профессионализм1. Вероятное столкновение интересов аудитора и руководства клиентов 2. Ограничения на другие виды деятельности, которыми может заниматься аудитор 3. Профессиональные обязательства перед клиентом и третьими лицамиРабочие стандарты1. Доказательность 2. Планирование1. Возможность верификации, т.е. способ проверки на стадиях сбора и оценки информации 2. Внутренний контроль и его эффективность 3. Ценность предыдущей информацииСтандарты отчетностиТочность представленияСвязь учета и аудита в процессе передачи информацииРоссийские стандарты аудиторской деятельности создавались на основе МСА. В 2002 г. в России впервые опубликован официальный перевод международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике. Стандарты имеют цифровые коды от 100 до 1000, а положения - от 1000 до 1100.
На основе международных стандартов в Российской Федерации разработаны Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, регламентирующие аудиторскую деятельность на её территории.
Закон об аудиторской деятельности, вступивший в действие с 1 января 2009 г. (ред. от 28.12.2010), предусматривает следующую классификацию стандартов аудита:
) федеральные стандарты аудиторской деятельности;
) стандарты СОА.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности:
) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности и регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;
) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;
) являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также СОА и их работников.
Стандарты СОА:
) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;
) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;
) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;
) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной СОА.
В настоящее время в России 16 федеральных стандартов.
Перечень федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности представлен в Приложении 2.
Таким образом, только на основе единства методических подходов, унификации применяемых моделей учета возможно формирование и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, понятной и одинаково трактуемой квалифицированными пользователями различных стран мирового сообщества.
Назначение международных аудиторских стандартов, как и национальных стандартов, заключается в следующем:
они обеспечивают определенные гарантии качества подготовки аудиторов, проведения аудита и определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки;
стандарты способствуют внедрению в практику работы аудиторов новых научных достижений и создают достойный общественный имидж профессии аудитора;
с их помощью обеспечивается связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки и создается возможность контроля качества работы аудитора;
их последовательное применение является решающим доказательством и аргументом в пользу аудитора при возникновении претензионных дел, судебных разбирательств на основе исков клиента.
Список используемой литературы
1.Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 28.12.2010)
.Архарова, З.П. Международные стандарты аудита (МСА): Учебно-методический комплекс / З.П. Архарова. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 104 с.
3.Еремина, М.А. Аудит: Учебно-методический комплекс / М.А. Еремина. - Новосибирск: НГУЭУ, 2008. - 108 с.
.Ерофеева, В.А. Аудит: конспект лекций / В.А. Ерофеева, В.А. Пискунов, Т.А. Битюкова М.: Высшее образование, 2008. - 191 с.
.Кукушкина, Л.П. Основы аудита. Учебный курс / Л.П. Кукушкина. - М.: МИЭМП, 2010.
.Суворова, СП. Международные стандарты аудита: учеб. пособ. / С.П. Суворова, Н.В. Парушина, Е.В. Галкина. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 320 с.
.Шешукова Т.Г., Городилов М.А. Аудит: теория и практика применения международных стандартов: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 160 с.
Приложение 1
Перечень международных стандартов аудита МСА
Стандарты, выпущенные КМСАВУ, включают 36 Международных Стандартов Аудита (МСА) и 1 Международный Стандарт Контроля Качества (МСКК):
§ МСА 200 «Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными Стандартами Аудит໧ МСА 210 «Согласование условий соглашений по аудиту»§ МСА 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетност軧 МСА 230 «Аудиторская документация»§ МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении мошенничества при проведении аудита финансовой отчетност軧 МСА 250 «Учет законодательства и нормативных актов при проведении аудита финансовой отчетност軧 МСА 260 «Обмен информацией с лицами, наделенными руководящими полномочиям軧 МСА 265 «Информирование о недостатках в системе внутреннего контроля лиц, наделенными руководящими полномочиям軧 МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетност軧 МСА 315 «Определение и оценка рисков существенных искажений на основе знания субъекта и его среды»§ МСА 320 «Существенность в планировании и проведении аудит໧ МСА 330 «Действия аудитора в отношении оцененных риско⻧ МСА 402 «Аспекты аудита субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаци黧 МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудит໧ МСА 500 «Аудиторские доказательств໧ МСА 501 «Аудиторские доказательства - особое рассмотрение отдельных стате黧 МСА 505 «Внешние подтверждения»§ МСА 510 «Первичные соглашения по аудиту - начальные сальд МСА 520 «Аналитические процедуры»§ МСА 530 «Аудиторская выборк໧ МСА 540 «Аудит расчетных оценок, включая расчетные оценки справедливой стоимости, и соответствующих раскрыти黧 МСА 550 «Связанные стороны»§ МСА 560 «Последующие события»§ МСА 570 «Непрерывность деятельност軧 МСА 580 «Письменные представления»§ МСА 600 «Особые аспекты - аудит финансовой отчетности группы (включая работу других аудиторов)»§ МСА 610 «Использование работы службы внутреннего аудит໧ МСА 620 «Использование работы эксперт໧ МСА 700 «Формирование заключения и отчет по финансовой отчетност軧 МСА 701 «Модификация заключения в отчете независимого аудитор໧ МСА 706 «Пояснительные параграфы и другие вопросы в отчете независимого аудитор໧ МСА 710 «Сравнительная информация - сравнительные данные и сравнительная финансовая отчетность»§ МСА 720 «Ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность»§ МСА 800 «Особые аспекты - аудит финансовой отчетности специального назначения»§ МСА 805 «Особые аспекты - аудит отдельной финансовой отчетности и определенных элементов, счетов или статей финансового отчет໧ МСА 810 «Соглашения по предоставлению отчета по обобщенной финансовой отчетност軧 МСКК 1 «Контроль качества в фирмах, которые выполняют аудит и обзор финансовой отчетности, прочие соглашения о выражении уверенности и сопутствующих услугах»
Приложении 2
Перечень федеральных правил (стандартов)
аудиторской деятельности
№ правила (стандарта)Название правила (стандарта)1Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности2Документирование аудита3Планирование аудита4Существенность в аудите5Аудиторские доказательства6Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности7Контроль качества выполнения заданий по аудиту8Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности9Связанные стороны10События после отчетной даты11Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица12Согласование условий проведения аудита13Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита14Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита15(Утратило силу)16Аудиторская выборка17Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях18Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников19Особенности первой проверки аудируемого лица20Аналитические процедуры21Особенности аудита оценочных значений22Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника23Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица24Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами25Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация26Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности27Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность28Использование результатов работы другого аудитора29Рассмотрение работы внутреннего аудита30Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации31Компиляция финансовой информации32Использование аудитором результатов работы эксперта33Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности34Контроль качества услуг в аудиторских организациях