Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    310,18 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические и методические основы разгосударствления и приватизации

.1   Разгосударствление: понятие, сущность, способы

1.2     Приватизация: цели, методы и принципы

.3       Модели и сроки приватизации

1.3.1  Бесплатная приватизация

.3.2 Платная приватизация

Глава 2. Приватизация в Казахстане

.1 Этапы приватизации

.2 Пути и формы разгосударствления и приватизации государственной собственности

.3 Результаты разгосударствления и приватизации

Глава 3. Использование опыта зарубежных стран

.1 Приватизация в Китае

.2 Приватизация в Великобритании, во Франции

.3 Приватизация в Германии

.4 Приватизация в Испании

.5 Приватизация в Румынии, Польше, Болгарии и Чехословакии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Ключевыми проблемами в постсоциалистических странах при переходе к рыночной экономике являются реформирование отношений собственности и развитие предпринимательства.

В Республике Казахстан до последнего десятилетия XX в., когда она входила в состав бывшего СССР, господствовали государственная и кооперативная формы собственности. Социалистическая экономика была сформирована на принципе отрицания частной собственности на средства производства, что позволяло осуществлять прямое государственное распределение и перераспределение ресурсов и продуктов. На определенном этапе это давало положительный эффект, однако при многократном увеличении объемов производства и усложнении структуры экономики почти полное огосударствление собственности, внеэкономическое принуждение к труду, отсутствие мотивации к высокопроизводительной деятельности привели экономику СССР в целом и входящих в него республик, в том числе и Казахстана, к глубокому кризису. Выход из него виделся в расширении экономического суверенитета и переходе к рыночным отношениям.

Переход к рыночной экономике в обязательном порядке предполагает формирование субъектов рыночных отношений - независимых, самостоятельных экономически ответственных товаропроизводителей. Для этого почти при абсолютном преобладании государственной собственности в экономике Казахстана этого периода требовалось осуществить разгосударствление и приватизацию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства.

Всем вышесказанным определяется актуальность темы курсовой работы.

Цель работы - показать важность процесса разгосударствления и приватизации.

Задачи:

рассмотреть понятие трансформации форм собственности;

рассмотреть опыт разгосударствления и приватизации в различных странах;

рассмотреть особенности разгосударствления и приватизации в республике Казахстан.

Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы. В первой главе мы раскрываем теоретические и методические основы разгосударствления и приватизации, во второй этапы и пути приватизации РК и в третьей результаты разгосударствления и приватизации в зарубежных странах.

Работа состоит из 26 страниц, 1 таблицы, 1 графика и 1 рисунка.

Глава 1. Теоретические и методические основы разгосударствления и приватизации

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация [1].

1.1 Разгосударствление

Разгосударствление - это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики. Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.

Основными способами разгосударствления являются:

) либерализация рынков;

) коммерциализация;

) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);

) денационализация.

Из этих способов стоит отметить денационализацию государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.

1.2 Приватизация: цели, методы и принципы

В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера (Рисунок 1).

Непосредственными целями приватизации являются:

) сокращение задолженности государственного сектора;

) развитие рынка;

) стимулирование предпринимательства;

) формирование слоя мелких и средних собственников;

) расширение индивидуальных свобод;

) развитие народного капитализма;

) ослабление профсоюзов.

Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе:

) бесплатной передачи собственности;

) выкупа предприятий на льготных условиях;

) продажи акций;

) сдачи предприятий в аренду;

) продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.

Формы приватизации в развитых странах:

) продажа предприятий непосредственно в частные руки;

) выкуп акций государственных предприятий менеджерами;

) продажа акций работникам предприятий;

) распространения акций предприятия среди населения;

) сдача государственных предприятий в аренду;

) заключение контракта на управление предприятием.

Рисунок 1 - Способы приватизации государственных предприятий в Казахстане

Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества.

Преодолеть этот недостаток аукционных торгов можно с помощью конкурсных торгов. Конкурсные торги - это продажа государственной собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени.

Выкуп акций государственного предприятия менеджерами осуществляется не только за наличные средства управляющих, но и за счет банковских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому «управленческие выкупы» выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под залог имущества предприятия. При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды.

Приватизация в форме продажи акций работникам предприятия означает развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий.

Одна из наиболее распространенных форм приватизации - публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий. Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих [4].

Приватизация не всегда сопровождается продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность «разбавляется» частным капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием.

Соглашение об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации.

При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия. Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов[1].

Принципы приватизации. Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ - «не навреди!»

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой можно сформулировать ряд принципов:

. Приватизация не должна являться догмой, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму, поэтому отбор приватизируемых предприятий должен быть очень тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ.

. Приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий, мешающих конкуренции для повышения эффективности и доступности для более широкого слоя населения.

. Изменения структуры собственности должны носить постепенный характер, чтобы не нарушить установившиеся экономические связи.

. Обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев.

. Приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности.

. Каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

1.3 Модели и сроки приватизации

Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы.

1.3.1 Бесплатная приватизация

Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - «ваучерами».

Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов, что появятся собственники способные эффективно использовать собственность. Во-вторых, каким образом определить долю каждого в процессе раздела государственного имущества? И, в-третьих, каким образом оценить всю государственную собственность? Выдвигая эти аргументы они предлагают другую модель - платную приватизацию.

1.3.2 Платная приватизация

В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса - продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Однако противники указывают, что у широких слоёв населения нет средств для выкупа государственной собственности. В целом денежная приватизация приведет к ещё большему расслоению общества и обострению проблемы социальной справедливости.

Сроки приватизации. Один из серьезных вопросов касающийся приватизации - это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий. Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

. Сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно.

. Требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий.

. Монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу.

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера [12].

Глава 2. Анализ приватизационных процессов в Казахстане

.1 Этапы приватизации

В соответствии с разработанной программой в республике осуществляется приватизация государственных предприятий и организаций с преобразованием их в частные или смешанные государственно-частные акционерные компании и товарищества.

Приватизацию осуществляет Государственный комитет Республики Казахстан по государственному имуществу и его территориальные органы с участием министерств, ведомств и местных администраций.

Реформа собственности в Казахстане прошла уже два этапа. Первый этап охватил период с 1991 по 1992 года и концентрировался, в основном, на продаже объектов торговли и сферы услуг, а также на передаче государственной собственности трудовым коллективам предприятий. В это время более 2500 крупных и около 4000 малых перешли в негосударственный сектор экономики.

При этом полностью частным стало лишь каждое пятое предприятие, прошедшее через разгосударствление, преимущественно в сфере сельского хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Второй этап реформы проходил с 1993 по начало 1996 года. Все предприятия республики в зависимости от численности персонала и отраслевой принадлежности были поделены на четыре группы, для каждой из которых предусматривались различные способы приватизации[14].

Направления приватизации:

продажа мелких предприятий через местные аукционы

массовая приватизация средних и крупных предприятий

приватизация очень крупных предприятий по индивидуальным проектам

приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции.

Малая приватизация

Эта программа предполагает приватизацию предприятий, с численностью работающих до 200 человек. Продажа происходит через местные аукционы, где граждане могут купить основные средства предприятия либо за наличные, либо за неиспользованные жилищные купоны. Программа была изначально сконцентрирована на предприятиях оптовой и розничной торговли и сферы услуг.

В рамках малой приватизации было продано 11 тыс. Объектов, что составляет около 2/3 всех объектов, подлежащих малой приватизации, и одновременно наиболее важными для удовлетворения потребностей населения - в торговле, общественном питании и сфере услуг - приватизировано 84% предприятий. Малая приватизация закончилась в середине 1997, и было приватизировано около 14 000 предприятий.

Массовая приватизация

Программа массовой приватизации, была предусмотрена на втором этапе приватизации и начала осуществляться в ноябре 1993 году. Она основывается на распределении приватизационных купонов среди населения. Граждане имели право вкладывать купоны в специальные инвестиционные фонды, которые затем использовали эти купоны для приобретения акций государственных предприятий. Программа массовой приватизации рассчитана, главным образом, на средние и крупные предприятия (от 200 до 5000 работающих). Кроме того, для предоставления равных возможностей населению были выданы приватизационные инвестиционные купоны. Основными отличиями применения казахстанской модели инвестиционных купонов являются:

) безвозмездное распределение приватизационных инвестиционных купонов;

) возможность использования приватизационных инвестиционных купонов только через инвестиционные, приватизационные фонды.

Все граждане Казахстана (включая детей) получили купонные книжки, при этом жителям городов начислялось по 100 купонов, а сельским жителям по 120 с целью частичной компенсации разницы в материальном положении. Распределение купонных книжек закончилось в конце 1993 года через сеть Национального Банка. В целом было выдано более 15,5 млн. купонных книжек, т.е. охвачено около 90% всего населения.

Схема разработана таким образом, что инвестиционные купоны регистрировались за их индивидуальными владельцами и не подлежали передаче или продаже, как в схеме ваучерной приватизации, использованной в Чешской Республике. Купоны могли быть только вложены в частные приватизационные инвестиционные фонды (ИПФ), которые выпускали свои акции в обмен на купоны. ИПФ, в свою очередь, приобрели акции государственных предприятий на купонных аукционах. Только лицензированные ИПФ, которых насчитывается около 170, могли участвовать в аукционах.

Предприятия, которые были включены в Программу массовой приватизации, сначала преобразовывались в акционерные общества, в которых 100% акций принадлежало государству. Затем, до 10% акций бесплатно передавалось сотрудникам компании в виде привилегированных акций. После этого 51% или более акций выставлялось на продажи через купонные аукционы для ИПФ, государству должно было остаться максимум 39%.

С мая 1994 года по февраль 1996 года в Казахстане на 22 купонных аукционах были выставлены на продажу свыше 1700 предприятий. На этих аукционах были реализованы акции, представляющие уставный фонд предприятий номинальной стоимостью 1261.5 млн. тенге.

Общее количество купонов выданных населению республики - 1,5 миллиардов купонов, из них 1131.5 млн. купонов население сдало в ИПФ. Все собранные купоны были погашены в ходе аукционов.

Предварительной стадией явилось акционирование предприятий. Трудовые коллективы безвозмездно получали до 10% от величины уставного капитала в виде привилегированных акций.

В рамках массовой приватизации в качестве платежных средств использовались только приватизационные инвестиционные купоны (не путать с жилищными купонами в малой приватизации). При этом госимущество реализовывалось путем продажи акции приватизируемых предприятий за приватизационные инвестиционные купоны, которыми были наделены 63% жителей нашей области, но не на прямую, путем приобретения акции госпредприятий, а путем вложения своих ПиКов в инвестиционные приватизационные фонды по своему выбору обмен на акции этих ИП фондов, всего получили лицензию 169 фондов.

И в случае удачного вложения купонов и успешной деятельности выбранного инвестфонда гражданин мог получить дивиденды.

Всего на купонных аукционах были проданы госпакеты акций более 1500 АО.

Однако, надо сказать что расчет на быстрое получение дивидендов вкладчиками купонов не оправдался по экономическим причинам.

Коротко процесс массовой приватизации проходил одновременно с акционированием госпредприятий, подготовкой их оценочных и учредительных документов, так же проводилась работа по начислению гражданам приватизационных инвестиционных купонов и созданию инвестиционным приватизационным фондов.

Акционирование предприятия. Приватизация по индивидуальным проектам.

В соответствии Указом Президента РК от 5 марта 1993 года №1136 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества»

У нас в области это реформирование горнорудной отрасли, цветной металлургии, машиностроения с численности свыше 200 человек, оборонки кроме предприятий, не подлежащих приватизации и энергетики.

Их преобразование проходило посредством реализации акций определенному инвестору на оговоренных условиях, через аукционы, заключением контрактов на управление, также посредством инвестиционных и коммерческих конкурсов. Решение по приватизации этих предприятий, как правило, принималось правительством или Госкоммимуществом и все они преобразовывались в акционерные общества открытого типа.

Приватизация в агропромышленном комплексе

В рамках Национальной программы наряду с продолжением работы по преобразованию государственных предприятий заготовительных перерабатывающих и обслуживающих отраслей АПК в акционерные общества открытого типа в соответствии с Указом президента РК от 5 марта 1993 года N1137 «О дополнительных мерах по приватизации имущества государственных сельскохозяйственных, заготовительных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса» началась работа по преобразованию имуществ совхозов путем его продажи членам трудового коллектива с определением имущественных и земельных паев. В соответствии с Законом «Об особенностях приватизации имущества государственных сельскохозяйственных предприятий» государством были определены значительные льготы для сельских труженников по выкупу имущества совхозов.

Так передавалась безвозмездно стоимость производственных и непроизводственных фондов созданных за счет прибыли предприятия; стоимость оборотных средств собственного производства; стоимость объектов производственной и социальной инфраструктуры находившейся на балансе предприятия; стоимость основных фондов со степенью износа более 50%; скот, животноводческие помещения в хозяйствах расположенных в отдаленных районах и в отгонном животноводстве; имущество хронически убыточных хозяйств.

Работникам предприятий предоставлялось первоочередное право выкупа предприятия со скидкой в 30%, а в отдаленных районах, отгонах -70% кроме того производственные и непроизводственные фонды созданные за счет прибыли предприятия, а также собственного производства передавались безвозмездно.


Таблица 1

Отраслевая структура АО, проданных на купонных аукционах в Казахстане

ОТРАСЛЬ

Доля от общего числа АО

Газовая промышленность

1 %

Геология

4 %

Научно-исследовательские Институты

3 %

Ремонтные предприятия

12 %

Легкая и местная промышленность

13 %

Металлургия

1 %

Нефтяная промышленность

1 %

Машиностроение

2 %

Оптовая торговля

17 %

Агропромышленный сектор

14 %

Строительство

15 %

Транспорт и телекоммуникации

14 %

Химическая промышленность

2 %

Энергетика

1 %


Приватизация по индивидуальным проектам

Крупные предприятия, с численностью более 5000 работающих и предприятия особого государственного значения, такие как предприятия добывающей промышленности, или природные монополии должны быть приватизированы на основе Программы приватизации по индивидуальным проектам. В целом, под эту категорию подпадают около 170 предприятий.

Целью такого подхода является принятие решений, максимально принимающих во внимание условия на каждом предприятии. Здесь не существует модели для определения доли государственной и частной собственности инвестора, в отличие от Программы массовой приватизации. Методы продажи также отличаются от компании к компании, но предполагается проведение международных тендеров и контрактов на управление.

Приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции

Существует около 4000 государственных сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Государственные предприятия коллективизируются и земля распределяется между отдельными членами коллектива.

Государственные предприятия сектора переработки сельскохозяйственной продукции и агросервиса также приватизируются по этой программе с передачей акций коллективам, отдельным сотрудникам и сельскохозяйственным производителям. При этом цены устанавливаются на приемлемом уровне с поправкой на инфляцию. Несколько крупных перерабатывающих предприятий будут проданы по Программе приватизации по индивидуальным проектам.

В аграрно-промышленном комплексе произошли:

преобразования совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий в фермерские и крестьянские хозяйства, малые предприятия и их ассоциации, и другие негосударственные формы хозяйствования;

образование акционерных обществ открытого и закрытого типов;

преобразование птицефабрик и птицеводческих комплексов, тепличных комбинатов в акционерные, хозяйственные общества или товарищества;

продажа имущества нерентабельных (убыточных) государственных сельскохозяйственных предприятий на аукционах юридическим и физическим лицам[10].

2.2 Пути, методы и формы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РК

В соответствии с Национальной программой разгосударствления и приватизации в республике Казахстан разгосударствление и приватизация собственности первоначально осуществлялся в шесть этапов.

Первый этап - 1991-1992 гг.

Второй этап - 1993-1995 гг.

Третий этап осуществлялся с 1996 по 1998 год.

С принятием программы приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом на 1999-2000 года, утвержденной постановлением Правительства РК от 1 июня 1999 г №683 началась реализация четвертого этапа.

Приватизация на 2001-2002 годы - пятый этап.

Отраслевая программа повышения эффективности управления госимуществом и приватизации на 2003-2005 годы была шестым этапом приватизации.

Основной целью разгосударствления и приватизации собственности в республике Казахстан были:

формирование слоя частных собственников как эффективно хозяйствующих субъектов;

создание конкурентной среды и обеспечение демонополизации производства;

развитие мелкого и среднего бизнеса;

формирование организационно-хозяйственных структур с преобладанием частного бизнеса и привлечением иностранных государств;

развитие и укрепление системы инвестиционных структур как субъектов рынка ценных бумаг.

Не подлежали приватизации объекты исключительной собственности Республики Казахстан - земля, её недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, исторические и культурные ценности страны.этап

июня 1990 года принят закон Республики Казахстан «О разгосударствлении и приватизации»

сентября 1991 года была принята Программа разгосударствление и приватизации на 1991-1992 годы. и Указ Президента РК от 8 февраля 1992 года N616 «О неотложных мерах по приватизации имущества государственных сельскохозяйственных, заготовительных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса».

Для молодой республики центральная задача формирование рыночных отношений и вывод страны из кризиса решалась через реформирование собственности, параллельно с демонополизацией экономики, развитием предпринимательства, финансовым оздоровлением, стабилизацией денежного обращения.

Таким образом, в рамках 1 этапа приватизации прошло организационное становления органов приватизации, наработка нормативной базы.

Наши усилия концентрировались на приватизации объектов торговли, сферы обслуживания общественного питания и АПК с целью становления реальных субъектов рынка - независимых товара производителей, а также передаче госсобственности трудовым коллективом предприятия.

И сегодня уже трудно представить, что магазины, столовые, рестораны и т. д., были когда-то государственными.

Приватизация носила инициативный характер, решение о приватизации принималось только после подачи коллективом предприятия соответствующей заявки.

На первом этапе приватизации 1991-1992 годы в области приватизировано 445 объектов из них 59% выкупились в коллективную собственность.

Первыми руководителями ВК территориального комитета были: Егизбаев Ж.К, Ермолаев Г.Ф, Зверков Б.А их заместители Иманкулов Б.И, Слембаев Ж.З, в аппарате трудилось 10 ответ работников: Анистратенко М.А, Башикова Г.Ж, Бектургенева К.К, Горбатова Е.А, Зенич Л.М, Исаев Х.К, Козлова Е.М, Петрова Р.Г, Паруева О.Н троя из данного списка до сих пор трудятся по сей день.этап:

марта 1993 года Указом Президента принята «Национальная программа разгосударствления и приватизации в республике Казахстан на 1993-1995 годы»

На данном этапе завершилась так называемая Малая приватизация.

Наши действия концентрировались на приватизации объектов торговли, обществ питания бытового и сервисного обслуживания населения с численности работников до 200 человек, а так же предприятий грузового и пассажирского автотранспорта. Целью малой приватизации было становления реальных субъектов рынка - индивидуальных товаропроизводителей с передачей госсобственностью трудовым коллективом. Это работа позволила сформировать широкий слой собственников товаропроизводителей обеспечивающих потребительский рынок товаров и услуг. Для этого этапа было особо примечательным и то, что продажа государственных объектов проводилась с большими льготами. В том числе и приватизация жилья.этапом стала программа приватизации и реструктуризации государственной собственности в на 1996-1998 годы, утверждения постановлением Правительства РК от 27 февраля 1996 года N 246.

С реализации этого этапа в области появились частные аптеки, автозаправочные станции, стоматологические поликлиники, автобазы, котельные и др.

Проведена работа по передачи объекта социальной сферы находящихся на балансе градообразующих предприятий области местным, исполнительным органом. Постановлением Правительства № 499 принятого 1996 году определены 21 предприятия нашей области приватизируемые по индивидуальному проекту.

Среди них АО «У-КА СЦК», «ЗСК», «ЛПК», с образованием «КАЗЦИНК».

АО «ТМК «» и «ВКМХК» в 1995 году переданы в доверительные управления иностранным фирмам (Бельгийская фирма Спешиалти Металз Компани и Далекс Трейтинг Тиметед, Кипр), госпакет акций АО Ульбинский металургический завод передан АО «КАЗАТОМПРОМ».

Проведенные структурные и управленческие преобразования позволили этим предприятиям стабильно работать в условиях рыночной экономики.

Масштабная приватизация потребовала дальнейшего развития и упорядочивания рынка ценных бумаг и разработки мер по управлению государственной собственностью учету и мониторингу, а также процедур реорганизации и ликвидации несостоятельных предприятий государственного сектора.

Цели, намеченные I и II этапами программ, к 1996 году в основном были достигнуты. В рамках малой приватизации было продано около 2/3 объектов, а в торговле общественным питании и сфере услуг приватизировано 84% предприятий. Полностью были завершены, массовая приватизация на 22 аукционах были проданы за ПИКи, акции свыше 1600 предприятий. В рамках приватизации АПК продано свыше 93% всех объектов агропромышленного комплекса.этап

В развитии программы 21 июля 2000года принято Постановление Правительства РК №1095 «Об одобрении Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РК» в ходе выполнения Национальной программы - (трех этапов). С1991 по 1998 годы преобразование госсобственности прошло эволюционный путь от акционирования предприятий до приватизации целых отдельных отраслей экономики, это малая, массовая приватизации, приватизация по индивидуальным проектам, секторных программ, первичное разделения госимущества на республиканское и коммунальное. В основном поставленные задачи выполнены, однако ряд проблем осталось:

не сформирован широкий слой частных собственников как эффективно хозяйствующих субъектов:

привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития большинства предприятий, структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности работы предприятий:

в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынке.

Чтобы устранить эти и другие недостатки назрела необходимость изменить приоритеты в области приватизации и в концепции определили ее как - повышения эффективности функционирования всего народно хозяйственного комплекса в целом, расширения налогооблагаемой базы, создание дополнительных рабочих мест, наполнения рынка товарами и услугами отечественных производителей, усиление социальной направленности - охрана окружающей среды, здоровья и т.д. В концепции отмечено, что способы, методы и инструментарий приватизации должны обеспечивать равные права и возможности для всех слоев общества.

В рамках этого этапа, 12 апреля 1999 года постановлением Правительством N405 утвержден перечень госпакетов акций и долей в хозяйственных товариществах, ранее находившихся в республиканской собственности передаваемых в коммунальную собственность всего 1078 из 1375

К республиканской собственности отнесены госпакеты акций национальных компаний «голубых фишек», крупных объектов приватизации имеющие важные значения для развития экономики Республики. (КазЦинк, УК ТМК, УМЗ) Их приватизация осуществлялась на конкурсной основе и с привлечением стратегических инвесторов или через механизм фондового рынка.

В соответствии с этой программой и ППРК N1431 от 21 сентября 1999 года по отношению к объектам, переданным в коммунальную собственность решения о приватизации принимается и реализовывалась местными, исполнительными органами, через управление коммунальной собственности.

Ключевым моментом данного этапа явилась разделения собственности на республиканскую и коммунальную, что преследовало цель более эффективного управления госимуществом.

Приватизировались и высвобождаемые в результате оптимизации объекты образования, здравоохранения науки и культуры.этап

Постановлением Правительства РК от 27 июня 2001 года N 880 «Об утверждении отраслевой программы повышения эффективности управления государственным имуществом и приватизации на 2001-2002 годы» предусматривалось проведении инвентаризации госимущества в целом, выявления фактического наличия имущества, закрепленного за государственными предприятиями, а также выявления неучтенного и незакрепленного госимущества и его дальнейшее закрепления за юридическими лицами. Были созданы системы мониторинга основных показателей акционерных обществ. Так проведенный мониторинг ОАО «КазЦинк» позволил всесторонне отследить и дать аналитическую оценку качественного и количественного состояния технологической, финансовой, хозяйственной деятельности предприятий, в целом выработки обоснованных решений и рекомендации по предупреждению устранению недостатков и совершенствованию работы акционерных общества. По решению собрания акционеров ОАО «КазЦинк» - из полученной по результатам 2001года чистой прибыли свыше 7 млрд. тенге - На развитие социальной инфраструктуры было направленно более - 1 млрд. тенге, на капитальные строительства и тех. перевооружение - 5,7 млрд. тенге.

По результатам работы за 2001 год акционерным обществам области в виде дивидендов перечислено в доход республиканского бюджета более 526 млн. тенге. Одно из направлений - постприватизационный контроль, за приватизированными объектами, проданными на коммерческих и инвестиционных тендерах.этап:

Постановлением правительства РК от 3 февраля 2003 года №118 с утверждением «Отраслевой программы повышения эффективности управления госимуществом и приватизации на 2003-2005годы», основными направлениями Программы явилось: совершенствование системы управления госимуществом, усиление контроля за его эффективным использованием; разработка и внедрение порядка начисления дивидендов в акционерных обществах с участием государства и усиления ответственности первого руководителя АО за несвоевременную выплату дивидендов на госпакет.

Особенности работы по реализации выявлению отраслевой программы в этот период явилась проверки целевого и эффективного использования имущество 133 РГП, РГКП, ДГП, филиалов и представительств.

Начата работы по проверки 335 госучреждений в этом числе 298 головных, 37 дочерних.

В ходе проверок в рамках работы Координационного совета территориальных органов, Министерства финансов осуществлялся анализ по выявлению неплатежеспособных государственных предприятий, акционерных обществ и хозяйственных товариществ с государственной долей в уставном капитале.

Ведется работа по погашению налоговой задолженности в бюджет, применению реабилитационных процедур, а также вопросы ликвидации предприятий. В результате значительно снизилось задолженность предприятий перед бюджетом.

Еще один аспект нашей деятельности это - контроль за передачей основных средств реорганизованных и вновь создаваемых юридических лиц. Представители теркомитета активно участвуют в комиссии по приему - передач имущества и контролируют эти процедуры. Совместно с Восточно-Казахстанским отделением РГП «Информационно-учетный центр» участвует в работе по формированию базы данным государственного мониторинга собственности по объектом республиканской собственности в области.

Теркомитетом активизирована работа по представлению Республиканской гос собственности в имущественный наем. За прошедшие годы надо заметить, что расценки арендной платы у нас одни из самых стабильно низки, в этом мы видим помощь государство малому и среднему бизнесу.

В результате приватизации сейчас в области из 16 тыс. юридических лиц - с частной формой собственности - 13,2 тыс., из 14,8 тыс. малых предприятий - 12,8 тыс. частные. 85% объема промышленной продукции производится частным сектором, в частном секторе экономики трудится свыше 60% занятого населения. В области основными производителями зерна и подсолнечника являются 6,8 тыс. крестьянских хозяйств, а картофеля, овощей, бахчевых и плодоягодной продукции более 200 тыс. личных подсобных хозяйств.

тыс. сельскохозяйственных предприятий, 2,4 тыс. крестьянских хозяйств и 127,9 личных подсобных хозяйств производит 73% мяса, 84% молока, 67% шерсти.

В строительстве 95,8% объема подрядных работ, выполняют предприятия частной формы, собственности, доля государственных предприятий - 4,2%, населением введено в эксплуатации 52% жилья от всего объема построенного в области.

В пассажирских перевозках, 88% и 94,9% грузооборота обеспечиваются индивидуальными предпринимателями. 100% услуг по ремонту изделий и предметов домашнего обихода оказывают малые предприятия. 95% розничного товарооборота и 86,1% услуг общественного питания 100% ремонта автомобилей приходится на средние и малые предприятия. В 2005 года из 64,5 млрд. тенге инвестиции основную долю средств в экономики и социальную сферу области вложили предприятия частной формы собственности - 71,6%, удельные веса государственных и иностранных предприятий составили соответственно 26,4% и 2%. Доля убыточных предприятий с частной формой собственности на 13% меньше чем с государственной.

Сегодня мы можем уверенно сказать, что приватизация - это не частнособственническая стихия, а единственный путь к подлинному равноправию многообразных форм собственности. Ведь конечной целью и приватизации и экономической реформы явилось изменение лица нашей экономики, возникновение среднего класса обладающего собственностью и социальной ответственность перед людьми, обществом и государством, а это и есть ключевой элемент современного либерализма. Поэтому послание президента РК Н. Назарбаева по вхождению Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентно способных стран мира вызывает у нас прилив гордости, и мы приложим все усилие по претворению поставленных перед нами задач в жизни.

Готовясь отметить 15-летие теркомитета, мы приносим благодарность всем нашим сотрудникам и бывшим и нынешним, а всего в разное время их трудились более 100. Пожелать здоровья, успехов в их деятельности[14].

2.3 Результаты разгосударствления и приватизации

Процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности, завершившийся в 1998 году, позволил сформировать в Республике Казахстан многоуровневую, многоукладную экономику - основу смешанной социально ориентированной рыночной экономики.

На первом этапе разгосударствления и приватизации - 1991-1992 гг. в Республике Казахстан осуществлялась малая приватизация, было преобразовано 6198 предприятий. В основном это предприятия торговли- 29,6% и сферы сбыта - 35,8.

На втором этапе - 1993-1995 гг. происходила малая приватизация и приватизация средних и крупных предприятий. Приватизировано 11625 малых предприятий и 3500 средних и крупных предприятий.

К концу третьего, завершающего этапа приватизации - 1996 - 1998 гг. в Республике Казахстан уже насчитывалось 88817 частных предприятий, в том числе малых - 81709, средних - 5344 и крупных 1814 предприятий.

Доля государственной собственности в общем количестве 111885 предприятий по состоянию на начало 2000 года во всех сферах составила - 18,7%, а доля частного сектора составила - 79,3%.

В сельском хозяйстве создано 9107 частных предприятий, в том числе: малых 647, средних 1685 и 951 крупных предприятий. Из общего числа 9469 предприятий сельского хозяйства государственная собственность составила - 3,7%, частная собственность составила 96,2%. Создано 58422 крестьянских (фермерских) хозяйств.

Только за три года с 1997-1999 годы численность в малых предприятиях возросла в три раза и составила на начало 2000 года 318378 человек. Валовой внутренний продукт ВВП на душу населения за 1998-2001 год увеличился почти в два раза: с 64 тысяч до 116 тысяч тенге.

По данным Агентства по статистике, в 1995 году численность безработных возросла по сравнению с 1994 годом почти на 70 тысяч человек и составила 808,8 тысяч человек. В 1996 году по сравнению с 1995 годом численность безработных возросла ещё на 61,8 тысяч человек, из которых было трудоустроено только 5 тысяч.

Всё это обусловлено тем, что одни новые собственники предприятий в условиях экономического спада производства столкнулись с недостатком финансовых средств для оживления предприятий, другие - столкнулись с собственной несостоятельностью, неумением приспособиться к рыночным отношениям в результате предприятия становятся на грань банкротства, а работники вынуждены увольняться.

Ещё одна причина пополнения численности безработных. На предприятиях, переданных под иностранное управление, не везде соблюдалось одно из важнейших условий заключённых контрактов - это сохранение рабочих мест Негативные последствия разгосударствления и приватизации учёные - аналитики Республики Казахстан связывают с затянувшимся процессом адаптации предприятий в руках новых владельцев к рыночным условиям.

При этом выделяются три этапа.

Первый этап охватывает 1991-1992 гг., который характеризуется резким спадом производства, нарастанием гиперинфляции, её темы к 1993 году составили 30-60%, попытками отдельных промышленных предприятий и регионов самостоятельными усилиями выйти из экономического кризиса.

Данный этап в последствии назван либеральной стратегии, этапом «экономического романизма», этапом «шоковой терапии» по примеру России, где переход к рынку осуществлялся по программе «500 дней» Шаталина С.С. и Явлинского Г.А. и первой программы перехода к рынку Казахской ССР, принятой Верховным Советом Казахской ССР 6 - декабря 1990 года, согласно которой Казахстан должен перейти к рынку всего за 720 дней 1991-1992 гг. Оценивая прошлое, сегодня учёные свидетельствуют, что это была крупномасштабная и радикальная операция, которая была проведена без какой-либо концептуальной и практической подготовки.

На втором этапе (1993-1995 гг.) в процессе приватизации мелких и средних предприятий стало ощущаться государственное вмешательство в процесс перелива финансовых ресурсов для поддержания реформирования промышленности, развития предпринимательства.

В ходе третьего этапа (1996-1998 гг.) были определены основные принципы и механизм вывода предприятий и экономики в целом из кризиса, её стабилизации и подъёма. А в результате завершения приватизации крупных и крупнейших предприятий их структурной перестройки повысилась их приспособляемость к рыночным отношениям, повысилась эффективность производства, была достигнута макроэкономическая стабилизация. Уровень инфляции снижен до 28,9 5, объём производства промышленной продукции в 1997 году по сравнению с 1996 годом возрос на 4% и составил 100% (График 1). Таким образом, в Республике Казахстан сложились благоприятные условия для экономического роста, самого высокого по уровню во всех странах СНГ.

График 1 - Степень государственного и муниципального участия в капитале акционерных обществ, образованных в результате приватизации

Для продолжения поступательного движения экономики и реализации последующих реформ правительству поручено разработать десятилетний стратегический План социально-экономического развития до 2000 года и Программу индустриально-инновационного Развития Казахстана на 2003-2015 годы [14].

Правовые аспекты

Казахстан имеет целую систему правовых актов, регулирующих процесс приватизации. Она включает в себя Закон “О приватизации” от 23 декабря 1995 года, новую “Программу приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на 1996-1998 годы”, принятой 27 февраля 1996 года, а также большое число нормативных актов по приватизации, принятых Кабинетом Министров, Государственным Комитетом по управлению государственным имуществом и Государственным Комитетом по приватизации.

Одним из основных вопросов, интересующих иностранных инвесторов в процессе приватизации в Казахстане является вопрос об обеспечении их прав. В соответствии с Казахстанским законодательством иностранные инвесторы имеют такие же права, как и казахстанские инвесторы, включая право защищать свои интересы в судах и с помощью любых других правовых средств. Закон “Об иностранных инвестициях” (принят от 30 декабря 1995 года) защищает иностранных инвесторов против национализации (ст. 7); а также против изменений законодательства и политической ситуации (ст. 6) и гарантирует возмещение убытков (ст. 9). Иностранные инвесторы имеют право защищать свои интересы с использованием международного арбитража в соответствии со статьей 26 Закона “Об иностранных инвестициях”. В процессе приватизации Казахстан использует помощь иностранных экспертов и консультантов через проекты USAID и при помощи иностранных компаний, что делает процесс приватизации более предсказуемым и открытым для иностранных инвесторов [2].

Завершение приватизации:

В своей работе наш президент Н.А. Назарбаев пишет:

«Приватизация предприятий в основном завершена. Теперь необходима ее окончательная «доводка», прежде всего в аграрном комплексе и социальной сфере и четкая регламентация процесса обращения акций. Государственные же пакеты акций на предприятиях стратегического характера будут разумно использоваться» [5].

разгосударствление приватизация собственность казахстан

Глава 3 Использование опыта зарубежных стран

Процесс приватизации и управления ним, имеющие место в практике формирования рыночной экономики и в других странах, оказывает позитивное влияние на процесс в постсоциалистичеких странах.

3.1 Приватизация в Китае

О результате начавшегося в Китае процесса разгосударствления свидетельствуют следующие факты.

Во-первых, происходят структурные изменения в системе собственности, сужение государственного сектора. Негосударственные формы собственности в настоящее время составляют: в промышленности - 44%, в торговле - 64%, в сельском хозяйстве - 95%. Коллективные предприятия наращивают объемы производства быстрее государственных, а предприятия необщественных форм собственности (индивидуальные, частные, частно-кооперативные) - быстрее и тех, и других. За 1978-1989гг. выпуск валовой продукции на государственных промышленных предприятиях вырос в 3,8 раза, на коллективных- почти в 8 раз. На предприятия необщественных форм собственности в 1989г. приходилось 8,25% валовой продукции против 0,5% в 1980году.

На конец 1989г индивидуальной деятельностью занималось 19,4 млн. различных производственных и торговых организаций.

Во-вторых, повышается хозяйственная самостоятельность предприятий и появляются различные организационные формы, основанные на разделении собственности и права хозяйствования. Принятый Госсоветом КНР 5 декабря 1986г. документ “Некоторые положения по углублению реформы на предприятиях и активизации их жизнедеятельности” узаконил внедрение системы подрядной хозяйственной ответственности, передачу мелких государственных предприятий в аренду. К концу 1986 года была распространена на 3,5 тыс. мелких промышленных предприятий.

В Китае действует мощная система управления государственной собственностью. Во главе этой системы стоит управление по делам государственного имущества, а также сеть органов различных региональных уровней. Эти органы обладают контрольно-ревизионными функциями в пределах, установленных центральным управлением. Региональные органы управления имеют право производить бухгалтерскую ревизию, оценку состояния государственного имущества, руководить процессом трансформации собственнических прав (продажа предприятий, создание совместных предприятий и др.)

Предстоящий этап разгосударствления в Китае будет осуществляться в два этапа.

. По завершении первого предприятия перейдут самостоятельному хозяйствованию, что позволит добиться полного разделения юридической и экономической ответственности;

По завершению второго государственной собственности останутся только наиболее важные объекты инфраструктуры (железные дороги, электростанции, телефонная или телеграфная связь), а также предприятия, построенные на государственные капиталовложения.

3.2 Великобритания, Франция

Для приватизации Великобритании характерны медленные темпы. За год приватизировалось два-три предприятия. Необходимость приватизации Великобритании объяснялось неэффективностью государственных предприятий: низкой производительностью труда и рентабельностью, высокой капиталоемкостью. М. Тэтчер и ее единомышленники основной формой приватизации выбрали продажу государственных предприятий.

Хронологический процесс приватизации Великобритании можно разделить на три этапа.

Первый этап (1979 г - лето 1984 года) характеризовался преимущественно продажей предприятии конкретных отраслей. Это мотивировалось необходимостью снизить потребность госсектора в дотациях. Это были небольшие по размерам компании.

Второй этап (лето 1984 г. - осень 1987 г). Цель этого этапа - расширение круга владельцев акции. Показательны при этом формы приватизаций Британской телефонной корпорации («Бритиш телеком») и Британской газовой корпорации («Бритиш ГАЗ») Правительство продало их целиком, сохранив монопольные структуры отраслей.

Третий этап (1987 г. - по настоящее время) характеризуется активной распродажей отраслей коммунального хозяйства с целью усиления в них конкурентных начал.

Госсектор Франции формировался под воздействием сменявших друг друга волн национализации (1936, 1945, 1982-го годов) и приватизации (конец 60-х и первая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов). Выбор правительствами той или иной стратегии в каждый конкретный исторический момент обусловлен многими экономическими, идеологическими политическими и другими мотивами. Однако главную роль во Франции, глубинную первопричину изменений в политике правительств в отношении госсектора играли экономические императивы [4]

В 1982 году правительством левых сил была проведена масштабная национализация. Анализируя эту национализацию можно сказать, что она противоречила потребностям экономического развития страны, привела к увеличению числа неэффективно работающих, убыточных государственных предприятий. Правительству не удалось доказать, что государство способно управлять ими эффективно.

В отличие от национализации 1982 года приватизация 1986 года не стала единовременным актом, связанным исключительно с приходом к власти правоцентристского правительства. Она приобрела характер долговременного стратегического курса, которого придерживались все правительства Франции, в открытой форме или де-факто, независимо от их политической ориентации.

У этой приватизации существует внутренняя противоречивость: приватизация вовсе не означает «ухода» государства из экономики, хотя формально приводит к сокращению размеров государственной собственности. При проведении приватизации правительства разной политической ориентации всегда старались сохранить в своих руках (или даже увеличить) рычаги контроля и управления экономическими процессами. Это очень важно для соблюдения законов ее проведения, так как соблазн расхищения государственной собственности во время приватизации особенно велик. Все мероприятия по приватизации тщательно и порой долго готовились, просчитывались различные варианты и возможности, а в послеприватизационный период государство продолжало наблюдать за деятельностью переданных в частные руки предприятий с тем, чтобы не допустить их перепродажи. Государством принимались меры, ограничивающие сосредоточение капитала приватизируемых компаний в одних руках, а также ограничивающие участие в их капитале иностранных инвесторов.

Политика приватизации имела свои плюсы и минусы. Далеко не всегда, как свидетельствуют приведенные факты, она способствовала повышению эффективности и нередко приводила к обострению социальных конфликтов. По-видимому, проблема неэффективности хозяйственного механизма, которую пытались решать через приватизацию, отнюдь не зависит напрямую от масштабов государственной собственности, степени административного вмешательства и регулирования.

За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков. Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельные отрасли. Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10% капитала.

Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручили 71 миллиардов франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация привела к росту численности акционеров - к концу 80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет [5].

3.3 Приватизация в Германии

Возрождение предпринимательства в первый период времени после Второй мировой войны шло в восточных землях в нескольких формах. Это и создание новых фирм, и реприватизация, и организация совместных предприятий при участии западного капитала и бывших народных предприятий. Своего рода переходной мерой является децентрализация управления в рамках бывших комбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинают действовать как свободные производители в рыночной среде [6].

Сразу же после объединения Германии было подано около 6000 заявок о выкупе предприятий их бывшими владельцами. При полном выкупе хозяйства предприятия имели возможность получить кредит у Немецкого кредитного банка под залоговую стоимость земельного участка. Кредиты на модернизацию можно было получить по линии «Программы возрождения Европы».

Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь входило около 8000 предприятий. После объединения Германии все они были переданы под управление ведомства по реорганизации и приватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом. Но не все предприятия могли быть приватизированы. Поэтому параллельно с приватизацией были и другие подходы поиска эффективного управления [7].

Первым путем был роспуск комбината: входящие в него предприятия получали полную самостоятельность, выбирали директоров и действовали на свой страх и риск. Второй путь - превращение комбината в штаб - квартиру с координационными и поддерживающими функциями, которые предприятию выгодно делегировать такого рода центру. Третий путь - это создание холдингов вместо прежних производственных объединений.

В марте 1990 года в ГДР был издан закон об учреждении и деятельности частных предприятий и об участии в капитале, где определялись условия приватизации.

После того как обозначились временные рубежи объединения, понадобилось примерно 4 месяца, чтобы завершить формирование правовой базы для приватизации восточногерманских предприятий. Договор о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом. К нему переходил государственный долг ГДР в том объеме, в каком он мог быть погашен будущими доходами от реализации государственного имущества. Оставшаяся задолженность распределялась между новыми восточными землями [8].

При анализе деятельности предприятий выяснилось, что лишь 8% рабочих мест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляла менее 30% от западногерманского уровня. Тем не менее, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство завершило свою деятельность, удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показывает текущая проверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами [8].

После Попечительского совета были созданы другие организации, которые занимаются приватизацией оставшихся в руках государства производственных предприятий и контролируют выполнение договоров, заключенных с инвесторами.

3.4 Приватизация в Испании

В Испании государственный сектор экономики за последние 15-20 лет значительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляла более 90%, в середине 80-х - 83%, то сейчас - чуть больше 30%. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется уже почти 20 лет [4].

К государственному сектору экономики еще совсем недавно относилось большинство промышленных предприятий Испании. Вся электроэнергия в стране производилась на государственных электростанциях компании «ЭНДЕСА». Государственными были - весь используемый в стране газ, 65% угля и почти 90% стали. Полностью в руках государства находилась телефонная связь [9].

К государственному сектору экономики относились также сеть лучших гостиниц, ведущие туристические агентства и даже гольф-клубы. Разумеется, весь общественный транспорт в стране, кроме такси, был государственным.

И весь этот гигантский сектор национальной экономики, включавший в себя более половины всех предприятий Испании, управлялся из одного центра - так называемого Национального Института промышленности. По сути, это было одно грандиозное министерство.

Впрочем, такая структура экономики, созданная во времена диктатуры генерала Франко, вполне соответствовала тогдашнему авторитарному режиму. Франко пришел к власти в Испании в 1939 году в результате военного мятежа и трехлетней гражданской войны. Но лишь в 50-е годы его правительство обратилось к национальной экономике, пришедшей к тому времени в полный упадок.

Частный капитал был весьма слабым, в стране преобладало мелкое производство. Но диктатор особо и не доверял ни частной инициативе своих сограждан, ни иностранному капиталу, и делал главную ставку на свое государство. В те годы, ведущие промышленные предприятия национализировались одно за другим.

Легкой промышленностью и сельским хозяйством генерал Франко практически не занимался. И сельское хозяйство Испании оставалось традиционным: на юге преобладало крупное частное землевладение, на севере - мелкое.

Диктаторский режим прекратился после смерти Франко в 1975 году, затем наступил «переходный период», когда были заложены основы демократических преобразований.

Приватизацию государственной собственности в Испании начала Социалистическая Рабочая Партия, стоящая на позициях социал-демократии и близкая по идеологии, например, немецким социал-демократам. Эта партия находилась у власти почти 15 лет - с 1982 по 1996 годы. Примечательно, что именно левая партия начала приватизацию, поскольку даже ее лидеры убедились, что альтернативы не существует.

Сменившая социалистов в 1996 году и находящаяся по сей день у власти в Испании правоцентристская Народная Партия продолжила приватизацию. Продажа государственных предприятий - один из основных пунктов экономической программы нынешнего председателя правительства Испании Хосе-Мария Аснара. По своим взглядам он близок немецким христианским демократам.

Разногласий по поводу приватизации промышленных предприятий в испанском обществе практически не было. Против этого не возражали даже коммунисты - третья по влиянию политическая партия в Испании. Все ведущие политические силы страны, представленные в национальном парламенте, сходились в том, что роль государства в экономике должна быть ограниченной.

Это не значит, впрочем, что разногласий по поводу приватизации не существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу - здравоохранение и образование. Здесь также давно присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство.

Частный сектор пока не в состоянии решить всех существующих в социальной сфере проблем. Ведь он всегда ориентирован на получение прибыли, а медицинское обслуживание, также как и общественный транспорт, должны быть общедоступны.

В Испании и национальная железнодорожная компания «РЕНФЕ» пока остается в полной собственности государства, как и городской транспорт - автобусы и метро.

Что касается общественного транспорта, то после многочисленных парламентских дебатов, в Испании началась приватизация национальной авиакомпании «Иберия». Автобусные междугородние перевозки уже приватизированы.

Практически все отрасли топливно-энергетического комплекса и телефонная связь также приватизированы.

Например, бывший монополист, государственная нефтегазовая международная «Бритиш Петролеум» [4].

Что касается других крупных монополий, то, скажем, приватизация национальной телефонной компании «Телефоника» была полностью завершена еще в 1996 году. Полностью приватизирована и другая крупнейшая государственная монополия - национальная энергетическая компания «ЭНДЕСА».

С другой стороны, в собственности государства по-прежнему остаются самые крупные в стране угольные шахты «УНОСА», в провинции Астурия, на севере. Их приватизация пока нереальна - шахты убыточны, а просто закрыть их государство не может. Без работы сразу скажутся сотни людей. Поэтому испанское правительство считает пока более целесообразным предоставление дотаций этим шахтам, так как не в состоянии решить проблему переквалификации и трудоустройства шахтеров в этом угольном регионе.

Как же осуществляется контроль за предприятиями стратегических отраслей? Как правило, государство владеет в этих компаниях так называемой «золотой акцией», дающей право блокировать любое нежелательное, с точки зрения правительства, решение акционеров. Кроме того, ни испанская, ни зарубежная компания, не может купить сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия, относящегося к числу стратегических, без специального разрешения правительства Испании.

Существует специальная, подотчетная парламенту, государственная Комиссия по приватизации, которая контролирует весь процесс продажи государственных предприятий. В среднем крупнейшие предприятия в Испании продаются в течение 5-8 лет.

3.5 Приватизация в Румынии, Польше, Болгарии и Чехословакии

Опыт стран Восточной Европы, так называемых «постсоциалистических» стран. Их опыт ближе России, так как в них приватизация не всегда проходила гладко и по плану, как во многих странах Западной Европы.

Опыт ваучерной приватизации.

Приватизация в постсоциалистических странах не была равномерным поступательным процессом смены титула собственности предприятий с государственного на частный или смешанный. Формирование структуры экономики, по критерию форм собственности отвечающей требованиям рынка, осуществлялось поэтапно, с замедлениями, отступлениями и корректировками первоначальных программных установок. Практически повсеместно началу нормальной легитимной приватизации по стандартным схемам и в соответствии со специальными законами и государственными программами предше­ствовал этап так называемой спонтанной приватизации. Если передача новым собственникам малых и части средних предприятий через аренду, продажу и реституцию (возвращение бывшим владельцам собственности, национализированной после второй мировой войны) прошла довольно легко и успешно, то «большая» приватизация столкнулась с существенными трудностями. В Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (позднее Чехии и Словакии) были приняты ваучерные схемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии, они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов, когда в этих странах уже возникли рыночная банковская система и фондовый рынок. В эти годы различные представители и группы правящего слоя боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге к 1995-1996 гг. в сферу ваучерной приватизации попали те предприятия, которые государство не могло продать частным лицам или организациям. В это время ваучерная приватизация уже полностью потеряла привлекательность для населения. Примечательно, что на референдуме, состоявшемся в Польше в феврале 1996 г, большинство граждан высказались в поддержку платной приватизации.

Единственным примером быстрой и успешной ваучерной приватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии, прошедшая в 1992-1994 гг. Она во многом аналогична схеме ваучерной приватизации в России. Граждане Чехии и Словакии получали ваучеры, которые могли обменять на акции предприятий или на акции инвестиционных фондов. Однако, в отличие от России, чешские и словацкие инвестиционные фонды не прекратили существование после завершения приватизации, а превратились в собственников бывшего государственного имущества. Хотя не во всех фондах положение обстоит благополучно, многие из них все же сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями.

Практика восточноевропейских стран, особенно Болгарии и Румынии, выявила крайне негативные последствия затягивания сроков приватизации. В условиях экономической либерализации государство во многом теряет возможность контролировать госпредприятия. Имущество, фактически потерявшее владельца, становится объектом злоупотреблений.

Опыт платной приватизации

В середине 90-х годов возникла новая волна интереса к платной приватизации. На этот раз она была связана с острейшим бюджетным кризисом, поразившим почта все восточноевропейские страны.

Причина кризиса - в нереформированности бюджетной сферы. Государство сохраняет высокие обязательства перед производством и социальной сферой, но налоговая база и организация сбора налогов не дают возможности профинансировать государственные расходы в предусмотренном объеме. Более того, если в период высокой инфляции первой половины 90-х годов государство добивалось приемлемого уровня собираемости налогов благодаря высокой инфляции (а собираемость многих налогов, включая НДС, прямо пропорциональна инфляции), то при переходе экономики в низкоинфляционный режим оно лишилось этого «источника». Наконец, по мере развития рыночной экономики стали появляться такие статьи государственных расходов, которых раньше в постсоциалистических странах не было (например, выплата пособий по безработице).

В 1995-1996 гг. проблема финансирования бюджета с наибольшей остротой встала перед Болгарией, Венгрией и Румынией, хотя проявилась и в Польше и Чехии. Государственные органы этих стран приступили к приватизации крупных объектов энергетики, тяжелой промышленности и транспорта. Главная трудность состоит в том, чтобы привлечь покупателей к этим объектам, которые обычно отличаются хронической убыточностью и отягощены большой социальной инфраструктурой, устаревшим оборудованием и избыточной занятостью. Например, в Венгрии одни и те же энергетические и транспортные компании приходилось выставлять на торги пять-шесть раз.

В числе объектов, которые были выставлены на продажу в эти годы,- электростанции, сети энерго- и газоснабжения в Венгрии, Польше и Чехии, нефтепромыслы, нефтеперерабатывающие заводы, сети заправочных станций в Румынии и Болгарии, национальные авиакомпании в Польше и Чехии, машиностроительные предприятия, ранее составлявшие сердцевину индустриального комплекса. Из-за высокой стоимости эти компании и предприятия достаются главным образом иностранному капиталу.

Для некоторых стран, например для Болгарии, характерно стремление продать госпредприятия дешевле, но как можно быстрее. Это объясняется необходимостью срочно пополнить бюджет, а также связано с необходимостью производить крупные платежи по внешнему долгу. По этой же причине Болгария, единственная из стран Восточной Европы, возобновила практику приватизации по «схеме Брэйди» (названной по имени министра финансов США конца 80-х годов), которая предусматривает продажу государственной собственности зарубежным инвесторам и проведение экологических мероприятий международного значения в зачет погашения внешнего долга.

В процессе приватизации государство поощряет формирование крупных промышленно-финансовых структур (аналогичных российским). Такие структуры возникают, например, в результате приобретения банком контрольного пакета акций крупного производственного предприятия. Не смотря на то, что подобные объединения финансового и производственного капитала ведут к монополизации рынка, восточноевропейские страны видят в них возможность добиться роста производства за счет экономии на масштабе. В то же время интерес к политике поддержания конкуренции заметно ослаб. Например, в Польше в 1995 г. парламент пересмотрел антимонопольный закон, изменив критерий «монополистического положения», с которого начинается применение санкций к монополисту, с 20 до 40% объема продаж в отрасли. Благодаря этому из сферы действия антимонопольного закона были выведены многие предприятия энергетики, транспорта и телекоммуникаций, то есть тех отраслей, где особенно остро стоит вопрос о реструктуризации и приватизации. В том же году польское правительство объявило о планах объединения государственных предприятий в нефтеперерабатывающей, сталелитейной, фармацевтической и других отраслях. Органы антимонополистического регулирования в Польше (как и в других восточноевропейских странах) осуществляют наблюдение за рынком по критерию не столько доли компании в отраслевом производстве или сбыте, сколько «монополистического поведения», то есть значительного завышения цен, снижения качества продукции, незаконного препятствования вступлению новых конкурентов на рынок и т. п. Такой подход соответствует доминирующим в мире тенденциям антимонопольного регулирования.

Приватизация и другие институциональные преобразования в Восточной Европе создали ту среду, которая благоприятствует экономической активности и помогла быстро преодолеть глубокий кризис[15].

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что приватизация оказывает прямое положительное влияние на рост производительности труда. При этом с развитием процессов приватизации, в обществе могут развиваться такие отрицательные тенденции как безработица и рост социальной напряженности. И все же приватизация является одним из движущих рычагов НТП, способствует обновлению ассортимента продукции на предприятиях, модернизации основных фондов, совершенствованию организации и нормирования труда. Т. е. оказывает, как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику, и общество в целом [10].

Итак, разгосударствление и приватизация это основной метод перехода к реальному многообразию форм собственности, метод оптимизации структуры предпринимательства, основа формирования рыночного хозяйства.

К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.

На современном этапе развития процессы приватизации прошли/проходят во всех странах мира, что является одним из основных условий создания рыночной экономики. Основным вопросом в этой области остаётся создание оптимальной законодательной базы, касающейся приватизационных процессов, с целью их регулирования и уменьшения негативных последствий [3].

Список использованной литературы

1.   Борисов Е.Ф. «Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений» - Москва: Общество «Знание» России, 1997 г.

2.       Законодательные и нормативно - методические документы по проблемам рыночной экономики, Закон «О приватизации»

.        Каспин В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 1992 г.

.        Кузнецов В. Рынок и приватизация // Мировая экономика и международные отношения. 1992 г., № 7

5.       KGIP.KZ

.        Кузнецов В. Рынок и приватизация // Мировая экономика и международные отношения. 1992 г., № 7

.        Казахстан - 2030 /«Казахстанская правда» 11 октября 1997 г.

.        «Независимый Казахстан» 5 октября 1997 г.

.        Под редакцией Райзберга Б.А. «Курс экономики» 1997 г.

.        Под ред. Карибжановой Ж.С. «Приватизация» Т.2, Т.3 1993г.

.        «Столица» 27июня 1995 г.

.        Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» учебник - Москва: «Норма-Инфра-М», 1998 г.

.        Сапарбекова Т.С. МинФин РК, Комитет государственного имущества и приватизации. Законодательный фундамент приватизации 2008 г.

.        Шеденов У.К. «Общая экономическая теория» Актобе - 2004 г.

.        Экономика. Учебник под редакцией Архиповой А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М.: Проспект, 1998 г.

.        Экономика. Economics. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М.:

«Дело», 1993 г.

Похожие работы на - Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!