Формирование логистической информационной системы организации (на материалах ОАО 'Автоагрегат')

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    798,73 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование логистической информационной системы организации (на материалах ОАО 'Автоагрегат')















Курсовая работа

на тему: Формирование логистической информационной системы организации (на материалах ОАО "Автоагрегат")

План

Введение

. Теоретические аспекты формирования логистической информационной системы организации

.1 Методологические аспекты возникновения логистических информационных систем

.2 Разработка и управление логистическими информационными системами: компонентная архитектура, современные технологии, организация внедрения

.3 Информационные потоки: систематизация, роль и значение в логистических системах

. Оценка эффективности формирования и функционирования логистической информационной системы ОАО «Автоагрегат»

.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Автоагрегат»

.2 Маркетинговая характеристика ОАО «Автоагрегат»

.3 Оценка эффективности функционирования системы управления информационными потоками ОАО «Автоагрегат»

Совершенствование системы формирования и функционирования логистической информационной системы ОАО «Автоагрегат»

.1 Совершенствование автоматизации информационных технологий ОАО «Автоагрегат»

.2 Определение цены услуги на основе технологического процесса на ОАО «Автоагрегат»

.3 Анализ окупаемости приложения

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

логистический информационный система автоматизации

Введение

По мере перехода нашей страны на рыночные отношения развитие российской экономики находится в нестабильном состоянии, всё большую значимость приобретают управленческие решения, направленные на производственные процессы, ориентированные на удовлетворение разнообразных потребностей рынка. Эффективную реализацию этих процессов способны обеспечить логистические методологии, позволяющие оптимизировать всю цепь товарных поставок (от материально-технического обеспечения до распределения продукции и послепродажной поддержке). Трудно переоценить важность рационального информационного обеспечения логистических процессов, включающих поиск, хранение и передачу информации в производственно-хозяйственных системах и их окружении. Целью данной работы является изучение формирования логистической информационной системы организации. Задачами работы являются:

рассмотрение методологических аспекты возникновения логистических информационных систем;

рассмотрение процесса разработки и управления логистическими информационными системами, их компонентной архитектуры, современных технологий и организации внедрения;

рассмотрение информационных потоков, их систематизации, роли и значение в логистических системах;

- изучение технико-экономической характеристика предприятия;

изучение маркетинговой характеристики предприятия;

- проведение оценки эффективности функционирования системы управления информационными потоками предприятия;

предложение рекомендаций по совершенствованию системы формирования и функционирования логистической информационной системы на предприятии.

Объектом исследования является ОАО «Автоагрегат».

1. Теоретические аспекты формирования логистической информационной системы организации

.1 Методологические аспекты возникновения логистических информационных систем

Само возникновение терминов «информационные системы» и «информационный менеджмент» связано с появлением в конце ХХ и на рубеже ХХ - ХХI веков электронно-вычислительной техники и бурным развитием информационных технологий.

В настоящее время существуют и с почти одинаковой частотой встречаются следующие определения информационных систем:

автоматизированные системы управления (АСУ),

интегрированные системы управления (ИСУ), в результате функционирования которых достигается органическая увязка всех потоков информации и процедур, их обработка в соответствии с единым контуром управления;

интегрированные информационные системы - совокупность методов и решений для создания интегрированного информационного пространства управления и обеспечения деятельности организации;

корпоративные информационные системы (КИС) представляют собой целостный комплекс программно - аппаратных средств и регламентов их функционирования, реализующий все бизнес-процессы и информационные потоки предприятия;

системы MRP - система автоматизации процесса планирования потребности в материальных ресурсах;

системы ERP - методология управления всеми ресурсами территориально- распределённой организации;

системы CSM - методология управления цепочками поставок, по которой товар из сырья превращается в готовое изделие, а затем через систему продаж к конечному потребителю.

Представленный перечень представляет собой перечень компьютеризированных информационных систем, которые определяются как целостный комплекс программно-аппаратных средств и регламентов их функционирования, реализующий бизнес-процессы и информационные потоки предприятия и направленный на адекватное информационное обеспечение и повышение эффективности процесса управления.

Одной из разновидностей информационных систем, существующих на практике, является логистическая информационная система - это интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджером для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.

В отличие от понятий «система» и «логистическая система» ЛИС включает не только организацию процесса, но и его эксплуатацию. Схематично это может быть представлено следующим образом - рисунок 1.

Рисунок 1 - Логистическая информационная система (ЛИС) и её компоненты

Как показано на рисунке 1, компонентами ЛИС являются компьютерные средства, функционирующие на базе определённых программных средств, управляемые соответствующим управленческим персоналом. Все эти компоненты объединены в систему (системная организация), и логистическая информационная система в идеальном варианте обеспечивает их системную же эксплуатацию.

Систематизация понятий в области исследования логистических систем позволила выделить три противоположных подхода к определению контура ЛИС: ЛИС является частью корпоративной информационной системы; ЛИС является более высокой степенью интеграции программных решений и включает в себя корпоративную информационную систему; ЛИС является самостоятельной структурой, обособленной от других информационных систем (ИС).

Главной особенностью ЛИС (рисунок 1) является интеграция в едином информационном пространстве трёх основных составляющих потока товародвижения: поставка, производство и распределение.

1.2 Разработка и управление логистическими информационными системами: компонентная архитектура, современные технологии, организация внедрения

Практические разработки в области программного обеспечения информационных систем и логистических информационных систем, в частности показывают следующее, что в настоящее время разработка ЛИС ведётся по двум направлениям:

некоторые производители стремятся охватить все логистические процессы в рамках отдельного модуля (компания «Парус»);

другие производители реализуют логистические процессы, включая их в более узкие специализированные области (1С, BAAN, Галактика).

Необходимо отметить, что методология разработки ЛИС основывается, прежде всего, на формулировке требований к её составляющим. Главной проблемой является рациональность организации и эффективность функционирования её элементов. Системой, реализующей рациональное планирование производственных ресурсов организации, является ERP - система. Поэтому ядром ЛИС является методология ERP.

Эффективность данной системы как основы ЛИС определяется принятой в ней в качестве приоритетной технологии изготовления на заказ.

Использование ERP - систем как основы ЛИС обусловлено их работоспособностью, что подтверждается статистическими данными по внедрению систем данного класса за 25 лет их существования и функционирования.

Второй важнейшей составляющей ЛИС является CSRP- система, основой идеологии которой является синхронизация производственных процессов с интересами потребителей.

Третьим компонентом ЛИС, интегрирующим предыдущие, являются эффективно организованные цепочки поставок. Эффективный процесс производства, синхронизированный с покупателем, требует столь же эффективной системы поставок всех составляющих производственного процесса и готовой продукции. Современные информационные технологии предлагают рассматривать всю цепочку поставок (логистические цепи - множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченное по материальному потоку с целью анализа или проектирования определённого набора логистических функций (или) издержек), включая поставку материалов или продуктов в производственном процессе.

Использование этой технологии при реальном проектировании ЛИС имеет некоторые ограничения, связанные с видом продукции, обеспечение, производство и реализацию которого рассматривают в каждом конкретном случае.

Завершающим компонентом ЛИС, который относится к окружению системы или к её инфраструктуре, является возможность базирования на открытых информационных технологиях. Только в этом случае возможно достижение необходимой степени интеграции всех составляющих ЛИС при соблюдении оперативности работы в реальном масштабе времени.

Широкие возможности использования сетевых технологий на базе интегрирования производственных приложений с ПК, обусловленные разработчиками программного обеспечения, привели к признанию общих протоколов передачи данных и общих стандартов на интерфейсы, которые позволяют оперативно взаимодействовать различным бизнес-приложениям. Программы, созданные различными производителями, использующими различные технологии и архитектуру, получили возможность успешно интегрироваться друг с другом.

Возможность интегрировать множество технологий с множеством программных приложений является чертой открытых информационных технологий и залогом успеха функционирования ЛИС.

В настоящее время стало возможно собрать отдельные приложения, разработанные различными производителями, в одно унифицированное для управления производством. У предприятия появилась возможность обеспечения персонала теми технологиями, которые могут удовлетворить их специфические бизнес - требования и, в тоже время, могут быть интегрированы с основными приложениями предприятия.

Производство, управление, продажи, обслуживание покупателей, техническое обслуживание и другие, ориентированные на покупателя логистические бизнес-функции, могут выполняться соответствующими подразделениями с использованием программного обеспечения, разработанного специально для этих подразделений, при этом эти приложения могут представлять и получать оперативную для бизнеса информацию из специальной бизнес-системы. Использование преимуществ открытых технологий для доведения предпочтений и требований покупателей и поставщиков в процессе планирования - неотъемлемый элемент ЛИС. Как показано на рисунке 3, для ЛИС требуется использование открытых технологий, которые могут интегрировать стратегические приложения подразделений в масштабируемые, защищённые приложения организации и логистической системы в целом.

Важно также заметить, что возможны три стратегии достижения эффективности функционирования ЛИС:

уменьшить неопределённость (того можно добиться, если найти источник новых данных, которые будут служить более точным индикатором спроса);

избежать неопределённости (уменьшить до минимума время подготовки производства с тем, чтобы оперативно отвечать на изменение спроса);

страховаться от неопределённости (создавать в цепочке поставок избыточные буферные товарные запасы или производственные мощности).

Именно благодаря возможностям обмена информацией в режиме on-line получают развитие CSM - системы, главным условием функционирования которых является интеграция материальных, финансовых и информационных потоков на базе единого информационного пространства.

Современная система глобальных коммуникаций, поддерживающих функционирование сети Internet и мобильной связи, заставляет теоретиков и практиков информационного менеджмента разрабатывать и обосновывать организационные изменения информационного обеспечения процессов управления и экономики, а вместе с тем и процессов разработки, принятия и реализации управленческих решений. Особенно сильно бурный прогресс в области коммуникационных технологий влияет на логистическую деятельность, поскольку взаимодействие с поставщиками, с одной стороны, и потребителями, с другой, лежит в основе работы логистических организаций.

Теперь рассмотрим полную версию архитектуры ЛИС и значимость в ней открытых информационных технологий (Приложение А).

В Приложении А показано, что компонентами ЛИС является управление в области: закупок, выпуска продукции, запасов и финансов. Непосредственное внутреннее окружение составляет управление развитием и управление маркетинговой информацией. Внешнее окружение представлено управлением организацией с приоритетом производственной функции и с приоритетом посреднической функции. Соединяет внешнее и внутреннее окружение процесс управления цепочками поставок. И, конечно же, большое влияние на архитектуру и окружение системы оказывают открытые информационные технологии.

Развитие Internet обусловило появление следующих тенденций в области информационного обеспечения логистических систем: создано глобальное информационное пространство и расширилась сфера общения; появилась глобальная информационная среда, резко изменившая взаимоотношения между бизнес партнерами со всеми вытекающими социальными, политическими и экономическими последствиями; реальные деньги уступают место расчётам в электронной форме.

Логистические системы становятся неконкурентоспособными, если в них не реализована как минимум возможность обмена данными в Internet-форматах.

Внедрение и реализация же самой ЛИС направлено на наиболее полный охват всех звеньев логистической цепи, включая поставщиков, производителей и потребителей, для повышения объективности отражения современных бизнес-процессов организаций. Рациональный организационный механизм управления ЛИС должен обеспечить это взаимодействие на стадиях разработки и функционирования системы.

Существует два подхода к внедрению ЛИС: реализация готового программного продукта; интеграция отдельных программных решений. На самом деле внедрение - это процесс «индивидуализации» программного продукта, его превращение в «работающее» решение для конкретной организации [7].

Схематично иерархия интеграции ЛИС выглядит следующим образом на рисунке 2.

Рисунок 2 - Иерархия интеграции ЛИС

На рисунке 2 видим, что на практике внедрение любой информационной системы ограничивается третьим уровнем.

Четвёртый уровень существует в виде компонентной интеграции, причём охватывающей только компоненты собственного производства. Субъектами управления третьим и четвёртым уровнями являются независимые консультанты. Интеграцию пятого уровня в состоянии представить только несколько компаний во всём мире.

Схематично, организацию последовательности работ по выбору и внедрению программных решений реализации ЛИС покажем в Приложении Б.

В практической же деятельности процесс разработки и реализации ЛИС может быть сведён к двум основополагающим процедурам, о которых было указано выше. В этой связи организация процесса выбора готового программного продукта для реализации ЛИС приобретает решающее значение.

Огромное значение для успеха всего процесса реализации ЛИС имеет статус подразделения, отвечающего за внедрение логистической системы.

Субъектами управления логистической информационной системы во всех случаях являются специалисты по информационным технологиям в соответствии с иерархией их подчинения и соответствующие работники организаций, внедряющих ЛИС, или конкретные пользователи системы.

Таким образом, подводя итог можно отметить, что революция в информационных технологиях позволила усилить конкурентную борьбу между производителями за звание высоко эффективно функционирующего предприятия, использующего новейшие достижения в области разработок логистических информационных систем, направленных на повышение оперативности и оптимальности процессов принятия и реализации решений.

.3 Информационные потоки: систематизация, роль и значение в логистических системах

Логистическая информационная система - это интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым менеджером для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования предприятия. В логистической информационной системе существует такое понятие как логистический поток информации, под которым понимается сложившееся или организованное в пределах логистической информационной системы движение данных в определённом направлении при условии, что у этих данных есть общий источник и общий приёмник.

Следует отметить, что информационный поток должен определяться следующими основными параметрами: источником возникновения; направлением движения или адресатом; скоростью передачи, т.е. количеством информации, передаваемой в единицу времени; общим объёмом, т.е. общим количеством информации, образующей данный поток.

В логистике информационный поток - это совокупность возникающих и циркулирующих внутри логистической системы, либо между логистической системой и внешней средой, неделимых квантов информации, необходимой для проведения логистических операций и для контроля за их ходом.

При этом под логистической информацией будем понимать существующие и циркулирующие в различных объектах экономической (производственно-сбытовой) деятельности сведения о производстве, распределении и потреблении товаров и услуг, которые имеют существенное значение для управления этой деятельностью.

Информационные потоки в логистике образуются в виде потоков массивов электронных данных, определённым образом оформленных бумажных документов, а также в виде потоков, состоящих из обоих этих типов квантов информации, которые требуют оперативного управления и контроля.

Управление информационным потоком предполагает осуществление основных типовых функций:

фильтрацию потока, т.е. избирательную переработку одних и отторжение других информационных данных и документов;

накопление информации и хранение данных в информационном массиве;

объединение и разделение информационных потоков в структуре информационной системы и в сетях коммуникаций;

транспортировку потоков информации;

различные элементарно-информационные преобразования;

обработку информации, направленную на получение данных, связанных с осуществлением логистических операций.

Контроль над информационными потоками, как отмечалось выше, даёт возможность осуществить интеграцию функциональных подсистем ЛИС двояким образом: как горизонтальную, так и вертикальную.

Горизонтальная информационная интеграция позволяет обеспечить взаимоувязанной информацией все материальные потоки. Этим достигается то, что все управляющие воздействия в функциональных подсистемах и вызванные ими последствия увязываются с общими целями и общей стратегией всей производственно-сбытовой системы. Вертикальная информационная интеграция может охватить все уровни иерархии производственно-сбытовой системы прямыми и обратными связями.

Задачами же информационной логистики являются:

управление информационным потоком логистической цепи на всех иерархических уровнях;

обеспечение детальной информации для оптимизирующего текущего и перспективного планирования;

информационная поддержка стратегического управления производством.

Информационные потоки в логистических системах имеют некоторые специфические особенности и характеристики, которые отличают их от всех других видов потоков: неоднородность; множественность подразделений - поставщиков информации; множественность подразделений - потребителей информации; сложность и трудность практической обозримости информационных маршрутов; множественность числа передач единиц документации по каждому маршруту; многовариантность оптимизации информационных потоков. Перечисленные особенности логистических информационных потоков предъявляют особые требования к их классификации.

Выделяют следующие виды информационных потоков в логистике:

горизонтальные и вертикальные (в зависимости от вида связываемых потоком систем);

внешние и внутренние (в зависимости от места прохождения);

входные и выходные (в зависимости от направления по отношению к логистической системе).

Многие исследователи дополняют эту классификацию следующими классификационными группировками:

элементарные, комплексные, ключевые, базисные (по отношению к логистическим функциям);

директивные (управляющие), нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные (по назначению информации);

открытые, закрытые, коммерческие, секретные, простые, заказные (по степени открытости и уровню значимости);

на бумажных носителях, на магнитных носителях, электронные и прочие (по виду носителей информации);

курьером, почтой, по телефону-телеграфу-телетайпу, по радио, телевидению, электронной почтой, по факсимильной сети, по телекоммуникационным сетям (по способу передачи данных).

Таким образом, разнообразные информационные потоки являются теми связями, которые объединяют в единое целое различные функциональные подсистемы. Отметим, что логистический информационный поток является достаточно сложной системой и делится на ряд составляющих: реквизит, показатель, документ, массив (файл).

К элементам информационных потоков в логистике относятся: телефонограммы, факсы; накладные, поступающие вместе с товаром; информация о поступлении и размещении грузов на складах; данные о транспортных тарифах и о возможных маршрутах и типах транспорта; изменения в динамических моделях состояния запасов; библиотеки управляющих программ для технологического оборудования с числовым программным управлением и каталоги этих библиотек; различная нормативно-справочная производственная информация; изменения в динамических моделях рынка и в его сегментировании; текущие сведения о производственных мощностях; текущие сведения о поставщиках; данные о планах выпуска; данные об объёмах и видах готовой продукции; данные о финансовых потоках. Необходимо заметить, что в настоящее время, в связи с развитием рыночных отношений, роль информации как одного из главных типов ресурсов постоянно возрастает по двум основным причинам: глобализация экономики и управления; предъявляются всё более жёсткие требования к организованности информационных ресурсов со стороны компьютеризации. В данном случае такое обеспечение представлено логистической информационной системой, которая представляет собой интерактивную структуру, включающую персонал, оборудование и процедуры анализа, планирования, регулирования и контроля деятельности предприятия. Всё это естественным образом объединено функционирующими информационными потоками, которые несут собой цель получить возможность оптимального и эффективного управления предприятием.

2. Оценка эффективности формирования и функционирования логистической информационной системы ОАО «Автоагрегат»

.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Автоагрегат»

ОАО «Автоагрегат» - крупнейший производитель фильтров и фильтрующих элементов очистки масла, топлива, воздуха для всех видов грузовых и легковых автомобилей, самоходных комбайнов, тракторов, экскаваторов, судовых двигателей. ОАО «Автоагрегат» образован в результате преобразования государственного предприятия «Ливенский Автоагрегатный завод» («ЛААЗ») и является его правопреемником. ЛААЗ возник на базе «Ливенского завода автонасосов». Предприятие было создано для обеспечения комплектующими изделиями автомобильных заводов страны.

Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество «Автоагрегат» г. Ливны.

Сокращенное наименование: ОАО «Автоагрегат» г. Ливны.

Форма собственности: Российская смешанная собственность с долей федеральной собственности.

Завод состоит из двух площадок. В составе завода 17 цехов, из них 2 обширных инструментальных цеха, позволяющих изготавливать специнструменты , участок нестандартного оборудования и станкостроения, энерго-ремонтный цех, тарный, транспортный цеха.

Предприятие имеет богатую пятидесятилетнюю историю. В начале 70-х годов оно работало как спутник заводов «ВАЗ» и «КАМАЗ». Со временем номенклатура продукции ОАО «Автоагрегат» расширилась и насчитывает более 80 наименований. ОАО «Автоагрегат» является основным поставщиком таких предприятий-гигантов как АО «КАМАЗ», АО «ВАЗ», АО «ГАЗ», АО «УАЗ», АО «УралАЗ», АО «Алтайдизель», тракторных заводов и работает по обеспечению технических центров этих заводов. ОАО «Автоагрегат» имеет тридцатилетний опыт проектирования, испытаний и производства фильтров и фильтрующих элементов очистки масла, воздуха и топлива для автотракторной техники и является самым крупным производителем продукции, как в России, так и в бывшем СССР как по объему производства, так и по выпускаемой номенклатуре изделий, имеет свою торговую марку «ЛААЗ», зарегистрированную еще в 70-х годах. Завод выпускает фильтры и фильтрующие элементы для крупных автозаводов, мотостроительных заводов, что говорит о том, что продукция ОАО «Автоагрегат» является востребованной и качественной. Изготовление комплектующих деталей и окончательная сборка продукции производится на импортном японском, немецком и итальянском оборудовании, что делает стабильным по своим качественным параметрам фильтры и фильтрующие элементы. При производстве фильтров используется сырье известных производителей. Для проверки поступающих материалов на заводе имеются механическая, химическая, измерительная и экологическая лаборатории. Объем выпуска фильтров и фильтрующих элементов исчисляется от нескольких тысяч штук в год до нескольких миллионов штук, в зависимости от потребностей автомобильного рынка.

В настоящее время в номенклатуре выпускаемой продукции наибольший удельный вес занимают:

запасные части к автомобилям для РЭН;

узлы и детали на комплектацию к автомобилям;

запасные части к сельскохозяйственным машинам и тракторам;

узлы и детали к сельскохозяйственным машинам и тракторам;

запасные части к мотоциклам и др.

Производимая продукция пользуется большим спросом у потребителей, о чем свидетельствует постоянство клиентуры и все более расширяющийся рынок сбыта. Область распространения продукции предприятия не ограничивается Россией, качество фильтров ОАО «Автоагрегат» знают почти во всех странах мира. На внутреннем же рынке предприятие является ведущим в своей области и одним из лидеров среди конкурентов.

Сейчас продукция ОАО «Автоагрегат» - это свыше 230 различных видов и типоразмеров фильтров и фильтрующих элементов для отечественных и иностранных легковых автомобилей, большегрузов, автобусов, тракторов, комбайнов, экскаваторов, судовых двигателей и компрессоров, газовых станций. В частности: фильтр очистки воздуха; элемент фильтрующий очистки воздуха; фильтр очистки масла; элемент фильтрующий очистки масла; фильтр очистки топлива; элемент фильтрующий очистки топлива; элемент фильтрующий очистки воздуха панельного типа; глушители выхлопа; головка кардана; насосы ручные гидравлические; сальник водяного насоса; запасные части.

Предприятие сертифицировано по системе качества по ИСО 9002.В год на предприятии производится более 12 млн. фильтров и фильтрующих элементов.

Качество продукции основано на использовании оборудования ведущих фирм мира: «Аида», «Савара», «Космек», «Кавасаки» и др., а также -японских и итальянских технологий. Все это внедрялось японскими и итальянскими специалистами, которые монтировали и запускали оборудование, обучая параллельно работников завода.

Качество продукции основано на использовании лучших фильтровальных материалов в мире, поставляемых крупнейшим в мире производителем фильтровальной бумаги - транснациональной корпорацией Альстром, имеющей свои заводы в Италии, Финляндии, США и Корее. Фирма эта основана еще в 1863 г. и имеет огромный опыт производства фильтровальных бумаг и безупречную репутацию по качеству производимой продукции.

Качество продукции основано на постоянном контроле функционирования производства и изготавливаемой продукции.

Предприятие единственное в России из производителей данной продукции имеет сертифицированную органами стандартизации лабораторию для всеобъемлющего испытания работоспособности фильтров и фильтрующих элементов. Это дает возможность всегда знать, какого качества продукция производится и вовремя корректировать производственный процесс при возникших отклонениях от качества, а также возможность оценить качество продукции конкурентов.

Для производства продукции основными материалами являются: ленты металлические, бумага, картоны фильтрующие, клеи, пластизоли, РТИ, химикаты, лаки краски.

Микросреда предприятия включает в себя: поставщиков, конкурентов, посредников, потребителей.

Поставщики - это предприятия и отдельные лица, обеспечивающие предприятие материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

Доля в общем объеме получаемых товароматериальных ценностей по основным поставщикам следующая:

ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»- 20%;

фирма «Ahlstrom Bosse Garte Speciali S. P. А.» Италия-20%;

- ОАО «Орелэнерго»-10%.

Другие поставщики:

лента х/катная ГОСТ 19851 -74 толщина 0,4 08Ю ВГ и др. - ОАО «НЛМК» г. Липецк; ОАО «Северсталь» г. Череповец; ОАО «МКЗ» г. Магнитогорск;

- МЛ 1110 разных цветов - ООО «Антей» г. Ярославль, и др.;

смола ПВХ - ООО «Антекс» г. Волгоград;

- ДОФ - ООО «Нефтехим МФ» г. Пермь; ООО «Проминвестцентр» г. Москва;

- MI Ф -9 - 000 «Кампания Рост» г. Дзержинск; ОАО НАК «Азот» производитель г.Новомосковск;

смола ЭД-20 - ОАО «Химпром» производитель г. Уфа;

соль АГ - «БАСФ СНГ Трейдинт ГмбХ» Германия;

Аэросил - ОАО «Полимерзапад» производитель Украина.

В общем объеме получаемых материальных ресурсов импорт занимает 20%.

Основными потребителями продукции предприятия являются такие предприятия, как ОАО «КАМАЗ», АО «АвтоВАЗ», АО «УралАЗ» г. Миасс, АО «Алтайдизель», ОАО «Ростсельмаш, «Красноярский комбайновый завод», «Волгоградский тракторный завод», АО «БелавтоМАЗ», «Тутаевский моторный завод», «Туламашзавод», г. Минск «ММЗ», АМО ЗиЛ г. Москва, ОАО ГАЗ г. Н. Новгород, «Волгоградский моторный завод», «Владимирский тракторный завод», «Горьковский автомобильный завод», «Серпуховской автомобильный завод», «Челябинский завод им. Колющенко», «Барнаултрансмаш» FORD MOTOR COMPANI» и др. автомобильные и тракторные заводы. Кроме того, в общей структуре сбыта продукции, значительное место занимают технические центры сервиса перечисленных предприятий. Важная роль в структуре сбыта, отведена сельскохозяйственному производству.

На сегодняшний день ОАО «Автоагрегат» имеет около 17 тыс. потребителей. Постоянный контингент составляет 7 тыс. покупателей.

Среди основных предприятий- конкурентов такие как:

- Пушкинский завод металлоизделий - небольшое мобильное предприятие, численность около 450 человек, работает в системе УПП ВОС (освобождено от НДС).

- ТОО «Ухтомский завод металлоизделий» г. Люберцы Московской области - частное предприятие, выпускает 20 видов фильтров и фильтрующих изделий.

МТФ г. Санкт- Петербург (55 видов изделий).

ЗАО «Арсенал-авто» г. Москва.

Предприятие ОАО «Автоагрегат» имеет небольшое количество конкурентов. Однако все конкуренты делают аналогичную продукцию по более низкой цене. Поэтому на ОАО «Автоагрегат» специалисты службы маркетинга внимательно следят за их стратегиями, контролируют цены, стремясь сохранить свою нишу на рынке.

При изучении микроокружения предприятия выделяют отдельной категорией торговых посредников. Широкая сеть маркетинговых посредников способна оказать помощь предприятию в продвижении и сбыте продукции.

На ОАО «Автоагрегат» в качестве посредников выступает дилерская сеть. В настоящее время у предприятия насчитывается 45 компаний-дилеров. Наибольшее значение для ОАО «Автоагрегат» имеют следующие дилеры:

ТОО «Алтей», г. Анапа;

ЗАО «Ракурс», г. Волгоград;

ООО «Автоцентр КАМАЗ», г. Москва;

ЗАО «Маяк», г. Новосибирск;

ООО «КамАвтоМАЗ», г, Липецк.

На предприятии была создана служба региональных менеджеров, что позволяет более оперативно реагировать на требование рынка, отслеживать спрос на ливенскую продукцию в различных регионах.

Одним из важных направлений в плане продвижения продукции в различные регионы России в настоящее время становится создание региональных складов или торговых площадок, прежде всего там, где ливенская продукция представлена не в полной мере. Такие площадки были организованы в Ижевске и 11ижнем Новгороде. Определены ключевые регионы, где ведутся подготовительные работы.

2.2 Маркетинговая характеристика ОАО «Автоагрегат»

В настоящее время ОАО «Автоагрегат» характеризуется относительно стабильным экономическим положением. Однако политическая сфера очень нестабильна. Частая смена законов, ставок налогов оказывает прямое влияние на деятельность предприятия. Для сохранения конкурентноспособности ОАО «Автоагрегат» использует достижение НТП, высокий уровень, автоматизации, механизации и информатизации.

Произошел рост объема производства товарной продукции в основном за счет освоения новых фильтров и фильтрующих элементов для сельхозмашин, тракторов, импортных машин и мотоциклов.

На сегодняшний день ОАО «Автоагрегат» имеет около 17 тыс. потребителей. Постоянный контингент составляет 7 тыс. покупателей.

Торговый знак предприятия известен по всему миру. Совершались поставки в США, Италию, Латвию, Литву, Эстонию.

Проведем анализ номенклатуры выпускаемой продукции и сведем его показатели в таблицу 1 .

Таблица 1 - Структурный анализ номенклатуры выпускаемой продукции

Наименование показателей

2007

2008

2009

1

Объем товарной продукции в действующих ценах (руб.)

346 976

360 748

362 912

2

Индекс физического объема товарной продукции (%)

103,9

100,2

103,5

3

Основная номенклатура выпускаемой продукции

287 513

323 070

335 982


запчасти к автомобилям

211 918

240 658

251 124


узлы и детали к автомобилям

57908

62 912

65 089


запчасти к с/х машинам

14560

15 970

16 120


узлы и детали к с/х машинам

3100

3 502

3 617


запчасти к мотоциклам

27

28

32


Из данных таблицы 1 можно сделать вывод, что основной вид деятельности ОАО «Автоагрегат» - производство фильтров и фильтрующих элементов на комплектацию и для ремонта автомобилей, удельный вес которых в общем, объеме товарной продукции составил:

за 2007 год: ((211 918 + 57 908) / 346 976) * 100% = 77,8%;

за 2008 год: ((240 658 + 62 912) / 360 748) * 100% - 84,2%;

за 2008 год: ((251 124 + 65 089)/362 912) * 100% = 87,1%.

В 2009 году рост производства составил 103,5% в основном за счет увеличения выпуска запчастей к легковым автомобилям,

За период с 1999 - 2009 года была создана собственная дилерская сеть завода, насчитывающая 54 предприятия, на долю которых приходится около 40% реализации продукции.

На данном предприятии выпускаются фильтры на все виды отечественной техники. Такой номенклатуры не имеет ни одно отечественное предприятие. Материалы, используемые в производстве, все импортные, поэтому качество намного выше по сравнению с предприятиями России и ближнего зарубежья. Хотя иностранным предприятиям ОАО «Автоагрегат» уступает в качестве продукции.

Конкурентные преимущества:

. Выгодное географическое положение (центр России).

. Достаточно низкие цены при хорошем качестве (поставка бумага из Италии).

. Гибкая система скидок.

. Оборудование производства ведущих мировых производителей (Япония, Италия, Германия).

. Транспортные связи (автомобильные дороги, железнодорожный транспорт).

. Сеть коммуникаций и автоматизации производства (факс, телефон, телетайп, Интернет, E-mail).

Продукция ОАО «Автоагрегат» сертифицирована по Международному Стандарту ИСО 9002, изделия испытаны и рекомендованы НАМИ, НАТИ, ВНИИМАШ к применению на всех видах автомобильной и тракторной техники.

Экономико-географическое положение:

размещение завода в г. Ливны обусловлено чрезвычайно благоприятным экономико-географическим положением по отношению к источникам получения сырья и полуфабрикатов, а также по возможностям обеспечения экономически целесообразных связей с главным предприятием;

наличие контингента рабочих кадров с необходимыми трудовыми навыками. Имеются возможности для подготовки специалистов высшей и средней квалификации (машиностроительный техникум, институт, ПТУ, техническое училище);

благоприятные условия обеспечения водо- и энергоресурсами;

расположение в зоне развитого многоотраслевого с/х, которое обеспечивает продуктами питания быстрорастущее население индустриального города.

Климатические и природные условия на деятельность ОАО «Автоагрегат» не влияют.

Производство сконцентрировано на одной промышленной площадке, филиалов, дочерних компаний не существует.

Организационная культура представляет собой принимаемые большей частью организации, философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами.

Культура и порядок в организации немыслимы, если они не опираются на современную организацию труда, умелую расстановку людей, четкое материально-техническое обеспечение, стимулирование. Только сочетание организационных, моральных и духовных факторов может дать высокий уровень организационной культуры. На ОАО «Автоагрегат» этому способствует соревнование за высокую культуру производства по цехам и в заводоуправлении. Говоря о культуре нельзя не упомянуть медицинское обслуживание, питание, обеспечение жильем, детскими дошкольными учреждениями, отдыхе. На формирование оргкультуры большое влияния оказывает поощрение сотрудников, структура организации (делегирование полномочий), обеспечение информацией, мифы и истории, а также дизайн, оформление помещений, организация рабочего места.

.3 Оценка эффективности функционирования системы управления информационными потоками ОАО «Автоагрегат»

На ОАО «Автоагрегат» определяющее значение имеют информационные процессы - процессы сбора, хранения, обработки и передачи данных с целью управления производством и соответствующими структурными подразделениями, а также определение потребности и управления ими.

При определении потребности в информации требуется, прежде всего, установить необходимым минимум политических, экономических, естественно научных, технических, социальных и иных знаний, которыми должен располагать член коллектива для оптимального выполнения возложенных на него задач, а также целесообразные формы, подходящие моменты времени, интервалы, через которые необходимо проводить информирование.

Информационное обеспечение должно учитывать существующие законодательные и нормативные ограничения и необходимость внутренней регламентации, а также обеспечивать необходимый уровень безопасности.

Нормативно-методическая база информационного обеспечения - это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологии создания документов, их обработки, хранения и использования в текущей деятельности предприятия.

Информация даёт возможность принимать обоснованные и эффективные решения в управлении предприятием.

Но и информацией необходимо управлять, управлять процессом её получения и использования, информационными ресурсами и информационным обеспечением.

Управление информационными ресурсами и информационным обеспечением управленческой деятельности означает оценку информационных потребностей на каждом уровне и в рамках каждой функции управления, изучение документооборота организации, его рационализацию, стандартизацию типов и форм документов, типизацию информации и данных преодоления проблем несовместимости типов данных, создание системы управления данными.

Всё это делается с целью её эффективного и оптимального распределения и использования.

Использование информации на каждом уровне управления в ОАО «Автоагрегат» представлено следующей схемой взаимосвязи информационных подсистем внутри предприятия, представленной на рисунке 3.

Данная схема позволяет проверить, как на предприятии распределены и осуществляются следующие функции информационного обеспечения: правильный документооборот, общая обработка поступающей и имеющейся информации, локальное хранение данных, оперативное управление информацией, контроль над информацией, передача данных от одного лица к другому, обеспечение доступности всем сотрудникам организации и многократное её использование.

Рисунок 3 - Взаимосвязь информационных подсистем в ОАО «Автоагрегат»

Как показано на рисунке 3, где приведена структура и функции взаимосвязей информационных подсистем, действующих в пределах ОАО «Автоагрегат», видим, что на верхнем (третьем) уровне данной системы расположена планирующая подсистема. Здесь осуществляется управление общим материальным потоком с целью организовать производственно-сбытовую деятельность, направленную на наиболее эффективное удовлетворение потребностей рынка.

На втором уровне размещаются так называемые диспозитивные информационные подсистемы.

Эти подсистемы детализуют планы, составленные на верхнем уровне, и доводят их до уровня отдельных производственных участков, цехов, механизированных в той или иной степени складов и других производственных подразделений, а также определяют способы действий этих подразделений.

И на нижнем уровне информационных систем размещаются так называемые исполнительные информационные подсистемы. Они доводят задания, правила и инструкции до конкретных рабочих мест и исполнителей. Они также осуществляют контроль над ходом технологического процесса на рабочих местах и обеспечивают обратную связь, формируя первичную информацию с этих рабочих мест. Планирующая, диспозитивная и исполнительная подсистемы связаны прямыми и обратными вертикальными информационными потоками. Необходимо выделить следующие источники информации, которыми пользуется ОАО «Автоагрегат»:

внешняя информация-информация, являющаяся результатом деятельности других организаций и зафиксированная в монографиях, статьях, сборниках, докладах на семинарах и совещаниях; сведения, которые получены в ходе деловых встреч и переговоров, проводимых сотрудниками функциональных подразделений (снабжение, сбыт, маркетинг, технология, менеджмент), о состоянии дел у партнёров и конкурентов. Такого рода информация может быть получена и от третьих лиц: покупателей, сотрудников государственных и частных кредитных, страховых, инвестиционных организаций; официальные публикации законодательных актов, инструкций, отчётов крупнейших банков и АО о состоянии баланса, размерах прибыли и т.п.; сведения из Интернета и долговременной памяти собственной компьютерно-информационной системы;

внутренняя информация-это информация о результатах (положительных или отрицательных) предыдущих решений, являющаяся следствием обратной связи - отчётов нижестоящих работников и организаций, поступающих в процессе контроля: бухгалтерская, статистическая, внутренний аудит и т.п.

Рисунок 4 - Структура информационных потоков ОАО «Автоагрегат»

АБ-внутренние входные потоки; СД-внутренние выходные потоки; 11-внешние входные потоки; 22-внешние выходные потоки; 0000-информационно-управленческий (логистический) центр; АБСД-контур информационного управления внутренней средой; ДЕКЛ-подконтур аналитической обработки.

На рисунке 4 видно как информационно-управленческий (логистический) центр образует с внутренней средой контур обратной связи (АБСД), по которому и циркулируют входные (АБ) и выходные (СД) информационные потоки. Этот контур имеет фильтр срочности для первоначальной фильтрации срочных сообщений. Для фиксации и обратных сообщений информационный центр имеет базу данных и необходимый аналитический инструментарий (программы обработки).

Аналитическая обработка осуществляется в подконтуре ДЕКЛ.

Определение потребности в необходимой информации для предприятия является существенной предпосылкой для создания системы информации и руководства. Качественная, своевременная и достоверная информация даёт возможность принимать обоснованные и эффективные решения управления предприятием.

Управление информационными ресурсами и информационным обеспечением управленческой деятельности означает оценку информационных потребностей на каждом уровне и в рамках каждой функции управления, изучение документооборота организации, его рационализацию, преодоление проблем несовместимости типов данных, создание системы управления данными.

Важно отметить, что эффективность управления предприятием представляет собой результативность деятельности генерального директора ОАО «Автоагрегат» и проявляется она через результаты основной деятельности организации.

Оценим, на сколько эффективно функционировал управленческий аппарат на рассматриваемом нами предприятии в течение 2005 года.

Рассчитаем показатель эффективности управления по следующей формуле:

Эу = П / Зу,         (1)

где    П - прибыль организации за 2005 год;

Зу - затраты на управление за год.

Эу = 12706000 /12219000 = 1,04.

Рассчитанное значение позволяет сделать вывод о том, что управление предприятием в рассмотренном периоде осуществлялось неэффективно, так как с каждого рубля вложенных в управление средств ОАО «Автоагрегат» имеет 1руб.4 коп. прибыли.

При этом коэффициент численности управленческих работников составил:

К = Чу / Ч,(2)

где    Чу - численность работников управления;

Ч - общая численность работников.

К = 127 / 997 = 0,13.

Рассчитанное значение коэффициента говорит о том, что управленческий персонал в организации составляет 13% от общей численности работников.

Коэффициент затрат на управление определим следующим образом:

Кз = Зу / З,(3)

где    З - затраты общие.

Кз = 12219000 / 238744000 = 0,05.

Затраты на управление за 2005 год составили 5% от общих затрат. Учитывая во внимание неэффективную работу управленческого аппарата, полученная величина достаточно высока.

Определим коэффициент затрат на управление на 1 единицу выпущенной продукции:

Кзу= Зу/ ОП,(4)

где    ОП - объем выпущенной продукции.

Кзу = 12219000 / 241636000 = 0,05.

Величина коэффициента свидетельствует о том, что на 1 рубль выпускаемой продукции приходится 5 коп. затрат на управление.

Рассчитаем норму управляемости (масштаб управления):

С = Н * (2н / 2 + Н - 1), (5)

где    Н - количество подчиненных;

С - количество связей.

С = 6 * (26 / 2 + 6 - 1) = 222.

Данную формулу в 1933 году применил французский математик и консультант по управлению В. Грейпунас. Он утверждал, что основным фактором, определяющим норму управляемости, является количество контролируемых руководителем коммуникационных связей в организации, которое не должно превышать 222 связи или не более шести подчиненных.

Полученное значение соответствует нормативному, что обеспечивает рациональное управление персоналом.

Таким образом, полученные значения позволяют сделать вывод о том, что хотя количество контролируемых руководителем связей в организации не превышает 222 связи и численность управленческих работников соответствует норме, затраты на управление не высоки, но несмотря на это завод показывает низкие показатели результативности деятельности.

3. Совершенствование системы формирования и функционирования логистической информационной системы ОАО «Автоагрегат»

.1 Совершенствование автоматизации информационных технологий ОАО «Автоагрегат»

Информационные системы создаются для того, чтобы предоставлять потребителям результаты своей деятельности в виде продуктов и услуг, причем показатели этой деятельности как раз и характеризуют экономику сферы обработки информации. При этом экономика сферы информационно-вычислительных услуг во многих организациях начинает играть все более заметную роль, часто уже не меньшую, чем экономика процессов всех прочих сфер деятельности. Услуги все более широко становятся продуктом, причем продуктом высокотехнологичным.

В качестве иллюстрации особенностей учета условий использования ресурсов ИС в конкретных условиях предлагается рассмотреть простое и широко распространенное бухгалтерское приложение «Работа с платежными документами». Его конечной продукцией является известный документ - платежное поручение (Приложение Е).

Это массовый, простой и доступный документ, поэтому им уверенно оперирует массовый непрофессиональный пользователь. Автоматизация его изготовления также может быть легко обеспечена. Здесь автоматизация этого документа рассмотрена в среде СУБД MS Access применительно к условиям бухгалтерии ОАО «Автоагрегат».

На основе обработки статистических данных, характеризующих работу рассматриваемой бухгалтерии, получены следующие показатели: время выпуска на компьютере одного экземпляра платежного поручения составляет в среднем Тср = 2,3 мин., в том числе время ввода данных (tвв) - 1,5 мин.; время контроля данных (tконтр) - 0,3 мин.; время печати (tпечати) - 0,5 мин. (сюда входят подтверждение печати платежного поручения с заданным номером, подготовка принтера к печати, печать платежного поручения).

Бухгалтеру необходимо иметь три экземпляра платежного поручения. Тогда время, затраченное на выпуск одного платежного поручения,

Т=Тср+ tпечати,(6)

получится после подстановки числовых значений равным:

T= 2,3 + 2* 0,5 = 3,3 мин.,

где при расчете времени печати учтено, что размеры платежного поручения составляют 25x20 см.

На рисунке 5 приведен примерный вид технологического процесса выпуска платежного поручения на компьютере. Здесь обозначены используемые по этапам процесса технологические ресурсы соответственно: ТС - технические средства (компьютер К, принтер П); ПС - программные средства (MS Access 97, DB_Plat.mdb); БН - бумажный носитель (лист бумаги). Технологический процесс состоит из следующих этапов:

1)загрузка СУБД MS Access 97 (tзагр ≈ 0,5 мин.);

2)открытие файла DB_Plat.mdb (tоткр ≈ 0,3 мин.);

3)запуск приложения (нажатие кнопки Ввод/редактирование платежного поручения на панели управления приложением) (tзап ≈ 0,5 мин.);

4)ввод данных с бумажного носителя (из первичного документа) на машинный (tвв ≈ 1,5 мин.);

5) контроль данных (просмотр на экране компьютера) (tк ≈ 0,3 мин.);

6)закрытие формы платежного поручения (tзакр. ≈ 0,3 мин.);

7)печать платежного поручения (подтверждение печати документа с заданным номером, подготовка принтера к печати, собственно печать) (tпеч ≈ 0,5 мин.). Так как необходимо печатать три экземпляра платежного поручения, то общее время печати составит tпеч = tпеч1 *3, что после подстановки числовых значений даст tпеч = 0,5 • 3 = 1,5 мин.

Общее время выпуска платежного поручения (фактическое время машинной работы) определяется выражением:

Тм. = tзагр. + tоткр. +tзап. + tвв. + tк. + tзакр. +tпеч.,        (7)

или в данном случае - величиной

Тм = 0,5 + 0,3 +0,5 + 1,5 + 0,3 + 0,3 + 1,5 = 5 мин.

Рисунок 5 - Технологический процесс выпуска платежного поручения на компьютере

Таким образом, рассмотрели простое и широко распространенное бухгалтерское приложение «Работа с платежными документами». Его конечной продукцией является известный документ - платежное поручение. Это массовый, простой и доступный документ, поэтому им уверенно оперирует массовый непрофессиональный пользователь. Автоматизация этого документа рассмотрена в среде СУБД MS Access применительно к условиям бухгалтерии ОАО «Автоагрегат».

3.2 Определение цены услуги на основе технологического процесса на ОАО «Автоагрегат»

На основе технологического процесса можно определить расчетную цену на услугу с учетом цен на используемые ресурсы.

При этом ценообразование может быть основано на использовании прейскурантов и норм времени и выработки. Эти нормативы для классов работ и услуг всегда существуют или должны существовать на предприятии для управления, как минимум, производственными затратами. За основу для расчета цены можно принять выражение (15).

По существу здесь рассматривается информационная услуга - предоставление программного средства (.mdb-файла выпуска платежного поручения) в монопольное использование. Так как эта услуга рассматривается в условиях информатизации органа местного самоуправления (не производственный объект), то норма рентабельности R равна нулю.

Затраты на создание приложения «Работа с платежными документами» (Ссозд) включают, например, следующие основные составляющие:

1) стоимость затраченного рабочего времени (Свр);

2)  стоимость компьютера (Спк);

3)  стоимость принтера (Спр);

4)  стоимость ПО (Спо).

Тогда можно записать:

Ссозд. = Свр. + Спк + Сампк + Спр. + Сампр + Спо + Сампо,(8)

Процесс создания приложения можно, разбить на следующие этапы:

1)  подготовительный (проектирование):

обследование объекта информатизации (1 ч.);

формирование задачи и получение исходных данных (0,5 ч.);

анализ задачи (0,3 ч.);

составление структуры приложения, алгоритмов (1,5 ч.);

ознакомление с литературой (0,5 ч.);

)    основной (программирование):

- построение таблиц БД, связь между таблицами (1 ч.);

занесение данных в таблицу-справочник (1 ч.);

контроль правильности занесения данных (0,5 ч.);

создание целостного приложения (1ч.);

отладка приложения (1,5 ч.);

тестирование (1 ч.);

повторная отладка (2 ч.);

создание инструкции пользователя (10 ч.);

3)  заключительный:

- сдача приложения пользователю; выявление ошибок; если ошибки есть, то снова - отладка, если нет, то переход на следующий этап (1 ч.);

передача приложения в монопольное пользование (0,5 ч.).

В этих условиях можно вычислить стоимость одного машинного часа и затем - цену услуги. Далее конкретные расчеты выполнены в некоторых условных единицах, обозначаемых у.е.; их не следует трактовать ни как доллар США, ни как рубль Российской Федерации, поскольку соотношения валют, цен и заработной платы существенно изменяются с течением времени; величины затраченных ресурсов также не имеют строгого обоснования, поэтому приведенный пример иллюстрирует особенности и характеристики расчета.

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2006 г. № 697 норма амортизации средств ВТ составляет 50 % балансовой стоимости средств, т.к. компьютеры (электронно-вычислительную технику) можно будет полностью самортизировать за 2-3 года, а амортизация программных средств определяется условиями применения. Пусть стоимость компьютера (Спк) равна 10000 у.е. Тогда амортизация компьютера (Сампк) будет 5000 у.е. в год. При 200 рабочих дней в году по 8 ч. в день амортизационные отчисления за 1 ч. составят 3 у.е.

Тогда можно рассчитать Свр, она будет складываться из стоимости машинного времени (Сврмаш), времени, затраченного на ручной труд (Сврручн), и времени на отдых и личные надобности (Со.л.н.):

Свp. = Свр.маш +Свр.ручн. + Со.л.н.,(9)

Машинное время составляет 26 ч. (см. основной этап процесса создания приложения), стоимость одного машинного часа равна 2 у.е. Тогда:

Свр.маш. = 2 * 26 = 52 у.е.

Стоимость 1 ч., затраченного на ручной труд, можно рассчитать следующим образом. Пусть часовая тарифная ставка работника будет 5 у.е., а время, затраченное на ручной труд, составляет 4 ч. (см. подготовительный и заключительный этапы создания приложения). Тогда С вр ручн = 5 * 4 = 20 у.е. Время на отдых и личные надобности составляет 6 ч., тогда Сол н =5*6 = 30у.е. Подстановка найденных значений в формулу (16) даст Свр = 52 +20 + + 30 =102 у.е.

Пусть стоимость принтера 4000 у.е., стоимость ПО - 70 у.е. С учетом времени создания приложения (36 ч., см. выше) получится:

Спк = 225 у.е.; Сампк = 56,25 у.е.; Спр. = 90у.е.; Сампр = 22,5 у.е.; Спо = 1,6 у.е.; СамПО = 0,16 у.е.; Сл. = 100у.е.;

Подстановка полученных значений в формулу (8) даст стоимость создания приложения:

Ссозд = 102 + 225 + 90 + 1,6 + 100 + 56,25 + 22,5 + 0,16 ≈ 598 у.е.

Теперь можно рассчитать стоимость услуги (Смаш ):

Смаш. = Срес +Сз/п +Сначисл +С вр.маш +

(10)

+Свр.всп. +Сампк+ Сампо + Сампр,

где    Срес - стоимость используемых ресурсов;

Сз/п - зарплата основного производственного персонала (бухгалтера);

Сначисл - начисления на заработную плату;

Свр маш - стоимость машинного времени;

Свр всп - стоимость вспомогательного времени;

Сампк - амортизация ПЭВМ;

Сампо - амортизация ПО;

Сампр - амортизация принтера.

При реализации данной услуги используются следующие ресурсы:

1) картридж принтера (при заправке на 1000 листов его стоимость равна 100 у.е., на 1 лист приходится 0,1 у.е., необходимо 3 листа-0,3 у.е.);

) 3 листа бумаги (стоимость 1 листа 0,18 у.е., 3 листов - 0,54 у.е.).

Тогда Срес = 0,3 + 0,54 = 0,84 у.е.

Выпуск одного платежного поручения (3 экземпляра) на компьютере составляет в среднем 5 мин. (технологический процесс отражен на рисунке 5). Тогда стоимость машинного времени Свр маш (5 мин.) будет равна 0,17 у.е. Стоимость вспомогательного времени (10 мин.) составляет 0,33 у.е.

Заработная плата (С3/п) бухгалтера в час - 5 у.е., за 15 мин. работы - 1,25 у.е. Тогда получится:

Сначисл = 0.48 у.е.; Сампк = 0,5 у.е.; Сампо=0,01 у.е.; Сампр.=0,2 у.е.

Подстановка найденных значений в формулу (10) даст

Смаш. = 0,84+1,25+0,48+0,17+0,33+0,5+0,01+0,2 = 3,78 ≈ 4 у.е.

Аналогично можно определить затраты на выпуск платежного поручения вручную (Сручн). Пусть при этом один экземпляр поручения исполняется на печатной машинке, а два других - ксерокопируются. Тогда:

   Сручн.=Свр.печ.маш.+Спеч.маш. +С ампеч.маш. +Свр.ксер.+

+Сксер + Самксер+Свр.всп.+Сз/п + Сначисл. + С6ум,

         где    Свр печ.маш - стоимость времени работы (6 мин.) на печатной машинке;

Свр.ксер. - стоимость времени (4 мин.) работы ксерокса;

Свр.всп - стоимость вспомогательного времени (10 мин.);

Спеч.маш - стоимость печатной машинки (за время работы машинки);

Сампеч.маш. - амортизация печатной машинки;

Сксер - стоимость ксерокса (с учетом времени работы ксерокса);

Самксер - амортизация ксерокса;

Сз/п - заработная плата бухгалтера;

Сначисл. - начисления на заработную плату;

Cбум - стоимость бумаги.

Свр.печ.маш. = 0,2 у.е., Свр.ксер. = 0,13 у.е., Cвр.всп. = 0,83 у.е.

Пусть стоимость печатной машинки составляет 2000 у.е., а стоимость ксерокса равна 5000 у.е. С учетом времени работы данных технических средств получится:

Спеч.маш. = 0,42 у.е.; Caм печ.маш= 0,1 у.е.; Сксер=1,04у.е.; Самксер = 0,26 у.е.; Сз/п = 1.7 у.е.; Сначисл =0,7 у.е.; С6ум = 0,54 у.е.;

Подстановка этих значений в формулу (18) даст

Сручн = 0,2 + 0,42 + 0,1 + 0,13 + 1,04 + 0,26 + 0,83 + 1,7 + 0,7 + + 0,54 = 5,92 ≈ 6 у.е.

Таким образом, на основе технологического процесса можно определить расчетную цену на услугу с учетом цен на используемые ресурсы. По существу рассматривалась информационная услуга - предоставление программного средства (.mdb-файла выпуска платежного поручения) в монопольное использование.

Так как эта услуга рассматривается в условиях информатизации органа местного самоуправления (не производственный объект), то норма рентабельности R равна нулю.

Затраты на создание приложения «Работа с платежными документами» включают следующие основные составляющие: стоимость затраченного рабочего времени, стоимость компьютера, стоимость принтера, стоимость ПО. В этих условиях вычислили стоимость одного машинного часа и затем - цену услуги, которая равно 6 у.е.

3.3 Анализ окупаемости приложения

Если принять для простоты, что сохраняется пропорциональная зависимость совокупных затрат на выпуск тиража платежных поручений от цены выпуска одного платежного поручения, можно определить показатели окупаемости мероприятий по автоматизации этого документа как в отношении количества выпускаемых документов, так и в календарном исчислении. Очевидно, что окупаемость, т. е. целесообразность автоматизации, возможна только при Смаш < Сручн (рисунок 6), причем она достигается на столь меньшем числе документов N или тем более быстро в календарном исчислении, чем больше эта разница, что иллюстрирует рис. 4.3, где Смаш < Сруч1 < Сручн.2 < Сручн.3.

Рисунок 6 - Срок окупаемости затрат на автоматизацию документа

Если, например, в среднем бухгалтерия выпускает 35 платежных поручений в месяц (в год - 420), то при приведенных выше числовых значениях параметров получится, что автоматизация этого документа окупится уже на 300 поручениях. Отсюда срок окупаемости (Ток) машинного платежного поручения составит 0,7 года. Зная срок окупаемости (Ток) и затраты на создание приложения (Ссозд), можно рассчитать коэффициент экономической эффективности (Ер) по следующей формуле:

,(12)

где    Ен - нормативный коэффициент экономической эффективности, например, Ен = 0,15;

Эгод - годовой экономический эффект от внедрения данного приложения.

Срок окупаемости приложения рассчитывается по формуле:

,(13)

Отсюда

, (14)

Подстановка выражения (21) в формулу (17) очевидно даст:

,(15)

Подстановка срока окупаемости приложения в формулу (22) дает:

(16)

Условие окупаемости автоматизации документа, естественно, дает не одно решение, а множество (в рисунок 6 это NOKl,3 и NOK2), поскольку определяющие параметры могут изменяться или варьироваться в достаточно широких пределах. Это решение зависит от стоимости вычислительных ресурсов, затрачиваемого машинного времени, рабочего времени персонала, затрачиваемого на решение задачи, зарплаты обслуживающего персонала и т.д.

В зависимости от того, в каком сочетании окажутся в конкретном случае эти параметры, срок окупаемости (Ток) может изменяться (варьироваться) в достаточно широких пределах. Некоторые результаты расчетов стоимости выпуска документа ручным и машинным способами, полученные при варьировании различных определяющих параметров, от которых зависит срок окупаемости, приведены в таблице 1; здесь в качестве варианта № 1 представлены данные, рассмотренные выше.

Таблица 2 - Стоимость машинного и ручного выпуска платежного поручения

Вариант, у.е.

1

2

3

4

5

Смаш

4

4,7

2,5

3,5

1,8

Сручн

6

7,3

4

5,7

2,6


Таблица 3 - Срок окупаемости и показатели экономической эффективности

Пределы

ТОК. (годы)

ЕР. (1/год)

Нижний

0,26

3,8

Верхний

1,7

0,6


Как видно, если на плоскости нанести линии затрат с учетом этих значений, можно получить множество точек пересечения, каждая из которых отражает условие окупаемости в соответствующих условиях; в совокупности эти точки представляют область, в пределах которой изменяются условия окупаемости. Для данных, приведенных в таблице 1, нижний предел условия окупаемости составляет 108, верхний - 716 платежных поручений.

В таблице 2 приведены полученные при этих условиях граничные значения срока окупаемости (Ток) и коэффициента экономической эффективности (Ер) для принятых в расчетах пределов изменения варьируемых параметров. Как видно из приведенных иллюстраций, могут быть получены весьма разные решения в отношении эффективности автоматизации тех или иных технологий документооборота. Здесь еще раз следует подчеркнуть определенную иллюстративность приведенного примера. Ясно, что при формировании требований и условий автоматизации исполнения того или иного документа можно и нужно формулировать задачу оптимизации. При этом естественно может возникнуть задача линейного программирования как наиболее естественная. Вместе с тем вполне возможна и постановка задачи многокритериальной оптимизации.

Заключение

Современное российское предприятие - это система, которая функционирует в процессе перехода нашей страны на рыночные отношения и нестабильности экономической, политической и законодательной основы.

При управлении такими сложными экономическими системами важное практическое значение имеют задачи выбора альтернатив и поиска эффективных путей управления предприятием.

Революция в информационных технологиях позволила усилить конкурентную борьбу между производителями за звание высоко эффективно функционирующего предприятия, использующего новейшие достижения в области разработок логистических информационных систем, направленных на повышение оперативности и оптимальности процессов принятия и реализации решений.

Логистическая информационная система - это интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым менеджером для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования предприятия. В логистической информационной системе существует такое понятие как логистический поток информации, под которым понимается сложившееся или организованное в пределах логистической информационной системы движение данных в определённом направлении при условии, что у этих данных есть общий источник и общий приёмник.

Контроль над информационными потоками, как отмечалось выше, даёт возможность осуществить интеграцию функциональных подсистем ЛИС двояким образом: как горизонтальную, так и вертикальную.

Целью информационного обеспечения ЛИС является получение возможности управления, контроля и комплексного планирования всего процесса производства и движения продукции.

Необходимо заметить, что в настоящее время, в связи с развитием рыночных отношений, роль информации как одного из главных типов ресурсов постоянно возрастает по двум основным причинам: глобализация экономики и управления; предъявляются всё более жёсткие требования к организованности информационных ресурсов со стороны компьютеризации. В данном случае такое обеспечение представлено логистической информационной системой, которая представляет собой интерактивную структуру, включающую персонал, оборудование и процедуры анализа, планирования, регулирования и контроля деятельности предприятия. Всё это естественным образом объединено функционирующими информационными потоками, которые несут собой цель получить возможность оптимального и эффективного управления предприятием.

ОАО «Автоагрегат» - крупнейший производитель фильтров и фильтрующих элементов очистки масла, топлива, воздуха для всех видов грузовых и легковых автомобилей, самоходных комбайнов, тракторов, экскаваторов, судовых двигателей. В настоящее время ОАО «Автоагрегат» характеризуется относительно стабильным экономическим положением.

Полученные значения в п.2.3 позволяют сделать вывод о том, что хотя количество контролируемых руководителем связей в организации не превышает 222 связи и численность управленческих работников соответствует норме, затраты на управление не высоки, но несмотря на это завод показывает низкие показатели результативности деятельности.

В третьей главе было предложено обосновать цены на информационно-вычислительные услуги, в том числе проанализировать информационные технологии; определить цену услуги; проанализировать окупаемость приложения. Рассмотрели простое и широко распространенное бухгалтерское приложение «Работа с платежными документами». Его конечной продукцией является известный документ - платежное поручение. Это массовый, простой и доступный документ, поэтому им уверенно оперирует массовый непрофессиональный пользователь. Автоматизация этого документа рассмотрена в среде СУБД MS Access применительно к условиям бухгалтерии ОАО «Автоагрегат».

На основе технологического процесса можно определить расчетную цену на услугу с учетом цен на используемые ресурсы. По существу рассматривалась информационная услуга - предоставление программного средства (.mdb-файла выпуска платежного поручения) в монопольное использование. Так как эта услуга рассматривается в условиях информатизации органа местного самоуправления (не производственный объект), то норма рентабельности R равна нулю.

Затраты на создание приложения «Работа с платежными документами» включают следующие основные составляющие: стоимость затраченного рабочего времени, стоимость компьютера, стоимость принтера, стоимость ПО. В этих условиях вычислили стоимость одного машинного часа и затем - цену услуги, которая равно 6 у.е.

Из приведенных в этой главе расчетов видно, что приложение эффективно внедрять, срок окупаемости не большой и предложенные мероприятия эффективны.

Для эффективного функционирования ОАО «Автоагрегат» в сложившихся условиях, руководству необходимо уделять больше внимания проблеме оптимальной информатизации и автоматизации управленческой деятельности, а также принимать более эффективные управленческие решения, направленные на повышение прибыли, что в свою очередь повысит качество менеджмента.

Список используемой литературы

1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г. № 197 - ФЗ, ред. от 27 апр. 2004 г.]. - М.: Проспект, 2003. - 362 с.

. Российская Федерация. Законы. Уголовно-Процессуальный кодекс Российская Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 18 дек. 2001 г. №174 - ФЗ, ред. от 29 июнь 2004 г.].- М.: Проспект, 2004. - 455 с.

. Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах: федер. закон: [принят Гос. Думой 26. 12. 1995 г. № 208 - ФЗ, ред. 06. 04 .2004 г.].- М.: ИНФРА - М, 2004. - 540 с.

. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации: утв. пост. от 21 сент.1994 г. № 15, ред. от 11 июля 2002 г.- М: Юристъ, 2003. - 250 с.

. Российская Федерация. Правительство. Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011 - 93: утв. пост. от 30 дек. 1993 г. № 299, ред. 15 окт. 2003 г.- М.: Проспект, 2003. - 245 с.

6. Аникин, Б.А. Высший менеджмент для руководителей: учебное пособие / Б.А. Аникин - М.: ИНФРА - М, 2000. - 136 с.

. Архипова, Н.И. Исследование систем управления: учебное пособие для вузов / Н.И. Архипова, В.В. Кульба, С.А. Косяченко, Ф.Ю. Чанхиева; Под ред. проф. Н.И. Архиповой.- М.: ПРИОР,2002. - 384 с.

8. Балдин, К.В. Управленческие решения: учебник для вузов / К.В. Балдин, С,Н. Воробьёв, В.Б. Уткин.-М.: «Дашков и Ко», 2004. - 496 с.

. Бирман, Л.А. Управленческие решения: учебное пособие для вузов / Л.А. Бирман.: Дело, 2004. - 208 с.

. Бусыгин, А.В. Эффективный менеджмент: учебник / Б.А. Бусыгин.-М.: Финпресс, 2001. - 1056 с.

. Веревченко, А.П. Информационные ресурсы для принятия решений: учебное пособие для вузов / А.П. Веревченко, В.В. Горчаков, И.В. Иванов [ и др.].-М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 560 с.

. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учебное пособие для вузов / Е.Е. Вершигора.- Изд. 2-е, перераб. и доп.-М.: ИНФРА - М, 2002. - 283 с.

. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - Изд. 3-е. - М.: Гардарики, 2002. - 528 с.

. Воробъев, В.Г. Методика разрешения альтернативы «Разработка корпоративных информационных систем собственными силами или привлечение стороннего разработчика»./ В.Г. Воробъёв // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - № 2. - С. 87 - 95.

. Гаджинский, А.М. Логистика: учебник для высших учебных заведений / А.М. Гаджинский. - Изд. 8-е, перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая Корпорация «Дашков и Ко», 2003. - 408 с.

. Гинзбург А.Н. Экономический анализ: Предмет и методы моделирования ситуации. Оценка управленческих решений: учебник для вузов / А.И Гинзбург: СПб.: Питер, 2003. - 408 с.: ил.

. Гоберман, В.А. Основы производственного менеджмента: моделирование операций и управленческих решений: учебное пособие для вузов / В.А. Гоберман, Л.А. Гоберман.-М.: Юристъ, 2002. - 336 с.

. Годин, В.В.Информационное обеспечение управленческой деятельности: учебник / В.В. Годин, И.К. Корнеев.-М.: Мастерство, Высшая школа, 2001. - 240 с.

. Голубцов, А. Внедрение автоматизированной системы управления: как добиться успеха? / А. Голубцов // Бухгалтерский учёт. - 2000. - № 7. - С. 76-77.

. Гринберг, А.С. Информационный менеджмент: учебное пособие для вузов / А.С. Гринберг, И.А. Король.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.

. Гринберг, А.С. Информационные технологии управления: учебное пособие для вузов / А,С. Гринберг, И.И.Горбачёв, А.С. Бондаренко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 479 с.


Приложение А

Архитектура лис: компоненты и окружение системы

Приложение Б

Последовательность работ по выбору и внедрению логистической информационной системы

























ПРИЛОЖЕНИЕ В - СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОАО «АВТОАГРЕГАТ»

















ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Годовая бухгалтерская отчетность за 2008 год





ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Годовая бухгалтерская отчетность за 2009 год


ПРИЛОЖЕНИЕ Е

ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ

Похожие работы на - Формирование логистической информационной системы организации (на материалах ОАО 'Автоагрегат')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!