Аварии
Аварии
Ю.Г.Афанасьев, А.Г.Овчаренко, С.Л.Раско, Л.И.Трутнева
Аварии на железнодорожном транспорте
Основными
причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава,
средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и
халатность машинистов.
Чаще
всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на
препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не
исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При
перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные,
едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и
других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.
Вспомним
Арзамас. В июне 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной
взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 вагонов, 250 м ж.-д. путей, разрушены
вокзал и 185 близлежащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26
м, диаметром 53 м.
Ровно
через год в июне в Башкортостане произошла страшная железнодорожная катастрофа.
Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из
которых полностью сгорели.
В
октябре 1988 г. на станции Свердловск-Сортировочная при выполнении маневровых
работ произошел взрыв двух вагонов с опасными грузами. В результате взрыва
погибло 4 человека, 87 госпитализировано, более 600 семей остались без крова.
К
сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается.
Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, государство несет
огромные убытки.
Автомобильные аварии и катастрофы
Причины
дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это, прежде
всего, нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность
автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц,
управляющих транспортом, слабая их реакция и др. Нередко причиной аварий и
катастроф становится управление автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии. К
серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение
правилперевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований
безопасности.
Всем
памятен случай, который произошел в 1994 г. в Москве на Дмитровском шоссе,
когда бензовоз врезался в стоящий троллейбус. Бензин разлился по мостовой,
вспыхнуло пламя. Ужас охватил людей. Многие выскакивали из троллейбуса и бежали
как горящие факелы. Другие сгорали здесь же на месте. Погибли пассажиры, ни в
чем не повинные люди. А всему виной халатность, пренебрежение элементарными
правилами.
Другой
причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда
на проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные
участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все
это в совокупности приводит к огромным потерям.
Только
в Москве на дорогах ежегодно погибают до 80 детей, это три полных класса.
Травмы получают 1000 - целая школа. В России за год под колесами машин и в
дорожных авариях погибают до 40 тыс. человек. Это почти в три раза больше, чем
за девять лет войны в Афганистане.
По
данным Всемирной организации здравоохранения, в результате дорожно-транспортных
происшествий в Западной Европе ежегодно погибают около 100 тыс. человек и свыше
200 тыс. получают серьезные травмы.
При
автокатастрофе главное - своевременно оказать первую ме-дицинскую помощь
пострадавшим. И должно быть это сделано не позднее 20-30 мин. Иначе будет уже
поздно.
Что
делать? Каждый водитель проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно
принять все возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой
медицинской помощи, особенно остановки кровотечений. К месту происшествия
вызываются работники ГИБДД (ГАИ), скорая медицинская техническая помощь. Место
катастрофы ограждается предупредительными знаками.
Пострадавшие
после оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные
учреждения.
Для
ликвидации последствий аварий с автотранспортом, перевозящим химически опасные,
взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные
невоенизированные формирования ГО, силы противопожарной службы.
Аварии на водном транспорте
Большинство
крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов,
штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов
экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и
строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации.
Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и
пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.
К
работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих
привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к
другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами
осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей,
терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.
К
работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры,
пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения
аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.
Авиационные аварии и катастрофы
При
авиационных авариях происходит разрушение самолета различной степени, при
катастрофах имеются человеческие жертвы. А происходит их достаточно много. Так,
в 1994 г. в результате почти 20 авиакатастроф в Росси погибло около 400
человек.
К
тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ
двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи,
пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и
пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся
трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.
Спасательные
и аварийные работы можно разделить на два вида: первые - проводимые членами
экипажа, вторые - организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер,
как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж
подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой
посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как
только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное
расстояние.
Пострадавшим
немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит
командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех
пассажиров.
Аварии на гидротехнических сооружениях
Опасность
возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин,
дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и
мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и
сооружений.
Высота
и скорость волны прорыва зависят от того, где происходит - в верхнем или нижнем
бьефах. Для равнинных районов скорость движения прорыва колеблется от 3 до 25
км/ч, в горных местностях доходит до 100 км/ч.
Значительные
участки местности через 15-30 мин. обычно оказываются затопленными слоем воды
толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут
находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.
По
каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы затопления и
дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья
и предприятий. Однако в Республике Башкортостан, Воронежской, Ростовской и
Рязанской областях подобные нарушения начинают приобретать устойчивый характер.
Здесь можно ждать очередных чрезвычайных ситуаций с гибелью людей. Так, в 1994
г. дважды прорывались плотины в Башкортостане и Екатеринбургской области, дамбы
в Оренбургской. В г. Серово 250 домов и 12 предприятий оказались в зоне
затопления.
В
случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства:
сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив
сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В
безопасном месте следует находиться до тех пор, пока не спадет вода или будет
получено сообщение о том, что опасность миновала.
Аварии на АЭС
Радиоактивность
- совсем не новое явление, как до сих пор считают некоторые, связывая ее со
строительством АЭС и появлением ядерных боеприпасов. И радиоактивность, и
сопутствующие ей ионизирующие излучения существовали на Земле задолго до
зарождения жизни.
Однако
радиацию как явление человечество открыло всего сто лет тому назад.
В
1896 г. французский ученый Анри Беккерель положил несколько фотопластинок на
стол, а сверху накрыл их минералом, содержащим уран. Когда проявил, обнаружил
на них следы какого-то излучения. Позже этим явлением заинтересовалась Мария
Кюри, молодой ученый-химик, которая ввела в обиход слово
"радиоактивность".
Чуть
раньше в 1895 г. немецкий физик Вильгельм Рентген открыл лучи, которые и были
названы его именем - "рентгеновские".
Ученые
стремились разгадать одну из самых волнующих загадок всех времен, стремясь
проникнуть в тайны материи. К великому сожалению, последующие их работы привели
к созданию в США атомной бомбы (1945 г.) и только потом в СССР - атомной
электростанции (1954 г.). Через три года со стапелей сошло первое в мире судно
с атомной энергетической установкой - ледокол "Ленин". Сегодня в мире
действует большое количество объектов с ядерными установками,вырабатывающими
электрическую и тепловую энергию, приводящими в движение надводные и подводные
корабли, работающими в научных целях.
Меньше
чем за полувековую историю развития ядерной энергетики произошли три крупных
аварии на АЭС с тяжелыми последствиями. Первая - в 1957 г., вторая - в 1979 г.
и третья - в 1986 г. А всего в 14 странах мира произошли более 150 инцидентов и
аварий различной степени сложности и опасности.
Если
такая частота катастроф сохранится в ближайшем будущем, то это будет означать,
что к началу XXI века на АЭС мира, которых к тому времени будет более 500,
возникнут еще три чрезвычайные ситуации. Следует отметить, что это только
прогноз и поэтому будем надеяться, что при правильной эксплуатации ядерных
энергетических установок этого не произойдет.
Для
аварий на АЭС характерно следующее: во-первых, происходит радиоактивное
заражение атмосферы и местности легколетучими радионуклидами (йод, цезий и
стронций), а во-вторых, цезий и стронций обладают длительными периодами
полураспада - до 30 лет. При этом значительная часть продуктов деления ядерного
топлива находится в парообразном и аэрозольном состоянии и, попадая в организм
человека, вызывает внутреннее облучение, которое представляет опасность для
жизни. Кроме того, при радиоактивном заражении местности из сферы хозяйственной
деятельности человека надолго исключаются большие территории как
сельскохозяйственного, так и промышленного назначения.
В
Уиндскейле (Англия) в октябре 1957 г. во время профилактических работ на одном
из реакторов АЭС произошел пожар, вызвавший повреждение тепловыделяющих
элементов (твелов). На дне реактора и по сей день лежит около 1700 т ядерного
топлива. В атмосферу были выброшены радионуклиды, образовалось облако, часть
которого достигла Норвегии, а другая двигалась в Австрию. Это была первая
авария в атомной энергетике, которая коснулась населения. Ее последствия
тщательно скрывались. Только по истечении 30 лет стали известны некоторые
подробности.
В
марте 1979 г. на втором блоке атомной электростанции "Три Майл
Айленд" в Гаррисберге (США) произошла авария,последствием которой явился
выброс радиоактивных веществ в окружающую среду. Почти 10 т расщепляющегося
материала из 100 т вышли за пределы активной зоны. Произошел выброс в
атмосферу.
Событием
века стала чернобыльская катастрофа (26 апреля 1986 г.), результаты которой
почувствовали не только в России, на Украине, в Белоруссии, но и в других
странах. Следы радиоактивного загрязнения достигли даже Польши, Швеции,
Финляндии, Болгарии, Румынии и Венгрии.
А
почему, собственно говоря, произошла эта авария? Летом 1987 г. на суде
выяснилось: на АЭС отсутствовал элементарный порядок трудовой дисциплины и была
низка ответственность персонала. Даже после взрыва на энергоблоке не была
организована радиационная разведка, нужных приборов для ее ведения не имелось,
противогазы у личного состава отсутствовали. Но что еще хуже - не было
информации об аварии. Ее попросту поначалу скрывали. Население понятия не имело
о случившемся. Эвакуация началась лишь спустя 36 часов после аварии. Следует
отметить неумелые и нерешительные действия персонала в чрезвычайной ситуации.
Пришлось
проводить огромный объем работ. Только в течение первых двух лет (на апрель
1988 г.) дезактивировано 21 млн. м2 поверхности оборудования, захоронено 500
тыс. м3 грунта, обеззаражено 600 деревень и сел. Свыше 5 млн. человек было
охвачено профилактическим медицинским контролем. Для эвакуированных было
построено более 21 тыс. домов и 800 объектов социально-бытового и культурного
назначения. В кратчайшие сроки было выделено 15 тыс. квартир.
Основные мероприятия по предупреждению аварий
Задача
каждого работающего на предприятии - знать основные правила поведения при
авариях, уметь действовать в сложившейся при этом обстановке. К примеру,
существуют определенные правила и последовательность отключения электроэнергии,
остановки транспортирующих устройств, агрегатов и аппаратов, перекрытия
сырьевых, газовых, паровых и водяных коммуникаций в соответствии с
технологическим процессом и техникой безопасности, нарушения которых могут
усугубить и осложнить обстановку.
Каждый
должен знать маршрут и порядок следования в убежище в случае аварии, пути
выхода в безопасные места, организацию обеспечения средствами индивидуальной
защиты. Регулярно надо проверять системы вентиляции, убеждаться в надежности
работы и герметизации технологического оборудования, наличии средств
обнаружения и тушения пожаров. Выясняется состояние электрооборудования,
емкостей, аппаратов и линий, работающих под давлением, каково оснащение контрольно-измерительными
приборами, защитой и блокирующей аппаратурой.
На
каждом предприятии разрабатывается план ликвидации возможных аварий.
Организуется подготовка рабочих и служащих к работе при аварийных ситуациях,
предусматривается необходимый резерв сил и средств для их ликвидации.
Необходимо содержать в постоянной готовности системы и средства оповещения,
иметь на рабочих местах необходимое количество средств индивидуальной защиты.
При
аварийных ситуациях важной задачей является своевременное оповещение об этом
персонала предприятия и населения жилого поселка, прилегающего к данному
предприятию.
Каждый
рабочий и служащий объекта при аварийной ситуации должен умело воспользоваться
имеющимися средствами оповещения и вызвать пожарную команду.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bti.secna.ru/