Учёт и аудит бухгалтерского баланса

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,07 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учёт и аудит бухгалтерского баланса

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ДИМИТРОВГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИИ, УПРАВЛЕНИЯ И ДИЗАЙНА (филиал)

УЛЬЯНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Кафедра экономики и управления производством





КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: Учёт и аудит бухгалтерского баланса


Выполнила: студентка

группы БиАу-51

Кирюткина Э. Е.

Проверила:

Котельникова Н.В.





Димитровград 2006

РЕФЕРАТ

Кирюткина Эвелина Евгеньевна. "Учет и аудит бухгалтерского баланса". Курсовая работа./ Димитровградский институт технологии, управления и дизайна Ульяновского государственного технического университета. 080109. - Димитровград, 2006. - 40 с.

оглавление

Введение

ГЛАВА 1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

.1 Понятие и классификация бухгалтерской отчетности

.2 Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

2.1 Определение бухгалтерского баланса

2.2 Классификация бухгалтерских балансов

2.3 Содержание статей бухгалтерского баланса

Глава 3. аУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

3.1 Назначение аудиторских проверок

3.2 Концепция аудиторской проверки

3.3 Аудиторское заключение

Заключение

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ Список

ВВЕДЕНИЕ

В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.

Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.

Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.

Пользователями такой информации являются руководители, учредители, участники и собственники имущества предприятия.

Содержание отчетности о деятельности предприятия, имущественном положении и степени финансовой устойчивости представляет интерес для потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капитала.

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

.1 Понятие и классификация бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. [6]

Бухгалтерская отчетность носит обязательный регулярный характер и является публично-правовым документом.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству и целом.

Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.

По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.

По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую - промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность - это отчеты за год.

По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.

.2 Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

Бухгалтерская отчетность включает во всех случаях две непременные формы: форму № 1 "Бухгалтерский баланс" и форму № 2 "Отчет о прибылях и убытках". Однако данные, представленные в них, могут быть расширены за счет дополнительных форм, раскрывающих и дополняющих их (Отчет об изменениях капитала - форма № 3; Отчет о движении денежных средств - форма № 4; Приложение к бухгалтерскому балансу - форма № 5).

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" (от 21.11.96 г. № 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.[2]

Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др.

Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.

Все большая ориентация отечественной бухгалтерской отчетности на внешних пользователей, а также на предоставление недостаточно детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран. Годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н включает:

üБухгалтерский баланс - форма № 1;

üОтчет о прибылях и убытках - форма № 2;

üОтчет об изменениях капитала - форма № 3;

üОтчет о движении денежных средств - форма № 4;

üПриложение к бухгалтерскому балансу - форма № 5;

üПояснительная записка;

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.

Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств, а также при отсутствии соответствующих данных - Отчет об изменениях капитала и Приложения к бухгалтерскому балансу. Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют. Указанные организации в составе годовой бухгалтерскому отчетности не представляют Отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу и Пояснительную записку.[1]

2. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

2.1 Определение бухгалтерского баланса

Как бухгалтерское понятие слово "баланс" существует уже почти 600 лет. В литературе по истории бухгалтерского учета можно встретить различные сведения о времени появления этого термина, относящиеся к концу XIV - началу XV в.

Баланс есть модель, с помощью которой в интересах пользователей представляется на определенный момент времени финансовое положение организации.

В этом определении присутствуют следующие ключевые слова: баланс, модель, интересы пользователей, представление, определенный момент времени, финансовое положение, организация.

Разберем каждое из приведенных ключевых слов.

üСлово "баланс" происходит от латинских слов bis - "дважды" и lans - "чаша весов", что буквально означает "двучашье" и употребляется как символ равновесия, равенства. В бухгалтерском учете слово "баланс" имеет двоякое значение:

.равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому учету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса.

.наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату. Равные итоги актива и пассива располагаются по большей части на одном уровне, занимая строго горизонтальное положение, подобно коромыслу весов, находящихся в состоянии равновесия. В отличие от балансов, используемых при планировании и анализе, бухгалтерский баланс представляет собой систему моментальных показателей, характеризующих состояние средств предприятия и источников их образования на определенную дату (момент).

üМодель - упрощенное представление объектов в зависимости от целей пользователей или средств и их источников, или движения капитала предприятия. Здесь отмечен двойственный характер истолкования модели: с одной стороны (теоретический подход), это категория, отражающая существенные свойства и отношения, представленные в балансе в момент его составления; с другой стороны (практический подход), баланс - это отчетная форма, бланк баланса, и то, что в этом бланке указано, составляет содержание баланса. Каждая его графоклетка представляет определенную статью - показатель хозяйственной деятельности.

Подытоживая сказанное, мы должны подчеркнуть, что баланс - это не только бланк, который заполняет бухгалтер, но и некая абстракция, категория, позволяющая упорядочить совокупности объектов бухгалтерского учета, часто находящиеся в хаотическом состоянии.

üИнтересы пользователей. Каждый пользователь с помощью модели баланса стремится решать свои задачи. Отсюда и проистекают основные сложности, ибо противоречия между пользователями нарушают логическое развитие принятых исходных принципов бухгалтерского учета. Бухгалтеров волнует правильность денежной оценки, в которой составляется баланс, отсюда и его определение как равенство актива и пассива.

Кредиторов волнует платежеспособность фирмы, и поэтому они склонны уточнить общее формальное определение, сформулировав его следующим образом: баланс есть категория бухгалтерского учета, позволяющая на определенный момент времени представить в денежном измерении имущественное положение организации.

Такой баланс получил название статического.

Администрацию и собственников волнует движение капитала, который должен приносить прибыль. Поэтому они склонны несколько по-другому интерпретировать модель баланса: баланс есть категория бухгалтерского учета, позволяющая представить финансовый результат хозяйственной деятельности за отчетный период.

Такой баланс получил название динамического.

Налоговые органы в зависимости от действующего законодательства могут быть заинтересованы как в статическом, так и в динамическом балансе.

üПредставление. Модель баланса предусматривает два разреза: вертикальный и горизонтальный.

Вертикальный разрез предполагает две части: актив и пассив. В зависимости от интересов пользователей актив можно истолковывать как средства, а пассив - как источники (статический баланс), или же актив и пассив рассматриваются как различные стадии кругооборота капитала (динамический баланс).

Горизонтальный разрез зависит от взаимосвязи между учетными объектами, представленными в балансе.

Во всех случаях каждой статье баланса соответствует определенное сальдо счета. Дебетовое сальдо показывается в активе, кредитовое - в пассиве.

üОпределенный момент времени - обычно это последнее число месяца, квартала, года.

üФинансовое положение фирмы может быть представлено в зависимости от целей пользователей самым различным образом. Поэтому в сущности, будучи не только картиной, кадром киноленты, изображающей состояние хозяйственной деятельности фирмы, баланс одновременно служит и способом оценки этой деятельности.

Имущество фирмы - это средства, ресурсы, которыми эта фирма располагает. Если стоимость ее имущества возрастает реально, то говорят о ее прибыли, если уменьшается - об убытке. Однако решающей характеристикой финансового положения фирмы следует признать ее реальный финансовый результат. Так, если из-за инфляции растет стоимость активов, то это не прибыль, а псевдоприбыль. Если предприятие безвозмездно получило активы, то это не прибыль, а только увеличение актива баланса, и т.д.

üОрганизация (предприятие). Под организацией понимается любой хозяйствующий субъект, наделенный правами юридического лица. Предприятие - это имущественный комплекс, благодаря которому организация получает прибыль.[3]

.2 Классификация бухгалтерских балансов

Существует множество видов бухгалтерских балансов в зависимости от цели их составления. Важно иметь в виду семь оснований для их классификации: 1) время составления; 2) источники составления; 3) объем информации; 4) характер деятельности; 5) форма собственности; 6) объект отражения; 7) отражение регулирующих статей.

К1- по времени составления бухгалтерские балансы могут быть: 1)вступительные; 2) текущие; 3) ликвидационные; 4) разделительные; 5)объединительные.

. Вступительный баланс составляют на момент возникновения предприятия.

. Текущие балансы составляют периодически в течение всего времени существования предприятия. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс формируется на начало, а заключительный - на конец отчетного года. Отсюда следует, что заключительный баланс отчетного года является начальным балансом следующего года, т.е. эти балансы, по сути, заключительные. Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года.

. Ликвидационный баланс формируют при ликвидации предприятия. Эти балансы составляют в течение всего периода ликвидации, они также носят название вступительных ликвидационных (на начало периода ликвидации), промежуточных ликвидационных (на конец периода ликвидации).

. Разделительные балансы составляют в момент разделения крупной организации на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной либо нескольких структурных единиц данной организации другой организации. В последнем случае баланс часто называют передаточным.

. Объединительный баланс формируют при объединении (слиянии) нескольких организаций в одну или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данной организации.

К2 - по источникам составления балансы подразделяются на инвентарные, книжные, генеральные.

. Инвентарные балансы составляют только на основании инвентаря (описи) средств; они представляют собой сокращенный и упрощенный его вариант.

. Книжный баланс составляют на основании только книжных записей (данных текущего бухгалтерского учета) без предварительной проверки их путем инвентаризации.

. Генеральный баланс составляют на основании учетных записей и данных инвентаризации. Согласно последней уточняются остатки средств, тем самым повышается реальность баланса.

К3 - по объему информации балансы подразделяются на единичные и сводные.

. Единичный баланс отражает деятельность только одного подразделения предприятия, выделенного на баланс.

. Сводный баланс получается путем механического сложения сумм, числящихся на статьях всех единичных балансов, и подсчета общих итогов актива и пассива. Разновидностью сводных являются консолидированные балансы, которые представляют собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но составляющих взаимосвязанную в экономическом и финансовом отношениях единую группу.

К4 - по характеру деятельности балансы могут быть основной (обычной) и неосновной (прочей) деятельности.

. Основной называется деятельность, определяющая основной объем выручки организации и соответствующая ее профилю (для строительных организаций - выполнение строительно-монтажных работ; для торговых организаций - покупка и продажа товаров и т.п.). Все прочие виды деятельности организации - неосновные (подсобные сельскохозяйственные, жилищно-коммунальные и транспортные хозяйства и т.д.).

На практике может случиться, что профиль организации один, а занимается она совсем иной деятельностью. Например, строительный трест больше покупает и продает, чем строит. В этом случае торговля считается основной деятельностью треста.

Подразделения предприятия, занимающиеся неосновной деятельностью, могут иметь отдельные балансы. Однако во многих случаях показатели работы этих подразделений отражаются на балансе основной деятельности. При этом средства подразделений, занимающихся неосновной деятельностью, отражаются на соответствующих статьях баланса вместе со средствами по основной деятельности.

К5 - по формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и совместных организаций. Они различаются в основном по источникам образования собственных средств. Например, основным источником образования собственных средств государственных предприятий является уставный фонд, кооперативных - основной, паевой и другие фонды и т.д.

К6 - по объекту отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные.

. Самостоятельный баланс имеют только организации, являющиеся юридическими лицами.

. Отдельный баланс составляют структурные подразделения организаций (филиалы, цехи, автотранспортные и жилищно-коммунальные хозяйства и т.д.).

К7 - по способу отражения регулирующих статей различают балансы-брутто и балансы-нетто.

. Баланс-брутто включает регулирующие статьи.

. Баланс-нетто предполагает уменьшение оценки регулируемых статей путем вычитания регулирующих статей.

В любом балансе, к какой бы классификационной группе он ни относился, для сопоставимости данных на начало и конец года номенклатура статей баланса на начало года должна быть приведена в соответствие с номенклатурой баланса на конец года.

2.3 Содержание статей бухгалтерского баланса

Из всех форм бухгалтерской отчетности важнейшей является баланс. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. По балансу характеризуется состояние материальных запасов, расчетов, наличие денежных средств, инвестиций.

Данные баланса необходимы собственникам для контроля над вложенным капиталом, руководству организации при анализе и планировании, банкам и другим кредиторам - для оценки финансовой устойчивости.

Баланс предприятия состоит из двух частей. В первой части показываются активы, во второй - пассивы предприятия. Обе части всегда сбалансированы: итоговая сумма строк по активу равна итоговой сумме строк по пассиву. Называется эта сумма валютой баланса. По каждой строке баланса предприятия заполняются две графы. В первую графу заносятся показатели на начало отчетного года (вступительный баланс), а во вторую графу - на конец года (заключительный баланс) либо в тысячах, либо в миллионах рублей без десятичных знаков. [2]

Актив баланса

Раздел I "Внеоборотные активы"

Нематериальные активы (строка 110) - отражается остаточная стоимость нематериальных активов, которые принадлежат организации. Пункт 21 ПБУ 14/2000 позволяет начислять амортизацию двумя способами: по кредиту счета 04, уменьшая первоначальную стоимость нематериальных активов, или на отдельном счете 05.

К нематериальным активам относятся: исключительные права на изобретение, промышленный образец, полезную модель, программу для ЭВМ или базу данных, товарный знак или знак обслуживания, селекционные достижения; имущественные права на топологии интегральных микросхем; деловую репутацию фирмы, то есть разницу между ее покупной ценой и стоимостью чистых активов; организационные расходы.

Основные средства (строка 120) - здесь показывают остаточную стоимость основных средств - за вычетом сумм начисленной амортизации.

К основным средствам относятся: собственное имущество, которое служит больше 12 месяцев, не предназначенно для перепродажи, способно приносить доход и используется для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг или управленческих нужд; объекты, которые принадлежат предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; имущество, полученное в лизинг (когда предмет договора лизинга учитывается на балансе у лизингополучателя).

Незавершенное строительство (строка 130). К незавершенным капитальным вложениям относятся расходы:

üНа покупку основных средств, которые не введены в эксплуатацию;

üНа покупку нематериальных активов, не принятых на учет;

üНа покупку оборудования, требующего монтажа или переданного для монтажа, но не смонтированного;

üПо незаконченному капитальному строительству;

üНа выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Имущество, которое фирма собирается использовать для сдачи в аренду, лизинг или прокат, учитывается по счету 03 "Доходные вложения в материальные ценности". По строке 135 нужно показать стоимость такого имущества за вычетом начисленной амортизации. Амортизацию отражают на отдельном субсчете "Амортизация по имуществу, предоставляемому другим организациям во временное пользование" к счету 02.

Долгосрочные финансовые вложения (строка 140) по этой строке баланса отражаются: вклады в уставные капиталы других организаций; инвестиции в ценные бумаги (векселя, акции, облигации); дебиторскую задолженность, полученную по договору уступки права требования; средства, вложенные в совместную деятельность; займы, предоставленные другим организациям.

Отложенные налоговые активы (строка 145)

Чтобы рассчитать отложенный налоговый актив, ставку налога на прибыль умножают на вычитаемую временную разницу (п. 14 ПБУ 18/02). Для учета таких активов предназначен счет 09 "Отложенные налоговые активы".

Прочие внеоборотные активы (строка 150) - по этой строке указываются данные об иных внеоборотных активах организации, которые не нашли отражение по другим строкам раздела I.

Итого по разделу I (строка 190)

В этой строке приводится сумма следующих строк раздела I Бухгалтерского баланса: 110 "Нематериальные активы"; 120 "Основные средства"; 130 "Незавершенное строительство"; 135 "Доходные вложения в материальные ценности"; 140 "Долгосрочные финансовые вложения"; 145 "Отложенные налоговые активы"; 150 "Прочие внеоборотные активы".

Раздел II "Оборотные активы"

Запасы (строка 210) - отражаются сводные данные о запасах и затратах фирмы. Далее эти сведения расшифровываются по строкам 211-217.

По строке 211 "Сырье, материалы и другие аналогичные ценности" отражают дебетовый остаток по счету 10 "Материалы", стоимость спецпринадлежностей и специальной одежды, которые еще не выданы работникам.

В строку 212 "Животные на выращивании и откорме" записывают дебетовое сальдо по счету 11.

По строке 213 "Затраты в незавершенном производстве" отражается стоимость продукции, которая не прошла всех стадий обработки, а также работы, не принятые заказчиками. Для заполнения этой строки производственные организации суммируют остатки по счетам: 20 "Основное производство"; 21 "Полуфабрикаты собственного производства"; 23 "Вспомогательные производства"; 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"; 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам".

Торговые организации по строке 213 указывают сальдо по счету 44 "Расходы на продажу".

Для отражения в балансе остатков готовой продукции и товаров нужно заполнить строку 214 "Готовая продукция и товары для перепродажи". Производственные предприятия указывают здесь фактическую или нормативную себестоимость готовой продукции. А торговые организации приводят покупную стоимость своих товаров (то есть за минусом торговой наценки).

По строке 215 отражают остаток по счету 45 "Товары отгруженные".

По строке 216 отражают остаток по счету 97 "Расходы будущих периодов".

В строке 217 "Прочие запасы и затраты" отражают затраты, которые не были показаны в предыдущих строках подраздела "Запасы".

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (строка 220) - по этой строке организация должна показать остаток "входного" НДС, который еще не принят к вычету.

Строку 220 не заполняют: фирмы, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ; организации, которые переведены на ЕНВД или уплачивают единый сельскохозяйственный налог; предприятия, продукция которых не облагается НДС.

Дебиторская задолженность (строка 230 и 240)

В строках 230 "Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)" и 240 "Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)" отражается соответственно долгосрочная и краткосрочная дебиторская задолженность.

В составе дебиторской задолженности показывают долги:

покупателей - за поставленные им товары, оказанные работы, выполненные услуги;

поставщиков - за перечисленные им авансы;

подотчетных лиц - за выданные им деньги;

работников - по полученным от фирмы займам.

В балансе сумму дебиторской задолженности показывают за минусом созданного резерва по сомнительным долгам.

Краткосрочные финансовые вложения (строка 250) - здесь указываются выданные краткосрочные займы (на срок не более года), а также прочие краткосрочные финансовые вложения.

Денежные средства (строка 260) - отражается сумма остатков денежных средств предприятия: дебетовое сальдо по счету 50 "Касса"; дебетовое сальдо по счету 51 "Расчетные счета"; дебетовое сальдо по счету 52 "Валютные счета"; дебетовое сальдо по счету 55 "Специальные счета в банках" и счету 57 "Переводы в пути".

Прочие оборотные активы (строка 270) - указываются данные об оборотных активах, не отраженных в других строках раздела II баланса.

Итого по разделу II (строка 290) - приводят сумму строк: 210 "Запасы";

"НДС"; 230 и 240 "Дебиторская задолженность"; 250 "Краткосрочные финансовые вложения"; 260 "Денежные средства"; 270 "Прочие оборотные активы".

Баланс (строка 300). По строке 300 нужно указать сумму строк:

"Итого по разделу I" и 290 "Итого по разделу II".

Сумма этих строк представляет собой актив баланса.

Пассив баланса

Раздел III "Капитал и резервы"

Уставный капитал (строка 410) - сумма уставного капитала предприятия. Она должна совпадать с суммой уставного капитала, который зафиксирован в учредительных документах. Уставный капитал акционерного общества (ЗАО или ОАО) это номинальная стоимость акций фирмы, распределенных между акционерами. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью (ООО) - это номинальная стоимость долей, распределенных между участниками (учредителями) фирмы.

Собственные акции, выкупленные у акционеров (строка 411). Акционерные общества по строке 411 показывают собственные акции, выкупленные у акционеров. А общества с ограниченной ответственностью отражают стоимость долей в уставном капитале, выкупленных у участников (учредителей) фирмы.

Добавочный капитал (строка 420) - кредитовый остаток по счету 83 "Добавочный капитал".

Резервный капитал (строка 430) - эту строку заполняют фирмы, которые создают резервный фонд. В обязательном порядке его должны иметь только акционерные общества (ст. 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Он создается за счет части полученной прибыли. Ежегодно в фонд направляют не менее 5 процентов от суммы чистой прибыли.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (строка 470) - отражают нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет и прибыль (убыток) отчетного года. Кроме того, здесь же показывают сумму начисленного, но не уплаченного налога на прибыль с базы переходного периода.

Итого по разделу III (строка 490). По этой строке баланса приводится сумма следующих строк (за минусом строки 411): 410 "Уставный капитал"; 420 "Добавочный капитал"; 430 "Резервный капитал"; 470 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Раздел IV "Долгосрочные обязательства"

Займы и кредиты (строка 510) - здесь указывают сальдо счета 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам". Кроме того, здесь нужно указать и величину процентов, которые по ним должна заплатить фирма.

Отложенные налоговые обязательства (строка 515). Учет отложенного налогового обязательства ведется на счете 77 "Отложенные налоговые обязательства". Кредитовое сальдо по этому счету и нужно показать по строке 515 баланса.

Прочие долгосрочные обязательства (строка 520) - строка 520 предназначена для прочих долгосрочных обязательств фирмы, которые не были отражены в других строках раздела IV.

Итого по разделу IV. По строке 590 Бухгалтерского баланса отражается сумма строк: 510 "Займы и кредиты"; 515 "Отложенные налоговые обязательства"; 520 "Прочие долгосрочные обязательства".

Раздел V "Краткосрочные обязательства"

Займы и кредиты (строка 610) - в эту строку записывается сальдо по счету 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам". При этом в балансе нужно показать проценты, которые по ним должна заплатить организация.

Кредиторская задолженность. Общая сумма кредиторской задолжен-ности отражается по строке 620, а далее расшифровывается по строкам 621-625.

По строке 621 "Поставщики и подрядчики" показывают задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы и т.п.

По строке 622 "Задолженность перед персоналом организации" записывают сумму начисленной, но еще не выданной заработной платы.

По строке 623 "Задолженность перед государственными внебюджетными фондами" отражают задолженность предприятия по ЕСН, по взносам на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По строке 624 "Задолженность по налогам и сборам" показывают задолженность организации перед бюджетом по налогам, сборам и штрафным санкциям.

По строке 625 "Прочие кредиторы" записывают суммы прочей кредиторской задолженности организации.

Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов (строка 630)

Сумма такой задолженности отражается по кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями" субсчет "Расчеты по выплате доходов".

Доходы будущих периодов (строка 640). В эту строку переносится кредитовое сальдо по счету 98 "Доходы будущих периодов".

Резервы предстоящих расходов (строка 650). В эту строку переносится кредитовый остаток по счету 96 "Резервы предстоящих расходов".

Прочие краткосрочные обязательства (строка 660). Прочие краткосрочные пассивы, которые не нашли отражения по другим статьям раздела V баланса, записываются в строку 660.

Итого по разделу V (строка 690). В строке 690 приводят сумму строк: 610 "Займы и кредиты"; 620 "Кредиторская задолженность"; 630 "Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов"; 640 "Доходы будущих периодов"; 650 "Резервы предстоящих расходов и платежей"; 660 "Прочие краткосрочные обязательства".

Баланс (строка 700). Показатель строки 700 представляет собой сумму строк: 490 "Итого по разделу 3"; 590 "Итого по разделу 4"; 690 "Итого по разделу 5".

Сумма этих строк и будет пассив баланса.

Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах

Справка - это составная часть баланса. В ней отражается стоимость ценностей, учтенных на забалансовых счетах.

Основные средства, которые не принадлежат фирме на праве собственности, указываются в строке 910 "Арендованные основные средства". При этом необходимо выделить стоимость основных средств, находящихся в фирме по договору лизинга (строка 911).

По строке 920 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" отражают стоимость неоплаченных материалов, если договором предусмотрен переход права собственности на них после оплаты; проданные материалы, но оставленные на складе фирмы на ответственное хранение.

По строке 930 "Товары, принятые на комиссию" указываются товары, принадлежащие другим фирмам, которые мы собираемся продавать по договору комиссии.

В строку 940 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" переносится остаток по забалансовому счету 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов".

Если же, наоборот, выдала наша фирма, их сумму показывают по строке 960 "Обеспечения обязательств и платежей выданные".

Фирма может иметь объекты жилищного фонда, которые не используются для получения дохода. Согласно пункту 17 ПБУ 6/01, в бухгалтерском учете по ним начисляется износ. Сведения о начисленных суммах указываются в строке 970 "Износ жилищного фонда".

Сумма износа по объектам внешнего благоустройства отражается по строке 980 "Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов".

Строку 990 "Нематериальные активы, полученные в пользование" заполняют фирмы, которые получили право на использование объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, изобретения, компьютерной программы и т.п.). [5]

3. АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

3.1 Назначение аудиторских проверок

Цель аудитора - подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности. И собственникам, и кредиторам очень важно знать, можно ли доверять числам, с которыми их знакомит администрация предприятия. У аудитора почти никогда не может быть точного убеждения в том, что отчетность составлена правильно, и потому заключение аудитора имеет своим следствием, своим продуктом мнение, имеющее ту или иную степень убедительности. За правильность своего мнения, за степень найденной очевидности аудитор несет ответственность, оговоренную в договоре с клиентом.

Современный аудит первоначально появился в Великобритании в середине XIX в. К этому времени в стране было создано множество акционерных обществ. Их устроители часто прибегали к мошенничествам, связанным с составлением фальсифицированной отчетности, в которой, как правило, искусственно завышалась прибыль. Это позволяло учредителям продавать обесцененные бумаги по достаточно высоким ценам. Такие аферы получили слишком большое распространение, что отрицательно сказалось на рынке ценных бумаг. Инвесторы боялись покупать акции, что, в свою очередь тормозило развитие народного хозяйства, экономические крахи и банкротства следовали одно за другим. Тогда небольшая группа опытных бухгалтеров заявила, что она рекомендует приобретать акции только тех предприятий, отчетность которых эти бухгалтеры подписали. Доверие общества к бухгалтерам и бухгалтерии в те годы и в том обществе было безграничным. Естественно, люди общества стали, покупая акции, спрашивать отчетность тех предприятий, в бумаги которых они вложили деньги. И когда они видели, что отчетность подписана этими бухгалтерами, которых они стали называть аудиторами, инвесторы были спокойны, ибо полагали, что если все-таки произойдет обман и аудиторы подтвердят отчетность, которая скрывает подлинную финансовую жизнь предприятия, то по крайней мере можно будет кому-то предъявить иск. Так в глазах общества аудиторы стали выступать в определенной степени гарантами экономической надежности фирмы. В результате аудиторская подпись (со временем - заключение) стала знаком качества ценных бумаг, без этого знака они не могли быть проданы.

Поэтому к началу XX в. аудиторские фирмы заняли прочное место в экономической структуре почти всех экономически развитых стран.

Технология аудита все время совершенствовалась, и как результат этого совершенствования уже в XX в. родились две основные теории аудита, вытекающие из разного понимания инвесторами его задач.

Первая теория основана на том, что аудитор работает в интересах собственника и его задача подтвердить, что все написанное в балансе и в отчете о прибылях и убытках правильно или если отклоняется от истинного значения, то очень незначительно. Основной прием в этом случае - инвентаризация. Основной минус этого подхода в том, что аудит проводится после отчетной даты, и на эту дату финансовое положение могло быть в отчетности отражено правильно, и оно могло быть и устойчивым, и перспективным, но после этой даты или после проведения аудита клиент может достаточно быстро разориться, поставив в затруднительное положение собственников и кредиторов.

Вторая теория исходит из того, что аудитор, работая в интересах собственника, принимает во внимание и интересы кредиторов. Более того, последним на практике отдается предпочтение, и основной задачей в связи с этим признается определение ликвидности и платежеспособности предприятия. Аудитор всеми доступными ему способами должен установить, сохранит ли предприятие платежеспособность в течение года с момента проведения аудита. Основные приемы в этом случае: анализ денежных потоков, динамика погашения дебиторской и кредиторской задолженности.

В нашей стране принята первая теория, но вторая начинает получать все большее признание в деловом обществе.

бухгалтерский отчетность аудиторский проверка

3.2 Концепция аудиторской проверки

По мнению Соколова, основная задача аудита - подтвердить (засвидетельствовать) правильность данных, приведенных в бухгалтерской отчетности. При этом следует подтвердить только все значимые числа, т.е. те, от величины которых зависит принятие решения актуальным и потенциальным инвестором.

В связи с этим аудитор исходя из постулата недоверия предполагает, что Н ≠ Ф, т.е. должное (указанное в отчетности - Н) не совпадает с сущим (выявленным аудитором - Ф). Это означает, что данные бухгалтерского учета не адекватны фактическому положению дел, а отсюда вытекает вывод о двух вариантах сокрытия: Н > Ф, что означает недостачу средств и (или) источников, и Н < Ф, что означает сокрытие имеющихся средств и (или) источников.

В первом случае речь идет о прямом расхищении имущества вследствие воровства ценностей, подмены, пересортицы товаров и (или) материалов, фальсификации весоизмерительных приборов. Желание снизить разность (Н - Ф) и скрыть недостачу часто приводит к фальсификации документов, что позволяет пи проверке выявить так называемый аудиторский след. (Аудитор должен найти факт фальсификации и проследить все последствия, к которым она привела; если речь шла о вуалировании, аудитор должен его раскрыть.) Надо понимать, что при работе аудитора может не быть всех необходимых документов.

Во втором случае речь идет о том, что значительная часть хозяйственной деятельности собственника развивается помимо собственника и часто вопреки его интересам. (Однако возможны случаи, сейчас весьма частые, когда эта деятельность ведется не только с ведома корреспондентов, но даже при их активном соучастии, например в целях сокрытия налогооблагаемых сумм.)

Оба вида злоупотребления связаны с тем, что множество лиц имеет как санкционированный, так и несанкционированный доступ к ценностям предприятия; в первом случае говорят о злоупотреблении доверием, во втором - речь идет об обмане.

Мы рассматриваем злоупотребления с точки зрения фальсификации, которая может быть прямой (расхищение собственности) и косвенной, связанной с манипулированием первичными документами.

Теперь следует рассмотреть субъектов расхищения. Их можно разделить на внутренних (администрация и агенты - оперативные работники: продавцы, рабочие и т.п.) и внешних (контрагенты - поставщики, подрядчики, комитенты, налоговые инспекторы и т.п.).

Теперь можно построить единую классификацию злоупотреблений, которые должен выявить аудитор, приступая к проверке (табл. 1).

Таблица 1 Классификация объектов и субъектов злоупотреблений

Субъекты злоупотребленийОбъекты фальсификацииценности (Ф)документы (Н)А Б В ГВнутренние: администрация Внутренние: оперативные работники Внешние: легальные контрагенты Внешние: нелегальные контрагентыАФ БФ ВФ ГФАН БН ВН ГН

Фальсификация - заведомое искажение отчетности, вуалирование - сокрытие данных (например, дебиторская задолженность уменьшена за счет кредиторской и т.п.).

Таким образом, мы выделили восемь типов злоупотреблений.

АФ - случай весьма редкий, ибо высокая администрация не может и не хочет иметь непосредственный доступ к материальным и особенно к денежным ценностям. Только в небольших предприятиях создаются условия для прямого расхищения ценностей самой администрацией. Сюда же следует отнести и наличие неоприходованных ценностей.

АН - случай гораздо более частый, связанный с тем, что администрация имеет доступ не столько к ценностям, сколько к документам, отсюда и фальсификация приобретает своеобразный характер: часто, например, выписываются бестоварные документы, позволяющие расхищать большие денежные суммы.

БФ - оперативные работники, непосредственно сталкивающиеся с ценностями, естественно, и пытаются расхитить эти ценности. Это может делаться самым примитивным способом: рабочий уносит домой инструменты, повар - курицу, продавец, взяв от приятеля чек на 100 руб., отпускает ему товар на 500 руб. и т.д. Сюда же относятся и такие ухищрения, как обвес, обсчет, обмер покупателей, фальсификация товаров и тому подобные средства расхищения товарной массы, что позволяет создавать излишки ценностей, реализовывать их и изымать полученную дополнительную выручку.

БН - непосредственные оперативные работники не имеют доступа к документам, утверждаемым администрацией, и поэтому могут быть причастны к фальсификации практически только при наличии сговора с администрацией. (Попытки самостоятельно на свой страх и риск фальсифицировать документы, как правило, быстро разоблачаются бухгалтерией.)

ВФ - прямое расхищение корреспондентами имущества, конечно, встречается, но крайне редко: например, клиент может выпросить какие-либо ценности в виде подарка, а факт изъятия ценности не будет оформлен документами.

ВН - внешние по отношению к фирме клиента юридические и физические лица - корреспонденты могут принимать самое активное участие в расхищении ценностей, но, в сущности, только путем сговора. Например, аудитор видит, что фирма клиента сдает в аренду помещение по довольно низким расценкам. В этом случае есть подозрение, что администрация получает незаконное вознаграждение от арендатора. Если аудитор видит, что суммы налогооблагаемой прибыли занижены, а налоговая инспекция не замечает этого факта, можно предположить, что администрация вступила в сговор с налоговиками, и т.п.

ГФ - преступники просто грабят предприятие путем разбойного нападения или вымогая "подарки", которые не документируются.

ГН - преступники облагают "данью" предприятие, и у него возникает необходимость документировать расхищаемое имущество. Это преступление становится особенно опасным, если "лихие люди" заставляют администрацию ввести в штат "своих" людей. С этой минуты, и аудитор это должен хорошо понимать, вся деятельность фирмы приобретает криминальный характер.

В работе коммерческой фирмы всегда имеется возможность для преступного сговора.

Сговор возможен между администраторами, между оперативными работниками и между теми и другими внутри предприятия.

Сговор возможен и между контрагентами, стремящимися подчинить предприятие своим целям, и между сотрудниками фирмы-клиента.

И наконец, сговор возможен и между преступниками и администрацией - случай, заведомо выводящий фирму-клиента из легальной среды хозяйственной деятельности. Любопытно, что тем больше членов трудового коллектива соучаствуют в преступлении, тем как бы спокойнее можно совершить преступление. Например, все рабочие и служащие знают, как идет обвес покупателей или как фальсифицируют вино. В этом случае уголовно наказуемые деяния превращаются в обычные процедуры, и их разоблачение, как правило, возможно только в том случае, если сотрудники (подельщики) не могут договориться о разделе полученного барыша.

В такой ситуации чем хуже организован учет, чем запутаннее его методология и чем сложнее и нестабильнее система налогообложения, тем легче злоупотреблять доверием собственников и совершать хищения. При этом хищения могут или не скрываться, и тогда между фактическими и учтенными остатками возникают расхождения, или скрываться, и тогда между фактическими и учтенными остатками возникают расхождения, или скрываться, и тогда администрация, и прежде всего бухгалтеры, прибегают к подгонке учетных данных под фактически сложившиеся остатки, скрывая недостачу и имитируя законность действий.

В первом случае исходят из того, что: а) нет возможности выявить потери, ибо имущество было расхищено в пределах так называемых нормируемых потерь; б) администрация заведомо предполагает, что ее сотрудник возместит официальную зарплату неофициальным доходом (продавец - обвесом покупателей, кассир - их обсчетом, инвентаризатор - "благодарностью" инвентаризируемых и т.п.); у людей нет возможности скрыть хищение (покупатель украл товары, и он не думает о проблемах бухгалтерского оформления возникшей недостачи); у материально ответственных лиц нет необходимости скрывать недостачу (одно лицо украло чеки у другого - укравшему это не нужно, а у обворованного нет доказательств, что его обворовали коллеги).

Против всех таких хищений существуют только оперативные методы контроля: ограниченный допуск к ценностям, замки, решетки, сейфы, железные двери, пропускная система и т.п., а также анализ состава сотрудников, принимающий во внимание их прошлое и особенно ценностные ориентиры. Так, в одной американской книготорговой фирме не берут на работу сотрудников, любящих читать и собирать личные библиотеки. Факт хищения во всех случаях устанавливается или в момент ее совершения, или только путем последующей инвентаризации.

Во втором случае предполагаются фальсификации учет и снижение Н до Ф. Поскольку речь идет о том, как фальсифицировать Н, дабы добиться Ф = Н, постольку речь может идти об изменении структуры дебетовых записей или кредитовых.

Нехватка ценностей может быть списана или на дебиторов, или на расходы. Искусственная дебиторская задолженность - это только отсрочка списания.

Создание искусственных кредиторов - одна из наиболее распространенных процедур хищений. Например, в расчетно-платежную ведомость вводятся подставные лица или на реальных людей выписываются "липовые" наряды и т.п. Такие же процедуры могут быть проделаны с поставщиками, подрядчиками и тому подобными лицами. Ярким примером псевдодебиторов, образованных в результате финансовых вложений, могут служить варианты, когда служащие фирмы покупают заведомо ничего не стоящие ценные бумаги каких-то мифических фирм, а потом продавцы делят деньги с покупателями. Такие хищения разоблачаются главным образом в результате деления полученного барыша. При этом если недостачи списаны на затраты, то прибыль соответственно уменьшается, но еще не отражена в учете, то учетная прибыль предприятия будет искусственно завышена.

Достаточно главному бухгалтеру капитализировать часть текущих расходов, и, как следствие, может быть сформирован дополнительный, фиктивный актив и реальная прибыль увеличится на фиктивную прибыль. К этой процедуре иногда прибегают администрация и собственники, чтобы взвинтить курс акций, увеличить свою заработную плату и премии (иногда они за счет этой процедуры увеличивают заработную плату и премии всего штата). Но больше всего к этой процедуре вынуждают прибегать администрацию налоговые органы, требуя относить часть текущих расходов на статью "Расходы будущих периодов".

Приведенные соображения позволяют понять, что результат работы аудитора - это только его мнение, но это мнение гарантирует одно известное положение, которое гласит, что "не может быть обмана там, где всем известно, что он есть" (Грасиан). [4]

3.3 Аудиторское заключение

Результаты аудиторской проверки представляются в форме аудиторского заключения - документа, имеющего юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Это заключение составляется для пользователей (учреждений, акционеров, банков, инвесторов, поставщиков и покупателей), которых интересуют данные экономического субъекта, подтверждение полноты и правильности годового отчета.

Однако аудиторское заключение не может и не должно трактоваться экономическим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как гарантия аудиторской фирмы в том, что иные обстоятельства, оказывающие или способные оказать влияние на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта, не существуют.

В отличие от аудиторского отчета, где заказчику подробно сообщается о результатах проверки и который представляется ограниченному кругу лиц (например, акционерам), аудиторское заключение предусмотрено для всех заинтересованных лиц. Аудиторское заключение составляется в краткой форме, должно быть четким и содержать недвусмысленное описание результатов проверки. В нем должны быть сделаны точно обоснованные выводы о достоверности бухгалтерской отчетности, ее соответствии действующему законодательству и типовым положениям по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета.

Выделяют следующие виды аудиторских заключений.

Безоговорочно положительное составляется в том случае, когда аудитор приходит к заключению о том, что бухгалтерская отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Данный вид заключения свидетельствует о том, что отчетность экономического субъекта находится в идеальном состоянии.

Модифицированное аудиторское заключение. Данный вид заключения составляется в том случае, если возникли факторы:

а) не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Факты, не сказывающие влияния на аудиторское мнение, излагаются после части с выражением мнения;

б) влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

Мнение с оговоркой должно быть выражено в том случае, если аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение. Однако ограничение объема аудита или разногласия с руководством относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения, адекватности раскрытия информации в бухгалтерской отчетности не носят существенного характера.

Данное мнение обязательно должно содержать формулировку: "за исключением влияния обстоятельств…" (с указанием обстоятельств, к которым относится оговорка).

Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита носит существенный характер и аудитор не имеет возможности получить достаточные доказательства.

Отрицательное мнение выражается только тогда, когда разногласия с руководством относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения, адекватности раскрытия информации в бухгалтерской отчетности носят существенный характер и внесение оговорки в аудиторское заключение не является достаточным.

Аудиторское заключение также может быть модифицировано, когда возникают сомнения в непрерывности деятельности предприятия (в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным годом). Причиной сомнений могут быть финансовые, производственные и прочие признаки:

а) финансовые признаки: отрицательная величина чистых активов или невыполнение установленных требований в отношении чистых активов; привлеченные заемные средства, срок возврата которых приближается, при реальном отсутствии перспективы возврата или продления срока займа либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов; изменение схемы оплаты товара (выполненных работ, оказанных услуг) поставщикам на условиях коммерческого кредита или рассрочки платежа по сравнению с расчетами по мере поставки товара (выполнения работ, оказания услуг); существенное отклонение значений основных коэффициентов, характеризующих финансовое положение аудируемого лица, от нормальных (обычных) значений; неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки; неспособность обеспечить финансирование развития деятельности или осуществление других важных инвестиций; значительные убытки от основной деятельности; трудности с соблюдением условий договора о займе; задолженность по выплате или прекращение выплаты дивидендов; экономически нерациональные долговые обязательства; признаки банкротства, установленные законодательством Российской Федерации;

б) производственные признаки: увольнение основного управленческого персонала без должной его замены; потеря рынка сбыта, лицензии или основного поставщика; проблемы с трудовыми ресурсами или дефицит значимых средств производства; существенная зависимость от успешного выполнения конкретного проекта; существенный объем продажи сырья и материалов, сравнимый с объемом выручки от реализации продукции (работ, услуг) или превышающий его;

в) прочие признаки: несоблюдение требований в отношении формирования уставного капитала аудируемого лица, установленных законодательством Российской Федерации; судебные иски против аудируемого лица, которые находятся в процессе рассмотрения и могут в случае успеха истца завершиться решением суда, невыполнимым для данного лица; внесение изменений в законодательство или изменение политической ситуации.

Однако в стандарте сказано, что указанный перечень признаков не является окончательным, и наличие одного или нескольких признаков не всегда является достаточным доказательством неприменимости допущения непрерывности деятельности при подготовке бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

В случае составления модифицированного мнения аудитор должен описать все причины этого и по возможности дать количественную оценку влияния данного факта на достоверность бухгалтерской отчетности.

Безоговорочное заключение и мнение с оговоркой с удовольствием принимаются всеми группами заинтересованных пользователей. Отказ от выражения мнения и отрицательное мнение не обрадуют никого из этой группы лиц, а более всего не порадуют акционеров, так как ставится вопрос о проблемах не только в учете и отчетности, но и, как следствие, в деятельности предприятия.

В аудиторском заключении должны быть изложены все существенные обстоятельства, помешавшие дать безоговорочно положительное заключение. Если в результате аудита хозяйствующий субъект внес в бухгалтерскую отчетность необходимые поправки до подписания заключения, то в этом документе не должно содержаться указаний на эти поправки.

Если аудиторское заключение составляется после подписания отчетности, то должен содержаться перечень поправок, которые следует внести в бухгалтерскую отчетность следующего периода и с учетом которых отчетность, явившаяся объектом аудита, может быть признана достоверной.

Таким образом, аудиторское заключение свидетельствует о том, что´ собой представляет информация, включенная в отчетность. Конечно, по большому счету это еще далеко не всегда гарантия правильности, но без этого свидетельства о правильности отчетности говорить очень трудно. Поэтому мудрые менеджеры предпочитают не столько свой взгляд на дела предприятия, сколько взгляд опытного аудитора.


Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный год.

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.

Из всех форм бухгалтерской отчетности важнейшей является баланс. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. По балансу характеризуется состояние материальных запасов, расчетов, наличие денежных средств, инвестиций.

Данные баланса необходимы собственникам для контроля над вложенным капиталом, руководству организации при анализе и планировании, банкам и другим кредиторам - для оценки финансовой устойчивости.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

. Н. П. Барышников. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. Том II. Издание 4-е, переработанное и дополненное - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", Рилант, 2000.

. Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательство "Дело и сервис", 2004.

. Бухгалтерский учет: Учебник / Н. Н. Бочкарева, В. А. Быков и др.; Под ред. Я. В. Соколова. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004.

. Соколов Я. В., Пятов М. Л. Бухгалтерский учет для руководителя: учебно-практическое пособие. - 3-е издание, перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.

. Практический журнал для бухгалтера "Главбух" №7, 14, 2005

. ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"

. Федеральный Закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. № 129-ФЗ

. Аудит: Учебник для вузов/В. И. Подольский, Г. Б. Поляк, А. А. Савин, Л.В.Сотникова; Под редакцией профессора В. И. Подольского. - М.: Аудит, ЮНИТИ,1997

. Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит: Учебник. - 2-е изд., дополненное и переработанное. - М.: ИНФРА-М, 2001

Похожие работы на - Учёт и аудит бухгалтерского баланса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!