, SO2 и мелкими частицамиДля 1990-2002 гг. экологически скорректированный ЧВП был постоянно меньше традиционного, а разница колебалась, в зависимости от метода оценки и количества рассматриваемых загрязнителей, в пределах около 3-5%КитайУчитывались экономические потери от загрязнения водной среды и атмосферного воздуха, размещения твердых бытовых отходов и от спорадических инцидентов в хозяйственной деятельности. Ввиду ограниченности данных и недостаточной разработанности методики не принимались во внимание загрязнение грунтов и подземных вод, а также снижение запасов природных ресурсов. Отчет по "зеленому" ВВП разработало Государственное управление по охране природной среды совместно с Государственным статуправлением КНР. В 2004 г. премьер Вэнь Цзябао объявил, что через несколько лет "зеленый" ВВП заменит традиционный. Исчислять "зеленый" ВВП прекратили в 2007 г., когда стало понятно, что реальный экономический рост оказался ниже политически принятого уровня (в некоторых провинциях экологически скорректированный ВВП попросту был равен нулю). Правительство КНР запретило публиковать отчетность о "зеленом" ВВП за 2005 г.Согласно отчету, в 2004 г. экономические потери от определенных видов загрязнения природной среды составили 66 млрд. дол., или 3,05% от ВВП. Кроме того, стоимость очистки воздуха и водных поверхностных ВВП (36 млрд. дол.). На самом деле, по мнению авторов отчета, негативный вклад экологических проблем в китайскую экономику намного больше. По независимым оценкам Мирового банка, стоимость деградации природной среды и снижения запасов ресурсов в КНР за последнее десятилетие значительно выше и составляет от 8 до 12% роста традиционного ВВП, то есть реальный рост экономики страны близок к нулю. Однако в самом последнем докладе "Индекс "зеленого" ВВП для 300 китайских муниципалитетов", подготовленном ведущим научным центром (World Economy Research Center at the Beijing Technology and Business University's School of Economics), утверждается, что рост этого индекса в 2009 г. составил в среднем 0,1151, а сам он увеличился на 9,41% против 2008 г., свидетельствуя, по мнению авторов доклада, об улучшении эффективности природопользования в КНР
Как видим, проведенные исследования по оценке экологически скорректированных макроэкономических показателей хозяйственной деятельности 12 стран мира в разные периоды значительно отличаются исходными статистическими данными, в частности, элементами рассматриваемого природного капитала, видами потерь от деградации природных ресурсов и благ; имеет место также ограниченность методических подходов к выяснению уровня воздействия экологического параметра на традиционные показатели системы национальных счетов. В то же время аналитический обзор приведенных расчетов экологически скорректированных макроагрегатов обнаруживает поразительные их итоговые результаты, раскрывающие существенное, принципиальное расхождение с традиционно исчисляемыми, величины которых завышены во всех странах без исключения.
Максимальное расхождение между традиционно рассчитанным и "зеленым" ВВП продемонстрировала мировому сообществу КНР, фактически сведя к нулю темпы собственного развития. Практикой своего хозяйствования Китай подтвердил предвидение известного английского экономиста Мартина Вульфа: "Если некая страна только увеличивает материальный капитал и сокращает капитал природной среды, то ее общий капитал, возможно, будет равен нулю и развитие не сможет продолжаться". По мнению специалистов, "бессмысленно оценивать рост экономики Китая ростом его ВВП. Власть неудержимо стремится к ненормально быстрому росту ВВП, но цена этому весьма велика - серьезный непоправимый вред природной среде, что является преступлением перед потомками. "Зеленый" ВВП способен реально отразить экономическое развитие страны". Опыт Китая убеждает, что учет в калькуляции ВВП хотя бы двух позиций - расходов на охрану и воспроизводство природных ресурсов, а также потерь от деградации и (или) уничтожения природных благ - уже повышает степень достоверности статистической информации, помогая избежать иллюзорности в оценке состояния и перспектив хозяйственной деятельности любой страны.
В самом деле, "зеленый" ВВП, допуская вычет из традиционного ВВП стоимостных показателей расходов природных ресурсов и деградации окружающей среды, позволяет представить последствия взаимодействия хозяйствования и природы в цифровом измерении на протяжении определенного периода, реалистичнее отразить экономическое развитие страны и потому получить более достоверную информацию о формировании совокупных доходов, усиливая адекватность статистических данных об уровне, достигнутом государством, и его экономическом положении.
При этом сторонники экологической корректировки традиционных макроэкономических показателей выделяют три основных фактора, которые необходимо принимать во внимание, исчисляя "зеленый" ВВП, а именно:
) уменьшение запасов природных ресурсов в результате экономической деятельности;
) расходы на охрану природной среды и (или) на ликвидацию ущерба, причиненного ею;
) вред природной среде вследствие экологодеструктивного хозяйствования, который не был должным образом нейтрализован и привел к ее деградации.
В свою очередь, на пути корректного учета этих факторов есть ряд препятствий, и среди них - недостаточное развитие методов денежной оценки негативного влияния экономической деятельности на состояние природной среды и здоровья людей, методов определения стоимости элементов природного капитала, для которых не характерны рыночные трансакции, методов определения ресурсной ренты и др. Вместе с тем отметим, что специалисты разработали общие подходы к методике расчета экологически скорректированного ВВП, комбинации которых могут быть применены в практических исчислениях. К настоящему времени сформированы следующие методические подходы (направления).
Первый методический подход заключается в учете деградации природной среды вследствие накопления в ней загрязняющих веществ и отходов. Если прежде считалось, что экосистемные (экологические) услуги являются чем-то неисчерпаемым и выгоду от них можно будет получать постоянно, то теперь все чаще речь идет об ограничении влияния экономической деятельности на природную среду, чтобы, сохранив экосистемы в чистоте и целостности, иметь такую возможность и в будущем. Выросло общественное понимание того, что деградация природной среды влияет на систему хозяйствования, состояние ресурсов, естественных и созданных человеком, на здоровье населения, а потому надлежащим образом должна быть отражена в основных показателях развития страны.
Вторым направлением, продолжающим расчет экологически скорректированного ВВП, является учет уменьшения запасов природного капитала (например, вследствие добычи полезных ископаемых), а также их увеличения благодаря открытию новых месторождений или переоценке объема ранее известных.
Согласно третьему направлению, "зеленый" ВВП следует рассчитывать из величины чистого внутреннего продукта, выведенной при помощи первого и второго методических подходов, за вычетом затрат на борьбу с деградацией природной среды. В самом деле, издержки на ее охрану, включаемые в традиционной системе национальных счетов в конечное потребление, должны в экологически скорректированных национальных счетах отражаться в зависимости от их влияния на природный капитал. Поскольку эти расходы призваны улучшить состояние определенного элемента природного капитала, постольку их нужно исключать из расчета экологически скорректированного ВВП, перемещая из категории конечного потребления в категорию промежуточного потребления, тогда как экономический эффект от таких расходов, если он может быть оценен, следует прибавлять к данному показателю.
Отправным пунктом на пути к исчислению экологически скорректированного ВВП служит стандартная процедура учета потребления основного капитала и определения, в результате, чистого внутреннего продукта. Поэтому, подытоживая, отметим, что методологически корректный алгоритм обшей схемы расчета экологически скорректированного ВВП формализуется следующим образом:
"Зеленый" ВВП = ВВП - ПОК - ППР - РОПС - ДПС,
где ПОК - потребление основного капитала;
ППР - потребление природных ресурсов (уменьшение их запасов); РОПС - расходы на охрану природной среды;
ДПС - деградация природной среды (ущерб среде) вследствие экономической деятельности.
Даже при отсутствии единой, официально согласованной методики для расчета "зеленого" ВВП этот показатель, базируясь на понятных теоретических посылках, представляет собой полезный инструмент для статистически достоверной оценки последствий влияния экономической деятельности на природную среду. Особенно важным и практически ценным является расчет экологически скорректированного ВВП для тех стран, чья экономика в большой степени зависит от использования природных ресурсов, в частности для Украины.
Однако у нас, как свидетельствует практика отечественного хозяйствования, сложившаяся ситуация никак не отражается на расчете традиционных макроэкономических показателей, соответственно, и не принимается во внимание должным образом при планировании государственной политики, прогнозировании потенциальных угроз национальной безопасности в перспективе. Поэтому возникает объективная потребность в экологической корректировке традиционных макроагрегатов, и прежде всего главного из них - валового внутреннего продукта, которая осуществляется благодаря расчету "зеленого" ВВП. Воспользуемся для этого доступными статистическими данными, руководствуясь изложенными выше обобщенными научными наработками, которые с успехом применяются за рубежом.
Поскольку именно чистый внутренний продукт страны является основой для дальнейшей экологической корректировки традиционных макроагрегатов, постольку в первую очередь выясняют именно величину ВВП за определенный промежуток времени, исходя из потребления, то есть уменьшения стоимости основного капитала, использованного в производстве на протяжении отчетного периода, в результате его физического и морального износа и случайных повреждений. По расчетам, в Украине потребление основного капитала на протяжении 2001-2007 гг. уменьшилось с 16,8 до 10,1%, составляя в среднем 13,3% от ВВП. Соответствующие исходные данные и результаты расчетов динамики величины чистого внутреннего продукта Украины в фактических ценах и ценах 2001 г. приведены в таблице 2.
Таблица 2.Изменения традиционных макроагрегатов Украины в 2001-2007 гг.
Показатель2001 г.2002 г.2003 г.2004 г.2005 г.2006 г.2007 г.Валовой внутренний продукт (млн. грн.): в фактических ценах в ценах 2001 г........... Дефлятор ВВП.......... Потребление основного капитала (млн. грн.): в фактических ценах в ценах 2001 г................. Потребление основного капитала (%)................. Чистый внутренний продукт (млн. грн.): в фактических ценах....... в ценах 2001 г.................. Темпы роста чистого внутреннего продукт204190225810267344345113441452544153720731204190214909235360263859271768291987314159100,0000105,0724113,5894130,7945162,4371186,3621229,4160343033616038885465765054558265730713430334414342333561031117312643185116,816,014,513,511,410,710,11698871896502284592985373909074858886476601698871804952011272282492406512607232823086,211,413,55,48,38,3
Соответственно первому методическому направлению экологической корректировки ВВП исчисляется уменьшение запасов природного капитала. Ввиду ограниченности исходных статистических данных и учитывая степень значимости различных природных ресурсов в экономике Украины, потребление природного капитала оценивалось на базе добывающей промышленности, включающей такие виды деятельности: добычу угля, лигнита и торфа; добычу урановой и ториевой руд; добычу углеводородов и связанные с этим услуги; добычу других полезных ископаемых, которые не относятся к топливно-энергетическим.
Существующая сегодня система учета хозяйственной деятельности (бухгалтерский учет на уровне предприятий, составление национальных счетов на уровне отраслей промышленности и экономики в целом) позволяет четко выделить из валовой прибыли только потребление основного капитала, а остальные составляющие (прибыль от использования основного капитала, прибыль от использования природного капитала) автоматически попадают в категорию чистой прибыли, или вообще потребление природного капитала не учитывается. То есть такой подход абсолютно не принимает во внимание исчерпаемость природных ресурсов, которая становится все более весомым фактором экономического развития, и фактически игнорирует роль природного капитала в долгосрочном росте. Исходя из принципиального положения экологической экономики о равноценности природного капитала для разных поколений, нецелесообразно, по нашему мнению, специально отделять категорию прибыли от использования природных ресурсов. Вместо этого методологически корректно будет разграничивать прибыль от использования основного капитала и от потребления основного капитала. Поэтому именно категорию "ресурсная рента", которая отражает экономическую оценку потребления природного капитала, будучи частью валовой добавленной стоимости добывающей отрасли, целесообразно использовать для экологической корректировки традиционных макроагрегатов.
В 1977 г. известный канадский ученый Дж. Хартвик убедительно обосновал и доказал, что истощение природного капитала можно компенсировать путем реинвестирования ренты, полученной от эксплуатации невозобновляемых ресурсов ("правило Хартвика"). Иными словами, страна, экономика которой значительно зависит от невозобновляемых ресурсов (например, Украина), должна реинвестировать ресурсную ренту для того, чтобы достигнуть устойчивости реального потребления во времени. То есть ресурсная рента должна быть инвестирована в капитал, созданный человеком, обеспечивая, таким образом, решение проблемы чрезмерного потребления природных ресурсов нынешним поколением за счет будущих поколений.
Тогда при оценке сокращения запасов природного капитала вследствие экономической деятельности принимается, что вся ресурсная рента от использования исчерпаемых природных ресурсов реинвестируется, а весь объем таких новых инвестиций, кроме дохода от них, - относится к уменьшению стоимости природного капитала. Вкладом невозобновляемого природного капитала в общественное производство будет доход от новых активов, в которые была инвестирована прибыль от его потребления.
Итак, опираясь на изложенные рассуждения и конкретизируя общие правила применительно к специфике экономической деятельности добывающей промышленности, для исчисления частично экологически скорректированного ЧВП по первому методическому подходу осуществим три шага.
Первый шаг.
На основе национальных счетов и данных госбюджетов за 2001- 2007 гг. найдем сумму чистой операционной прибыли добывающей отрасли (где она считается полученной только от эксплуатации природных ресурсов), и специфичных налогов и сборов. Найденная сумма позволит в дальнейшем учесть полную ресурсную ренту, независимо от того, является ли ее получателем добывающая компания или государство, то есть независимо от формы собственности.
Второй шаг.
При помощи показателя альтернативной стоимости капитала оценим потенциальный доход от инвестиций капитала, полученного вследствие эксплуатации природных ресурсов, в другие виды деятельности. Альтернативная стоимость капитала отражает ожидаемый уровень прибылей от инвестиций в другие виды экономической деятельности (вместо инвестирования в добычу природных ресурсов) и определяется на основе ожидаемой нормы прибыльности.
Третий шаг.
Вычтем из традиционного показателя ЧВП сумму операционной прибыли добывающей отрасли и специфичных налогов или сборов, а вместо этого приплюсуем потенциальный доход от инвестиций капитала, полученного вследствие эксплуатации природных ресурсов, в другие виды деятельности.
Отметим, что для оценки прибыли от основного капитала используется норма прибыльности (альтернативная стоимость капитала), рекомендованным значением которой для европейских стран при отсутствии более точных оценок (значением по умолчанию) эксперты Евростата определили 8%. Ввиду того факта, что основной капитал добывающей отрасли Украины характеризуется достаточно высоким уровнем изношенности (степень износа ее основных фондов за 2000-2007 гг. увеличилась с 41,8 до 49%), для расчета частично экологически скорректированного ЧВП было использовано значение нормы прибыльности в 5,4%, полученное, в свою очередь, как результат исчисления среднего отношения чистой прибыли к стоимости основных средств промышленных отраслей в целом за данный период.
Итогом проведенных расчетов стал динамический ряд частично экологически скорректированного ЧВП Украины, то есть скорректированного на сокращение запасов природных ресурсов. Соответствующие исходные данные и результаты расчетов разницы между традиционным ЧВП и частично экологически скорректированным ЧВП (в фактических ценах и базовых ценах 2001 г.) приведены в таблице 3.
Таблица 3. Изменения величин традиционных макроагрегатов и чистого внутреннего продукта Украины, скорректированного на сокращение запасов природных ресурсов в 2001-2007 гг.
Показатель2001 г.2002 г.2003 г.2004 г.2005 г.2006 г.2007 г.Чистый внутренний продукт (млн. грн.): в фактических ценах.............. в ценах 2001 г......................... Чистая прибыль добывающей промышленности (млн. грн.): в фактических ценах.............. в ценах 2001 г......................... Специальные налоги и сборы (млн. грн.): в фактических ценах.............. в ценах 2001 г......................... Сумма чистой прибыли добывающей промышленности и специальных налогов или сборов (млн. грн.): в фактических ценах.............. в ценах 2001 г......................... Доход от инвестиций данного вида капитала в другие виды деятельности, оцененный на основе показателя альтернативной стоимости капитала (млн. грн.): в фактических ценах.............. в ценах 2001 г.........................1698871896502284592985373909074858886476601698871804952011272282492406512607232823081629158915704292855495812241162915121382328175826605336901104812341617293352977155901997108612361806284231192530263728042046578810255193962530250924681564356355038454137143152111313555105013713613485193298458Частично экологически скорректированный ЧВП: в фактических ценах.............. в ценах 2001 г......................... Разность между традиционным ЧВП и ЧВП, скорректированным на сокращение запасов природных ресурсов (%).......1674941871562258072966023854324761896293151674941781211987922267692372812555182743121,411,321,160,651,402,002,83
Одновременно выявлено перманентное снижение традиционного ЧВП вследствие учета сокращения запасов природных ресурсов в 2001-2007 гг.: минимальным оно было в 2004 г. - на 0,65% (или на 1935 млн. грн. в текущих ценах и на 1480 млн. грн. в ценах 2001 г.), максимальным в 2007 г. - на 2,83% (или на 18345 млн. грн. в текущих ценах и на 7997 млн. грн. в ценах 2001 г.), составляя на протяжении этого периода в среднем 1,54% (или 6142 млн. грн. в текущих ценах и 3593 млн. грн. в ценах 2001 г.) (см. табл. 3). Кроме того, проведенные расчеты показывают, что в период 2001- 2007 гг. чистый внутренний продукт, скорректированный на сокращение запасов природных ресурсов от хозяйственной деятельности добывающей отрасли, не только был ниже традиционно исчисленных соответствующих макроэкономических показателей, но также имел и более медленные темпы роста: частично экологически скорректированный ЧВП (в ценах 2001 г.) возрос на протяжении данного периода на 63,8%, тогда как традиционный ЧВП - на 66,2% (см. таблицы 2 и 3).
Такая ситуация вполне объяснима, поскольку в прибыль от деятельности добывающей отрасли в традиционных национальных счетах не включается уменьшение запасов природных ресурсов. Такая прибыль никоим образом не является устойчивой в смысле максимального объема, который может быть потреблен в определенный период без снижения уровня благосостояния. Как справедливо замечает американский профессор В. Милон, "эти статистические потери могут маскировать реальные достижения благосостояния". Следовательно, расчет чистого внутреннего продукта, скорректированного на потребление природного капитала, не только свидетельствует о влиятельности изменения его величины как фактора экономического роста, демонстрируя ресурсные реалии поступательного движения страны, но и способствует более адекватному, достоверному и прозрачному статистическому отражению основных показателей ее экономической мощи.
Заключение
В работе обоснована необходимость учета состояния природного капитала в анализе экономического развития; обобщен международный опыт по оценке экологически откорректированных макроэкономических показателей хозяйственной деятельности; раскрыты существующие методические подходы к расчету "зеленого'' валового внутреннего продукта; впервые вычислен экологически откорректированный чистый внутренний продукт Украины и установлено разногласие между традиционным и "зеленым" ВВП Украины в 2001-2007pp. в цифровом измерении.
Источники
.Данилишин Б.М., Веклич О. А. Индикатор подлинного прогресса как адекватный макроэкономический показатель общественного благосостояния. "Проблемы прогнозирования" № 6, 2010, с. 103-112.
.Веклич О., Яхеева Т. Учет природного капитала как базового компонента экономического развития Украины. "Экономика Украины" № 12, 2004, с. 75-80.
4.Environmental accounting: current issues, abstracts and bibliography. New York, UN, 1992
5.Environmental accounting for sustainable development. Wash., 1992
6.Integrated Environmental and Economic Accounting 2003. Handbook of National Accounting. Final draft circulated for information prior to official editing. New York, UN, EC, IMF, OECD, World Bank
7.Cole D. H. Accounting For Sustainable Development. Fordham Environmental Law Review, Vol. 8, Issue 1,2011, p. 126;Tisda le P. Accounting for natural gas depletion in Thailand's net national product (<http://www.econ.queensu.ca/pub/jdi/tdri-mier/publica->tions/.../nat_gas.pdf <file:///nat_gas.pdf>)
8.Skanberg K. Constructing a Partially Environmentally Adjusted Net Domestic Product for Sweden 1993and 1997(http://swopec.hhs.se/nierwp/abs/ nierwp0076.htm <http://swopec.hhs.se/nierwp/abs/%20nierwp0076.htm>)
.Pezzey J. С. V. Augmentedsustainability measures for Scotland (<http://een.anu.edu.au/download_files/een0302.pd0>
.Nоuггу M. Measuring sustainable development: Some empirical evidence for France from eight alternative indicators. "Ecological Economics" № 67, 2008, pp. 441-456
11.Green GDP Accounting Study Report 2004 issued (<http://www.gov.cn/english/2006-09/ll/>content_384596.htm)
.Economy E. Green GDP: Accounting for the Environment in China (<http://www.pbs.org/>kqed/chinainside/nature/greengdp.html)
13.Шаповалов А. Тайна зеленого ВВП. "Коммерсантъ - Власть" № 16 (870), 26.04.2010 (http: // www. Kommersant/ru/doc/1357612)
14.China & Green GDP. Posted by Alexander Kirykowicz on February 03, 2010 (<http://www.climaticoanalysis.org/post/chine-green-gdp>
15.Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.www.cliinacsr.com/en/2009/10/28/6431-chinas-green-gdp-index-climbs-higher <http://www.cliinacsr.com/en/2009/10/28/6431-chinas-green-gdp-index-climbs-higher>)
16.Вэйло Ван. Каков же реальный рост китайского ВВП - 8% или 0%? (Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.www.epochtimes.ru/content/view/23736/4/ <http://www.epochtimes.ru/content/view/23736/4/>)
.Кокшаров А."3еленый ВВП" не радует. "Эксперт" № 34(528) от 18 сентября 2006 г. (Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. www.expert/ru/news-zeleny-gdp-ne-raduet.htm <http://www.expert/ru/news-zeleny-gdp-ne-raduet.htm>)
18.Handbook of National Accounting: Integrated Environmental and Economic Accounting 2003. "Studies in Methods" № 61, 2003, Rev. 1, Series F, 598 p.
19.Національні рахунки України за 2007 рік. Стат. збірник. К., 2009, с. 15, 46
.Hartwick J. М. Intergenerational Equity and the Investing of Rents from Exhaustible Resources. "The American Economic Review" \bl. 67, № 5, 1977, p. 972-974
.Skanberg K. Constructing a Partially Environmentally Adjusted Net Domestic Product for Sweden 1993 and 1997 (<http://swopec.hhs.se/nierwp/abs/niervvp0076.htm>)
.Eurostat Task Force on Subsoil Assets Summary of Conclusions and Results. Revised version (Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.unstots.un.oig/unsd/envaccounting/ceea/arc
23.Статистичний щорічник України за 2008 рік. К., 2009, с. 97
25.Національні рахунки України за 2007 рік. К., 2009, с. 43-44.
26.Закон України "Про Державний бюджет України на 2001 рік". Сайт Верховної Ради України (<http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/>laws/main.cgi?nreg=2120-14)
.Закон України "Про Державний бюджет України на 2002 рік". Сайт Верховної Ради України (http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin^aws/main.cgi?nreg=2905-14 <http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin%5eaws/main.cgi?nreg=2905-14>)
.Закон України "Про Державний бюджет України на 2003 рік". Сайт Верховної Ради України (<http://zakonl.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/>main.cgi?nreg=380-15)
.Закон України "Про Державний бюджет України на 2004 рік". Сайт Верховної Ради України (<http://zakonl.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1344-15>)
30.Закон України "Про Державний бюджет України на 2005 рік". Сайт Верховної Ради України (<http://zakonl.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/>main.cgi?nreg=2285-15)
.Закон України "Про Державний бюджет України на 2006 рік". Сайт Верховної Ради України (<http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=3235-15>)
32.Закон України "Про Державний бюджет України на 2007 рік". Сайт Верховної Ради України (<http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/>main.cgi?nreg=489-16)
33.Cole D. Н. Accounting For Sustainable Development. "Fordham Environmental Law Review" \fol. 8, Issue 1, 2011, p. 126.