Фирма в условиях чистой монополии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    554,17 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Фирма в условиях чистой монополии

Министерство Образования Российской Федерации

-й Профессиональный Институт Управления

Кафедра Менеджмента









Курсовая работа

по микроэкономике

на тему:

«Фирма в условиях чистой монополии»

Выполнил: студент группы УМШЗ -

/11 Вск -3-Б

Устинов Николай Васильевич

Руководитель: КЭН Погорелова Марина Яковлевна




Москва, 2011

Содержание

1 Ведение

Понятие чистой монополии

Спрос и доход в условиях чистой монополии

Поведение фирмы в краткосрочном периоде

Ценовая дискриминация

Экономическая эффективность в условиях чистой монополии

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Тема курсовой работы «Фирма в условиях чистой монополии».

В России значительная часть промышленной продукции выпускается единственными предприятиями-монополистами.

Поэтому исследование рынка чистой монополии имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Изучение проблем, связанных с деятельностью предприятий-монополистов, необходимо для поиска новых, отвечающих современным условиям решений, направленных на повышение эффективности деятельности, как самих предприятий-монополистов, так и экономики в целом.

Целью выполнения работы является рассмотрение поведения фирмы в условиях чистой монополии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать понятие чистой монополии.

2. Рассмотреть поведение фирмы в краткосрочном периоде.

3. Изучить поведение фирмы в долгосрочном периоде.

4. Выяснить суть ценовой дискриминации.

. Рассмотреть экономическую эффективность в условиях чистой монополии.

Теоретической основой работы явились труды отечественных авторов по экономической теории, основам экономики, микроэкономике.

Структура реферата состоит из введения, пяти глав, раскрывающих основное содержание работы, заключения и списка литературы.

1. Понятие чистой монополии

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:

. Выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом, который называется монополистом. Иными словами, фирма-монополист является единственным производителем товара и олицетворяет собой всю отрасль.

. Производимый монополистом товар является особым в своем роде и не имеет близких заменителей. Соответственно спрос на товар при изменении цен на товары иных отраслей меняется незначительно, а поэтому перекрестная эластичность спроса монополизированного товара и продуктов иных отраслей экономики очень низкая;

Монополия предполагает, что одно предприятие является единственным производителем продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора; они вынуждены приобретать продукцию предприятия-монополиста.

. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм.

Основными барьерами, препятствующими проникновению новых предприятий на рассматриваемый рынок, являются:

а) Юридические барьеры - монопольные права, предоставляемые государством. Важнейшими видами юридических барьеров являются патенты, авторские права и лицензии.

б) Естественные барьеры. Они обусловлены:

собственностью на уникальные природные ресурсы. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Никто другой это месторождение использовать не сможет, так как закон защищает права собственника.

экономией на масштабах производства. В некоторых отраслях положительный эффект от роста масштабов производства исчерпывается при достаточно большом объеме производства, близком или превышающем величину спроса на данный продукт по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Поэтому самый дешевый способ удовлетворить отраслевой продукцией потребителя заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в руках одной единственной фирмы.

в) Экономические барьеры - барьеры, возводимые самими производителями в результате обладания уникальными способностями и знаниями. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на свой продукт.

Юридические, естественные и экономические барьеры непреодолимы только в течение определенного периода, более или менее длительного. Юридические барьеры обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченный интервал времени, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента или лицензии препятствие для входа в отрасль исчезает. Естественные барьеры могут быть преодолены в результате появления новых технологий, открытия новых источников природных ресурсов. Любые барьеры могут быть разрушены в результате появления товаров-субститутов.

4. Предприятие-монополист осуществляет полный контроль над ценой. Оно может изменять цены путем манипуляции количеством его предложения. В зависимости от типа ценообразования выделяют простую и дискриминирующую монополию.

Монополия, реализующая всю свою продукцию по единой цене, называется простой.

Монополия, реализующая свою продукцию по разным ценам, называется дискриминирующей.

5. Кривая спроса фирмы (отрасли) имеет отрицательный наклон.

Фирма в состоянии построить кривую спроса на свою продукцию.

Зная кривую спроса, монополист может определить, какая комбинация объема выпуска и цены обеспечит ему максимальную прибыль. Обратим внимание, что монополист не может назначить какую угодно цену на свой товар. Каждому уровню цены на рынке соответствует определенное количество продукта, которое потребители готовы купить в данное время. Поэтому монополист не так всесилен, как это иногда представляется. Если он назначает объем выпуска, кривая спроса подскажет ему предельную цену, которую примет потребитель. Если монополист назначает цену, он должен ограничить предложение тем объемом, которое ему диктует потребительский спрос. Поэтому в условиях монополии фирма должна принять одновременное решение по объему выпуска и цене, т.е. выбрать некоторую их комбинацию, исходя из особенностей кривой спроса.

Таким образом, у монополиста нет своей кривой предложения, независимой от кривой спроса на его продукцию. Фирма выбирает лишь одну точку на кривой спроса, в которой ей надлежит быть.

. Спрос и доход в условиях чистой монополии

Кривая спроса на продукцию предприятия в условиях чистой монополии есть отраслевая кривая спроса. Она имеет, согласно закону спроса, нисходящий характер. Нисходящий характер кривой означает, что увеличение продаж монополистом может быть достигнуто только при снижении цены на продукцию.

Спрос на продукцию предприятия определяет его доход: средний, предельный, совокупный.

Средний доход (AR) - доход, приходящийся на единицу проданной продукции.

Предельный доход (MR) - величина изменения общего дохода при уменьшении (увеличении) объема производства на единицу.

Общий доход (TR) представляет собой произведение количества проданной продукции (Q) и ее цены (P).

Кривая спроса совпадает с кривой среднего дохода (рис.1).

Рисунок 1 - Динамика предельного и среднего доходов

Действительно, так как все единицы продукции в условиях монополистической конкуренции продаются по одной цене, то средний доход равен цене продукции:

AR=TR/Q=(PхQ)/Q=P (1)

Нисходящий характер кривой спроса означает, что увеличение объема продаж может быть достигнуто только при снижении цены на продукцию. При этом предельный доход предприятия меньше среднего дохода. Это связано с тем, что снижение цены будет относиться не только к предельной единице, но и ко всем остальным.

Кривая предельного дохода располагается ниже кривой спроса.


Рисунок 2 - Динамика общего дохода

На рисунке 1 предельный доход с ростом объемов продаж уменьшается. Если объем производства меньше Q1, то предельный доход положительный, если больше Q1, то предельный доход отрицательный. При объеме продаж Q1 предельный доход равен 0. Кривая спроса D, которая одновременно является кривой среднего дохода, располагается выше кривой предельного дохода.

При объеме производства Q1 предельный доход равен 0, а общий доход максимален.

Рассмотренные выше кривые спроса и доходов адекватно отражают ситуацию на рынке как краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Можно отметить только, что в долгосрочном периоде кривая спроса более эластична, так как потребители имеют большую возможность для корректировки своего поведения.

. Поведение фирмы в краткосрочном периоде

В краткосрочном периоде предприятия располагают фиксированными производственными мощностями. Задача предприятия - выбор оптимального объема производства путем применения различного количества переменных ресурсов и оптимальной цены, исходя из динамики спроса на продукцию.

Существует два подхода к определению оптимального сочетания «цена - объем производства»:

) «общий доход - общие издержки»;

) «предельный доход - предельные издержки».

1) Подход «общий доход - общие издержки». Согласно этому подходу необходимо сопоставить общие издержки и общий доход при различном сочетании объема производства и цены. То сочетание объема выпуска продукции и цены, при котором разница между общим доходом и общими издержками максимальна, является оптимальным.

При данном подходе возможны 3 варианта поведения предприятий при выборе оптимального объема производства:

) максимизация прибыли;

) минимизация убытков;

) закрытие предприятия.

Предприятие максимизирует прибыль, если существуют такие сочетания объема производства и цены, при которых общий доход (TR) больше общих издержек (TC) и возможно получение прибыли.

Этот вариант поведения предприятия представлен на рисунке 3.

Максимальная прибыль - наибольшая разница между общим доходом и общими издержками. На рисунке максимальная прибыль (наибольшая разница по вертикали между кривыми общего дохода и общих издержек) - отрезок АВ, при этом оптимальный объем производства - Q1.

Рисунок 3 - Вариант максимизации прибыли предприятием

Предприятие минимизирует убытки, если одновременно выполняются следующие два условия:

) для любых сочетаний объема производства и цены общий доход меньше общих издержек;

) существуют такие сочетания объема производства и цены, при которых общий доход (TR) больше общих переменных издержек (TVC).

В этом случае предприятие несет убытки при любом объеме производства, и оно выбирает такое сочетание объема производства и цены, при котором убытки минимальны.

Рисунок 4 - Вариант минимизации убытков предприятием

На рисунке 4 минимальные убытки (наименьшая разница по вертикали между кривыми общих издержек и общего дохода) - отрезок АВ, оптимальный объем производства - Q1.

Предприятие закрывается, то есть прекращает производство, когда при любых сочетаниях объема производства и цены общий доход меньше общих переменных издержек. В этом случае при осуществлении производства убытки предприятия будут равны сумме постоянных и части переменных издержек. Если же предприятие прекращает производство, то его убытки равны только величине постоянных издержек. Поэтому оптимальное поведение для предприятия - прекращение производства.

Случай закрытия предприятия представлен на рисунке 5.

Рисунок 5 - Вариант закрытия предприятия

На рисунке минимальные убытки (наименьшая разница по вертикали между кривыми общих издержек и общего дохода) - отрезок АВ, оптимальный объем производства - 0. Если предприятие будет производить больше продукции, то его убытки будут только возрастать.

2) Подход «предельный доход - предельные издержки».

В соответствии с этим подходом оптимальным для предприятия будет такое сочетание объема выпуска продукции и цены, при котором предельный доход (MR) равен предельным издержкам (MC).

При этом подходе также рассматриваются три варианта поведения предприятия:

) максимизация прибыли;

) минимизация убытков;

) закрытие предприятия.

Максимизация прибыли возможна в том случае, когда существуют такие сочетания объемов производства и цены, при которых цена продукта (Р) больше средних общих издержек (ATC). Этот вариант представлен на рисунке 6.

Рисунок 6 - Вариант максимизации прибыли предприятием при подходе «предельный доход - предельные издержки»

На рисунке оптимальная цена - Р0, оптимальный объем производства - Q0, средние общие издержки при оптимальном объеме производства - С0. При этом максимальная прибыль на единицу продукции - отрезок Р0С0, максимальная общая прибыль - площадь прямоугольника - С0Р0ХУ.

Минимизация убытков осуществляется тогда, когда, во-первых, при любом сочетании объемов производства и цены средние общие издержки (ATC) превышают цену (Р), и, во-вторых, существуют такие сочетания цены и объема производства, при которых цена продукта (Р) больше средних переменных издержек (AVC).

На рисунке 7 оптимальная цена - Р0, оптимальный объем производства - Q0, средние общие издержки при оптимальном объеме производства - С0, средние переменные издержки - С1. При этом минимальные убытки на единицу продукции - отрезок С0 Р0, минимальные общие убытки - площадь прямоугольника - С0Р0УХ.

Рисунок 7 - Вариант минимизации убытков предприятием при подходе «предельный доход - предельные издержки»

чистый монополия прибыль фирма

Предприятие закрывается, когда при любом сочетании объемов производства и цены, цена меньше средних переменных издержек. В этом случае минимально возможные убытки - величина постоянных издержек при прекращении производства.

Учитывая вышеизложенные варианты поведения, построим кривую предложения предприятия, функционирующего в условиях чистой монополии, в краткосрочном периоде.

Рассмотрим рисунок 8. Объем производства, соответствующий точке пересечения кривых предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС) является оптимальным объемом производства (Q0).

Равновесная цена при этом равна высоте кривой спроса для данного объема выпуска продукции (P0). Таким образом, точка Х отражает оптимальный объем производства при цене P0, или, другими словами, величину предложения товара Q0 при цене P0. Изменяя спрос, а, следовательно, и предельный доход, при неизменных кривых издержек получим другие точки, отражающие величины предложения при различных ценах на товар. Соединив эти точки, получим краткосрочную кривую предложения S.

Рисунок 8 - Предложение предприятия в условиях чистой монополии в краткосрочном периоде

Кривая предложения S восходящая, что отражает необходимость роста цен при увеличении объемов производства. При этом она расположена выше кривой средних переменных издержек (AVC), так как, если цена товара окажется ниже средних переменных издержек, то предприятие вынуждено будет закрыться и объем производства, а, следовательно, и величина предложения станут равны 0.

4. Поведение фирмы в долгосрочном периоде

Если фирма является монополистом, то она олицетворяет собой отрасль, и условия максимизации прибыли для отдельной фирмы-монополиста применимы и для всей отрасли. Несомненно, прибыль, получаемая фирмой-монополистом, будет привлекать в отрасль иные фирмы. Поэтому монополист обеспечит равновесие в долгосрочном периоде только в том случае, если он сможет удержать контролируемую им отрасль от проникновения в нее иных фирм.

В долгосрочном периоде отсутствуют постоянные издержки, и предприятие в любой момент может прекратить производство, не неся при этом убытки. Поэтому такой вариант поведения, как «минимизация убытков», предприятиями в этом периоде не используется. Если монополист не в состоянии компенсировать свои долгосрочные издержки, то он уйдет с рынка. В противном случае его поведение в долгосрочном периоде зависит от наличия барьеров, препятствующих вступлению на рынок других предприятий. При этом монополист, планируя свою деятельность, осуществляет выбор из следующих вариантов поведения:

) максимизация прибыли;

) лимитирующее ценообразование;

) поиск ренты.

Возможны два подхода к определению поведения предприятия:

) «долгосрочный общий доход - долгосрочные общие издержки»;

2) «долгосрочный предельный доход - долгосрочные предельные издержки».

Согласно первому подходу необходимо сопоставить долгосрочные общие издержки (LTC) и долгосрочный общий доход (LTR) при различном сочетании объема производства и цены. То сочетание объема выпуска продукции и цены, при котором разница между долгосрочным общим доходом и долгосрочными общими издержками максимальна, является оптимальным.

На рисунке 9, показанном ниже, максимальная прибыль (наибольшая разница по вертикали между кривыми общего дохода и общих издержек) - отрезок АВ, оптимальный объем производства - Q1.

Рисунок 9 - Вариант максимизации прибыли при подходе «LTR - LTC»

В соответствии с подходом «долгосрочный предельный доход -долгосрочные предельные издержки», оптимальным для предприятия будет такое сочетание объема выпуска продукции и цены, при котором долгосрочный предельный доход (LMR) равен долгосрочным предельным издержкам (LMC).

Рисунок 10 - Вариант максимизации прибыли предприятием при подходе «предельный доход - предельные издержки»

Как видно из рисунка 8 долгосрочные средние общие издержки при оптимальном объеме производства выше минимально возможных (соответствующих точке пересечения LMC и LATC). У монополиста из-за отсутствия конкуренции нет стимула для снижения издержек производства. Поэтому в долгосрочном периоде средние издержки не обязательно минимальные.

Ситуация, когда в долгосрочном периоде производство осуществляется со средними общими издержками, превышающими минимально возможные, получила название Х-неэффективность. Причиной возникновения Х-неэффективности является внутренняя неэффективность, которая возникает в случае уклонения от предпринимательского риска; принятия на работу неквалифицированных и некомпетентных друзей или знакомых; плохого стимулирования работников. Причиной высоких издержек монополиста так же являются высокие расходы, связанные с сохранением монопольного положения на рынке.

Построим кривую предложения предприятия, функционирующего в условиях чистой монополии в долгосрочном периоде.

Основное отличие долгосрочной кривой предложения от краткосрочной в том, что она расположена выше кривой долгосрочных средних общих издержек, так как, если цена товара окажется ниже долгосрочных средних общих издержек, то предприятие вынуждено будет закрыться и объем производства, а, следовательно, и величина предложения станут равны 0 (рисунок 11).

Рисунок 11 - Предложение предприятия в условиях чистой монополии в долгосрочном периоде

В случае возможного появления на рынке конкурентов монополист, скорее всего, будет использовать стратегию лимитирующего ценообразования. Лимитирующее ценообразование предполагает, что монополист устанавливает цену на свою продукцию ниже той, которая обеспечивает ему максимальную прибыль. Такая стратегия ограничивает прибыль на рынке с целью затруднения входа в отрасль возможных конкурентов.

При наличии или возможности установления юридических барьеров монополист может реализовать вариант поведения, получивший название «поиск ренты». Такой вариант поведения монополиста направлен на сохранение или принятие нормативных актов, препятствующих проникновению других предприятий в отрасль, путем лоббирования, то есть воздействия на процесс принятия решений органами власти.

5. Ценовая дискриминация

Среди причин возникновения и осуществления монопольной власти необходимо анализировать стратегическую ценовую политику фирм по отношению, как к фактическим, так и к потенциальным конкурентам. Стратегическая ценовая политика по отношению к конкурентам позволяет фирме сохранить рыночную власть. Зачастую фирмы используют имеющуюся монопольную власть для максимизации прибыли.

Одним из возможных способов увеличения прибыли монополии является ценовая дискриминация, т.е. продажа однородной продукции в одно и то же время по разным ценам; при этом различия в ценах не связаны с затратами на производство и доставку товара на рынок.

Необходимым условием проведения ценовой дискриминации является невозможность перепродажи товара. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг.

При проведении ценовой дискриминации первой степени кривая спроса становится для продавца кривой предельного дохода. В этом случае объем выпуска монополии, как и фирм на рынке совершенной конкуренции, определяет точка пересечения кривой предельных затрат с кривой отраслевого спроса (рисунок 12).

Но в отличие от рынка совершенной конкуренции покупатели не получают потребительских излишков. Заштрихованный на рис. 10 треугольник представляет прибыль монополии.

Рисунок 12 - Ценовая дискриминация первой степени

Осуществить ценовую дискриминацию первой степени на практике удается редко. Чаще по разным ценам монополист может продавать не каждую единицу продукции, а определенные ее порции, т.е. проводить ценовую дискриминацию второй степени.

Правило проведения ценовой дискриминации второй степени вывел Г. Штакельберг: «Предельная выручка от продажи любой, кроме последней, партии должна равняться цене следующей партии, а предельная выручка от продажи последней партии - предельным затратам», т.е. MR1 = P2, MR2 = P3, ... , MRn= MC.

В реальной экономике чаще всего встречается ценовая дискриминация третьей степени. Условия для ее проведения возникают тогда, когда потребители определенного блага разделены на группы, различающиеся эластичностью спроса по цене. В этом случае отраслевой спрос представлен не одной, а несколькими кривыми спроса. Общая прибыль от продажи продукции на n сегментах рынка по разным ценам (формула 2):

= P1q1 + P2q2 + ... + Pnqn - TC(Q), (2)

где Pi, qi - соответственно цена и объем продаж на i-м сегменте рынка;

.

Условием ее максимизации является следующая система уравнений (формула 3):

= MR2 = ... = MRn= MC. (3)

Следовательно, на каждом из сегментов рынка нужно установить такую цену, чтобы предельная выручка на всех сегментах была одинаковой и равнялась предельным затратам общего выпуска.

Ценовая дискриминация третьей степени увеличивает прибыль лишь в том случае, если сегменты рынка различаются эластичностью спроса по цене. Когда такое различие есть, тогда для покупателей с меньшей эластичностью спроса цену нужно установить выше, чем для покупателей с большей эластичностью спроса.

Проведенный анализ показал, как за счет ценовой дискриминации монополия может увеличить прибыль.

Рассмотрим теперь, как ценовая дискриминация влияет на общественное благосостояние, измеряемое суммой излишков потребителей и производителей.

Поскольку ценовая дискриминация первой и второй степеней сопровождается увеличиваем выпуска продукции и снижением цены, то излишки потребителей растут. Последствия ценовой дискриминации третьей степени для общественного благосостояния неоднозначны.

Если в результате ее осуществления отраслевой рынок приобретает дополнительный сегмент покупателей, т.е. товар будут покупать потребители, для которых единая монопольная цена была слишком высокой, то последствия станут такими же, как при ценовой дискриминации первой и второй степеней.

Когда по единой цене товар доступен покупателям с различной эластичностью спроса, а монополия устанавливает дифференцированные по сегментам рынка цены в целях максимизации прибыли, тогда рост последней сопровождается снижением общественного благосостояния. Это связано с тем, что при проведении ценовой дискриминации третьей степени сокращается объем продаж покупателям с неэластичным спросом (крутая линия спроса) и увеличиваются продажи покупателям с эластичным спросом (пологая линия спроса).

В результате уменьшение потребительских излишков у покупателей с неэластичным спросом превышает рост потребительских излишков у покупателей с эластичным спросом.

Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:

продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на блага. Тем покупателям, спрос которых имеет высокую неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, - более низкая;

блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка, поскольку свободное передвижение благ с "дешевого" рынка на "дорогой" приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозможность ценовой дискриминации; покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.

Ценовая дискриминация может возникать на базе разделения рынка по формам собственности, отраслевой принадлежности фирм-производителей или потребителей, а также в зависимости от того, предметом потребления или средством производства является покупаемое благо.

Понятие ценовой дискриминации ввел в экономическую науку в первой трети XX в. А. Пигу, но само явление было известно и ранее. А. Пигу различал три вида (или степени) ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны. Данный вид ценовой дискриминации допускает персональное и межличностное различение цен спроса. Исходя из этого ее нередко называют совершенной ценовой дискриминацией.

Ценовая дискриминация первой степени представлена на рис. 13


Совершенная ценовая дискриминация

Рис. 13

Оптимальный выпуск монополии находится в точке L при пересечении кривых предельной выручки и предельных затрат (МС и MR) и составляет Q'2 при цене Р2. Излишек потребителей равен площади Р2* AL, излишек продавца равен площади CP2*LE2. Монополист присваивает себе весь потребительский излишек P*AL, который при совершенной конкуренции, при объеме производства Q2 был бы присвоен покупателем.

Поскольку монополист не может иметь полной информации о функциях спроса всех возможных покупателей своего блага, этот вид ценовой дискриминации в чистом виде невозможен. Определенное приближение к чистой ценовой дискриминации возможно при незначительном количестве покупателей, когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей.

одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости от объема покупок. Следовательно, связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) принимают нелинейный характер, а цены называются нелинейным, или многоставочным тарифом.

При этом виде ценовой дискриминации блага группируются в определенные партии, на каждую из которой устанавливаются различные цены. На практике этот вид ценовой дискриминации проводится в форме скидок и надбавок на цены благ.

Ценовую дискриминацию второй степени проиллюстрируем на рис. 14

Рис. 14


На рис. 14 весь выпуск благ монополист разделил на три партии и каждую реализует по разным ценам. Предположим, что первые Q1 единиц блага будут продаваться по цене Pl, следующие Q2 - Q1 единиц - по цене Р2, следующие Q3 - Q2 единиц - по цене Р3.

Таким образом, общая выручка монополиста от реализации Q1 единиц блага равна площади прямоугольника OP1AQ1, от реализации Q2 единиц - площади фигуры OP1AKBQ2, от реализации О3 единиц - площади всей заштрихованной фигуры. Из рис. 14 видно, что выручка от реализации О3 единиц по единой цене Р3 равна площади прямоугольника OP3CQ3, a площадь фигуры Р3Р1AKBL (потребительский излишек) присвоен монополистом исходя из ценовой дискриминации второй степени. Площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса - это та доля излишка потребителя, которую не присвоил монополист.

Ценовая дискриминация второй степени нередко выступает в форме ценового дисконта, или скидок (на объем поставок; кумулятивные скидки - сезонный билет на железной дороге; дискриминация во времени - различные цены на утренние, дневные, вечерние сеансы в кино; взимание абонементной платы в сочетании с пропорциональной оплатой объема купленного блага).

Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене.

Если при ценовой дискриминации первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе ценовой дискриминации третьей степени предполагается разделение самих покупателей на группы или рынки, где устанавливаются свои цены продажи.

На рис. 15 показана ценовая дискриминация третьей степени на двух рынках.

Оба трафика имеют общую вертикальную ось. Предельные издержки (МС) постоянны. На каждом рынке фирма-монополист, максимизируя прибыль при равенстве MR = МС, устанавливает более высокую цену (P1), по которой спрос на ее блага менее эластичен.

Ценовая дискриминация третьей степени


Рис. 15


Ценовая дискриминация часто применяется западными фирмами. Во многих случаях она осуществляется регулярно, фирмы-монополисты систематизируют потребителей по предпочтениям, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы и продают свои блага в соответствии с этой градацией.

Чаще всего к ценовой дискриминации фирмы-монополисты обращаются в ходе конкурентной борьбы для привлечения дополнительных покупателей.

Оценка ценовой дискриминации неоднозначна, поскольку она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительный аспект заключается в том, что она дает возможность расширить границы объемов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой-монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться.

К отрицательным последствиям ценовой дискриминации можно отнести, в частности, неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов.

ПИГУ Артур Сесил (1877-1959), английский экономист, ученик и последователь А. Маршалла, неоклассик Кембриджской школы политической экономии. Получил образование в Кембриджском университете. Автор многочисленных научных трудов. Пигу выдвинул идею использования концепции убывающей предельной полезности при анализе совокупного дохода, сторонник свободной конкуренции, противник государственного вмешательства в ценообразование и перераспределение ресурсов.


6. Экономическая эффективность в условиях чистой монополии

Здесь уместно провести сравнительный анализ экономической эффек­тивности совершенной конкуренции и чистой монополии. В ус­ловиях совершенной конкуренции выполняются оба требования экономической эффективности, т. е. эффективности в сфере производства (Рх= min АТС) и эффективности в сфере распреде­ления ресурсов (Рх= МС). В условиях чистой монополии ни один из этих критериев не выполняется. Как видно на рисунке, для фирмы-монополиста условие производственной эффективности не выполняется, поскольку фирма функционирует не в нижней точки параболы АТС, а в точке В, которая расположена выше точки минимума средних валовых издержек.

Кроме того, монополист реализует свою продукцию по цене РА, при этом его предельные издержки составляют величину МСE, а РА > МСЕ. Значит, не выполняется и критерий эффективно­сти распределения экономических ресурсов, требующий равенства этих двух показателей. Характер самого неравенства PA > MCE свидетельствует о недопроизводстве монопольного продукта.

Рис 16

Если предположить, что рассматриваемый рынок является рынком совершенной конкуренции, то ситуация характеризова­лась бы точкой пересечения графиков Dx и Sx, т. е. точкой I и ее параметрами - Рх и Qx (SX для случая совершен­ной конкуренции частично совпадает с графиком предельных издержек МС. А сама кривая Sx является горизонтальной суммой кривых предельных издержек всех фирм в отрасли). Конкурент­ная отрасль, таким образом, предлагает больший объем продук­ции, чем монопольный рынок, (Q1 >QA) и при более низкой цене (P1<PA).

Проведенные выше сопоставления возможны только при до­пущении, что структура издержек производства в конкурентной отрасли и структура издержек монополиста идентичны. В реаль­ной ситуации это встречается крайне редко. Очень часто на практике издержки монополиста оказываются ниже издержек конкурентной фирмы, так как монополия представляет собой достаточно большое производство, для которого характерен по­ложительный эффект масштаба.

На рисунке 17. ниже видно, что положительный эффект масштаба производства позволяет монополии иметь издержки на уровне, близком к минимальному (СM). Конкурентная же фирма чаще всего небольшая по размерам (т. е. ее Qx невелик), поэтому здесь уровень издержек (СK) выше (См< CK).

Рис 17

Издержки монополиста, однако, могут оказаться выше, чем у конкурентного продавца. Подобная ситуация обычно называется Х-неэффективностью, когда издержки монополии больше, чем они могли бы быть, и точка, в которой функционирует монополист, находится над кривой LA тс, например точка в и соответствующий ей уровень издержек Св. При этом Ск < Св, что связано с некачественным использование ресурсов и, как пока­зывает практика, чаше присуще именно монополии, так как она существует вне конкурентной среды и у нее нет серьезных сти­мулов к снижению издержек. Кроме того, у монополиста всегда возрастают издержки, что связано с затратами, необходимыми для поддержания своего монопольного положения (скупка па­тентов, лицензий, относящихся к рынку ее продукции). Сравне­ние издержек монополии и конкурентной фирмы, таким обра­зом, не дает однозначного ответа о преимуществах той или иной рыночной структуры.

И еще один аспект, на который нужно обратить внимание при Сравнительном анализе экономической эффективности чистой монополии и совершенной конкуренции, - восприимчивость к достижениям НТП (научно-технического прогресса). Сама среда функционирования конкурентной фирмы заставляет ее развивать и внедрять достижения НТП, но экономические прибыли от вне­дрения новшеств недолговечны и поэтому материальные стимулы к внедрению для этих фирм невелики. Теперь о чистой монопо­лии. С одной стороны, отсутствие конкурентной среды миними­зирует стимулы к внедрению достижений НТП. С другой сторо­ны, внедрение новшеств обычно уменьшает издержки и способ­ствует закреплению барьеров для вступления в отрасль, т. е. усилению рыночной власти фирмы-монополиста. А это является для монополиста побудительным мотивом к внедрению нов­шеств. Общая практика в целом носит сложный характер, но обычно доминирует мнение о том, что все-таки монополия менее восприимчива к НТП по сравнению с конкурентной фирмой.

И последнее, монополия способствует неравенству в распределении доходов. Устанавливая более высокую цену, чем конкурентная отрасль, она фактически облагает население «частным налогом». Этот налог представляет собой экономическую при­быль монополии, которая распределяется среди узкого круга лиц - владельцев предприятия-монополиста.

Ограниченность ресурсов, объективно существующая в реальной экономике, обусловливает необходимость осуществления экономического выбора. Для расширения экономического выбора и степени удовлетворения потребностей экономических субъектов необходимо получить максимальный результат от используемых ресурсов.

Рентабельность продукции монополиста при отсутствии государственного контроля, как правило, превышает рентабельность продукции конкурентного предприятия. В случае проведения государственной антимонопольной политики посредством регулирования цен рентабельность продукции, особенно социально значимой, у чистой монополии может оказаться ниже, чем в других, более конкурентных, рыночных структурах.

Факторы, влияющие на динамическую эффективность в условиях чистой монополии, противоречивы.

С одной стороны, действуют факторы, способствующие повышению динамической эффективности:

наличие значительных материальных, финансовых и трудовых ресурсов для осуществления нововведений;

наличие существенных (непреодолимых) входных барьеров в отрасль, позволяющее длительное время пользоваться результатами нововведений и получать дополнительную прибыль;

возможность применения современных эффективных технологий, обеспечивающих массовый выпуск качественной продукции, низкие средние издержки и доступные цены;

высокая прогнозируемость рынка, что снижает риски при осуществлении хозяйственной деятельности и создает условия для осуществления долгосрочных проектов, в наибольшей степени способствующих росту экономического потенциала хозяйственной системы;

возможность государства, выражающего общественные интересы, осуществлять контроль и регулирование деятельности предприятия (отрасли);

ограниченные затраты на рекламу и продвижение продукции.

С другой стороны, имеются факторы, препятствующие повышению динамической эффективности:

отсутствие или недостаточное количество конкурентов, что ограничивает стимулы к снижению издержек производства и совершенствованию производства;

моральное устаревание капитала при осуществлении нововведений, что требует значительных расходов на замену капитала;

доминирование на рынке ведет к неэффективному формированию импульсов от потребления к производству, что оказывает негативное влияние на ассортиментную и товарную политику монополиста;

постепенное формирование консерватизма потребностей из-за отсутствия выбора у потребителей;

трудности управления крупномасштабным производством, связанные с проблемами обмена информацией, координации решений, бюрократизации управления.

В результате взаимодействия вышеуказанных факторов динамическая эффективность в условиях чистой монополии может быть выше, а, следовательно, средние издержки ниже и ассортимент продукции разнообразнее, чем в условиях совершенной конкуренции, единственной рыночной структуры, где достигается экономическая эффективность.

Следовательно, чистая монополия для определенного рынка может оказаться боле эффективной рыночной структурой, чем совершенная конкуренция.

Заключение

В ходе выполнения реферата автором рассмотрено поведение фирмы в условиях чистой монополии.

В результате можно сделать следующие выводы.

. Под монополией принято понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:

Выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом, который называется монополистом.

Производимый монополистом товар является особым в своем роде и не имеет близких заменителей.

Предприятие-монополист осуществляет полный контроль над ценой.

Кривая спроса фирмы (отрасли) имеет отрицательный наклон.

. В краткосрочном периоде предприятия располагают фиксированными производственными мощностями. Задача предприятия - выбор оптимального объема производства путем применения различного количества переменных ресурсов и оптимальной цены, исходя из динамики спроса на продукцию. Существует два подхода к определению оптимального сочетания «цена - объем производства»: «общий доход - общие издержки»; «предельный доход - предельные издержки».

Кривая предложения S в краткосрочном периоде восходящая, что отражает необходимость роста цен при увеличении объемов производства. При этом она расположена выше кривой средних переменных издержек (AVC), так как, если цена товара окажется ниже средних переменных издержек, то предприятие вынуждено будет закрыться и объем производства.

. Монополист обеспечит равновесие в долгосрочном периоде только в том случае, если он сможет удержать контролируемую им отрасль от проникновения в нее иных фирм. Если монополист не в состоянии компенсировать свои долгосрочные издержки, то он уйдет с рынка. В противном случае его поведение в долгосрочном периоде зависит от наличия барьеров, препятствующих вступлению на рынок других предприятий.

При этом монополист, планируя свою деятельность, осуществляет выбор из следующих вариантов поведения: максимизация прибыли; лимитирующее ценообразование; поиск ренты.

. Одним из возможных способов увеличения прибыли монополии является ценовая дискриминация, т.е. продажа однородной продукции в одно и то же время по разным ценам. Необходимым условием проведения ценовой дискриминации является невозможность перепродажи товара.

В реальной экономике чаще всего встречается ценовая дискриминация третьей степени. Условия для ее проведения возникают тогда, когда потребители определенного блага разделены на группы, различающиеся эластичностью спроса по цене.

. Динамическая эффективность в условиях чистой монополии может быть выше, а, следовательно, средние издержки ниже и ассортимент продукции разнообразнее, чем в условиях совершенной конкуренции, единственной рыночной структуры, где достигается экономическая эффективность.

Следовательно, чистая монополия для определенного рынка может оказаться боле эффективной рыночной структурой, чем совершенная конкуренция.

В заключение хотелось бы отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для России в сегодняшний переходный период. Перед Российским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития российских корпораций. Поэтому, как мне кажется, нашему парламенту необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют две-три компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены.

Список используемой литературы

1. Максимова, В.Ф. Микроэкономика: учебно-методический комплекс. - М. : Изд. центр ЕАОИ. 2009.

2. Максимова В.Ф. Микроэкономика: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркет ДС, 2011.

. Предприятие в условиях чистой монополии: учебное пособие / О.И. Мартынчук, И.И. Лямкин. - Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2008.

. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник для ВУЗов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2009.

5. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2011.

6. Экономическая теория. Введение в экономику. Микроэкономика : учеб. пособие / Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В. Дробышева и др. ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова и д-ра экон. наук, проф. Н.С. Косова. - 2-е изд., стер. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.

.Курс лекции по Микроэкономики преподователя Погореловой М. Я


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!