Морфофункциональные изменения, происходящие в организме под влиянием занятий лыжным спортом

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    96,80 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Морфофункциональные изменения, происходящие в организме под влиянием занятий лыжным спортом

Содержание

Введение

Глава 1. Морфофункциональные изменения, происходящие в организме под влиянием занятий лыжным спортом

.1 Общая характеристика физических качеств лыжников

.2 Изменение мышц под влиянием занятий лыжным спортом

.3 Изменения в дыхательной и сердечнососудистой системах под влиянием занятий лыжным спортом

Глава 2. Экспериментальное исследование физических качеств лыжников

.1 Методы тестирования в тренировочном процессе лыжников

.2 Организация исследования и обсуждение результатов

Заключение

Список используемой литературы

Введение


Лыжный спорт - один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции.

Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий. В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется, как по объёму, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности. Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют положительное влияние на нервную систему, умственную и физическую работоспособность.

Актуальность. Физическая подготовка лыжника направлена на развитие основных двигательных качеств <#"513556.files/image001.gif">

Вывод. При занятии лыжным спортом в дыхательной и сердечнососудистой системах происходят значительные качественные изменения: увеличивается жизненная емкость легких; при частом дыхании спортсмены непроизвольно увеличивали темп движений и скорость передвижения, при редком и глубоком дыхании, темп движений и скорость передвижения снижались; синхронный вид сочетания дыхательного акта с двигательным циклом наиболее эффективен по сравнению с другими видами взаимосвязи.

Глава 2. Экспериментальное исследование физических качеств лыжников

 

.1 Методы тестирования в тренировочном процессе лыжников


Для выявления специальной выносливости пользуются разнообразными тестами. Вот некоторые из них:

1) дистанция, которую спортсмен может пройти со скоростью 50% от спринтерской скорости;

2) дистанция, которую спортсмен может пройти в заданное время: мужчины - 20-25 мин., женщины - 13- 15 мин.;

3) время, показанное на дистанции: мужчины - 3000, 5000, 10 000 м, женщины - 1000, 3000, 5000 м.

Для выявления силовой подготовки существуют следующие тесты:

1) максимальный вес - жим с груди двумя руками, поднимание на грудь, приседание и т. д.;

2) динамометрия (либо на специальном столе, либо около гимнастической стенки) отдельных мышечных групп сгибателей и разгибателей.

Для выявления скоростно-силовых качеств мышечной группы ног используют:

1) прыжки с места, в длину и в высоту,

2) приседания за 20 сек.,

3) прыжки на одной, двух ногах и попеременно с одной на другую с учетом либо расстояния, преодоленного, за 10-20 сек., либо времени, потраченного на 5, 10, 15, 20 прыжков.

Для выявления силы рук применяют:

1) отжимания в упоре лежа,

2) подтягивания на перекладине либо за 10-15 сек., либо максимальное число раз.

Силовую выносливость можно определить с помощью упражнений со средним отягощением (для рук, ног и туловища), выполненных за 60 сек.

Если учесть все результаты тестов, то получится комплексный показатель мышечной выносливости.

Может быть такой тест. С ходу преодолевается отрезок 1000 м по пересеченной местности (2 подъема и 2 спуска) с максимальной скоростью. После 25-30 мин. активного отдыха следует пройти пять раз по 1000 м без перерыва (время регистрируется на каждом круге). Затем, при делении суммы результатов, показанных на каждом из пяти кругов, на время прохождения всей дистанции определяется коэффициент, позволяющий судить об уровне специальной выносливости.


При хорошей выносливости коэффициент равен 0,915- 0,930. Меньший результат указывает на недостаточную выносливость, больший - на слабую скорость [10, с. 137].

В настоящее время многие тренеры применяют тесты, связанные с подсчетом частоты пульса непосредственно после работы и в период восстановления.

Ниже приводится тест определения уровня развития специальной выносливости. Длина дистанции может быть 800-1000, 1500, 2000 м. Отрезки проходят от 3 до 5-6 раз. Один и тот же отрезок спортсмен проходит с субмаксималной интенсивностью. Непосредственно после окончания работы фиксируется по секундомеру время 15 пульсовых ударов и ио таблице определяется частота пульса в минуту. В период отдыха нужно подсчитывать пульс через каждые 15 сек. Как только частота пульса снизится на 30% по отношению к максимальному, спортсмен начинает прохождение следующего отрезка.

После прохождения отрезков подсчитывается в течение 10 мин. пульс. У тренера имеются следующие временные характеристики:

1) время прохождения отрезка,

2) продолжительность паузы отдыха,

3) время восстановления частоты пульса.

Лучшую подготовленность характеризуют стабильность времени прохождения отрезков, короткие паузы отдыха и быстрое восстановление пульса после последнего отрезка. Восстановление между прохождением отрезков дистанции за 40-50 сек. считается отличным, восстановление за 50-65 сек. - хорошим, за 65-80 сек.- посредственным, более чем за 80 сек.- плохим.

Указанный тест нужно проводить на одной и той же трассе. Это позволит точнее сравнить подготовленность гонщика на разных этапах.

Тесты могут применяться и в других вариантах. Например, после пролегания отрезка 400-800 м в треть силы подсчитывается частота пульса, в конце первой минуты подсчет повторяется. В начале второй минуты лыжник стартует на следующий отрезок. На финише и в конце первой минуты снова подсчитывается пульс. Упражнение прекращается тогда, когда частота пульса в конце первой минуты отдыха будет 160-164 удара.

Подготовленность лыжника оценивается по числу отрезков, пробегаемых в треть силы (соревновательная скорость). Чем лучше подготовленность, тем больше отрезков пройдет спортсмен [21, с. 160].

Таблица 2. Частота пульса за 1 мин

Максимальная частота пульса

30% от максимальной частоты

Время 15 ударов

Пульс в 1 мин

Время 15 ударов

Пульс в 1 мин

4,0

225

6,0

150

4,3

210

6,4

140

4,5

200

6,7

134

4,7

190

7,1

126

5,0

180

7,5

120

5,2

173

7,7

115

5,3

170

8,0

113

5,5

164

8,2

110


Кроме тестов довольно объективно отражают величину и интенсивность выполненных физических нагрузок пульсовые показатели. По пульсовым показателям можно судить о состоянии функциональных возможностей организма в каждом периоде тренировки, об изменении их в процессе многолетней подготовки. Наиболее распространенным, легко применяемым и доступным средством для контроля служит подсчет пульса.

Подсчет следует вести ежедневно два раза, утром и вечером. Утром - при пробуждении, не вставая, и вечером-через 10-15 мин. после того, как легли в постель. Подсчет выполняется два раза подряд (первый раз количество пульсовых ударов за 10 сек. умножают на 6, второй раз - за 15 сек. умножают на 4) для того, чтобы убедиться в правильности подсчета.

Для большей наглядности изменение пульса рекомендуется отражать графически. По вертикали отсчитывается число ударов в минуту, по горизонтали - дата измерения. При определении воздействия физических нагрузок на организм необходимо каждому спортсмену знать свой нормальный утренний и вечерний пульс (подсчитывается в течение трех дней подряд, в дни, свободные от тренировки). Чем слабее подготовленность спортсмена, тем больше отклонение от нормального пульса.

Наиболее объективным показателем для определения степени восстановления является вечерний пульс. Утренний пульс не всегда объективен, потому, что он зависит от характера человека, внутренних (сон, волнение, переживание) и внешних (шум, крик, звонок будильника) раздражителей.

В тренировочном цикле продолжительностью от 3 до 5 дней организм спортсмена не восстанавливается полностью, пульс не возвращается к нормальному, наблюдается постепенное, изо дня в день, повышение пульса. После цикла, когда организм спортсмена не переутомлен и идет естественное увеличение нагрузки, в день отдыха вечерний пульс должен резко снизиться и приблизиться к нормальному. Если этого нет, то тренировки в следующих циклах не прекращаются, а в них резко снижается интенсивность и возрастает продолжительность упражнений со слабой и средней интенсивностью. Если пульс не возвращается или снижается очень медленно, то необходимо дать спортсмену активный отдых до тех пор, пока пульс не станет нормальным.

Спортсмен должен научиться, сам контролировать свой пульс и в случае больших отклонений от нормы сообщать об этом тренеру.

Тренер и спортсмен намечают для своей практической работы ряд тестов и проводят их регулярно и ежегодно для оценки уровня функциональной подготовленности спортсмена и для внесения необходимых корректив.

Для лыжников необходимо в конце подготовительного периода и на определенных этапах основного проводить испытания на подъеме с оценкой функциональных сдвигов. Так, например, известный лыжник С. Ернберг ежегодно в конце подготовительного периода многократно проходил в определенном темпе длинный подъем и при этом контролировал восстановление пульса. Этот подъем даже получил название «гора Ернберга».

Кроме того, следует иметь мерные контрольные дистанции, которые спортсмен проходит ежегодно при сравнительно одинаковых условиях скольжения [17, с. 195].

Некоторые показатели тренированности. Для того чтобы проследить, как приспосабливается организм к физическим нагрузкам, как растет тренированность, применяется метод стандартных нагрузок. В качестве дозированной мышечной работы можно применять тесты в условиях спортивной практики - повторное прохождение отрезков определенное число раз с заданными интервалами отдыха между отрезками. Тренер и врач контролируют время прохождения отрезков и физиологические функции - дыхание и кровообращение, определяют восстановление пульса и артериального давления после пролегания отрезка и перед последующим повторением. Изучают также восстановительный период после выполнения всей пробы. Проба эта хорошая, но ее стандартность нельзя сохранить на протяжении всего года без изменения внешних условий. Изменение метеорологических условий, состояние грунта в подготовительном и снежного покрова в соревновательном периодах - все это заставило искать стандартные пробы, чтобы они не зависели от внешних факторов. Наиболее приемлемая - проба в лабораторных условиях на третбане (движущейся беговой дорожке) и велоэргометре. Эти тесты проводятся один-два раза в месяц.

Необходимую информацию о состоянии дыхательной и сердечнососудистой систем можно получить, если продолжительность работы не менее 5 мин., а мощность - субкритическая. В этом случае системы дыхания и кровообращения адаптируются к нагрузке и достигают устойчивого состояния, кислородный запрос полностью удовлетворен. Установлено, что такими нагрузками может быть работа на велоэргометре для мужчин - 1200,1500 и 2000 кгм/мин, для женщин - 750, 900 и 1200 кгм/мин [11, с. 92].

Реакция организма на стандартную нагрузку может до некоторой степени давать дополнительную информацию о состоянии организма после тренировочной нагрузки, как в ранние фазы восстановительного процесса, так и па поздних стадиях.

В лыжных гонках критическая интенсивность специфична для прохождения большей части пути дистанции. Надкритическая (максимальная) может быть па отдельных отрезках дистанции; на выходе из подъема, если за ним следует спуск; при обгоне противников, при финишных ускорениях.

Надкритические (максимальные) напряжения сопровождаются и максимальными физиологическими сдвигами. Так, частота пульса, как правило, выше 200-220 ударов, а в отдельных случаях (на финише) может доходить до 280 ударов. Большие изменения отмечаются и в системе дыхания. Частота дыхательных циклов возрастает от 40-60 до 80-90 в минуту. Легочная вентиляция может быть 150-200 л/мин. Потребление кислорода доходит до максимума, а иногда и падает на 20-30%!

При максимальных напряжениях не все системы достигают максимальных величин. Так, дыхательные возможности - снабжение организма кислородом - резко падают. Появляется кислородный долг, который может доходить до 18 л. Уровень молочной кислоты может возрастать до 200-280 мг.

Критическая (оптимальная) интенсивность характеризуется частотой пульса, колеблющегося от 170 до 180- 190 ударов (в зависимости от исходного пульса в покое). Кислородный долг при работе с частотой пульса до 180 ударов достигает 60-90% к общему запросу. Заблуждаются те специалисты, которые считают, что работа лыжника происходит в «истинном устойчивом состоянии». Современные гонки на лыжах по сильнопересеченной местности на дистанции от 15 до 70 км происходят с большим накоплением кислородного долга. Исследования Е. Г. Терехина показали, что у членов сборной команды на финише дистанции 30 км молочная кислота бывает, увеличена до 100-150 мг%- Это говорит о кислородном долге [12, с. 143].

Работоспособность лыжника имеет прямую взаимосвязь с аэробной и анаэробной производительностью и с общим минутным и ударным объемом сердца.

Соотношение аэробных и анаэробных процессов в лыжных гонках пока еще недостаточно изучено. Количество молочной кислоты в начале дистанции (15, 30, 50 км) возрастает, а затем идет на снижение. К концу дистанции уровень молочной кислоты находится в пределах нормы.

Если продолжительность восстановительных процессов после большой тренировки или соревнований на дистанцию 30, 50 или 70 км затягивается на 2-4 и более суток, значит, в организме происходят значительные сдвиги.

Систолический (ударный) объем сердца при интенсивной мышечной деятельности может достигать 180-200 и даже 220 см3 (в покое 60-75 см3). Минутный объем при пульсе 200 ударов равен 36 л. Минутный и ударный объемы при оптимальной интенсивности достигают максимальных величин (ударный объем достигает своего максимума уже при средней нагрузке - пульс 110-120 ударов, 40- 50% максимального потребления кислорода). Дальнейшее повышение нагрузки идет за счет увеличения частоты ударов и в пределах 170-180 ударов достигает максимальных показателей.

Концентрация гемоглобина в артериальной крови повышается у женщин от 12,2 на 100 мл крови в покое до 13,72, у мужчин - от 14,3 в покое до 15,6 г во время работы.

Практика, показывает, что величина максимального потребления кислорода (МПК) не зависит от вида мышечной деятельности при разной работе, но при частоте пульса 180-190 ударов (критическая величина) показатели примерно одинаковые.

Перед определением максимального потребления кислорода лыжник проводит разминку на местности до 20- 25 мин. (как перед переменной тренировкой). Затем 3- 4 раза на время проходит участок на подъеме для выбора оптимальной скорости. Длина общего отрезка в гору 400- 500 м. Угол наклона 3-5°. На первых 100 м спортсмен набирает постепенно скорость, остальные 300-400 м бежит с оптимальной скоростью (частота пульса 170-180 ударов). На последних 100 м производится забор воздуха. Методические рекомендации для выбора интенсивности следующие.

Последний отрезок лыжник бежит с частотой пульса 170 - 180 ударов. Повышение максимального потребления кислорода от месяца к месяцу указывает на повышение тренированности, снижение в подготовительном и соревновательном периодах следует расценивать как нарушение гримировочного процесса вследствие нарастания утомления. Определение уровня МПК в конце апреля или в начало мая (начало подготовительного периода) позволяет увнать, насколько ухудшилось функциональное состояние по сравнению с соревновательным периодом. Так, если спортсмен снизил нагрузки до 60-80% (ограничивается только утренней зарядкой и одной-двумя легкими тренировками), то дыхательные процессы снижаются с 80- 85 мл (лучшие показатели МПК на 1 кг веса тела) до 50 - 65 мл.

Второй показатель уровня тренированности гонщиков дает метод стандартных нагрузок. Этот метод широко применяется в Швеции. Каждый лыжный клуб имеет у себя эргометры и таблицы для последующих расчетов. Ведущие лыжники Швеции - С. Ернберг, П. Ларссон, Я. Стефансои и др. по нескольку раз в году проходят обследования по предложенным тестам [32, с. 125].

2.2 Организация исследования и обсуждение результатов


Исходя из теоретического материала, изложенного в данной дипломной работе ранее, мы выявили тесты, которые необходимо провести для определения скоростно-силовых качеств, силы рук и выносливости лыжников: прыжки в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивание, бег на лыжах 3 и 5 км. Исследование проводилось среди студентов 1 курса Брянского колледжа физической культуры. Полученные результаты оценивались в соответствии с программными нормативами.

Таблица 3

Контрольные упражнения

5

4

3

1. Сгибание и разгибание рук в упоре.

32

27

22

2. Подтягивание на высокой перекладине.

14

11

8

3. Прыжки в длину с места.

230

220

200

4. Бег на лыжах на 3 км.

14:30

15

15:50

5. Бег на лыжах на 5 км.

25

26

28


Цель исследования - показать важность занятий лыжным спортом в развитии организма.

Эксперимент проводился в двух группах студентов: регулярно посещающие лыжную секцию до поступления в университет и после (группа 1) и не посещающие лыжную секцию (группа 2).

В рамках эксперимента проводились и антропометрические исследования в начале учебного 2009 - 2010 учебного года и перед проведением контрольных упражнений.

В таблицах 4 и 5 представлены антропометрические данные на 15 сентября 2009 года и 10 февраля 2010 года, соответственно для группы 1 и 2.

Таблица 4. Антропометрические данные (группа 1)

Ф.И. испытуемого

Рост, см

Вес, кг

Ширина плеч, см

Окруж-ность грудной клетки, см

Кистевая сила, кг

ЖЕЛ, мл

Экскурсия грудной клетки, см


Сен-тябрь

Фев-раль

Сен-тябрь

Фев-раль

Сен-тябрь

Фев-раль

Сен-тябрь

Фев-раль

Сен-тябрь

Фев-раль

Сен-тябрь

Фев-раль

Сен-тябрь

Фев-раль

1. Вадим Ж.

170

173

57,1

60,2

42

44

102

104

42

44

5300

5400

6

8

2. Андрей П.

168

171

56

58,5

40

42

100

101

40

41

5400

5490

6

8

3. Максим К.

173

172

57,9

60,1

43

45

103

105

42

44

5400

5500

6

8

4. Алексей М.

171

175

56,2

59,9

42

44

101

103

41

43

5380

5490

6

8

5. Владимир Ж.

169

174

55,7

58,9

40

41

100

102

39

41

5290

5400

6

8

6. Денис С.

168

171

54,9

57,6

40

41

100

102

37

40

5300

5410

5

7

7. Влад Т.

171

171

56,3

58,8

42

44

102

104

41

43

5390

5500

5

7

8. Михаил Орл.

165

169

55,7

57,9

39

42

98

101

38

40

5350

5470

7

9

9. Влад К.

172

174

56,8

59,0

43

45

101

104

42

43

5340

5490

7

9

10. Антон Г.

169

172

55,8

59,1

41

44

100

103

40

42

5390

5500

6

8


Таблица 5. Антропометрические данные (группа 2)

Ф.И. испытуемого

Рост, см

Вес, кг

Ширина плеч, см

Окруж-ность грудной клетки, см

Кистевая сила, кг

ЖЕЛ, мл

Экскур-сия грудной клетки, см


Сен-тябрь

Фев-раль

Сен-тябрь

Фев-раль

Сен-тябрь

Фев-раль

Сен-тябрь

Фев-раль

Сен-тябрь

Фев-раль

Сен-тябрь

Фев-раль

Сен-тябрь

Фев-раль

1. Артем Т.

171

174

58

59,4

41

42

100

101

42

43

4100

4110

4

5

169

172

56,1

57,6

39

40

98

99

39

40

4000

4120

5

6

3. Дмитрий М.

170

173

57,5

58,9

41

42

98

101

39

40

4100

4190

4

5

4. Стас Р.

171

174

57,9

59,3

40

41

100

102

41

42

4190

4240

4

5

5. Андрей З.

173

175

58,4

59,9

41

43

101

102

42

43

4210

4260

3

4

6. Александр П.

174

176

59,3

61

42

43

103

104

42

43

4240

4270

4

5

7. Николай Акс.

172

175

58,9

60

41

42

100

102

41

42

4190

4230

4

5

8. Руслан С.

171

174

58,1

59,5

41

43

100

101

40

41

4110

4190

3

4

9. Роман К.

170

174

57,6

59

40

43

98

100

38

39

4130

4200

4

5

10. Богдан Аш.

171

174

57,9

59,5

42

43

100

101

39

41

4150

4220

3

4


В таблицах 6, 7 представлены результаты выполнения контрольных упражнений.

Таблица 6. Результаты группы 1

Ф. И. испытуемого

Сгибание и разгибание рук в упоре

Подтягивание на высокой перекладине

Прыжки в длину с места

Бег на лыжах на 3 км (мин:сек)

Бег на лыжах на 5 км (мин:сек)


Результат

Оценка

Результат

Оценка

Результат

Оценка

Результат

Оценка

Результат

Оценка

1. Вадим Ж.

35

5

15

5

235

5

14:00

5

24:00

5

2. Андрей П.

33

5

15

5

240

5

14:15

5

24:40

5

3. Максим К.

35

5

17

5

231

5

14:00

5

24:30

5

4. Алексей М.

34

5

20

5

235

5

14:00

5

24:00

5

5. Владимир Ж.

35

5

17

5

237

5

14:05

5

24:50

5

6. Денис С.

35

5

15

5

231

5

14:01

5

24:45

5

7. Влад Т.

34

5

19

5

231

5

14:15

5

24:00

5

8. Михаил Орл.

33

5

17

5

235

5

14: 10

5

24:10

5

9. Влад К.

35

5

18

5

233

5

14:13

5

24:20

5

10. Антон Г.

35

5

16

5

231

5

14:01

5

24:15

5

Средняя оценка группы

4

4

4

4

4

Таблица 7. Результаты группы 2

Ф. И. испытуемого

Сгибание и разгибание рук в упоре

Подтягивание на высокой перекладине

Прыжки в длину с места

Бег на лыжах на 3 км (мин:сек)

Бег на лыжах на 5 км (мин:сек)


Результат

Оценка

Результат

Оценка

Результат

Оценка

Результат

Оценка

Результат

Оценка

1. Артем Т.

30

4

10

3

225

4

15:00

4

26:10

4

2. Дмитрий Ч.

25

3

12

4

229

4

15:01

4

27:10

4

3. Дмитрий М.

28

4

11

4

220

4

15:30

4

26:00

4

4. Стас Р.

27

4

13

4

215

3

15:00

4

25:55

4

5. Андрей З.

28

4

12

4

221223

4

15:15

4

25:40

4

6. Александр П.

30

4

12

4

221

4

15:00

4

26:00

7. Николай Акс.

29

4

10

3

225

4

15:30

4

26:10

4

8. Руслан С.

27

4

12

4

220

4

15:21

4

26:00

4

9. Роман К.

25

3

10

3

221

4

15:17

4

27:00

4

10. Богдан Аш.

28

4

13

4

221

4

15:10

4

25:58

4

Средняя оценка группы

4

4

4

4

4



Диаграмма 1


Таблицы 4 и 5 показывают, что увеличение роста интенсивнее у юношей, не занимающихся лыжным спортом. у лыжников прирост в основном на 2 см, а у не занимающихся - на 3 см. Остальные показатели увеличились на большее количество единиц измерения у лыжников

Из диаграммы 1 четко видно, что студенты, постоянно занимающиеся лыжным спортом, выполнили все контрольные упражнения на «5», а не занимающие - на «4». Если обратиться к таблицам 5 и 6, то мы видим, что испытуемые группы 1 выполнили все упражнения не только на отлично, но и перевыполнили норму. Например, на оценку «5» необходимо подтянуться 14 раз, а все члены первой группы выполнили упражнение более 15 раз. Нормативы по бегу на лыжах на 3 и 5 км также перевыполнены, нет ни одного человека, который бы выполнил задание по норме, все пришли раньше требуемого для оценки «5» времени.

Из этих таблиц видно, что испытуемые группы 2 выполни все задания на оценку «4», а также некоторые выполнили отдельные задания на «3». В этой группе мало примеров, когда учащиеся перевыполняли норму. Например, количество сгибания и разгибания рук на оценку «4» 27, большинство студентов данной группы выполнили 27 - 29 раз, что является показателем низкого уровня сформированности силы рук. Аналогичные показатели и по выполнению других упражнений.

Выводы

1. У юношей, занимающихся лыжным спортом, медленнее увеличивается рост.

2.       За счет увеличения мышечной массы интенсивнее увеличивается вес, ширина плеч и окружность грудной клетки, кистевая сила.

.        За счет увеличения жизненной емкости легких увеличивается экскурсия грудной клетки.

.        Исследование показало, что у юношей занимающихся регулярно лыжным спортом, несколько быстрее происходит развитие различных функций организма. Нормативы, предполагаемые для данного возраста традиционной программой по физической культуре, студентами, занимающимися лыжным спортом до поступления в университет и продолжающими им заниматься, перевыполнены. Например, сила рук, выносливость, скоростно-силовые качества.

.        Данный эксперимент показал, что морфофункциональные изменения в организме под влиянием занятий лыжным спортом, проистекают несколько иначе, т.е. мышцы и другие органы, которые наиболее задействованы, развиваются быстрее и качественнее.

Заключение


В процессе работы над темой «Морфофункциональные изменения под влиянием занятий лыжным спортом» нами было сделано следующее: изучена научная и методическая литература по данной теме; выявлен уровень сформированности физических качеств студентов первого курса факультета физической культуры Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, занимающихся и не занимающихся лыжным спортом; математически обработали и проанализировали полученные результаты.

Данная дипломная работа состоит из двух глав. В первом параграфе первой главы рассмотрены основные физические качества лыжников: сила, выносливость, быстрота, равновесие, гибкость, ловкость. В результате нами сделан следующий вывод. Занятия лыжным спортом напрямую связаны с развитием таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость, равновесие. Эти качества необходимы в лыжном спорте. В то же время физическая подготовка неразрывно связана с укреплением органов и систем, с повышением общего уровня функциональной подготовки и укреплением здоровья лыжников.

Во втором параграфе рассмотрены особенности мышц лыжников. В результате работы сделаны следующие выводы: полезное использование мышц заключается в своевременном их включении в работу для преодолевающей, фиксирующей и уступающей работы и в своевременном их выключении. Без уступающей регулирующей работы мышц невозможно управление никакими точными движениями. Сокращение мышц эффективнее и экономичнее, если перед преодолевающей работой мышца была растянута в произвольном движении и «заряжена» упругой энергией (подседание перед отталкиванием ногой). Так осуществляется управляющая и движущая роль работы мышц лыжников.

В третьем параграфе представлены особенности дыхательной и сердечнососудистой систем. Нами рассмотрены жизненная емкость легких, изменения пульса и дыхания при прохождении дистанций различной сложности. В результате мы пришли к выводу: при занятии лыжным спортом в дыхательной и сердечнососудистой системах происходят значительные качественные изменения: увеличивается жизненная емкость легких; при частом дыхании спортсмены непроизвольно увеличивали темп движений и скорость передвижения, при редком и глубоком дыхании, темп движений и скорость передвижения снижались; синхронный вид сочетания дыхательного акта с двигательным циклом наиболее эффективен по сравнению с другими видами взаимосвязи.

Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию. В первом параграфе рассмотрены различные методы тестирования в тренировочном процессе лыжников. Изучив соответствующую литературу, мы определи наиболее оптимальные для нас методы тестирования: сгибании и разгибание рук в упоре, подтягивание на высокой перекладине (для определение силы рук), прыжки в длину (для определения скоростно-силовых качеств), бег на лыжах на 3 и 5 км (выносливость).

Во втором параграфе представлены результаты эксперимента. Исследование проводилось в двух группах студентов первого курса факультета физической культуры БГУ. Первая группа - студенты, регулярно занимающиеся лыжным спортом, вторая - не занимающиеся лыжным спортом. Результаты эксперимента оказались следующими: у юношей занимающихся регулярно лыжным спортом, несколько быстрее происходит развитие различных функций организма. Нормативы, предполагаемые для данного возраста традиционной программой по физической культуре, студентами, занимающимися лыжным спортом до поступления в университет и продолжающими им заниматься, перевыполнены. Например, сила рук, выносливость, скоростно-силовые качества.

Проведенное исследование показало, что морфофункциональные изменения в организме под влиянием занятий лыжным спортом, проистекают несколько иначе, т.е. мышцы и другие органы, которые наиболее задействованы, развиваются быстрее и качественнее.

Данный дипломный проект не исчерпывает всю полноту поставленной проблемы, решение которой может быть продолжено в других научных исследованиях.

Список используемой литературы


1.       Абрамовский И.Н. Зависимость между силой, весом <http://bodybuilding.in.ua/search.html?searchword=%E2%E5%F1%EE%EC> и ростом спортсмен <http://bodybuilding.in.ua/search.html?searchword=%F1%EF%EE%F0%F2%F1%EC%E5%ED>а// Теор. и практ. физ. культ., 1968, № 11, с. 17-19

.        Аграновский М.А. Лыжный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1980

.        Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. Учебное пособие. - Харьков: «Основа», 1993

.        Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1979

.        Богданов Г.П. Руководство физическим воспитанием школьников. - М.: Просвещение, 1972

.        Бутин И.М. Лыжный спорт. - М.: Просвещение, 1973

.        Введение в теорию физической культуры / под ред. Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1983

.        Велашков К.Ю., Грозин Ю.А. Объём и интенсивность тренировочной нагрузки лыжников-гонщиков, - Теория и практика физической культуры 1977 №3

.        Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников. - Киев: Радянська школа, 1980

.        Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. - Киев.: Здоровья, 1984

.        Волков Л.В. Физические особенности детей и подростков. - Киев: Здоров’я, 1981

.        Дещин Д.Ф. Врачебный контроль в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1958

.        Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Ростов н/Дону: Феникс, 2003

.        Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970

.        Копс К.К. Значение и методика подсчёта пульса у лыжников юношеского возраста в процессе тренировки //На лыжне//. - М.: Физкультура и спорт, 1970

.        Кудрявцев Л.И. Лыжный спорт. - Учебник для техникумов физической культуры. - Изд. 2-е. - М.: Физкультура и спорт, 1983

.        Кузнецова В.К. Силовая подготовка лыжника. - М.: Физкультура и спорт, 1982

.        Кузнецова З. И. Когда и чему: Критические периоды развития двигательных качеств школьников. - М.: Физическая культура в школе, 1975. - №1

.        Лыжный спорт. / Сост. В.Н. манжосов. - М.: Физкультура и спорт, 1984

.        Манжосов В.Н. Современная методика тренировки в лыжных гонках. - М.: Физкультура и спорт, 1981

.        Манжосов В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков. - М.: Физкультура и спорт, 1986

.        Матвеев Л.Л. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977

.        Масленников И.Б., Капланский В.Е. Лыжный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1984

.        Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсмена. - Киев: Здоров’я, 1990

.        Огольцов И.Г. Тренировка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1971

.        Основы управления подготовкой юных спортсменов. /Под ред. М.Я.Набатниковой/. - М.: Физкультура и спорт, 1982

.        Платонов В.М. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев: Вища школа, 1984

.        Платонов В.М., Булатова М.М. Физическая подготовка спортсмена. - Киев: Олимпийская литература, 1995

.        Смирнов В.М. Физиология физического воспитания. - М.: Владос-Пресс, 2002

.        Ставицкая А.Б., Арон Д.И. Методика исследования физического развития детей и подростков. - М.: Медиз, 1979

.        Фомин С.К. Лыжный спорт: Методическое пособие для учителей физической культуры и тренеров. - Киев.: Рад. шк., 1988

.        Филин В.П. Воспитание физических способностей юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1972

.        Филин В.П., Фомин Н.И. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980

.        Чернов К.Л. Подготовка юных лыжников М.: Физкультура и спорт, 1962

.        Шварц В.Б., Хрущёв С.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - С.150-154

Похожие работы на - Морфофункциональные изменения, происходящие в организме под влиянием занятий лыжным спортом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!