Российская банковская система: роль и эффективность новых операций коммерческих банков

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,17 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Российская банковская система: роль и эффективность новых операций коммерческих банков








КУРСОВАЯ РАБОТА


По курсу:
 
 
«Макроэкономика»

На тему:

«Российская банковская система: роль и эффективность новых операций коммерческих банков»








Пенза 2011

Введение

Банковская деятельность в России в последнее десятилетие переживает период бурных изменений, которые вызваны, с одной стороны, радикальными преобразованиями экономической системы, а с другой - внедрением новых информационных технологий и глобализацией финансовых рынков. На волне радикальных рыночных реформ банковская система страны коренным образом изменилась: она приобрела двухуровневую структуру, значительно увеличилось количество банковских организаций, при этом все они основывают свою деятельность на рыночных принципах, что создает условия для развития конкуренции на рынке банковских услуг. Внедрение информационных технологий открыло перед банками новые возможности. Информационные технологии стали основой для многих функций банков.

Целью курсовой работы является анализ роли банковской системы Российской Федерации.

Основными задачами, поставленными в этой курсовой работе, являются:

·        изучение теоретических основ функционирования коммерческих банков;

·        анализ деятельности коммерческих банков на современном этапе;

·        выявление мероприятий по развитию деятельности коммерческих банков;

·        выявление программ по совершенствованию финансовой системы коммерческих банков;

·        изучение антикризисных мер для банковского сектора.

Актуальность в условиях перехода к рынку приобретают перспективы развития банковской системы, в том числе российских банков и других кредитных институтов. Разработка таких перспектив возможна лишь на основе изучения функционирования российских, а также зарубежных банков. В настоящее время в России на страницах экономической печати, в дискуссиях на научных и практических конференциях широко обсуждаются возможности построения двухуровневой банковской системы, а также реорганизации существующих кредитных организаций. Идет процесс создания новых, реорганизации действующих банков, развивают свою деятельность банковские ассоциации, союзы. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что механическое изменение структуры банков без существенного преобразования сути их деятельности не сможет привести к реальному улучшению их работы, а следовательно, и оказать положительное воздействие на экономику страны.

Таким образом, современная практика развития банковской системы предопределила необходимость дальнейшего совершенствования функционирования банковской системы России, в частности, создания научной концепции стратегии развития банковской системы и способах ее инновационного развития.

коммерческий банк антикризисный

1. Теоретические основы исследования банковской системы Российской Федерации

1.1 Сущность и функции банков Российской Федерации

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, посреднические сделки, управление имуществом и множество других операций. Кредитные учреждения осуществляют консультирование, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Банк - это автономное, независимое, коммерческое предприятие. Продуктом банка является прежде всего формирование платежных средств (денежной массы), а также разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств, консультаций, управления имуществом. Деятельность банка носит производительный характер. В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования. На сегодняшний день Банк определяется как финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег. Проще говоря банки - это организации, созданные для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности [4, стр. 13].

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, регулирует экономику и является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют различные виды банковских операций и услуг [4, стр. 18].

Таким образом, можно сказать, что основная функция банковской системы - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заёмщикам и от продавцов к покупателям. В создании для России новой рыночной экономики с разнообразными формами собственности роль банковской системы велика, с помощью неё осуществляется перераспределение и мобилизация капиталов, регулируются денежные расчеты, опосредуются товарные потоки и т.д. Банки призваны выполнять множество специальных функций. К их числу также относятся проведение расчетных и кассовых операций, кредитование, инвестирование, хранение денежных и других средств и управление ими, т.е. те услуги, без которых сегодня не обойтись деловому человеку. Кейнс сравнивал банковскую систему с кровеносной системой организма, а капиталы - с кровью, питающей различные его части. Он считал, что государство, регулируя с помощью банков движение потоков финансовых средств, может воздействовать на национальную экономику и оказывать поддержку тем отраслям, которые отстают от общего развития [5, стр. 113].

Таким образом, мы подходим к более глубокому пониманию роли банковской системы, т.е. к тому, что важнейшая её задача - создание и функционирование рынка капитала, как основного звена национальной экономики, определяющего в целом её развитие. В современном мире значение банков вышло за рамки собственно денежных и кредитных отношений. Банки выступают в роли института, стоящего наравне с государством и рынком. Без них немыслима нормальная, рациональная организация хозяйственной деятельности в общественном масштабе. Мощные социально ответственные банки способны превратить рыночную стихию в орудие эффективной политики государства. Слабые банки - фактор неизбежного ослабления государства и деградации экономики.

1.2 Основные банковские операции

Основная деятельность банков связана с оказанием ими разнообразных финансовых услуг предприятиям и населению. Эти услуги включают выполнение банками операций, связанных, во-первых, с привлечением и хранением денежных средств клиентов (пассивные операции), во-вторых, с обеспечением расчетов между ними в процессе их текущей деятельности, в-третьих, с размещением привлеченных средств в операции по кредитованию клиентов и в ценные бумаги (активные операции) для получения доходов в целях выплаты клиентам, размещающим свои средства в банке, начисленных процентов на вложенные ими средства и поддержания жизнедеятельности банка.

Одновременно банки выполняют иные операции, связанные о удовлетворением потребностей своих клиентов в тех или иных финансовых услугах, включая операции, обеспечивающие страхование рыночных рисков предприятий, налично-денежный оборот, оказание консультационных и информационных услуг и т.д.

. Пассивные операции коммерческих банков

Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит формирование ресурсов банков.

Ресурсы коммерчески банков формируются за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств.

Рис. 1. Классификация банковских операций

Пассивные операции играют важную роль в деятельности коммерческих банков. Именно с их помощью банки приобретают кредитные ресурсы на рынке.

Существует четыре формы пассивных операций коммерческих банков:

·        первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка.

·        отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов.

·        получение кредитов от других юридических лиц.

·        депозитные операции.

Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций [4, стр. 102].

С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая крупная группа кредитных ресурсов - собственные ресурсы. Следующие две формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов - заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы.

. Активные операции коммерческих банков

Собственные вложения банка отражаются в активе баланса и соответственно называются его активами, а операции с активами - активными операциями.

Основными активными операциями являются:

·        кредитные операции, в результате которых формируется кредитный портфель банка;

·        инвестиционные операции, создающие основу для формирования инвестиционного портфеля;

·        кассовые и расчетные операции, являющиеся одним из основных видов услуг, оказываемых банком своим клиентам;

·        прочие активные операции, связанные с созданием соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей успешное выполнение всех банковских операций.

Источником кредита служат временно свободные ресурсы в денежной форме, высвобождаемые в процессе деятельности кредитных институтов. От всех иных форм предоставления средств (субсидии, субвенции, дотации и др.) кредит как экономическую категорию отличают три основополагающих принципа - срочность, возвратность и платность.

При этом под срочностью подразумеваются заранее оговоренные сроки возврата кредитору заемных средств; под возвратностью - обязательная выплата кредитору суммы основного долга на оговоренных условиях. Платность означает, что в данной экономической операции денежные средства представляют собой специфический товар и, на основе закона стоимости, его цена выражается в процентах.

Таким образом, коммерческие банки играют важную роль в рыночной экономике. В процессе привлечения и размещения денежных средств банки становятся активными участниками экономической деятельности. Через предоставление кредитов и выполнение других операций они могут существенно влиять на развитие предприятий, отраслей и экономики в целом.

1.3 Роль банков в развитии экономики Российской Федерации

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Коммерческие банки наладили достаточно развитые стабильные партнерские отношения с государственными, кооперативными и общественными организациями. Налаживаются контакты с арендаторами, фермерами, гражданами, занятыми индивидуальной трудовой деятельностью. Именно в этой сфере должно принадлежать приоритетное право малым банкам, которых среди коммерческих сейчас большинство [10, стр. 13]

В области кредитования практически не существует ограничений в использовании заемных средств. Это - предоставление ссуд на инновационные мероприятия, создание производственного потенциала, то есть сооружение и реконструкция предприятий, цехов, внедрение передовой техники и технологий, организация выпуска всевозможных товаров и изделий. С помощью банковского кредита могут быть успешно проведены приватизация и разгосударствление собственности, операции с ценными бумагами.

Коммерческие банки вправе финансировать затраты, связанные с инвестированием, покупать и продавать иностранную валюту, выдавать гарантии, оказывать консультативные, экспертные услуги, заниматься лизинговыми и факторинговыми операциями. Международные валютные операции, конвертация валютных ресурсов, кассовое обслуживание и сберегательное дело - функция коммерческих банков. Аккумуляция банками свободных денежных средств и вложение их в дело в самых различных формах обычно приносит высокие доходы не только самим банкам, но и их клиентам.

В настоящее время в России, как стране с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, в высокой степени зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, необходим переход к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использование режима управляемого плавающего валютного курса, прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты [19, стр. 6].

В настоящее время российская экономика в условиях высокой волатильности трансграничных потоков капитала в значительной мере реагирует на изменения зарубежных процентных ставок. В связи с этим Банк России при проведении процентной и валютной политики учитывает разницу между процентными ставками внутри страны и за рубежом.

Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры.

Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики.

Таким образом, анализ теоретических основ исследования банковской системы Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы:

. Важнейшая задача банковской системы - создание и функционирование рынка капитала, как основного звена национальной экономики, определяющего в целом её развитие. Сегодня банки выступают в роли института, стоящего наравне с государством и рынком. Без них немыслима нормальная, рациональная организация хозяйственной деятельности в общественном масштабе.

. Основная деятельность банков связана с оказанием ими разнообразных финансовых услуг предприятиям и населению. Эти услуги включают выполнение банками операций, связанных, во-первых, с привлечением и хранением денежных средств клиентов (пассивные операции), во-вторых, с обеспечением расчетов между ними в процессе их текущей деятельности, в-третьих, с размещением привлеченных средств в операции по кредитованию клиентов и в ценные бумаги (активные операции) для получения доходов в целях выплаты клиентам, размещающим свои средства в банке, начисленных процентов на вложенные ими средства и поддержания жизнедеятельности банка.

. Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и т.д.). Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в России. Особенно важным видится развитие банковской системы за рубежом, так как именно практика зарубежных банков в развитых странах предопределяет становление современной отечественной банковской системы, приближает её к международным стандартам и, таким образом, обусловливает выход российских банков на мировой уровень, а значит и восстановление, укрепление доверия со стороны иностранных партнеров по отношению к нашей стране.


2. Анализ современного состояния и тенденции развития банковской системы

2.1 Структура инвестиционного потенциала Российской банковской системы и особенности его формирования

Российская банковская система, несмотря на несколько лет существования в благоприятных условиях, фактически не смогла достичь такого уровня развития, который позволил бы банкам уверенно чувствовать себя в условиях кризиса ликвидности. Доступ к дешевым ресурсам, наблюдавшийся последние несколько лет, предоставил банкам возможность не задумываться о проблемах формирования ресурсного портфеля. Наступивший финансовый кризис показал ошибочность такого подхода, не позволившего вести продуманную политику формирования пассивов.

Объем ресурсной базы банковской системы колеблется из-за действий вкладчиков, значительные по объему ресурсы конвертируются и выводятся на зарубежные финансовые рынки, институциональные и коллективные инвесторы сокращают объемы размещения средств в банковских депозитах и предпочитают государственные ценные бумаги. В существующей ситуации борьба между российскими и иностранными банками за клиентов, генерирующих существенные финансовые потоки, значительно усиливается.

Данная ситуация обуславливает необходимость привлечения профессиональных субъектов рынка - инвестиционных банков, основной задачей которых является разработка стратегии и реализация программы привлечения капиталов как в банковскую систему, так и в реальный сектор экономики, в том числе, через привлечение долгосрочного финансирования даже в условиях кризиса ликвидности. Стоящие в текущей ситуации перед инвестиционными банками задачи, дают возможность говорить об их важной роли в формировании инвестиционного потенциала банковской системы, особенно актуальном в условиях обострения финансового кризиса.

На начальном этапе формирования российской банковской системы наблюдался быстрый количественный рост банковских организаций. В 2001 г. доля доходов банков в ВВП составляла 2,2%, в 2004 г. она выросла до 7,4%, а к 2006 г. снизилась до 6,4%. Падение доходности банковских операций в условиях снижения темпов инфляции привело к существенному ухудшению финансового положения многих банков [15, стр. 36].

Процесс создания новых банков замедлился, в то же время увеличились масштабы и темпы ликвидации неэффективных банковских организаций. Это свидетельствовало о завершении в основном экстенсивного этапа становления банковской инфраструктуры и перехода к новой ступени развития. Пик количественного роста банков пришелся на 2006 г., когда общая численность зарегистрированных банков достигла 2598, из них 2273 являлись действующими (Приложение 1, табл. 1) [30].

Развертывание финансового кризиса ускорило процессы слияния и поглощения в банковском секторе, направленные на восстановление финансовой устойчивости. Процессы концентрации и централизации охватили не только мелкие и средние, но также крупные и крупнейшие банки. В результате доля активов 200 крупнейших банков в совокупных активах банковской системы достигла 90,0%, 20 крупнейших банков - 64,6%, а первых пяти банков - 42,6%. При этом около одной трети общей суммы банковских активов приходилось на один банк - Сбербанк РФ.

В результате кризисных событий большинство банков столкнулось с обострением проблемы формирования ресурсной базы по различным направлениям:

• сокращение прироста организованных сбережений и отток вкладов населения;

• утрата возможностей привлечения кредитов от зарубежных кредитных институтов и финансовых компаний;

• остановка межбанковского денежного рынка;

• снижение уровня банковского капитала.

Ограниченность статистической базы и несопоставимость публикуемых данных не позволяют дать точные оценки масштабов участия банков в инвестиционном процессе. Официальные источники не содержат информации о предоставлении банками инвестиционных кредитов. Статистические данные о долгосрочных банковских кредитах, к которым банковская статистика относила остатки по ссудам, предоставленным банковской системой экономике на срок более одного года, перестали публиковаться с 1998 г.

За 2004-2007 гг. долгосрочные кредиты коммерческих банков возросли в текущей оценке с 799,4 до 1205,9 млрд. руб. Однако в реальном исчислении объем предоставленных экономике долгосрочных банковских кредитов не увеличился. Доля долгосрочных кредитных вложений в суммарных активах коммерческих банков характеризовалась низкими значениями (табл. 2) [7, стр. 6].

Таблица 2. Доля долгосрочных кредитов банков в совокупных кредитных вложениях и в суммарных активах банков, %

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Доля долгосрочных кредитов в общих кредитных вложениях в экономику

3,3

5,3

4,9

2,8

Доля долгосрочных кредитов в суммарных активов банков

0,7

1,0

1,4

1,2


Финансовый кризис вызвал резкое снижение кредитной активности банковского сектора. Сокращение объемов кредитования было вызвано как возрастанием кредитных рисков, так и оттоком ресурсов из банковской системы, прежде всего отзывом вкладов населения и прекращением кредитования российских банков иностранными партнерами. Значительно сократились сроки предоставления кредитов. Практически перестали выдаваться кредиты сроком на один год и более, а предоставление кредитов на срок свыше трех месяцев стало редким случаем.

Рост кредитных рисков выразился в существенном ухудшении качества кредитного портфеля: доля просроченных ссуд в период с 1 августа по 1 октября 2008 г. выросла с 5,5 до 10,9% по рублевым и с 5 до 6,5% по валютным кредитам. Доля стандартных ссуд в общем объеме кредитной задолженности сократилась с 89,3 до 76,6% [7, стр. 11].

Учет повышенных рисков в процентной ставке в свою очередь обусловил ее высокий уровень, не соответствующий сузившемуся платежеспособному спросу большинства нефинансовых предприятий. В номинальном выражении проценты по ссудам возросли с 40% в июне 2008 г. до 100-120% на начало 2009 г., в то время как уровень рентабельности предприятий даже при возросших темпах роста отпускных цен (6-7% в промышленности) не позволял им рассчитывать на получение и возврат таких кредитов.

Состояние такой формы инвестиционной деятельности коммерческих банков, как вложения в ценные бумаги и паи предприятий, характеризовалось следующими данными. На 1 июня 2008 г. вложения в акции и паи предприятий и организаций-резидентов (кроме банков) составили 10 371 млн. руб., или 1,4% суммарных активов коммерческих банков. Из общей суммы вложений 50,9% приходилось на долю двадцати крупнейших по величине активов банков (Приложение 1, табл. 3).

Это объясняется тем, что крупнейшие банки, завершив первоначальное накопление капитала, стали осуществлять расширение сфер своей деятельности в промышленном секторе, где, несмотря на общий неблагоприятный фон, существовали отдельные перспективные предприятия. Наиболее агрессивную политику в области приобретения акций промышленных предприятий вели такие банки, как «Менатеп», «Инкомбанк», «Мост-банк», «Российский кредит» и др. Так, банк «Российский кредит» приобрел контрольные пакеты акций более чем 40 крупнейших предприятий базовых отраслей промышленности, для управления которыми был создан холдинг.

Большинство банков осуществляли операции по скупке акций через сеть околобанковских структур. При этом банки стремились вложить средства в определенные отрасли, как правило, металлургическую, нефтегазовую, нефтеперерабатывающую, химическую, связь. Пересечение интересов часто приводило к обострению конкурентной борьбы, банковским войнам. Скупая недооцененные акции перспективных предприятий, имеющих, как правило, низкую рыночную стоимость, банки рассчитывали на возрастание стоимости в будущем, а не на получение быстрых дивидендов. Неликвидность этих вложений в условиях финансового кризиса явилась одним из факторов, осложнивших положение крупнейших банков.

В зависимости от специфики клиента инвестиционный банк изменяет свои услуги. Например, для участников банковской системы инвестиционный банк может стать финансовым промоутером и техническим исполнителем по сделкам, для небанковского сектора - инвестиционным консультантом, для собственных подразделений - аналитиком и оценщиком, для государства - управляющим активами.

В условиях развития финансового кризиса в России наиболее сильное влияние оказывают факторы, связанные с изменением стабильности инвестиционных банков страны, а именно: государственное вмешательство (поддержка), влияние на проведение реструктуризации и реорганизации банков, изменение мировых цен на ресурсы, а также факторы, связанные с изменением структуры капитала и привлечением (уходом) стратегических партнеров.

При этом необходимо отметить, что основными проблемами роста собственного капитала российских инвестиционных банков сегодня выступают [23, стр. 35]:

·        кризис ликвидности и доверия на рынке, затрудняющий привлечение стратегических и финансовых инвесторов;

·        слабое развитие управленческой концепции корпоративного сектора и отсутствие корпоративного мышления, ориентированного на максимизацию стоимости;

·        недостаточные финансовая прозрачность и уровень раскрытия информации;

·        неблагоприятный инвестиционный климат в стране;

·        практическое отсутствие капитализации отраслей и регионов;

·        значительный объем корпоративных конфликтов на рынке;

·        повышение уровня глобальной конкуренции и укрупнение банковского бизнеса в целом;

·        проблема неэффективного функционирования «переходной системы» имущественных отношений;

·        плохая работа российской судебной системы и системы правоприменения.

Наличие данных проблем делает необходимой оптимизацию управления капиталом инвестиционных банков посредством расширения инструментария увеличения капитала, а также разработку рекомендаций, направленных на создание управленческой концепции в финансовом секторе экономики, направленной на повышение капитализации банковской системы в целом.

В процессе рассмотрения основ управления капиталом инвестиционных банков, стоит выделить инструментарий количественного воздействия на факторы максимизации капитала с учетом внутреннего и внешнего инвестирования бизнеса. Перечислим основные и часто используемые инструменты [25, стр. 34]:

·        Эмиссия акций.

·        Выпуск облигаций (в том числе еврооблигаций).

·        Выпуск депозитарных расписок.

·        Использование денежных и неденежных дивидендов.

·        Процедуры (обратного) приобретения акций.

·        Процедуры конвертирования (в акции) иных ценных бумаг.

·        Дробление / консолидация акций.

·        Продажа акций стратегическим инвесторам.

·        Получение листинга ценных бумаг.

Можно заметить, что применение большей части вышеперечисленных инструментов в настоящее время затруднено, как ввиду существующего на рынке кризиса ликвидности, так и ввиду общего снижения уровня доверия инвесторов к российской банковской системе.

В связи с этим, можно сделать вывод о необходимости разработки организационно-экономического механизма решения проблемы увеличения капитала инвестиционных банков и мероприятий в области увеличения инвестиционного потенциала банковской системы в целом. Такие меры будут содействовать качественному выполнению определенных государственных функций, в первую очередь по мобилизации средств и их последующей трансформации в кредиты и инвестиции для обеспечения устойчивого развития реального сектора экономики.

2.2 Оценка эффективности новых операций коммерческих банков

В целом на сегодняшний день коммерческие банки являются наиболее интенсивно развивающимся звеном банковской системы, они быстро наращивают темпы активных и пассивных операций, постоянно проводят политику кредитной экспансии, способствуют развитию прогрессивных структур в экономике. Немаловажную роль играют коммерческие банки и в обслуживании иностранных инвестиций, включая кредитно-финансовое обслуживание совместных предприятий.

На практике коммерческие банки играют пока заметную роль только на рынке краткосрочных кредитных операций. Предоставление долгосрочных кредитов и обслуживание инвестиционной деятельности клиентов практически большинством банков либо не осуществляются, либо осуществляются в весьма незначительных масштабах. Данное обстоятельство объясняется неустойчивой социально-политической обстановкой в стране, а также чисто экономическими причинами. В настоящее время выделяют 3 группы операций банков:

1. Лизинговые операции

Место лизингового бизнеса в предпринимательстве определяется прежде всего самими объектами лизинга, представляющими собой важнейшие элементы активной части основных фондов - машины, оборудование, транспортные и другие средства.

Лизинг выполняет несколько функций. Во-первых, он является формой вложения средств в основные Фонды, дополнением к традиционным каналам финансирования. Вторая функция лизинга заключается в том, что он является одним из наиболее прогрессивных методов материально-технического обеспечения производства, открывающий пользователям доступ к передовой технике в условиях ее быстрого морального старения

Лизинг рассматривается с различных точек зрения, в основе которых находится противоречивая, двойственная природа лизинга. Эта двойственность проявляется в том, что, с одной стороны, лизинг представляет собой вложения средств на возвратной основе в основной капитал. Предоставляя на определенный период элементы основного капитала, собственник в установленное время получает их обратно, т.е. налицо существование принципов срочности и возвратности; за свою услугу он получает вознаграждение в виде комиссионных - тем самым обеспечивается реализация принципа платности. Следовательно, по своему содержанию лизинг соответствует кредитным отношениям и сохраняет сущность кредитной сделки [18, стр. 23].

Исходя из особенностей лизингового процесса с учетом его инновационности наиболее адекватным показателем, на наш взгляд, является показатель окупаемости и, как следствие, показатели прибыльности и рентабельности.

Оценивая фактическую эффективность инновационного инвестирования посредством лизинга, а также выбирая и экономически обосновывая проектные и плановые решения, целесообразно, на наш взгляд, пользоваться общими показателями повышения чистой прибыли (ЧПл) и уровня рентабельности лизинговых операций (Рл) [18, стр. 25]:

ЧПл = ЧПл 2 - ЧПл1, [4.4.1]

Рл = Рл2-Рл1, [4.4.2]

где ЧПл 1 и ЧПл2 - чистая прибыль, полученная банком по лизингу и по альтернативному ему способу инвестиционного вложения, приведенная к одному временному периоду;

Рл 1 и Рл2 - общий уровень рентабельности, достигнутый по этим двум вариантам инвестиций.

Таким образом, предпочтительным будет тот вариант инвестиционной операции, который обеспечивает максимально возможное повышение рентабельности банка. И наоборот, экономически неэффективен вариант инвестиции, не способствующий ее увеличению. Причем выбор конкретного варианта происходит в условиях существования многообразия альтернатив.

Расчет эффективности лизинга приводится в приложении 2.

Альтернативная основа выбора варианта эффективности лизинговой деятельности предполагает увязку будущего результата данной операции с основными целями ее реализации: либо это увеличение чистой прибыли, либо максимальный срок окупаемости при максимальной рентабельности, либо снижение текущих затрат, либо решение социальных программ различного уровня.

Такой подход дает возможность более правильно сориентировать усилия участников лизинговой сделки, обосновать внедрение инноваций посредством лизинга, способствующего повышению эффективности основной экономической деятельности пользователя лизинговых услуг банка.

В основе факторинга лежит переуступка неоплаченных долговых требований факторинговой компании, что является общим элементом для всех видов факторинга.

Факторинговые операции банков классифицируются как [12]:

·        внутренние, если поставщик и его клиент, т.е. стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране, или международные;

·        открытые, если должник уведомлен об участии в сделке факторинговой компании, или закрытые (конфиденциальные). Уведомление должника при открытом факторинге осуществляется путем соответствующей записи на счете-фактуре, подтверждающей, что правопреемником по возникающему долгу является определенная факторинговая компания и что платеж должен осуществляться в ее пользу;

·        с правом регресса, т.е. обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму, или без подобного права. Данные условия связаны с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств, т.е. кредитными рисками;

·        и другие (менее распространенные в отечественной практике).

В настоящее время факторинговый бизнес развивается быстрыми темпами. Банки с целью сохранения конкурентоспособности вынуждены разрабатывать гибкую тарифную политику. Необходимо отметить, что при заключении договора факторинга банки, как правило, готовы учитывать индивидуальные особенности своих клиентов. Так, на размер комиссии влияют количество дебиторов у предприятия, сумма оборота в рамках факторинговых услуг. Огромную роль в стоимости услуг играет срок отсрочки платежа, объемы поставок и качество дебиторской задолженности.

Стоимость же банковского кредита складывается из:

1.       комиссий за открытие и ведение счета;

2.       процентной ставки за пользование кредитными ресурсами (от 10%)

.        расходов, связанных с документарными операциями (2-5%), оформлением залоговых документов и др.

Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция увеличения рынка факторинга. По оценкам Министерства экономического развития и торговли, в 2006 году рынок факторинга оценивался в 108 млрд. руб., то в 2007 году эти показатели должны были составить 232 млрд. руб., в 2008 - 469 млрд. руб., в 2009 - 980 млрд. По данным рейтингового агентства «Эксперт», в 2007 году объем рынка факторинга в России оценивался примерно в $5,5 млрд. На данный момент на нем действуют свыше 200 специализированных фирм и более 100 банков.

Об этой тенденции свидетельствуют и показатели объема факторинговых услуг Банка НФК. Так, в сентябре 2009 года совокупный оборот по факторинговым операциям составил более 3 млрд. рублей. Сумма выданных поручительств составила более 0,66 млрд. руб. А на январь 2009 года эти показатели составили соответственно 4,9 млрд. руб. и 1,1 млрд. руб.

Так же можно проследить и изменение стоимости факторинговых услуг. Для этого рассмотрим тарифы нескольких участников рынка данных услуг [27, стр. 21]:

Таблица 4. Стоимость факторинговых услуг «Промсвязьбанк»

Период

2007

2008

2009

Сбор за обработку документов (руб.)

50

10

10

Факторинговая комиссия (%)

0,3

0,1

0,1

Ставка за кредит (%)

18

14

12



Таблица 5. Стоимость факторинговых услуг «Номос-Банк»

Период

2008

2009

Совокупная стоимость услуг (%)

30

28


Исходя из данных таблиц 4,5 и 6 можно сделать вывод о намечающейся тенденции снижения стоимости факторинговых услуг. Это и является причиной высоких темпов развития рынка факторинговых услуг. Так как данный продукт становиться более привлекательным для поставщиков товаров фирмы-факторы приобретают возможность увеличить оборот по факторинговым операциям.

Таблица 6. Стоимость фактринговых услуг ООО «Кредитный и Финансовый консультант»

Период

2007

2008

2009

Срок отсрочки платежа (дн.)

90

120

270

Факторинговая комиссия (%)

0,2-1%, но не менее 30000 руб.

-

20000 руб.

Ставка за кредит (%)

От 12,5

От 11

От 9


3. Трастовые операции

В зарубежной практике под трастовыми подразумевают операции банков или финансовых институтов по управлению имуществом и выполнению иных услуг по поручению и в интересах клиента на правах его доверенного лица.

При осуществлении доверительных операций доверенным лицом может являться как физическое, так и юридическое лицо: специализированная компания (страховая фирма, траст-компания), коммерческий банк. В тех случаях, когда доверенным лицом является коммерческий банк, он, будучи связанным отношениями по доверенности со своим клиентом, действует от имени своего доверителя и в его интересах либо в интересах третьей стороны.

Трастовые операции используются коммерческими банками в следующих целях [8, стр. 46]:

·        как источник получения дополнительного дохода;

·        в качестве способа приобретения контроля над крупными корпорациями и их денежными средствами;

·        для налаживания связей с крупной клиентурой;

·        для преодоления ограничений, установленных для коммерческих банков некоторых стран в области инвестиционной деятельности.

Система финансово-экономических отношений в трастовых операциях представлена в таблице 7 [6, стр. 23].

Таблица 7. Система финансово-экономических отношений в трастовых операциях

Участники отношений

Предмет отношений

Содержание действий

1

Учредитель траста

Имущество или имущественные права

Передача имущества (имущественных прав) во временное пользование

Получение дохода или проведение определенной операции


Доверительный управляющий


Управление имуществом или выполнение конкретных поручений в отношении него

Получение вознаграждения

2

Доверительный управляющий

Имущество (имущественные права)

Управление имуществом (имущественными правами), совершение сделок, осуществление операций

Извлечение дохода или выполнение поручения учредителя


Партнеры доверительного управляющего


Действия по использованию имущества (имущественных прав) в своей деятельности

Собственные интересы в соответствии с характером деятельности

3

Учредитель траста

Доход от управления имуществом (имущественные права)

Распоряжение о передаче дохода бенефициару

Обеспечение бенефициара средствами для деятельности или жизни (в случае физического лица - рента)


Бенефициар


Фиксирование данного лица в договоре в качестве бенефициара

Получение дохода согласно трастовому договору

4

Доверительный управляющий

Доход от управления имуществом (имущественные права)

Передача полученного дохода за вычетом вознаграждения бенефициару

Выполнение поручения учредителя траста


Бенефициар



Использование полученного дохода

5

Отношения внутри трастового подразделения банка

Комиссионное вознаграждение от трастовых операций

Распределение полученного подразделением вознаграждения

Возмещение расходов подразделения по трастовым операциям и формирование его прибыли


Осуществляя инвестиции в ценные бумаги, траст-отделы банков предпочитают вкладывать средства, во-первых, в акции фирм, с которыми они имеют длительные деловые связи; во-вторых в ценные бумаги крупнейших компаний. Это обусловлено стремлением банков уменьшить издержки на изучение финансового состояния множества компаний и фирм, получить возможность участия в управлении ряда компаний и контроля над их деятельностью. Кроме того, коммерческие банки способны оказывать влияние на курсы акций фирм, в которые они вкладывают полученные в доверительное управление средства, путем поддержания устойчивого спроса на рынке на ценные бумаги этих фирм.

Использование трастовых операций позволяет маскировать сращивание банковского капитала с нефинансовым капиталом. Банкам данные операции (преимущественно с ценными бумагами) позволяют получить контроль над корпорациями, поскольку получение в доверительное управление ценных бумаг означает передачу основных прав в отношении этих ценных бумаг (в том числе право голоса на собрании акционеров) за исключением права получения дохода по ним. Как правило доля ценных бумаг, которыми распоряжаются коммерческие банки по доверенности своих клиентов и которые куплены на средства, переданные в доверительное управление траст-отделу, превышает долю ценных бумаг, покупаемых банками за свой собственный счет.

Большинство коммерческих банков Запада в комплексе трастовых операций предлагают и ряд других сопутствующих услуг, наиболее весомой из которых является кредитование клиентов в целях проведения тех или иных инвестиционных операций в случае недостаточности суммы средств на счете клиента. При этом специалисты банка проводят анализ информации о клиенте и предоставляемом кредите, определяют сумму ценных бумаг по рыночному курсу с учетом риска и сопоставляют ее с величиной запрашиваемого кредита.

Таким образом, в настоящее время одним из важнейших направлений деятельности коммерческих банков России является дальнейшее развитие трастовых операций.

2.3 Особенности роли банков в инновационном развитии экономики России

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Коммерческие банки наладили достаточно развитые стабильные партнерские отношения с государственными, кооперативными и общественными организациями. Налаживаются контакты с арендаторами, фермерами, гражданами, занятыми индивидуальной трудовой деятельностью. Именно в этой сфере должно принадлежать приоритетное право малым банкам, которых среди коммерческих сейчас большинство.

В области кредитования практически не существует ограничений в использовании заемных средств. Это - предоставление ссуд на инновационные мероприятия, создание производственного потенциала, то есть сооружение и реконструкция предприятий, цехов, внедрение передовой техники и технологий, организация выпуска всевозможных товаров и изделий. С помощью банковского кредита могут быть успешно проведены приватизация и разгосударствление собственности, операции с ценными бумагами.

Коммерческие банки вправе финансировать затраты, связанные с инвестированием, покупать и продавать иностранную валюту, выдавать гарантии, оказывать консультативные, экспертные услуги, заниматься лизинговыми и факторинговыми операциями. Международные валютные операции, конвертация валютных ресурсов, кассовое обслуживание и сберегательное дело - функция коммерческих банков. Аккумуляция банками свободных денежных средств и вложение их в дело в самых различных формах обычно приносит высокие доходы не только самим банкам, но и их клиентам [11, стр. 32].

Центральный банк фактически выполняет часть государственных функций по регулированию экономики. Центральный банк регулируют кредитную эмиссию. С помощью этого механизма центральный банк страны получает возможность регулировать количество денег, которое предлагается через кредитные организации на рынок капитала. А это позволяет очень существенно влиять на всю экономическую жизнь страны, и прежде всего на уровень инфляции.

Перед Правительством Российской Федерации и Банком России стоит задача снижения инфляции, что соответствует основным параметрам сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года.

Для текущей оценки адекватности проводимой денежно-кредитной политики поставленной цели по общему уровню инфляции Банк России использует показатель базовой инфляции, который в большей степени характеризует результаты воздействия монетарных факторов на инфляционные процессы в экономике. Базовая инфляция представляет собой субиндекс, рассчитанный на основе набора потребительских товаров и услуг, используемого для расчета сводного индекса потребительских цен, за исключением товаров и услуг, цены на которые в основной массе регулируются на федеральном и региональном уровнях, а также подвержены воздействию неустойчивых, в том числе и сезонных, факторов. Таким образом, базовая инфляция представляет собой ту часть инфляции, которая связана с валютным курсом, денежной политикой и инфляционными ожиданиями [14, стр. 7].

Динамика регулируемых цен и тарифов также учитывается Банком России при оценке общего спроса на деньги. При этом оценки будут ориентироваться на планы Правительства Российской Федерации по повышению регулируемых цен. В связи с этим максимально точное соблюдение цели по уровню инфляции (измеряемой индексом потребительских цен) будет зависеть от согласованных действий Банка России и Правительства Российской Федерации по управлению инфляционными процессами в стране.

Базовая инфляция более тесно связана с количественными индикаторами денежно-кредитной политики. Реализация конечной цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, измеряемой по индексу потребительских цен, до запланированного уровня в течение ряда лет осуществлялась Банком России через установление в качестве промежуточной цели диапазона темпов прироста денежного агрегата м2. По мере замедления инфляции краткосрочная статистическая взаимосвязь между ежемесячными изменениями денежного агрегата М2 и индекса потребительских цен снизилась. В настоящее время лаги между изменением денежного агрегата м2 и динамикой потребительских цен существенно увеличились. При этом статистическая взаимосвязь наиболее значима в том случае, когда используется показатель базовой инфляции. Аналогичная зависимость сложилась между показателями базовой инфляции и денежной базы (таблица 8) [16, стр. 12].

Причина ослабления статистической зависимости между темпами роста денежной массы и индексом потребительских цен заключается в том, что, несмотря на явную тенденцию к снижению скорости обращения денег, ее количественные параметры не являются точно предсказуемыми. Скорость обращения денег зависит от целого ряда факторов, состав и степень влияния которых в настоящее время подвержены значительным и зачастую трудно прогнозируемым изменениям.

Таблица 8. Соотношение денежного агрегата М2 и индекса потребительских цен в российской экономике

Показатель

2006

2007

2008

2009

2010

Кумулятивный прирост потребительских цен, %

42,6

64,1

83,8

105,3

122,3

Кумулятивный прирост денежного агрегата МО, %

119,4

186,8

331,0

476,7

540,2

2,81

2,91

3,95

4,53

4,42


Цикличность инфляционных всплесков в российской экономике свидетельствует в пользу того, что в экономике действуют свои собственные механизмы аккумуляции скрытой инфляции, которая, достигнув границы меры, превращается в открытый инфляционный процесс. В то же время снижение глубины и продолжительности инфляционных всплесков в обнаруженном цикле можно объяснить тем, что экономическая система накапливает встроенный антиинфляционный иммунитет или создает институты внутреннего антиинфляционного регулирования.

Необходимым условием превращения инфляционного потенциала в открытую инфляцию становится существенное изменение спроса на деньги, вызванное кризисным состоянием ранее «эффективного» сектора экономики, являвшегося абсорбентом денежной массы. Анализ российских событий показывает, что как применительно к кризису 1998 г., так и к событиям настоящего времени, речь идет о построении пирамиды Понци и существенной переоценке каких-либо активов. После достижения обществом понимания проблемы «bubble phenomena» («мыльного пузыря») возникает эффект избыточной денежной массы, финансовые потоки направляются в другие сферы, на другие рынки, где избыточный приток ликвидности, как правило, также усиливает кризисные явления. Центральный банк играет главную роль в борьбе с инфляцией - это его самая важная задача.

Кроме прочего, для управления банковской ликвидностью ЦБ РФ с 2003 г. использует депозитные операции коммерческих банков. Однако этот канал воздействия на масштабы безналичного оборота денег нельзя признать действенным, хотя бы потому, что сами операции носят добровольный характер и коммерческие банки неохотно используют дарованные им возможности, ибо оценивают риск неликвидности существеннее возможности заработать незначительный доход на избыточных резервах.

В настоящее время в России, как стране с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, в высокой степени зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, необходим переход к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использование режима управляемого плавающего валютного курса, прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты [29, стр. 94].

Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики.

Таким образом развитие системы регулирования банковских рисков невозможно без внедрения в практику банков финансовых инноваций, которые в силу институциональных и законодательных проблем еще не получили распространения. В этой связи особое внимание должно уделяться секьюритизации активов, а также структурированным финансовым продуктам банков, позволяющих удовлетворять специфические потребности клиентов за счет сочетания традиционных (облигации, депозиты, векселя) и производных (форварды, свопы, опционы, кредитные деривативы) финансовых инструментов.

Проанализировав второй раздел работы можно выделить следующие важные аспекты развития экономики России:

1. В настоящее время необходима разработка организационно-экономического механизма решения проблемы увеличения капитала инвестиционных банков и мероприятий в области увеличения инвестиционного потенциала банковской системы в целом. Такие меры будут содействовать качественному выполнению определенных государственных функций, в первую очередь по мобилизации средств и их последующей трансформации в кредиты и инвестиции для обеспечения устойчивого развития реального сектора экономики.

. Альтернативная основа выбора варианта эффективности банковских операций (лизинговой, факторинговой, трастовой) предполагают увязку будущего результата данной операции с основными целями ее реализации: либо это увеличение чистой прибыли, либо максимальный срок окупаемости при максимальной рентабельности, либо снижение текущих затрат, либо решение социальных программ различного уровня.

. Развитие системы регулирования банковских рисков невозможно без внедрения в практику банков финансовых инноваций, которые в силу институциональных и законодательных проблем еще не получили распространения.


3. Тенденции и перспективы совершенствования деятельности коммерческих банков

3.1 Программы по совершенствованию финансовой системы коммерческих банков

Основными направлениями совершенствования системы управления финансовыми ресурсами коммерческого банка являются:

. Совершенствование управленческой информации.

. Создание комитета по управлению финансовыми ресурсами.

. Соблюдение принципов управления.

1. Обеспечение системы управления необходимой информацией

Управление финансовыми ресурсами банка требует точной и достаточной информации как из внутренних, так и внешних источников. При этом внешняя информация необходима для прогнозирования экономического развития и формулирования стратегии, внутренняя - для отслеживания выполнения политики по управлению пассивами и оценки необходимости изменений в ней. Вся используемая банком информация должна быть значимой, надежной и своевременной.

Необходимую информацию можно представить следующим образом (таблица 9) [1, стр. 15].

Перечисленная выше информация необходима для того, чтобы соответствующие подразделения банка, занимающиеся управлениям финансовыми ресурсами, могли:

·        установить текущие и будущие риски;

·        количественно определить величину рисков на основе анализа чувствительности активов и пассивов к изменениям процентных ставок, валютного курса, инфляции и темпов роста;

·        проанализировать результаты и определить действия, необходимые для поддержания требуемой совокупной позиции по балансу (положительной, отрицательной, нейтральной к движению процентных ставок);

·        разработать дальнейшие сценарии для определения стоимости проводимых мер, необходимых для поддержания заданной позиции, то есть оценить возможные затраты или потери и принять соответствующие решения. Включая изменения в разработанных стратегиях.

Таблица 9. Необходимая информация для управления пассивами

Внешние источники

Внутренние источники

Экономические отчеты:

Анализ увеличения пассивов;

- общие прогнозы;

- объемы и цены;

- деловая активность в сфере услуг;

- сравнение с планом и данными за прошлые периоды;

- международные аспекты.

- тенденции объема.

Финансовые рынки:


- процентные ставки, валютный курс и цены акций;


- ситуация на вторичном рынке инструментов, выпущенных банков, и основными конкурентами;


Регулирование, налогообложение и учет:


- ожидаемое влияние изменений в регулировании на гибкость;


- издержки по изменениям в регулировании, налогообложении, учете;


- защита от неблагоприятных изменений



На основе полученной информации принимаются управленческие решения. Поскольку управления финансовыми ресурсами представляет непрерывный процесс, то необходимость принятия новых решений может возникать еженедельно, ежемесячно, а при необходимости - ежедневно.

Усложненное управление финансовыми ресурсами означает разработку банком стратегии, которые позволяют:

·        наращивать баланс в соответствии с заданной структурой, обеспечивая скорректированные по риску ориентиры доходности по всем направлениям деятельности;

·        установление внутренних целевых величин достаточности капитала;

·        ликвидности и чувствительности процентных ставок;

·        отслеживания кредитного риска и качества активов по всему банку, так как низкое их качество может привести к уменьшению капитала и более высоким затратам на приобретение привлеченных средств.

2. Совершенствование системы управления через создание комитета по управлению финансовыми ресурсами.

Объем предоставляемых полномочий зависит от ряда факторов и прежде всего о типов управляемых банком рисков и деловой культуры банка, которые в свою очередь, определяют численность персонала, занимающегося функцией управления финансовыми ресурсами.

Реализация функции управления финансовыми ресурсами банка нуждается в создании особой организационной единицы - специального комитета при Совете директоров - Комитета по управлению финансовыми ресурсами.

Комитет по управлению финансовыми ресурсами будет нести ответственность за определение совокупного размера рисков и их распределение, санкционирование стратегии риска, политики по управлению достаточностью собственного капитала. Иными словами, комитет по управлению финансовыми ресурсами будет нести ответственность за положение банка в области риска и прибыли. Он, анализируя деятельность банка, будет определять его стратегию.

Комитет по управлению финансовыми ресурсами выполняет следующие функции:

1.       Разработка методик и регламентов, реализующих функцию управления пассивами банка;

2.       Принятие решений о параметрах и характеристиках привлечения и размещения средств;

.        Контроль за соответствием структуры баланса ориентирам, установленным стратегическим планом;

.        Разработка ограничений по финансовым рискам;

.        Разработка методик и регламентов, касающихся управления финансовыми рисками; разработка ценовой политики банка, установление маржи безубыточности и уровня рентабельности;

.        Анализ и мониторинг эффективности работы банка;

.        Координация работы между подразделениями банка, привлекающими и размещающими средства;

.        Управление капиталом банка;

.        Контроль за соблюдением банком законодательства и нормативов Банка России в отношении рисков.

Заседание комитета по управлению финансовыми ресурсами должны проходить не реже двух раз в месяц. Ход заседаний должен фиксироваться в подготавливаемом по специальной форме протоколах. Разработанные комитетом документы должны утверждаться Советом директоров (Правлением банка). В состав участников комитета по управлению финансовыми ресурсами могут войти руководители различных подразделений и отделов, ответственных за привлечение и размещение средств и управление рисками.

Необходимым условием успешного управления финансовыми ресурсами является организация системы точной и регулярной информации и отчетности. При ее отсутствии комитет не в состоянии реализовывать цели своей деятельности. Не существует идеального, единого для всех банков набора требований, предъявляемой информации и отчетам. Однако комитет должен иметь в обязательном порядке следующие документы:

·        Отчет о чувствительности баланса к изменению процентных ставок.

При совершенствовании системы управления финансовыми ресурсами банка необходимо руководствоваться следующими принципами [22, стр. 53].

. Стратегическое планирование и базовая политика. Правление банка должно установить стратегические направления развития банка и контролировать работу отделов по достижению целей. Цель стратегического планирования и управления - внедрение новых и развитие перспективных направлений деятельности банков и их продуктов так, чтобы они способствовали росту объема операций и увеличивали доход банка и рыночную стоимость его акций.

. Четкое разграничение полномочий и ответственности. Правление банка должно четко определить зоны ответственности каждого структурного элемента. Система управления должна быть основана на принципе делегирования полномочий с вышестоящих на нижестоящие уровни с параллельным созданием эффективной системы контроля.

. Уровень квалификации и независимости. Существенная часть директоров и специалистов по управлению финансовыми ресурсами обязана обладать необходимым уровнем квалификации и иметь возможность высказывать независимое и объективное экспертное мнение. Для повышения экспертного уровня может создаваться такой комитет, как аудиторский.

. Адекватный контроль со стороны руководства. В банке следует выполнение принципа «ни одно решение не должно приниматься единолично». Основными задачами внутрибанковского контроля являются: принятие своевременных и эффективных решений, на выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности, на сохранность активов банка и надлежащие состояние отчетности, позволяющей получить адекватную информацию о деятельности банка и связанных с ней рисках.

. Активное использование в практике результатов работы внешних и внутренних аудиторов. Система внутреннего контроля банка (внутренний аудит) тесно взаимодействует с аудиторскими организациями, которые осуществляют ежегодный внешний аудит банка. Базовые цели системы внутреннего контроля - обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банка требований законодательства РФ при выполнении своих служебных обязанностей; оценкой мер по минимизации рисков банковской деятельности. возникающие новые аспекты деятельности банка требуют наличия знаний и навыков в таких областях, как риск - менеджмент и оптимизация бизнес-процессов. кроме того, аудит финансовой отчетности больше не является единственным направлением деятельности внутреннего аудита. Все больше значение приобретает обеспечение эффективной поддержки руководства во всех областях деятельности.

. Система мотивации и поощрения. Система мотивации должна включать в себя следующие элементы: адекватное среднеотраслевым показателям материальное стимулирование; оценка работы каждого работника банка; поощрение за проявленную инициативу, эффективное выполнение задачи; гарантированный карьерный рост и обучение персонала.

. Повышение прозрачности управления. Практически невозможно организовать эффективные управлением банком и взаимоотношения между собственниками, советом директоров при отсутствии прозрачной и понятной структуры. Права и обязанности каждой группы акционеров также должны быть понятны и четко сформулированы. Банку надлежит раскрывать информацию о своих владельцах и делать все для повышения прозрачности своей отчетности, так как это приведет к повышению качества управления и облегчит доступ е инвестиционному капиталу.

Итак, намеченные пути совершенствования системы управления финансовыми ресурсами коммерческого банка позволит повысить эффективность использования финансовых ресурсов банка и улучшить их структуру.

3. Формирование системы гарантирования депозитов в коммерческих банках

Привлечение средств юридических и физических лиц, операции по депозитным счетам являются одним из основных видов деятельности для банков. В то же время банкротство банков приводит к потере вкладчиками своих денег. Гарантия сохранности банковского вклада в таких случаях может быть обеспечена посредством механизма депозитного страхования.

В настоящее время в банковской сфере четко выделена проблема отсутствия системы страхования депозитов в России, которая решается на протяжении многих лет. Такое положение дел связано, прежде всего, с проблемой нахождения источников средств для создания страхового фонда, заинтересованностью банков в отчислении страховых выплат, наделением фонда функцией контроля за деятельностью банков.

Внедрение системы депозитного страхования в России должно включать комплекс мер по выработке концепции системы, принятию соответствующих законодательных и нормативных актов, а также организационному обеспечению принятых решений.

Построение системы страхования банковских депозитов должно базироваться на следующих основных положениях [2, стр. 30]:

) Создаваемая в России система страхования депозитов должна быть законодательно оформлена. Нормативная база позволит избежать неопределенностей при выплате страхового возмещения, при этом в процессе ее создания крайне важно обратиться к мировому опыту функционирования институтов гарантирования вкладов.

) Страхование депозитов должно быть обязательным для всех коммерческих банков, независимо от их финансового положения. Это позволит решить основную задачу системы страхования - создание населению твердых гарантий в надежности помещения средств в коммерческие банки, а для коммерческих банков - равные стартовые условия в конкуренции за привлечение вкладов. Обязательная форма участия обеспечит распределение риска по всей банковской системе. Во многих зарубежных странах осознали негативные последствия банкротств банков, не вступивших в систему депозитного страхования, для национальной банковской системы.

) Фонд страхования банковских депозитов должен иметь государственное управление, так как в условиях глубокого финансового кризиса именно государству отводится первостепенная роль в финансовом оздоровлении экономики. Совместное управление страховым фондом возможно лишь в перспективе, поэтому вопрос о страховом фонде как независимой от государства организации, на наш взгляд, преждевременен.

) Членство в Государственном фонде страхования депозитов должно стать необходимым требованием получения лицензии от ЦБ РФ на право привлечения средств физических лиц. Действующий в настоящее время порядок защиты индивидуальных вкладчиков имеет ряд серьезных проблем. Одна из наиболее важных заключается в том, что вкладчики Сбербанка получают государственные гарантии, в то время как вкладчики частных коммерческих банков могут иметь защиту лишь в рамках создания добровольного фонда. Эти фонды в российских условиях не получили широкого распространения. Другая проблема состоит в том, что государственные гарантии Сбербанку фактически создают ему значительные преимущества при конкуренции с участниками рынка частных вкладов.

) Объектами страхования в первоочередном порядке (из-за недостатка источников финансирования) должны стать депозиты физических лиц, а в перспективе и депозиты юридических лиц. Также в объекты страхования должны быть включены валютные депозиты резидентов, что препятствовало бы оттоку валютных ресурсов за границу.

) Наступлением страхового случая должен считаться факт отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций.

) Определение ставок страховых платежей должно быть дифференцированным в зависимости от степени риска конкретного банка. Поэтому необходима разработка системы оценки страхового риска для проведения дифференциации страховых взносов, уплачиваемых банками с различным финансовым положением. По мере необходимости взносы по страхованию депозитов могут пересматриваться в зависимости от потребности для компенсации возможных потерь.

Таким образом, стоит отметить, что для нашей страны в условиях общей экономической нестабильности, инфляции, создание множества банков, реорганизация банковской системы со всей остротой встает вопрос страхования банковской деятельности, обеспечение интересов клиентов банков. Современные приемы и методы страхования работы банков, использование гарантий, поручительств не всегда могут быть реализованы в полном объеме, в связи, с чем возникает вопрос необходимости серьезного изучения передового зарубежного опыта и внедрение его в банковскую практику.

В заключение можно сказать, что надежность коммерческих банков является одним из решающих элементов их деятельности, а одной из важных мер по обеспечению надежности является страхование депозитов, которое применяется во всех странах с высокоразвитыми банковскими системами. Важнейшими функциями организации по страхованию депозитов должны стать не только компенсации потерь вкладчиков, но также регулирование деятельности банков и контроль за операциями, связанными с депозитными вкладами, в пределах компетенции, определенной совместно с Центральным банком страны.

3.2 Антикризисные меры для банковского сектора

Начало мирового финансового кризиса принято датировать первой половиной августа 2007 г., когда крупнейшая ипотечная компания США American Home Mortgage Investment Corp приостановила выдачу кредитов и сократила около 7000 тыс. рабочих мест. В начале 2008 г. произошло падение крупнейших индексов на мировых фондовых рынках и образовался дефицит ликвидности в банковской сфере в странах ЕС и США. С третьего квартала 2008 года, экономика США потеряла около 18% своего ВВП [26, стр. 21].

До октября 2008 г. считалось, что Россия не пострадает от финансового кризиса в США, так как она развивается независимо от западной экономики и в состоянии пережить любой шторм. Однако началом развития кризиса в России явилось наличие внешнего долга российских компаний - 527 млрд. долларов (на начало октября 2008). Сейчас этот долг составляет 303,5 миллиарда долларов.

Другими важными факторами, вызвавшими финансовый кризис в России, стали следующие [17, стр. 19]:

) резкое снижение цены на нефть и падение спроса на продукцию металлургических предприятий;

) ограниченная доступность к заемным средствам для предприятий и финансовых организаций;

) проблемы с ликвидностью в банковской сфере;

) падение фондового рынка и резкое снижение стоимости акций крупнейших компаний;

) более 130 млрд. долларов составил чистый отток капитала из России с начала 2008 года.

В результате за последние несколько месяцев финансовый кризис в России привел к росту безработицы на 4.3% (с 3.7% до 8%), 50-процентной девальвации рубля по отношению к доллару США, высокому уровню инфляции (~14% прогноз на 2009), и значительному сокращению резервов на 254,5 млрд. долларов.

Основные антикризисные меры, которые могли бы улучшить ситуацию в России, можно разделить на 4 основные направления [13, стр. 19]:

. Принят Закон №315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», направленный на совершенствование процедур реорганизации коммерческих организаций. Также принят Закон №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона «О Центральном банке РФ». Он дал право ЦБ назначать уполномоченных представителей в кредитные организации, получившие займы от государства. К примеру, в законе о банках предусмотрено, что к 1 января 2010 г. кредитные учреждения должны иметь не менее 90 миллионов рублей собственных средств, а с 1 января 2012 г. - не менее 180 миллионов. В поправках закона Центральном банке РФ» в частности рассматривалось предоставление возможности ЦБ давать банкам краткосрочные ссуды без имущественного залога.

. Меры по развитию рынка труда и социальной поддержке граждан включил в себя Закон №287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О занятости населения в РФ»

. Для стимулирования спроса на продукцию отечественных предприятий принят Закон №308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

. Принят состав неотложных определенных мер, направленных на стимулирование производства продукции промышленными предприятиями; закон №324-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год».

В настоящее время, исходя из законодательной базы, Правительство РФ использует следующие антикризисные меры:

·        Прямая поддержка финансового рынка и банков через покупки ценных бумаг.

Некоторые аналитики считают, что политика Центрального Банка РФ настроена на национализацию банковской системы. Однако, по всей видимости, массовой национализации банков не произойдет.

·        Снижение нормы обязательных резервов до 0.5% по всем видам обязательств.

Данная мера последовала после появления кризиса ликвидности и привела к высвобождению около 380 млрд. руб. ликвидности.

·        Увеличение возможностей ЦБ по рефинансированию банков.

На начало февраля 2009, ЦБ смог предоставить банкам более 3,0 млрд. руб. ликвидности. Поступили заявления Минфина и Центробанка о выдаче банкам 5-летних субординированных кредитов, чтобы разрешить проблему нехватки среднесрочных финансовых ресурсов у российских банков. Обеспечивая банкам среднесрочное финансирование, Минфин и Центробанк также освобождают банки от проблем с краткосрочной ликвидностью. Российские банки будут использовать «длинные» деньги для выплат краткосрочных вложений среди вкладчиков. Это понятие возникло в финансовом мире довольно давно. Оно характеризует тот тип инвесторов, которые вкладывают свои капиталы на длительный срок. Ориентируясь на Запад, можно говорить, что «деньги» - сродни долгосрочным инвестициям - от 5 лет и более, среднесрочная перспектива - от 2 до 5 лет, а краткосрочная менее 2-х лет. Таким образом, Центробанк РФ через ВЭБ выделил деньги более чем 100 российским банкам, которые должны были профинансировать реальный сектор экономики. Однако деньги до реального сектора не дошли, и, скорее всего, были использованы для решения собственных операционных проблем. В течение 2009 г. ЦБ планирует кредитовать банки, так как расплатиться с ЦБ банки в 2009 вероятно не смогут.

·        Девальвация рубля.

Политика Центробанка по ослаблению рубля была необходима для нашей страны - экспортера в условиях падающих цен на энергоносители. Плавная девальвация помогла сократить расходы золотовалютных резервов. Также плавная девальвация помогла привлечь валютные вклады для населения компаниями и банками, что, в свою очередь, должно было помочь обслуживанию внешних заимствований. По прогнозам экспертов, в случае продолжения девальвации Центробанк России не пойдет на резкое снижение курса национальной валюты. В 2009 году может произойти два сценария обесценивания рубля по отношению к доллару. Первый, оптимистический - цена доллара составит 35 рублей, а по пессимистическому сценарию - 39 рублей за доллар. Но в действительности мы видим совсем иную картину: рубль укрепляется, а доллар падает, и на сегодняшний день его курс составляет 29,0156 руб.

·        Рекапитализация банков.

К сожалению, капитализация большинства российских банков невысока. Поэтому все они оказывались перед проблемой низкой ликвидности своих акций на внешних рынках капитала. Те банки, которые большую часть свих активов держали в ценных бумагах, в первую очередь столкнулись с проблемами ликвидности после падения фондового рынка. ЦБ было выделено 950 млрд. руб. в виде субординированных кредитов. В начале февраля Правительство РФ задумалось о выделении еще дополнительных 500 млрд. руб. Однако, большая часть кредитов (>70%) была выделена госбанкам, что вызвало скептицизм среди некоторых экспертов.

·        Компенсация банкам убытков на рынке МБК.

Целями данной меры были поддержка межбанковского кредитования, и привлечения ликвидности в пользу наиболее нуждающихся банков. Ликвидность в банковской системе есть, однако у каждого банка допуск к этой ликвидности имеется разный. Для преодоления данной проблемы, ЦБ заключил с 13 крупнейшими банками соглашения о компенсации части потерь от выдачи кредитов на рынке МБК. Данная мера являлась очень важной и своевременной, так как у ряда банков, неспособных выдержать испытания кризисом, могли бы быть отозваны лицензии в связи с невозможностью проводить платежи своих клиентов.

·        Увеличение гарантий по вкладам населения.

Изъятие денег из банков вкладчиками способно повлечь за собой кризис банковской системы. Для борьбы с кризисом доверия к банкам государство обеспечило гарантию по вкладам физическими лицами в размере до 700000 рублей.

·        Рефинансирование внешней задолженности компаний и банков.

Погашение задолженностей осуществлялось через кредиты ВЭБ. Данная мера стала тем более необходимой на фоне оттока капитала из России. В соответствии с законом «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» от 10.10.2008 Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» со дня вступления в силу настоящего Федерального Закона и до 31 декабря 2009 года включительно вправе предоставлять организациям кредиты (займы) в иностранной валюте для погашения и (или) обслуживания кредитов (займов), полученных этими организациями до 25 сентября 2008 г. от иностранных организаций.

Одной из наиболее эффективных антикризисных мер, является развитие и поддержка малого и среднего бизнеса. Российская экономика остается монопродуктовой и остро зависящей от мировых цен на энергоносители. При этом возможно, что сам процесс накопления основного капитала будет происходить, и уже происходил со сбоями. К примеру, в США почти 40% работает в фирмах с количеством сотрудников (менее 100 чел.). В России количество людей занятых в малом бизнесе около ~13%.

Что касается предложений по созданию новых рабочих мест в стране, то, на наш взгляд, самой привлекательной идеей, рассматриваемой в Госдуме является запуск крупных инфраструктурных проектов общенационального значения. Действительно, развитие крупных инфраструктурных проектов также приведет к развитию и росту российской банковской системы за счет роста спроса на финансирование со стороны промышленного сектора. Развитие таких проектов это долгосрочные инвестиции, которые приведут к созданию тысяч новых рабочих мест. Инвестиции государства в инфраструктуру также заложат основу для экономического роста после кризиса.

Естественным становится вопрос о том, как будут финансироваться такие крупномасштабные проекты. Учитывая дефицит ликвидности и высокий уровень инфляции, финансирование таких проектов может происходить через выпуск инфраструктурных облигаций. Главными особенностями этих ценных бумаг являются целевой характер заимствований и государственные гарантии. Преимуществом выпуска таких облигаций от простой денежной эмиссии в пользу эмитента является отсутствие инфляционного эффекта. К примеру, Китай активно развивает производство и инвестирует в строительство инфраструктурных сооружений по всей стране.

Многие из экспертов высказывают свои мнения по выработке дальнейшего курса, который было бы целесообразно принять правительству РФ для скорейшего и успешного преодоления существующего финансового кризиса.

Первое - требуется дальнейшее совершенствование законодательной базы на финансовом рынке РФ, так как существующая база не конкурентна по сравнению с западной. В результате в условиях существующей нестабильной финансовой ситуации отечественный капитал предпочитает уходить в более надежные и защищенные в основном западные экономики.

Второе - в кризисной ситуации ставка рефинансирования должна быть снижена до минимума, как это сейчас делается в США и ЕС. По мнению аналитиков, высокая ставка будет ослаблять внутренний спрос и активность в реальном секторе. Повышение учетной ставки увеличивает стоимость кредитования всего реального сектора экономики, так как банки будут выдавать кредиты по неприемлемо высокой ставке.

Лидеры крупнейших экономик мира сходятся во мнении, что антикризисные действия, предпринимаемые в рамках отдельной страны, не принесут скорого результата. По итогам прошедшего в Лондоне саммита G20 страны «Большой двадцатки» согласовали антикризисный пакет стимулирования мировой экономики объемом $1 трлн. Из которых $250 млрд. будут выделены через СДР (валюта Международного валютного фонда), а $500 млрд. будут выделены для МВФ дополнительно. Кроме того, еще $250 млрд. будут выделены для поддержания торговли. Больше ни к каким конкретным решениям лидеры G20 не пришли [20, стр. 37].

Я считаю, что сейчас самое главное - это наличие скоординированных и целенаправленных действий правительств всех развитых и развивающихся стран для скорейшего выхода глобальных финансовых рынков из кризиса.

Таким образом, делая вывод из третьего раздела, можно сказать, что надежность коммерческих банков является одним из решающих элементов их деятельности, а одной из важных мер по обеспечению надежности является страхование депозитов, которое применяется во всех странах с высокоразвитыми банковскими системами. Важнейшими функциями организации по страхованию депозитов должны стать не только компенсации потерь вкладчиков, но также регулирование деятельности банков и контроль за операциями, связанными с депозитными вкладами, в пределах компетенции, определенной совместно с Центральным банком страны.

Срочные антикризисные меры, принимаемые Правительством и Центральным банком в целом своевременно и эффективно, что стабилизировало работу банковской системы. Однако сегодня необходимо продолжить разработку новых мер поддержки банковской системы и реального сектора экономики. Задача состоит не только в том, чтобы не допустить дальнейшего обострения кризисной ситуации. Необходимо создать условия для поступательного развития банковской системы и принять меры к нейтрализации возможных кризисных явлений в будущем.


Заключение

На основе результатов собственных исследований и накопленного опыта зарубежных и российских экономистов в курсовой работе проведено исследование Российской банковской системы и эффективности новых операций коммерческих банков.

Исследование, проведенное в работе, позволяет подвести итоги, сформулировать основные выводы и вытекающие из них предложения:

1. Важнейшая задача банковской системы - создание и функционирование рынка капитала, как основного звена национальной экономики, определяющего в целом её развитие. Сегодня банки выступают в роли института, стоящего наравне с государством и рынком. Без них немыслима нормальная, рациональная организация хозяйственной деятельности в общественном масштабе.

. Основная деятельность банков связана с оказанием ими разнообразных финансовых услуг предприятиям и населению. Эти услуги включают выполнение банками операций, связанных, во-первых, с привлечением и хранением денежных средств клиентов, во-вторых, с обеспечением расчетов между ними в процессе их текущей деятельности, в-третьих, с размещением привлеченных средств в операции по кредитованию клиентов и в ценные бумаги для получения доходов в целях выплаты клиентам, размещающим свои средства в банке, начисленных процентов на вложенные ими средства и поддержания жизнедеятельности банка.

. В настоящее время необходима разработка организационно-экономического механизма решения проблемы увеличения капитала инвестиционных банков и мероприятий в области увеличения инвестиционного потенциала банковской системы в целом. Такие меры будут содействовать качественному выполнению определенных государственных функций, в первую очередь по мобилизации средств и их последующей трансформации в кредиты и инвестиции для обеспечения устойчивого развития реального сектора экономики.

. Альтернативная основа выбора варианта эффективности банковских операций (лизинговой, факторинговой, трастовой) предполагают увязку будущего результата данной операции с основными целями ее реализации: либо это увеличение чистой прибыли, либо максимальный срок окупаемости при максимальной рентабельности, либо снижение текущих затрат, либо решение социальных программ различного уровня.

. Развитие системы регулирования банковских рисков невозможно без внедрения в практику банков финансовых инноваций, которые в силу институциональных и законодательных проблем еще не получили распространения.

. Надежность коммерческих банков является одним из решающих элементов их деятельности, а одной из важных мер по обеспечению надежности является страхование депозитов, которое применяется во всех странах с высокоразвитыми банковскими системами. Важнейшими функциями организации по страхованию депозитов должны стать не только компенсации потерь вкладчиков, но также регулирование деятельности банков и контроль за операциями, связанными с депозитными вкладами, в пределах компетенции, определенной совместно с Центральным банком страны.

. Срочные антикризисные меры, принимаемые Правительством и Центральным банком в целом своевременно и эффективно, что стабилизировало работу банковской системы. Однако сегодня необходимо продолжить разработку новых мер поддержки банковской системы и реального сектора экономики. Задача состоит не только в том, чтобы не допустить дальнейшего обострения кризисной ситуации. Необходимо создать условия для поступательного развития банковской системы и принять меры к нейтрализации возможных кризисных явлений в будущем.


Список литературы

1.     Абалкина А.А. Активизация роли банков в развитии экономики России // Банковские услуги. - 2010. - №4, стр. 13-19.

.       Аботина М.Н. Проблемы совершенствования корпоративного управления в коммерческих банках // Вестник СГСЭУ. - 2008. - №1, стр. 26-31.

3.       Ананьев Д. Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития // деньги и кредит. - 2009. - №3, стр. 6-11.

.        Банки и банковское дело / Под редакцией И.Т. Балабанова. - СПб: Питер, 2001. - 147 с.

.        Банковское дело / Под редакцией О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2001, 245 с.

.        Бровнина Н.Р. Банковский надзор: сущность и возрастающая роль в современных условиях // Вестник СГСЭУ. - 2007. - №15, стр. 23-26.

.        Дун И.В. Структура инвестиционного потенциала Российской банковской системы и особенности его формирования // Вестник. - 2009. - №3, стр. 2-16.

.        Зверев А.В. Проблемы развития Российской банковской системы и меры по их преодолению // Деньги и кредит. - 2008. - №12, стр. 45-49.

.        Колесников В. И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 115 с.

.        Коммерческие банки и денежно - кредитная политика центрального банка // РЖ. - 2009. - №2, стр. 11-14.

.        Красавина Л.Н. Роль банков в инновационном развитии экономики России // Деньги и кредит. - 2009. - №10, стр. 31-33.

12.     Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки // www.i-u.ru

.        Лебедев А. Россия-2020: развитие банковской системы // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №8, стр. 18-22.

.        Милюков А.Н. Стандарты качества банковской деятельности // Деньги и кредит. - 2007. - №11, стр. 6-12.

.        Москвин В. А. Банки и экономика - момент истины // Деньги и кредит. - 2009. - №3, стр. 33-38.

.        Мурычев А.В. Проблемы инновационного управления банковской деятельностью в России // Современная конкуренция. - 2007. - №6, стр. 12.

.        Пономарев А. Российские банки и международная финансово-кредитная система // Человек и труд. - 2008. - №9, стр. 17-21.

18.   Поспелков И.С. Аудит и оценка эффективности лизинговых операций // Налоги. Инвестиции. Капитал. - 2009. - №4-6, стр. 23-28.

.       Рабинович И.Р. Оценка международной конкурентоспособности банка // Деньги и кредит. - 2008. - №9, стр. 3-7.

20.     Русаковская Е.В. Банковские риски в условиях текущего финансового кризиса // Вестник СГСЭУ. - 2009. - №3, стр. 36-40.

.        Рыбин Е.В. Банки развития: международный опыт и перспективы в России // Деньги и кредит. - 2008. - №3, стр. 14-17.

.        Симановский А.Ю. Перспективы банковского развития: отдельные аспекты // Деньги и кредит. - 2009. - №7, стр. 51-54.

.        Симановский Ю.А. О регулятивных требованиях устойчивости банков // Деньги и кредит. - 2009. - №9, стр. 33-37.

.        Соколов Ю.А. Развитие региональных банков в России // ЭКО. - 2008. - №9.

.        Солнцев О. Российская банковская система: смена модели развития // Проблемы прогнозирования. - 2008. - №2, стр. 34.

.        Умокаев А. Российский банковский сектор в условиях нестабильности: проблемы и перспективы // Вопросы экономики. - 2008. - №2, стр. 21-27.

Похожие работы на - Российская банковская система: роль и эффективность новых операций коммерческих банков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!