умение поддерживать дисциплину на уроке.
Результанты исследований показали, что из семи базовых умений у учителей наименьше развиты: умение вести диалог с учениками и особенно - создавать на уроке творческую атмосферу, пробуждать позитивные эмоции [8, с. 18].
Общими для большинства неудачливых учителей является неспособность достигать взаимопонимания с учениками и неумение создавать обстановку на уроке, которая способствует обучению.
Другими словами, деятельность учителя будет эффективной в том случае, если он может создать в классе атмосферу тепла и естественности, взаимного доверия и понимания поблеем своих учеников.
Как свидетельствуют многочисленные исследования, «лучшие» учителя имеют огромную эмоциональную стойкость или же менее склонны к развитию синдрома эмоционального сгорания в процессе учебно-воспитательной работы с детьми. Они легче переносят негативные эмоции, уверены в себе, проявляют высокое самообладание в конфликтных ситуациях. Высокий уровень эмоциональной стойкости позволяет учителю удерживать напряжение педагогической работы с наименьшими затратами и, таким образом, иметь большие ресурсы для профессионального роста.
Также нельзя не отметить такой немаловажный фактор, как падение общественного престижа профессии учителя. Во многом - это следствие распространения культа предпринимательства и фетишизации рыночных отношений, низкого уровня заработка всего преподавательского состава; задержек, неполных выплат и несвоевременной индексации заработной платы, имевших место в 90-е годы XX века. Подработки, не связанные с основной профессией и мешающие качественному выполнению функций основной деятельности, разумеется, не укрепляли престиж учителя.
Следующее обстоятельство связано с физическим старением учителей. Проблема смены поколений обещает катастрофу, если учесть отток перспективных молодых кадров в коммерческие структуры и за рубеж. Происходит он не только из-за падения уровня заработной платы преподавательского состава, но и вследствие утраты перспективы профессионального развития, без которой рассчитывать на приток и закрепление молодежи в школах едва ли целесообразно.
К негативным моментам следует отнести и явный дисбаланс между преподавательским составом и учебно-вспомогательным персоналом, а также ухудшение материально-технического и научно-информационного обеспечения преподавательской деятельности. Преподаватели подавляющего большинства школ пока ограничены в возможностях пользования современной научной литературой. Из-за скудости финансирования снижена до предела и возможность профессионального общения [9, с. 270].
Таким образом, можно сделать некоторые выводы из анализа ситуации о социальном положении учителей в Украине.
Во-первых, заработная плата украинского учителя как общественная оценка значимости его труда до сих пор не соответствует значению педагогической деятельности, что о невыполнении требований конференции ЮНЕСКО о статусе учителей (1966 г). Финансирование осуществляется не в соответствии с потребностями, а по остаточному принципу, происходит нарушение Конституции Украины в вопросе объемов финансирования (7% вместо предусмотренных законодательством 10%). Затем - мизерные заработные платы, жалкие пенсии, отсутствие новых школ, дошкольных учреждений, учебных корпусов и общежитий, сокращение государственного заказа студентов высших учебных заведений и тому подобное. И как следствие - общее обнищание работников образования. Право, предусмотренное статьей 57 Закона Украины «Об образовании», которая гарантирует педагогическим и научно-педагогическим работникам надлежащие условия труда, быта, отдыха и социальную защиту.
Понятно, что все это невозможно реализовать без достойной заработной платы. По закону, она должна отвечать средней заработной плате в отрасли промышленности. На самом же деле не дотягивает даже до половины. Причина этого - в самом механизме ее начисления.
Молодой учитель получает зарплату по восьмому тарифному разряду. Это означает, что первый тарифный разряд должен умножаться на коэффициент восьмого, и таким образом мы получаем должностной оклад молодого учителя.
Конечно, кроме ставки, педагоги еще получают доплаты в объеме 15% за проверку тетрадей и 20% за классное руководство. Однако это небольшие суммы, а, следовательно, существенно повлиять на ситуацию они не могут [10].
Во-вторых, продолжающее длительное время отсутствие эффективных мер государства по повышению социального статуса и престижа профессии учителя порождает ощутимые риски деформации во всем образовательном социуме, как среди обучающих, так и среди обучаемых.
В-третьих, динамика «симптома упадка профессии» (А.В. Луначарский) прогрессирует: не остановлены процессы старения кадров учителей, продолжается игнорирование выпускниками высших педагогических учебных заведений школ и других образовательных учреждений и т.д. [11, с. 106].
Таким образом, в первый ряд идей, имеющих ключевое значение для будущего Украины, так называемая, политическая элита, должна была бы поставить образование. Именно образование способно вывести Украину на качественно новый уровень развития, как в экономическом, так и в культурном отношении. Однако скудоумие этой элиты не позволяет ей смотреть в будущее системно и без иллюзорной веры в Болонский процесс, внешнее тестирование и прочую «мишуру» [12].
К сожалению, с первых лет украинской независимости государственная власть развивала украинскую систему образования на совершенно ложных принципах и, несмотря на опыт передовых постиндустриальных стран, прежде всего США, Японии и Великобритании, государство в сфере образования продолжает настаивать на своих трагических заблуждениях.
Главная опасность нашей системы образования заключается в том, что она развивает репродуктивный и алгоритмический тип мышления, но никак не творческий! Как и советская система, она опирается на заблуждение, будто интеллект развивается заучиванием наизусть учебников и конспектов. А посему система образования заставляет учить как можно больше, и от общеобразовательной школы до получения диплома в вузе молодые люди только и делают, что заучивают книги и конспекты лекций. В то же время их способности к творческому мышлению как к высшему типу интеллектуальной деятельности нисколько не развиваются. Это касается и развития инициативы. Все обучение заключается в том, чтобы заучивать и пересказывать (репродукция) и решать по определенному алгоритму типовые задачи. Таким образом, готовится армия молодых людей, совершенно беспомощных к жизни в высококонкурентной среде, не говоря уже о каких-либо перспективах формирования постиндустриальной экономики.
Будь такое образование только бесполезно, можно было бы ограничиться сочувствием украинским детям, которые двенадцать лет зубрят в школе учебники только затем, чтобы тут же забыть половину, а за последующие двенадцать лет, если не раньше, забыть и вторую половину. Высшее образование имеет ту же картину. Но такая система образования представляет собой гораздо более серьезную опасность - она нивелирует творческие способности личности и подавляет желание проявлять инициативу, что полностью убивает новаторский потенциал общества. Вместо того чтобы подготавливать людей к жизни в условиях глобальной конкуренции и новой экономики, школа и вузы готовят их только к занятию функциональных должностей с репродуктивным или алгоритмическим характером труда, где можно добиться успеха, не проявляя ни творческого подхода, ни малейшей инициативы и не действуя самостоятельно.
Приобретение таких знаний, которые затем не могут быть приложены к делу, не дают никаких конкурентных преимуществ в свете глобальных постиндустриальных трансформаций, служит верным средством к тому, что украинское общество идет в тупик, и единственное реальное будущее Украины - территория для размещения вредных индустриальных производств с дешевой рабочей силой [12].
3. Пути трансформации учительства в современной украинской школе
Процесс трансформации требований к педагогическому труду имеет постоянный и непрерывный характер. В этом смысле важным становится не просто констатация таких требований, а выявление тех инновационных задач, связанных с деятельностью педагога, которые выдвигают перед ним общество и время.
Традиционное восприятие обществом преподавателя как носителя знаний сформировало устойчивые стереотипы в профессиональной деятельности самих педагогических работников. Эти стереотипы часто мешают перейти от традиционных образовательных технологий «навязывания истин» к технологиям, способствующим мотивации обучающихся к познавательной деятельности. Чрезмерная привязанность педагогов к традиционным формам и методам работы, игнорирование очевидных инноваций тормозят процессы модернизации образования. Другими словами, модернизация педагогического образования должна помочь осуществить переход от педагогического образования индустриальной эпохи к педагогическому образованию информационного общества [13, с. 39].
Для этого необходимо осуществить, прежде всего, политическую модернизацию страны, отказаться от авторитарных стратегий, повернуться лицом к демократическим механизмам, в том числе и в сфере образования, и уже на измененной политической базе осуществлять его реформы. Сегодня же ситуация такова, что государство стремится развивать более всего модернизационную риторику, причем относительно высшего образования в первую очередь. И даже если обществу и нужны как можно быстрее специалисты нового типа, подготовленные в соответствии с современными требованиями экономики, социальной сферы, культуры, то корень проблемы не в вузах, а в школах. Вуз получает «полуготовый продукт», «полуфабрикат» в виде выпускников школы, не мотивированных на учебу, не проявляющих к ней интереса, не умеющих, а зачастую и не желающих учиться. Пока же, вместо того, чтобы поднимать школу до уровня вуза, происходит движение в обратном направлении - вуз опускается до уровня слабо успевавших ее выпускников, теперь уже своих студентов. Одной из основных проблем реформирования образования является мотивация учащейся молодежи на учебу. Чтобы изменить мотивацию на учебную деятельность в вузе, необходимо сформировать ее на начальном этапе образования - школе. Ее выпускник должен приходить в вуз с желанием и интересом к учебе, с намерением серьезно работать (чего чаще всего не бывает). На достижение этой цели, т.е. на формирование «образовательной» мотивации, и должна направлена модернизация средней школы.
Определить суть этой модернизации можно как «качественное образование от качественного учителя». Несмотря на то, что школа - это коллектив, решающую роль в формировании мотивации на учебу и интерес к ней играет конкретный учитель. Так что школа - это коллектив конкретных учителей, от каждого из которых зависит во многом, захочет ли школьник учиться или нет. Отсюда должна следовать и направленность модернизация образования - в сторону подготовки качественных педагогов.
Модель современного педагога должна строиться с учетом следующих социальных приоритетов: социально-значимые качества, личностно-значимые качества и профессионально-значимые качества. Опросы общественного мнения показывают, что современный педагог далеко не в полной мере соответствует этим требованиям [13, с. 44].
В современных условиях существует потребность в нахождении компромисса между старой, давно существующей моделью учителя, и новой, но еще не вполне содержательно определенной современной наукой, его моделью. Этот компромисс просто необходим, так как значительный возрастной разрыв в поколениях современных педагогов, а также имеющиеся существенные расхождения между современным содержанием подготовки педагогов и актуальными требованиями сегодняшнего дня, создают трудности для модернизации педагогического образования.
В результате модернизация педагогического образования должна быть направлена в организационно-правовой сфере на: разработку нормативно-правового сопровождения нововведений для самого педагогического образования и для системы образования в целом; на разработку государственных и рыночных механизмов регулирования подготовки специалистов для системы образования; на разработку системы трудоустройства выпускников педагогических вузов; на широкое использование в системе педагогического образования и переподготовки информационных и дистанционных технологий [13, с. 48].
Однако анализ современного состояния образования позволяет утверждать, что оно оказалось не готовым к перестройке своих структур и их содержания в соответствии с потребностями современных обществ и личности. Систематизация наработок ученых дает возможность говорить о следующих проблемах в образовании, определяющих направления его дальнейшего реформирования: доминирование архаичной системы трансляции знаний вместо целенаправленного формирования необходимых для жизни качеств (избыточный академизм образования); проблемы с доступом к качественному образованию; низкий уровень обеспечения преподавательского корпуса; старение преподавательского состава, гендерный перекос в его структуре и др.
Наряду с устареванием материально-технической базы и рядом других проблем в системе образования, перечисленные выше проблемные зоны, позволяют говорить о снижении качества образования [9, с. 320].
Как уже неоднократно говорилось выше, неоспорим тот факт, что социально-экономический кризис в Украине обусловил появление ряда проблем в системе образования, а именно: финансовых, которые проявились в хроническом недофинансировании образования, неэффективном использовании бюджетных средств, недополучении региональными органами власти правил использования целевых трансфертов, направленных на потребности образования. Как следствие - медленное обновление основных фондов и оборудования учебных заведений, низкая заработная плата работников образования, дефицит молодых кадров, особенно в сельской местности; организационных, связанных с ослаблением контроля государства в сфере образования, результатом чего стали замена традиционно бесплатных общедоступных услуг в образовании платными (коммерциализация образования); предоставление в аренду площадей учебных заведений, использование материальных и нематериальных активов образовательных учреждений с целью роста личных доходов разных категорий работников образования (частное репетиторство на базе учебных заведений и др.); социальных, суть которых проявляется в росте дифференциации возможностей разных слоев населения получить качественное образование, снижение качества образовательных услуг и ограничении возможностей потребителей влиять на него, низкой социальной защищенности, как учеников, так и студентов учебных заведений и др. [9, с. 330].
Согласно опросу, только каждый девятый гражданин Украины (11,2 %) оценивают уровень среднего образования как высокий. Низким считают уровень среднего образования 25,5%. Свыше половины опрошенных считают, что уровень образования является посредственным (54,7%) [9, с. 330].
Ход реформирования системы образования в Украине относительное большинство (46,4%) опрошенных оценивает как «малоуправляемый, неподготовленный процесс, имитацию реформ»; 18,8% - уверены, что не происходит никаких изменений. И только 10% оценили его как «плановый процесс реформирования». 2,7% придерживаются относительно поднятого вопроса собственного мнения; 22% не смогли определиться.
Негативное отношение преобладает в отношении отдельных мероприятий реформирования образовательной системы. Так, большинство опрошенных засвидетельствовали негативное отношение к внедрению платной системы образования (78,1%); переходу школы на 12-летнее обучение (65,9%) и 12-бальную систему оценки знаний (53,4%). Позитивное отношение к этим мерам высказали 7,2%, 15,3%, 23,9% опрошенных, соответственно. Остальные не смогли определиться.
Что касается перехода школы на 12-летнее обучение, то только 13,1% опрошенных считают, что этот шаг положительно повлияет на качество полученных учениками знаний (негативно - 20,8%; никак не повлияет - 50,9%).
Прослеживается также тенденция к уменьшению позитивных оценок перехода школы на 12-летнее обучение. Если в 2000 году 21% опрошенных считали, что это положительно повлияет на качество полученных учениками знаний, то в 2004 году это число снизилось до 13,4%.
Таким образом, эффективность образовательных реформ в Украине не является высокой. Причинами тому исследователи называют отсутствие четкой конечной цели реформирования образования. До сих пор нет определенности: то ли Украина стремится создать принципиально новую систему образования, способную быстро реагировать на изменяющиеся условия и новые запросы, то ли просто пытается внедрить в процесс обучения современные инновационные технологии? Наряду с этим называются некоторые факторы, препятствующие осуществлению реформ: противоречивость целей реформ, игнорирование уже известного накопленного опыта, неадекватная оценка хода реформ, недостаточное внимание к процессам групповой поддержки и сопротивление реформам, непонимание того, что замыслы и проекты реформ часто формируются в одних, а их реализация происходит в других экономических, политических и социальных условиях, наконец, слабое осознание того, что «осуществление реформ образования во многом зависит от степени согласованности или несогласованности конкретной реформы с правилами и ценностями, преобладающими в системе» [9, с. 336].
Таким образом, результатом модернизации педагогического образования должна оказаться перестройка всей системы формирования педагогических кадров, главной задачей которой станет переход от подготовки «педагогов индустриальной эпохи» к подготовке «педагогов эпохи информации». Новый облик педагогической профессии учителя поможет поднять жизненно необходимые для него престиж и ценность в современном украинском обществе.
Педагогическая деятельность не терпит шаблона и отсталости, она требует беспрерывного обновления форм и методов обучения и воспитания. Это невозможно осуществить без постоянного творческого роста учителя, обогащения его профессиональной культуры. Ведь ключевая роль в решении приоритетного задания современной и будущей государственной политики в сфере образования - улучшения качества предоставленных услуг - принадлежит именно Учителю, Учителю-творцу, который в состоянии выстроить индивидуальную модель работы с каждым учеником, развить его способности, способный приспосабливаться к динамическим условиям социальной и профессиональной жизни.
Заключение
Процесс возрождения национального образования происходит медленно, преодолевая преграды. Не менее важной является проблема формирования, становления учителя, учителя творческого, учителя-личности, от которого зависит лицо будущей школы. И именно учителя должны вдохнуть в нее новую жизнь. От личностных качеств Учителя и уровня его подготовки зависит не только качество школьного образования, но уровень духовной культуры общества, утверждение демократических ценностей и процессов, что происходят в стране.
Вместе с тем, образование в Украине имеет ряд глубоких противоречий, без разрешения которых дальнейшее его динамичное развитие весьма проблематично. Наиболее ощутимы из них - кризис финансирования, отток талантливых молодых учителей, падение общественного престижа профессии учителя. Во многом - это следствие распространения культа предпринимательства и фетишизации рыночных отношений, низкого уровня заработка всего преподавательского состава; задержек, неполных выплат и несвоевременной индексации заработной платы, имевших место в 90-е годы XX века.
Парадоксальность ситуации заключается в декларировании с самых высоких трибун необходимости срочных изменений в стратегии и тактике государственной политики по отношению к образованию и науке, с одной стороны, и отсутствии реальных действий по изменению этого положения - с другой.
Таким образом, не учитывается многократно подтвердившийся мировой опыт: страна, не стимулирующая оплату педагогического труда выше, чем в производственных и других сферах хозяйственной деятельности, не достигает должного экономического роста. Дальнейшее укоренение отношения к образованию только как к услуге и продукту, а не как к процессу формирования человеческого капитала представляет опасность для развития украинского общества.
На мой взгляд, Учитель настоящего и будущего, должен не только получить специальное педагогическое образование, но и обладать неиссякаемой энергией и любовью, как к своему предмету, так и к ученикам. Настоящий Учитель должен обладать высоким уровнем культуры; умением настраивать ученический коллектив на непрерывную интересную работу, которая обязательно дает результат; готовым к внедрению нового, и выступать конструкторами знаний, а не просто их передавать.
Необходим приток новых кадров, с новым мышлением, соответствующим потребностям современного украинского общества. Необходимо не просто давать знания, а привить желание учиться всю жизнь. В настоящее время удлиняется период обучения, а его нужно сокращать, давать базовые знания, на которые, уже отдельно, будут накладываться специальные знания, с учетом индивидуальных характеристик каждого ученика.
Нужна не имитация реформы, а настоящая реформа. Именно настоящая реформа, а не «подкрашивание» старой системы, подразумевает реформирования всего общества. Достаточно сложно говорить о реформировании системы образования, не учитывая общую политическую и экономическую ситуацию в стране. Необходимо осуществить, прежде всего, политическую и экономическую модернизацию страны и уже на измененной политической и экономической базе осуществлять реформы и в сфере образования.
Список используемой литературы
1. Современная социология образования: Учебное пособие / Серия «Alma Mater». - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 320 с.
. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. - 4-е изд., перераб. и доп..- М.: Гардарики, 2005. - 520 с.
. Энтони Гидденс. Социология: Учеб. пособие. - М.: Эдиториал УРСС, - 632 с. 4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512 с.
. Ганна Ярема. Невипадкові роздуми про випадкових людей у школі // Директор школи, ліцею, гімназії, 2010, № 4, с. 82.
. Е.А. Туренко. К проблеме профессионального развития педагогов // Вестник Санкт-Петербургского университета, Сер. 12. 2009. Вып. 2. ч.II
. Е.О. Ненарт. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с элементами профессиональной деформации личности учителя // Вестник Санкт-Петербургского университета, Сер. 12. 2008. Вып. 3
. Олексій Чернишов. Творчий обдарований учитель - учитель майбутнього // Директор школи, ліцею, гімназії, 2009, № 6.
. Курс лекций по социологии образования: учеб. пособие для студентов вузов / Нар. укр. акад.; под общ. ред. В.И. Астаховой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Х: Изд-во НУА, 2009. - 464 с.
. Оксана Онищенко. Украина: учителей послали под Кабмин. // Зеркало недели. Украины, №11, 25 марта 2011. Источник: #"justify">. Ф.Г. Заятдинова. Социальное положение учителей: ожидания и реалии // Социс, 2010, №10, с. 106.
. Александр Кендюхов. Иллюзия образования // Зеркало недели, №44, 22 ноября 2008 Источник:://www.zn.ua/articles/55481?section=newspaper#article
. В.П. Засыпкин. Модернизация педагогического образования в условиях изменения требований к профессии преподавателя // Социология образования, 2010, №6, с. 39.