Характеристика учительства как социальной группы в Украине

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,31 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика учительства как социальной группы в Украине















Характеристика учительства как социальной группы в Украине

План

Введение

. Учителя как социально-профессиональная группа в системе образования

. Проблемы социально-профессионального развития учительства в Украине

. Пути трансформации учительства в современной украинской школе

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Образование является неотъемлемым элементом духовной культуры любого общества, одним из важнейших универсальных социальных институтов человечества, оказавших огромное влияние на ход его цивилизационного развития.

Существует прямая связь между отношением общества к образованию и будущим. Именно образование подготавливает человека к жизни в будущем открытом обществе, и играет важную роль в создании фундаментальных условий процветания личности и общества. И только образование имеет возможность преобразовать страну на самостоятельное и сильное государство и обеспечить формирование целенаправленного поколения, способного создавать будущее.

Ведущая роль в системе образования принадлежит учителям. Изучение учительства является одной из традиционной тем в социологии образования. Ведь именно с ним связаны многие проблемы современной школы: низкий престиж учителей в школе, чрезмерные нагрузки, взаимоотношения с администрацией, коллегами, родителями учеников, отсутствие социальной поддержки, большая наполняемость классов, трудности создания и поддержания духа творчества и сотрудничества в школе, «размытость» профессиональной культуры и т.д.

Большинство перечисленных проблем в системе образования - не педагогические, а социальные. Значит, их исследование возможно в рамках социологических концепций и с помощью комплекса социологических методов, а практическое решение связано не только с педагогическими инновациями, но и с изменением целого ряда условий. Среди них - положение школы в обществе и политике, структура системы образования и принципы его ресурсного обеспечения, социальный статус педагога и уровень его жизни, методы управления и уровень социологической культуры в системе образования, ценностные ориентации групп учащихся и персонала образовательных учреждений, социальный запрос к образованию [1, с. 12].

Без понимания объективного характера социального и профессионального статуса учительства, особенностей его взаимодействия с другими субъектами образовательной сферы невозможно убедительно сформулировать программу развития этой группы и, в частности, ее профессиональной подготовки.

Объектом исследования данной работы является учительство как социально-профессиональная группа.

Предметом исследования выступает выявление и анализ факторов, влияющих на эффективность функционирования учительства как социально-профессиональной группы.

Цель исследования

Определение путей трансформации учительства в современной украинской школе.

Задачи исследования:

§исследовать роль личности учителя в образовании, а также влияние учительства на общество;

§изучить социальный статус и престиж профессии учителя в украинском обществе;

§определить пути трансформации учительства в соответствии с требованиями современной украинской школы.

1. Учителя как социально-профессиональная группа в системе образования

учитель общество престиж трансформация школа

Подготовка подрастающих поколений к жизни и осуществление тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области воспитания, немыслимы без создания соответствующей сети воспитательно-образовательных учреждений. По мере развития производства и усложнения социально-экономических отношений в обществе происходит непрерывный рост численности и специализации воспитательно-образовательных учреждений, а также возрастания их ступенчатости. Вплоть до конца XIX века основной и самой распространенной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться более высокие ступени и, в частности, средние и старшие классы общеобразовательной школы.

С расширением сети образовательно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений происходит процесс совершенствования их структуры и преемственных связей. Все это в конечном итоге привело к созданию в каждой стране своей специфической системы образования.

Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают [2, с. 464].

Система образования любой страны обычно включает в себя учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное обучение и воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, подготовку научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров.

Как уже было сказано ранее, школа была и продолжает являться основной и самой распространенной в системе учреждений по народному образованию, а доминирующая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежала, и будет принадлежать, в первую очередь, такой социальной группе, как учительство.

Социальная группа - это объединение людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе. Такая регулярность приводит к сплочению принимающих участие во взаимодействии в отдельное целое с некими общими социальными характеристиками. Члены группы ожидают друг от друга определенных форм поведения, не требующихся от не-членов данной группы [3, с. 204.].

Таким образом, образование является одним из аспектов многостороннего процесса социализации (социализация - процесс социального взаимодействия, в ходе которого люди приобретают знания, взгляды, принципы, усваивают правила поведения, необходимые для успешной жизни в обществе), с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества [4, с.117]. Образование представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, а другие - ученика, исполняя соответствующие этим статусам роли. Под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Статус предполагает наличие определенных социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения - то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса. Говоря проще, различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем. Итак, социальная роль - это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом, а исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающим каким-либо статусом [4, с.117].

Учителя являются особенно важным звеном в передаче знаний, через которое достигаются цели системы образования.

Какова же социальная роль учителя в жизни и в развитии современного украинского общества, и какой социальный статус учитель занимает на сегодняшний день? Прежде, чем дать ответ на этот вопрос, стоит обратить внимание на первоначальное значение, которое носило одно из первых учебных заведений - школа.

Слово школа пришло из греческого языка, где оно означает досуг, свободное время. В прединдустриальном обществе обучение в школе было доступно лишь тем немногим, кто имел на это время и деньги. Для большинства же людей взросление заключалось в перенимании социального опыта и профессионального мастерства у старшего поколения [3, с. 298].

Согласно другому источнику, школа (с лат. «скале») обозначает скалистые ступени, которые ведут к вершине. Это понятие имеет религиозно-духовное происхождение и означает процесс становления, усовершенствования. На греческом языке школа трактуется как «дом радости». В современном значении это слово утратило первичную суть духовности и радости. Школа стала носить название учебного учреждения, которое «вооружает» детей знаниями и формирует умение. В толковом словаре Киевского издательства «Довіра» (1999 г.): «Школа - навчально-виховний загальноосвітній заклад, покликаний здійснювати розумове, моральне, фізичне, трудове і естетичне виховання молодого покоління» [5, с. 82].

Почему же школа теряет свою первоначальную сущность? Согласно вышеприведенному источнику, одной из проблем современной школы есть то, что в нее попадают случайные люди, для которых работа педагога не является призванием, а лишь местом работы.

Это подтверждают результаты мониторинга, проведенного среди молодых специалистов (80% выбрали специальность по призванию, и 20% по другим причинам) [там же].

На мой взгляд, в вышеприведенной статье, прослеживается некоторое несоответствие между предлагаемым выводом автора и результатами мониторинга. То, что всего 20% выбрали профессию учителя не по призванию, говорит о том, что в украинском учительском сообществе, на самом деле, не много «случайных» людей. Получается, профессия учителя у 80% была выбрана осознанно. То есть, в основе выбора этого большинства уже заранее было сформированное представление о том, что именно учительский труд в наибольшей степени соответствует их интеллектуальным возможностям и характеру, а также надежды на то, что преподавательская деятельность позволит им полностью реализовать на практике все свои умения и возможности.

Однако, исходя из собственного опыта и мнения многих других, которые вспоминают свои школьные годы, достаточно сложно согласиться с тем, что основная масса учителей - это учителя по призванию. Настоящий Учитель должен обладать такими необходимыми качествами, как: высоким уровнем культуры; умением настраивать ученический коллектив на непрерывную интересную работу, которая обязательно дает результат; готовыми к внедрению нового и выступают конструкторами знаний, а не просто их передают. Ведь, именно не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания, призван учитель. И, что является самым важным - учитель должен уметь утверждать человеческие способности каждого ребенка, независимо от того, какими он обладает изначальными способностями. Учитель с большой буквы, постоянно ищет в своих учениках лучшие черты и направляет их на развитие личности и ученического коллектива; «затушевывает» негативы (которые есть в каждого человеке) лучшими чертами, признает ответственность перед учениками и понимает их потребности. Именно такой учитель, вначале видит в ребенке личность, человека, а уже потом, ученика. Нельзя не вспомнить «Золотое правило» науки воспитания К. Ушинского: «учителю необходимо быть таким, каким он желает видеть своих воспитанников». Именно такой тип педагогической деятельности должен стать достоянием не единичных талантливых педагогов, а каждого рядового учителя.

В последнее время социологи все чаще обращают внимание на противоречия в реально складывающейся организации и содержании образовательного процесса. Как писал еще Дюркгейм, цель образования - вызвать и развить в ребенке некоторое число физических, интеллектуальных и моральных качеств, требуемых от него в конкретном социальном окружении и обществе [1, с. 161]. Возникают вопросы: а обеспечивают ли школьные или вузовские предметы именно такой набор качеств личности? Не стало ли содержание образовательного процесса выгодной монополией тех групп, чьи интересы связаны с укоренившимся набором предметов? Так ли необходимы эти предметы, если уровни знаний повышаются, а готовность молодежи к самостоятельной жизни остается низкой. Возможно ли обеспечить достаточно полное развитие способностей человека в сложившейся системе образования? Может ли система образования преодолеть силу корпоративных интересов и найти альтернативы урочной и лекционно-семинарским формам организации обучения? Не стало ли общество заложником той многолетней призрачной гонки, где призом на финише служит лишь поступление в вуз или диплом, после которого лишь и начнется становление личности в самостоятельной жизни?

Учительство оказывается в центре этой противоречивой ситуации, и часть учительства, несомненно, - в плену отмеченных групповых интересов.

2. Проблемы социально-профессионального развития учительства в Украине

Сегодня профессия учителя рассматривается как наиболее стрессогенная среди социальных профессий. В повседневной работе учителя сталкиваются с большим количеством требований к их профессиональным навыкам, личностным особенностям. Среди украинских учителей основными стресс-факторами являются: низкий уровень морального и материального вознаграждения, эмоциональная насыщенность общения, высокая степень ответственности за учеником, поведение «трудных учеников», феминизированность профессии. Особенности стресса в педагогической профессии состоят в том, что действие стрессов носит хронический характер, следствие чего часто наблюдаются феномены профессионального выгорания и профессионально-личностной деформации.

Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [6, с. 144].

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванные собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к ученикам. Контакты становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Редукция профессиональных достижений - это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе работы.

Выгорание - очень «инфекционно» и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействие на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих» [7, с. 402].

Также среди основных проблем, с которыми встречаются учителя в третьем тысячелетии, являются: постоянное усложнение состава образования, гарантирование высокого уровня стандартов образования; самостоятельная постановка и решение творческих и исследовательских заданий; усложнение проблем воспитания; беспрерывное овладевания прогрессивными технологиями обучения и воспитания, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта; разрешение сложных профессионально-педагогических проблем, которые требуют интеграции знаний, практических умений и навыков таких смежных с педагогикой наук, как философия, психология, медицина, религиоведение, экономика, правоведение и т.д.; работа в единой информационной среде, которая предусматривает рациональное использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Все это может осуществить только лишь учитель с высокой профессиональной компетентностью, развитыми творческими исследовательскими способностями, высоким уровнем интеллигентности, духовно-морального потенциала, конкурентоспособностью, эрудированностью, способностью к беспрерывному обучению.

В последнее время сделаны попытки изучения модельных характеристик учителя высшей квалификации на уроке:

1)умение контролировать уровень знаний учеников;

2)умение устно и письменно воспроизводить учеником учебный материал;

)умение организовывать учебную работу на уроке;

)умение вести диалог с учениками;

)умение использовать разные методы воспитания;

)умение насыщать общение позитивными эмоциями и чувствами;

)умение поддерживать дисциплину на уроке.

Результанты исследований показали, что из семи базовых умений у учителей наименьше развиты: умение вести диалог с учениками и особенно - создавать на уроке творческую атмосферу, пробуждать позитивные эмоции [8, с. 18].

Общими для большинства неудачливых учителей является неспособность достигать взаимопонимания с учениками и неумение создавать обстановку на уроке, которая способствует обучению.

Другими словами, деятельность учителя будет эффективной в том случае, если он может создать в классе атмосферу тепла и естественности, взаимного доверия и понимания поблеем своих учеников.

Как свидетельствуют многочисленные исследования, «лучшие» учителя имеют огромную эмоциональную стойкость или же менее склонны к развитию синдрома эмоционального сгорания в процессе учебно-воспитательной работы с детьми. Они легче переносят негативные эмоции, уверены в себе, проявляют высокое самообладание в конфликтных ситуациях. Высокий уровень эмоциональной стойкости позволяет учителю удерживать напряжение педагогической работы с наименьшими затратами и, таким образом, иметь большие ресурсы для профессионального роста.

Также нельзя не отметить такой немаловажный фактор, как падение общественного престижа профессии учителя. Во многом - это следствие распространения культа предпринимательства и фетишизации рыночных отношений, низкого уровня заработка всего преподавательского состава; задержек, неполных выплат и несвоевременной индексации заработной платы, имевших место в 90-е годы XX века. Подработки, не связанные с основной профессией и мешающие качественному выполнению функций основной деятельности, разумеется, не укрепляли престиж учителя.

Следующее обстоятельство связано с физическим старением учителей. Проблема смены поколений обещает катастрофу, если учесть отток перспективных молодых кадров в коммерческие структуры и за рубеж. Происходит он не только из-за падения уровня заработной платы преподавательского состава, но и вследствие утраты перспективы профессионального развития, без которой рассчитывать на приток и закрепление молодежи в школах едва ли целесообразно.

К негативным моментам следует отнести и явный дисбаланс между преподавательским составом и учебно-вспомогательным персоналом, а также ухудшение материально-технического и научно-информационного обеспечения преподавательской деятельности. Преподаватели подавляющего большинства школ пока ограничены в возможностях пользования современной научной литературой. Из-за скудости финансирования снижена до предела и возможность профессионального общения [9, с. 270].

Таким образом, можно сделать некоторые выводы из анализа ситуации о социальном положении учителей в Украине.

Во-первых, заработная плата украинского учителя как общественная оценка значимости его труда до сих пор не соответствует значению педагогической деятельности, что о невыполнении требований конференции ЮНЕСКО о статусе учителей (1966 г). Финансирование осуществляется не в соответствии с потребностями, а по остаточному принципу, происходит нарушение Конституции Украины в вопросе объемов финансирования (7% вместо предусмотренных законодательством 10%). Затем - мизерные заработные платы, жалкие пенсии, отсутствие новых школ, дошкольных учреждений, учебных корпусов и общежитий, сокращение государственного заказа студентов высших учебных заведений и тому подобное. И как следствие - общее обнищание работников образования. Право, предусмотренное статьей 57 Закона Украины «Об образовании», которая гарантирует педагогическим и научно-педагогическим работникам надлежащие условия труда, быта, отдыха и социальную защиту.

Понятно, что все это невозможно реализовать без достойной заработной платы. По закону, она должна отвечать средней заработной плате в отрасли промышленности. На самом же деле не дотягивает даже до половины. Причина этого - в самом механизме ее начисления.

Молодой учитель получает зарплату по восьмому тарифному разряду. Это означает, что первый тарифный разряд должен умножаться на коэффициент восьмого, и таким образом мы получаем должностной оклад молодого учителя.

Конечно, кроме ставки, педагоги еще получают доплаты в объеме 15% за проверку тетрадей и 20% за классное руководство. Однако это небольшие суммы, а, следовательно, существенно повлиять на ситуацию они не могут [10].

Во-вторых, продолжающее длительное время отсутствие эффективных мер государства по повышению социального статуса и престижа профессии учителя порождает ощутимые риски деформации во всем образовательном социуме, как среди обучающих, так и среди обучаемых.

В-третьих, динамика «симптома упадка профессии» (А.В. Луначарский) прогрессирует: не остановлены процессы старения кадров учителей, продолжается игнорирование выпускниками высших педагогических учебных заведений школ и других образовательных учреждений и т.д. [11, с. 106].

Таким образом, в первый ряд идей, имеющих ключевое значение для будущего Украины, так называемая, политическая элита, должна была бы поставить образование. Именно образование способно вывести Украину на качественно новый уровень развития, как в экономическом, так и в культурном отношении. Однако скудоумие этой элиты не позволяет ей смотреть в будущее системно и без иллюзорной веры в Болонский процесс, внешнее тестирование и прочую «мишуру» [12].

К сожалению, с первых лет украинской независимости государственная власть развивала украинскую систему образования на совершенно ложных принципах и, несмотря на опыт передовых постиндустриальных стран, прежде всего США, Японии и Великобритании, государство в сфере образования продолжает настаивать на своих трагических заблуждениях.

Главная опасность нашей системы образования заключается в том, что она развивает репродуктивный и алгоритмический тип мышления, но никак не творческий! Как и советская система, она опирается на заблуждение, будто интеллект развивается заучиванием наизусть учебников и конспектов. А посему система образования заставляет учить как можно больше, и от общеобразовательной школы до получения диплома в вузе молодые люди только и делают, что заучивают книги и конспекты лекций. В то же время их способности к творческому мышлению как к высшему типу интеллектуальной деятельности нисколько не развиваются. Это касается и развития инициативы. Все обучение заключается в том, чтобы заучивать и пересказывать (репродукция) и решать по определенному алгоритму типовые задачи. Таким образом, готовится армия молодых людей, совершенно беспомощных к жизни в высококонкурентной среде, не говоря уже о каких-либо перспективах формирования постиндустриальной экономики.

Будь такое образование только бесполезно, можно было бы ограничиться сочувствием украинским детям, которые двенадцать лет зубрят в школе учебники только затем, чтобы тут же забыть половину, а за последующие двенадцать лет, если не раньше, забыть и вторую половину. Высшее образование имеет ту же картину. Но такая система образования представляет собой гораздо более серьезную опасность - она нивелирует творческие способности личности и подавляет желание проявлять инициативу, что полностью убивает новаторский потенциал общества. Вместо того чтобы подготавливать людей к жизни в условиях глобальной конкуренции и новой экономики, школа и вузы готовят их только к занятию функциональных должностей с репродуктивным или алгоритмическим характером труда, где можно добиться успеха, не проявляя ни творческого подхода, ни малейшей инициативы и не действуя самостоятельно.

Приобретение таких знаний, которые затем не могут быть приложены к делу, не дают никаких конкурентных преимуществ в свете глобальных постиндустриальных трансформаций, служит верным средством к тому, что украинское общество идет в тупик, и единственное реальное будущее Украины - территория для размещения вредных индустриальных производств с дешевой рабочей силой [12].

3. Пути трансформации учительства в современной украинской школе

Процесс трансформации требований к педагогическому труду имеет постоянный и непрерывный характер. В этом смысле важным становится не просто констатация таких требований, а выявление тех инновационных задач, связанных с деятельностью педагога, которые выдвигают перед ним общество и время.

Традиционное восприятие обществом преподавателя как носителя знаний сформировало устойчивые стереотипы в профессиональной деятельности самих педагогических работников. Эти стереотипы часто мешают перейти от традиционных образовательных технологий «навязывания истин» к технологиям, способствующим мотивации обучающихся к познавательной деятельности. Чрезмерная привязанность педагогов к традиционным формам и методам работы, игнорирование очевидных инноваций тормозят процессы модернизации образования. Другими словами, модернизация педагогического образования должна помочь осуществить переход от педагогического образования индустриальной эпохи к педагогическому образованию информационного общества [13, с. 39].

Для этого необходимо осуществить, прежде всего, политическую модернизацию страны, отказаться от авторитарных стратегий, повернуться лицом к демократическим механизмам, в том числе и в сфере образования, и уже на измененной политической базе осуществлять его реформы. Сегодня же ситуация такова, что государство стремится развивать более всего модернизационную риторику, причем относительно высшего образования в первую очередь. И даже если обществу и нужны как можно быстрее специалисты нового типа, подготовленные в соответствии с современными требованиями экономики, социальной сферы, культуры, то корень проблемы не в вузах, а в школах. Вуз получает «полуготовый продукт», «полуфабрикат» в виде выпускников школы, не мотивированных на учебу, не проявляющих к ней интереса, не умеющих, а зачастую и не желающих учиться. Пока же, вместо того, чтобы поднимать школу до уровня вуза, происходит движение в обратном направлении - вуз опускается до уровня слабо успевавших ее выпускников, теперь уже своих студентов. Одной из основных проблем реформирования образования является мотивация учащейся молодежи на учебу. Чтобы изменить мотивацию на учебную деятельность в вузе, необходимо сформировать ее на начальном этапе образования - школе. Ее выпускник должен приходить в вуз с желанием и интересом к учебе, с намерением серьезно работать (чего чаще всего не бывает). На достижение этой цели, т.е. на формирование «образовательной» мотивации, и должна направлена модернизация средней школы.

Определить суть этой модернизации можно как «качественное образование от качественного учителя». Несмотря на то, что школа - это коллектив, решающую роль в формировании мотивации на учебу и интерес к ней играет конкретный учитель. Так что школа - это коллектив конкретных учителей, от каждого из которых зависит во многом, захочет ли школьник учиться или нет. Отсюда должна следовать и направленность модернизация образования - в сторону подготовки качественных педагогов.

Модель современного педагога должна строиться с учетом следующих социальных приоритетов: социально-значимые качества, личностно-значимые качества и профессионально-значимые качества. Опросы общественного мнения показывают, что современный педагог далеко не в полной мере соответствует этим требованиям [13, с. 44].

В современных условиях существует потребность в нахождении компромисса между старой, давно существующей моделью учителя, и новой, но еще не вполне содержательно определенной современной наукой, его моделью. Этот компромисс просто необходим, так как значительный возрастной разрыв в поколениях современных педагогов, а также имеющиеся существенные расхождения между современным содержанием подготовки педагогов и актуальными требованиями сегодняшнего дня, создают трудности для модернизации педагогического образования.

В результате модернизация педагогического образования должна быть направлена в организационно-правовой сфере на: разработку нормативно-правового сопровождения нововведений для самого педагогического образования и для системы образования в целом; на разработку государственных и рыночных механизмов регулирования подготовки специалистов для системы образования; на разработку системы трудоустройства выпускников педагогических вузов; на широкое использование в системе педагогического образования и переподготовки информационных и дистанционных технологий [13, с. 48].

Однако анализ современного состояния образования позволяет утверждать, что оно оказалось не готовым к перестройке своих структур и их содержания в соответствии с потребностями современных обществ и личности. Систематизация наработок ученых дает возможность говорить о следующих проблемах в образовании, определяющих направления его дальнейшего реформирования: доминирование архаичной системы трансляции знаний вместо целенаправленного формирования необходимых для жизни качеств (избыточный академизм образования); проблемы с доступом к качественному образованию; низкий уровень обеспечения преподавательского корпуса; старение преподавательского состава, гендерный перекос в его структуре и др.

Наряду с устареванием материально-технической базы и рядом других проблем в системе образования, перечисленные выше проблемные зоны, позволяют говорить о снижении качества образования [9, с. 320].

Как уже неоднократно говорилось выше, неоспорим тот факт, что социально-экономический кризис в Украине обусловил появление ряда проблем в системе образования, а именно: финансовых, которые проявились в хроническом недофинансировании образования, неэффективном использовании бюджетных средств, недополучении региональными органами власти правил использования целевых трансфертов, направленных на потребности образования. Как следствие - медленное обновление основных фондов и оборудования учебных заведений, низкая заработная плата работников образования, дефицит молодых кадров, особенно в сельской местности; организационных, связанных с ослаблением контроля государства в сфере образования, результатом чего стали замена традиционно бесплатных общедоступных услуг в образовании платными (коммерциализация образования); предоставление в аренду площадей учебных заведений, использование материальных и нематериальных активов образовательных учреждений с целью роста личных доходов разных категорий работников образования (частное репетиторство на базе учебных заведений и др.); социальных, суть которых проявляется в росте дифференциации возможностей разных слоев населения получить качественное образование, снижение качества образовательных услуг и ограничении возможностей потребителей влиять на него, низкой социальной защищенности, как учеников, так и студентов учебных заведений и др. [9, с. 330].

Согласно опросу, только каждый девятый гражданин Украины (11,2 %) оценивают уровень среднего образования как высокий. Низким считают уровень среднего образования 25,5%. Свыше половины опрошенных считают, что уровень образования является посредственным (54,7%) [9, с. 330].

Ход реформирования системы образования в Украине относительное большинство (46,4%) опрошенных оценивает как «малоуправляемый, неподготовленный процесс, имитацию реформ»; 18,8% - уверены, что не происходит никаких изменений. И только 10% оценили его как «плановый процесс реформирования». 2,7% придерживаются относительно поднятого вопроса собственного мнения; 22% не смогли определиться.

Негативное отношение преобладает в отношении отдельных мероприятий реформирования образовательной системы. Так, большинство опрошенных засвидетельствовали негативное отношение к внедрению платной системы образования (78,1%); переходу школы на 12-летнее обучение (65,9%) и 12-бальную систему оценки знаний (53,4%). Позитивное отношение к этим мерам высказали 7,2%, 15,3%, 23,9% опрошенных, соответственно. Остальные не смогли определиться.

Что касается перехода школы на 12-летнее обучение, то только 13,1% опрошенных считают, что этот шаг положительно повлияет на качество полученных учениками знаний (негативно - 20,8%; никак не повлияет - 50,9%).

Прослеживается также тенденция к уменьшению позитивных оценок перехода школы на 12-летнее обучение. Если в 2000 году 21% опрошенных считали, что это положительно повлияет на качество полученных учениками знаний, то в 2004 году это число снизилось до 13,4%.

Таким образом, эффективность образовательных реформ в Украине не является высокой. Причинами тому исследователи называют отсутствие четкой конечной цели реформирования образования. До сих пор нет определенности: то ли Украина стремится создать принципиально новую систему образования, способную быстро реагировать на изменяющиеся условия и новые запросы, то ли просто пытается внедрить в процесс обучения современные инновационные технологии? Наряду с этим называются некоторые факторы, препятствующие осуществлению реформ: противоречивость целей реформ, игнорирование уже известного накопленного опыта, неадекватная оценка хода реформ, недостаточное внимание к процессам групповой поддержки и сопротивление реформам, непонимание того, что замыслы и проекты реформ часто формируются в одних, а их реализация происходит в других экономических, политических и социальных условиях, наконец, слабое осознание того, что «осуществление реформ образования во многом зависит от степени согласованности или несогласованности конкретной реформы с правилами и ценностями, преобладающими в системе» [9, с. 336].

Таким образом, результатом модернизации педагогического образования должна оказаться перестройка всей системы формирования педагогических кадров, главной задачей которой станет переход от подготовки «педагогов индустриальной эпохи» к подготовке «педагогов эпохи информации». Новый облик педагогической профессии учителя поможет поднять жизненно необходимые для него престиж и ценность в современном украинском обществе.

Педагогическая деятельность не терпит шаблона и отсталости, она требует беспрерывного обновления форм и методов обучения и воспитания. Это невозможно осуществить без постоянного творческого роста учителя, обогащения его профессиональной культуры. Ведь ключевая роль в решении приоритетного задания современной и будущей государственной политики в сфере образования - улучшения качества предоставленных услуг - принадлежит именно Учителю, Учителю-творцу, который в состоянии выстроить индивидуальную модель работы с каждым учеником, развить его способности, способный приспосабливаться к динамическим условиям социальной и профессиональной жизни.

Заключение

Процесс возрождения национального образования происходит медленно, преодолевая преграды. Не менее важной является проблема формирования, становления учителя, учителя творческого, учителя-личности, от которого зависит лицо будущей школы. И именно учителя должны вдохнуть в нее новую жизнь. От личностных качеств Учителя и уровня его подготовки зависит не только качество школьного образования, но уровень духовной культуры общества, утверждение демократических ценностей и процессов, что происходят в стране.

Вместе с тем, образование в Украине имеет ряд глубоких противоречий, без разрешения которых дальнейшее его динамичное развитие весьма проблематично. Наиболее ощутимы из них - кризис финансирования, отток талантливых молодых учителей, падение общественного престижа профессии учителя. Во многом - это следствие распространения культа предпринимательства и фетишизации рыночных отношений, низкого уровня заработка всего преподавательского состава; задержек, неполных выплат и несвоевременной индексации заработной платы, имевших место в 90-е годы XX века.

Парадоксальность ситуации заключается в декларировании с самых высоких трибун необходимости срочных изменений в стратегии и тактике государственной политики по отношению к образованию и науке, с одной стороны, и отсутствии реальных действий по изменению этого положения - с другой.

Таким образом, не учитывается многократно подтвердившийся мировой опыт: страна, не стимулирующая оплату педагогического труда выше, чем в производственных и других сферах хозяйственной деятельности, не достигает должного экономического роста. Дальнейшее укоренение отношения к образованию только как к услуге и продукту, а не как к процессу формирования человеческого капитала представляет опасность для развития украинского общества.

На мой взгляд, Учитель настоящего и будущего, должен не только получить специальное педагогическое образование, но и обладать неиссякаемой энергией и любовью, как к своему предмету, так и к ученикам. Настоящий Учитель должен обладать высоким уровнем культуры; умением настраивать ученический коллектив на непрерывную интересную работу, которая обязательно дает результат; готовым к внедрению нового, и выступать конструкторами знаний, а не просто их передавать.

Необходим приток новых кадров, с новым мышлением, соответствующим потребностям современного украинского общества. Необходимо не просто давать знания, а привить желание учиться всю жизнь. В настоящее время удлиняется период обучения, а его нужно сокращать, давать базовые знания, на которые, уже отдельно, будут накладываться специальные знания, с учетом индивидуальных характеристик каждого ученика.

Нужна не имитация реформы, а настоящая реформа. Именно настоящая реформа, а не «подкрашивание» старой системы, подразумевает реформирования всего общества. Достаточно сложно говорить о реформировании системы образования, не учитывая общую политическую и экономическую ситуацию в стране. Необходимо осуществить, прежде всего, политическую и экономическую модернизацию страны и уже на измененной политической и экономической базе осуществлять реформы и в сфере образования.

Список используемой литературы

1. Современная социология образования: Учебное пособие / Серия «Alma Mater». - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 320 с.

. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. - 4-е изд., перераб. и доп..- М.: Гардарики, 2005. - 520 с.

. Энтони Гидденс. Социология: Учеб. пособие. - М.: Эдиториал УРСС, - 632 с. 4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512 с.

. Ганна Ярема. Невипадкові роздуми про випадкових людей у школі // Директор школи, ліцею, гімназії, 2010, № 4, с. 82.

. Е.А. Туренко. К проблеме профессионального развития педагогов // Вестник Санкт-Петербургского университета, Сер. 12. 2009. Вып. 2. ч.II

. Е.О. Ненарт. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с элементами профессиональной деформации личности учителя // Вестник Санкт-Петербургского университета, Сер. 12. 2008. Вып. 3

. Олексій Чернишов. Творчий обдарований учитель - учитель майбутнього // Директор школи, ліцею, гімназії, 2009, № 6.

. Курс лекций по социологии образования: учеб. пособие для студентов вузов / Нар. укр. акад.; под общ. ред. В.И. Астаховой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Х: Изд-во НУА, 2009. - 464 с.

. Оксана Онищенко. Украина: учителей послали под Кабмин. // Зеркало недели. Украины, №11, 25 марта 2011. Источник: #"justify">. Ф.Г. Заятдинова. Социальное положение учителей: ожидания и реалии // Социс, 2010, №10, с. 106.

. Александр Кендюхов. Иллюзия образования // Зеркало недели, №44, 22 ноября 2008 Источник:://www.zn.ua/articles/55481?section=newspaper#article

. В.П. Засыпкин. Модернизация педагогического образования в условиях изменения требований к профессии преподавателя // Социология образования, 2010, №6, с. 39.

Похожие работы на - Характеристика учительства как социальной группы в Украине

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!