Уровень
эмоциональности
|
Количество
учащихся в %
|
Высокий
уровень эмоциональности
|
60%
|
Средний
уровень эмоциональности
|
40
%
|
Низкий
уровень эмоциональности
|
0%
|
Рисунок 1 Присутствие эмоционального
компонента
Таким образом, мы определили что проявление
эмоциональности не зависит от уровня успеваемости.
Итак, чтобы обеспечить формирование патриотизма
и гражданственности младших школьников, необходимо организовать их участие в
разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от
отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых.
Младший школьный возраст, по мнению ряда исследователей характеризуется
повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Это обусловлено
такими возрастными особенностями младших школьников как доверчивость,
подражательность, высокая познавательная активность, эмоциональность. Именно в
этом возрасте возникают большие возможности для развития у детей чувства
патриотизма, любви и преданности своей Родине.
В заключении можно сказать о том, что мы
советуем родителям и учителям задуматься над проблемой уровня патриотизма
детей, как гарантии развития в них полноценной личности. Необходимо различными
методами проверять данный уровень, в том числе и способом анкетирования. Анкеты
для данных целей необходимо добывать у профессиональных педагогов и психологов
занимающихся проблемой патриотизма напрямую или через их издания в книжном или
интернет форматах.
2.3 Методические рекомендации для учителей
начальной школы
§ Формирование межэтнической толерантности
необходимо осуществлять с учетом культурных особенностей, традиций, обычаев
наций и народностей детей, представленных в классе.
§ Вносить изменения в содержание, формы и методы
внеклассной работы, что позволяет развивать у младших школьников способность к
эффективному межэтнически толерантному взаимодействию.
§ Педагог должен знать особенности национальных
культур, уметь вводить детей разных национальностей в мир обычаев и традиций
разных народов, показывать их гуманную сущность, воздействовать на чувства
детей. Ему необходим педагогический такт и тонкое умение при работе с
многонациональным коллективом.
§ К работе по формированию межэтнической
толерантности младших школьников привлекать родителей, людей старшего
поколения. Т.к. они являются носителями своей национальной культуры.
В содержание внеклассных занятий включать
материал, направленный на:
• Обогащение знания детей о культуре и
истории, традициях и обычаях, образе жизни и языке разных народов;
• Возникновение положительных эмоций,
терпимого, уважительного и доброжелательного отношения к представителям других
национальностей;
• Формирование первоначальных навыков
общения с представителями разных наций. Умения пользоваться ими в своей
практической деятельности.
С целью формирования межэтнической толерантности
младших школьников во внеклассных занятиях целесообразно использовать следующие
формы работы с детьми и их родителями: кружки, секции, клубы, игры, конкурсы,
викторины, тематические недели, праздники, а также индивидуальные беседы с
родителями, родительские собрания, педагогические лектории и т.д., включающие
приемы ее организации, такие как прослушивание народных музыкальных
произведений, просматривание диафильмов, видеофильмов о жизни людей разных
национальностей, разучивание народных песен и танцев, организация народных игр,
праздников и т.д.
Вся эта работа должна строиться на основе
сотрудничества, сопереживания, подражания, поддержки, одобрения,
перевоплощения, создания ситуации успеха.
Заключение
Детство - это сердцевинная часть каждой жизни.
Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы, очень важно. Трудно
сейчас воспитать здорового ребёнка - здорового и телесно, и душевно. Многое
зависит от родителей, но очень многое и от нас, учителей. Первый серьёзный шаг
в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание
до этого осуществлялось родителями или вообще не велось, то теперь важную роль
в формировании взглядов ребёнка играет учитель, и от него зависит его
духовно-нравственное воспитание.
Начальная школа - наиболее благоприятный период
для преподавания любой области знания, воспитания милосердия, человеколюбия и
чувства прекрасного, формирования в душах молодого поколения те качества,
которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость,
сострадание, благородство, достоинство, трудолюбие, патриотизм, благочестие и
многие другие. От встреч с учителем дети ждут добра и понимания, уважения и
справедливости, познания себя и других, окружающего мира, себя в этом мире;
часто детям нужен добрый, мудрый совет взрослого, которому можно доверить свои
проблемы. Именно в таком контакте учителя и ребят осуществляется воспитание и
развитие Человека. Главной задачей человека младшего возраста является
ученичество. При этом «обучается» он не умом, а всей своей сущностью и
глубиной. Труд учителя, как посаженное впрок плодовое деревце: не сразу даёт
результаты. Приходится ждать годы, но плоды обязательно принесут радость,
наполнят сердце счастьем.
В нашей работе мы выяснили, что воспитание
патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного
отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает
одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни
современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития
личности. В формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо учитывать
возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала. Сущность
понятия «патриотизм» предполагает дальнейшее исследование. В настоящее время
школа ориентируется не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний,
но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.
Накопленный опыт патриотического воспитания в школе и намеченные
государственной программой ориентиры.
Технологический компонент процесса воспитания
патриотизма подразумевает использование широкого спектра форм и методов
патриотического воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют
акцентированную патриотическую направленность.
Важной стороной содержательной зрелости
организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные
виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
Формирование патриотических качеств личности -
это целенаправленный, специально организуемый процесс.
Патриотическое воспитание в современной школе -
фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного,
политического и экономического возрождения страны, ее государственной
целостности и безопасности.
Библиографический список
1. Агапова
И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия:
1-11-е классы. - М.: “Вако”, 2006.
. Ананьев
Б.Г. Воспитание характера школьника. Л., 1941. С. 72.
. Анцыферова
Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее
развитие и формирование // Психологические исследования социального развития личности.
Сб. научн. Работ АН СССР. М., 1991.
. Аронов,
А. Воспитываем патриотизм // А.В. Аронов - Дошкольное воспитание, 1988.- № 2.-
С. 10-13
. Бурлачук
Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологическойдиагностике. - Киев:
Наукова думка, 1989.РУОЦ «Бобек», 2004.
. Воспитание
патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова - СПб:
КАРО, 2004.
. Выгодский,
Л.С. Нравственное воспитание/ Л.С Выгодский Пед. психология. - М.,1991.
. Замостьянов
А. Просвещение и патриотизм // А. Замостьянов Народное образование, 2002. - №
4.- С.183-189.
. Касимова,
Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.
Касимова, Д. Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005.
. .
Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2001.-560с.
. Ковалев
А.Г., Мясищев В.И. Психические особенности человека. Т.1. Характер. Д,
. Казаева
Е.А., Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного и старшего
возраста. Екатеринбург, 2000
. Максименко
Н.А., Спутник классного руководителя. 1 -4 классы - Волгоград: Учитель, 2007
. Мамцева
Г. Определение уровня воспитанности школьника // Классныйруководитель, 2005.-
№5 - с.32-35
. Малякова
Н.С. Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности
. учащегося
// Классный руководитель, 2005. - №5 - с. 30-31
. Мониторинг
курса «Самопознание» (Общеобразовательные школы, 1-2 классы.)
. Мониторинг
курса «Самопознание» (Начальное общее образование, 3 класс.)
. Методические
рекомендации / Составители Б.К. Даметов, А.А. Семченко и др. - Алматы:
. Кузнецова,
Л.В. Истоки гражданственности./ Л.В. Кузнецова - М.: Педагогика, 1986.
. Патриотическое
воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий
/ авт. Сост. И.А. Пашкевич. - Москва: Учитель, 2008.
. Парфенов
С., Козлова С. Новый патриотизм? // С. Парфенов, С. Козлова - 2003. - №6. - С
3-7.
. Преображенский,
А.А. Патриотические традиции русского народа // А.А. Преображенский -ПИШ. -
1993. - № 1. - С. 3-10.
. Рабочая
тетрадь школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. -М.:Просвещение, 1991.
. Сухомлинский,
В.А. Как воспитать настоящего человека: ( Этика коммунистического воспитания).
Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская.-М.: Педагогика, 1990.
. Сухомлинский,
В.А. Родина в сердце / В.А. Сухомлинский - М.: Молодая гвардия, 1980.
. Троицкий,
В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // В.Ю.
Троицкий - «Педагогика». - 1998. - № 2. - С. 3-7.
. Ушинский,
К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М.,1974, -т.9 -
С.117-118.
. Шмаков,
С.А. Гражданином быть обязан / С.А. Шмаков. - М.: Знание, 1982.\
Приложение 1
Сводная таблица по возрастной периодизации
Период
П
|
Социальная
Ситуация Развития
|
Ведущая
Деятельность
|
1.Период
младенчества а) новорожденность (от 1 до 4 недель); б) собственно
младенчество (до 1 года)
|
Определяется
двумя моментами: а) биологической беспомощностью младенца, зависимостью
удовлетворения его потребностей от взрослых; б) при этой максимальной
зависимости, включенностью всего поведения ребенка в социальное, он лишен
основных средств социального общения речи.
|
Сенсомоторное
развитие, заключающееся в научении моторными навыками (овладение рукой,
умение сидеть и ходить)и появлении познавательных (функциональных) действий
(т.е. познание физической стороны предмета и имитация действий взрослым с
этим предметом).
|
Раннее
детство (от 1 года до 3 лет)
|
В
этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности:
появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с
предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.
Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно описать схемой:
"ребенок ПРЕДМЕТ взрослый". Это противоречие решается в новом типе
деятельности, который рождается в период раннего возраста. Им является
предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных
способов действия с предметами.
|
Предметно-орудийная
деятельность, с ведущим мотивом овладения действиями с предметом. На этом
этапе происходит дальнейшее выделение смыслового компонента предмета и
освоение операционально-технической стороны.
|
3.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)
|
Ребенок
выходит из кризиса 3х лет с желанием действовать автономно и с системой
самооценки. Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может
чувствовать соразмерность со взрослыми.. Поскольку взрослые ограждают его от
этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. В них он
моделирует мир взрослых и правила функционирования в нем.
|
Сюжетноролевая
игра (где игра это своеобразное отношение к действительности,
характеризующееся созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних
предметов на другие). К концу этого периода эти игры приобретают
«режиссерский» характер). Они позволяют постигнуть систему отношения между
людьми и способствуют развитию знаковосимволической функции и речи.
|
4.
Младший школьный возраст (7 11 лет)
|
Характеризуется
следующими особенностями: в систему отношений появляется учитель («чужой
взрослый»), который является непререкаемым авторитетом; в этом периоде
ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований,
предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт
с «обществом» (при этом он не может получить эмоциональной поддержки как в
семье);ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт
взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в
сферу партнерских;
|
Ведущая
деятельность учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует
рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал".
|
5.Подростковый
возраст а) собственно подростковый (1114 лет); б) юношество (14 18 лет).
|
Характеризуется
следующими особенностями: подросток продолжает находиться в тех же условиях,
что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные
ориентации. Так, стремление к независимости сталкивается в семье с тем, что
родители могут относиться к подростку еще как к «ребенку в то же время,
подросток находится под действием амбивалентно направленных сил: он
стремиться оторваться от детства, которое, одновременно, является для него
привлекательным
|
Общение
со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь
осваиваются нормы социального поведения, морали и т.п.
|
Источник: Автор работы
Приложение 2
Младший школьный возраст. Основные теории.
Авторы
теории
|
Основные
изменения
|
Результат
|
Л.С.
Выготский
|
Мышление
становится центром сознательной деятельности ребенка утрата детской
непосредственности
|
Новый
уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку не
действовать непосредственно, а руководствоваться сознательными целями,
социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.
|
Ж.
Пиаже,
|
Интеллектуальное
развитие ребенка 7-11 лет находится на стадии конкретных операций. Это
значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и
координированными. Приобретается понятие сохранения для дискретных и непрерывных
величин.
|
У
ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия
и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. Переход к конкретно -
операциональному мышлению влечет за собой перестройку всех психических
процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания
ребенка, его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими
людьми.
|
Э.
Эриксон
|
Период
передачи ребенку систематических знаний и умений,обеспечивающих приобщение к
трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у
ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается)
способность к овладению окружающей его средой.
|
При
позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей
умелости, при неудачном исходе - чувство неполноценности и неспособности быть
наравне с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать,
соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как
характерные черты детей данного возраста.
|
Психоаналитический
подход
|
Период,
когда сексуальное развитие ребенка под давлением родителей и общества
временно приостанавливается, и он готов принять правила, предлагаемые ему
социумом.
|
Подавление
детской сексуальности создает большие возможности для дальнейшей
социализации: получения образования, обучения практическим навыкам,
приобретения опыта общения со сверстниками.
|
Приложение 3
заповедей для родителей Януша
Корчак
. Не жди, что твой ребенок
будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а
собой.
. Не требуй от ребенка платы за
все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?
Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
. Не вымещай на ребенке свои
обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
. Не относись к его проблемам
свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше,
чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
. Не унижай!
. Не забывай, что самые важные
встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них -
мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
. Не мучь себя, если не можешь
сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни,
для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
. Ребенок - это не тиран,
который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та
драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем
творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет
расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
. Умей любить чужого ребенка.
Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
. Люби своего ребенка любым -
неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что
ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Приложение 4
Календарно-тематический план работы с родителями
Дата
|
Форма
работы
|
Тема
|
Ответственные
|
|
Педагогический
лекторий
|
Толерантность,
что это?
|
|
Родительское
собрание
|
Круглый
стол
|
Учитель
|
|
Педагогический
лекторий
|
Как
хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня...
|
Учитель
|
|
Родительское
собрание
|
Законы
жизни семьи, законы жизни класса
|
Учитель
|
|
Педагогический
лекторий
|
Значение
семейных традиций и обычаев в формировании у ребенка межэтнической
толерантности
|
Учитель
|
|
Родительское
собрание
|
Как
научить ребенка жить в многонациональном мире людей. Уроки этики и поведения
для детей и родителей.
|
Учитель
|
|
Педагогический
лекторий
|
Роль
семьи и школы в формировании у ребенка интереса к другим культурам, обычаям,
традициям.
|
Учитель
|
Источник: Автор работы